Темы диссертаций по педагогике » Теория и методика профессионального образования

автореферат и диссертация по педагогике 13.00.08 для написания научной статьи или работы на тему: Профессиональная подготовка учителя к преподаванию музыкального фольклора

Автореферат недоступен
Автор научной работы
 Кузьмина, Ольга Михайловна
Ученая степень
 кандидата педагогических наук
Место защиты
 Москва
Год защиты
 2006
Специальность ВАК РФ
 13.00.08
Диссертация по педагогике на тему «Профессиональная подготовка учителя к преподаванию музыкального фольклора», специальность ВАК РФ 13.00.08 - Теория и методика профессионального образования
Диссертация

Содержание диссертации автор научной статьи: кандидата педагогических наук, Кузьмина, Ольга Михайловна, 2006 год

ВВЕДЕНИЕ.

Г Л А В А 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ

ПРЕПОДАВАНИЯ МУЗЫКАЛЬНОГО ФОЛЬКЛОРА КАК ПОЛИФУНКЦИОНАЛЬНОГО ЯВЛЕНИЯ В ОБЛАСТИ ГУМАНИТАРНОГО ЗНАНИЯ.

1.1. Музыкальный фольклор как предмет изучения.

1.2. Становление преподавания музыкального фольклора в России.

1.3. Современные формы и методы работы с традиционным народным культурным наследием.

Г Л А В А 2. ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ УЧИТЕЛЯ К ПРЕПОДАВАНИЮ МУЗЫКАЛЬНОГО ФОЛЬКЛОРА.

2.1. Основные принципы совершенствования подготовки учителя в преподавании музыкального фольклора.

2.2. Модель профессиональной подготовки учителя к преподаванию в области музыкального фольклора.

2.3. Опытно-экспериментальное исследование эффективности профессиональной подготовки учителя к преподаванию музыкального фольклора.

Введение диссертации по педагогике, на тему "Профессиональная подготовка учителя к преподаванию музыкального фольклора"

Актуальность исследования. В общей системе современной культуры бытование фольклора, его трансформация в различных сферах жизни и дальнейшая эволюция вызывает неподдельный интерес. Это обусловлено самой историей развития человеческой цивилизации, неразрывно связанной с художественной коллективной творческой деятельностью народа, в которой воплощаются национальные традиции и эстетические идеалы, народный характер и самосознание.

Музыкальный фольклор, зародившийся в далекой древности, стал основой практически всех национальных профессиональных школ, в каждой из которых нашли свое отражение глубинные слои художественного мышления парода, внутренняя структура фольклорного языка и его интонационно-мелодические особенности, эстетика народного творчества. На огромное значение «миллионоустой лаборатории» как сокровищницы «национального духа» (И.И. Земцовский) указывали выдающиеся деятели музыкального просвещения Е.Э. Линева, Б.В. Асафьев, А.А. Юрлов, Д.Б. Кабалевский и др.

Органическая часть духовного наследия России - народное музыкальное творчество, - заключает в себе не только прообразы художественных творений будущего, но и выступает важнейшим элементом образования на всех его уровнях. В настоящее время система подготовки учителей, «хранителей народных музыкальных традиций», существующая, как правило, в музыкально-педагогических заведениях среднего и высшего образования крупных культурных центров страны, сводится в основном к формированию исполнительских навыков и умений. Педагогическая же составляющая остается зачастую невостребованной. Как результат -появление большого количества псевдофольклорных коллективов, от чего возникает примитивное, нехудожественное толкование исконных традиций, и происходит отторжение музыкального народного творчества слушателями. Таким образом, теоретическое обоснование принципиальных позиций подготовки учителя к преподаванию музыкального фольклора в системе дополнительного педагогического образования является насущной необходимостью. В этом заключается актуальность исследования.

Самобытность и уникальность отечественного музыкального народного творчества определили многоаспектный характер исследования.

Искусствоведческий уровень рассмотрения исследуемой проблемы (Б.В. Асафьев, А.С. Гущин, И.И. Земцовский, Б.Н. Путилов и др.) дал возможность проследить эволюцию музыкального фольклора и представить его как динамично развивающуюся систему и исторически обусловленную данность необычайной художественной силы.

Собственно эстетика (Ю.Б. Борев, В.Е. Гусев и др.) позволила раскрыть специфические функции народного музыкального творчества и показать его во всем художественном разнообразии мелодических интонаций и поэтической фантазии.

С научных позиций культурологии (Н.А. Бердяев, М.С. Каган, Д.С. Лихачев, Ю.М. Лотман, К.А. Свасьян и др.) музыкальный фольклор рассмотрен как системный объект человеческой деятельности и результат общественной художественной практики, пронизанный феноменом духовности.

Особое место в исследовании занимает музыкально-педагогический аспект данной проблемы (Л.Г. Арчажникова, Т.Г. Мариупольская, Л.В. Шамина и др.), отражающий специфику художественной практики учителя в сочетании с элементами народной культуры.

Значительная роль в исследовании отведена трудам ученых, посвятивших свою деятельность проблемам теории и практики подготовки специалистов в области народного музыкального исполнительства (Н.Н. Гилярова, А.С. Кабанов, A.M. Мехнецов, Г.В. Парадовская, В.М. Щуров и ДР-)

Таким образом, появление данной работы обусловлено необходимостью преодоления противоречия между настоятельной общественной потребностью в сохранении и передаче будущему поколению многовековых традиций отечественного музыкального фольклора и недостаточной разработанностью этих вопросов в педагогике высшей школы. Данное противоречие определило проблему исследования: каковы принципы, содержание и методы подготовки учителя к преподаванию музыкального фольклора. Все это позволило сформулировать:

Объект исследования: профессиональное образование учителя в высшей школе.

Предмет исследования: процесс профессиональной подготовки учителя к преподаванию музыкального народного творчества в дополнительном педагогическом образовании.

Цель исследования: теоретически и методически обосновать концептуальные подходы преподавания музыкального фольклора и разработать модель подготовки учителя к профессиональной деятельности в области музыкального народного творчества.

Задачи исследования:

1. Провести методологический анализ научно-теоретической и методической литературы по проблеме исследования.

2. Определить теоретико-методологические основания преподавания музыкального фольклора как полифункционального явления в области гуманитарного знания.

3. Разработать пути совершенствования профессиональной подготовки учителя в области преподавания музыкального фольклора на основе отечественных культурно-исторических традиций.

