Темы диссертаций по педагогике » Теория, методика и организация социально-культурной деятельности

автореферат и диссертация по педагогике 13.00.05 для написания научной статьи или работы на тему: Интеграция социально-культурных технологий и духовно-ориентированных практик как ресурс социализации личности

Автореферат по педагогике на тему «Интеграция социально-культурных технологий и духовно-ориентированных практик как ресурс социализации личности», специальность ВАК РФ 13.00.05 - Теория, методика и организация социально-культурной деятельности
Автореферат
Автор научной работы
 Пашедко, Юлия Михайловна
Ученая степень
 кандидата педагогических наук
Место защиты
 Санкт-Петербург
Год защиты
 2013
Специальность ВАК РФ
 13.00.05
Диссертация по педагогике на тему «Интеграция социально-культурных технологий и духовно-ориентированных практик как ресурс социализации личности», специальность ВАК РФ 13.00.05 - Теория, методика и организация социально-культурной деятельности
Диссертация

Автореферат диссертации по теме "Интеграция социально-культурных технологий и духовно-ориентированных практик как ресурс социализации личности"

На правах рукописи

Пашедко Юлия Михайловна

Интеграция социально-культурных технологий и духовно-ориентированных практик как ресурс социализации личности (на материалах приютов при православных монастырях)

Специальность 13.00.05 — «Теория, методика и организация социально-культурной деятельности»

Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук

2 6 СЕН 2013

Санкт-Петербург — 2013

005533684

Работа выполнена на кафедре социально-культурных технологий Санкт-Петербургского Гуманитарного университета профсоюзов

Научный руководитель: Литвинцева Галина Юрьевна,

кандидат педагогических наук, доцент кафедры социально-культурной деятельности ФГБОУ ВПО «Санкт-Петербургский государственный университет культуры и искусств»

Официальные оппонен- Котков Вячеслав Михайлович, ты: доктор педагогических наук,

профессор кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин ФГКВОУ ВПО «Военная академия связи имени Маршала Советского Союза С.М. Буденного»

Лебедева Светлана Соломоновна, доктор педагогических наук, профессор кафедры теории и технологии социальной работы СПб ГАОУ ВПО «Санкт-Петербургский государственный институт психологии и социальной работы»

Ведущая организаг/ия: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Челябинская академия культуры и искусств»

Защита состоится 11 октября в 14.00 на заседании диссертационного совета Д 602.004.01 при Санкт-Петербургском Гуманитарном университете профсоюзов по адресу: 192238, Санкт-Петербург, ул. Фучика, д. 15.

С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке им. Д.А. Гранина Санкт-Петербургского Гуманитарного университета профсоюзов по адресу: 192238, Санкт-Петербург, ул. Фучика, д. 15.

Автореферат разослан Ю сентября 2013 г.

Ученый секретарь . , . с

диссертационного совета // ¿//¿//)£/И.В.Шубина

I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы исследования. Кризис современной семьи имеет ряд негативных последствий, проявляющихся в экономической, социальной, культурной и иных сферах жизни российского общества. Особенно негативно этот кризис сказывается на состоянии детства. В частности, наблюдается рост числа так называемых социальных сирот. К данной категории, в соответствии с действующим законодательством, относятся дети-отказники, подкидыши, дети, родители которых лишены родительских прав или признаны судом недееспособными (при наличии психических заболеваний), дети, чьи родители находятся в местах лишения свободы или их местонахождение неизвестно. Дети таких родителей составляют основной контингент детских домов. На сегодня количество сирот в России составляет от 650 тыс. (госданные) — до 1 млн. (данные Российского детского фонда и других экспертов). Беспризорных детей насчитывается от 2-2,5 млн. (госданные) — до 34 млн. (по оценкам Совета Федерации, Прокуратуры РФ и независимых экспертов)1.

Государство прикладывает немалые усилия для решения проблемы социального сиротства. Основной формой в этом выступает детский дом, представляющий собой комплекс организационно-педагогических, социально-экономических, психологических и др. условий и технологий, позволяющих обществу в той или иной мере компенсировать отсутствие семьи детям и подросткам, лишившимся семейной опеки. Однако, несмотря на усилия государства, направленные на создание благоприятных условий для осуществления образовательно-воспитательного процесса, социальной защиты, материального обеспечения и развитие приоритетных форм обустройства детей-сирот (опека, усыновление, попечение), остается много проблем. В их разрешении принимают участие различные социальные слои и силы, в числе которых — благотворительные организации и фонды, общественные организации, инициативные группы, церковь. Одним из зримых проявлений активного участия церкви в решении проблем социального сиротства является создание при православных монастырях приютов. Основной ресурс этих учреждений — гуманистический подход к воспитанию детей, основанный на исторически сложившихся традициях и духовно-ориентированных практиках православной церкви, реализующих социализирующий потенциал православия.

В то же время анализ опыта функционирования приютов при православных монастырях показывает, что эти учреждения не могут пока обеспечить полноценную социализацию воспитанников. Основная проблема состоит в том, что организационно-педагогические условия этих приютов не в полной мере соответствуют индивидуальным потребностям личности ребенка и современным требованиям психолого-педагогической науки. В итоге воспитанники

1 Евгения Сухова Вспомнить и не забыть. Информац. агентство «Актуально», 13 марта 2013 г. [Электронный ресурс] http://aktualno.ru/view/ru/society/4335

приюта, в силу специфики учреждений интернатского типа и традиционной замкнутости монастырского уклада оказываются на периферии социального пространства, практически утрачивая актуальную связь с остальной частью общества, что существенно снижает социализационную составляющую воспитательного процесса. В этом случае можно говорить об их социальном исключении (социальной эксклюзии), под которым Э.Гидденс понимал «механизм, отделяющий группы людей от главного социального потока»2. Социальная депривация в сиротских учреждениях обусловливает неполноту эмоциональной жизни, вызывает у ребенка различные психические расстройства: наблюдается тенденция либо к понижению активности, ведущая к апатии, либо к гиперактивности, с уходом в асоциальную и криминальную деятельность; неумение создавать прочные эмоциональные привязанности; отсутствие мотивации к творческой самореализации — все это свидетельствует о наличии так называемых дефектов социализации.

В то же время теория и методика социально-культурной работы с детьми и подростками накопили значительный технологический потенциал, который может быть успешно реализован в процессе социализации подрастающего поколения в условиях приюта. Таким образом, сегодня актуальной становится проблема интеграции различных духовных практик, накопленных православной церковью, способствующих духовно-нравственному, социальному становлению личности и социально-культурных технологий, обеспечивающих усвоение социальных ролей, норм, образцов поведения, установок, обычаев, культурных традиций и т.д., что в итоге позволит создать условия для развития личностного, ценностного, творческого потенциала ребенка.

Проблема исследования определяется тем, что социализация представляет сложный, протяженный во времени двуединый процесс, включающий, с одной стороны, усвоение высших смыслов, целей и ценностей бытия, с другой — овладение определенным спектром социальных ролей на инструментальном уровне, что позволяет человеку стать полноценным членом социума. В аспекте рассматриваемой проблемы обнаруживаются противоречия: а) между значительным потенциалом православия в обеспечении духовной составляющей социализации как осознания воспитанником своего места в мире и обществе, своего духовного назначения — с одной стороны, и невозможностью его эффективной реализации в силу социальной эксклюзии воспитанников, обусловленной спецификой монастырского уклада — с другой стороны; б) между объективными возможностями социально-культурных технологий в обеспечении «ролевой» социализации воспитанников приютов и степенью реализации этих возможностей в реальной практике учреждений интернатского типа при православных монастырях.

Цель исследования заключается в разработке и реализации концепции социализации детей-сирот в условиях приютов при православных монасты-

2 Giddens A. The Third Way. The Renewal of Social Democracy. - Cambridge: Polity Press, 1998. P. 105.

рях, основанной на интеграции духовно-ориентированных практик и социально-культурных технологий.

Задачи исследования:

]. Раскрыть психолого-педагогические особенности и структуру процесса социализации детей-сирот в условиях приюта.

2. Выявить социализирующий потенциал духовно-ориентированных практик православия, реализуемых в воспитательной деятельности приютов при монастырях.

3. Проанализировать сложившиеся в теории и практике социально-культурной деятельности подходы и технологии социализации подрастающего поколения.

4. Разработать и апробировать программу социализации детей-сирот в приютах при монастырях на основе интеграции духовно-ориентированных практик православия и социально-культурных технологий.

5. Определить условия реализации программы социализации детей-сирот на основе интеграции духовно-ориентированных практик православия и социально-культурных технологий.

Объект исследования — приют при православном монастыре как среда социализации детей сирот; предмет — организационно-педагогические условия интеграции духовно-ориентированных практик православия и социально-культурных технологий как ресурса социализации воспитанников приюта при монастыре.

Степень разработанности проблемы. Изучение проблемы социализации детей-сирот в условиях приютов при православных монастырях носит междисциплинарный характер и затрагивает различные области научного знания: философии, педагогики, психологии, прикладной культурологии, истории православной церкви, теории и методики социально-культурной деятельности, антропологии.

Религия и церковь как общественные институты исследовались в работах многих классиков философской мысли. В зарубежной социологии этими проблемами занимались такие ученые, как Г.Спенсер, Д.Белл, Э.Дюркгейм, Л.Леви-Брюль, К.Леви-Строс и др. В отечественной социологии и философии данная тема стала предметом анализа в работах Ю.П.Андреева, В.И.Гараджи, В.И.Добренькова, Б.К.Малиновского, М.С.Комарова, А.А.Радугина, И.Н.Яблокова, Д.Е.Мануйловой и др.

