автореферат и диссертация по педагогике 13.00.05 для написания научной статьи или работы на тему: Организационно-педагогические основы социальной адаптации учреждений культуры к новым экономическим условиям
- Автор научной работы
- Булатова, Светлана Николаевна
- Ученая степень
- кандидата педагогических наук
- Место защиты
- Москва
- Год защиты
- 1998
- Специальность ВАК РФ
- 13.00.05
Содержание диссертации автор научной статьи: кандидата педагогических наук, Булатова, Светлана Николаевна, 1998 год
Введение
Глава 1. Социальная адаптация учреждений культуры к новым экономическим условиям как научная и практическая проблема
1.1. Сущность социальной адаптации учреждений •культуры в условиях современной экономической ситуации
1.2. Целевая комплексная программа как средство социальной адаптации учреждений культуры
1.3. Воздействие психолого-педагогического фактора на социальную адаптацию учреждений культуры
Глава 2. Формирование организационно-педагогических основ социальной адаптации учреждений культуры к новым экономическим условиям
2.1. -Целевые комплексные программы: сравнительный анализ и оценка
2.2. Уровень психолого-педагогической готовности персонала к деятельности в современных экономических условиях
2.3. Технология разработки целевой комплексной программы как организационно-педагогическая основа социальной адаптации
Введение диссертации по педагогике, на тему "Организационно-педагогические основы социальной адаптации учреждений культуры к новым экономическим условиям"
Изменения, коснувшиеся в последнее время всех сторон экономической, политической, общественной жизни людей, переход к демократизации и обновлению духовно-нравственной сферы имеют непосредственное отношение к социально-культурной сфере.Становление рыночных отношений диктует свои правила и нормы поведения, учёт которых в повседневной практике учреждений культуры выступает как необходимое условие, помогающее обрести им достойное место в современной жизни, "выжить" в жесткой конкурентной борьбе.
Переориентация, приспособление к складывающимся рыночным отношениям наиболее трудны для отрасли, которая относится к непроизводственной сфере. Государственные учреждения культуры*, привыкшие к гарантированной бюджетной поддержке, оказались в тяжелейших экономических условиях. Они болезненно реагируют на новую экономическую обстановку. Многие предприятия, ранее гордившиеся своими дворцами .культуры, библиотеками, творческими коллективами, любительскими объединениями, по объективным, а нередко, субъективным причинам отказываются выделять средства на их поддержание. Многие профсоюзные организации и трудовые коллективы закрывают, продают, сдают в аренду или превращают в склады свои учреждения культуры.
В сложных условиях экономического реформирования бюджетное ассигнование, получаемое от государства все больше отстает от финансовых потребностей учреждений культуры. Средств, получаемых учреждениями культуры от платных услуг, недостаточно для покрытия их расходов. Это обусловленно как снижением потребительской активности В соответствии с Гражданским кодексом РФ термины учреждение и организация используются равнозначно. Поэтому мы употребляем термин учреждение как синоним организация (6,71). населения в социально-культурной сфере в силу его крайнего обнищания, так и неспособностью учреждений культуры приспосабливаться к меняющейся коньюктуре рынка. Всё это отбрасывает учреждения культуры на периферию общественной жизни.
Ученые (84, С.190) отмечают, что культура запаздывает с внедрением механизмов аккумуляции и перераспределением средств, адекватных рыночной экономике. Система всеобъемлющего прямого бюджетного финансирования сферы культуры оказалась несостоятельна в условиях перехода к рынку. Когда практика, пусть даже остаточного финансирования культуры, разрушается, а альтернативные источники еще не сформировались, и население в условиях становления рыночных отношений нищает, культура оказывается в экстремальной ситуации. Если еще совсем недавно обсуждался вопрос о совместимости рыночных механизмов и культуры, то сегодня встает вопрос о выживаемости культуры в новых экономических условиях. Особо остро ощущается неготовность работников культуры лично включиться в рыночные отношения. В этом мы видим самое большое препятствие "выживанию" культуры в условиях перехода к рынку. Оно также усиливается неготовностью самого населения в целом к вхождению в рынок.
