Темы диссертаций по педагогике » Теория, методика и организация социально-культурной деятельности

автореферат и диссертация по педагогике 13.00.05 для написания научной статьи или работы на тему: Деятельность комсомола по формированию культуры досуга молодежи. (Организационно-педагогические аспекты)

Автореферат по педагогике на тему «Деятельность комсомола по формированию культуры досуга молодежи. (Организационно-педагогические аспекты)», специальность ВАК РФ 13.00.05 - Теория, методика и организация социально-культурной деятельности
Автореферат
Автор научной работы
 Морозова, Наталия Николаевна
Ученая степень
 кандидата педагогических наук
Место защиты
 Ленинград
Год защиты
 1988
Специальность ВАК РФ
 13.00.05
Диссертация недоступна

Автореферат диссертации по теме "Деятельность комсомола по формированию культуры досуга молодежи. (Организационно-педагогические аспекты)"

'«оба®

МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РСФСР " 'ЛЕНИНГРАДСКИЙ ОРДЕНА. ДРУ2Ш НАРОДОВ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ КУЛЬТУРУ имени Н.К.КРУПСКОЙ

На правах рукописи

морозова наталия николаевич

УД:< 379.82.0X8-053 ( 043.3)

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КОМСОМОЛА ПО ФОРМИРОВАНИЮ

. культуры досуга молодежи (Организационно-педагогические аспекты)

Специальность - 13.00.05 - "Культурно-просветительная работа"

Автореферат диссертации на соискание учёной степени кандидата педагогических наук

Ленинград 1088

Работа выполнена на кафедрэ культурно-просветительной райозы Ленинградского Ордена Дружбы народов государственного института культура им. Н.К.Крупской

Цвучшй руководитель - докгор педагогических наук.

профессор ГЕНКИН Д.Ы.

Официальные оппоненты: доктор философских наук,

профессор Лисовский В,Т.

кандидат педагогических наук Лкогонькая В.Н.

Вздущэе учреждение - Московский государственный

институт культуры ~

Защита состоится ¿¿^июня 1988 года в 14 часов на заседании специализированного совета Д 092.01.01 по присуждению учёной степени доктора наук по специальности 13.00.05 "Культурно-просветительная работа" при Ленинградском Ордена Дружбы народо Государственном институте культурк ш. Н.К.Крупской по адресу; 191065, Ленинград, Дворцовая наберекная, 2. .

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке института •

Автореферат разослан мая 1988 г^.

Ученый секретарь / /// /

специализированного совета^ I/ /и.И.Сергеева

■ - I 1.0Щ/Ш ХАРЛКГЛРИСИШ. РАБОТЫ

" Лд^^УйЩальноегкЛЩйЙДаИйд. Коренная перестройка общественной ^кйзШ^ь] утверждение подлинно ленинских принципоЕ социалистической демократии активизировали проблему дальнейшего развития социальной активности молодежи, преодоления застойных тенденций в воспитании и негативных явлений в молодежной среде, со всей острогой поставили проблему воспитания у подрастающего поколения высокихдуховных вдеалов и формирования умений и навыков юс осуществления. Как подчеркивалось на ХХУП съезде КПСС, время требует, чтобы в дело управления страной все активнее вовлекались общественные организации, эффективно использовались Есе формы непосредственной демократии. Существенно ваяно, чтобы преимущества.социалистической демократии реализовывались не только и не столько на общегосударственном или ином широком региональном уровне, а проявлялись в основной ячейке советского общества, в социалистическом трудовом коллективе. Более того, школой демократии может и должна стать каждая общественная организация ка:.щого социалистического коллектива, среди которых особое место призваны занять первичные организации ВЛКС1.1. Именно комсомольская организация способна активизировать творческие, инициативные начала в каздом комсомольце и тем самим открыть новый этап и жизни и деятельности молодежи - этап конкретных, хивых, социально- значимых дел ла основе широкой самодеятельности каждого.

Решение этой проблемы во многом зависит от уровня культуры молодежи. и в частности, от культуры её досуга. "Сегодня отчетливо видно. - говорил на XX съезде ВЛКСМ II.С.Горбачев, -многие трудности перестройки, обновления общества рэздены недостатком культуры и самса широком её понимании". *

Повышение культурного урогня, соответствующего задачам времени, предопределяет и новые требования к культурно-просветительной работ,, комсомола. Речь идет не только о качественном улучшении мероприятий, но и о том. чтобы эта работа способствовала удовлетворения и дальнейшему обогащению духовных интересов и потребностей молодоии, строилась на их инициативе и самодеятельности.

