Темы диссертаций по педагогике » Теория, методика и организация социально-культурной деятельности

автореферат и диссертация по педагогике 13.00.05 для написания научной статьи или работы на тему: Организация досуга во Франции: анимационная модель

Автореферат по педагогике на тему «Организация досуга во Франции: анимационная модель», специальность ВАК РФ 13.00.05 - Теория, методика и организация социально-культурной деятельности
Автореферат
Автор научной работы
 Мамбеков, Евфрат Багдатович
Ученая степень
 кандидата педагогических наук
Место защиты
 Санкт-Петербург
Год защиты
 1992
Специальность ВАК РФ
 13.00.05
Диссертация недоступна

Автореферат диссертации по теме "Организация досуга во Франции: анимационная модель"

Министерство культуры Российской Федерации

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ КУЛЬТУРЫ

На правах рукописи

МАМБЕКОВ ЕВФРА Т БАГ А А ТОВИЧ

ОРГАНИЗАЦИЯ ДОСУГА ВО ФРАНЦИИ: АНИМАЦИОННАЯ МОДЕЛЬ

специальность 13.00.05. "Теория, методика и организация культурно-просветительской деятельности"

АВТОРЕФЕРАТ

ДИССЕРТАЦИИ НА СОИСКАНИЕ УЧЕНОЙ) СТЕПЕНИ КАНДИДАТА ПЕДАГОГИЧЕСКИХ НАУК

Санкт-Петервург 1992

Работа выполнена на кафедре теории и истории культуры Санкт-Петербургского государственного института культуры им.Н.К.Крупской.

Научный руководитель: доктор философских наук,

профессор С.Н.Артановский

Официальные оппоненты:

доктор педагогических наук, профессор В.Е.Триодин

Защита состоится 17 марта 1992г. в 11 часов на заседании Специализированного Совета Л 092.01.01 по присуждению ученой степени доктора педагогических наук при Санкт-Петербургском государственном институте культуры им.Н.К.Крупской по адресу:191065, Санкт-Петербург, Дврцовая наб., д.2.

С диссертацией можно ознакомиться ц, библиотеке института.

кандидат педагогических Наук . НЛ.Каминская

Ведущая организация - Гуманитарный университет

профсоюзов

/

Автореферат разослан

Ученый секретарь Специализированного Совет

I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность проблемы исследования. Процессы изменений экономических, политических, социальных структур нашей страны делают необходимым поиск принципиально новых решений во всех сферах жизни и одновременно дают возможность по-новому осмыслить существовавшие ранее проблемы и встающие в перспективе задачи. Это в полной мере относится к социокультурной сфере, где неоднозначные процессы и явления последнего десятилетия проявляются особенно отчетливо и остро. Ооэбое место в общем развитии культуры общества занимает культурно-досуговая деятельность. Процесс национального возрождения народов, бурно протекающий в нашей стране сегодня требует ее обновления в соответствии с общими задачами национального развития. В связи с этим ознакомление с национальным опытом других стран и народов приобретает особенное значение. Представляется, однако, что заимствование опыта в области культуры и, л частности, в сфере культурно-досуговой деятельности носит специфический характер: в определенной исторической обстановке оно связано национальными особенностями быта, культуры и мировоззрения другого народа и вовлечено в той или иной степени в современный конфликт ценностей. Возникает вопроо, будет ли усвоен 'заимствованный опыт культурой-восприемником. Даже в Западной Европе, где существует многовековая традиция культурных контактов, где социорелигиозныа и социополитические различия незначительны по современным глобальным масштабам, где, наконец, социально-экономические условия относительно одинаковы уже несколько десятилетий, в сфере досуга предпочтения французов отличаются от предпочтений испанцев, а немцы отдыхают не так, как англичане или шведы.

К анализу проблем культуры европейских цивилизаций обращались многие наши ученые, раскрывая сущность философских, социологических концепций культуры (С.Н.Артановокий, Г.К.Ашин, С.И.Во-ликовский, И.Ю.Гончаров, Б.Л.Губман, Г.Г.Дилигвнокий, В,А,Карпу-шин, В.А.Подорога, Э.В,Соколов, В.Г.Табачковский и др.), освещая различные аспекты взаимоотношений человека и культуры в капиталистических индустриальных обществах (Е.В.Боголюбова, В.Ю.Борев, И.С.Вдовина, П.Д.Курицын, Н.Е.Покровский, Н.Н.Сийиряков, А.И.Черных и др.), анализируя культурную политику коммунистических'и рабочих партий развитых капиталистических стран (Р.Г.Андаева,

Э О.Тянн). Вместе с тем, лишь в последнее время появились серьезные работы, специально исследующие организацию досуга за рубежом (И.А.Новикова, Н.Д.Каминская). Обе работы, углубляя и обогащая имеющиеся представления о характере и направленности систем детского и подросткового досуга, о соотношении общего, единичного и особенного в организации культурно-досуговой деятельности рассматривают в качестве объекта исследования то или иное явление на примере довольно обширного круга стран Зчпада.

