автореферат и диссертация по педагогике 13.00.04 для написания научной статьи или работы на тему: Развитие творческого потенциала студентов вузов физической культуры в процессе освоения общепрофессиональных дисциплин
- Автор научной работы
- Голубов, Олег Викторович
- Ученая степень
- кандидата педагогических наук
- Место защиты
- Краснодар
- Год защиты
- 2000
- Специальность ВАК РФ
- 13.00.04
Содержание диссертации автор научной статьи: кандидата педагогических наук, Голубов, Олег Викторович, 2000 год
Введение.
Глава 1. Проблема творчества в педагогической теории и практике.
1.1. Научные представления о сущности и механизмах творчества.
1.2. Сущность педагогического творчества.
1.3. Проблема педагогического творчества в вузовской педагогике.
Резюме.
Глава 2. Методы и организация исследования.
2.1. Методы исследования.
2.2. Организация исследования.
Глава 3. Уровень развития педагогического творчества студентов и специалистов по физической культуре.
3.1. Критерии определения уровня педагогического творчества учителей физической культуры и студентов.
3.2. Характеристика творческого потенциала студентов и учителей физической культуры.
3.3. Отбор методов активизации творческого потенциала студентов.
Резюме.
Глава 4. Анализ результатов формирующего эксперимента.
4.1. Сравнительный анализ развития творческого потенциала студентов в ходе педагогического эксперимента.
4.2. Особенности влияния комплекса дидактических приемов и средств на развитие творческого потенциала студентов.
4.3. Взаимосвязь развития творческого потенциала студентов с успешностью их обучения.
Резюме.
Выводы.
Введение диссертации по педагогике, на тему "Развитие творческого потенциала студентов вузов физической культуры в процессе освоения общепрофессиональных дисциплин"
Актуальность исследования. Над современным человеком нависла угроза деградации и девальвации, и причиной этому будут не мировые катаклизмы, не перенаселение планеты и не экологические катастрофы, а превращение человека из творца в потребителя, истощение его духовного и эмоционального мира (73). В настоящее время, начиная с раннего детства и заканчивая обучением в вузе, на всех этапах развития и становления личности основной упор делается на развитие логического мышления. Развитию эмоциональной сферы личности, в том числе воображению, уделяется небольшое внимание (38). Вследствие этого в процессе обучения специалиста основной упор делается на его подготовку к выполнению работы по универсальным схемам, предусматривающим наличие решения на каждую проблемную ситуацию, а не к творчеству. Работа - это решение какой-либо задачи, однако компьютеры делают это гораздо лучше людей. В настоящем смысле, творчество или творческая работа - это умение поставить задачу и создать условия для ее разумного решения; с этим может справиться только человек - творец. Следовательно, задача современного образования - создать специалиста творца.
Это требование относится ко всем специалистам, но в большей степени к педагогам, учителям физической культуры, тренерам, перед которыми стоит трудная и важная задача - воспитать здоровую, полноценную, гармоничную, полезную для общества личность (25). Не случайно одним из компонентов педагогического мастерства является творчество. Но если таким компонентам мастерства, как педагогическая техника, педагогическое общение и др., обучают в вузе, то методик, формирующих творчество, не существует.
Такая постановка вопроса требует адаптации учебного процесса к новым условиям обучения. В основе учебно-воспитательного процесса, -как считает В.И. Загвязинский (1984), - должен лежать личностно - дея-тельносгный подход к подготовке специалиста, то есть перенос акцента с принципа воспроизведения знаний на принцип их осознанности и творческого усвоения. В этих условиях преподаватель должен выступать не в роли эксперта, а в роли партнера, помогая студенту найти и правильно применить свой творческий потенциал. Только научив студента основным механизмам творчества, дав ему основные понятия и принципы научной деятельности, можно требовать от студента творческого подхода к выполнению дидактических задач.
Ведущим видом деятельности студентов является учение. Поэтому активизация творческой деятельности в рамках учебного процесса будет способствовать улучшению качества профессиональной подготовки и формированию активной личности студента в целом (А.В. Петоровский, 1986). Новая же организация учебного процесса должна быть основана на слиянии учебной и научной деятельности, индивидуализации содержания образования, более эффективной и плодотворной самостоятельной работы студентов как будущих специалистов.
