Темы диссертаций по педагогике » Теория, методика и организация социально-культурной деятельности

автореферат и диссертация по педагогике 13.00.05 для написания научной статьи или работы на тему: Фольклор в педагогической и музыкально-просветительской деятельности Е. Э.Линевой

Автореферат по педагогике на тему «Фольклор в педагогической и музыкально-просветительской деятельности Е. Э.Линевой», специальность ВАК РФ 13.00.05 - Теория, методика и организация социально-культурной деятельности
Автореферат
Автор научной работы
 Шевченко, Ирина Ивановна
Ученая степень
 кандидата педагогических наук
Место защиты
 Санкт-Петербург
Год защиты
 1993
Специальность ВАК РФ
 13.00.05
Диссертация недоступна

Автореферат диссертации по теме "Фольклор в педагогической и музыкально-просветительской деятельности Е. Э.Линевой"

ШНиСТЕРСПЮ КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ . ФЕДЕРАЦИИ-

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ КУЛЬТУРЫ

На правах рукописи

ШЕВЧЕНКО Ирина Ивановна

ФОЛЬКЛОР В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ И Ш'"ЗЫКА.ЛЬНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Е.Э. ЛИИЕВОЙ

Специальность: 13. 00. 05. " Теория, методика и организация культурно-просветительной деятельности "

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук

У

Саикт-Петербург 1993

Работа выполнена на кафедре прикладной культурологии Санкт-Петербургского государственного ииститу культуры. !

Научный руководитель:

- доктор исторических паук, профессор Г.А. Тишкин

Официальи -ле оппоненты:

- доктор педагогических наук, доцент В.Ф. Чабанный,

- кандидат искусствоведения,

ст. научный сотрудник Института истории искусств В.А. Лапин

Ведущая организация : Российская академия музыки

(Высшая школа им.Ги&спныя)

¡1 Защита состоится " $ " феХрОлЛ^ 1993г. в /у часов па заседании Специализпровашюго совета Д.092.01.01 по присуждешпо ученой стеисшл доктора паук при Санкт-Петербургском государственном институте культур по алресу: 191065 Санкт-Петербург, Дворцовая паб.,д.2.

С днссерташ!сй можно ознакомиться в библиотеке института.

Автореферат разослан " ^" (Я-Н^сЬ/^

199^1

Ученый секретарь Специализированного совета /Ь ..У?' А. А. Сукало

ОБШ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБО'И:

Актуальность проблемы исследования. Социально-политические, одономнчесшге и культурные преобразования в нэлкзй стране неразрывно связаны с духовным возрождением личности, развитием качественно повой культуры, яв.чящеПся неотъемлемым компонентен всей лсизнедэя-тельности человека. Всё большее значение в связи с ¡этим Приобретает обращение к штокам прошлого нашей Роданн - '"тончайшему слою российской культуры" /Бердяев H.A./, сегодня заметно исчезающему. Этому способствовал лэ только иэеостгегй "остаточный принцип" «¿¡шая-сироваштя культурно-досуговых учреждения, но и особенно жёсткая'система идеологического контроля в них, губившие нередко на только творческий порыв отдельных представителей, но и сдерживавшие гшро-коэ развитие художественной самодеятельности, лишённой еозжстости опираться на традиции народного национального искусства. Имеется немало нерешённых вопросов в практическом руководстве самодеятельным творчеством. Это нашло отражение в.ослаблении престига ряда лганров и особенно в области традиционной музыкальной культура, хорового нения, а также в распространении тех из них, которые из им-а-ют глубоких исторических корней в культуре народа, и езязанн с вро-> менныш поверхностными интереса},ш и запросам! части населения, В последние годы актуализировалась проблема возрождения народных традиций. Тем не менее, ещё недостаточно сделано по изучению и обобщенно того колоссального теоретического и практического богатства, которое имеется в истории.

- Особенно актуальны.! выступает в связи с эти:-, качение творческого наследия Евгении Эдуардовны Лицевой /1853-1918/, впервые вцд-щтувшей, теоретически обосновавшей и на практике утвердившей концепцию широкого распространения национального культурного наследия на основе развития музыкальной фольклористики.

