автореферат и диссертация по педагогике 13.00.04 для написания научной статьи или работы на тему: Методы моделирования и оценки оригинальных элементов в художественной гимнастике
- Автор научной работы
- Полторапавлова, Ирина Рубиновна
- Ученая степень
- кандидата педагогических наук
- Место защиты
- Москва
- Год защиты
- 1990
- Специальность ВАК РФ
- 13.00.04
Автореферат диссертации по теме "Методы моделирования и оценки оригинальных элементов в художественной гимнастике"
1„<П0 9.1.
ЦЕНТРАЛЬНЫЙ НДУЧНО-ИСС.ЩОВАТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ СПОРТА
На правах рукописи ПОЛТОРШБЛОВА Ирлна Рублновна
МЕТОДУ МОДЕЛИРОВАНИЯ И ОЦЕНКИ ОРИПШАЛЫЖ ЭЛЕМЕНТОВ В ХУДСЕБСТВЕННОй ГИМНАСТИКЕ
13.00.04 - теория и методика физического воспитания,' спортивной тренировки и оздоровительной физической культуры
Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук
Москва 1950
1 Л^-'О' ' \
Работа выполнена -во Кеесоюзном научно-исследовательском институте физической культуры.
Научный, руководитель - кандидат педагогических наук ИВАНОВА O.A.
Официальные сппонеьты:
- диктор педагогических наук, профессор
ГадМ'Ы.Л.; -- к-ндидат- педагогичзсяих каук, доцент ■..лЧНЕВА Д.М.,
¿едущая организация - Московский областной государственный институт физической культуры.
Защита состоится " /у^" f^-i** 1991г. в " ff " часов
на заседании специализированного совета К 04fi.X0.0I Централь ного научно-исследовательского института спорта по адресу: Москва, Елизаветинский проезд, 10.
С диссертацией мокко ознакомиться в библиотеке Всесоюзного НИИ физической культуры.
Автореферат разослан "Л
■ * «.
Учёный секретарь специализированного
совета, кандидат педагогических Hayiu_— .
старший научный сотрудник ---ПШЗЗОВА В.Б.
Юыстнки? j
■ I
<-т;,гл Агеувлмэдсть 3 плсю'.ицэз время оригинальность явля-
"ccep75,i({a I
—еес£./одкзй кз воензЕших характеристик соревновательной деятельности в художественной гсегнасттсе (Йорданов Ю., Пиков Ц., 1969; Карпенко' Л.А., 1973; Попов Ю.А., 1901; Смолевский В., Менхин Ю., Силин В., 1979). В международных правилах судейства соревнований по художественной гимнастике введена бонификация в размере 0,2 балла за исполнение оригинальных элементов (Меж-дур анодные правила судейства соревнований по художественной гимнастике, IS88). Однако до настоящего времени данный показатель мастерства практически, не подвергался объективной оценке. В связи с эим результата соревнований и их анализ трактуются субъективно, без подкрепления количественными данными об оригинальности элементов и упражнений в цэЛом.
Решение проблемы оценки оригинальности элементов вхудояе-стенной 'гимнастике исюючительно вгяно для эффективного управления тренировочным процессом спортсменов на основе объективной информации (Афонин В.Н., 1975; Ровин Е.Ю., Титов Ю.К., 1976;
•Укран Н.Л., Буроков'В.А., 1975). Научно обоснованная система оценхи оригинальности элементов позволит правильно, планировать 'тренировку и своевременно вносить коррективы в учебный процесс, разработать методику создания оригинальных элементов.
Как показали многочисленные исследования (Карпенко Л.А., 1978; Переверзев Л.Б., IS65; Плоткин Е.А., 1986; Хадяийска К., 1971), один из путей создания новых оригинальных элементов в художественной гимнастике связен со структурным анализом всего их многообразия. В то не время • "знание закономерностей формирования оригинальных элементов делает возможным- направленный юс Ьоиск.
Целью настоясэго исследования было повышение эффективности процесса со2арсйнствсвани.1 исполкктольскс^с маст&г.ст5г
в художественной гимнастике на основе методов количественной оценки оригинальности елэментов, а также методики их конструирования.