Такой подход к организации учебно-педагогической деятельности объективно потребовал создания методик, направленных на развитие педагогического творчества, и внесения существенных коррективов в содержание учебно-познавательной деятельности студентов. Это и обусловило выбор темы нашего исследования.
Объект исследования: Учебно-познавательная деятельность студентов в процессе изучения общепрофессиональных дисциплин. Предмет исследования: Методика развития творческого потенциала студентов вузов физической культуры.
Цель работы. Повышение качества подготовки бакалавров физической культуры на основе методики развития их творческого потенциала на учебных занятиях по педагогическим дисциплинам. Задачи:
1. Определить основные критерии, характеризующие уровень проявления педагогического творчества в деятельности студентов вузов физической культуры.
2. Выявить уровень творческого потенциала студентов и учителей физической культуры различной квалификации.
3. Экспериментально обосновать методику развития творческого потенциала студентов с учетом содержания профессиональной деятельности бакалавра физической культуры.
Гипотеза: Предполагалось, что подход к решению проблемы развития креативности студентов, основанный на комплексе дидактических приемов и средств, направленных на развитие творческого потенциала, позволит не только повысить эффективность традиционных систем обучения, но и определить инновационные пути их совершенствования. Теоретико-методологическими основаниями нашей работы являются: теория развития творческих начал в учении (Загвязинский В.И., Нечаев И.Н., Никандров Н.Д., Кан - Калик В.А., Коротяев Б.И.); концепция игры как средство социального формирования и творческого развития личности. (Давыдов В.В., НеверковичС.Д.); концепция всесторонней оптимизации методической работы в физкультурном вузе (Барабанов А.Г.); психологическая концепция творчества (Пономарев Я.А., Богоявленская Д.Б.); альтернативная концепция процесса обучения в вузе и пути его оптимизации. (Ковалевский В.Ф.)
Научная новизна работы. В исследовании впервые:
- выявлены условия, влияющие на развитие творческого потенциала студентов и способствующие более эффективному освоению программного материала по педагогике;
- определен комплекс критериев, характеризующих способности и моти-вационную основу творческого потенциала личности;
- разработан и внедрен комплекс дидактических приемов и средств развития творческого потенциала студентов на занятиях по социальной педагогике.
- определены пути дальнейшего совершенствования преподавания цикла общепрофессиональных дисциплин на основе развития творческого потенциала.
На защиту выносятся следующие основные положения:
1. Традиционное построение учебного процесса по педагогике не способствует повышению креативности студентов, что подтверждается достоверными различиями в уровне развития творческого потенциала между выпускниками вуза и действующими учителями физической культуры, имеющими стаж работы, пять и более лет.
2 Комплексный подход к оценке креативности студентов вузов физической культуры, основанный на применении критериев беглости, гибкости, оригинальности, разработанности, чувства новизны, критичности, направленности на творчество создает рациональную методическую основу для эффективного управления процессом развития их творческого потенциала. 3. Разработанный комплекс дидактических приемов и средств развития творческого потенциала студентов вузов физической культуры позволяет существенно улучшить качество профессиональной подготовки, что выражается в повышении уровня успеваемости и приближении показателей креативности студентов к результатам специалистов. Теоретическая значимость работы.
Разработанная методика развития творческого потенциала студентов дополняет теорию и методику физической культуры положениями, доказывающими необходимость и основные подходы к повышению уровня креативности студентов вузов физической культуры, исходя из основного принципа комплексного воздействия на развитие их творческого потенциала с учетом индивидуальных особенностей студентов. Практическая значимость работы.
Разработанный и внедренный в учебный процесс в логической связи с учебным материалом комплекс дидактических приемов и средств повышает эффективность развития творческого потенциала студентов.
Предложенный комплекс приемов и средств создает условия для коррекции рабочих программ по общепрофессиональным дисциплинам учебного плана, а также технологии организации учебного процесса, что способствует повышению качества профессиональной подготовки студентов.
Апробация результатов исследования.
Основные положения данного исследования докладывались на итоговых научных конференциях кафедры педагогики Кубанской академии физической культуры на 24 и 25 научных конференциях студентов и молодых ученых вузов Юга России /Краснодар, 1997 - 1998г./, на 26 научной конференции студентов и молодых ученых вузов Юга России /Краснодар, 20 -25 марта 1999/, на конференции профессорско-преподавательского состава КГАФК /Краснодар, 1999г. /
Структура и содержание диссертации. Диссертация состоит из введения, четырех глав, выводов и практических рекомендаций, изложенных на 107 страницах машинописного текста. В приложении на 25 страницах машинописного текста представлены: анкеты, опросные листы, листы педагогического наблюдения, тесты, комплексная система, направленная на развитие творческого потенциала. Библиография включает 174 литературных источника из них 25 -иностранных. Работа иллюстрирована 5 таблицами и 11 рисунками.