Для наших дней особенно актуально то, что в практическом по-ртилгеиии основ музыкального фольклора она видела не только условия возрождения его характерных черт в современном музицировании, возвращения к традициям музыкального искусства, но самим приобщением К музыкальному фольклору Е.Э.Линёза решала задачу воспитания национальной гордости, уважения к истории и культуре прошлого, воспитания творчески свободной личности.. Через пропаганду стилистики народного музицирования, обучение традиционному исполнению народной песни она считала возможный достижение широкого музыкального развития народа, актийное включение его в рационально организованную досу-

говую деятельность и, что особенно важно, изменение его образа жизни.

Творческая биография Е.Э.Линёвой представлена многообразием форм деятельности: общественно-просветительной, легециошю-пропа-гандистской, концертно-исполнительской, научно-исследовательской, методической, педагогической, организационной, издательской. Решение задачи кассового музыкального просвещения, чему была посвя--щена вся вторая .оловина её жизни /около 40 лет/, она связывала с собиранием, изучением и внедрением в лмзнь народно-песенного искусства. Исследование деятельности Е.З.Линёвой показывает целосг ность разработанной ев системы музыкального просвещения, последовательность и органическую необходимость всех его этапов: от собирания народных песен к их изучении), практическому освоению стилистических особенностей традиционной песни любительским коллективом до подготовки руководителей хоров фольклорной ориентации и приобщения к современному музицированию многочисленной аудитории, включающей все слои населения. Таким образом, представлена как бы уже готовая модель, проверенная её многолетней и многообразной практикой, которая долина иметь продолжение в совре-меннс^ти. Тем более, что в современных условиях состояние народного творчества, в котором едва теплится живое искусство песенной традиции, требует решительных шагов в направлении развития интереса к культуре народа и активных действий по её возрождению.

Обращение в связи с этим к уже имеющемуся в музыкально-общественной практике опыту Е.З.Линёвой восполнит, на наш взгляд, недостающие звенья в современном изучении основ традиционной песенной культуры, устранит сложившееся в музыкально!' просветительстве противоречие между назревшей необходимостью возрождения духовной культуры масс средствам! музыкального фольклора и отсутствием профессионального "инструментария" /методик практического постижения особенностей традиционного певческого искусства/.

В то же -"зем;* вклад Е.З.Линёвой э развитие музыкального просветительства в сравнении с .другими Нормами её профессиональных интересов изучен мало, во многих случаях оказался забитым -и практически неизвестны/.. В единственной публикации Е.Канн-Новиковой, посвященной описанию жизни фольклористки, научных исследованиях, в которых рассматриваются те или иные её мысли, гипотезы /Н.Я.Брюсовой, Л.С.Киссиной, Л.Кулаковского/, и исследованиях, близких к ним по тематике, раскрывающих проблемы музыкального просвещения средствами традиционного искусства /В.И.Акуло-вича, В.М.Сивовой, В.И. и С.Н.Ситниковых, Н.А.Супрун, В.Ф.Шзвля-

глпой,. Л,д,1Ши;о/ првдатхет оздолыше аспекты внедрения зз исполнительскую практику основ народно-музыкального искусства, такет кекоторнэ проблема теории фольклористики и ¿ольклоризма.

Всё это определило необходимость осуществления специального исследования, цель которого - выявить непреходяще цешюсти музы-калыю-просвотителы^ой деятельности Е.Э.Дшёвой и определить пуст их з.хфектнвиого ислользовашл в условиях возрождения уузыкаль-гюго сТолыслора.

В соответствии с поставлешюй целью определены основные за-цавд исследования:

- изучитьг обобщить п систематизировать (Тактический материал, относящийся к просветительной и педагогической деятельности З.Б.Динёвой;

- выявить общие и спецко'ическко черты концепции Е.Э.Лчнёво!-,

з области собирания, теоретического осмысления, исполнения и пропаганды музыкальной 1сультуры народ;,а и контексте теории п практики фольклористики н музыкального просветлгельства конца XIX -начала веков;

- проследить сволкщга ой взглядов, моаодше музыкально-про-изеик,:..з?.чо* гпек.шш}

- сформулировать и определить возможности использования гетодического и практического опыта собирательницы в музыкально-1росветнтельной и педагогической деятельности нашего времени.