4. Разработать учебный курс «Музыкальный фольклор в системе художественной культуры», формирующий обобщенное представление о сущности педагогики народного творчества, и экспериментально проверить действенность разработанных теоретико-методических положений.

Гипотеза исследования. Эффективность профессиональной подготовки учителя к преподаванию музыкального фольклора может быть достигнута в том случае, если будет:

- раскрыта сущность народного творчества через исторически сложившуюся системную совокупность его признаков как вида искусства;

- реализована преемственность ведущих дидактических положений и общих принципов регуляции и трансляции музыкальной этнокультуры;

- разработана модель диалогического взаимодействия индивидуальной и народной поэтики, обеспечивающая постижение художественно-образного содержания народного творчества как динамично развивающейся системы.

Методологической основой исследования явились: теоретические положения этнографии и фольклористики (М.К. Азадовский, В.А. Лапин, В.М. Щуров); культурологическая концепция, представляющая народное творчество как проявление духовной сущности человека (М.М. Бахтин, Н.А. Бердяев, М.С. Каган); интонационная теория Б.В. Асафьева и ее преломление в трудах современных ученых; положения современного искусствоведения и эстетики (В.Е. Гусев, И.И. Земцовский, Б.Н. Путилов); общие принципы регуляции и трансляции музыкальной этнокультуры (Г.Н. Волков, Н.Н. Гилярова, Г.В. Лобкова, A.M. Мехнецов, Л.В. Шамина); народное музыкальное творчество (историко-архивные документы и материалы, фольклорно-этнографические записи народных исполнителей).

Методы исследования: анализ историко-архивных документов; анализ культурологической, искусствоведческой, эстетической и педагогической литературы по исследуемой проблеме; целенаправленное педагогическое наблюдение; научный анализ и обобщение передового педагогического опыта; беседа, интервью, анкетирование; метод экспериментальных творческих заданий; метод независимой экспертизы; педагогический эксперимент.

Научная новизна исследования. Определены теоретико-методологические основания преподавания музыкального фольклора как полифункционального явления в области гуманитарного знания. Разработаны пути совершенствования профессиональной подготовки учителя в области преподавания музыкального народного творчества на основе преемственности ведущих дидактических положений и общих принципов трансляции этнокультуры - опоры на элементы национального музыкального творчества, воссоздании в исполнении подлинно народного искусства, творческом постижении народных традиций и др. Впервые проблема профессиональной подготовки учителя к преподаванию музыкального фольклора стала предметом специального рассмотрения, где исследовательская, образовательная и культурно-просветительская деятельность, обусловленная историческими эволюционными процессами, является действенным механизмом постижения народного творчества как элемента культурного наследия.

Теоретическая значимость исследования. Обоснованы концептуальные подходы подготовки учителя к преподаванию музыкального фольклора, заключающиеся в творческом переосмыслении традиций на основе сочетания аутентичных и современных элементов народного музыкального искусства. Исторически сложившаяся системная совокупность признаков музыкального фольклора как вида искусства - традиционность, устность, коллективность, импровизационность, вариантность, анонимность, - выступает в качестве важнейшего фактора сохранения национальных эстетических идеалов, народного характера и самосознания. Разработаны теоретико-методические положения подготовки учителя к профессиональной деятельности в данной области, основанные на диалогическом взаимодействии индивидуальной и народной поэтики, и изучении музыкального фольклора как динамично развивающейся системы.

Практическая значимость исследования заключается в создании модели подготовки учителя к преподаванию музыкального фольклора, где преемственность основополагающих принципов педагогики народного творчества обеспечивает осознанное «погружение» в систему традиции и глубокое осмысление взаимосвязей фольклора с социальной жизнью и другими явлениями отечественной и мировой культуры. Разработан авторский курс «Музыкальный фольклор в системе художественной культуры» для учителей гуманитарного цикла, содержание которого способствует формированию обобщенного представления о многовековых традициях в данной области народного творчества, пониманию его национального своеобразия и художественно-исполнительских особенностей. Материалы исследования могут быть использованы в работе творческих фольклорных коллективов, при организации учебно-воспитательного процесса в музыкально-педагогических заведениях среднего и высшего образования, а также в системе повышения квалификации и переподготовки учителей.

Аргументированность и достоверность результатов исследования обеспечена исходной теоретико-методологической базой, разнообразием методов исследования, многолетней опытно-экспериментальной работой автора в образовательных учреждениях различного типа.

Этапы исследования. Первый этап (1999-2004 гг.) носил поисковый характер. Работа велась в плане изучения и систематизации культурологического, искусствоведческого, педагогического и научно-методического материала по проблеме исследования. На этой основе была сформулирована гипотеза, намечены цель, задачи и способы их решения. Одновременно велась практическая работа по подбору нотного фольклорного материала.

На втором этапе (2004-2005 гг.) проводился обучающий педагогический эксперимент, осуществлялась проверка выдвинутой гипотезы, целесообразности разработанных методических положений, отслеживались результаты.

На заключительном этапе (2005-2006 гг.) проводился анализ и обобщение результатов исследования, обработка полученных эмпирических данных и их диссертационное оформление.

Апробация результатов исследования осуществлялась: в ходе опытно-экспериментальной работы в Тверском областном институте усовершенствования учителей и Тверском государственном университете; научно-практических конференциях Республиканского Центра русского фольклора (Москва, 2002-2006 гг.); международных и всероссийских конференциях Государственного Российского Дома народного творчества (Москва, 2003-2005 гг.); ежегодных региональных фольклорных фестивалях и мастер-классах в рамках научно-методической деятельности образовательных учреждений культуры и искусств Тверской области; на заседаниях лаборатории музыкального искусства Института художественного образования РАО; в ходе собственной практической деятельности в качестве руководителя фольклорного коллектива при Тверском областном Доме народного творчества.

Опытно-экспериментальная база исследования: учебно-исследовательская лаборатория методологии и методики музыкального и художественного образования Тверского областного института усовершенствования учителей; кафедра музыкального образования и лаборатория музыкального краеведения Тверского государственного университета; музыкальный фольклорный коллектив при Тверском областном Доме народного творчества. В общей сложности экспериментальным исследованием было охвачено 120 студентов музыкально-педагогического факультета, учителей музыки и народного творчества, 70 участников музыкального фольклорного коллектива.

