Темы диссертаций по педагогике » Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры

автореферат и диссертация по педагогике 13.00.04 для написания научной статьи или работы на тему: Развитие творческого потенциала субъектов спортивно-педагогического процесса

Автореферат недоступен
Автор научной работы
 Строилова, Светлана Анатольевна
Ученая степень
 кандидата педагогических наук
Место защиты
 Малаховка
Год защиты
 2002
Специальность ВАК РФ
 13.00.04
Диссертация по педагогике на тему «Развитие творческого потенциала субъектов спортивно-педагогического процесса», специальность ВАК РФ 13.00.04 - Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры
Диссертация

Содержание диссертации автор научной статьи: кандидата педагогических наук, Строилова, Светлана Анатольевна, 2002 год

4 ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА 1. Теоретико-методологические основы исследования творчества в спорте.

1.1. Состояние исследований творчества в различных видах человеческой деятельности.

1.2. Творческий процесс и его особенности в спортивно-педагогической практике.

1.3. Социально-психологические особенности творческой личности и методы ее изучения.

1.4. Условия развития творческой личности в педагогическом процессе.

ГЛАВА 2. Организация и методы исследования.

2.1. Организация исследования.

2.2. Исследовательская база.

2.3. Методы исследования.

ГЛАВА 3. Творческий потенциал и его реализация у субъектов спортивно-педагогического процесса.

3.1. Творческие качества личности тренера.

3.2. Творческие качества личности спортсмена.

3.3. Сравнительный анализ творческих качеств тренеров и спортсменов.

ГЛАВА 4. Педагогический эксперимент по развитию творческих качеств субъектов спортивно-педагогического процесса.

4.1. Пути развития творческого потенциала спортсменов.

4.2. Пути развития творческого потенциала тренеров и будущих тренеров (студентов высшей физкультурной школы).

ВЫВОДЫ.

Введение диссертации по педагогике, на тему "Развитие творческого потенциала субъектов спортивно-педагогического процесса"

Актуальность. Творчеству как одному из важнейших компонентов человеческой деятельности отводится первостепенная роль в различных социально значимых сферах общественной жизни. К настоящему времени немало внимания уделено анализу художественного, научно-технического, интеллектуального творчества. Проявляется интерес к творчеству педагогов. Однако сфера спорта, включая спортивно-педагогический процесс в качестве его сущностного звена, освещается с позиций творчества в единичных работах. Длительное время спортивным педагогам предлагались «лишь самые общие ориентиры в их восхождении к творчеству» (А. А. Деркач, А.А. Исаев, 1982).

Современный подход к спорту выражается в признании его «эвристически-достиженческой ценности» и понимании спорта как особого типа творческой поисковой деятельности (Л.И. Лубышева, 1999). Творчество как духовно-практическая деятельность выливается в конечном итоге в высокие спортивные результаты и достижения, а также стимулирует дальнейшее развитие физических и духовных качеств участников физкультурно-спортивной деятельности. Этим обусловлены попытки целенаправленного развития творчества в физкультурно-спортивной сфере, включая вузовскую подготовку специалистов по ФК и С, что нашло отражение в ряде исследований (Э.Л. Торунова, 1987; B.C. Топчиян, А.А. Сучилин, 1988; М.Я. Виленский, С.Н. Зайцева, 1993; И.В. Попов, 1994; Г.И. Хозяинов, Н.И. Назаркина, 1996; С.Д. Неверкович, Г. Варданян, 1998; Е.Д. Никитина, В.Г. Баданин, 1998; И.П. Андриади, 1999; Пашкова, 1999; С.Н. Бегидова, 2001 и др.).

Творчество в спортивной сфере, в первую очередь тренера, анализируется в специальных работах на высоком уровне обобщения, как правило, безотносительно к особенностям конкретного вида спорта.

Творчество спортсменов, а также творческая специфика видов спорта отражаются в публикациях, главным образом, по таким видам спорта, как фигурное катание, художественная и ритмическая гимнастика, т.е. так называемым технико-эстетическим видам спорта, в своих высших проявлениях близким к искусству (Г. Попова, Р.Замдыханов, 1999; Н. Шейнина, 2000). В результате распространяется представление, различающее «творческие» и «нетворческие» виды спорта, и, вместе с тем, выдвигается нерешенная проблема сущности творчества в спорте и его специфики в различных видах спортивной деятельности.

Специфика спортивного творчества в педагогическом процессе определяется тем, что оно является слагаемым из творчества тренера и спортсмена, вследствие чего создается противоречие между односторонним исследованием творчества спортивного педагога и определением путей его развития, с одной стороны, и субъект-субъектобъектной сущностью педагогического процесса — с другой. В результате не выявленными остаются приоритетность и взаимосвязь творческого вклада субъектов спортивной деятельности в ее результативность. Названные противоречия и их нерешенность снижают возможности адекватного понимания творческих процессов и управления их развитием у тренеров и спортсменов.

Цель работы - углубление понимания творческих процессов в спорте и определение педагогически целесообразных путей его развития в спортивно-педагогической деятельности тренеров и спортсменов.

Объект исследования - личность и деятельность тренеров и спортсменов как субъектов спортивно-педагогического процесса.

Предмет исследования - творческий потенциал, его реализация и совершенствование у тренеров и спортсменов.

Гипотезой работы служило предположение о том, что выявление творческого потенциала и особенностей его реализации у обоих субъектов спортивно-педагогического процесса позволяет определить эффективные педагогические условия развития творчества, значимого в совместной деятельности тренера и спортсмена.

Задачи:

1. Рассмотреть сущность творчества и установить его особенности в спортивно-педагогическом процессе.

2. Выявить методики изучения творчества, адекватные деятельности и личности тренеров и спортсменов.

3. Определить творческий потенциал и степень его реализации у тренеров и спортсменов.

