автореферат и диссертация по педагогике 13.00.01 для написания научной статьи или работы на тему: Развитие самодеятельности учащихся-комсомольцев единой трудовой школы (1918-1931 гг. )
- Автор научной работы
- Быстрицкий, Андрей Георгиевич
- Ученая степень
- кандидата педагогических наук
- Место защиты
- Москва
- Год защиты
- 1990
- Специальность ВАК РФ
- 13.00.01
Автореферат диссертации по теме "Развитие самодеятельности учащихся-комсомольцев единой трудовой школы (1918-1931 гг. )"
А ' [ч
АКАДЕМИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ НАУК СССР НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ ОБЩИХ ПРОБЛЕМ ВОСПИТАНИЯ
На правах рукописи
к
ШС^ГРИЦКИЙ Андрей Георгиевич
УДК 375,1.035.3
РАЗВИТИЕ САЮДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ-^КОМСОМОИЦЕВ ЕДИНОЙ ТРУДОВОЙ ШКОЛЫ (1918-1931 гг.)
13.00.01 - Теория и история педагогики
АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук
Москва 1090
Работа выполнена в Научно-исследовательском институте общих проблем воспитания Академии педагогических наук СССР
Научный руководитель - доктор педагогических наук, профессор
Б.Б. Ширвиндт
Официальные оппоненты; доктор педагогических наук, профессор
I.С.Гордин
кандидат педагогических наук, от.н.с. Г.И.Оглобдина
Ведущее учреждение - Высшая комсомЬльская школа при ЦК ВДКСЫ
"— у> '<3°
Защита оостоится " " ^.с,/>?>-•, 199 ¿г. в /ь чао.
на заседании Специализированного совета Д 018.05.01 по защите диссертаций на соискание степени-доктора наук по специальности 13.00.01 - Теория и история педагогики при Научно-исследовательском институте общих проблей воспитания АШ СССР по адресу: 119906, г.Москва, ул. Погодинская, д.8
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке института
Автореферат разослан " " ./¿¿рс^Ь 199.Р.г.
Ученый се1фвтарь Специализированного совета,
канд. пед. наук А.Ф.Никитин
г
I Актуальность тещ. Перестройка всех сфер общественной жизни «¿..выдвигает на одно из первых мест углубление демократии, расширение социалистического самоуправления народа, развитие творческой активности советского человека.
Установка на активность и социально-преобразовательную деятельность масс органически присуща принципам социалистического строительства. В статье "Как нам организовать соревнование" В.ИЛенин писал: "Но в том-то и сила, в том-то и жизненность, в том-то и непобедимость Октябрьской революции 1917 года, что она выводит трудящихся на дорогу самостоятельного творчества новой жизни"1.
Развитие самодеятельности подрастающего поколения, рост его самостоятельности, инициативы и активности важнейшее направление реализации идей перестройки воспитательной работы. Именно на плечи молодежи, по словам ¡Л 10.Горбачева, сказанным на студенческом форуме, ляжет основная работа по реформированию нашего общества, совершенствованию его науки, культуры, производства, всех сторон социальной жизни. Особое место в претворении-в жизнь этих планов занимает комсомол, и как механизм воспитания, и как способ проявления самодеятельности молодежи.
Весьма актуальным видится изучение процессов становления и развития самодеятельности молодежи, в том числе учащихся-комсомольцев, в первые годы советской власти, в период, когда и сознательно-созидательные; и стихийные процессы были особо выразительны. Именно взаимодействие между двумя этими сторонами общественного движения и составляет смысл изучения такого специфического процесса как развитие самодеятельности - одной из фундаментальных характеристик развития человека. Анализ таких понятий требует рассмотрения С" различных сторон, в том числе и исторической, которая позволяет увидеть столь масштабный процесс во всей его длительности, сразу, что невозможно ни в каком эксперимента. Исторический опыт развития самодеятельности в 20-е годы представляет значительный интерес и в наше время. Речь идет об осмыслении закономерностей лля моделирования и прогнозирования ситуации,-с одной стороны, и в критическом анализе нынешнего опыта, с другой, в сопостаачении.
Данный исторический анализ должен быть обеспечен широкой методе юглческой поддержкой, базирующейся на смежных общественно-гума-чптярннх дисциплинах: философии, социологии, культурологии и др. И"'.мф?леленность же самого понятия самодеятельности, прололаагацие-
Г Пп!П-11 В.И. ШС. - Т. 35. - С. 199.
оя до сих пор споры требуют от исследователя проблемы значительного философско-методологического анализа, обращения к первоио-тоичникам. По существу, сшол нашего исследования - в рассмотрении объективного хода развития самодеятельности, в уяснении соотношения субъективных и объективных сторон данного процесса, влияния конкретных исторических, социальных, культурных особенностей среды.
