Темы диссертаций по педагогике » Теория, методика и организация социально-культурной деятельности

автореферат и диссертация по педагогике 13.00.05 для написания научной статьи или работы на тему: Формирование художественного творчества и ручной умелости у детей старшего дошкольного возраста в условиях дополнительного образования

Автореферат по педагогике на тему «Формирование художественного творчества и ручной умелости у детей старшего дошкольного возраста в условиях дополнительного образования», специальность ВАК РФ 13.00.05 - Теория, методика и организация социально-культурной деятельности
Автореферат
Автор научной работы
 Балашова, Юлия Станиславовна
Ученая степень
 кандидата педагогических наук
Место защиты
 Москва
Год защиты
 2013
Специальность ВАК РФ
 13.00.05
Диссертация по педагогике на тему «Формирование художественного творчества и ручной умелости у детей старшего дошкольного возраста в условиях дополнительного образования», специальность ВАК РФ 13.00.05 - Теория, методика и организация социально-культурной деятельности
Диссертация

Автореферат диссертации по теме "Формирование художественного творчества и ручной умелости у детей старшего дошкольного возраста в условиях дополнительного образования"

На правах рукописи

БАЛАШОВА ЮЛИЯ СТАНИСЛАВОВНА

Формирование художественного творчества и ручной умелости у детей старшего дошкольного возраста в условиях дополнительного образования

Специальность 13.00.05. —теория, методика и организация социально-культурной деятельности (по всем уровням образования)

3 О МАЙ 2013

АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук

Москва 2013

005060687

Работа выполнена в ФГБОУ ВПО «Московский государственный гуманитарный университет им. М.А. Шолохова»

Научный руководитель: доктор педагогических наук, профессор

Зацепина Мария Борисовна

Официальные оппоненты: доктор педагогических наук, профессор

Александрова Наталья Сергеевна, НОУ ВПО «Вятский социально-экономический институт», зав. кафедры педагогики

Кандидат педагогических наук, Крамаренко Оксана Константиновна, ГБОУ ЦО №218 г. Москвы, учитель

Ведущая организация: ФГБОУ ВПО «Курский

государственный университет»

Защита состоится 2013 г. в/Дтсов на заседании диссертационного

совета Д 212.136.06. при ФГБОУ ВПО «Московский государственный гуманитарный университет им. М.А. Шолохова» по адресу: 109240, г. Москва, ул. Верхняя Радищевская, д. 16-18.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке ФГБОУ ВПО «Московский государственный гуманитарный университет им. М.А. Шолохова» по адресу: 123298, Москва, ул. Берзарина, д. 4.

Электронная версия автореферата размещена на сайте ВАК Министерства образования и науки Российской Федерации (vak2.ed.gov.ru), на сайте МГГУ им. М.А. Шолохова (www.mgopu.ru).

Автореферат разослан «.?Л> млл_2013 года.

Ученый секретарь диссертационного совета,

кандидат педагогических наук, "

доцент Геворгян Н.Р.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность проблемы м темы исследования. На современном этапе уровень научного интереса к процессу формирования творческой личности возрастает. Творчество — одно из содержательных форм психической активности детей, которую ученые рассматривают как универсальное средство развития индивидуальности, обеспечивающее устойчивую адаптацию к новым условиям жизни, и как необходимый резерв для активного взаимоотношения с действительностью. Именно в дошкольный период у ребенка закладываются основы формирования личности, и осуществляется вовлечение его на данном этапе жизни в активную творческо-развивающую деятельность, что способствует развитию основных психологических процессов, сущностью которых является процесс взросления. В многочисленных исследованиях подчеркивается важность художественно-творческой деятельности, способствующей развитию ручной умелости, регуляции движения и микродвижения кистей рук, что является одним из показателей готовности ребенка к школе, а также уровня интеллектуального и сенсорного развития.

Исследования Л.А. Венгера, A.B. Запорожца, В.П. Зинченко, Н.П. Сакулиной и др. убедительно доказывает, что одними из факторов для развития высших психических функций у детей являются: усвоение сенсорных эталонов (системы геометрических форм, шкалы величины, цветового спектра, пространственной ориентировки и т.д.), а также развитие мелкой (или ручной) моторики. Исследования Т.С. Комаровой, направленные на определение содержания ручной умелости применительно к дошкольникам, выявление возможности и способов ее формирования, показали, что компонентами этой умелости являются технические навыки и умения. Точность движений достигается путем упражнения и развития мелкой моторики рук, формирования зрительно-моторных координации. Овладевая компонентами ручной умелости, дети приобретают свободу

движений, что положительно сказывается на формировании творчества у детей. Недостаточное сенсомоторное развитие в дошкольном возрасте может привести к замедленному темпу формирования психических процессов, а в дальнейшем — к затруднениям в освоении учебной деятельности в школе.

Продуктивная деятельность, являясь одним из эффективных средств эстетического воспитания, несет в себе огромный потенциал для формирования художественно-творческих способностей детей, сенсомоторного развития, помогает ребенку познать духовный и материальный мир. Современное дошкольное образование должно быть ориентировано на создание благоприятных условий для развития творческой личности, что требует совершенствования учебно-воспитательного процесса в учреждениях дополнительного образования.

Анализ современного состояния теории и практики эстетического воспитания в дошкольных образовательных учреждениях и в системе дополнительного образования в общеобразовательных учебных заведениях показал, что приоритеты в детской продуктивной деятельности отданы таким видам, как рисованию, лепке, аппликации и конструированию. Несколько меньше обращено внимания на декоративно-прикладные виды деятельности: вышивку, макраме, художественную керамику. И совсем редко используется один из древних декоративно-прикладных видов народного искусства -бисероплетение. На Руси им занимались не только взрослые, но и дети. Этот вид искусства был семейным промыслом и возможностью совместного времяпровождения (особенно в долгие зимние вечера), но постепенно, к концу XIX в., этот промысел стал угасать. В последние десятилетия XX и начало XXI вв. в обществе наблюдается рост интереса к народному искусству бисероплетения, но, к сожалению, имеющиеся исследования и практические наработки в этом виде деятельности чаше связывают с детьми школьного возраста. Ограниченность материалов по психолого-педагогическому анализу этой художественно-творческой деятельности не

4

позволяет дать развернутого представления о ее значении в формировании личности дошкольника. Между тем бисероплетение выступает как объект умственной, трудовой деятельности детей, развивает сенсорную способность, тонкую моторику рук, способствует формированию понимания красоты творчества и эмоционально-познавательному развитию. Анализ опыта работы дошкольных образовательных учреждений, изучение программ, планов учебно-воспитательной работы, анкетирование педагогов, непосредственно работающих с детьми старшего дошкольного возраста, свидетельствует, что бисероплетение, как часть народной культуры, на занятиях не используется. Вместе с тем родители, воспитатели и дети проявляют интерес к этому виду народного искусства. Педагоги положительно отвечают на вопрос, хотели бы они использовать в своей практике работы искусство бисероплетения и обучить этому детей, но не знают, как это сделать с детьми дошкольного возраста. Обусловлено это отсутствием теоретического обоснования и методического обеспечения процесса ознакомления с искусством бисероплетения и формирования творчества у детей, а также отсутствием развивающей среды (в дошкольных учреждениях недостаточно организованы творческие мастерские, уголки рукотворного мира, музеи истории предметов). Это затрудняет организацию процесса ознакомления детей с бисероплетением и лишает их возможности овладения способами действий по присвоению опыта творчества доступными для них средствами.

