Темы диссертаций по педагогике » Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры

автореферат и диссертация по педагогике 13.00.04 для написания научной статьи или работы на тему: Содержание хореографических элементов в композиции упражнений спортсменок высокой квалификации в художественной гимнастике

Автореферат по педагогике на тему «Содержание хореографических элементов в композиции упражнений спортсменок высокой квалификации в художественной гимнастике», специальность ВАК РФ 13.00.04 - Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры
Автореферат
Автор научной работы
 Гевара Перез, Хорхе Энрике
Ученая степень
 кандидата педагогических наук
Место защиты
 Москва
Год защиты
 1994
Специальность ВАК РФ
 13.00.04
Диссертация недоступна

Автореферат диссертации по теме "Содержание хореографических элементов в композиции упражнений спортсменок высокой квалификации в художественной гимнастике"

РОССИЙСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕЛШЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

н В ОД-

На правах рукописи

ГЕВАРА ПЕРЕЗ ХОРХЕ ЭНРИКЕ

(Эквадор)

СОДЕРЖАНИЕ ХОРЕОГРАФИЧЕСКИХ ЭЛЕМЕНТОВ В КОМПОЗИЦИИ УПРАЖНЕНИЙ СПОРТСМЕНОК ВЫСОКОЙ КВАЛИФИКАЦИИ В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ГИМНАСТИКЕ

13.00.04. — Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки и оздоровительной физической культуры

Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук

Москва 1994

Работа выполнена в Российской государственной академии физической культуры.

Научный руководитель кандидат педагогических наук, профессор

Смолевский В. М.

Официальные оппоненты:

доктор педагогических наук, профессор Тышлер Д. А., кандидат педагогических наук, доцент Биндусов Е. Е.

Ведущая организация — Научно-исследовательский институт физической культуры.

•в « . » час. на заседании специализированного совета К 046.0/01 в Российской государственной академии физической культуры по адресу: 105483, г. Москва, Сиреневый бульвар, д. 4.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Российской государственной академии физической культуры.

Автореферат разослан « ... » . . . 1994 г.

Ученый секретарь специализированного совета кандидат педагогических наук,

Защита диссертации состоится

доцент

Чеботарева И. В.

- а -

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность. Хореографическая подготовка : художественной гимнастике обеспечивается системой упражнений и методов воздействия, направленных на воспитание двигательной культуры гимнасток, на расширение арсенала выразительных средств.

Под влиянием занятий хореографией у занимающихся развивается устойчивость, координация движений, сила ног, умение выполнять движения предельно четко, а также воспитывается музыкальное?! и ритмичность - качества, без которых невозможно выполнение упражнений высокой сложности.

Хореографическая подготовка - художественней гимнастике оа жируется на классической основе, разработанной в балете. Она яь-ляется частью учебно-тренировочного процесса и должна быть взаимосвязана с другими г/дзмк под!отопки гимнасток. В разных твидах гимнастики, а также в фигурном катании и синхронном плавании, условия и характер двигательной деятельности не одинаковы. Поэтому и требования к хореографической подготовке в каждом из.них различны, е каждом реизвтен свои специфические, специальные задачи.

С помощью хореографической подготовки гимнастка// удается быстрее и правильнее освоить технику взаимодействия "гимнастка -предмет", а также рациональную технику выполнения элементов и соединений упражнения без предмета. Поэтому проблема влияния хореографической подготовки на уровень технического мастерства гимнасток еыссксй кпаднФпклцп;'. актуальна и можс-т быть исследована в художественной гимнастике.

В соревнованиях пс художественной гимнастике судьи балльной оценкой определяют мастерство спортсменок. Во многих пунктах пра-

вил соревнований указывается на необходимость учета степени выра-?ительности телодвижений, их пластичности, взаимосвязи с музыкой. Иными словами, хореографическая подготовленность гимнасток является компонентом интегральной оценки,исполнительного класса гимнастки, а степень трудности хореографических элементов, наравне с другими элементами, составляет суммарную трудность соревновательных упражнений-.

Выбор темы исследований обусловлен необходимость выявления содержания хореографических элементов в композициях гимнасток, высокой квалификации, их сопоставления с элементами других структурных групп.