Основная гипотеза настоящего исследования заключалась в том, что объективизация оценки оригинальности элементов позволит выявить отдельные недостатки в подготовленности спортсменок, и на основе разработки методики конструирования оригинальных элементов повысить, эффективность учебно-тренировочного процесса в художественной гимнастике.
Научная новизна. 3 результате изучения поставленных вопросов впервые были похучены следующие данные:
- выявлены критерии.оценки оригинальности элементов в художественной гимнастике; ■ *
- разработана методика количественной оценки оригиналь-'. ных элементов в художественной гимнастике, позволяющая проводить объективный. Анализ уровня подготовленности спортсменок по данному критерию мастерства; ..
- пблучены количественные данные, характеризующие динамику изменения.оригинальности программ сильнейших'гимнасток мира за два олимпийских цикла; ■ •
- разработаны модельные характеристики оригинальности программ победительницы. Олимпийских игр 1992 года;
- доказана эффект-явность применения разработанной методики для анализа произвольных упражнений с обручем с точки зрения оригинальности;
- доказана эффективность методики конструирования оригинальных элементов, положительно влияющей на уровень спортиино-технкчас:сих результатов в соревнованиях.
Практическая пьячимость настоящего исследования заключа-
ется в том, что: "
- выявлена связь двигательной структуры элементов в художественной гимнастике с оценкой их оригинальности;
- разработанная методика количественной оценки оригинальности делает возможным объективный анализ подготовленности спортсменок в художественной гимнастике, сравнительную оценку показателей оригинальности отдельных гимнасток, управление тренировочным процессом с учетом уровня, оригинальности упражнений;
- применение методики количественной оценки оригинальности и конструирования новых элементов в художественной гимнастике позволяет повысить уровень спортивно-технических результатов в соревнованиях.
На задшту внносятся следующие основные положения:
Основным критерием оценки оригинальности элементов в ху- ' доаественной гимнастике является , частота использования компонентов их двигательной структуры.
Методика оценки оригинальности элементов в художественной гимнастике, разработанная на основе психофизического закона Вебера-Фехнера, учитывающего особенности эстетического восшршши человека, позволяет получать объективную количественную информацию об уровне оригинальности упражнений в художественной гимнастике.
Методика конструирования оригинальных.элементов, основанная на информационном банке данных о частоте встречаемости отдельных компонентов двигательной структуры элементов, позволяет достоверно повысить уровень оригинальности упражнений в художественной гимнастике.
Структура объем ртссеотацпи. Диссертация состоят лг
введения, пяти глав, -выводов, практических' рекомендации, библиографии, 5 цриложешй.
Диссертация объемом 133 страницы ьгаииношеного текста ' содержит 13 таблиц, 7 рисунков в 5 приложений. Библиография включает 174 источника, о^ачеотвенных и 20 - зарубеящх авторов.
ЗАДАЧИ. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
■ Результаты анализа хятературных источников и научно-методических материалов по изучаемой проблеме предопределили цель и гапезезу настоящего исследования.
Для достижения пос ¿'Езленной цели необходимо бшю решать следующие задачи:
1. Выявить критерии оригинальности элементов по экспертной оценке уцрагневий с предметами по данным чемпионата мира 1987 года. .■''.'".
2. Разработать. да?одаку количественной оценки оригинальности элекентов в художественной гимнастике.
3. Изучить данашку изменения оригинальности програш сильнейших гимнасток мира в двух олимпийских циклах.
4. Разработать модельные характеристики' оригинальности 1 программ победительницы Олимпийских игр 1992 года.
• 5. Разработать и проверить на практике методику коррекции произвольных упражнений с предметами в связи с необходимостью повышения уровня их оригинальности путем конструирования новых оригинальных элементов.
Методы исследования
В ходе исследования для реиенля поставленных задач исполь-ь^сисль сдодукцпе гогодЫ: теоретический анализ и обобщение ^ра'.трмк данных, экспертные методы, методы квалиметрии, •
видеомапнгтоскошш, педагогячеспое наблкдение, педагогический эксперимент, катода математической статистики.
Решение задач, поставленных б гсследованил, осуществлялось в три этапа.
На первом этапе цроводшшсь анализ литературы по пробле-гла, состояния вопросов, были проведены подготовка и разработка методов исследования.