Таким образом, возникает ряд противоречий, а именно:

• искусство бисероплетения, которое издревле считается доступным не только взрослым, но и детям, не используется в практической деятельности с детьми дошкольного возраста;

• несмотря на то, что общеизвестна ценность данного вида искусства, влияющего на формирование личности ребенка и его творчества, оно малодоступно из-за отсутствия научно обоснованной педагогической

технологии для работы с детьми старшего дошкольного возраста;

5

• искусство бисероплетения, являясь семейной народной традицией, которая нацелена на сближение поколений, на сотворчество, на проведение совместной досуговой деятельности не применяется в дошкольных организациях как форма работы по взаимодействию с семьей, как средство организации коллективной творческой деятельности.

Выявленные противоречия обозначили проблему исследования: каковы психолого-педагогические условия овладения детьми искусством бисероплетения. Актуальность проблемы обучения народному искусству бисероплетения, его значимость и влияние на развитие детей определили причину выбора направления нашего исследования и обусловили тему: «Формирование художественного творчества и ручной умелости у детей старшего дошкольного возраста в условиях дополнительного образования».

Цель исследования — научное обоснование и практическая разработка содержания, форм и методов, способствующих формированию творчества детей старшего дошкольного возраста в процессе обучения искусству бисероплетения в условиях дополнительного образования и проверка их в ходе экспериментальной работы.

Объект исследования — процесс формирования художественного творчества у детей старшего дошкольного возраста в условиях дополнительного образования.

Предмет исследования — обучение искусству бисероплетения как психолого-педагогическое условие формирования художественного творчества и ручной умелости у детей старшего дошкольного возраста.

Гипотеза исследования: формирование художественного творчества и развитие ручной умелости детей старшего дошкольного возраста в процессе обучения народному искусству бисероплетения в условиях дополнительного образования будет осуществляться более эффективно, если:

• организовано целенаправленное вовлечение детей старшего

дошкольного возраста в художественно-творческую деятельность,

6

основанную на приобщении детей к народному искусству бисероплетеиия, включающую расширение кругозора, обогащение эмоционально-чувственного опыта, развитие сенсомоторной сферы и позитивного отношения к искусству через многообразные формы и методы, используемые в традиционной педагогике;

• созданы оптимальные психолого-педагогические условия (творческо-развивающая среда; педагогическое сопровождение семьи и организация совместной досуговой деятельности взрослых и детей), учитывающие возрастные и индивидуальные возможности детей 5-7 лет;

• применяется система усложняющихся творческих заданий (в рамках разработанной автором технологии) в учебно-воспитательном процессе с осуществлением контроля уровня развития ручной умелости и художественного творчества;

• организовано образовательное взаимодействие родителей и детей направленное на возрождение народной традиции организации совместного семейного досуга.

Цель, объект, предмет и гипотеза исследования определили необходимость постановки и решения следующих задач:

1. Проанализировать философские и психолого-педагогические основы формирования творческой деятельности и сенсомоторного развития детей.

2. Определить и обосновать психолого-педагогические условия, обеспечивающие эффективное формирование художественного творчества и сенсомоторное развитие детей старшего дошкольного возраста в процессе обучения с искусством бисероплетеиия.

3. Выявить социально-педагогические возможности искусства бисероплетеиия как традиционного проведения совместного семейного досуга.

4. Разработать и опытно-экспериментальным путем проверить образовательно-воспитательную технологию, направленную на формирование художественного творчества и ручной умелости детей в

условиях дополнительного образования.

7

Теоретико-методологической основой исследования являются:

- труды по философии и психологии творчества (H.A. Бердяев, JI.C. Выготский, Т.С. Комарова, Я.А. Пономарёв, C.JI. Рубинштейн,

A.И. Савенков, Б.М. Теплов, А.Т. Шумилин и др.);

- исследования по теории народного искусства и его влияния на формирование личности человека, по методике и практике эстетического воспитания и художественно-творческого развития детей (Н.С. Александрова, Т.С. Комарова, Б.Т. Лихачев, М.А. Некрасова, Н.П. Сакулина, O.A. Соломенникова, А.П. Усова, Е.А. Флерина, В.Н. Шацкая, Т.Я. Шпикалова и др.).

- психолого-педагогические исследования по проблеме сенсомоторного развития (Б.Г. Ананьев, М.М. Безруких, J1.A. Венгер, A.B. Запорожец, В.П. Зинченко, Э.Г. Пилюгина и др.).

- исследования по теории и методике дополнительного образования и культурно-досуговой деятельности (А.Ф. Воловик, В.А. Воловик,

B.П. Голованов, М.Б. Зацепина, З.А. Каргина, O.E. Лебедев, Ю.А. Стрельцов, А.П. Шаповалова и др.).

Методы исследования:

• теоретические — изучение и анализ философской, эстетической, психолого-педагогической, культурологической, научно-методической литературы по проблеме исследования; синтез, классификация, систематизация идей исследования;

• эмпирические - наблюдение, изучение и анализ творческой деятельности детей дошкольного возраста в дошкольных учреждениях; обобщение педагогического опыта;

• социологические — беседы с родителями, педагогами, анкетирование, опрос, наблюдение;

• педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий и контрольный);

• статистические — статистическая обработка результатов исследования.

База исследования. Эксперимент осуществлялся в дошкольном образовательном учреждении № 9 г. Дзержинский Московской области, в ГОУ Детский сад компенсирующего вида № 1504 и ЦРДОУ № 1768 г. Москвы. В исследовании приняли участие 108 детей 5-7 лет и 89 родителей.

Исследование проводилось с 2008 г. по 2012 г. в несколько этапов.

На первом этапе (2008-2009 гг.), проблемно-аналитическом, осуществлялось изучение философской, культурологической, психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, ее теоретический анализ и обобщение; отбирался и систематизировался материал по народному искусству бисероплетения, выявлялись исходные методологические положения для постановки и формулирования проблемы исследования, объекта, предмета, цели и задач, а также рабочей гипотезы.