В работе наиболее полно проведен анализ упражнений ведущих спортсменок мира со скакалкой - одним из обязательных предметов программы соревновании в художественной гимнастике.

В олимпийском ^тырехлетнем цикле данный вид многоборья был представлен во всех соревнованиях, проводимых под эгидой Международной федерации гимнастики (ФИК).

Анализ композиций ведущих гимнасток мира позволяет моделировать содержание хореогрьфпчсско:*: подготовки спортсменок на различных этапах спортивного совершенствования.

Гипотеза исследования: Спортсменки высокой квалификации насыщают композиции упражнении с предметами (со скакалкой) большим количеством хореографических элементов различного жанра и трудности, превышающим количество элементов гимнастического характера

Объект исследования: Гимнастки высокой квалификации ввог-расте 15-18 лет (цгстера спорта международно!', категории) и? различных стран в соревнованиях олимпийского цикла (Чемпионаты !/ира, Чемпионат Европы, Олимпийские Игры).

Предмет исследования: Влияние хореографической подготовленности к владения танцевальным искусством различных жанров на результативность тренировочного процесса.

Научная новизна: Результаты исследований вносят новые положения е индивидуализацию подготовки гимнасток:

- впервые определены содержание хореографических элементов в композициях сильнейших гимнасток мира в упражнениях со скакалкой и их модельные характеристики;

- разработана оригинальная таблица-классификатор хореографических элементов е художественной гимнастике (рис. 1).

Практическая значимость:

Разработаны модельные характеристики, хореографической подготовленности спортсменок высокого класса ь упражнениях со скакалкой, ориентирующие трекеров и гимнасток в содержании хореографической подготовки на различных этапах спортивного совершенствования .

Основные положения, выносимые на защиту:

- классификация хореографических элементов в художественной

- модельные характеристики содержания и трудности хореографических элементов в упражнениях со скакалкой спортсменок высокой квалификации;

Це^ |1задачи исследоадкия^

Цель работы заключалась в определении содержания и роли хо-р-.'Э'. р^^нч^.'кпл -.'.".•.-«•?!! гсв композиция.-'. спортсменок высокой квалификации. разработке рекомендаций по совершенствованию подготовки г.ц.^ио.-'Фф^ м оценке ич мастерства.

Дли достижения цели исследований были поставлены и решались

- о -

""чдачи:

.. с'?.граоотать классификации хореографических элементе? ?

£. Определить содержание хореографических элементов в упражнениях со скакалкой спортсменок высокой квалификации.

3. Разработать модельные характеристики, содержания хореографических элементов в упражнениях со скакалкой спортсменок высокой квалификации.

Методы исследования:

Для решения поставленных -задач применены следующие методы исследования:

1. Анализ литературные источников.

Педагогическим анализ композиций гедуших спортсменок с использованием видео.

2. Анкетирование и интервьюирование специалистов.

4. Методы математической статистики.

Организация исследования:

Исследования проводились в три этапа.

На первом этапе 1.1591-92 гг.' проведены предварительные исследований, направленные на сбор информации путем анализа литературных источников, анкетирования и интервьюирования респондентов.

Просмотрены выступления 191 участниц самых крупных соревнований по художественной гимнастике в Олимпийском четырехлетнем цикле (1939-1992 гг.) с различными предметами (скакалкой, лентой, булавам*/., ссручем и ;.'.пт:су. 1).

На втором зтап^ гг. ? -шализиро^с^ис^ ком''"1 ^уп-

ражнений со скакалкой сильнейш;*.:-; гимнасток мира - '/частниц ст-

ь ^ 'г с т в сн чыч с0р°ен0ооиий ~ тоу ж1- 0 ^ у1 '/'Г'с ко*.! четью*"'" ч"™че\' ' '-' -

ле. Детально проанализированы упражнения гимнасток.

Анализируя соревновательную деятельность участниц Х!\'-Х\' Чемпионатов Мира (1989, г.Сараево; 1991, г.Афины). V!! Чемпионата Европы (1990, г.Гетеборг) и XXV Олимпийских Игр (1992, г.Барселона), мы оперировали необходимыми понятиями, которые определяют содержание индивидуальных композиций по количественному к качественному составу элементов. В частности, фиксировались:

1. Элементы хореографии:

- элементы групп трудности (А, В, С, 0) класстеского танца (прыжки, равновесия, повороты, комбинированные элементы);

- элементы народного танца;

- элементы современного танца.

