Темы диссертаций по педагогике » Теория и методика профессионального образования

автореферат и диссертация по педагогике 13.00.08 для написания научной статьи или работы на тему: Эстетическое развитие будущих специалистов туристической анимации в туристском вузе

Автореферат недоступен
Автор научной работы
 Гениуш, Юлия Сергеевна
Ученая степень
 кандидата педагогических наук
Место защиты
 Сходня
Год защиты
 2006
Специальность ВАК РФ
 13.00.08
Диссертация по педагогике на тему «Эстетическое развитие будущих специалистов туристической анимации в туристском вузе», специальность ВАК РФ 13.00.08 - Теория и методика профессионального образования
Диссертация

Содержание диссертации автор научной статьи: кандидата педагогических наук, Гениуш, Юлия Сергеевна, 2006 год

Введение

Глава 1. Теоретические основы профессиональной подготовки, способствующие эстетическому развитию будущих специалистов туристской анимации

1.1. Особенности профессиональной подготовки специалистов 22 туристской анимации в туристском вузе

1.2. Основные направления эстетического развития специалистов 39 туристской анимации в структуре профессиональной подготовки

1.3. Анализ эстетико-педагогического аспекта анимационной 57 деятельности в туризме

Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по реализации модели эстетического развития будущих специалистов туристской анимации в процессе профессиональной подготовки 2.1. Модель эстетического развития студентов - будущих 78 специалистов туристской анимации в процессе профессиональной подготовки

2.2. Педагогические условия эстетического развития студентов

2.3. Результаты опытно-экспериментальной работы

Введение диссертации по педагогике, на тему "Эстетическое развитие будущих специалистов туристической анимации в туристском вузе"

Интенсивный рост туризма во всем мире, интеграция российского туризма в мировое сообщество, а главное, глобальные изменения в современном российском обществе - все это в значительной мере влияет на развитие индустрии туризма. Туризм признан неоспоримым фактом современной культуры.

Престиж туристских маршрутов растет, увеличивается их численность, возникают альтернативные формы музейных учреждений. Управление сферой туризма требует от специалиста туристской анимации большой гибкости, адекватной реакции на постоянно меняющуюся ситуацию, принятия нестандартных решений, творчества, изобретательности.

В современном обществе, переживающем преобразования в его политической, экономической, социальной и культурной сферах, существенное обновление претерпевает система вузовского образования. В Федеральной программе развития высшего образования [132] подчеркивается, что одним из основных направлений является совершенствование педагогических технологий, создание условий, обеспечивающих вариативность форм получения образования. Проблема профессиональной подготовки молодежи в условиях социально-экономических реформ в нашем обществе приобретает особую остроту и жизненную необходимость. Исследованием этой проблемы занимались В.А.Квартальнов, И.В.Зорин, В.С.Преображенский, М.А.Данилов, Б.П.Есипов, М.И.Махмутов и др.

Экономическое развитие страны, в новых условиях, влияет на развитие профессионального образования в сфере туризма. Его отличительная особенность состоит в ориентации на общие процессы экономики, функционирующие в отраслевом виде. Проблема конкуренции, возникшая в процессе распада вертикальных структур, нарушения планового трудоустройства, формирования множества рынков труда диктует необходимость привести в соответствие уровень профессиональной подготовки с требованиями к квалификации на рынке труда.

Традиционным в данном аспекте становится акцентуация связей разного рода преобразований, характеризующая современную социокультурную ситуацию и необходимость, в свете этого, поиска и реализации на практике путей и способов, адекватных времени, и поднимающих на качественно более высокий уровень профессиональную деятельность специалиста туризма.

Важна модификация, вариантность традиционных форм отдыха туристов и увеличение доли духовно-культурных программ. Туристов объединяет интерес к культуре, обычаям, быту, традициям народов мира, их сословиям, желание познакомиться с лучшими образцами мировой культуры - все эти направления могут быть реализованы в рамках анимационной деятельности.

Создание устойчивых тенденций развития туризма возможно при условии постоянного повышения качества подготавливаемых специалистов, способных квалифицированно и грамотно предоставлять туристские услуги и обеспечивать организованный досуг населения с целью активного отдыха, познавательно-образовательной деятельности и удовлетворения культурных потребностей [38]. Высокий профессиональный уровень специалистов является необходимым условием для развития турбизнеса. Работник индустрии туризма и отдыха, как указывает Г.К. Шмидт, должен быть хорошо образован и обучен как специалист в своей области, а так же должен обладать широкими познаниями в области культуры и навыками общения.

В настоящее время в сфере туризма сформировалось новое направление - туристская анимация, которая стала специфичным туристским продуктом и необходимым элементом туристских программ. Специалисты туристской анимации, разрабатывают анимационные программы, включающие туристов в действие и обеспечивающие активный, интересный, разнообразный, эстетически-организованный туристский досуг. Анимация «оживляет» туристский объект, обогащает эмоциональными впечатлениями, что способствует полноценной рекреации, активизирует потребление информации, развивает личность.

В этой связи возрастает потребность в специалистах, подготовленных к разработке, планированию и осуществлению эстетически-организованного туристского досуга, что определяет необходимость профессиональной подготовки специалистов туристской анимации в туристском вузе, которая в процессе профессионального становления специалистов туристской анимации способствовала бы эстетическому развитию личности студента и оказывала непосредственное влияние на его профессиональную деятельность.

Проблемам профессиональной подготовки специалистов туристской анимации посвящен ряд исследований, в которых освещены аспекты профессиональной подготовки специалистов сферы туристской анимации в образовательных учреждениях туристского профиля, рассмотрены педагогические условия подготовки студентов к анимационной деятельности в процессе профессионального туробразования [95], методические основы подготовки организаторов туристской анимации [21], анимационная подготовка студентов туристского вуза как педагогическая система по формированию профессиональных знаний, умений и отношений к развитию профессиональных качеств, отвечающих требованиям профессиональной деятельности специалистов туристской анимации, были исследованы проблемы теории и практики анимационной деятельности в туризме, сформулированы теоретические основы анимационной деятельности, уточнены основные понятия и терминология практики анимационной деятельности в туризме [61].

