Темы диссертаций по педагогике » Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры

автореферат и диссертация по педагогике 13.00.04 для написания научной статьи или работы на тему: Педагогические основы системы физической культуры в социальных отношениях адыгских народов Северного Кавказа

Автореферат по педагогике на тему «Педагогические основы системы физической культуры в социальных отношениях адыгских народов Северного Кавказа», специальность ВАК РФ 13.00.04 - Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры
Автореферат
Автор научной работы
 Ашхамахов, Казбек Идадович
Ученая степень
 кандидата педагогических наук
Место защиты
 Майкоп
Год защиты
 1995
Специальность ВАК РФ
 13.00.04
Диссертация недоступна

Автореферат диссертации по теме "Педагогические основы системы физической культуры в социальных отношениях адыгских народов Северного Кавказа"

АДЫГЕЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫ И УНИИЫ-ишс!

РГ6 ОД

1 9 июн 1995

На правах рукописи АШХАМАХОВ КАЗБЕК ИДАДОВИЧ

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СИСТЕМЫ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В СОЦИАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЯХ АДЫГСКИХ НАРОДОВ СЕВЕРНОГО КАВКАЗА

13.00.04 - теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки и оздоровительной физической культуры

Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук

Майкоп - 1995

Работа выполнена в Адыгейском государственном университете. " с.

Научные руководители: доктор педагогических наук,

профессор Коблев Я.К.; доктор социологических наук, профессор Афасижев Т.И.

Официальные оппоненты: доктор педагогических наук.

профессор Шоров И.А.; доктор педагогических наук, профессор Шестаков М.М.

Ведущая организация: Кабардино-Балкарский

государственный университет

Защита состоится '' •!) " ЫКХЛ9._1995 г.

е _час. на заседании специализированного совет

КПЗ.34.02 Адыгейского государственного университета по адрес; 352700. г. Майкоп, ул. Первомайская 208.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Адыге1 ского государственного университета.

Автореферат разослан сси>ц.Я_1995 г

Ученый секретарь специализированного совета,

кандидат педагогических наук,доцент/ | ^ КУДАЕВМ.Р

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность. В настоящее время изучение социолого-пе-эгических основ физической культуры имеет большое значение >а слабой теоретико-методической и практической разработан-ти данной проблемы.

Человечество на протяжении многовековой истории своего чествования было логически вынуждено определить основные егорийные и понятийные законы, способствующие его развитию >ункционированию как сообществу разнообразных индивидуумов. 1 законы, категории и установки отображены в таких глобальных {ностных ориентирах, как философия и социология, на основе орых и происходит во всей своей противоречивости и непред-яуемости, но в рамках единой совокупности, общественный ук-ц жизни.

Определив главенствующую роль в общественной жизни дей-¡ий законов и категорий философии и социологии, можно приметь их как фундамент, на котором строится знание и в сфере (зической культуры и спорта, как составной части общей культу-I человечества. Автором реферируемой работы констатируется 1кт отсутствия в этой области знания интегративной научной дис-плины, которую можно было бы назвать подлинной теорией фи-ческой культуры.

На основании анализа имеющихся теоретических, историчес-х, этнографических и практических исследований различных уче-.IX диссертант систематизирует мировоззренческие и методологи-¡ские принципы философии и социологии, законы и категории час-1ЫХ естественных, гуманитарных и точных наук в определении >ли и значения народной педагогики адыгского народа в физичес-)й культуре в прошлом. Адыги эмпирически, чувственно, на осно-5 здравого смысла отражали их в своей многовековой практике на эрвичном понятийном уровне. Научно-обоснованное выявление, эъяснение и установление структурного взаимодействия элемен-эв системы социального обустройства этноса в ретроспективе и в астоящем, функционального взаимообусловленного единства час-эй существовавшей подсистемы физической культуры, в свою оче-едь, детерминированной общественной норматикой проявлений ,вигательного потенциала и морально-волевых качеств, дает глав-ый методологический принцип, направленный на восстановление оспитания традиционного базового типа личности. Такой тип сможет положит^ Уано повлиять на стабилизацию кризисного состоя-

ния сегодняшней педагогики, что, в конечном итоге, будет способ ствовать и устранению хаоса в социуме.

Цель работы. Автор ставит перед собой цель восполнит! пробел в отсутствии системы знания, отражающей социолого-педа гогические аспекты физической культуры вообще и адыгского наро да в частности. Исходя из фактологического состояния вопроса диссертант ставит перед собой задачи:

1. Раскрытия влияний общих законов и категорий философа и социологии на результативность детерминированно образован ной системы физической культуры, контролируемой и направляе мой народной педагогикой адыгов на протяжении многих сотен ле своего существования.

2. Выявления ее роли и значения в современном физическог воспитании.

3. Теоретического обоснования и определения направленност методологических подходов универсумной, гуманитарной и антрс посоциологий в формировании новой педагогической технологи применительно к современной системе физической культуры адьп ского народа.

4. Выработать методические советы и рекомендации по ис пользованию народных средств на уроках физической культуры дл учащихся среднего школьного возраста.

Методы исследования. Для решения поставленных зада использовались следующие методы исследования:

1. Анализ научно-методической литературы.

2. Выделение и систематизация компонентов структуры ф| зической культуры адыгов и ее современной научной теории.

3. Совокупность содержательных и формальных научных пр| нципов и законов применительно к сфере физической культуры.

4. Контрольное педагогическое тестирование.

5. Педагогический эксперимент.

