автореферат и диссертация по педагогике 13.00.08 для написания научной статьи или работы на тему: Содержание и методика анимационной подготовки студентов туристского вуза
- Автор научной работы
- Гальперина, Татьяна Ивановна
- Ученая степень
- кандидата педагогических наук
- Место защиты
- г. Сходня, Московской обл.
- Год защиты
- 2004
- Специальность ВАК РФ
- 13.00.08
Содержание диссертации автор научной статьи: кандидата педагогических наук, Гальперина, Татьяна Ивановна, 2004 год
Специальность 13.00.08 - теория и методика профессионального образования
Диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук
Научный руководитель: кандидат педагогических наук, доцент
КУРИЛО Л.В.
Сходня,
Содержание
Введение
Глава 1. Обобщенная характеристика профессиональной деятельности менеджеров туристской анимации
1.1. Туристская анимация как инновационная технология
1.2. Характеристика профессиональной деятельности менеджера туристской анимации
1.3. Артистизм в системе профессиональных качеств менеджера тур анимации 68 Выводы по главе
Глава 2. Разработка и экспериментальная апробация содержания и методики анимационной подготовки студентов туристского вуза
2.1. Модель анимационной подготовки студентов туристского вуза
2.2. Формирование содержания и методики анимационной подготовки
2.3. Опытно-экспериментальная проверка содержания и методики анимационной подготовки 144 Выводы по главе
Введение диссертации по педагогике, на тему "Содержание и методика анимационной подготовки студентов туристского вуза"
Актуальность исследования? В последнее десятилетие в России быстро развивается индустрия туризма: появляются новые гостиницы, туристские комплексы, туроператорские и турагентские фирмы, экскурсионные бюро. Индустрия туризма сегодня - большой хозяйственный комплекс, в котором занято множество людей, от квалификации которых зависит продуктивность работы этого комплекса.
В связи с этим экспертами отмечается повышение роли индивидуума в технологическом процессе туристского производства, а так же указывается на необходимость поиска новых форм деятельности в качестве особой черты сегодняшнего развития туристских технологий в России. (59, 57, 58, 108).
Вследствие этих требований времени на основе процесса интеграции новейших технологий в туристской сфере возникают и развиваются инновационные технологии, к числу которых относится анимация туристского обслуживания и анимация туристского досуга. Цель анимационных технологий - «вдохнуть душу» в туристские программы, обновить их, оживить, тем самым привлечь к ним участников. (57, 33)
Туризм - уникальный общественный институт, органично совмещающий в себе возможности воздействия на весь комплекс здоровья человека. В свою очередь анимационные программы по обслуживанию туристов охватывают широкий спектр рекреационных и педагогических функций, способствующих восстановлению соматического здоровья, обеспечивающих поддержку физического уровня развития, а так же восстановление общего душевного комфорта (психическое здоровье), способствующее укреплению нравственного здоровья, связанного с адекватными поведенческими реакциями.
Внедрение и распространение инноваций требует новых производственных структур: технического оснащения, внедрения новых формами, методами, средствами, новыми моделями управления, а так же новыми кадрами специалистов-технологов, специалистов-функционеров. В результате действия в обществе вышеозначенных императивов все выше спрос на специалистов по организации досуга. Все острее в многоуровневой системе туристского образования встает проблема подготовки специалистов в области анимации обслуживания, в области анимации туристского досуга.
На всех этапах профессионального воспитания особо значимым является становление профессионально важных качеств специалиста, призванного решать актуальные проблемы туризма, как сектора экономики, как социально-культурного общественного института.
Современной основой профессиональной подготовки менеджеров в сфере туристской деятельности является гуманистическая парадигма образования, базирующаяся на антропологическом подходе к общечеловеческим и национальным ценностям и социально-культурным реалиям. Гуманизация образования предполагает применительно к профессиональной подготовке менеджеров в сфере туристской деятельности создание условий для проявления индивидуальности, выявление и оптимальное развитие креативных возможностей личности.
Приоритетной задачей профессиональной подготовки становится формирование не только интеллекта учащихся, но и духовной и эмоциональной сферы, творческого подхода к труду. Особую актуальность данный подход приобретает при воспитании специалиста, чья профессиональная деятельность будет иметь коммуникативную основу. Профессиональная подготовка специалиста в связи с этим включает не только усвоение знаний и приобретение умений в области туристских технологий, но формирование культуры личности. То есть с изменением количественных параметров (сумма знаний и умений) должны измениться качественные параметры личности обучаемого (отношение к труду, к профессии, выраженное в профессиональных действиях и поступках).
Непрерывное, многоуровневое туристское образование должно поставить перед собой цель подготовить таких специалистов-профессионалов, которые сделали бы туризм не средством преобразования общества по законам красоты, а сутью, определяющей парадигмы культурного и этического развития страны. Вот почему воспитание эстетического воображения, вкуса, развитие фантазии, формирование активной, творческой, действенной позиции в профессии и в социальной жизни являются важнейшими и необходимыми аспектами профессиональной подготовки специалиста.
Культурологическую направленность подготовки менеджеров туризма можно обеспечить включением в курс обучения будущих специалистов туристкой сферы ряда гуманитарных дисциплин. (57, 59, 108) Бесценным дополнением к которым могут стать различные виды искусства. Ведь сфера его воздействия - внутренний мир человека, его самосознание, нравственное самоопределение, и как следствие, профессиональная деятельность индивида. (1, 2, 9)
Освоение основ актерского искусства поможет специалисту развить задатки природного артистизма и приобрести умения использовать внешние приемы техники артистизма в анимационной деятельности. Артистизм - целый комплекс качеств личности, необходимых туристскому аниматору в его профессиональной деятельности: выразительность слова и жеста, сила влияния на аудиторию, богатство эмоций и способность управлять ими, творческая активность, образное мышление, самобытность, манкость, ориентированность на культуросообразность деятельности, устремленность к высоким эстетическим и духовным идеалам. Противоречие между потребностью индустриального туристского комплекса в наличии специалистов, способных на высоком уровне организовать анимационную деятельность отдыхающих, и отсутствием в теории и методике профессионального образования разделов анимационной подготовки студентов и определило проблему исследования. Она состоит в определении содержания и методики подготовки студентов к профессиональной анимационной деятельности в индустриальном туркомплексе. Деятельности, которая требует от специалиста таких качеств, как эмоциональность, выразительность, оригинальность, творческая активность, свобода движений, чувств и мыслей, высокая духовность, то есть качеств, которые непосредственно связаны с артистическими началами личности. Проблемам профессиональной подготовки менеджеров туристской анимации посвящен ряд исследований: в работе Е.М. Приезжевой рассматриваются педагогические условия подготовки студентов к анимационной деятельности в процессе профессионального туристского образования, в диссертации Ф.Н. Лаврова освещены аспекты профессиональной подготовки менеджера-аниматора в образовательных учреждениях туристского профиля, исследование И.И. Булыгиной раскрывает методические основы подготовки организаторов туристской анимации. Но в вышеобозначенных научных работах не были определены содержание и методика анимационной подготовки, нацеленные на формирование знаний и умений, развитие профессионально значимых качеств студентов туристского вуза для эффективной деятельности в сфере менеджмента туристской анимации.