4. Разработать рекомендации по развитию творческих качеств личности тренера и спортсмена.

Методологическую основу исследования составляют положения теории творчества, развиваемые в работах Б.С. Мейлаха, Я.А. Пономарева, П.В. Симонова, Н.В. Рождественской, Н.Ф. Вишняковой и др., в которых определяется детерминированность процессов творчества и целесообразность их изучения на основе общенаучной методологии; подчеркивается важность соединения методологии с методикой, вооружающей исследователя способами и приемами практического познания компонентов творчества, к которым исследователи относят самого субъекта, процесс и результат творчества, познаваемые, с позиций современных специалистов, на основе объективных методов. Теория отражения, являясь методологической базой исследования проблем творчества, ориентирует исследователя на восприятие индивидуального осмысления творчества и творческих качеств своей личности самими субъектами творческой деятельности как источника познания предмета исследования.

В понимании сущности творчества и содержания творческого потенциала личности также целесообразно руководствоваться теорией отражения, в том числе идеей опережающего отражения как механизма выдвижения гипотез на сверхсознательном уровне, представляющего собой необходимое звено творческого процесса и детерминирующего качества творческой личности.

Теоретическое значение диссертации обусловлено новизной полученных результатов, что выражается в обобщении и систематизации научных подходов и данных, полученных на предшествующих этапах отраслевого изучения проблем творчества. В научный обиход теории и методики физического воспитания и спортивной тренировки вводятся различающиеся понятия творческого потенциала и его реализации применительно к личности тренера и спортсмена. Представлены сведения, характеризующие их творческие особенности в количественном выражении, соотнесенные с видом спорта, педагогическим статусом, спортивной квалификацией и возрастом.

Предложена технология развития творческого потенциала субъектов спортивно-педагогического процесса, разработанная с учетом результатов и применением объективных методов выявления творческих особенностей личности тренеров и спортсменов.

Практическое значение работы определяется тем, что материалы исследования внедрены в содержание физкультурного образования в виде нового блока знаний, обозначенного в Государственном образовательном стандарте как педагогическое творчество в спорте. Диссертационные материалы используются в системе повышения квалификации, вузовской подготовки специалистов ФК и С и применяются как средство творческого развития личности спортсмена в спортивно-педагогическом процессе.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Профессионально-педагогическая деятельность тренера в спортивно-педагогическом процессе может приобретать творческий характер высокого уровня развития при условии такого взаимодействия со спортсменом, которое выражается понятием сотворчество.

2. Уровень развития творческого потенциала тренеров и спортсменов проявляется в интегральном показателе так называемой креативности личности, отражающей степень развития у субъектов спортивно-педагогического процесса необходимых в творческой деятельности социально-психологических качеств, которыми являются творческое отношение к профессии, творческое мышление, интуиция, эмоциональность и эмпатия, любознательность, оригинальность, воображение.

3. Целенаправленное развитие творческого потенциала тренеров и спортсменов предполагает формирование у них, помимо специальных знаний и умений, особого восприятия и понимания спортивно-педагогического процесса как внутренней духовной деятельности, направленной на самовыражение и самореализацию в условиях решения спортавно-двигательных задач.

Заключение диссертации научная статья по теме "Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры"

ВЫВОДЫ

1. В спортивно-педагогическом процессе реализуются виды творческой деятельности, различающиеся содержанием и присущие, во-первых, тренеру, сущность профессиональной деятельности которого можно определить как спортивно-педагогическое творчество, и, во-вторых, спортсмену, творческая деятельность которого является по своему существу исполнительско-педагогической.

2. Одним из критериев развития творческого потенциала тренера может служить степень выраженности у него интегрального показателя креативности личности, выявляемого на основе измерения таких творческих качеств, как творческое отношение к профессии, любознательность, интуиция, творческое мышление, эмоциональность и эмпатия, оригинальность и воображение, с учетом различия их факторных весов.

3. В качестве критерия развития творческого потенциала у спортсмена может использоваться показатель уровня креативности личности, выявляемый с помощью теста «Креативность», в сочетании с эффективностью и эстетической выразительностью технико-тактических соревновательных действий спортсмена и его творческой активностью в процессе тренировочных занятий.

4. Выявлено, что творческий потенциал тренеров и спортсменов, как правило, заметно выше реального развития у них творческих качеств личности, что создает необходимую зону развития творческого потенциала субъектов спортивно-педагогического процесса.

5. Творческий потенциал и реальные творческие качества имеют соответственно более высокие показатели у тренеров, чем у спортсменов.

6. С повышением спортивного мастерства возрастают интегральные показатели реальной креативности у спортсменов и тренеров.

7. Выявлена тенденция изменения показателей креативности в зависимости от особенностей вида спорта: от более высоких в технико-эстетических видах спорта к более низким в спортивных единоборствах, циклических видах и спортивных играх.

8. Зависимость показателей креативности от возраста субъектов спортивно-педагогического процесса проявляется в том, что средний уровень реальной креативности тренеров от 17 до 30 лет установлен в диапазоне 16-17 баллов, в возрасте 30-50 лет - выше 17 баллов, а после 50 лет происходит его снижение до уровня креативности первой возрастной групп, т. е. ниже 17 баллов.

Динамика потенциальной креативности имеет некоторые отличия от реальной креативности в зависимости от возраста тренеров. Так, уровень потенциальной креативности заметно возрастает в группе от 31 года до 50 по сравнению с тренерами 17-30 лет параллельно с увеличением реальной креативности. Однако с 51 года до 60 потенциальная креативность сохраняется на уровне предшествующей возрастной группы на фоне резкого снижения реальной креативности, далее потенциальная креативность снижается, хотя и остается несколько выше реальной креативности данной группы, самой пожилой по возрасту среди обследованных нами (61 год и старше).

