автореферат и диссертация по педагогике 13.00.05 для написания научной статьи или работы на тему: Формирование художественно-эстетической культуры личности в условиях досуговой сферы
- Автор научной работы
- Кудрина, Екатерина Леонидовна
- Ученая степень
- кандидата педагогических наук
- Место защиты
- Москва
- Год защиты
- 1991
- Специальность ВАК РФ
- 13.00.05
Автореферат диссертации по теме "Формирование художественно-эстетической культуры личности в условиях досуговой сферы"
МОСКОВСКИЙ .ОРДЕНА ТРУДОВОГО КРАСНОГО ЗНАМЕНИ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ КУЛЬТУРЫ »
На -правах рукописи КУДРИНА Екатерина Леонидовна
ФОРМИРОВАНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ Л1{ЧНОСТИ В УСЛОВИЯХ ДОСУГОВОЙ СФЕРЫ
V
13.00.05 - теория, методика и организация . культурно-просветительной деятельности
АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук
/ '
<ЖЛ Москва - 1991
Работа выполнена на кафедре социально-культурной деятельности Московского ордена Трудового Красного Знамени государственного института культуры
Научный руководитель . Официальные оппоненты
Зедущая организация
- доктор педагогических наук, профессор Ю.А.Стрельцов
- доктор педагогических наук, и.о.профессора Т.И.Бакланова
- кандидат педагогических наук, В-А-Волобуев
¡Минский институт культуры
1ШГОГО СС>_1
1992 г. в
Задита состоится "/у "Лила часов на заседании специализированного совета К 092.07.01 по присуждению ученой степени кандидата ноу\ в Московском ордена •Трудового Красного Знамени государственном институте культуры по адресу: 141400, Московская область, Химки-6, ул.Библиотечная; д.7-
•С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке института
Автореферат разослан
1991 г.
. /
Ученый секретарь специализированного совета, крндидпт педагогических наук, доцент
Э.И.Петрова
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность исследования. В сложных, порой противоречивых процессах, происходящих в стране, в большей степени не Только отрицательно сказывавшихся на (функционировании культурно-досуговых учреждений, но и ведущих к отчуждению людей от художественно-эстетической культуры, представляется важным как вовлечение, так и включение каждой личности'в деятельность этих учреждений.
В складывающейся ситуации работникам культурно-досуговых учреждений (клубов, дворцов и домов культуры, культурно-досуговых центров, библиотек, парков культуры й отдыха, музеев и т.п.), призванным Ао своим функциональным обязанностям и специфике подготовки для организации работы в досуговой сфере, предстоит не только умело организовать досуг посетителей, учить их полезно и содержательно использовать свое свободное время, но .и способствовать социализации и индивидуализации личности. ■
При этом поиск нетрадиционных подходов к организации работы кулыурно-досуговых учреждений заставляет по-новому взглянуть на-процесс формирования художественно-эстетической культуры личности» Требуется коренное изменение взаимоотношений культурно-досу-говых учреждений и каждой личности. Эти учреждения, в отличие от других социальных институтов художественно-эстетической культуры, располагают наибольшей возможностью включения каждого -индивида в социально-культурную деятельность, но не1 используют ее в полной мере. Увлекаясь массовым, "валовым" подходом к работе с посетителями, слабо дифференцируя ее в зависимости от социально-профессиональных и социально-демографических характеристик, они практически редко доходят до каждого человеха.
Подходя к формированию художественно-эстетической культуры личности как педагогическому процессу, связанному с воспитанием я развитием, особо следует подчеркнуть необходимость изучения как самого субъекта, так и объекта.'Учитывая, что отношения зачастую из субъектно - объектных . становятся и должны ставиться субъектло - субъектными нам представляется существенным, проведение всесторонней диагностики как субъекта, так и об-екта данного процеоса. Именно она дает основание для выбора того или иного метода формирующего воздействия. Решение же Ьтой проблемы не может быть осуществлено без диагностирования культурной составляющей личности в области художественно-эстетической культуры. Являясь составными элементами культурной среды,
- 2 -
которая. изменяется и результате деятельности человека и преобразований общества, культурно-досугсвые учреждения выступают базой педагогического воздействия на личность с процессе формирования ее художественно-эстетической культуры, которое более эффективным будет при внедрении в их деятельность методики организации культурного сопровождения личности. Разработка и внедрение такой методики должны лечь в основу деятельности культур-но-досуговых учреждений в области художественно-эстетической культуры.