Анимационная деятельность в туризме, высококачественные анимационные программы служат многофункциональным проектом «для передачи» социальной, культурной информации, способствуют сохранению эстетико-культурных ценностей, накоплению информации и приобретению эстетического опыта.

В наше время запросы и интересы туристов во всем мире непрерывно меняются и растут, усложняется и структура досуга.

Это обстоятельство требует новых подходов. Туристские маршруты должны быть обеспечены качественными анимационными программами, а следовательно, высокопрофессиональными специалистами.

Данная проблема, на наш взгляд, требует методологического подхода, позволяющего представить ее наиболее целостно, на разных уровнях -общенаучном и общеметодологическом, и трансформировать концепции и положения смежных с педагогикой туризма наук в сферу профессиональной деятельности специалиста туристской анимации.

Разработка анимационных программ туристских маршрутов - особый вид деятельности туристской сферы, поэтому подготовка высококвалифицированных специалистов-аниматоров является социально-значимой задачей [61, 4].

Аниматор занимается разработкой индивидуальных и коллективных программ проведения досуга, выполняющих развлекательные, познавательные, образовательные, воспитательные, коммуникативные, развивающие, популяризаторские и идеологические функции. Он ориентирует туристов в многообразии видов досуга, организует им полноценный отдых, который является не только средством избавления от усталости, но и средством нейтрализации негативных сторон повседневной жизни. [61, 5]

Поскольку профессиональная задача специалиста туристской анимации - моделирование различных форм досуга туристов, то специализация усилила потребность в формировании творческой индивидуальности специалиста с определенным стилем деятельности, а социальная действительность требует воспитания и развития самостоятельной и активной личности, способной к творческим преобразованиям. Соответственно, студенты - будущие специалисты туристской анимации -должны отличаться широким кругозором, интеллектом, межкультурной компетентностью, терпимостью к другим культурам и вместе с тем -развитым эстетическим вкусом и творческой активностью.

Таким образом, необходимость выявления основных направлений эстетического развития студентов - будущих специалистов туристской анимации становится все более явной.

Учебный процесс, трудовая деятельность, общение, окружающая среда, творческая атмосфера - все это влияет на формирование эстетического сознания личности: эстетического восприятия, воссоздающего и творческого воображения, вкуса, эмоционально-эстетической сферы, чувственно-образного мышления, общих и специальных способностей, эстетических потребностей и интересов.

При развитии эстетического сознания личности более совершенной становится ее эстетическая творческая деятельность. И, если в системе вузовского образования на первых курсах она выражается, главным образом, в стремлении познакомиться с произведениями искусства, то в последующие годы эстетическая деятельность становится более широкой, охватывающей все сферы эстетического. Студенты способны видеть взаимосвязь эстетического идеала с нравственным, и связывать его с представлением о своей будущей профессии.

Формирование эстетико-ценностных ориентаций и развитие эстетико-творческих потенций студентов для наполнения любого вида деятельности ценностным содержанием определяют направления эстетического развития в процессе профессиональной подготовки студентов.

Туристская анимация, как сфера человеческой деятельности, постепенно переходит в ранг искусства, с его эстетической значимостью и ценностью. Именно поэтому в учебный процесс факультета туристской анимации включены дисциплины, способствующие развитию как «общих», так и «специальных» способностей, и в нашем исследовании мы рассматриваем вопрос личной ориентации студента, как способа формирования самостоятельного мышления, развития эстетических качеств и творческой активности. Самостоятельность может быть понята и как свойство личности, и как способность, и как показатель уровня эстетического воспитания и творческой активности личности, и как критерий зрелости в области социальной практики в сфере туризма, туристской анимации.

В настоящее время модернизация образования, деятельность высшей школы ориентирована на изменение догматизма в преподавании. В процессе формирования рынка образовательных услуг, глубоких структурных изменений в сфере занятости, качество получаемого образования приобретает решающее значение.

Формирование новых структур системы профессионального образования в сфере туризма актуализировало проблему углубления и расширения научных исследований в области теории и методики профобразования, одной из ведущих целей которых стало совершенствование содержания обучения с учетом принципов гуманизации - гуманитаризации и деятельностной направленности.

Гуманитаризация образования рассматривается как формирование у человека отношения к окружающему миру, самому себе, своей деятельности в нем, а в профессиональной деятельности гуманитаризация означает формирование отношения человека к своей профессиональной деятельности. Деятельностная направленность заключается в организации учебно-производственной деятельности для соединения теоретических знаний с практическим опытом путем применения теории на практике в условиях учебной деятельности.

Существенные преобразования в сфере туризма немыслимы без учета и выполнения этих условий, то есть воспитания компетентных, творчески развитых специалистов.

Учебное самосознание, активизируемое в ходе личностно ориентированного обучения, пробуждает и развивает у студентов познавательную деятельность. Параллельно активизируется и профессиональное самосознание. Педагог вуза, ориентируясь на формирование самостоятельного мышления студентов, во-первых, постоянно отслеживает своеобразие личности, проявляемое в ее избирательности в познании профессии специалиста туристской анимации, в устойчивости этой избирательности, способах проработки учебного материала, эмоционально-личностном отношении к объектам познания (материальным и идеальным) и, во-вторых, помогает студенту познать себя, самоопределиться и творчески реализоваться.

Содержание образования требует более эффективных форм организации учебных занятий, которые бы включали в себя: развитие познавательной деятельности, самостоятельности и творческой активности студентов. Такими формами организации обучения являются: проектная деятельность, практикумы, семинары, учебно-практическая деятельность. Эти занятия помогут выявить уровень личностного развития каждого студента, его способность к умению слышать других, что чрезвычайно важно для любой профессии, для специалиста туристской анимации особенно.

Совершенствование профессиональной подготовки с учетом эстетической направленности обучения позволит выпустить из стен вуза специалиста с высоким уровнем общей культуры, с новой структурой психолого-социальной компетентности, умеющего работать в туристском бизнесе с современным объемом информации, нетрадиционно подходить к разрешению спонтанно возникающих нестандартных ситуаций, проектировать и планировать процесс в целом, конструировать его на различных этапах, прогнозировать, контролировать и анализировать результаты работы с коррекцией своей деятельности на следующих уровнях.

