Темы диссертаций по педагогике » Теория, методика и организация социально-культурной деятельности

автореферат и диссертация по педагогике 13.00.05 для написания научной статьи или работы на тему: Духовно-нравственное развитие личности на основе русской традиционной культуры в современных социально-культурных условиях

Автореферат недоступен
Автор научной работы
 Нестеренко, Алла Васильевна
Ученая степень
 кандидата педагогических наук
Место защиты
 Москва
Год защиты
 2001
Специальность ВАК РФ
 13.00.05
Диссертация по педагогике на тему «Духовно-нравственное развитие личности на основе русской традиционной культуры в современных социально-культурных условиях», специальность ВАК РФ 13.00.05 - Теория, методика и организация социально-культурной деятельности
Диссертация

Содержание диссертации автор научной статьи: кандидата педагогических наук, Нестеренко, Алла Васильевна, 2001 год

Введение

Глава 1. Педагогический потенциал русской традиционной культуры и проблемы его реализации в современных социально-культурных условиях V.

1.1 Идеи русских философов и просветителей о духовно-нравственной сущности русской традиционной культуры

1.2 Проблемы духовно-нравственного развития личности в культурно-историческом контексте

1.3 Социальная значимость развития традиций русской культуры современных социально-культурных условиях

Глава 2. Реализация социально-педагогического потенциала русской традиционной культуры в современных социально-культурных условиях

2.1. Аксиологическая модель образования на основе традиций русской культуры

2.2. Эффективность экспериментальной модели образования

2.3. Этнопедагогическая подготовка специалистов по народному художественному творчеству как фактор развития личности на основе русской традиционной культуры

Введение диссертации по педагогике, на тему "Духовно-нравственное развитие личности на основе русской традиционной культуры в современных социально-культурных условиях"

Актуальность проблемы исследования обусловлена противоречиями между реальными потребностями общества в сохранении и развитии высших духовно-нравственных ценностей отечественной традиционной культуры и недостаточно эффективной реализацией ее педагогического потенциала в современных социально-культурных условиях.

Перспективные задачи возрождения традиционных культур русского и других народов России отражены в ряде федеральных и региональных программ и проектов, в том числе - в Федеральной программе «Развитие и сохранение отечественной культуры и искусства». В последние годы во многих регионах России реализуются программы возрождения народной художественной культуры, в которых участвуют как социально-культурные учреждения, так и учреждения образования.» В 1999г. состоялось совместное заседание Коллегии Министерства культуры РФ и Министерства образования РФ, в материалах которого нашли широкое отражение проблемы развития межведомственного взаимодействия в процессе развития этнохудожественного образования.

В «Национальной доктрине развития образования в Российской Федерации», утвержденной в 2000г., подчеркиваются задачи обеспечения исторической преемственности поколений, сохранения, распространения и развития национальной культуры. Эти же задачи ставятся в постановлении правительства г. Москвы «О школах с этнокультурным компонентом» и других документах. При правительстве Москвы создан центр межнационального образования «Этносфера», в работе которого важное внимание уделяется обогащению современного содержания образования материалами о традиционной культуре народов России.

•5 Этнокультурное (в том числе этнохудожественное) образование обладает широкими возможностями для формирования духовно-нравственной личности средствами традиционной отечественной культуры. Оно может способствовать гармонизации системы отношений ((человек-природа», «человек-социум», «человек-семья» и «человек-человек».

Важнейшей функцией этнохудожественного образования в современных условиях должно стать сохранение и развитие национального самосознания россиян, а также противодействие разрушающим национальный менталитет народа влияниям агрессивной информационной среды. •

Пропаганда средствами массовой информации и другими информационными источниками несвойственных исторической психологии российского сознания ценностей и идеалов представляет серьезную опасность для судьбы России и ее нового поколения. 0 Размывание культурно-исторических и национально-культурных традиций может стать серьезным фактором духовной деградации общества, усиления таких негативных тенденций в социокультурной сфере как рост наркомании и подростковой преступности, распад семейных устоев как традиционного института воспитания подрастающего поколения, утрата ценностей материнства, отцовства, семьи и т.д.

С развитием этнокультурного образования связано решение и другой важнейшей проблемы социокультурной сферы - создание и сохранение целостного культурного пространства России, в котором бы получили равные возможности для развития своих лучших национально-культурных традиций каждый из народов. *

Решению этих проблем уделяется большое внимание в Московском государственном университете культуры и искусств, где на кафедре «Теории и истории народной художественной культуры» в течение почти десяти лет ведется комплексное межвузовское исследование по теме «Преемственная система этнокультурного образования», в которой автор данной диссертации принимает участие с 1995 г.