Горбачев .'.1.С. Молодежь - творческая сила революционного обновления. Выступлзнпе на XX съезде НГКС,!.. 19о7. - С.20.

Преодоление противоречив между объективными возможностями комсомольских организаций и превращении досуга в резерв социального развития личности, перестройки общественного сознания молодежи и уроёнем практического решения этой проблемы обусловили необходимость осуществления исследования, цель которого -разработать организационно-педагогичеокие основы деятельности комсомольских организация производственных коллективе© по формированию культуры досуга молодежи.

Эта целевая установка предопределила слудуадйе задачи исследования:

' I. Изучить процесс становления и развития деятельности первичных комсомольских организаций, направленный на обеспечение рационального доЬуга молодеки.

2. Вычленить формы организации общественного досуга, которые наиболее, успешно использовались в истории молодежного движения СССР. ■

3. Выявить состояние, основные направления и формы работы комитетов ВЛКСМ производственных Коллективов по формированию.. культуры досуга молодеки.

4. Проанализировать организаторскую деятельность комсомольского актива в сфере свободного бремени и определить возможности повышения её эффективности; .

5. Разработать систему мер поойэспеченшз перестройки деятельности комсомольских организаций трудовых коллективов в соответствии с требованиям:! научной организации процесса формирования культуры досуга молодеки.

£Жаки_ас£ламаания - деятельность комсомольских организаций социалистических Производственных коллективов в сфере свободного времени молодежи. .

Щщыат __ис.слец2еанаа_- процесс формирования культуры досуга работающей молодежи, осуществляемый комсомольской организацией предприятия.'

Исследование проводйлось_н&Л2ааа комсомольской организации производственного объединения "Кировский завод", объединяющего 83 цеховых й огделглеоких комсомольских организаций й 303 комсомольские группы.

Экспериментальная работа осуществлялась на базе культурно-массовой комиссии комитета .ВЛКСМ} 18 первичных комсомольских ор-

гакизаций цехов и отделов; 22 комсомольских групп; Дворца культура и техники им. Й.Газа и Дома культура "Кировец".

Базой сравнительного анализа послужила деятельность комсомольских организаций 8-гли промышленных предприятий Ленинграда машиностроительного и судостроительного профиля.

Гипотеза исследования исходила из предположения, что первичная комсомольская организация производственного коллектива призвана активно влиять не только на труд, бнт, но и свободное время молодеет, развивая прп этом такие демократические начала как инициативность, творчество, самодеятельность.

Эти задача могут бить успешно решена посредством формирования культура досуга молодеет, включающей духовно-эстетические потребности интеллектуального наполнения свободного времени л владение определенной совокупностью способов и приемов самоорганизации эффективного досуга. Результативность этого процесса зависит от степени здоэлетворендя и ¿гозвыиенпя духовных интересов и потребностей молодежи вовлечения её в активную социокультурную творческую деятельность: разумного, педагогически целесообразного влияния комсомольского актина на самодеятельность молодей!.

Методологической основой исследования явились теоретические разработки классиков марксизма-ленинизма, программные документы КПСС, ВЛКСМ и Советского правительства о молодежи как резерве пролетариата, о взаимосвязи производственной, общественно-политической и досуговой деятельности, о содержании понятия свободное время, его возможностях для развития личности, о коллективе, в котором "индивид получает сродства, дающие ему воз-моепость всестороннего развития своих задатков".* Большое зна-чоние имели материалы УХУП съезда партии. Пленумов ЦК КПСС, XX съезда ВЛКСМ, определивших основные направления перестройки система воспитания ацсйся и рабочей молодежи, деятельности комсомола.

При разработке проблем, связанных с деятельностью коыссыо- ■ льских организаций'и <$ере свободного времени молодежи, автор Т7~йаркс К. Энгельс Ф. Немецкая идеология: Критика новейшей немецкой философии б -шцо о о представителей Фейербаха, Л.Бауэра К Штирнора и немецкого социализма в лице её различиях пророков - - Соч. - 2-е изд.. - Т.З. - С.75.