На втором этапе проводились предварительные эксперименты, анализ двигательной структуры глементов в художественной гшлнас1як2.
На третьем этапе бшш проведены основные эксперименты, педагогический эксперимент, обработка полученных в ходе исследования данных.
Предварительные исследования гклоталя теоретический анализ я обобщение литературных даншк, огшсашшз в главе 1-й, с целью выявления понятая оригинальности элемента в гимнастике, основных критериев оценки оригинальности. На этом основании бшш выявлены пути создания новых элементов в худолсествен-поЗ гпшгстлке.
Предварительные экспериментальные исследования были направлена на изучение двигательной структуры элементов в упражнениях с предметами сильне&гах гиьаасток мира по материалам видеозаписей чемпионатов Европы, .«лира, Кубков мира, Олимпийских кгр в период с 1380 по 1988 гг. Были проанализированы упражнения со скакалкой, обручем, булавами, лентой и мячом.
Ви проведен коктент-ачатаз более 4000 элементов для выявления основных двигательных структурных единиц.
с С целью выявления критериев оценки оригинальности элементов в художественной гимнастике группой экспертов в состав«:
27 кваляфхщированных .специалистов оценивались упражнения сильнейших гимнасток по материалам видеозаписи чемпионата мира 1987 года (г.Варна) с наложением времени. В результате были получены оценки оригинальности компонентов произвольных программ, что в дальнейшем позволило разработать методику оценки оригинальности элементов л создать шкалу трансформации частоты встречаемых элементов в баллы.
Основные экспериментальные исследования были направлены на разработку методики количественной оценки оригинальности элементов .и упражнений в художественной гимнастике, модельных характеристик, на изучение динамики оригинальности программ сильнейших гимнасток мира, црогноза, на конструирование новых элементов и определение эффективности их применения.в учебно-тренировочном процессе.
Оценка оригинальности упражнений сильнейших гимнасток ■мира производилась с целью изучения динамики оригинальности программ на этапе с 1980 по 1988 гг.
Рассматривалось распределение количества элементов разной степени оригинальности у-'болгарских и советски: гимнасток. Анализ'проводился на примере упражнения о обручем по данным чемпионатов Европы IS80, 1982, ,1984 годов, чемпионатов мира 1981, 1983,'1987.годов, Кубка мира 1983 года и Олимпийских игр 1988 года. В анализе не представлены результаты соревнований 1985-1986 гг. в связи с 'отсутствием упражнения с обручем в программе международных соревнований этих лет.
В педагогическом эксперименте принимали участие гимнастки IS74-ÏS79 гг. рождения.- кандидаты в мастера спорта СССР и
спзцха СССР в количестве 10 человек. Педагогический ^¿а-га.'.о!;? лроводкяа? ÏJCCÏÏ ¡.¡ГС ДСО "Трудовые резервы" г.Иоскзы
в период с марта 1989 по апрель<1990 года. Перед началом эксперимента гимнастки были разделены на 2 равноценные группы.
Одна группа испытуемых (контрольная) тренировалась по общепринятой методике. Другая группа (экспериментальная) -по программе, в которую входили следующие разделы.
1. Анализ двигательной структуры отдельных элементов, количественная оценка элементов, композиции и всего упражнения в целом и другие показатели оригинальности, которые были вынесены на обсуждение и анализировались совместно.с■тренерами и гимнастками для сравнения с модельными характеристиками.
2. Проведение'фоновых соревнований и контрольных по международным правилам судейства, для выявления динамики оценок в экспериментальной группе, по сравнению с контрольной.
3. Рекомендации по изменению двигательной структуры отдельных элементов и конструирования новых в связи с необходимостью повышения уровня оригинальности.
4. С целью выявления влияния методики разработки оригинальных элементов в"упражнениях с предметами на соревновательный результат по окончании педагогического эксперимента были проведены, соревнования в обеих группах по международным правилам судейства. •'
Всего за период педагогического эксперимента было проведено 137 учебно-тренировочных занятий.
В экспертном оценивании оригинальности элементов в художественной гимнастике приняли участие квалифицированные специалисты по художественной гимнастике в количестве 35 человек, из них: 2 мастера спорта международного класса, 19 мастеров^ спорта СССР и 4 кандидата в мастера спорта СССР.