В этом исследовании специальное внимание обращается на роль этнокультурного образования как фактора совершенствования деятельности социально-культурных учреждений на основе национально-культурных традиций.

Степень научной разработанности проблемы.

4 Проблемы духовно-нравственного развития личности на основе традиций отечественной культуры и подготовки специалистов в области народного художественного творчества получили освещение в трудах Т.Н. Баклановой, Н.М. Сокольниковой, Л.А. Рапацкой, Т.Я. Шпикаловой, М.Ю. Новицкой, Т.И. Петраковой, Т.К. Рулиной, М.С. Жирова, СЛ. Ермоловой и других авторов.

В работах Т.И. Баклановой особое внимание уделено теоретическому обоснованию роли традиционной русской культуры в духовно-нравственном воспитании, самопознании, самосовершенствовании и оздоровлении человека.

Т.Я. Шхшкалова и Н.М. Сокольникова разработали теоретические и научно-методические основы повышения роли русского народного декоративно-прикладного и изобразительного искусства для формирования у детей национального самосознания и творческих способностей.

Л.А. Рапацкая внесла большой вклад в создание теоретических и методических основ преподавания русской художественной культуры в школе и в гуманитарном вузе.

М.С. Жиров выявил специфику региональных моделей этнохудожественного образования, а М.Ю. Новицкая является известным автором программы и методических разработок по курсу «Введение в народоведение».

- Истоки разработки проблем духовно-нравственного становления личности обнаруживаются еще в античной философии, прежде всего, в трудах Платона, Сократа, Аристотеля; в трудах римских стоиков - Сенеки, Марка Аврелия; мыслителей Т. Кампанеллы, Д. Локка, Ж.Ж. Руссо и др. В своих педагогических концепциях Я.А. Коменский, Ж.Ж. Руссо подчеркивали значение народных основ духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения.

В России в XIX - XX вв. пристальное внимание вопросам поиска нравственности и духовности, выработки национального самосознания народа было уделено в теоретическом наследии К.С. Аксакова и И.С. Аксакова, М.М. Бахтина, Н.А. Бердяева, С.Н. Булгакова, Н.Я. Данилевского, И.А. Ильина, И.В. Киреевского, А.Ф. Лосева, И.О. Лосского, В.В. Розанова, А.С. Хомякова, B.C. Соловьева, П.А. Сорокина, Е.Н. Трубецкого, Г.П. Федотова, С.Л. Франка, П.А. Флоренского, Л.И. Шестова и других. Они пытались понять и объяснить сущность и природу духовного, определить ведущие черты русского духовного характера, раскрыть содержание абсолютных духовных ценностей и идеалов наиболее типичных для русского человека.

Проблемам разработки духовных основ национального самосознания посвящены классические труды культурологов, этнологов К.Н. Леонтьева, Н.Я. Данилевского, Л.Н. Гумилева, Г.Д. Гачева и др. Определяя самобытность культуры как основу живой связи с психикой этноса, этнологи (школа Л.Н. Гумилева) не отождествляют самобытность культуры с первобытными культурными формами, возникшими в древности и не связанными с психикой современных носителей культуры.

Огромное влияние на создание гуманистической направленности в отечественном образовании оказали психолого-педагогические теории, разработанные в трудах российских ученых. Развитие культуры личности в национальной антологии обращено к постижению духовных основ традиционной русской культуры, начиная с педагогических трудов К.Д. Ушинского, Л.Н. Толстого, В.В. Розанова, И.А. Ильина. Н.И. Пирогова, П.Ф. Каптерева, С.Т. Шацкого, Н.Н. Блонского и др. Эти выдающиеся педагоги связывали проблему духовно-нравственного развития личности с идеями свободного национального воспитания, становления творческой натуры и русского характера, где главным духовным стержнем личности являются общечеловеческие и христианско-православные идеалы и ценности.

К проблемам, связанным с выявлением природы духовно-нравственных идеалов, обращались такие современные исследователи как Л.С. Зорилова, Н.И. Воронина, В.Н. Духанина, Г.Ф. Карпова, А.В. Кезин, И.Ф. Гончаров и другие.

Эти проблемы в контексте культурно-исторической психологии сознания рассматриваются в трудах выдающихся психологов Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, А.Р. Лурия, С.Л. Рубинштейна, Д.Б.

