автореферат и диссертация по педагогике 13.00.05 для написания научной статьи или работы на тему: Педагогические аспекты системообразующих элементов методики культурно-досуговой деятельности
- Автор научной работы
- Кислицкий, Владимир Иванович
- Ученая степень
- кандидата педагогических наук
- Место защиты
- Москва
- Год защиты
- 1996
- Специальность ВАК РФ
- 13.00.05
Автореферат диссертации по теме "Педагогические аспекты системообразующих элементов методики культурно-досуговой деятельности"
На правах рукопяон
КИСЛИЦКИЙ Владимир Иванович
.ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЦ СИСТЕМООЕРАЗШЩ ЭЛЕМЕНТОВ МЕТОДИКИ КУЛЫУРНО-ДОСЗТОВОй ДЕЯШЬНОСШ
/
13.00.05 - Теория, методика и организация культурно-просветительной дэяташюотд
Автореферат диссертации на аоюкангэ ученой отопэпа ■ кандидата педагогических наук
Моокза - 1996.
Работа выполнена на кафедре культурно-досуговой деятельности Московского государственного университета культуры.
Научный руководитель - Жарков А.Д., академик Международной Академии Информатизации, доктор педагогических наук, профессор.
Официальные оппоненты - Каргин A.C., доктор педагогических наук, профессор;
Красильников Ю.Д., кандидат педагогических наук, профессор.
Ведущая организация: Санкт-Петербургская государственная Академия культуры.
Защита состоится "JJL" CLjx/j^i^ 1996 года в И ~ часов на заседании диссертационного совета Д 092.07.02 по присуждению ученой степени доктора наук в Московском государственном университете культуры по адресу: I4I400, Московская область, Химки-6, уя.Библиотечная, дом 7.
С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке университета культуры. ,^
Автореферат разослан " ' " "
i'lCtfJirnct 1996 г.
i'yciiuM секретарь диссертационного совета, кандидат педагогических наук, доцент
-у//, у у Г ^Э
.И.Петрова
yJ/At'-C^'Y
ОБЩАЯ -ХАРАКТЕРНО ГИКА РАБОТЫ
Актуальность исследования. Сложный, во многой противоречивый процесс реформ правел к эволюции духовных ценностей, с оставляй! ах основу общенациональной культуры н определяющих гуманистические ориентиры человеческого бытия. На фоне социальной напряженности общества, культурно-досуговая деятельность призвана удовлетворять и формировать эстетические и нравственные потребности,, вводить личность в конкретно историческую систему социальных отношений. Переход общества к рыночным отношениям, внедрение нового хозяйственного механизма в сфере культуры требует инновационного подхода к исследованию 1ультурно-досуговой деятельности, ее центрального звена - методики. Состояние методики культурно-досуговой деятельности обусловлено как внешними обстоятельствами, когда личности приходится решать неотложные проблемы жизнеобеспечения, так и. внутренними, выступающими а качестве дополнительного фактора культурно-педагогической дезинтеграции. Без это на позволяв« определить проблемы развития методики культурно-дооуговой деятельности в целом, не изучив педагогических аспектов основных составляющих процесоа ее функционирования.
Составляя сердцевину культурно-досуговой деятельности, и развивающейся по своим специфическим законаи, ьвтодяка обеспечивает конкретный смысл и форму программы, раскрывает животрепещущие проблемы, касающиеся конкретной аудитории. Поэтому щзоцзсс функционирования методики культурно-досуговой деятельности носат характер прямой зависимости, адекватной детерминации от объективных и субъективных факторов, обеспечивающих внутреннюю прочность, устойчивость, высокую степень оопряженнооти всех компонентов и элементов данного фвнo^^внa^ поскольку развитие личности это всегда есть самодвижение,'совертапцееоя в результате единства и борьбы противоположностей.
Отсюда, актуальность проблемы рассмотрения педагогических аспектов системообразующих элементов методики культурно-дооуговой деятельности обусловлена следующими противоречиями между:
- потребностями общества в культурно-досуговой деятельности как педагогически ориентированного в условиях свободного времени интеллектуального а эмоционального воздействия на личность и состоянием культурно-досуговой деятельности, которое но способствует раскрытию потенциальных возможностей посетителей учреждения культуры;
- необходимостью сохранения целостности культурно-досутовой деятельности, продотораййШШ ев от распада ни отдельные элементы и отсутствием концептуального подхода к основному механизму ее функционирования - методики;
- методикой кульгурно-досуговой деятельности как педагогической системой ^ункцяонирудай а солокупносги системообразугаих элементов, включаемых в действие специалистами и их активом, и состоянием фор-ииругае-раззквахлкш методической деятельностью специалистов и их актива в учреждениях культуры.