опирался на теоретическое наследие Н.К.Крупской, М.И.Калинина. А.С.Макаренко. В.А.Сухомлннского. Изучались труды В.Г.Иванова, Л.И.Новнковой, А.В.Петровского и других исследователей проблемы "коллектив к личность". Большое значение имели исследования, раскрывающие возможности комсомола и решении различных вопросов жизнедеятельности комсомольцев и несоюзной молодежи. Использовался широкий круг социологической и социально-психологической литературы, в которой отражаются проблемы свободного времени, духовного богатства и всестороннего развития личности. Особое внимание уделялось анализу'литературы, раскрывающей социально-экономические и нравстЕенно-зстетические проблемы свободного времени при социализме (И.В.Бэстуаев-Лада, Б.А.Грушин. В.Д.Патрушев, Э.В.Соколов и др.), что помогло выявить основные компоненты понятия "культуры'досуга" работающей молодежи. Были изучены работы, раскрывающие деятельность производственных коллективов, вопроси воспитания молодых рабочих, а также научные публикации. посвященные проблемам культурно-просветительной работы в социалистической трудовом коллективе.

Этот анализ теории и истории вопроса дал. возможность определить степень изученности проблемы, позволил опереться на имеющийся научный задел; вычленить нерешенные проблемы и сосредоточить основное внимание на использовании путей и средств их решения.' Все это дало возможность определить специфику исследования, наметить её' программу н целевую установку. При эхом автор опирался на ряд теоретических положений Д.М.Генкина, Е.Я. Зазерского, С.Н.Иконниковой, Г.А.Неценно, В.Б.Триодина, в которых раскрыта не только методика формирования и развития духовных потребностей личности, но и предлагаются конкретные пути вовлечения молодых трудящихся в различные формы социально-культурной деятельности.

Проверка гипотезы и решение поставленных научных задач осуществлялось с йомощыо системы взаимосвязанных и взаимодополняющих педагогических, социологических и социально-психологических методов исследования.

В процессе научного анализа проводились:

- последовательное изучение документации, планов социально-экономического развития предприятий; планов работы комитетов ВЛКСМ, его культурно-массовой комиссии* бюро цеховых комсомоль-

ских организаций, культоргоЕ бригад, цехов и отделов;

- разного рода опросы, в том числе участников комсомольской конференции на основе анкеты "Вате мнение о работе отраслевого -комитета ВЛКСМ" (опрошено 135 человек);

- анкетирование комсомольцев и несоюзной молодежи различных цехов и отделов производственного объединения "Кировский завод" в соответствии с анкетой /'ВЛКСМ и паше свободное время" (роздано IC98 анкет, получено 993 ответа);

■- формализованное интервью с председателем культурно-массовой комиссия комитета ВЛКСМ, членами культурно-массовой комиссии комитета ВЛКСМ, комсоргами и культоргаьш завода.

С целью выявления содержания и форм деятельности комсомольского кулътактива по формированию культуры досуга молодежи во время заседании культурно-массовой комиссии велось педагогическое программированное наблюдение.

Направленность, содержание и характер общественной организации свободного времени молодежи исследовались в органической взаимосвязи с учётом социальных запросов и досуговых интересов молодекл.

Сбор и анализ информации осуществлялся в соответствии с разработанным автором оригинальным инструментарием. Опросный лист "ВЛКСМ и ваше свободное время" включил в себя основную информацию по изучению влияния комсомольской организации предприятия на выбор досугоЕо?, деятельности работающей молодежи. План-схема, определила основные направления деятельности комсомольской организации в различных аспектах досуговой деятельности молодежи - ежедневной, выходной, праздничной и отпускной. План padovu культорга позволил вести учет индивидуальных запросов и пожеланий комсомольцев и несоюзной молодежи. План формализованного интервью предназначался для выявления инений культоргов и коме лльского кулътактива.

Исследование проводилось в 1983-1987 годах и'включило в себя три основных этапа.

Ца_ведаем.РУйПЗ_ била выработана теоретическая концепция

исследования, разработана и апробировали программа эксперимента, методики изучения деятельности комсомольских организаций в сфера свободного времени работающей молодежи, методика изучения воспита'"эльногв воздействия комитета ВЛКСМ предприятия на ■

выбор досуговой деятельности молодежи.

На втором этапе был проведен поисковый опрос комсомольцев и несоюзной молодеет производственного объединения "Кировский завод" по анкете "ВЛКСМ и Ваша свободное время". Была проанализирована структура свободного времени 1010 комсомольцев к 88 молодых рабочих, несостоящих в ВЛКСМ; осуществлен анализ работы культурно-массовой комиссии комитета ВЛКСМ, форм и методов работы комитета ВЛКСМ по организации разумного использования свободного времени работающей ыолодеаи. Все это в совокупности позволило выявить основные 'факторы, влияющие на организацию до-сугоЕой деятельности рабочей ыолодеки. Для проведения формирующего эксперимента была выбрана культурно-массовая комиссия комитета ВЛКСМ'объединения. В отдельных первичных комсомольских организациях проводился опрос культоргов и членов бюро комитета ВДКСМ цехов и отделов. Изучались монографические характеристики комсомольского культактива.