Эльконина и др. Подход Л.С. Выготского к развитию личности, как к процессу «напластовывания» генетического контекста культурного поведения, поддерживается этнологическими позициями, для которых характерно, что этнические образования (культура) возникли в самые первые периоды культурного развития и сохранили принцип построения деятельности и прообраз всех форм поведения.

Особое внимание уделяется исследованиям Психологического института РАО в области экологической психологии и проектирования образовательных сред в контексте работ В.В. Рубцова, В.И. Панова, В.А. Яаша, С.Д. Дерябо и др.

Данное исследование проводилось в рамках эксперимента Московского Комитета Образования по теме: «Создание новой модели образования на принципах интеграции детской деятельности» по программе Добровольного Благотворительного Общества «Экополис и культура» (М.П. Ролик), а также комплексного исследования Московского государственного университета культуры и искусств по теме: «Преемственная модель этнокультурного образования» (Т.И. Бакланова).

Актуальность рассматриваемой проблемы и ее недостаточная теоретическая и методическая разработанность дали основание для выбора темы исследования.

Цель исследования; разработать и обосновать педагогические основы духовно-нравственного развития личности ребенка в процессе освоения русской традиционной культуры в современных социально-культурных условиях.

Задачи исследования:

1. Осуществить анализ реального состояния теории и практики духовно-нравственного развития личности детей дошкольного и младшего школьного возраста на основе традиционной русской культуры.

2. Раскрыть педагогический потенциал русской традиционной культуры в современных условиях, ее роль в формировании и развитии художественной культуры личности, экологическом воспитании и оздоровлении детей через освоение ими лучших духовно-нравственных ценностей и идеалов русского народа.

3. Апробировать преемственную аксиологическую модель развития личности на основе традиционной русской культуры на довузовском и послевузовском уровне.

4. Определить педагогические технологии внедрения аксиологической модели образования на основе ценностей и идеалов русской традиционной культуры.

4. Выявить педагогическую эффективность данной экспериментальной аксиологической модели образования.

5. Разработать научно методические рекомендации по внедрению данной модели и по подготовке специалистов соответствующего профиля в вузах культуры и искусств.

Объект исследования — деятельность образовательного учреждения по духовно-нравственному развитию личности на основе ценностей и идеалов русской традиционной культуры.

Предмет исследования - процесс формирования духовно-нравственных качеств личности средствами традиционной русской культуры.

Гипотеза исследования состоит в предположении о том, деятельность образовательного учреждения нового типа «Начальная школа - детский сад» на основе традиционной русской культуры создает предпосылки для эффективного духовно-нравственного развития детей: формирования их экологической и художественно-эстетической культуры, коррекции их психофизического развития, способствующей оздоровлению ребенка и гармонизации его интеллектуального и эмоционального развития.

Необходимыми педагогическими условиями реализации педагогического потенциала русской традиционной культуры являются: реализация в практической педагогической деятельности преемственной интегрированной образовательной системы «Традиционная русская культура в целостном образовательном пространстве образовательного учреждения «Начальная школа - детский сад» (Т.И.Бакланова) и создание креативно развивающей образовательной среды на основе символического образа традиционного русского дома;

- специальная подготовка кадров - педагогов этнокультурологов в области теории и истории народной художественной культуры в вузах культуры и искусств для работы в условиях преемственной модели этнохудожественного образования на основе русской традиционной культуры.

Методологическую основу исследования составляют идеи русских мыслителей Н.А. Бердяева, Г.Д. Гачева, JI.H. Гумилева о русском национальном характере и национальных образах мира с учетом идей о системе реконструирования личности в контексте культурно-исторической теории развития психики и сознания Л.С. Выготского, А.Р. Лурия и теории деятельности Л.С. Рубинштейна и А.Н. Леонтьева.

Базы экспериментального исследования: государственное образовательное учреждение «Начальная школа —детский сад» № 1664 г.Москвы, являющееся одним из учреждений, входящих в состав экспериментальных площадок Московского Комитета Образования, работающим над созданием новых моделей столичного образования, а также Московский государственный университет культуры и искусств, кафедра теории и истории народной художественной культуры.

Организация и методы исследования. Исследование проходило на протяжении 1995 - 2000 гс, включая три этапа, на каждом из которых применялись различные исследовательские методы, соответствующие характеру решаемых задач.