Между тем, свободный от идеологического догматизма анализ культурно-досуговой деятельности в конкретной стране позволяет представить эту деятельность в виде целостной системы. Понимание логики развития этой системы в свою очередь способствует более рациональному и органичному применению изучаемого опыта.

Совокупность изложенных соображений, актуальность и неразработанность подхода к проблеме определили тему настоящего исследования и позволили автору сформулировать его цель, которая состоит в системном анализе методов и форм организации культурно-досуговой деятельности во Франции. Остановить выбор на Франции позволили следующие причины:

- находясь на передовых позициях современной научно-технической цивилизации, Франция является типичной индустриальной державой конца XX в.}

- хотя в создании социологии досуга приоритет принадлежит не французским ученым, Франция сохраняет за собой статус мирового центра гуманитарных наук;

- обладающие уникальным культурным наследием французы не только с большим успехом сохраняют свою духовную самобытность перед натиском стандартизирующего, вооруженного электроникой прагматизма, но и непрерывно вырабатывают.новые духовные ценности, адекватные современным условиям.

Цель исследования определила его задачи:

1. Раскрыть сущность и социально-историческую обусловленное различных теорий досуга во Франции как отражения противоречий современной высокоразвитой цивилизации.

2. Проанализировать истоки, функциональные и организационные структуры анимационной модели как основной системы организации социокультурной деятельности во Франции,

,3. Систематизировать различные аспекты деятельности кадров социокультурных аниматоров, показать эволюцию социокультурной

- з -

анимации как профессии, представить ез типологию и классификацию по разным критериям,

4. Провести сравнительный анализ существующих систем организации социокультурной деятельности во Франции и культурно-досуговой деятельности в нашей стране л на этой основе попытаться сформулировать концепции, адекватно отражающую реалии современного общества.

В качестве объекта 'исследования выступает социокультурная деятельность в сфере досуга во Франции, предметом служат функциональные, организационные и профессиональные системообразующие структуры этой деятельности в диахроническом плане.

Исследование строится на гипотезе, которая предполагает, что:

- понимание сущности социокультурной деятельности во Франции возможно при условии анализа характера индустриального общества, его тенденций и противоречий; влияния национальной культурной традиции, воздействия внешних факторов, таких как информационный, научный, культурный обмен;

- если в результате анализа будет установлено, что социокультурная деятельность во Франции, несмотря на многообразие' форм, отсутствие' жесткой регламентация со стороны государства, высокую степень автономности управления и независимости финансо-. вой деятельности, тем не менее имеет определенные организацион-', ные, функциональные структуры, связывающие ее составные-элементы и обеспечивающие ее внешние связи, то возможно представить cor циокультурную деятельность как организованную систему в ее иерархической целостности, определяющей ее эффективность; '

- если социокультурную анимацию представить как модель, функционирующую в системе организации социокультурной деятельности и так ке обладающей своей историей развития, то возможно выявление таких составных элементов и структурных связей, которые могут быть соотнесены и сравнены о элементами и структурами системы организации культурно-досуговой деятельности в нашей стране.

Методология нашего исследования заключается в последовательном применении на основе цивилизационнбго подхода к объяснению явлений культуры системного метода, о позиций которого в диссертации рассматриваются структуры, формы я функции досуговой деятельности в современной Франции. Другим мя

тодом нашего исследования является историзм, с точки зрения которого рассматривается национальное своеобразие органи-. зации и культурного наполнения досуга во Франции и в сравнении (компаративный метод) этого своеобразия с культур-но-досуговой деятельностью в других странах.