9. Педагогический эксперимент по развитию творческого потенциала тренеров и спортсменов подтвердил эффективность предлагаемых в исследовании педагогических средств и методов, направленных на формирование творческой мотивации, специальных творческих способностей, общей одаренности личности тренеров и спортсменов, их нравственности и духовности, а также на совершенствование эмоциональной сферы и повышение эстетической культуры субъектов спортивно-педагогического процесса.

ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

В целях развития творческого потенциала спортсменов в игровых видах спорта тренерам предлагаются следующие рекомендации:

1. Учебно-тренировочную (познавательную) деятельность спортсменов организовать на двух уровнях: репродуктивном и творческом (продуктивном).

2. Оценивание творческих способностей спортсменов проводить с помощью теста «Креативность», сравнивая индивидуальные результаты со средними данными для игроков различных амплуа и спортивной квалификации в данном виде спорта.

3. Результаты тестирования творческого потенциала спортсменов необходимо дополнять наблюдениями эстетической выразительности их действий в соревнованиях и на тренировке.

4. Следует акцентировать внимание спортсменов на важном значении творческих, красивых игровых действий в процессе соревновательной борьбы и на тренировках.

5. В качестве средств развития творческого потенциала использовать:

- теоретическое освоение понятий творческой деятельности,

- проведение анализа творческих проявлений у спортсменов высокой спортивной квалификации и у игроков данной команды,

- самооценку игроками уровня развития своих творческих способностей,

- видеозаписи тренировок, соревнований и их трансляцию средствами массовой информации,

- выполнение двигательных упражнений технико-тактической направленности, развивающих творческие способности,

- проведение психорегулирующей тренировки и аутотренинга как средств «настройки» на творческую игру,

- воспитание эстетического отношения к спортивной деятельности.

- осуществление взаимодействия со спортсменами на основе сотворчества.

Развитие творческого потенциала тренеров и будущих тренеров-студентов вузов ФК рекомендуется осуществлять:

1)в условиях подготовки тренерских кадров в вузе путем использования в спецкурсах, дисциплинах учебного плана, включая специализацию, разработанных в диссертации материалов;

2) в условиях повышения квалификации тренеров применять разработанные материалы в виде самостоятельного учебного курса;

3)в процессе самостоятельного целенаправленного развития у себя творческого потенциала, при этом тренерам и будущим тренерам необходимо:

- овладевать теоретическими знаниями в области теории творчества;

- анализировать творческий опыт коллег и собственный творческий опыт тренерской деятельности с позиций творчества;

- диагностировать у себя уровень развития творческого потенциала с помощью тестовых методик и корректировать свою профессиональную деятельность в направлении творчества.

Список литературы диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Строилова, Светлана Анатольевна, Малаховка

1. Абишев Н.А. Управление творческой деятельностью педагогического коллектива средней общеобразовательной школы: Автореф. дисс. . канд. пед. наук. Минск, 1992. - 19 с.

2. Абрамян Д.Н. Общепсихологические основы художественного творчества: Теоретико-методологические аспекты проблемы. М.: Б.и., 1994,- 321 с.

3. Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. М.: Мысль, 1991. — 299 с.

4. Алексашина И.Ю. Обучение студентов творческому использованию теоретических знаний при решении педагогических задач // Взаимосвязь теории и практики в процессе подготовки и повышения квалификации педагогических кадров. М., 1990. - С. 44 - 54.

5. Альтшуллер Г., Верткин И. Как стать гением. Жизненная стратегия творческой личности. Минск: Беларусь, 1994.—478 с.

6. Альтшуллер Г.С. Творчество как точная наука; Теория решения изобретательских задач. М.: Сов. радио, 1979. - 175 с.

7. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. М.:, 1977.-362 с.

8. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. СПб.: Питер, 2001.288 с.

9. Андреев В.И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности. Казань: Изд-во Казан, ун-та, 1988. - 238с.

10. П.Андреев В.И. Саморазвитие творческой конкурентоспособной личности менеджера. Казань: СКАМ, 1992. - 207с.

11. Андриади И.П. Авторитет учителя и процесс его становления: Автореф. . д-ра пед. наук. М., 1977. - 31 с.

12. Анисимов О.С. Акмеологические основы рефлексивной самоорганизации педагога: творчество и культура мышления: Автореф. дис. . д-ра психол. наук.- М, 1994. С. 78 - 86.

13. Анисимов О.С. Методологическая культура педагогической деятельности и мышления. М.:Экономика, 1991.-415 с.

14. Антонов А.В. Психология изобретательского творчества. Киев: Вища школа, 1978. - 175 с.

15. Арнаудов М. Психология литературного творчества / Пер. с болг. Д.Д. Николаева. М.: Прогресс, 1970. - 654 с.

16. Астахов А. Воспитание творчеством // Физическая культура в школе,- 1995.-N2,- С. 34-38.

17. Асмолов А.Г. Психология личности. М.: МГУ, 1990. - 367 с.

18. Бабанский Ю.К. Оптимизация процесса обучения. М.: Педагогика, 1997.

19. Баданин В.Г. Формирование педагогического мышления у студентов АФК: Автореф. дисс. . канд. пед. наук. Малаховка, 1999. - 24 с.

20. Бегидова С.Н. Теоретические основы профессионально* творческогого развития личности специалиста физической культуры испорта. Майкоп: Редакционно-издательский отдел АГУ, 2001.- 270 с.

21. Безюлева Г.В. Психолого-педагогические условия развития творческой активности учащихся в системе школа-профтехучилище: Автореф. дисс. . канд. пед. наук.- М., 1996.- 21 с.

22. Бердяев Н.А. О назначении человека. М.: Республика, 1993.383с.

23. Берулава М.Н. Современные модели обучения в свете гуманизации образования // Гуманизация образования. 1994. - №2. - с.3-8.