На первом этапе (1995-96 гг.) был произведен анализ исходного состояния этнокультурного образования с использованием эмпирических методов (анкетирование, анализ учебной и методической литературы и документации; наблюдение за деятельностью ряда образовательных учреждений г. Москвы - УВК «Детский сад - начальная школа» №№ 1661, 1659, 1672, 1667, 1654, 1656; средних школ - № 683, 1602 и образовательных учреждений Московской области г. Лобня).

На констатирующем этапе результаты исследования, проведенного в ряде образовательных учреждений, показали, что в сложившейся практике общего и дополнительного образования содержание гуманитарных дисциплин, в частности художественно-эстетического образования, слабо связано с отечественным культурным наследием и осуществляется фрагментарно без перевода во внутренний план личности. В ходе исследования выявлен низкий уровень художественных и познавательных интересов учащихся, в детских работах проявлялась ярко выраженная «американизация» интересов школьников, коррелирующая с высоким уровнем тревожности и агрессивности обследуемых детей и подростков.

В ходе исследования были выявлены и другие проблемы: ограничение содержания этнокультурного образования лишь почвенным, простонародным (архаичным) пластом русской традиционной культуры; псевдонародность и искажение традиций в содержании и формах этнокультурного образования, обусловленные недостаточной оснащенностью педагогов методами трансляции этнокультурного опыта; мозаичность и дискретность этнокультурного образовательного процесса; неразработанность педагогических механизмов интеграции этнокультурных дисциплин; отсутствие преемственной связи между различными уровнями этнокультурного образования и др.

Преодоление этих проблем потребовало проектирования целостной образовательной системы, моделирования образовательной среды учреждения, его внешних взаимосвязей, а также целенаправленного отбора содержания, форм, методов и приемов, средств педагогического процесса с учетом преемственности всех ступеней образования, начиная с дошкольного возраста как важнейшего этапа духовно-нравственного развития личности.

На втором этапе (1996-97 гг.) автор принимала участие в разработке концепции «Русская традиционная культура в целостном образовательном пространстве образовательного учреждения «Начальная школа - детский сад» под научным руководством Т.И. Баклановой и осуществляла организацию формирующего этапа эксперимента и педагогической деятельности образовательного учреждения и разработки педагогической технологии эксперимента.

На этом этапе были разработаны основные критерии эксперимента и проведены замеры исходного уровня духовно-нравственного развития детей (ценностный ориентации школьников, уровень их интеллектуального, психо-эмоционального, художественно-творческого развития), а также было проведено медицинское обследование состояния здоровья детей.

На данном этапе совместно с авторским коллективом педагогов экспериментальной площадки были разработаны принципы отбора содержания образования и поэтапно внедрен с постоянным педагогическим самоанализом и психолого-диагностическим сопровождением комплекс интегрированных образовательных программ «Русская традиционная культура» для дошкольников и младших школьников, созданный на основе взаимосвязи содержания базовых и культурологических дисциплин общего и дополнительного образования. В этот комплекс вошло 5 авторских образовательных программ диссертанта для дошкольников и младших школьников.

Особое внимание на этом этапе уделялось созданию в учреждении этнокультурной предметно-развивающей и социокомфортной образовательной среды, в конторой нашли отражение семантические основы русской традиционной культуры.

На третьем этапе эксперимента (1998-2000 гг.) автором диссертации совместно с творческим коллективом педагогов были разработаны методические рекомендации к комплексу интегрированных образовательных программ «Русская традиционная культура» и проведен анализ эффективности образовательной модели с использованием эмпирических методов: наблюдения, тестирования, анкетирования, беседы, изучения продуктов детской деятельности. ,

На основе разработанных критериев в ходе проведенного исследования была выявлена позитивная динамика духовно-нравственного развития детей, которая проявлялась в изменении ценностных ориентаций школьников, росте этнохудожественных интересов и познавательной активности школьников, повышении уровня интеллектуального развития, развитии художественно-творческих способностей детей, снижении показателей тревожности, улучшении показателей здоровья и снижении заболеваемости детей.

На этом этапе была апробирована технология реализации в педагогическую практику данной модели образования. Автором были разработаны методические рекомендации для педагогов по внедрению аксиологической модели образования и работе с детьми дошкольного и младшего школьного возраста. Данные рекомендации легли в основу учебного курса для студентов МГУКИ по курсу «Методика преподавания народной художественной культуры».

Научная новизна и теоретическая значимость исследования состоят в следующем:

1. Раскрыт психолого-педагогический потенциал традиционной русской культуры, оказывающий позитивное влияние на духовно-нравственное развитие личности в современных социально-культурных условиях.