Цель исследования - определение содержания и методики анимационной подготовки с целью развития профессионально значимых качеств студентов туристского вуза, обучающихся по специализации «анимационный менеджмент в туризме».
Объект исследования - профессиональная подготовка студентов туристского вуза.
Предмет исследования - содержание и методика анимационной подготовки студентов туристского вуза.
Гипотеза исследования: мы исходим из предположения о том, что профессиональная анимационная подготовка студентов в туристском вузе будет эффективна, если: содержание обучения отвечает требованиям по формированию профессиональных знаний, умений, отношений и развитию профессионально значимых качеств, необходимых для осуществления деятельности менеджера туристской анимации; определены принципы отбора содержания анимационной подготовки студентов туристского вуза; разработана модель анимационной подготовки студентов, а в учебно-воспитательном процессе реализуется совокупность ее элементов; определены содержание и методика анимационной подготовки студентов, обучающихся по специализации «анимационный менеджмент в туризме».
Задачи исследования:
1. Проанализировать особенности профессиональной деятельности менеджера туристкой анимации в современных социально-экономических условиях и с их учетом выявить требования к анимационной подготовке студентов туристского вуза по формированию профессиональных знаний, умений, отношений и развитию с профессионально значимых качеств.
2. Выявить принципы отбора содержания профессиональной подготовки в сфере менеджмента туристской анимации.
3. Разработать и экспериментально проверить модель анимационной подготовки студентов туристского вуза.
4. Определить содержание и методику анимационной подготовки студентов, обучающихся по специализации «анимационный менеджмент в туризме».
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: теоретический анализ педагогической, философской, учебно-методической и специальной литературы; моделирование; изучение и обобщение педагогического опыта; экспериментальные методы: наблюдение, тестирование, анализ результатов практической деятельности, интерпретация результатов эксперимента.
Методической основой исследования выступают фундаментальные концепции воспитания и развития творческой личности, гуманизации образования, ведущей роли деятельности как фактора развития личности (А.С. Макаренко, К.Д. Ушинский, Ю.К. Бабанский, П.Я. Гальперин, Ю.П.Азаров, К.Франс, К.Юнг, С.Я. Батышев, JI.C. Выготский, А.Н.Леонтьев, Б.Т. Лихачев); современные основы формирования системы непрерывного профессионального туристского образования (В.А.Квартальнов, М.Я Виленский, И.В.Зорин, с
В.А.Кальней, В.Д. Чепик,); принципы обучения мастерству специалиста в сфере культуры, мастерству актера (К.С.Станиславский, П.М.Ершов, Н.К.Бакланова, Б.Е.Захава, А.Д.Жарков, Т.Г.Киселева, Ю.А. Стрельцов).
Исследование также основано на положениях о всеобщей связи и целостности явлений, единстве теории и практики, на принципах системности и детерминизма, определяющих причинно-следственную связь между объектами.
База исследования - Российская международная академия е» туризма.
Основные этапы исследования:
1 этап (2000-2002 г.г.) — изучение состояния данной проблемы в теоретических исследованиях и педагогической практике. Определение исходных теоретических позиций, обоснование проблемы исследования. Формирование концепции содержания обучения актерскому мастерству менеджеров туристского профиля. Экспертная оценка специалистами в области актерских и анимационных технологий, в области педагогики, в области туризма разработанного содержания учебной дисциплины.
2 этап (2002-2003 г.г.) - определение целей и задач экспериментального исследования, разработка экспериментальных материалов. Подготовка экспериментальной базы исследования. Апробация дисциплины «Актерское мастерство» в Российской Международной Академии Туризма на факультете «Спортивно-оздоровительной и социально-культурной анимации». Корректировка, отработка содержания и структуры, методики и форм преподавания.
3 этап (2003-2004 г.г.) - завершение эксперимента и анализ его результатов. Оформление диссертационного исследования.
Научная новизна и теоретическая значимость: 1. На основе анализа особенностей профессиональной деятельности менеджеров туристской анимации выявлены требования к анимационной подготовке студентов: формирование комплекса профессиональных знаний и умений в области педагогики, психологии, с социологии, культурологии, искусствоведения, языкознания, этики и физической культуры, в области игровых, анимационных, режиссерских, актерских технологий, с целью установления профессиональных отношений (субъективных ценностных ориентиров): ценность духовного, эмоционального, физического, интеллектуального содержания и самосовершенствования; ценность владения культурными и научными методами для осуществления профессиональной деятельности; и развития профессиональных качеств (социальных и психофизических свойств личности): духовная и эмоциональная культура, физическая форма, артистизм, творческая активность, лидерские и организаторские качества, коммуникабельность, эстетический вкус, образное мышление, воображение, технологическое мышление, этика, компетентность в сфере культуры, искусства, психологии, педагогики, туризма.
2. Раскрыты принципы отбора содержания анимационной подготовки: принцип научностй, выраженный в гуманитаризации, психологизации, культурологизации; технологизации учебных дисциплин; принцип наличия развивающего потенциала, определяющий идейную содержательность дисциплин и в установку ценностного ориентира на саморазвитие, самоактуализацию; принцип доступности знаний, заключающийся в учете духовного, эмоционального, физического уровня развития обучаемых; принцип целостности и интегративности, проявляющийся в логической, идейной и компонентной связи содержания учебных дисциплин; принципы индивидуального и деятельностного подхода, отраженные в наличии индивидуальных творческих, поисковых, исследовательских, проектных заданий для самостоятельной учебной деятельности и в возможности освоения всех видов деятельности; принцип связи теории и практики, ориентирующий содержание теоретических разделов на конкретное практическое применение в туристской анимационной деятельности.