В настоящее время значимой задачей, как в теоретическом, так и в практическом аспектах является исследование проблем, связанных с особенностями профессиональной подготовки специалистов туристской анимации.

Изучение работ таких ученых как Гультяева Н.А., Ворошилова Т.В., Абдулхаиров А.З., Жукова С.Н., Петункина Л.Е., Семенюк Н.М. и других, на предмет исследования эстетической культуры личности и ее творческого развития и положительный опыт собственной практики, привели нас к убеждению в необходимости исследования темы эстетического развития в процессе профессиональной подготовки специалистов туристской анимации.

В настоящее время формируется новый взгляд на общество и историю, что связано с постановкой «во главу угла» человека с его духовными и материальными потребностями. В современных гуманитарных дисциплинах складывается антропоцентрическая ориентация, как одна из центральных проблем современного гуманитарного знания, данную тему рассматривали в своих работах такие ученые как Ф.Бродель, Р.Кирсанова, Г.Кнабе, В.Лелеко, Ю.Лотман, Й.Хейзинг, А.Чернова, и другие. Это связано, прежде всего, с гуманизацией, демократизацией образования, содержание которого в новой парадигме рассматривается как овладение культурой.

В основе любого образования лежит деятельность человека по овладению знаниями, накопленными поколениями, и культурными ценностями.

С.И. Гессен утверждает: «Образование есть не что иное, как культура индивида» [22, 123]. Поэтому одной из актуальных задач вуза становится формирование и развитие эстетической культуры студента, культурного совершенствования личности.

Решение этой задачи требует пересмотра, поиска, разработки и внедрения адекватных обновляющемуся в контексте современной культуры содержанию профессионального образования педагогических технологий, учитывающих изменившуюся социокультурную ситуацию в стране и мире и позволяющих наиболее эффективно разрешить возникающие проблемы.

Наука о законах образования и воспитания личности средствами туризма есть педагогика туризма.

Это определение построено на включении общепринятых предметов исследования педагогики - образования и воспитания - как атрибутов педагогики туризма, т.е. педагогика туризма наследует предмет от педагогики, а средства - от туризма [39].

Туризм рассматривается как социокультурная деятельность, способствующая развитию всех аспектов, связанных с культурой. Воздействуя на человека, туризм формирует в нем цивилизационные навыки и умения общения, способствует изучению культуры, традиций разных народов и взаимопониманию между ними.

Эстетическая культура определяется как специализированная часть культуры общества. Она охватывает и социальную сферу жизнедеятельности людей: культуру быта, досуг, спорт, праздники и прочее.

Туристская анимация в настоящее время становится характерным туристским продуктом и необходимым элементом туристских программ.

Современное исследование, связанное с развитием туристской анимации, может быть только комплексным и системным, так как многоплановость анимационной деятельности, представляющей собой сложные сочетания мировоззренческих, психологических, нравственных и эстетических качеств, диктует необходимость объединения разных наук с обязательным анализом первопричин исследуемых явлений.

Современные тенденции развития профессиональных образовательных туристских учреждений актуализировали новые педагогические задачи. Эти задачи определяются социально-экономическими изменениями в нашем обществе, его основным социальным заказом в сфере туризма, направленным на овладение культурой, межкультурной коммуникацией, формированием уважительного отношения к другим культурам, а между тем, проблема эстетического развития в процессе профессиональной подготовки специалистов, которая способствовала бы решению этих задач, еще не стала предметом специального изучения.

В ходе исследования нами были выявлены следующие противоречия между:

- потребностью туристских предприятий в специалистах, способных к высокому уровню проведения анимационных программ в эстетически-организованном туристском досуге и недостаточным уровнем профессиональной подготовки будущих специалистов туристской анимации, выпускников туристского вуза;

- потребностью профессорско-преподавательского состава в научно-обоснованных и экспериментально проверенных методических рекомендациях по эстетическому развитию будущих специалистов туристской анимации и недостаточной разработанностью таких рекомендаций в теории и методике профессионального туристского образования.

Данные противоречия позволили определить проблему исследования: какова модель профессиональной подготовки, способствующая эстетическому развитию будущих специалистов туристской анимации в туристском вузе.

Цель исследования - разработка модели эстетического развития будущих специалистов туристской анимации в процессе профессиональной подготовки в туристском вузе.

Объект исследования - профессиональная подготовка студентов туристского вуза.

Предмет исследования - эстетическое развитие будущих специалистов туристской анимации в процессе профессиональной подготовки в туристском вузе.

В ходе исследования была выдвинута гипотеза: эстетическое развитие будущих специалистов туристской анимации будет эффективным, если:

- на основе выявленных особенностей профессиональной подготовки специалистов туристской анимации будут определены основные направления эстетического развития в структуре профессиональной подготовки специалистов туристской анимации в туристском вузе;

- модель эстетического развития будущих специалистов туристской анимации в процессе профессиональной подготовки будет представлена этапами, отражать цель, содержание и педагогические условия, способствующие ее реализации;

- на основе деятельностного подхода эстетическое развитие будет осуществляться в логической последовательности потребностно-целевого, содержательного, процессуального и результативного компонентов профессиональной подготовки;

- будет выявлена совокупность методов, направленных на эффективное усвоение содержания профессиональной подготовки специалистов туристской анимации, способствующее эстетическому развитию студентов -будущих специалистов туристской анимации.

Цель, объект, предмет и гипотеза исследования, а также анализ педагогической, психологической, философской и специальной литературы по проблеме исследования определили необходимость и позволили дать теоретическое обоснование постановки и решения следующих задач:

1. Выявить особенности профессиональной подготовки специалистов туристской анимации и на этой основе определить направления эстетического развития в структуре профессиональной подготовки специалистов туристской анимации.

2. Разработать модель эстетического развития будущих специалистов туристской анимации в процессе профессиональной подготовки.

3. На основе деятельностного подхода определить компоненты профессиональной подготовки, в логической последовательности которых осуществляется эстетическое развитие студентов - будущих специалистов туристской анимации.

4. Выявить и экспериментально проверить совокупность методов, обеспечивающих эффективное усвоение содержания профессиональной подготовки специалистов туристской анимации, способствующей эстетическому развитию студентов.

