автореферат и диссертация по педагогике 13.00.04 для написания научной статьи или работы на тему: Средства и методы системы восстановления специальной работоспособности музыкантов и танцоров
- Автор научной работы
- Тац Самуель, Каймо-Лейбо
- Ученая степень
- кандидата педагогических наук
- Место защиты
- Санкт-Петербург
- Год защиты
- 2004
- Специальность ВАК РФ
- 13.00.04
Автореферат диссертации по теме "Средства и методы системы восстановления специальной работоспособности музыкантов и танцоров"
На правахрукописи УДК 796.015.84+ 792.8
Тац Самуель, Каймо-Лейбо
СРЕДСТВА И МЕТОДЫ СИСТЕМЫ ВОССТАНОВЛЕНИЯ СПЕЦИАЛЬНОЙ РАБОТОСПОСОБНОСТИ МУЗЫКАНТОВ И ТАНЦОРОВ
Специальность: 13.00.04 — Теория и методика физического воспитания,
спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры
АВТОРЕФЕРАТ
диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук
Санкт-Петербург 2004
Работа выполнена в отделе теории и методики спортивной тренировки и оздоровительной физической культуры Санкт-Петербургского научно-исследовательского института физической культуры.
Научные руководители: кандидат медицинских наук, доктор
педагогических наук, профессор [Баландин Владимир Иванович)
Защита диссертации состоится 26 апреля 2004 года в 15.00 на заседании диссертационного совета Д 212. 199. 16 в Российском государственном педагогическом университете имени А.И. Герцена по адресу: 196159, Санкт-Петербург, Литовский пр., 275, к. 1, ауд. 502.
С диссертацией можно ознакомиться в фундаментальной библиотеке Российского государственного педагогического университета имени А.И. Герцена.
заслуженный работник физической культуры РФ, доктор педагогических наук, профессор Нестеров Авенир Александрович
Официальные оппоненты: кандидат медицинских наук,
доктор педагогических наук, профессор ЩуровАлексей Григорьевич;
заслуженный работник высшей школы РФ, доктор биологических наук, профессор Давиденко Дмитрий Николаевич
Ведущая организация: Санкт-Петербургская государственная академия физической культуры имени П.Ф. Лесгафта
Автореферат разослан
2004 года
Ученый секретарь диссертационного совета, профессор
-У Е.А Митин
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ)
Актуальность исследования. Профессиональная деятельность музыкантов и танцоров отличается своим своеобразием, но и общие черты сходства очевидны. Для поддержания специальной работоспособности представители сценического искусства должны постоянно совершенствовать своё мастерство, быть в хорошей «спортивной» форме, особенно в период концертных выступлений, чтобы пальцы рук музыкантов не утратили беглости и выносливости, а ноги танцора—лёгкости и прыгучести.
Напряжённая профессиональная деятельность часто вызывает состояние перенапряжения и даже переутомления и как следствие - профессиональные заболевания. Снижение профессиональной работоспособности, повреждения и травмы, профессиональные болезни могут быть зачастую в связи с неправильно сформированными профессиональными навыками, недостаточным потенциалом соматического здоровья и морфофункциональных резервов адаптации организма. Высокий уровень мотивации достижения успеха, творческая' доминанта, умение заставить себя самозабвенно работать позволяют представителям искусства не обращать внимания на появляющиеся болевые дискомфортные состояния, тем самым усугубляя их (Е.Н. Тронькова, 1967; В.Г. Алабин, А.Я. Мулла-гильдина, 1991; М.П. Галичаев, 1996; В. Майоров, С. Тац, 1996 и др.).
Реабилитация после травм и профессиональных заболеваний музыкантов и танцоров только традиционными физиотерапевтическими и медикаментозными средствами не всегда избавляет от недуга, затягивает восстановление, переводит острое состояние заболевания в хронические, а в отдельных запущенных случаях болезнь возвращается вновь и возникает угроза смены профессии и инвалидности (З.С. Миронова, Е.М. Морозова, 1967; В.Е. Benjamin, 1978; А.М. Alexander, 1986; Н.М. Амосов, 1987; М.П. Галичаев, 1996; В. Майоров, С. Тац, 1996; J. Rolf, 1996; СЕ. Павлов, 1998; К. Кэмпион, 1998; Л. Фожина, М. Норбеков, 1999; М. Фальденкрайз, 2000 и др.). Вместе с тем, различными исследователями отмечается, что при многих профессиональных заболеваниях и повреждениях занятия физическими упражнениями, особенно в виде лечебной и адаптивной физической культуры, могут играть первостепенное значение для восстановления организма (В.Ф. Башкиров,. 1978; М.П. Галичаев, 1996; СЕ. Павлов, 1998 и др.). Однако в практике реабилитации музыкантов и танцоров средства и методы оздоровительной и адаптивной физической культуры ещё не нашли должного применения, что обусловлено отсутствием обоснованной системы восстановления специальной работоспособности специалистов указанных профессий.
Гипотеза. Предполагалось, что сочетанное использование традиционных физиотерапевтических процедур и психофизических средств в виде самомассажа биологически активных точек, методов психической саморегуляции и специального комплекса физических упражнений в период реабилитации представителей сценического искусства после получения ими травм и перенапряжения
организма является эффективным средством
БИБЛИОТЕКА
СПет«| О»
Щ^И i
тоспособности. Включение в повседневную деятельность танцоров и музыкантов комплексной системы профилактики профессиональных заболеваний является фактором, препятствующим возникновению рецидивов и сохранения ими специальной работоспособности.
Объект исследования: восстановление специальной работоспособности музыкантов и танцоров при травмах и дискомфортных состояниях, вызванных перенапряжением организма.
Предмет исследования: средства и методы системы восстановления специальной работоспособности музыкантов и танцоров.
Цель исследования - разработка системы восстановления специальной работоспособности музыкантов и танцоров.
Для достижения цели исследования были поставлены следующие задачи:
1) изучить и обобщить опыт восстановления работоспособности музыкантов и танцоров после травм и возникновения дискомфортных состояний, вызванных перенапряжением организма;
2) разработать систему балльной оценки специальной работоспособности специалистов сценического искусства.
3) разработать и обосновать средства и методы собственной системы восстановления специальной работоспособности музыкантов и танцоров и профилактики профессиональных заболеваний;
4) экспериментально проверить эффективность разработанной системы восстановления, сочетающей воздействие физиотерапевтических процедур и психофизических средств (физических упражнений, самомассажа и психической саморегуляции).
Организация исследования. Исследования проводились с 1990 по 2001 гг. Весь объем работы выполнен на базе студии физической терапии (Манхет-тен, Корнеги-Холл, Нью-Йорк). Среди пациентов, прошедших курс восстановительных процедур средствами системы «Хорошо настроенное тело» (Body tuning), музыканты с мировым именем.
В динамической реабилитации и лечении, а также последующем наблюдении участвовало 73 испытуемых в возрасте 22-65 лет, из которых 22 составили контрольную группу и 51 - экспериментальную. Участники контрольной группы подвергались только традиционному физиотерапевтическому восстановлению: мануальная терапия, электростимуляция, магнитотерапия, массаж, мобилизация суставов, лед, влажностное поверхностное и глубокое тепло и др. Представители экспериментальной группы кроме традиционных физиотерапевтических восстановительных мероприятий дополнительно выполняли комплекс специальных, физических упражнений, использовали различные приёмы самомассажа биологически активных точек и аутогенную (ментальную) тренировку.
Далее решалась задача создания системы восстановления специальной работоспособности и профилактики профессиональных заболеваний «Хорошо настроенное тело» (Body tuning). На заключительном этапе был проведён педаго-
гический эксперимент. Исследования проводились в музыкальной и балетной студии в Манхеттене во всемирно известном Карнеги Холле Нью-Йорка.
Методы исследования. Для достижения цели и решения задач исследования в работе был применен комплекс методов, который включал: анализ литературных источников; изучение историй болезни танцоров и музыкантов; педагогический эксперимент; математическую обработку экспериментальных данных. ,
Методологическими основами исследования явились: учение об адаптации В.И. Медведева, А.А. Виру; теория функциональных резервов организма А.С. Мозжухина; теория восстановления В.В. Розенблата и В.М. Волкова; а также основы теории и методики физической культуры (Л. П. Матвеев, Б.А Ашмарин).
Научная новизна работы связана: 1) с разработкой средств и методов психофизической системы восстановления' специальной работоспособности «Хорошо настроенное тело» (Body tuning); 2) с подбором комплексов специальных физических упражнений для воздействия на различные пораженные участки опорно-двигательного аппарата; 3) с обучающими методиками самомассажа биологически активных точек и методом аутогенной (ментальной) тренировки; 4) с разработкой количественной оценки компонентов здоровья.