2. Выявлены роль и место дошкольного учреждения и начальной школы в преемственной модели непрерывного этнокультурного образования и в довузовской подготовке будущих педагогов -этнокультурологов и специалистов в области народного художественного творчества.

3. Установлено, что обновленное содержание общего, дополнительного и специального образования на основе традиционной русской культуры позволяет более эффективно решать актуальные проблемы интеллектуального, творческого и духовно-нравственного развития личности в преемственной системе этнохудожественного образования.

4. Определены организационные условия внедрения аксиологической модели этнокультурного образования с учетом специфики локальной социокультурной среды.

Практическая значимость данного исследования состоит в том, что его результаты внедрены:

• в деятельность Московского государственного'университета культуры и искусств; в содержание учебного курса «Методика преподавания народной художественной культуры» для студентов МГУКИ, обучающихся по специальности «Народное художественное творчество»;

• в деятельность образовательного учреждения № 1664 «Начальная школа - детский сад» г. Москвы; в содержание образовательного процесса на основе комплекса авторских интегрированных образовательных программ с этнокультурным компонентом для дошкольников и младших школьников: «Сказочный мир», «Сказители», «Считалочка», «Маленькие мастера и хозяюшки», «Литературно-поэтическое творчество»;

• Результаты исследования могут найти прикладное применение в деятельности разных социально-культурных учреждений.

Апробация преемственной модели образования на основе культурно-исторических традиций проводилась на международной научно-практической конференции:

- «Народная художественная культура: перспективы развития и подготовки кадров», проходившей в Московском государственном университете культуры (1996 г); на конгрессе Международной академии информатизации (1996 г.);

- на международных и всероссийских научно-практических конференциях, проводимых в Москве, Белгороде, а также в Белоруссии.

- Опыт работы по внедрению экспериментальной модели образования получил позитивную оценку на проведенных совместно с МГУКИ семинарах в образовательном учреждении «Начальная школа - детский сад» № 1664 для педагогов Москвы, Вологды, Пскова, Твери, Белгорода, Тамбова и других регионов России и некоторых стран СНГ.

- Экспериментальная модель была представлена международным делегациям руководителей образовательных учреждений Графства Кент (Великобритания) и американских коллег.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Современные проблемы становления личности в сложной социально-культурной среде в немалой мере обусловлены отрывом сложившейся педагогической практикой от отечественных национально-культурных традиций.

2. Одним из факторов духовно-нравственного развития личности является обновленное содержание общего и специального образования на основе русской традиционной культуры.

3. Эффективность экспериментальной модели духовно-нравственного развития личности достигается средствами русской традиционной культуры в интегрированном пространстве образовательного учреждения, открытого в социум и взаимосвязанного с семейной педагогикой и этнопедагогическими традициями.

Структура диссертации подчинена цели и задачам исследования. Она состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии и приложения. В работе содержатся таблицы и графики, схемы, анкеты, программа и сценарии занятий и праздников.

Заключение диссертации научная статья по теме "Теория, методика и организация социально-культурной деятельности"

Выводы ко 2 главе.

Задачи обращения к ценностям русской традиционной культуры в современной социально-культурной деятельности позволяют по-новому подойти к построению образовательного пространства, В ходе экспериментального исследования была выстроена новая модель образования на основе русской традиционной культуры и определена ее эффективность Концептуальное обоснование, структура, методическое обеспечение модели, описанные в первой части главы, строятся на основе аксиологических доминант русского народа. Целью аксиологической модели является духовно-нравственное развитие детей, пробуждение стремления к совершенству через познание ценностей отечественной культуры, что в данном опыте построения аксиологической модели идет через этнокультурную направленность образования.

Полагая этнохудожественную деятельность стержнем образования, позволяющей интегрировать уровни образования, имеется в виду не какой-то отдельный вид этой деятельности, а целостный, единый комплекс деятельностей, выстраиваемых в образовательном процессе на этнокультурной основе. При этом деятельность понимается как способ «вхождения» в жизнь, способ инициации (проверки взросления ребенка), как естественное бытие личности, но не как ремесло, а как естественная природа человека, его сущность. В контексте диссертации духовно-нравственные ценности русской традиционной культуры направляют всю художественно-творческую деятельность детей, способствуя раскрытию и развитию творческого потенциала личности. Особо следует подчеркнуть психотерапевтический эффект этнохудожественной деятельности, выступающей инструментом социальной терапии, корректируя личностное развитие ребенка, помогая ему лишиться страхов, комплексов, открывая неограниченные возможности саморазвития личности.