6. Математико-статистическая обработка его результатов.

Научная новизна реферируемой работы состоит в том, чтс

- используются методологические и мировоззренческие пр нципы социологии и философии в раскрытии детерминированное системы физической культуры адыгов от общественных потребно тей на том или ином временном отрезке эволюционного развития

- выявлен базовый тип воспитуемой народной педагогии адыгов личности в обществе традиционного типа и прослежена р намика формирования социального характера индивидуума на1-

I от стадии формирования единого адыгского народа и до насто-эго времени;

- определена функциональная роль общественного института ¡лычества с социально-экономических и культурных позиций;

- исходя из эмпирического опытного материала произведен чный анализ компонентов системы физической культуры адыгов остановлена их структурная, функциональная и интегративная 1зь, учитывающая биологическую детерминанту человека, что и 1вело общество к пониманию важности педагогического воздей-1ия на индивидуума только при наличии нормированного от соци-эного «заказа» биологического управления его организма;

- в условиях кризисного состояния социально-экономических ■юшений в России диссертантом намечен путь выхода на желае-ю структуру-аттрактор, заключающийся в изменении существую-¡й системы, образования в сторону ее самодетерминации, кото-я явится механизмом стабилизирующего нелинейного воздейст-я на общественную реальность со стороны организационных и держательных факторов педагогики; одним из них выступает сис-ма физической культуры адыгов, как наиболее медленно изменя-цаяся во-времени характеристика социального явления;

- на основе проведенного социолого-педагогического экспе-мента доказана эффективность воздействия на узловые точки явленной системы физической культуры адыгов, каковыми явля-■ся: 1). Мотивация и детерминация занятий физическими упраж-(ниями и играми; 2). Информационное (теоретическое) поле знай сферы физической культуры с позиций сегодняшнего дня и .Практическое применение средств физического воспитания из |родной педагогики. Причем, последовательность флуктуацион-.IX влияний на элементы системы проводится в указанном поряд-

- предложена научная система знаний в области физической льтуры, компонентами которой являются: исходная с^ипирическая ;нова, предмет исследования; язык (естественный или искусствен->1й), используемый для изучения этой эмпирии; средства позволя-щие от фактуальной действительности перейти к законам, аксио-ам, совокупности правил, принципов, а отсюда - к логике вывода з этих законов в теоретическом, а главным образом в практичес-)М плане, обращенных к выявлению следствий, рекомендаций и эедств, которые могут быть направлены на ту же эмпирию с целью е преобразования и изменения.

Практическая ценность полученных результатов исследо-

вания позволит:

1. С учетом функциональных проявлений культуры и ее v формационного обеспечения регулировать динамику внутренних внешних воздействий с целью классификации инноваций по фс ме, видам и этапам восприятия, заключающимся в селекции, кс ировании, модификации и структурной интеграции в адыгский сои ум, имеющим направленность эволюции с упором на традицис ный пласт культурных ценностей, и, в частности, в области физ ческой культуры.

2. Современной педагогике адыгского общества воспитать б зовый тип личности, имеющий социальный характер с ориентацие на-традицию и -на-себя, что в конечном итоге, будет способств вать стабилизации социально-экономических отношений между эл ментами структуры.

3. Использовать синергетический закон развития общества восстановлении существовавшей раньше системы физической кул туры адыгов, как одного из эффективных флукгуационных элеме тов социальной среды в направлении достижения желаемой hj качественно усовершенствованной структурной связи между комп нентами общественного организма.

4. Решить комплекс задач, стоящих перед каждой из пя традиционных ступеней образования - дошкольной, начальной, с новной, общей полной и высшей, на основе теоретических конце ций гуманитарной и антропосоциологий.

5. Начать процесс переподготовки педагогических кадров сторону ликвидации пробелов в социологическом знании на совр менном этапе развития общества.

6. При проведении научно-исследовательских работ в сфе| физической культуры адыгов учитывать мотивационно-детермин рованную, теоретически обоснованную и операционально-праю ческую составляющие выявленной автором системы народной п дагогики, которые могут начать процесс самоорганизующего поря ка и приведут к ожидаемым результатам.

7. Принять на вооружение подлинно научную систему знан! для ее практической реализации в области современной педагог ки физической культуры.

Структура и объем диссертации. Диссертационная рабо изложена на 145 страницах машинописного текста и состоит введения, 2 глав, заключения, списка литературы из 90 наименоЕ ний и 27 приложений, содержащих 7 рисунков и 20 таблиц.

Основные положения, представляемые к защите:

1. Механизмы проявлений культурных детерминант и методика использования нововведений для эффективного включения их в общественную структуру.

Z Рекомендации по применению некоторых принципов социологии в воспитании и возвращении в общественную среду через институализированные формы воспитания существовавшей в прошлом системы физической культуры адыгов.

3. Методологическая концепция демографии^ взаимозависимости кривой роста населения от этапов развития адыгского общества, формирующих различные социальные типы индивидуального характера.

4. Системный подход в определении роли и места элементов структуры физической культуры в проявлениях факторов социального происхождения.

5. Научно обоснованная теория физической культуры и технологические параметры применения средств операционально-практического обучения из арсенала народной педагогики, опирающиеся на экспериментальный материал.

СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ '

Во введении обосновывается отсутствие системного знания, связанного с социолого-педагогическими аспектами физической культуры. Делается критический анализ трудов различных исследователей. связанных с рассматриваемым кругом обозначенных автором проблем, а также его цели и задачи. Определяется и охаракте-ризовывается важность выбранной диссертантом тематики, подлежащей научному анализу, выдвигаются аргументы в пользу новизны работы и ее структуры.