Положения, выносимые на защиту:

1. Музыкальный фольклор как предмет специального изучения в контексте исторически сложившейся системной совокупности его признаков как вида искусства - традиционности, устности, коллективности, импровизационности и др., - является необходимым содержательным компонентом подготовки учителя к профессиональной деятельности в данной области;

2. Преемственность ведущих дидактических положений педагогики народного творчества и общих принципов трансляции и регуляции этнокультуры обеспечивает осознанное проникновение в систему традиции и постижение музыкального фольклора как элемента культурного наследия;

3. Разработанная модель диалогического взаимодействия индивидуальной и народной поэтики, где концептуальным основанием выступает художественное обобщение народного искусства как динамично развивающейся системы, является предпосылкой эффективной подготовки учителя к преподаванию музыкального фольклора.

Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и приложений. Библиография содержит 280 источников.

Заключение диссертации научная статья по теме "Теория и методика профессионального образования"

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Общественное признание значимости народной музыки как части духовного наследия и проявления культурно-исторической памяти народа -несомненно. Этнохудожественное творчество играет ключевую роль в процессе становления личности по приобщению к лучшим национальным традициям и фольклорным первоистокам.

Народная музыкальная культура в силу законов её возникновения и эволюции обладает особым содержанием и системой уникальных исполнительских средств выражения, что влечет за собой привлечение специальных методов их освоения в современной системе художественного образования. Введение в учебную деятельность преподавания музыкального фольклора, предметом которого обозначается изучение и освоение комплекса всех явлений народного искусства, сегодня объективно доказывается реалиями практики.

Проведённое нами научно-теоретическое и практическое исследование «Профессиональная подготовка учителя к преподаванию музыкального фольклора» положительно подтвердило актуальность поставленной проблемы и выдвинутую гипотезу.

1. Профессиональная подготовка учителя к преподаванию музыкального фольклора, базирующаяся на исторически сложившейся системной совокупности признаков данного вида искусства традиционности, устности, коллективности, импровизационности, вариантности, анонимности, - является незаменимым фактором сохранения национальных эстетических идеалов, народного характера и самосознания.

2.Творческое переосмысление фольклорных традиций, концентрирующее в себе аутентичные и современные элементы народного музыкального искусства, и специально организованная исследовательская, образовательная и культурно-просветительская деятельность, обусловленная историческими эволюционными процессами, выступают в качестве концептуальных подходов в подготовке учителя к преподаванию музыкального фольклора.

3.Преемственность основополагающих дидактических положений педагогики народного творчества и общих принципов трансляции музыкальной этнокультуры в качестве особого механизма сохранения «интонаций народного духа» обеспечивает осознанное «погружение» в систему традиции и глубокое осмысление взаимосвязей фольклора с социальной жизнью и другими явлениями отечественной и мировой культуры.

4.Разработанная модель подготовки учителя, основанная на диалогическом взаимодействии индивидуальной и народной поэтики, и учебный курс, ориентированный на изучение музыкального фольклора как полифункционального явления с позиций различных областей гуманитарного знания, способствуют формированию обобщенного представления о многовековых традициях в данной области народного творчества.

Суммируя всё вышесказанное, можно говорить о том, что проведённое исследование по проблеме «Профессиональная подготовка учителя к преподаванию музыкального фольклора» способствует улучшению специальной научно-методической, теоретической и практической базы для совершенствования практической педагогической деятельности в сохранении, изучении и преподавании отечественных художественных этнотрадиций.

Список литературы диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Кузьмина, Ольга Михайловна, Москва

1. Адищев В.И. Проблема эстетического воспитания и развития детей в концепции образовательного процесса. П.Ф. Каптерев // Искусство и образование, 2003, № 4 (26).

2. Адищев В.И. Счастье человека в раннем приобщении к красоте // Музыка в школе, 2003, № 6.

3. Азадовский М.К. История русской фольклористики. Т.1. М.,- 1958.

4. Акофф Р., Эмерг Ф. О целеустремленных системах. М.,- 1979.

5. Алексеев Э.Е. Ранпефольклорное интонирование. М.: Советский композитор. - 1986.- 238 с.

6. Алексеева Л.Л. Воспитание певческой культуры младших школьников на уроках музыки в общеобразовательной школе. Автореферат дис. . к.п.н. -М.,- 2001,-22 с.

7. Ангеловски К. Учителя и инновации. Пер. с македонского.-М., 1991,-221 с.

8. Анохин П.К. Философские аспекты теории функциональной системы.//

9. Вопросы философии, 1973, № 3.

10. Аракчеева А.В. Развитие народно-песенной культуры в Ржевском районе. Автореферат дисс. . к.ф.н. Калинин,- 1949. - 20 с.

11. Аристотель. «Об искусстве поэзии» М.,- 1957.

12. Арчажникова Л.Г. Профессия учитель музыки,- М.: Просвещение,1984.-110 с.

13. Арчажникова Л.Г. Совершенствование подготовки учителя музыки в условиях высшего заочного педагогического образования. Методические рекомендации. М., -1985. - 46 с.

14. Арчажникова Л.Г. Структура профессиональной деятельности учителя музыки // Подготовка учителя музыки к профессиональной деятельности в школе: Метвузовский сборник научных трудов. Вып.73,- Ярославль,1985,-с. 16-27.

15. Арчажникова Л.Г. Теоретические основы профессионально-педагогической подготовки учителей музыки. Автореферат дисс. . д.п.н.-М.,-1986.-36 с.

16. Арчажникова Л.Г., Шарова С. Проблема музыкального воспитания на современном этапе реорганизации общеобразовательной школы. М.: Просвещение. - 1992. - 15 с.

17. Асафьев Б. В.О народной музыке. Л.: Музыка. - 1987. - 247 с.

18. Асафьев Б. В. Речевая интонация. Ред. Е.М. Орлова. Л.,- 1965.

19. Асафьев Б. Русская народная песня и её место в школьном музыкальном воспитании и образовании. Л.,- 1926.

20. Асафьев Б.В. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании. 2-ое изд. М.: Музыка. - 1973.

21. Асафьев Б.В. Музыкальная форма как процесс. Л.,- 1971.

22. Асафьев Б.В. Русская музыка XIX и начала XX века. 2 изд. Л.,- 1979.

23. Атлантова Л.И. Становление и развитие основных понятий советской педагогики (1917-1931). Автореферат дисс. . к.п.н. Киев,-1981. -19 с.

24. Бабанский Ю.К. Оптимизация процесса обучения. М.,- 1977.