Организация деятельности культурно-досуговых учреждений-по культурному сопровождению личности в области художественно-эстетической культуры требует наличия полноты представлений о потребности, интересах, спросе и проблемах каждого человека.
. Для их удовлетворения необходимо научно исследовать и практически решить ряд проблем, связанных с формирование!^ художественно-эстетической культуры личности. К числу основных из них мы относим: примитивизм и устарелость содержания, форм и методов взаимодействия культурно-досуговых учреждений и личности по 'формированию художественно-эстетической культуры и развитию творческих способностей; рассогласованность между деясельностыо учреждений и потребностями, интересами, спросом и запросами личности в области художественно-эстетической культуры; отсутствие надлежащего механизма формирования художественно-эстетической культуры личности в условиях деятельности культурно-досуговых ■ учреждений.
Формирование художественно-эстетической культуры осложнено трудностями, связанными с инерцией человеческого поведения, неумением людей приобщаться к новому в культуре и искусстве. Приобщение к художественно-эстетической*культуре - сложный и противоречивый процесс. Несомненно, что механическое, формальное навязывание ее из вне, представляет для личности большую опасность. Важно пробудить в каждом человеке творческие начала, сформировать у него необходимость и потребность в общении с культурой.
Существует немало противоречий и в некоторых методах педагогического воздействия культурно-досуговых учреждений на личность: администрирование и командно-бюрократический подход к ор-гаииэации деятельности затрудняют достижение основной цели -формировать в учреждениях культуры творчески активную, художественно - и эстетически развитую личность. Недостаточная компетентность, ортчппция работников этих учреждений на "массопыч"меро-
приятия, коммерция и заели ип плотных услуг отрицательно пеняют на этот процесс.
Являясь составными элементам;! культурной среды, коюрая изменяется в результате деятельности человека и преобразований общества, культурно-дооуговие упреждения выступают баз "Я педагогического воздействия,на личность в процессе формирования ее художествснно-зстегичсской культуры. Оно будет более эффективным при внедрении п их деятельность системы культурного сопровождения личности. Это делает актуальной данную тому, обуславливая правомерность и обоснованность ее выбора в качестве диссертационной.
Степень научной разработанности проблемы.. Вопросы формирования художестшзнно-эвтйтической культуры личности занимают определенное место в гуманитарных и культурологических науках. Анализируя эти исследования, следует отметить, что наряду с новыми концептуальными подходами к решению данной проблемы немало работ осуществлялось в условиях идеологической, диктатуры, что предопределяло характер, содержание и выводы ибслсдований в контексте развитого социализма.
Важное значение для данного исследования имеют работы, посвященные общим проблемам культурно-просветительной работы и культурно-досуговой деятельности (Красильников Ю.Д., Киселева Т.Г., Стрельцов Ю.А., Смирнова E.H., Иконникова С.Н/, Ерошенков H.H., Клюско Е.М., Тульчинский Г.Л,, Петрова З.А., Акимова Л.А и Др.), Теоретической осмысление проблемы р точки зрения современных процессов ре развития осуществлено с использованием работ и облети общей педагогики (Бабачский Ю.К., Лихачев Б.Т., ФельцтеЯн Д.И. и др.) и целостного подхода к формированию и обучению личности (Азаров Ю.П., Ковальчук И.П., Бакланова H.H.). По вопросам понимания художественной и эстетической культуры личности использованы работы, раскрывают,иг социально-философские, социологически'-и социально-психологические проблема (Каган М,С., Коган Л.И., Вип;нгпский Ü.P., Лукин Ю.А., Лч\туев Л.П., Мичичрв Ф.И., Арнольдов А.!!., Соколов Э.В. и пр.).
При рассмотрении спчпиГиггм фют мнрпрания «уцочеетт.мчо- эг.-тотичоеяой культуры личности и во,л"->*иоо7рР г"" ¡рягтгекрогкткг
МЧ i!intt"> ТИОЬ Н1 ИССЛ^ПТГЛМ/Я ¡ТО npi^ij!':'-:'!-' ДТ'ЛИигММ! п г.ч«1Т<"'. ;i.('ii",v-( и (F>:|V"1Ü>, Ф.В., V!.;]., Г< ii-.i; Р.;;.,
В.М., Столин В.В., Бодалев A.A., Данилова H.H., Зейгарник Б.В., Кричевский P.JI.).