Заключение диссертации научная статья по теме "Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры"
ВЫВОДЫ
1. Установленное несоответствие между уровнем развития креативности студентов вузов физической культуры и требованиями к ним, предъявляемыми постоянно повышающейся сложностью осваиваемого учебного материала, является основной причиной объективной необходимости научно-методического обоснования технологий развития их творческого потенциала.
2. Наличие двух составляющих творческого потенциала - творческих способностей и творческой активности - обуславливает выделение основных критериев его оценки. Наиболее информативными критериями являются: беглость, гибкость, оригинальность, разработанность, чувство новизны, критичность, направленность на творчество.
3. Установлено достоверное отставание выпускников вузов физической культуры (58%) от учителей физической культуры (72%) по всем критериям, характеризующим творческий потенциал личности.
- беглость - на 20% (р<0,001),
- гибкость - на 17% (р<0,001),
- оригинальность - на 14% (р<0,001),
- разработанность - на 15% (р<0,001),
- чувство новизны - на 12% (р<0,001)
- критичность - на 13% (р<0,001)
- направленность на творчество - на 18% (р<0,001)
4. Разработанные методические подходы к оценке творческого потенциала применительно к педагогическим умениям (дидактическим, организаторским, коммуникативным) позволяют объективно оценить его проявление, как у студентов, так и у специалистов физической культуры. При этом было установлено, что проявление творческого потенциала не имеет существенных различий между ними.
5. Наиболее эффективными средствами развития творческого потенциала студентов вузов физической культуры являются поисково-творческие задания, а также психотехнические упражнения, направленные на развитие воображения и ослабление стереотипа мышления.
6. Использование комплекса дидактических приемов и средств развития творческого потенциала достоверно увеличивает креативность студентов экспериментальной группы: гибкость, разработанность, чувство новизны возросли на 5-6%; (р<0.05), беглость, оригинальность, критичность, направленность на творчество увеличились на 7%; (р<0,01), что более эффективно в сравнении с традиционными подходами.
7. Действенность и эффективность используемого комплекса приемов и средств подтверждаются не только повышением уровня творческого потенциала студентов, но и повышением показателя их успеваемости. Так, экспериментальные условия способствуют достоверному изменению показателей успеваемости с 4,2 балла по 4,7 балла (р<0,05).
8. Результаты настоящего исследования, позволяют осуществлять дальнейшую разработку проблемы развития творческого потенциала студентов, и на этой основе повысить качество подготовки кадров для сферы физическая культура и спорт.
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
1. В целях достижения эффективности и результативности учебных занятий необходимо проводить работу по внедрению в учебный процесс методов развития творческого потенциала студентов, опираясь на определенный уровень творческого потенциала, установленный с помощью тестов П.Торренса и А.Э. Антоновой.
2. Внести необходимые коррективы в рабочие программы педагогических дисциплин кафедры, предусмотрев в них использование средств развития творческого потенциала студентов в логической связи с содержанием и дидактическими задачами каждого семинарского занятия.
3. Разрабатывая технологию проведения конкретного учебного занятия, предусмагривать реализацию комплекса дидактических приемов и средств развития творческого потенциала студентов, где используются следующие задания: поисково-творческие задания и психотехнические игры на развитие воображения.
4. Используя разработанный нами комплекс приемов и средств, необходимо учитывать следующие правила: а) четко объяснять предложенное задание; б) не приводить примеров решения заданий; в) не критиковать предложенные решения; г) поощрять инициативу; д) используя упражнения, направленные на развитие воображения, целесообразно создать психологический настрой на решение данных заданий.
5. Использование комплексной системы приемов и средств позволяет активизировать творческий потенциал личности, повысить познавательный интерес, а также развить интеллектуальные навыки.
Список литературы диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Голубов, Олег Викторович, Краснодар
1. Азаров Ю.П. Педагогическое искусство и его проблемы, - М.: Советская педагогика, 1969,- №11. - 126с.