Третий.этап был посвящен обобщению и анализу полученного в результате исследования эмпирического материала. Исходя из конкретных данных, были сформулированы основные теоретические выводы, разработаны и апробированы программа досуговой деятельности комитета МКСМ, методика деятельности комсомольской организации предприятия по формированию культуры досуга работающей молодежи в рамках этой Программа. - *

ЙШСШаЯ—воаизна исследования состоит в раскрытии сущности и теоретическом обосновании природы п специфики деятельности первичных комсомольских организаций по формированию культуры досуга молодеги, учитывающей тенденцию к политизации досуга у подрастающего поколения, сращивания политической а социально-культурной деятельности молодежи, инициативно творческий характер любой эффективной формы общественно-организованного свободного времяпрепровождения. Исследование позволило выявить исторически слоаившиеся активные формы досуга молодей®, обосновать необходимость преемственности культурно-просветительной работы комсомола с первых лет Октябрьской революции, социально-педагогическая ценность которой не утратила своей значимости и может успешно использоваться в современных условиях.

В процессе исследования доказано,, что система общественной организации досуга молодежи, основанная на принципах обще-

ственного самоуправления и широкой гласности, органического соединения вдейно-политической и социально-культурной деятельности обеспечивает удовлетворение постоянно растущих духовных запросов молодежи, приобретает инициативно-творческий характер, стимулирует её общественную активность.

Црактическая значимость исследования заключается в том, что разработанная и апробированная программа формирования культуры досуга молодеяи дала возможность: а) активизировать деятельность молодежи в сфере свободного времени! б) объединить воспитательные возможности комсомольских и других общественных организаций в духовном наполнения досуга работающей молодегл: е) с наибольшей полнотой удовлетворять и возвышать интересы и-потребности юношей и девушек, работающих на производстве; г) повысить оргапизицношго-методлческое мастерство комсомольского актива в обеспечении традиционного досуга молодежи.

Внедрено Примерное Положение о деятельности Комиссии по культурно-массовой работе комитета ХЖСМ. в котором определяются её общественные функции; обосновываются содержание и формы деятельности комсомольских культорганизаторов; даются рекомендации по организации обучения комсомольского культоктива; предопределяется статус Координационного СоЕета предприятия. едпнстЕо действий различных социальных институтов в обеспече- * ниг разумного использования свободно времени работающей молодежи. Разработанная автором !1и22Ераш^2СУГСВай_Дба?агЬ1Юегв_ ВОКйХаха-ЗШЗИ предприятия" органически вошла в практическую деятельность комсомольской организации производственного объе-диненчя "Кировский завод" и внедряется в практику комсомольских организаций*промышленных предприятий и научно-производственных объединений Ленинграда и Ленинградской области.

Основные выводы исследования и практические рекомендации используются в кур-ах "Культурно-просветительная работа" в.«-г: ЛГШ им.Н.К.Крупской и ъПш'К. при ведении занятий в областной комсомольской школе при Ленинградском ОК ВЛКСМ, в яколе" Коасо-: польского культактиви производственного объединения "Кировский зввод, в школе организаторов досуга на базе Ленинградского- ■ Дворца культуры им. С,.'„.Кирова. ...

На защиту выносятся;

Теорэтическое положение о сущности, природе и специфи-

ке культурно-просветительно!" деятельности первичной комсомольской организации, выражающейся в органическом соединении идейно-политической и социально-культурной деятельности, инициативно-творческом характере общественно-организованного досуга подрастающего поколения н полифункциональности содег.;.:анпя свободного времяпрепровоздения молоде:;ш. направляемого и организуемого комсомолом.

2. Организационно-педагогические основы культурно-просветительной деятельности комсомола, проявляющиеся е: а) конкретизации содержания и форм деятельности первичных комсомольских организаций, как одного из звеньев единой системы обеспечения общественно- организованного досуга трудящихся; б) стабильно функционирующей системе учёта удовлетворения и дальнейшего обогащения духовных интересов и потребностей молоде;:ш в сфере досуга; е) создании разветвленной система направляемых комсомолом досугових объединений молодежи и органов их общественного самоуправления; г) творческом использовании исторически сло;:сие-аихся и подтвердивших свою эффективность традиционных форм культурно-просветительных работ комсомола; д) осуществлении непрерывного просвещения молодежного культактшва, обеспечивающего последовательное и систематическое формирование к обновление умений и навыков последних организовывать молодежный досуг и использовать эффективные методики духовного наполнения свободного времяпрепровоэдения разных групп работающе!! молодежи.