Наиболее близко с темой исследования соприкасаются диссертационные исследования, рассматривающие эстетическое в структуре культуры личности (Матюхин В.П.), эстетическое воспитание различных групп населения в некоторых видах искусства в рамках деятельности клубных учреждений и коллективов самодеятельного творчества {Бонами З.А., Игин А.Н., Мюльбейер И.Г., Коваленко Н.Г., Чаган Й.Г., и др.). Но исследований напрямую посвященных данной проблеме нет, поэтому учитывая ее научную и практическую значимость, а вместе с тем, недостаточную последовательность в выбранном нами педагогическом аспекте, в качестве объекта исследо -вания выступают реальные и потенциальные посетители культурно-досуговых учреждений, а предметом - теоретико-методологические и методические аспекты ~ \ формирования художественно-эс-
тетической культуры личности в условиях досуговой сферы.
Цель исследования - разработать механизм формирования художест венно-эстетической культуры личности в условиях деятельности культурно-досуговых учреждений.'
Реализация поставленной цели предполагает решение следующих задач:
1. Раскрыть сущность и особенности процесса формирования художеотвенно-эстетической культуры.личности в условиях куЛьту-рно-досуговой сферы,
2. Рассмотреть культурную среду как один из основных факторов формирования художественно-эстетической культуры личности. ■ , '
3. Исследовать художественнотэстетическую культуру личности с использованием.различных методов и форм.
4. Обосновать правомерность и возможность их использования в условиях 'деятельности учреждений культурно-досуговой сферы.
5. Разработать методику организации культурного сопровождения личности в области художественно-эстетической культуры
в условиях деятельности учреждений культурно-досуговой сферы.
.6, Предложить варианты возможного использования методики организации культурного сопровождения личности в области художественно-эстетической культуры личности в новых условиях хо- ' яяПствования культурно-досуговых учреждений..
- о -
Методы исследования. В ходе исследования использовались взаимодополняющие теоретические и эмпирические методы: метод генетического анализа - для изучения общей динамики объекта, тенденций и практики деятельности культурно-досуговых учреждений по формированию художественно-эстетической культуры личности; терминологический анализ - для определения понятий, цели и задач педагогического процесса в учреждениях культурно-досу-говой сферы, направленного, на формирование художественно-эстетичесКой культуры личности; метод системного анализа, позволяющий рассмотреть генезис, структуру и функции объекта в их неразрывной взаимосвязи, установить место и роль формирования художественно-эстетической культуры личности в структуре формирования ее общей культуры рредствами, формами й методами куль-турно-Досуговых учреждений; метод сравнительного анализа, основой которого стало сопоставление различных точек зрения и ВЗГЛЯДОВ На проблемы культуры, Данных различных исследований, Проведенных за рубежом, в нашей стране и исследовательскими .КОадективами о участием автора.
• На различных этапах Исследования применялись методы, которые наиболее конкретно отвечали исходной цели и задачам исследований, научного поиска: социологические, вклоченное наблюдение, контент-анализ документальных источников, деловые игры, тестовые методики, экспертные оценки, формирующий эксперимент и опытно-экспериментальная работа. В целях изучения индивидуальных потребностей, интересов, запросов, уровня развития личности в области художественно-эстетической культуры оруществ-лялась диагностика личности. 4
Исследовательская работа включала несколько этапов. На первом этапе исследования (1986-1988 гг.) был выработан общий подход и сформирована рабочая гипотеза процесса формирования художественно-эстетической культуры личности в условиях досуго-вой сферы как предмета педагогического исследования.
В ходе второго этапа (1988-1990 гг.) уточнялась теоретическая концепция исследования, прорабатывались возможные варианты разработки методики организации культурного сопровождения личности со стороны учреждений культурно-досуговой сферы. Проводились "круглые столы", деловке игры, социологические иссло-доэания среди работников и посетителей культурно-досугопих учреждений, жителей Кемеровской области. При пропиарили социологического опроса в качество генеральной гопо^умнеоги тг'емтооь
в аиду.все взрослое население Кузбасса, которое по данным переписи составляет более 2 млн. человек. Для формирования выборной совокупности был применен метод серийной выборки. В качестве основных признаков построения выборки были взяты: I) поселения сельские и городские; 2) место жительства: улица,дом,квартира. Дополнительными характеристика'опрашиваемых являлись возраст, пол,обраэование.