В связи с этны представляется целесообразным обратиться к практически нв изученному в отйчостввиноЙ научной литературе тдагогвчэс-кочу аспекту системооОразущих элешнтов методики зультурно-дооуговой деятельности,его отдельных сторон 2 наиболее крушшх составных частей.
Следовательно, актуальность данной проблештики определяется теоретическими и прикладными интересами культур!, -досуговой деятель-
И0С1И* Стог ть научной разработанности проблема.
Разносторонний анализ философской, социологической,экономической, педагогической и кудьтурологаческой литературы показал,что изучение педагогических аошхтол методика кулы'урно-дооугоБой деятельности просматривалось з трудах многих .учёных разного профиля.
Анализ нздагогпчоских аспектов культурно-досуговой деятельности вызвало необходимость обратиться .к философским трудам Афанасьева В.Г. ,А;щреева С.Ф, .Абульхановой-Славской К.А, .Лрнсльдова А,И,, Библэра B.C..Давидовой Ы.А, .Иконниковой С.Н,,Ыежуева В.М. .Уледова А,К,,определишл;м рать,шею и 1раиицы художественной культуры в духовной жизни обзшетпа.
Большое значение для анализа данной l;ípoöлevн иг-еют исследования социологов Андреонковз Б.Г. .Волкова И.И;,Иванова B.H„,Ka6untH A.B., КороОейникока B.C. .Осипова Г,В. .Рожина B.ii. .РакихоЕа А.И. .Рыбкиной P.M..Харчевэ А.Г, ,'лплшшова С.Р. .иэучзвЕиа отноионйе различных групп населения к худатествепкой деятельности.
Важное ьюсто в вопросах исследования художественной культу-ри занимают труды Апресяна А,Я..Андреева A.M. .Дадагляна Г.Г. .Кагена 1.1.С.,hyyy.ua L'.A. .Сохора.фокт'^Ьабуикина У .1:. .Цукериана В.С.,которые дали анализ влияния различиях факторон на художоственгшй процесс..
Б иекпгогнческок пауке х данной проблема обращались: Азаров i.il., Вакланова H.H., Иванов li.il., Кузин B.C., Коробейников B.C., Хихичсб ->.!'.., 1.!срозовп Б.М., Платонов К.1С,, Гувинскпй Л.И., Ov.Kr.noB Г.Л., Соколов Б.М., рассматривание фушщионкрора-
пае худикестиеыюи культу»;« кал целостного придос*,
Слйдувт вшгелл-гь ряд исследована»!, имашшх научиий зпи'ышз ила изучения штодигл »¡ультурно-дсиугонои рв«телькоатк, ]:рогилбмних Шнококой В .В. .Катите вон Д .П. .Оидши« АД, .Свляйшокш В .Д. .Тркад-ским Ь.А.Думановыи .Кароонш К.Г. .Члчйточы А.:1. ,к коюрих раскрываются реадсеарско-пракатурс'ичасьиз основ» тссоьнх едат^а-лизотнпих щ'вдсуаьлвннП, прадштгов я зняиу, ыямк кг.уинс.мас-штайшх форм а условиях досуга.
В мсследоьанип пробл«.; кетодиш ьультурчо'-длсугоьил дантчль-ности учрездзнкн культура оообий ¡¡глад впасли ДлсЗнсв 1З.0.,1)ла;п1-ипрон Ы.А. ,Гагин'В.Н. .Гоныш Д.и, .Кирков А.Д.,Ксиопач А.А.,Ккюиль -никои Ь.Д. .Сасихов А.В.»Стдодьцоа К-»А.,СУ1<тоав В.?и Д'риодин ^Ь'., Чпшшов Ь.1.и, Шебалин В.Г.
Однако пзучение педагог.г-кошх аспектов ешт^оорзяукадос элементов методики иулътурно-досугсшоК юзятвлыюоте еаы и« осу-срзстялялось.
Учит^ра« актуальность песлчвовашш и огсуь-ува« данного аспекта в асслввошмшис по данной ироаяогйтии» дясо.-ртану азерал объектом асол« докати сцич«:.ооСрнзу1..а»} эле! ентн штспшл ^льяуу-но-пооугопоИ далтельноо'га, а пчзик-гт - »> погогапэолм аспекты оистекообразуюох элсггнтов штолага 1ультур«и>-Ц1лзугоаоУ. дэаталь-
II ости.