На основе предварительного анализа проблемы была сформули-)ована гипотеза исследования, исходящая из того, -'-»о приобщение дгроких слоёв населения к традиционной певческой кул;, туре монет шть осуществлено при условии:

п применения в современной практике модели музшеалыгаго про-¡вещония, созданной опытом Е.Э.Лннёвой;

- обеспечения стройности и преемственности всех ступеней ¡ё модели на основе органического'сочетания теоретического и фактического освоения особенностей народного пения в хоровом юллективе;

- развития и совершенствований методик, направленных на воэ-юждение принципов "артельного пения"* на развитие творческой [ндивидуальности в процессе многоголосной импровизации^

Объектом данного.исследования явились непреходящие ценности гузыкально-общественной деятельности Е.З.Линёвой по формированию пузыкальной культуры населения средствами просветительства;

.федмет исследования - использовании организационно-методических принципов и методов Е.Э.Линёвой п современной музыкадыю-просветительной практике.

Научная новизна работы заключается в том, что в ней раыфыта концепция музыкально-просветительной деятельности Е.Э.Линёвой. основанной на широком внедрении системы пропаганд» традиций музыкального фольклора и вовлечения разных групп населения в музыкальное творчество, построенное на исполнительских принципах артельного многоголосия, В результате исследования подтверждена возможность и необходимость внедрения в современную практику музыкально-эстетического воспитания разра.боташгых и опробирсваниих фольклористкой методик собирания, изучения и освоек я традиций вокально-хорового искусства, опирающихся на музыкальный фольклор.

В исследовании выявлено разработашпе Е.Э.Линёвой принципы традиционного искусства импровизации и артельного многоголосия в музыкально-просветительной практике и определены пути их применения в деятельности современных народных хоров.

В научный оборот впервые вводятся ранее неизвестные документы и источники, позволяйте восполнить отсутствующе страницы биографии собирательницы ¡1 истории фольклористики, и дать новое толкование уже известным тактам. Дополнение коснулось следующих, развёрнутых в диссертации сюжетов: учёбы Е.З.Линёвой в СПб Консерватории ЯРМО у профессора Кореи, событий эмигрантского периода, поли-гико-просветительнои работы в московском "Обществе переводчиков и издателей марксистской ..итературы"; роли собирательницы в организации и работе Музыкально-этнографической комиссии императорского Общества любителей естествознания, антропологии и отнограйш, создания курса "народного музыкального творчества" и особенностей его преподавания в течение двенадцати лет; значения творческой дружбы с видными деятелями науки и искусства /В.В.Стасовым, А.Л. Шахматовым, С.В.Смс.^нским, Н.Л.Римским-Корсаковым и другими/.

Практическое значение исследования заключается в обобщении методики музыкально-просветительной деятельности Е.Э.Линёвой и её модернизации в соответствии с современными требования!®! и новыми техническими .возможностями, связанными с использованием звукозаписывающей и звуковоспроизводящей аппаратуры. Исследование показало, что опыт Е.Э.Линёвой может быть использован всеми ступенями современной школы и других типов воспптательно-просветительшх учреждении. Собранный и обобщённый материал, конкретные исследо-

•ательсмш 'метода и методики фольклористки, универсальный харак-ер её достижений в области изучения, освоения и пропаганды тра.цн-ионного певческого многоголосия монет найти применение в научной аботс, худолюствеипо-исполтштельской практике, педагогической детальности. Отдельные положения диссертации могут дополнять соот-етсгаующие разделы теоретических курсов по истории русской сголь-лористшш, русской культуры, истории досуговэдения, хороведения, рактических курсов /аранжировки, вокального ансамбля и хоровых лассов/'»

равлений: а/ опубликования материалов исследования в печати; / в выступлениях на научных конференция?: ЛП!К им.Н.К.Крупской 1985, Т969гг./, ЛОЖК имЛЬА.Римсково-Корсакова - 1989г., на зесоюзной научно-практичзской конференции "фольклор. Проблемы со-оанешш, изучения. пропаганды" - МПШ ин.Гнесшшх /1988га/; результата исследования наявш припекшие в методических разработках практических курсах С-ПГШ ии.Н.К.Крупотгой, ХГИК» Музыкального тнлища им.М.П.Мусоргского С-Петербурга, училища искусств г.Вятки^ практической работе хормейстеров народных хоров /выпускников ка-здры народно-песенпого творчества С-ПГШ кмЛЬКЛ{рупсксй/,

Imодо-т^тъску;:» основу исследования составила концепция о6-эвлеиия cifop социальной жизни общества передовш опытом истори-зского наследия. Значение имели труды философов прошлого и сов-шенности о роли культурного наследия, его преемственности; месте задгщпонного искусства в .духовной .т.изни народа, в формирована .точности. Теоретическую основу исследования составили работа, изволившие определить наиболее аффективные пути j»yn:r. ильного про-зетительства:

- просветительная-работа в общетеоретическом аспекте /¡¿.А. зиарский, Е.И.Смирнова, Ф.А.Соломоник, В.Е.Триодин и др./;

- музыкальная педагогика и социология /Б.В.Асафьев, Н.Я.Брю-зва, А.Н.Сохор, Б.Л.Яворский и др./;

- теория фольклористики прошлого и настоящего /В.Ф.Одоевский, .П.Сокальстшй, Ю.Н.Мельгунов, В.Д.Корганов, Ю.Д.Энгель, Е.В.Гип-iyc, В.Е.Гусев, П.А.ВулыТиус, И.И.Земцовский, Е.Е.Васильева,

.А.Лапин и др./.

Источниковедческая база исследования содержит материал, руо-

лцируомый следующим образом: f опубликованный:

- монография Е.Канн-Новиковой "Собирательница народных песен ^

ля Линёва" /М., 1952/;

- статистические отчёты о деятельности Общества народных университетов и его отделений, Песенной комиссии императорского русского географического Общества, музыкально-этнографической комиссии императорского Общества любителей естествознания," антропологии и этнографии;

- периодика 1892-1992гг. /Куриалы: Музыкальный труженик, Народная консерватория, Артист, Этнографическое обозрение, Советг екая музыка, Совет :сая этнография и др.; газеты: Русские ведомости, Русская музыкальная газета, Новь, Рапное утро, ВэчошпЛ Ленинград, Ленинградская правда, Советская культура"и др./;

б/ архивные источники:

Е процессе работы над диссертацией последние материалы составил! основную базу исследования» К анализу были привлечен» документы, хранящиеся в составе архива Государственного музея музыкальной культуры им.Ы.И.Глинки /ЩлЛС/, Центрального государственного исторического архива Санкт-Петербурга /ЦГ11Л СПб/, Российского государственного исторического архива /РГйЛ/, Центрального государственного архива октябрьской революции /ЦГЛОР/, Российского государственного архива литературы и искусства /РГЛЖ1/, Рукописного о:-.ела Института русской литературы и искусства /РО ИРШ/Пук-кинский Дом/, Архива Санкт-Петербургского отделения Российской Академии наук /РАН/, отдела рукописей Российской национальной библиотеки /ОР РНЕ/.

В Фонде Е.Э.Линёвой в ЩШ, насчитывающим более 2 = 000 единиц :фаненпя, собраны материала, ■получнвпие незначительное освещение з пресс.е. Среди [глх личные документы фольклористки, переписка с представителями художественной интеллигенции, материалы, связанные с периодом эмиграции четы Линёвых в Англии и Америке. Наиболее интересными'из них являются материалы, отражающие организационную работу но созданию Музыкально-этнографической комиссии при Обществе любителей естествознания, антропологии и стнограйпг, действительным членом I* секретарём которой она состояла / НЭК ИОЛЕАиЭ/, Деятельность Е.Э.Линёвой в МЭК.ИОЛЕАиЭ - особая страница русского, общественного музыкального просвещения, которая ещё не нашла дос-„ тойного отражения в научных трудах и исследованиях.

К важным материала!.! массового музыкального просвещения в начале XX столетия следует отнести документы по созданию Московской народной консерватории /МШ/. Они находятся в составе архива Е.Э.Линёвой, Ю.Д.Энгеля, В.Л.Яворского и др. в ГЦМЖ.

Поучение фотодокументов ГЩЩ позволило автору диссертационного исследования внести поправку п известную монографию о Е.а.Линёвой, принадлежащую Е.Канн-Новиковой и в пзеститошюэ издание Музыкальней йнцго'лопедии»

В фондах ЩЖ, 11Г11А СПб, РГЖ, ЦГАОР сохранились материалы, связанные с организацией многочисленных хоровых коллективов зн-тузиастки, б которых она осваивала и проверяла методики Собирания, изучения, пропаганды и исполнения народных песен.