2. Гимнастические элементы:

- групп трудности (А, В, С, 0) (еолны и взмахи, наклони, г.реакробаткка, комбинированны« элементы).

Третий этап связан с обработкой материала, обсуждением результатов исследований, оформлением диссертационной работы в целом (1993-94 гг.).

Структура и объем диссертации, .-аоота состоит иг введения, четырех глав, еыводое, практических рекомендаций, списка литературы, приложений. Она содержит 69 таблиц, 18 рисунков. Список литературных источников включает 135 работ авторов стран СНГ и 27 работ зарубежных авторов.

Диссертация изложена на 157 страницах компьютерного текста, ни" С ' грглсх^ння.

- а -

СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ "

'' процессе анализа научно-методической литературы изучались местные и зарубежные источники в области хореографической подготовки спортсменок, опубликованные е официальной печати, в том числе г учебно-методических книгах, пособиях, научных статьях, журналах к диссертациях. Это позволило конкретизировать цель исследований, сформулировать рабочую гипотезу и определить задачи исследований.

Педагогический анализ композиций ведущих спортсменок мирз поо^одился на основе видеозаписи иу выступлений в отв°тст1ос'ичь!х соревнованиях: Х1У-ХУ Чемпионатах Мира, VI! Чемпионате EEpor.ii и XXV Олимпийских играх (198'?-1992 гг. К

Главные преимущества метопа подобного анализа состоят в том, что он ле требует времени на ее обработку, позволяет немедленно контролировать записанное исоОрзкение и легко создает такие эф-

гъс»илф1! ззм9д ^ и и^о^рзлвния, 3 тэкж0 поз00

оперативно повторять запись.

В исследованиях использовались собственные зидеоматериаты, а также записи, любезно представленные Президентом Международной федерации Ю.Е.Титовым, за что выражаем ему большую благодарность. Весьма признательны за помощь Марии Григорьевне Новик.

Всего просмотрено 191 выступление участниц данных соревнований (с общим временем записи 8 час.) (табл.1).

Ис всего материала были отобраны «ля детального анализ?, видеозаписи выступлений ведущих спортсменок - участниц финальных соревнований в упражнениях со скакалкой (с общим временем записи около одного часа).

Анкетный и устный опроз проводился с целью сбора информации

Таблица 1

Количество анализируемых упражнений участниц международных соревнований в четырехлетнем Олимпийском цикле

Виды Соре в н о в а ни я ! Сумма

ПОПИЛ

mhoi о ¡ *

борья XIV Чемпио- | VII Чемпио- | XV Чемпио-| XXV Олим- i

нат Мира, 1 нат Европы. ! нат Мир? , | пийские i

1989 1 2 990 1 1991 i ! игры, i99Я i i i

Скасалка 9 I 10 t | 20 1 12 ! 51

Л эк га Г» 1 1 10 1 0 ! 0 !_, 17

Обруч 11 1 10 1 24 ! 15 1 60

г" пои 0 ' 0 ! . 16 ! 8 1 24

Мяч 4 1 ^ 1 17 i 1 9 i i зу i

Сумма 31 | 39 1 | 77 i I 44 ¡ 191

всего i 1 i 1. 1 1 i

у квалиф цированных тренеров и спе циалистоз по интересующей нас

проблеме связанной с темой исследований. В анкетировании приняли

участие

Рез ль^аты иссле довании обрабатывались г^м млтемати*

ко - с ^ ат 1" тического ан ал из а по обще Принятой s методике.

Р содержании произвольных композиций хореографические зле-

мент занимают существенное место: они определяют спортивную трудность композиций и придают им эстетическую' направленность.

Проведенный анализ композиций сильнейших гимнасток крупнейших соревнований периода 1989-1992 годов позволил разработать систему классификации хореографических элементов.

Группа Хореографические элементы

труди., 1 . 1

1 Прыжки ! Равновесия ! Повороты | КомОинир.