Значительное влияние на формирование научной позиции автора оказали философские труды И.-Г.Гердера, Н.Данилевского, Вл.Соловьева, Н.А.Бердяева, О.Шпенглера, М.Вебера, К.Маркса, А.Ф.Лосева; исследования современных социологов и культурологов С.Н.Артанов-ского, И.С.Вдовиной, Л.А.Гордона, Б.А.Грушина, Л.Н.Гумилева, С.Н.Иконниковой, Э.В.Клопова, Г.П.Орлова, В.Н.Пигленова, Э.В.Соколова, В.А.Ядова. Пониканию проблем и специфики культурно-просветительной работы, культурно-досуговой деятельности способствовали публикации М.А.Ариарского, А.Л.Карамышева, А.С.Каргина,

A.П.Маркова, В.Е.Триодина, В.И.Шаронова и др. Анализ работ

B.Г.Афанасьева, Д.М.Гвишиани, Э.М.Коржевой, В.Н.Садовской позволил выделить узловые проблемы теории систем, различных концепций управления, моделирования культуры. Составить представление об экономических подходах к проблемам свободного времени и культуры позволило изучение трудов Л.Н.Ойзермана, Р.В.Рывкиной, Ф.Ф.Рыбакова, И.И.Цыганова, А.И.Шмарова и др.

В исследовании широко использованы научные статьи и фундаментальные труды европейских и американских ученых: социальных философов Р.К.Мертона, Г.Маркузе, К.Маннгейма, З.Фромма; экономистов и социологов Т.Веблена, Б.Катла, А.Дюамеля, К.Фридмана, К.Фурастье, л.Турена; культурологов П.Бурдье, М.Мид, Э.Морена, Д.Рисмена, О.Тоф4>лера и др.; социологов досуга Ж.Дюмазедье, М.Ка-плана, М.-Ф.Ланфан, П.Навиля, М.-Ж.Паризе и др.; исследователей социокультурной анимации П.Бенара, Р.Лабури, М.Симоно, П.Мулинье и др.

Необходимость проверки гипотезы, ее дедуктивный характер обусловили выбор сравнительно-исторического метода, позволяющего выявить и сопоставить уровни эволюции изучаемого объекта, происшедшие изменения, определить тенденции его развития. В сочетании со структурно-функциональным анализом втот метод дал также возможность выявить изменения социальных структур» Исследование осуществляется также о помощью методов анализа и синтеза научной информации и документации.

Документальным материалом исследования являются источники, освещающие различные стороны социокультурной деятельности во Франции:

а) правительственные бюллетени, отчеты, доклады правительственных органов, комиссий, общественных организаций и фондов}

б) документы добровольных ассоциаций местного, кантонального, регионального и национального уровня - программы, уставы, отчеты, стенограммы и резолюции конференций;

в) научная периодика (журналы, обзоры, университетские вестники и отдельные периодические выпуски);

г) материалы международных Конгрессов, симпозиумов по социологии досуга, по смежным проблемам;

д) публикации ученых, исследующих проблемы досуга и его различных аспектов;

е) научные публикации ученых нашей страны по данной проблема»

Научная новизна исследования состоит в системном анализе социокультурной деятельности в Сфере досуга отдельной страны в попытке раскрыть ее исторически оложившееся национальное своеобразие. Социокультурная деятельность показана

как феномен, характеризующийся наличием эффектов, возможных при условиях функционирования структур в их иерархической целостности и в их связях со средой (тлеется з виду общественная и педагогическая значимость этой деятельности в жизни французов, которая определена не только социально-психологическими особенностями французской нации и современным состоянием ее социально-эконо-» мического и политического развития, но и вписанной з эти рамки особой нормой организации рассматриваемой деятельности). Проаиа-1 лизирован в социально-историческом аспекте ход формирования различных теорий досуга, как собственно французских, так и разработанных в других странах, но оказывающих влияние на организацию социокультурной деятельности во Франции. Выделены основные теоретические течения, с разных позиций трактующие проблемы личности, досуга, современного индустриального общества. Впервые в научндй литературе на русском языке вводится понятие анимационной модели •организации культурно-досуговой деятельности как отражения противоречий индустриального общества мэжду либеральцо-демократмрсдая* ми идеалами, гуманистической культурной традицией и пооледствжя-ми стремительного научно-технического прогресса. Дредояавдеяа ¡типология и классификация профессии социокультурного аниматора,4 т®,

бованяя к иодготозке кадров. Впервые в научный оборот вводится термин "культурономика", предложенный автором для обозначения понятия, являющегося ключевым в его модели организации культурно-досуговой деятельности современного общества. Это определяет практическую значимость исследования, которое

- позволяет освоить в практической деятельности современный •опыт организации кулътурно-досуговой деятельности одной из старинных европейских цивилизаций;

- разрабатывает адекватную современным условиям методику, позволяющую продолжить дальнейшие сравнительные исследования досуга;

- обогащает в содержательном и методическом планах спецкурс "Теория и методика организации культурно-досуговой деятельности за рубеком" для студентов факультетов прикладной культурологии и художественных специализаций институтов культуры, искусства и педагогических вузов.