мели ь задачи определили структуру диссертации, которая состоит из введения, двух глав (I - "Объективные возмошюсти культурно-просветительной деятельности комсомольских организаций глк фактора повышения культуры досуга работающей молодежи", (I - "Организационно-педагогические условия совершенствования деятельности комсомола е реализации воспитательного потенциала свободного времени"), заключения, списка литературы и приложений, отражающих методику и инструментарий исследования.

П. ОСНОВНОЕ СОДЕРШШЗ РАБОТЫ

Во введении обосновывается актуальность перестройки культурно-просветительной деятельности комсомола по организации до-

суга работающей молодехи, направленной на более полную реализацию человеческого ¿актора, на раскрытие творческих инициатив и способностей молодежи. Исходя из этого, ставятся цель и задачи исследования, формулируется исходная гипотеза, раскрывается степень разработанности проблемы в научной литературе, обосновывается .летодология, методика, организация и процедура исследования. определяются его научная новизна и практическая значимость, формулируются положения, выносимые на защиту.

В I главе раскрываются объективные возможности, культурно-просветительной работы комсомольских организаций в формировании культуры досуга работающей молодежи, активизации её социально-культурной деятельности, повышения идейно-нравственного потенциала. На основе теоретического анализа определяются основные понятия, тлеющие рабочее значение в контексте данного исследования: дается качественнаяхарактеристика наиболее типичных категорий работающей молодежи, осуществляется анализ.сущности и особенностей процесса Нормирования--.культуры досуга ыолодеан как специфической воспитательной деятельности, направленной на стимулирование высоких духовных потребностей подрастающего поколения, на раскрытие творческих . способностей, умений и навыков эффективного потребления и производства культурных ценностей, осуществляемой личностью в определенную часть своего свободного времени е рамках соответствующих социальных институтов, либо вне их.

Изучение истории Ленинского комсомола, документов и материалов съездов ВЛКС.5, анализ текущей комсомольской периодической печати, газеты "Смена" (1919-1987 гг.) и "Комсомольской правды", журналов "Комсомольская жизнь". "Молодой коммунист" (1983-1987 гг.), а также практической деятельности ряда комсомольских организаций трудовых коллективов Ленинграда показывает, что на разных этапах СЕоего' развития при всех слабостях и болезнях роста комсомол использовал ряд оригинальных■и эффективных форм общественной организации досуга молодеки, однако многие из них утеряны и не приняты на■ вооружение сегодняшней молодежью. Современная работающая молодежь неизмеримо выросла в общекультурном развитии, но при этом, как свидетельствует поисково-констатирувщий этап исследования: а) она не готова к Эффективному использования своих демократических прав и выполнению гражданских и обществен-

иых обязанностей в сфере свободного времени, так как юноши и де-* вушш воспитаны на формальных, бессодержательных проявлениях активности до многий направлениям комсомольской работы, в том числе и культурно-просветительной; 2) комсомольские работники организационно и профессионально не подготовлена к "взрывам" культурных увлечений молодежи; будь то фольклорное двинение, аэробика. любительские.объединения социально-политической направленности или форш социального самоутверждения; 3) деятельность комитетов ВЛКСМ производственных предприятий и объединений не всегда отвечают запросам молодежи в сфере разумного использования свободного времени, что ведет к появлению определенной диспро- ' порции мезду ценностными установкамл и социальными требованиями молодежи и реализуемыми на практике традиционными 'формами культурно-просветительной работы.

Анализируемое в главе реальное состояние деятельности комитетов комсомола и серЕИЧШх организаций ВЛКСМ по организации досуга молодежи на промышленных предприятиях размах типов показы. вает: в ВЛКСМ бытует мнение о том, что систематическое, планомерное, всестороннее воспитание молодежи посредством её общественно организованного свободного времени есть прерогатива учреждений культуры, спорта, творческих союзов, добровольных обществ и начинается за проходной завода, (фабрики, за дверью'учебного заведения после окончания рабочего дня. Основные функции по формированию культуры досуга молодежи они видят презде всего в количественных показателях проведенных мероприятий и своз роль фактически сводят лиаь к оказания помощи культурно-просветительным учреждениям. Из 1890 молодых рабочих (в том числе 323 активистов) Кировского заЕода 1455 (77 %) оказались из способными проявлять инициативу и самодеятельность в сфере досуга, проявили отсутствие умений и навыков рациональной самоорганизации своего свободного времени. 70,2 ^ опрошенных отметили, что низкий уровень культурно-просветительно;: работы в объединении объясняется отсутствием программ и ь„годик по организации свободнто времени, о главное тем, что комсомольский актив не организован на творчество в самоорганизации досуга молодеет.

