автореферат и диссертация по педагогике 13.00.04 для написания научной статьи или работы на тему: Организационно-педагогические аспекты развития творческих способностей интеллектуальными видами спорта
- Автор научной работы
- Скаржинская, Елена Николаевна
- Ученая степень
- кандидата педагогических наук
- Место защиты
- Малаховка
- Год защиты
- 2005
- Специальность ВАК РФ
- 13.00.04
Автореферат диссертации по теме "Организационно-педагогические аспекты развития творческих способностей интеллектуальными видами спорта"
I
На правах рукописи
•Ч -
СКАРЖИНСКАЯ Елена Николаевна
ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ ВИДАМИ СПОРТА
13.00.04 - теория и практика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры
Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук
Малаховка 2005
Диссертация выполнена на кафедре философских и социальных наук Московской государственной академии физической культуры
Научный руководитель - доктор социологических наук,
кандидат педагогических наук, профессор Фомин Юрий Алексеевич
Официальные оппоненты - доктор педагогических наук, доцент
Самусенков Олег Иосифович
кандидат педагогических наук, доцент Торунова Элла Луидживна
Ведущая организация - Российский государственный
университет физической культуры, спорта и туризма
Защита состоится «_»_2005 г. в_часов
на заседании диссертационного совета К. 311.007.01 при Московской государственной академии физической культуры по адресу: 140032, Московская область, Люберецкий район, пос. Малаховка, ул. Шоссейная 33.
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Московской государственной академии физической культуры
Автореферат разослан «17» октября 2005 г.
Ученый секретарь диссертационного совета
к.п.н., профессор Е.Е. Биндусов
МЗЧО0-/
/63
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность и степень разработанности темы исследования. Изучение проблем творческих способностей, их формирования и развития связано с ростом потребностей человечества в творчески деятельных работниках во всех сферах производства и жизнедеятельности. Эти потребности обусловлены тенденцией резкого возрастания интеллектуальных и инновационных компонентов в умственной и физической деятельности в последние десятилетия. Общество требует от науки аргументированной проработки различных аспектов проблем творчества, и наука не может игнорировать это обстоятельство. Поэтому исследованием творчества и творческих способностей занимаются философы, социологи, психологи, педагоги, историки, экономисты, представители кибернетики и других наук, что позволяет изучать проблему творчества в различных аспектах: в философском, психологическом, кибернетическом и др.
Изучаются структуры, механизмы, динамика познавательного творчества (Г.Н. Батищев, Г.А. Давыдова, Э.В. Ильенков, A.M. Коршунов, А.Т. Шумилин, JI.B. Яценко и др.). Анализируется взаимодействие противоположных сторон творческой деятельности (П.В. Копнин, A.A. Налчаджян, А.Н.Лук, В.И. Хореев и др.). Достигнуты серьёзные успехи в исследовании научного творчества (Л.Б.Баженов, Б.Н.Кедров, А.С.Кравец, В.С.Стёпин и др.), технического (В.В.Алёхин, В.И.Белозерцева, Е.В.Попов и др.) и художественного (Ю.Д.Воробей, М.С.Каган, К.М.Кантор и др.). Анализируются методологические основы для разработки проблем творчества и творческих способностей и в отрасли «Физическая культура и спорт» (Н.Н.Визитей, М.Я.Сараф, В.И.Столяров и ряд других). Уделено внимание формированию творческой личности в отдельных видах спорта (Н.В.Луткова, И.А.Степанова и др.). В исследованиях Э.Л.Торуновой (1987), В.С.Топчияна и А.А.Сучилина (1988), И.В.Попова (1994), Г.И.Хозяинова и Н.И.Назаркиной (1996), С.Д.Неверковича и Г.Варданяна (1998), Е.Д.Никитиной и В.Г.Баданина (1998),
И.П.Андриади (1999), С.Н.Бегидов<|и^^Щ^~{^Щр^овой (2003),
S®"10
:ка I
БИБЛИОТЕКА С.П< 09
А.И.Кычкиной (2005) проанализирован богатый эмпирический материал, позволяющий решать отдельные аспекты развития творческих способностей в конкретных видах спорта.
Однако, во-первых, исследовательские попытки теоретического синтеза обширного эмпирического материала не дали пока методологического решения, а, во-вторых, в орбиту научных исследований слабо вовлечены интеллектуальные виды спорта. В этих видах спорта можно назвать лишь работу А.И.Кычкиной (2005), исследовавшей эффективность воздействия на творческие способности занятий шашками.
В то же время следует учитывать, что интеллектуальные виды спорта бурно развиваются. Увеличивается их число: наряду с традиционными шахматами и шашками, сейчас функционируют го, нарды, бридж, рэндзю, бразильские шашки, киберспорт и др. Особую роль в стремительном развитии этих видов спорта играют современные средства коммуникации. Благодаря компьютеризации населения, не только изменяются теоретические основы данных видов спорта, но и преобразуются формы проведения соревнований, видоизменяется тренировочный процесс. Всё это выдвигает в приоритетный ряд те исследования, которые изучают специфику развития интеллектуальных видов спорта на современном этапе и их воздействие на процесс формирования личности и её творческих способностей. В рамках этих исследований актуален научный поиск эффективных средств и способов решения проблем развития творческих способностей. Следует также иметь в виду, что при подготовке специалистов по физической культуре и спорту, проведении воспитательной работы необходимо знать особенности организационно-педагогических аспектов интеллектуальных видов спорта, учитывать их специфическое влияние на формирование творческой личности, на способы её развития.
Учитывая изложенное, проблема исследования заключается в том, что, с одной стороны, общество требует от системы воспитания подготовки творческой личности, а с другой - в системе подготовки спортсменов
практически ни стратегия, ни методика формирования такой личности в интеллектуальных видах спорта должным образом не разработана.
Отсюда цель исследования - выявить организационно-педагогические возможности развития творческих способностей интеллектуальными видами спорта.
В соответствии с целью выдвинута следующая рабочая гипотеза: выявление организационных и педагогических закономерностей влияния интеллектуальных видов спорта на развитие творческих характеристик личности позволит совершенствовать формирование и развитие творческих способностей спортсменов.
Задачи исследования определились на основе его цели и
гипотезы:
1. Провести анализ по выделению качественных признаков понятия «интеллектуальные виды спорта».
2. Разработать и апробировать методику тестирования творческих способностей занимающихся интеллектуальными видами спорта.
3. Изучить динамику развития творческих способностей при различных организационных формах проведения занятий по интеллектуальным видам спорта.
4. Выявить взаимосвязь роста показателей творческих способностей под воздействием занятий интеллектуальными видами спорта.
Объект исследования: занимающиеся интеллектуальными видами спорта.
Предмет исследования: развитие творческих способностей интеллектуальными видами спорта.
В методологическом плане диссертационная работа основывается на диалектическом и системном подходах, обеспечивающих комплексность и междисциплинарность изучения связанных с темой проблем.
Источниковедческая база исследования включала законодательные акты Российской Федерации, документы федерального и регионального уровня, материалы научных конференций, печати и Интернета.
Эмпирическая база исследования. Сбор фактических данных и внедрение практических рекомендаций осуществлялись в Харьковской государственной академии физической культуры и спорта, в Московской государственной академии физической культуры, в средней школе №48 поселка Малаховка. Опрашивались специалисты, студенты, родители, педагоги.
Методы исследования представлены двумя группами.
Первая группа - методы сбора информации: анкетирование, тестирование (тесты Д. Гилфорда, Ф. Вильямса, П. Торренса, Г. Айзенка), интервью, включенное педагогическое наблюдение, эксперимент.
Вторая группа - методы анализа и обработки полученной информации: анализ, в том числе контент-анализ, синтез, сравнение, анализ литературных источников, методы математической и статистической обработки полученных результатов.
Теоретическое значение работы заключается в разработке авторской концепции формирования творческих способностей интеллектуальными видами спорта, содержащей новые положения и аргументы, развивающие научные представления по исследуемой проблеме. Полученные в исследовании теоретические положения способствуют обогащению концепций творчества в сфере философии, социологии, педагогики, теории и методики физической культуры и спорта. Диссертационное исследование обогатило понятийный аппарат теории физической культуры осмыслением понятийного блока «интеллектуальные виды спорта». Выявленные факторы и закономерности воздействия на творческие способности занимающихся интеллектуальными видами спорта позволяют рассматривать спортивную деятельность в интеллектуальных видах спорта как эффективное средство развития творческих способностей.
Практическое значение. Полученные результаты исследования могут быть использованы в процессе обучения студентов по предметам философия, социология, психология, теория и методика физической культуры, а также для разработки спецкурса «Организация и педагогические технологии занятий интеллектуальными видами спорта» в физкультурных учебных заведениях. Разработанную методику тестирования творческих способностей возможно применять на занятиях по интеллектуальным видам спорта.
Положения выносимые на защиту:
1. Рост исследуемых показателей творческих способностей зависит от организационной формы проведения занятий, содержания тренировочных занятий, исходных данных показателей творческих способностей.
2. Наибольший прирост развития творческих способностей фиксируется после соревновательной формы проведения занятий по интеллектуальным видам спорта
3. Развитие творческих способностей интеллектуальными видами спорта обусловлено спецификой этих видов спорта: во-первых, достижение намеченного спортивного результата обусловлено решением задач посредством действия в уме при доминировании сознательного над бессознательным; во-вторых, спортсмен, участвуя в соревновательной деятельности в интеллектуальных видах спорта, не всегда обязан физически присутствовать на соревнованиях
Апробация работы. Основные положения и выводы диссертационной работы были изложены и обсуждались на методологических семинарах и конференциях кафедры философских и социальных наук МГАФК 2000-2005 годах, материалы диссертационного исследования докладывались и получили одобрение на 4 международных и 2 вузовских конференциях. По теме диссертации опубликовано 8 работ.
Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, четырех глав, включающих тринадцать параграфов, заключения, списка использованной литературы, включающего 163 названий, из них 14 на иностранном языке и приложений. В работе имеется 14 таблиц и 15 диаграмм. Основной текст изложен на 122 страницах.
Основное содержание диссертации
Проведенный анализ документальных и литературных источников показал, что основные понятия, необходимые для проведения исследования, должным образом не проработаны. Тем не менее, понятия «творчество», «творческие способности», «развитие» нами использованы так, как это представлено в научной литературе. В результате ее изучения выявлено, что в структуре общих способностей личности выделена способность особого рода — порождать необычные идеи, отклоняться в мышлении от традиционных схем, быстро разрешать проблемные ситуации. Такая способность названа креативностью (творческостью). Авторами концепции креативности считаются Д. Гилфорд, П. Торренс, а в нашей стране - Д.Б. Богоявленская. В ходе нашего исследования мы различали креативный продукт и креативный процесс. Продукт творческого мышления -«творчества» - оценивается по его социальному значению, а креативный процесс, т.е. «творческие способности» — по чувствительности к проблеме, способности к синтезу, способности к воссозданию недостающих деталей, по беглости мысли и т.д.
В данной работе мы исходили из понятия того, что развитие творческих способностей - объективный закономерный процесс становления личности, где воспитание может активно способствовать этому развитию, а может выступать сдерживающим фактором развития творческих способностей.
При определении понятия «интеллектуальные виды спорта» пришлось провести отдельный анализ по выделению его качественных признаков. Полученные данные указывают на то, что понятийный блок
«интеллектуальные виды спорта» получил научную гражданственность, широко представлен в средствах массовой информации, осознаваем на уровне обыденного сознания.
Мы называем интеллектуальными видами спорта (ИВС) те виды, где результат спортивной деятельности обусловлен решением заданной задачи (правилами этого вида спорта) с преимущественным использованием интеллекта, осуществляется посредством «действия в уме» (или же во «внутреннем плане действия») при доминирующей роли сознательного над бессознательным. Следует особо акцентировать внимание на то, что мы в данном случае рассматриваем «интеллектуальные виды спорта» как часть «спорта» вообще, тем самым, признаем, что проявление интеллекта как структуры личности присуще в различных видах спортивной деятельности, однако не всегда является определяющим для достижения поставленного спортивного результата.
Анализ Единой всероссийской спортивной классификации (ЕВСК) показал, что граждане Российской Федерации могут быть высококвалифицированными спортсменами по следующим ИВС: шахматы, шашки русские и международные, бридж спортивный, го, рэндзю. Заметим, что ЕВСК не включает в себя большое количество интеллектуальных видов спорта, которые зафиксированы в международной и российской спортивной практике. Например, на официальном сайте федерации шашек России мы можем познакомиться с правилами 10 различных видов состязательной деятельности в шашках (русские шашки, международные (100-клеточные) шашки, поддавки, чеккерс, бразильские шашки, POOL, итальянские шашки, канадские шашки, 80-клеточные шашки, русские башни), а разрядные нормы установлены только для русских и международных шашек.
Особое внимание в силу специфики исследования было уделено методике тестирования. При ее отборе были учтены достижения экспериментальной психологии и педагогики. Отобранные нами тестовые методики адаптированы к российским условиям. Имеющиеся матрицы
творческих характеристик позволили нам в процессе проведения педагогического эксперимента в начальной школе не фиксировать полученные данные экспериментальной группы с данными контрольной группы. Нами были разработаны требования к выбору методики исследования развития творческих способностей непосредственно на занятиях интеллектуальными видами спорта: непродолжительность по времени (максимум 10 минут); соответствие поставленных задач целям тренировочного занятия; учет основных факторов творческих способностей отобранных нами («гибкость», «оригинальность», «беглость», «точность»).
Изученные нами тестовые методики не соответствовали нашим требованием как по критерию «продолжительность» (как правило, они рассчитаны на 30-50 мин.), так и задания не всегда соответствует целям и задачам педагогического процесса. Поэтому была разработана методика фиксирования развития творческих способностей непосредственно на каждом занятии. Бланк тестовых заданий представлял собой четыре игровых поля с нанесенным заданием, решение которых позволяло оценивать изучаемые факторы творческих способностей на каждом занятии. Содержание заданий разрабатывались в соответствии с рабочей программой.
Был разработан и внедрен спецкурс «Интеллектуальные виды спорта» в рамках предмета спортивно-педагогическое совершенство (СПС) для студентов, обучающихся на специализации «Менеджер спортивной организации». Рабочая программа состояла из двух разделов: первый -обучение шахматам; второй — обучение игре в шашки. На протяжении всего периода обучения (два учебных года) студенты тестировались методиками, направленными на диагностику творческих способностей. Динамику творческих способностей под воздействием занятий интеллектуальными видами спорта у студентов экспериментальной группы (2000-2001 учебный год) можем представить следующим образом (см. диаграмму 1).
кол-во челоем 14-
□ ИСХОДНЫЕ ДАННЫЕ (НАЧАЛО ЭКСПЕРИМЕНТА)
■ ПОЛУГОДОВОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ
□ ОКОНЧАНИЕ ЭКСПЕРИМЕНТА
НИЖЕ НОРМЫ
Диаграмма 1.
Динамика развития творческих способностей экспериментальной группы (2000/2001 учебный год).
Аналогичные показатели были получены в результате воздействия занятий шашками (2001-2002 учебный год). Данные представлены на диаграмме 2.
кол-во человек 12
а ИСХОДНЫЕ ДАННЫЕ РАЧАЛО
ЭКСПЕРИМЕНТА! ■ ПОЛУГОДОВОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ
□ ОКОЖАНИЕЭКОТВ'ИМ&П'А
НИЖЕ НОРМЫ
Диаграмма 2.
Динамика развития творческих способностей экспериментальной группы (2001/2002 учебный год.
Особенное внимание мы уделили результатам промежуточного (полугодового) обследования. Как видим, показатели этого обследования выше данных, которые получены в конце эксперимента. Анализ рабочей программы показал, что в тот период проводились первенства групп по изучаемым ИВС. Совпадение результатов прироста показателей творческих способностей в соревновательный период занятий по шахматам и шашкам позволило выдвинуть предположение о том, что развитие творческих способностей интеллектуальными видами спорта имеют волнообразную
и
структуру. После соревнований творческие способности проявляются на более высоком уровне.
Для усиления верификации полученных данных использовалось также монографическое исследование. Для подтверждения нашего предположения о влиянии различных форм проведения занятий на развитие творческих способностей ИБС мы разделили учебный план участника монографического эксперимента на четко выраженные периоды различных организационных форм: индивидуальную, групповую, соревновательную. Исследуемый тестировался батареей тестов, учитывающих следующие факторы: «беглость», «гибкость», «оригинальность», «разработанность» и «название».
Траектория развития творческих способностей участника монографического эксперимента с проекцией на матрицу творческих характеристик для детей 5-7 лет представлена на таблице 1.
Таблица /.
Траектория развития творческих способностей участника монографического эксперимента с проекцией на матрицу творческих характеристик для детей 5-7 лет
факиша
2 Г«ш
I 3 Ортн
! на, |уяь
4 ^яарзСнэ
таншж п._
Название 6 ГЭимсс
тыл I вш"ш: кого мытття
3,5
73 * I «.5
-г-'^гн-«.
<».5
1М И
"Т~1 75
11.5 ! И"
«л
П - 145 I 16
4Я
17.5 МмЗКмГТ из 1 И М ; М
. «.7 ] 1.« 3,1
9 „ 52
1*5
«4
"П и 1 14
15
14 I !•#'
т
!Й.? I!" «2." '
те ' Т1
_•«_ I».
т ^ "
ШУНЛ
1ЦЫ1.
1 И с
II
ИЧ
Анализ динамики развития творческих способностей участника монографического эксперимента показал, что наибольший прирост творческих способностей мы зафиксировали при соревновательной форме
проведения занятий. Показатель «название» не дал прироста при соревновательной деятельности. Показатель «разработанность» имеет лучшие показатели при индивидуальной форме проведения занятий по отношению к групповой организационной форме. В целом мы фиксировали прирост всех показателей творческих способностей. Следует указать на тот факт, что и другие явления (например: обучение чтению, рисование, занятия в секции единоборства) оказывали влияние на процесс развития творческих способностей участника монографического эксперимента.
Также в ходе монографического эксперимента была апробирована предложенная нами методика исследования творческих способностей непосредственно в ходе занятия по интеллектуальным видам спорта. Полученные данные позволили перейти к эксперименту в группе школьников, поскольку были получены и апробированы соответствующие методики.
В первом полугодии (октябрь-январь) 2003 года эти методики применялись в ходе педагогического эксперимента на занятиях по шахматам в начальных классах Малаховской средней школы №48 (при начальной школе «Сказка»). Была сформирована одна экспериментальная группа. В начале педагогического эксперимента после групповых занятий и после соревнования нами применялся набор креативных тестов Ф. Вильямса, (модифицированный Е.Е.Туник). С 9 по 29 урок младшие школьники заполняли бланк заданий, разработанный нами. Также были опрошены родители. Проведено интервьюирование педагогов.
Динамику влияния факторов на развитие структурных элементов творческих способностей при групповой форме проведения занятий мы можем представить следующим образом (см. диаграмму 3).
Диаграмма 3.
Показатели творческих способностей при групповой форме проведения занятий.
Из диаграммы видно, что наблюдается прирост всех фиксируемых показателей. Примечательно, что показатель «точность» имеет ту же динамику развития, что и другие факторы творческих способностей. Выявлено, что активному развитию творчества способствует проведение дидактических игр (уроки № 10, 17, 18, 19, 20). Такой компонент как «бепюсть» зависит ш условий воздействия на эмоциональную, физическую и интеллектуальную сферу ребенка. Было замечено: на занятии (урок №23), проведенном после посещения зоопарка (воспитательный компонент общей школы), мы получили эффект большего прироста по двум показателям творческих способностей: «оригинальность» и гибкость». После обработки тестовых листов после этого занятия зафиксированы низкие данные показателя «беглость».