На защиту выносятся следующие положения диссертации:

1. Возникновение, развитие и содержание различных теорий досуга во франции отражает специфику экономической, политической и социальной эволюции французского общества, обусловленную культур-но-историческиет к социально-психологическими особенностями нации. В современной французской социологии досуг предстает как особое пространство конфликтов между ценностями, присущими индустриальному обществу второй половины XX в.

2. Динамика развития анимации как социокультурного феномена соотносима с историческим развитием общества, поэтому ее можно рассматривать как социальный ответ, который дает общество на проблемы, поставленные з ходе его собственной эволюции.

3. Социокультурная анимация представляет собой часть культурной и воспитательной системы общества и может быть представлена в виде особой модели .организации социокультурной деятельности:

- как совокупность элементов (учреждения, государственные органы, организации, добровольные ассоциации, аниматоры, аудитория), находящихся в постоянных отношениях, которые характеризуют эту модель;

- как совокупность занятий, видов деятельности и отношений, которые отвечают интересам, проявляемым' личностью в ее культурной жизня ц особенно отчетливо в ее свободное время;

- 'как своеобразная социально-педагогическая система, в которой ведущую роль играют аниматоры, профессиональные или добро-

вольные, обладающие специальной подготовкой и использующие, как правило, методы активной педагогики.

4. Культурономика, рассматриваемая как отражение в Сфере досуга социальных, экономических, идеологических процессов последних десятилетий, предстает как специфически организованное пространство, где интегрируются интересы культурного и экономического развития общества через добровольную либо профессиональную деятельность людей, групп, социальных слоев, решающих задачи приобщения к культуре, социализации, адаптации личности.

Апробация работы. Основные положения диссертации были изложены в публикациях автора, а также на ТЛ Научной конференции аспирантов "Организация досуга за рубежом" - Ленинград, 19Й9 г.; на ХХХУШ научной конференции профессорско-преподавательского состава ЛГИК "Досуг на рубеже ХХ-ХХ1 вв." - Ленинград, 19В9 г.; на'международном симпозиуме молодых ученых и специалистов "Проблемы развития экономического управления" - Москва, 1990 г.{ на Всероссийской конференции "Культура в современном мире" - Ленинград, 1990 г.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав ("Анализ концепций досуга в современной Французской социологии", "Анимационная модель организации социокультурной деятельности", "Культурономика как социокультурный феномен"), заключения, приложений и списка использованной литературы,

П. ОСНОВНОЕ СОДЕРМНИЕ РАБОТЫ

Но введении обосновывается актуальность проблемы исследования, определяются его цель и задачи, дается общая характеристика кетодолого-источниковедческой базы, анализируется степень разработанности проблемы в научной литературе, выдвигается исходная гипотеза, характеризуются научная новизна я практическая значимость работы.

В п е р в о й г л а в е рассматривается некоторые исторические, социально-психологические и социально-политические предпосылки возникновения л развития теорий досуга во Франции и анализируются основные положения этих теорий как отражения конфликта ценностей в индустриальном обществе.

Культур,ю-псилологические особенности французской нации, >гр-|.ле противоречивые ее черты как консерватизм и социально- полити-

ческии нонконформизм, эгоизм мелких собственников и склонность к формированию абстрактных ценностных систем - "великих принципов", бережливость и гедонизм - накладывают .отпечаток на социокультурную практику французов и находят отроение в различных теоретических построениях французских ученых.

Хотя специфичность развития социологии досуга во Франции заключается еще и в том, что здесь более всего сказалось влияние и либеральной социологии, принесенной из-за океана, и социологии марксистского толка, наиболее характерной ее чертой является тесное увязывание понимания досуга с моральными ценностями, с политическим развитием общества, опирающегося на нравственно-этические нормы греко-латинской и иудео-христианской традиции. Поэтому для раскрытия сущности противоречивых подходов к проблеме досуга в работе кратко прослежизается динамика развития понятия "досуг" в социально-историческом аспекте. В этой связи весьма показателен факт отсутствия единого мнения по этимологии самого слова досуг' •~ "le loisir"! от латинского глагола цСеге ~ позволять или же от латинского существительного otium - праздность, пришедшего из военного лексикона, где оно означало не просто передышку легионеров между боями, но и формы их более чем активного отдыха.