В результате коммерции социально-культурной сферы общественный статус работников культуры оказывается независимым от их творческих способностей и результатов. Отказ учреждениями культуры от некоммерческих форм деятельности , сокращение объемов услуг, повышение цен, замена бесплатных услуг платными и т.п. ведут к коммерциализации Культуры, вступающей в противоречие с социокультурными и экономическими интересами общества , задерживая развитие культурных потребностей населения. При несовершенстве рынка, недостаточном финансировании культуры государством, неразвитом институте меценатства и благотворительности остро проявляется тенденция сужения видов дея
- 5 тельности, отвечающим общественным интересам.
Однако, было бы неоправдано и несправедливо связывать современное кризисное состояние культуры только с переходом к рыночным отношениям. Современные экономические условия лишь острее выявили те проблемы и противоречия, которые накапливались в этой сфере на протяжении десятилетий. Говоря о новых экономических реалиях, можно отметить, что процесс адаптации осложнился трудностями, связанными с тем, что, во-первых, основные средства отрасли культуры, материально-техническая база очень слаба и непрерывно устаревает. Развиваясь долго по остаточному принципу она не получала достаточных финансовых средств. Во-вторых, в последнее десятилетие требования к организации культурно-досуговой деятельности значительно изменились, а планировка зданий, например, клубных учреждений, выстроенных в прошлые годы, не соответствует эффективному проведению работы, для которой необходимы соответствующие условия и учет территориальных, демографических и иных факторов. В-третьих, оставаясь в основном на бюджетном финансировании, отрасль имела госзаказ и практически была лишена хозяйственной самостоятельности. Эти причины, естественно, порождали экономическую инфантильность кадров. Как показывает практика, большинство кадров учреждений культуры экономически безграмотны. Система подготовки и переподготовки кадров все еще не достаточно ориентирована на экономическое образование. Это объясняется тем, что проблема рыночной экономики не только в культуре, но во всем народном хозяйстве не разрабатывалась как несоответствующая социалистической экономике и, особенно, природе учреждений культуры. Сейчас перед практиками и теоретиками встает вопрос как эффективнее приспособиться к современным экономическим условиям, определить факторы, которые влияют на процесс адаптации, при каких условиях "выживание" будет проходить менее болезненно для учреждений культуры. Вопрос этот сегодня не только теоретический, но, и в большей степени, практический. Решение многих проблем зависит от качества процесса психологического, педагогического, экономического приспособления учреждений культуры к новым экономическим отношениям. Известно также и то, что этот процесс для каждой личности очень индивидуален, хотя влияние коллективной экономической психологии имеет для нее также большое значение. Не сразу формируется новое экономическое мышление. У каждого этот процесс проходит по-своему: у одних период адаптации к новому короче, у других-труд-нее и длиннее.
Процессы демократизации и вхождения в рыночные отношения в нашей стране совпали и имеют совершенно специфическую форму. Освоение инноваций в профессиональной деятельности учреждениями культуры -весьма сложное явление. То обстоятельство, что долгое время учреждения культуры выполняли социальный заказ одного потребителя в лице правящей партии, не всегда совпадало с удовлетворением запросов широкого круга потребителей, и привело к хроническому недоиспользованию потенциала персонала учреждений культуры, возникновению штампов, стереотипов, шаблонов в работе.
Процесс адаптации идёт медленно. Это в значительной степени обусловлено тем, что на протяжении многих десятилетий проблема функционирования учреждений культуры в условиях рынка, в отечественной науке не разрабатывалась как чуждая социалистической экономике и особенно природе учреждений культуры. Практика также не ставила перед ними подобной задачи. В силу данных обстоятельств разработка проблемы социальной адаптации учреждений культуры к рыночным отношениям становится в настоящее время особенно актуальной не только в теоретическом, но и, в большей степени, практическом плане. Трудности современного этапа заключаются в том, что необходимо решить такие вопросы, как поиск необходимых материальных средств, подготовка компетентных работников культуры, способных быстро реагировать на изменяющуюся обстановку, осуществление перепрофилизации учреждений культуры, конкуренция с другими социальными институтами, повышение своего престижа в глазах населения, создание широкого и пользующегося спросом ассортимента культурных услуг. Практические действия, направленные на решение данных вопросов, обеспечили бы учреждениям культуры наиболее безболезненное "вхождение" в рынок. Данное обстоятельство делает исключительно важной обозначенную проблему, обуславливая правомерность и обоснованность ее выбора в качестве диссертационного исследования.