1 1 1 1 1 ■ 1 элементы

Жанр |Л В С 0 Связ. |А В С 0 СЕЯ:.:л В С 9 СЕЯЗ.; А В 0 0 Связ.

1 эл-ты | эл-ты| эл-ты| 1 1 1 эл-ты

!\ласс. | * А * * Л 1 ! > '**•** * * * * * | * * * * *

танец | 1 1 1

Нар. I' -* ! * ,! * ! *

•раиац | ! 1 1

совр. : * ! * ! * ! *

танец | 1 1 !

1 Волны | Наклоны |11реакробатика| КомОинир.

1 1 ! ! элементы

Гимнаст|* * * * * * * | * * * * *

эл-ты | I 1 !

Нис. 1 Схема классификации хореографических элементов в художественной гимнастике

Хореографические элементы можно отнести к трем основным.направлениям - жанрам хореографии: классическому :танцу, народному танцу и современному танцу. При классификации хореографических элементов учитывается принадлежность элементов к той или иной структурной групп: к прыжкам, равновесиям, поворотам. Однако,, при анализе композиций необходимо учитывать и типично гимнастические элементы: волны, ввмахи, наклоны, преакробатические и комбинированные элементы.

Кроме того, можно выделить комбинированные хореографические, элементы, в которых сочетаются признаки как минимум двух структурных групп.

Разработанная система классификации хореографических элементов учитывает также спортивную трудность элементов (А, В,'С, Р).

Проиллюстрируем на примере, как функционирует данная система. -

Анализ упражнений со скакалкой сильнейших гимнасток - участниц XIV Чемпионата Мира (8 спортсменок) показал, что хореографические элементы классического танца (Ёсего 10,75 + 0,87) представлены всеми основными структурными группами. Однако наибольшее количество элементов классического танца отмечено в группе прыжков (3,88 + 0,50 элемента). Большое место занимают повороты (3,75 + 0,62 элемента). Преобладают элементы трудности групп В (5 + 1,12 элемента) и А (3,25 + 0,87 элемента).

Хореографические элементы народного танца (всего 3,87 + 0,49), придавая яркий колорит композиции, используются гимнастками в качестве связующих элементов перед исполнением элементов наивысшей трудности.

По данным видеозаписей XIV Чемпионата Мира современный танец

кт получил широкого применения (всего 0,50 * 0,1?;. Элементы современного танца используются как связующие. '

Анализ содержания римнасти'-т"скиу элементов 1 ^

0,74 элемента) показал, что они представлены всеми, основными структурными группами. Наибольшее количество гимнастических элементов отмечено в структурной группе преакробатики (Есегс 1,75 элемента). Из представленных е композициях элементов всех групп трудности наибольшее количество приходится на группу В 0,50 элемента,).

Вывод: Яш/с, хореографические элементы преобладают в композициях сильнейших гимнасток мира (всего 16,-1 1,48). Они г.рсдсхгхлены е основном элементами групп трудности В и А. Более трудные злеуенси {грунт С. [>.' выполняются за счет преакробатики и г.омоинироЕзнних элементов.

Анализ упражнений го скакалкой сильнеиших гимнасток - участниц V!! Чемпионата Европы дал следующие результаты.

Хореографически-; элементы гласоического танца ;всего '.'/?г 0,87 элемента) представлены Есеми структурными группами.; однако преобладает группа прыжков (3,1^: + 0До элемента).

Доминирующей группой р количественном отнош°нии является группа трудности А (50,70 %).

Хореографические элементы народного танца спортсменки предс-_ ФОРи11м в о^1 'о11 с\' з.г-'Мк"11пт,Г1.1/1* тчн'''"':^ь:'сго нп'Л'сс'Ы'. !■ ■ 1; родов. Однако наолюдается снижение числа используемых элементен по сравнению с предыдущими соревнованиями почти вдвое '.всего .-.'.'Г + 0.65 элемента).

пам трудности А, В, с, 0 и не классифицировачись по признаку лрк-надл^жно^т!* к фундаментальным структурно.! группа1/ элементов

В использовании хореографических элементов современного танца проявляется тенденция к их увеличению (Есего 1,62 + 0,74). Они, как и элементы народного танца, не относятся к группам трудности А. В, С. 0 и к фундаментальным структурным группам.