2. Азаров Ю.П. Искусство воспитывать. М.,1985. - 98с.
3. Андреев В.И. Опыт компьютерной диагностики творческих способностей. Казань.: Изд-во Казанского унив-та.,1989. - 140с.
4. Андронов В.П. Учебная деятельность и профессиональное мышление // III Международный конгресс «Теория деятельности и социальная политика»: 26-30 июня 1995г.-М., 1991.-С. 28 -32.
5. Артамонов С.Ю., Елхов В. А. Научное творчество студентов. М.: Молодая гвардия, 1984. - 143с.
6. Архангельский С.И. Лекции по теории обучения в высшей школе. -М.,1974. -203с.
7. Архангельский С.И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерные основы и методы. М., 1980. - 156с.
8. Бабанский Ю.К. Оптимизация учебно-познавательного процесса. -М.,1982,- 135с.
9. Бабанский Ю.К., Поташник М.М. Оптимизация педагогического процесса. Киев, 1984. - 96с.
10. Бабушкин Г.Д. Психологические основы формирования профессионального интереса к педагогической деятельности. Омск,1990. - 67с.
11. Бальсевич В.К. Противоречия традиционной методологии исследования физкультурно-спортивной деятельности // III Международный конгресс "Теория деятельности и социальная политика": 26 30 июня 1995г. -М.-С. 76- 78.
12. Барабанов А.Г., Ковалевский В.Ф. Некоторые пути научно практической подготовки студентов //1-ая уч.-методическая конф. проф.-препод. сост. 26 - 27 января 1973г. - Краснодар, 1973. - С. 17-21.
13. Барабанов А.Г. Проблемы активизации познавательной деятельности студентов в институте физической культуры. Краснодар, 1979. - 112с.
14. Барабанов А.Г., Гурин В. Е. Техническое творчество школьников. -Краснодар: Книжное издательство, 1981. 104с.
15. Барабанов А.Г. Организация учебно-методической работы в вузе. -Краснодар, 1990. 98с.
16. Барабанов А.Г., Горская Г.Б. Личностно развивающее обучение как направление совершенствования подготовки специалистов по физической культуре и спорту //Сбор. науч. тр. к 25-летию КГАФК. - Краснодар, 1994.- С.293 298.
17. Барабанов А.Г., Чернышенко Ю.К. Научно организационные проблемы перехода на многоуровневую систему подготовки специалистов по ФК и спорту //Сборн. научн. тр. к 25-летию КГАФК. - Краснодар, 1994. - С.9 -13.
18. Барабанов А.Г. Высшее физкультурное образование. Проблемы и решения. -М.: «ФОН»,1995. 186с.
19. Барабанов А.Г., Локтев С.А., Минченко В.Г. Методическая работа основа подготовки высококвалифицированных кадров. Актуальные вопросы ФК и СП. Труды НИИ проблем ФК и СП КГАФК. - Краснодар, 1998. - 232- 234с.
20. Батоев Г.Б. Развитие творческого воображения у учащихся. Улан-Уде.: Бурят. Кн. Изд.,1966. - 114с.
21. Белухин Д.А. Основы личностно ориентированной педагогики. -М.,1986,- 175с.
22. Бескова И.А. Как возможно творческое мышление? М. ИФ РАН, 1994. -196с.
23. Беспалько В.11. Основы теории педагогических систем. Воронеж, 1977. - 123с.
24. Библер B.C. Мышление как творчество. М.: Политиздат, 1975. - 399с.
25. Богоявленская Д Б. Путь к творчеству. М.: Знание, 1981. - 96с.
26. Богоявленская Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества. РГУ, 1983. - 89с.
27. Богоявленская Д.Б. О предмете и методе исследования творческих способностей. //Психологический журнал, 1995. - Т. 16, №5. - С19 - 36.
28. Боно Э.Д. Рождение новой идеи. М.: Прогресс, 1976. - 146с.
29. Бондаренко С.М. Урок творчество учителя. - М.,1974. - 89с.
30. Борисова Л.Г. Молодой учитель: труд, творчество. -М.,1983. 178с.
31. Брушлинский А.В. Мышление и прогнозирование. М.: Мысль, 1979. -230с.
32. Васильев И.А. Эмоции и мышление. М.: изд-во МГУ, 1980. - 192с.