На втором этапе (2009—2010 гг.), поисковом, осуществлялось моделирование процесса формирования творчества детей старшего дошкольного возраста средствами искусства бисероплетения в условиях дополнительного образования; разрабатывалось содержание образовательно-воспитательной технологии по развитию ручной умелости и формированию художественного творчества детей; определялась концепция исследования, ее опытно-экспериментальная проверка.

На третьем этапе (2010-2012 гг.), проводилась опытно-экспериментальная работа, которая включала в себя проведение педагогического обследования детей (констатирующий этап), формирующего и контрольного этапов эксперимента. Их цель заключалась в апробации и оценке эффективности разработанных педагогических условий, направленных на формирование художественного творчества и развитие ручной умелости детей в процессе обучения народному искусству бисероплетения в условиях дополнительного образования. Проводился анализ и обобщение результатов проведенного исследования. Формулировались общие выводы по итогам экспериментального исследования.

Научная новизна исследования состоит в следующем:

1. Уточнены и дополнены научные положения о роли художественного творчества и ручной умелости детей старшего дошкольного возраста.

2. Определены основные психолого-педагогические возможности народного декоративно-прикладного искусства бисероплетения в формировании творчества и сенсомоторного развития детей старшего дошкольного возраста.

3. Определены и экспериментально подтверждены психолого-педагогические условия (создание творческой развивающей среды; организация педагогического взаимодействия детей и взрослых; наличие в образовательном процессе наглядных обучающих пособий; педагогическое сопровождение семьи направленное на проведение совместной досуговой деятельности взрослых и детей), способствующие активизации и эффективному формированию творчества детей старшего дошкольного возраста.

4. Разработана и экспериментально проверена образовательно-воспитательная технология, направленная на развитие творчества детей средствами искусства бисероплетения в условиях дополнительного образования.

Теоретическая значимость исследования заключается в следующем:

• внесен вклад в теорию художественно-эстетического воспитания детей дошкольного возраста, заключающийся в обосновании значения народного искусства бисероплетения как одного из эффективных средств формирования сенсорного и творческого развития детей 5—7 лет в условиях дополнительного образования;

• теоретически обосновано использование народного искусства бисероплетения как целенаправленного процесса развития художественно-творческой деятельности ребенка, выявлено и доказано, что занятия бисероплетением расширяют кругозор, обогащают эмоционально-

чувственный опыт, способствуют развитию сенсомоторной сферы и позитивного отношения к искусству;

• теоретически обоснованы оптимальные психолого-педагогические условия, способствующие формированию творчества и культуры дошкольника, учитывающие возрастные и индивидуальные возможности детей 5—7 лет.

Практическая значимость исследования:

• разработана и научно обоснована образовательно-воспитательная технология обучения на основе народного искусства бисероплетения, направленная на формирование творчества у детей старшего дошкольного возраста, основ их культуры в условиях дополнительного образования;

• представлены научно-методические рекомендации по организационным формам работы, направленные на возрождение семейных народных традиций проведения совместной досуговой деятельности;

• разработаны показатели уровней сформированное™ творчества и ручной умелости, позволяющие педагогам корректировать педагогическую деятельность, направленную на формирование творчества детей старшего дошкольного возраста.

Материалы исследования могут быть использованы педагогами в работе со старшими дошкольниками на занятиях по развитию художественно-творческих способностей, при организации свободного времени детей, а также могут найти применение в дальнейшей разработке решения проблемы развития творчества у детей в системе дополнительного образования, в учреждениях дошкольного образования.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Декоративное прикладное искусство бисероплетения обладает

огромным потенциалом в развитии ручной умелости и формировании

художественного творчества детей старшего дошкольного возраста. Это, в

свою очередь, стимулирует развитие психических процессов, обогащает

эмоциональный опыт детей, способствует реализации творческой активности

11

ребенка и тем самым способствует сенсомоторному и интеллектуальному развитию.

2. Организация дополнительного образования детей в дошкольном образовательном учреждении способствует рациональному использованию досугового времени ребенка, содействует непосредственному общению и взаимодействию детей и взрослых, влияет на возрождение народной традиции проведения совместного семейного досуга.

3. Процесс развития ручной умелости детей старшего дошкольного возраста и формирования художественного творчества средствами искусства бисероплетения является результативным при использовании комплекса психолого-педагогических условий (организация развивающей творческой среды; педагогическое взаимодействия между взрослыми и детьми; наличие в образовательном процессе наглядных обучающих пособий; педагогическое сопровождение семьи и организация совместной досуговой деятельности взрослых и детей) и использование авторской образовательно-воспитательной технологии (применение методов и приемов обучения ребенка в зависимости от его умений, степени его активности, целенаправленное воздействие педагога на развитие взаимодействия взрослого и ребенка) в условиях дополнительного образования.

Достоверность н обоснованность результатов исследования обеспечиваются методологической базой исследования и теоретическим обоснованием проблемы, использованием взаимодополняющих методов исследования, подтверждающих их соответствие поставленным задачам, результатами математической обработки, сочетанием качественного и количественного анализа материала.

Апробация и внедрение в практику результатов исследования осуществлялось в ходе экспериментальной работы в дошкольных учреждениях МДОУ № 9 г. Дзержинского Московской обл., в ГОУ Детский сад компенсирующего вида № 1504 и ЦР ДОУ № 1768 г. Москвы. Изложение основных теоретических положений и выводов диссертации

12

содержится в статьях, опубликованных в сборниках статей и изданиях, рекомендованных ВАК Министерства образования и науки РФ.

Структура и основное содержание диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, приложения.

СОДЕРЖАНИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

Во введении обосновывается актуальность темы исследования, раскрывается его проблема, определяется цель, объект и предмет; формулируется гипотеза и задачи исследования, методы исследования; раскрывается научная новизна, теоретическая и практическая значимость работы; излагаются основные положения диссертации, выносимые на защиту, освещены пути апробации и внедрения исследования в практику.

Первая глава — «Психолого-педагогические основы формирования творчества детей старшего дошкольного возраста» — состоит из трех разделов.

В параграфе 1.1. «Теоретические предпосылки исследования проблемы формирования творчества детей старшего дошкольного возраста в условиях дополнительного образования» представлен анализ философского, психологического и педагогического аспектов исследуемой проблемы. Изложены различные точки зрения на природу и структуру творчества, раскрываются основные подходы к его изучению; проанализированы психологические особенности детей 5—7 лет; место и возможности творческой деятельности в дошкольном возрасте.

Сопоставительный анализ научных трудов философов (Н.А.Бердяев, С.О. Грузенберг, JI. Лилов, Д.Н. Овсянико-Куликовский и др.), психофизиологов (В.М. Бехтерев, М.В. Богуславский, К.Н. Вентцель и др.), психологов (Л.С. Выготский, Д.Б. Богоявленская, А.Н. Леонтьев, Я.А. Пономарёв и др.), педагогов (O.A. Дыбина, Т.С. Комарова, Н.П. Сакулина, Е.А.Флёрина и др.) показывает многоаспектность проблемы формирования творчества. В науке выделяются следующие факторы, способствующие

13

формированию и развитию творчества у детей: наследственность в виде психофизиологических задатков; социальная, познавательная и эстетическая среда; разнообразная художественная деятельность и обучение способам этой деятельности.