Теоретическая значимость исследования заключается в дополнении положений теории и методики оздоровительной и адаптивной физической культуры для специального контингента представителей сценического искусства (музыкантов и танцоров) с целью реабилитации профессиональной работоспособности при возникновении травм и перенапряжения организма и для профилактики профессиональных заболеваний. Обоснована целесообразность включения в средства физической культуры не только непосредственно физических упражнений, но и самомассажа биологически активных точек и ментального тренинга.
Практическая значимость основных результатов исследования заключается: в разработке средств и методов восстановительной психофизической системы, способствующей ускоренному и эффективному восстановлению специальной работоспособности; в подборе комплекса физических упражнений оздоровительной и адаптивной физической культуры для музыкантов и танцоров с целью реабилитации и восстановления специальной работоспособности при возникновении травм и перенапряжения организма и для профилактики профессиональных заболеваний; в разработке 9-балльной шкалы оценки специальной работоспособности музыкантов и танцоров; в обучающих рекомендациях самомассажу биологически активных точек и методам аутогенной (ментальной) тренировки.
Рекомендации по использованию результатов исследования. Предложенная методика восстановления специальной работоспособности представителей сценического искусства может быть использована в системе профессиональной реабилитации и профилактики возникновения профессиональных забо-
леваний и перенапряжения организма. Теоретические положения диссертации могут быть использованы в системе подготовки специалистов по оздоровительной физической культуре.
Положения, выносимые на защиту.
1. Балльная система оценки специальной работоспособности представителей сценического искусства.
2. Система восстановления специальной работоспособности и профилактики профессиональных заболеваний представителей сценического искусства (музыкантов и танцоров) «Хорошо настроенное тело» (Body tuning).
Достоверность и обоснованность результатов и выводов исследования обеспечивается опорой на основы теории и методики физической культуры; применением комплекса взаимодополняющих методов исследования, адекватных поставленным задачам; продолжительностью эксперимента и статистической обработкой полученных результатов. -
Апробация. Средства и методы разработанной системы восстановления специальной работоспособности музыкантов и танцоров использованы при реабилитации специалистов после возникновения профессиональных заболеваний с 1990 по 2003 гг. на базе студии физической терапии (Манхеттен, Корнеги-Холл, Нью-Йорк). Среди представителей сценического искусства, прошедших курс восстановления специальной работоспособности средствами и методами системы «Хорошо настроенное тело» (Body tuning), музыканты с мировым именем: Белла Давидович, Владимир Фельцман, Павел Коган, Миша Майский, Криста Людвиг, Дмитрий Ситковецкий, Иегуди Менухин, Айзик Стерн и известные представители балетной сцены — Андрис Лиепа, Нина Ананиашвили.
Диссертация выполнена в соответствии с тематическим планом НИОКР Госкомспорта России на 1996-2000 гг. по направлению 01 «Формирование физической культуры и здорового стиля жизни человека».
Структура и объем работы. Диссертация изложена на 151 странице машинописного текста (включая рисунки и таблицы) и состоит из введения, 4-х глав, выводов, списка литературы и приложений. Работа имеет 17 рисунков и 19 таблиц. Список литературы содержит 129 отечественных и 26 иностранных источников.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ,
Во введении приведено обоснование актуальности рассматриваемой проблемы восстановления специальной работоспособности представителей сценического искусства после перенесенных профессиональных заболеваний и перенапряжения организма, дан анализ основных подходов к ее решению и определены основные характеристики исследования.
В первой главе «Проблема повышения эффективности восстановления профессиональной работоспособности» анализируется и обобщается информа-
ция, полученная в ходе анализа литературных источников по тематике исследования.
В частности, данные литературы свидетельствуют, что проблема повышения эффективности восстановления профессиональной работоспособности специалистов различного профиля деятельности неразрывно связана как с общими, так и с частными представлениями о работоспособности, адаптации, утомлении, выносливости и здоровье человека.
Связь работоспособности человека с состоянием здоровья вполне очевидна. Здоровье — многокомпонентное понятие. Особый интерес представляет профессиональное здоровье, биологическую основу которого составляет физический компонент здоровья. В восстановлении этого компонента здоровья для музыкантов и танцоров традиционно особое место занимают консервативные методы: 1) лечебная гимнастика, 2) механотерапия, 3) массаж, 4) электролечение, 5) лучистая терапия, 6) термотерапия, 7) трудотерапия, 8) фиксирующие, разгрузочные и корректирующие шины, повязки и корсеты, обувь и др., 10) вытяжения, 9) магнитотерапия, 10) ультрозвуковая терапия, 11) аэронизация, светолечение и др.
Возможности использования системы физических упражнений, тренингов как фактора реабилитации и лечения привлекают в настоящее время всё большее внимание исследователей и клиницистов (Л.Ф. Николаева, 1980; К. Cooper, 1982; Л.Ф. Николаева, Д.М. Аронов, 1984; R. La Porte et al., 1984; W. Mazurek, B. Halawa, 1985; S. Nabavi, 1985).
Обзор данных литературы показывает, что проблема восстановления профессиональной работоспособности музыкантов и танцоров была и остаётся весьма актуальной.
В результате профессионального перенапряжения мышц и травм у музыкантов могут возникать заболевания мышечно-связочного аппарата, так называемые «переигрывания рук», а у танцоров - нарушения опорно-двигательного аппарата (нижних конечностей и позвоночника). При лечении профессиональных заболеваний, связанных с нарушением мышечно-связочного и опорно-двигательного аппарата, различные «школы движений» за рубежом большое внимание придают правильной осанке, тренингу походки и положению тела. Российские ученые обращают внимание на возможность и целесообразность использования физических упражнений, массажа, методов релаксации и др. для повышения эффективности восстановительных процедур.
Недостаточный потенциал здоровья, низкая физическая подготовленность, сниженная общая работоспособность молодых музыкантов и танцоров становятся серьезным препятствием на пути к профессиональному совершенствованию. И, несмотря на то, что в целом полезность занятий физическими упражнениями никем не оспаривается, даже и в наше время многие исследователи не связывают профессиональное мастерство музыканта и его совершенствование с физическим развитием, физической подготовленностью или с физической работоспособностью.
Из обзора литературных данных вытекает, что работоспособность может
проявляться в прямых и косвенных (непрямых) показателях. При невозможности оценки прямых показателей специальной (профессиональной) работоспособности можно использовать косвенные (непрямые) показатели, доступные для их количественной оценки.
Неудовлетворенность эффективностью восстановительных процессов профессиональной работоспособности музыкантов и танцоров только традиционными физиотерапевтическими и медикаментозными средствами даёт основание считать целесообразным осуществить разработку системы психофизического восстановления, позволяющей сочетанным воздействием физиотерапевтических процедур и специально подобранных физических упражнений надёжно восстанавливать профессиональную работоспособность указанных специалистов после травм и возникновения дискомфортных состояний, вызванных перенапряжением организма. Эту систему мы назвали — восстановительная система «Хорошо настроенное тело» (Body timing).
Во второй главе «Методы и организация исследования» обоснован выбор основных методов исследования и оценки полученных результатов, описана организация этапов исследования.
Третья глава «Средства и методы восстановительной системы «Хорошо настроенное тело» (Body tuning)» посвящена их обоснованию.
Лейтмотивом системы «Хорошо настроенное тело» (Body tuning) является строго индивидуальный подход к пациенту. Большое внимание уделяется образованию пациентов по овладению методами самомассажу рук и нижних конечностей с воздействием на биологически активные точки, психической релаксации и ментальному аутотренингу (в частности для борьбы со страхом в связи с возможной сменой профессии и инвалидностью).
Важнейшим элементом системы являются комплексы физических упражнений для лечения различных видов патологии опорно-двигательного аппарата (плечевого пояса, спины и шеи, упражнений при проблемах позвоночника, патологии предплечья, кисти, запястья, стопы, колена, бедра и др.). При этом комплексы различных упражнений по количеству повторений упражнения, числу упражнений, времени выполнения, амплитуде и интенсивности применялись: во время посещения терапевта в период лечения (2 раза в неделю); как дополнительное средство для ускорения восстановления в домашних условиях; в зарядке или физической тренировке для профилактики рецидива заболевания после восстановления.
В результате исследования были проанализированы объемы и интенсивность физических упражнений в различных оздоровительных системах и предложены оптимальные нагрузки. Для интегрированной оценки физического состояния и эффективности восстановительных процедур для каждого из изучаемых показателей нами разработаны 9-балльные шкалы оценок (соответственно, табл. 1 и 2).