33. Васильев В.Н. Разработка форм и методов активизации творческой деятельности студентов. Петрозаводск: ПТУ, 1983. - 163с.
34. Вахтомин Н.К. Практика мышление - знание. - М.: Наука, 1978. -143с.
35. Волков И.П. Учим творчеству. М.: Просвещение, 1982. - 103с.
36. Воспитание творческой направленности в деятельности школьников: Метод. Пособие Краснодар, 1967. - 56с.
37. Вьютский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. М.: Просвещение, 1991 - 90с.
38. Галин А.Л. Личность и творчество. Новосибирск: Книжное изд - во, 1989. - 126с.
39. Глазунов И.С. Поиск через традиции. //Правда, 1987. 27 сентября.
40. Голицин Г.А., Петров В.М. Информация поведение - творчество. -М.: Наука, 1991.-221с.
41. Голубева Э.А. Способность и индивидуальность. М.: Прометей, 1993 - 148с.
42. Гончаров A.M. Формирование творческих способностей: сущность, ус ловия, эффективность. Свердловск: СИПИ, 1990. - 153с.
43. Горбачев В.В. Самоопределение студента как новый ориентир высшей школы в подготовке специалиста // Теор. и прак. физ. культ. 1993. - №3. -С.22 - 23.
44. Гордиенко А.А. Человек и наука в региональной общности. Новосибирск: Наука, сибирское отделение, 1992. - 143с.
45. Горская Г.Б. Психологическое обеспечение многолетней подготовки спортсменов. Краснодар, 1995. - 154с.
46. Горская Г.Б. Жизненный контекст профессиональной деятельности как фактор самореализации профессионала высокого класса. Ярославль: Психология и практика, 1998. - С.223 - 224.
47. Горская Г.Б. Экологические проблемы психологии профессионализма. Краснодар, 1998. - 243с.
48. Государственный образовательный стандарт /Государственный комитет Российской федерации по высшему образованию. М.,1995. 105с.
49. Гурьевич К.Ю. Лабиринты развития таланта. //Искусство школе, 1993. -№1. С.48 - 52.
50. Давыдова Г.А. Творчество и диалектика. М.: Просвещение, 1976. -80с.
51. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. М., 1986. - 112с.
52. Деркач А.А., Исаев А.А. Педагогическое мастерство тренера. М.: ФиС, 1981. - 254с.
53. Диагностика познавательной деятельности/ Пособие для психологов. -М.: Просвещение, 1996. 150с.
54. Дмитриев Е В. Социальная природа творческого мышления. Минск: Наука и техника, 1989. - 95с.
55. Дорошкевич A.M. Проблема развития творческих способностей студентов технических ВУЗов. М.: Знание, 1974. - 76с.
56. Дынин Б.С. В тайнах научного творчества. М. Знание, 1964. - 47с.
57. Егорова М.Г. Мышление и творчество. //Независимая газета, 1994. 26 августа.
58. Жоль К.К., Сиволоб Ю.В. Информация, общественные науки, управление. Киев: Науч. Думка, 1991. - 282с.
59. Журавлев В.И. Взаимосвязь педагогической науки и практики. М.: Знание, 1984,- 172с.
60. Загвязинский В.И. Учитель как исследователь. М.: Знание, 1982. -183с.
61. Загвязинский В.И. Развитие педагогического творчества учителей. М.: Знание, 1986. - 40с.
62. Загвязинский В.И. Педагогическое творчество учителя. М.: Педагогика, 1987,- 159с.
63. Закон Российской Федерации об образовании. Бюл. Госкомвуза РФ, 1993,№1, с. 3-21.
64. Зволинская Н.Н., Маслов В.И. Квалификационная характеристика специалиста по физической культуре и спорту. М, 1990. - 189с.
65. Зиновьев С.И. Учебный процесс в советской высшей школе. М.,1975.- 132с.
66. Ильин Е.Н. Рождение урока. М.: Прогресс, 1986. - 45с.
67. Калошина И.П. Структура и механизмы творческой деятельности. М.: Изд-во МГУ, 1993. - 168с.
68. Кан Калик В.А. Педагогическая деятельность как творческий процесс. - Грозный. Книжное изд - во, 1976. - 143с.
69. Кан Калик В.А., Никандров Н.Д., Педагогическое творчество. - М.: Педагогика, 1990. - 142с.
70. Карпов М М. Наука и научное творчество. Ростов: РГУ, 1981. - 91с.