Осмыслению духовной и нравственной роли Русской православной церкви посвящены работы российских религиозных философов (Н.А.Бердяева, С.Н.Булгакова, Н.О.Лосского, В.С.Соловьева, С.Л.Франка и др.) и богословов Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, протоиерея А.Меня, митрополита Питирима, игумена Иоанна (И.Н.Экономцева) и др., нравственно-религиозные искания Ф.М.Достоевского, Л.Н.Толстого.

Проблема социализации исследуется в зарубежной и отечественной науке. Вопросы, связанные с интернализацией опыта культуры подрастающими поколениями, которые усваивают статусы и роли на стадии онтогенеза личности, рассматриваются Ф.Гиддингсом, Э.Дюркгеймом, Т.Парсонсом

(модель социальной системы), Г.Тардом, Н.Смелзером, Д.Г.Мидом (концепция интеракционизма), А.Кинзи, З.Фрейдом (половая социализация) и др. В отечественной социологии эту тему освещали А.В.Мудрик, И.С.Кон, С.В.Полутин, Е.В.Руденский (дефекты социализации) и др.

Педагогические возможности социально-культурной деятельности в развитии формирующейся личности и механизм включения ее в ценностный мир культуры были исследованы в работах М.А.Ариарского, А.С.Запесоцкого, С.Н.Иконниковой, Т.С.Киселевой, Ю.Д.Красильникова, С.Н.Красновой, А.П.Маркова, Б.А.Титова, В.Е.Триодина, Э.В.Соколова, А.З.Свердлова и др.

Накопленный отечественными педагогами и психологами опыт в области социализации и реабилитации детей-сирот, способствующих их социальной инклюзии, нашел свое отражение в работах К.А.Абульхановой-Славской, И.Е.Байтингера, И.А.Бобылевой, Л.И.Божович, М.И.Буянова, Л.Н.Галигузовой, О.А.Дорожкиной, И.В.Дубровиной, Н.П.Ивановой, Г.М.Иващенко, Л.С.Кочкиной, М.И.Лисиной, В.С.Мухиной, Л.Я.Олиференко, В.Н.Ослон, Т.Н.Поддубной, А.О.Поддубного А.М.Прихожан, А.Г.Рузской, Н.Н.Толстых, Е.Н.Сорочинской, О.В.Степанова, Е.Е.Чепурных, В.И.Шишовой, Т.И.Шульги и др.3

Актуальность педагогического осмысления духовно-нравственного наследия православного воспитания раскрывают архиепископ Вологодский и Тотемский Никон (Рождественский), Н.А.Бердяев, И.И.Бецкой, Ю.В.Василькова, Н.Я.Данилевский, К.Зелинский, И.Ильин, Д.С.Лихачев, К.П.Победоносцев, М.В.Разина, В.Я.Стоюнин, В.С.Соловьев, А.3.Свердлов, К.Д.Ушинский, Г.П.Федотов и др.

Значительный интерес представляют исследования последних лет (М.С.Астоянц В.В.Бобров, О.Ю.Бреская, Л.Д.Гулина, А.И.Матвеева, Н.А.Сытых, Д.Р.Торосян и др.), посвященных различным аспектам социализации в условиях учреждений интернатного типа, а также роли православия в социализации4.

3 См., например: Мухина B.C. Особенности развития личности детей, воспитывающихся в интернатных учреждениях. Воспитание и развитие детей в детском доме. - М., 1996; Поддубная Т.Н., Поддубный А.О. Управление системой социальной защиты детства. - Ростов н/Д, 2005; Сорочинская E.H. Словарь-справочник по курсу «Социальная педагогика». - Ростов н/Д, 1998; Чепурных Е.Е. Преодоление социального сиротства в России в современных условиях // Сироты России: право ребенка на семью. — М., 2001.

4 Астоянц М.С. Социальное сиротство: условия, механизмы и динамика эксклюзии (Социокультурная интерпретация) - Автореф. дисс. ... доктора социол. н. - Ростов-н/Д., 2007; Бобров В.В. Социализирующая роль русской православной церкви. - Автореф. дисс. ... канд. филос. н. — Саранск, 2005; Бреская О.Ю. Православная церковь в процессе социализации личности в период трансформации: на материалах республики Беларусь. — Автореф. дисс. ... канд. социол. н. - М., 2004; Гулина Л.Д. Детский дом как институт социализации осиротевших детей. - Автореф. дисс.... канд. социол. н. — Уфа, 2011; Матвеева А.И. Духовная социализация как проблема социальной философии. - Автореф. дисс. ... доктор филос. н. - Челябинск, 2011; Сытых H.A. Социальное воспитание и социализация человека в неоптимальных общественных условиях. - Автореф. дисс. ... канд. филос. н. - Барна-

Однако в исследованиях указанных авторов раскрываются лишь отдельные аспекты проблемы социализации детей-сирот в условиях различных воспитательных учреждений.

Анализ специальной литературы и результаты предварительного исследования позволили сформулировать гипотезу, которая состояла в том, что процесс социализации детей-сирот в приютах при монастырях будет эффективным при условии интеграции:

- потенциала духовно-ориентированных практик православия, базирующихся на исторически сложившихся традициях благотворительной деятельности, включающей духовное наставничество, формирование созидательных способов удовлетворения собственных потребностей воспитанников и оказания помощи ближним, конструктивного характера соотношения в удовлетворении внутриличностных потребностей и взаимоотношений с окружающими субъектами, что определяет духовную направленность развития личности и ценностное восприятие выполняемой социальной роли;

- социально-культурных технологий, обеспечивающих освоение воспитанниками всего репертуара социальных ролей, позволяющих им стать полноценными членами социума, способствующих удовлетворению и развитию различных потребностей детей-сирот, стимулированию их социально-культурной активности и реализации творческого потенциала.

Методология исследования основывалась на: положении о ведущей роли мотивационно-потребностной сферы в процессе социализации личности (К.А.Абульханова-Славская, Л.И.Божович, Л.С.Выготский, И.С.Кон, С.Л.Рубинштейн, Д.Б.Эльконин); концепции непреходящего значения ценностей православной культуры в духовно-нравственном воспитании (И.И.Бецкой, И.А.Ильин, К.П.Победоносцев, В.Я.Стоюнин, К.Д.Ушинский). Анализ социализации, как предмета научного познания осуществлялся на основе теорий Г.Ю.Айзенка, Г.Гартмана, Г.Спенсера, Э.Эриксона. Существенное значение в раскрытии педагогического потенциала социально-культурной деятельности в процессе социализации личности имеют исследования М.А.Ариарского, М.С.Бережной Т.Г.Киселевой, А.П.Маркова,

A.З.Свердлова, Б.А.Титова, В.Е.Триодина. Существенную роль в определении методологических позиций автора сыграла теория педагогической поддержки и заботы, разработанная Т.Анохиной и О.С.Газманом.

Процесс осмысления просветительной деятельности православных монастырей с точки зрения ее социализирующего воздействия на личность строился на основе положений и выводов, содержащихся в трудах

B.В.Агафоновой, П.И.Зырянова, Е.И.Колычева, игумена Иоанна Экономце-ва, Г.П.Флоровского.

Экспериментальная база исследования: Православный детский центр-пансион долгосрочной (длительной) реабилитации Святых Царствен-

ул, 2009; Торосян Д.Р. Роль религиозного фактора, традиционных, духовно-нравственных ценностей в социализации российской молодежи в условиях глобализации. - Автореф. дисс.... канд. социол. и. — М., 2010 и др.

ных мучеников Свято-Алексеевской пустыни с. Новое Ярославской области. В формирующем педагогическом эксперименте было задействовано 130 воспитанников Православного детского центра-пансиона долгосрочной (длительной) реабилитации Святых Царственных мучеников Свято-Алексеевской пустыни с. Новое Ярославской области и 85 девочек-сирот Центра социальной реабилитации детей-сирот при Николо-Сольбинском женском монастыре Ярославской области, 85 воспитанника государственных учреждений интернатского типа: средняя коррекционная школа-интернат № 4; Санаторно-коррекционный детский дом г. Переславля-Залесского.

Организация и методика исследования осуществлялась на основе историографического, культурологического, социологического, педагогического и социально-психологического анализа. На первом, аналитическом этапе (2004-2005) изучалось состояние проблемы исследования и ее теоретических аспектов, отраженных в научной литературе; анализировались архивные и нормативно-правовые документы по теме исследования; определялись исходные методологические позиции исследования (цель, объект, предмет, задачи, гипотеза).

На втором, поисково-констатирующем этапе (2005-2008) осуществлялся анализ современных направлений воспитательной деятельности приютов при православных монастырях; выявлялись основные формы призрения детей-сирот; изучались особенности процесса социализации воспитанников приютов. Существенное место занял анализ сложившейся практики и отбор наиболее благоприятных организационно-педагогических условий для социализации детей-сирот. Разрабатывался комплекс диагностических методик для выявления уровня социализации детей-сирот, находящихся в условиях приютов при православных монастырях.

Третий этап (2008-2012) был посвящен проведению опытно-экспериментальной работы, в ходе которой апробировалась программа социализации детей-сирот на основе интеграции духовно-ориентированных практик православия и социально-культурных технологий. Осуществлялась систематизация и обработка полученных данных и формирование научно обоснованных выводов и рекомендаций.