Применяемая нами методика показала, что динамика показателя «точность» имеет сходную траекторию с другими показателями развития творческих способностей (см. диаграмму 3). Однако во многих тестах не рекомендуется учитывать этот показатель. Мы предполагаем, что от развития «точности» умения выбирать правильное решение при ограниченном времени зависит спортивный результат в интеллектуальных видах спорта .
Проведенный нами анализ динамики развития изучаемых факторов творческих способное гей представлен нами ниже.
На диаграмме 4 мы видим динамику развития «беглости» при групповой и соревновательной форме проведения занятий.
кол-во чалом«
ВЫШЕ НОРМЫ
©ИСХОД№»ЕДАЖЫЕ (НАЧАЛО ЭКСПЕРИМЕНТА)
■ ПОСЛЕ ГРУППОВЫХ ЗАНЯТИЙ(ПЕРЕД СОРЕВНОВАНИЕМ) о пост СОРЕВНОВАНИЯ (ОКОНЧАНИЕ
ЭКСПЕРИМЕНТА}_
Диаграмма 4.
Динамика развития беглости участников педагогического эксперимента в начальной школе.
Мы видим, что до проведения педагогического эксперимента, у большинства испытуемых (16 человек) показатель «беглость» был ниже нормы. После участия в тренировочных групповых занятиях у большого количества школьников (у 15 школьников) этот показатель существенно изменился и стал соответствовать норме.
На диаграмме 5 представлена динамика развития «гибкости» при групповой и соревновательной форме проведения занятий.
кол-во человек 25
НМКЕ НОРМЫ
ВЫШЕ НОРМЫ
а ИСХОДНОЕ ДАМЫЕ (НАЧАЛО
эхспвчмшга; а спЕ групповых занятий
(ПОСЛЕ СОРЕВНОВАНИЙ
О ПОСЛЕ СОРЕВНОВАНИЯ (КОНВД ЭКСПЕРИМЕНТА)
Диаграмма 5.
Динамика развития гибкости участников педагогического эксперимента в начальной школе.
Проведенный анализ показал, что фактор «гибкость» существенно изменился. Так до участия в эксперименте у 11 школьников этот показатель был ниже нормы. После занятий в группе у всех занимающихся не были зафиксированы столь низкие показатели.
На диаграмме 6 представлена динамика развития «оригинальности» при фупповой и соревновательной форме проведения занятий.
кол-во человек 25-
О ИСХОДНЫЕ ДАННЫЕ {НАЧАЛО экспвчшенгд)
• ПОСЛЕ ГРУППОВЫХ ЗАНЯТИЙ
(гвщ саиэвнгаютим) □ гюсгесотевновА»« (конец
ЭКСЛВЧМВЯА)
НИЖЕНОРМЫ
НОРМА
ВЫШЕ НОРМЫ
Диаграмма 6,
Динамика развития оригинальности участников педагогического эксперимента в начальной школе.
Так до проведения эксперимента у 18 испытуемых этот показатель был ниже нормы, у 6 - соответствовал норме. После занятий в группе почти у всех школьников этот показатель соответствовал норме (у 1 школьника был выше нормы). После участия в соревнованиях показатель «оригинальности» у 18 школьников соответствовал норме, а у 6 - показатели «оригинальности» выше нормы.
Проведенный нами анализ динамики развития «беглости» при различных организационных формах проведения занятий по шахматам не выявил существенного различия этого показателя: до эксперимента (у всех испытуемых этот показатель в диапазоне норма) и после участия в эксперименте зафиксированы сходные показатели. Показатели «названия» существенно не изменились под воздействием занятий по шахматам.
Двухфакторный дисперсионный анализ без повторений показателей развития каждого фактора позволяет нам рассматривать интеллектуальные виды спорта как эффективное средство развития творчества и говорить о том,
что развитие творческих способностей на занятиях интеллектуальными видами спорта имеют объективное основание.
Для выявления степени зависимости роста фиксируемых показателей от исходных данных мы провели анализ взаимосвязи фиксируемых показателей после различных организационных форм проведения занятии ИВС (таблица 2).
Таблица 2.
Взаимосвязь показателей факторов творческих способностей у
школьников.
начГ сврГ конГ начБ серб конБ начН сврН конН начО сврО конО начР сврР
начГ серГ конГ 1 0,708 1 0,674 0,944 1
начБ серБ конБ 0,874 0,701 0,693 0,705 0,724 0,684 0,43 0/476 0,364 1 0,802 1 0,58 0,804 1
начН серН конН 0,134 -0,13 -0,13 0,055 -0,14 -0,11 0,049 -0,1 -0,05 0,028 -0,09 -0,19 0,041 -0,07 -0,16 0,043 -0,07 -0,18 1 0,825 1 0,863 0,969 1
начО серО конО 0,241 0,05 0,042 0,048 -0,25 -0,25 0,103 -0,12 -0,1 0,195 0,087 0,111 0,065 -0,2 -0,04 0,132 -0,13 0,027 0,333 0,486 0,497 0,019 0,19 0,161 -0,1 0,044 0,019 1 0,738 1 0,632 0,932 1
начР серР конР 0,148 -0,17 -0,15 0,069 -0,11 -0,21 0,072 -0,12 -0,23 0,056 -0,08 -0,03 0,033 -0,11 0,026 0,009 -0,03 0,086 0,399 0,476 0,522 0,381 0,404 0,421 0,254 0,262 0,257 0,839 0,597 0/48 0,711 0,52 0,381 0,674 0,505 0,383 1 0,797 1 0,743 0,958
<0,05 при 0,404
На таблице 2 представлена взаимосвязь исследуемых нами факторов: Г - гибкость, Б — беглость, О - оригинальность, Р - разработанность при нач. -начале проведения эксперимента, при сер. - середина эксперимента (после групповой формы проведения занятий по ИВС), при кон. - на момент окончания проведения педагогического эксперимента (после активной соревновательной деятельности).
Анализ таблицы показывает, что развитие всех факторов зависят от начальных показателей и наибольшее развитие получают при соревновательной форме проведения занятий. Наблюдается высокая степень
взаимосвязи показателей «гибкость» и «беглость». Не выявлено взаимосвязи показателей «беглость» и «название», «гибкость» и «название». Наблюдается высокая степень взаимосвязи показателей «оригинальность» и «разработанность». Также есть существенная взаимосвязь между показателями «разработанности» при соревновательной деятельности и показателями «названия» в соревновательный период.
Преимущественное использование соревновательной организационной формы для развития творческих способностей на занятиях интеллектуальными видами спорта не означает, что все другие формы должны быть исключены из педагогического процесса. Более того, различные организационные формы должны быть использованы в педагогическом процессе в комплексе и не могут быть сведены к вытеснению одной организационной формы другой.
Специфика развития творческих способностей интеллектуальными видами спорта в обусловлена особенностями этих видов спорта. Во-первых, развитие и проявление творческих способностей в интеллектуальных видах спорта сопряжено с осознанием полученного нового алгоритма решения задачи. Отметим несколько существенных, на наш взгляд, моментов относительно алгоритмизации. Известно, что при развитии творческих способностей алгоритмизация должна выступать как элемент и в то же время антагонизм творческой деятельности, это противоречие в интеллектуальных видах спорта «снимается» в многовариантности выбора. Реальный мыслительный процесс в интеллектуальных видах спорта осуществляется отличным от простого перебора вариантов, но с другой стороны, для спортивного результата требуется не только теоретические знания и алгоритмы их использования, но и знания становления основных принципов игры. Во-вторых, спортсмен, участвуя в соревновательной деятельности в интеллектуальных видах спорта, не всегда обязан физически присутствовать на соревнованиях. Акцентируем внимание на специфику дистанционных соревнований, так как, на наш взгляд, дальнейшее развитие этих видов
спорта связано с ярко выраженной тенденцией активного использования компьютерных технологий как в педагогическом процессе, так и в методике проведения соревнований. Субъект педагогического процесса должен быть не только грамотным, методически подготовленным специалистом, но и иметь опыт участия в соревнованиях различных организационных форм в преподаваемом виде спорта.
Анализируя взаимоотношение организационных и педагогических аспектов проведения занятий по интеллектуальным видам спорта следует указать, что у «интеллектуальных видов спорта» как предмета в школе, и «интеллектуальных видов спорта» как собственно видов спорта (где есть место профессиональной деятельности, и как возможность/следствие высокого уровня мастерства - необходимость ранней специализации) цель и задачи педагогического процесса могут не совпадать. Использование тех или иных организационно-педагогических аспектов обучения у спортсменов зависит не столько от этапа обучения, сколько от спортивной квалификации и индивидуальной траектории динамики и стабильности показываемых спортивных результатов. Спортивный результат, как продукт творческой деятельности, является, эффективным педагогическим средством развития творческих способностей. Творчество со стороны результата это качественно новый продукт, а системный анализ его возникновения дает возможность детализировать механизм возникновения творческого процесса. Примечательно, что, анализируя сыгранные партии, спортсмен способен увидеть логику развертывания игры вне рамок соревновательной деятельности. Оценка своего спортивного мастерства помогает научиться объективно оценивать свои силы и силы своего противника, увидеть степень зависимости роста своего спортивного мастерства от включенности в тренировочный процесс и активно способствует развитию творческих способностей.
ВЫВОДЫ:
1. Понятийный блок «интеллектуальные виды спорта» получил научную гражданственность, широко представлен в средствах массовой информации, осознаваем на уровне обыденного сознания. Интеллектуальные виды спорта те виды, где результат спортивной деятельности обусловлен решением заданной задачи (правилами этого вида спорта) с преимущественным использованием интеллекта, - то есть осуществляется посредством «действия в уме» (или же во «внутреннем плане действия») при доминирующей роли сознательного над бессознательным.