3. Разработана модель анимационной подготовки студентов туристского ВУЗа, в которой определены цели и задачи, содержание и методика обучения; раскрыты принципы отбора содержания. Модель с» представляет анимационную подготовку как педагогическую систему по формированию профессиональных знаний, умений и отношений и развитию профессиональных качеств, удовлетворяющих требованиям профессиональной деятельности менеджера туристской анимации.
4. Определено содержание анимационной подготовки студентов, обучающихся по специализации «менеджмент анимации в туризме», включающее темы и разделы таких дисциплин как: организация и методы игровой деятельности, режиссура культурно-досуговых программ, а так же специализированных разделов учебного курса «актерское мастерство». Выявлена совокупность методов, обеспечивающих эффективность анимационной подготовки, таких как: игровые, проблемные, эвристические, тренинговые.
Практическая значимость исследования заключается в разработке теоретических разделов учебной дисциплины «Актерское мастерство»: «Традиции театрального искусства и система К.С.Станиславского»; «Работа над собой по системе К.С.Станиславского»; «Элементы внутренней техники»; «Элементы внешней техники»; «Работа над ролью в анимационной программе» и практикума актерского мастерства для анимационной подготовки студентов туристского вуза.
Надежность и достоверность результатов исследования обусловлены использованием данных из различных научных источников; системным подходом к изучению информации; использованием сравнительного анализа и независимых методов педагогического исследования; положительной экспертной оценкой актуальности изучаемой проблемы и достигнутых результатов при ее решении.
На защиту выносятся положения:
1. Требования к анимационной подготовке студентов в туристском вузе определяются формированием профессиональных знаний, умений, отношений и развитием профессионально значимых качеств, необходимых для осуществления деятельности менеджера туристской анимации.
2. Принципы отбора содержания анимационной . подготовки: принцип научности, принцип наличия развивающего потенциала, принцип доступности знаний, принцип целостности и интегративности, принципы индивидуального и деятельностного подхода, принцип связи теории и практики должны соответствовать современным требованиям профессионального образования и анимационный подготовки студентов туристского вуза.
3. Модель анимационной подготовки студентов туристского вуза представляет собой педагогическую систему по формированию профессиональных знаний, умений, отношений и развитию профессиональных качеств, удовлетворяющих требованиям профессиональной деятельности менеджера туристской анимации.
4. Содержание и совокупность эффективных методов анимационной подготовки студентов туристского вуза обеспечивают развитие профессионально значимого качества - артистизм.
Структура и объем диссертации обусловлены характером исследования и включают: введение, две главы, заключение, список литературы и приложения.
Заключение диссертации научная статья по теме "Теория и методика профессионального образования"
Выводы по второй главе.
В результате проведенных исследований, описанных в главе второй, можно сделать следующие выводы:
1. Модель анимационной подготовки представляет собой педагогическую систему по формированию профессиональных знаний, умений и отношений и развитию профессионально значимых качеств, удовлетворяющих требованиям профессиональной деятельности менеджера туристской анимации.
Модель профессиональной анимационной подготовки студентов -многоуровневая система целей и задач учебных дисциплин, логически связанных между собой общей целью анимационной подготовки. Системообразующие элементы модели учитывают условия: специфические требования будущей профессиональной практики в анимационных подразделениях туристских комплексов; объективные обстоятельства протекания процесса обучения, которые складываются из возможностей материально-технической и методической базы учебного заведения; соблюдение основополагающих дидактических принципов формирования содержания обучения.
2. Модель анимационной подготовки студентов туристского вуза раскрывает принципы отбора содержания обучения: принцип научности, выраженный в гуманитаризации, психологизации, культурологизации; технологизации учебных дисциплин; принцип наличия развивающего потенциала, определяющий идейную содержательность дисциплин и установку ценностного ориентира на саморазвитие, самоактуализацию; принцип доступности знаний, о заключающийся в учете духовного, .эмоционального, физического уровня развития обучаемых; принцип целостности и компонентной связи содержания учебных дисциплин; принципы индивидуального и деятельностного подхода, отраженные в наличии индивидуальных творческих, поисковых, исследовательских, проектных заданий для самостоятельной учебной деятельности и в возможности освоения всех видов человеческой деятельности; принцип связи теории и практики, ориентирующий содержание теоретических разделов на конкретное практическое применение в туристской анимационной деятельности, определяющий включение в содержание практической деятельности обучаемых.
3. Формирование содержания анимационной подготовки опирается на принципы, раскрытые в модели. Темы и разделы обучения актерскому мастерству в анимационной подготовке призваны способствовать приобретению знаний и умений в области техники и технологии актерского искусства, развитию профессионально значимого качества -артистизм. Содержание раскрывает понятие «актерское мастерство менеджера туристской анимации», как систему работы над собой: над своим физическим, эмоциональным и духовным обликом. В основе содержания лежит методика, разработанная К.С.Станиславским, и изложенная в его системе воспитания актера.
4. В основе методики обучения актерскому мастерству студентов туристского вуза лежит совокупность эффективных средств и методов, призванных обеспечить развитие образного мышления, фантазии, интуиции, эмоциональности, творческой активности. Наиболее приоритетными методами обучения являются: коммуникативные (дискуссии, беседы); игровые; тренинговые. Среди методов организации познавательной - деятельности предпочтение отдается эвристическим и исследовательским. Методика направлена на обеспечение взаимосвязи процессов освоения знаний и приобретения умений, построена на сочетании теории и практики. Наличие творческих задач усиливает деятельностную компоненту учебного процесса. Использование тренинговых методов позволяет усилить компоненту индивидуализации процесса обучения.