Определяя первый признак мы исходили из того, что городское население составляет 85,4$, а сельское 12,6%. В нашей выборке соответственно они составили 85,9$ и 14,1$. Сдвиг в сторону села произошел из-за включения локальной серией в выборку жителей Проыышленновского сельско-хозяйственного района. Обосновывая выборку городских жителей, следует отметить, что более 1/3 части населения Кузбасса включают два крупных города: Кемерово и Новокузнецк, поэтому значительной по ним бьца и выборка-Ы%, остальные поселения городского типа составили - 34,9$.
Участниками "круглого стола" были руководители предприя -тий Ленинского района г.Кемерова - 16 человек, в деловых играх участвовало две группы клубных работников, повышающих квалификацию на областных курсах г.Кемерова - 54 человека, участники клуба "Лай резерв" - 14 человек. Тестовые методики и личностный опросник проверялись путем проведения пилотажных исследований среди руководителей структурных подразделений СПО "Кузбас-строй", количество которых составило более ста человек. Диагностическая шкала построена с использованием исследований среди 13 человек.
Содержанием третьего этапа ( 1989-1990гг.) явилась разработка методики организации культурного сопровождения личности рукрводителя в составе исследователВской группы Кемеровского государственного института культуры. Апробировалась возможность и правомерность использования тестов и специальных опросников для первичной диагностики культурной составляющей личности в области художественно-эстетической культуры.
На заключительном этапе ( 1990-1991гг.) сделаны выводы, осуществлена.апробация восприятия предлагаемых автором цутей совершенствования деятельности культурно-досуговых учреждений по формированию художественно-эстетической .культуры личности, оформлены результаты исследования в виде текста Диссертации.
Научная новизна и теоретическая значимость исследования состоит в том, что рассмотрена проблема, которая ранее не была предметом самостоятельного научного исследования и характеризуется отсутствием специальных работ по формированию художественно-эстетичяс кой культуры личности в условиях сферы досуга.
В результате: '
- раскрыты сущность и особенности формирования художественно-эстетической культуры личности в условиях досуговой сферы как педагогического процесса в контексте анализа взглядов ученых на определение категориального аппарата с точки зрения проблемы "культура и развитие";
- рассмотрена.культу]эная среда как один из основных факторов формирования художественно-эстетической культуры личности. Культурная среда как.фундамент, педагогической системы, влияет на деятельность культурно-досуговых учреждений в процессе их педагогического воздействия на личность в целях формирования ее художественно-эстетической культуры; • .
• - разработана и апрйбирована диагностическая шкала культурной составляющей личности в области художественно-эстетической культуры. Диагностика позволяет сформировать программу культурного сопровождения личности;
- разработана на основе исследований художественно-эстетической культуры личности методика организации культурного сопровождения личности;
- предложены варианты возможного использования методики организации культурного сопровождения личности в новых условиАх хозяйствования культурно-досуговых учреждений. Один из вариантов предлагается для деятельности учреждений культурно-досуговой сферы при бюджетном финансировании, » другой в условиях самофинансирования и самоокупаемости.
Практическая значимость исследования заключается в том, что методика культурного сопровождения личности, предложенная для активизации деятельности учреждений нультурно-дооуговой сферы, используется в работе ДКиТ ПО' „"Азот", домов культуры и клубов Кемеровской области. Теоретические подходы и методические аспекты работы находят применение при проведении занятий со студентами института культуры, при написании курсерык и дипломных
- а -
^айот,.в ходе организации учебного процесса на областных курсах повышения квалификации работников культуры и искусства г.Кемерова и г.Томска, иа областных и районных- семинарах, школах передового опыта работников учреждений культурно-досугоной сферы.
Предлагаемая автором методика культурного сопровождения личности в процессе формирования художественно-эстетической культуры может быть использована при организации работы культурно-до-суговых учреждений с посетителями, органами управления, методическими службами, курсами повышения квалификации руководителей и специалистов народного хозяйства в рамках учебного процесса, при чтении курса "Методика проведения социологических исследований", проведении спецсеминаров, активных форы обучения в ву-. зах культуры.
Апробация результатов исследования осуществлялась в ходе выступления на научно-теоретических и- научно-практических конференциях всесоюзного, республиканского и 'областного уровнёй: "Проблемы методологии и методики социологической деятельности в культуре и системе повышения квалификации кадров" /г.Алма-Ата, 1990/, "Проблемы национального и интернационального в развитии культуры советского Востока" /г.Душанбе, 1990 /, "Проблемы культы в условиях Сибири и перестройки" /г.Кемерово, 1990 /."Демократия как важнейшее условие развития культуры" /г.Барнаул,19ЭД /• "Культура.Творчество.Человек" /г.Сама1ра, 1991 /, 'Методологические'проблемы исследования путей активизации человеческого фактора, в условиях перестройки" /г.Кемерово, 1988 /, "Актуальные проблемы организации досуга населения на современном этапе" /г.Тамбов, 1988 /, "Молодые ученые Кузбассу - 70-летию образования Ш1КСМ" /г.Кемерово, 1988 /. Результаты исследования отражены в статье депонированного сборника статей "Опыт и проблемы развития культуры в условиях перестройки" / 1989 /.
