Темы диссертаций по педагогике » Теория, методика и организация социально-культурной деятельности

автореферат и диссертация по педагогике 13.00.05 для написания научной статьи или работы на тему: Формирование досуговых интересов современной молодежи средствами национального музыкального искусства

Автореферат по педагогике на тему «Формирование досуговых интересов современной молодежи средствами национального музыкального искусства», специальность ВАК РФ 13.00.05 - Теория, методика и организация социально-культурной деятельности
Автореферат
Автор научной работы
 Зайнутдинова, Алсу Рустамовна
Ученая степень
 кандидата педагогических наук
Место защиты
 Казань
Год защиты
 2012
Специальность ВАК РФ
 13.00.05
Диссертация по педагогике на тему «Формирование досуговых интересов современной молодежи средствами национального музыкального искусства», специальность ВАК РФ 13.00.05 - Теория, методика и организация социально-культурной деятельности
Диссертация

Автореферат диссертации по теме "Формирование досуговых интересов современной молодежи средствами национального музыкального искусства"

На правах рукописи

005009993

Зайнутдинова Алсу Рустамовна

ФОРМИРОВАНИЕ ДОСУГОВЫХ ИНТЕРЕСОВ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ СРЕДСТВАМИ НАЦИОНАЛЬНОГО МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА

Специальность 13.00.05 «теория, методика и организация социально-культурной деятельности»

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук

1 6 0ЕЗ Ш

Казань-2012

005009993

Диссертация выполнена на кафедре социально-культурной деятельности ФГБОУ ВПО «Казанский государственный университет культуры и искусств».

Научный руководитель: доктор педагогических наук, профессор

Шамсутдинова Дильбар Валиевна

Официальные

оппоненты:

Член-корреспондент РАО, доктор философских наук, профессор Волович Леонид Аркадьевич

доктор педагогических наук, профессор Долженкова Марина Игоревна

Ведущая организация: ФГБОУ ВПО «Санкт-Петербургский

университет культуры и искусств»

Защита состоится «02» марта 2012 года в 11.00 часов на заседании диссертационного совета Д 210.005.03 в ФГБОУ ВПО «Казанский государственный университет культуры и искусств» по адресу: 420059, г.Казань, Оренбургский тракт, д.З, зал диссертационного совета.

С диссертацией и авторефератом можно ознакомиться в библиотеке ФГБОУ ВПО «Казанский государственный университет культуры и искусств». Автореферат размещен на официальных сайтах: http://www.kazguki.ru,

http://vak.ed.gov.ru.

Автореферат разослан: «02» февраля 2012г.

Ученый секретарь диссертационного совета, кандидат педагогических наук, доцент

I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ИССЛЕДОВАНИЯ

Актуальность исследования. Процесс организации досуга связан, в первую очередь, с решением проблемы социализации молодежи, возможностью полноценного отдыха, восстановления физических и духовных сил, что является одним из решающих показателей здорового образа жизни. Он находится в зависимости, как от уровня материального обеспечения индивида, так и от характера его духовных запросов, стремления к познанию, в том числе и к познанию традиций и ценностей национальной музыкальной культуры.

Однако, современной молодежи недоступны сегодня многие виды культурнодосуговой деятельности, вследствие низкого качества их организации, перестройки социально-культурной сферы в целом.

Реализация досуговых интересов молодежи обеспечивается на сегодняшний день за счет наполнения досуга новым социально-значимым смыслом, в процессе которого идет формирование у личности практических навыков проведения своего свободного времени. Оно сопровождается потребностью в познании и общении, возможностью релаксации, стремлении к творчеству и саморазвитию. Молодежь стремится к развитию творческих способностей, интеллектуального потенциала, однако все это сопровождается отсутствием навыков организации свободного времени, низким уровнем духовно-нравственного развития, недалеким кругозором. Многие стремятся ограничить круг своего общения пользованием Интернет, ведут асоциальный образ жизни. Поэтому педагогическое сопровождение организации досуга молодежи требует системно-структурной разработки и моделирования видов и форм досуговой деятельности, направленных на формирование досуговых интересов и их сопряжения с социальными процессами, происходящими в нашей стране.

Степень разработанности проблемы в науке. Понимание сущности досугового интереса связано с изучением и анализом подходов в понимании интереса. Теоретико-методологической основой диссертационного исследования явились научные труды, в основе которых лежит изучение интереса, как психологической категории - С.А. Ананьина, В. Вичева, Л.С. Выготского, Б.И. Додонова, Е.П. Ильина, Д.А. Кикнадзе, А.Г.Ковалева, Я.Л. Коломинского, Н.Д. Левитова, А.Н. Леонтьева,

A.В. Петровского, К.К. Платонова, С.Л.Рубинштейна, А.П. Рудик и др. В исследованиях присутствует неоднозначный подход к определению интереса, нет единого мнения о его сущности. Однако, многие исследователи отмечают, что интерес заставляет человека действовать в определенном направлении, выступает в качестве мотива деятельности. Во многом формирование интереса зависит от уровня любознательности человека, и обусловливается его потребностями.

Потенциал культурно-досуговой деятельности и возможности его использования в процессе формирования досуговых интересов личности исследуются в работах М.А. Ариарского, Г.А. Аванесовой, Г.М. Бирженюка, Р.С. Гарифуллиной,

B.З.Дуликова, М.И. Долженкова, А.Д. Жаркова, Н.Ф.Максютина, А.П. Маркова, B.C. Русановой, В.М. Рябкова, Р.Г. Салахутдинова, В.Я. Суртаева, Ю.А. Стрельцова, П.П. Терехова, В.Е. Триодина, Д.В. Шамсутдиновой, Н.Н. Ярошенко и др. Данные исследователи отмечают, что культурно-досуговая деятельность выступает одним из главных направлений, способствующему становлению социальной активности человека, вовлекая его в различные виды творчества, досугового общения, формируя культуру потребления определенных ценностей (эстетических, духовнонравственных, социальных, творческих и др.). Культурно-досуговая деятельность, как подчеркивается исследователями, обеспечивает реализацию досуговых интересов молодежи в том случае, если реализуются субъективные, т.е. личностные потребности

в досуге и объективные - социально-культурные условия, способствующие раскрытию человеком собственных потенций.

Проблеме формирования досугового интереса посвящено не так уж и много исследований. Как правило, труды по культурно-досуговой деятельности и организации досуга рассматривают схожие понятия - «досуговая активность», «досуговая культура» и др. Досуговые интересы являются частью исследований М.А. Ариарского, JI.A. Акимовой, В.З. Дуликова, А.Д. Жаркова, Н.Ф. Максютина,

A.С.Ковальчук, B.C. Русановой, Р.Г. Салахутдинова, Ю.А. Стрельцова и др. В исследованиях просматривается очень большой спектр разноплановых определений «досугового интереса» и различных социально-культурных и социальнопсихологических причин его формирования. Однако, большая часть исследований подчеркивает, что в процессе реализации досугового интереса прослеживается мотивация личности на освоение какого-либо вида культурно-досуговой деятельности. Также отмечается, что формирование досуговых интересов зависит от общего кругозора человека, его материального достатка, культурных потребностей, духовных запросов. Кроме этого, уровень досуговых интересов определяет вектор социально-культурной активности личности и качество ее социально-творческой самореализации.

Вопросы выявления и анализа современных тенденций формирования

досуговых интересов молодежи в условиях трансформации общества были рассмотрены в научно-методических публикациях П.Н.Беспаленко, Г.Н. Кудашова,

B.И. Лутовинова, Н.Н. Седовой, Р.К. Саубановой, А.И.Нуруллиной, Н.В. Шарковской

и др. Все они подчеркивают, что процессы глобализации, модернизации,

стандартизации и информатизации существенно влияют на уровень досуговых интересов современной молодежи, определяют их направленность и широту.

В исследовании использовались работы, в которых раскрыто значение

национальной культуры в образовании и воспитании молодежи Л.А. Воловича,

Г.В.Мухаметзяновой, С.И. Раимовой, Э.М.Шигаповой, Л.Э. Муртазиной, З.М.Явгильдиной, Ф.Ф. Харисова и др.

В процессе исследования нами использовались работы, посвященные татарскому музыкальному искусству И.С. Губайдуллиной, А. А. Игламовой, Р.А.Исхаковой-Вамба, М.Н.Нигмедзянова, С.И. Раимовой, Ф.Ш. Салитовой, В.М. Спиридоновой, Т.В. Леонтьевой, Э.Б. Литвиновой, М.П.Файзулаевой и др. Изучение структурных элементов музыкальной культуры в рамках становления татарской культуры трактуется в работах А.Х. Абдуллина, Я.М. Гиршмана, Г.М. Кантора, Г.М. Макарова, А.Л.Маклыгина, З.Н.Сайдашевой, Р.Ф.Халитова и др. Татарская музыкальная культура имеет свои, присущие только ей, национальные особенности. Она развивает в личности не только духовно-нравственный потенциал, связанный с усвоением национальных ценностей, но и акцентирует внимание на тонких духовных проявлениях - особая лирика, присущая татарским песням, особая красочность гармонического языка («озын-кой»), акцентуация национального характера татарского народа, задор, энергия и жизнерадостность или возвышенная грусть татарских мелодий способствуют развитию эмоционально-чувственной сферы, которая нуждается сегодня в особом внимании, на фоне всеобщей деструктивной агрессии.

Изучение состояния проблемы формирования досугового интереса средствами национального музыкального искусства позволяет обозначить следующие противоречия:

- между возросшей в современных условиях значимостью национальной культуры и относительно невысоким интересом молодежи к культурнонравственному наследию своего народа;

- между значительным педагогическим и воспитательным потенциалом национального музыкального искусства и недостаточным его использованием в формировании досуговых интересов молодежи;

- между потребностью в создании социально-культурных условий для эффективной этнической социализации молодежи и отсутствием действенных педагогических механизмов, обеспечивающих инкультурацию молодежи в культурнодосуговой деятельности;

- между необходимостью в формировании духовно-нравственного мировоззренческого менталитета молодежи, формирования уважения к национальной культуре, возросшей потребностью социально-культурной практики в использовании культурно-исторических традиций национального искусства и отсутствием разработанного содержания и научно-обоснованных форм его использования в социально-культурном пространстве.