25. Бакшаева Е.В. Методика создания альтернативных программ по предмету

26. Музыка» с учетом национально-региональных особенностей.

27. Автореферат дисс. . к.п.н. М.,- 2003. - 22 с.

28. Балакирев М.А. Сборник русских народных песен (40). -СПб.,- 1866.

29. Банникова Е.И. Обобщение музыкально-педагогического опыта: научно-педагогические основы. Автореферат дисс. . к.п.н. М.,- 1999. - 24 с.

30. Баркин Г.А. Программно-методическая работа Наркомпроса РСФСР в связи с усовершенствованием гуманитарного образования в Единой трудовой школе II ступени (1918-1934). Автореферат дисс. . к.п.н. М.,-1974.

31. Баталина-Корнева Е.В. Подготовка педагога-музыканта к формированию ценностных ориентации подростков в массовой музыкальной культуре. Автореферат дисс. . к.п.н. М., -2003. - 20 с.

32. Баткин Л.М. Тип культуры как историческая целостность.// Вопросы философии, 1969, № 9.

33. Белинский В.Г. Полное собрание сочинений в 13 томах, т. 3.- М.,- 1954,с.308.

34. Белинский В.Г. Полное собрание сочинений в 13 томах, т. 4,- М.,- 1954.

35. Беляев В.М.О музыкальном фольклоре и древней письменности.-М.,1971.

36. Беляев В.М. Сборник Кирши Данилова. М.,- 1969.

37. Бердяев Н. Духовные основы русской революции. Paris: YMCA-Press. -1990. - 599 с.

38. Бердяев Н. А. Судьба России. М.,-1918.

39. Бернанд Г. С.И. Танеев. М.,- 1983.

40. Бичева И.Б. Развитие профессиональной компетентности педагогических кадров дошкольных образовательных учреждений. Автореферат дисс. . к.п.н. Нижний Новгород,- 2003. - 29 с.

41. Блок М. Апология истории.- М.,- 1973.

42. Борев Ю. Эстетика.- М., -1969.

43. Браз СЛ. Формирование репертуара городского фольклорного коллектива. М.: ВНМЦ НТ и КПР. - 1980. - 72 с.

44. Бурлаков В.А. Воспитание народного певца в процессе освоения северорусской эпической традиции. Автореферат дисс. . к.п.н. М.,-1998.-21 с.

45. Бюхер К. Работа и ритм. М.,- 1923. - 326 с.

46. Васильев-Буглай А. Хоровая работа в массах // Музыкальная новь,1923,3.

47. Василенко В.А. Традиции русской народно-песенной лирики в Сибири и современная хоровая самодеятельность. Автореферат дисс. . к. искусствоведения. М.,- 1956. - 15 с.

48. Веретенников И.И. Русская народная песня в школе: Пособие для учителей и учащихся,- Белгород: Северодонечье. 1994.

49. Вестник Российского Фольклорного Союза (РФС),- 2001, № 1. 57 с.

50. Вестник Российского Фольклорного Союза (РФС),- 2002, № 1. 57 с.

51. Вестник Российского Фольклорного Союза (РФС),- 2002, № 4. 57 с.

52. Вестник Российского Фольклорного Союза (РФС),- 2002, № 4(5).-57с.

53. Вестник Российского Фольклорного Союза (РФС),- 2003, № 1(6).- 57с.

54. Вестник Российского Фольклорного Союза (РФС),- 2003, № 3(8). 57с.

55. Вестник Российского Фольклорного Союза (РФС),- 2005, № 2(13).- 57с.

56. Волков Г.Н. Социология науки. М.,- 1968. - с. 201.

57. Волков Г.Н. Этнопедагогика. М.,- 1999.

58. Вопросы методологии советского музыкознания: Сборник научных статей. М.,-1981.

59. Вопросы певческого воспитания школьников. Л.: Учпедгиз, - 1959.

60. Вопросы хорового образования //Сб. трудов ГМПИ им. Гнесиных. Вып. 77. М.: ГМПИ им. Гнесиных. - 1985. - 147 с.

61. Воронцова В.Г. Социально-педагогическая ориентация учителей в процессе повышения квалификации. Автореферат дисс. . к.п.н. Л.,-1990.-10 с.

62. Воспитание патриотизма, дружбы народов, гражданственности.

63. Материалы 2 Всероссийской научно-практической конференции.

64. М.: ГНИИ семьи и воспитания РАО. 2003.- 486 с.

65. Выготский Л., Лурия А. Этюды по истории поведения. Обезьяна.

66. Примитив. Ребенок. Л.,-1930.

67. Габитова Р.К. Башкирский фольклор в развитии духовной сферы ученика музыкальной школы-гимназии. Автореферат дисс. .к.п.н.-М.,-1996.-16 с.

68. Гельвеций К.А. О человеке, его умственных способностях и еговоспитании. -М.,-1938.

69. Гилярова Н.Н. Хрестоматия по русскому народному творчеству (1-2 год обучения). М.:Родник,-1996.-60 е., нот.

70. Глебов И. О сборниках детских песен // Вопросы музыки в школе. № 1.1926.

71. Головинский Г. Л. Композитор и фольклор. Из опыта мастеров XIX-XX веков.- М.:Музыка.-1981.-278с.

72. Головко А.К. Теоретические и методические основы обучения игре на гармонике-хромке в начальном звене системы музыкального образования. Автореферат дисс. . к.п.н. Краснодар.- 2002.-27 с.

73. Горький М. Беглые заметки. Собр. соч. в 30 томах, т. 23. М., 1953.

74. Горький М. Собр. соч. в 30 томах, т. 23. М., 1953.

75. Гумилёв JT.H. Этногенез и биосфера Земли,- М.,-1994.- 637 с.

76. Гусев В. Е. Методы изучение фольклора. Л.,-1983.

77. Гусев В.Е. Проблема фольклора в истории эстетики. М-Л.,-1963.-203 с.

78. Гусев В.Е. Эстетика фольклора. Л.,-1967.

79. Гущин А.С. Вводная статья к переводу трактата «О живописи»// Дени

80. Дидро об искусстве, т.1.- М.: Искусство.-1936.-235 с.

81. Гущин А.С. Происхождение искусства. М,- Л.: Искусство.-1937.-112с.

82. Давлетов К.С. Фольклор как вид искусства. М.: Наука.-1996.-363 с.