24. Бескова И.А. Как возможно творческое мышление? М.: ИФРАН, 1993.- 195 с.

25. Библер B.C. Мышление как творчество. М.: Политиздат, 1975.t

26. Боген М.М. Теория физической культуры в свете теории деятельности // На рубеже XXI века. Год 2001-й. Научный альманах МГАФК- Т. 3. Малаховка: МГАФК, 2001. С. 238-260.

27. Богоявленская Д.Б. О предмете и методе исследования творческих способностей // Психологический журнал.—1995. Т. 16. - №5.- С. 49 - 58.

28. Бодалев А.А. Предмет акмеологии // Вопросы психологии. -1994. -№1. С. 3 - 4.

29. Бодалев А.А. Вершина в развитии взрослого человека: характеристики и условия достижения. М.: Флинта, 1998. — 168 с.

30. Бочкарев JT.J1. Психология музыкальной деятельности.- М.: Ин-т психологии РАН, 1997. 350 с.

31. Брушлинский А.В. Воображение и творчество// Научное творчество / Под ред. С.Г. Микулинского, М.Г. Ярошевского. М.: Наука, 1969. - С. 341 - 346.

32. Брушлинский А.В. Продуктивное мышление и проблемное обучение. М., 1983.

33. Брюно Ж., Малви Р., Назарет J1. и др. Одаренные дети: психолого-педагогические исследования и практика // Психологический журнал. 1995. - №4. - С. 73 - 78.

34. Булатова О.С. Использование возможностей театральной педагогики в процессе становления личности учителя: Автореф. . канд. пед. наук. Тюмень, . - 24 с.

35. Бурганова И.Ф. Психологические барьеры в интеллекту альном творчестве: Автореф. дисс. . канд. психол. наук. Казань, 1999. - 18 с.

36. Бурлакова И.А. Особенности структуры умственной одаренности старших дошкольников: Автореф. дисс. . канд. психол. наук.- 1995.- 21 с.

37. Варданян Г. Игровой метод развития творческого мышления при подготовке специалистов в институтах физической культуры: Автореф. дисс. . канд. пед. наук. М., 1998. - 24 с.

38. Варламова Е.П. Динамика творческой уникальности человека в рефлексивно-инновационном процессе: Автореф. дисс. . канд. психол. наук.- 1997,- 24 с.

39. Виленский М.Я., Зайцева С.Н. Педагогические основы формирования опыта творческой деятельности будущего учителя, М.: Прометей, 1993. - 117 с.

40. Виноградов А.Г. Проявление творческой интеллектуальной активности в связи с особенностями организации понятийного знания: Автореф. дисс. . канд. пед. наук. Киев, 1990. - 24 с.

41. Вишнякова Н.Ф. Креативная акмеология. Психология высшего образования: Монография в 2-х т.- Минск, 1966. Т. 1.- 244 е., Т. 2. - 299 с.

42. Вишнякова Н.Ф. Психологические основы развития креативности в профессиональной акмеологии: Автореф. дисс. . д-ра психол. наук.- 1996.39 с.

43. Возможные миры или создание практики творческого мышления: Пособие по педагогике для преподавателей / B.C. Ефимов, А.В. Лаптева, С.В. Ермаков и др. М.: Интерпракс, 1994. - 124 с.

44. Волков И.П. Учим творчеству. М.:,1982.

45. Выготский Л.С. Психология искусства. — 2-е изд. М., 1968.

46. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. 3-е изд. - М.: Просвещение, 1991. - 91 с.

47. Выготский Л.С. Искусство и жизнь // Психология художественного творчества.- Минск: Харвест. 1999.- С. 438-451.

48. Гагай В.В. Развитие творческого мышления младших школьников в процессе обучения,- Шадринск : Исеть, 1996.- 89 с.

49. Герасименко В.А. Личностное знание и научное творчество. — Минск: Наука и техника, 1989. 208 с.

50. Гильманов С.А. Проявление творческой индивидуальности педагога // Образование в Сибири. 1995. -- №2. - С. 96 - 100.

51. Гмурман В.Е. Теория вероятностей и математическая статистика: Учеб пособие для втузов. Изд. 5-е.: М.: Высшая школа, 1977. 479 с.

52. Гнатко Н.М. Проблема креактивности и явление подражания.- М. : Ин-т психологии РАН, 1994.- 43 с

53. Голяев С.С. Педагогические условия и средства использования ЭВМ в диагностике развития качеств творческой личности: Автореф. дис. . канд. пед. наук.- 1998.- 27 с.

54. Гориченский А.С. Дифферритмия. Одаренные дети: Учеб. пособие по психологии и педагогике.-- В 2 ч.— Екатеринбург : Б.и.,. 1997.- 63 с.

55. Грановская P.M. Крижанская Ю.С. Творчество и преодоление стереотипов.- СПб. : OMS, 1994,- 179 с.

56. Грибанская Е.Э. Психолого-педагогические условия развития творческого мышления учащихся 8-9 профильных технологических классов: Автореф. дисс. канд. пед. наук.- 1995.- 19 с.

57. Гройсман A.JI. Личность. Творчество. Регуляция состояний: Руководство по театральной и паратеатральной психологии.- М: Магистр, 1998,- 430 с.

58. Деркач А.А., Исаев А.А. Творчество тренера. М.: Физкультура и спорт, 1982.-239 с.

59. Дмитриев С.В., Шилов А.Н. От технократической парадигмы обучения к культурообразующему образованию // Проф. подготовка педагогов-специалистов в области ФК и С: Мат. Всерос. межвуз. науч.-практ. конф.-М.: МГПУ.- Малаховка: МГАФК. С. 26 - 27.

60. Добряков А.А. Инженерно-психологическое обеспечение творческих форм проектно-конструкторской деятельности: Автореф. дисс. . д-ра психол. наук.- 1997.- 67 с.