Корни семантической двусмысленности понятия "досуг", восходящие к древнегреческим achola - досуг, свобода и a achola -отсутствие досуга, рабство, определяли суть двух противоположных подходов к нему, которые прослеживаются сквозь всю историю французской культуры. К примеру, Фурье весьма высоко ценил удоволь-. ствия и блага свободного времени, но одним из первых актов Великой французской революции стала отмена всех праздников', воскресного отдыха, установление десятидневной рабочей недели.

Только в XIX в. начинаются исследования взаимосвязей рабочего и нерабочего времени. Основные направления дискуссий в ранней французской социологии досуга во многом были определены позициями К.-А.Сен-Симона, К.Маркса, П.Лафарга и Т.Веблена.

Праздный образ жизни критикуется Сен-Симоном не только из моральных соображений, но и с точки зрения новой ситуации в общественных отношениях - разделения труда и кооперации производителей. Французские социологи досуга как левой, так и правйй ориентации признают, что именно Маркс впервые ввел в сферу научного анализа праздность как социологическую'и историческую категорию, определяющуюся производственными отношениями и развитием произ-

водительных сил. П.Лафарг, призывая рабочих добиваться не права на труд, а "Права на лень", видел в этой акции главное звено революционной борьбы: это должно заставить буржуа трудиться, а не извлекать прибыль из эксплуатации трудящихся. Для Т.Веблена досуг есть "непроизводительное потребление времени" в отличие от "производительного времени" - основы накопления капитала. Рассматривая досуг как особое поле показного потребления, соревнования в богатстве, он считал это стремление присущим представителям всех социальных слоев.

Следует подчеркнуть особо, что интенсивность исследований досуга нарастает особенно с начала 50-х гг. нынешнего столетия. Хронологическое совпадение с началом научно-технической революции закономерно и во многом объясняет и определяет тематику научных поисков западных социологов. Во Франции появление социологий досуга связано с именем S.Фридмана, ее становление и развитие обязано главным образом Ж.Дюмазедье.

Я.Фридман в середине 30-х гг. формулирует тезис о том, , что трудящийся найдет в досуге компенсацию своему труду. Эта идея, выдвинутая еще мексиканцем Э.Майо, показавшему, что для большинства трудящихся работа не является смыслом существования, явилась важным и своевременным аргументом для тех, кто уже в .то время видел в досуге основную-проблему постиндустриальной цивилизации.

Дюмазедье выстраивает свою проблематику в виде проекта социальной и культурной демократизации. Вместо широкого понятия культуры он вводит понятие социокультурной деятельности как "сознательной, преднамеренной, организованной, даже планируемой аккультурации" i В таком контексте Дюмазедье обращается к социологии социокультурного лидерства (leadership socioculturel ) которое позднее будет заменено термином социокультурной анимации. Анализ досуга у этого ученого вписан в рамки анализа социокультурной динамики и в ранних работах предстает как процесс, детерминированный техническим прогрессом к борьбой наемных трудящихся за сокращение рабочего времени и ведущий к общему увеличению свободного времени. После исследования, проведенного в г.Аннси, где Дюмазедье изучает досуг как носителя ценностей и их генератора, он приходит к йониманию глубокой двойственности досуга как пространства основных конфликтов ценностей, присущих современной эпохе: конфликта между ценностями индивидуализма, усиливаемого увеличением свободного времени и ценностями социального 'участия; конфликта между ценностями труда, трудолюбия и ценностями удоэоль-

ствия и наслаждения, которые несет в себе досуг.

В главе подвергается критике известное определение досуга Ж.Дюмааедье, ставшее общепринятым лозунгом трех "D" :Déla3setaonfc, Divertissement, Développement ", который в русском варианте может прозвучать как три "Р": расслабление, Развлечение, Развитие. Несогласие вызывает не содержание признаков, которые у Дюказедье определяют специфику досуга, а их совпадаемость с другими понятиями. Сформулированное как обобщенная формула мнений респондентов и в силу этого являющееся их представлением о феномене досуга, но не определением феномена как таковым, оно приводит к тому, что Дюмазедье, пытаясь представить досуг как социальную деятельность, фактически идентифицирует его как психологическое состояние. Поэтому данное определение не может использоваться как операционное для исследования социальных фактов, лежащих в нетрудовой сфере. Оно может применяться в плане идеологическом, на уровне представлений. Именно в атом качестве оно учитывается в анализе организации социокультурной деятельности во Франции.