9-балльная шкала оценки физического состояния (уровня здоровья)
Баллы Жалобы наболи Мышечное напряжение Ходьба Поза продлённого состояния Боль при перемене позы Нарушение профессиональной деятельности Восстановление профессиональной деятельности
1 2 3 4 5 6 7 8
9 Жалоб нет Сильное, безболезненное Безболезненная Не ограничена (болей нет) Болей нет Не нарушена Восстановление без ограничения после 2-х месяцев и менее лечения
8 1/10 по шкале боли Безболезненное, ослабленное 10 блоков безболезненно Дискомфорт после 4-5 часовой деятельности Лёгкое состояние дискомфорта Полностью восстановлена Восстановление без ограничения после 4-х месяцев лечения
7 2/10 по шкале боли Слабое, безболезненное 9 блоков безболезненно Лёгкие боли после 2-х часов деятельности Небольшие боли при переворачивании Дискомфорт в конце рабочего дня Восстановление без ограничения после 6-ти и более месяцев лечения
6 3/10 по шкале боли Слабость умеренная 7-8 блоков безболезненно или 10 блоков с минимальной болезненностью Боли при переходе в положение стоя Боли при перемене позы из положения лежа в положение стоя Дискомфорт через 5-6 часов работы Восстановление поддерживают курсом лечения
1 2 3 4 5 6 7 8
5 4-5/10 по шкале боли Выраженная слабость 5-6 блоков с минимальной болью, трудность при передвижении Болезненность во время позы продлённого стояния или сидения Значительные боли при перемене позы, поднятии руки Ограничение профессиональной деятельности Восстановление с ограничением профессиональной деятельности
4 6-7/10 по шкале боли Слабость и дискомфорт (минимальная боль) 3-4 блока с минимальной болезненностью или 5 минут ходьбы без боли Боли после вынужденной позы через 15-20 минут Сильные боли, трудность перемены позы Резкое ограничение профессиональной деятельности Частичное восстановление
3 8/10 по шкале боли Слабость и лёгкая боль 1-2 блока с минимальной болезненностью Боли после вынужденной позы через 10-15 минут Невозможность перемены позы из положения лёжа в положение стоя Невозможность выполнения профессиональной деятельности Повторение симптоматики после 2-х месяцев лечения
2 9/10 по шкале боли Слабость и боль средней силы 1 блок без боли Боли после вынужденной позы через 5-10 мин Невозможность перемены позы при переворачивании Перемена профессии Повторение симптоматики в течение 1 года
1 10/10 по шкале боли Слабость и сильная постоянная боль Коли при ходьбе или 1-2 блока с болями Боли после вынужденной позы менее чем через 5 минут Невозможность перемены позы без посторонней помощи Инвалидность Не восстановлена
9-балльная шкала оценки амплитуды движений в суставах (специальной работоспособности)
Балл Сгибание в поясничном отделе Разгибание в поясничном отделе Правостороннее сгибание Левостороннее сгибание Правосторонняя ротацияв поясничном отделе Левосторонняя ротацияв поясничном отделе
1 2 3 4 5 6 7
9 Полное сгибание -ROM1 без боли Полное разгибание -ROM без боли Полное сгибание -ROM без боли Полное сгибание -ROM без боли Полная ротация -ROM без боли Полная ротация -ROM без боли
8 Полаое сгибание -ROM с незначительными болями Полное сгибание -ROM с незначительными болями Полное сгибание -ROM с незначительными болями Полное сгибание -ROM с незначительными болями Полное сгибание -ROM с незначительными болями Полное сгибание -ROM с незначительными болями
7 Полное сгибание с болями средней степени (или 3/4 ROM без боли) Полное сгибание с болями средней степени (или 3/4 ROM без боли) Полное сгибание с болями средней степени (или 3/4 ROM без боли) Полное сгибание с болями средней степени (или 3/4 ROM без боли) Полное сгибание с болями средней степени (или 3/4 ROM без боли) Полное сгибание с болями средней степени (или 3/4 ROM без боли)
6 3/4 ROM с минимальной болезненностью 3/4 ROM с минимальной болезненностью 3/4 ROM с минимальной болезненностью 3/4 ROM с минимальной болезненностью 3/4 ROM с минимальной болезненностью 3/4 ROM с минимальной болезненностью
1 2 3 4 5 6 7
5 3/4 ROM с выраженной болезненностью 3/4 ROM с выраженной болезненностью 3/4 ROM с выраженной болезненностью 3/4 ROM с выраженной болезненностью 3/4 ROM с выраженной болезненностью 3/4 ROM с выраженной болезненностью
4 2/3 ROM с минимальной болезненностью 2/3 ROM с минимальной болезненностью 2/3 ROM с минимальной болезненностью 2/3 ROM с минимальной болезненностью 2/3 ROM с минимальной болезненностью 2/3 ROM с минимальной болезненностью
3 1/2 ROM с болезненностью средней степени 1/2 ROM с болезненностью средней степени 1/2 ROM с болезненностью средней степени 1/2 ROM с болезненностью средней степени 1/2ROM с болезненностью средней степени 1/2 ROM с болезненностью средней степени
2 1/3 ROM с выраженной болезненностью 1/3 ROM с выраженной болезненностью 1/3 ROM с выраженной болезненностью 1/3 ROM с выраженной болезненностью 1/3 ROM с выраженной болезненностью 1/3 ROM с выраженной болезненностью
1 Невозможность выполнения движения Невозможность выполнения движения Невозможность выполнения движения Невозможность выполнения движения Невозможность выполнения движения Невозможность выполнения движения
1 ROM - термин, описывающий полный оборот движений сегмента тела.
В четвертой главе «Экспериментальная оценка эффективности системы «Хорошо настроенное тело» (Body tuning)» описываются результаты педагогического эксперимента по оценке эффекта использования разработанной системы восстановления работоспособности.
Длительность, реабилитации и повышение уровня здоровья музыкантов экспериментальной и контрольной групп представлены на рисунках 1-2 Как видно из результатов, длительность реабилитации музыкантов контрольной группы больше, чем музыкантов экспериментальной группы. При этом на фоне менее продолжительного времени реабилитации музыкантов экспериментальной группы прирост показателя состояния здоровья у них оказался выше, чем у музыкантов контрольной группы (р < 0,05).
Прирост восстановления специальной работоспособности у музыкантов экспериментальной группы (рис.3) наблюдается статистически значимо по всем параметрам: «жалобы на боли» - на 3,1 балла, «мышечное напряжение» - на 3,2 балла, «поза продлённого состояния» - на 3,8 балла, «боль при перемене позы» - на 3,6 балла, «нарушение профессиональной деятельности» - на 4,0 балла, а обобщённый показатель - «эффект восстановления специальной работоспособности» - составил 3,5 балла.
В контрольной группе музыкантов также наблюдается прирост восстановления показателей, характеризующих специальную работоспособность (рис. 4). Так, показатель «жалобы на боли» - восстановление на 2,3 балла, «мышечное напряжение» - на 2,5 балла, «поза продлённого состояния» - на 2,9 балла, «боль при перемене позы» - на 2,8 балла, «нарушение профессиональной деятельности» - на 2,9 балла, а обобщённый показатель - «эффект восстановления специальной работоспособности» - составил 2,7 балла.
Уровень восстановления специальной работоспособности (рис. 5) и обобщенный эффект восстановления специальной работоспособности (рис. 6) в экспериментальной группе выше, чем в контрольной. Различия достоверны между результатами в группах при р < 0,05.
Выраженность уровня страха и неуверенности в себе до и после реабилитации музыкантов ЭГ и КГ представлена на рисунке 7.
Как видно из полученных данных, в экспериментальной группе снижение уровня выраженности страха и неуверенности в себе значительно превосходит аналогичный показатель контрольной группы.
Рис. 1. Длительность реабилитации (в днях) музыкантов экспериментальной и контрольнойгрупп.
Рис 2. Повышение уровня здоровья (в баллах) музыкантов экспериментальной и контрольной фупп
Рис. 3. Показатели специальной работоспособности (в баллах) музыкантов экспериментальной группы до и после реабилитации.
Рис. 4. Показатели специальной работоспособности (в баллах) музыкантов контрольной группы до и после реабилитации,
Рис. 5. Уровень восстановления специальной работоспособности (в баллах) музыкантов экспериментальной и контрольной групп,
Рис. 6. Обобщённый эффект восстановления специальной работоспособности (в баллах) музыкантов экспериментальной и контрольной фупп.
Рис 7 Степень снижения после реабилитации уровня страха (слева) и неуверенности в себе (справа) музыкантов экспериментальной и контрольной группы в баллах по 9-балльной шкале оценки
Результаты педагогического эксперимента по оценки эффективности использования системы восстановления работоспособности танцоров представлены на рисунках 8-13.