Степень научной разработанности проблемы. Современную социокультурную ситуацию охарактеризовать однозначно сегодня крайне затруднительно. Последние годы отмечены немалыми экономическими реформами. Они внесли много нового в сферу культуры. Темпы происходящих в ней изменений столь стремительны, что не дают возможности быстрого осознания их позитивных и негативных сторон.
Анализу социально-философских, теоретических, социологических, социально-психологических, экономических проблем культуры посвящена обширная литература.
В условиях формирования рыночных отношений по-иному рассматривают свои действия теоретики и практики культуры, стремятся выработать -новый взгляд на развитие культурных процессов.
Исходное, методологическое значение для диссертационного исследования имеют работы А.И.Арнольдова, Л.С.Жарковой, Т.А.Золотовой, Э. Я. Маркарян, В.М.Межуева, Э.А.Орловой, Э.В.Соколова, Б.Ю. Сорочки-на, посвященные анализу современной ситуации. Расширению источников финансирования отрасли культуры посвящены работы Г.М.Галуцко-го,Г.М.Каранова, Е.Сибирякова, Б.В. Суника; вопросам региональной специфики культурных процессов работы- В. Гуружанова, В.Н.Ивановой, А.И.Чухмановой, Е.Л.Кудриной,
Особый интерес представляют труды культурологов, посвященные анализу отдельных проблем функционирования культурных комплексов с учётом инфраструктуры регионов в период перехода к рынку. Широко известны работы таких ученных, как Л.Э.Зелениной, В.Н.Ивановой, Н.С.Павлюк, Г. Л. Тульчинского, В. В. Туева.
Особое значение для нашего исследования имеют работы Т.Н.Ивле-вой, В. Е. Новаторова, И.А.Свиридова, Ю. А. Стрельцова, посвященные методике работы с персоналом, Анализ внешней и внутренней среды учреждений культуры в период экономического реформирования дан в трудах А.Д.Жаркова, Г. Злотникова, Н.Каштанова, А.В.Соколова, Н.Г.Ча-ган, В.М.Чижикова, С.В.Шишкина, Л.И.Якобсона.
Теоретическому осмыслению проблемы адаптации учреждений культуры к современным экономическим реалиям способствовали работы Г. С. Белова, В. И. Гуданиса, С. Дубовского, Л.В.Кореля, В. С. Панюкова, где представлена теория адаптационного процесса в различных областях деятельности. Методологические аспекты адаптации личности разработаны 3.Е.Менжилиевской, Л.Л.Шпак. Были изучены также исследования , в которых рассматриваются психолого-педагогические и экономические факторы обуславливающие процесс приспособления учреждений культурны к рыночным отношениям (Т.Н.Ивлевой, Е.Л.Кудриной, Л.И.Ру-дич).
Значительный интерес для выявления проблемного поля нашего исследования представляют диссертации Т.В.Бутенко, Э.П.Виткине, А.Н.Жмырикова, в которых затрагиваются вопросы социальной адаптации, психолого-педагогических условий адаптации работников культуры к профессиональной деятельности.
Особого внимания заслуживают также диссертационные исследования последних лет: Ю.Г.Волкова, Е.Л.Кудриной, Н.В.Серёгина, С.В.Ов-дей, затрагивающие проблемы социокультурной адаптации учреждений культуры и молодых специалистов.
Оценивая весьма значительный вклад авторов в разработку данной проблемы, необходимо отметить, что процесс адаптации учреждений культуры в период радикальной экономической реформы и демократизации общественной жизни не стал еще предметом широкого исследования. Все предыдущие исследования не связывали процесс адаптации с эффективностью использования накопленного регионального ресурсного по-тенцйала. Не выявлена роль педагогической, психологической готовности работников отрасли культуры к деятельности в современной экономической ситуации.
Предварительный анализ проблемы позволил сформулировать гипотезу исследования, исходящую из того, что:
- процесс социальной адаптации учреждений культуры к новым экономическим условиям протекает по-разному и имеет свои этапы,временной период которых зависит от многих факторов, таких как состояние материально-технической базы; наличия финансовых ресурсов и выборов путей их расширения; профессиональной, психологической и экономической подготовленности кадров; стратегии и тактики регионального органа управления. Каждое учреждение культуры вырабатывает собственную тактику и стратегию адаптационного поведения в новых экономических условиях;
- целевая комплексная программа выступает средством адаптации учреждений культуры региона к новой экономической ситуации и даёт возможность интегрировать все виды культурной деятельности. В ходе адаптации целевая комплексная программа развития культуры региона позволит сбалансировать потребности и интересы населения с деятельностью учреждений культуры , рационально использовать ресурсы.