Суп|ественно обогатили поле исследования документы эпистолярного наследия собирателышцы и исследовательницы народного песенного искусства. Одно лишь перечисление, тлен её респондентов достаточно внушительно: <5.ЭнгельсП.Л.Лавров, В.В.Стасов, С.В.Смоленский, Л.Л.Шахматов, П.П.Семёнов-Тян-Шанский, Н.А.Римский-Корса-ков, Чарль Крейн, Генрих Кребиль и др; Всё это представляет собой ценныи и в большинстве своём неопубликованный материалг

На защиту выносятся:

1« Концепция ].1узнкально-пр"осветительной деятельности Е.Э.Лн* нёвой, в основе которой: •

- идея пропаганда музыкальной грамоты в процессе вокально-хорового исполнения народной песни;

- принципы традиционного артельного многоголосия, как основы формирования творческого мышления и музыкальной культуры всех слоёв а- -шя, принимающих традиционное народное искусство;

- 1. .. .лды на музыкальный фольклор, как средстг.:, нравственно-эстетического обобщения культурно-исторического опыта народа и основу воспитания подрастающего поколения;

- рассмотрение традиций музыкального творчества, как одного из ведущих компонентов музыкальной педагогики,

2. Разработанные и опробированные практикой методики и программы Е.З.Линёвоп:

- собирания и изучения традиционного музыкального творчества в его "археологической чистоте";

- возрождение утраченных традиций "артельного пения" и включение 'их не только в исполнительскую практику, но и в быт современности;

- формирование исполнительских принципов традиционного артельного многоголосия и воспитания коллективно-творческого музыкального мышления;

3. Рекомендации по внедрению идеи, методик, программ Е.Э4Йи-' нёоой в современную практику с-ольклоризма.

Структура диссертации обусловлена-поставленными задачами и состоит из Введения, двух глав, Заключения, Списка литературы и Приложения. В Приложении представлены материалы, неизвестные музыкальной общественное™, вносящие поправки в известную монографию о Е.Э.Линёвой Е,Канн-Новиковой, шеститомиое издание Музыкальной энциклопедии 1576 года и ряд других публикаций.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во Вводетш обосновывается актуальность темы, ставятся пробде ш, определяются объект и продает исследования, {Тормулируется ра- -бочая гипотеза, даётся характеристика методологической основы исследования, освещается степень её изученности, делается обзор материалов, на которых основана работа.

В ПЕНЗОЙ ГЛАВЕ - "Сущность, тенденции развития музыкально-общественной деятельности Е.Э.Линёвой" - осуществляется анализ культурно-исторической ситуации в период смены веков, в условиях которой формировалась личность.Е.£.Линёвой, учёного и обществе! ного деятеля, организатора музыкально-просветительной и пропагандистской работы, талантливого педагога-практика. Большое значение при этом имел качественный перелом в общественно-политической и 1сультурной жизни Рос' ли, характеризующийся проявлением духовного ренессанса, нашедшего вкратание в новом отношении к человеку, как личности, его интереса!,I, проблемам, потребности,! /51/^ Развитие искусства, в целом, подъём творчества масс способствовали активизации деятельности лучших представителей интеллигенции, к числу которых относилась Линёва. .

На основе а^рлиза разтггчого рода источников выявляется наличие противоположных позиций не только б политических ориеитаци-ях, но и в просвещении, образовании, искусстве.. Дяя представителе одной - это время связывалось с упадочническим« направлениями, дд другой - с многообразием художественных исканий, обращением к мысля*! о судьбах России, о месте художника в жизни, о путях служения отечеству, народу. Эти вопросы были в центре-внимания Евгении Эдуардовны Линёвой, которая с 1880-х годов погрузилась в политико-просветительную и музыкально-организационную работу среди демс кратических слоёв населения. По возвращении из эмиграции в 1896

- Ir

соду ига шпотлвсь активи-п иооирэляем, изучением, по мерз воклог,-ности пропагандой народно-песенного богатства, Имешю в отот период она пишет в одном из писем к Л.Коппшсй в Казань: "Я собрала разные факты, доказывающие необходимость организоваться всем работающим в области народного просвещения .,, Если удасться провести в яизнь заданное - на мою долю хватит работы" /ЦГЛСР, '5-Д100, 1ЗД. - Д.564, л.2/;