Определив исходные теоретические положения творчества, мы перешли к рассмотрению вопроса о формировании творчества у детей старшего дошкольного возраста в условиях дополнительного образования.

Система дополнительного образования детей, сложившаяся на базе внешкольных учреждений, на современном этапе является необходимым компонентом общего образования. Одной из важных задач дополнительного образования детей является преодоление противоречия между пониманием свободного времени как отдыха и деятельностью как организационно-педагогической структурой воспитания, имеющей педагогические цели. Педагогический процесс в дополнительном образовании детей организуется в условиях особой социальной сферы, среды. Сфера детского образования является особой областью, в которой объективно задаются множество отношений, осуществляется развитие, освоение опыта, формирование творчества и мастерства, складываются эмоционально-ценностные отношения между детьми и взрослыми, расширяются возможности для жизненного самоопределения детей.

В практике современного дополнительного образования существуют различные формы объединения (клуб, студия, ансамбль, секция и т.п.), в своем исследовании мы более подробно рассматриваем такую форму объединения, как кружок — группа лиц с общими интересами, объединившихся для совместной деятельности, совместных занятий. Кружковой деятельности присущи функции расширения и углубления предметных знаний; приобщения детей к разнообразным социокультурным видам деятельности; приобретения коммуникативного опыта; организации досуга; формирования творчества. Одним из ведущих средств, учитывающих взаимосвязь всех этих факторов, является народное искусство.

14

В параграфе 1.2. «Возможности народного искусства бисероплетения как тра<)ш\ии и возрождения совместного семейного досуга» приведен теоретический анализ исследований о народном искусстве, народных традициях, о совместной досуговой деятельности; проанализирован исторический опыт возникновения бисерного промысла; определена система педагогических условий, необходимых для успешного формирования творчества детей старшего дошкольного возраста средствами искусства бисероплетения.

Творчество детей не может полноценно развиваться без такого важного компонента, как народная культура, так как основополагающие принципы, способствующие формированию основ культурно-досуговой деятельности дошкольника и возрождение семейных традиций проведения досуга, заложены именно в ней. На современном этапе общественного развития наблюдается активизация интереса к национальному, историческому и эстетическому наследию, такому, например, как искусство бисероплетения. Вобрав в себя культурный, духовный, нравственный и эстетический опыт наших предков, художественные промыслы обладают огромными образовательно-воспитательными возможностями, такими, как социализация ребенка в вид досуга; взаимодействие между представителями различных поколений; всестороннее развитие ребенка.

Все вышеизложенное позволило обосновать структуру формирования творчества у детей старшего дошкольного возраста в процессе обучения народному искусству бисероплетения (рис.1). В предложенной структуре используется сложившаяся в отечественной педагогической науке структура педагогического процесса, включающая: целевой, организационно-педагогический, содержательно-деятельностный, оценочно-результативный компоненты.

Рис. 1. Структура формирования творчества у детей старшего дошкольного

возраста в процессе обучения народному искусству бисероплетения

16

В параграфе 1.3. «Влияние искусства бисероплетения на интеллектуальное и сенсомоторное развитие детей» рассмотрен потенциал влияния бисероплетения на развитие интеллектуальной и сенсомоторной сферы. Под сенсорным воспитанием в настоящее время понимают целенаправленное совершенствование, развитие у детей сенсорных процессов (ощущений, восприятий, представлений). Одним из факторов психологического базиса для развития высших психических функций у детей является развитие мелкой (или ручной) моторики — совокупности двигательных реакций, свойственных детскому возрасту. В процессе практической деятельности с бисером у детей происходит усвоение сенсорных эталонов, таких как системы геометрических форм, шкалы величины, цветового спектра, пространственной ориентировки, что является достаточно сложным и длительным процессом; включение в работу движений рук способствует более быстрому и эффективному развитию зрительного и кинестетического восприятия. Это, в свою очередь, способствует интеллектуальному развитию: мыслительной деятельности, речевому развитию, математическому мышлению и т.д.

Вторая глава - «Опытно-экспериментальная работа по формированию творчества детей старшего дошкольного возраста в процессе обучения народному искусству бисероплетения» - состоит из двух разделов.

В параграфе 2.1. «Исследование уровня развития у детей знаний о народном декоративно-прикладном искусстве, сформированности творчества и ручной умелости» определяются пути и средства осуществления диагностики, которая предусматривала решение следующих задач: изучить состояние работы по формированию творчества детей в дошкольном учреждении и выяснить отношение педагогов, родителей к проблеме формирования творчества в процессе овладения народным искусством бисероплетения; диагностировать начальный уровень развития творчества у детей.

С целью выявления начального уровня развития художественного творчества и ручной умелости проведено диагностирование 108 дошкольников в учреждениях дошкольного образования по адаптированной к нашему исследованию педагогической методике, предложенной авторским коллективом под руководством Т.С. Комаровой. Данный этап педагогического исследования включал проведение трех серий творческих заданий, предполагающих решение определенных педагогических задач, что позволило: 1) оценить у детей уровень знаний о народном декоративно-прикладном искусстве; 2) определить уровень развитая у детей художественного творчества; 3) выявить уровень сформированное™ ручной умелости. Результаты обследования показали:

1. Диагностика уровня интеллектуально-эстетического развития детей позволила выявить, что во всех группах наиболее слабой стороной оказалось выделение характерных признаков народного промысла, большинство детей обладают поверхностными знаниями о народном искусстве. Дети мало знакомы с искусством бисероплетения, но проявляют большой интерес к изделиям из бисера.

2. Творческие задания направленные на определение уровня развития художественного творчества выполнены детьми преимущественно в простейшей форме (солнце, колесо, мяч и т.д.).

3. Уровень развития мелких движений кистей рук низкий: движения недостаточно развиты (задания выполнялись медленно, неаккуратно, с ошибками).

Данные исследования представлены ниже (таблица 1).

Дополнительно был проведен опрос педагогов с целью выявления частоты использования методов и приемов обучения, развития и воспитания детей средствами народного декоративно-прикладного искусства. Опрос воспитателей показал, что методы и приемы обучения, развития и воспитания детей в художественной изобразительной деятельности

средствами народного декоративно-прикладного искусства используются регулярно.