г 10 -
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ •' Исследование критериев опенки оригинальности элементов
Исходя из анализа литературных данных, била поставлена задача выявить критерии, лежащие в -основе оценки оригинальности элементов в художественноа гимнастике.
С этой целью использовались методы экспертных оценок и качественного биомеханического анализа двигательной структуры элементов на материалах видеозаписи с наложением времени.
Определение согласованности мнений экспертов, принимав-' шх участие в оценке ор:.гляальности элементов, показало, что эти оценки характеризуйся достаточной степенью согласованности (табл. I) и, следовательно, могут считаться объективными при формулировании выводов о критериях оценки оригинальности.
Как видно из таблиц;! 2, оцененные экспертами элементы упражнений с обручем характеризуются различной степенью оригинальности. При этом поч-кх во всех структурных группах движений неоригинальные элементы составляют более половины всех элементов. В то же время, элементы высокой степени оригинальности даже у сильнейнш; гимнасток мира , составляют лишь 9-13,1 от общего количества элементов.
С целью выявления критериев оценки мы ■ предприняли сравнительный анализ двигательной структуры элементов высокой степени оригинальности и-неоригинальных. '
Как показали исследования,. в основе критериев, определяющих степень оригинальности каздого элемента, лел:ат качественные различия в их дв;гг;;ледьной структуре. В частности, двпга-телыи-л структура Ексокооригинаяышх элементов состоит, как гп;.е:'„ю, :хз довольно редко исполняема в соревнованиях компонентов, в то время, неоригинальные элементы содержат в
Таблящ I
Количество оригинальных элементов в композициях сильнейших гашюсток мира и согласованность мнений экспертов при их сцеиг.е
Фамилия
¡Количество за- ;
Согласованность мнений
многоборья (предаст) ! гимнастки 1 ; экспертами эле-|ментов -1 коэффициент I ! конкордащи | ! ^ 1 уровень значимости «<<
I 1 2 ! 3 ! 4 ! 5 ! 6
Скакалка I. Д-а 3 0,706 и.зсз 0,001
2. К-а 12 0,643 ' ' 56,643 0,001
3. Л-ч 12 0,453 39,951 0,001
. 4. Д-а 8 0,782 43,79 0,001
5. К-а 9 0,337 21,624 0,01
6. П-а 9 0,410 26,252 0,01
обруч I. Д-а 7 ' 0,671. 32,223 0,001
2. К-а 19 0,511 73,632 0,001
3. Л-ч 15 0,563 63,106 0,001
4. Д-а 15 0,457 51;244 0,001
ц. П-а 17 0,622 78,623 0,001
Окончание табл. I
I 12 Л ' " 3 ' : ; I '4 .1 5 .1 6
Буишг I. Д-а II '. 0,305 24,428 0,001
2. К-а 22 0,60« ' 101,5« 0,001
/ 3. Л-ч --ч V; 16 0,403 48,410 0,001
' ; 4. Д-а • 14 . • • 0,534 55,557 0,001
5. К-а 15 ; 4 0,440 ' : .49,385 0,001
. 6. Д-а ; 17 ;; 0,569 • 72,878 0,001
Лента I. Д-а. ' 5 0,079 './' 2,545 0,001
2. К-а 16 Л 0,338 40,577 0,001
3. Л-ч . . - 15 0,370 41,445 0,001
4. Д-а 14 0,540 56,191 0,001
5. К-а ч II 0,626 50,113 0,001
6. П-а 10 0,555 . 33,976 0,001
. о Таблица 2
Процентное соотношение оригинальных элементов в различии: структурных группах движений (по материалам чемпионата мира 1987 года) (г.Барна)
;■.<■ ; .' ¡Степень оригинальности|Неориги-
„/п( Структурные группы I---¡нальные
' ; !высокая!средняя!низкаяг элементы
I. Броски 13,3$ 13,3$ 20,0% 53,3$
2. Перекаты 27,3% 21,3% 36,4$
3. Элементы входом в обруч 19,0$ 19,0$ 9,6$ 52,4$
4* Вращения 13,2%. 28,9$ 2,6$ 55,3$
основном традиционные, банальные, наиболее часто исполняемые варианты. Таким образом, очевидно, что одним из основных критериев оригинальности может служить частота исполнения отдельных компонентов элементов.