Духовно-нравственное развитие личности в данной модели образования, основанной на создании культуро и природосообразной образовательной среды, благоприятно отражается на психо-эмоциональном, интеллектуальном, экологическом и художественно-творческом развитии личности, что было доказано в ходе исследования.

Духовно-нравственное развитие личности рассматривается как непрерывный процесс формирования идеальной и социальной потребностей, проявляющихся в стремления к совершенствованию, к желанию принести пользу, сделать доброе дело, прийти на помощь, доставить радость людям. Это возможно в условиях новой модели образования, созданной на основе ценностей русской культуры, и только совместными усилиями педагогов общего и дополнительного образования, родителей, психологов, через включение в содержательный аспект образования социально-культурной деятельности, с привлечением к совместной работе музеи, выставки, театры и т.д.

Заключение.

Обобщение результатов проведенного исследования позволило нам сделать следующие выводы.

Современная ситуация характеризуется развитием новых педагогических парадигм, среди которых особо выделяется парадигма духовно-нравственного развития личности, активно разрабатывающаяся еще в начале XX века отечественными философами и просветителями. Возрождение и утверждение идей духовно-нравственного развития личности на рубеже XX — XI века обусловлено социально-культурными условиями в стране, актуальностью проблемы поиска наиболее значимых ценностей культуры и образования для духовно-нравственного развития подрастающего поколения и проблемы сохранения и развития национального культурного достояния русского и других народов России.

Из многоаспектного рассмотрения проблемы духовно-нравственного развития личности в ходе исследования выявлена проблема отрыва реальной педагогической практики от ценностей и идеалов русской традиционной культуры. Раскрывая сущность традиционной русской культуры в ходе нашего исследования, выявлен ее педагогический потенциал, формирующий лучшие черты характера этноса. Это позволило отобрать для решения актуальных современных проблем детства в качестве семантической основы аксиологической модели образования следующие духовно-нравственные ценности и образы-идеалы русской традиционной культуры:

- традиционное отношение русского народа к родной земле, как к родной матери, кормилице, главной святыне, которую необходимо беречь, охранять, защищать;

- бережное отношение к родной природе, отраженное в древнеславянских мифах, культе растений, и водных источников, календарных народных праздниках и обрядах;

- традиционное отношение русского народа к производительному труду на родной земле, как к самому почетному делу и главному источнику жизненного благополучия;

- традиционное отношение к матери, почитание предков, к семье, к людям, воплощенное в образах идеалах человека, среди которых особую ценность составляют образы русской красавицы, героя русского богатыря, добрых матушки и батюшки, дружных сестер и братьев);

- традиционное представление о красоте человека, неразрывно связанное с его нравственными добродетелями (добротой, отзывчивостью, трудолюбием, милосердием, нестяжательством и т.д.), отраженными в православии.

Выявленные в ходе теоретического исследования ценности русской традиционной культуры послужили основой концепции создания аксиологической модели образования (Т.И.Бакланова), методологическую которой составляют идеи Н.А. Бердяева, И.А.Илыша, К.Д.Упшнского и др.; культурно-историческая теория Л.С.Выготского, А.Р.Лурия, А.Н.Леонтьева и др., а также современные исследования в области педагогики и психологии. Разработанная концепция создания новой аксиологической преемственной модели образования предусматривает структурные и функциональные изменения образовательного учреждения, а также обновление содержания образования. На основе разработанной интегрированной образовательной системы «Русская традиционная культура в целостном образовательном пространстве учреждений «Детский сад» - «Школа» —«Вуз» строится все образовательное пространство новой модели образования, включающей содержание образовательного процесса, его направленность на социально-культурную деятельность и содержание образовательной среды учреждения.

В данную модель входят модули единой образовательной среды, интегрирующиеся на основе образа традиционного русского дома, модули «Начальной школы» и дошкольного звена, а в дальнейшем их продолжение в «Средней школе» и вузе; структурно-функциональный модуль, изменения обусловлены появлением специалистов дополнительного образования; социокультурный модуль, позволяющий объединить педагогов, родителей и детей.

Структура и содержание аксиологической модели представляет единое целое, благодаря отражению в каждой ее части исходных положений концепции.