Яридрариюлынй анализ проедет позволил 0^01-1 улирошть ра-Сичуп гапот»зу ксслзловашм,котча« соат-жг л т.д.,что изучанг.а подагогпч^сках асгмитои спотдооораъушзх эьлднхов ;:отипн'.:1 нуль-турао-дасугисол дантолыгооуи на осиош тохиотогачос»'.« ¡«лостиого, даьностио-ориентдрошики'о, акт^шо-да^тельностного подходе позвали V расхить ¡юошпательнни лоташдал учршдашМ иулъгурн.
йсе ато определяет коль исслецопанпи, догорай згцуй.ччвтоя в изучении потвнцпалышх педагогических ьоймсшюотвй кпздого спето-мообразуг.ччго элемента.
Данная цель обуслишйь нйибх^димооть р'.-ш ния рдца занних иаолеловатильокп:: а . .;ач:
- рассмотреть ол>;а:п;ооараа,уь.,,!1е алеки.чт.ч ь.лллкц гул-гтурна-дсоух'оиий дентальное ш как параариьн'.о сосынпни чаи'/;; ивиюй енотами;
- проанализировать понятие "культурно-досуговая программа" и её педагогический потенциал;
- выявить основные направления совершенствования методики культурно-досуговой деятельности в учреждениях культуры;
- выработать практические рекомендации по раскрытию педагогических аспектов системообразующих элементов методики культурно-досуговой деятельности.
Базами исследования стали московские Дворцы культуры завода им.Чкалова - экспериментальный и Мосрыбокомбината - контрольный. В Московской области г.Балашиха Дворец культуры и техники "Машиностроитель" АО "Криогенмага" - экспериментальный и ДК Мясокомбината - контрольный.
Учреждения культуры Крутинского района Омской области изучались автором диссертации в рамках комплексного хозрасчетного исследования "Влияние культурно-просветительной работы на стабилизацию трудовых коллективов и формирование личности сельского жителя.
Выбор объектов исследования был определен идентичностью решения культурно-досуговых задач, территориальным расположением, наличием примерно одинаковой материально-технической базы на всех объектах, что создавало благоприятные возможности для сравнительного анализа, осуществления констатирующего и опытно-эксперимен-талького этапов исследования.
Таореп-ко-ннтодологпческуп основу исследования составили идеи Д.С.Лихачёва, А.Моля демократизации и гуманизации общества,роли искусства в жизни общества, Енедрение в практическую деятельность учреждений культуры нового хозяйственного механизма, обеспечивающего в сфере досуга условия для выбора личностью участия в различных формах культурно-досуговой деятельности.
В основу исследования была положена научная концепция доктора педагогических наук, профессора Маркова А.Д. о ценностно-ори- , ентироваяном, активно-деятельностном подхода к целостному технологическому процессу в учреждениях культуры. В данной концепции цгдагогичееккй потенциал", содержащийся во всех структурных, системообразующих элементах методики 1сультурно-допуювой деятельное--г? н '[ирыэ предметной и программной деятельности, позишяот раскрыться за счет отбора содержательного материалу, формирования пл. ашодаоЯ преопткроеонной деятельности, «¡Я'опечиюетсюй г-си<ч'ч:и.-> рсяг пестоиос^-ччупгвх РЛР«ОНТ-)Я но Г-.ЛИГИ культурн^чссугор
Методика культурно-досуговой деятельности а учреждениях культуры рассматривалась с позиций педагогических и эстетических идег Ю.Б.Борева, Е.Б.Вахтангова, В.И.Немировича-Данченко, М.О.Кнебелъ, К.С.Станиславского, В.А.Сухомлинского.
Существенную роль в определении теоретической позиции дис-срртант?. сыграли труды Коновича A.A., Маркова А.11., Стрельцова Ю.А., обогаюшта'ие опыт методической деятельности учреждений культуры, функционирующих в различных регионах России.
Организация исследования. Исследования проводилось в течение 10 лет ([984-1994" гг.), б три этапа.
Пзрэтй этап (1984-1987 гг.) предусматривал изучение и анализ фялософскоР, психологической, социологической, педагогической, культурологической, художественной и научной литературы с целью теоретического анализа состояния проблемы. На этом этапе происходила разработка программы, инструментария и методики исследования, подбор баз для проведения экспериментальной работы, tía основе анализа документов, материалов, периодической печати, монографий и других публикаций по интересующим автора проблемам была сформирована методологическая часть программы исследования и иамечеп ее процедурной раздел, Не опкове контент-анализа документации учреждений культуры било изучено состояние методической деятельности на всех базах я в учреждениях культуры Омской области. Для зтого бил тэи/пло.ч реальный уровень деятельности контрольных и экспериментальных баз.