Цель исследования состоит в том, чтобы теоретически обосновать и опытноэкспериментально проверить эффективность организационно-педагогических условий формирования досуговых интересов молодежи средствами национального музыкального искусства.

Объектом исследования является процесс формирования досуговых интересов молодежи средствами национального музыкального искусства.

Предметом исследования является реализация комплекса организационнопедагогических условий формирования досуговых интересов молодежи средствами национального музыкального искусства.

В исследовании выдвигается гипотеза о том, что эффективность формирования досуговых интересов молодежи средствами национального музыкального искусства может быть существенно повышена, если:

- будет реализовано педагогическое обеспечение по глубокому осознанию молодежью важности и необходимости познания музыкальной культуры и искусства родного народа;

- в организации досуга молодежи будет реализован культурно-гуманистический и воспитательный потенциал национального музыкального искусства;

- в процессе организации культурно-досуговой деятельности молодежи будет

применяться педагогически эффективная модель формирования досуговых интересов молодежи средствами национального музыкального искусства как целостная

совокупность теоретико-обоснованных и практико-ориентированных компонентов.

Проверка выдвинутой гипотезы потребовала решения ряда взаимосвязанных

задач:

1. Определить теоретико-методологические основы и современную специфику

формирования досуговых интересов молодежи средствами национального

музыкального искусства в условиях трансформации общества.

2. Выявить и рассмотреть культурно-гуманистический потенциал

национального музыкального искусства в формировании досуговых интересов

молодежи в условиях культурно-досуговой деятельности.

3. Теоретически обосновать и экспериментально проверить организационнопедагогические условия формирования досуговых интересов молодежи средствами национального музыкатьного искусства.

4. Разработать и апробировать педагогическую модель формирования досуговых интересов молодежи средствами национального музыкального искусства.

Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечивается современной социально-культурной и педагогической методологией; исходными научно-теоретическими позициями, опирающимися на психологические, педагогические, социологические, культурологические аспекты организации досуга молодежи; применением комплекса методов, адекватных целям и задачам исследования, внедрением в эксперимент педагогических условий; апробацией разработанной педагогической модели; проведением научных исследований в единстве с практической социально-культурной работой автора.

Теоретическая значимость исследования работы заключается в том, что обоснован процесс формирования досуговых интересов современной молодежи средствами национального искусства; выявлены позитивные и негативные тенденции процесса формирования досуговых интересов молодежи; разработана структура досугового интереса и этапы его реализации; раскрыт культурно-гуманистический потенциал национального музыкального искусства в формировании досуговых интересов современной молодежи; выявлено значение применения различных организационно-педагогических условий формирования досуговых интересов молодежи средствами национального музыкального искусства; предложена и апробирована педагогическая модель, представленная совокупностью целевого, содержательного, деятельностно-ориентированного, организационно-методического и оценочного блоков, с теоретико-практическим и методическим обоснованием входящих в них компонентов.

Практическая значимость исследования состоит в целенаправленном использовании возможностей национального музыкального искусства в формировании досуговых интересов молодежи, обеспечении организационнопедагогических условий организации данного процесса в разработке основных требований к содержанию и технологиям организации досуга молодежи.

Разработанная модель, реализующая ценностно-ориентированную национально-культурную среду, обеспечивает более высокое качество формирования досуговых интересов за счет методологии организации досуга молодежи. Модель позволяет эффективно решать задачи формирования у молодежи досуговых интересов, музыкально-исполнительской культуры через раскрытие и реализацию потенциала музыкальных возможностей, направленных на усвоение национальных ценностей.

Данная модель может быть использована в работе досуговых центров, центров дополнительного образования, музыкальных школах и студиях, музыкальных факультетах вузов, в процессе повышения квалификации специалистов социокультурной деятельности по работе с молодежью.

Прикладное значение исследования заключается в создании инструментария по формированию досуговых интересов в условиях музыкально-творческой деятельности, при разработке педагогических систем и образовательновоспитательных программ по формированию досуговых интересов молодежи и старшеклассников.

Исследование определяется возможностью применения теоретикометодических разработок в культурной -досуговой деятельности учителей и преподавателей, которые дают возможность стимулировать процессы развития досуговых интересов на основе изучения татарского музыкального искусства.

Методологическую основу исследования составили:

- психологические концепции о сущности категории «интерес» (В. Вичев, JI.C. Выготский, Б.И. Додонов, Е.ГТ. Ильин, Д.А. Кикнадзе, А.Г.Ковалев, Я.Л. Коломинский, Н.Д. Левитов, А.Н. Леонтьев, А.В. Петровский, С.Л.Рубинштейн, А.П. Рудик и др.);

- исследования, посвященные социальной деятельности личности (М.Г. Арсланов, Г.М. Бирженюк, В.Д. Булгаков, Ю.Н.Дрешер, В.З.Дуликов, Р.С. Гарифуллина, Б.И. Григорьева, К.Т. Гиззагов, Р.Х. Гильмеева, А.Д. Жарков, Т.И. Ключенко, А.П. Марков, В.Ш. Масленникова, Г.П. Меньчиков, И.М. Миргалимов, Б.Г. Мосалев, В.Е. Новаторов, Е.Д. Румянцев, Б.С.Сафаралиев, З.А. Сафиуллина, Л.Ю. Сироткин, П.П. Терехов, Д.В. Шамсутдинова, P.P. Юсупов и др.);

- исследования, посвященные культурно-досуговой деятельности (М.А. Ариарский, Г.А. Аванесова, В.З. Дуликов, А.Д. Жарков, С.Н. Иконникова, Т.Г.Киселева, Ю.Д.Красильников, В.Е. Новаторов, В.Т. Лисовский, Б.Г. Мосалев, В.М. Рябков, Р.Г. Салахутдинов, Ю.А. Стрельцов, ЕЛО. Стрельцова, Э.В. Соколов, В.Е. Триодин, Н.В. Шарковская, Д.В. Шамсутдинова и др.);

- исследования, посвященные сфере молодежного досуга (Л.А.Акимова, П.Н. Беспаленко, Н.Д.Вавилина, Р.В.Ворович, А.Д.Жарков, Е.В. Исмаилова, С.Н. Иконникова, К.В. Матис, Т.Г.Киселева, Ю.Д.Красильников, Н.Ф.Максютин, Г.В. Оленина, Ю.А.Стрельцов, В.Я.Суртаев и др.);

- исследования, посвященные национальному музыкальному искусству (Н.Ю. Альмеева, С. Габяши, И.С. Губайдуллина, Ю.В. Денисенко, А.А. Игламова, Р.А.Исхакова-Вамба, М. Музафаров, М.Н.Нигмедзянов, С.И. Раимова, С. Рыбаков, Г.Р. Сайфуллина, З.Сайдашева, Ф.Ш. Салитова, В.М. Спиридонова, Т.В. Леонтьева,

Э.Б. Литвинова, М.П.Файзулаева, Д. Файзи и др.);

- исследования, посвященные сущности моделирования как метода научного познания (Г.М. Бирженюк, Р.З.Богоудинова, Б.С. Гершунский, А.П. Марков, В.А. Сластенин, П.П. Терехов, Д.А. Погонышева и др.);

- национальные репертуары композиторов Татарстана, авторские пьесы и обработки татарских народных песен Ф. Ахметова, Н.Г. Жиганова, РЛхина, С.Сайдашева, Р. Еникеева, Р. Белялова, ШЛИарифуллина, Р. Калимуллина, современных национальных композиторов И. Мустафина, С. Тихонова, М.Мухина, А.Руденко.

Научная новизна исследования состоит в том, что в нем:

- теоретически обосновано формирование досуговых интересов молодежи, которое рассматривается как поливариантный воспитательно-образовательный процесс, включающий реализацию педагогических и социально-культурных факторов, детерминирующих содержание культурно-досуговой деятельности молодежи на усвоение ценностей национального музыкального искусства;

- выявлены организационно-педагогические условия формирования досуговых интересов молодежи средствами национального музыкального искусства, которые направлены на гармонизацию культурно-досуговой среды, обеспечивающей полноценное духовное развитие личности и ее социально-культурное становление; данные условия способствуют обогащению досуговых интересов молодежи и содействуют гармонизации ее социального и индивидуального опыта;

- проанализированы и выявлены современные тенденции формирования и развития досуговых интересов молодежи в условиях трансформации общества:

а) позитивные тенденции: - повышение самоценности и автономизации молодежи; насыщенность и разнообразие досуга; стремление молодежи к самореализации, активности, познанию и творчеству; расширение диапазона и

интенсификация инновационных процессов в культурно-досуговой деятельности; стремление молодежи к самосовершенствованию, получению дополнительных знаний, умений, навыков; стремление реализовать культурные, рекреационные, гражданские потребности;

б) негативные тенденции: массовизация и стандартизация вкусов; высокий уровень потребительства; снижение художественного вкуса; обеднение культурных потребностей; прослеживается тенденция к прагматизму; потеря у некоторой части молодежи приоритетов духовно-нравственного развития и смещение акцентов на развлечения и пустое времяпрепровождение; невысокий уровень культуры личности; дороговизна многих видов культурной деятельности; однородность и стереотипность досуговых интересов; нарастание гедонистических и статусно-престижных моделей времяпровождения; высокая направленность на активную развлекательную деятельность; интенсивное смещение досуговых интересов молодежи к информационности (Интернет, телевидение, печать и т.д.) в ущерб творческой активности; _

- разработана модель, структурные подразделения которой объединены единой целевой установкой, где педагогическое и социально-культурное сопровождение, координирующее музыкально-творческую деятельность молодежи, создает культурно-воспитательное пространство для развития ее досуговых интересов; такая модель обеспечивает эффективную социализацию молодежи в процессе удовлетворения их социально-культурных потребностей.