Для решения целей и задач исследования были применены следующие методы исследования: теоретический анализ философской, психолого-педагогической литературы по проблеме исследования; сравнение, обобщение, систематизация, абстрагирование, моделирование в аспекте исследуемой проблемы; педагогическое целенаправленное наблюдение за учебной деятельностью студентов, педагогический эксперимент; диагностические методы: опрос, анкетирование, тестирование, беседы с преподавателями и студентами; изучение продуктов деятельности студентов.

Методологическую основу исследования составляют философские положения о переходе количественных изменений в качественные, о сущности явлений и фактов, имеющих место в общественных процессах и социальных системах исследования ведущих ученых по вопросам философских основ теории эстетического воспитания и развития личности, социологии и культурологии, общей педагогики и психологии, труды по методологии и теории педагогики, философская концепция личности как активного субъекта деятельности (М.М.Бахтин, B.C. Библер и др.), теория деятельности и активности личности (Б.Г. Ананьев, JI.C. Выготский, А.Н. Леонтьев и др.), а также теоретические основы профессионального туристского образования (И.В. Зорин, В.А. Квартальнов, 2004; А.И. Сеселкин, 2001), фундаментальные исследования по вопросам профессиональной подготовки кадров (С.Я. Батышев, 1990; A.M. Новиков, 2002; Н.И. Загузов, 2003; В.А. Кальней, 2003; И.П. Смирнов, 2000 и др.), по системному подходу к построению процессов профессионального образования и по общим принципам обучения и воспитания (Ю.К. Бабанский, 1985; В.Д. Шадриков, 1994; В.В. Давыдов, 1970; Л.В. Занков, 1962; Н.Ф. Талызина, 1995), теория анимационной деятельности (В.А. Квартальнов, Л.В. Курило, Е.М. Приезжева, Б. Стойкович и др.); теоретический анализ педагогической, научно-методической, специальной литературы по проблемам исследования.

Экспериментальная база исследования: Российская международная академия туризма, студенты второго курса (общее количество - 450) факультета социально-культурной и спортивной анимации в туризме, Института гостеприимства.

Исследование проводилось в три этапа с 1999 по 2006 год.

На первом, поисково-аналитическом этапе (1999-2002гг.), изучалось состояние проблемы в научно-педагогической литературе, анализировался и обобщался опыт работы различных учреждений образования, осуществляющих профессиональную подготовку, разрабатывались новые подходы к анимационной деятельности в туризме.

На втором, опытно-экспериментальном этапе (2002-2004 гг.), проектировалась модель реализации эстетической направленности профессиональной подготовки специалистов туристской анимации, проводился эксперимент, в ходе которого осуществлялась проверка эффективности реализации разработанной модели; фиксировались и анализировались результаты исследования.

На третьем, завершающем этапе (2004-2006 гг.), систематизировался и обрабатывался эмпирический материал, результаты исследования внедрялись в практику профессиональной подготовки студентов, были сформированы теоретические выводы и практические рекомендации, вытекающие из проведенного исследования.

Научная новизна исследования состоит в следующем:

1. Выявлены особенности профессиональной подготовки специалистов туристской анимации (такие как: использование профессиональной анимационной деятельности как учебно-практической в целях формирования профессионального, эстетического опыта и развития эстетического сознания в процессе обучения; стимулирование развития мотивационной сферы студента, его стремления к саморазвитию, к профессиональной компетентности; формирование в процессе обучения не только профессионально-значимых, но и личностных качеств, способствующих развитию личности студента), с учетом которых определены основные направления эстетического развития студентов в структуре их профессиональной подготовки (потребностно-целевой компонент, содержательный, процессуально-технологический и результативный), состоящие в следующем: приобщение к эстетическим ценностям, ориентирование личности на духовно-чувственное освоение мира, формирование профессионально-значимых и личностных качеств (развитие эмоционально-эстетического восприятия и расширение культурного кругозора, накопление эстетических впечатлений и умений самостоятельно ориентироваться в мире прекрасного, устойчивая потребность в творческой реализации).

2. Разработана модель эстетического развития студентов - будущих специалистов туристской анимации в процессе профессиональной подготовки, включающая содержание, ориентированное на освоение эстетики окружающего мира, искусства и профессиональной деятельности, на развитие эстетического сознания студентов; совокупность эффективных методов и форм; определены педагогические условия, способствующие реализации модели: включение в содержание профессиональной подготовки эстетически-направленного учебного материала (например, спецкурса «Эстетика в анимационной деятельности» и использование его материалов в процессе практической деятельности студентов); использование анимационной деятельности в качестве учебной практической, которая должна занимать не менее 50% учебного времени; диагностика уровней развития эстетического развития студентов в процессе практической деятельности, развитие мотивации, потребности творческой деятельности и др.

3. На основе деятельностного подхода определены компоненты профессиональной подготовки, в логической последовательности которых осуществляется эстетическое развитие будущих специалистов туристской анимации: потребностно-целевой, (цель - эстетическое развитие студентов в процессе профессионального становления), содержательный (содержание профессиональной подготовки, способствующее эстетическому развитию студентов, ориентированное на освоение эстетики окружающего мира, искусства и профессиональной деятельности, которое дополнено в его теоретической составляющей спецкурсом «Эстетика в анимационной деятельности», в практической составляющей - практической анимационной деятельностью, интегрирующей в учебном процессе темы основных курсов учебных дисциплин (таких как «Теория и практика анимации», «Режиссура культурно-досуговых программ», «Организация и методы игровой t деятельности») и темы курса «Эстетика в анимационной деятельности»), г процессуальный (структура, организация (формы), методы и средства учебной деятельности) и результативный (динамика уровней эстетического развития студентов - будущих специалистов туристской анимации в процессе профессиональной подготовки, определяемая на основе соответствующей диагностики).

4. Определена совокупность эффективных методов, обеспечивающих усвоение содержания профессиональной подготовки, способствующего эстетическому развитию студентов - будущих специалистов туристской анимации (методы стимулирования и мотивации интереса к учению, базисные режиссерские методы, проблемно-поисковые методы, формирующие познавательную активность при изучении нового материала).