Длительность реабилитации и повышение уровня здоровья музыкантов экспериментальной и контрольной групп представлены на рисунках 8-9. Как видно из результатов, длительность реабилитации танцоров контрольной группы больше, чем танцоров экспериментальной группы. При этом на фоне менее продолжительного времени реабилитации танцоров экспериментальной группы прирост показателя состояния здоровья у них оказался выше, чем у танцоров контрольной группы (р < 0,05).
Прирост восстановления специальной работоспособности у танцоров экспериментальной группы (рис. 10) наблюдается статистически значимо по всем параметрам: «жалобы на боли» - на 2,4 балла, «мышечное напряжение» -на 3,6 балла, «затруднения в ходьбе» - на 4,4 балла, «поза продлённого состояния» - на 4,7 балла, «боль при перемене позы» - на 4,2 балла, «нарушение профессиональной деятельности» - на 3,4 балла, а обобщённый показатель -«эффект восстановления специальной работоспособности» — составил 4,1 балла. В контрольной группе танцоров также наблюдается прирост показателей восстановления специальной работоспособности (рис. 11). Так, прирост восстановления показателя «жалобы на боли» составил — 1,9 балла, «мышечное напряжение» - на 2,8 балла, «затруднения в ходьбе» - на 2,8 балла, «поза продлённого состояния» - на 3,1 балла, «боль при перемене позы» - на 2,1 балла, «нарушение профессиональной деятельности» - на 1,2 балла, а обобщённый «эффект восстановления специальной работоспособности» составил 2,1 балла.
Рис. 8 Длительность реабилитации танцоров (в днях) экспериментальной и контрольной фупп
Рис 9 Повышение уровня здоровья (в баллах) танцоров экспериментальной и контрольной групп
Рис. 10 Показатели специальной работо- рИс11 Показатели специальной работоспособности (в баллах) танцоров экспери- способности (в баллах) танцоров кон-ментальной фуппы до и после реабилита- трольной группы до и после реабилитации, ции
Рис. 12. Уровень восстановления специаль- Рис. 13. Обобщенный эффект восстанов-ной работоспособности (в баллах) танцоров ления специальной работоспособности (в экспериментальной и контрольной групп баллах) танцоров экспериментальной и
контрольной фупп.
Уровень восстановления специальной работоспособности танцоров (рис. 12) и обобщенный эффект восстановления специальной работоспособности танцоров (рис. 13) в экспериментальной группе выше, чем в контрольной. Различия достоверны между результатами в группах при р < 0,05.
Выраженность уровня страха и неуверенности в себе до и после реабилитации танцоров экспериментальной и контрольной группы представлена на рисунке 14.
0 Зсслериментальная аз Контрольная_I
9 8 7 6 5 4 3 2 1 О
Рис 14 Степень снижения после реабилитации уровня страха (слева) и неуверенности в себе (справа) танцоров экспериментальной и контрольной группы в баллах по 9-балльной шкале оценки
Как видно из представленных на рисунке данных, в экспериментальной группе танцоров снижение уровня выраженности страха и неуверенности в себе в 2 раза превосходит аналогичный показатель контрольной группы.
Таким образом, разработанная восстановительная система «Хорошо налаженное тело» (Body tuning) с акцентом на использовании психофизических средств восстановления показала преимущества перед традиционным лечением только с использованием физиотерапевтических и медикаментозных средств.
ВЫВОДЫ
1. Анализ профессиональных заболеваний представителей сценического искусства показал, что у музыкантов возникают заболевания мышечно-связочного аппарата, так называемое «переигрывание рук», а у танцоров - нарушение опорно-двигательного аппарата (преимущественно нижних конечностей и позвоночника). Лечение травм и заболеваний, вызванных профессиональным перенапряжением, только традиционными физиотерапевтическими и медикоментозными методами и средствами не всегда избавляет от недуга, в связи с чем возникает угроза инвалидности и смены профессии.
2. Согласно литературным данным, при лечении и для профилактики профессиональных заболеваний представителей сценического искусства за рубежом используются различные «школы движений» с акцентом на правильную осанку, тренинг походки и положения тела, не учитывая возможности и целесообразность использования физических упражнений, массажа и психической релаксации для повышения эффективности специальной работоспособности.
3. Дня интегральной оценки эффекта восстановительных процессов и улучшения состояния здоровья пациентов разработана 9-балльная шкала оценки компонентов здоровья и показателей восстановительных процессов, включающая: жалобы на боли, характер мышечного напряжения, качество ходьбы и позы продленного состояния, нарушение профессиональной работоспособности и длительности восстановления.
4. Разработана система психофизического восстановления специальной работоспособности музыкантов и танцоров «Хорошо настроенное тело» (Body tuning), методической основной которой явилось использование комплексов физических упражнений при патологии плечевого пояса, спины и шеи, поясничного отдела, кисти и запястья, стопы и колена. Кроме того, в систему входит применение приемов самомассажа биологически активных точек и методов аутогенной (ментальной) тренировки.
5. Экспериментальная проверка разработанной восстановительной системы «Хорошо настроенное тело» (Body tuning) показала возможность значительного ускорения восстановления специальной работоспособности музыкантов и танцоров, что проявилось в характере сгибании и разгибания туловища в поясничном отделе, право- и левостороннем сгибании туловища и право- и левосторонней ротации в поясничном отделе.
Список работ, опубликованных по теме диссертации
1. Майоров В., Тац С. Руки музыканта: Монография. - Каунас: Gabijos, 1996.-104 с. (6,6/3,3 п.л.).
2. Баландин В.И., Тац С. Психофизическая система восстановления профессиональной работоспособности Body turning «Хорошо настроенное тело» (на примере музыкантов и танцоров) // Вестник Балтийской педагогической академии. -Вып. 41. -СПб.: БПА, 2001- С. 66-69 (0,2/0,1 п.л.).
3. Баландин В.И., Тац С. Восстановление работоспособности музыкантов психофизическими методами: Материалы научной конференции, посвященной 80-летию проф. А.С. Мозжухина. - СПб.: ВМедА, 2001. - С. 10-18 (0,6/0,3
П.Л.).
4. Тац С. Современные подходы к восстановлению профессиональной работоспособности музыкантов: Материалы международной конференции «Музыкальное образование и здоровье». - СПб.: СПбГУКИ, 2001. - С. 30-39 (0,6 п.л.).
5. Баландин В.И., Тац С. Восстановление профессиональной
работоспособности лиц старшего возраста психофизическими методами (на примере музыкантов и танцоров): Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Старшему поколению - активное долголетие». -СПб.: СПбНИИФК, 2001. - С. 85-87 (0,2/0,1 п.л.).
6. Тац С. Психофизические средства восстановления профессиональной работоспособности и профилактики патологических состояний в системе «Хорошо настроенное тело» (Body tuning): Монография. - СПб.: СПбНИИФК; РГПУ им. А.И. Герцена, 2002. - 106 с. (6,7 п.л.).
7. Нестеров А.А., Тац С. Средства и методы системы восстановления специальной работоспособности представителей сценического искусства // Вестник Балтийской Педагогической Академии. - СПб.: БПА, 2003. - Вып. 56. -С. 10-16.
Материалы диссертации доложены на конференциях:
- международной конференции «Музыкальное образование и здоровье» (Санкт-Петербург, 2001);
- всероссийской научно-практической конференции «Старшему поколению - активное долголетие» (Санкт-Петербург, 2001).
- научной конференции Российской Военно-медицинской академии, посвященная 80-летию проф. А.С. Мозжухина (Санкт-Петербург, 2001);
- годичная научная сессия Балтийской Педагогической Академии (Санкт-Петербург, 2001,2002).
Подписано в печать /¿.ОД О Ч г. Объем: ^ЛГ уч.-изд. л. Тираж экз.3аказ№
РТП РГПУ им. А.И. Герцена. 191186, С.-Петербург, наб. р. Мойки, 48
i-8221
Содержание диссертации автор научной статьи: кандидата педагогических наук, Тац Самуель, Каймо-Лейбо, 2004 год
Введение.
Глава 1. Проблема повышения эффективности восстановления профессиональной работоспособности.
1.1. Работоспособность и её связь со здоровьем человека и резервными возможностями организма.
1.1.1. Работоспособность, адаптация и резервы организма.
1.1.2. Здоровье и его компоненты.
1.2. Современные взгляды на восстановление работоспособности организма.
1.3. Профессиональные заболевания и перенапряжения организма музыкантов и танцоров.