2. Разработанная и апробированная методика тестирования творческих способностей занимающихся интеллектуальными видами спорта продемонстрировала свою эффективность для фиксации изучаемых факторов.
3.Сравнительный анализ различных организационных форм проведения занятий показал, что наибольший прирост развития творческих способностей фиксируется после соревновательной формы проведения занятий по интеллектуальным видам спорта.
4. Интеллектуальные виды спорта являются эффективным средством развития творческих способностей. Однако не все факторы творческих способностей имеют одинаковый прирост развития. По показателям «гибкость», «оригинальность», «беглость» фиксируются существенные положительные изменения. По показателям «разработанность» и «название» не получено качественно новых изменений. Динамика показателя «точность» имеет сходную траекторию с такими показателями развития творческих способностей как «гибкость», «оригинальность», «беглость».
5. Установлена зависимость роста исследуемых показателей от организационной формы проведения занятий, содержания тренировочных занятий, исходных данных показателей творческих способностей. Развитие исследуемых показателей зависит от начальных показателей, и наибольшее
развитие получают при соревновательной форме проведения занятий. Наблюдается высокая степень взаимосвязи показателей «гибкость» и «беглость». Меньшая взаимосвязь этих показателей с показателями: «разработанность», «название» и «оригинальность». Также высока степень взаимосвязи показателей «оригинальность» и «разработанность». Не выявлено взаимосвязи показателей «название» с показателями «гибкость» и «беглость».
6. Субъект педагогического процесса должен учитывать специфику ИВС, этапы обучения, эффективность различных форм проведения занятий и место их проведения, планируемый спортивный результат как продукт творческой деятельности. Необходимо иметь в виду, что у «интеллектуальных видов спорта» как предмета в школе, и «интеллектуальных видов спорта» как собственно видов спорта цель и задачи этапов обучения могут не совпадать. Использование тех или иных организационных форм и педагогических технологий у спортсменов зависит не столько от этапа обучения, сколько от спортивной квалификации, индивидуальной траектории динамики и стабильности показываемых спортивных результатов.
Перечень работ, в которых опубликованы научные результаты, включенные в диссертацию.
1. Скаржинская E.H. Через шахматы - к творчеству. Творчество как предмет междисциплинарных исследований//Материалы 4-й Международной научно-практической конференции - Киев: НТУУ «КПИ», 1997.С. 98-99.
2. Скаржинская E.H. Творческая личность - сквозь призму сегодняшнего дня. Физическая культура, спорт и здоровье// Тезисы докладов II Всеукраинской научно-практической конференции для студентов и аспирантов физкультурных учебных заведений. - Харьков: ХаГИФК, 2000. С.40-41.
3. Скаржинская E.H. Личность, физическая культура и спорт. Олимпийский спорт и спорт для всех: проблемы здоровья, рекреации, спортивной медицины и реабилитации/УТезисы докладов IV Международного конгресса - Киев: «Олимпийская литература», 2000. С.544.
4. Скаржинская E.H. Творческая личность, физическая культура и спорт. Творчество свободы как свобода творчества// Материалы 6-й международной научно-практической конференции. - Киев: НТУУ «КПИ», 2001. С.212-213.
5. Скаржинская E.H. Основные направления развития физической культуры и спорта на современном этапе. Современные технологии и оздоровительные программы педагогического процесса по физической культуре и спорту в учебных заведениях// Материалы международной конференции. - Белгород: БелГТАСМ, 2002. С. 15-19.
6. Скаржинская E.H. Организационно-педагогические аспекты развития творчества интеллектуальными видами спорта. Физическая культура, спорт и здоровье // Материалы V Международной научной конференции студентов и аспирантов. - Харьков: ХГАФК, 2003. с. 1213.
7. Скаржинская E.H. Об определении понятия «Интеллектуальные виды спорта». Тезисы докладов XXVII научной конференции студентов, аспирантов и соискателей МГАФК - Малаховка: МГАФК, 2004. С.151-156.
8. Скаржинская E.H. Спорт как фактор формирования творческой личности (на примере интеллектуальных видов спорта). Философия и будущее цивилизации//Тезисы докладов и выступлений IV Российского философского конгресса - Москва: «Современные тетради», 2005. С.613.
Подписано в печать 10 10 05 Формат 60x90 1/16 Печать цифровая Уел печ л 1,3 Бумага «РеНогтег» Тираж 150 экз Заказ 7026
Отпечатано в соответствии с качеством предоставленного оригинал-макета
в ФГУП "Производственно-издательский комбинат ВИНИТИ", 140010, г Люберцы, Московской обл, Октябрьский пр-т, 403 Тел 554-21-86
РНБ Русский фонд
2006-4 16379
19 0 5 г
у
Содержание диссертации автор научной статьи: кандидата педагогических наук, Скаржинская, Елена Николаевна, 2005 год
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА (ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ)
1.1. Гносеологические основы исследования проблем творчества
1.2. Проблема развития творчества интеллектуальными видами спорта в спортивной литературе
1.3. Педагогические принципы, методы и средства развития творческих способностей
1.4. Организационно-педагогические формы развития творчества интеллектуальными видами спорта
ГЛАВА II. ЗАДАЧИ, ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
2.1. Задачи исследования
2.2. Основные понятия
2.3. Методы и организация исследования
ГЛАВА III. ТВОРЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ И ИХ РАЗВИТИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ ВИДАМИ СПОРТА
3.1. Характеристика объекта исследования
3.2. Результаты диагностики творческих способностей
3.3. Динамика творческих способностей под воздействием занятий интеллектуальными видами спорта
ГЛАВА VI. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ
4.1. Организационные аспекты развития творческих способностей на занятиях по интеллектуальным видам спорта
4.2. Педагогические аспекты занятий по интеллектуальным видам спорта, направленных на развитие творческих способностей
4.3. Взаимосвязь организационных и педагогических аспектов проведения занятий по интеллектуальным видам спорта для развития творческих способностей
ВЫВОДЫ
Введение диссертации по педагогике, на тему "Организационно-педагогические аспекты развития творческих способностей интеллектуальными видами спорта"
Актуальность темы
Динамические изменения, происходящие в современном обществе, дают достаточные основания считать изучение организационно-педагогических аспектов развития творческой личности интеллектуальными видами спорта актуальной темой научного исследования.
Во-первых, изучение проблемы творчества имеет колоссальный социальный смысл. Это связано, прежде всего, с ростом потребности общества в творчески деятельных работниках во всех сферах. Поэтому исследованием различных аспектов творчества заняты философы, социологи, психологи, педагоги, историки, экономисты, кибернетики и представители других наук.
Во-вторых, выбранная тема актуальна в теоретическом плане. Эмпирические данные многочисленных исследований в отрасли «Физическая культура и спорт» позволяют утверждать, что спортивная деятельность в определенных видах спорта обуславливает развитие творческих способностей (Э.Л. Торунова, 1987; В.С.Топчиян, А.А. Сучилин, 1988; И.В. Попов, 1994; Г.И. Хозяинов, Н.И. Назаркина, 1996; С.Д. Неверкович,Г. Варданян, 1998; Е.Д. Никитина, В.Г. Баданин, 1998; И.П. Андриади, 1999; С.Н. Бегидова, 2001; С.А. Строилова ,2003; А.И. Кычкина, 2005). Однако исследовательские попытки теоретического синтеза обширного эмпирического материала не дали методологического решения исследуемой проблемы.
В-третьих, необходимость данного исследования обусловлена изменениями организационных аспектов развития интеллектуальных видов спорта на современном этапе, как в стране, так и за рубежом. Отметим, что наряду с традиционными для страны шахматами и шашками в последнее время активно развиваются такие виды спорта как го, нарды, рэндзю, бразильские шашки, киберспорт и др. С каждым днем увеличивается количество граждан Российской Федерации, охваченных деятельностью различных общественных организаций по этим видам спорта. Особую роль в столь стремительном развитии интеллектуальных видов спорта играют современные средства коммуникации. Благодаря компьютеризации населения, не только изменяются теоретические основы данных видов спорта, но и преобразовываются формы проведения соревнований, видоизменяется тренировочный процесс. Эти социальные явления выдвигают в приоритетный ряд те исследования, которые изучают специфику развития интеллектуальных видов спорта на современном этапе и их воздействие на процесс формирования личности. Но проблема формирования творчества не выделяется из общей социальной проблематики в данном аспекте. Тем самым, проблема развития творчества интеллектуальными видами спорта требует своего решения.
Наконец, исследование развития творческой личности педагогически актуально. Ученые утверждают, что общество требует и стремится сформировать активную творческую личность. Данное обстоятельство подчеркивает актуальность и важность научного поиска эффективных средств и способов решения проблемы развития творческой личности.
При подготовке специалистов по физической культуре и спорту, проведении воспитательной работы необходимо знать особенности организационно-педагогических аспектов интеллектуальных видов спорта, учитывать их специфическое влияние на способ развития, формирование творческой личности. Степень разработанности темы
Исследование организационно-педагогических аспектов развития творчества интеллектуальными видами спорта обусловлено проблемными составляющими как общего теоретико-познавательного, так и частного, собственно отраслевого характера.
Современными учеными активно обосновывается проблема творчества в ее общефилософском значении. Изучаются структуры, механизмы, динамика познавательного творчества в работах Г.Н. Батищева, Г.А. Давыдовой, Э.В. Ильенкова, A.M. Коршунова, А.Ф. Лосева, А.Т. Шумилина, JI.B. Яценко. Анализируется взаимодействие противоположных сторон творческой деятельности: продуктивного и репродуктивного (B.C. Овчинников), интуитивного и дискурсивного (В.Ф. Асмус, А.С. Кармин, П.В. Копнин, А.А. Налчаджян, А.Н.Лук, В.И. Хореев и др.) Исследованию творчества как атрибутивного свойства челрвеческой деятельности посвятили свои работы В.И. Белозерцев, Л.П. Буева, М.В. Демин, Б.Е, Лобанова, К.С. Пигров.