Эмпирическую базу исследования составили: результаты проведенного автором исследования процесса социализации воспитанников приютов при монастырях Ивановской, Костромской, Ярославской, Московской, Санкт-Петербургской, Новгородской, Псковской епархий; обобщение организационно-педагогических условий детских приютов, при православных монастырях; результаты сравнительного анализа особенностей психолого-педагогического сопровождения детей-сирот православных приютов и государственных учреждений интернатского типа; программы по социализации детей-сирот, реализуемые в приютах и интернатах Санкт-Петербурга, Ярославля, Переславля-Залесского и других городов России.

Методы исследования. Для реализации поставленных задач и проверки выдвинутой гипотезы использовались следующие методы: теоретические (анализ философской, исторической, культурологической, психолого-

педагогической, научно-методической литературы по проблеме исследования; анализ архивных источников; ретроспективный анализ основных направлений воспитательной деятельности приютов при православных монастырях); эмпирические методы (включенное наблюдение; интервьюирование, в т.ч. и методом телефонного опроса; беседы с настоятелями православных монастырей; метод экспертной оценки эффективности организационно-педагогических условий приютов при православных монастырях в процессе социализации детей-сирот; изучение опыта реализации образовательных и воспитательных программ в детских приютах при православных монастырях; беседа с воспитанниками на основе методики «Интервью с ребенком»; анализ творческих работ воспитанников приютов при православных монастырях и государственных учреждений интернатского типа, позволивший диагностировать уровень их социализации).

Научная новизна исследования состоит в том, что поставлена и решена на общенаучном, социально-педагогическом и эмпирическом уровнях проблема социализации детей-сирот в приютах при монастырях на основе интеграции духовно-ориентированных практик православия и социально-культурных технологий. Это позволило:

— раскрыть сущность социализации детей-сирот, как процесса освоения различных социальных ролей и всего репертуара ролей, имеющих нормативно-ценностный и технологический уровень, органическое единство которых является необходимым условием гармоничного достижения личностью (то есть самостоятельного, не за счет других, не во вред себе и ближним) своих целей, конструктивного решения жизненных задач и в итоге -реализации своего творческого потенциала;

- выявить специфику социально-культурных технологий (информационно-просветительных, художественно-зрелищных, рекреационно-развлекательных), нацеленных на включение воспитанников приютов в социум и приобщение их к ценностям культуры в процессе социализации;

— обосновать организационно-педагогические условия социализации детей-сирот в приютах при монастырях на основе интеграции духовно-ориентированных практик православия и социально-культурных технологий.

- разработать стратегию психолого-педагогического сопровождения процесса социализации воспитанников детских приютов, заключающуюся в формировании духовной готовности личности к самостоятельному построению индивидуальной траектории развития на основе гармоничного сочетания личных и общественных целей и ценностей.

На защиту выносятся:

1. Концепция социализации детей-сирот в условиях приютов при монастырях на основе интеграции духовно-ориентированных практик православия и социально-культурных технологий, включающая:

а) обоснование социализирующего потенциала православия, заключающегося в синтезе христианских ценностей (общее благо, долг, справедливость, Отечество и др.) с историческими формами поведения и становления личности и осуществления на этой основе социализации (адаптациогенеза)

человека к социально-культурной, социально-экономической, социально-политической, социально-демографической и исторической реальности России и мира; развитие в человеке образа Бога (ориентации на самовоспитание, самосовершенствование), подобия Бога (добродетели и ценности Христа, заповеди Ветхого и Нового Завета).

б) раскрытие потенциала социально-культурных технологий как ресурса «ролевой» социализации воспитанников приютов при православных монастырях на основе: включения детей и подростков в различные виды социально мотивированной деятельности, развития коммуникативной культуры, умений и навыков взаимодействия с различными элементами социальной среды.

в) этапы социализации, осуществляемой на основе интеграции социализирующих потенциалов православия и социально-культурных технологий: 1) адаптацию — аспект социализации личности как первичного освоения, приобщения к духовному опыту; 2) интериоризацию духовного содержания — аспект социализации обеспечиваемой за счет заимствования и «присвоения» основных категорий индивидуального сознания из сферы общественного опыта и общественных представлений; 3) социальное творчество - аспект социализации, обеспечиваемой экстериоризацией, т.е. актуализацией ценностей духовной культуры, преобразованием сложившихся и созданием качественно новых форм социальных отношений и социальной действительности; 4) освоение репертуара ведущих социальных ролей (гражданин, муж, жена, родитель и т.д.) в процессе тренингов, игровой деятельности и других видов социально-культурных технологий.

Выявленные фазы социализации личности соответствуют основным этапам развития ее субъектных свойств и способностей: самоидентификации, самоопределения и самореализации.

2. Программа социализации детей-сирот в приютах при монастырях на основе интеграции духовно-ориентированных практик православия и социально-культурных технологий.

Основными задачами программы являются: создание атмосферы сотворчества для расширения сферы проявления личностных качеств воспитанников и реализации ими своих творческих потенций; формирование созидательных способов удовлетворения собственных потребностей воспитанников и оказания помощи ближним, конструктивного характера соотношения в удовлетворении внутриличностных потребностей и взаимоотношений с окружающими субъектами; включение воспитанников в процесс деятельного, интенсивного освоения ценностного мира культуры и искусства, что обеспечивает формирование способности личности к пониманию (рефлексии) системы разноаспектных ценностно-смысловых переживаний и возможности конструктивного управления своими эмоциями и действиями.

Содержание программы включает три основных блока: экспозицион-но-диагностический, ценностно-деятельностный и рефлексивный. Экспози-ционно-диагностический блок — выявление исходного уровня социализированное™ воспитанников, а также «слабых» сторон личности, нуждающихся

в педагогической коррекции. Решение поставленных задач позволили осуществить: беседа, анализ творческих работ воспитанников, проективные методики, включенное наблюдение за воспитанниками в повседневных ситуациях и в специально созданных играх-имитациях.

Ценностно-деятельностный блок: а) поэтапное воцерковление воспитанников и приобщение к ценностям православной культуры на основе духовно-ориентированных практик (богослужения и церковные таинства; духовная беседа и наставничество; благотворительная деятельность как деятельное выражение любви: аскетизм как духовно-нравственное самосовершенствование); б) включение воспитанников в различные виды учебно-образовательной, реабилитационной, художественно-творческой, социально-значимой, научно-исследовательской, культурно-досуговой, профориента-ционной деятельности, способствующей развитию их коммуникативной культуры, умений и навыков взаимодействия с различными элементами социальной среды; творческой самореализации и самоопределению.

Рефлексивный блок - осуществление вербализации личностно значимых ценностей в диалоге «педагог - воспитанники» и согласованный поиск духовно-нравственных ценностей путем представления своих и понимания других, также, этот этап позволяет диагностировать результаты обучения, воспитания детей и оценить эффективность применяемых форм и методов.

3. Организационно-педагогические условия социализации воспитанников приютов прп православных монастырях, предполагающие:

а) разработку стратегии индивидуального развития воспитанников, на основе мониторинга, проводимого на протяжении всего пребывания детей в условиях приюта;

б) создание особой психолого-педагогической среды, способствующей творческому самовыражению, формированию достиженческой мотивации и эмоционально-нравственного саморазвития, самоуправления и непрерывного формирования опыта ценностного, соборного управления воспитанников;

в) включение воспитанников в благотворительную деятельность монастыря, что значительно повышает эффективность психопрофилактики эмоционально-негативных состояний, способствующей оптимистично-созидательному опыту переживания и сочувствия, толерантно-эмпатийным взаимоотношениям;

г) выбор социально-культурных технологий адекватных индивидуальным особенностям, потребностям воспитанников и специфическим условиям монастырского приюта.

Теоретическая значимость исследования состоит:

- в выявлении специфики социализации детей-сирот в приютах при православных монастырях;

- в раскрытии потенциала духовно-ориентированных практик православных монастырей и возможностей социально-культурных технологий в создании особой психолого-педагогической среды, способствующей стимулированию внутренних духовных ресурсов личности воспитанников, побуж-

дающих их к активному освоению социальных ролей, норм, образцов поведения, установок, обычаев, культурных традиций;

— в рассмотрении генезиса и развития традиций благотворительной деятельности православных монастырей как духовно-ориентированных практик, объединяющих два направления иноческого служения: аскетико-героическое («служение Богу»), связанное с традицией исихазма, и социаль-но-каритативное («служение миру»), основанное на активном взаимодействии с обществом в решении социальных проблем, воспитательных и просветительских задач.

Практическая значимость исследования состоит в обосновании эффективности организационно-педагогических условий социализации детей-сирот в приютах при православных монастырях, адекватных специфике структуры монашеских обителей и психолого-педагогическим особенностям целевой аудитории. Разработанная программа социализации детей-сирот на основе интеграции духовно-ориентированных практик православия и социально-культурных технологий, может найти широкое применение в учреждениях, обеспечивающих воспитание детей, оставшихся без попечения родителей; в обогащении и дополнении существующей практики психолого-педагогического сопровождения детей-сирот в православных приютах. Выводы и результаты теоретического и эмпирического исследования могут быть использованы в процессе взаимодействия государственных социальных институтов и православной церкви; в организации деятельности воспитательных учреждений совместно с православной церковью; при подготовке и повышении квалификации специалистов социально-культурной сферы, педагогического персонала для воспитательных учреждений.

Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечены методологической обоснованностью исходных позиций, применением комплекса исследовательских методик, адекватных цели, задачам и специфике предмета научного анализа; обобщением архивных данных, теоретических источников в области философии, культурологии, психологии, педагогики, социологии, истории церкви; сочетанием количественного и качественного анализа результатов работы, проводимой в реальных условиях детских приютов при православных монастырях и государственных учреждений интернатского типа; обобщением результатов собственных опытно-экспериментальных исследований, оценок экспертов и специалистов, работающих в органах опеки и попечительства, детских домах и православных приютах, настоятелей монастырей, директоров приютов для детей-сирот при православных обителях, явившихся базой данного исследования.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись по ряду направлений, включающих: а) опубликование теоретических и эмпирических выводов исследования - всего 9 работ (в том числе одна статья опубликована в журнале, рекомендованном ВАК); б) участие в научно-практических конференциях, круглых столах; доклады перед представителями духовенства и общественности, педагогами и воспитателями учреждений для детей-сирот; в) практическую апробацию разработанной автором

программы по социализации детей-сирот в экспериментальной группе православного детского центра-пансиона долгосрочной (длительной) реабилитации Святых Царственных мучеников Свято-Алексеевской пустыни; г) педагогическую деятельность автора в Санкт-Петербургском государственном университете культуры и искусств и Ленинградском областном колледже культуры и искусств.

Структура диссертации обусловлена логикой исследования и включает введение, две главы (шесть параграфов), выводы по каждой главе, заключение, список литературы и ряд приложений.

П. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во введении обоснована актуальность диссертационного исследования, раскрывается степень научной разработанности проблемы, определяются цель, задачи, объект, предмет и методы исследования, выдвигается гипотеза, характеризуется методология исследования, раскрывается его научная новизна, формулируются основные результаты, выносимые на защиту.

В первой главе диссертации «Теоретические основы социализации детей-сирот в условиях приютов при православных монастырях на основе интеграции духовно-ориентированных практик и социально-культурных технологий»: а) рассматривается сущность социализации, как одной из целей воспитания и интегративного показателя целостности личности; б) обосновывается значимость социально-культурной деятельности в формировании адаптивных механизмов детей-сирот; в) выявляются основные проблемы, возникающие у детей, оставшихся без попечения родителей в процессе социализации; г) обосновывается потенциал духовно-ориентированных практик православия, реализуемый монастырями в социализации детей-сирот.

Сложность процесса социализации детей-сирот в условиях учреждений интернатского типа обусловливается рядом обстоятельств. Начальный опыт освоения системы существующих социальных связей, образцов ролевого поведения, позволяющий социализироваться, человек получает в семье. Именно семья способна нивелировать последствия стихийного взаимодействия личности с окружающей средой (педагогически контролируемая социализация). Что касается детей-социальных сирот, то у них этот социальный опыт приобретается в семьях, подчас отличающихся асоциальным поведениям, а далее — в условиях интернатского учреждения. Драматическая ситуация, сложившаяся в современной России (по данным различных источников, количество детей-сирот достигает 4 млн.), актуализирует проблему создания условий для полноценной социализации воспитанников интернатских учреждений с целью развития личности и преодоления отрицательных последствий пребывания детей в дезадаптирующей среде.

Феномен социализации, по мнению многих исследователей, заключается в том, что сущностный смысл данного процесса раскрывается на пересечении таких ее процессов, как адаптация, интеграция, саморазвитие и самореализация, результаты, которых имеют внутренне противоречивый ха-

рактер. Каждый этап социализации призван выполнять свои задачи, без решения которых следующий будет невозможен. На каждом этапе социализации решаются различные задачи: естественно-культурные, социально-культурные, социально-психологические (А.В.Мудрик). Естественно-культурные задачи связаны с достижением на каждом возрастном этапе определенного физического развития, которое характеризуется некоторыми нормативными различиями в тех или иных регионально-культурных условиях. Социально-культурные задачи - это познавательные, морально-нравственные, ценностно-смысловые, которые специфичны для каждого возрастного этапа в конкретном историческом социуме. Социально-психологические задачи связаны со становлением самосознания личности, ее самоопределением, самоактуализацией и самоутверждением. Проблемы, возникающие в процессе социализации детей-сирот, вызваны именно тем, что, еще на начальном ее этапе, многие задачи остаются нерешенными. Отсюда возникают существенные пробелы на последующих этапах социализации.

Анализ теоретических и эмпирических исследований позволил определить основные проблемы, затрудняющие социализацию детей-сирот в условиях интернатского учреждения: отсутствие интенсивного контакта с близкими людьми, не дающее ребенку чувства защищенности и безопасности; эмоциональная заторможенность, с одной стороны, раздраженность и нервозность, подверженность состоянию аффекта — с другой; низкий уровень умственного развития, особенно таких процессов, как мышление, речь, воображение; отсутствие интереса к учебной деятельности; низкий уровень самооценки, эгоцентризм, незнание социальных ролей.

Наиболее серьезные проблемы у воспитанников возникают в формировании потребностно-мотивационной сферы, что в свою очередь влияет и на процесс социализации в целом. Им сложно реализовать свои потребности в социуме и еще сложнее согласовать эти потребности с требованиями, которые предъявляет к ним общество. Важное влияние на формирование внутренней структуры личности, ее потребностно-мотивационную сферу, в процессе социализации оказывают актуальные ценности «официальной», доминирующей в обществе культуры. Освоение личностью ценностей происходит наиболее продуктивно в процессе социально-культурной деятельности (М.А.Ариарский, М.Каган, В.Е.Триодин). Следовательно, исходя из обозначенных выше положений, можно сделать вывод, что социализация будет протекать более эффективно в процессе деятельного, интенсивного освоения ценностей культуры. Но в таком случае необходимо, чтобы личность осознала культуру как подлинную ценность, то есть когда сама культура будет для нее стимулом, образцом и целью.

В ходе исследования выделены уровни, критерии и показатели социализации детей-сирот, позволяющие оценивать процесс в его динамике.

Таблица 1.

Система показателен и критериев, обеспечивающих оценку уровня социализированное™

воспитанников приютов

Уровни Показатели Социально недостаточный Социально приемлемый Социально успешный

Социально-психологический Искажение представлений о себе; несоответствие самооценки реальным возможностям; бедность поведенческих реакций; эмоциональная ригидность; слабо развитые коммуникативные навыки. Воспитанник, в определенной степени, осознает свои возможности. Умеет регулировать свои взаимоотношения в ближайшем окружении. Уверенность в собственных силах и возможностях. Выбирает адекватные формы поведения в зависимости от ситуации. Умение разрешать возникающие межличностные конфликты. Способен к эмпатии.

Ценностно-ориентационный Направленность на гедонистические виды деятельности; центрированность на собственной личности; ценности культуры не являются значимыми, либо не осознаются таковыми; ценностная структура личности нарушена. Сформирована определенная система ценностей, но большее значение придается материальным ценностям, направленным на собственное благосостояние. Осознание себя (своей социальной роли, места и целей жизнеспособности) в системе своих ценностных ориентации и ценностей ближних.

Потребностно-мотивационный Ведущая роль первичных потребностей; слабо развитая мотивация к активному познанию себя, окружающего мира, мира культуры и искусства; весьма бедные досуговые потребности. Потребности и мотивы не всегда ярко выражены, чаще носят конформный характер. Разнообразие досуго-вых форм незначительное. Гармоничное сочетание личностных потребностей и общественных; выбор активных форм досуговой, общественной деятельности.

Креативно-поведенческий Слабо выраженные творческие способности; часто отсутствует желание проявлять творческую инициативу; выбор деятельности по «шаблону». Могут проявлять творческую инициативу, но сферы применения своих творческих возможностей весьма ограничены. Самостоятельно выбирают различные виды творческой деятельности, направленность личности на созидание, преображение себя и окружающей действительности.

Оценочный Неумение оценивать и объяснять мотивы собственных поступков и поступков других людей; испытывают сложности в выражении собственного мнения. Собственная позиция не ярко выражена, ориентируются на позицию «большинства». Не всегда умеют оценить последствия своих действий. Способность к рефлексии I! творческому осмыслению полноценного спектра своих эмоций и переживаний, конгруэнтных содержанию воздействующих факторов среды.

Опираясь на результаты проведенного исследования, автор операцио-нализировал понятие «социализация» применительно к данной категории детей. Под социализацией детей-сирот предлагается понимать социально-педагогический процесс, направленный на формирование духовной готовности личности к самостоятельному построению индивидуальной траектории развития на основе гармоничного сочетания личных и общественных целей и ценностей. С учетом затруднений, возникающих у детей-сирот в процессе социализации, актуализируется создание особых организационно-педагогических условий для развития духовно-нравственных ориентации, самоактуализации личности, расширение возможностей для ее творческой

интеграции в общество и культуру, для реализации своих сил и способностей в соответствии с нуждами общества.

Многие исследователи акцентируют внимание на том, что для успешного протекания процесса социализации необходимы условия, где ключевыми факторами выступают личностно-образующее взаимодействие (Т.Анохин, О.С.Газман, С.П.Рубинштейн, Э.Эриксон), основанное на: индивидуализации взаимодействия; принципе персонификации; принципе про-блематизации; принципе диалогизации. Определяющая роль в процессе социализации принадлежит среде, значимость которой была обоснована в теоретических и эмпирических исследованиях (Л.И.Божович, Л.С.Выготского, ЯЛ.Коломинского, А.С.Макаренко, В.Н.Сороки-Росинского, С.Т.Шацкого).