1.4. Восстановление специальной работоспособности музыкантов и танцоров после перенесённых профессиональных заболеваний и перенапряжения организма.
1.5. Резюме.
Глава 2. Организация и методы исследования.
2.1. Организация исследования.
2.2. Методы исследования.
Глава 3. Средства и методы восстановительной системы «Хорошо настроенное тело» (Body tuning).
3.1. Методика разработки восстановительной системы
Хорошо настроенное тело» (Body tuning).
3.2. Комплекс оздоровительного воздействия в системе восстановления специальной работоспособности.
3.2.1. Физические упражнения.
3.2.2. Массаж и самомассаж.
3.2.3. Психическая саморегуляция.
Глава 4. Экспериментальная оценка эффективности системы восстановления «Хорошо настроенное тело» (Body tuning).
4.1. Результаты исследования эффекта восстановления специальной работоспособности у музыкантов.
4.2. Результаты исследования эффекта восстановления специальной работоспособности у танцоров.
Выводы.
Введение диссертации по педагогике, на тему "Средства и методы системы восстановления специальной работоспособности музыкантов и танцоров"
Если «красота спасёт мир», то эту красоту во многом дают человечеству представители музыкальной культуры и сценического искусства. При этом не только техническое мастерство исполнителя, но и лёгкость, и грациозность походки и позы, и исполнения в целом составляют эстетическое восприятие прекрасного у зрителя и слушателя.
Профессиональная деятельность музыкантов и танцоров отличается своим своеобразием, но общие черты сходства очевидны. Для поддержания специальной работоспособности представители сценического искусства должны постоянно совершенствовать своё мастерство, быть в хорошей «спортивной форме», особенно в период концертных выступлений, чтобы пальцы рук музыкантов не утратили беглости и выносливости, а ноги танцора - лёгкости и прыгучести.
Тот, кто связал свою судьбу с музыкой или танцем, хорошо знает, сколько труда нужно затратить, чтобы просто научиться играть или овладеть балетным искусством, не говоря уже о достижении высокого профессионального мастерства. Всё это требует огромных духовных и физических сил.
Неразумная, нерациональная работа, однако, может вызвать состояние перенапряжения и даже переутомления и как следствие — профессиональные заболевания и повреждения рук и ног. Профессиональные болезни, повреждения и травмы могут быть по причине неправильно сформированных профессиональных навыков, чрезмерного напряжения организма, недостаточной прочности связок и сухожилий, особенно нижних конечностей, а также недостаточной внимательности во время выполнения профессиональной деятельности, отсутствие слухового контроля и эмоционального оптимального настроя.
Вышеперечисленные факторы могут сказаться на дальнейшей судьбе указанных лиц. При запущенных хронических состояниях возникает угроза смены профессии. В подобных случаях врач может снять болевые симптомы, оказать медицинскую помощь, однако, нередко недуг возвращается, и все начинается сначала.
Наш многолетний практический опыт убеждает, что знакомство пациентов с анатомией и физиологией человека, понимание ими психофизиологических основ процесса игры и танца, правильное построение тренировочных занятий, использование средств восстановления и особенно целенаправленных физических упражнений в период реабилитации после заболеваний и травм может снизить трудопотери и вернуться к своей профессиональной деятельности.
Гипотеза. Предполагалось, что сочетанное использование традиционных физиотерапевтических процедур и психофизических средств в виде самомассажа биологически активных точек, методов психической саморегуляции и специального комплекса физических упражнений в период реабилитации представителей сценического искусства после получения ими травм и перенапряжения организма является эффективным средством восстановления специальной работоспособности. Включение в повседневную деятельность танцоров и музыкантов комплексной системы профилактики профессиональных заболеваний является фактором, препятствующим возникновению рецидивов и сохранения ими специальной работоспособности.
Объект исследования: восстановление специальной работоспособности музыкантов и танцоров при травмах и дискомфортных состояниях, вызванных перенапряжением организма.
Предмет исследования: средства и методы системы восстановления специальной работоспособности музыкантов и танцоров.
Цель исследования - разработка системы восстановления специальной работоспособности музыкантов и танцоров.
Для достижения цели исследования были поставлены следующие задачи:
1) изучить и обобщить опыт восстановления работоспособности музыкантов и танцоров после травм и возникновения дискомфортных состояний, вызванных перенапряжением организма;
2) разработать систему балльной оценки специальной работоспособности специалистов сценического искусства.
3) разработать и обосновать средства и методы собственной системы восстановления специальной работоспособности музыкантов и танцоров и профилактики профессиональных заболеваний;
4) экспериментально проверить эффективность разработанной системы восстановления, сочетающей воздействие физиотерапевтических процедур и психофизических средств (физических упражнений, самомассажа и психической саморегуляции).
Методологическими основами исследования явились: учение об адаптации В.И. Медведева, А.А. Виру; теория функциональных резервов организма А.С. Мозжухина; теория восстановления В.В. Розенблата и В.М. Волкова; а также основы теории и методики физической культуры (Л.П. Матвеев, Б.А. Ашмарин).
Научная новизна работы связана: 1) с разработкой средств и методов психофизической системы восстановления специальной работоспособности «Хорошо настроенное тело» (Body tuning); 2) с подбором комплексов специальных физических упражнений для воздействия на различные пораженные участки опорно-двигательного аппарата; 3) с обучающими методиками самомассажа биологически активных точек и методом аутогенной (ментальной) тренировки; 4) с разработкой количественной оценки компонентов здоровья.
Теоретическая значимость исследования заключается в дополнении положений теории и методики оздоровительной и адаптивной физической культуры для специального контингента представителей сценического искусства (музыкантов и танцоров) с целью реабилитации профессиональной работоспособности при возникновении травм и перенапряжения организма и для профилактики профессиональных заболеваний. Обоснована целесообразность включения в средства физической культуры не только непосредственно физических упражнений, но и самомассажа биологически активных точек и ментального тренинга.
Практическая значимость основных результатов исследования заключается: в разработке средств и методов восстановительной психофизической системы, способствующей ускоренному и эффективному восстановлению специальной работоспособности; в подборе комплекса физических упражнений оздоровительной и адаптивной физической культуры для музыкантов и танцоров с целью реабилитации и восстановления специальной работоспособности при возникновении травм и перенапряжения организма и для профилактики профессиональных заболеваний; в разработке 9-балльной шкалы оценки специальной работоспособности музыкантов и танцоров; в обучающих рекомендациях самомассажу биологически активных точек и методам аутогенной (ментальной) тренировки.
Рекомендации по использованию результатов исследования. Предложенная методика восстановления специальной работоспособности представителей сценического искусства может быть использована в системе профессиональной реабилитации и профилактики возникновения профессиональных заболеваний и перенапряжения организма. Теоретические положения диссертации могут быть использованы в системе подготовки специалистов по оздоровительной физической культуре.
Положения, выносимые на защиту:
1. Балльная система оценки специальной работоспособности представителей сценического искусства.
2. Система восстановления специальной работоспособности и профилактики профессиональных заболеваний представителей сценического искусства (музыкантов и танцоров) «Хорошо настроенное тело» (Body tuning).
Достоверность и обоснованность результатов и выводов исследования обеспечивается опорой на основы теории и методики физической культуры; применением комплекса взаимодополняющих методов исследования, адекватных поставленным задачам; продолжительностью эксперимента и статистической обработкой полученных результатов.
Апробация. Средства и методы разработанной системы восстановления специальной работоспособности музыкантов и танцоров использованы при реабилитации специалистов после возникновения профессиональных заболеваний с 1990 по 2003 гг. на базе студии физической терапии (Манхеттен, Корне-ги-Холл, Нью-Йорк). Среди представителей сценического искусства, прошедших курс восстановления специальной работоспособности средствами и методами системы «Хорошо настроенное тело» (Body tuning), музыканты с мировым именем: Белла Давидович, Владимир Фельцман, Павел Коган, Миша Майский, Криста Людвиг, Дмитрий Ситковецкий, Иегуди Менухин, Айзик Стерн и известные представители балетной сцены — Андрис Лиепа, Нина Ананиашви-ли.
Диссертация выполнена в соответствии с тематическим планом НИОКР Госкомспорта России на 1996-2000 гг. по направлению 01 «Формирование физической культуры и здорового стиля жизни человека».
Структура и объем работы. Диссертация изложена на 151 странице машинописного текста (включая рисунки и таблицы) и состоит из введения, 4-х глав, выводов, списка литературы и приложений. Работа имеет 17 рисунков и 19 таблиц. Список литературы содержит 129 отечественных и 26 иностранных источников.