В условиях бурно развивающихся политических и общественно-культурных событий, важных открытий в науке и достижений в мире культуры, страстной, всё возрастающей тяги народа к знаниям, творчеству, происходило, осмысление искусства быта, его взаимоот- ' ношений с профессиональным, церковным. Всё отчётливее стала осознаваться уникальность 'традиционной народной культуры россиян, в частности,, музыкального творчества народа. Большое место в атом за* нимала общественно-просветительная и музыкаяы-го-оргашгеационпая деятельность Е.З.Линёвой. Осознавая искусственность разрыва мек-ду двумя "цивилизациями'1 - народной, "низовой", и рафинированной профессиональной культурами, она принимала активное участие в организации образовательных и прооветитэлышх обществ/ 1сультурпьк центров и т.д., главной задачей которых было распространение знаний и оказание помощи в освоении народного богатства, имеющего но-преходящее значение для всей мировой культуры. Значительное внимание в зтоП Главе уделяется исследованию теоретических воззрений,-отрзглнщх отношение творческой интеллигенции к народному искус- -ству, п особенности глузыкальному фольклору /§2/. Изучение первых исследований в этой области позволило выявить особуто роль Е.Э« Лпнёвой как в развит™ теории, тол и внедрения её первых результатов в самодеятельное творчество масс,

Освоив уже имевшиеся к этому времени достижения музыкалъ-ной фольклористики и выступая одним из видных пропагандистов песенной культуры народа, она закономерно оказалась в центре развирающейся науки. Собирательница, занимаясь как теоретической, так и практической работой, оказала заметное влияние на развитие науки Фольклористики.

С 1885 года крестьянская песенная культура стала предметом изучения творческих объединений. - Песенной комиссии императорского русского географического Общества и Му^ыкально-этногоайтчес-кой комиссии императорского Общества любителей естествознания, антропологии и этнографии Московского университета, в работе ко-

активное участие принимала Е.Б.йтёва. ати две родственные организации занимались систематическим .собиранием, изучением и иь данием трудов и сборников русских народных песен, пропагандой народной культуры, широко представленной в этнографических концертах, и возвращением этого богатства творцу, уже утратившего свои ценности. Валено отметить, что МЭК ИОЛЕАиЗ, занимаясь изучением музыкальной культуры всех народностей и национальностей /её устав обращает внимание на этот программный параграф, а архивы упоминают об исполнении в этнографических концертах песен более 25 национальностей, нашедших осмысление в "Трудах" 1.ВК ИОЖАиЗ/, Именно этот факт изучения народного искусства во Есём его национальном, временном и жанровом многообразии позволил применить сравнительно-исторический метод исследования и изучения народной музыки и придти к значительным выводам в области теории ыузыкалы втноградаш. Свою лепту внесла и Е.З.Линёва. Применение ею фоногрг фа в полевой работе документально подтвердило многоголосие "артельной" песни, её импровизационный характер. Фольклористка в свс ил; исследованиях наглядно показала многоладовость, ритмическое многообразие, специфику вокально-хорового исполнения народных песен,

Выводы её исследований, её практики актуальны И'для наших дней, они могут быть успешно использованы в работе руководителей современных ансамблей народной пасни, других коллективов худокес венной самодеятельности. К сожалению многие методики .фольклористки и богатый её практический опыт сегодня забыты и требуют возрождения,

Понимание творческой интеллигенцией высокого эстетического и этического содержания народного творчества способствовало не только вынесению его на широкую аудиторию, но и включению этой проблемы в русло педагогики, как важного средства воспитания, об; чения, развития культуры личности. Педагогические идеи творческо интеллигенции нашли воплощение в создании Московской народной ко серватории. В её организации также наиболее полно реализовалась концепция музыкально-просветительной деятельности Е.З.Линёвой. Деятели МЭК ИОЛЕАиЗ в работе МНК "помимо общеобразовательной пол зи и повышения музыкально-:удонественного уровня масс, видели во модность со временем" на отой базе создать кафедру народной музь

В третьем параграфе даётся анализ исполнения народной пеенг на эстраде, имеющего давнюю практику, выявляются две противопо-

ло~пио теэдеглцш п отггсшегвш к народно-несенному искусству и роль Е.ЭЛинетзой т отстаивании наиболее прогрессивно!! течки орения. Деятельность хоровых коллектигоп этого периода определялась поляр-11191(1 художественно-творческими задачами. Па одном полюсе находи- . лись коллектива, руководители и участники которых бшш выходцами из народной среды. Они сохранили с ней тссиуи связь, что сказалось па исполнении, гфиближенном к традиционному /И.И.Молчанов, II.Соколов, В.Г.Жуков, М.Е.Пятницкий/. Иной подход к пополнению, народных песен отличал Д.И.Агренева-Славянсиого и Е.Э.Линёву. Их обрагрние к народно-песенному искусству связано с рождением специального интереса к музыкальному фольклору ц изучением этой области знания. Репертуар и способ представления народной песни на эстраде их коллективами свидетельствовал о разной степега; постижения руководителями стилистических особенностей традиции песенного многоголосия. Ц.Л.Лгренев-Славлнский в своей деятельности был далёк от научных ззглядов на народно-песенное искусство, чем заслужил справедливые упрёки в свой адрес музыкальной! критики /П.П.Чайковский, Г.А.Ларош, З.И.Танеев/.