Теоретическая значимость. Теория и методика профессионального туристского образования дополнена научно-обоснованной моделью эстетического развития специалистов туристской анимации в процессе профессиональной подготовки, системно представляющей целеполагание, содержание и методику этого процесса в условиях туристского вуза.

Практическая значимость исследования заключается в разработке спецкурса для студентов «Эстетика в анимационной деятельности», методических рекомендаций для преподавателей туристского вуза по проведению теоретических и практических занятий (программы курса, учебно-тематических планов занятий), методических рекомендаций для студентов по подготовке и выполнению творческих заданий, с учетом специфики профессиональной деятельности специалистов туристской анимации.

Достоверность результатов исследования обеспечивается аргументированностью исходных теоретико-методологических позиций; логикой теоретического и экспериментального исследования; применением комплекса методов (диагностического и дидактического характера), адекватных предмету и задачам исследования; позитивными итогами опытно-экспериментальной работы и возможностью ее повторения; репрезентативностью объема выборки и статистической значимостью экспериментальных данных.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Основными направлениями эстетического развития специалистов туристской анимации в структуре их профессиональной подготовки, определенными на основе анализа особенностей профессиональной подготовки, являются: приобщение к эстетическим ценностям, ориентирование личности на духовно-чувственное освоение мира, формирование профессионально-значимых и личностных качеств (развитие эмоционально-эстетического восприятия и расширение культурного кругозора, накопление эстетических впечатлений и умений самостоятельно ориентироваться в мире прекрасного, устойчивая потребность в творческой реализации).

2. Модель эстетического развития студентов - будущих специалистов туристской анимации в процессе профессиональной подготовки включает в себя цель, задачи, содержание, ориентированное на освоение эстетики окружающего мира, искусства и профессиональной деятельности, на развитие эстетического сознания студентов, совокупность эффективных методов и форм, этапы эстетического развития (определяющие уровень сформированности).

3. Компоненты профессиональной подготовки, в логической последовательности которых осуществляется эстетическое развитие специалистов туристской анимации, можно определить как потребностно-целевой, содержательный, процессуальный и результативный.

4. Эффективное усвоение содержания профессиональной подготовки способствует эстетическому развитию студентов - будущих специалистов туристской анимации, обеспечивается совокупностью методов (методы стимулирования и мотивации интереса к учению, базисные режиссерские методы, проблемно-поисковые, формирующие познавательную активность при изучении нового материала) и форм (лекции, семинары, практические занятия, создание, публичная реализация и защита проектов и программ).

Апробация основных положений исследования осуществлялась в процессе опытно-экспериментальной работы автора; о результатах докладывалось на заседаниях кафедр теории и практики анимации в туризме РМАТ, философии и социологии МИЭТ. Были сделаны доклады и сообщения на ежегодных научно-методических конференциях МИЭТ, на методическом совещании кафедр искусствоведения педвузов Поволжья (Саратов 1999, 2000), на межрегиональной конференции Академии музыки им. Гнесиных (Москва, 2000), автор принимала участие в работе международной конференции московского Института художественного образования и Академии педагогического образования (2001, 2002, 2003, 2005, 2006), в конференциях в Коломне (2002) и Туле (2004, 2006), Квартальновских научных чтениях РМАТ (2006), в международном научно-практическом семинаре «Современные технологии организации праздника» (Москва, 2005); по теме диссертации опубликовано 13 научно-методических статей в сборниках Саратовского ПИ СГУ, Московского ИХО АПО, Коломенского ГПИ, Тульского филиала РМАТ, Тульского государственного педагогического университета им. Л.Н.Толстого.

Результаты исследования были внедрены в практику обучения будущих специалистов туристской анимации факультета социально-культурной и спортивной анимации в туризме РМАТ, использованы на семинарах по эстетике на кафедре философии и социологии МИЭТ, на занятиях музыкального факультета и факультета искусствоведения Педагогического Института Саратовского государственного университета им. Н.Г.Чернышевского, Тульского государственного педагогического университета им. Л.Н.Толстого. Сформированные умения специалиста туристской анимации проверялись в ходе обучения студентов, разработки и проведения анимационных программ в1 музеях, туристских и культурнодосуговых центрах, на городских праздничных площадках, в усадьбах Москвы и Московской области.

Структура диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии и приложений.

Заключение диссертации научная статья по теме "Теория и методика профессионального образования"

Заключение.

В Заключении обобщены результаты исследования, подтверждающие основные положения исследования и сформулированы выводы.

Обращение к психолого-педагогическим исследованиям, а также анализ научной литературы и сложившейся практики обучения будущих специалистов туристской анимации позволил выявить особенности их профессиональной подготовки, такие как использование профессиональной анимационной деятельности как учебно-практической в целях формирования профессионального, эстетического опыта и развития эстетического сознания в процессе обучения; в стимулировании развития мотивационной сферы студента, его стремления к саморазвитию, к профессиональной компетентности; в формировании в процессе обучения не только профессионально - значимых, но и личностных качеств, способствующих развитию личности студента. С учетом чего было определено, что основными направлениями эстетического развития специалистов туристской анимации в структуре их профессиональной подготовки, включающей потребностно-целевой компонент, содержательный, процессуально-технологический и результативный, являются: приобщение к эстетическим ценностям, ориентирование личности на духовно-чувственное освоение мира; формирование профессионально-значимых и личностных качеств (развитие эмоционально-эстетического восприятия и расширение культурного кругозора); накопление эстетических впечатлений и умений самостоятельно ориентироваться в мире прекрасного, устойчивая потребность в творческой реализации, что ориентирует будущих специалистов туристской анимации на освоение эстетики окружающего мира, искусства и профессиональной деятельности.

На основе изучения последних достижений в области профессиональной подготовки в сфере туризма была разработана и апробирована модель эстетического развития будущих специалистов туристской анимации в процессе профессиональной подготовки, действие которой осуществляется в соответствии с обоснованными в диссертационном исследовании этапами. Каждый из них можно рассматривать как уникальный период в формировании эстетических качеств личности в процессе профессиональной подготовки будущих специалистов туристской анимации. Из положительной динамики результатов эксперимента можно сделать вывод, что разработанная модель способствует эстетическому развитию личности при соблюдении следующих педагогических условий: внедрения (наряду с основными дисциплинами) спецкурса «Эстетика в анимационной деятельности», включения творческой анимационной деятельности как учебно-практической, занимающей 50% учебного времени и соответствующей темам названного теоретического курса (в форме подготовки и разработки, реализации и защиты анимационных проектов), как практической деятельности, в учебный процесс, в основе которого лежит личностно-деятельностный подход.