Учитывая научную и практическую значимость данной проблемы, принимая во внимание ее недостаточную разработанность в выбранном нами.педагогическом аспекте, в качестве объекта исследования взята-социальная адаптация учреждений культуры к новым экономическим условиям. Предмет исследования- организационно-педагогические основы социальной адаптация учреждений культуры. Цель исследования- на основании анализа процесса социальной адаптации учреждений культуры представить технологию разработки целевой комплексной программы.
Реализация поставленной цели предполагает решение следующих задач:
1. Рассмотреть сущность, специфику, этапы социальной адаптации учреждений культуры к новым экономическим условиям в свете современных научных взглядов на проблему.
2. Исследовать динамику адаптационного процесса и реакцию учреждений культуры на изменение экономических отношений и способов деятельности на каждом этапе адаптации.
3. Раскрыть сущность целевой комплексной программы как средства адаптации учреждений культуры к современной экономической ситуации.
4. Провести сравнительный анализ и оценку целевых комплексных программ районов Кемеровской области.
5. Выявить роль психолого-педагогического фактора в процессе социальной адаптации учреждений культуры.
6. Проанализировать психолого-педагогическую готовность персонала к деятельности в современных экономических условиях.
7. Предложить технологию разработки целевых программ.
Методологическую основу диссертационного исследования составили: государственные нормативные акты- Закон Российской Федерации "Основы законодательства Российской Федерации о культуре"(1992 г.), Федеральный Закон "О библиотечном деле" (1994 г.), "Основные положения перевода учреждений культуры на новые условия хозяйствования" (1989 г.); работы (В.Г.Афанасьева, Л.Берталанфи, В.Н.Садовского, Э.Г.Юдина) по системному подходу и возможности его применения к социальной адаптации учреждений культуры; теоретические исследования (В.П.Казначеева, И.Д.Калайкова, Б.Карлофа), в которых адаптация рассмотрена с позиций различных научных подходов.
Научная новизна и теоретическая значимость состоит в том, что рассмотрена проблема, которая ранее не была предметом широкого и самостоятельного исследования и обусловлена отсутствием специальных работ по проблеме социальной адаптации учреждений культуры региона к новым экономическим условиям. В результате:
- определена сущность и специфика процесса адаптации учреждений культуры к новым экономическим условиям в свете современных научных взглядов на проблему;
- рассмотрена динамика адаптационного процесса и охарактеризованы реакция учреждений культуры на изменение экономических отношений и способы их деятельности на каждом этапе адаптации;
- раскрыта сущность целевой комплексной программы как средства адаптации учреждений культуры к современной экономической ситуации;
- показана роль психолого-педагогического фактора в процессе адаптации учреждений культуры. Результативность процесса адаптации зависит от степени психолого-педагогической готовности специалистов сферы культуры к деятельности в новых экономических условиях;
- дана характеристика региональных целевых комплексных программ с позиций их активного воздействия на адаптационные процессы в социально-культурной сфере;
- разработаны технологические приёмы составления региональных комплексных программ, обеспечивающие результативность процесса
- 12 социальной адаптации учреждений культуры.
Методы исследования. В ходе исследования использовались теоретические и эмпирические методы: теоретический анализ для определения целей и задач педагогического процесса в учреждениях культуры, направленного на формирование адаптационных условий к современной экономической ситуации, метод генетического анализа- для изучения общей динамики объекта, практики работы учреждений культуры на пути к рынку, метод системного анализа, позволяющий рассмотреть диалектику процесса адаптации учреждений культуры региона; метод сравнительного анализа, основой которого стало сопоставление различных точек зрения и взглядов на проблемы культуры, на психолого-педагогические и экономические условия адаптации учреждений культуры.
На различных этапах исследования применялись методы, которые наиболее конкретно отвечали исходной цели и задачам исследования научного поиска: социологические (анкетирование, опрос, контент-анализ документальных источников) , деловые игры.