5. Использование традиционных форм обучения: лекция, семинар, практическое занятие сочетается с поиском оригинальных форм, возникающих в результате модификации традиционных. Занятие, организованное в нестандартной форме, сочетающей в себе контрастные переходы от лекции-беседы к практике и от нее снова к лекции-беседе имеет более живой ритм, что позволяет активизировать внимание учащихся, способствует лучшему восприятию учебной информации;
6. Экспериментальная проверка, проведенная методом экспертных оценок и методом наблюдения, позволила определить:
- содержание анимационной подготовки актуально, доступно, логично, имеет практическую направленность, соответствует концепции непрерывного образования;
- наличествует динамика роста востребованности знаний и умений, полученных студентами в процессе анимационной подготовки в практической профессиональной деятельности;
- оценка результата обучения свидетельствует о росте качественных показателей студентов: субъективно-ценностная ориентация на творческую активность; «внутренний» артистизм (социальные и психофизические свойства личности); «внешний» артистизм (операционные умения).
Заключение.
Данное исследование, вызванное наличием проблемы заключенной в противоречии между потребностью индустриального туристского комплекса в наличии специалистов, способных на высоком уровне организовать анимационную деятельность, и отсутствием в теории и методике профессионального образования разделов анимационной подготовки студентов, привело нас к рассмотрению характерных особенностей профессиональной деятельности менеджеров туристской анимации, выявлению необходимых качеств личности для ее осуществления, определению требований к анимационной подготовке студентов, к проектированию модели анимационной подготовки, к разработке содержания и методики анимационной подготовки, способствующей развитию профессионально значимых качеств личности будущего менеджера туристской анимации.
Рассмотрев характерные особенности профессиональной деятельности менеджеров туристской анимации, мы пришли к выводам:
- развитие туризма в России тесно связано с поиском новых форм, средств и методов организации туристской деятельности. Результатами работы в этом направлении становятся инновационные туристские технологии. В основе туристской анимации, как инновационной е> туристской технологии, лежит технология организации досуга, осуществляемая новыми средствами и методами. В центре анимационной деятельности стоит специалист - менеджер туристской анимации. По существу, это технолог данного вида деятельности, в задачу которого входит активизация деятельности объекта (группы туристов) по реализации своего досугового времени; характеристика профессиональной деятельности менеджера туристской анимации проистекает из специфики процесса организации
154 досуга средствами туризма. Современный туризм располагает богатым арсеналом средств для активного проведения досуга, использует многочисленные формы реализации досугового времени. Все эти формы и средства носят культуросообразный характер, все они пребывают в производственном арсенале анимационного менеджера, но эффективность их использования для целей рекреации и организации досуга зависит от профессиональных методов. В основе методологии анимационной деятельности лежит непосредственное общение с объектом (группой туристов), в результате которого происходит вовлечение данного объекта в досуговую деятельность. Таким образом, для профессиональной деятельности менеджера туристской анимации характерно: живой контакт с аудиторией; ориентирование аудитории на активный, культурный досуг; увлечение аудитории культуросообразными видами досутовой деятельности; эффективное позитивное воздействие на объект (на аудиторию) со стороны менеджера туранимации станет возможным при условии владения методами и средствами увлечения и вовлечения объекта в ф процесс. Одним из средств, с помощью которого можно добиться высокого профессионального результата, является артистизм. Данное понятие можно определить как систему качеств личности, включающую в себя внутренние качества: эстетический вкус, общая культура, самобытность, активная творческая позиция, игровая и фантазийная природа; и внешние качества: владение пластикой тела и голоса, высокий уровень развития эмоций и владение эмоциями, способность к образному мышлению и видению, способность воплощать образы и использовать их для наиболее сильного эмоционального воздействия на в» объект (туристскую аудиторию). Артистизм, как комплекс качеств личности, необходим в системе профессиональных качеств менеджера туристской анимации, так как повышает эффективность воздействия на мысли и чувства аудитории (объекта анимационной деятельности); модель анимационной подготовки должна строится на системе принципов, которая обусловлена целями и задачами профессионального т обучения. Системообразующие элементы модели учитывают условия: специфические требования будущей профессиональной деятельности в анимационных подразделениях туристских комплексов; протекание процесса обучения, которые складываются из возможностей материально-технической и методической базы учебного заведения; наличие дидактических основ обучения: содержания, методов и форм обучения;
- формирование содержания анимационной подготовки опирается на принципы, раскрытые в модели. Содержание обучения логически связано с системообразующими элементами модели и включает разделы обучения актерскому мастерству, которые призваны способствовать приобретению знаний и умений в области техники и технологии актерского искусства, развитию профессионально значимого качества -артистизм.
- основу методики анимационной подготовки составляет совокупность эффективных средств и методов, призванных обеспечить развитие образного мышления, фантазии, интуиции, эмоциональности, творческой активности. Наиболее приоритетными методами обучения фявляются: коммуникативные (дискуссии, беседы); игровые; тренинговые. Они призваны обеспечивать взаимосвязь процессов освоения знаний и приобретения умений; активизацию познавательных процессов; сочетание теории и практики.
- экспериментальная проверка, проведенная методом экспертных оценок и методом наблюдения, позволила определить: содержание анимационной подготовки студентов туристского вуза актуально, доступно, логично, имеет практическую направленность, соответствует концепции т непрерывного туристского образования;
- знания и умения, сформированные в процессе анимационной подготовки востребованы в практике профессиональной деятельности; содержание и методика обучения эффективны для реализации целей и задач профессиональной подготовки менеджеров туристской анимации.
Список литературы диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Гальперина, Татьяна Ивановна, г. Сходня, Московской обл.
1. Азаров Ю.П. Сто тайн детского развития. М.: ИВА, 1996. - 480 с.
2. Азаров Ю.П. Педагогика любви и свободы. М.: Топикал, 1994. - 608 с.
3. Азаров Ю.П. Развитие дарований (теория и практика). М.: МГТУ им. Баумана, 2001. -183 с.
4. Алехина Е.Ю. Содержание и структура учебного курса «Основы курортного дела» в профессиональной подготовке менеджера туризма. Диссертация к.п.н. М., 2000. - 175 с.
5. Аристотель Соч. в 4-х томах. М.: Мысль, 1976, т.4. - 348 с.
6. Асташкина Н.В. Индивидуализация высшего гуманитарного образования.- Н.Новгород, 2000. С. 4-6.
7. Бабанский Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса. М.: Просвещение, 1988. - 240 с.