В первой главе «Социоэкономические и культурные предпосылки развития системы физической культуры у адыгских народов Северного Кавказа» рассматриваются особенности проявлений факторов культурной специфики, способствующих определению ее конкретной гомогенности в известный временной период среди индивидуумов и групп людей определенного этносоциального организма, что утверждает распространенность тех или иных подсистем и элементов культуры народа.

Обращается внимание на то, что определение понятия «этнос» (народ) требует специального дифференцированного подхода. позволяющего формационные элементы разграничить по степени разноуровневого информационного обеспечения. Для функци-

онирования этнического организма основным параметром является диахронная (вертикальная) информация, а для нации существенное значение приобретает синхронная (горизонтальная) информа-. я. Первый выражается в своего рода этнической памяти, комплексе традиций и обычаев, присущих народу. Второй же имеет место в определяющей степени только в национальном объединении этноса. Такое объединение возникает благодаря координирующей и направляющей функциями государственных структур при решении неотложных задач, возникающих постоянно перед институтами и элементами социума.

В работе подчеркивается, что негативным фактом является потеря некоторыми этническими общностями, в том числе и адыгской, в процессе усвоения и адаптации интернациональных элементов культуры, своих собственных ценностных установок. Утверждается противоречивость и неоднозначность роста и развития, поскольку отождествление этих понятий привело к игнорированию главного фактора - культурного аспекта развития, находящегося в тесной связи с человеческим фактором. При всей значимости экономического компонента невозможно думать о подлинном развитии без учета культурных детерминант. Недостаточно улучшать материальные условия - необходимо стремиться к духовному, моральному и физическому прогрессу каждого члена социума, широкому ь сознательному участию в жизни сообщества, имея возможность га рантированно-обеспеченного участия.

Диссертант считает, что именно индивидуум - действующее лицо и цель одновременно, - должен стоять в центре развития, гд! бы он не жил, следующий традициям, в ко,торых скрыты корни об щества, нации; человек, наделенный культурной самобытностью специфическими качествами, которые заслуживают признания и уве жения. Глубокое проникновение в свою собственную культуру ест путь к признанию различий, путь к обогащающему восприятию др> гой культуры.

В методологическом плане следует расчленить культуру н четыре составных элемента - соционормативный, производстве! ный, познавательный и обеспечивающий. Трансформация через вв дение инноваций может происходить в любом из их, но степе» интегрированное™ нововведения проверяется формой отражен! в других частях культуры и значением для функции самовоспроу ведения. Выделяют три основных вида трансформации: 1) спа танная, 2) стимулированная и 3) заимствование.

Механизмы зарождения и развития инноваций имеют бог

joe методологическое и практическое значение в культуре этноса делятся на четыре основных этапа - селекция, копирование, мо-ификация и структурная интеграция. Функциональные особеннос-и их проникновения подводят нас к выделению наиболее значимых ее вариантов - утилитарной и престижно-знаковой.

В реферируемой работе делается разграничение групп общества на экспертные и зависимые и проводится и проводится (ысль о немаловажном значении классификации и выделении их ;ля последующего целенаправленного влияния на первых при мо-¡ификации и трансформации подсистем культуры для усвоения как «новаций, так и полузабытых, но необходимых для дальнейшего •азвития этносоциального организма элементов традиционного типа.

Диссертант отмечает высокий социальный статус физической ультуры и спорта в обществе. Они отражают уровень развития 1ичн0сти и социума в процессе специфической деятельности лю-(ей, получая определенный ценностный результат, стимулируют и лотивируют становление и совершенствование подсистем духовно-о компонента культуры. Одна из главных функций физической куль-■уры и спорта заключается в раскрытии индивидуальных качеств (еловека, что обладает большой коррелирующей способностью с гатребностью общества во всестороннем совершенствовании его шдивидуумов, раскрытии их физического потенциала, духовного )богащения за счет общих достижений культуры, подведении к учас-*ию в социальном творчестве, ориентации на разнообразные фор-лы социальной активности.

Игровая, атональная сфера выражения в культуре представ-пяет собой существенную функцию социального регулятора меж-чичностных, групповых и общественных отношений, принимая во знимание тот состязательный инстинкт, который заложен в самом :уществе человеческой природы.

Автор обращает внимание на концептуальную значимость ис-;ледований социологии и социогуманитарных наук человеческой 1ичности, аспектов в формировании ее интегративной сущности. В гвязи с этим был произведен дедуктивно-индуктивный метод вое-" 1риятия исторических, этнографических источников, материалов фольклора и научных публикаций, связанных так или иначе с куль-гурой и бытом адыгов, который позволил сделать вывод о том, что адыгский этнос в лице своих социальных институтов воспитания [семейного и общественного) придерживался ориентации в германии человеческой природы, как некоторого комплекса основных способностей, дающих возможность индивидууму удовлетворения

своих биологических потребностей и приспособления к окруж щей среде и который является постоянным, но в ходе примене в различной обстановке может подвергаться определенным мс фикациям. В первую очередь человек рождается не по поведен а по физиологическому строению. Становление же им происхо в процессе социализации, усвоения общественно-значимых к^ турных ценностей, к которым его человеческая природа позвог адаптироваться, войти органично в культуру и стать социалы субъектом.