Поскольку условия учреждений интернатского типа не являются оптимальными с точки зрения гармоничного развития личности, был осуществлен ретроспективный анализ форм по призрению сирот, традиционно сложившихся на территории России. Особый интерес представляет деятельность православных монастырей, так как традиционно монашеские обители являлись крупными центрами благотворительности, важным направлением которой была забота о детях-сиротах. В работе прослеживается генезис и развитие благотворительной деятельности православных монастырей, направленной на образование и воспитание детей-сирот. Такое служение православных монастырей объясняется тем, что русский аскетический идеал естественным образом соединяет два основных течения монашества: аскети-ко-героическое и социально-каритативное (Г.П.Федотов, Матфей Кудрявцев). Наряду со «служением Богу» монастыри одной из своих задач считали благотворительную деятельность «на благо миру».

Значительное место в работе занимает обоснование педагогического потенциала православных монастырей в социализации детей-сирот. Необходимость этого обусловлена тем, что воспитание детей в условиях монастырей до сих пор вызывает серьезные сомнения, так как монашеские обители считаются закрытой «для мира» структурой. Всесторонний анализ источников по проблеме позволил избежать столь узкого взгляда на роль монастырей в системе социализации детей-сирот. Результаты исследования дают основание утверждать, что на протяжении всей истории становления российского государства монастыри играли значимую роль в системе призрения детей, оставшихся без попечения родителей. Осуществлять поддержку детей-сирот, монастырям позволял богатейший практический опыт духовной поддержки, воспитания и преобразования личности, основанный на исторически сложившихся традициях и антропологических знаниях Православной Церкви. Активно взаимодействуя с государством, монашеские обители создавали благоприятные условия для формирования способностей личности к самоидентификации, самоопределению и творческой самореализации. В условиях православного приюта педагоги и воспитатели, используя тончайшие психолого-педагогические приемы, реализуя принцип индивидуального подхода к каждому воспитаннику, по сути, осуществляли социально-педагогическое проектирование личности и социума. Одним из основных

средств воспитательной деятельности являлось привлечение детей к социально и религиозно одобряемым видам и формам благотворительности: поддержка пожилых людей, малоимущих и инвалидов; помощь в больницах, приютах, социальных гостиницах, столовых и пр. Исследование убедительно показало, что социализирующий потенциал православных монастырей базируется на исторически сложившихся традициях нравственного воспитания человека, приобщения к ценностям культуры, духовном наставничестве и поддержке социально незащищенных слоев населения, что составляет основу духовно-ориентированных практик. В работе подчеркивается, что наибольшая эффективность процесса социализации детей-сирот в условиях православных монастырей достигалась в периоды, когда взаимоотношения церкви и государства предполагали обоюдное сотрудничество, взаимную поддержку и взаимную ответственность, без вторжения одной стороны в сферу компетенции другой. Совокупность принципов, на которых строится такая идеальная форма, получила название «симфония» (Святой Юстиниан, «Эпанагога»), Но и в периоды сложных трансформационных процессов, когда взаимоотношения церкви и государства не являлись идеальными (от полного подчинения церкви до ее отделения), монастыри не переставали заботиться о детях, оставшихся без попечения родителей.

Анализ современной ситуации позволяет сделать вывод о том, что православные монастыри не только возрождают традиционные направления призрения детей-сирот, цель которого - создание нравственно совершенного человека на основе духовных ценностей православной культуры, но и сформировали новые, исходя из потребностей социума. Из новых направлений стоит выделить: образование; социально-досуговое направление; социально-реабилитационное направление; профориентационное направление.

В то же время налицо определенная неполнота как процесса, так и результатов социализации в приютах при монастырях, что объясняется как общими проблемами воспитания вне семейного окружения, так и определенной изолированностью всего уклада монастырской жизни, центрацией внимания в процессе социализации не столько на системе «личность-общество», сколько на отношениях в системе «личность-Бог». Это создает условия для формирования духовной составляющей социализации, определяемой необходимостью принятия личностью воспитанника ценностной, сущностной составляющей бытия Человека в Мире. С другой стороны, инструментальная составляющая, т.е. сугубо «ролевая» сторона социализации осуществляется явно недостаточно, поскольку она предполагает максимально активную коммуникацию с социумом, деятельное освоение различных социальных ролей, которые в условиях монастыря практически востребованы быть не могут. В этой связи, особого внимания заслуживают социально-культурные технологии, которые позволяют гармонично включить личность в общество, способствуя удовлетворению и развитию различных потребностей детей-сирот, стимулированию их социально-культурной активности и реализации творческого потенциала. Таким образом, можно говорить о возможности и необходимости интеграции духовно-ориентированных практик

православия и социально-культурных технологий, что позволяет более эффективно решать проблемы социализации детей-сирот в монастырских приютах.

Во второй главе «Организационно-педагогические условия социализации детей-сирот в приютах при монастырях на основе интеграции потенциала духовно-ориентированных практик православия и социально-культурных технологий» основное внимание уделяется трем вопросам: а) обосновывается модель и программа социализации детей-сирот в условиях приюта при монастыре, на основе интеграции духовного потенциала православия и социально-культурных технологий; б) отражается ход и результаты опытно-экспериментальной работы; в) дается сравнительный анализ эффективности организационно-педагогических условий воспитательных учреждений для детей-сирот при монастырях и государственных учреждений интернатского типа.

На основе теоретического анализа проблемы и по результатам поиско-во-констатирующего исследования была построена модель социализации детей-сирот в условиях приюта при православном монастыре. Реализация данной модели предполагает активное сотрудничество между церковью (в лице руководства конкретного монастыря, руководства приюта) и государством (в лице органов образования и культуры), что, в свою очередь, требует учета и согласования различных подходов к воспитанию на уровне его целей, ценностей, конкретных технологий.

Рис. 1. Модель социализации детей-сирот на основе интеграции социально-

' ....." С

г О

о ц

с и

У А л

д ь

А н

Р о

С к

т У

в л

Е ь

н н т к У

ы \н

Е /ы

С т

т Е

р X

У н О

к л

т о

У г

р и и

ы

"Тижй

/ ірОСЕ»

? масті

/

Целостность личности как результат социализации

ірмационно-просветительные: мастер-классы;

дискуссии; показы, экскурсии и т.д.

Игровые: тренинги; игры-драматизации; игры-имитации и

Рекреационно-развлекательные: праздники;игровые программы и

т.д.

/ / ч

( <с

J

Художественно-фелнщные: <ониерты; спектак-іи, музыкально-1ИТ. композиции и

)

'ские принципы •Нравственно-педагогическое взаимоединство (Педагог Воспитанник).

•принцип сотрудничества и сотворчества;

* принцип нравственно-педагогического аскетизма;

• принцип индивиду алъно-творческого подхода.

Аскетизм как *

духовно-нравственное самосовершенствование ,

и*™—™/

Воцерков- 1 ленне (богослужения и таинства)

/

.....

Воспитанник

д

У

X

о

в н п

О р

_ А

о в

р О

и с

Е л

н А

т и і В

р 1 н

В ( м й

н \ м

і

н І о

ы II

Е А

п С

р т

А ы

к р

т ь

и

к

и

В процессе подготовки эксперимента автором выявлялась специфика организационно-педагогических условий, созданных в приютах при православных монастырях. Для этого по специальной методике была изучена деятельность воспитательных учреждений, организованных при обителях (25 приютов и социально-реабилитационных центров). Как показало исследование, одной из основных своих задач монастырские сиротские учреждения считают: создание благоприятных условий для обучения и воспитания детей, приближенных к условиям традиционной православной семьи. В приютах создана среда, где личность ребенка вовлечена в процесс непрерывного просвещения, основанного на традициях православной культуры. В процессе дальнейшего анализа было установлено, что данная среда создает благоприятные внешние и внутренние условия для психического и физического существования и развития детей, способствуя стимулированию потребностей и способностей к самопознанию, рефлексии, целеполаганию. Исследуемые сиротские учреждения осуществляют комплексный подход к процессу воспитания ребенка, воздействуя на все сферы личности.

Нахождение ребенка в условиях непрерывного воздействия православного искусства в монашеской обители оказывает по своей сути терапевтическое действие. Взаимосвязь гуманизма православных аскетов с ценностями христианской культуры обусловливает ориентацию на персонализа-цию коррекционно-развивающего процесса, на становление психических функций, на развитие эмпатии, на активизацию творческого потенциала ребенка, что в свою очередь способствует его социализации. Но, тем не менее, стоит отметить некоторые проблемы, которые возникают у выпускников на постприютном этапе: сложности в выстраивании моделей межличностного общения с различными социальными группами; неумение ориентироваться в современном социальном пространстве, что приводит выпускников к девиантным формам дальнейшей социализации. Это объясняется тем, что организаторы такого рода воспитательных учреждений не могут, в силу особенностей монастырского уклада жизни, обеспечить полноценное овладение воспитанниками всем спектром социальных ролей.

Исходя из результатов теоретического и поисково-констатирующего исследования, была разработана и апробирована программа социализации детей-сирот на основе интеграции духовно-ориентированных практик православия и социально-культурных технологий, реализация потенциала которых, позволяет создать особую психолого-педагогическую среду, способствующую стимулированию внутренних духовных ресурсов личности воспитанников, побуждающих их к активному освоению социальных ролей, норм, образцов поведения, установок, обычаев, культурных традиций. Программа включает в себя концептуальное обоснование проблемы исследования; характеристику целевой аудитории; цель и задачи; организационно-педагогические условия; функции; принципы как социально-культурной, так и духовно-ориентированной деятельности православного монастыря; этапы, содержащие подробное описание выбранного инструментария (средства, методы и формы социально-культурных технологий и духовно-

ориентированных практик православия); показатели, позволяющие определить уровень социализированное™ воспитанников.