В 20-х годах воя страна, партия и комсомол были в поисках специфически социалистических способов функционирования советского общества. Одной из проблем, требовавших скорейшего решения, являлось создание новой школы, системы подготовки и воспитания подрастающего поколения. Социальные процессы б данный период отличались исключительной остротой, что в значительной- степени проявлялось в школе, и, одновременно - отсутствием'опыта организации демократической жизни общества. В условиях трудноконтролируемых социальных процессов существенная роль в решении вопросов воспитания, привлечения молодежи к коммунистическому строительству отводилась комсомолу. Причем для действительного решения этой задачи, по словам В.ИЛенина, нукны люди, которые, во всяком случае, учились бы самостоятельному управлению. Развитие самодеятельности комсомольцев, таким образом, выступало и одной из важнейших задач самого союза, и, в то же время, понималось как действенное средство воспитания, социализации молодежи в условиях строительства нового обществен- ■ ного строя.
Хронологические рамки исследования ограничивается, с одной стороны, 1918 годом. Этот.год создания комсомола и некоторых других, в дальнейшем слившихся с ним молодежных коммунистических организаций (например, Союз учащихся-коммунистов, функционировавший с начала 1918 г. и до мая 1919 г.). 1931 год - год принятия важнейших решений о школе, утвердивших определенный тип системы породного образования в СССР. Выделение периода 1918-1931 гг. традиционно для партийной,комсомольской и педагогической историографии.
Все вышесказанное делает тему развития самодеятельности учащихся-комсомольцев Единой трудовой школы в 1918-1931 гг. чрезвычайно значимой, тем более, что в целостности эта проблема не изучена и не раскрыта, практически нет работ, посвященных именно развитию самодеятельности в ее историческом аспекте.
Вопросам деятельности комсомола в школе в первое время после революции и до 1931 года посвящено немало работ, которые издава-
лись на протяжении всей истории организации. Многие из них обращены непосредственно к проблеме воспитания.
Значительное количество исследований обращено к снежной и перекликающейся с развитием самодеятельности теме идейно-политического воспитания школьников в указанный период (Мироник А.К., Муравьева Т.А., Петренко П.И., Семенова Н.М., Шебуняев А.Г. и др.).
Изучалось и взаимодействие школы и комсомольской организации в решении тех или иных задач: политехнизации школы, коммунистического воспитания и т.д. (Нартов K.M., Опалихин В.М., Гордин И.Г.). Есть работы, посвященные чрезвычайно близким аспектам, таким как самоуправление в школе (Коротов В.М.), комсомольское и пионерское самоуправление (Черник С.А.).
Существенный интарес представляют а определенной своей части фундаментальные работы по'истории школы и комсомола. Это•прежде всего труды Королева Ф.Ф.. Корнейчика Т.Д., Равкина З.И., Гончаро-' ва Н.К. и некоторых других.
Кроме историко-падагогических работ, рассматривающих проблему строительства советской школы с определенной дистанции, прежде всего временной, есть еще две значительных группы литературных источников, связанных с интересующим нас вопросом. Обе они принадлежат авторам 20-30 годов.
Первая группа представлена авторами - работниками аппарата ЦК комсомола, теоретикам комсомольского движения, активистам союза - Вейсманом А., Белоусовым С., Полесьевым С., Цветковым Л., Шохиным А. и многими другими. Их работы современны изучаемым событиям и в силу этого отражают и достижения, и заблуждения того времени, полемически заострены и решают, в основном, задачи текущего момента. Собственно проблема самодеятельности в них затронута довольно широко, по понимается только в связи с какими-либо иными проблемами, а не самостоятельно.
Другая группа состоит преимущественно из видающихся советских педагогов, которые не могли, естественно, обойти и но коснуться' вопросов комсомола, в том числе и развития самодеятельности в школе. хотя и в разной степени. Труды Нлонского П.П., Иорданского H.H., Крупешшой М.З., Макаренко A.C., Медынского E.H., Пистрч-ка М.М., Потемкина В.П., Пинкевича А.П., Шацкого С.Т., Шимздкнп H.H., Шульгина З.Н. и др., принадлежащих разним школам, пр»т:с"пч. ляют большой интерес, хотя они по-разному относились к сагал»-та".
ностп. Спектр их воззрений необычайно широк: от "••л^.одног" <.....'*"
тяиия" до марксистской педагогики, от ниплгяпотпо до ?•»•""<.......>ч-
ного гербартианства.
Нельзя обойти вниманием и зарубежный опыт как теоретического осмысления, так и практического развития самодеятельности. Наибольший интерес, пожалуй, представляют работы авторов ГДР, немецких коммунистов - К.Цеткин, уделявшей большое внимание теории, Э.Герн-ле, разрабатывавшего принципы самодеятельного творчества, В.Ливд-рена и Н.Герхарда, еще в 1955-1956 гг. обратившимся к вопросу связи молодеаной организации и самодеятельности, воспитания и педагогического руководства. Значительные уошшя приложили к решению проблемы и болгарские ученые. К примеру, работы Л.Станоева вызывают большой интерес.