83. Давыдкина В.В. Художественные знания, умения и навыки в профессиональной деятельности педагога искусства. Автореферат дисс. . к.п.н. -М.,-2004.-23 с.

84. Давыдов В.В., Кудрявцев В.П. Развивающее образование: Теоретические основания преемственности дошкольной и начальной школьной ступеней.

85. Вопросы психологии, 1997, № 1, с. 3-18.

86. Детские фольклорные школы. М.: ГР ДНТ,-1999.-54 с.

87. Детский фольклорный ансамбль: Методическое пособие и хрестоматия / Сост. Л.А. Терентьева Самара,-1991.

88. Дистервег Д. Руководство для немецкого учителя / Перевод с немецкого А.Ф. Гретман.- М.,-1913.-321 с.

89. Добролюбов Н.А. Собрание сочинений в 9 томах, т. 3. М-Л.,-1962.

90. Дынник М.В. Современная хоровая музыка в содержании образованиястудентов музыкальных факультетов педагогических вузов.

91. Автореферат дисс. . к.п.н. М.,-2004.-24 с.

92. Евразия. Исторические взгляды русских эмигрантов. -М.,- 1992.

93. Евсеев С. Русская народная полифония. М.,-1960.

94. Елисова Н.Н. Приобщение детей дошкольного и младшего школьного возраста к поморскому музыкальному календарно-обрядовому фольклору. Автореферат дисс. . к.п.н. М.,-2002.-20 с.

95. Емельянов Л.И. Методологические вопросы фольклористики. Л.:Наука,-1978.-205 с.

96. Емельянов Л.И. Нерешенные проблемы в изучении народного творчества.// Русский фольклор. IX. M.-JI.,-1964.

97. Еремеев А.Ф. Происхождение искусства. М.: Молодая гвардия. - 1970.272 с.

98. Жемчужины мысли.- Минск,-1978.

99. Закатова И.Н. Модернизация системы дополнительного профессионального образования специалистов социальной сферы. Автореферат дисс. . д.п.н. М.,-2003.-39 с.

100. Земцовский И.И. Фольклористика как наука // Фольклор и фольклористика. М., 1972.

101. Земцовский И.И. Фольклор и композитор. M.-J1.: Советский композитор.-1978.-176 с.

102. Земцовский И.И. Этномузыкознание как музыкознание этнослуха. Рукопись.

103. Змеев С.И. Основы андрогогики.- М.: Флинта-Наука.-1999.

104. Иглицкая И.М. Методические рекомендации для преподавателей ДМШ и ДШИ. М.,-1990.

105. Из истории Московской народной консерватории (1906-1918). Публикации и комментарии И.И. Шевченко. // Традиционный фольклор и современные народные хоры и ансамбли. Сб. научных трудов. Серия Фольклор и фольклоризм. Вып. II. Л.: ЛГИТМИЛ.-1989.

106. Из истории советского музыкального образования. 1917-1927. Л.,-1969.

107. Извещение № 1160 от 18 мая 1906 г., а также Извещение № 860 от 17 мая 1906. М„ ГЦММК, ф. 133,№ 322.101. Известия РАО, 2001, № 4.

108. Изучение русского музыкального фольклора в детской музыкальной школе.-М.,-1989.

109. Искусство в школе, 2002, №2.

110. Искусство педагогики педагогика искусства. Сборник научных трудов. Вып. 1.-М.: АПКРО. - 2002. - 211 с.

111. История полувековой деятельности Императорского Русского Географического общества 1845-1895 гг. Сост. П.Семенов, присодействии А.А.Достоевского. Ч.Ш. Приложение. / Архив РГО. СПб.: Изд.1. Императорского РГО. 1896.

112. Каган М.С. Морфология искусства. JT.: Искусство.-1972.-440 с.

113. Каган М.С. Философия культуры. СПб.,-1996.-415 с.

114. Каган М.С. Человеческая деятельность. М.: Политическая литература.1974.-327 с.

115. Каган М.С. Системный подход и гуманитарное знание-JL: ЛГУ.-1991.387 с.

116. Казьмин П. О русской народной песне и её исполнении // Методические статьи в помощь руководителю хоровых коллективов. М.,-1947.

117. Калугина Н.В. Методика работы с русским народным хором. М.: Музыка.-1977.-254 с.

118. Калугина Н.В. Омский русский народный хор. Автореферат дисс. . к. искусствоведения. М.,-1955.

119. Кананов П., Вулых П. Зарубежная литература о музыке. Вып. 1 (19541958).- М.,-1962.-602 с.

120. Кан-Калик В. А. Педагогическая деятельность как творческий процесс (Эмоционально-коммуникативные аспекты педагогического творчества). -Л.,-1985.

121. Карамзин Н. История Государства Российского в 12 томах, т. 1 СПб.,-1830.

122. Каргип А.С. Самодеятельное художественное творчество. М.,-1988.

123. Карпушипа Л.П. Педагогические основы освоения мордовского фольклора. Автореферат дисс. . к.п.н. М.,-1996.-23 с.

124. Кастальский А. Основы народного многоголосия. М.,-1948.

125. Кашин Д. Русские народные песни, собранные и изданные для пения с ф-но. Kh.1-3.-M.,-1833-1834.

126. Кедров Б.М. Классификация наук. Т. 1- М.,-1961. 431 с.

127. Коджаспирова Г.М. Культура профессионального самообразования педагога. Пособие / Под ред. Ю.М. Забродина. М.,-1994.-344 с.

128. Козлова И.В., Шишлова Е.Н. Школа традиционной культуры. М.:1. ГРДНТ,- 1996.

129. Козырева Г.Г. Единство теоретического и эмпирического знания в подготовке учителя музыки. Автореферат дисс. . к.п.н. М.,-2003.-19 с.

130. Колесникова Г.И. Музыкально-творческое развитие старших дошкольников средствами русской народной музыки. Автореферат дисс. . к.п.н. Екатеринбург,-1999.-19 с.

131. Колосов А.П. К вопросу о хоровой культуре. М.,-1937.

132. Коряжкина Е.А. Теоретико-методическое обоснование комплексного использования фольклора в эстетическом воспитании детей дошкольного и младшего школьного возраста. Автореферат дисс. к.п.н. М.,-2002.-20 с.

133. Краевский В.В. Повышение квалификации педагогических кадров. М.: Педагогика.-1992.-78 с.