8. Бабанский Ю.К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований. -М.: Педагогика, 1982. 192 с.
9. Бакланова Н.К. Профессиональное мастерство специалиста культуры. Уч. пос. М.: МГУКИ, 2001. - 220 с.
10. Беспалко В.П. Основы теории педагогических систем. Воронеж, 1997.123 с.
11. Большая Советская Энциклопедия / Под ред. Прохорова A.M. М., 1976. -489 с.
12. Бондаревский В.Б. Воспитание интереса к знаниям и потребности ксамообразованию. -М.: Просвещение, 1985. -143 с.
13. Бродецкий А .Я. Внеречевое общение в жизни и в искусстве: Азбука молчания. Учебное пособие для творческих уч. заведений, фак. педагогики и психологии. М.: Гуманит, ВЛАДОС, 2000. - 192с.
14. Булыгина И.И. Значение курса туранимации в подготовке менеджеров туризма // Актуальные проблемы туризма'99. М.: РМАТ, 1999. - С. 186189.
15. Булыгина И.И. Способы оптимизации изучения гуманитарных дисциплин // Актуальные проблемы туризма '99. М.: РМАТ, 1999. -С. 179-182.
16. Булыгина И.И. Проблемы воспитания подрастающего поколения и их решение средствами туризма // Актуальные проблемы туризма'99. М.: -РМАТ, 1999. С. 304-309.
17. Булыгина И.И. Методические основы подготовки организаторов туристской анимации. Диссертация к.п.н. М., 2001. - 135 с.
18. Булатова О.С. Педагогический артистизм, Уч. пособие для студентов высш. пед. заведений.- М.: Издательский центр «Академия», 2001.-240 с.
19. Вачков И.В. Сказкотерапия: Развитие самосознания через психологическую сказку. 2-е изд. - М.: Ось-89, 2003. - 144 с.
20. Вернадский В.И. Биосфера и неосфера. М., 1989. - 243 с.
21. Вернадский В.И. Философские мысли натуралиста. М., 1988. - 252 с.
22. Виленский М.Я. и др. Методология профессионального туристского образования. Монография. М.: Советский спорт, 2001. 200 с.
23. Власова Т.И. Состояние проблемы повышения качества профессионального образования специалистов для туристской индустрии. М.: Советский спорт, 2001. 146 с.
24. Власова Т.И. Деятельностный подход в проектировании содержания профессионального туристского образования. Монография. М., 2001 -222 с.
25. Волконский С.М. Человек на сцене. СПб, 1912.-164 с.
26. Володарская И.А., Митина A.M. Проблема целей обучения в современной педагогике. М.: Изд. МГУ, 1989. - 72 с.
27. Выготский JI.C. Педагогическая0 психология. М.: Педагогика, 1991. -497 с.
28. Вудкок М., Френсис Д. Раскрепощенный менеджер. М., 1991. -124 с.
29. Гаранин Н.И., Булыгина И.И. Менеджмент туристской и гостиничной анимации. Уч. пос. М.: Советский спорт, 2003. -128 с.
30. Гальперин П.Я., Решетова З.А., Талызина Н.Ф. Психологические проблемы программированного обучения на современном этапе. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1996.- 39 с.
31. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. М: ГКРФ по высшему образованию 1995.-382 с.
32. Дети. Культура. Образование. (К вопросу о содержании детского досуга и дополнительного образования) / Клуб 1998, №7. - 11 с.
33. Ершов П.М. Технология актерского искусства. М.: 1992. - 360 с.
34. Ершов П.М. Искусство толкования. Ч. 1. Дубна, Феникс. 1997. - 352 с.
35. Жарков А.Д. Технология культурно-досугововой деятельности. Уч. пос., 2-е изд. М.: МГУКИ, Профиздат, 2002. - 288с.
36. Журавлев В.И. Педагогика в системе наук о человеке. М., 1990. - 166 с. 41.Закон Российской Федерации «Об образовании». // Постановление
37. Зверев И.Д. Межпредметные связи как педагогическая проблема.
38. Иванова С.Ф. Говори! Уроки развивающей риторики. М.: Школа-пресс, 1997.-400 с.
39. Ильина Т.А. Структурно-системный подход к организации обучения -М.: Знание, 1972, Вып. 3. 78 с.
40. Казаренков В. Свободное время не просто отдых. // Клуб - 1998. С.13-15.
41. Карлгрен Франс. Воспитание к Свободе. Пер с нем. М.: Московский центр вальфдорской педагогики, 1992. - 272 с.
42. Квартальное В.А. Избранные труды. Теория и практика туризма. 2 том. Социальный туризм. М., Финансы и статистика, 1998. - 253 с.
43. Квартальное В.А. Стратегический менеджмент туризма. М.: Финансы и статистика, 1999. - 345 с.
44. Квартальное В.А. Педагогика и туризм. Учебник. М.: Советский спорт, 2000. - 360 с.
45. Квартальное В.А., Зорин И.В. и др. Туризм как вид деятельности.
46. Учебник. М.: Финансы и статистика, 2001,- 288 с.
47. Квартальнов В.А. Солодухин И.Д. Методика и педагогика профессионального обучения и подготовки специалистов для целей туризма в России. Из опыта образовательных учреждений социального туризма. 1987-1997 . -М.: РМАТ, 1997.-212 с.
48. Кипнис М. Драмотерапия. Театр как инструмент решения конфликтов и способ самовыражения. М.: Ось-89, 2002. - 192 с.
49. Киселева Т.Г., Красильников Н.Д. Социально-культурная деятельность. М.: МГУКИ, 2001. 142 с.
50. Козырев В.М. Опыт рыночной экономики: Учебное пособие. М.: РМАТ, 1996. - 48 с.
51. Козырев В.М. Основы современной экономики: Учебник. 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Финансы и статистика, 2003. - 528 с.
52. Колотова Е.В. Рекреационное ресурсоведение: Учебное пособие для студентов, обучающихся по специальности «Менеджмент»: М.: Изд-во РМАТ, 1999. - 153 с.
53. Корсунцев С. Без праздника нет детства // Клуб №4, 1998. С. 11-13.
54. Краевский В.В. Методология педагогической науки. М.: Педагогика, 2001.- 185 с.