В композиции гимнасток были включены гимнастические элементы всех основных структурных групп. Наибольшее' количество отмечено в структурной группе комбинированных элементов (43,24%). Преоблапа-

Элементы групп трудности С, 0 выполнены за счет комбинированных элементов. Интересно отметить, что в структурной группе комбинированных элементов гимнастические элементы как по количеству, так и но тр>дности превышают аналогичные показатели хореографических элементов классического танца (1,12 + 0,37 элемента в классическом танце и 2,0 + 0,62 элемента в гимнастике).

■Вывод: Итак, хореографические элемент представлены в основном элементами классического танца. Проявляется ¡тенденция к увеличению числа хореографических элементов современного таяца. Преобладают элементы группы трудности А.

Анализ упражнений со скакалкой сильнейших гимнасток - участниц XV Чемпионата Мира позволяет определить следующее.

Само.! мнэгоч::;лбн:юЛ структурной группой хореографических элементов классического танца была группа поворотов (32,05%). .

Количественный анализ трудности показывает, что в группе А доминируют повороты, в группах В и С - комбинированные элементы.

Возрастает число спортсменок, которые демонстрируют более сложные элементы классического танца (С и В). Идет увеличение количества элементов групп трудности В, С, Б за счет комбинированных элементов.

■ Хореографические элементы народного танца и современного танца не имеют существенного представительства в композициях и использовались как связующие.

Анализ гимнастических, элементов выявил превалирование е структурной группе комбинированные элементов (52,94%). Наибольшее количество гимнастических элементов приходится на группу А (54.90%).

Наблюдается тенденция усложнения композиций за счет использования гимнастических элементов трудности 0 (комбинированные элементы).

Вывод: Итак, хореографические элемент представлены в основ- . лом элементами классического танца. Проявляется тенденция к увеличению числа элементов групп трудности В, .С. й.

Исследуя хореографические элементы классического 'танца в • композициях гимнасток - участниц XXV Олимпийских Игр, можно выделить группу прыжков как самую многочисленную (3,63 + 0,49 элемента). По числу элементов группа трудности В доминирует над другими группами. Прослеживается тенденция увеличения количества элементов трудности А, В, С и 0. Однако, по-прежнему, это увеличение идет за счет возрастания числа элементов групп трудности А и В.Заметно больше,, чем на соревнованиях 1990 и 1991 годов, были использованы элементы народного танца (3,37 + 0,74). Показатели частоты использования элементов современного танца невелики (0,33

+ 0.12),.

Анализ композиций свидетельствует, что гимнастки использовали в среднем 3,52 + 0,25 гимнастического элемента различных групп трудности. Наибольшее количество гимнастических элементов наблюдается в группе комбинированных элементов (1,88 + 0,37), и приходится на элементы трудности группы А (1,25 + 0,62).

Вывод: Итак, количество хореографических элементов в 4 раза превысило количество гимнастических элеменгов ',11.27 ■ + 0,99 и 3,52 + 0,25). Численно преобладали элементы группы трудности В.

В области художественной гимнастики большое значение придается хореографической подготовке спортсменок, связанной с уровнем их технического мастерства и являющейся одним из критериев, определяющих баяльную оценку выступлений гимнасток на соревнованиях.

Анализ литературы и данные анкетного опроса и интервью свидетельствует о том, что наиболее широко в художественной гимнастике представлены жанры классического, народного и современного танцев при ¿едущей роли классической хореографии. Как и в практике хореографии, в художественной гимнастике хореографические элементы классифицируются по структурным признакам; ранжируются по степени трудности на элементы групп А. В, С, й.

В то же время исследование состояния вопроса дает основание считать, что нет достаточно четкого определения понятия "хореографический элемент в художественной гимнастике". Анализ литературы, опрос тренеров дает основание предложить следующее определение: "Под хореографическим элементом в художественной гимнастике

'¡аЗлица ..

Сводная таблица структурных групп, используемых в индивидуальных соревновательных композициях со скакалкой сильнейшими гимнастками -участницами Чемпионатов Мира, Европы, Олимпийских игр по художественной гимнастике (г. 1989, 1990, 1991, 1992)

NN | Структурные группы пп | трудности элементов I [ 1989 1990 1991 1992 Сумма показателей Средний показатель за 19891990 гг.