134. Краевский В.В. Методология педагогической науки. М.,-2001.-248 с.

135. Краткая философская энциклопедия. М.: Прогресс.-1994.

136. Кукушкин B.C. Этнопедагогика. Учебное пособие,- М,- Воронеж:1. МПСИ РАО.- 2002. -303 с.

137. Куприянова Л.Л. Активизация творческой деятельности младших школьников. Автореферат дисс. . к.п.н. М.,-1989.-19 с.

138. Куприянова Л.Л. Программа «Русский фольклор».- М.: Мнемозина,1996.

139. Куприянова Л.Л. Русский фольклор. Пособие для учителя музыки общеобразовательных школ. М.: Мнемозина.-1996.-48 е., нот.

140. Лапин В. Русский музыкальный фольклор и история (к феноменологии локальных традиций). Очерки и этюды,- М.,-1995.-200 с.

141. Ленин В.И. О литературе и искусстве. М.,-1979.-706 с.

142. Лернер И.Я. Дидактическая система методов обучения. М.,-1976.-65 с.

143. Лесевич В. Фольклор и его изучение//Памяти В.Г. Белинского.- М.,-1899.

144. Лизинский В.М. Диагностико-аналитические процедуры и активно-игровые формы в управлении школой. М.,-1996.

145. Линёва Е.Э. Народная консерватория // Труды МЭК. Т. 1/113. М.,-1906.

146. Линёва Е.Э. Проект плана и программа Народной консерватории. 1906 // Традиционный фольклор и современные народные хоры и ансамбли. Л., - 1989.

147. Лихачев Д.С. Раздумья.- М.,-1991.

148. Листопадов А. Песни донских казаков. В 4 томах. М.,-1949-1954.

149. Лобанов М.А. Этносольфеджио на материале традиционной песни русской деревни. Учебное пособие для старших классов ДМШ и средних специальных учебных заведений. СПб.,-1996.-72 е., нот.

150. Ломакин Н.Руководство к обучению песен в народных школах.-СПб.,б\г. 145. Лурье А.С. Преподавание пения и музыки в ЕТШ. Петербург: Музотдел НКП.-1919.

151. Мазаев А.И. Праздник как социально-художественное явление.-М.,1978.

152. Мамонтов С.П. Основы культурологии: Учебное пособие. М.,-1955.-318 с.

153. Мамонтов С.П. Основы культурологии. М.: 0лимп.-2001,- 317 с.

154. Мариупольская Т.Г. Проблема национальных традиций в преподавании музыки. (Теоретический и методический аспекты). Автореферат дисс. . д.п.н.- М.,- 2002. 53 с.

155. Маркс К. и Энгельс Ф. Сочинения, 2 изд., т. 12.

156. Массалитинов К. Воронежские песни. Воронеж,- 1954.

157. Маслов А. Методика пения в начальной школе, основанная на новейших данных экспериментальной педагогики. М.,-1913.

158. Материалы совещания семинара руководителей детских народных хорови фольклорных ансамблей. М.: ВНМЦ КПР. - 1985.

159. Мельников М.Н. Русский детский фольклор. М.,- 1987.

160. Менеджмент в управлении школой. Учебное пособие для слушателей системы педагогики и повышения квалификации организаторов образования (Под ред. Г.И. Шамовой). М.,- 1995.- 223 с.

161. Методы изучения фольклора// Сборник научных трудов. -J1.,-1983.-153 с.

162. Мешко Н.К. Чтобы учить, нужно учиться // Клуб и художественная самодеятельность, 1964, № 2.

163. Мешко Н.К. Искусство народного пения. Практическое руководство и методика обучения искусству народного пения. Часть 1. М.: НОУ ЛУЧ. - 1996.-42 с.

164. Мешко Н.К. Искусство народного пения. Практическое руководство и методика обучения искусству народного пения. Часть 2,- М.:НОУ ЛУЧ. -2002. 80 с.

165. Мир детства и традиционная культура,- М.: ВНМЦ НТ.-1990.-176 с.

166. Митина Л.М. Учитель как личность и профессионал. -М.: Дело.- 1994.

167. Музыкальная фольклористика. Вып.2.- М.: Советский композитор.1978.-341 с.

168. Музыкальная фольклористика. Вып. 3. М.: Советский композитор,1986.-326 с.

169. Музыкальный фольклор и дети. Научно-методическое пособие. М.,1992.-100 е., нот.

170. Музыкальный фольклор. Труды ГМПИ им. Гнесиных. М.: ГМПИ им.1. Гнесиных.- 1974,- 151 с.

171. Мухаринская Л. К вопросу об эстетическом освоении действительностив современном белорусском народном творчестве. Л.: Советский композитор.- 1982,- 78 с.

172. Мяло К. Оборванная нить: крестьянская культура и культурная революция // Новый мир, 1988, №8.

173. Назарова Л. Введение в песенный фольклор// Искусство в школе, 2000,1,2, 3,6.

174. На пути к возрождению. Вологда: ВОНМЦК и ПК,- 2001.- 127 с.

175. Народная культура в контексте современного образования. М.:1. АПКРО. 2004.- 26 с.

176. Некрасова М.А. Народное искусство как часть культуры. Теория ипрактика.- М.: Изобразительное искусство. 1983.- 343 с.

177. Никольская-Береговская К.Ф. Развитие школьного хорового пения в России. М.: Советская Россия. - 1974.

178. Никольская-Береговская К.Ф. Русская вокально-хоровая школа IX-XX веков.-М.,- 1998.- 186 с.

179. Никольский А. План практических занятий пения в школе и хоре. -Ржев,-1918.

180. Новиков Н.И.Избранные педагогические сочинения.-М.,-1959.-С. 92175.

181. Новицкая М.Ю. Программа «Мир народной культуры в начальной школе»// Живая старина, 1994, № 2.

182. Носков А.К. Как научиться народному пению.- Самара.: ОДНТ. -1995.

183. Об организации обучения музыкальному фольклору в современной системе народного образования // Сборник научных трудов,- М.,- 1990.

184. Одоевский В.Ф. Избранные педагогические сочинения. М.: Просвещение,- 1955. - С. 167-168.

185. Одоевский В.Ф. Музыкально-литературное наследие.- М., 1956.

186. Ожегов С.И. Словарь русского языка. М.: Русский язык. -1988.-750 с.

187. Окладников А.П. Утро искусства.-JT.: Искусство.-1967.-135 с.