Таблица I

Уровень сформироваппости художественного творчества и ручной умелости у детей (в %)

Критерии Уровень Экспериментальная группа Контрольная группа

Полнота знаний о народном декоративно-прикладном искусстве высокий 20 19

средний 43 42

ниже среднего 37 39

Сформированность умений в художественно-творческой деятельности высокий 23 24

средний 50 48

ниже среднего 27 28

Сформированность уровня развития ручной умелости высокий 6 8

средний 31 32

ниже среднего 63 60

С целью изучения запросов, интересов и пожеланий родителей проведены исследования, в которых приняло участие 89 семей.

1) Опрос родителей, в котором предлагалось выделить одно или несколько направлений деятельности наиболее важных для развития ребенка. Выбор родителей распределился следующим образом:

а) физкультурно-спортивное направление - 37% родителей;

б) художественно-эстетическое развитие — 32% родителей;

в) интеллектуальное развитие - 17 % родителей;

г) культурологическое (иностранный язык) — 14% родителей.

2) Проведено анкетирование с целью определения, что родители понимают под словом «досуг». В анкете родителям предлагалось ответить на ряд вопросов:

а) считают ли родители нужным воспитание детей с привлечением традиций, обычаев русского народа;

б) играли ли родители в детстве в народные игры и знают ли их дети эти игры;

в) что родители понимают под словом «досуг»;

г) как проводят свой семейный досуг;

д) существуют ли в семье традиции и какие;

е) кто является хранителем традиций в семье и т.д.

Полученные нами данные позволили в дальнейшей работе определить педагогические условия и разработать образовательно-воспитательную технологию формирования художественного творчества детей старшего дошкольного возраста средством искусства бисероплетения.

В параграфе 2.2. «Содержание, этапы и результаты опытно-экспериментальной работы по формированию творчества детей старшего дошкольного возраста» рассмотрены особенности формирования творчества детей старшего дошкольного возраста в процессе обучения бисероплетению; определены содержание, формы и методы работы с родителями, направленные на возрождение семейного досуга; представлены результаты проведения формирующего и контрольного этапов эксперимента.

Формирующий эксперимент был направлен на обучение детей старшего дошкольного возраста художественному творчеству. Процесс обучения народному искусству бисероплетения включил в себя два этапа. На первом этапе проходило накопление у детей знаний об истории народной культуры. Дошкольников знакомили с бытом и семейными традициями на Руси; с народными художественными ремеслами, с историей русского народного костюма и ролью украшений в его создании; рассказывали о традиционных русских орнаментах. На втором этапе формировалось

20

творчество детей через ознакомление с искусством бисероплетения и усвоения детьми техники работы с бисером. Для обогащения педагогического процесса формирования творчества детей организовывались мини-музеи народной культуры, выставки, фотогалереи, посиделки с использованием народного фольклора, проводились народные праздники (Колядки, Масленица и др.). Использовались разнообразные формы работы: тематические, комплексные, интегрированные, игровые занятия. Эффективность формирования творчества средствами народного искусства бисероплетения достигалось благодаря специальному отбору и включению в образовательный процесс материала, доступного детскому интересу, с опорой на такие фольклорные формы, как потешки, загадки, заклички, хороводные и народные игры и песни. Инсценирование народных сказок, исполнение колядок, закличек способствовало воспитанию уважительного отношения к народной культуре и семейным традициям. Посещение музеев «Русская изба», «Во что играли наши бабушки», просмотр видеороликов о народных традициях и обрядах на Руси, участие в народных праздниках обогащали знания детей о народной культуре и искусстве бисероплетения.

Реализация выделенных педагогических условий в образовательном процессе позволила смоделировать образовательно-воспитательную технологию (рис. 2).

В содержание технологии включены произведения устного фольклорного и народного музыкального творчества, художественно-прикладного искусства. Образовательная работа осуществлялась на основе содержательных компонентов, представленных в виде двух взаимосвязанных этапов прохождения, каждый из которых соответствовал одному возрастному периоду (от 5 до 6 лет; от 6 до 7 лет).

ЦЕЛЬ

V

Содержание

Первый год обучения (5—6 лет)

> г

Темы. Быт и семенные традиции на Руси. Народные художественные ремесла Руси. История русского народного костюма. Роль украшения в создании костюма. Изделия из бисера. Знакомство с орнаментом. Традиционный русский орнамент. Растительный и геометрический орнамент. Ознакомление с композициями. Цвето-ведение. Изготовление новогоднего украшения «Снежинка». Изготовление цветочных мини-букетов.

Познавательный материал:

репродукции, устное народное творчество, иллюстрации, музей «Русская изба» (костюмы, предметы быта, игрушки), видеоролики.

Е

Второй год обучения (6-7 лет)

Темы. Обучение техническим приемам работы с бисером: низание в один ряд, игольчатое плетение, параллельное плетение, плетение цепочек, петельное плетение. Плетение ягод красной смородины. Составление композиции «Щедрость русского лета». Оформление русского народного костюма куклы готовыми цепочками «крестик» и «кружочки». Плетение веток сосны. Составление композиции «Зимний лес». Выполнение персонажей сказки «Муха-Цокотуха» (муха, паук, крендельки, солнышко). Оформление панно. Плетение «Рыбка». Оплетения формы яйца: «Пасхальный сувенир».

Познавательный .материал:

иллюстрации, схемы.

Содержание деятельности

Ф -

т

детей

1. Познавательно-творческая: беседы, рассказы, слушание аудиозаписей, экскурсии.

2. Развлекательно-творческая: народные праздники, конкурсы и развлечения.

3. Практическая деятельность, самостоятельная творческая деятельность.

педагогов

1. Отбор и включение информационного материала об искусстве бисероплетения в педагогический процесс.

2. Организация и руководство деятельностью детей в процессе обучения бисероплетению. Создание комфортной развивающей среды.

3. Педагогическое сопровождение семьи.

семьи

1. Педагогическое просвещение: родительские собрания, консультации, семинары-практикумы. 2. Вовлеченность в педагогический процесс: участие в занятиях, праздниках, конкурсах, развлечениях, выставках предметов народного быта.

Рис.2. Структура образовательно-воспитательной технологии

Педагогическое сопровождение семей дошкольников включало в себя: просвещение родителей в области народного искусства бисероплетения и семейных традициях на Руси, привлечение их к участию в педагогическом процессе. Для этого использовались такие формы работы, как беседы, консультации, тематические выставки, конкурсы, совместные мероприятия, семинары-практикумы, анкетирование, мастер-классы, направленные на повышение психолого-педагогической компетенции взрослых участников эксперимента.

На контрольном этапе эксперимента была осуществлена оценка уровня развития творчества детей. Сравнение результатов диагностики констатирующего и контрольного этапов выявило положительную динамику по выделенным критериям творчества детей (табл. 2).