В качестве базы исследования выступило Негосударственное учреждение социального обслуживания «Православный детский центр-пансион долгосрочной (длительной) реабилитации им. Святых Царственных мучеников Свято-Алексеевской пустыни. В процессе исследования были реализованы: а) авторская методика диагностики уровня социализации, основу которой составили: технологическая карта ребенка, включенное наблюдение, беседа, проективные методики: «Свободный рисунок», «Автопортрет», «Мои праздники», метод социометрии Дж. Морено; б) педагогический эксперимент, который носил характер натурного контролируемого эксперимента. Цель эксперимента состояла в апробации авторской программы социализации детей-сирот на основе интеграции духовно-ориентированных практик православия и социально-культурных технологий.

В качестве экспериментального фактора были определены показатели, отражающие динамику процесса социализации участников эксперимента в условиях православного приюта: социально-психологический, ценностно-ориентационный, потребностно-мотивационный, креативно-поведенческий и оценочный. Экспериментальная ситуация включала как повседневную жизнедеятельность воспитанников приютов, так и их участие в системе специально проводимых мероприятий, разработанных в рамках экспериментальной педагогической программы. По логической структуре эксперимент следует отнести к категории параллельных. Для получения более объективных результатов и выявления динамики процесса социализации детей в контрольной и экспериментальной группе диагностика проводилась в начале первого года и конце третьего года эксперимента, также было произведено промежуточное исследование через полтора года после начала эксперимента. Одновременно был проведен анализ деятельности в профессиональной и досуговой сфере выпускников исследуемых приютов.

В формирующем педагогическом эксперименте были задействованы воспитанники Негосударственного учреждения социального обслуживания «Православный детский центр-пансион долгосрочной (длительной) реабилитации им. Святых Царственных мучеников Свято-Алексеевской пустыни (130 чел.) и 85 девочек-сирот, от 7 до 14 лет, Центра социальной реабилитации детей-сирот при Николо-Сольбинском женском монастыре Ярославской области. В состав контрольной группы входили воспитанники государственных учреждений интернатского типа: средняя коррекционная школа-интернат № 4 и Санаторно-коррекционный детский дом г. Переславля-Залесского (85 чел.). На формирующем этапе эксперимента решались следующие задачи: создание наиболее благоприятных условий для формирования духовно-нравственных качеств личности, готовой к самостоятельному построению индивидуальной траектории развития на основе гармоничного сочетания личных и общественных целей и ценностей; расширения сферы проявления качеств личности, реализации своих творческих потенций, самоутверждения; развитие эмоционального интеллекта воспитанника, оказыва-

ющего значительное влияние на успешность в личностной и профессиональной сфере.

Принципы, определяющие содержательную основу педагогической программы: а) принципы взаимодействия и сотрудничества, которые предполагают сотрудничество государства и церкви в педагогическом попечении о детях-сиротах; создание единой концепции образовательно-воспитательного процесса, основанного на духовно-нравственных, национально-патриотических традициях православной педагогики и подходов современной педагогической науки; б) принцип экклезиоцентричности, способствующий воцерковлению воспитанников приюта, познанию истины через познание Бога, участию в богослужениях и таинствах, и во всем строе и укладе церковной жизни; в) принцип воспитывающего обучения, предполагающий формирование в процессе обучения базовой культуры личности (нравственной, правовой, эстетической, физической, культуры труда и жизнедеятельности, общения), интеллектуальное развитие, развитие творческих индивидуальных способностей к познанию окружающей действительности; г) принцип культуротворчества, способствующий творческой реализации воспитанников в различных видах художественного, научного и социального творчества; д) принцип проблематизации - наставник не воспитывает, не преподает, но актуализирует, стимулирует тенденцию к личностному росту, создает условия для совершения воспитанником нравственных поступков.

Содержание программы включает: а) поэтапное воцерковление воспитанников и приобщение к ценностям православной культуры на основе духовно-ориентированных практик (богослужения и церковные таинства; духовная беседа и наставничество; благотворительная деятельность как деятельное выражение любви: аскетизм как духовно-нравственное самосовершенствование); б) адаптация воспитанников к условиям приюта (знакомство с уставом и режимом приюта; совместное сопровождение воспитанника психолого-педагогической службой и детским «Сенатом»); в) включение воспитанников в образовательно-воспитательное пространство приюта, которое предусматривает: взаимосвязь различных форм учебной и внеучебной деятельности (интеграция предметов общеобразовательного цикла и форм социально-культурной деятельности: «Литературная гостиная», «Мастерская ораторского искусства», студия духовно-нравственных постановок, музейный театр, «Клуб этической мысли», философский клуб, клуб путешественников, историко-патриотический клуб и пр.); научно-исследовательскую деятельность, направленную на творческое самовыражение и творческую самореализацию воспитанников (ученические конференции, семинары, исследовательские экспедиции, сбор экспонатов их описание и систематизация пр.); художественно-творческое направление, являющееся важной составляющей учебно-образовательного процесса (включение воспитанников в художественное, техническое, социальное и научное творчество); трудовое воспитание является основополагающим в приюте, способствуя самоорганизации, саморазвитию и самоуправлению в детском коллективе (включение в деятельность по самообслуживанию и самообеспечению, формирование тру-

довых навыков и умений); благотворительно-просветительное направление — формирует социальную ответственность и стимулирует социально-культурную активность воспитанников (организация благотворительных концертов, выставочных проектов, спектаклей, организация социально-значимых проектов и пр.); профориентационное направление, способствующее профессиональному самоопределению воспитанников (мастер-классы, сюжетно-ролевые и деловые игры, организация совместных семинаров, конференций для старшеклассников приюта и студентов учреждений среднего и высшего профессионального образования и пр.).

В программе учитывались индивидуальные возможности и интересы каждого ребенка, что отражалось в вариативности обучающих и воспитательных форм и направлений.

На констатирующем и формирующем этапах эксперимента проводилась диагностика исходного, рубежного и итогового уровня социализированное™ воспитанников. Реализация диагностической программы и программы социализации детей-сирот способствовали проведению сравнительного анализа показателей эффективности социализации детей-сирот, воспитывающихся при православных монастырях и детей государственных учреждений интернатского типа. Результаты диагностики на начальном этапе эксперимента позволили констатировать общий низкий уровень социализированно-сти, как в экспериментальной (79% - социально недостаточный уровень социализированное™), так и в контрольной группе (68%). Это вызвано нестабильным психоэмоциональным состоянием детей, поступивших в воспитательные учреждения, которые в большинстве своем пережили тяжелые жизненные ситуации и находятся в состоянии глубокой депривации. На завершающем этапе эксперимента прослеживается определенная позитивная динамика в изменении личностных параметров детей экспериментальной группы (96% - социально успешный и социально приемлемый уровень социализированное™) в результате внедрения авторской программы. Можно констатировать стабилизацию психоэмоционального состояния воспитанников, дети выказывают стремление к личностной и профессиональной реализации. Данные, полученные в ходе эксперимента, в контрольной и экспериментальной группе, приведены В таблице. Таблица 2.

Результаты контрольной и экспериментальной группы до и после эксперимента

Уровни соцнализированности воспитанников Экспериментальная группа Контрольная группа

Этапы диагностики Этапы диагностики

Начальный Рубежный Итоговый Начальный Рубежный Итоговый

Социально успешный 0% 29% 64% 0% 14% 21%

Социально приемлемый 21% 39% 32% 32% 36% 43%

Социально недостаточный 79% 32% 4% 68% 50% 36%

Диагностическое исследование по выделенным показателям позволило определить, что уровень социализированное™ детей экспериментальной

группы (на момент исследования) на 43% выше, чем результаты по аналогичным показателям в контрольной группе (что можно видеть на представленном графике).

Рис. 2. График, отображающий динамику измеиеинй личностных характеристик воспитанников в контрольной и экспериментальной группе

- Православный приют

■Детский дом

2010

2011

2012

Полученные результаты социализированное™ детей-сирот в условиях приютов при православных монастырях также подтверждают эксперты. В качестве экспертов выступили психологи и психиатры психолого-медико-педагогических комиссий при отделе по образованию, специалисты органов опеки и попечительства, осуществляющие сотрудничество с православными монастырями, педагоги детских домов, педагоги школ и гимназий, где проходят обучение дети из православных приютов. Общее количество участников экспертного опроса составило 98 человек. Для выявления отдаленных результатов использовалась методика отсроченного контроля, которая предполагала периодические встречи с выпускниками приютов.

Следовательно, можно говорить об эффективности организационно-педагогических условий приюта при православном монастыре и результативности внедренной программы, способствующей расширению сфер деятельности для творческой самореализации личности ребенка.

Педагогический эксперимент показал, что духовно-ориентированные практики православных монастырей и социально-культурные технологии обладают значительным потенциалом, который может быть использован в процессе социализации детей-сирот.

В заключении подводятся итоги исследования, подтверждающие гипотезу; формулируются основные выводы обобщающего характера.

Основные публикации автора по теме диссертационного исследования:

Статьи, опубликованные в журналах, рекомендованных ВАК Минобразования и науки РФ

1. Пашедко Ю.М. К проблеме благотворительно-просветительной деятельности православных монастырей [Текст]/ Ю.М.Пашедко //

Научно-теоретический журнал «Научные проблемы гуманитарных исследований» Института Региональных проблем Российской Государственности на Северном Кавказе. Выпуск 5. Пятигорск. - 2010. — С. 119 -123.