Стремительно развивающимся интерес Е.З.Липовой, идуищй от тассивного слушателя народной песни до её исследователя и испол-штеля /работа хормейстера и организатора хоровых коллективов/, 5ыл связан с глобальными проблемами музыкальной фольклористики. 1ожпо сказать, что её многочисленные хоровые коллективы за рубежом I в России были своеобразны:.!!! творческими лабораториями, в которых ^пробировались результаты её научных наблюдений, открксталлизовы-зались её методики' обучения вокальному мастерству, искусству "артельного" многоголосия, импровизации, решались задачи показа мупн-сального фольклора на сцене в его синкретическом многообразии и т;

Во ВТОРОЙ ГЛАВЕ - "Музыкалыго-педагогпческал деятельность З.Э.Лицевой - школа постижения эстетики народного исполнительства" • рассматривается фольклористическая деятельность соб!гратольницы, :ё теоретические и практические достижения в музыкальном просветительстве и музыкальной педагогике, которые позволяют говорить о ;тройней системе приобщения к традпшошгой культуре широких слоев шеелешя. Отметим три этапа этого периода: 1884-1896гг. - начало дознанного внимания Е.Э.Лицевой к песенной крестьянской культуре, »рганизапии ею любительских коллективов, исполняющих народную поило; 1896-1906гг. - интенсивная научная работа в МОК ИОЛЕАЛ, простительная и педагогическая практика; 1Р06-Т9Т8гг. - собственно

«»едагигпчсокая работа. Данная периодизация достаточно условна, •а.Ш. фольклористическая, музыкально-просветительная и педагогическая сферы - это единый научно-творческий комплекс деятельности Е.О Линёвой, отражающий взаимосвязь её знаний в области музыкальной этнографии.

Изучая становление теоретических положений собирательницы в области традиционной песенной культуры • /¡экспедиция 1884-1885гг./. Следующим шагом, приближающим фольклористку к народной) песне, стало создание Русского хора рабочих в года ег.шгра-ции в Америке /1892-1896гг./. Е.Э.Линёва впервые применила русскую песн» в качестве "лучшего методического средства" в обучении начинающих певцов, впервые рассматривала вопросы сценической жизни народно-песенного искусства в его синкретической целостности'.

С возвращением в Россию из эмиграции в 1896г, Е.Э.Линёва погрузив тс я и исследовательскую работу. Значительность её экспедиционных находок послудала поводом к организации ШК ИОДЕАиЭ, созданию перспективных планов в области музыкальной этнографии, ©оль-.клорис.тическая работа собирательницы чрезвычайно разнообразна и содерамт несколько направлений. Кажое из них ознаменовано достижением, которое и сегодня находится в поле внимания исследователе;! - ^этнографические экспедиции /1696-1914/; выпуски сборников её теоретического груда "Великорусские пасни ..." /СПб, 190-1, 1909/; регулярные выступления с научными докладами в ШК ИОЖАиЗ, участие в международных фольклористических съездах /1909, 1911, 1914/; создание Певческих союзов, в задачи которых входило ''петь, петь, И петь" народные неси;, "учиться их импровизировать"; организация Московской народной консерватории, которая логически завершает концептуальность фольклористических, ыузыкально-просьетительных и педагогических взглядов Е.Э.Линёвой.

Анализируя музыкально-просветительную работу Е.ЭЛинёвой /§2. с 1881 по 1895гг., следует заметить, что она идёт рядом с революционной и играет второстепенную роль. Евгения Эдуардовна известна полиции как устроительница музыкальных вечеров, средства от которых поступают в помощь революционерам и нуждающимся студентам, В русле этих идейных установок рассматривается и создание Русског хора в Америке в 1892г. Организация и подготовка его выступлений, успех, выпавший на долю е"о ор.гагщзаторов, повлияли на дальнейшую судьбу энтузиастки: по возвращении в Россию она занялась изучение и пропагандой традиционной музыкальной культуры, в практике этого *<тоа были огтробированы те <Тормы и методы работы, которые дальней-

!-С5 1«»ошга1ь .....,, «ли в музикалыю-просветителыгой и педагогической работе собирательницы.