В ходе общественной адаптации воспитывающие группы а; ского народа передавали каждому своему члену из поколенк поколение систему ценностных ориентиров, изменяющуюся в Н' торых пределах от социально-экономических потребностей отд< но взятого этапа развития. Основополагающим элементом си мы выступал культурный идеал личности, отражавший особый бор черт личности, желательных для той или иной социальной г пы людей, и характеризовавшийся как со стороны формы, так I стороны его содержания.

Автор полагает, что немаловажное значение адыгские ин туты воспитания придавали такой относительно устойчивой би циальной характеристике человека, как душевное здоровье («гу уныгь»). Оно отражает способность личности определять целе установки, двигаться к их достижению, согласовывая свое пов! ние с фактической социальной реальностью и законами приро; осуществлять саморегуляцию на всех уровнях, от психофизиог ческого и до ценностных ориентиров и мировоззрения.

Выполнение социальных ролей и приобретение душев здоровья увязывается в обществе с обобщенным понятием с ального характера личности, который сводится к выявлению т связи человека с его социокультурной средой; эта часть хараю разделяемая значимыми социальными группами, и является дукгом жизненного опыта этих групп. Употребление термина «с альный характер» подразумевает и способ конформности (л бия) членов общества, и, в то же время, другой его составляк можно назвать и «способ созидательности», который объеду понятия «душевное здоровье» и «физическая подготовка».

С социологических и демографических позиций автором лизируется динамика изменения социального характера личк адыгского общества на разных исторических этапах его разв Отмечается, что социум, именно по этническому признаку не м существовать без сильной опоры на традиционную культуру, I

не может развиваться без воспитания у своих представителей ^иального характера ориентированного-на-себя, когда каждый че-век имеет право раскрыть свой умственный, духовный и физией потенциал с фиксацией на традиционный опыт воспитания юрмативные требования, взятые из материалов диахронной ин-)рмации. А космополитизм типов социального характера личнос-л с ориентацией-на-другого не подходит по своей специфике к щественной системе адыгов как национально-государственному разованию и как этникосу.

В диссертационной работе указывается на правомочность общения к такой концептуальной направленности социологии, как нергетика. Характеризуется вариабельность действия этого уни-рсального закона в изучении динамичных процессов в струюур-IX единицах социума, порядковых взаимовлияний хаоса и ста-льности, меры случайного и управляемого воздействий в эволю-онном пути-общества.

С синергетической точки зрения автором выделены несколь-информационных этапов, отражающих значимые периоды в ста-влении и развитии социально-экономических отношений и куль-ральных проявлений в адыгском этносе начиная с конца эры па-юлита и в мезолите и кончая сегодняшним днем. В каждом этапе ределяется круг решаемых задач физической культурой в зави-мости от усложнения и увеличения элементов структуры общест-, вступавших между собой во все более разнообразные связи, лесте с тем, отмечается, что существование социума в обстанов-постоянных возмущений от воздействий внешних факторов в |де вооруженных нападений упрощают до известной степени ко-1чество взаимодействий между частями структуры для более эф-ективного функционирования и сохранения социальной среды, цнако, при ликвидации навязанных извне примитивизации, систе-а имеет свойство к открытому взаимообмену энергией с окружаю-им миром.

Особенный упор диссертантом делается на промежуток вре-эни от второй половины XIX века и до настоящих демократичес-' х преобразований в нашей стране.

При наличии возможностей в социальной ориентации и воз-. гждающемся национальном менталитете, своеобразии рациональ-»IX действий, существовавших в периоды функционирования отно-ггельно стабильной системы без управляющего давления извне, зтор видит наиболее эффективным выбором для адыгского наро-а выход на желаемую социальную структуру-аттрактор, основан-

ную на модифицированной модели традиционных форм обществ ных регуляторов поведения и культурных детерминант.

Существовавшая в прошлом система физической культ> адыгов потеряла большинство своих компонентов, фактически рестала функционировать, лишившись морального и нравствен го стержня «адыгэ хабзэ». С введением на территории Ады школьного образования с безликой программой по физической ку туре, полностью унифицировавшей оставшиеся средства, форм! методы народной педагогики в соответствии со своей направл ностью, произошла полная утрата их предназначения и они пе стали культивироваться.

В диссертации отмечается, что в ближайшее время, если принять меры по желаемому регулированию рыночных механизл и адаптированию нововведений к традиционной культуре, кото|: требует, в свою очередь, возрождения, как в масштабах стра! так и в адыгском обществе, хаос дойдет до критической точю дальнейшее развитие системы будет непредсказуемо и может п ти далеко не в лучшую для людей сторону.

Представляется необходимым констатировать, что сущест вавшая в прошлом система физической культуры адыгов являе одним из адиабатических (медленно изменяющихся) инвариант восстановление которой и введение в среду на личностном и гр повом уровнях в общественных институтах воспитания может ступить как резонатор возбуждения и установления новых устой вых структурных связей между элементами сложноорганизованн социального организма с опорой на синхронную и диахронную формацию адыгской традиционной этнической культуры.

Вторая глава «Педагогические основы современной фи ческой культуры адыгского народа» посвящена научному рассм рению вопросов, связанных с комплексом социолого-педагогич ких принципов применения элементов структуры физической ку туры народной педагогики в современных условиях.