XIV Чемпионат Мира (Сараево) VII Чемпионат Европы (Гетеборг) XV Чемпионат Мира (Афины) XXV Олимпий ские Игры (Барселона)

: ■X + Мх X + Мх X + Мх X + Мх ! X + Мх

Классического танца: !

- псыжки 3. ,38+0.50 3. 12+0.25 • 2. .25+0.49 3. 63+0. .49 112.88+1.73 3.22+0.43

- равновесия (б.позы) 2. ,25+0.50 2. ,25+0.49 1. .62+0, .25 2. 88+0. .37 9.00+1.61 2.25+0.40

- повороты 3. .75+0.62 2. 37+0.49 3. ,12+0, .49 2. 13+0. .25 1!1.37+1.85 2.84+0.46

- ксмбинир.элементы 0. 87+0.37 1. 12+0.37 2. ,78+0, .49 2. 63+0. .62 17.37+1.85 1.84+0.46

л - средний показатель ! 4;0.63+3.63

по группе (п = 8) 10.75+0.87 8. 86+0.87 9. 75+0. ,87 11. 27+0.99 10.16+0.91

Г::•/.»астические элементы: ;

- еолны и взмахи 1 00+0.25 0. 62+0.25 1. 50+0. .37 0. 13-Ю. .12 '3,25+0.99 0.31+0.25

- наклоны б! 50+0.12 0. 75+0.25 0. 37+0. .37 о. 88+0. .25 •г! 50+6! 99 0.63+0.25

- преакробатика 1. 75+0.25 1. 25+0.37 1. 12+0. зт и. 53+0. ,12 4.75+1.11 1.19+0.28

- ксмбинир.элементы 1. 37+0.37 2. 00+0.62 3. 37+0. ,74 1. 68+0. ,37 8.62+2.10 2.16+0.53

/. - соедкий показатель

по группе (п = 8) 4. 62+0.62 4. 62+0.74 6. 37+0. .87 3. 52+0. 25 19 .13+2.48 4.78+0.62

Таблица 3 ■

Статистические показатели соотношения трудности элементов классического танца и гимнастических элементов в упражнениях со скакалкой сильнейших гимнасток

:-:ные \ Соревнования

¿'У "!:""' 1989 г. 1990 г. 1991 г. | 1992 Г.

Эл-ты клас- Гимнастич. сич. танца эл-ты Эл-ты клас-сич. танца Гимнастич. эл-ты Эл-ты клас-сич. танца Гимнаст,ич. эл-ты ; Эл-ты клас-сич. танца Гимнастич. эл-ты '

Х+Мх | х+Мх Х+Мх Х+Мх Х+Мх Х+Мх | Х+Мх Х+Мх

А р 3.25+0.87 1.62+0.37 5.0+1.12 1.87+0.50 1.38+0.25 1.0+0.25 1.12+0.50 0.12+0.12 4.5+0.99 3.12+0.62 1.12+0.49 0.12+0.12 2.62+0.49 1.50+0.37 0.25+0.12 0.25+0.12 4.12+0.50 3.0+0.62 2.25+0.62 0.37+0.12 3.50+0.,62 1.50+0. 37 0.87+0..37 0.50+0.'12 05.0+0.62 5.25+1345 0.88+0.25 0.13+0.12 1.63+0.12 1.38+0.37 0.50+0.12 1

10.75+0.87 4.62+0.62 8.86+0.87 4.62+0.74 9.75+0.87 6.37+0. 87 11.26+0.99 3.51+0,25

понимаете:-:, во-первых. в буквальном смысле слова - "танцеваль нып" элемент, т.е. телодвижения, г.оисущие конкретном'.' гиду танца танцевальные "па"; во-вторых, элемент из программ!' по ».упожест• венной гимнастике с ярко выраженной хореографической окраской и имеющий спортивно-техническую трудность [А, Б, С. 0). который также можно отнести к тому или иному виду танца". Данное определение принято большинством опрошенных тренеров и специалистов.