Хормейстерская, музккалъно-ггросветительнал работа 1896-1806 годов Е.Э.Линёвой носила активный характер: она руководила разными по составу хоровыми коллективами, которые исполняли народные песни из лучших аолыслорных сборников, пели песни, записанные ею . та фонограф и в обработках русских композиторов.

Взгляды Е.Э.Лицевой на народное музицирование, развиваясь, заходят своё естественное завершение в музыкально-педагогической деятельности в Московской народной консерватории, которой она посвятила последние годы лизни /1906-1918/ - §3. Толчком к созданию ИНК послужила демократизация культурных процессов начала XX столетия и новый этап освоения народного искусства творческой интеллигенцией. МНК - первое в стране учреждение, которое решало вопросы массового музыкально-художественного развития народа через самый демократический вид искусства - хоровое пение. Ориентация на трудящихся определила задачи ШК, отразилась в программных документах, специально написанных учебных пособиях, породила своеобразие способов преподавания музыкально-теоретических дисциплин.

Программы учебных предметов, выработанные коллегиально, допускали творческую инициативу педагогов, Е.З.Лннёва, считая народную песню универсальным средством вопнтшшя вообще и музыкального, б частности, работу хоревого класса строила на собирании, изучении и исполнении народных песен. В МКК впервые в истории всех_учеб-ных заведений преподавался курс ''народного музыкального творчества",, выработанный Е.Э,Лицевой. Программа его не только не устарела сегодня, но во многом определяет содержание работы будущего.

Таким образом, УШ явилась закономерным результатом деятельности Е.Э.Линёвой в области музыкального фольклора, оргаттческнм завершением представлений фольклористки в области традиционной музыкальной культуры, завершением её системы: от собирания, её осмысления, научных выводов к практической работе по.пропаганде её и, наконец, подготовки специалистов - руководителей народных коллективов,' специализирующихся на исполнении народной песни, постижении её исполнительской стилистики.

В ЗАКЛЮЧЕНИИ подводятся итоги проведённого исследования, которые позволили подтвердить выдвинутое в гипотезе предположение, рассматриваются проблемы, связанные с возрождением народной культуры в наши дни и роли коллективов художественной самодеятельное- -™ в этом, ставятся задачи, которые должны способствовать дальней-

шз.му изучению деятельности большого знатока и мастера народно-песенного искусства с целью вшшлешш новых, ранее неисследованных положений, способтхх повлиять на современное состояние самодеятельного творчества.

В деятельности Е.З.Линёвой блестящи образом сочеталась богатая музыкальная одарённость, скрупулёзность исследователя, блестящие организаторские способности, позволившие ей осуществить задуманные планы в области музыкального просвещения народа. Показательна обусловленность всех видов её деятельности как разных граней единого целого, благодаря которым образ Е.Э,ЛинёвоЙ ассоциируется с уникальным индивидуальным универсализмом личности.

Концепция Е.Э,Линёвой - музыканта-просветителя, учёного-теоретика, гуманиста - органически сочетала в себе настоящий патриотизм, национальную гордость, умение изучать и репрезентировать духовную культуру своего народа в едином общественном русле развития других " народов. Й1знь и деятельность энтузиастки являются непреходящими ценностями нашей культуры, олицетворением духовного богатства и художественной мощи народного гения, примером служения отечеству,, своему народ'.

Основное содержание диссертации изложено в следующих публикациях, общий объём которых составил 3,2 поч.листа:

1, Московская народная консерватория //Сб,научных трудов ЛПК им. Н.К.Крупской. - ТЛЮ. - Л., 1987. - С.104-Н6.

2, Русский хор Е.Э.Линёвой //Сб.научных трудов, ЛгИК им.Н.К.Крупской.

- Т.112. - Л., 1987, - С.114-122.

3, Становление взглядов Е.Э.Линёвой в области народно-песенного искусства //Тезисы доклада па Всес.науч.-ирактич.констер, - М., 1968

4, Из истории Московской народной консерватории /1906-1918/ //Сб. научных трудов ЛГИШиК им.Н.К.Черкасова. - Фольклор и <?ольклоризы

- Вып.П. - 1989, - С.80-110.

5, Из переписки Е.Э.Линёвой и В.В.Стасова /1892-1906/ //Из истории, •русской фольклористики. - Вш.Ш. - Л., Наука, 1990. - 0.104-116;

СПбШК. Зак. 469. Тир. 100. 25.12.1992.