Заключение диссертации научная статья по теме "Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры"
выводы
1. Анализ профессиональных заболеваний представителей сценического искусства показал, что у музыкантов возникают заболевания мышечно-связочного аппарата, так называемое «переигрывание рук», а у танцоров - нарушение опорно-двигательного аппарата (преимущественно нижних конечностей и позвоночника). Лечение травм и заболеваний, вызванных профессиональным перенапряжением, только традиционными физиотерапевтическими и медикоментозными методами и средствами не всегда избавляет от недуга, в связи с чем возникает угроза инвалидности и смены профессии.
2. Согласно литературным данным, при лечении и для профилактики профессиональных заболеваний представителей сценического искусства за рубежом используются различные «школы движений» с акцентом на правильную осанку, тренинг походки и положения тела, не учитывая возможности и целесообразность использования физических упражнений, массажа и психической релаксации для повышения эффективности специальной работоспособности.
3. Для интегральной оценки эффекта восстановительных процессов и улучшения состояния здоровья пациентов разработана 9-балльная шкала оценки компонентов здоровья и показателей восстановительных процессов, включающая: жалобы на боли, характер мышечного напряжения, качество ходьбы и позы продленного состояния, нарушение профессиональной работоспособности и длительности восстановления.
4. Разработана система психофизического восстановления специальной работоспособности музыкантов и танцоров «Хорошо настроенное тело» (Body tuning), методической основной которой явилось использование комплексов физических упражнений при патологии плечевого пояса, спины и шеи, поясничного отдела, кисти и запястья, стопы и колена. Кроме того, в систему входит применение приемов самомассажа биологически активных точек и методов аутогенной (ментальной) тренировки.
5. Экспериментальная проверка разработанной восстановительной системы «Хорошо настроенное тело» (Body tuning) показала возможность значительного ускорения восстановления специальной работоспособности музыкантов и танцоров, что проявилось в характере сгибании и разгибания туловища в поясничном отделе, право- и левостороннем сгибании туловища и право- и левосторонней ротации в поясничном отделе.
Список литературы диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Тац Самуель, Каймо-Лейбо, Санкт-Петербург
1. Агаджанян Н.А. Предисловие редактора перевода // Биологические ритмы. М.: Мир, 1984. - Т. 1. - С. 5-8.
2. Агаджанян Н.А. Предисловие // Адаптация человека и животных к экстремальным условиям внешней среды: Сборник научных трудов. -М.: УДН, 1985.-С. 3-9.
3. Агаджанян Н.А., Катков А.Ю. Резервы нашего организма. М.: Знание, 1979.- 176 с.
4. Агаджанян Н.А., Миррахимов М.М. Горы и резистентность организма. -М.: Наука, 1970.-184 с.
5. Адаптация физиологическая // Большая советская энциклопедия. М., 1969.
6. Алабин В.Г., Муллагильдина А.Я. Балет и спорт // Теория и практика физической культуры. М., 1991. - №10. - С. 33-37.
7. Алексеев А.В. Себя преодолеть. М.: Физкультура и спорт, 1982. -191 с.
8. Амосов Н.М. Раздумье о здоровье. М.: Физкультура и спорт, 1987. -64 с.
9. Амосов Н.М. Энциклопедия Амосова. Алгоритм здоровья. М.: «Издательство ACT»; Донецк: «Сталкер», 2002. - 590 с.
10. Амосов Н.М. и Брендет Н.А. Физиология активности и сердца. Киев: Здоровья, 1975. - 255 с.
11. Ананьев В.А. Введение в психологию здоровья: Учебное пособие. -СПб.: БПА, 1998.-148 с.
12. Анохин П.К. Очерки по физиологии функциональных систем. М.: Медицина, 1975.-448 с.
13. Апанасенко Г.Л. Эволюция биоэнергетики и здоровье человека. -СПб.: «Питер», 1992. 142 с.
14. Апанасенко Г.Jl., Науменко Р.Г. Соматическое здоровье и максимальная аэробная способность индивида // Теория и практика физической культуры, 1988.-№4.-С. 29-31.
15. Апанасенко Г.Л., Баландин В.И., Давиденко Д.Н. Физическое здоровье и его оценка // Вестник Балтийской Педагогической Академии, 2002. Вып. 47. -Т. 2.-С. 7-9.
16. Апчел В.Я. Точечный массаж в спортивной практике: Учебно-методическое пособие. СПб.: ВИФК, 1992. - 106 с.
17. Аронов Д.М. Длительные физические тренировки больных, перенесших инфаркт миокарда // Современные достижения в реабилитации больных инфарктом миокарда. М., 1983. - С. 111-154.
18. Аулик И.В. Определение физической работоспособности в клинике и спорте. 2-е изд. - М.: Медицина, 1990. - 192 с.
19. Ашмарин Б.А., Виноградов Ю.А., Вяткин З.Н. и др. Теория и методика физического воспитания: Учебник для педагогических институтов / Под ред. Б.А. Ашмарина. М.: Просвещение, 1990. - 287 с.
20. Баевский P.M. Прогнозирование состояний на грани нормы и патологии. М.: Медицина, 1979. - 296 с.
21. Баландин В.И., Дибнер Р.Д. Современные взгляды на проблему восстановления в спорте // Средства восстановления работоспособности спортсменов.-Л.: ЛНИИФК, 1988.-С. 7-14.
22. Баландин В.И. (редактор). Физиология физической подготовки и военного труда: Учебник. Л.: ВИФК, 1991.-270 с.
23. Баландин В.И. Функциональная готовность спортсменов и методы её диагностики: Методические рекомендации. Л.: ГДОИФК им. П.Ф. Лесгафта, 1991.-26 с.
24. Баландин В.И., Бундзен П.В. Ментальный тренинг для повышения соревновательной надежности спортсменов: Методическое пособие. СПб.: НИ-ИФК, 1998.-27 с.
25. Батурина В.Г. Физическое воспитание студентов-пианистов: Автореферат дисс. канд. пед. наук. JL: ГДОИФК им. П.Ф. Лесгафта, 1972. - 24 с.
26. Башкиров В.Ф. Профилактика травм у спортсменов. М.: Физкультура и спорт, 1987. - 177 с.
27. Белая Н.А. Руководство по лечебному массажу. М.: Медицина, 1983. - 326 с.
28. Белая Н.А., Журавлева А.И. Методы восстановления общей и специальной работоспособности спортсменов // Тезисы 3-го Всероссийского съезда по ЛФК и спортивной медицины. Свердловск, 1986. - С. 95.
29. Березовский В.А. Кислородный гомеостаз в норме и патологии // Кислородный гомеостазис и кислородная недостаточность. Киев: Наукова Думка, 1978.-С. 5-18.
30. Бернштейн Н.А. О ловкости и ее развития. М.: Физкультура и спорт, 1991.-288 с.
31. Блинова М. Музыкальное творчество и закономерности высшей нервной деятельности. Л.: Музыка, 1974. - 34 с.
32. Борилкевич В.Е. Физическая работоспособность в экстремальных условиях мышечной деятельности. Л.: ЛГУ, 1982. - 97 с.
33. Василевский Н.Н. Эндогенные ритмические процессы. Память и механизмы адаптивной саморегуляции функций // Механизмы модуляции памяти. -Л., 1976.-С. 53-64.
34. Виру А.А. Гормональные механизмы адаптации и тренированности. -Л.: Наука, 1981.- 155 с.
35. Виру А.А., Кырге П.К. Гормоны и спортивная работоспособность. -М.: Физкультура и спорт, 1983. 158 с.
36. Волков В.М. Восстановительные процессы в спорте. М.: Физкультура и спорт, 1977. - 142 с.
37. Вороханов Б.М. О преодолении нервно-психического напряжения перед ответственным выступлением музыканта. М.: МК РСФСР, Минвуз СССР, 1985.-24 с.
38. Вуд Г. О дирижировании. М., 1958. - 24 с.
39. Галичаев М.П. Физическая культура музыканта. Ростов-на-Дону: РГУ, 1996.- 148 с.
40. Гаркави JI.X., Квакина Е.Б., Уколова М.А. Адаптационные реакции и резистентность организма. Ростов-на-Дону: РГУ, 1979. - 128 с.
41. Граевская Н.Д., Контроль за здоровьем спортсменов // Спортивная медицина и лечебная физкультура. М.: Медицина, 1993. - С. 139-154.
42. Граевская Н.Д., Петров И.Б., Беляева Н.И. Некоторые проблемы женского спорта с позиций медицины // Теория и практика физической культуры, 1987. -№3. С. 42-45.
43. Грацианская JI.H., Гринберг А.В., Элькин И.А. Профессиональные заболевания рук от перенапряжения. JL: Медицина, 1963. - 46 с.