Современная наука и эмпирическая практика свидетельст ют о том, что окружающая нас действительность материальног идеального мира составляют не отдельные, разрозненные друг друга предметы, явления и процессы, а взаимообусловленные, в имодействующие образования, подчиненные объективной реа ности целокупного функционирования. Исследование таких цел< ных систем имеет большое методологическое и практическое з чение для изучения форм поступательного движения материи, д ференциации и интеграции составляющих компонентов и час

,его с целью возможностей применения законов, категорий и тгий частных наук в познавательном процессе фактов приро-го и искусственного происхождений.

Диссертант производит анализ взаимодействия между струк-1ыми составляющими целостной системы. Отмечается, что об-твенная система предполагает достижение определенной цели зляется в этом смысле целесообразной. Функции компонентов изводны от функции системы, они образуют направленные дей-1Я в рамках своих специфических функций. Наличие в общесис-ной цели подцелей, являющихся в то же время целями компотов системы, а набор средств для достижения целей компонен-выступает подцелями при реализации действия средств и peine задач в подцелях, как результат функционирования уже их понентов - таков в общем виде системно-функциональный ха-гер целокупности. Другие аспекты системности характеризуются муникативными, временными, интегративными и информационен связями.

Нелинейность, неоднозначность причинных и иных зависимей, вероятностный характер связей свое наиболее яркое выра-1ие получили в системах социального происхождения. Причина бществе является не только причиной, как таковой, но и след-ием одновременно, испытывая обратное (прямое и косвенное) 1яние собственного следствия.

Автор устанавливает в работе отличительные черты матери-.ной, духовной и физической культуры под углом зрения истори-:оциологического и философского направлений. Утверждается физическая культура представляет собой сложный конгломе-материального и духовного состояния любого социума. На на-(ьной стадии зарождения культуры человечества игровая форма (едения людей в агональной деятельности имела первостепен-! значение, выступая своеобразным фоном, на котором проявля-:ь лучшие эстетйческие, моральные, интеллектуальные и физике качества. Это давало возможность обогащения культуры как (уховном, так и в материальном отношениях. Игровое начало юобствовало возникновению культуры как таковой при состяза-1ьном характере его проведения и сакральном типе действия, >тветствующего различным формам отражения явлений действи-

!ЬНОСТИ.

Ввиду первопричины возникновения материальной и духов-i составляющих культуры, физическая культура имеет полное зво находиться рядом с ними, что дает возможность констатиро-

вать триединство, взаимосвязь и взаимодополняемость этих оси вополагающих элементов культуры человеческого рода.

Крайне важным, по мнению диссертанта, является опреде; ние направленности двух главных направлений социологическс знания на современном этапе развития общества - универсумн (гуманитарной) и антропологической теорий.

Универсумная теория определяет свое развитие, в соотв< ствии с социальным запросом, в свою очередь, по трем направ; ниям: 1) системе взглядов на традиционную культуру, нравы и об чаи того народа, членом которого выступает тот или иной индш дуум, способы рассмотрения инновационных технологий внед{ ния в контексте с особенностями развития данного социума; 2) ховно ориентирующей концепции жизни человека в структуре э[ люции Мироздания, земного сообщества и конкретного этноса, i его непосредственных элементов и 3) понятиям, определяющ поведенческую конформность личности в обществе и помогающ решению его тактических социальных проблем.

Однако теория не может по своей универсальной прирс описать конкретно каждый типаж, но в качестве глубинной пред сылки решения задач гуманитарного знания его вводится идея которого предела свободного духовно-инструментального велен в системе координат рационально определенных общественных конов, препятствующих возникновению анархии. Теоретический к не может существовать без преувеличенного восприятия элем тов действительности с конструированием чисто умозрительных пущений течения событий. Разработка универсалий, родовых п знаков, типажей и т.п. со всей очевидностью лишает антропосф человеческого лица, а в дальнейшем однобокое увеличение пот циала теоретичности гуманитарного знания серьезно деформир и искажает концептуальную область приложения.

Для расширения конкретно-социологического знания необ дим учет индивидуальных особенностей человека за счет добав ния к имеющимся частям, полученным в результате универсалу ций абстракций идентичности, выступающих как социальные и тропологические базовые типы, элементов универсалий индиви альностей, иерархически детерминированных от первых и pact вающих специфику аттракторов действий людей при тех или и обстоятельствах.

Изложением индивидуалистской позиции и линии поведе занимается антропосоциология, использующая весьма плодот! ную модель стохастических (личностно значимых) агентов де

и

ВИЯ.

Признание того, что любой человек руководствуется в своей деятельности абсолютизированными ценностями является неоправданным допущением, не имеющим под собой реальной основы. Опыт и здравый смысл отвергают эти инсинуации и подводят нас к важному выводу: человеческая жизнь имеет социально-оправданную основу тогда, когда происходит ее ориентация на гуманитарно-целесообразные нормы и правила общественного существования, при соблюдении которых индивидуум и получает «статус» носителя ценностей.

Такой подход антропосоциологии поможет в исследовательской работе и по проблемам физической культуры и .спорта, что, несомненно, значительно обогатит эту сферу теоретическим и методическим знанием для более эффективной реализации ее специфических практических функций в соответствии с нормативными требованиями как в среде конкретного этноса, так и в контактах с другими народами.

Автор работы обращает внимание на системный характер физической культуры адыгов, существовавшей в прошлом и отражавшей эмпирические законы взаимодействия составляющих компонентов, выработанных на протяжении многих веков народной педагогикой.