Экспериментальная база исследования: ^

Базой опытно-экспериментальной работы стали: Казанский государственный университет культуры и искусств, Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Линей №116» г. Казани, Культурно-развлекательный комплекс «Туг^и авылым», театр песни «АсылъЯр». Опытно-экспериментальная работ а осуществлялась автором в три этапа (2008-2012гг.). Всего экспериментом было охвачено 270 респондентов в возрасте от 16 до 23 лет: посетители и участники культурнодосуговых программ (студенты, школьники-старшеклассники)

" Первый этап (2008-2009) - поисково-теоретический (констатирующий):

изучение и анализ культурологической, социально-педагогической, психологической и социологической литературы; определение и формулировка цели, объекта, предмета, общей гипотезы и задач, плана и стратегии исследования; установление исходных позиций исследования; определение теоретико-методологических основ исследования, уточнение и конкретизация основных понятий, значимых показателей.

Второй этап (2009-2010) - опытно-диагностический (формирующий)'.

накопление, систематизация и научный анализ накопленных данных, их теоретическая интерпретация. Проведение диагностики, количественно-качественный анализ и обобщение полученных результатов, формулировка первичных выводов, поиск путей решения проблем, выявленных по ходу исследования.

Третий этап (2010-2012 ) - заключительно-обобщающий (контрольный): разработка и реализация экспериментальной педагогической модели, систематизация и оформление результатов исследования. Формулировка выводов и методических рекомендаций по итогам исследования, оформление диссертации.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Досуговые интересы рассматриваются как направленность и предпочтения личности, которые реализуются в сфере организации свободного времени, общения и культурно-досуговой деятельности, обеспечивающие удовлетворения духовных

потребностей, культурных запросов, расширение кругозора и становления социальной активности молодежи.

2. Культурно-гуманистический потенциал национального музыкального искусства в формировании досуговых интересов молодежи, направленный на усвоение национальных культурных ценностей, норм, традиций, гуманизма татарского музыкального искусства; реализацию творческого потенциала личности и художественно-эстетического развития; эмоционально-чувственного восприятия мира; обеспечивающий самореализацию личности в досуговом пространстве.

3. Модель формирования досуговых интересов молодежи средствами национального музыкального искусства, обеспечивающая включение молодежи в музыкально-творческую деятельность, создающую условия для реализации личностного потенциала, духовно-нравственных потребностей и реализующую весь комплекс организационно-методического и деятельностно-ориентированного обеспечения культурно-досуговой деятельности.

4. Организационно-педагогические условия формирования досуговых интересов молодежи средствами национального музыкального искусства: оптимизация культурно-досугового пространства за счет вовлечения молодежи в культуротворческую деятельность, создания мотивации на творческое саморазвитие и раскрытия индивидуальности; инновационное обновление содержания репертуара национального музыкального искусства за счет использования современных аранжировок, ремиксов, народных песен в современной обработке с целью инициирования музыкальных интересов молодежи и реализации досуговой активности личности; создание условий, когда национальная музыка выступает средством межкультурной коммуникации; участие молодежи в праздниках, фестивалях, смотрах-конкурсах; формирование ценностных ориентаций молодежи, направленных на усвоение эстетических и нравственных идеалов, формирования этнического самосознания, уважения к родной культуре; становление и развитие у молодежи артистизма, способствующего ее успешной самореализации и решению творческих задач.

Апробация и внедрение основных положений и результатов исследования

осуществлялись; а) путем публикаций научных статей, тезисов, учебного пособия, общим объемом 11,95 п.л.; б) в процессе обсуждения изучаемых вопросов на заседаниях кафедры социально-культурной деятельности Казанского государственного университета культуры и искусств, научно-практических конференциях разного уровня (Международной научно-практической конференции «Национальная художественная культура народов России и зарубежья» (Казань, 2009); «Международный научный конгресс, посвящённый 40-летию КГУКИ» (Казань,2009); «Международной научной конференции «К 90-летию со дня образования Татарской республики» (Казань, 2010); «Международный научный конгресс «Евразийство Л.Н.Гумилева и мир народов Евразии: история, современность, перспектива» (Казань,2011); в) в ходе опытно-экспериментальной работы на базе Казанского государственного университета культуры и искусств, МБОУ «Лицей №116», практической деятельности в качестве арт-директора культурноразвлекательного комплекса «Туган авылым» и руководителя театра песни «АсылъЯр».

Структура диссертации:

Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения. Исследование содержит 2 рисунка, 8 таблиц, 5 диаграмм, 182 наименований литературных источников.

Объем диссертации составляет 213 страниц основного текста, 18 страниц библиографии, 17 страниц приложения.

Во введении обосновывается актуальность темы, определяется объект, цель, задачи, гипотеза, характеризуются методы и этапы исследования, раскрывается его научная новизна, достоверность и практическая значимость, пути апробации исследовательской работы и внедрения её результатов.

В заключении представлены выводы и определены перспективы дальнейшего исследования.

Приложения содержат анкеты, диагностики, тексты песен, репертуар национального музыкального искусства, направления программы освоения татарского музыкального искусства

II. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ

Во введении обосновывается актуальность темы, определяется объект, цель, задачи, гипотеза, характеризуются методы и этапы исследования, раскрывается его научная новизна, достоверность и практическая значимость, пути апробации исследовательской работы и внедрения её результатов.

В первой главе «Теоретико-методологическое обоснование проблемы формирования досуговых интересов современной молодежи средствами национального музыкального искусства» проведен анализ основных тенденций формирования досуговых интересов молодежи в условиях трансформации современного общества; обоснован культурно-гуманистический потенциал национального музыкального искусства в формировании досуговых интересов молодежи; выявлены и теоретически обоснованы организационно-педагогические условия формирования досуговых интересов молодежи средствами национального музыкального искусства

Формирование досуговых интересов молодежи является одной из актуальнейших проблем социокультурной науки. Развитие личности в процессе культурно-досуговой деятельности всегда завершается рядом противоречий: между человеческими ценностями и реальным их освоением, между нравственным идеалом и собственной жизненной ориентацией. Музыкальное национальное искусство обладает достаточно эффективным воспитательным потенциалом, чтобы разрешить данные противоречия, поэтому организация досуга молодежи - это не только проблема общества, которая требует научно-практического обеспечения данного процесса, но и современные проблемы образования и воспитания личности, решаемые по нескольким направлениям: культурологическим, социально-общественным, эстетическим,

духовно-нравственным, музыкально-художественным.

Досуговые интересы личности издавна считались показателями и критериями нравственной культуры личности, широты ее кругозора и мировоззрения. Преодоление отчуждения между личностью и основными социально-культурными инструментами педагогического воздействия - важная задача управленческого процесса Однако наука до сих пор не ответила на ряд вопросов, заявленных в связи с нашей проблематикой: когда и при каких условиях досуговые интересы превращаются в направленность личности; какие эффективные методики необходимо применять при работе с молодежью, чтобы добиться качественных изменений интересов, связанных с культурно-досуговой деятельностью; каковы эффективные критерии формирования начальной стадии досуговых интересов личности - склонности и влечения к какой -либо социально-культурной деятельности.

Изучение и анализ общеметодологических принципов изучения взаимосвязи национального музыкального искусства и досуговых интересов молодежи,

качественных характеристик структурных элементов досугового интереса, влияния организационно-педагогических условий на закономерности развития молодежи средствами национально-музыкального искусства позволяет рассматривать досуговый интерес как направленность и предпочтения личности, которые реализуются в сфере организации свободного времени, общения и культурно-досуговой деятельности, обеспечивающих удовлетворение духовных потребностей, культурных запросов, расширение кругозора и становления социальной активности молодежи.

В исследованиях досуговый интерес представляется с разных позиций, но можно точно отмстить, что досуговые интересы могут быть представлены как совокупность устойчивых мотивов и предпочтений субъектов, определяющих их деятельностные стратегии в реализации социально-культурной активности в сфере свободного времени. В условиях модернизации, целевая направленность досуговых интересов меняется, и на выбор содержания и форм досуга активно влияет телевидение и СМИ, социальная среда и ближайшее окружение, то есть шкала ценностей «модности» досуговых интересов молодежи подвержена изменениям.

Анализируя сущность формирования досугового интереса, мы пришли к выводу, что в целом, формирование его проходит в три этапа:

1. Начальный этап — досуговый интерес формируется под влиянием информации, знакомых, внутренней склонности, реализуются социально-культурные потребности в избранной области социально-культурной деятельности;

2. Формирующий этап: досуговые интересы определяют вектор социальной активности, предполагают свободную реализацию использования свободного времени;

3. Завершающий этап: важным умением выступает умение планировать свой досуг, использовать культурный потенциал среды, в этот этап происходит индивидуальное потребление ценностей досуга.

В исследовании выявлено, что структура досугового интереса может быть представлена тремя компонентами: мотивационный компонент определяет

направленность личности на какой-либо вид культурно-досуговой деятельности; познавательный компонент реализуется отношением субъекта к различным видам досуга, связанными с познавательной деятельностью; деятельностный компонент обеспечивается за счет включения человека в различные виды культурно-досуговой деятельности.

В исследовании анализируются концепции организации и сущности культурнодосуговой деятельности: понимая культурно-досуговую деятельность как

специфическую подсистему духовно-культурной жизни общества, объединяющую социальные институты, призванные обеспечить распространение материальных и духовных ценностей, их активное освоение людьми в сфере досуга в целях формирования гармонично развитой, творчески активной личности, можно определить основное назначение культурно-досуговой деятельности: активное приобщение человека к культуре на основе творчества.