•Базой исследования послужили учреждения культуры Кемеровской области и Красноярского края, в частности, библиотеки и учреждения культуры клубного типа Уярского района Красноярского края, Железнодорожного района города Красноярска, Кемеровского района Кемеровской области. Курсы повышения квалификации работников культуры Кемеровской области. Органы представительной и законодательной власти города Белово Кемеровской области. Факультеты культурологический и художественно-педагогический Кемеровского государственного института искусства и культуры.
•Методика исследования. Исследование осуществлялось в три этапа на основе комплексного подхода к решению научно-исследовательских задач (1990-1996 г.)
На первом этапе исследования (1990-1993Г.) разработаны подходы и сформирована рабочая гипотеза процесса социальной адаптации учреждений культуры к условиям экономического реформирования как предмета педагогического исследования, программа исследования и инструментарий.
Содержанием второго этапа (1993-1995г.) явилось участие в разработке экспериментальных прикладных программ развития Кемеровской, области и Красноярского края.
На заключительном третьем этапе ( 1995-1997г.) сделаны выводы по теоретической и практической частям работы, разработаны технологические приёмы составления целевых комплексных программ.
Практическая значимость работы заключается в том, что предложены этапы социальной адаптации учреждений культуры к новым экономическим условиям и технология разработки целевой комплексной программы, которые используются учреждениями культуры Кемеровской области и Красноярского края.
Работа проводилась в рамках ряда исследований научного и прикладного характера по заказу Кемеровского государственного института искусства и культуры, администрации Кемеровской области. Программа исследования была одобрена департаментом культуры и искусства Администрации Кемеровской области. Результаты исследования были представлены на конференции "Сибирское Соглашение по проблемам культуры" (Красноярск 1996 г.), краевых и областных научно-практических конференциях работников культуры.
Теоретические подходы и методические аспекты работы находят применение при проведении занятий, в учебном курсе "Основы экономики нематериальной сферы", со студентами культурологического факультета Кемеровского государственного института искусства и культуры, при написании курсовых и дипломных работ.
Предложенные автором теоретические и практические аспекты решения проблемы адаптации учреждений культуры к новым экономическим условиям были использованы в программах по переподготовке и обучению кадров в системе повышения квалификации работников культуры и искусства Кемеровской области и Красноярского края.
Апробация результатов исследования осуществлялась в ходе выступления на научно-теоретических и научно-практических конференциях республиканского и областного уровней: "Взаимодействие территориальных органов культуры разных уровней в проведении культурной политики: проблемы, перспективы, решения" (г.Красноярск, 1995 г.), "Культура и общество: возникновение новой парадигмы" (г.Кемерово, 1995г.), "Проблемы адаптации социально-культурной сферы к рыночной модели хозяйства (г.Челябинск, 1996г.), "Проблемы формирования специалиста в системе высшего гуманитарного образования" (г.Санкт-Петербург, 1996г.).
Положения, выносимые на защиту:
1. Теоретическое обоснование сущности, специфики и этапов социальной адаптации учреждений культуры к новым экономическим условиям, необходимость выработки каждым учреждением культуры собственной стратегии деятельности на перспективу и определение адаптационно гибкой тактики поведения.
2. Социальная адаптация учреждений культуры к новым экономическим условиям возможна через целевые комплексные программы. Использование целевых комплексных программ в качестве средства социальной адаптации учреждений культуры к современной экономической ситуации будет способствовать: а) выявлению, комплексному анализу проблем учреждений культуры и поиску путей их решения; б) координации усилий различных партнёров и соисполнителей целевых комплексных программ, являющихся экономической (конкретная смета, обосновывающая возможность реализации программной деятельности) и правовой (в виде договора) гарантией защиты интересов потребителей, защищает профессиональные права работников учреждений культуры, давая возможность работать им на конкретный культурный проект; в) внедрению целевых комплексных программ, в рамках которых решаются адаптационные проблемы учреждений культуры региона. Целевые комплексные программы позволят учреждениям культуры целенаправленно и эффективно использовать дополнительные государственные инвестиции в культуре.
3. Технология разработки целевых комплексных программ требует выстраивания четкой структуры и взаимосвязи элементов операций, что обеспечивается оптимально выбранной технологией.
4. Адаптация учреждений культуры должна рассматриваться как специально организованный социально-педагогический процесс, что предполагает психолого-педагогическую готовность кадров к деятельности в современных экономических условиях. Формирование степени психологической готовности кадров является задачей педагогической. Она заключается в реализации персоналом учреждений культуры своих творческих возможностей посредством обучения и достижения соответствующего уровня профессиональной подготовленности. Будущие специалисты должны обладать не просто суммой знаний, полученных в вузе, но и'быть компетентными, способными самостоятельно ставить и решать экономические, управленческие и психологические задачи.