61. Дроздова Т.В. Исследование креативности мышления в процессе решения компьютерных задач: Автореф. дисс. . канд. психол. наук: На примере младших школьников.- 1998.- 25 с.

62. Ермолаева М.В. Практическая психология детского творчества. -М.: Московский психолого-социальный институт, 2001. 194 с.

63. Загвязинский В.И. Педагогическое творчество учителя. М.: Педагогика, 1987. - 159 с.

64. Замятин Е.И. Психология творчества// Художественное творчество и психология.- М.: Наука, 1991.-С. 158-162.

65. Запорожец А.В. Избранные психологические труды. — М.:, 1986.

66. Зденек М. Развитие правого полушария/Пер. с англ./.- Минск : Попурри, 1997.-314 с.

67. Зиверт X. Тестирование личности. 2-е изд./ Пер. с нем. - М.: АО Интерэксперт, 1998. - 198 с.

68. Зиновкина М.М., Гареев Р.Т. , Юрасов А.Б. Творческое воображение и фантазия: Методы развития: Учеб. пособие по циклу курсов "Основы инженер, творчества и компьютер, интеллектуал, поддержкаинженер, мышления". 1997.- 58 с.

69. Зязюн И.А., Кривонос И.Ф., Тарасевич Н.Н. и др. Основы педагогического мастерства: Учеб. пособие для пед. спец. высш. учеб. заведений. М.: Просвещение, 1989. -302 с.

70. Иванов И.П. Энциклопедия коллективных творческих дел. М.: Педагогика, 1989. - 208 с.

71. Исследование проблем психологии творчества / Под. ред. Я.А. Пономарева. М.: Наука, 1983. 336 с.

72. Кан-Калик В.А. Педагогическая деятельность как творческий процесс. Грозный: 1976. - 286 с.

73. Кан-Калик В.А., Никандров Н.Д. Педагогическое творчество. М.: Педагогика, 1990. - 144 с.

74. Касьянов С.А. Большая книга тестов. М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2001.510 с.

75. Кипиани Н.В. Творчество как сущность активности психики и как основа ее развития: Автореф. дисс. . .канд. пед. наук. Тбилиси, 1987. - 24 с.

76. Кирнос Д.И. Индивидуальность и творческое мышление. М. : Типография Г ABC, 1992. 172 с.

77. Клайн П. Справочное руководство по конструированию тестов: Введение в психометрическое проектирование. Киев: Пан ЛТД, 1994. - 283 с.

78. Кларин М.В. Педагогическая технология в учебном процессе.: Знание, 1989.-75 с.

79. Ковалевский П.А. Творчество в процессе познания учителем ученика: Автореф. дисс. . канд. психол. наук.- 1996.- 21 с

80. Козлова Н.В. Игра как условие развития творческих возможностей учащихся начальных классов различных педагогических систем: Автореф. дисс. . канд. психол. наук.- 1997.- 19 с.

81. Козырева А.Ю. Лекции по педагогике и психологии творчества.- Пенза : Науч.- метод, центр отд. образования гор. администрации, 1994.338 с.

82. Колесникова Е.А. Творчество как предмет исследования в русской психологической науке: Автореф. дисс. . канд. психол. наук: Конец 19-начало 20 в. 1997.- 18 с.

83. Кольтинова В.В., Никитина Е.Д. Мастерство педагогического взаимодействия: Учеб. пособие. Малаховка: МГАФК, 1995. - 49 с.

84. Кон И.С. Творцами быть // Литературная газета. 1980. - 24 дек.

85. Кон И.С. Психология ранней юности. М.: Просвещение, 1989.255 с.

86. Копцева. Т.А. Спорт и мы: Передвижная выставка детского творчества дошкольных и школьных образовательных учреждений: Каталог -М.: Б.и., 1998. 111с.

87. Коренберг В.Б. Концепция функциональных систем и проблема ее развития в теорию. // На рубеже XXI века. Год 2001-й: Научный альманах МГАФК. Том III. Малаховка, 2001.-С. 271-279.

88. Коренберг В.Б. К проблеме педагогического «тандема» // На рубеже XXI века. Год 2001-й: Научный альманах МГАФК. Том III. — Малаховка, 2001.-С. 177-181.

89. Королев Ф.Ф. Системный подход и возможности его применения в педагогике // Проблемы теории воспитания. 4.1. - М.: Педагогика, 1974. -С. 209 - 222.

90. Коршунов A.M. Теория отражения и творчество. М., 1971. - 175 с.

91. Краткий психологический словарь /Сост. Л.А. Карпенко; Под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. М.: Политиздат, 1985. - 431 с.

92. Кузьмина Н.В. Способность, одаренность, талант учителя. Л.: Ленингр. Орг-ция об-ва "Знание", 1985. - 32 с.

93. Кузьмина Н.В. Творческий потенциал специалиста // Гуманизация образования. 1995. --№1.—С. 41 - 53.

94. Кулюткин Ю.Н. Творческое мышление в профессиональной деятельности учителя // Вопросы психологии. 1986. - №2. - С. 21 - * .

95. Ланда Л.Н. Алгоритмизация в обучении // Вопросы психологии. -1999. -№ 5.

96. Левин В.А. Воспитание творчеством. Томск: Пеленг, 1992,- 53 с.

97. Левинсон-Лессинг Ф.Ю. Роль фантазии в научном творчестве // Творчество. Пг., 1923. - С. 140 - 171.

98. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1975. - 304 с.

99. Лепилина Л.И. Психолого-педагогические условия формирования качеств творческой личности средствами театра в условиях технического лицея: Автореф. дисс. . канд. пед. наук.- 1996.- 21 с.