Мотивационный компонент (направленность на определенный вид культурнодосуговой деятельности)

Досуговый интерес

' I

Познавательный компонент Деятельностный компонент (отношение к различным видам (включение в различные виды

досуга, связанное с познавательной деятельностью)

досуговой деятельности)

Рис.№ 1. Сущность досугового интереса

Наше исследование показало перспективность подхода, когда проблемное поле культурно-досуговой деятельности рассматривается как важный фактор социализации, реализации социально-культурного потенциала молодежи и развития ее досуговых интересов, что позволяет рассматривать проблематику данного исследования в контексте следующих компонентов: а) обоснование специфики формирования досуговых интересов молодежи как важного элемента молодежной субкультуры; б) разработку механизма формирования досуговых интересов молодежи,

в основе которых лежит:

- удовлетворение культурно-досуговых потребностей молодежи и их духовное

обогащение,

- повышение общего уровня культуры молодых,

- создание благоприятных социально-культурных условий для формирования досуговых интересов,

- вовлечение в культурно-досуговую деятельность молодежи с достаточно выраженным, но нереализованным социально-культурным потенциалом,

- целенаправленное организационно-методическое обеспечение культурнодосуговой деятельности молодежи;

в) развитие у молодежи навыков организации и проведения свободного

времени; ^

г) учет мотивации участия молодежи в различных видах культурно-досуговой

деятельности;

д) опора в развитии досуговых интересов на возрастные, социальнопсихологические и физиологические особенности молодежи.

Поставленной цели мы добились, проанализировав и выявив культурногуманистический потенциал национального музыкального искусства в формировании досуговых интересов молодежи, направленный на усвоение национальных культурных ценностей, норм, традиций, гуманизма татарского музыкального искусства; реализацию творческого потенциала личности и художественноэстетического развития; эмоционально-чувственного восприятия мира, обеспечивающий самореализацию личности в досуговом пространстве. В условиях организации досуга молодежи и развития их досуговых интересов, вопрос использования культурно-гуманистического потенциала национального искусства следует рассматривать как важную социально-культурную проблему, имеющую принципиальное значение в формировании человеческой личности, способной ощущать свою историческую принадлежность в родной нации.

Под национальным музыкальным искусством в данном исследовании понимается искусство, как совокупность исторически сложившегося профессионального музыкального творчества конкретной этнической группы (жанры и формы вокальной и инструментальной музыки, приемы и традиции исполнительства и т.д.), а также совокупность исторически сложившихся характерных черт, свойств, особенностей, присущих музыке народа, как одного из компонентов духовного воспроизводства, выражающий его миросозерцание посредством собственного музыкального творчества.

Исследование опирается на изучение наследия музыковедов и музыкантов

С.Габяши, Ш. Марджани, М.Нигметзянова, Г. Рахима, А.Г. Яхина, Р.А.Исхаковой-Вамбы, Г.Юлдаша и др. Их произведения считаются классикой и представляют наследие татарской нации в области музыки.

Культурно-гуманистический потенциал национального музыкального искусства в формировании досуговых интересов молодежи состоит в следующем:

- реализация условий преемственности исторического опыта народа, усвоение нравственных и этических основ национального характера;

- обеспечение творческого развития личности, укрепление естественных связей между поколениями, обеспечение консолидации общества;

- привитие понимания и уважения к музыкальной культуре своей нации;

- усвоение духовно-культурных достижений музыки, имеющих признаки национальной принадлежности и самобытности;

- понимание концентрации эстетических, нравственных идеалов и ценностей, которые являются источником обогащения современного музыкального искусства;

- расширение и развитие музыкально-художественных представлений, духовных потребностей, становление музыкального и эстетического вкуса;

- формирование способности видеть красоту, доброту, в реальной действительности через песенное творчество;

- привитие любви к национальной музыкальной культуре, стремления

реализовать свои музыкальные способности и музыкально-эстетические интересы, формирование исполнительской культуры; .

- укрепление национального музыкального и художественного сознания, духовной потребности в овладении общечеловеческими музыкальнохудожественными ценностями;

- в формировании нравственного начала в личности, способствующего укреплению межнациональных отношений.

Также необходимо отметить, что формирование у молодежи системы нравственных ценностей посредством приобщения к ценностям музыкального искусства, становится их ориентацией в мире проблем, в преобразовании этого мира, соответствующего идеалам жизни, достойной человека. Очень важно, чтобы в процессе формирования досуговых интересов, в системе ценностных ориентаций молодежи, ценность «человека» осознавалась во взаимосвязи с ценностью культуры, в процессе освоения которой и происходит осознание и понимание человека, мира его ценностей.

Идейно-нравственная направленность национальной народной музыки, ее высокие художественные и музыкально-эстетические достоинства в значительной степени содействуют развитию высокого музыкально-эстетического вкуса, уровень которого соответственно определяет музыкально-эстетические потребности личности. Формирование музыкально-эстетических потребностей личности в овладении лучшими образцами музыкального искусства основано на приобщении ее к восприятию высокохудожественной национальной народной музыки. Эстрадная татарская музыка, как самая доступная форма музыкального направления способствует формированию досуговых интересов молодежи, поэтому мы использовали различные современные обработки, ремиксы, позволяющие пробудить живейший интерес молодежи к национальному музыкальному творчеству. Ребята исполняли такие песни как «Алтын-комеш», «Миннэн башка син дэ канатсыз» в обработке современного композитора М. Мухина, «Куз нурым» в обработке

С.Низаметдинова и А. Шайхутдинова. «Авылыма кайттым» в обработке Р. Ильясова, «Кайткан чакта адашма берук» в обработке И. Закирова и др. Также исполняли песни под аккомпанемент баяна «Авыл кое», «Сэгать чылбыры», «Саклармын сине кунелемдэ», ремиксы «Карлыгачлар», «Буран туе», «Сахралар» и др.

В работе ставилась задача выявления наиболее эффективных организационнопедагогических условий формирования досуговых интересов молодежи средствами национального музыкального искусства. Данные условия разработаны и опытно-

экспериментально проверены с учетом требования к организации досуговой деятельности молодежи, культурно-досуговых предпочтений и уровней развития личности, контроля количества и качества участия ребят в различных мероприятиях, организуемых нами в ходе опытно-экспериментальной работы. Организационнопедагогические условия в нашем исследовании рассматриваются как условия, при котором возможен процесс организации деятельности участников, направленный на обеспечение развития их личности по нескольким параметрам: досуговом,

социальном, музыкально-творческом и личностном средствами национального музыкального искусства.

В исследовании выявлены следующие организационно-педагогические условия формирования досуговых интересов молодежи средствами национального музыкального искусства: оптимизация культурно-досугового пространства за счет вовлечения молодежи в культуротворческую деятельность, создания мотивации на творческое саморазвитие и раскрытия индивидуальности; инновационное обновление содержания репертуара национального музыкального искусства за счет использования современных аранжировок, ремиксов, народных песен в современной обработке с целью инициирования музыкальных интересов молодежи и реализации досуговой активности личности; создание условий, когда национальная музыка выступает средством межкультурной коммуникации; участие молодежи в праздниках, фестивалях, смотрах-конкурсах; формирование ценностных ориентаций молодежи, направленных на усвоение эстетических и нравственных идеалов, формирования этнического самосознания, уважения к родной культуре; становление и развитие у молодежи артистизма, способствующего ее успешной самореализации и решению творческих задач.

Данные организационно-педагогические условия направлены на усвоение музыкальных национальных ценностей, обеспечивают включение молодежи в эффективную музыкально-творческую деятельность, включают в себя разнообразные виды и формы организации досуга молодежи. Такие условия обеспечивают формирование досуговых интересов личности исходя из музыкально-творческих потребностей молодежи, а также способствуют формированию музыкального интереса, направленного на усвоение национального музыкального искусства.

В исследовании были выявлены и проанализированы современные тенденции формирования и развития досуговых интересов молодежи в условиях трансформации общества:

а) позитивные тенденции: - повышение самоценности и автономизации

молодежи; насыщенность и разнообразие досуга; стремление молодежи к самореализации, активности, познанию и творчеству; расширение диапазона и интенсификация инновационных процессов в культурно-досуговой деятельности; стремление молодежи к самосовершенствованию, получению дополнительных знаний, умений, навыков; стремление реализовать культурные, рекреационные, гражданские потребности; ^

б) негативные тенденции: массовизация и стандартизация вкусов; высокий уровень потребительства; снижение художественного вкуса; обеднение культурных потребностей; прослеживается тенденция к прагматизму; потеря у некоторой части молодежи приоритетов духовно-нравственного развития и смещение акцентов на развлечения и пустое времяпрепровождение; невысокий уровень культуры личности; дороговизна многих видов культурной деятельности; однородность и стереотипность досуговых интересов; нарастание гедонистических и статусно-престижных моделей времяпровождения; высокая направленность на активную развлекательную

деятельность; интенсивное смещение досуговых интересов молодежи к информационности (Интернет, телевидение, печать и т.д.) в ущерб творческой активности.

Во второй главе «Педагогический эксперимент по проверке эффективности организационно-педагогических условий формирования досуговых интересов молодежи средствами национального музыкального искусства» разработана и апробирована модель формирования досуговых интересов молодежи средствами национального музыкального искусства; представлены процесс и результаты педагогического эксперимента по проверке эффективности организационнопедагогических условий формирования досуговых интересов молодежи средствами национального музыкального искусства».

В работе разработана модель формирования досуговых интересов молодежи средствами национального музыкального искусства, обеспечивающая включение молодежи в музыкально-творческую деятельность, создающую условия для реализации личностного потенциала, духовно-нравственных потребностей и реализующую весь комплекс организационно-методического и деятельностноориентированного обеспечения культурно-досуговой деятельности. Разработанная нами модель представлена совокупностью следующих блоков - целевого, содержательного, деятельностно-ориентированного, организационно-

методического и оценочного. Ведущие цели модели связаны с формированием досугового интереса - знакомство молодежи с национальными музыкальными произведениями способствует развитию у них умения отличать настоящее искусство от суррогатов, способности самостоятельно разбираться в истинных и мнимых достоинствах культурной жизни; развивает и расширяет их музыкальнохудожественные представления, духовные потребности.