55. Кузин B.C. Психология. / Под ред. Ломова Б.Ф. Учебник. 2-е изд. М.: Высшая школа, 1982. - 256 с.
56. Лагусев Ю.М. Социально-педагогические основы подготовки специалистов в сфере туризма. // Актуальные проблемы туризма-99. -М.: РМАТ, 1999. С. 176-179.
57. Лавров Ф.Н. Профессиональная подготовка менеджеров-аниматоров в образовательных учреждениях туристского профиля. Диссертация к.п.н,-М„ 2001. 135 с.
58. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознанине. Личность. М.: Политиздат, 1977. - 304 с.
59. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения в 2-х томах.
60. М: Педагогика, 1983, т.1 . С. 19.
61. Лернер И .Я. Дидактические основы методов обучения. М.: Педагогика, 1981.- 185 с.
62. Лихачев Б.Т. Педагогика. Курс лекций. Учебное пособие. М.: ЮРАЙТ, 1999. - 523 с.
63. Ляудис В.Я. Методика преподавания психологии. М.: Изд-во МГУ, 1989.- С. 9-15.
64. Макаренко А.С. Педагогические сочинения в 8 томах. М.: Педагогика, 1984, Т.4. - С.123-203.
65. Маркова А.К. Психология профессионализма. М.: 1996. - 308 с.
66. Маслоу А. Новые рубежи человеческой природы. М.: Смысл, 1999. -С. 11-103.
67. Неверкович С.Д. Игровые методы подготовки кадров. М.: Высшая школа, 1997.-206 с.
68. Новаторов В.Е. Культурно-досуговая деятельность. Словарь-справочник,- Омск, 1992. 243 с.
69. Ожегов С.И. Словарь русского языка. М., 1989. - 900 с.
70. Пави Патрис. Словарь театра. Пер с фр. М.: Прогресс 1991. - 504 с.
71. Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов. / Под*>редакцией П.И. Пидкасистого. М.: . Педагогическое общество России, 2003.-608 с.
72. Педагогическая энциклопедия./ под ред. Краснобаева Б. И., т.2.- М., 1965.-С.264.
73. Перовский Е.П. Проблема методов обучения. / Советская педагогика, 1956, №12. С.17-21.
74. Петрунин С.В. Вечер общения. Методическая рекомендация в помощь организаторам досуга молодежи. Казань, 1989. - 42 с.
75. Попов С.В. Валеология в школе и дома (О физическом благополучии школьников). Санкт-Петербург, "Союз", 1998. - 253 с.
76. Приезжева Е.М. Анимационная деятельность в туризме. Уч. программа,
77. М.: Туристский университет, 2001. 30 с.
78. Приезжева Е.М. Социально-культурная анимация в туризме. Уч-метод. пособие. М.: РИБ Турист, 2003. - 64 с.
79. Приезжева Е.М. Педагогические условия подготовки студентов к анимационной деятельности в процессе профессионального туристского образования. Диссертация к.п.н. М., 2000. - 210 с.
80. Проблемы методики режиссерского творчества. / Сб.науч.трудов. М.: МГУКИ, 2002. -193 с.
81. Психология воздействия (проблемы теории и практики) / Под ред. А.А.Бодалева, А.А.Ковалева. М., 1989. - С.42.
82. Реан А.А., Бородовская Н.В., Розум С.И. Психология и педагогика. -СПб.: Питер, 2001,- 432 с.
83. Садовская B.C. Педагогические основы формирования культуры быта. -М.: Педагогическое общество России,' 1996. 196 с.
84. Симонов В.П. Педагогический менеджмент: 50 ноу-хау в управлении педагогическими системами. Учебное пособие, М.: Педагогическое общество России, 1999. - 430 с.
85. Скаткин М.Н. Методология и методика педагогических исследований. -М.: Педагогика, 1986. 150 с.
86. Новый энциклопедический словарь. / Гл. ред. А.П. Горкин. М.: Большая Российская энциклопедия, 2000. - 1456 с.
87. Спортивные и подвижные игры, эстафеты в физкультурно-оздоровительном обслуживании туристских учреждений.- М., 1989. -43 с.
88. Станиславский К.С. ПСС в 8 томах. М.: Искусство, 1954, т.2., ч.1. -420 с.
89. Стрельцов Ю.А. Культурология досуга. Уч. пособие. М.: МГУКИ, 2002.- 182 с.
90. Талызина Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний. М., 1975. -343 с.
91. Талызина Н.Ф. Методика составления обучающих программ: Уч. пособие. М.: Изд-во МГУ, 1980. - 47 с.
92. Туристский терминологический словарь. Авторы: Зорин И.В., Квартальнов В.А. М.: Советский спорт, 1999. - 662 с.
93. Труды Академии туризма. Сборник научных трудов Вып.4. Под ред. Кузнецова Ю.В. СПб.: Невский Фонд, 2002,- 199 с.
94. Ушинский К.Д. Избранные педогагические соч. В 2- томах. М., 1974, т.1. - С. 124-231.
95. Философский энциклопедический словарь. / Ред. Ильичева П.Н.- М.: Советская энциклопедия, 1983. 840 с.
96. Фрейд 3. Художник и фантазирование. Пер. с нем. Р.Ф. Додельцева,-М.: Республика, 1995. 400 с.
97. Цаплухин С.А. Анимация туризма в Юго-Восточном Подмосковье. Актуальные проблемы туризма 99. - М.: Изд-во РМАТ, 1999. - С. 110111.
98. Чепик В.Д. Кальней В.А. -Сеселкин А.И. Подготовка научно-педагогических кадров для туризма. Актуальные проблемы туризма-98./ Сборник докладов и тезисов сообщений 11 Всероссийской научно-практической конференции. М.: РМАТ, 1998. - С. 94-97.
99. Человек и духовность: Сб.ст. / Отв. Ред. Федотова В.Г. Рига, 1990. -148 с.
100. Шварц И.Е. Психогигиена в школе. Пермь, ПГПУ, 1986. - С.67-69.
101. Шевандрин Н.И. Социальная психология в образовании. М.: ВААДОС, 1995. - С.363- 364.
102. Шмаков С.А. Игры-шутки, игры-минутки. М., 1993. - 34 с.