188. Орлова Е. Б.В. Асафьев. Путь исследователя и публициста. JT.,-1964.

189. Орлова Л.В. Формирование творческой активности детей дошкольного и младшего школьного возраста в процессе обучения народному искусству. Автореферат дисс. к.п.н.- М.,-1996. 19 с.

190. Оссовский А. Избранные статьи, воспоминания. Л.: Советский композитор. - 1961. - 400 с.

191. Острогорский В.П. Искусство как воспитательно-общественная сила. // Вестник образования, 1900, № 7.

192. Острогорский В.П. Письма об эстетическом воспитании. СПб.,-1894.

193. Очерки традиционной культуры казаков России// Под ред. Н.И Бондаря. Т.1.- М.-Краснодар,-2002.

194. Павкина Н.В. Совершенствование профессиональной подготовки учителя на основе введения музыкально-краеведческого материала в программу предмета «Музыка» (в условиях системы повышения квалификации). Автореферат дисс. . к.п.н,- М.,-2004.-23 с.

195. Павлова И.Ю. Формирование музыкально-эстетической культуры студентов педвуза на основе использования национального музыкального фольклора. Автореферат дисс. . к.п.н. Казань,-2001.-21 с.

196. Пасхалов В. М.Е. Пятницкий и история возникновения его хора // Советская музыка. Сб. 2. М.,-1944.

197. Первый Всероссийский конгресс фольклористов. Сборник докладов. Т.1.-М.-ЦРФ.-2005.-447 с.

198. Первый Всероссийский конгресс фольклористов. Сборник докладов. Т.2,- М.-ЦРФ.-2006.-462 с.

199. Первый Всероссийский съезд по внешкольному образованию. Документы и материалы. Книга 2, часть 1. М., 1993.

200. Первый Всероссийский съезд по внешкольному образованию. Документы и материалы. Книга 2, часть 2. М., 1993.

201. Поёт Сибирский хор. М.,-1963.

202. Попов А.Необжитая страна детских игр//Народное образование, 1995,№ 5

203. Попова Т. Русское народное музыкальное творчество. М.: Музыка,1956.-301 с.

204. Программы Лауреатов V Всероссийского конкурса авторских программ дополнительного образования детей. М.:, ГОУ ЦРСДОД,- 2003,- 367 с.

205. Предмет «Русское народное музыкальное творчество в ДМИ и ДШИ»: Программа и методические рекомендации, перспективные и поурочные планы /Сост. Л.В. Костяшеваи З.К. Яковлева- М.,-1998.

206. Проблемы высшего музыкального образования. Сб. трудов. ГМПИ им. Гнесиных. Вып. 19. М.:ГМПИ им. Гпесиных.-1975.

207. Проблемы развития системы музыкального образования. М.: ГМПИ им. Гнесиных. -1987. - 175 с.

208. Пурин В.Д. Профессиональная подготовка учителя музыки на основе применения принципа интеграции в педагогическом процессе. Автореферат дисс. . к.п.н,- М.,-2003.- 19 с.

209. Пути совершенствования подготовки руководителя самодеятельного хорового коллектива. Сб. научных трудов. М.: ГМПИ им. Гнесиных,1988.- 88 с.

210. Путилов Б.Н. Фольклор и народная культура. С-П.,- 2003.- 457 с.

211. Пыпин А.Н. История русской этнографии. Т. 1,- СПб.,-1890.

212. Раисов У.Ф. Синтез музыки и поэзии как фактор развития музыкальной культуры. Автореферат дисс. . к.п.н. М.,-1997.-21 с.

213. Римский-Корсаков Н.А.Полное собрание сочинений. Т.2 М.:Музгиз.1952.

214. Римский-Корсаков Н.А. Сборник русских народных песен (100), соч.24.Вып.1-2,- СПб., 1876-1877.

215. Рогов А.И. Музыкальная эстетика России XI- XY11I вв. М.,-1973.-С.75.

216. Рожнов А. Руководство для обучающих пению в народных и патриотических школах, детских приютах, уездах и приходских училищах и вообще учебных заведениях,- СПб.,-1872.

217. Романюк Е.А. Хоровая культура родного края как средство формирования музыкально-эстетической потребности у будущих учителей музыки. Автореферат дисс. . к.п.н. Тверь,-2004.-20 с.

218. Российская педагогическая энциклопедия. Т. 1. М.,-1993.-607 с.

219. Рочев Ю.Г. Детские «будильные» попевки \\ Этнография и фольклоркоми. Сыктывкар,- 1972.

220. Рубцов Ф. А. Хоровые коллективы русской народной песни // Проблемы музыкальной самодеятельности. M-JI.,-1965.

221. Рубцов Ф.А. Основы ладового строения русских народных песен.-Л.: Музыка.-1964.

222. Руднева А. Русское народное хоровое исполнительство // Омузыкальном исполнительстве. М.,-1954.

223. Руднева А.В. Народные песни Курской обл. М.,-1957.

224. Руднева А.В. Русский народный хор и работа с ним. М.,-1960.

225. Румер Н. Международное общество по музыкальному воспитанию // Музыкальное воспитание в школе, 1963, вып. 2.

226. Русская Музыкальная Газета, -1901, 15 августа, столбец 420.

227. Русские народные песни в обработке В. Захарова.Вып.1,2.-М.,-1962-1963

228. Русские народные песни Калужской области. Сост. В. Харьков.-М.,-1954

229. Русские народные песни Подмосковья, собранные П.Г.Ярковым.-М.,-1957.

230. Русское народное поэтическое творчество. Хрестоматия. Сост. Э. Померанцева, С. Минч. М., -1959.

231. Рюйтел И. Фольклор и современная культура. Йошкар-Ола,-1990.

232. Сац И.А. Яворский в Московской народной консерватории /1906-1916/.//

233. Яворский Б. Воспоминания, статьи, письма. Т.1. М., 1964.- С. 227.

234. Свасьян K.JI. Человек как творение и творец культуры// Вопросыфилософии, 1987, №6. с. 135.

235. Сериков В.В. Образование и личность: Теория и практикапроектирования педагогических систем. М.,- 1999.- 272 с.

236. Серов А.Н. Русская народная песня как предмет науки. М.,- 1952.

237. Сёке П. Происхождение музыки и три её мира. Будапешт: Магвёте.-1982.- 182 с.