Целевой блок представлен целями и задачами трех видов: обучающими, развивающими и воспитывающими. Содержательный блок модели раскрывает взаимосвязь трех компонентов: досугово-ориентированного, освоение специфики вокального татарского исполнительства, социально-образовательного.

Досугово-ориентированный компонент предполагает учет такого теоретического фактора, как основание того, что самой большой ценностью является обретение молодежью пространства для самореализации, социальным полем которого является свободное время, время досуга. Однако само по себе свободное время является лишь условием развития личности. Необходимо педагогическое руководство управления ценностными ориентациями, музыкальным развитием, духовными потребностями и творческой самореализацией. Необходимо констатировать, что современная ситуация осложняет социальную напряженность в обществе, особенно в молодежной среде. С одной стороны, идет быстрый процесс социальной и материальной дифференциации молодежи. С другой стороны, идет процесс формирования все новых молодежных субкультур, отражающих социальный статус различных социальных групп молодежи, который сопровождается усложнением их досуговых интересов и потребностей. Государство позволяет удовлетворять определенные досуговые интересы молодежи в рамках досуговых центров работы с молодежью, наряду с коммерциализацией сферы досуга и отдыха. Эффективность формирования досуговых интересов молодежи зависит от того, какие условия для самореализации внутренних потенций молодого поколения в свободное время может создать педагогическое сопровождение.

Освоение специфики вокального татарского исполнительства - в татарском языке, в отличие от русского языка, существует сингармонизм, то есть закон гармонии

гласных и согласных звуков, согласно которому, в слове не должно быть сочетания мягких и твердых звуков. В соответствии с этим законом, татарские слова делятся на твердые и мягкие. Сочетание мягких звуков придает слишком открытый характер голосу, что лишает его округлого звучания. Сочетание же твердых звуков придает глубокий гортанный характер звучания. Все это приводит к тому, что в процессе работы с вокалистами надо избегать сингармонически твердых слов, имеющих сочетание гортанных, носовых звуков.

В работе с татароязычными исполнителями особое внимание мы обращали на главный и типичный недостаток - горловое звучание. Со снятием звука с горла увеличивается диапазон голоса, сила звука, улучшается дикция, естественность произношения слова. Для того, чтобы снять звук с горла, татароязычным исполнителям надо петь такие гласные, которые требует наименьшей активность гортани. Наиболее выгодным для снятия напряжения гортани является звук «у», звучащий одинаково и на татарском и на русском языке. Также следует отметить, что звук «у» по своему звучанию является звуком головного резонирования и поется на хорошем потоке воздуха, освобождая гортань и ослабляя напряжение голосовых связок. Для начальных занятий выполняется упражнение на двух, трех, пяти звуках на гласную «у» и целесообразнее сверху вниз, сохраняя высокую позицию в звучании.

Социально-образовательный компонент содержательного блока модели позволили определить следующие образовательные доктрины:

- в центре национального музыкального искусства выступает сам человек как производящий и осваивающий ее ценности для своего народа;

- явлениями национального музыкального искусства следует считать также познавательною, художественную, нравственную ценности для человека - носителя этой культуры;

- в национальной культуре необходимо выделять преобразующую, созидательную из сторон деятельности человека, направленные на саморазвитие собственной личности.

Национальная культура в рамках нашего исследования рассматривается как целенаправленное, органичное приобщение к ценностям всех поколений людей. Одно из наиболее важных звеньев целостной системы реализации этой идеи — образование.

Для улучшения эффективности формирования досуговых интересов молодежи мировоззренческая функция национальной культуры реализуется в постановке целей следующего характера: формирование у участников знаний о сущности

национального музыкального искусства, ее основных элементов; развитие умений вычленять этнические аспекты; характеризовать национальные черты в музыкальном искусстве; развитие навыков овладения практической деятельностью.

Деятельностно-ориентированный блок модели состоит из двух компонентов, способствующих, на наш взгляд, эффективному формированию досуговых интересов

- музыкально-просветительского и музыкально-исполнительского. Организационнометодический блок модели состоит из следующих этапов: усвоение основ национального музыкального искусства; формирование музыкальной культуры; развитие вокально-исполнительских навыков.

В рамках музыкально-просветительской работы с молодежью нами были проведены вечера на следующие темы: «Татарские песни 60-70 гг.»; «Современная татарская эстрада»; «Современный музыкальный калейдоскоп: новации и традиции»; «Городская песенная культура Казани». Схематично процесс формирования досуговых интересов молодежи в ходе организации Музыкальных Вечеров можно представить в несколько этапов: музыкально-художественное познание;

проникновение в музыку; осмысление нравственно-эстетической ценности вечера; эмоционально-чувственное обогащение; формирование музыкальной культуры личности.

Музыкально-исполнительский компонент разрабатываемой нами модели предполагает реализацию следующей методики подготовки обрядово-праздничных и эстрадных сценических композиций, которая применялась с использованием следующих этапов: 1.Подробное изучение теоретического материала, связанного с данным праздником. 2.Подбор и разучивание со всеми участниками устного, музыкального и игрового фольклора к данному празднику, с учётом вовлечения в действие зрителей. 3.Написание подробного сценария постановки. 4. Установка даты и составление плана подготовки к празднику. 5. Подготовка костюмов и музыкального, эстрадного, фольклорного реквизита (предметы быта и ДЛИ, соответствующие данной постановке). 6. Репетиционная работа. 7. Организация за неделю до праздника рекламной компании в СМИ, оформление ярко иллюстрированного информационного стенда с подробным описанием предназначения и истории праздника, рассылка приглашений. 8. Оформление места проведения праздника Всё это в комплексе позволяет достичь роста исполнительских вокальных умений и навыков. В рамках реализации модели участники исполняют произведения татарских композиторов и песни народов региона. Тщательно подобранный и систематизированный репертуар должен служить задачам художественно-эстетического воспитания, формирования музыкального вкуса ребят, качественного овладения певческими навыками.

В процессе разработки оценочного компонента модели нами были выделены следующие уровни формирования досуговых интересов молодежи средствами национального музыкального искусства: ценностно-смысловой (высокий),

эмоционально-творческий (средний), пассивный (низкий).

Ценностно-смысловой (высокий) - участник обладает широким спектром досуговых интересов и осознает их ценность для своей жизнедеятельности; понимает высокое значение национального музыкального искусства; обладает знаниями о социальных, культурных, религиозных аспектах национальной музыкальной культуры; обладает национальным достоинством; стремится изучать социокультурные традиции региона; стремится реализоваться в активной художественной музыкальной деятельности.

Эмоционально-творческий (средний) - участника привлекает эмоциональнотворческая деятельность; умение эмоционально откликаться, образно воспринимать мир музыки; досуговые интересы активно влияют на социальную активность; умеют планировать свой досуг, использовать культурный потенциал среды; обладают эмоционально-ценностным индивидуальным потреблением музыкальных национальных ценностей досуга.

Пассивный (низкий)- удовлетворение культурно-досуговых потребностей молодежи и их духовное обогащение на низком уровне, имеет нерегулярный характер; общий уровень культуры невысокий; слабо реализованный социально-культурный потенциат; низкий уровень навыков организации и проведения свободного времени; отсутствие мотивации участия в различных видах культурно-досуговой деятельности; невысокий интерес к национальной музыкальной культуре.

Модель отражает специфику организации досуговой деятельности молодежи, раскрывает основы методики изучения татарского музыкального искусства, содержит научно-методологический инструментарий работы с участниками, а также диагностику их досуговых интересов. Представленная модель направлена на формирование слушательского опыта личности, включение ее в исполнительскую,

Модель формирования досуговых интересов молодежи средствами национального музыкального искусств

Содержательный блок Досугово-ориентированный компонент

Освоение специфики татарского вокального исполнительства

Социально-образовательный компонент

Деятельностноориентированный блок ► Музыкально-просветительское направление

Музыкально-исполнительское направление

Деятельность: вокальное интонирование и ритмическое упражнения; распевка; репертуар, солъфеджирование, музыкальный анализ.

методический блок Организационные формы: музыкальные салоны, музыкальные вечера, концерты, лекции, семинары, культурно-досуговые программы, экспозиции, праздники, фестивали, конкурсы, занятия, репетиции.

і'

Организационно-педагогические условия

Оценочный блок Уровни

Ї | Г

Ценностно-смысловой

Эмоционально-творческий

Пассивный

концертную деятельность, направлена на знакомство и изучение национального музыкального искусства, сценического воплощения песенной культуры, развитие исполнительских и практических навыков работы в вокальным ансамбле. Такая модель позволяет проявлять участникам весь спектр заявленных умений и навыков, участвовать в различных вида и формах культурно-досуговой деятельности.

Опытно-экспериментальная работа проводилась с молодежью в возрасте от 16 до 23 лет, в три этапа. Всего экспериментом было охвачено 270 респондентов; участниками нашего эксперимента стали посетители и участники (студенты Казанского государственного университета культуры и искусств, школьники-старшеклассники МБОУ «Лицей №116» Вахитовского района г.Казани) культурнодосуговых программ культурно-развлекательного комплекса «Туган Авылым» и театра песни «АсылъЯр»

Группы формировались таким образом, чтобы начальное распределение досуговых интересов было примерно одинаковым. В процессе опытноэкспериментальной работы были применены следующие методики: Л.А. Акимовой, Т.В.Райченок, Е.Н.Авдей, Т.МЛукашевич, Л.М. Кудряшовой, оригинальные авторские методики, направленные на формирование и усвоение следующих компонентов: досуговые интересы, досуговая направленность личности, культура личности, музыкальный кругозор, музыкальные знания и умения, татарские национальные музыкальные ценности, татарское классическое искусство, татарская эстрада, фольклор; диагностику музыкального восприятия, музыкального образа, анализа музыкального произведения. Были сделаны срезы по досуговым показателям и досуговым интересам.