На основе деятельностного подхода определены компоненты профессиональной подготовки, в логической последовательности которых осуществляется эстетическое развитие будущих специалистов туристской анимации: потребностно-целевом, где цель - эстетическое развитие студентов в процессе профессионального становления; содержательном -содержание профессиональной подготовки, способствующее эстетическому развитию студентов, ориентированное на освоение эстетики окружающего мира, искусства и профессиональной деятельности дополнено в его теоретической составляющей спецкурсом «Эстетика в анимационной деятельности», в практической составляющей - практической анимационной деятельностью, интегрирующей в учебном процессе темы основных курсов учебных дисциплин и темы курса «Эстетика в анимационной деятельности»; процессуальный (структура, логическая организация (формы), методы и средства учебной деятельности) и результативный (динамика уровней эстетического развития студентов - будущих специалистов туристской анимации в процессе профессиональной подготовки, определяемая диагностикой).

Эффективное усвоение содержания профессиональной подготовки способствует эстетическому развитию студентов, будущих специалистов туристской анимации, обеспечивается совокупностью методов (методы стимулирования и мотивации интереса к учению, базисные режиссерские методы, проблемно-поисковые, формирующие познавательную активность при изучении нового материала) и форм (лекции, семинары, практические занятия, создание, публичная реализация и защита проектов и программ).

Эстетическое развитие студентов в процессе профессиональной подготовки специалистов туристской анимации в туристском вузе оказывает непосредственное влияние на дальнейшую профессиональную деятельность - разработку, планирование и осуществление эстетически-организованного туристского досуга.

Список литературы диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Гениуш, Юлия Сергеевна, Сходня

1. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды: В 2 т. - М.: Педагогика, 1980.-Т.2.-430 с.

2. Андреев В.И. Педагогика: Учебный курс для творческого саморазвития -2-е изд. Казань: Центр инновационных технологий, 2000. - 189 с.

3. Аничков Е.В. Весенняя обрядовая песня на Западе и у славян // Собр. соч. -М., 1905.-Т.2-480 с.

4. Артановский С.Н. Историческое единство человечества и взаимное влияние культур. Л.: Новый мир, 1967. - 179 с.

5. Асмус В.Ф. Вопросы теории и истории эстетики. М.: Искусство., 1968. -260 с.

6. Белокур Н.Ф. О повышении эффективности методики урока. Пути повышения эффективности обучения в школе. Челябинск : Новость, 1980. - 228 с.

7. Библер B.C. От наукоучения к логике культуры. М.: Политиздат, 1991. -213 с.

8. Бодалев А.А. Восприятие и понимание человека человеческим. М.: МГУ, 1982. - 170 с.

9. Борев Ю.Б. Эстетика. М.: Русь-Олимп; ACT: Астрель, 2005. - 560 с.

10. Борытко Н.М. В пространстве воспитательной деятельности. -Волгоград: Перемена, 2001. 225 с.

11. Брушлинский А.В. Деятельность субъекта и психическая деятельность. Деятельность: теория, методология, проблемы. М.: Политиздат, 1990. -277 с.

12. Буров А.И., Квятковский Е.В. Проблемы эстетического развития личности школьника. М.: Педагогика, 1987. - 215 с.

13. Вебицкий А.А., Бакшаева Н.А. Развитие мотивации студентов в контекстном обучении. М.: Вестник в высшей школе, 2000. - 190 е.

14. Вигман JI.C. Педагогика в вопросах и ответах: Учебное пособие. М.: Проспект, 2006. - 156 с.

15. Волков Е.С. Зависимость ценностных ориентаций студентов от смены видов деятельности. -М.: Знание, 1981. 167 с.

16. Волкова Е.В. Проблема содержания и формы в искусстве. М.: Знание, 1976.-187 с.

17. Выготский JI.C. Развитие высших психических функций. М.: АПН РСФСР, 1960.-235 с.

18. Выготский JI.C. Психология искусства. М.: Искусство, 1968. - 416 с.

19. Выготский Л.С. Педагогическая психология. Психология: классические труды. М.: Психология, 1996. - 502 с.

20. Гаранин Н.И. Менеджмент безопасности в туризме и гостеприимстве : Учебник. М.: Сов. Спорт, 2005. - 224 с.

21. Гаранин Н.И., Булыгина И.И. Менеджмент туристской и гостиничной анимации. М.: Советский спорт, 2003. - 76 с.

22. Гессен С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию. -М.: Школа-Пресс, 1995. 348 с.

23. Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры. М.: Искусство, 1984. -89 с.

24. Гуревич А.Я. Средневековый мир: культура безмолвствующего большинства. М.: Искусство, 1988. - 246 с.

25. Гуревич П.С. Культурология. М.: Гардарика, 2000. - 405 с.

26. Дивненко О.В. Эстетика. М.: Аз, 1995. - 350 с.

27. Дмитриев Э. Авангард в художественной культуре. Самара: Искусство, 1997. - 145 с.

28. Добродеева И., Голицына И. Культурологические основы подготовки учителя физической культуры // Человек в мире спорта. Новые идеи, технологии, перспективы: Тез. и докл. Межд. конгресса. М., 1998. Т. 2. -С.87-89.

29. Драгтчевич-Шешич М., Стойкович Б. Культура: Менеджмент, анимация, маркетинг. Новосибирск: Тигра, 2000. - 280 с.

30. Ерасов Б.С. Социальная культурология. М.: Аспект-Пресс, 1998. - 440 с.

31. Жарков А.Д., Чижиков В.М. Культурно-досуговая деятельность: Учебник. М.: МГУК, 1998. - 338 с.

32. Жарков А.Д. Технология культурно-досуговой деятельности. — М.: МГУК, 2002.-315 с.