100. Лихачев Б.Т. Педагогика: Курс лекций: Учеб. пособие для студентов пед учебн. заведений и слушателей ИПК и ФПК. М.: Прометей, 1996.-463 с.

101. Лубышева Л.И. Олимпийская культура и спорт в современном обществе//Т и ПФК. 1999. - №12. - С. 23 - 25.

102. Лузина Л.М. Формирование творческой индивидуальности учителя в педагогическом вузе. Ташкент : ФАН, 1986. - 96 с.

103. Лук А.Н. Мышление и творчество. М.: Политиздат, 1976. - 144 с.

104. Львова Ю.Л. Творческая лаборатория учителя. М.: Просвещение, 1980.- 186 с.

105. Лысова И.А. Количественные характеристики, критерии оценки и пути оптимизации произвольных программ фигуристов одиночников: Автореф. дисс. . канд. пед. наук. - 1997. - 25 с.

106. Макаренко А.С. Пед. соч.: В 8 т. -М.: , 1983-1986.

107. Максимов В.Г. Формирование профессионально-творческой направленности личности учителя: Автореф. дис. . д-ра пед. наук.- 1994.- 35 с.

108. Ш.Малиновский С.В. Моделирование тактического мышления спортсмена. М.: ФиС, 1981. - 192 с.

109. Матейко А. Условия творческого труда. М., 1970.

110. Матюшкин A.M. Концепция творческой одаренности // Вопросы психологии. 1989. - №6. - С. 29 - 33.

111. Медведев П.Н. В лаборатории писателя. М., 1933.

112. Мейлах Б.С. Психология художественного творчества: предмет и пути исследования // Психология процессов художественного творчества. -Л.: Наука, 1980.-С. 5-24.

113. Мейтув П.Л., Буторин В.И. Развитие индивидуального творческого мышления. М.: И-во агентства «ПАКТ», 1994. - 163 с.

114. Мелик-Пашаев А.А. Психологические основы способностей к художественному творчеству: Автореф. дис. . д-ра психол. наук.- 1994.- 36 с.

115. Менхин Ю.В. О размежевании и взаимосвязях задач и средств физического воспитания // На рубеже XXI века. Год 2000-й. Научный альманах. Т. II. Малаховка: МГАФК, 2000. С.298-303.

116. Методы психологической активизации технического творчества: Метод, разработка для студентов техн. фак. пед. вузов /Авт.-сост. И.В. Сартаков. Новосибирск: Изд-во Новосиб. гос. пед. ун-та, 1997.- 63 с.

117. Моляко В.А. Психология решения школьниками творческих задач. -Киев: Рад. школа, 1983.-95 с.

118. Морозов И.М. Природа интуиции. Минск: Ун-т, 1990. - 141 с.

119. Мудрик А.В. Мастерство и вдохновение. — М.: Просвещегние, 1986.-210 с.

120. Мусийчук М.В. Практикум по развитию креактивности личности: Метод, указания.- Магнитогорск : Магнитогор. гос. пед. ин-т, 1994.- 48 с.

121. Назаркина Н.И. Дидактические условия сочетания репродуктивной и продуктивной познавательной деятельности студентов припроведении обучающих игр в ИФК: Автореф. дисс. . канд. пед. наук. М., 1996.-22 с.

122. Налчаджян А.А. Некоторые психологические и философские проблемы интуитивного познания. М.: Мысль, 1972. 271 с.

123. Неверкович С.Д., Варданян Г. Формирование творческих способностей и мышления в современном образовании // Тезисы докладов международного конгресса: Человек в мире спорта: новые идеи, технологии, перспективы. М., 1998. - С. 345.

124. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. 4-е изд. - М.: ВЛАДОС, 2000. - Кн. 1: Общие основы психологии. - 688 с.

125. Никитина Е.Д., Баданин В.Г. Развитие педагогического мышления как компонента педагогической культуры у студентов институтов физической культуры// Т и ПФК. -1998. №11-12. - С. 10.

126. Никитина Е.Д., Строилова С.А. Изучение творческой активности в спорте как научно-практическая задача // На рубеже XXI века. Год 2001-й: Научный альманах МГАФК. Т. 3 . - Малаховка, 2001. - С. 153 - 156.

127. Овчинников Н.Д. Методика количественной оценки межполушарной функциональной асимметрии мозга // Физиология человека. -Т. 23,- 1997.-С. 131

128. Основные современные концепции творчества и одаренности /Сост. Ю.Д. Бабаева, Д.Б. Богоявленская; Под ред. Д.Б. Богоявленской,- М. : Молодая гвардия, 1997.- 402 с.

129. Пархоменко В.П. Воспитание творческой личности как цель образовательных систем: Автореф. дисс. . канд. пед. наук. — Минск, 1995. -35 с.

130. Пашкова Х.В. Подготовка учителей физической культуры на основе творческой ориентации // Проф. подготовка педагогов-специалистов в области ФК и С: Мат. Всерос. межвуз. науч.-практич. конф. 22 -23 апр. 1999. М. :МГПУ. - Малаховка: МГАФК. - С. 58 - 60.

131. Педагогическое творчество и формирование общей профессиональной культуры мышления. М.: ЦНГИПР, 1990. - 66 с.

132. Пестрикова О.С. Образовательная программа как один из факторов развития инициативы и творчества педагогов // Внешкольник.-1999.-N 7-8.-С. 40-41.

133. Поддьяков Н.Н. Мышление дошкольника. М.: Просвещение, 1977.-с.

134. Пономарев Я.А., Филин В.П., Вайцеховский С.М. Предисловие // Деркач А.А., Исаев А.А. Творчество тренера. М.: Физкультура и спорт, 1982.-С. 3-8.

135. Пономарев Я.А. Психология творчества и педагогика. М.: , 1976.

136. Пономарев Я.А. Психология творчества: перспективы развития // Психологический журнал. Т. 15. - 1994. - №6. - С. 38 - 50.