Опрашивая респондентов в области знания известных татарских исполнителей, среди известных - участниками нашего эксперимента были названы следующие имена: Салават, Венера Ганеева, Ринат Рахматуллин, Хания Фархи, Ильназ Сафиуллин, Ландыш Нигмэтжэнова, Ильнар Бах, АсылъЯр, Иркэ. Изучая музыкальные интересы наших участников мы пришли к выводу, что интерес к национальному музыкатьному искусству наблюдается у 43,2 %, однако не все ребята смогли назвать основные произведения татарского музыкального искусства - 38 %, многие участники не понимают значение национальных музыкальных ценностей в развитии человека - 42 %. На вопрос «Как Вы думаете, почему в нашем обществе исчезают традиционные музыкальные ценности и традиции», многие ответили: современная музыка ближе молодежи - 41 %, народная музыка больше нравится пожилым — 35 %, национальные ценности необходимо изучать, и они нужны всем, в том числе и молодежи - 37,3 %, народная музыка нравится - 15,8 % молодежи, однако практически все ребята отмечали, что национальная музыка необходима для развития патриотизма личности и любви к родине. Необходимо отметить, что интерес к национальному музыкальному классическому искусству крайне низок - 12,3 %. Отсюда можно сделать вывод, что развитие молодежи средствами национального музыкального искусства актуально и необходимо.

По результатам опроса, был сделан вывод, что национальная классическая музыка интересна - 12,3 %, татарская эстрада - 48,3 %, однако некоторые ребята не могут назвать популярные татарские песни - 15 %, татарских исполнителей - 12 %; фольклор предпочитают - 12,5 %, народные песни - 23,5%, национальные мелодии известных татарских композиторов — 48 %, национальный классический балет - 15,3 %, национальная классическая опера - 28 %, национальная сказка - 52,5 %, национальные частушки и припевки — 15,5%. На вопрос «Какие песни по характеру вам больше всего нравятся?» опрос показал: 15 % нравятся веселые и шуточные

песни; 35 % - энергичные и бодрые; 8 % - грустные и лирические; 5 % - веселые и лирические; 6 % - энергичные и лирические характеры песен; 19 % - выбрали веселые и шуточные, бодрые и энергичные; 9 % - отрицательно ответили на вопрос. Интерес молодежи к музыке энергичного бодрого характера очевиден, что связано с их возрастными психологическими особенностями: пылкостью, избытком энергии, стремлением к частым сменам деятельности.

В ходе исследования были выделены следующие критерии эксперимента:

-музыкально-творческий: анализ творческих качеств, проявленных в

музыкальной деятельности;

- ценностно-ориентационный: основные ценностные ориентации участников в области музыкальных знаний;

- досуговый: уровень и качество досуговых интересов участников;

- концертно-исполнительский: участие в различных мероприятиях, занятиях, уровень и качество музыкально-творческой деятельности, качество и количество концертных выступлений, участие в фестивалях и праздниках.

Анализ музыкальной деятельности участников, экспериментальные срезы, позволили сделать вывод, что уровень досуговых интересов был значительно повышен у экспериментальных групп по сравнению с контрольными. Качественные и количественные показатели позволяют констатировать повышение высокого уровня и понижение низкого уровня досуговых интересов, а также изменения, связанные с культурно-досуговой ориентацией личности.

Музыкально-творческая деятельность анализируется с позиции развития творческой направленности молодежи, обеспечивающей развитие ее коммуникативных способностей и социальной активности. Сопряжение досуговых интересов и музыкально-творческой деятельности обеспечивается за счет включения молодежи в культурно-досуговую среду, формирующую познавательную культуру личности.

Представленная опытно-экспериментальная работа доказывает эффективность предложенной гипотезы и позволяет утверждать, что усвоение национальных музыкальных ценностей сопровождается рядом теоретико-методологических и практико-деятельностных признаков: взаимозависимость уровней досуговых

интересов и качественного анализа музыкальных произведений; взаимозависимость направленности и широты досуговых интересов и умений вокально-исполнительской культуры личности участников; корреляция нескольких компонентов досугового интереса напрямую зависит от качества организации социокультурного процесса, определяющего среду развития участников нашего эксперимента.

Диаграмма № I

Динамика досуговых интересов молодежи в 1 экспериментальной и 1 контрольной группах

ценност

смысл.

пассивн.

эмоц-творч.

шЭкспер.гр

□ Контр.гр

Динамика досуговых интересов молодежи во 2 экспериментальной и 2 контрольной группах

У

ценност.- эмоцион.-

смысп творч.

пассивы

□ Контр.гр_________20,3

ШЭкспер.гр 39,3

43.6

Диссертационная работа позволила определить следующие уровни досуговых интересов: ценностно-смысловой, эмоционально-творческий и пассивный, что

доказывается следующими качественными характеристиками: уровнем кругозора, параметрами организации свободного времени, а также культурно-эстетическими потребностями и интересами в области музыки. Необходимо также отметить, что в ходе анализа музыкальных источников был сделан вывод об особенностях влияния татарской музыки на формирование духовности наших участников: озын-кой (особая музыкально-исполнительская татарская культура), специфики работы с вокалистами татарской национальности; особенностями исполнения татарских песен, был проанализирован и использован в эксперименте с участниками культурный пласт национальной музыки). Кроме этого, особенности татарского исполнительства позволяют утверждать, что культурно-исторические и музыкально-эстетические ценности татарского народа являются вкладом в мировую музыкальную сокровищницу, что и было представлено и усвоено нашими ребятами с целью эффективного развития их досуговых интересов.

Подводя итог результатам изменений, произошедших с участниками на заключительном этапе эксперимента — контрольном, мы пришли к следующим результатам: из диаграммы 1 видно, что высокий уровень досуговых интересов в Экспериментальной группе составляет 34,2%, средний уровень - 46,2%, низкий уровень - 19,6%. В 1 контрольной группе произошли незначительные изменения. Высокий уровень отмечен у 15,3%, средний уровень 41,8%, низкий уровень — 42,9%.Точно такие же измерения были проделаны и со 2-ой экспериментальной и 2-ой контрольной группах. В диаграмме №2 приведено процентное соотношение показателей высокого, среднего и низкого уровней: высокий уровень во 2 экспериментальной группе - 39,3%, средний - 43,8%, низкий - 22,3%. Во 2 контрольной группе произошли незначительные изменения показателей по сравнению с экспериментальной: высокий уровень — 20,3%, средний уровень - 47,8%, низкий уровень - 31,9%. В процессе диагностики формирования досуговых интересов молодежи средствами национального музыкального искусства нами была применена корреляционная методика, где есть взаимозависимость параметров изучения и освоения музыкального татарского искусства, которая рассматривалась по следующим параметрам: досуговые интересы, досуговая направленность личности, культура личности, музыкальный кругозор, музыкальные знания и умения, татарские национальные музыкальные ценности, татарское классическое искусство, татарская

эстрада, фольклор. Для диагностики музыкального восприятия национального музыкального искусства мы использовали методику Т.В. Райченок, Е.Н. Авдей, Т.М. Лукашевич. Данная методика направлена на диагностику музыкального восприятия, музыкального образа, анализа музыкального произведения.

В процессе проведения формирующего этапа эксперимента особое значение имело взаимодействие руководителя и участников в работе над технологией пения татарских песен, который строился по следующей схеме:

- голосовой обмен певческими звуками: показ - повторение;

- интуитивно-моторный, когда участник чувствует механику татарского голосопостроения и имитирует ее;

- словесное общение.

В обучении пению татарских мелодий мы использовали принцип однородных действий, который заключается в многократном выполнении простейших голосовых операций, совершенствовании их операций, совершенствовании их координации, в результате чего запускаются процессы оптимизации деятельности, которые заложены в человеке от природы. Нашей главной задачей выступало - научить ребят соединять звуки определенного тембра в музыкальную фразу, соединить эти звуки с татарским произношением, добиться того, чтобы эти звуки были одинаковыми по тембру в разных участках диапазона и в разной динамике. И все это должно звучать как можно ближе к национальному эталону.

Результаты нашего исследования свидетельствуют о позитивной динамике формирования досуговых интересов современной молодежи средствами национального музыкального искусства в процессе реализации эксперимента и позволяют сделать следующие теоретические и практические выводы:

1.Теоретико-методологический анализ рассмотренных подходов в выявлении сущности досуговых интересов позволяют нам рассматривать досуговые интересы как направленность и предпочтения личности, которые реализуются в сфере организации свободного времени, общения и культурно-досуговой деятельности, обеспечивающие удовлетворения духовных потребностей, культурных запросов, расширение кругозора и становления социальной активности молодежи.

2. Теоретически обосновано формирование досуговых интересов молодежи, которое рассматривается как поливариантный воспитательно-образовательный процесс, включающий реализацию педагогических и социально-культурных факторов, детерминирующих содержание культурно-досуговой деятельности молодежи на усвоение ценностей национального музыкального искусства;

3. Теоретически обоснована структура досугового интереса, которая

представлена тремя компонентами: мотивационный компонент определяет

направленность личности на какой-либо вид культурно-досуговой деятельности; познавательный компонент реализуется отношением субъекта к различным видам досуга, связанными с познавательной деятельностью; деятельностный компонент: обеспечивается за счет включения человека в различные виды культурно-досуговой деятельности.