Итак, можно констатировать, что проблеме школы и комсомола в • обозначенный период, вопросам активности и самодеятельности учащихся посвящено много работ. Но непосредственно анализу развития самодеятельности учащихся-комсомольцев - ни одна, тем более в историческом и теоретическом планах. К тому же шогиа авторы изучают документы, а не процессы тех лет, подходят к источникам некритически; принимают декларацию, выраженную в них, за достоверность.
Следовательно, объективно-исторический ход развития самодеятельности, его отражение в педагогике, в теории воспитания, сочетание в нем стихийных и рациональных компонентов и их взаимовлияние, общий характер эволюции самодеятельности такого значительного отряда как учащиеся-комсомольцы Единой трудовой школы в 1918-1931 гг. не был прослежен. Не осмыслен а целостный опыт самодеятельности в те годы,влияние на него культурно-исторических и социально-политических факторов, объективных закономерностей процесса социализации.
Бее вышосказанное и обусловило выбор теш исследования: РАЗВИТИЕ САМОДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАВДСЯ-КОМСШСШЬЦЕВ 1ЩИН0Й ТРУДОВОЙ ШКОЛЫ. 1918-1931 годы.
Объецтои исследования являются комсомольские организации учащиеся-комсомольцы Единой трудовой школы 1918-1931 гг. Предметом исследования - процесс развития самодеятельности учащихся-комсомольцев ЕТШ.
^ель исследования - раскрыть истоки, сущность и особенности развития самодеятельности учащихся-комсомольцев в указанный период, выявить исторически ценный опыт.
Задачи исследования:
- определить влияние социально-политичеоких и культурно-исто-ричеоких факторов на развитие самодеятельности молодежи;
- раскрыть ведущие положительные и отрицательные тенденции в развитии самодеятельности учаидася-комсомольцев;
- выявить содержание, форлы и методы развития самодеятельности учащихся-комсомольцев.
Методологической основой исследования является марксистско-ленинская философия: теория познания, закономерности исторического развития человека, его социальной активности, сущность и особенности 'деятельности и самодеятельности, воспитания и развития.
Меуод» исследования - теоретико-логический, историко-педагоги-ческий и культурологический анализ разнообразных литературных и документальных'материалов. • -
Источникам! исследования служили документы КПСС и Советского правительства, комсомола, организационно-методические материалы Наркомпроса РСФСР, научно-педагогическая литература 20-30 гг., историко-педагогические труды, архивные материалы и воспоминания очевидцев и современников событий.
Научная новизна и теоретическая значимость результатов исследования заключается в следующем:
- понятие "самодеятельность" рассмотрено с философско-методо-логической точки зрения как центральная проблема воспитания учащихся;
- развитие самодеятельности учащихся-комсомольцев исследовалось прежде всего как объективно-историческое явление, с присуг:-ми ему закономерностями;
- изучалось влияние на развитие самодеятельности учащихся-комсомольцев социальных, политически, историко-культурных особенностей периода;
- впервые введены в научный оборот некоторый источники, ранее к анализу развития самодеятельности не привлекавшихся, с новых позиций рассмотрены ранее известные документы, критически сопоставлены менду собой;
- раскрыты положительные и отрицательные аспекты деятельности комсомола по развитии самодеятельности, их объективные и субъективные причины;
- охарактеризованы наиболее значимые и перспективные методы работы комсомола в школе по развитию самодеятельности учащихся, использованные в исследуемый период.
Практически значимость проведенного исследования заключается в том, что его материалы согут послужить подспорьем в построении обобщающих концепций объективно-исторического развития обрэзоганот
и воспитания. Полученные в ходе работы результаты указывают на возможность их применения в практике развития самодеятельности школьников, а также изучения нине идущих процессов в ыолодекной среда, построения их моделей и прогнозирования ожидаемых следствий этих процессов, для оценки адекватности применяемых методов развития самодеятельности учащихся-комсомольцев.
IIa защиту вкщдсятся по^озвюм'.
Самодеятельность - принципиальная проблема человеческого общежития. Самодеятельность на могвдт рассматриваться как изолированная черта личности человека. Опираясь па марксистский диалектический метод, можно утверждать, что развитие самодеятельности связано с историческими условиями и типом формации. Самодеятельность есть деятельность человека как целостности, присвоившей свою собственную сущность. Полное развитие самодеятельности возможно лишь при полном снятии отчуждения в обществе, что отвечает неограниченному характеру производительных сил. В этом смысле самодеятельность есть форма неограниченного общения, прямой коммуникации.
В нашем исследовании мы рассматриваем самодеятельность как цель, как содержание и как метод одновременно. Не будучи полностью превращенной в деятельность, самодеятельность вакное средство временного распредмечивания мира, временного снятия отчужден?..:, и, следовательно, социализации подрастающего поколения. В этом смысле самодеятельности присущи некоторые качества, на основе которых только и возыояно ее развитие. Среди них - постоянное расширение сферы ее осуществления, опора на максимально широкое общение и коммуникацию, втягивание в свою орбиту все новых и новых людей, преодоление различных границ - сословных, классовых, психологических, выход на субъект-субъективный уровень.