Научные статьи и другие материалы

2. Пашедко Ю.М. Благотворительно-просветительные традиции русских монастырей в воспитании подрастающего поколения [Текст] / Ю.М. Пашедко // Актуальные проблемы социологии. Прикладные исследования: Материалы Герценовских чтений. СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И.Герцена, 2003. - С. 240 - 247.

3. Пашедко Ю.М. Взаимодействие Русской Православной Церкви и Государства в решении социально значимых проблем [Текст]/ Ю.М. Пашедко // Актуальные проблемы социологического образования. Социальные процессы в современном обществе: Материалы Герценовских чтений. СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2005. -С. 216-218.

4. Пашедко Ю.М. Значение православных монастырей в современном обществе [Текст]/ Ю.М.Пашедко // Роль монастырей в духовно-нравственном просвещении современного общества: Материалы международной научно-практической конференции VIII Покровских чтений. - Выпуск № 1. СПб.: Изд-во Константино-Еленинского монастыря, 2008. - С. 45-50.

5. Пашедко Ю.М. Взаимодействие православных монастырей с государственными воспитательными, образовательными и досуговыми учреждениями в процессе социально-культурной адаптации детей-сирот [Текст]/Ю.М. Пашедко//Духовно-нравственная культура России: Материалы IX Славянского научного собора «Урал. Православие. Культура». - Челябинск: Изд-во Челябинской Гос. академии культуры и искусства, 2011. - С. 81-87.

6. Пашедко Ю.М. Особенности социально-педагогической деятельности православных монастырей [Текст]/Ю.М. Пашедко//Вестник СПбГУКИ. -Выпуск №1.-2012.-С. 115-118.

7. Пашедко Ю.М. Преемственность традиций благотворительно-просветительной деятельности православных монастырей в работе с детьми-сиротами [Текст]/Ю.М.Пашедко // Современные социально-культурные процессы: Материалы научно-практической конференции 24-25 апреля, 2012. — Советск. - СПб.: «Атташе», 2012.-С. 141-145.

8. Пашедко Ю.М. Традиционные формы социально-культурной адаптации детей-сирот в воспитательных учреждениях при православных монастырях [Текст]/Ю.М. Пашедко // Линтула: сб. научных статей: [материалы научной конференции V Линтуловских чтений 2011 г.]. Вып. 5 - Санкт-Петербург: ООО «Береста», 2012. - С. 88-93.

9. Пашедко Ю.М. Социально-культурные технологии и духовно-ориентированные практики в системе социализации воспитанников приютов при православных монастырях [Монография]/Ю.М. Пашедко. - Санкт-Петербург: «КультИнформПресс», 2013.-220 с. - ISBN 978-5-8392-0393-8

Пашедко Юлия Михайловна Интеграция социально-культурных технологий и духовно-ориентированных практик как ресурс социализации личности (на материалах приютов при православных монастырях)

Подписано в печать 19.06.2013г. Формат 60x84/16 П.л. 1,5 Уч.-изд.л.1,5. Тираж 100 экз. Отпечатано в типографии ООО «Турусел» 197376, Санкт-Петербург, ул. Профессора Попова д.38. toroussel@mail.ru

Зак. №13475 от 19.06.2013г.

Текст диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Пашедко, Юлия Михайловна, Санкт-Петербург

Санкт-Петербургский гуманитарный университет профсоюзов

На правах рукописи

Пашедко Юлия Михайловна

Интеграция социально-культурных технологий и духовно-ориентированных практик как ресурс социализации личности (на материалах приютов при православных монастырях)

Специальность 13.00.05 - «Теория, методика и организация социально-культурной деятельности»

Диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук

Научный руководитель: кандидат педагогических наук, доцент

Литвинцева Галина Юрьевна

Санкт-Петербург-2013

СОДЕРЖАНИЕ

Введение....................................................................................3

Глава 1. Теоретические основы социализации детей-сирот в условиях приютов при православных монастырях на основе интеграции духовно-ориентированных практик и социально-культурных технологий...................18

1.1. Социализация детей-сирот как психолого-педагогическая проблема. ..18

1.2. Генезис и развитие традиций благотворительной деятельности православных монастырей как духовно-ориентированных практик................39

1.3. Особенности социализации детей-сирот в приютах при православных монастырях на основе интеграции духовно-ориентированных практик и социально-культурных технологий........................................................64

Выводы....................................................................................96

Глава 2. Организационно-педагогические условия социализации детей-сирот в приютах при православных монастырях на основе интеграции потенциала духовно-ориентированных практик и социально-культурных технологий..................................................................................................................101

2.1. Взаимодействие православных монастырей с государственными образовательными, воспитательными и досуговыми учреждениями в процессе социализации детей-сирот.................................................................101

2.2. Реализация потенциала духовно-ориентированных практик и социально-культурных технологий в деятельности приютов при православных монастырях.....................................................................................126

2.3. Программа социализации детей-сирот на основе интеграции духовно-ориентированных практик православия и социально-культурных технологий. 173

Выводы.....................................................................................194

Заключение.................................................................................199

Список литературы.......................................................................206

Приложения................................................................................229

Введение

Актуальность исследования. Кризис современной семьи имеет ряд негативных последствий, проявляющихся в экономической, социальной, культурной и иных сферах жизни российского общества. Особенно негативно этот кризис сказывается на состоянии детства. В частности, наблюдается рост числа так называемых социальных сирот. К данной категории, в соответствии с действующим законодательством, относятся дети-отказники, подкидыши, дети, родители которых лишены родительских прав или признаны судом недееспособными (при наличии психических заболеваний), дети, чьи родители находятся в местах лишения свободы или их местонахождение неизвестно. Дети таких родителей составляют основной контингент детских домов. На сегодня количество сирот в России составляет от 650 тыс. (госданные) - до 1 млн. (данные Российского детского фонда и других экспертов). Беспризорных детей насчитывается от 2-2,5 млн. (госданные) - до 3-4 млн. (по оценкам Совета Федерации, Прокуратуры РФ и независимых экспертов)1.

Государство прикладывает немалые усилия для решения проблемы социального сиротства. Основной формой в этом выступает детский дом, представляющий собой комплекс организационно-педагогических, социально-экономических, психологических и др. условий и технологий, позволяющих обществу в той или иной мере компенсировать отсутствие семьи детям и подросткам, лишившимся семейной опеки. Однако, несмотря на усилия государства, направленные на создание благоприятных условий для осуществления образовательно-воспитательного процесса, социальной защиты, материального обеспечения и развитие приоритетных форм обустройства детей-сирот (опека, усыновление, попечение), остается много проблем. В их разрешении принимают участие различные социальные слои и силы, в числе которых - благотворительные организации и фонды, общественные организации, инициативные группы, церковь. Одним из зримых проявлений активного участия церкви в решении проблем социального сиротства является

1 Евгения Сухова Вспомнить и не забыть. Информац. агентство «Актуально», 13 марта 2013 г. [Электронный ресурс]1игр://акша1п0.ги/\ас\\'/ги/50с1еСу/4335

создание при православных монастырях приютов. Основной ресурс этих учреждений - гуманистический подход к воспитанию детей, основанный на исторически сложившихся традициях и духовно-ориентированных практиках православной церкви, реализующих социализирующий потенциал православия.

В то же время анализ опыта функционирования приютов при православных монастырях показывает, что эти учреждения не могут пока обеспечить полноценную социализацию воспитанников. Основная проблема состоит в том, что организационно-педагогические условия этих приютов не в полной мере соответствуют индивидуальным потребностям личности ребенка и современным требованиям психолого-педагогической науки. В итоге воспитанники приюта, в силу специфики учреждений интернатского типа и традиционной замкнутости монастырского уклада оказываются на периферии социального пространства, практически утрачивая актуальную связь с остальной частью общества, что существенно снижает социализационную составляющую воспитательного процесса. В этом случае можно говорить об их социальном исключении (социальной эксклюзии), под которым Э. Гидденс понимал «механизм, отделяющий группы людей от главного социального потока»2. Социальная депривация в сиротских учреждениях обусловливает неполноту эмоциональной жизни, вызывает у ребенка различные психические расстройства: наблюдается тенденция либо к понижению активности, ведущая к апатии, либо к гиперактивности, с уходом в асоциальную и криминальную деятельность; неумение создавать прочные эмоциональные привязанности; отсутствие мотивации к творческой самореализации - все это свидетельствует о наличии так называемых дефектов социализации.

В то же время теория и методика социально-культурной работы с детьми и подростками накопили значительный технологический потенциал, который может быть успешно реализован в процессе социализации подрастающего поколения в условиях приюта. Таким образом, сегодня актуальной становится проблема интеграции различных духовных практик, накопленных православной церковью, способствующих духовно-нравственному, социальному становлению

2 Giddens A. The Third Way. The Renewal of Social Democracy. - Cambridge: Polity Press, 1998. P. 105.

личности и социально-культурных технологий, обеспечивающих усвоение социальных ролей, норм, образцов поведения, установок, обычаев, культурных традиций и т.д., что в итоге позволит создать условия для развития личностного, ценностного, творческого потенциала ребенка.

Проблема исследования определяется тем, что социализация представляет сложный, протяженный во времени двуединый процесс, включающий, с одной стороны, усвоение высших смыслов, целей и ценностей бытия, с другой - овладение определенным спектром социальных ролей на инструментальном уровне, что позволяет человеку стать полноценным членом социума. В аспекте рассматриваемой проблемы обнаруживаются противоречия: а) между значительным потенциалом православия в обеспечении духовной составляющей социализации как осознания воспитанником своего места в мире и обществе, своего духовного назначения - с одной стороны, и невозможностью его эффективной реализации в силу социальной эксклюзии воспитанников, обусловленной спецификой монастырского уклада - с другой стороны; б) между объективными возможностями социально-культурных технологий в обеспечении «ролевой» социализации воспитанников приютов и степенью реализации этих возможностей в реальной практике учреждений интернатского типа при православных монастырях.