4. В процессе исследования разработана и внедрена модель формирования досуговых интересов молодежи средствами национального музыкального искусства, которая представлена совокупностью следующих блоков — целевого, содержательного, деятельностно-ориентированного, организационно-методического и оценочного. Данные блоки в свою очередь представлены теоретико-практическим и методическим обоснованием входящих в них компонентов.

5. Для эффективного формирования досуговых интересов молодежи средствами национального музыкального искусства были выявлены и апробированы организационно-педагогические условия формирования досуговых интересов современной молодежи средствами национального музыкального искусства.

6. Анализируя жизнедеятельность современной молодежи в ее реальном измерении, необходимо принимать во внимание то обстоятельство, что на процесс социализации молодежи, в том числе и в сфере досуга, могут оказывать существенное влияние происходящие в обществе трансформационные процессы, в связи с чем в исследовании выявлены и проанализированы современные позитивные и негативные тенденции формирования и развития досуговых интересов молодежи в условиях трансформации общества.

7. Наиболее перспективными направлениями, которые могут продолжить

решение проблемы формирования досуговых интересов можно считать следующие: разработка методологии исследования досуговой направленности личности; социально-культурных механизмов и средств воздействия на молодежь в процессе усвоения национальных музыкальных ценностей; социально-культурная

эффективность формирования досуговых интересов.

Основное содержание диссертации отражено в следующих публикациях автора:

Публикации в изданиях, рекомендованных ВАК:

1. Зайнутдинова, А.Р. Современные тенденции формирования досуговых интересов молодёжи в условиях трансформации общества / А.Р. Зайнутдинова // Вестник Тамб. ун-та. - 2010. - №. 8 (88). - С. 66-70

2. Зайнутдинова, А.Р. Педагогическая модель формирования досуговых интересов молодёжи средствами национального музыкального искусства / А.Р. Зайнутдинова. -Вестник КГУКИ.- 2011 .-№ 4,- С. 57-63.

Учебное пособие и методические рекомендации:

3. Зайнутдинова, А.Р. Национальное музыкальное искусство в формировании досуговых интересов современной молодежи: учеб. пособие / А.Р. Зайнутдинова. -Казань: Изд-во Казан, ун-та, 2011. - 148 с.

Статьи, опубликованные на международных, всероссийских и региональных научно-практических конференциях:

4. Зайнутдинова, А.Р. Особенности развития татарской музыкальной эстрады и её связь с фольклором / А.Р. Зайнутдинова // Тюрко-славянский диалог культур и цивилизаций: история и современность: материалы Междунар. науч. конгресса, посвящённого к 40-летию КГУКИ. - Часть II / КГУКИ, Казань, 2009. — С. 223-225

5. Зайнутдинова, А.Р. Потенциал национального искусства в социализации личности современной молодёжи / А.Р. Зайнутдинова // Социально-интеграционный потенциал национальной культуры, искусства и туризма в условиях модернизации российского общества (к 90-летию со дня образования Татарской республики): Материалы Междунар. науч. конф., 20 апр. 2010 г. — Часть I / КГУКИ, Казань, 2010. — С.136-137

6. Зайнутдинова, А.Р. Педагогические ресурсы национального искусства в

практикоориентированной деятельности молодёжи / А.Р. Зайнутдинова // Вестник КГУКИ. - 2010. -№2, 2010. - С.25-28

7. Зайнутдинова, А.Р. Теоретическое обоснование проблемы формирования

досуговых интересов современной молодёжи / А.Р. Зайнутдинова // Вестник КГУКИ -2010. - Вып. №4, 2010. - С.32-36

8. Зайнутдинова, А.Р. Культурно-гуманистический потенциал национального

музыкального искусства в формировании досуговых интересов молодёжи / А.Р.

Зайнутдинова // Культура досуга молодёжи как фактор формирования здорового образа жизни: сб. науч. статей / под. науч. редакцией Д.В.Шамсутдиновой - Казань: Инф.-изд. центр «Культура», 2011. - 123 стр.

9. Зайнутдинова, А.Р. Национальная музыка как средство межкультурной коммуникации / А.Р. Зайнутдинова // «Евразийство и проблемы современной наук: материалы науч. конф., г.Казан, 1-4 окт. 2011 г. / КГУКИ. - Казань, 2011. - С. 38-41.

Подписано в печать 01.02.2012 г. Формат 60x90 '/it Усл.печ.л. 1.5 Заказ № 119. Тираж 100 зкэ.

Отпечатано в Инф.-иэд. центре «Культура» Казан, гос. ун-та культуры и искусств. 420059, Республика Татарстан, Оренбургский тракт, 3;

Текст диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Зайнутдинова, Алсу Рустамовна, Казань

61 12-13/664

ФГБОУ ВПО «КАЗАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВ»

На правах рукописи

ЗАЙНУТДИНОВА Алсу Рустамовна

ФОРМИРОВАНИЕ ДОСУГОВЫХ ИНТЕРЕСОВ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ СРЕДСТВАМИ НАЦИОНАЛЬНОГО МУЗЫКАЛЬНОГО

ИСКУССТВА

13.00.05 - теория, методика и организация социально-культурной деятельности

ДИССЕРТАЦИЯ на соискание ученой степени кандидата педагогических наук

Научный руководитель доктор педагогических наук, профессор Д.В. Шамсутдинова

Казань - 2012

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ...................................................................... 3

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ДОСУГОВЫХ ИНТЕРЕСОВ МОЛОДЕЖИ СРЕДСТВАМИ НАЦИОНАЛЬНОГО МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА........... 21

1.1. Анализ основных тенденций формирования досуговых интересов молодежи в условиях трансформации современного общества............................................................................. 21

1.2. Культурно-гуманистический потенциал национального музыкального искусства в формировании досуговых интересов молодежи............................................................................ 58

1.3. Организационно-педагогические условия формирования досуговых интересов молодежи средствами национального

музыкального искусства......................................................... 95

ВЫВОДЫ ПО I ГЛАВЕ......................................................... 136

ГЛАВА И. ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ ПО ПРОВЕРКЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ ФОРМИРОВАНИЯ ДОСУГОВЫХ ИНТЕРЕСОВ МОЛОДЕЖИ СРЕДСТВАМИ

НАЦИОНАЛЬНОГО МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА............ 140

2.1.Мод ель формирования досуговых интересов молодежи

средствами национального музыкального искусства..................... 140

2.2 Процесс и результаты педагогического эксперимента по проверке эффективности условий формирования досуговых интересов

молодежи средствами национального музыкального искусства....... 175

ВЫВОДЫ ПО II ГЛАВЕ......................................................... 196

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.................................................................. 199

ЛИТЕРАТУРА................................................................... 212

ПРИЛОЖЕНИЯ .................................................................. 230

ВВЕДЕНИЕ

В условиях высокой динамики социально-экономических процессов, происходящих в нашей стране, особое значение уделяется проблеме формирования досуговых интересов молодежи, так как именно сфера досуга должна осуществлять духовно-нравственное и творческое развитие личности, удовлетворение ее важнейших социальных и культурных потребностей.

Современный досуг, несмотря на его различные проявления в разных социальных группах, рассматривается как досуг нового типа, как продукт информационного общества, испытывающего влияние массовой культуры. Мировоззрение социально активной молодежи формируется в русле ценностной системы, отвечающей стандарту жизни гражданина высокоразвитого общества.

Однако, формирование досуговых интересов молодежи обусловлено высокой актуальной проблематикой, так как на сегодняшний день остаются нерешенными социально-культурные проблемы молодежи, связанные с мировоззренческой, идеологической и духовно-нравственными сферами бытия, отсутствием мировоззренческих основ смыслоориентации. Происходит разрушение механизма духовной преемственности поколений вследствие общей дезинтегрированности культуры, размывания ее консолидирующих ценностных основ. Отмечается снижение интереса молодежи к национальной культуре, ее истории и традициям, а также низкая активность молодежи в решении общенациональных, региональных и местных проблем. На этом фоне особенно актуальной становится проблема формирования досуговых интересов, способствующих формированию личности, направленной на поиск и решение насущных проблем в условиях трансформации общества.

В решении этих проблем досуг молодежи становится одной из важнейших сфер образа жизни, который, как и вся окружающая действительность, претерпевает значительные изменения, также

подвергается трансформации и несет в себе как позитивные, так и негативные основы. Молодежь в большей степени, чем другие группы населения, подвержена деструктивному влиянию, что делает проблему позитивной организации ее досуга чрезвычайно значимой.

Процесс организации досуга связан, в первую очередь, с решением проблемы социализации молодежи, возможностью полноценного отдыха, восстановления физических и духовных сил, что является одним из решающих показателей здорового образа жизни. Он находится в зависимости, как от уровня материального обеспечения индивида, так и от характера его духовных запросов, стремления к познанию, в том числе и к познанию традиций и ценностей национальной музыкальной культуры.

Однако, современной молодежи недоступны сегодня многие виды культурно-досуговой деятельности, вследствие низкого качества их организации, перестройки социально-культурной сферы в целом.

Реализация досуговых интересов молодежи обеспечивается на сегодняшний день за счет наполнения досуга новым социально-значимым смыслом, в процессе которого идет формирование у личности практических навыков проведения своего свободного времени. Оно сопровождается потребностью в познании и общении, возможностью релаксации, стремлении к творчеству и саморазвитию. Молодежь стремится к развитию творческих способностей, интеллектуального потенциала, однако все это сопровождается отсутствием навыков организации свободного времени, низким уровнем духовно-нравственного развития, недалеким кругозором. Многие стремятся ограничить круг своего общения пользованием Интернет, ведут асоциальный образ жизни. Поэтому педагогическое сопровождение организации досуга молодежи требует системно-структурной разработки и моделировании видов и форм досуговой деятельности, направленных на формирование досуговых интересов и их сопряжения с социальными процессами, происходящими в нашей стране.