Как показал анализ, в развити самодеятельности учащихся-комсомольцев Единой трудовой школы все это присутствовало - всемирность, интернационализм, стремление к преодолению классовой ограниченности, уверенность в возможности построения нового, свободного мира. Именно эти ценности декларировались, особенно в первые годы советской власти. Однако политическая неразвитость и деклассированность части населения, сложность процессов построения нового образа жизни превратили эти ценности в утопию, на место свободного приобщения к раскрепощению самодеятельности поставили принудительный порядок. Учащиеся-комсомольцы ЕТШ противопоставлялись непролетарским подросткам, "прочим", всюду призывали вести поиск врагов, на место ■ иронического сочетания личного и коллективного пришло подчинение
первой последнему. Особенно сильно такие явления дали себя знать в конце 20-х годов.
Учащиеся-комсомольцы вместе со всем Союзом коммунистической тлолодежи достаточно аффективно, хотя по большей части спонтанно, использовали накопленный опыт человечества по преодолению отчуждения и, значит, развитию самодеятельности. Несмотря на общекультурную слабость, комсомольцы, в силу невиданного раскрепощения, вызванного революцией, интуитивно находили адекватные формы. Массовые празднества, смех, отмена и снижение иерархий, игра в различных сочетаниях и образах вели с распредмечиванию мира, созданию стойкого ощущения у подростка причастности к самым значительным мировым процессам, к выработке самостоятельной и общей с другими комсомольцами общественно-политической позиции. Поиски в указанном направлении особенно активно велись комсомолом в первые десять лет советской власти, пока в конце 20-х годов на них не были наложены запре-' ты. В этс:л смысле наиболее продуктивные годы жизни комсомола - с 1922 по 1927/28.
Способы и методы развития самодеятельности учащихся-комсомольцев во многом, что л определило формирование социально активной и ответственной личности, отвечали психологическим и социально-психологическим закономерностям этого процесса. Уже в наше время вооружен нные компетентными сведениями об этнографии детства, этно-педагоги-ке, культурно-исторических особенностях процесса социализации, мы можем утверждать, что работа комсомола и школы по развитию самодеятельности шла в нужном направлении и что многое в ной сейчас заслуживает пристального внимания.
Опыт развития самодеятельности исследуемого периода показывает, что никакого специфического метода развития именно самодеятельности нет, что любая деятельность при известных условиях может стать основанием для ее развития.
Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ
Во введении обоснована актуальность данной работы, сформулированы цель, задачи, объект, предает исследования, раскрыты новизна, теоретическая и практическая значимость, охарактеризованы источники и методы исследования, подчеркнуты основные положения, высказанные В.И.Лениннм на Ш съезде РКСМ.
В первой главе - "Развитие самодеятельности как фундаментальная проблема педагогики" - речь идет о философском, психологическом,
педагогическом понимании проблемы.
Вопрос о самодеятельности неоднократно рассматривался самыми различными научными школами на протяжении всей письменной истории человечества. Называлась проблема по-разному: проблема свободы, свободы воли, контроля за поведением, собственного выбора и т.д. Но домарксистская научная мысль решить ее не могла. Антиномия заключалась в том, что еоли, с одной стороны, человек поступает согласно суждению собственного разума, то с другой, это не гарантирует целесообразности его действий и их рациональной необходимости, и в то же время, человек, как исторический субъект, через сво конкретные проявления реализует известную закономерность и выражает всеобщую необходимость. В любом случае, целостная личностная самостоятельность ограничена либо расхождением индивидуального и общественного интереса, либо расколом самого человека на два начала, одно из которых, скажем, разум, призван контролировать другое, скажем, чувства. То есть о самодеятельности, и, следовательно, о свободе, не может идти и речи, хотя человек и разумное чущество, разумно определяющее -свои поступки.
Только марксизм сумел найти выход из сложившегося положения в XIX веко. Он подошел к вопросу не с узко-прагматической точки зрения, а с позиции всемирно-исторической человеческой практик:;, рассмотрев предает как предмет.
Действительно, человек далеко не всегда поступает "сам". В силу разделения труда, отчуждения человека от труда, от общества происходит и отчуждение человека от самого себя и в этом смысле, как пишет К.Маркс, происходит отрицательная самодеятельность. Человек только тогда занимается свободной деятельностью, когда противостоит непосредственной жизненной необходимости, продукту жизнедеятельности, когда он присваивает совокупность производительных сил не для выживания, а для развития. То есть когда внешняя необходимость перестает господствовать над человеком. При этом и труд перестает от-чуждатьоя от человека, начинает развиваться целостная самодеятельность, которая есть непосредственно всеобщий труд, производство человека - единственное подлинно человеческое производство, суть коммунистического способа производства.