Основные функции по организации досуга видятся штатным комсомольским ра5отнихам и обществинному культакгиву в росте количе-. ствешпи показателей, а также оказании цомода культурно-просвети-

г8лыплл учреждениям в организации торгествчнно-помпезных ила чисто развлекательных мероприятий. Выявляется четкая зависимость ■ меаду состоянием культурно-просветительной работа комсомольских организаций и реально проявляемой культурой досуга молодежи'в рабочих общежитиях и иных центрах свободного времяпрепровождения. На культурно-просйзгдтельной деятельности различных общзсгвак- • них организаций трудовых коллективов отрицательно сказывается яоскоординированносгь их действий. Одновременно проводятся раз- . нне мероприятия» ориентированные на одну аудиторию, Зто нэ дает розиозности объединить людей единым делом, разрушает целостность, ¡воспитательного процесса, нарушает последовательность формировав яия ценностных ориентация работающей молодежи.

Анализ исторического материала, отражающего работу комсомольской организации Петрограда-Ленин"оада и охватыввв'дий 'периоду р 1319 года но наши дни (§2), позволил вычленить ряд оправданиях себя форм общественно-политического л культурно-творческого эосяятания молодежи, которые могут эффективно слуацть делу форигтГ/ рования культуры досуга и в современных деревнях. ■ ■

В диссертации отмечается, что в канун Октябрьского вооруженного восстания и в первые годы советской власти В.ИЛешш обосно-. вал необходимость решения вопроса о коммунистическом воспитании молодеяи как задачи первостепенной важности. Это предопределило, содержанке и неправленкость 'культурно-просветительной работы ком-щ сомояа. формы и методы её воздействия;•комсомольские ячейки' концентрировала внимание на организации работы вокруг живого, нужшь го стране дела, используя главным образом культурно-пррсЕзтитзль-ные средства активизации самодеятельности молодежи, вовлечения аЗ" в процесс организации и самоорганизации духовно насыщенного до- . суга. Однако в последнее десятилетие эта -традиция в значительной мере была потеряна, в комсомола утвердился формально-бюрократический стиль работы, сдерживавший инициативу и 'самодеятельность мо- ■ лодежи в организации сзоейо свободного времени.

Не претендуя на исчерпывающую полноту исторического анализа, автор сосредоточил внимание на основных направлениях в формах работы ВШШ с молодежья, что позволило точнее выявить и определит^ цели и задача этой работы. В диссертации впервые доказаны гё фодм мы работы о молодежь®; которыми владел комсомол в 1320-э годы,, й которые била затем утрачены; показательные шсцанарозки, которые?'

готовили все района, районные праздники молодени, праздники перехода на летнее положение, коллективные вечера-на природе, вечера смекалки и т.н.).

Теоретический анализ и исследование исторического материала о куяьгурно-яросзэтитеяъной работе комсомола позволяли сфор-Уудеровать положила о сущности, природе и специфике культурно-просветительной работы первичной комсомольской организации. Она оосгоит в органическом соединения вдейно-додитической и социа-дьно-куль^урной деятельности, инициативно-творческом характере общественно-организованного досуга и полцфункцноналъностн аодер-кания свободного времяпрепрововдения молодехи, направляемого комсомолом. Изучение исторического опыта полнтпко-просветитель-• ной работы комсомола показало, что у&е с первых лет революции успешно,складывались и развивались активные форма общественной организации досуга молодежи. Они не утратили сяоей значимости и в настоящее время. Анализ -современного состояния культпросввт-работы цолодекп позволил вскрыть ряд негативных моментов в отой деятельности, которые могли ба быть устранены в том числе и черев использование исторического опыта.