Положения, выносимые на 'защиту:
I. Зормирование художественно-эстетической культуры личности как педагогический процесс в условиях деятельности цультурно-досуговыя учреждений должен быть индивидуализирован и направлен на включение каждой личности в сферу их влияния. Личностный подход, характеризующийся не только коренным изменением потребностей, интересов, спроса личности в области художественно-эстетической культуры в новых экономических, политических и социально-
- 9 - •
ЛсЙхОЛогйческих условиях, но и необходимостью ориентации при Их удовлетворении на такие группы людей как очень богатые, богатые, имеющие средний уровень обеспеченности, уровень обеспеченности ниже среднего, бедные, живущие за чертой бедности, должен лечь в основу деятельности учреждений культурно-досуговой сферы. Как педагогическая и социальная проблема формирование художественно-эстетической культуру личности, отодвинутой практически на последний план среди жизненно необходимых благ, должно быть соотнесено с происходящими в стране перестроечными процессами и "вписано" в решение проблем личности.
2. Дальнейшее совершенствование деятельности культурно-до-суговых учреждений как ва-кнейшего составного звена системы формирования художественно-эстетической культуры личности зависит от соблюдения многих условий. К числу их относятся:
а) переход в деятельности учреждений культурно-досуговой сферы от массового, "валового" подхода к индивидуальному сопровождению личности по формированию её художественно-эстетической культуры, к системе поддержки и стимулирования активности личности при взаимодействии с учреждениями культурно-досуговой сферы по формированию художественно-эстетической культуры, к создав нию условий для саморазвития, индивидуализации и социализации личности;
б) важное место принадлежит разработке и внедрению целостной спеодфической для данного процесса, частной методике организации культурного сопровождения личности, представляющей собой взаимосвязанную, взаимообусловленную совокупность методов ( социологических, диагностических, психологических ) и форм ( деловые игры, "круглые столы" ), способствующих диагностированию личности о её культурных составляющих в области художественно -эстетической культуры;
в) в рамках деятельности культурно-досуговых учреждений возможно проведение первичной диагностики уровня художественно-эстетической культуры личности на основе личностного подхода
к изучению потребностей, интересов, спроса и проблем личности с использованием инструментария, предложенного в исследовании: "матриц культурного поля", "классификаторов", "тпэяуруса", "дерева целей". '
г) на основе диагностики культурной составляющей личности правомерна разработка программы культурного сопрововдения в области художественно-эстетической культуры. Для этого используется тезаурус, построенный на основании библиотечно-библиографичес-кой классификации и позволяющий определить"культурное поле"личнос- • ти.
3. Коренное изменение деятельности учреждений культурно-до-суговой сферы по формкрованию художественно-эстетической культуры личности произойдет при переходе страны на рыночную экономику.
Стурктура диссертации подчинена целям и задачам исследования, логике изложения результатов изучаемого объекта. Она состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложений.
Во введении раскрывается актуальность Исследования, степень научной разработанности, определяются объект, предмет, цели и задачи исследования, описываются методы и этапы исследования, его апробация, положения, выносимые на защиту.
В первой главе "Теоретико-методологические основу формирования художественно-эстетической культуры личности в условиях учреждений культурно-досуговой сферы" рассмотрена сущность и особенности формирования и развития художественно-эстетической культуры личности в условиях деятельности культурно-досуговых учреждений, дана характеристика культурной средй,как основного фактора формирования художественно-эстетической культуры личности н описаны некоторые исследовательские процедуры, используемые в диссертации. -
_ Во второй главе "Социально-педагогическйе условия формирования художественно-эстетической культуры личности" излагаются результаты исследования художественно-эстетической культуры личности на основе изучения личностных и вещественных элементов культурной среды, описывается предлагаемая автором методика организации культурного сопровождения личности, предлагаются варианты возможного кспользоьания данной методики в новых экономических условиях деятельности культурнп-досугогых учреждений.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ
Первая глава состоит из трех параграфов. В 5 I "Сущность и особенности формирования художественно-эстетической культуры личности в условиях учреждений культурно-дпсуговой сферы" раскрываются сущность и особенности формирования художественно-эстетической культуры личности в условиях деятельности культурно-досуговых: учреждений как педагогический процесс в контексте различных подходов к определению категориального аппарата учеными в разрезе проблемы "культура и развитие".