На етором зтппе (1987-1991 гг.), носившем характер экспериментального исследования, на обоих базах проводилось изучение объективных возможностей совершенствования методики выявления педагогических аспектов системообразующих элементов культурно-досуговой деятельности, а также степени реализации этих возможностей на практике. В этих целях была разработана специальная программа совершенствования методической деятельности яа экспериментальных базах.
На Ш этапе (IS92-1995 гг.), при аналитике-формлруюшрч ттрс-г.е;ор, проводились стггне-экоиеримептальн&я paco-:.-» по вяепрврип г практгчу разработанной аитоил." протравам с о jq ртя ротворпни я ьепталыостк у :ргжпяний тул'чтурч по руяелсьи* не лз!'0гичес.!'лх лс-c'íCTit'oo^p'jnywx «лчнчнтэг ""ти.'ки кульчуряо-дезугорой
"lOT.'r-ít.'IJ',?'».
МоттлкЗ и?"i".:owv.a > ro-iP-T" {«."••илчь'Д коэтлгл,
•„•.!Г r,>|)4l|V !••.•) Д. Vi •»:'"•-"."•> " ОС Т'5 5 по ни •5 '" Цв 1" . .') - " С ОТ Т " Г Т • • ■ 'í>
социологической документации - анкет, карт, опросных листов,бесед, которые проводились оо всеми категориями посетителей базовых учреждений культуры, бчло опрошено 890 человек.
Метод наблюдения попользовался в целях определения эффективности различных системообразующих элементов методика культурно-досуговой деятельности.
С применением вышеуказанных методов было осуществлено снятие первого срез? уровня деятельности базовых учреждений культуры в подготовке и проведении культурно-дооуговых программ.
В рамках исследования был осуществлен социально-педагогический эксперимент, в котором участвовало 650 человек посетителей и : 26 активистов. Цель эксперимента состояла в том, чтобы выявить потенциальные педагогические возможности всех сиотеыообразуицих элементов культурно-дооуговой деятельности учреждений культуры в современный период.
В программу социально-педагогического эксперимента входила апробация различных вариантов совершенствования методики культур-; но-досуговой деятельности ж •• системообразующих элементов.
Для этого было осуществлено:
- включение в различные виды предметной деятельности учреждений культуры населения микрорайона и использование новых методик в подготовке культурно-дооуговых программ. Посла создания каждой культурно-досуговой программы проводился опрос, выяснялось мнение его участников, определялась степень воздействия на аудиторию;
- изучение экономических факторов цри подготовка культурно-досуговых программ: самофинансирование,.самоокупаемость, самоуправление, материально-техническая база учреждений культуры-,
- прогнозирование совершенствования, структуировайных снс-. теыообразующих элементов методики культурно-досуговой деятельности.
В контрольных базах шла обычная работа по собственному пла-ну.в которой автор диссертации не предпринимал попыток изменить положение дел, а лишь наблюдал и фиксировал результаты деятельности, ообирая материалы для сравнительного анализа.
В процессе эксперимента в подготовке и проведении культур-но-досуговых программ, основное внимание уделялось раскрытию пе-дагогичеоких аспектов всех системообразующих элементов методики культурно-досуговой деятельности. В базовых Дворцах культуры это потребовало помощи 18 специалиста я 26 штатных сотрудников.
В 1995 г. подводились окончательные итоги исследования. Уточнялись основные теоретические внводы и практические рекомендация, осуществлялась проверка исходной гипотезы и конкретных результатов опытно-экспериментальной работы.
Достоверность исследования обеспечивалась использованием на всех этапах идентичного инструментария, применением взаимодополняющих методик, организаций экспериментальной работы, мнением экспертных трупп, достаточностью полноценного количественного и качественного материалов. Репрезентативность эмпирического материала и относительно равные возможности экспериментальных и контрольных учреждений культуры позволяли осуществить сравнительный анализ полученных данных."
Научная новизна и теоретическая значимость исследования соо-тоит в том, что по-новому рассмотрены Понятие и сущноотные характеристики иультурно-досуговых программ. ,
Впервые рассмотрена методика вультурно-досутовой деятельности через призму ценностно-ориентированного, активно-деятельпостно го подхода к целостному технологическому цроцесоу, что позволило диссертанту выстроить еноте му, где каэдый системообразующий элемент несет педагогический аспект я опособен чутко реагировать на решение сценариста-режиссера, дополняя, а порой я изменяя смысловую нагрузку.'
Смыслотворчество и аизнетворчеотво стали основными функциями в деятельности решюсёрско-оценарнсй группы, которая обеспечивает педагогический потенциал всех оиотемообраэуших элементов методики кулыуряо-дооуговой деятельноотя.