В результате ретроспективного анализа культурно-просветительной деятельности ВЛКСМ, изучения слоившегося в 80-е годы передового опыта комсомольских организаций промышленных предприятий Ленинграда и поксково-констагируювдго эксперимента в объединении "Кировский завод" были выявлены объективные возможности повышения роли первичных комсомольских организаций в формировании культуры досуга молодежи и определены условия их реализация, ¡Это в сеою .очередь позволило разработать и апробировать подаго-гкчоскув программу .формирования культуры досуга работающей ыоло-.дева средствами культурно-просветительной деятельности, которая вкличала:

- продаганду здорового, духовно насыщенного, активного досуга;

- воспитание у , ышодеки высоких дооуговых интересов и потребностей;

- осуществление сясгеш культурно-просветительных мероприятий, которые стали ба образцом общественной организации рационально. го досуга;

' фориаросекла у юноаей в девушек умений и навыков саыоорганлза-дая своего свободного времени;

- обучение культактива методике планирования и организации до-. суга молодежи.

Bo_BTope2_raass осуществляется анадиз ооытяо-экспершлента-льной работы ао внедрению в практику предложенной программы воспитания культуры досуга молодежи. Формирующий эксперимент на базе й/О "Кировский завод" проводился с 1S84 по 1987 год. В его основу входило: I) творческое использование исторически сложившихся ц подтвердивший свсш эффективность традиционных форм культурно-просветительной работы комсомола; 2) конкретизация содержания в форм деятельности комсса1одьсках первичная оргйнизацпй по обеспечению досуга гдолодеаи с учётом его оптимальной структуры, включающей такие разновидности как- ежедневный, выходной,' праздничной п отпускной; 3Î создание система учёта, удовлетворения я обогащения духовных интересов п потребностей молодекп; 4) организация досуговых объединений мояодекз с ориентацией на самоуправление; 5) введение в практику системы обучения культактива . приемам и навыкам культурно-цросвезительной работы. Для обеспечения централизованного руководства работой по рациональной организации досуга молодежи» пзбеяания дублярованности дойстзаГь экономка сил и средств был создан координационный совет. Это помогало подчинять всю роботу единому плану, осуществлять её целенаправленно, систематически ц последовательно.

Опыгно-эксперикзнтзльнэя работа, осуществленная в первичных комсомольских организациях объединения "Кировский завод",'подкрепленная анализом деятельности культактива района, где также били внедрены.рекомендации автора, показали, что культурно-просветительная работа становится эффекишным средством цдеологдче-ского к педагогического воздействия на сферу свободного времзшг ■ только тогда, когда ока носит инициативно-самодеятельный характер п одновременно рзэает две задачи: I) обеспечивает-духовное наполнение свободного времяпрепровоадения юношей'-и девушек. 2) формирует умения, навыки и общую культуру .самоорганизация- до-, суга молодеаи. В Ходе исследования бшю выявлено, что только прн таких условиях культурно-просветительная работа выступает как инструмент развития самодеятельности,, ответственности-, общественной активности молодеет, способствует созданию атмосфера гласности и демократичности, формирует навыка неформализованного объединения и самоуправления. .,

В алане развитая умений и навыков культурно-просветительной работы кудьтактива комсомола была разработана специальная программа их непрерывного просвещения. Предусматривалось: а) последовательное раскрытие сущности культуры досуга и путей'её формирования. 6) повышение знаний в вопросах теории и методики культурно-просветительной работы; в) расширение и углубление знаний В сфере культуры к искусства, г) оказание методической.помощи в организации свободного времени молодежи.

В течение двух лег обучения над ними осуществлялось пряное и опосредованное наблюдение, корректировались их ранее составленные монографические характеристики. Анализ протоколов наблюдений за 8? представителями культакгива показал, что у 73 удалось выработать активное стремление не только к духовному обогащению. но и к проявлению общественной.активности в широком плане, а такне умение эффективно планировать и организовывать досуг работающей на предприятии молодежи.

Во всех 16 цехах и отделах, где осуществлялась огштно-эк-' спериментадьная работа, анализировалась специфика культурно-просветительной деятельности комсомола, профсоюзов, низовых оргаш-заций обществ "Знание"; "Книголюб" и других массовых организаций' трудящихся.

Проводившиеся в течение трех лег наблюдения показали, что эффективность культурно-просветительной деятельности находится в прямой зависимости от уровня дифференциации ее организации со стороны различных общественных институтов. В результате многочисленных экспериментов удалось достичь оптимальной ситуации, при которой каддый социальный институт принимал на себя конкретные, только ему присущие функции. Профсоюзные организации сосредоточили внимание на создании материальной база досуга, обеспечения общественной организации дне)! коллективного отдыха и в серпуи очередь отпусков. Первичные комсомольские организации приняли на с.'бя: I) изучение реально проявляемых досугонах интересов и запросов молс^еаи; к) планирование» и орган'.-зациа об-цественно-оршшэоьеиного досуга молодых рабочих и ИГР; 3) обучение культам ива' умениям и навыкам организации массовых и гругь повю: ^ору.^-льтурно-цросЕетпте.'.ьной работц; 4) анализ степени удс?ло*.'вореш1ссти молодежью'общеси-энно организованным досугом .3 корректировку содержания и £срм культурно-просветительной ра-ч

боты в соответствии с их воспитательным потенциалом и отношением к ним разных-групп молодежи.