Структура диссертации подчинена целям и задачам исследования. Она состоит из введения, 2-х глав, заключения, списка использованной литературы и приложений. В работе содержатся таблицы и графики, рисунки и схемы, анкеты.
Заключение диссертации научная статья по теме "Теория, методика и организация социально-культурной деятельности"
- 163 -ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В диссертации раскрывается процесс социальной адаптации учреждений культуры к современным экономическим условиям. Перемены, происходящие во всех сферах жизнедеятельности страны, находят свое отражение в деятельности учреждений культуры. Развивающиеся рыночные отношения в экономике заставили учреждения культуры взглянуть на свою деятельность по-иному, с позиции нового современного экономического мышления, дали возможность принимать решения, адекватные современной экономической ситуации. Несомненно, благодаря этим изменениям стал реален не диктат из центра, а ориентация на ведущую роль территориальных культурных инициатив. Следует отметить, что культурно-досуговая деятельность населения регионов представляет собой высокие образцы уникального всенародного творчества, которые не возможно не учитывать. Поэтому одним из важнейших и решающих факторов социальной адаптации учреждений культуры в новых экономических условиях должна стать стратегия и тактика регионов, где особая роль отводится региональным перспективным культурным программам, которые позволили учреждениям культуры более рационально использовать имеющиеся ресурсы, конкретизировать цели и задачи учреждений культуры на определенный период с учетом нового содержания культурных потребностей и запросов населения.
Развитие территориальной самостоятельности и, в определенной мере, ослабление отраслевого влияния, прямым образом, влияют на изменение деятельности учреждений культуры, заставляя их изучать и приспосабливаться к происходящим процессам в культуре. Поэтому вполне реально на повестку дня выдвигается вопрос о поиске эффективных способов "выживания" учреждений культуры в этих условиях.
Значимость проблемы определяется также и тем, что она напрямую
- 164 связана с социальной адаптацией кадров учреждений культуры к современным экономическим реалиям. Ведь от уровня готовности персонала к деятельности будет зависить качество и темпы социальной адаптации учреждений культуры к новым экономическим условиям.
Исследование, проведенное на базе научного познания, дает основание для ряда выводов научного характера:
1. Адаптационный процесс учреждений культуры к новым экономическим условиям имеет 5-ть этапов, которые обусловлены состоянием экономики страны: нулевой реакции на рыночные отношения; социального шока; мобилизации адаптивных резервов; реакции на вызов среды, стабилизации. Адаптационный период проходит для каждого учреждения культуры по-разному. Это может зависеть от многих факторов, таких как: . состояние материально-технической базы; наличия материальных ресурсов и путей их расширения; профессиональной, психологической и экономической подготовленности кадров; стратегии и тактики территориального звена управления учреждениями культуры. Современная ситуация требует выработки каждым учреждением культуры своей адаптационной тактики и стратегии поведения в новых экономических условиях. Темпы, последовательность процесса адаптации будет зависеть от того, какую модель хозяйственного поведения выбирает учреждение культуры: консервативного поведения, активного приспособления как наиболее выгодного для себя поведения.
2. Аналих публикаций последних лет показал,что на социальную адаптацию учреждений культуры оказывают влияние внутренние и внешние факторы, которые могут носить интенсивный и экстенсивный характер. К интенсивным мерам адаптации учреждений культуры относят внедрение инноваций, инвестиции в рационализацию услуг, совершенствование менеджмента; интенсивные меры, вне учреждений культуры-это различные способы повышения платежеспособности, установления связи с другими организациями культуры, меры государственного стимулирования . Экстенсивными внутренними мерами являются диверсификация, инвестиции в расширение производства услуг, связи с рынком, ценовая политика; вне учреждений культуры- межфирменные связи в области производства и предоставления услуг и продуктов.
3. Адаптационный процесс- явление многранное, который имеет уже свои'положительные результаты. Обозначился аспект адаптирования в новых экономических условиях- уровень готовности персонала к деятельности. Следует отметить, что проведенное социологическое исследование позволило проследить в динамике психолого-педагогические, экономические и профессиональные изменения, происходящие в поведении кадров.