Являясь продуктом общественной потребности и выполняя социальный заказ, народная педагогика образовала два института воспитания - семейное и общественное, где обобщенным средством воздействия на биоструктуру индивидуума выступала физическая культура, как основная преобразующая форма психофизического потенциала организма, сообразно с трудовым, эстетическим, нравственным и т.д. обучением.

Особое внимание уделяется кризисному положению в российском обществе и задачам, стоящим перед педагогикой в поисках механизмов выхода из него, главными из которых диссертант определяет усвоение и закрепление методологических принципов универсумной и антропосоциологий и пересмотр самрй концепции образования, существующей до сих пор.

Изменения в системе образования предусматривают восстановление ее самодетерминации в эволюционном развитии согласно синергетическому закону поступательного движения структурообразующих элементов общества, которые при наступлении явлений хаоса и анархии и отсутствии действенных взаимосвязей включают механизм стабилизирующего нелинейного воздействия на со-

циальную, экономическую и политическую реальность со стороны именно организационных и содержательных факторов педагогической науки, которые устанавливаются диссертантом на каждой из пяти ступеней образования - дошкольной, начальной, основной, полной и высшей.

В диссертации подчеркивается, что все образование должно выглядеть как система обеспечения социализации и самовоспитания личности в нормально функционирующем общественном обустройстве. Однако, когда невостребованным сегодня остается тип социального характера индивидуума, считавшегося базовым и направленным к социальному идеалу в адыгском этносе в прошлом (в морально-нравственном и физическом аспектах), соответственно с элементами инновационных поправок в силу естественного эволюционного развития общества, тогда педагогике следует самовостребовать в своей сфере такой основной тип и включить его антропокатализатором и стабилизатором в социум, находящийся в кризисном состоянии.

Современная система физической культуры адыгов, как составная часть общей педагогики, должна использовать выявленные и описанные автором образовательные технологии и учитывать в своей деятельности: 1) мотивацию и детерминацию в занятиях физической культурой на основе диахронной информации; 2) научно-обоснованную современную теорию, на базе совокупности законов фундаментального и формально-логического характеров, объясняющих первые, эмпирические понятия в традиционной педагогике физической культуры, углубляющих и расширяющих цело-купность знания, что будет способствовать качественному и содержательному обновлению организации, форм, средств и методов подсистемы физического воспитания и 3) модифицированные игры и физические упражнения адыгов в соответствии с реалиями настоящего времени.

Физическая культура, как «кирпичик» системы более высокого порядка (педагогической, социальной), опирающаяся на традиции и обычаи своего народа, может и обязана выступить в образовательном пространстве тем своеобразным «трамплином», который подтолкнет личность к изучению и усвоению культурных ценностных аттракторов адыгов. Тогда в обучении и воспитании произойдет динамическая подпитка структурными элементами физической культуры и остальных составных частей педагогической системы во всем диапазоне самоорганизующего порядка. В этом случае общество будет стимулировано к выходу на путь стабилизации

социального обустройства.

Самоактуализирующая, самовоспроизводящаяся педагогика адыгов сможет воссоздать тот тип социального характера личности, который был утерян в связи с известными историческими катаклизмами, насильно внедрявшимися в общественную среду на протяжении многих десятилетий, обеспечит максимальный простор для самообразования и самовоспитания личности, даст методические принципы взаимосвязи и взаимовлияния традиций и инноваций, без которых немыслим социальный прогресс народа.

Исходя из системообразующих элементов народной педагогики адыгов в области физической культуры, образованных на учете всего комплекса социоэкономических и культурных предпосылок, результативность которых в ходе структурно-функциональных, временных, энергетических взаимосвязей, давала хороший нормативный эффект социальной природы, и принимая во внимание достижения социологической теории на современном этапе развития общества, научно обосновавших, по глубокому убеждению автора, методологическую правильность подхода адыгского социума к це-локупности, детерминизму, самоорганизации, родовым признакам на первичном уровне понятий. В работе выделяются узловые точки воздействия внутри обозначенной и выявленной системы опытным путем посредством педагогического эксперимента.

Опытная работа проводилась на базе Адыгейской республиканской гимназии в течении 1992-1993 учебного года. Перед его проведением методом случайной выборки были определены экспериментальные и контрольные группы учащихся среднего школьного возраста.

Экспериментальные группы получили информацию по моти-вационно-детерминационному элементу, а также усвоили необходимый объем теоретического материала по физической культуре до начала первого этапа исследования, для того, чтобы он постепенно проник в сознание учащихся, отложил свой положительный отпечаток и способствовал образованию морально-нравственного базиса, на основе которого можно бьшо в дальнейшем применять народные средства физического воспитания.

На первом этапе вначале было проведено тестирование для определения уровня физической подготовленности детей. Затем осуществлялось введение в учебную программу для экспериментальных групп подвижных игр и физических упражнений адыгов, развивающих преимущественно основные двигательные качества. В подготовительной части урока они применялись как средства по-

вышающие функциональные проявления организма подростков к выполнению задач основной части. В основную же часть урока - как средства развития физического потенциала по ходу овладения техникой легкоатлетических, гимнастических упражнений школьной программы.

На втором этапе, попутно с дальнейшим раскрытием основных двигательных характеристик, были включены в уроки народные средства адыгов, направленные на усвоение элементов операционально-практических действий, предусмотренных годовым планом. Предназначением этого этапа выступало овладение конкретными частями и фазами технически целостного действия.