Творческому характеру познания уделили внимание B.C. Библер, А.С, Коршунов, Л.С. Коршунова, Ф.В. Лазарев и др. Серьезные результаты достигнуты в исследовании основных видов творчества - научного (Л.Б. Баженов, Б.М. Кедров, А.С. Кравец,
A.С. Майданов, А.А. Микешина, Е.П. Никитин, А.И. Ракитов, B.C., Степин, B.C. Швырев, Б.Г. Юдин), технического (В.В. Алехин,
B.И. Белозерцева, В.Г. Горьков, Е.В. Попов и Др.)? художественного (Ю.Д. Воробей, С.С. Гольдентрихт, М.С. Каган, К.М. Кантор и др.).
Исследователи в области физической культуры и спорта проявили интерес к проблеме творчества в 80-е годы XX века (А.А. Деркач, А.А. Исаев). Методологические основы для разработки проблем творчества в спортивной деятельности были представлены в работах В.И. Столярова, в которых анализируется природа спортивного творчества, показаны его основные отличия от художественного творчества.
В числе первых диссертационных работ в сфере спорта, где рассматривалась проблема творчества, была работа Торуновой Э.Л. «Формирование у студентов творческого отношения к овладению профессией тренера-преподавателя». Собственно спортивное творчество как проявление специфики спортивной деятельности представлено в единичных работах по определенным видам спорта, таким, как фигурное катание (Э.Л. Торунова, 1987), волейбол (Н.В. Луткова, 1990), художественная гимнастика (И.А. Степанова, 1991) и др. Повышенный интерес вызвала работа И.В. Попова (1994), посвященная изобретательскому творчеству в сфере физической культуры и спорта. Представлена авторская концепция содержания и структуры творчества в сфере ФКиС, определен характер влияния на изобретательское творчество социально-организационных факторов, детально проанализированы методы исследования творчества. Собственно проблеме развития творчества интеллектуальными видами спорта посвящено исследование А.И. Кычкиной (2005). В этом исследовании шашечная игра, как интеллектуальная игра, впервые выступила объектом специального изучения как средство развития творческих способностей и воображения школьников. Результаты педагогического эксперимента позволили установить что шашки -эффективное средство развития творческих способностей.
Однако в этих исследованиях не представлено понятийное обеспечение интеллектуальных видов спорта. Недостаточно освещена специфика влияния интеллектуальных видов спорта на развитие творческой личности. Учитывая изложенное, проблема исследования заключается в том, что, с одной стороны, общество требует от системы воспитания подготовки творческой личности, а с другой - в системе подготовки спортсменов практически ни стратегия, ни методика формирования такой личности в интеллектуальных видах спорта должным образом не разработана.
Отсюда цель исследования - выявить организационно-педагогические возможности развития творческих способностей интеллектуальными видами спорта.
В соответствии с целью выдвинута следующая рабочая гипотеза: выявление организационных и педагогических закономерностей влияния интеллектуальных видов спорта на развитие творческих характеристик личности позволит совершенствовать формирование и развитие творческих способностей спортсменов.
Объект исследования: занимающиеся интеллектуальными видами спорта.
Предмет исследования: развитие творческих способностей интеллектуальными видами спорта.
Теоретическое значение работы заключается в разработке авторской концепции формирования творческих способностей интеллектуальными видами спорта, содержащей новые положения и аргументы, развивающие научные представления по исследуемой проблеме. Полученные в исследовании теоретические положения способствуют обогащению концепций творчества в сфере философии, социологии, педагогики, теории и методики физической культуры и спорта. Диссертационное исследование обогатило понятийный аппарат теории физической культуры осмыслением понятийного блока «интеллектуальные виды спорта». Выявленные факторы и закономерности воздействия на творческие способности занимающихся интеллектуальными видами спорта позволяют рассматривать спортивную деятельность в интеллектуальных видах спорта как эффективное средство развития творческих способностей.
Практическое значение. Полученные результаты исследования могут быть использованы в процессе обучения студентов по предметам философия, социология, психология, теория и методика физической культуры, а также для разработки сцецкурса «Организация и педагогические технологии занятий интеллектуальными видами спорта» в физкультурных учебных заведениях. Разработанную методику тестирования творческих способностей возможно применять на занятиях по интеллектуальным видам спорта.
Методы исследования
Методы исследования представлены двумя группами.
Первая группа - методы сбора информации: анкетирование, тестирование (тесты Д. Гилфорда, Ф. Вильямса, П. Торренса, Г. Айзенка), интервью, включенное педагогическое наблюдение, эксперимент.
Вторая группа - методы анализа и обработки полученной информации: анализ, в том числе контент-анализ, синтез, сравнение, анализ литературных источников, методы математической и статистической обработки полученных результатов.
Этапы исследования
Для решения поставленных задач исследование было проведено в несколько этапов:
На первом этапе (1998-2000гг.) методами контент-анализа средств массовой информации, анализом документальных и литературных источников выявлялись приоритетные пути исследований проблемы «творчество», в том числе в области физической культуры и спорта (с упором на его интеллектуальные виды).
На втором этапе (2000-2004гг.) методами педагогического наблюдения, анкетирования, интервьюирования, опроса экспертов, тестирования, методом информационных карточек изучались тенденции, факторы и закономерности воздействия интеллектуальных видов спорта на личность спортсмена и их влияние на развитие творческих способностей. Был проведен педагогический эксперимент.
На третьем этапе (2004г.) был проведен комплексный анализ всей полученной информации.
На четвертом этапе (2005г.) были написаны тексты диссертации и автореферата. Положения выносимые на защиту:
1. Рост исследуемых показателей творческих способностей зависит от организационной формы проведения занятий, содержания тренировочных занятий, исходных данных показателей творческих способностей.
2. Наибольший прирост развития творческих способностей фиксируется после соревновательной формы проведения занятий по интеллектуальным видам спорта.
3. Развитие творческих способностей интеллектуальными видами спорта обусловлено спецификой этих видов спорта: во-первых, достижение намеченного спортивного результата обусловлено решением задач посредством действия в уме при доминировании сознательного над бессознательным; во-вторых, спортсмен, участвуя в соревновательной деятельности в интеллектуальных видах спорта, не всегда обязан физически присутствовать на соревнованиях.
Апробация работы Материалы диссертационного исследования докладывались и получили одобрение на 4 международных и 2 вузовских конференциях. По теме диссертации опубликовано 8 работ. Диссертационная работа обсуждена 15 июня 2005 года на расширенном заседании кафедры философских и социальных наук.
Заключение диссертации научная статья по теме "Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры"
ВЫВОДЫ:
1. Понятийный блок «интеллектуальные виды спорта» получил научную гражданственность, широко представлен в средствах массовой информации, осознаваем на уровне обыденного сознания. Интеллектуальные виды спорта те виды, где результат спортивной деятельности обусловлен решением заданной задачи (правилами этого вида спорта) с преимущественным использованием интеллекта, - то есть осуществляется посредством «действия в уме» (или же во «внутреннем плане действия») при доминирующей роли сознательного над бессознательным.
2. Разработанная и апробированная методика тестирования творческих способностей занимающихся интеллектуальными видами спорта продемонстрировала свою эффективность для фиксации изучаемых факторов.
3.Сравнительный анализ различных организационных форм проведения занятий показал, что наибольший прирост развития творческих способностей фиксируется после соревновательной формы проведения занятий по интеллектуальным видам спорта.
4. Интеллектуальные виды спорта являются эффективным средством развития творческих способностей. Однако не все факторы творческих способностей имеют одинаковый прирост развития. По показателям «гибкость», «оригинальность», «беглость» фиксируются существенные положительные изменения. По показателям «разработанность» и «название» не получено качественно новых изменений. Динамика показателя «точность» имеет сходную траекторию с такими показателями развития творческих способностей как «гибкость», «оригинальность», «беглость».
5. Установлена зависимость роста исследуемых показателей от организационной формы проведения занятий, содержания тренировочных занятий, исходных данных показателей творческих способностей. Развитие исследуемых показателей зависит от начальных показателей, и наибольшее развитие получают при соревновательной форме проведения занятий. Наблюдается высокая степень взаимосвязи показателей «гибкость» и «беглость». Меньшая взаимосвязь этих показателей с показателями: «разработанность», «название» и «оригинальность». Также высока степень взаимосвязи показателей «оригинальность» и «разработанность». Не выявлено взаимосвязи показателей «название» с показателями «гибкость» и «беглость».
6. Субъект педагогического процесса должен учитывать специфику ИВС, этапы обучения, эффективность различных форм проведения занятий и место их проведения, планируемый спортивный результат как продукт творческой деятельности. Необходимо иметь в виду, что у «интеллектуальных видов спорта» как предмета в школе, и «интеллектуальных видов спорта» как собственно видов спорта цель и задачи этапов обучения могут не совпадать. Использование тех или иных организационных форм и педагогических технологий у спортсменов зависит не столько от этапа обучения, сколько от спортивной квалификации, индивидуальной траектории динамики и стабильности показываемых спортивных результатов.
Список литературы диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Скаржинская, Елена Николаевна, Малаховка
1. Айзенк Г.Д. Проверь свои способности. М., 1992. С. 18.
2. Анишева В.Е. Индивидуальное обучение в шахматах.// Теория и практика физической культуры. 1995. №3. С.56.
3. Анишева В.Е. Методические особенности индивидуализированного начального обучения шахматам детей младшего школьного возраста. Автореферат на соис. ученой степени канд. пед. наук. Москва, 2002. 32 с.