Дифференциация культурно-просветительной деятельности потребовала отработка динамичной системы её координации. Инициативу здесь взяла на себя культурно-массовая комиссия комитета ВЛШч объединения, которая смогла успешно выполнить эту работу в Условиях полной поддержки идеологической комиссии. парткома, закрепившей за комитатом ВЛКСМ и его органами функции координации , культурно-просветительной работы среди молодежи.

В центре внимания оказалась и проблема формирования умений и навыков самоорганизации досуга как ведущего компонента общей культуры досуга молодежи. Предполагалось, что. эта задача должна затрагивать лишь коме;мольский.акт® на уровне объединения.. Однако в ходе эксперимента стало ясно г-возыокность с помощью этой группы актива обеспечить повседневную организацию досуга молодежи. Ка практике основное бремя духовного наполнения повседневного досуга ложилось' на комсомольские группы. Это потребовало значительно расширить границы обучения актива, включив в него представителей каждой из 303 комсгрупп. Но и это окончательно Проблему не решило. Система опросов, дополненная прями в опосредованным наблюдением заставила приняться за решение более широкой задачи: обучения элементарным навыкам самоорганизации досуга практически всей молодежи. '

• Так была апробирована динамичная система организации работа йй/формированию культура досуга, которая вшхвчала: школу органи-йаторов досуга при комитете ШГКСМ объединения; филиалы школы ку-йьтактива при отраслевых комитетах комсомола и бюро ВЛКСМ це-Зсов и отделов; систему пропаганды духовно насыщенного досуга и способов его самоорганизации, рассчитанную на всю молодежь. Особенность этой системы проявилась в том. что занятия в школе куль тактива при комитете В1КСМ осуществлялись учеными и другими специалистами: в. филиалах школа - членами культурно-массовой .комиссии комитета ВЛКСМ, а обучение основной массы молодежи принял на себя кульгактив.

В ходе эксперимента выявилась многофункциональность культурно-просветительных мероприятий, организуемых в клубных учреждениях и красных уголках объединения. Каздое эффективно организованное мероприятий решало задачи непосредственной организации

досуга и в то время служило своеобразной школой формирования культуры досуга. На третьем году эксперимента удалось.достичь положения, при котором до 85 % проведенных вечеров отдыха й цехах, бригадах и общежитиях организовывались культактивом на основа примера ДК. Этот принцип повторяемости в организации досуга стимулировал обратный процесс, когда досуговое мероприятие зарождалось в комсомольской группе и последовательно перерастало • в цеховые, общепроизводственные и широкомасштабные мероприятия на уровне объединения.

В диссертации и её приложениях раскрывается сущность, специфика и организационные формы обеспечения рационального досуга молодежи, которые долкны быть присущи комсомольским организациям объединения, отдельных производств, цехов, отделов, слуаб, бригад, звеньев и других нодразделений.

_В_аа1ЫШНанаи_ди££еушиц.подгЕерадается рабочая гипотеза и обосновывается вывод о возможности за 1-2 года сформировать у работающей молодежи потребность духовного обогащения своего досуга и способов решения этой задачи. Исследование позволило внедрить в практику полифунациональные формы досуга, которые интегрируют общественно-политическую и социально-культурную активность молодежи, способствуют развитию её инициативы и самодеятельности.

Результатом исследования стали научно-методические рекомендации ("Программа досуговой деятельности-комитета ВЛКСМ", "Положение о культурно-массовой комиссии комитета ШЖСМ"), вооружающие комсомольских работников, и практиков культурно-просветительной работы методикой формирования культуры досуга молодежи.

Основные положения диссертации отражены в следующих работах:

1. Деятельность комитета ВЕКСИ предприятия по организации ■ овободкого Еремвни работающей ыслодехи. Методическое пособие. -1.. 1987, 3 п.д.

2. РаЗота комитета ВЕКС&1 по' организации досуга молодежи. Ыогогаческга рекомендации. - 1.. 1Э82. 1,5 п.л.

Рот-т ЛТМК, Зак. 212. Тад>. 100. 23.05.1968.