Контрольные группы учащихся занимались по распространенной методике, заключающейся в развитии физических качеств с привлечением разнообразных упражнений - с предметами и без них, беговых и прыжковых, а также подвижных и спортивных игр, рекомендованных программой. Параллельно с этим отводилось время обучению гимнастическим движениям, легкоатлетическим видам. Использовались подводящие и специальные упражнения для их более успешного овладения.

К концу второго этапа проведения эксперимента было осуществлено повторное тестирование экспериментальной и контрольной группы. Результаты начального и итогового тестового задания обрабатывались методом математической статистики.

Сравнительный анализ результатов, зафиксированных в опытных группах, дает основание констатировать, что в экспериментальных улучшения показателей произошли большие, чем в контрольных по всем упражнениям батареи тестов.

Таким образом, проведенный педагогический эксперимент убедительно доказал эффективность применения предложенной диссертантом технологии использования народных средств адыгов в школьной практике физического воспитания в условиях Адыгеи для контингента учащихся среднего школьного возраста.

Без всякого сомнения современная социолого-педагогичес-кая методика применения традиционных игр и физических упражнений окажет благотворное влияние и на развитие двигательных, воспитание умственных и морально-волевых качеств как в дошкольном, младшем и старшем школьном возрастах, так и в средних специальных и высших учебных заведениях Республики Адыгея, Кабарды и Черкесии.

ОСНОВНЫЕ ВЫВОДЫ И РЕЗУЛЬТАТЫ

1. Диахронная культурная информация - выражение этнической памяти, комплекса традиций и обычаев, присущих общественному организму.

Синхронная информация проявляется только в национальном объединении этноса, под контролем государственных структур - гаранта ее широкого потока во все элементы социальной структуры в пределах территории проживания народа.

Трансформация культуры через введение инноваций происходит в любой из составляющих ее подсистем. Выделяются три основных вида трансформации: 1) спонтанная; 2) стимулированная и 3)заимствование.

Механизмы зарождения и развития инноваций делятся на четыре этапа - селекция, копирование, модификация и структурная интеграция. Функциональные особенности нововведений определяются выявлением их наиболее значимых вариантов - утилитарной и престижно-знаковой.

2. Культурный идеал личности отражал у адыгов набор особых черт характера, проявлявшийся как со стороны формы, так и со стороны содержания. При социально-экономических преобразованиях в прошлом инвариантные компоненты идеалов переходили от одного периода развития к другому в качестве главных единиц абсолютной истины, каковыми выступали: выполнение социальных ролей, душевное здоровье и военно-физическая подготовка.

3. Методологическая концепция демографии дает взаимозависимость кривой роста населения от этапов развития адыгского общества, формирующих различные социальные типы индивидуального характера. Выделены следующие закономерности:

1). Стадия высокого потенциала прироста населения - I тыс. н. э. - начало 20-ых годов XX века. Социум воспитывает в своей среде типы личностей преимущественно ориентированных-на-тра-дицию.

2). Стадия переходного роста, населения - середина 20-ых годов - 1991 год. Социальная система воспитывает в своей среде типы личностей преимущественно ориентированных-на-себя.

3). Стадия начинающегося спада прироста населения - с 1992 года. Социум обнаруживает в своей среде начальные формы направленности к обществу, ориентированному-на-другого и воспитывает тип личности, применительно этой социальной ментальности.

Необходима ориентация такого типа индивидуального харак-

тера в сторону своего поведения адекватному ожиданиям окружения, опирающегося на традиционную культуру адыгов. Это будет способствовать формированию социального типа личности в духе ориентации-на-традицию и произойдет их фактическое слияние.

4. Синергетический закон социологии, раскрывающий механизмы стабилизации и хаоса в общественной организации этноса, выявляет тенденции, отражающие характерные периоды в становлении и развитии социально-экономических отношений и культурных проявлений у адыгов, начиная от конца эры палеолита и до современного положения, что проанализировано в шести информационных этапах.

Система физической культуры была детерминирована в рамках конкретной общественной формации и решала конфетный круг задач в физическом совершенствовании и морально-волевых проявлениях членов социума.

5. Восстановление и возвращение в социальную среду на личностном и групповом уровнях (через институализированные формы воспитания) существовавшей в прошлом системы физической культуры адыгов поможет выйти к устойчивому состоянию структурных связей общества за счет нелинейных воздействий на его элементы со стороны специфической функции данной целокупности, как одного из главных регуляторов социального обустройства и адиабатических инвариантов, (медленно изменяющихся характеристик).

6. Проявления факторов природной и социальной действительности имеет системный характер, что предопределяет парадигму целостного подхода к изучению проблем естественно-научного и гуманитарного порядков.

Традиционные методы и средства исследовательской работы в сфере физической культуры дают локальные, отрывочные, бессвязные и дифференцированные определения и рекомендации.

Элементы, части и компоненты общественной структуры,- в том числе и физическая культура,- детерминированы от ее общей целесообразной деятельности в решении генерализованной задачи и объединены друг с другом функциональной, коммуникативной, временной и интегративной зависимостью.

Феномен физической культуры адыгов как системного образования в прошлом заключался в отражении эмпирических законов взаимодействия составляющих элементов. Система физической культуры подразделялась на: а) физическое обучение и б) физическое воспитание. Физическое обучение состояло из мотивацион-но-детерминированного от социальных запросов компонента и тео-

ретико-информационным элементом на первичном понятийном уровне. Практическая реализация информационных предпосылок воплощалась в подсистеме физического воспитания, структуировав-шейся, в свою очередь, из следующих частей, отражавших функциональное действие причинного фактора: 1) развитие двигательных качеств; 2) знания, умения и навыки в выполнении двигательных актов и 3) воспитание морально-волевых и нравственных качеств. Все эти задачи претворялись в жизнь посредством применения для их решения специфических средств - физических упражнений, подвижных и элементарно-спортивных игр.