Таблица 2

Динамика развития уровня художественного творчества и ручной

умелости у детей экспериментальной группы (в %)

Критерии Уровень До эксперимента После эксперимента

Полнота знаний о народном декоративно-прикладном искусстве высокий 20 78

средний 43 22

ниже среднего 37 0

Сформированность умений в художественно-творческой деятельности высокий 23 72

средний 50 24

ниже среднего 27 4

Сформированность уровня развития ручной умелости высокий 6 79

средний 31 21

ниже среднего 63 0

В результате использования разработанной нами образовательно-воспитательной технологии в специально созданных психолого-педагогических условиях уровень знаний детей о народном искусстве

23

увеличился почти в два раза, уровень развития художественного творчества возрос почти в четыре раза, сформированность развития ручной умелости увеличилась в 9 раз.

Результаты проведенной в конце эксперимента диагностики позволили нам выявить заметный разрыв в исследуемых показателях между экспериментальной и контрольной группой (табл. 3).

Таблица 3

Динамика развития художественного творчества н ручной умелости у детей экспериментальной и контрольной групп в (%)

Уровни Этапы

Констатирующий Контрольный

Экспер. гр. Контр.гр. Экспер. гр. Контр, гр.

уровень худ. тв-ва уровень РУ4 умелости уровень худ. тв-ва уровень РУ4-умелости уровень худ. тв-ва уровень РУ4-умелости уровень худ. тв-ва уровень руч. умелости

Высокий 23 6 24 8 72 79 35 30

Средний 50 31 48 28 24 21 43 38

Ниже среднего 27 63 28 64 4 0 22 32

У детей экспериментальной группы в три раза больше выражена

целенаправленность художественно-творческого процесса, проявляется

самостоятельность в поиске средств наилучшего решения задания и

оригинальность во внешнем выражении образов, отмечается высокий

уровень развития ручной умелости. Иные результаты дает анализ

контрольных групп обучения. Позитивные изменения в уровне развития

художественно-творческих способностей данной группы выражены слабо.

Преобладает низкий и средний уровень. В результате включения детей в

систематическую деятельность зафиксирована положительная динамика

24

развития творчества, характеризующаяся самостоятельностью, креативностью, готовностью к созидательной деятельности, характерная для подавляющего большинства детей.

Таким образом, результаты опытно-экспериментальной работы свидетельствуют, что выделенные и обоснованные педагогические условия реализации образовательно-воспитательной технологии обеспечивают результативность развития ручной умелости и формирования творчества у детей в процессе обучения народному искусству бисероплетения в условиях дополнительного образования.

С учетом результатов, полученных на разных этапах исследования, в заключении сделаны следующие выводы:

1. Проведенный в диссертации теоретический (философский, психолого-педагогический) анализ проблемы показал целесообразность знакомства детей с искусством бисероплетения как традиционным видом семейного досуга, расширяющего знания детей о народном искусстве и способствующего интеллектуально-эстетическому развитию ребенка.

2. Теоретическое исследование и экспериментальная работа позволили определить эффективность выделенных условий, при которых процесс ознакомления с искусством бисероплетения способствует эффективному сенсомоторному развитию и формированию творчества детей в декоративно-прикладной деятельности.

3. В результате исследования получены новые теоретические и научно-методологические знания о возможностях народного искусства бисероплетения, что дополняет научные сведения о взаимосвязи данного вида деятельности с интеллектуальным и сенсомоторным развитием детей, а также является средством, способствующим возрождению семейной традиции организации совместной досуговой деятельности.

4. С позиции системного подхода была разработана образовательно-воспитательная технология формирования художественного творчества и сенсомоторного развития детей старшего дошкольного возраста,

25

включающая в себя содержание, методы и приемы, ситуации их использования, творческие задания, выполняемые в определенных педагогических условиях и разнообразные формы работы, направленные на взаимодействие взрослых и детей.

5. Реализация комплекса педагогических условий повысила эффективность процесса формирования творчества детей и их сенсомоторного развития. Результаты исследования подтверждают гипотезу, выделенные научные подходы и практическую их реализацию в работе с детьми.

Основные положения диссертации отражены в следующих публикациях.

Статьи в изданиях, включенных в перечень ведущих научных журналов ВАК РФ

1. Балашова, Ю.С. Возможности народной традиции в возрождении совместного семейного досуга [Текст] / Ю.С. Балашова // Образование и общество.-2012.-№2(73). -С. 120-123.(0,25 пл.).

2. Балашова, Ю.С. Развитие творческих способностей детей в процессе обучения народным промыслам [Текст] / Ю.С. Балашова // Образование и общество.-2012.-№3(74). -С. 115-117. (0,2 пл.).

3. Балашова, Ю.С. Формирование художественного творчества и ручной умелости детей посредством бисероплетения [Текст] / Ю.С. Балашова // Изобретательство. - 2013. № 3. - С. 43^47. (0,3 пл.).

Статьи, опубликованные в других изданиях

4. Балашова, Ю.С. Бисероплетение - искусство, доступное детям [Текст] / Ю.С. Балашова // Творчество в детском саду. - 2010. - № 2. - С. 24-28. (0,4 пл.).

5. Балашова, Ю.С. Инновационные подходы в формировании народной культуры детей старшего дошкольного возраста [Текст] / Ю.С. Балашова // От рождения до школы. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста: Сб. ст. / Отв. ред. Т.С. Комарова. М.: РИЦ МГГУ им. М.А. Шолохова, 2010. С. 187-191.(0,3 пл.).

6. Балашова, Ю.С. О проблеме организации совместной досуговой деятельности в современной семье [Текст] / Ю.С. Балашова // Проблемы воспитания детей от рождения до школы. Наука и практика: Сб. ст. / Отв. ред. Т.С. Комарова. М.: РИЦ МГГУ им. М.А. Шолохова, 2012. С. 106-109. (0,25 п.л.).

Типография ЬКегаА Подписано в печать 20.05.2013 г. Тираж 100 чкз. Заказ № 298. . Москва, ул. Цветной бульвар 32/4. оф. 3 Тел. (495) 785 92 72

Текст диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Балашова, Юлия Станиславовна, Москва

московским государственный гуманитарный

УНИВЕРСИТЕТ имени М.А. Шолохова

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ КАФЕДРА ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

04207357770

На правах рукописи балашова юлия станиславовна

Формирование художественного творчества и ручной умелости

у детей старшего дошкольного возраста

в условиях дополнительного образования

Специальность:

13.00.05. - теория, методика и организация социально-культурной деятельности

(по всем уровням образования)

Диссертация

на соискание ученой степени кандидата педагогических наук

Научный руководитель -д.п.н., проф. Зацепина М.Б.