4. Асмолов А.Г. Личность как предмет психологического исследования. М., 1984. -218 с.
5. Баданин В. Г. Формирование педагогического мышления у студентов АФК. Автореф. на соиск. ученой степени канд. пед. наук. Малаховка, 1999.- 28с.
6. Бальсевич В.К. Концепция альтернативных форм организации физического воспитания детей и молодежи //Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 1996. № 1, С. 23 25.
7. Бальсевич В.К., Большенков В.Г., Рябинцев Ф.П. Концепция физического воспитания с оздоровительной направленностью учащихся начальных классов общеобразовательной школы //Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 1996, № 2, С. 13-18.
8. Бальсевич В.К. Перспективы развития общей теории и технологий спортивной подготовки и физического воспитания (методологический аспект) // Теор. и практ. физ. культ. 1999, № 4, С. 21 26, 39 - 40.
9. Бальсевич В.К., Корунец А.И., Марков Ю.Н. и др. Спортизация общеобразовательной школы как новый вектор взаимодействия олимпийского массового и юношеского спорта //Матер.
10. Международного Форума "Молодежь — Наука -- Олимпизм": 14 -- 18 июля 1988 г. Москва, С. 46 48.
11. Бальсевич В.К. Физическая культура для всех и для каждого. М.: ФиС, 1988. - 208 с.
12. Батищев Г.Н. Диалектика творчества. Рук. Деп. в ИНИОН СССР.- № 18609 от 1.11.84г. - М., 1984. - 172 с.
13. Бергсон А. Творческая эволюция. Материя и память. Москва: Мысль, 1999. 314 с.
14. Бердяев Н.А. Смысл творчества. М., 1989. С.254-518.
15. Бестужев-Лада И.В. Против превращения спорта в современное гладиаторство //На пороге XXI века: образование и культура (международная конференция). М.: РАО. 1996, С. 29- 30.
16. Блейхер В.М., Бурлачук Л.Ф. Психологическая диагностика интеллекта и личности. Киев, 1985. 118 с.
17. Богоявленская Д.Б. Метод исследования уровней интеллектуальной активности// Вопросы психологии. 1971, №1.
18. Босенко В. А. Диалектика как теория развития. Изд-во Киевского университета. К., 1966 г. 214 с.
19. Ботвинник М.М. Аналитические и критические работы. М.: ФиС, 1989. 524 с.
20. Варданян Г. Игровой метод развития творческого мышления при подготовке специалистов в институте физической культуры. Автореф. на соиск. ученой степени канд. пед. наук. Москва, 1998.- 30с.
21. Венгольд А. Во что мы играем, или некоторые мысли о шахматах.// Шахматное обозрение; №10, 1988. С. 4-6.
22. Верхошанский Ю.В. Горизонты научной теории и методологии спортивной тренировки //Теория и практика физ. культуры. 1998, № 7, с. 41 54.
23. Верхошанский Ю.В. Основы специальной физической подготовки спортсменов. — М.:ФиС, 1988. 331с.
24. Визитей Н.Н. Физическая культура личности (проблемы человеческой телесности: методологические, социально-философские, педагогические аспекты). Кишинев: Штиинца, 1989. - 110 с.
25. Вильчинская B.C. Сознательность и стихийность как факторы социального творчества//Творчество как предмет философского исследования. Киев, 1989. 0.1. С.26-27.
26. Виноградов П.А., Душанин А.П., Жолдак В.И. Основы физической культуры и здорового образа жизни.- М.; Советский спорт, 1996. 435 с.
27. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. Изд.2-е. М., 1967.-С.3-5.
28. Выдрин В.М. Неспециальное (непрофессиональное) физкультурное образование //Теория и практика физической культуры, 1995, №5-6, С. 15-17.
29. Выдрин В.М. Теория физической культуры (культуроведческий аспект): Учебн. пос. Л.: ГДОИФК им. П.ф. Лесгафта, 1988.- 45с.
30. Гегель Г.В. Ф. Наука логики. М., 1972. Т.З. - С. 306-307.
31. Гегель Г.В.Ф. Энциклопедия философских наук. М. , 1974. -Т.З. С.90.
32. Гилфорд Дж. Три стороны интеллекта// Психология мышления. М.: Прогресс, 1969. 54 с.
33. Гольдентрихт С.С., Коршунова A.M. Диалектика и теория творчества. М.: Изд-во Московского университета, 1987. 236 с.
34. Гончаров В. Некоторые актуальные вопросы обучения дошкольника шахматной игре. М.: ГЦОЛИФК, 1984. - 213 с.
35. Горбань А.Н. Системы с наследованием и эффекты отбора // Эволюционное моделирование и кинетика.-Новосибирск: Наука Сиб.отд-ние, 1992.-С.42-49.
36. Гуськов С.И. Спорт и маркетинг. — М.: ВАГРИУС, 1995. -303 с.
37. Давиденко Д. Н., Пономарев Г. Н. Размышления о понятиях и сущности образования в области физической культуры // Теория и практика физической культуры. 2004. - N 5. - С. 52-55.
38. Давыдов В.В. Личности надо «выделаться»//С чего начинается личность? М., 1979. С. 113-114.
39. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. — М.: ИНТОР, 1996. 544 с.
40. Давыдова Г. А. Творчество и диалектика. М.: 1976. 62-63с.
41. Демин В.А. Методологические вопросы исследования спорта в аспекте теории деятельности: Автореф. на соиск. ученой степени канд. пед. наук. М.,1974. 24 с.
42. Деркач А.А., Исаев А.А. Творчество тренера. М.: Физкультура и спорт, 1982.
43. Дружинин В.Н. Когнитивные способности: структура, диагностика, развитие. М.: Per Se, СПб.: Иматон-М, 2001.
44. Дружинин В.Н. //Психология общих способностей . М. 1993, -214с.
45. Душанин А.П., Барабанов А.Г. Новые условия — новые кадры физической культуры и спорта // Теория и практика физической культуры. — 1995, № 12, С. 2-4.
46. Зеленое JI.A. Становление личности. Горький, 1989.
47. Под. Ред. Злотника Б.А. Шахматы: наука, опыт, мастерство. М.: Высшая школа, 1990, 54 с.
48. Золотое М.И., Кузин В.В., Кутепов М.Е, Сейранов С.Г. Менеджмент и экономика физической культуры и спорта: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2001. 432с.
49. Ильенков Э.В. Искусство и коммунистический идеал. М.: Искусство, 1984,- С. 6-12.
50. Какузин В.А. Подготовка физкультурных кадров к работе в условиях рынка /Современные проблемы и концепции развития физической культуры и спорта: Сб. тр. — Челябинск: УралГАФК, 1997, С.59-70.
51. Калошина И.П. Психология творческой деятельности. Москва, Юнити-Дана, 2002.- 434с.
52. Кант И. Метафизические начала естествознания. М.: Мысль, 1999.- 584с.
53. Карелин С.А. Материалистическая диалектика логика революционного творчества.//Творчество свободы как свобода творчества. Материалы международной конференции Киев, НТУ (КПИ), 2001, - С.37-38.
54. Кедровский О.И., Соловей А.А. Алгоритмичность практики, мышления, творчества. К.: Высшая школа, 1980, 122с.
55. Князева В.В. Структура и содержание учебного предмета шахматы в системе общеобразовательной школы России.
56. Автореф. на соиск. уч. степ. док. пед. наук. Москва. 2000. — 46 с.
57. Князева В.В. Уроки шахмат в общеразвивающей школе: Метод, рекомендации. Ташкент, 1987. -24 с.
58. Князева В.В. Уроки шахмат. Ташкент: Укитувчи, 1992. 208 с.
59. Коган JI.H. Цель и смысл жизни человека. М.: Мысль, 1984 г, 98с.
60. Козлова О. В. Влияние различных предстартовых состояний шахматиста на спортивный результат. Автореф. на соиск. ученой степ. канд. пед. наук. Москва. 2000. 23 с.
61. Комаров Д. Д. Развитие интеллектуальных способностей и социальная реабилитация психически больных и умственно отсталых с помощью шахмат//В1сник асощащУ ncnxiaTpie УкраУни № 3-4. - К. - 2001. Стр. 208 - 211.
62. Кон И.С. В поисках себя. Личность и ее самосознание. Издательство политической литературы. М.: 1984, 54с.
63. Сост. Кошелева М.А. Новые тесты IQ/ Серия «Психологические этюды». Ростов н/Д.: Феникс, 2003. 352 с.
64. Крамар П.П. К определению понятия «творчество» / Вопросы общественных наук. М.: 1982, С.8-12.
65. Крутецкий В.А. Основы педагогической психологии. М.:Просвещение, 1972, 168с.
66. Кудрявцев В.И. Историзм и творчество: приоритетные направления исследования. М., 1990, С. 58-64.
67. Кузин В.В. Социально-педагогические аспекты предпринимательской деятельности а сфере физической культуры и спорта: Автореф. докт. дис. М.,1993. — 46 с.
68. Кузин В.В. Физическая культура детей и молодежи: актуальные проблемы воспитания //Физ. культ.: воспитание, образование, тренировка, 1996, № 1, С. 3-4.
69. Кулакова Э.А., Козлова О.В., Линовицкий Е.П. Психологическая подготовка шахматистов к соревнованиям: Лекция для студентов и слушателей ВШТ по специализации «шахматы». М.: РИО РГАФК, 2000. - 26 с.
70. Кычкина А.И. Развитие творчества и воображения у школьников 11-14 лет при игре в шашки. Автореф. на соис. ученой степени канд пед. наук. Москва 2005. 24с.
71. Кэдьюсон X., Шефер Ч. Практикум по игровой психотерапии./Пер. с англ. С-П.: Питер, 2000. - 416 с.
72. Ладенко И.С. Интеллект и логика. Красноярск: Изд-во Красноярского университета, 1958, 144с.