Под самодеятельностью в марксистском смысле следует понимать во-первых, такую деятельность, для которой она сама выступает в качестве решения проблемы, вызвавшей ее к жизни и, во-вторых, неограниченную форму общения индивидов как таковых. Самодеятельность это деятельность индивидов, для которых невозможно все то, что
существует независимо от индивидов, для которых весь шр, все в нем происходящее - находатоя в связи с ними, есть их личностное дело. Однако это но з. чкт, что до присвоения неограниченной совокупности производительных сил невозможна никакая самодеятельность, кроме отрицательной. Самодаятзльность возможна, хотя и не в своей полноте, она выступает как средство временного снятия отчуждения. распредмечивания мира, общения.
Дяя понимания развития самодеятельности необходимо разобраться с закономерностями психического развития и вообще функционирования человеческой психики, так как на индивидуальном уровни тленно они дет.рминируют освоение человеком своей "самости" и, следовательно, развитие самодеятельности. В психике человека, несомненно, есть соответствующие структурные особенности. В психологической "итера-туре можно выделить два основных подхода к понимания проблемы самодеятельности. Согласно первому, самодеятельность определяется и иницируатся чувством неудовлетворенности своим положением в обществе, конкретной социальной ситуацией. Иначе говоря, здесь самодеятельность - адаптация человека к окрукающей среде. Но тогда в чем отличие деятельности от самодеятельностг'* Получаете;., что только в непредписанлооти "начальством", в отсутствии того или иного конкретного социального механизма. Такой подход, как показывает исследование, снимает саму специфику самодеятельности, чрезвычайно снижает ее, сводя к чему-то вроде предприимчивости. Нам представляется, что такая трактовка самодеятельности проьиворачит высказанному нами понимании самодеятельности как вообще - родовой деятельности человека, приводит к примитивизации проблемы.
Нам ближе второй подход, исходящий из теории деятельности, согласно которому психологическое ядро самодеятельности следует искать в тех реальных моментах человеческой деятельности, возвышающихся над функцией прямой или косвенной адаптации к наличным или предлагаемым требованиям ситуации. Моменты эти, как писал А.Н.Леонтьов*, составляют внутреннюю предпосылку самодвижения деятельности и ее самовыражение, т.е. самодеятельность. Указанная надситуативная активность не содержится в осознании априори, она проявляется в действии, деятельности.
Принцип самодеятельности, положенный в основу организации и жизнедеятельности комсомола вообще отличает самодеятельность учащихся-комсомольцев от самодеятельности обычных школьников. Для первых, по идее, сам отбор, прием в комсомол должен основываться на
1 Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. - М., 1981. - С. 311.
степени проявленности самодеятельных начал в личности. Понятно, что речь идет но о способности к адаптации, к действии в рамках необходимости.
Надситуативная активность всс ке не самодеятельность, она ско-рео мотор, энергетика. Для самодеятельности необходимо наличие глубоких личностных смыслов, заложенных в-значимых предметах - мотивах. Соответственно, в идеале, личностные смыслы должны через конкретные предметы-мотивы охватывать весь мир. Например, желание сделать другому благо в определенной степени соотнесено с общемировым ходом развития.
Оговорился, что в нашем понимании не существует "дурно направленной" самодеятельности.
При анализе психологических сторон развития самодеятельности ми опирались на работы Л.С.Выготского, А.А.Ухтомского, А.Р.Лурии, в которых многие закономерности функционирования психики и ее эволюции вполне вполне выявлены и помогают при анализе психологии самодеятельности.
Но самодеятельность выступает и как механизм социализации. Изучение исторических и этнографических, культурологических материалов многое прибавляет в понимании самодеятельности, как ключевого элемента социализации. Без данного понимания не мояет быть до конца осмыслена конкретная историческая ситуация с развитием самодеятельности учащихся-комсомольцев в 1918-1931 годах.
На наш взгляд, -значительно количество историческо-культурных фактов, особенно связанных с традиционными формами социализации. Например, Дом молодей; или холостяков, вечеринки или досвитки у русской молодежи. Е^ам этим формам был присущ особый статус молодежи, автономность их общностей, большая свобода по сравнения со взрослыми. Другой саяный механизм социализации - празднества, в которых молодежь играла значительную роль. Доя таких механизмов характерны отмена и переворачивание социальных иерархий, смех и фамильярность, снижение принятых ценностей с последующим воспроизведением тех из них, что не потеряли актуальность и др., приводив-иеа к снятию отчуждения, расширению границ общения, реализации падситуативной активности, производство, в конечном счете, самого человека. Ведь молодой человек вступает в мир, который создан до него, где всему даны названия, все определено и, самое главное, в этом миро ему угсе уготовано место и роль. Со всем этим надо освоиться, найти в этом себя и свое, почувствовать себя участником происходящего созидания мира. Если ке это не удается - нормальной
социализации нет. Если между гипотетически желаемым будущим и реально ожидаемым возникает существенное расхождение, то для социализации и развития самодеятельности возникают трудности, т.к. теряется уверенность в возможности влияния на свое будущее, ощущение сотворимости мкра личностнкгл усилием.