71. Кедров Б.М. О творчестве в науке и технике. М.: Мол. Гвардия, 1987.- 192с.
72. Кирнос Д.М. Индивидуальность и творческое мышление. М.: Педагогика, 1992. - 221с.
73. Кобыляцкий И И. Основы педагогики высшей школы. Киев: «Вища школа», 1978. - 286с.
74. Ковалевский В.Ф. Комплексное применение активных методов обучения как одно из условий повышения эффективности учебных занятий. Материалы всесоюзной научной конференции. М.,1984. - 67с.
75. Ковалевский В.Ф. Научно педагогические основы организации и стимулирования учебно-познавательной деятельности студентов. Материалы всесоюзной научно - практической конференции. - Волгоград, 1989.-50-53с.
76. Ковалевский В.Ф. Альтернативная концепция оптимизации учебного процесса. Сборник научных трудов, посвященный 25-летию КГАФК. -Краснодар, 1994. 221 - 223с.
77. Ковалевский В.Ф. Развитие познавательного интереса у студентов как условие оптимизации учебного процесса. Труды НИИ проблем физической культуры и спорта КГАФК. Краснодар, 1998. - 235 - 238с.
78. Ковалева В.М. Практикум по педагогике и психологии высшей школы. -М.: Изд-во МГУ, 1991,- 126с.
79. Коротяев Б.И. Учение процесс творческий. - М.,1989. - 213с.
80. Коршунов A.M. Теория отражения и творчество. М. Просвещение, 1971,- 145с.
81. Краевский В.В. Преподавание как творческая деятельность учителя. //Дидактика средней школы, 1992. №5. - С. 47 - 54.
82. Краткий тест творческого мышления. Фигурная форма: Пособие для психологов. М.: ИНТОР, 1995. - 48с.
83. Кругов В.И. Студенческое научное творчество. М.: Мол. Гвардия, 1968. -76с.
84. Кругов В.И. Формирование творческой активности личности, ученика и студента. Омск, 1975. - 130с.
85. Крутов В.И. Научно исследовательская, конструктивная, опытная и творческая работа студентов высших и средних учебных заведений. -М.:Педагогика, 1976. - 101с.
86. Крылов А.Н. Психологические основы педагогического мастерства. -М.: Знание, 1989. -37с.
87. Кузьмина Н.В. Основы вузовской педагогики. J1., 1972. - 156с.
88. Курдюков Б.Ф., Матвеева О.М., Минченко В.Г. Совершенствование процесса подготовки студентов к педагогической практике. Труды НИИ проблем ФК и СП КГАФК. Краснодар, 1997.-23 -25.
89. Лазарев Ф.В. Познание, творчество, культура. М.: Знание, 1978. - 64с.
90. Лисовский В.Т. Личность студента. Л., 1974. - 107с.
91. Лисовский В.Т. Советское студенчество. М.: Высшая школа, 1990. -302с.
92. Лук А.Н. Мышление и творчество. М.: Политиздат, 1976. - 144с.
93. Лук А.Н. Юмор, остроумие, творчество. М. Искуссво, 1977. - 184с.
94. Лук А.Н. Психология творчества. М.: Наука, 1978. - 127с.
95. Лысенкова С.Н. Когда легко учиться? М.: Просвещение, 1985. - 176с.
96. Львова Ю.Л. Творческая лаборатория учителя. М.: Педагогика, 1985. -231с.
97. Майлаха Б.С. Художественное и научное творчество. Л.: Наука, 1972. - 169с.
98. Маслов В.И., Зволинская Н.Н. Теоретические подходы к обоснованию понятий и состава содержания высшего физкультурного образования: Сб. науч. работ ГЦОЛИФК, 1998, с. 4 19.
99. Матюшкин Н. Актуальные проблемы психологии в высшей школе. -М.,1977,- 142с.
100. Матюшкин Н.И. Развитие творческой активности школьников. М.: Педагогика, 1991. - 155с.
101. Махмутов М.И. Современный урок. М.: Мол. Гвардия, 1981. -134с.
102. Микулинский С.Р., Ярошенко М.Г. Научное творчество. М.: Наука, 1969.-446с.
103. Молибог А.Г. Вопросы научной организации труда в высшей школе. -М., 1971. 156с.
104. Моляко В.А. Психология творческой деятельности. Киев: О - во Знание УССР, 1978. - 47с.