Эффективность образовательной модели подтверждена результатами проведенного исследования на основе разработанных критериев: интеллектуального, психо-эмоционального и художественно-творческого развития личности, а также развития положительной динамики ценностных ориентаций личности, потребностей и интересов. Важнейшим показателем эффективности аксиологической модели образования является снижение заболеваемости детей.

Аксиологическая модель дает возможность комплексно использовать базовое и дополнительное образование, разнообразить методику работы с детьми, не нарушая классической системы обучения, но обновляя ее креативными методами и духовно-нравственным содержанием.

В нашем исследовании представлен алгоритм создания аксиологической модели образования, семантическое пространство которой строится на основе духовно-нравственных ценностей русской традиционной культуры. Это способствует формированию у ребенка ценностного отношения к Родине (родному дому, семье, родной природе), к труду и образованию, к культурному наследию своего народа. Осуществление данной задачи становится возможным благодаря включению в педагогический процесс этнохудожественных видов деятельности, выстраивающихся на основе художественных образов «Доброго молодца» и «Богатыря» — тружеников и защитников родины, Земли русской, «Добрых матушки и батюшки», «Красной девицы», дружных братьев и сестер, дружной семьи.

Универсальность алгоритма заключается в том, что на его основе можно выстроить аксиологические модели образования с любым этнокультурным компонентом, в которых образование будет направлено на реализацию задач духовно-нравственного развития детей.

В ходе исследования были отобраны адекватные целям и задачам эксперимента методы работы с детьми, положенные в основу курса «Методика преподавания этнокультурных дисциплин в образовательных учреждениях нового типа». Овладение студентами методами работы с детьми в ходе практической этнокультурной образовательной деятельности, включение их совместный творческий педагогический процесс, наставничество опытных педагогов способствовали формированию аксиологической позиции студентов и повышению уровня их профессиональной подготовки.

В ходе данного исследования мы подтверждали выдвинутую гипотезу - о том, что преобладающая в современных условиях модель образования, не в полной мере обеспечивает решение задач духовно-нравственного развития личности, связанных с гармонизацией психо-эмоционального и интеллектуального развития, развитием мировоззрения и ценностных ориентаций личности, ее социализацией и психолого-педагогической коррекцией, укреплением здоровья. Эффективное решение комплекса этих задач, направленное в широком смысле на трансформацию массового сознания в русле российской культурно-исторической психологии, возможно только в условиях аксиологической модели образования. Данная модель является наиболее близкой естественному развитию всего живого -человека, природы, общества; отражающая своеобразие этноса, его исторически сложившиеся ценности и идеалы, которые в содержании образования выступают ядром интеграции и определяют способ организации и функционирования всей образовательной системы.

Исследование не исчерпывает всех аспектов рассматриваемой проблемы. Дальнейшая перспектива развития аксиологических моделей этнокультурного образования связана с необходимостью исследования организационно-правовой структуры, кадрового обеспечения, включая нормативно-правовую базу и учебно-методическое обеспечение. Необходимы также качественные изменения теории духовно-нравственного формирования личности, так как не все социальные преобразования, современное информационное пространство создают духовно-нравственные ориентиры, определяющие и формирующие мировоззрение будущего поколения.

Невозможно было решить проблемы, связанные с духовно-нравственным развитием личности на основе русской традиционной культуры и внедрением аксиологических моделей образования, эффективность которых была выявлена в процессе данного исследования.

К таким проблемам относятся: исследование арттерапевтических возможностей влияния различных средств традиционной русской культуры на духовно-нравственное развитие личности; вопросы методологического оснащения и комплектования диагностиками этнокультурного развития детей; информационное сопровождение духовно-нравственного развития и др.

Данное исследование позволяет наметить пути дальнейшего развития теории и практики в области развития теории и методики социально-культурной деятельности, а также позволяет обозначить путь духовно-нравственного развития личности, о чем мечтали русские философы и просветители прошлого века.

Список литературы диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Нестеренко, Алла Васильевна, Москва

1.В. Игра формирует душу ребенка. // Мирпсихологии; 1998, № 4, С. 74-81.

2. Абраменкова В.В. Социальная психология детства: ребеноксреди взрослых и сверстников в онто и филогенезе. //Мир психологии; 1996, № 4, С.74-81

3. Абрамян Э.Г. Инновация и стереотип изация как механизмы развития этнической культуры. // Методологические проблемы этнических культур: материалы симпозиума. Ереван, 1978, С. 98.