Для большевистской партии (и для комсомола) именно уверенность в возможности строительства своего будущего, т.е. сознательного исторического творчества были ключевым моментом в воспитании, важность которого отражена уже в I Программе РСДРП. Работа с молодежью началась еще до Октябрьской революции. И шла по двум направлениям. Парное заключалось в работе с молодили коммунистами, а их было очень много - например, в 1903 г. среда вступивших в партию 50^ были моложе 21 года. Второе - работа среди некоммунистической молодежи. В 1505 г. В.И.Ленин писал: "Молодежь решит исход борьбы, и студенческая и еще больше рабочая"^. Непроходимой границы между двумя направлениями не было. И в дореволюционное время можно найти их органический синтез, скажем в деятельности Южно-русской группы учащихся под руководством Донского комитета РСДРП/б/. П съезд РСДРП в своей революции всячески поддержал < .модеятельность молодежи, ее попытки самоорганизации. Эта позиция - позиция организационной самодеятельности, свободы самодеятельности, подчеркивалось и позже.
В послереволюционные годы, несмотря на частые попытки создч-шш узкопартийных молодежных организаций, В.И.Ленин и Н.К.Крупская подчеркивали, что чисто партийный характер придавать молодежи не следует, что не должно быть опеки над молодежью, что самые широкие слои молодежи должны быть втянуты в коммунистически ориентированные организации. Комсомол понтился и как средство и как цель пробуждения молодежных масс к активной социальной деятельности. УШ съезд РКП/б/ в 1919 г. принимает резолюцию: "Коммунистическая работа среди молодежи может пойти успешно только через самостоятельные организации, идущие под знаменем коммунизма, в которых молодежь могла бы проявить максимум самодеятельности, безусловно необходимой для ее коммунистического воспитания. Такой организацией является Российский коммунистический союз молодежи". И далее слово самодеятельность остается ключевым словом в воспитательной деятельности как партии, так и комсомола. В реальности, однако, комсомол часто отступал от теоретических деклараций, что наиболее ярко отразилось в стремлении разделить молодежь на детей рабочих и
1 Ленин В.И. ПСС. - Т. 9. - С. 247.
"прочих", что препятствовало развитию самодеятельности.
Проблема самодеятельности в изучаемый период поднималась на только в документах партии и комсомола, но и в трудах многих ученых-педагогов .
Можно выделить три основных направления в осмыслении проблемы самодеятельности. К первому следует отнести педагогов и ученых, стоявших на марксистских позициях - Н.К.Крупскую, А.В.Луначарского. Ы.М.Листрака и др. Эти педагоги не только декларировали ставку на самодеятельность и самоорганизацию учащихся, но понимали всю реальную сложность положения, отсталость страны. Для них было характерно диалектическое осмысление соотношения руководства и самостоятельности, видение, что без комсомола в роли авангарда, ведущего за собой молодежь, состоящего из молодежи, управляемого молодежью, без введения в жизнь школы демократических порядков, но с закреплением определенных норм ни о каком реальном развитии самодеятельности говорить невозможно.
Второе направление - теория свободного воспитания, с ее утопической идеей неограниченной самодеятельности. К.Н.Вантцель, П.П.Полянский, Н.И.Горбунов-Посадов играли значительную роль в руководстве школой и их идеи в сильной степени влияли на процессы в ней. Идеализкгование природы человека, неверная оценка исторической ситуации обракали на провал попытки развития самодеятельности. В то же время многие теоретики и практики этой теории активно эволюционировали, обогащая теорию (Блонскдй П.П., Шацкий С.Т.).
Третье направление представлено теоретиками комсомольской деятельности. долгое! время вообще отрицавшими школу П ступени. И отрицание школы и пошч.ание самодеятельности было связано с позицией в отношении производительного труда. А.Шохин, Л.Березов, А.Вейсман настаивали на необходимости труда с 15 лет и разворачивания системы народного образования на основе ШРМ и 111КМ, что нашло отражение в целой серии постановлений съездов, конференций комсомола, в решениях его ЦК.
В реальной практике между всеми тромя направлениями не было не проходи-мой границы, шла острая полемика. Но в одном сходились все - развитие самодеятельности возможно только через детские и юношеские общности и организации как форму ассоциирования и самодвижения. Тем не менее взаимодополняющего объединения не произошло. В конце 20-х годов восторжествовала административная линия, ограничившая поиски.
Во рторо!? щрЕе - "Особенности развития самодеятельности уча-
щихся-комсомольцев Единой трудовой школы в 1918-19.31 гг." дается широкий анализ практической работы по развитии самодеятельности учащихся-комсомольцев. В главе предлагается разделение исследуемого периода на два этапа: с 1918 по 1922 и с 1922 по 1931 годы. Ос-новнюценки, высказанные на У1 съезде РЛКСМ. Согласно'им, с 1922 г., т.е. с У съезда, начинается новый подъем, после спада, связанного с окончанием гражданской войны, существенным изменением социальной обстановки в стране после введения НЭПа и политического кризиса в 1921 г. Этап до 1922 г. можно считать временем организационного и деятельностного становления комсомола, что определяло и понимание развития самодеятельности.