Художественно-эстетическая культура личности - уровень развития сущностных сил человека, способ их воплощения в творческой деятельности по созданию и освоению художественных и эстетических ценностей. Ее формирование есть разновидность деятельности, в ходе которой человек не только осуществляет свое становление и развитие, но и подвергается систематическому воздействию общественных и личностных элементов культурной среды. Специфическим способом организации и развития человеческой жизнедеятельности.служит культура, в том числе и ее составная часть' - художественно-эстетическая культура. Под формированием нами понимается "не любой произвольно взятый.процесс развития, а только такой, который по своей направленности носит финальный характер, устремлен к осуществлению определенного целостного облика"*.
Рассматривая, весьма разветвленную совокупность представлений о природр и сущности культуры, культуры личности, художественной и эстетической культуры, автор аспектом своего исследования выбирает художественно-эстетическую культуру. Исследуя феномен в условиях деятельности учреждений культурно-досуговой сферы через его формирование относительно личности, этот термин используется не случайно. Тем самым, во-парвых, подчеркивается его весьма существенная, хотя и не всегда главная роль, как части в определении и формировав нии общей культуры личности. Желание усилить этот акцент связано с тем, что в последнее время с особой остротой поднимается вопрос об интеллектуализации общества, отходе-от управленческих, административно-бюрократических методов к организации содержательного аспекта формирования потребностей, интересов, спроса личности как в плане художественного, так и эстетического, способствующих увеличению значимости художес+венно-эстетического фактора. Во-вторых, вполне правомерно говорить именно о художественно-эстетической культуре
I. Чаган Н.Г. Формирование типической активности личности в клубном самодеятельном коллективе: Лис., .канд.пел.наук.- М., 1Ш7,-
• С.60.
личности, потому что проиесс ее формирования рак яэдарргЧчесрДО, р одной стороны, связан с художественной культурой, с другоЦ сторону затрагивает эстетическую часть феномена культура ц находится р^а . связи со сферой художественного. Связанные вррдэдо, эти две области культуры позволяют целостно рассмотреть процесс формирован^ художественно-эстетической культуры личности.
В $ 2 "Социально-культурная среда как осравНйЦ фактор форцц-рования художественно-эстетической культуры дцчностк", Рассматривая различные точки зрения ученых на культурнур среду рад основной фактор формирования художественно-эстетической культуры личности, автор подчеркивает зависимость ее от культурного ротенниал^ и потенциала среды более высокого порядка.
Применительно к процессу сопровождения личности в области художественно-эстетической культуры со стороны УЧР91Иений культурно-досуговой сферы, являющихся ядром культурного потенциала и культур- -ной среды, автором используется понятие " худо|»ственно-эстетичас-кая среда". Художественная-эстетическая среда, являясь особым инструментом в познании объективного мира, инструментом интеграции, позволяющим подключать новые знания к уже сформированной систеце знаний личности, определяется как совокупность всех объектов культуры, изменение свойств которых влияет на сопровождаемого, а т$кже тех объектов, свойства которых меняются в результате поведения сопровождаемого. В данном исследовании культурная среда выступает как база педагогического воздействия, как фундамент педагогической системы, которые дают возможность осуществления процесса формирования художественно-эстетической культуры. ■
В § 3 "Обоснование методов исследования художественно-эстетической культуры личности" описывается обоснованность применения методов исследования, использованных в диссертации. Доказывая возможность и правомерность использования для получения первичной диагностики личности наряду с социологическими методами активных методов получения информации (деловые игры, "круглые столы", собеседование, тестирование), автор несколько подробнее останавливается на изложении методики применения специализированного опросника "СОКСЯ".
Вторая глава диссертационного исследования изложена в трех параграфах. В § I "Характеристика личностных элементов культурной среды" излагается результаты проведенных собеседований, "круглых столов", деловых игр, анкр-ир^пния и опросов, которые дают возможность составить определен»-' » "»пне о культурном уровне пользователей учрез^цеиип »'у.м.турнп-д >в"й сферы и составить программу ра-
боты с ниш в. области формирования художественно-эстетической культуры.