В связи с этим на следующем этапе исследования был предпринят статистический анализ частоты исполнения компонентов, составляли^ двигательнув структуру элементов у сильнейших гимнасток мира в двух олимпийских циклах. В результате были получены частотные характеристики компонентов двигательной структуры элементов, отражающие их значимость с точки зрения оригинальности.
Результаты сравнения данных экспертной оценки с данными частоты использования отдельных компонентов двигательной структуры элементов в двух олимпийских циклах позволяют сделать вывод с взаимосвязи между ниш. По данным корреляционного анализа значение р = 0,71 характеризует сильную положительную сеязь, цри уровне значимости ек < 0.01, что дает основание принять частоту исполнения компонентов деггательной структуры ъхл-.-.-лг-оъ п
качестве основного критерия в оценке их оригинальности. Методика оцекки оригинальности элементов
При разработке метода количественной оценки оригинальности нами ставилась з<эдача трансформации частотных характеристик в балльную шкалу оценок, приемлемую для использования в практических целях.
Учитывая, что оркьгнаяьносаь является показателем эстетического порядка, на основе психофизического закона Вебер'а-Фехнера нами была разр&ботана пятибалльная икала оценок.
Для разработки кп;аяы использовалась форма средней геометрической црогрессш;.
Получаемые с по1-ггзю разработанной шкалы параметрические оценки оригинальности позволяют в комплексе судить об оригинальности программы каэдой отдельной гимнастки и дают возможность объективного сравнения этих упражнений.
3 результате проведенных нами исследований била разрабо-• тана методика количественной оценки оригинальности, позволяющая. получать -следущне характеристики: суммарная оригинальность. упражнения, сугпарная оценка связки, оценка элемента, оценка компонента и средняя оценка оригинальности одного элемента в упражнении.
Динамика оригинальности программ сильнейших гимнасток шра в двух олимпийских шклах '
В соответствии с разработанной наш методикой, основанной ка анализе двигательной структуры элементов и оценке их в баллах, нш.щ был проведен объективный анализ динамики оригинальности соревновательных упражнений с обручем сильнейших г:::.:;йсТок. ;дра в с-ч^од с 1980 по 1988 гг.
Для. интерпретации полученных данных необходимо был о установить ншшш границу оценки оригинальности в баллах, за предела!, я которой элементы уже не могут считаться оригинальным:!. Сопоставление экспертных оценок с балпьннмя позволило- установить, что элементы с оценками'ниже 5 баллов, как правило, не относились экспертами к оригтаальннм. Таким образом, в ходе дальнейшего исследования при определении, количества оригинальных элементов з композигрш наки учитывались лишь те, которые имели оценки 5 йаллов и вше.
Как -показывает сравнительный анализ дана?5нки оригинальности композиций отдельных гимнасток, самых высоких показателей в двух олимпийских гшслах достигла А.Кочнева (СССР) в 158? году. Оригинальность уцратаеняй отдельных гимнасток в целом возрастает из года в год за исключением отдельных случаев (табл. 3).
Таблица 3
Высшие суидарине оценки оригинальности композиций • ■ сильнейшк гимнасток мира в двух олимпийских ипиах
------ "-г- ---------- ----------- Ранг!! Фа:,алия, имя ! гимнастки • 11— | Страна ¡Сукудснал оцен- ; ¡каоригиналь- { ;ности упошкнегаш! Год выступления
I ! 2 ! 3 ! 4 ! 5 -
I. Кочнева А. СССР 79 1987
2. Дунавска А. НРБ 59 1987
3. Лрбач U. СССР 50 1988
4. Панова Б. .НРБ 36 1988
i. Зар;шова В. СССР 27 IS83
6. Ралегс:ова А. НРБ- 23 1984
7. Георгиева Д. НРБ ■ 22 IS84
8. Кутка&ге Д. ' СССР 17 1983
9. Дружинина Т. СССР . 16 1987
10. Игнатова Л. ' НРБ 16 1983
Окончание табл. 3
I ! 2 ! 3 ! 4 ! 5
п. Тшюшенко А. СССР 13 1988
12. Белоглазова Г. СССР 13 1983 '
13. Раева И. НРБ 12 1982
14. Дерюгина И. СССР 'II 1981
15. . Девина И. СССР 10 1981
Прогноз уровня оригинальности на 1992 год
С целью прогноза изменений оригинальности црограш на 1992 год наш был предпринят анализ динамики оригинальности упражнений с обручем по показателям лучшего упражнения (золотая медаль) в период с 1980 по 1988 год.