Москва 2013

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение......................................................................................3

1 глава. Психолого-педагогические основы формирования творчества детей старшего дошкольного возраста

1.1. Формирование творчества детей старшего дошкольного возраста в условиях дополнительного образования......................................14

1.2. Возможности народного искусства бисероплетения как традиции и возрождения совместного семейного досуга..................................38

1.3. Влияние искусства бисероплетения на интеллектуальное и сенсомоторное развитие детей.............................................................................53

2 глава. Опытно-экспериментальная работа по формированию творчества детей старшего дошкольного возраста в процессе обучения народному искусству бисероплетения

2.1. Исследование у детей уровня развития знаний о народном декоративно-прикладном искусстве, сформированное™ творчества и ручной умелости..............................................................................72

2.2. Содержание, этапы и результаты опытно-экспериментальной работы по формированию творчества детей старшего дошкольного возраста..............................................................................82

Заключение.........................................................................................132

Список литературы......................................................................134

Приложение

Введение

Актуальность проблемы и темы исследования. На современном этапе уровень научного интереса к процессу формирования творческой личности возрастает. Творчество - одно из содержательных форм психической активности детей, которую ученые рассматривают как универсальное средство развития индивидуальности, обеспечивающее устойчивую адаптацию к новым условиям жизни, и как необходимый резерв для активного взаимоотношения с действительностью. Именно в дошкольный период у ребенка закладываются основы формирования личности, и осуществляется вовлечение его на данном этапе жизни в активную творческо-развивающую деятельность, что способствует развитию основных психологических процессов, сущностью которых является процесс взросления. В многочисленных исследованиях подчеркивается важность художественно-творческой деятельности, способствующей развитию ручной умелости, регуляции движения и микродвижения кистей рук, что является одним из показателей готовности ребенка к школе, а также уровня интеллектуального и сенсорного развития.

Исследования JI.A. Венгера, A.B. Запорожца, В.П. Зинченко, Н.П.

Сакулиной и др. убедительно доказывают, что одними из факторов для

развития высших психических функций у детей являются: усвоение

сенсорных эталонов (системы геометрических форм, шкалы величины,

цветового спектра, пространственной ориентировки и т.д.), а также развитие

мелкой (или ручной) моторики. Исследования Т.С. Комаровой, направленные

на определение содержания ручной умелости применительно к

дошкольникам, выявление возможности и способов ее формирования,

показали, что компонентами этой умелости являются технические навыки и

умения. Точность движений достигается путем упражнения и развития

мелкой моторики рук, формирования зрительно-моторных координаций.

Овладевая компонентами ручной умелости, дети приобретают свободу

з

движений, что положительно сказывается на формировании творчества у детей. Недостаточное сенсомоторное развитие в дошкольном возрасте может привести к замедленному темпу формирования психических процессов, а в дальнейшем - к затруднениям в освоении учебной деятельности в школе.

Продуктивная деятельность, являясь одним из эффективных средств эстетического воспитания, несет в себе огромный потенциал для формирования художественно-творческих способностей детей, сенсомоторного развития, помогает ребенку познать духовный и материальный мир, что обеспечивает успешную социализацию дошкольника. Современное дошкольное образование должно быть ориентировано на создание благоприятных условий для развития творческой личности, что требует совершенствования учебно-воспитательного процесса.

Анализ современного состояния теории и практики эстетического

воспитания в дошкольных образовательных учреждениях и в системе

дополнительного образования, в общеобразовательных учебных заведениях

показал, что приоритеты в детской продуктивной деятельности отданы таким

видам, как рисованию, лепке, аппликации и конструированию. Несколько

меньше обращено внимания на декоративно-прикладные виды деятельности:

вышивку, макраме, художественную керамику. И совсем редко используется

один из древних декоративно-прикладных видов народного искусства -

бисероплетение. На Руси им занимались не только взрослые, но и дети. Этот

вид искусства был семейным промыслом и возможностью совместного

времяпровождения (особенно в долгие зимние вечера), но постепенно, к

концу XIX в., этот промысел стал угасать. В последние десятилетия XX и

начало XXI вв. в обществе наблюдается рост интереса к народному

искусству бисероплетения, но, к сожалению, имеющиеся исследования и

практические наработки в этом виде деятельности чаще связывают с детьми

школьного возраста. Ограниченность материалов по психолого-

педагогическому анализу этой художественно-творческой деятельности не

4

позволяет дать развернутого представления о ее значении в формировании личности дошкольника. Между тем бисероплетение выступает как объект умственной, трудовой деятельности детей, развивает сенсорную способность, тонкую моторику рук, способствует формированию понимания красоты творчества и эмоционально-познавательному развитию. Анализ опыта работы дошкольных образовательных учреждений, изучение программ, планов учебно-воспитательной работы, анкетирование педагогов, непосредственно работающих с детьми старшего дошкольного возраста, свидетельствует, что бисероплетение, как часть народной культуры, на занятиях не используется. Вместе с тем родители, воспитатели и дети проявляют интерес к этому виду народного искусства. Педагоги положительно отвечают на вопрос, хотели бы они использовать в своей практике работы искусство бисероплетения и обучить этому детей, но не знают, как это сделать с детьми дошкольного возраста. Обусловлено это отсутствием теоретического обоснования и методического обеспечения процесса ознакомления с искусством бисероплетения и формирования творчества у детей, а также отсутствием развивающей среды (в дошкольных учреждениях недостаточно организованы творческие мастерские, уголки рукотворного мира, музеи истории предметов). Это затрудняет организацию процесса ознакомления детей с бисероплетением и лишает их возможности овладения способами действий по присвоению опыта творчества доступными для них средствами.

Таким образом, возникает ряд противоречий, а именно:

в искусство бисероплетения, которое издревле считается доступным не только взрослому, но и ребенку, не используется в практической социально-культурной деятельности с детьми дошкольного возраста;

• несмотря на то, что общеизвестна ценность данного вида искусства, влияющего на формирование личности ребенка и его творчества, оно малодоступно из-за отсутствия научно обоснованной педагогической

технологии для работы с детьми старшего дошкольного возраста;

5

• искусство бисероплетения, являясь семейной народной традицией, которая нацелена на сближение поколений, на сотворчество, на проведение совместной досуговой деятельности не применяется в дошкольных организациях как форма работы по взаимодействию с семьей, как средство организации коллективной творческой деятельности.

Выявленные противоречия позволили определить проблему исследования: каковы психолого-педагогические условия овладения детьми искусством бисероплетения. Актуальность проблемы обучения народному искусству бисероплетения, его значимость и влияние на развитие детей определили причину выбора направления нашего исследования и обусловили тему: «Формирование художественного творчества и ручной умелости у детей старшего дошкольного возраста в условиях дополнительного образования».

Цель исследования - научное обоснование и практическая разработка содержания, форм и методов, способствующих формированию творчества детей старшего дошкольного возраста в процессе обучения искусству бисероплетения в условиях дополнительного образования и проверка их в ходе экспериментальной работы.

Объект исследования - процесс формирования художественного творчества у детей старшего дошкольного возраста в условиях дополнительного образования.