Определены основные этапы методики культурно-дооуговой деятельности. При подготовке программы кульгурно-досуговой деятельности на первом этапе проявляется професоионально-прогноотя-ческая функция специалистов, нацеленная на оптимизацию количества и качеотва разнообразных системообразующих элементов, расширение их диапазона, что представляет наибольшие возможности для проявления творческой активности личности специалиста. .'.
Второй этап - пр офе с с и ока льн о- орие нта ционный. Это касается привнесения искусства в сложившиеся форма культуры - досуговой• деятельности, способствующие повышению их эмоционального яоздвй-
охыш, созданию паихилего~шцагогических ситуаций для реализации содиалыю-тьорчесш« способностей личности специалиста и посетителя учреждения культуры.
Газраоотаны и внедрены а практику методические рекомендации длл учреждений культуры, в которых автор делает акцент на то, что какдкУ системообразующий элемент методики культурно-досуговой деятельности в большей или меньшей степени несет педагогический Зйряд б зависимости от уровня профессионального мастерства постановщиков культурно-досуговой программы. Этому способствует и развитие многофункциональной предметной художественной деятельности, создание палифуикциснальньх любительских объединении художественной направленности, а тагае различающиеся по формам организации и метода подготовки инновационные, культурно-досуговые программы.
Практическая значимость исследования заключается в разрабо-■:с<жшх автором рабочих программах, методических рекомендациях, предложения}- и пшодах, которые-внедрены э практику эксперимекталь-1шх учреждений культуры г.Москвы и Крутинскои районе Омской области, и могут быть попользованы в учреждениях культуры всех типов.
Материалы, полученные в ходе исследования данной проблемы, используются в учебном процессе Московского государственного университета культуры в процессе преподавания курса "Режиссура куль-турно-досугозах прегр^/м".
Содержанке диссертации послужит вашим подспорьем для ьрепо-даЕанля теории я методика культу; гт-досутовой деятельности в колледгах культур«.
Ценноетнит» pcpaw'uft, «>.r;u йо-дсягсльасютчай подход к М'Тодлкэ иодтчлоеук проведения гульт-урно-дооугорых npoipro® в } •фОГДОНИЯХ культурн Г.у1x5КЕМ nokñsf.-л Щ'ОДУКТИВНООТЬ данной кон-
сепцан, чго позволяло зофихсирорег. ь реальные позитивные резуль- ■ татн.
Дпйобаи'.ш ргботы осуществлялась по ряду направлений путем:
- опубликования рззулмотое кьеледегашм в печати;
- выступлений: ка нзучно-матодг.чсскок ко1ференци;>"СоЕер1изн-отвоваиае учебно-Еоо.тпатольисго процге.са в чгепзтуте тультууп" Мостов, 1980i на снотруктивко-мет одвчзо-и,:: согоцапая* семинарах работников }чре.тд?нии культуры горком? пр^согзоп зчо-ше? икояы Москва 1990 г.; , . .
- участия в хозрасчет« наутлнх исследованиях, прочвл<п>шг/ в Омской области: "Соиволоптесгсе гсс.'гдоваипе о подгетов'м к зякреплянви кадров в сэлъоми плуйшх учрэ&ао urix"(1 VU ••]s-íiv^c. >
н "Влиянии культурно-просьотительнсй работы на стьбидмзьцаа трудовых коллективов и ^орклровсние личности сельского жителя (IS83 -1964 гг.); в Волгограда:"Организация досуговоЗ деятельности подростков 1! молодежи в социально-педагогическом комплексе" в "Эстетическое воспитании школьников в условиях гуманизации учебно-воспитательного процесса (1338 г.).Все материалы вшелеречисленшх тем опубликовали в виде ньучних выступлений во Всесоюзном центре научно-технической информации;
- учьстия s создании учебного qanbita "Что тек о а культурно-спортивный комплекс",- Центральная киностудия Ноу''ip-поцулярных а учебные (ялыюв.Москва, 1У39,в качества научного консультанта.