Развитие досуговых интересов, осуществляемое в процессе организованной музыкальной деятельности, интересной молодежи, мотивирует их, формирует эмоционально-ценностную и художественно-эстетическую культуру, подталкивает к самообразованию, дает возможность проявить себя. Органическое сочетание разнообразных видов организации содержательного досуга - отдыха, развлечения, праздника и творчества с различными формами музыкальной деятельности - решает проблему духовно-нравственного, эстетического, эмоционального развития личности молодого человека. Музыкально-творческая деятельность, в которую вовлекается молодой человек, благотворно влияет на психологическое и духовное развитие, дает основу для формирования музыкального мышления, музыкальных суждений и ценностей, связанных с национальным искусством.

Для эффективного развития досуговых интересов молодого поколения, на которое оказывает сильное стихийное, чаще негативное социализирующее воздействие со стороны социокультурной среды и средств массовой информации, необходим комплекс мер, который смог бы повернуть нашу молодежную аудиторию лицом к культуре, этнонациональным музыкальным традициям республики Татарстан.

Необходимо отметить, что в условиях глобализации, вопрос национального искусства актуален и встает в первый ряд государственных задач, когда необходимо обращаться к истокам, лучшим традициям, языку и истории нации. Татарстан, как республика многонациональная, богата многообразием национальных художественных традиций, настоящих и возрождающихся вместе с подъемом национального самосознания каждого народа, входящего в нее.

В Татарстане была сформирована концепция художественного образования (на 2006-2010 г.), основные цели и задачи которой были определены в соответствии с основными направлениями социально-экономического развития республики, а также направлены на всестороннее развитие и поддержание этнокультурных традиций, в частности в

молодежной среде. Так, одной из основных целей концепции стоит разработка программ по сохранению и развитию национальных традиций в рамках системы художественного музыкального образования.

Безусловно, современная ситуация обусловливает первостепенное значение проблемы ценностей культуры, с чем непосредственно связана сущность национального музыкального искусства как существенной части культуры. В свете этого особую актуальность приобретают вопросы значения усвоения духовно-нравственных ценностей национального музыкального искусства в развитии досуговых интересов молодежи. Самое важное на сегодняшний день, чтобы национальные ценности выступали как положительный фактор в развитии культурных ценностей сегодняшней молодежи.

Важно отметить, что национальное искусство изначально не есть искусство индивидуалистическое, а искусство, выражающее национальное сознание, национальное чувствованием мира. В основе татарского национального искусства лежат глубочайшие духовные, нравственно-моралистические начала, оно всегда направлено к человеку, а не против него и поэтому оно человечно и гуманистично, является носителем исторической памяти.

Татарское музыкальное искусство представляет собой значительный пласт культурного наследия, художественное богатство и развивающий потенциал которого должны быть широко использованы при формировании досуговых интересов молодежи. Специфика национального музыкального искусства заключается в том, что оно в особой художественной форме отразило национальные традиции, национальное мировоззрение, нравственные идеалы, сохранило свой образ мира, свои понятия о красоте, добре, чести, уважении. Оно является отражением духовной жизни того народа, который взлелеял его на протяжении многих веков и бережно донес до наших дней.

Достаточно высоко возрос интерес к татарской национальной музыкальной культуре, которую необходимо осваивать не только в русле исторического постижения, а духовно-нравственного, ценностно -мотивационного и эмоционально-эстетического освоения. При изучении художественного содержания татарских мелодий, выстраивается система художественно-эстетических ценностей, идет воспитание эмоциональной культуры, яркой индивидуальности, активности, творческой культуры.

Потенциал национального музыкального искусства слабо задействован в сфере организации досуга молодежи, так как современная молодежь направлена на активную развлекательную деятельность: посещение концертов, баров, дискотек, кафе, ночных клубов, торгово-развлекательных центров, а также ориентирована на пассивные формы досуга - Интернет, телевидение, слушание музыки. За последние годы наблюдается явное смещение досуговых интересов молодежи в сторону все большего стремления получения информации. Тогда как музыкально-эстетические традиции татарского народа, складывающиеся веками, несут в себе огромный воспитательный потенциал, который содействует дальнейшему совершенствованию духовного мира личности. Иногда наивные, заложенные в народной песне идеи, выражают здоровую национальную философию, смысл жизни, говорят о главном и простом, формируют философские устремления и идеалы.

Начинать формирование досуговых интересов молодежи надо с привития любви к национальному музыкальному искусству. Необходимо узнать и понять каково же место музыкального творчества родного народа, какова его направленность, что роднит его с лучшими достижениями в музыке других народов, а что отличает - можно лишь в процессе практического изучения произведений национального репертуара. Несмотря на то, что на местных теле-радио каналах каждый день звучит большое количество татарских эстрадных песен, в большинстве своем молодежь их не слушает и не интересуется ими.

В этой связи, одной из важнейших задач организации досуга молодежи является создание педагогических условий и механизмов востребованности культурно-гуманистического потенциала национального музыкального искусства, его духовных традиций. Необходимо создание такой культурно-воспитательной среды, которая стимулировала бы развитие национального самосознания молодежи, воспитывала любовь к родине, обеспечивала бы формирование художественно-музыкального творчества молодых.

Рассмотрим теперь степень разработанности нашей проблемы в

научной литературе.

Понимание сущности досугового интереса связано с изучением и анализом подходов в понимании интереса. Теоретико-методологической основой диссертационного исследования явились научные труды, в основе которых лежит изучение интереса, как психологической категории - С.А. Ананьина, В. Вичева, JI.C. Выготского, Б.И. Додонова, Е.П. Ильина, Д.А. Кикнадзе, А.Г.Ковалева, Я.Л. Коломинского, Н.Д. Левитова, А.Н. Леонтьева, A.B. Петровского, К.К. Платонова, С.Л.Рубинштейна, А.П. Рудик и др. В исследованиях присутствует неоднозначный подход к определению интереса, нет единого мнения о его сущности. Однако, многие исследователи отмечают, что интерес заставляет человека действовать в определенном направлении, выступает в качестве мотива деятельности. Во многом формирование интереса зависит от уровня любознательности человека, и

обусловливается его потребностями.

Потенциал кулътурно-досуговой деятельности и возможности его использования в процессе формирования досуговых интересов личности исследуются в работах М.А. Ариарского, Г.А. Аванесовой, Г.М. Бирженюка, P.C. Гарифуллиной, В.З.Дуликова, А.Д. Жаркова, Н.Ф.Максютина, А.П. Маркова, B.C. Русановой, В.М. Рябкова, Р.Г. Салахутдинова, В .Я. Суртаева, Ю.А. Стрельцова, П.П. Терехова, В.Е. Триодина, Д.В. Шамсутдиновой, H.H. Ярошенко и др. Данные исследователи отмечают, что культурно-досуговая деятельность выступает одним из главных направлений, способствующему

становлению социальной активности человека, вовлекая его в различные виды творчества, досугового общения, формируя культуру потребления определенных ценностей (эстетических, духовно-нравственных, социальных, творческих и др.). Культурно-досуговая деятельность, как подчеркивается исследователями, обеспечивает реализацию досуговых интересов молодежи в том случае, если реализуются субъективные, т.е. личностные потребности в досуге и объективные - социально-культурные условия, способствующие раскрытию человеком собственных потенций.

Проблеме формирования досугового интереса посвящено не так уж и много исследований. Как правило, монументальные труды по культурно-досуговой деятельности и организации досуга рассматривают схожие понятия - «досуговая активность», «досуговая культура» и др. Досуговые интересы являются же лишь небольшой частью исследований М.А. Ариарского, Л.А. Акимовой, В.З. Дуликова, А.Д. Жаркова, Н.Ф. Максютина, А.С.Ковальчук, B.C. Русановой, Р.Г. Салахутдинова, Ю.А. Стрельцова и др. В исследованиях просматривается очень большой спектр разноплановых определений «досугового интереса» и различных социально-культурных и социально-психологических причин его формирования. Однако, большая часть исследований подчеркивает, что в процессе реализации досугового интереса прослеживается мотивация личности на освоение какого-либо вида культурно-досуговой деятельности. Также отмечается, что формирование досуговых интересов зависит от общего кругозора человека, его материального достатка, культурных потребностей, духовных запросов. Кроме этого, уровень досуговых интересов определяет вектор социально-культурной активности личности и качество ее социально-творческой самореализации.

Вопросы выявления и анализа современных тенденций формирования досуговых интересов молодежи в условиях трансформации общества были рассмотрены в научно-методических публикациях П.Н.Беспаленко, Г.Н. Кудашова, В.И. Лутовинова, H.H. Седовой, Р.К. Саубановой,

A.И.Нуруллиной, H.B. Шарковской и др. Все они подчеркивают, что процессы глобализации, модернизации, стандартизации и информатизации существенно влияют на уровень досуговых интересов современной молодежи, определяют их направленность и широту.

В исследовании использовались работы, в которых раскрыто значение национальной культуры в образовании и воспитании молодежи JI.A. Воловича, Г.В.Мухаметзяновой, С.И. Раимовой, Э.М.Шигаповой, Л.Э. Муртазиной, З.М.Явгильдиной, Ф.Ф. Харисова и др.

В процессе исследования нами использовались работы, посвященные татарскому музыкальному искусству, И.С. Губайдуллиной, A.A. Игламовой, Р.А.Исхаковой-Вамба, М.Н.Нигмедзянова, С.И. Раимовой, Ф.Ш. Салитовой,

B.М. Спиридоновой, Т.В. Леонтьевой, Э.Б. Литвиновой, М.П.Файзулаевой и др. Изучение структурных элементов музыкальной культуры в рамках становления татарской культуры трактуется в работах А.Х. Абдуллина, Я.М. Гиршмана, Г.М. Кантора, Г.М. Макарова, А.Л.Маклыгина, З.Н.Сайдашевой, Р.Ф.Халитова и др. Татарская музыкальная культура имеет свои, присущие только ей, национальные особенности. Она развивает в личности не тольк