44. Гублер Е.В., Генкин А.А. Применение непараметрических критериев статистики в медико-биологических исследованиях. JL: Медицина, 1973. -139 с.
45. Давиденко Д.Н. О сущности понятия «физическое здоровье» // Адаптивная физическая культура. №4 (12). - СПб.: СПбГАФК им. П.Ф. Лесгафта, 2002.-С. 12-14.
46. Давиденко Д.Н., Мозжухин А.С. Функциональные резервы адаптации организма спортсмена: Лекция. Л.: ГДОИФК им. П.Ф. Лесгафта, 1985. - 21 с.
47. Давиденко Д.Н., Мозжухин А.С., Телегин В.В. Система физиологических резервов спортсмена // Характеристика функциональных резервов спортсмена. Л.: ГДОИФК им. П.Ф. Лесгафта, 1982. - С. 3-8.
48. Давиденко Д.Н., А.Х. Касимиро Андухар, В.А. Ананьев и др. Физическая культура. Теоретический курс: Учебное пособие. СПб.: НИИ Химии СПбГУ, 1999.-250 с.
49. Давиденко Д.Н., Платонова Т.В., Хомутов Г.А. Валеопрактические технологии // Вестник Балтийской Педагогической Академии. СПб.: БПА,2000.-Вып. 31.-С. 14-53.
50. Давиденко Д.Н., Зорин А.И., Борилкевич В.Е. и др. Социальные и биологические основы физической культуры: Учебное пособие. СПб.: СПбГУ,2001.-208 с.
51. Давыдовский И.В. Приспособительные процессы в патологии // Вестник АМН СССР, 1962. №4. - С. 36-39.
52. Дембо А.Г. Актуальные проблемы современной спортивной медицины. М.: Физическая культура и спорт, 1980. - 296 с.
53. Дембо А.Г. Врачебный контроль в спорте. М.: Медицина, 1988. -277 с.
54. Динейка К.В. 10 уроков психофизической тренировки. М.: Физическая культура и спорт, 1987. - 63 с.
55. Долгопятов Д.Я. Укрепляйте нервы. М.: Советский спорт, 1991. -40 с.
56. Доленко Ф.Л. Системные свойства элементов суставного аппарата человека // Теория и практика физической культуры. М., 1991. - №10. - С. 5558.
57. Донской Д.Д. Развитие идей П.Ф. Лесгафта о физическом упражнении как двигательном действии // Теория и практика физической культуры. М., 1997.-№3.-С. 2-4.
58. Дубровский В.И. Реабилитация в спорте. М.: Физкультура и спорт, 1991.-206 с.
59. Егоров А.С., Загрядский В.П. Психофизиология умственного труда. -Л.: Наука, 1973.-132 с.
60. Журавлёва А.И. Спортивная медицина и лечебная физкультура: Руководство. М.: Медицина, 1993. - 432 с.
61. Зациорский В.М. Основы спортивной метрологии. М.: Физкультура и спорт, 1979.- 149 с.
62. Ильин Е.П. Оптимальные характеристики работоспособности человека: Автореферат дисс. докт. пед. наук. Л., 1968. - 32 с.
63. Кемпион К. Я всегда в форме. Как быть здоровой и счастливой в любом возрасте. Минск: Интер Дайджест, 1998. - 334 с.
64. Корлякова С.Г. Развитие психомоторного компонента музыкально-исполнительских способностей студентов: Автореферат дисс. канд. психол. наук. Ставрополь, 2001. - 21 с.
65. Косилов С.А. Работоспособность человека и пути её повышения. М.: Знание, 1955.-40 с.
66. Красильникова Р.Г., Поляев Б.А., Павлов С.Е. Физиотерапевтические средства в реабилитации спортсменов после тренировочных и соревновательных нагрузок // Бюллетень №4 Центральной олимпийской академии. М.: РГАФК, 1998.-С. 124-133.
67. Крупко И.Л. Основы травматологии. Л.: ВМА, 1967. - 494 с.
68. Купер К. Аэробика для хорошего самочувствия. М.: Физкультура и спорт, 1989. - 224 с.
69. Курамшин Ю.М., Попов В.И. (редакторы) Теория и методика физической культуры (курс лекций): Учебное пособие. СПб.: СПбГАФК им. П.Ф. Лесгафта, 1999. - 324 с.
70. Леман Г. Практическая физиология труда (Перевод с немецкого). М.: Медицина, 1967. - 336 с.
71. Лувсан Г. Традиционные и современные аспекты восточной рефлексотерапии. М.: Наука, 1986. - 575 с.
72. Линдеман X. Система психофизического саморегулирования: неизвестные силы в нас. М., 1992. - 101 с.
73. Логанова И.А. Когнитивное и личностное развитие старших подростков музыкальных школ: Автореферат дисс. канд. психол. наук. М., 2001. -25 с.
74. Матвеев Л.П., Новиков А.Д. Теория и методика физического воспитания. М.: Физкультура и спорт, 1976. - №1. - 303 с.
75. Матвеев Л.П. Введение в теорию физической культуры. М.: Физкультура и спорт, 1983. - 128 с.
76. Майоров В., Тац Ш. Руки музыканта. Каунас: Gabyos, 1996. - 104 с.
77. Медведев В.И. О проблеме адаптации // Компоненты адаптационного процесса. Л.: Наука, 1984. - С. 3-16.
78. Медведев В.И. и Парачёв A.M. Терминология инженерной психологии.-Л.: ВМА, 1971.- 112 с.
79. Меерсон Ф.З. Роль стресса в развитии долговременной адаптации // Сборник научных трудов института общей патологии патофизиологии. М., 1973.-№2.-С. 4-13.
80. Меерсон Ф.З. Адаптация, стресс и профилактика. М.: Наука, 1981. - 274 с.
81. Меерсон Ф.З., Пшенникова М.Г. Адаптация к стрессовым ситуациям и физическим нагрузкам. М.: Медицина, 1988. - 256 с.
82. Миронова З.С., Морозова Е.М. Спортивная травматология. М.: Физкультура и спорт, 1976. - 152 с.
83. Мозжухин А.С. Физиологические резервы спортсмена: Лекция. Л.: ГДОИФК им. П.Ф. Лесгафта, 1979. - 15 с.
84. Мозжухин А.С. Проблема резервов в физиологии спорта // Физиологические механизмы адаптации спортсменов к работе различного вида, мощности и продолжительности: Сборник научных работ кафедры физиологии. JL: ГДОИФК им. П.Ф. Лесгафта, 1980. - С. 5-22.
85. Мозжухин А.С. Характеристика функциональных резервов человека // Проблемы резервных возможностей человека. М.: ЦНИИФК, 1982. - С. 43-50.
86. Мозжухин А.С., Давиденко Д.Н. Роль системы физиологических резервов спортсмена в его адаптации к физическим нагрузкам // Физиологические проблемы адаптации. Тарту: ТГУ, 1984. - С. 49-51.
87. Мотылянская Р.Е., Стогова Л.И., Иорданская Ф.А. Физическая культура и возраст / Под общ. ред. Р.Е. Мотылянской. М.: Физкультура и спорт, 1967.-280 с.
88. Надиров Л. На стыке трех реформ // Советский балет. М., 1990. -№3(52).-С. 11-13.
89. Некрасов В.П., Худадов Н.А., Пиккенхайн Р. Психорегуляция в подготовке спортсменов. М.: Физкультура и спорт, 1985. - 176 с.
90. Нестеров А.А., Щуров А.Г. Движение ради здоровья. Л.: ВИФК, 1987.-98 с.
91. Николаева Л.Ф. Актуальные вопросы реабилитации больных, перенесших инфаркт миокарда // Кардиология, 1984. №12. - С. 5-11.
92. Николаева Л.Ф., Аронов Д.М. Реабилитация больных инфарктом миокарда в больничную фазу // Кардиолоия, 1984. №12. - С. 104-109.
93. Норбеков М., Хван Ю. Тренировка тела и духа. СПб.: «Питер», 2000. -157 с.
94. Павлов С.Е., Кузнецова Т.Н. Методика применения физиотерапевтических средств в тренировочном процессе пловцов: Методическая разработка для преподавателей и студентов. М.: РГАФК, 1997. - 52 с.
95. Павлов С.Е. Лечение артрозо-артритов плечевого сустава у спортсменов // Бюллетень №4 Центральной олимпийской академии. М.: РГАФК, 1998. -С. 166-169.
96. Панов А.А. О профессиональной прикладности физического воспитания студентов дирижерского отделения вузов культуры и искусства // Теория и практика физической культуры. М., 1974. - №4. - С. 22-24.
97. Петленко В.П. Основные методологические проблемы медицины. -Л.: Медицина, 1982. 140 с.