На защиту вилосятся следующие положения;
- методика куль ту рно-досу гоаоп деятельности есть осознанный цвнностнс-орионтировсншй процесс .научно обусловленный творческим и педагога чес-кюг характером отношений к освоению и производству духомой продукции .обеспечивая универсальное развитие и реализацию специалиста:*'« их сущностных сил;
- функциошцюз^е методики вультурно-досуговой деятельности осуществляется как процесс постикешя объективной сущности всех системообрезуицнх элементов,как самость,¿хторея опроделяэт педагогическое воздействие на аудиторию;
- матодика нудьтурно-досуговой даятелыюати располагает богатый! возможностей! педагогического воздействия какдого систематизм рухцзго оломзнта на процесс фо^ировшшя досугових потребностей посетителей учреждения культу {Я.Однчко эти возможности реализуются не в полной пере из-за отсутствия у специалистов учрзгденкй куль тури унивврсалысгх навыков сцйнзриста.режисгерй-постанопщнка культурно-досугсщос прогрсчи ц менеджера;
- совершенствование методик« культурно-досуговсй деятельности происходит на основа синтеза всех систеиообраэуюдах алементов,базирующихся на совокупности педагогических,психологических,экономических факторов,интегрируема в тесном взаимодействии.Соотношение между ними многопленово и динамично. Во лее существенный зг]<[«кт достигается в том случге,когда в методика срода совокупности системообразующих элементов дозпмруют потребности, иотивн,интересы, цели, психологические установки;
- кспегаг;ч bo:;toj'jm, непосредственно всэдййствуювгш на ьудиторию, гзлянтся »-Ырг-зито^ нка средства кулы'урно-досуговсй деятельности, которое и определи э^ектиЕНсль ^сэЯ иродворительиоП роботи двумя кратер яя«: ептжэлькзй ряссяг.нснчпЯ к рачр«ональда>1 сочето.гая?«.
- ю -
• ' Стр>ктурь кviерподчинена логике научного поиска и последовательного изложения результатов.'
Б первой главе "Методика культурно-дооуговой деятельности ■ как целостном система" анализируется понятие культурно-дооуговой деятельности, рассмотрены основные системообразующие элементы методика культурно-досугоЕой деятельности, что соответствует первой и второй ¡задачам исследования.
Во второй главе "Основные направления совершенствования методики культурно-дооуговой деятельности" на экспериментальном материале исследуется педагогическое значение основных системообразующих элементов методики культурно-дооуговой деятельности, где основными слагаемыми являются творческая деятельность, а также . инновационная методика предпринимательской деятельности, опирающейся на экономический фактор, что соответствует третьей и четвертой задачам исследования.
Основное содер-ш-ше диссертации. Bq введении обосновываются актуальное:* пробна, цели, задачи, методология, методика и организация ¡капедования, а также его научно-теоретическая, и практическая эначшссть.
Первая глава. "Методика культурно-дооуговой деятельности как целостная система" содержит- основные .теоретические разработки диссертационного' исследования.
В первом. параграфе "Системообразующие элементы методики культурно-дооуговой деятельности", рассмотрены основные состовля-юаре элементы системы методики культурно-дооуговой деятельности, даяа подробная характеристика каждого. Установлено, что в процессе ооцпзгыю- исторического развития у личности одновременно формируются как общие, . так и частные, специальные способности, ■ все более раздробляющиеся по мере дифференциации знаний и умений различных форм деятельности на досуге. Ретроспективный анализ покатывает, что деятельность личности сикретична, она как целостное существо по мере развития общественной практики значительно опережает овладение учреждений культуры методикой культурно-досуго-ьой деятельности специалиста.«!.
Диссертант рассматривает, методику культурно-дооуговой деятельности учреддений культуры как самостоятельный феномен, как целостны") комплекс, вллючайвдш в себя все многообразие дробных зл-','-:-нтол, пошшая их неравнозначность, их вначение соотношений ь ivi»дом стл&дьном случае и их внутренних связей.
Расчл« не-ние системы методики культурно-дгоуговой деятельносп
иа этапы, части, в каждой из которых происходит формирование от- • цельных звеньев, вцделено автором как обязательно условна для того, чтобы выявить педагогические аспекты каздого оистемообразую-щего элемента.-,В результате 'анализа выяснилось, что ьса системообразующие элементы методики кульгурно-дооуговой деятельности: субъект, объект, потребности, мотивы, цель, вадач'л, псдеряаино, формы, средства, методы, финансы, штериалыю-т&хшчискай бака а окружающая среда взаимосвязаны, находятся а поотсяшш взаимодействии н взаимодополняемости, придают о на томе цэдостность 'и уг.оря-дочность.
В итоге обозначалась оледувдая методология' функционирования системообразующих элементов методики культурио-дссугоной деятельности:
- основным критерием для определения и отбора системообразующих элементов методики кулътурно-досуговой деятельности ледл-ются положения философии, психологии, педагогики;
- смысл, который диссертант вкладыше т в понятна системообразующих элементов методики "культурно-досуговои долтольпости" прежде всего в активной целенаправленной деятельности, на основе высоких.гуманистических ценностей, воплощённых в реальных дэЯст-виях, самих различных по характеру и уровни, придающие ей принципиально новое качество;
- каждый метод в систош методики культурно-досугоной деятельности соотносится с вопросами оущностньш, с вяза жда: со стратегией культуры досуга;
- важнейшим методологическим принципом функционирования системообразующих элементов методики культурно-досугсвсЛ деятельности является адекватность наиболее прогрессивному стал» .творческого мышления для каждого учреждения культуры;
- структурно-типологический вариант взаимодействия систсно-образуодих элементов методики кудиурио-досуговой доятзлиюдти, находящей отражение как во времени, так и в образе делствм, ъ ■определенном способе реального подхода к действии,лежит характер отношений мевду субъектом и объектом.