С конца 60-х и в 70-е гг. во Франции нарастает девальвация американизированных индустриально-технократических ценностей, особенно ярко проявившаяся в движении.мая 1968 г. На смену им приходят две новые субкультуры. Одна из них - "приватистская", ориентирующаяся на пассивный и спокойный образ жизни в кругу семьи и друзей. Другая, развивающаяся с конца 70-х гг. - маргинальная, асоциальная, абсентеистская, но в то же время предполагающая формальное соблюдение господствующих социальных норм, лишенная духа протеста. Именно с этой культурой соотносится направление в социологии досуга, получившее в тот период активное развитие в экзистенциальном смысле. Люди в современном обществе находятся не в ладу с самими собой: между временем институированным и временем, проживаежм аффективно, существует все увеличивающийся разрыв - источник тревоги. Необходимо создать социальные условия для освобождения человека от самого себя путем "конвиви-альной" революции личности (Иллиш). Именно время эмоционального удовольствия в группах с м.шкм&льншяи противоречиями лучше всего подходит для реализации возможностей личности, зто зремг-обладает . главными характеристиками досуга по Дюмазедье, оно изыскивается повсюду и повсюду может быть найдено. За пределами этого направления остаются не рассмотренными вопросы совместимости в таком времени социального и психологического, объективные условия

функционирования такого времени в.динамике социальных институтов.

В 80-х гг. во французском обществе вновь возобладали ценности морального консерватизма, порядка, иерархии и собственности, мотивирующие нозкй ригористский образ жизни. Параллельно с двумя названными направлениями во французской социологии досуга начинает формироваться третье направление, пытающееся синтезировать положения и первогр, и второго. Его представители рассматривают до-'суг как часть свободного времени, создаваемого технократическим обществом, способным производить больше, работая меньше. Но одновременно досуг становится чем-то большим: освобождая время, общество освобождает ценности, направленные на личность. Подавляемая ранее личность имеет возможность более свободного самовыражения, несмотря на детерминанты рынка и классовых различий» Свободное время становится полем конфликтов между потреблением и творчеством, между социальным конформизмом и личным раскрепощением, между гражданской активностью и бегством в с^еру развлечений. Дл* сторонников этого подхода (Бенар, Лабури и др.) речь идет прежде всего о необходимости установления непосредственных, неутнлита-рлстских отношений. Досуг имеет тенденцию к возвращению экзистенциальных ценностей в повседневную жизнь. На заре постиндустриальной зри, как считает Дюмазедье, досуг предстает носителем этико-эстетической революции, являясь одновременно и продуктом, и сдерживающим фактором революции научно-технической.

Сферой практической реализации указанных тенденций в жизни Французов является социокультурная анимация. Ключ к пониманию ее становления и развития следует искать в истории общественного дви--ження Народного воспитания, три важных направления которого определили контуры современной анимации:

- конфессиональное направление, з рамках которого с середины XIX в. католической церковью создаются учреждения, проторившие дорогу современной социальной и культурной деятельности. Это общества милосердия Арманды Мелон, католических студентов (1840 г.), кружки рабочих-католиков Альбера де Мука (1870 г.), солдатские, клубы Лкотоя; позднее развиваются такие культурные организация как Христианский Союз молодежи а скаутизм - протестантский» а затем и католический» и, наконец, с 1880 г. - подлинные Народные Университета;

--оветское направление развивалось зачаотуп га протявопротав-

лении с конфессиональным направлением, распространяя позитивистское и рациональное мышление в оорьбе за социалистические эгалитарные перспективы: курсы для взрослых В.Дюри в I860 г. собирали до .800 тыс. слушателей. В 1668 г. Ж.Масе основывает Лигу за образование, которая станет Французской Лигой за непрерывное образование и воспитание - одной из самых мощных структур современной социокультурной анимации. В рамках этого направления появились и такие организации, как "Клубы Лео-Лагранжа" и 'Фран-е- Франш Ка-дарад";

- профсоюзное направление развивалось на базе Бирж труда и также привело к созданию Народных Университетов с целью культурной подготовки трудящихся.

По мнению П.Бенара, Р.Лабури социокультурная анимация выполняет следующие функции:

- функцию приспособления и включения, имеющей целью обеспечить социализацию личности и подготовку ее к многочисленным изменениям, которые несет индустриальное общество как в экономическом, так и в культурном планах;

, - функцию рекреалогдческую, связанную с досугом и' его организацией. Культурный досуг становится возможностью реального культурного развития личности через практическую деятельность, соответствующую культурным интересам различных категорий;

-Функцию воспитательную: как параллельная школа, контршкола, дополнительная школа анимация балансирует между двумя культурными моделями, первая из которых связана с элитарной культурой, а другая утверждает возможность существования народной культуры, основанной на иных критериях;.