103. Щукина Г.И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся. -М.: Педагогика, 1988. 203 с.
104. Щуркова Н.Е Новое воспитание. М., 2000. - С. 50-54.
105. Энциклопедия туриста. / Гл. ред. Е.И. Тамм . М.: «Большая Российская энциклопедия», 1993. - 607 с.
106. Юспа М.Б., Фурманов А.Г. „ Валеологня одно из направлений оздоровления людей. //Тезисы докладов 1-ой Республиканской научно-практической конференции «Валеология: формы и методы профилактики заболеваний немедикоментозными средствами». - Мн., 1997.
107. Юнг К.Г., Нойман Э. Психоанализ и искусство. Пер. Бутузова Г., Чистякова О. М.: REFL-book, 1996. - 302 с.
108. Учебно-тематический план учебной дисциплины «Актерское мастерство»учебная неделя тема лек сем п/з
109. Артистизм в системе профессиональных качеств менеджера туристской анимации. Цели и задачи дисциплины «АМ» Тест на самопрезентацию 2 2
110. Истоки зарождения актерского искусства. Доклады на тему истории театра. Разучивание тренинга-разминки 2 1 1
111. Традиции русского театрального искусства. Доклады на тему истории театра. Разучивание тренинга-разминки 2 1 1
112. Доклады на тему истории театра. Тренинг-разминка Фольклорные литературные формы Актерские этюды «Скоморохи» 1 1 1 1
113. Доклады на тему истории театра. Фольклорные литературные формы. Актерские этюды «Русский народный праздник». 1 1 2
114. Система К.С.Станиславского новая веха актерского искусства. Тренинг-разминка Актерские этюды на память физических действий, скульптурность позы и жеста. 2 1 1е>167
115. Развитие системы К.С.Станиславского. Актерская работа над стихотворным текстом. 2 2
116. Система К.С.Станиславского для туристского аниматора. Тренинг-разминка Актерский этюд на имитацию звуков «Старый замок» 2 1 19 «Работа над собой» по системе Анализ актерского тренинга на предмет «работа над собой» Тренинг-разминка 2 1 1
117. Элементы внутренней техники: внимание и фантазия. Тренинг-разминка Актерские этюды «Жизнь вещей» 1 1 2
118. Элементы внутренней техники: свобода и вера Тренинг-разминка Актерские этюды «Полезные советы» 1 1 2
119. Элементы внутренней техники: оценка и отношение. Тренинг-разминка Актерские этюды «Картина» 1 1 2
120. Элементы внешней техники: пластика тела. Тренинг-разминка Актерские этюды «Кукольный театр» 1 1 2
121. Элементы внешней техники: пластика голоса. Тренинг-разминка Актерские этюды «Клоунская реприза» 1 1 2
122. Тест на тему «Элементы внутренней и внешней техники» Тренинг-разминка Актерские этюды «Пластилин»' 2 1 1
123. Работа над ролью в анимационной программе. Метод действенного анализа. Тренинг-разминка Актерские этюды «Жанровые сцены» 2 . 1 -1
124. Метод действенного анализа. Тренинг-разминка Актерские этюды «Жанровые сцены» 1 1 21. Итого 21 9 381. Уважаемый (-ая) коллега!
125. Данное исследование проводится с целью совершенствования процесса анимационной подготовки студентов туристского вуза, обучающихся по специальности менеджмент организации, специализация «анимационный менеджмент в туризме».
126. Просим Вас оценить содержание тем анимационной подготовки по развитию артистизма менеджера туристской анимации на основе ниже перечисленных критериев:1. Актуальность.2. Доступность.3. Логичность построения.
127. Практическая направленность учебного материала.
128. Соответствие концепции непрерывного профессиональногообразования.
129. Оценки производятся знаком « + » в соответствующей графе таблицы.
130. Оценка Темы программы Примеч.1 2 3 4 5 6 7 81 соответствует с несосяв 2 соответствует нгсоот 3 соответствует несосяв. 4 соответствует 1. Н2СОСЯВ 5 соответствует 1. ЖСООЩ Сь
131. Если вы не согласны с содержанием тем, предлагаемых для изучения, то просим высказать свои замечания и предложения.1. ФамилияИмяОтчество1. Место работы1. Должность1. Стаж работы
132. АНКЕТА Ответьте ДА или НЕТ на вопросы:
133. Были ли востребованы знания и умения, сформированные Вами при изучении учебной дисциплины «Актерское мастерство» в практическойс»профессиональной деятельности (при прохождении практики)?разделы да нет
134. История актерского искусства
135. Принципы системы К.С.Станиславского
136. Тренинг внимания, фантазии и чувств4. Тренинг пластики тела
137. В любой момент исполнения задания преподаватель может прервать самопрезентацию просьбой выполнить дополнительное задание (например, повторить что-то еще раз, поправить воротник, встать правее и т.п.).1. Оценочная таблица теста
138. Программа сертификационного семинара1. АНИМАЦИЯ В ТУРИЗМЕ»
139. П уровень «Методика и технология создания анимационных программ»1. Учебно-тематический планнаименование всего лек ПЗразделов и тем № часов
140. Планирование анимационной работы 2 2
141. Основы актерского мастерства 60 6021 Речевой тренинг 15 15
142. Сценическое движение 15 1523 Диско-пластика 15 1524 Основы конферанса 15 15
143. Режиссура анимационной программы 52 6 461. Составление сценариев
144. Разработка досугово-развлекательныхпрограмм в сфере туризма
145. Подготовка и проведение физкультурно-оздоровительных программ
146. Подготовка и проведение спортивных игр исоревновании
147. Подготовка и проведение сюжетно-игровыхпрограмм
148. Подготовка и проведение конкурсныхпрограмм
149. Подготовка и проведение тематическихвечеров
150. Подготовка и проведение массовых праздников
151. Специфика планирования и организациифольклорных праздников и соревнований
152. Работа с готовым сценарием
153. Реквизит и декорации в программе 2 2
154. Роль спецэффектов в программе 2 2
155. Дополнительные услуги в анимационноммероприятии 2 2
156. Формы контроля Зачет и тест1. Итого: 120 14 106
157. Цели и задачи сертификационного семинара «Анимация в туризме» II уровня
158. Цель сертификационного семинара дальнейшее усвоение студентами знаний, умений и навыков анимационной деятельности в туризме.