Цель исследования заключается в разработке и реализации концепции социализации детей-сирот в условиях приютов при православных монастырях, основанной на интеграции духовно-ориентированных практик и социально-культурных технологий.

Задачи исследования:

1. Раскрыть психолого-педагогические особенности и структуру процесса социализации детей-сирот в условиях приюта.

2. Выявить социализирующий потенциал духовно-ориентированных практик православия, реализуемых в воспитательной деятельности приютов при монастырях.

3. Проанализировать сложившиеся в теории и практике социально-культурной деятельности подходы и технологии социализации

подрастающего поколения.

4. Разработать и апробировать программу социализации детей-сирот в приютах при монастырях на основе интеграции духовно-ориентированных практик православия и социально-культурных технологий.

5. Определить условия реализации программы социализации детей-сирот на основе интеграции духовно-ориентированных практик православия и социально-культурных технологий.

Объект исследования - приют при православном монастыре как среда социализации детей сирот;

Предмет - организационно-педагогические условия интеграции духовно-ориентированных практик православия и социально-культурных технологий как ресурса социализации воспитанников приюта при монастыре.

Степень разработанности проблемы. Изучение проблемы социализации детей-сирот в условиях приютов при православных монастырях носит междисциплинарный характер и затрагивает различные области научного знания: философии, педагогики, психологии, прикладной культурологии, истории православной церкви, теории и методики социально-культурной деятельности, антропологии.

Религия и церковь как общественные институты исследовались в работах многих классиков философской мысли. В зарубежной социологии этими проблемами занимались такие ученые, как Г.Спенсер, Д.Белл, Э.Дюркгейм, Л.Леви-Брюль, К.Леви-Строс и др. В отечественной социологии и философии данная тема стала предметом анализа в работах Ю.П.Андреева, В.И.Гараджи,

B.И.Добренькова, Б.К.Малиновского, М.С.Комарова, А.А.Радугина, И.Н.Яблокова, Д.Е.Мануйловой и др.

Осмыслению духовной и нравственной роли Русской православной церкви посвящены работы российских религиозных философов (Н.А.Бердяева,

C.Н.Булгакова, Н.О.Лосского, В.С.Соловьева, С.Л.Франка и др.) и богословов Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, протоиерея А.Меня, митрополита Питирима, игумена Иоанна (И.Н.Экономцева) и др., нравственно-религиозные искания Ф.М.Достоевского, Л.Н.Толстого.

Проблема социализации исследуется в зарубежной и отечественной науке. Вопросы, связанные с интернализацией опыта культуры подрастающими поколениями, которые усваивают статусы и роли на стадии онтогенеза личности, рассматриваются Ф.Гиддингсом, Э.Дюркгеймом, Т.Парсонсом (модель социальной системы), Г.Тардом, Н.Смелзером, Д.Г.Мидом (концепция интеракционизма), А.Кинзи, З.Фрейдом (половая социализация) и др. В отечественной социологии эту тему освещали А.В.Мудрик, И.С.Кон, С.В.Полутин, Е.В.Руденский (дефекты социализации) и др.

Педагогические возможности социально-культурной деятельности в развитии формирующейся личности и механизм включения ее в ценностный мир культуры были исследованы в работах М.А.Ариарского, А.С.Запесоцкого, С.Н.Иконниковой, Т.С.Киселевой, Ю.Д.Красильникова, С.Н.Красновой, А.П.Маркова, Б.А.Титова, В.Е.Триодина, Э.В.Соколова, А.З.Свердлова и др.

Накопленный отечественными педагогами и психологами опыт в области социализации и реабилитации детей-сирот, способствующих их социальной инклюзии, нашел свое отражение в работах К.А.Абульхановой-Славской, И.Е.Байтингера, И.А.Бобылевой, Л.И.Божович, М.И.Буянова, Л.Н.Галигузовой, О.А.Дорожкиной, И.В.Дубровиной, Н.П.Ивановой, Г.М.Иващенко, Л.С.Кочкиной, М.И.Лисиной, В.С.Мухиной, Л.Я.Олиференко, В.Н.Ослон, Т.Н.Поддубной, А.О.Поддубного А.М.Прихожан, А.Г.Рузской, Н.Н.Толстых, Е.Н.Сорочинской, О.В.Степанова, Е.Е.Чепурных, В.И.Шишовой, Т.И.Шульги и др.3

Актуальность педагогического осмысления духовно-нравственного наследия православного воспитания раскрывают архиепископ Вологодский и Тотемский Никон (Рождественский), Н.А.Бердяев, И.И.Бецкой, Ю.В.Василькова, Н.Я.Данилевский, К.Зелинский, И.Ильин, Д.С.Лихачев, К.П.Победоносцев, М.В.Разина, В.Я.Стоюнин, В.С.Соловьев, А.З.Свердлов, К.Д.Ушинский, Г.П.Федотов и др.

jCm., например: Мухина B.C. Особенности развития личности детей, воспитывающихся в интернатных учреждениях. Воспитание и развитие детей в детском доме. - М., 1996; Поддубная Т.Н., Поддубный А.О. Управление системой социальной защиты детства. - Ростов н/Д, 2005; Сорочинская E.H. Словарь-справочник по курсу «Социальная педагогика». - Ростов н/Д, 1998; Чепурных Е.Е. Преодоление социального сиротства в России в современных условиях // Сироты России: право ребенка на семью. - М., 2001.

Значительный интерес представляют исследования последних лет (М.С.Астоянц В.В.Бобров, О.Ю.Бреская, Л.Д.Гулина, А.И.Матвеева, Н.А.Сытых, Д.Р.Торосян и др.), посвященных различным аспектам социализации в условиях учреждений интернатского типа, а также роли православия в социализации4.

Однако в исследованиях указанных авторов раскрываются лишь отдельные аспекты проблемы социализации детей-сирот в условиях различных воспитательных учреждений.

Анализ специальной литературы и результаты предварительного исследования позволили сформулировать гипотезу, которая состояла в том, что процесс социализации детей-сирот в приютах при монастырях будет эффективным при условии интеграции:

- потенциала духовно-ориентированных практик православия, базирующихся на исторически сложившихся традициях благотворительной деятельности, включающей духовное наставничество, формирование созидательных способов удовлетворения собственных потребностей воспитанников и оказания помощи ближним, конструктивного характера соотношения в удовлетворении внутриличностных потребностей и взаимоотношений с окружающими субъектами, что определяет духовную направленность развития личности и ценностное восприятие выполняемой социальной роли;

- социально-культурных технологий, обеспечивающих освоение воспитанниками всего репертуара социальных ролей, позволяющих им стать полноценными членами социума, способствующих удовлетворению и развитию различных потребностей детей-сирот, стимулированию их

4Астоянц М.С. Социальное сиротство: условия, механизмы и динамика эксклюзии (Социокультурная интерпретация) - Автореф. дисс. ... доктора социол. н. - Ростов-н/Д., 2007; Бобров В.В. Социализирующая роль русской православной церкви. - Автореф. дисс. ... канд. филос. н. - Саранск, 2005; Бреская О.Ю. Православная церковь в процессе социализации личности в период трансформации: на материалах республики Беларусь. - Автореф. дисс. ... канд. социол. н. - М., 2004; Гулина Л.Д. Детский дом как институт социализации осиротевших детей. - Автореф. дисс. ... канд. социол. н. - Уфа, 2011; Матвеева А.И. Духовная социализация как проблема социальной философии. — Автореф. дисс. ... доктор филос. н. - Челябинск, 2011; Сытых H.A. Социальное воспитание и социализация человека в неоптимальных общественных условиях. - Автореф. дисс. ... канд. филос. н. - Барнаул, 2009; Торосян Д.Р. Роль религиозного фактора, традиционных, духовно-нравственных ценностей в социализации российской молодежи в условиях глобализации. - Автореф. дисс. ... канд. социол. н. - М., 2010 и др.

социально-культурной активности и реализации творческого потенциала.

Методология исследования основывалась на: положении о ведущей роли мотивационно-потребностной сферы в процессе социализации личности (К.А.Абульханова-Славская, Л.И.Божович, Л.С.Выготский, И.С.Кон, С.Л.Рубинштейн, Д.Б.Эльконин); концепции непреходящего значения ценностей православной культуры в духовно-нравственном воспитании (И.И.Бецкой, И.А.Ильин, К.П.Победоносцев, В.Я.Стоюнин, К.Д.Ушинский). Анализ социализации, как предмета научного познания осуществлялся на основе теорий Г.Ю.Айзенка, Г.Гартмана, Г.Спенсера, Э.Эриксона. Существенное значение в раскрытии педагогического потенциала социально-культурной деятельности в процессе социализации личности имеют исследования М.А.Ариарского, М.С.Бережной Т.Г.Киселевой, А.П.Маркова, А.З.Свердлова, Б.А.Титова, В.Е.Триодина. Существенную роль в определении методологических позиций автора сыграла теория педагогической поддержки и заботы, разработанная Т.Анохиной и О.С.Газманом.

Процесс осмысления просветительной деятельности православных монастырей с точки зрения ее социализирующего воздействия на личность строился на основе положений и выводов, содержащихся в трудах В.В.Агафоновой, П.И.Зыря