73. Лесгафт П. Ф. Собрание педагогических сочинений. В пяти томах. М.: ФиС, 1951.
74. Лихачев Б. Т. Курс лекций/Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений и слушателей ИПК и ФПК. 4-е изд., перераб. и допол. М., Юрайт-М, 2001. - 607с.
75. Лубышева Л.И. Концепция формирования физической культуры человека. М., 1992.- С.20.
76. Лубышева Л.И. Современный ценностный потенциал физической культуры и спорта и пути его освоения обществом и личностью // Теор. и практ. физ. культ. 1997, № 6, С. 10 -15.
77. Лях В.И., Копылов Ю.А., Малыхина Т.А. Физическое воспитание учащихся общеобразовательной школы: состояние, перспективы и пути реорганизации //Теория и практика физической культуры. 1998, № 9, с. 49-51.
78. Макаренко А.С Пед. соч.: в 8 т. Т. 5. Книга для родителей. М., 1984. Гл.1. -С. 9.
79. Максименко A.M. Основы теории физической культуры. М. 2001. 320 с.
80. Под ред. Матвеева Л.П. Введение в теорию физической культуры. М.: ФиС, 1990.
81. Матвеев Л.П. Категории «развитие», «адаптация» и «воспитание» (давние, но не стареющие идеи). // Наука в Олимпийском спорте. №1, Киев, 1999, С. 20-32
82. Матвеев Л.П. Об этике и методологии диссертационного творчества. // ТиПФК, 1997, №5, С.5-12
83. Менхин ЮВ. Физическое воспитание: теория, методика, практика. М.: 2003.
84. Моргунов В.Г. Духовное творчество как социокультурный процесс. Автореф. на соиск. ученой степ. канд. филос. наук. Киев, 1993. -28 е.
85. Морозов М.Н. Творческая активность сознания. Киев, 1976. -С. 12-13.
86. Наталов Г.Г. Предметная интеграция теоретических основ физической культуры, спорта и физического воспитания (логика, история, методология): Докт. дис. в виде научного доклада. Краснодар, 1998. 105 с.
87. Наталов Г.Г. Эволюция научных представлений об объекте и кризис общей теории физической культуры.// Теория и практика физической культуры. N 9, 1998.
88. Неверкович С.Д. Психолого-педагогические основы игровых методов подготовки кадров: Автореф. докт. дис. М.,1989. — 46 с.
89. Николаев Ю.М. О культуре физической, ее теории и системе физкультурной деятельности // Теор. и практ. физ. культ. 1997, № 6, с. 2-9.
90. Николаев Ю.М. Теоретические аспекты интегративного содержания и человекотворческой сущности физической культуры //Теор. и практ. физ. культ. 1998, № 4, с. 16-23.
91. Николаев Ю.М. Физическая культура: человеческое измерение // Теор. и практ. физ. культ. 1999, № 7, с. 2-7.
92. Новиков Б.В. О гуманизме и антигуманизме. Киев, 2001. -248с.
93. Новиков Б.В. Творчество как способ свершения гуманизма.-Монография. Киев, 1998. - 312с.
94. Овчинников В.Ф. Научно-технический прогресс и развитие творческого потенциала работника производства. JL, 1974, -С.30
95. Пануш В.Г. Шахматы как вспомогательное средство развития психомоторных способностей детей с последствиями церебрального паралича. Автореф. на соис. ученой степени к^нд. пед. наук. Москва 2001, 32с.
96. Пидкасистый П.И. Педагогика. М., 2002. -544с.
97. Пилоян Р.А. Основы научно-исследовательской деятельности (на примере физкультурного вуза). Малаховка, 1997.
98. Платон. Софист // Сочинения. М., 1970, Т. 2. - С. 394.
99. Платонов В.Н., Гуськов С.И. Олимпийский спорт. Киев: Олимпийская литература, 1994. -С.9.
100. Плохин В.В. Творчество у истоков гражданственности. М.: Просвещение, 1989.
101. Позднеева С.П. Диалектика и общенаучные понятия. Саратов: Изд-во Саратовского университета, 1987.
102. Пономарев Н.И. Возникновение и первоначальное развитие физического воспитания. М.: ФиС, 1970.
103. Пономарев Н.И. Физическое воспитание как общественное явление // Теор. и практ. физ. культ. 1960, № 4, с. 283-288.
104. Пономарев Я. А. Психология творчества. М. 1976. 548с.
105. Попов И. В. Содержание и структура изобретательского творчества в сфере физической культуры и спорта и влияние на него социально-организационных факторов. Автор, на соиск. ученой степени канд. пед. наук Малаховка, 1993. 24с.
106. Рагозин В.М. Логика научного миропонимания К.Маркса и Ф. Энгельса. Ростов-на-Дону: Изд-во университета, 1992. 292 с.
107. Рубинштейн С. JI. Бытие и сознание. М.,1957, 334с.
108. Рубинштейн C.JI. Проблема способностей и вопросы психологической теории.// Проблемы общей психологии. М., Педагогика, 1973.
109. Сараф М.Я., Столяров В.И. Введение в эстетику спорта. М.: ФиС, 1984.
110. Сейранов С.Г. Менеджмент: наука или искусство //Теория и практика физической культуры, 1993, № 4, с. 17-20.
111. Селуянов В.Н. Эмпирический и теоретический пути развития теории спортивной тренировки //Теория и практика физ. культуры. 1998. - № 3. - С.46 - 50.
112. Серебрякофф В. Руководство по интеллектуальному и личностному тестированию. /Пер. с англ. В.Юркевич./ М. 1996
113. Сковорода Г.С. Сочинения. Минск: Современный литератор, 1999.- 234 с.
114. Спиноза Б. Избранные произведения. М., 1957.
115. Столбов В.В. История и организация физической культуры и спорта. М., Просвещение.1282. -С.З.
116. Столяров В.И., Быховская И.М., Лубышева Л.И. Концепция физической культуры и физкультурного воспитания (инновационный подход) //Теория и практика физической культуры. 1998,№ 5, с. 11-16.
117. Столяров В.И. Методологические принципы определения понятий в процессе научного исследования физической культуры и спорта. М.: ГЦОЛИФК, 1984. - 98 с.
118. Столяров В.И. Спорт и современная культура: методологический аспект \ Теория и практика физической культуры. №7, 1997.
119. Столяров В.И. Философско-культурологический анализ физической культуры //Вопросы философии. 1988, № 4, с. 17 -25.
120. Строилова С.А. Развитие творческого потенциала субъектов педагогического процесса. Автор. На соис. учен. Степ. Канд. пед наук. Малаховка. 202, 25с.
121. Субботин В.Е. Оценочные суждения. Когнитивная психология. Ред. В.Н. Дружинин, Д.В. Ушаков. М.: Per Se, 2002. С.315-332.
122. Под общей редакцией Суслова Ф.П., Холодова Ж.К. Теория и методика спорта: учебное пособие для училищ олимпийского резерва-М., 1997 416 с.
123. Сухин И. Удивительные приключения в Шахматной стране. М.: Поматур, 2000.
124. Сухин И. Шахматы для самых маленьких. М.: Астрель, ACT, 2000.- С.12.
125. Сухин И. Шахматы, первый год, или Там клетки черно-белые чудес и тайн полны: Учебник для 1 класса четырёхлетней и трёхлетней начальной школы. Обнинск: Духовное возрождение, 1998.
126. Сухин И. Шахматы, первый год, или Учусь и учу: Пособие для учителя Обнинск: Духовное возрождение, 1999.
127. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. Радянська школа, киев. 1969. 243с.
128. Тер-Овасян А.А., Тер-Овасян И.А. Педагогика спорта. Киев, 1986.
129. Торунова Э. Л. Формирование у студентов творческого отношения к овладению профессией тренера-преподавателя. Автор, дис. на соиск. ученой степени канд. пед. наук. Малаховка, 1987. 24с.
130. Туник Е.Е. Модифицированные креативные тесты Вильямса. Санкт-Петербург. Речь; 2003. 96с.
131. Туник Е.Е. Опросник креативности Джонсона. СПб.: СПб УМП, 1997.-24с.
132. Туник Е.Е.Психодиагностика творческого мышления. Креативные тесты. СПб.: СПб УМП, 1997.-18с.
133. Туник Е.Е. Тест Торренса. Диагностика креативности. СПб.: Иматон, 1998. 48с.
134. Ушаков Д.В. Интеллект: структурно-динамическая теория. М: ИП РАН, 2003, 212с.
135. Харламов И.Ф. Педагогика. М., Гардарики.1999.- 519с.
136. Холодов Ж.К., Кузнецов B.C., Карнаухов Г.З. Теория и методика физической культуры. М., 2001. — 319с.
137. Шумилин А.Т. Диалектика и теория творчества. М.: Изд-во Московского университета, 1989, 338с.
138. Шумилин А.Т. Проблемы теории творчества. М.: Высшая школа,
139. Философская энциклопедия. Т.4. м., 1970.- С.383
140. Фихте И.Г. Факты сознания. СПб., 1914. С.142.
141. Фокина Е.А. Формирование межличностных отношений одаренных детей со сверстниками в гетерохронных коллективах массовой начальной школы. Автор, на соис. ученой степени канд. пед. наук, Москва . 2003. 34с.
142. Фомин Ю.А. Актуальные социальные проблемы большого спорта. Учебное пособие. Омск. ОГИФК, 1989.- 80 с.
143. Фомин Ю.А. О структуре теории физической культуры и взаимоотношении ее частей // Теор. и практ. физ. культ. 1973, № 4, с. 58-60.
144. Фомин Ю.А., Посохова Т.Н. Педагогические проблемы большого спорта//Теория и практика физической культуры и спорта. 1985. № 4. - С. 62-63.