Можно отметить, что общая тенденция изменения показателей оригинальности в упражнениях с обручем выражена постепенным их увеличением. Однако она имеет свою специфику в сборных командах ССОР и НРБ. Так, в сборной СССР динамика изменения показателей оригинальности имеет волнообразный' характер, в 4о
* I
время как в сборной НЕБ эти показатели постепенно увеличиваются из года в год. в
Как показало использование регрессионного анализа, прогноз различных показателей оригинальности упражнения с обручем (золотая медаль) на 1992 год характеризуется следушцими значениями:
- суммарная оценка оригинальности упражнения составляет
о
от 51,28 балла до 80,68 балла;
- средняя оценка оригинальности элемента составляет от 4,36 балла до 4,95 балла;
- количество оригинальных элементов в упражнении - от 7,300 до 8,566 элементов;
- максимальная оценка оригинальности одного элемента или связки до 20,6 баллов.'
Исхода из количественных данных. прогноза, можно сформулировать основные требования к содержанию упражнения с обручем победительницы в этой виде 1992 года с точки зрения оригинальности. Как следует из приведенных показателей, ото упражнение должно состоять из 13-16 элементов со средними опенками оригинальности в пределах 4,36-4,95 баллов. При этом 7-8 элементов должны иметь более высокие, чен средние оценки и, как минимум, I .элемент - относиться к сверхоригинальным, т.е. иметь оценку около 11-18 баллов. Представленные цифры дают представление об общих требованиях г уровшэ оригинальности. В практической реализации этот уровень аззет быть достигнут различными путями - как за счет меньшего количества оригинальных элементов, но с более вноокемз оценками.так и наоборот.
Эффективность применения методики количественной опенки оригинальности элементов в учебно-тренировочном процессе
. Гипотеза данного исследования заключалась в том, что возможно повышение эффективности процесса совершенствования уровня оригинальности элементов и упражнений в художественной гим-, нас гаке на основе ксшичёственйой оцэнки его параметров, срав-' нения' их с достижениями сшгагейгшх гимнасток и внесения на этой основе коррекции в-тренировочный процесс.
С этой- цельв нами бнл предпринят педагогический эксперимент, направленный на сравнительный анализ эффективности учеб-йо-трензровочнбго процесса с применением количественных оценок оригинальности и без них.
Педагогический эксперимент проводился з группе соверсен-стнования по художественной глмнасткке ДССШ МГС ДСО "Трудорно
резерв!:" г.исскаы, в ооссаг которой нходаш 10 .текнасток высокой квалификации (2 мастера спорта СССР и 8 кандидатов в мастера спорта СССР, из них - 2 члена сборной г.Москвы). Разделение испытуемых на две равноценные группы осуществлялось на основе учета их спортивной квалификашж. Б каждую группу вошло 4 кандидата в мастера спорта СССР и I мастер спорта СССР.
На первом этапе педагогического эксперимента определялись фоновые данные испытуемых, для. чего вычислялись количественные значения отдельных показателей оригинальности..
Процесс получения количественных оценок оригинальности включал определение показателей, получаемых с помощью разработанной нами методики количественной оценки оригинальности: оценка каждого элемента или связки, суммарная оценка оригинальности упратснения и средняя оценка оригинальности.
Эквивалентность сформированных групп по уровню оригинальности проверялась в начале педагогического эксперимента с помощью непараметрического щштерия Вилкоксона-Ыанна-Уитни. Применение данного критерия позволяет проверить предположение об отсутствии различий в центральных тенденциях з^чений количественных показателей оригинальности в рассматриваемых группах.