Анализ содержания композиций упражнений со скакалкой (выоор данного вида многоборья но случаен: это один из осязательных видов, ь котором также сочетается черты, присущие композициям : другими предметами) в сощей сложности 22 ведущих гимнасток, мира позволил определит! тенденции. развития художественной гимнастики в течение Олимпийского четырехлетня 11939-199? гг.'.

Выявлено преобладание хореографических элементов классического жанр;-.. Особенно сл.-дуе-. о.метин заметный скачек этого "показателя в соревнования 1991-1992 гг.

?з.м°тно меньше представительство хореографических элементов народного танца к танца-модерн. Их место определяется прежде всею индивидуальными г.ре^п-с.енинми гимнасток.

Изменилось соотношение количества чисто гимнастических и. хореографических элементов: количество гимнастических элементов снизилось ? среднем с С.'^до 3,53, количество хореографических элемочтеь увеличилось в среднем с 9,75 до 12,26.

Гимнастки демонстрируют технически особенно сложные элементы :. го.д..-.г.я, в стру-.т',-,' г..'".:;.'-::-' сэм.ета:"тс.". признаки различных струкчурных групп (комбинированные элементы!. [> наибольшем количеств.' представлены элементы групп А и В. В группе А преобладают повороты, в группе I- ■ прыжки и повороты. Меньше представлены

Таблица 4

Статистические показатели элементов жанров танца, используемых в индивидуальных соревновательных композициях со скакалкой сильнейших гимнасток мира (1989-1992 гг.,; п » 8)

nn пп Гбды 1989, XIV Чемпионат Мира 1990, VII Европы Чемпионат 1991, XV V мпионат Мира 1992, XXV Олимпийские Игры

Элементы танца X ± Мх • б V X ± Мх б у X ± Мх б V X ± Мх б V

1 Народный 3.87±0.49 1.40 36.08 2.12±0.85 2.46 116.03 1.87±0.62 _1.7|5 93.58 3.37*0.74 2.10 62.31

О 140.00 0.38±0.12 0.35 92.10 Таблица 5

2 Современный 0.50±0.12 0.35 70.00 1.62±0.74 2.10 129.63 0.50±0.25 0.7

Показатели модельных характеристик упражнений со скакалкой сильнейших гимнасток

Содержание Структурные группы Группы трудности

Суммарные групповые показатели Модельные характеристики А В С 0

Модель X Модель X Моде'ль 7. Модель %

Прыжки

Разновес.

Повороты

Комбинир. элементы

Волны

Наклоны

Преакроб.

Комбинир. элементы

12.88+.73 6.0+1.61 11.37+1.85 7.37+1.85

3.25+0.99 2.50+0.99 4.75+1.11 8.62+2.10

Хореографические элементы

3.22+0.43 4.0+1.12 24^07 5.63+1.37 34.90

2.25+0.40 3.75+0.86 22.56 4.0+1.24 24.80

2.84+0.46 6.25+1.62 0Й7.6О 4.13+1.36 25.60

1.84+0.46 2.62+1.24 15.76 2.37+0.99 14.69

Гимнастические элементы 0.81+0.25 2.76+0.99 0.5+0.35

0.63+0.25 1.63+0.41 0,75+0.36

1.19+0.28 1.0+0.48 2.87+1.11

2.16+0.53 4.12+1.49 2.5+0,74

2.25*0.61 57.47

1.01+0.61 14.37

0.88+Э.36 6.90

2.0+0.61 21.26

0.12+0.12 0.63+0.49 2.01+0.99

1.0+0.49 31.70

0.25+0.12 22.18

012.+0.12 28.0 С

0.37+0.36 18.11

0.12+0.12 . 0.&2+0.36

элементы группы С (преобладают прыжки и комбинированные элементы; и группы 0 (наибольшее количество элементов данной группы составляют прыжки.).

В большом спорте в последнее время особое внимание уделяется разработке модельных характеристик, нами разработаны модельные характеристики хореографического подготовленности. Данные характеристики необходимы как основа для более детальной разработки требований к гимнасткам, проходящим подготовку на различных этапах .

Разработанная нами методика может быть использована именно в.

н^итрат> "бнии. Это т* ог^ол^^^ретз^ч^скую и практическую

значимость работы р. целом.