Предмет исследования - обучение искусству бисероплетения как психолого-педагогическое условие формирования художественного творчества и ручной умелости у детей старшего дошкольного возраста.

Гипотеза исследования: формирование художественного творчества и развитие ручной умелости детей старшего дошкольного возраста в процессе обучения народному искусству бисероплетения в условиях дополнительного образования будет осуществляться более эффективно, если:

• организовано целенаправленное вовлечете детей старшего

дошкольного возраста в художественно-творческую деятельность,

б

основанную на приобщении детей к народному искусству бисероплетения, включающую расширение кругозора, обогащение эмоционально-чувственного опыта, развитие сенсомоторной сферы и позитивного отношения к искусству через многообразные формы и методы, используемые в традиционной педагогике;

• созданы оптимальные психолого-педагогические условия (творческо-развивающая среда; педагогическое сопровождение семьи и организация совместной досуговой деятельности взрослых и детей), учитывающие возрастные и индивидуальные возможности детей 5-7 лет;

• применяется система усложняющихся творческих заданий (в рамках разработанной автором технологии) в учебно-воспитательном процессе с осуществлением контроля уровня развития ручной умелости и художественного творчества;

• организовано образовательное взаимодействие родителей и детей, направленное на возрождение народной традиции организации совместного семейного досуга.

Цель, объект, предмет и гипотеза исследования определили необходимость постановки и решения следующих задач:

1. Проанализировать философские и психолого-педагогические основы формирования творческой деятельности и сенсомоторного развития детей.

2. Определить и обосновать психолого-педагогические условия, обеспечивающие эффективное формирование художественного творчества и сенсомоторного развития детей старшего дошкольного возраста в процессе обучения искусству бисероплетения.

3. Выявить социально-педагогические возможности искусства бисероплетения как традиционного проведения совместного семейного досуга.

4. Разработать и опытно-экспериментальным путем проверить образовательно-воспитательную технологию, направленную на формирование художественного творчества и ручной умелости детей в

условиях дополнительного образования.

7

Теоретико-методологической основой исследования являются:

- труды по философии и психологии творчества (JI.C. Выготский, Т.С. Комарова, Я.А. Пономарев, C.JI. Рубинштейн, А.И. Савенков, Б.М. Теплов, А.Т. Шумилин и др.);

- исследования по теории народного искусства и его влияния на формирование личности человека, по методике и практике эстетического воспитания и художественно-творческого развития детей (Н.С. Александрова, Т.И. Бакланова, JI.B. Ершова, Т.С. Комарова, Б.Т. Лихачев, М.А. Некрасова, Н.П. Сакулина, Н.М. Сокольникова, O.A. Соломенникова, А.П. Усова, Е.А. Флерина, В.Н. Шацкая, Т.Я. Шпикалова и др.).

- психолого-педагогические исследования по проблеме сенсомоторного развития (Б.Г. Ананьев, М.М. Безруких, JI.A. Венгер, A.B. Запорожец, В.П. Зинченко, Э.Г. Пилюгина и др.).

- исследования по теории и методике социально-культурной деятельности и дополнительного образования (А.Ф. Воловик, В.А. Воловик, В.П. Голованов, М.Б. Зацепина, З.А. Каргина, O.E. Лебедев, Ю.А. Стрельцов, А.П. Шаповалова и др.).

Методы исследования:

- теоретические - изучение и анализ философской, эстетической, психолого-педагогической, культурологической, научно-методической литературы по проблеме исследования;

- эмпирические - наблюдение, изучение и анализ творческой деятельности детей дошкольного возраста в дошкольных учреждениях;

- обобщение педагогического опыта; социологические - беседы с родителями, педагогами, анкетирование, опрос, наблюдение;

педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий и контрольный);

- статистические - статистическая обработка результатов исследования.

База исследования. Эксперимент осуществлялся в дошкольном образовательном учреждении № 9 г. Дзержинский Московской области, в ГОУ Детский сад компенсирующего вида № 1504 и ЦРДОУ № 1762 г. Москвы. В исследовании приняли участие 108 детей 5-7 лет и 89 родителей.

Исследование проводилось с 2008 г. по 2012 г. в несколько этапов.

На первом этапе (2008-2009 гг.), проблемно-аналитическом, осуществлялось изучение философской, культурологической, психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, ее теоретический анализ и обобщение; отбирался и систематизировался материал по народному искусству бисероплетения, выявлялись исходные методологические положения для постановки и формулирования проблемы исследования, объекта, предмета, цели и задач, а также рабочей гипотезы.

На втором этапе (2009-2010 гг.), поисковом, осуществлялось моделирование процесса формирования творчества детей старшего дошкольного возраста средствами искусства бисероплетения в условиях дополнительного образования; разрабатывалось содержание образовательно-воспитательной технологии по развитию ручной умелости и формированию художественного творчества детей; определялась концепция исследования, ее опытно-экспериментальная проверка.

На третьем этапе (2010-2012 гг.), проводилась опытно-экспериментальная работа, которая включала в себя проведение педагогического обследования детей (констатирующий этап), формирующего и контрольного этапов эксперимента. Их цель заключалась в апробации и оценке эффективности разработанных педагогических условий, направленных на формирование художественного творчества и развитие ручной умелости детей в процессе обучения народному искусству бисероплетения в условиях дополнительного образования. Проводился анализ и обобщение результатов проведенного исследования. Формулировались общие выводы по итогам экспериментального исследования.

Научная новизна исследования состоит в следующем:

1. Уточнены и дополнены научные положения о роли художественного творчества и ручной умелости детей старшего дошкольного возраста.

2. Определены основные психолого-педагогические возможности народного декоративно-прикладного искусства бисероплетения в формировании творчества и сенсомоторного развития детей старшего дошкольного возраста.

3. Определены и экспериментально подтверждены психолого-педагогические условия (создание творческой развивающей среды; организация педагогического взаимодействия детей и взрослых; наличие в образовательном процессе наглядных обучающих пособий; педагогическое сопровождение семьи направленное на проведение совместной досуговой деятельности взрослых и детей), способствующие активизации и эффективному формированию творчества детей старшего дошкольного возраста.

4. Разработана и экспериментально проверена образовательно-воспитательная технология, направленная на развитие творчества детей средствами искусства бисероплетения в условиях дополнительного образования.

Теоретическая значимость исследования заключается в следующем:

• внесен вклад в теорию художественно-эстетического воспитания детей дошкольного возраста, заключающийся в обосновании значения народного искусства бисероплетения как одного из эффективных средств формирования сенсорного и творческого развития детей 5-7 лет в условиях дополнительного образования;

• теоретически обосновано использование народного искусства бисероплетения как целенаправленного процесса развития художественно-творческой деятельности ребенка, выявлено и доказано, что занятия бисе