105. Налчаджан А.А. Некоторые психологические и философские проблемы интуитивного познания. (Интуиция в процессе научного творчества). М.: Мысль, 1972. - 271с.
106. Наталов Г.Г. Формирование квалификационных качеств специалистов по физической культуре. Краснодар: Изд - во КГАФК, 1995. - 147с.
107. Неверкович С.Д., Зверьев С.М. Деловые игры в подготовке и повышении квалифицированных кадров. М., ГЦОЛИФК, 1989. - 173с.
108. Никандров Н.Д. Педагогика высшей школы. Учебное пособие. Л., 1974. - 112с.
109. Новоминский А.Н. Приглашение к творчеству. Львов. Изд - во ЛГУ, 1970. - 78с.
110. О введении многоуровневой структуры высшего образования Российской Федерации /Пост. Комитета по ВШ, Мин. науки и технич. политики РФ от 13 марта 1992г., №13.
111. Основы педагогического мастерства. Учебное пособие для педагогических институтов. М.: Просвещение, 1989. - 231с.
112. Падалко А.Е. Задачи и упражнения по развитию творческой фантазии учащихся. М.: Просвещение, 1985. - 127с.
113. Петровский А.В. Основы педагогики и психологии высшей школы. -М.: МГУ, 1986. -302с.
114. Поликарпов В.П. Медитация и творчество. //Наука и религия ,1993. -№4. -С24-27.
115. Пономарев Я.А. Психология творческого мышления. М.: Изд - во Академии пед. наук РСФСР, 1960. - 352с.
116. Пономарев Я.А. Психология творчества. М.: Наука, 1976. - 303с.
117. Пономарев Я.А. Психология творчества и педагогика. М.: Педагогика, 1976.-279с.
118. Пономарев Я.А. Психология творчества общая, дифференциальная, прикладная. М.: Наука, 1990. - 222с.
119. Пономарев Я.А. Размышление о будущем психологии творчества. //Учительская газета, 1994. 25 октября. - №40. - СЮ -11.
120. Попов И.В. Содержание и структура изобретательного творчества в сфере ФК и спорта и влияние на него социально-организованных факторов. М.: Просвещение, 1995. - 145с.
121. Посталюк Н.Ю. Творческий стиль деятельности, педагогический аспект. Казань: Изд - во университета, 1989. - 206с.
122. Поташник М.М., Вульфов Б.З. Педагогические ситуации. М.: Педагогика, 1983. - 144с.
123. Поташник М.М. Педагогическое творчество, проблемы развития и опыт. Киев: Рад. Шк„ 1988. - 189с.
124. Проблемы высшего образования/ Сборн. научных статей. М.: ГЦОЛИФК, 1988. - 100с.
125. Психолого-педагогические особенности подготовки учащихся к творческому техническому труду. Свердловск: СГПИ, 1987. - 67с.
126. Психолого-педагогические основы профессиональной подготовки студентов ИФК. Омск, 1990. - 154с.
127. Рахимов А.З. Формирование творческого мышления школьников в процессе учебной деятельности. Уфа: БПИ, 1988. - 168с.
128. Синельников В.Я. Исследование воображения и творчества детей дошкольного возраста в зарубежной психологии. //Дошк. Воспитание, 1993. -№10. -С69-72.
129. Скульский Р.П. Учиться быть учителем. М.: Педагогика, 1986. -348с.
130. Спирин Л.Ф. Анализ учебно-воспитательных ситуаций и решение педагогических задач. Ярославль: ЯПИ, 1974. - 122с.
131. Сумбаев И.С. Научное творчество. Иркутск. Книжное издательство, 1957,- 112с.
132. Сухомлинский В.А. Избранные педагогические сочинения в 3 томах. М.: Политиздат, 1981. - 435с.
133. Сухомлинский В.А. О воспитании. М.: Политиздат, 1988. - 268с.
134. Тихомиров O.K. Психологические исследования творческой деятельности. М.: Наука, 1975. - 253с.
135. Тихомиров O.K. Психология мышления. М.: МГУ, 1984. - 270с.
136. Турбовский Я.С. Изучение и обобщение педагогического опыта как методологическая проблема. //Советская педагогика, 1983. №9. - С15 -16.
137. Цапок В.А. Творчество. Кишинев: Штиница, 1989. - 148с.