137. Попов И.В. Содержание и структура изобретательского творчества в сфере физической культуры и спорта и влияние на него социально-организационных факторов: Автореф. дисс. . канд. пед. наук.- 1994,- 24.

138. Попова Г., Замдыханов Р. Искусство и спорт //ХХШ научн. Конф студентов и молодых ученых МГАФК: Тез. докл.- УШ вып.- Малаховка: МГАФК, 1999.-С. 17-18.

139. Поташник М.М. Как развивать педагогическое творчество. — М.: Знание, 1987. №1. - 87 с.

140. Проблемы теории развития творческой личности: Сб. науч. тр.-Челябинск: Изд-во ЧГПУ "Факел", 1998 Вып.1. 1998.- 59 с.

141. Психологические проблемы развития творческих способностей в условиях гуманизации образования: Сб. науч. тр./ Отв. ред. Г. А. Берулава, И. Н. Семенов,- М. : Рос. Психол. о-во; Бийск : НИЦ БиГПИ, 1995.- 83 с.

142. Психология творчества: Общая, дифференциальная,прикладная/ Отв. ред. Я. А. Пономарев.- М.: Наука, 1990. 222 с.

143. Путилин В.Д., Ушачев В.П. Психолого-педагогические основы формирования творческой активности школьника.- Магнитогорск : Изд-во МГПИ, 1998.-62 с.

144. Пушкин В.Н. Оперативное мышление в больших системах., Л.,1965.

145. Развитие творческой активности школьников / Под ред. A.M. Матюшкина. М.: Педагогика, 1991. - С. 10 - 29.

146. Реан А. А., Коломинский Я.Л. Социальная педагогическая психология. СПб.: Питер Ком, 1999. - 416 с.

147. Рождественская Н.В. Проблемы и поиски в изучении художественных способностей // Художественное творчество. Л., 1983. — С.105-122.

148. Рождественская Н.В. Психология сценической деятельности// Психология художественного творчества. СПб., 1995. - С.165-181.

149. Рождественская Н.В. Психология художественного творчества: Учеб. пособие. СПб.: Языковой центр LC, 1995,- 270 с.

150. Рождественская Н.В. Творческая одаренность и свойства личности : Экспериментальное исследование актерской одаренности// Психология процессов художественного творчества. Л. : Наука, 1980. - С. 57-68.

151. Ротенберг B.C. Психофизиологические аспекты изучения творчества// Художественное творчество. JI.: ., 1982. - С. 53-72.

152. Рубинштейн C.JI. Проблема способностей и вопросы психологической теории // Психология индивидуальных различий. М.: ЧеРо, 2000. - С. 200-209.

153. Рунин Б.М. О психологии импровизации// Психология процессов художественного творчества. J1.: Наука, 1980. - 45 — 57.

154. Салмина Н.Г. Знак и символ в обучении. М.: МГУ, 1988.

155. Самореализация личности в процессе творчества: Тез. и материалы научн.- метод, конф., 19-20 мая 1994 г.- Новосибирск, 1994.- 182 с.

156. Саранчин А.А. Как воспитывать вундеркиндов // Спорт в школе: Еженедельное приложение к газете: Первое сентября.- 1999.- N 33-34 .- В лаборатории педагога. С. 2.

157. Сараф И .Я. Эстетические компоненты спортивной деятельности: Автореф. дисс. . д-ра филос. наук. М., 1981. - с.

158. Селевко Г.С. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. М.: Народное образование, 1998. - 256 с.

159. Сидоров А.А., Прохорова М.В. Синюхин Б.Д. Педагогика: Учебник для высших учебных заведений физической культуры. М.: Терра-Спорт. — 272 с.

160. Симонов П.В. «Сверхзадача» художника в свете психологии и нейрофизиологии // Психология процессов художественного творчества. Л.: Наука, 1980.-С. 32-45.

161. Симонов П.В., Ершов П.М. Воссоздание индивидуальности в процессе перевоплощения актера // Темперамент. Характер. Личность. — М.: , 1984. С. 117-134.

162. Сластенин, Исаев и др. Педагогика. М. Просвещение, 2000. - 429

163. Сметанина Н.В. Развитие литературно-творческого воображения младших школьников: Автореф. дисс. . канд. психол. наук.- 1998,- 16 с.

164. Сметанюк С. Некоторые аспекты эстетического в спорте// XX научн. конф. студентов и молодых ученых Мосспортакадемии: Тез. докл.- У вып.- Малаховка, 1996. С. 109 - 111.

165. Соколов А.Г. Природа экранного творчества: Психол. закономерности.- М.: ЧеРо, 1997,- 269 с.

166. Солдатова Е. JL Креативность в структуре личности: Автореф. дис. . канд. психол. наук: На примере развития креативности в подростковом возрасте.- М., 1996.- 16 с.

167. Спорт в изобразительном искусстве. М.: Физкультура и спорт,1981.

168. Станиславский К.С. Собр. Соч. Том 2

169. Столяров В.И., Басин А.Е. Спорт и эстетическое воспитание // Пути и средства эстетического воспитания. М.: Наука, 1989. С. 163 — 179.

170. Столяров В.И. Спорт и искусство: сходство, различие, пути интеграции // Спорт, духовные ценности, культура. Выпуск пятый/ Сост. и ред. В.В. Кузин, В.И. Столяров, Н.Н. Чесноков. М.: Гуманитарный Центр «СпАрт» РГАФК, 1997. - С. 101 -236.

171. Строилова С. А. Роль спорта в формировании личности // Молодежь на рубеже второго и третьего тысячелетия: Матер. 1 межвуз. научн. конф. студентов и преподавателей. Люберцы: Mill У, 1999. - С. 5859.