В параграфе'представлены данные, полученные в ходе проведения социологического исследования по анкете "Человек и культура". Автором анализируются ответы жителей Кузбасса в области чтения, деятельности парков культуры и отдыха, библиотек, музеев и памятников истории и культуры, клубных учреждений и организаций искусства, самодеятельного творчества, как учревдений культурно-досуговой сферы.
Существенным блоком диссертационного исследования является экспериментальная проверка предлагаемой методики организации культурного сопровождения личности, в рамках которой проводились пилотажные исследЬвания. По мнению автора, для того, чтобы осуществлять формирование художественно-эстетической культуры личности, педагогический процесс в учреждениях культурно-досуговой сферы должен быть индивидуализирован и направлен на развитие художественно-эстетических качеств личности со всей присущей ей.уникальностью и неповторимостью. Результаты, полученные при использовании опросника, отражаются автором на диагностической шкале, позволяющей определить некоторые параметры культурной Составляющей личности.
Предлагаемая в диссертации методика позволяет перейти от массовых' социологических исследований культурной деятельности населения к диагностированию культурной составляющей личности в области художественно-эстетической культуры. Полученные автором результаты позволяют констатировать, что для организации содержательной деятельности учревдеций культурно-досуговой сферы по формированию художественно-эстетической культуры личности необходимо иметь полное представление о потребностях, интересах, спросе и проблемах личности. На первоначальном этапе для этого могут быть использованы результаты деловых игр, собеседований, "круглых столов", дискуссий, тестирования, диагностических бесед, личностных опросников и социологических исследований.
В 5 2 "Методика организации деятельности учреждений культурно-досуговой сферы по формированию художественно-эстетической культуры личности" описывается система организации культурного сопровождения личности в области художественно-эстетической культуры. Она нацелена на повышение культурной активности личности, установление контактов со специалистами, организующими культурное сопровождение. Концептуальной основой предлагаемой методики является методология художественно-эстетической деятельности личности, которая решает . отдельные задачи, отличающиеся направлением восхождения к их по-
стапопке: от пассивного потребления (восприятия)-к активному творчеству и, наоборот, от творчества к потреблению.
Ц/льтурное сопровождение личности дол.чио удовлетворять определенным организационным требованиям, к числу которых мы относим:сис-теичтнчность, полноту, надежность, дифференциров&нность и своевременность. Совокупность этих требований в отношении услуг художественно-эстетического содержания предопределяет разработку и внедрение различных форм культурного сопровождения. Методика строится по принципу мониторинга.
Предлагаемая диссертантом методика организации культурного сопровождения личности включает три основных этапа, характеризующих сроки ее реализации. На начальной этапе осуществляется вся организационная работа, где наиболее важным моментом является обучение работников учреждений культуры применению методики и организации диагностики личности. Второй этап предполагает активную деятельность по культурному сопровождению, а третий - культурную поддержку. Любая методика будет более эффективной, если она обеспечена пакетом необходимых для внедрения и реализации документов. Автор предлагает несколько из них, выделяя главным при этом комплексную программу культурного сопрововдения личности в области художественно-эстетической культуры. Она включает свод следующих компонентов: I) структурно- функциональную модель художественно-эстетической культуры и деятельности личности, 2) перспективную целевую программу, рассчитанную на 3-5 лет, 3) оперативную программу сопровождения.
В исследовании автором более подробно излагается методика составления оперативной программы сопрововдения. При построении программы сопрововдения диссертантом предлагается представить ценностные ориентации личности о видах услуг в форма списка простых элементов, на основании которого строится графо-аналитнчвекая модель проблемной области программы. Вторым этапом построения программы сопрововдения является создание тезауруса художественно-эстетической культуры личности.
Предлагаемая система организации, культурного сопрововдения личности я рамках деятельности учреждений культурно-досуговой сферы является тг.ким средством "технологии" педагогического процесса, которое создает услоьил для (формирования культуры личности. Она предопределят способы п<ч гр-чшчп и" обоснования системы действий, нэдузш< к хуг-тоотикнно-эстетической культуры личности.
В 5 -I "Ну и ",,,-пр„. >и .••<•(.г'ч деятельности учреждений куль-
турно-досуговой сферы по формированию художественно-эстетической культуры личности" прогнозируются некоторые пути дальнейшего соьер-шестповалил деятельности учреждений культурно-досуговой сферы по формированию художественно-эстетической культуры личности при и< переходе на новые условия хозяйствования и деятельности в разках рыночной экономики.