Сравнение уровня оригинальности упражнений с обручем показало, что существенные различия в подготовленности контрольно!: и экспериментальной групп отсутствуют (р<0,01).
Таким образом, в начале педагогического эксперимента упражнения с обручем в обеих группах бшш равноценны по уровню оригинальности.
Соответственно схеме эксперимента педагогические воздействия были направлены на коррекцию плана учебно-тренировочной р^сста г- упражнение с обручем в сксперзлентажьной группе на
основании их сравнения с модельными.характеристика«!. 3 контрольной группе этот вид произвольной программы совершенствовался по обычному учебному плану.
На основе информации, полученной с помощью методики количественной оценки оригинальности элементов в художественной гимнастике, необходимо было внести коррективы в построение учебно-тренировочного процесса. С этой целью на основе сравнения с модельными характеристиками определялись наиболее слабые сторона упраанения и его отдельных элементов и связок и планировалась работа по гсс совершенствованию. При этом, по сравнению с общепринятой методикой тренировки, основанной на интуиции педагога, учет полученной информации позволял целенаправленно плагафовать работу над теш или иными показателями орипшаты-юстп з соответствии с шдельш&а характеристиками сильнейшх гимнасток гетра.
■ 'Лдя повыпзгош уровня оригинальности упражнения с обручем в связи с применением оценок каядого элемента в упражнениях гимнасток экспериментальной группы бил проведен анализ основных показателей оригинальности - это показателя суммарной оригинальности упражнения и средней оригинальности упражнения.
В соответствии с результатами проведенного анализа необходимо было' внести коррективы в .Слан учебно-тренировочной работы, направленные на повышение показателей.суммарной оригинальности упражнения, средней оригинальности элемента и оригинальности нзкоторых элементов, имеющих более низкий, по сравнению с другим!, уровень оценки.
Коррекция показателей оригинальности,в утясщишак с обручем
Коррекция уровня оригинальности упражнений была напрглло-
на на повышение отдельных показателей оригинальности. В связи с этил! методика совершенствования уровня оригинальности включала в себя следующие разделы:
1. Выбор элементов, нуждающихся в повышении оригинальности.
2. Анализ двигательной структуры выбранных для совершенствования элементов с учетом оригинальности составляющих их двигательных компонентов и модельных характеристик.'
3. Конструирование вариантов изменения двигательной структуры этих элементов. .
4. Выбор варианта изменения двигательной структуры каждого элемента исходя из технических и физических возможностей гимнасток.
5. Овладение навыками исполнения новых элементов и их совершенствование, доведение до стабильного исполнения.
Работа цроводаяась индивидуально с каждой гимнасткой. При этом производился разбор проанализированных: элементов упражнения с обручем, исполняемого ею. Параллельно указывались недостатки и вносились коррективы в шсан' учебно-тренировочной работы. °
Уровень повышения отдельных показателей оригинальности совершенствовался путем учета конкретных элементов каждой гимнастки и с учетом их индивидуальных возможностей.
Длительность педагогического эксперимента составила 13? учебно-тренировочных занятий. В^саздый из дней тренировок для коррекции гимнаМкам были предложены по 1-2 элемента. Таким образок, на анализ' и обсуждение показателей оригинальности упражнения с обручем пришлось 10 учебно-тренировочных занятий. На коррекцию недостатков - 127 учебно-тренировочных занягий. На доведение соревнований - 2 учебно-тренировочлых занятия.
В заключение педагогического эксперимента были проведены контрольные соревнования по международным правилам судейства, в программу которых вошло исследуемое наш упражнение с обручем.
В соревнованиях принимали участие гимнастки экспериментальной и контрольной групп.
Кроме того, нами определялся прирост оценок отдельных показателей оригинальности уцражнений с обручем в эксперимен-т&тьной и контрольной группах в течение педагогического эксперимента.
Результаты педагогического эксперимента и контрольных соревнований представлена в табл. 4.
ВЫВОДЫ
1. Выявлены критерии оценки оригинальности элешнтов по экспертной оценке упражнений с предметами.. В их основе лежат качественные различия двигательной структуры элементов. Двигательная структура высокооригинальных элементов включает в себя редко исполняемые в соревнованиях кошоненты. Неоригинальные элементы содержат традиционные, банальные, наиболее часто исполняемые варианты движений.