172. Сухобская Г.С. Формирование творческого мышления педагога как социально-психологическая проблема// Проблемы высшего педагогического образования / Под ред. Г.С. Сухобской. Л., 1977. С. 3-9.

173. Сухоруков А.С. Жизнетворчество личности в динамике ее смысловой системы: Автореф. дисс. канд. психол. наук. 1997.- 24 с.

174. Телегина Э.Д. Психологическая регуляция и саморегуляциятворческой мыслительной деятельности человека: Автореф. дисс. . д-ра психол. наук. 1993.- 31 с.

175. Теплов Б.М. Способности и одаренность // Психология индивидуальных различий. М.: ЧеРо, 2000. - С. 262-272.

176. Технология развития педагогического творчества: Межвуз. сб. науч. работ; Отв. ред. JI.B. Лидак.- Пятигорск: Изд-во Пятигор. гос. лингв, ун-та, 1998.- 106 с.

177. Толмачев В.Н. Зависимость деятельности управленческих кадров от уровня их профессионального творчества: Автореф. дисс. . канд. психол. наук.- 1998.- 20 с.

178. Топчиян B.C. , Сучилин А.А. Модель деятельности тренера-преподавателя как один из факторов перестройки высшего физкультурного образования // Проблемы высшего физкультурного образования: Сб. научн. работ. М.: ГЦОЛИФК, 1988.-С. 19-31.

179. Торунова Э.Л. Формирование у студентов творческого отношения к овладению профессией тренера-преподавателя: Автореф. дисс. . канд. пед. наук. Малаховка, 1987. - 23 с.

180. Торшилова Е.М. , Морозова Т.В. Развитие эстетических способностей детей 3-7 лет: Теория и диагностика.- М.: Б.и., 1994.- 62 с.

181. Тостолуцких Н.П. Психолого-педагогические условия и средства творческого саморазвития старшеклассников в личностно ориентированном обучении: Автореф. дисс. . канд. пед. наук. 1997.- 22 с.

182. Тремасов А.Н. Рефлексивно-поэтический тренинг как способ развития творческого потенциала будущего профессионала: Автореф. дисс. . канд. психол. наук: На материале решения задач на стихосложение. 1998.20 с.

183. Тушканова О.И. Развитие одаренности: Пособие для детей 6-9 лет. Волгоград: Б.и., 1995.- 24 с.

184. Фейдимен Д., Фрейгер Р. Личность и личностный рост / Пер. сангл. М.: Изд-во РОУ, 1994.- 83 с.

185. Харламов И.Ф. Педагогика: Учеб. пособие для студ. пед. вузов. -М.: Гардарики, 2000.

186. Холодов Ж.К. Технология теоретической профессиональной подготовки в системе специального физкультурного образования: Авотреф. дисс. . д-ра пед. наук. М., 1996. - 60 с.

187. Хозяинов Г.И. Основы акмеологии: Учеб. пособие. М.: РГАФК,1999.

188. Цукарь А.Я. Уроки развития воображения: Учеб. пособие. -Новосибирск: ЗАО "РИФплюс", 1997.- 166 с.

189. Шалютин С.М. О сущности творческой деятельности // Творческое мышление и научно-технический прогресс. Курган:, 1971.

190. Шведерский А.С. Можно ли учить тому,, чему нельзя научить?// Диагностика и развитие художественной одаренности. СПб., 1992. - С. 6775.

191. Шевырев А.В. Технология творческого решения проблем: эвристический подход, или книга для тех, кто хочет думать своей головой. -Белгород: Крестьянское дело, 1995. 208 с.

192. Шейкина Н. Проблема художественного образа в структуре спортивного мастерства фигуристов // XXIV научн. конф. студентов и молодых ученых МГАФК: Тезисы докл. IX выпуск. - Малаховка: МГАФК,2000.-С. 28-31.

193. Шубинский B.C. Предмет, задачи и сущность педагогики творчества // Новые исследования в педагогических науках. Вып. 2 (50). -М.: Педагогика, 1987. - С. 3 - 6.

194. Эйнон Д. Творческая игра: От рождения до десяти лет / Пер. с англ. Е. В. Бодрова, М. Б. Ушакова.- М.: Педагогика-Пресс, 1995.- 190 с.

195. Энгельмейер П.К. Теория творчества. СПб., 1910.

196. Яковлева Е. JI. Психология развития творческого потенциалашкольников: Автореф. дисс. . д-ра психол. наук. 1997.- 44 с.

197. Яковлева E.JI. Психология развития творческого потенциала личности. М.: Московский психолого-социальный ин-т: Флинта, 1997.- 222 с.

198. Яковлева Н.М., Гранатов Г.Г. Эвристико-алгоритмический подход к развитию творческого педагогического мышления // Интеллектуальное развитие учащихся в процессе обучения физике. Екатеринбург, 1994. — С. 87-96.

199. Crawford R. P. The Techniques of Creative Thinking. Hawthorn Books. N.-X., 1954

200. Guilford J.P. Some theoretical viewson creativity// Heison H. (Ed.) Contemporary approaches to psychology, N.Y., 1967.

201. Jones T.P. Creative learning in perspective. London Press, 1972.

202. Koestler A. The Act of Creation. -N.Y. Macmillan, 1964.

203. Mednick S.A. The associative basis of the creative process// Psychol. Review. 1969. №2. - P. 220-232.

204. Perls F. Gestalt Therapy Verbatim. Lafayette, Cal.: Real People Press,1969.

205. Torrance E. P. Education and creativity// Taylor C.W. (Ed.). Creativity: progress and potential. N.Y.; San Francisco; Toronto; L., 1964.

206. Torrance E.P. Scientific views of creativity and factors affecting its growth Daedalus: Creativity and Learning, 1965. P. 663 -679.

207. Wallac G. The art of thought, N.Y., 1926.