- функцию корректирующую: в той мере, в какой анимация позволяет перекрыть определенные недостатки воспитательного или культурного характера, в той мере, в какой она позволяет скрыть неуравновешенность л ограничить стрессовые ситуации, в той мере она обеспечивает регул.дамю общественной жизни;

- функцию критическую: анимация может быть также местом поисков новых отношений иежду индивидами к группами, нового, более качественного образа кйзни. Вместе с многочисленными учреждениями и их плюралистически растроенными кадрами она может способствовать выработке социальной критики, гарантирующей осуществление демократии;

- культурную функцию:'социокультурная анимация предстает как посреднически* структура между культурным творчеством, распростра-

нением произведений культуры и широкой аудиторией.

Во второй главе представлена анимационная модель организации социокультурной деятельности. Выделены следующие уровни данной г.одели:

1. Уровень добровольных ассоциаций: это базовые единицы анимации, они образуют ее основу, определяют ее реальную динамику, опираясь на интересы, потребности и планы индивидов;

2. Уровень местных общин, главная деятели ость которых в кантонах и коммунах возрастает и которые берут на себя все большую ответственность и инициативу;

3. Уровень общественных и культурных организаций, которые часто взаимодействуют с местными общинами для организации, разви- . тия, руководства и субсидирования социокультурных учреждений;

4. Уровень движений и учреждений общенационального масштаба. Первые организуются вокруг какого-нибудь культурного проекта, определенной системы ценностей или группы энтузиастов (такие движения,как скауты, Новая жизнь, Лига непрерывного образования и воспитания и т.п.). Учреждения же, будучи места/л широкого доступа к культурным и техническим ценностям, предоставляют возможности самореализации заинтересованной публики (Дома Молодежи, Французский Союз центров отдыха, Центры тренировки методами активного воспитания и др.);

5. Уровень государственный: Министерства, органы государственного планирования, финансирования.

Структуры анимации составляют:

1. Естественные (неформальные, спонтанные) группы. Не поддающийся упорядочению, этот уровень тем не менее представляет важную составную часть естественной анимации;

2. Добровольные ассоциации: главный элемент анимации, они позволяют осуществлять личности участие, развитие какого-либо увлечения, самобытности, которые крупные общественные, политические и религиозные институты (школа, партии, Церковь) не могут реализовать именно в силу своей величины, своей склонности применять бюрократические и технократические приёмы, забывая и пренебрегая индивидуальными устремлениями в угоду грандиозным и абстрактным планам. Для классификации многочисленных добровольных ассоциаций можно выделить несколько отличительных параметров:

а) по статусу: декларированные, фактические,' признанные общественно полезными, прлананные тем или иным министерством, образо-

ванные при различных социокультурных учреждениях - Домах для всех, Клубах молодых трудящихся, сельских клубах, Центрах культурной анимации и т.д.;.

б) по курирующим министерствам: Молодежи и Спорта, Здоровья и Социального действия, Культуры, Сельского хозяйства, Туризма, Внутренних дел, Охраны окружающей среды и др.;

в) по масштабу и численности: национальные ассоциации с региональными федерациями и департаментальными секциями (Лига за непрерывное образование и воспитание, Народ и Культура, Клубы Лео-Лагранжа и т.д.), региональные ассоциации, ассоциации департаг,дентальные, кантональные, коммунальные, местные.

3. Местные общины: играли и все чаще играют роль меценатов, поддерживающих социокультурные инициативы в форме субсидий, оснащения, оплаты персонала. Среди способов финансирования муниципалитетами социокультурной анимации выделяются три разновидности:

а) прямое обеспечение функционирования некоторых учреждений (музеев, библиотек, парков, центров досуга для детей, праздников);

б) финансирование смешанное или переданное.под ответственность какой-либо ассоциации (в Домах Культуры, Культурных Центрах, в коммунах, в Домах для всех, социокультурных центрах, Домах Молодежи, Центрах досуга, театрах и т.д.);

в), сфера, финансируемая с передачей полномочий (туризм, содержание исторических памятников, досуговые объединения, молодежные движения и т.д.).