2. Доказана возможность объективной количественной оценки оригинальности элементов в художественной гимнастике на основе учета частоты исполнения компонентов дзигательной структуры элементов в качестве основного критерия в оценке их оригинальности. Коррелирование данных экспертной оценки с данными дана;,ики частотного анализа двигательной структуры элементов показало сильную положительную связь между ними -
р = 0,71 прн уровне значимости < 0,01.
Таблица 4
Стопою, влияния педагогически воздействий на изменение показателей оригинальности и соревновательных: результатов в контрольной и экспериментальной группах
|Суммарная оцон-(Средняя оценка.Ыаксшлальная
■ - ------------ ! ттшпя т.мпптм: г
XV ; Фамилия -п/п( гимнастки
;ка оригппаль-
)оригинальности|оценка оригинальности
¡Количество ори-{Надбавка за ¡гшалЬных эле- ¡оригинальность
1 1 ! I ! 2 ! I ! 2 ! I ! 2 ! I ! 2 ! I ! 2
Экспериментальная группа
I. д. 29 63 2,07 3,6 5 II 3 9 0,1 0,2
2. к. 24 44 1.8 3,38 6 9 2 5 0,1 0,2
3. к. 27 45 1,92 3,21 5 II 2 5 0 0,2
4. ■ ч. 27 37 1,68 2,31 4 5 0 4 0 0,1
5. ц. с13 28 1.0 2,15 5 6 I 4 0 0,2
•7 (в %) 53 61 46 61 71
Р 9,07 12,72 6,96 12,8 20,0
I. . п. ■ 34 37 Контрольная группа 2,26 2,46 5 5 3 3 ОД ■ од
2. ■ Б. 21 26 1,61 2,0 5 5 2 3 0 од
3. В. 27 • 29 2 4 2,63 . 5 6 2 з- • 0.1 од
4. ч. 41 41 3,15 3,15 10 10 5 5 0,2 0,2
5. о. . 23 27 1,9 2,27 6 6 2 2 0,1 ... од
9 6 4 3 3
0,9 0,6 0,16 0,27 2,4
До
Примечания: I - показатели до эксперимента; 2 - показатели после эксперимента. Р кр. = 11,3 при сС ^ 0,01; Я кр. = 5,3 при оС ^ 0,05.
3. Разработана методика количественной оценки оригинальности элементов в художественной гимнастике, позволяющая получать показатели оценки оригинальности компонентов и соединений, средней оценки оригинальности элементов и суммарной оценки оригинальности управления.
4. При изучении дана»,ежи изменения оригинальности программы силънейшх гимнасток ¡ягра в двух олимпийских циклах установлено, что управления гимнасток СССР имеют волнообразные изменения показателей оригинальности с постепенном повышением из-года в год, а спортсменки НРБ неуклонно позьшают показатели оригинальности элементов.
5. На основании прогноза различных показателей оригинальности управления с обручем получены модельные характеристики дал победительницы 1992 года, характеризующиеся следующими параметрами: сумг.арная оценка оригинальности упражнения -51,26-80,68 баллов; средняя оценка оригинальности - 4,36-4,95 баллов; количество оригинальных элег.©нтов в упражнении - от 7,806 до 8,566 элементов; максимальная оценка оригинальности одного элемента шц связки - до 20,6 баллов.
6. Доказала эффективность применения в учебно-тренировочном процессе по художественной гимнастике методики коли-
■ чественной оценки показателей оригинальности и коррекции уп-ратления с предметами в связи с необходимостью повышения уровня их орэтинальностл при помощи конструирования новых ординальных элементов.
СПИСОК РАБОТ, ОПУБЛИКОВАННЫХ ПО ТЗ.Е ДИССЕРТАЦИИ
I. Новые элементы в упратлениях с предметам: сильно йп;п:: гимнасток мира. - Методические рекомендации. - М., 1988. -
19 с. В еоаьт.: Иванов O.A.
2. К оценке оригинальности элементов в художественной гимнастике. - Ы.: Теория и практика физической культуры, 1990. - & 9. - С. 61-62. В соавт.: Иванова O.A.