145. Фомин Ю.А. Спорт высших достижений: Состояние, актуальные проблемы и перспективы развития (социологический анализ). Автор, на соиск. ученой степени д.с.н. М., 1993. 42с.
146. Фомин Ю.А. Системный подход и теория физической культуры: к дискуссии о системном анализе спорта// Теория и практика физической культуры. 1978. №: 6. - С.56-58.
147. Под ред. Эстрина Я.Б. Теория и практика шахматной игры. М.: Высшая школа, 1981, 212с.
148. Яковлев В.А. Диалектика творческого процесса в науке. М., Изд-во Московского университета, 1989.
149. Barron F. Creativity and psychological health. Princeton, NJ: Van Nostrand, 1963, 324 p.
150. Bouchard T.J. IQ similarity in twins reared apart: Findings and responses to critics. Intelligence, heredity, and environment. R.J. Sternberg, E. Grigorenko (eds), Cambridge University Press, 1997. P.126-162.
151. Gallach M., Kogan N. J. of Person. 1965. V. 33. p. 348—369.
152. Guilford J., Hoepfher R. The analysis of intelligence. New-York, 1971.
153. Messick S., Jackson P. N. Creativity and Learning, Boston, 1967.
154. Roe A. A psychological study of eminent psychologists and anthropologists, and a comparison with biological and physicalscientists. Psychological Monographs: General and Applied, 1953,-67p.
155. Torrance E.P. Education and creative potential. Minneapolis, 1963,- 320p.
156. Torrance T.P. Guiding Creative Talent Englewoodcliffs. N.Y.: Prentic-Haii, 1962.
157. Torrance E.P. The nature of creativity as manifest in its testing. The nature of creativity. R.J. Sternberg (ed.). Cambridge, Cambridge University Press, 1988, P. 43-75.
158. Torrance E.P. Guiding Creative Talent Englewoodcliffs. N. Y.: Prentice-Hall, 1962, - P. 33-65.
159. Williams F.E. Creativity Assessment Packet (CAP). D.O.K. Publishers. Inc. Bufffalo. New York 14214, 1980, P. 3-24.
160. Williams F.E. Classrooms ideas for encouraging thinking and feeling. D.O.K. Publishers. Inc. Bufffalo. New York, 1969, P. 158.
161. Williams F.E. Teachers without fear. D.O.K. Publishers. Inc. Bufffalo. New York, 1975, P. 112.
162. Williams F.E. Performance levels of school program survey. D.O.K. Publishers. Inc. Bufffalo. New York, 1979, P. 56.1. ПРОГРАММА ПО ШАХМАТАМпервый год обучения)
163. ШАХМАТНАЯ ДОСКА, ШАХМАТНЫЕ ФИГУРЫ Шахматная доска, поля, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр. Ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король. 1-6
164. ЦЕЛЬ ШАХМАТНОЙ ПАРТИИ Шах, мат, пат, ничья, мат в один ход, длинная и короткая рокировка и ее правила. 17-32
165. ИГРА Игра из начальной позиции, игра из заданных позиций. Соревнования. 33-431. Учебная программа
166. Занятие 1. История становления шахмат как вида спорта. Знакомство с шахматной доской. Белые и черные поля.
167. Занятие 2. Чередование белых и черных полей на шахматной доске. Шахматная доска и шахматные поля квадратные. Расположение доски между партнерами. Горизонтальная линия. Количество полей в горизонтали. Количество горизонталей на доске.
168. Занятие 3. Горизонтальная линия. Количество горизонталей на доске. Вертикальная линия. Количество полей в вертикали. Количество вертикалей на доске. Чередование белых и черных полей в горизонтали и вертикали.
169. Занятие 4. Диагональ. Отличие диагонали от горизонтали и вертикали. Количество полей в диагонали. Большая белая и большая черная диагонали. Короткие диагонали.
170. Занятие 5. Центр. Форма центра. Количество полей в центре.
171. Занятие 6. Белые и черные. Ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король.
172. Занятие 7. Расстановка фигур перед шахматной партией. Правило: "Ферзь любит свой цвет".
173. Занятие 8. Связь между горизонталями, вертикалями, диагоналями и начальным положением фигур.
174. Занятие 9. Место ладьи в начальном положении. Ход. Ход ладьи. Взятие.
175. Занятие 10. Дидактические игры "Захват контрольного поля", "Защита контрольного поля", "Игра на уничтожение" (ладья против ладьи, две ладьи против одной, две ладьи против двух), "Ограничение подвижности" (автор Сухин И.).
176. Занятие 11. Место слона в начальном положении. Ход слона, взятие. Белопольные и чернопольные слоны. Разноцветные и одноцветные слоны. Качество. Легкая и тяжелая фигура.
177. Занятие 12., Место ферзя в начальном положении. Ход ферзя, взятие. Ферзь -тяжелая фигура.
178. Занятие 13. Место коня в начальном положении. Ход коня, взятие. Конь — легкая фигура.
179. Занятие 14. Место пешки в начальном положении. Ладейная, коневая, слоновая, ферзевая, королевская пешка. Ход пешки, взятие. Взятие на проходе.
180. Занятие 15. Место короля в начальном положении. Ход короля, взятие. Короля не бьют, но и под бой его ставить нельзя.
181. Занятие 15. Ход короля, взятие. Ход пешки, взятие. Ход ферзя, взятие. Ход слона, взятие. Ход коня, взятие. Ход ладьи.
182. Занятие 16. Шах ферзем, ладьей, слоном, конем, пешкой. Зашита от шаха.
183. Занятие 17. Открытый шах. Двойной шах. Дидактические задания "Дай открытый шах", "Дай двойной шах". Дидактическая игра "Первый шах".
184. Занятие 18. Цель игры. Мат ферзем, ладьей, слоном, конем, пешкой. Дидактическое задание "Мат или не мат".
185. Занятие 19. Мат в один ход. Мат в один ход ферзем, ладьей, слоном, конем, пешкой (простые примеры). Дидактическое задание "Мат в один ход".
186. Занятие 20. Мат в один ход: сложные примеры с большим числом шахматных фигур. Дидактическое задание "Дай мат в один ход".
187. Занятие 21. Спертый мат. Конь атакует.
188. Занятие 22. Эполетный мат. Атакуют тяжелые фигуры.1. Занятие 23. Линейный мат.
189. Занятие 24. Мат ферзем и королем.
190. Занятие 25. Мат ладьей и королем.
191. Занятие 26. Мат легкими фигурами.
192. Занятие 27. Отличие пата от мата. Варианты ничьей. Примеры на пат.
193. Занятие 28. Длинная и короткая рокировка. Правила рокировки.
194. Занятие 29. Игра всеми фигурами из начального положения (без пояснений о том, как лучше начинать шахматную партию).
195. Занятие 30. Самые общие рекомендации о принципах разыгрывания дебюта. Важность центра. Понятие развития. Игра всеми фигурами из начального положения.
196. Занятие 31. Нотация. Запись партии. Демонстрация коротких партий.
197. Занятие 32. Контроль за временем длительности партии. Знакомство с шахматными часами. Цейтнот.
198. Занятие 33. Жеребьевка. Игра.
199. Занятие 34. Обсуждение сыгранных партий. Дебют. Игра.
200. Занятие 33. Цель игры. Игра.
201. Занятие 33. Мат тяжелыми фигурами. Игра.
202. Занятие 35. Обсуждение сыгранных партий. Развитие легких фигур в начале партии. Игра.1. Занятие 36. Ничья. Игра.
203. Занятие 37. Игра с часами (контроль 15 мин.).
204. Занятие 38. Отборочные соревнования к участию в первенстве школы.
205. Занятие 39. Начало первенства школы. 1-2 туры.
206. Занятие 40. 3-4 туры первенства школы.
207. Занятие 41.5-6 туры первенства.
208. Занятие 42. 7-8 туры первенства.
209. Занятие 43. Заключительный тур первенства начальной школы «Сказка». Сеанс одновременной игры.
210. ТЕСТИРОВАНИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ1. ИМЯ1. ФАМИЛИЯ1. СКОЛЬКО ЛЕТ КЛАССтест 1 Использование предметов (варианты употребления)1. ЕСТЬ КАК ЕЕ ИСПОЛЬЗУЮТ?1. ГАЗЕТАтест 2 Последствие ситуации
211. ВООБРАЗИ, ЧТО СЛУЧИТСЯ, ЕСЛИ ЖИВОТНЫЕ И ПТИЦЫ СМОГУТ РАЗГОВАРИВАТЬ НА ЧЕЛОВЕЧЕСКОМ ЯЗЫКЕтест 3 Слова
212. ПРИДУМАТЬ СЛОВА, КОТОРЫЕ НАЧИНАЮТСЯ ИЛИ ОКАНЧИВАЮТСЯ ОПРЕДЕЛЕННЫМ СЛОГОМ.
213. ЧАСТЬ. ПРИДУМАЙ СЛОВА, КОТОРЫЕ НАЧИНАЮТСЯ НА СЛОГ «ПО», НАПРИМЕР «ПОЛКА».
214. ЧАСТЬ. ПРИДУМАЙ СЛОВА, КОТОРЫЕ ОКАНЧИВАЮТСЯ СЛОГОМ «КА», НАПРИМЕР «СУМКА».тест 4 Словесная ассоциация
215. ПРИДУМАТЬ АССОЦИАЦИИ К СЛОВУ КНИГА1. НАПРИМЕР: КРАСИВАЯ КНИГАа <iтест 6 Эскизы1. О о о оо о о оо о о оо о о оо о о отест 7 Спрятанная форма
216. ТЕСТИРОВАНИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙимяфамилиясколько лет класстест 1 Использование предметов (варианты употребления)1. ЕСТЬ КАК ЕГО ИСПОЛЬЗУЮТ?1. ПЕСОКтест 2 Последствие ситуациивообрази, что бы произошло, если бы вернулись динозаврытест 3 Слова