98. Петленко В.П., Давиденко Д.Н. Этюды валеологии: здоровье как человеческая ценность. СПб.: БПА, 1999. - 124 с.
99. Пилоян Д.А., Суханов А.Д. Физическая культура как объект познания в аспекте психологической теории деятельности // Теория и практика физической культуры. М., 2000. - №11. - С. 40-45.
100. Платонов В.Н. Подготовка квалифицированных спортсменов. М.: Физкультура и спорт, 1986. - 286 с.
101. Платонов В .Н. Адаптация в спорте. Киев: Здоровья, 1988. - 215 с.
102. Платонов К.К. О системе психологии. М., 1972. - 216 с.
103. Розенблат В.В. Проблема утомления М.: Медицина, 1975. - 238 с.
104. Рязанцев А.А. О формах физической культуры в подготовке музыкантов: Материалы научно-методической конференции по физическому воспитанию студентов вузов искусства и культуры. Астрахань: МК РСФСР АГК, 1990.-С. 23-24.
105. Селье Г. Очерки об адаптационном синдроме. (Пер. с англ.). М.: Медгиз, 1960.-254 с.
106. Сейфулла Р.Д., Анкудинова И.А. Допинговый монстр. М.: Физкультура и спорт, 1996. - 223 с.
107. Тобиас М., Стюарт М. Растягивайся и расслабляйся. М.: Физкультура и спорт, 1994. - 160 с.
108. Трифонов Ю.Н., Попов С.Н., Тюрин A.M., Кудряшов О.Н. Спортивный массаж. Д.: ВИФК, 1971. - 105 с.
109. Тронькова Е.Н. Клиника, лечение и профилактика профессиональных заболеваний рук у музыкантов: Автореферат дис . канд. пед. наук. М., 1967. -24 с.
110. ИЗ. Тыкочинская Э.Д. Основы иглорефлексотерапии. М.: Медицина, 1980.-343 с.
111. Унесталь Я.Э. Да, ты можешь! СПб., 1995. - 114 с.
112. Унесталь Я.Э. Не упусти шанс! СПб., 1996. - 24 с.
113. Фельденкрайз М. Осознание через движение. М. - СПб: Институт общегуманитарных исследований, 2000. - 151 с.
114. Фотина Д., Норбеков М. Дорога в молодость и здоровье: Практическое руководство для мужчин и женщин. Екатеринбург: АРД ЛТД, 1999. - 320 с.
115. Харабуга Г.Д. Теория и методика физического воспитания. М.: Физкультура и спорт, 1974. - 320 с.
116. Хилл Н. Думай и богатей. Киев: Молодь, 1993. - 159 с.
117. Чеботкевич Е.В. Рефлексия музыкально-педагогической деятельности как фактор профессионального самосовершенствования педагога: Автореферат дисс. канд. психол. наук. Самара, 2000. - 24 с.
118. Чоговадзе А.В., Круглый М.М. Врачебный контроль в физическом воспитании и спорте. М.: Медицина, 1977. - 174 с.
119. Шапкин В.И., Бусаков С.С., Одинак М.М. Рефлексотерапия в комплексном лечении заболеваний и травм нервной системы. Ташкент: Медицина, 1987.-287 с.
120. Швыгина Н.В., Валеев Н.М. Реабилитация спортивной работоспособности юных легкоатлетов после повреждений мягких тканей нижних конечностей // Бюллетень №4 центральной олимпийской академии. М.: РГАФК, 1998. -С. 160-165.
121. Шпагин Ю.А. Общее определение и структура понятия «физическая работоспособность человека» // Вопросы общей и специальной работоспособности спортсмена. Л., 1974. - С. 75-78.
122. Щуров А.Г. (редактор) Лечебная физическая культура: Учебно-методическое пособие. СПб.: ВИФК, 1994. - 145 с.
123. Юровский С.Ю. (составитель). Гармония здоровья. М.: Физкультура и спорт, 1987. - 80 с.
124. Яковлев Н.А. Химия движения. Молекулярные основы мышечной деятельности. Л.: Наука, 1979. - 190 с.
125. Carola Grindea, Yehudi Menuhin, Allen Percival. Tensions in the Performance of Music. New edition revised and enlarged // Pro/Am Music Resources Inc. -White Plains, New York, 1987. - 192 p.
126. Cooper K. Physical training programs for mass scale use: effects on cardiovascular disease-fasts and theories // Ann. Clin. Res., 1982. Vol. 14. - Suppl. 34. - P. 25-32.
127. Galbo H., Hoist J., Christensen N. Glycagen and plasma catecholamine respon-ces to graded and prolonged exercise in man // J. appl. Physiol., 1975. Vol. 38. - P. 70-76.
128. Conable Barbara, Conable William. How to Learn the Alexander Technique. -Second Edition // Andover Road Press. Columbus, Ohio, 1992. 144 p.
129. Garbourg Paula. The Secret of the Ring Muscles // Avery Publishing Group. Garden City Park. New York, 1997. 157p.
130. Geyssant A., Geelen G., Denis Ch. et al. Plasma vasorressin, renin activity, and aldosterone: effect of excercise and training // Europ. J. appl. Physiol., 1981. Vol. 46.-P. 21-30.
131. Hettinger Th. Der Sportarzt vereinigt mit Sportmedizin, 1961. №2. - P. 3244.
132. Hollmann W., Hettinger Th. Sportmedizin Arbeits und Treiningsundlagen. -Studttgart; New York: F. C. Schattauer Verlsg, 1976. 607 p.
133. James D., Burleigh K., Kraegen E., Chisholm D. Effekt of acute exercise and prolonged training on insulin response to intravenous glucose in vivo in the rat // J. appl. Physiol., 1983. Vol. 55. - P. 1660-1664.
134. John E., Sarno M.D. The Mindbody Prescription. Healing the body, healing the pain // Warner books, Inc. New York, 1998. - 210 p.
135. Kapel Priscilla. The body says yes // ACS Publications, Inc. San Diego, California. 1987. -343 p.
136. Kogan B.A. Man in a changing environment. New York: Harcourtetc, 1974. -790 p.
137. La Porte R., Adams L., Savage D. Et al. The spectrum of physical activity, cardiovascular disease, and health: an epidemiologic perspectives // Amer. J. Epidem, 1984.-Vol. 120.-№4.-P. 507-517.
138. Mazurek W., Halawa B. Wplyw cwiczen fizycznych na ogolna wydolnosc fizyszna niektore w surowicy krwi chorych na dusznice holesna wysilkowa stabilna // Pol. Tyg. Lek., 1985. Vol. 40. - №29. - P. 813-822.
139. Maitland Jeffrey. Spinal Manipulation Made Simple // North Atlantic Books. -Berkeley, California.2001. 164 p.
140. Nabavi S. Les effets benefiques de lexercise physique chez les patients atteints de cardiopathie ischemique // Coeur., 1985. Vol. 46. - №2. - P. 175.
141. Oscar Janiger M.D. & Philip Goldberg. A Different Kind of Healing. Doctors Speak Candidly About Their Successes With Alternative Medicine // A Jeremy P. Tarcher/Putnam Book. Published by G.P.Putnam's Sons. New York, 1993. - 226 p.
142. Shephard R., Sidney K. Effect of physical exercise on plasma growth hormone and cortical level in human subjects // Exerc. Sport Sei. Rev., 1975. Vol. 3. - P. 130.
143. Sherry Suib Cohen. The Magic of Touch. Revolutionary ways to use your most powerful sense // Harper & Row, Publishers. New York, 1987. - 205 p.
144. Stone Randolph. Polarity Therapy. Volume one. // CRCS Publications. - Nevada USA, 1986.-112 p.
145. Sung J. Liao,M.D., Mathew H.M. Lee,M.D. and Lorenz K.Y. Ng, M.D. Principles and Practice of Contemporary Acupuncture // Marcel Dekker, Inc. New York, Basel, Hong Kong, 1994. - 445 p.
146. Tom & Carole Valentine. Applied Kinesiology // Healing Arts Tress. Rochester, Vermont, 1987. - 144 p.
147. William J. Faber, D.O. and Morton Walker, D.P.M. Pain, Pain Go Away // ISHI Press International, 1993. 336 p.
148. Winder W., Beattie M., Holman R. Endurance training attenuates stress hormone responses to exercise in fasted rats // Amer. J. Physiol., 1982. Vol. 243. - P. 179-184.
149. Winter Griffith H., M.D. Complete Guide to Sports Injuries // The Berkly Publishing Group. New York, 1986. - 528 p.
150. Yehudi Menuhin. The Compleat Violinist // Summit Books. New York, 1986. -148 p.