X + / — Мх

г з 4

54515361 18

о о

232734

¿4

Е

[Т990|

1992

£¡£¡1 Щ.г ЕЗз ¡^4

Средние показатели различных элементов в упражнениях со скакалкой сильнейших гимнасток мира в Олимпийском цикле.

1.- эл-ты классического танца

2.- эл-ты народного танца

3.- эл-ты современного танца

4.- гимнастические элементы

выводы

1. Разработанная классификация элементов хореографии построена по структурному принципу, принятому в спортивных видах гимнастики, а также с учетом специфики хореографии как искусства танца. В системе классификации все хореографические элементы распределяются по жанрам (классический, народный и современный танцы), структурным группам (прыжки, равновесия, повороты и комбинированные элементы); группам трудности (А, В, С, 0). В отдельную группу выделяются связующие элементы. Гимнастические элементы, распределяются также по структурным группам (волны и взмахи, наклоны, преакробатика, комбинированные элементы) и по группам трудности (А, В, С, Б). Использование прелагаемой классификации позволяет проводить анализ композиций упражнений всех видов многоборья в художественной гимнастике и может быть .использована при интегральной оценке мастерства спортсменок.

2. В упражнениях спортсменок высшей категории отмечается наличие-хореографических элементов всех основных жанров и структур.

Наиболее представителен жанр классической хореографии (40,63 + 3,6) в наших исследованиях в пределах четырехлетнего Олимпийского цикла наблюдается постоянное преобладание количества элементов классического танца, превышающее количество элементов народного танца (11,23 + 2,7) и танца-модерн (3,0 + 1,23).

3. Изменение требований к содержанию и трудности упражнений - човс!У правилах е .^срску исключения элементов риска гимнастического характера б пользу включения хореографических элементов' зачетно поелияло на соотношение количества хореографических и гимнастических элементов в композициях ведущих гимнасток (сниже-

ни.е количества гимнастических элементов с 6,-37 е 199! г. до 3,52 элемента в 1992 г. и увеличение количества хореографических элементов классического характера с 9,75 в 1991 г. до 12,25 элемента в 1992 г.).

4. В упражнениях со скакалкой сильнейших гимнасток следует выделить структурную группу комбинированных элементов, при выполнении которых сочетаются признаки элементов разных структурных групп (прыжков, поворотов, равновесий и гимнастических элементов (26,78%).

В подобных соединениях хореографические элементы относятся к Фундаментальной группе элементов классического танца.

5. Прослеживается определенная взаимосвязь между принадлежностью хореографических элементов к структурным группам к их трудностью.

Е наибольшем количестве гимнастки используют элементы группы А (16,62%) и группы В (16,13%). При этом в группе А чаще всего применяются повороты (37,60%) к прыжки (24,07%), а в группе В -прыжки (34,90%) и повороты (25,60%).

Заметно меньше е композициях элементов группы с (б,14%). что об'ясняется их большой сложностью и лимитом, определенным правилами соревнований. Большинство элементов группы С относится к группе комбинированных элементов (32,57%) и прыжка».' (36,64%).'

Наименьшее количество элементов группы Б в упражнениях со скакалкой у сильнейших гимнасток об'ясняется их особой сложностью, новизной и орпппал; ¡'.остью (1,74%). Наибольшее количество элементов группы 0 составляют прыжки (5?,47%), как правило классического характера.

6. На основании исследовании композиций упражнений со ска-

качкой сильнейших гимнасток мира в число молельных характеристик интегральной подготовленности спортсменок следует также, включить их хореографическую подготовленность, которую можно определить по следующим показателям:

- владение элементами основных жанров хореографии - классическим (10,16 + 0,5 элемента), народными (2,80 + 0,68 элемента) и современным (0,75 + 0,31 элемента);

- владение хореографическими элементами различных структур -прыжками (3,22 0,43 элемента), поворотами (2,84 + 0,44 элемента), равновесиями (2,25 + 0,40 элемента), комбинированными (1,84.

0 ¿5 элемента) ■

- владение хореографическими . элементами различных групп трудности - А (4,22 х 0,75 элемента), В (4,09 + 0,87 элемента), С (1,41 + 0,40 элемента), Д (0,44 + 0,22 элемента).