Считается, что комсомол пришел в школу П ступени только в 1920г. Фактически же его ячейки действовали там ранее создания комсомола как такового. С самого начала 1918 г., а реально и до этого, здесь действовал Союз учащихся-коммунистов (до мая 1919 г., когда он на правах отдельной франции, но без права приема новых членов, вошел в РКСМ). Союз учащихся-коммунистов, безусловно, высокий пример самодеятельности, отмеченный В.И.Лвштым, посетившим его съезд.
Направления работы РКСМ в целом, учащихся-комсомольцев были самые разнообразные. Однако ни одно из них но замыкалось исключительно на школе. Комсомольцы, находившиеся в школе, постоянно ощущали связь с широкими социальными процессами вне ее стен. Политическая борьба, агитация и пропаганда, участие в мероприятиях и кампаниях, проводимых партией и комсомолом, собственная социальная активность давали учащимся-комсомольцам ощущение своей значимости, соотнесенности с общим развитием, чувство того, что творимое на их глазах будущее - результат и их труда. Вся деятельность комсомола в первые годы советской власти была погружена в эмоциональную атмосферу безграничности возможностей, реализации самых смелых идей, в праздничную уверенность в завтрашнее счастье.
В деятельности комсомола и школы по развитию самодеятельности легко видеть подтверждение теоретических посылок, изложенных в исследовании. Именно с ними была связана сравнительная успешность развития самодеятельности. Реализация данного процесса в те годы шла путем наиболее интенсивной деятельности по социальному преобразованию и формированию нового человека. В нашей работе мы сочла возможным искать их на только в традиционно выделяемых областях -идейно-политической, учебной, научно-техничеокой и т.д., но и в интегративных формах, в методах, тем самым сообщая качественно новое содержание.
К основным формам рао :иия самодеятельности учащихся-комсомоль-цаа относились: участие школьников в педагогичеокой работе внутри пколы при относительной свободе выбора предметов обучения и формы о*учег я .ерез школьные предметные комиссии; клубную работу, как 1>ор»лу свободной самоорганизации для дополнительного обучения и социальной жизни молодежи; работу в школьном-самоуправлении, школьнсм совете; включение в конкретные социальные акции с неограниченным спектром.
Методы в первую очередь предполагали автономность сообщества учащихся, сравнительно большую самостоятельность и независимость школышх ячеек (при жестком подчинении в принципиальных вопросах высшим органам), открытость для желающих участия в значительной части комсомольских мероприятий,широкую связь с жизнью вне стан школы.
Существовал и представительны? набор методов, от метода звеньев и групп до вовлечения несоюзной молодежи в деятельность ячейки,проявившийся во многих комсомольских делах: в политическом просвещении, в борьбе с "академизмом", в антирелигиозной пропаганда, в организации общественно-необходимой работы учащихся,в ликвидации безграмотности и детской безнадзорности,в осуществлении ученического самоуправления и др. Под методам вовлечения понимались и агитация,и пропаганда, и устройство ярких красочных праздников. Использовались и традиционные способы организации молодежной жизни и социализации молодежи. Так, были распространены старинные формы организации досуга - вечеринки,посиделки,где молодежь, порой, проводила весь вечер и всю ночь. Часто эти посиделки отличались вольностью нравов, были источником заболеваний, хулиганских выходок. Комсомол не мог пройти мимо этих посиделок. причем инициативу проявили низовые ячейки. Организовывались комс омольские посиделки, соединившие в себе рекреационные функции зрых посиделок и идейно-политические задачи комсомола. Это привело к росту самодеятельности, к созданию своей самости как комсомольцами, проявившими инициативу, так и несоюзной молодежью. В борьбе против религии учащиеся-комсомольцы не только .объясняли вред религии, но в организовывали свои карнавалы,ночные шествия и т.д., замещая постепенно прежнюю религиозную красоч-нооть и обрядовость.
Надо заметить, что основным моментом развития самодеятельности, яя главным методом было: строить работу на осознании самодеятельности,на самоопределении каждого индивида,на занятии своей позиции.
И до 1927/28 г. ставка в работе комсомола преимущественно была
сделана на осознании этого самоопределения в конкретных и изобретательных акциях и включении таким образом в самодеятельность.Как писал А.Шохин, "под добровольностью (перехода на позиции комсомола - А.Б.) мы понимаем неизбежную необходимость"^.