4. В качестве первоочередных мер по выживанию учреждений культуры в новых условиях хозяйствования станет отказ от стереотипов в содержании деятельности в пользу форм работы, ориентированных на освоение приёмов и способов социальной адаптации к современным условиям, ориентации на передовые стандарты и образцы.
5. Как убеждают результаты исследования, адаптация учреждений культуры будет более эффективной при внедрении системы связей и конструктивного диалога с общественностью, и с властными структурами, в частности, в целях утверждения принципа равенства учреждений культуры в иерархии социальных институтов.
6. Решение многих проблем культуры региона зависит от понимания культурной ситуации руководителями всех уровней, решающих судьбу регионов. Культурное сопровождение руководителей, взаимодействие с ними, деловое партнерство в вопросах их культурной жизни и их семей, позволит учреждениям культуры достигать значительных результатов в организации культурной жизни как районов, городов так и трудовых коллективов в целом.
- 166
7. В современной ситуации социальная адаптация учреждений культуры к условиям экономического реформирования во многом зависит от деятельности организации культуры, ее материально-технической базы, от уровня профессиональной подготовки кадров, организации и стимулирования труда. Адаптационный процесс учреждений культуры имеет уже свои положительные результаты, так как меняется экономическое мышление кадров; учреждения культуры и их специалисты усваивают основные элементы рыночной экономики; обозначен параметр психологического восприятия рынка. Одним из результатов является и переоценка личных качеств, необходимых сегодняшнему руководителю. Психологическая готовность кадров- отказаться от груза прежних представлений и попыток старыми методами, осуществлять новые задачи, стоящие перед учреждениями культуры.
8. В условиях децентрализации управления наиболее устойчивым структурным образованием и средством интеграции всех видов культурной деятельности, ориентированной на конечный результат, становятся целевые комплексные программы.программы, одной из целей которых является социальная адаптация учреждений культуры к новым экономическим отношениям через создание условий для развития единой системы культуры. Предполагаемый итог реализации целевых комплексных программ- это то, что учреждения культуры в большей степени смогут за счёт целенаправленной деятельности более успешно реализовать свои проблемы, в том числе адаптационные.
9. Формирование целевых программ связывается с необходимостью изменения условий функционирования учреждений культуры. Необходим новый подход, глубокий и всесторонний анализ состояния работы учреждений культуры, с целью выявления приоритетов в деятельности и их поэтапного решения. На сегоднешний день перечень мероприятий в программах ориентирован на поиски новых приоритетных путей улучше
- 167 ния организации деятельности учреждений культуры.
10. В ходе социальной адаптации целевая комплексная программа развития культуры позволит сбалансировать потребности и интересы населения, рационально использовать ресурсы регионов. Целевая программа станет конкретной формой проявления региональной культурной политики, на основе учета конкретных особенностей: социально-экономических, демографических, природно-климатических, этнических.
И. Освоение приёмов разработки целевой комплексной программы требует применения современных технологий. Целевая комплексная программа дополнит разработку отраслевых и региональных планов; прояснит систему факторов, определяющих развитие культуры в регионе; позволит координировать усилия различных партнёров и соисполнителей; будет являться экономической, правовой гарантией защиты интересов конкретных групп населения и потребителей; защитит профессиональные права работников культуры, давая возможность работать им на конкретный культурный проект.
Перечисленные основные выводы, вытекающие из диссертации, имеют не только теоретическое, но и практическое значение, что особенно важно для учреждений культуры в новых экономических условиях. Опираясь на теоретические результаты исследования, представляется целесообразным сформулировать следующие практические рекомендации: 1. Учитывая сложность, многогранность и актуальность темы, следует обратить внимание на необходимость дальнейшей проработки аспектов проблемы социальной адаптации учреждений культуры к новым экономическим условиям. Выполнение этой рекомендации требует объединения научных и практических работников по разработке средств и способов социальной адаптации учреждений культуры. Считаем целесообразным создание постоянно действующей научно-исследовательской лаборатории на базе вузов культуры, при Комитетах по делам культуры и искусства, отделах культуры и иных органов управления культурой для разработки и внедрения программ по социальной адаптации учреждений культуры.
2. Для эффективной работы по социальной адаптации учреждений культуры и кадров к новой экономической ситуации органам управления культурой и искусством городов и районов необходимо создать условия, направленные на повышение социально-психологической готовности работать в новых экономических условиях.