4. Андреев А. Мир тропы: очерки по этнопсихологии. СПб., 1998, С.222-224

5. Арсеньев Н. Духовная традиция русской семейной культуры. // Московский журнал, 1993, № 13, С. 4-9о Афанасьев А.Н. Древо жизни. Избранные статьи. -М., 1982, Щ 232с.

6. Афанасьев А.Н. Народ. Художник. Миф. Фольклор.

7. Литература. -М., 1986, 342с.

8. Бай бури н А.К. Ритуал в традиционной культуре. -СПб., Щука,1993, 238с.

9. Бакланова Т.И. Международный проект этнохудожественногообразования «Русская художественная культура» // Тезисы научно-практической конференции. М., 1994, 228 с.

10. Баранова И.И.; Полякова Л.Ф. Материалы по детству ивоспитанию в коллекциях ГМЭ народов СССР по русской этнографии. // Мир детства в традиционной культуре народов СССР, 4.2, Л., 1991, 234 с.

11. Бахтин В.А. Эстетическая функция сказочной фантазии. М.,1. Саратов, 1972, 524 с.

12. Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная педагогикасредневековья и ренессанса. М,, 1990, С.19 - 45

13. Белов В.И. Лад. Очерки о народной эстетике. Пьесы. // В.И.

14. Белов. Избранные произведения в Зтг. М., 1982; т. 3, 493 с.

15. Бердяев Н.А. Русская идея // Основные проблемы русскоймысли XIX -начала XX века. М., 1997, 541 с.

16. Бердяев НА. Философия неравенства. —М., 1990, 428 с.

17. Бердяев Н. А. Я и мир объектов. Опыт философии одиночестваи общения.// Философия свободного духа. М., 1994, С.230-317

18. Бердяев Н.А. О назначении человека: опыт парадоксальнойэтики. М., 1993, 324 с.

19. Бердяев Н.А. Судьба России. // Н.А. Бердяев Русская идея. —1. М., 1997, 541 с.

20. Бердяев Н.А. Русская идея -М., 1997, 540с.

21. Бердяев Н.А. Новое средневековье.// Н.А. Бердяев Философиятворчества в 2 тт. -М., 1994, 342 с.

22. Боброва Е. Ю. Основы исторической психологии. СПб.,1997, 235с.

23. Болонев Ф.Ф. Народный календарь семейских Забайкалья1. Новгород, 1978, 143 с.23 БСЭ -М, 1978, Т.28, С.613

24. Булгаков С.Н. Два града. Исследование о природеобщественных идеалов. М, 1911, 286 с.

25. Булгаков С.Н. Свет невечерний: созерцание и умозрение. М.,1994, 416 с.

26. Буслаев Ф.И. Исторические очерки русской народнойсловесности и искусства. Т.1, СПб., 1861, 236 с.

27. Буслаев Ф.И. О народной поэзии в древнерусской литературе.-М., 1990, 342 с.

28. Бычков В.В. Русская средневековая эстетика Х1-ХУ11 в. -М.,1995, 637 е.: ил.

29. Василенко В.М. Русское прикладное искусство: истокистановления. —М., 1977, 404 с.

30. Васшпок Ф.Е. Психология переживания. — М., 1987, С. 130-146

31. Васильева Ю.В. Лекции по социальной педагогики (наматериалах отечественного образования) —М., 1998, 424 с.

32. Веселовский А.Н. Историческая поэтика. Л., 1989, 404 е.: ил.

33. Витгенштейн Л. Заметки о «золотой ветви» Д. Фрезера //

34. Историко -философский ежегодник —М., 1989, 252 с.

35. Волков Г.Н. Эгнопедагогика. -М., 1999, 231 с.

36. Воронов B.C. О крестьянском искусстве. -М., 1972, 350 с.

37. Выготский Л.С., Лурия А.Р. Эподы по истории поведения.

38. Обезьяна. Примитив. Ребенок. -М., 1993, 221 е.: ил.

39. Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитииребенка. //Вопросы психологии, 1966, № 10, С. 28-45

40. Выготский Л.С. Записки конспекта. // Д.Б. Эльконин.

41. Психология игры. -М., 1987, С. 291-293

42. Выготский Л.С. Психология развития как феномен культуры.

43. Москва-Воронеж, 1996, 512 с.

44. Выготский Л.С. Избранные педагогические исследования. -М.,1991, 326 с.

45. Выжлецов Г.П. Аксиология культуры. — СПб., 1996, 152 с.

46. Вышеславцев Б.П. Парадоксы коммунизма // Путь, 1926, № 3,1. С.1343