Нестабильность экономики, по мнению автора, существенно скажется на положении не только населения в финансовом плане, но и на его отношении к ценностям культуры. Рост цен, переход на рыночную экономику, отсутствие достаточного количества товаров первой необходимости отодвинут культурное развитие и потребности в худо-кественно-эстетической культуре на второй, а то и третий план. Снизится спрос на услуги и продукты культуры в том случае, если учреждения этой сферы не смогут выйти на решение наиболее значимых "больных" проблем личности, способствовать ее адаптации в новых экономических условиях. В этой связи перед учреадениями культурно-досуговой сферы встает задача - профессионально "ввести",("вписать","включить") художественно-эстетические аспекты культуры в решение возникших социальных проблем территории.
Учреждениям культурно-досуговой сферы следует учитывать зависимость доходов и деятельности от удовлетворения потребностей, интересов, проблем населения. Дня них будут характерны: стремление к высокому качеству.услуг и профессионализму кадров; рентабельные или высокие цены на услуги; свободная конкуренция между учреждениями культуры по пути от создания учреждения через процветание и высокие прибыли до спада деятельности, приведшего к банкротству и разорению; продажа и переход учреждений культуры из одних рук в другие, сдача в аренду и наем; безработица среди специалистов учреждений культурно-досуговой сферы, усиливающаяся притоком значительной части лиц, выявободившихся из других отраслей народного хозяйства.
При работе с посетителями учреждениям культурно-досуговой сферы, наряду С традиционно принятыми для классификации в статистике и социологии делениями (пол, возраст, .профессия, образование и т.п.) необходимо учитывать признак обеспеченности или уровня жизни личности. Происходящее в реальной жизни расслоение общества и вхоздение н обиход таких понятий, как "находящиеся за чертой бедности", "мнущие ниже прожиточного йинимума" и т.п. потребует от учреждений культуры ориентации на ротребности, интересы, спрос и проблемн таких групт населения, как: очень богатые, богатые, им^ци» продний уровень обеспеченности, имеющие уровень ниже Ч" обеоиячтшостч,
■бедные и жувущие за чертой бедности.. При этом следует учитывать общесоюзные и мировые тенденции в формировании художественно-эстетической культуры нынешних и будущих поколений.
В заключении исследования подводятся его основные итоги, намечаются дальнейшие перспективы, даются практические рекомендации работникам учреждений культурно-досуговой сферы.
В приложении приводятся результаты анкетирования жителей Кемеровской. области по анкере "Человек и'культура", материалы "круг-логогстола", результаты деловых игр и опросов личности. Приведена таблица основных показателей развития культуры Кемеровской области с 1985 по 1990 гг., помещены анкета и личностный опросник.
Основные* положения диссертации нашли отражение в публикациях:
1. Роль социологического опроса в совершенствовании организации досуга населения // Актуальные проблемы организации досуга на- . селения на современном этапе /Тезисы докладов.-Тамбовj 1988.-С.19-20.
2. Руководитель производства и современный клуб: перестройка взаимоотношений //Опыт и проблемы развития культуры в условиях перестройки /Сборник, Кемеров.гос.ин-т культуры, Сибирское Отделение ССА.-Кемерово, 1989. - Деп.:НИ0 Информкультура Гос.б-ки СССР им. В.И.Ленина, 13.09.1989. -» 2032, 12 с.
3. К вопросу о перестройке взаимоотношений руководителя трудового коллектива и современного клуба //Проблемы культуры в условиях Сибири и перестройки /Тезисы докладов рв&п.кон$.-Кемерово, 1990.- С.134-135.
4. Национальная художественная культура в вопросах сопровож- : дения культурной составляющей личности //Проблемы национального
и интернационального в развитии культуры советского Востока /Материалы Всесоюзн.конф.-Душанбе, 1990. - С.55-57.
5. Роль социологических исследований в разработке программы культурного сопровождения личности руководителя //Проблемы методологии и методики социологической деятельности в культуре и системе повышения квалификации кадров /Тезисы Всесоюзяонф.-Алма-Ата, 1990. - С.104-105. '
6. Некоторые аспекты формирования художественно-эстетической культуры личности //Культура'.Творчество.Человек./Тезисы докладов респ.конф.-Самара, 1991. - С.15-16.
7. Демократизация отношений учреждений культуры клубного типа и руководителя трудового коллектива //Демократия как важнейшее условие развития культуры. 4.2. /Тезисы научно-практической конф.-, Парнаул, 1990. - С.14-17.