3. Социальная адаптация учреждений культуры и кадров к новой экономической ситуации будет более эффективной при внедрении системы связей с общественностью, повышающей престиж организаций культуры и кадров, что в свою очередь поможет обществу лучше понять их ценность, а значит адекватно их финансировать и стимулировать труд. Перед органами управления культурой и искусством городов и районов Кузбасса следует поставить вопрос о необходимости перестройки их функциональной структуры, в которой должны появиться отделы и специалисты, занимающиеся вопросами связи с общественностью. Причем, не эпизодически, от случая к случаю, а постоянно.
4. Разработке целевых комплексных программ, как одному из средств социальной адаптации, должен предшествовать анализ, направленный на выявление приоритетных проблем культуры. На стадии утверждения программ часто отсутствуют надежные критерии их отбора, распределения финансовых ресурсов. Для устранения этих недостатков необходимо создать банк информационных данных, включающий программы всех уровней от федеральных до локальных. Все согласованные проекты программ должны пройти всестороннюю экспертизу, с привлечением независимых экспертов.
- 169
Список литературы диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Булатова, Светлана Николаевна, Москва
1. Аверьянов А.Н. Системное познание мира: Методологические проблемы. М.: Политиздат, 1985.С. 263.
2. Аганбегян А.Г.,Раппорт B.C., Речин В.Д. и др. Клуб директоров: опыт программно-целевого управления предприятием. -М.: Экономика, 1989.-255с.
3. Академия рынка: маркетинг: Пер. с фр. /А.Дайан, Ф. Букерель и др.; Науч.ред. А. Г. Худокормов.- М.: Экономика, 1993,- С. 572.
4. Алаев Э.Б. Социально-экономическая география. Понятийно-терминологический словарь. М.: Мысль, 1983.
5. Алаев Э.Б. Экономико-географическая терминология.М.: Мысль,1977.
6. Алёхин А.П., Козлов Ю.М. Административное право РФ. Часть 1. Сущность и основные институты административного права. Учебник. М. : ТЕИС , 1994.
7. Артамонова Л.Чтобы "Заря" не погасла./ Встреча.-1994.-N9,10.С.10
8. Асаев Э.Б. Экономико-географическая терминология.М.: Мысль,1977.
9. Афанасьев В. Г. Системность и общество. М.: изд-во Политической культуры, 1980.
10. Афанасьев В.Г., Урсул А.Д. Об эффективности социального управлениях/Вопросы философии.-М.,1987.-N7. -с. 64.
11. И. Басов С.А. Целевой подход к формированию структуры управления ЦБС / Методические рекомендации. Кемерово 1987. С. 35.
12. Белов Г.С. Гуданис В. И. Социально-экономические проблемы адаптации и профессионального роста выпускников средних профтехучилищ на производстве,- М.: Высшая школа,1987.С.128.
13. Большой советский энциклопедический словарь / Под ред. А.М.Прохорова. Третье издание.М., изд. сов.энциклопедия, 1975. С.639.
14. Большой экономический словарь./Под ред. А.Н Зрилина.-М.: Фонд "Правовая культура", 1994.-528с.- 170
15. Бугаев К. В поисках выхода / Клуб.-1991.-N1.С.5.
16. Бузырев В.В., Немчин A.M. и др. Управление строительно-монтажным участком -J1.: Стройиздат. Ленинград, отделение, 1991.-С. 184.
17. Булатова С.Н. Паблик рилейшнз в культурно-досуговой деятельности учреждений культуры // Принципы формирования культурной политики на региональном уровне. Региональная научно-практическая конференция И марта 1994,- Красноярск,1994.С.115.
18. Булатова С.Н. Особенности формирования региональной системы культуры // Проблемы перестройки территориальной структуры управления сферой культуры / Материалы региональной научно-практической конференции. Красноярск 1991. С.139.
19. Бирженюк Г.М., Марков А.П. Основы региональной культурной политики и формирование культурно-досуговых программ. Санкт-Петербург, 1992-96С.
20. Васильевский Р. Вернуть человека / Клуб,- 1991.-N2.С.25.
21. Вознесенский С.Н.,Тамбовцев В.Л.,Якобсон Л.И. Концепция разработки долгосрочных программ развития КДД населения. Организаци24