Во втором параграфе Понятие "кулътурно-досуговая програ;.;.'.-.а" дается анализ научных взглядов современных культурологов, в оевд-тееретическом и прикладном плане.
Аргументации основных положений понятия, диссертант рассматривает как эволюционный процесс, где ьультурно-досуговая программа остается самостоятельным феноменом в система методики,
будучи включенными в единую систему технологического процесса досуга.
Поскольку в переходный лориод экономика развивается непредсказуемо, то производство, репродуцирование и тиражирование художественных ценностей учреждениями культуры происходит на основе потребления художественных ценностей, если он* удовлетворяют определенным к конкретны*; интересам присуиих лига, строго определенным типам субъектов.
Инновация в художественном производстве, в творческом процессе создания художественных ценностей выражается в появлении новых форм культурно-дооуговой программы. Ценностные ориентации специалистов учреждений культуры воплощаются в создание кулътурно-досуговых программ, в ах эстетической первозданности, в общественном ро1улировании форм потребления культурно-дооуговой деятельности.
Следовательно, можно сделать первый вывод, о том, что куль-турно-досуговая программа - это творческий процесс завершающийся созданием остросюжетного произведения, в реализации которого, в связной цепа выступлении, действий, зрительных образов раскрывается та или иная теш, где. нет однозначного деления на исполнителей и публику.-
Если трактовать это в других терминах, то можно представить культурно-досуговую программу - форму как один из художественных способов моделирования, с помощью которого происходит воспроизведение настоящей, прошедшей и будущей действительности в субъективных переживаниях некоего реального или вымышленного лица, с которым зритель, слушатель имеет возможность отовдоствиться в процесса восприятия.
Отсюда, культурно-досуговая программа - это наиболее универсальная и всеобъемлющая фогма художественного моделирования жизни, жизнеглорчеотво, разыгрываемое перед публикой, обращенная ко всем способностям чувственного восприятия, допускашее в известных ситуациях непосредственной вовлечение публики в сценическое действие семой жияни, гае"каждая личность может выступать одновременно как исполнитель, так и зритель.
Е третхем ппрсгрО'!'} "Педагогические асгекти родовых н-гтоиов культурш>-досугот?, гелто.-ьнооти", диссертант определи1! I г.к осгововилогачлдй кг'д»рий овлоценая специалистам), пру^иерпегздь-¡шм к«;ст9р|,твс»*. Кулыурчо-лопуговэя деятельность рягппп;:'т тре'-'.ч гог'»'ч»/г >-,"'Т г/и: , и.ичос?ри!к-«',*4"> я »«гр:>
(другие методы привлекаются из'различных наук) специалист учреял0-нля культуры по степени овладения ими может определить уровень своего профессионального мастерства.
Проведенный диссертантом опрос 128 специалистов учреждений культуры показал, что 425? из них считают, специалистами хорошо владев щит методом иллюстрирования, 38% методом ятры и лишь 11% методом театрализации.
Эти показатели свидетельствуют о тон, что даже без экспертной оценки специалисты признают, что они еще в профессиональном мастерстве далеки^от совершенства.
На вопрос: "Как вн считаете, овладели ли ВЫ тремя родовыми методами кулиурно-досуговой деятельности? Из 128 человек лишь 15$ считают, что они овладели тремя методами, 28J? человек отмотали, что они близки к овладению тремя методами в равной степени, а ЬЭ% человек не смогли пока овладеть тремя родовыми методам в равной степени. /
В этом, на наш взгляд, и есть главная причина непопулярности большинства учреждений культуры в том, что методика кулиурно-досуговой деятельности не удовлетворяет потребности и духопнне запросы посетителей.
Для выявления влияния родокх методов на технологию культур--но-досуговой деятельности нами ¿ми опрошены различные категория субъектов культурно-досуговсй деятельности: директора, ззводуггр.п отделами, художественные руководителя, штодисты, инструкторы. Эти специалисты считают себя более подготовленными в предметно-зодержательных видах деятельности, а Ъ2% опрошенных дали вксокуг оценку своим умениям подготовить,провести и проанализировать культурно-досуговую программу.