159. Основными задачами семинара II уровня являются:• изучение студентами основ режиссуры анимационных программ;• практическая актерская и режиссерская работа над созданием анимационных программ.
160. Итоговые зачет и тест проводятся для определения соответствия полученных знаний, умений и навыков требованиям обучения. Лицам, успешно сдавшим итоговые зачет и тест, выдается сертификат.
161. Требования к профессиональным знаниям и умениям, соответствующим II уровню обучения, даны в приложении к программе.
162. Планирование анимационной работы
163. Понятие «планирования анимационной работы». Цель и суть планирования.
164. Основы актерского мастерства
165. Речевой тренинг. Практические занятия.
166. Поэты 1960-80-х годов (А.Вознесенский, Е.Евтушенко, Р.Рождественский, В.Высоцкий и др.). Логический разбор стиха. Индивидуальная работа над стихотворением. Поэзия 90-х годов XX века.178
167. Сочинение эпиграмм. Перефразирование известных стихотворений. Работа над сценическим образом произведения.
168. Проза. Речь от первого лица. Стилистические особенности русской классики (А.П.Чехов, Н.В.Гоголь, И.А.Бунин и др.).
169. Действенный анализ литературного произведения. Сверхзадача. Сквозное действие. Законы логического чтения прозы.
170. Методы и приемы знакомства с туристами, с отдыхающими. Составление вступительного слова в стихах и в прозе. Работа над индивидуальным речевым номером.
171. Задания для самостоятельной работы:• подготовка стихотворений по теме;• подборка былин, народных форм, русских классических произведений;• логический разбор произведений;• работа над индивидуальными речевыми номерами.
172. Сценическое движение. Практические занятия.
173. Развитие пластики тела, мимики.
174. Задания для самостоятельной работы:• упражнения по развитию сценического внимания, мышечной свободы, фантазии;• театральные этюды.
175. Диско-пластика. Практические занятия.
176. Задания для самостоятельной работы:• повторение разученных танцевальных элементов;• разучивание танцевальных элементов и их связок.
177. Основы конферанса. Практические занятия.
178. Задания для самостоятельной работы:• разработка идеи эстрадного номера;• подготовка индивидуального номера «пародия».• выбор оригинального сценария и проигрывание его;• постановочная работа (индивидуальная и групповая).
179. Режиссура анимационной программы.1. Составление сценариев
180. Разработка досугово-развлекательных программ в сфере туризма. Тенденция развития массовых, групповых и индивидуальных форм анимационной деятельности. Педагогические основы анимационной деятельности.
181. Сценарий как способ обработки информации и программа управления аудиторией. Особенности идейно-тематического замысла сценария анимационной деятельности. Литературный сценарий, режиссерский сценарий.
182. Этапы работы над сценарием. Критерии отбора содержания сценария.о
183. Гибкое построение сценария. Программирование в сценарии реальной деятельности туристов и отдыхающих.
184. Специфика работы аниматора. Импровизация. Отбор средств выразительности. Требования к аниматору: эмоциональность, убедительность, оригинальность. Роль ведущего в анимационной программе.
185. Задание для самостоятельной работы:• за период обучения разработать сценарий программы и принять участие в ее организации и проведении.
186. Подготовка и проведение физкультурно-оздоровительных программ. Практические занятия.
187. Подготовка и проведение спортивных игр и соревнований.1. Практические занятия.
188. Цели и задачи спортивных игр и соревнований. Разработка сценария проведения спортивной игры, соревнования с учетом особенностей игровой площадки. Организация спортивного мероприятия по упрощенным правилам.
189. Подготовка и проведение сюжетио-игровых программ.1. Практические занятия.
190. Методика подготовки и проведения конкурсных программ.1. Практические занятия.
191. Особенности сценария конкурса и режиссерской работы над ним. Содержание и композиция программы-конкурса. Роль жюри в конкурсной программе. Разработка сценария и проведение конкурсной программы.
192. Методика проведения тематических вечеров. Практические занятия.
193. Тематика анимационных тематических вечеров. Жанры тематических вечеров. Специфика драматургии и режиссуры. Специфика приемов организации тематического вечера. Вечер-интервью, как разновидность вечера знакомства туристов.
194. Анализ современной практики организации тематических анимационных вечеров и художественно-публицистических программ.
195. Подготовка и проведение тематического анимационного вечера.
196. Подготовка и проведение массовых праздников. Практические занятия.
197. Экономический эффект мероприятия.
198. Разработка сценария массового праздника и участие в его проведении.
199. Специфика планирования и организации фольклорных праздников и соревнований. Практические занятия.
200. Особенности постановки различных частей народного праздника. Сценарная разработка и постановка игровой части в русском народном празднике, народном гуляньи.
201. Использование возможностей современной обработки фольклора в структуре народного праздника. Поиск праздничной символики. Учет особенностей ландшафта в постановке народного праздника.
202. Особенности деятельности аниматора в процессе проведения народного праздника.
203. Разработка фольклорного праздника и его организация.
204. Работа с готовым сценарием. Практические занятия.
205. Понятие «театрализация». Создание ассоциативно-зрелищного ряда. Работа над постановочной композицией, над эпизодами.
206. Понятия «местный материал», «зрелищный туризм». Технология репетиций с большим постановочным коллективом. Режиссерское воплощение. Понятие «режиссерская постановочная группа». Хронометраж.
207. Участие в проведении анимационной программы.
208. Реквизит и декорации в программе.
209. Художественное оформление, его специфика для анимационной программы. Разновидности декора: конструктивные, художественные, смысловые. Режиссерская работа с художниками, техниками, декораторами.
210. Роль спецэффектов в программе.
211. Понятие «спецэффекты». Значение и роль спецэффектов в анимационной программе. Принципы включения спецэффектов в программу. Техника безопасности.
212. Дополнительные услуги в анимационных программах.
213. Понятие «дополнительные услуги». Виды дополнительных услуг. Использование дополнительных услуг для активизации деятельности аудитории. Туристские анимационные программы как фактор привлечения туристов и отдыхающих.
214. Требования к профессиональнымА знаниям и умениям студента II уровня обучения -методиста туристско-анимационных программ