4. Промежуточный уровень: социокультурные учреждения, движения, региональные и национальные организации;

а) д^их'йния молодежи (скаутские, католического, протестантского, светского толка и т.д.), дьижения и федерации типа "Народ

и Культура", Лео-Лагранжа, Гражданский и Общественный женский Союз, Фран-е-Франш Камарад, сельские клубы и т.д.;

б) социокультурные организации и учреждения: Инициатива и Недвижимость, Кассы Семейной Взаимопомощи, Пришкольные Центры Досуга, Дома Молодежи и культуры, Центры Летнего Отдыха, Центры общественные и социокультурные, Дома Культуры, Центры Культурной деятельности, Культурно-воспитательные Центры, социокультурные Центры б школах, а также многочисленные база досуга на открытом воздухе и площадки приключений, анимационные библиотеки и музеи, центры молодежной информации, национальные парки и центры приобще-

ния к окружающей среда, трудовые стройки, молодежные клубы, клубы третьего возраста, семейные дома и поселки летнего отдыха, дома свободного времени и т.д.

5. Государственные органы, министерства: в разной степени и в разных формах в социокультурной со ере со стороны государства действуют целый ряд министерств и ведомств - Молодежи, Спорта и Досуга, Здоровья.и Социальных действий (в настоящее время - Министерство Социальных дел и Национальной солидарности), Культура, Сельского хозяйства, Туризма, Обороны, Внутренних дел и др.

Составной частью анимационной модели организаций социокультурной деятельности является типология, классификация и система подготовки кадров социокультурных аниматоров. Социокультурный аниматор предстает преимущественно кал агент в области отношений, выполняющий специфические виды деятельности и осуществляющий социальный поиск, координацию, руководство добровольной ассоциацией и обучение ее членов. В основе профессиональной подготовки аниматоров лежат функции организации, установления отношений, воспитания взрослых, исследования и контроля собственной деятельности, функция "человека культуры", т.е. функция восприятия всех форм культуры для их передачи другим и для пробуждения в других желания овладеть и приобщиться к этим формам. Большая часть аниматоров работает в одном месте, преимущественно в Домах Молодежи, в Клубах молодых рабочих. Около половины аниматоров выполняют в течение года различные функции: зимой преимущественно административные обязанности, весной - обязанности по подготовке добровольных аниматоров, организаторов летних лагерей, которыми они впоследствии руководят, осень» аниматоры становятся больше просветителями, педагогами, финансистами. Классификация социокультурных аниматоров рассмотрена с точек зрения различных типологий: социологической, идеологической, мотивационной, ролевой, статусной, по содержанию деятельности и по сферам деятельности.

В третьей главе на основе выявления составных элементов и структурных связей анимационной модели и их соотнесения с элементами и структурами системы организации культурно-досуговой деятельности в нашей стране автором формулируется .концепция к.ультурономикя как, во-первых, теоретического понятия, способного избавить от чрезмерной полисемичности слово "культура" н взять на себя обозначение той сферы, где функция культуры непосредственно связаны о личностью: ее социализацией» индивидуалиаа-

1ией, адаптацией и, главное, ее инкультурацией; во-вторых, как ¡ювой парадигмы в духовной, политической, социальной и экономической жизни общества, столкнувшегося с необходимостью в условиях научно-технической конкуренции искать решение проблем своего дальнейшего социально-экономического развития на уровне отдельной личности; в-третьих, культурономика понимается как составная часть национально-хозяйственного комплекса со своими специфически культурно-досуговыми экономическими, материально-техническими, организационными структурами; в-четвертых, на уровне непосредственной социокультурной практики культурономика предстает как поле добровольной либо профессиональной деятельности, участники которой нацелены на реализации личных духовных запросов и потребностей, на компенсацию социальной и психологической неудовлетворенности, на овладение культурными ценностями и нормами, на осуществление притязаний непосредственного личного влияния на жизнь социума.

В заключении формулируются основные выводы, определяющие научную и практическую значимость диссертации. , По теме исследования автором опубликовано:

1. Молодежь - Досуг - Культура. (В соавт.). - Кемерово, КГИК, 1991. - 5,5 п.л,

2. Культурономика как область культуры и проблема подготовки кадров. - Д., ЛГЖ, 1991. - 0,4 п.л.

3. Медениетт! мецгеру мэн£ неде? (Культурономика: какой ей быть?) // Парасат, А-Ата, 1991. - Л 7. - 0,4 п.л.

4. Методика создания и организации работы детских и подростковых любительских объединений и клубов. - А-Ата, РЦЦ0Т, 1907. -1,2 п.л.

СЩбГИК.Зак.53.Тир.100,II.02.92.