238. Скопцова М.В. Развитие музыкальных творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста в процессе музыкально-фольклорной деятельности в детском саду. Автореферат дисс. . к.п.н,- М.,-2002.-20 с.

239. Скребнева Н.Р. Формирование готовности педагогов-музыкантов к художественно-творческой деятельности. Автореферат дисс. . к.п.н. -М.,- 2005,- 23 с.

240. Сластенин В.А., Подымова JI.C. Педагогика: инновационная деятельность. М.,- 1997.

241. Совершенствование хорового образования в свете реформы высшейшколы. Сб. трудов. Вып. 107. М.: ГМПИ им. Гнесиных. - 1989.- 152 с.

242. Советский энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия.-1988.- 1599 с.

243. Современная региональная политика в области высшего образования // Регионология. Саранск,- 1992.- № 1.- С. 30-75.

244. Современность и фольклор. Статьи и материалы.- М.: Музыка. 1977. -348 е., с нот.

245. Современные фольклорные коллективы в городе. Методическиерекомендации. Сост. А. Кабанов. М.:НИИК.- 1986.- 34 с.

246. Соколов Б.М. Собиратель народных песен. М.,- 1923.

247. Сохранение и возрождение фольклорных традиций. Сост. А. Банин.1. М.,- 1990.-255 с.

248. Спенсер Г. Сочинения. Т. 6, ч.2. -С-Пб.,- 1889.- 309 с. 236.

249. Стукапов А.П. Синергстическое управление, непрерывное повышение квалификации педагогических кадров. Автореферат дисс. . д.п.н. М.,2003.- 54 с.

250. Сухобская Г.С. Психологические проблемы самообразования учителя.-М.,- 1986.

251. Тарасова Л.А. Музыкальное краеведение в системе подготовки педагогамузыканта, музыковеда, фольклориста. М. - Тверь: ГМПИ им. М.М. Ииполитова - Иванова.- 2003.- 357 с.

252. Тихомирова Л.А. Музыкальное краеведение как новое направление в музыкознании.- Тверь: ТГУ.- 1993.

253. Традиционная мужская культура. Сост.М. Строгапов.-Тверь: ОД1 IT,2002.

254. Традиционное и современное народное музыкальное искусство. Сб.трудов. Вып. XXIX М.: ГМПИ им. Гнесиных.- 1976,- 258 с.

255. Уроки фольклора в детской музыкальной школе. Программа Е.А. Зайцевой.- Красноярск,- 1994.

256. Ушипскии К.Д. Собрание сочнпеипй.Т. 2. М-Л.,- 1948.

257. Философский словарь. М.: Политическая литература.- 1986.- 588 с.

258. Финагин А. Русская народная песня. М.: Прогресс.- 1923.

259. Финдейзен Н.Ф. Два старейших печатных сборника песен: К пересмотру сборников Трутовского и Прача Л.,- 1926.

260. Финдейзен Н.Ф. Сборник российских песен XVIII в.// Доклад от 11 декабря 1924 г. Сб. трудов Академии наук. Т.31. М.: Общество древней письменности и искусства Академии наук.- 1926.

261. Фольклор и молодёжь. М.: РФС,- 2003,- 116с.

262. Фольклор России в документах советского периода 1933-1941 гг.-М.:ЦРФ,- 1994.

263. Фольклор: проблемы сохранения, изучения и пропаганды. М.: ГМПИим. Гнесиных,- 1988.- 400 с.

264. Фольклорный театр. М.: Современник.- 1988,- 475 с.

265. Формирование репертуара детского народно-хорового коллектива. М.: ВНМЦ НТ и КПР.-1984,- 59 с.

266. Хитрово А.П. Краткое жизнеописание Д.А. Агренева-Славянского и егодеятельности.- М.,-1896.

267. Хрестоматия по истории русского фольклора. М.,- 1973.

268. Христиансен Л. Работа с народными певцами // Вопросы педагогики. Вып. 5-М.: Музыка.- 1963,- С. 9-38.

269. Христиансен JI.JI. Встречи с народными певцами. М.: Советскийкомпозитор. 1984.- 167 с.

270. Христиансен JT.J1. Ладовая интонация русской народной песни. М.: Советский композитор.- 1976.

271. Челышева Т.В. Непрерывное художественное образование как целостнаяобразовательная система. Автореферат дисс. . д.п.н. М.,-2003,- 48с.

272. Челышева Т.В. Программа курса переподготовки по проблеме «Непрерывное художественное образование: научно-практические аспекты». М.: Academia. - 2001,- 38 с.

273. Шамина Л., Браз С., Медведева М., Куприянова Л. Л. Спецификаучебно- воспитательной работы в фольклорных певческих коллективах. Методическое пособие. М.: ВНМЦ НТ и КГТР,- 1984,- 103 с.

274. Шамина JI.B. Об организации обучения музыкальному фольклору в современной системе народного образования //Сб. научных трудов. Сост. А.А. Банин. М.,- 1990.

275. Шамина JI.B. Теоретико-методические основы обучения русскому народному певческому искусству. Автореферат дисс. . д.п.н.- М.,-1996.

276. Шамина J1.B. Этнографическая парадигма школьного музыкального образования: от «этнографии слуха» к музыке мира // Преподаватель, 2001, №6, с. 21-26.

277. Шахнович A.M. Язык, культура и социализация личности. М.,- 1982.

278. Школа русского фольклора. Обучение в младших классах / Научная ред. М.Т. Картавцевой. М.: МГИК.- 1994.- 72 с.

279. Школяр В.А. Обновление содержания музыкального образования с методологических позиций (опыт исследования проблемы). М.: Толк.1997.-89с.

280. Школяр JI.B. Музыкальное искусство как учебный предмет в начальнойшколе (в системе развивающего обучения). Автореферат дисс. . д.п.н,- М.,- 1999. -43 с.

281. Штоф В.А. Проблемы методологии научного познания. -М.: Высшая школа.-1976.- 271 с.

282. Щуров В.М. Стилевые основы русской народной музыки.- М.,-1998,-465с.

283. Энгель Ю.Д. Глазами современника. Избранные статьи. М.,- 1971.

284. Энгельс Ф. Роль труда в процессе очеловечения обезьяны.//Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 14,- М.,- 1959,- 770 с.

285. Этнопедагогика. Теория и практика. М.: РФС.- 2003. - 224 с.

286. Яворский Б. Воспоминания, статьи, письма, т. 1. М.,- 1964,- 227 с.176