138. Цветкова Р.И. Формирование личности будущего учителя. Владивосток: Дальневосточный университет, 1991. - 128с.
139. Цзен Н.В., Пахомов Ю.В. Психотехнические игры в спорте. М.: Высшая школа, 1988. - 150с.
140. Шубинский B.C. Предмет, задачи и сущность педагогики творчества. //Новые исследования в педагогических науках, 1987. №2. - С50.
141. Энгельмейер 11.К. Теория творчества. Санкт-Петербург, 1910. -110с.
142. Эсаулов А.Ф. Активизация учебно-познавательной деятельности студентов. М.: Высшая школа, 1978. - 223с.
143. Эсаулов А.Ф. Проблемы решения задач в науке и технике. J1.: ЛГУ,1979.-200с.
144. Яковлева Н.М. Теория и практика педагогического творчества. -Челябинск: ЧГПИ, 1989. -67с.
145. Ярошевский М.Г. Социальные и психологические координаты научного творчества. //Вопросы философии, 1995. -№12.-С118-12.
146. Anderon D.S. An inventory to measure student's attiludes.-St.Lucia: Univ. of Queenland press, 1971.-251 p.
147. Bard R.M. Teaching and learning in higher education. 3d ed.-Harmod sworth: Penguin books, 1976.-251p.
148. Comparative reserch on education: overview, strategy and applications in Eastern and Wastern Europe.- Oxford- Budapest, 1982.-270 p.
149. Duy D. Physical Education Research: A review and a Critique // Physical Education Review, 1989. №12 (1), p. 21 - 30.
150. Educational planning and social change: Report on IIEP Seminar.- Paris: UNESCO Press, 1980.-211 p.
151. Ellefson C.A. The higer schooling in the United States. Boston (Mass.): Lehenkman, 1978,- 184 p.
152. Entwistle N.J., Nisbet J.D. Educational Reserch in Action.- Univ. of London Press Ltd., 1972,- 211 p.
153. Gareth W. Towards lifelong aducation.A new role for higher education institutions- Paris: UNESCO, 1977 188 p.
154. Gavan D. The psychology of student Learning // European Journal of the Psychology of Education IV, 1980. p.449 - 452.
155. Gilford D. Education and Health. Oxford: Pergamon Press, 1967.
156. Green J.A. Teacher Made Tests.- N.Y.: Harper & Row Publishers, 1963.141 p.
157. Hilgard E., Atkinson R. Introduction to Psychology. Seventh edition.
158. Kampe I., Walker C. Criterion referenced tests and otherb objectives-based tests.- Los Angeles, 1977,- 21 p.
159. Kulic. The psychological Internation of the Concept of feedback in learning and Soling. In: Aspects of Educational Technology.- V.I.V., London, 1970,41 p.
160. Lacatis C.N., Atkinson F.D. Designing Instructional simulation Heu-ristions for Training College and University Faculty.- In Simulation and Games.- L. 1981, V.12, №3,- 39 p.
161. Lindqurst E.F. Educational Measurement.- Washington, 1951.- 819 p.
162. Maidment R., Bronstein R.H. Simulation Games Design and Implementation." Colubus, Ohio, 1973,- P.141-150
163. Measuring and Evaluating Educational Achivement, J.Stanley Ahmann: Boston; London; Sydney, 1975, 314 p.
164. Niblett W.R. Universities between two worlds London: Univ. of London press, 1974,- VIII, 179 p.
165. Osborn A. Psychology in physical education, 1978. № 19, p. 122 - 123.
166. Rossmen P. Psychological effect of exercise. Behavioral Medicine Update, 1981. p. 25 -30.
167. Schmuck R.A. A humanistic psychology of education. Making the school every body's house. Palo Alto (Calif.): Nat. Press books, 1974,- XI,- 388 p.
168. Sidney P., Marland J. Career Education Update// Viewpoints.- Bulletin of the Scool of Education Indaine University, V.53, №5, sep., 1977.-P.39-53.
169. Scyner B. Research on teaching in physical education: Beyond the limits of natural science // Journal of Teaching in Physical Education, 1988. №6, p. Ill - 121.
170. Travers R., Gronlund N. Meaning of Marks// Journal of High Education, 1950,- XXI, 374 p.
171. Weib R.H. Grundintelligenz test Shala 2 Verlag fur Psychology. Gettin-gen. Toronto. Zurich.