33. Жаркова JI.C. Деятельность учреждений культуры. М.: МГУКИ, 2003. -233 с.

34. Забайлов JI.K., Шапинский В.А. Постмодернизм: Учебное пособие. М.: Прогресс, 1993. - 236 с.

35. Зайцев А.И. Культурный переворот в Древней Греции VIII -V вв. до н.э. JL: Изд-во Ленинградского университета, 1985. - 208 с.

36. Зинченко В.П. Образование. Мышление. Культура // Новое педагогическое мышление. М.: Педагогика, 1989. - С. 27- 29.

37. Зись А.Я. Искусство и эстетика. М.: Искусство, 1975. - 218 с.

38. Зорин И.В., Квартальнов В.А. Энциклопедия туризма: Справочник. — М.: Финансы и статистика, 2000. 368 с.

39. Зорин И.В. Феномен туризма: Избр. соч. М.: Наука, 2005. - 618 с.

40. Зоткин Н.В. Психологические основы личностного смысла. -М.: Сентябрь, 2001. 295 с.

41. Игры. Обучение. Тренинг. Досуг. М.: Новая школа, 1994. - 284 с.

42. Иконникова С.Н. Диалог о культуре. JL: Лениздат, 1982. - 89 с.

43. Ильин И.П. Постструктурализм. Деконструктивизм. Постмодернизм.-М.: Интрада, 1996. 270 с.

44. Искусство в системе культуры // Сб.ст. Введение в культурологию. JL: Лениздат, 1986. - С. 56-58.

45. Каган М.С. Мир общения: проблема межсубъективных отношений. М.: Политиздат, 1988. - 237 с.

46. Каган М.С., Холостова Т.В. Философия, культура, искусство, диалог. -М.: Знание, 1988. 320 с.

47. Казаренков В. Свободное время не просто отдых. - М.: Клуб, 1998. - 34 с.

48. Квартальнов В.А. Биосфера и туризм: В 5 т. М.: Наука, 2002. - Т.5. -412 с.

49. Квартальнов В.А. Педагогика и туризм: Учебник. М.: Сов. Спорт, 2000. - 360 с.

50. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. 2-е изд. - М.: Академия, 2005. -189 с.

51. Красюк Е.Р. Модель практической деятельности студентов в условиях туристского вуза // Туристский форум: квартальновские научные чтения. Москва, 20-22 февраля 2006 г.- М.: Советский спорт, 2006. С. 347-352.

52. Кривцун О.А. История искусств в свете культурологии // Современное искусствознание. Методологические проблемы. М.: Аспект - Пресс, 1994. -С. 123-125.

53. Кривцун О.А. Эстетика: Учебник. М.: Аспект Пресс, 1998. - 576 с.

54. Крылова Н.Б. Культурология образования. М.: Народное образование, 2000. - 207 с.

55. Крылова Н.Б. Социокультурный контекст образования // Новые ценности образования: содержание гуманистического образования. М.: Инноватор, 1995.-С. 69.

56. Кузьменко Н.Г. Модель использования педагогической интеграции в учебном процессе туристического вуза // Международный форум «Молодежь. Спорт. Туризм». Квартальновские научные чтения. Москва, 1820 февраля 2004 г. М.: Советский спорт, 2004. - С. 318-321.

57. Кулаев К.В., Костина К.И. Эстетическое воспитание в условиях рыночных отношений // Современные подходы к теории эстетического воспитания. М., 1999. - С 235- 238.

58. Куриев Д.А. Единство теоретического и эмпирического в формировании и описании научной картины мира. Научная картина мира: основание, формирование и развитие. Уфа: Научная книга, 1987. - 168 с.

59. Курило JI.B. Теория и практика анимации М.: Советский спорт, 2006. -89 с.

60. Латышина Д.И. История педагогики. М.: Гардарики 2002. - 603 с.

61. Леонтьев А.Н. О некоторых психологических особенностях сознательности обучения // Советская педагогика. 1946. №11. - С. 28.

62. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения. М.: Наука, 1983. - 278 с.

63. Лейзеров Н.Л. Из истории эстетических воззрений и эстетического воспитания в советской России. М.: Искусство, 1971. - 234 с.

64. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. -М.: Наука, 1984.-444 с.

65. Ломов Б.Ф. Общение как проблема общей психологии // Методологические проблемы социальной психологии. М.: Наука, 1975. -С. 135.

66. Лопатин В.В., Лопатина Л.Е. Толковый словарь. Русский язык. М.: Русский язык, 1997. - 450 с.

67. Лосев А.Ф., Шестаков В.П. История эстетических категорий. М.: Искусство, 1964. - 280 с.

68. Лотман Ю.М. Статьи по типологии культуры // Избранные статьи: В 3 т.- Таллинн, 1992. Т1. - 90 с.

69. Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре. СПб.: Искусство-СПб, 1994.- 266 с.

70. Лотман Ю.М.: Быт и традиции русского дворянства (VIII начало XIX).- СПб.: Искусство-СПб, 1994. 270 с.

71. Мазаев А.И. Праздник как социально-художественное явление. — М.: Наука, 1978.-218 с.

72. Малыгина Е.А. Формирование эмоционального опыта и вкуса студентов педагогического колледжа в процессе освоения искусства // Образование в регионе. Тамбов: РИЦ, - С. 144.

73. Маркова А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте. -М.: Просвещение, 1983. 86 с.

74. Массовые виды искусства и современная художественная культура. — М., Искусство, 1986. 272 с.

75. Мезенцев П.А. Эстетическое восприятие. Кишинев: Лира, 1958. - 118 с.

76. Мейлах Б.Е. Художественное восприятие как научная проблема. Л.: Наука, 1971.-154 с.

77. Немов Р.С. Психология: Учебник для студентов педагогических учебных заведений. М.: Владос, 1998. - 432 с.

78. Никитин С.В., Лысикова Н.П. Эстетика: эстетические теории и методы исследования. Саратов.: СГПИ, 1998. - 121 с.

79. Новиков A.M. Российское образование в новой эпохе. М.: Эгвес 2, 2000. - 288 с.

80. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений. М.: РАН, 1994. - 450 с.