7. Адыгская народная педагогика физической культуры, эмпирически обобщив многочисленный опытный материал, пришла к осознанному восприятию биологического фактора, как естественной внутренней среде, при осуществлении педагогического воздействия на которую эффективность социально-нормированных характеристик физического развития индивидуума соразмеряется только при наличии четкого биологического управления его организма.

Эвристический подход связи биоструктуры личности с социальным заказом, учитывавшимся опытным путем созданной системой физической культуры, в свете знаний сегодняшнего дня раскрывает степень отражения в многовековом социальном «эксперименте» адыгского народа объективных естественных и общественных законов, влияющих на человеческую природу.

8. Новая парадигма социологического знания способствует образованию методологических концепций, основанных на синтезе сближения гуманитарных, естественных и точных наук. Универсум-но-гуманитарная социология выявляет базовый тип личности, по трем основным направлениям:

1). Система взглядов на традиционную культуру народа, членом которого является рассматриваемый индивидуум; способы внедрения инновационных технологий в контексте с особенностями развития данного общества;

2). Духовно-ценностная ориентация жизни человека в структуре эволюции Универсума.

3). Понятия, отражающие поведенческую конформность личности в социуме и помогающие решению тактических социальных задач.

Для придания гуманитарности истинно человеческого лица вводится принцип дополнительности - фиксаций -параметров личностных сентенций в шкале оценок теории ценностей.-Антропосо-циология способствует теоретизации и рассматриванию поведен-

ческой стохастичности (непредсказуемости) как постоянному свой ству.

9. Ввиду кризиса в педагогической науке автор предлагав ковый универсальный для всех народов России методологически принцип для модификации и стабилизации функционирования это дисциплины:

1). Восстановление самодетерминации педагогики согласи синергетическому эволюционному закону структурообразующих эл< ментов общества, одним из которых она является. ..

2). Решение комплекса задач, стоящих перед каждой из пяч ступеней образования - дошкольной, начальной, основной, обще полной и высшей, на основе теоретических концепций гуманита ной и антропосоциологий.

3). Переподготовка педагогических кадров в направлении ль видации пробелов в социологическом знании.

4). Самовостребовать тип социального характера личное! считавшийся базовым в этносах в прошлом, и включить в соци для дальнейшей стабилизации и интеграции его структурных э; ментов за счет личностного и группового факторов.

10. Необходимо ввести в педагогическую среду адыгского I рода современную систему физической культуры, опирающуюс: своей деятельности на традиции, обычаи и менталитет этноса. С тема станет флуктуационным (возмущающим) инструментом ; целенаправленного движения остальных составных элементов дагогической структуры к изучению и усвоению культурных ценн тей социума обучающимися индивидуумами. Это воссоздаст ; рянный типаж личности, обеспечит необходимый фон для самс разования и самовыражения членов общества.

11. Узловыми точками флуктуационных влияний внутри < темы физической культуры являются: 1) мотивация и социаль детерминация занятий физическими упражнениями и играми; 2) формационное поле знаний (научная теория физической культ} и 3) технология применения средств физического воспитани? народной педагогики адыгов, в необходимых случаях трансфо[ рованных и модифицированных с учетом реалий настоящего мени. Последовательность воздействия на элементы структуры зической культуры производится в указанном порядке.

12. Существующая «теория» опирается по своим параме-на опытный, эмпирический материал, под который подводите! называемая «научная» база, состоящая из отдельных, отрыво элементов системы знаний в различных областях науки и объ5

ющая полученные результаты. В таком псевдонаучном знании практика занимала и продолжает занимать ведущее место перед «теорией», ввиду отсутствия в ней структурной связи между системой физического воспитания (вторичного порядка) и иерархически вышестоящими компонентами фундаментальных мировоззренческих и методологических принципов философии и социологии, законов и категорий частнонаучного порядка, которые, взаимообуславливая динамику своего развития, создают действительную теоретическую базу для ее практической реализации в области современной педагогики физической культуры.

По теме диссертации опубликованы следующие работы автора:

1. Интернациональное в национальном || Формирование культуры межнациональных отношений у учащейся молодежи. - Майкоп, 1992. - С. 147-150.

2. Народные средства адыгов в современной системе физического воспитания детей и учащихся. - Майкоп, 1992. - 4,2 п.л.

3. Национальные традиции физического воспитания адыгов || Культура и быт адыгов: - Вып. 8. - Майкоп, 1991. - С. 128-145.

4. Социологические принципы кризиса педагогической науки и пути его преодоления ]| Проблемы совершенствования системы физического воспитания. - Сб. тезисов - Нальчик, 1995. (находится в наборе)

5. Урок физической культуры в школе. Каким он должен быть || Подготовка учителей физической культуры в свете перестройки общеобразовательной и высшей школы: Тезисы докл. межвуз. науч. пракгич. конфер. педагогических вузов Сев. Кавказа - Грозный, 1991. -С. 18-19.

6. Эффективность использования национальных средств адыгов в физическом воспитании молодежи || Проблемы физического воспитания учащейся молодежи: Тезисы докл. межвуз. Сев.-Кав-казской региональной науч. пракгич. конфер. - Карачаевск, 1991. -С. 105-106.