Один из очевидцев и участников, секретарь ЦК ВЛКСМ и А.И.Миль-чаков вспоминал (по свидетельству сына), что конфликт в идейной борьбе комсомола с противниками в середине 20-х гг. считался совершенно естественным и даже полезным для развития самодеятельности учащихся-комсомольцев,т.к. позволял самоопределиться и интенсифицировать самодеятельность. Но с 1928 г. на смену демократическим и "мирным" формам и методам идейной борьбы пришли грубо-административные, напоминающие о времени военного коммунизма рецрессиями про ■ тив всякого инакошолия, что выхолостило реальное содержание развития самодеятельности, хотя этот процесо и был достаточно длительный и завершился только в послевоенные годы.В условиях Советской страны тех лет свертывание демократии было вызвано объективными обстоитель ствами.Но этот же процесс с особенной наглядностью высветил необходимость именно демократических форм и методов развития самодеятельности, неприемлемость всяческой дискриминации и подавления, ограниченности и догматичности, утопичности и левацкого идеализма.
Можно по-разному оценивать опыт развития самодеятельности тех лет, но нельзя не замечать, что поколение, обучавшееся и воспитывавшееся в указанный период,при всех допустимых недостатках, оказалось жизнестойким, решительным, сумело выиграть войну, индустри ализировать страну - нельзя.
В заключении кратко подводятся итоги исследования и формулиру ются выводы.
Процесс развития самодеятельности шел .в изучаемые годы нераыь. мерно. Если, с одной стороны, сапа суть пролетарской революции заключалась в раскрепощении самодеятельности, то, с другой, оообьи ности жизни в стране не позволили эту задачу полностью решить. Недостаточное развитие производительных сил, политическая отсталость населения, различные отступления от марксистской теории - тому чина. В то же время удалось достичь и значительных успехов за с че ( революционного пробуждения творчества маос, стихийного использс'-ч ния традиционных методов социализации, частичного использовании марксистской теории.
Раскрепощение деятельности молодежи дало невиданное богатеи... самостоятельно найденных форм и методов развитая самодеятепънтп;
Шохин А. Комсомол и школа. - М.-Л,, 1928.
Преодоление веками складывавшихся сословных границ, слом иерархии расширили общение, собственно производство человека, насытили деятельность учащихся-комсомольцев (не только их) ощущением праздничного всемогущества и рукотворности будущего. Одновременно шли и' противоположные процессы, ведущие к окостенелости и начетничеству, к свертыванию самодеятельности.
Понять специфику самодеятельности невозможно, занимаясь поисками конечных форл ее развития. Так, в документальном перечислении работа современной школьной ячейки очень богата, однако на практике дело подчас обстоит прямо противоположным образом. Комсомолец в 20-е годы, приступая к какому-либо делу совершенно не мог быть уверенным в его успехе, для этого требовалось все его личное участив, самоопределение. Успех шш неудача представала перед ним пряло, в то время как сейчас он действует с заранее предсказанным результатом. Учитель для комсомольца 20-х был человеком, в отношении которого так не надо самоопределиться. Враг это или друг, заслужен его авторитет или нет. Самый высокий комсомольский руководитель был хоть авторитетен, но иерархически не вознесен. В конечном счете, будущее еще предстояло построить, оно было, тагам образом, открыто и доступно для творчества. Для нынешнего же школьника будущее до недавнего времени явлено в единственном варианте, не подлежащем никакому сомнению.
Проблема самодеятельности и ее развития все вде недостаточно осмыслена теоретически и обоснована психологически, во многих работах, затрагивающих ее, она понимается узко-служебно, как проотая активность или инициатива.
И потому огшт и уроки развития самодеятельности 20-х годов актуальны и сейчас.
Многие метода и формы развития самодеятельности учащихся-комсомольцев могут быть при соотЕетствукщей адаптации наполнены необходимым идейным и культурным смыслом и использованы в современных условиях. Клубы, о их демократической организацией, ученическая печать и еа многообразие (чисто стихийно эти идеи всплывают и сегодня), дочерние и ассоциированные неявно политические формы организации молодежи (тогда ликбез или "легкая кавалерия", сейчас -экология или социальная справедливость, новые формы культуры) представляют огромный интерес и для нынешних практических работников школы и комсомола. Но самое главное - участие мгдаде'Л, уп-щихся-комсомольцев в перестройке, без включения л исс-т^тлу?. ст-»(деятельность, нпвозмо^но.
.Осдшо.а. содержаний дммдтацю .отито. л дйшядядц.
1. Школа в комосмол (глава в монографии) // Развитие идей
A.С.Макаренко в теории и методике воспитания / Под ред. Коротова
B.М. - М.: Педагогика, 1989.
2. Некоторые аспекты развития самодеятельности в современной психодого-педагогичеокой литературе. - Деп. в ШНИ "Школа и педа- . гогика НИИ ОП АПН СССР", 1987.
3. Истока молодежных движений // Советская педагогика. - 1989.
4. Некоторне возможности иоторико-культурного подхода к педагогическом исследовании проблемы самодеятельности молодежи. - Деп. в ОДНИ "Школа и педагогика НИИ ОП АПН СССР", 1988.
* 6