81. Паринова Г.К. Продуктивно-обобщающий подход к совершенствованию педагогического образования. Саратов: Изд-во Саратовского университета, 2003. - 168 с.

82. Педагогический энциклопедический словарь. М.: Большая Российская энциклопедия, 2003. - 580 с.

83. Першина Л.А. Общая психология. М.: Академический проект, 2004. -156 с.

84. Петровский А.В. Общая психология. -М.: Просвещение, 1986. 201 с.

85. Пирогова О.В. Педагогические концепции обучения в вузе // Туристский форум: квартальновские научные чтения. Москва, 20-22 февраля 2006 г-М.: Советский спорт, 2006. С.283-289.

86. Платонов К.К. Структура и развитие личности. М.: Наука, 1986. - 187 с.

87. Подласый И.П. Педагогика: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. М.: Просвещение, 1996. - 432 с.

88. Полат Е.С., Бухаркина, М.Ю. и др. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. М.: Академия, 2003. -67 с.

89. Полякова О.Р. Подготовка высококвалифицированных кадров -основная задача туристского образования // // Туристский форум: квартальновские научные чтения. Москва, 20-22 февраля 2006 г.— М.: Советский спорт, 2006. С.307-310.

90. Полуэктова М.В. Актуальность самообразовательной деятельности студентов. // Международный форум «Молодежь. Спорт. Туризм». Квартальновские научные чтения. Москва, 18-20 февраля 2004г. М.: Советский спорт, 2004. - С. 405-407.

91. Пошнагиди Ф.Ф. Роль эстетической культуры в совершенствовании духовной жизни общества // Материалы XXXI научно-технической конференции по результатам работы ППС. Северо-Кавказский государственный технический университет, 2005. http://www.ncstu.ru

92. Приезжева Е.М. Социально-культурная анимация в туризме. Учебник. -М., 2003.-89 с.

93. Пути формирования эстетического сознания личности // Эстетическое сознание личности. М.: Новая школа, 1994. - 76 с.

94. Раппопорт С.Х. Искусство и эмоции. Сущность. Формы. Методы. М.: Музыка, 1969. - 343 с.

95. Рубинштейн СЛ. Принципы и пути развития психологии. М., 1947. -251 с.

96. Сагатовский В.Н. Философия развивающейся гармонии. Часть1. СПб.: Изд-во СПб ун-та, 1997. - 178 с.

97. Семашко А.Н. Эстетическое воспитание и развитие художественных потребностей студентов // Проблемы эстетического воспитания студентов педагогических вузов в свете реформы школы. JI., 1988. - 143 с.

98. Семенюк Н.М. Эстетическая направленность профессиональной подготовки учителей: Дис. . канд. пед. наук. 2004. - 83 с.

99. Сесёлкин А.И. Диверсификация профессионального туристского образования: монография. М.: Советский спорт, 2003. - 240 с.

100. Сластенин В.А., Исаев И.Ф. и др. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений. М.: Академия, 1998. - 263 с.

101. Соколов Э.В. Понятие, сущность и основные функции культуры. Д.: ЛГИК им. Крупской, 1989. - 152 с.

102. Соколов Э.В. Культурология. -М.: Интерпракс, 1994. 234 с.

103. Соловейчик С.Л. Воспитание творчеством. М.: Знание, 1978. - 56 с.

104. Столович Л.Н. Эстетическая и художественная ценность: сущность, специфика, соотношение. М.: Мысль, 1983. - 79 с.

105. Сунягин Г.Ф. Что такое эстетическая культура. Эстетическая культура советского человека. Л.: Лениздат, 1976. - 78 с.

106. Суханов В.И. Традиции и образы как социальное явление. М.: Политиздат, 1973. - 45 с.

107. Суханов В.И. Обычаи, праздники и преемственность поколений. М.: Политиздат, 1976. - 70 с.

108. Сухонин П.П. Русские хороводы. СПб.: Якорь, 1855. - 146 с.

109. Сысоева Л.С. Эстетическая деятельность и эстетическое воспитание. -Томск: Вестник, 1989. 155 с.

110. Тельтевская Н.В. Формирование системы профессионально-педагогических знаний. Теоретический аспект. Саратов.: Саратовский университет, 2002. - 199 с.

111. Темный Ю.В., Темная Л.Р. Экономика туризма: Учебник. М.: Советский спорт, 2003. - 270 с.

112. Тетюев Л.И. Философская теория познания. Методы исторического исследования. Эстетическое сознание: сущность и специфика. М.: Наука, 1985.-121 с.

113. Толковый словарь туристских терминов: Туризм. Туристская индустрия. Туристский бизнес. М.; Афины.: Infogroup, 1994.

114. Тугаринов В.П. Философия сознания. JL: ЛГУ, 1971. - 261 с.

115. Фаустова Э.М. Искусство важнейший фактор эстетического воздействия на личность // Эстетическое развитие и воспитание молодежи / Под ред. О.В. Лармина. - М., 1978. - С. 170.

116. Формирование личности в переходный период от подросткового к юношескому возрасту / Под. ред. И.В. Дубровиной, М.: Педагогика, 1987.

117. Чудакова Н.В. Праздники для детей и взрослых. М.: ACT, 1997. - 236 с.

118. Шестаков В.П. Эстетические категории: опыт систематизации исторического исследования. М.: Искусство, 1983. - 67 с.

119. Эстетическая культура / Руководитель авторского коллектива Н.И. Киященко. М., 1996. - С. 49.

120. Эстетика: Словарь / Под ред. А.А. Беляева и др. М.: Политиздат, 1989. - 250 с.

121. Эстетическая культура и эстетическое воспитание. М.: Просвещение, 1983.-68 с.

122. Эстетический опыт личности как условие освоения культуры в образовательном процессе школы и вуза // Сб. науч. трудов ИХО РАО. М., 2003.-С.194.

123. Эстетическое отношение к искусству и действительности // Сб. науч. трудов. М.: ИХВ, 1983. - С. 152-154.

124. Эстетическое сознание: сущность и специфика. -М.: Искусство, 1985. -156 с.

125. Юдвихин П.А. Мировая художественная культура. СПб.: Просвещение, 1995. - 250 с.