Однако на практике эти данние не подтгердились. Прп апалр?" отдельных этапов подготовки и проведения программы яняслелось, что лишь 2Ъ% логически последовательно и на профессиональном ¡гронне способны организовать и проводить программы.
Анализ показывает, что про^-эсоионяльноэ мастерстго сгчцпа-аяота культурно-дооуговой деятельности заключается тпгт.о н t»tkv определении целя программ;, оказывающей решпюцее незлойотиио п», г"хналогическай процесс, чем в совэршзнстго владеют осго ir..c-я соотрутстгиэ годовых к??олоа лостмэтвот отдоляячой <г»я. ; гпзпинчЗ ['Экт KjoifjHH-; т!стул."'",и поточу, IT'; р тгпн» и?т-.-л'г '•>' : гтч-'-гояугсгоЯ д"ят1:1 т. гг^лпапагагт о\ riHiri-v:".-^ ■.
7 "Ч П'"' il '":ц"1 .'I V) : -
чи материалов, обеспечивающих интерес посетителей к учредцешша культуры.
Глава II. "Основные направления совершенствования методики (сультурно-досуговой деятельности".
В первом параграфе второй главы: "Сценарий - педагогическая основа методики кулиурно-досуговой деятельности", раскрываются потенциальные, педагогические возыскности этого направления совершенствования ыетлдип.
Это объясняется тем, что институциональные учреадения культуры во-первых, в своей деятельности ориентированы на благополучных лвдей, во-вторых, они не удовлетворяют объема потребностей, которые постоянно возрастают у посетителей.
Анализ показывает, что существующая практика ку;.ьтурно-досу-говой деятельности формирует зрелищно-потребительское отношение к культуре (дискотеки,кинофильмы,,концерты и т.п.), нэ развивает самодеятельные начала личнооти. Именно поэтому досугоЕые молодежные группировки позволяют неблагополучным юношам и девушкам компенсировать 'существующие изъяны в культурно-досуговой деятельности за счет максимальной нагрузки посредством участия в активно-деятельных формах, в данном случае, имеющих асоциальную к дахе криминогенную направленность.
Следовательно, в основу сценария культурпо-досуговой программы должна закладываться "ситуация выбора" личностью - проблемное сопоставлении точек прения, подходов, находящихся в конфликтном соотношении и даже взаимоисключении. Зто и есть внутренний механизм самодвижения, который должен быть чётко виражи в сценарии культурно-досуговой программы. Этого можно достичь лишь при условии знания педагогического потенциала всех системообразующих элементов методики культурно-досуговой деятельности.
Проведённый диссертантом эксперимент показал, что технология создания такого сценария наиболее оптимальна следующая: а) анализ документальных материалов учреждения культуры (сценариев программ, фотографий: пригласительных билетов, афиши и т.д.); методических материалов издашшх различными организациями и учреждениями, газетные публикации по данной проблематике, что позволяет определить, во-первых, форму будущей программы (театрализованное представление, массово-зрелищное, тематический ьечер, обряд и т.п.),а ьо-вторых,методику ее подготовки п проведения с учетам состава аудитории; б) составление литературного текста сценария из со'от-аакпсок, текстов и музыкальных произведений для ра-
' аучивания их отдельными участниками художественной самодеятельности, изготовление записей музыки и шумов и т.д.
Во вторил параграфе "Режиссура как способ реализации сценарного замысла культурно-досуговой программы" рассматривается механизм одного из важнейших направлений совершенствования методики культурно-досуговой деятельности. Здесь диссертант на большом экспериментальном материале проверяет педагогические возможности системообразующих элементов методики.
Каздый элемент многогранен, способен поворачиваться к другая элементам и к людям разными сторонами, по-разному использоваться в программе. Наличие множества системообразующих элементов в программе предполагает гибкое, многогранное их разнообразие, которое характеризуется как качественное многообразие. Под качеством программы диссертант понимает целосигую, интегральную характеристику единства её свойств з системе связей и отношений о другими предметами. !
Поэтому в ходе эксперимента по соверЕенствованию методики гсультурно-досуговых программ било апробировано взаимодействие разного типа информационно-эмоционального и дискуссионно-игрового начала в программах, акт иен ого воздействия на рэцпояалмую сферу личности и ее интеллектуальную деятельность.
Применение данной методики в процессе проведения 16 массовых форм культурно-досугоЕых программ позволило установить высокую корреляцию меяду созданным на основе потребностей и мотивов посетителей учреждений культуры сценарно-режяссерским замыслом и имею-пям педагогическую ценность процессом активизации аудитории.
Во время эксперимента диссертант стремился разнообразить программы: Праздники "День города",тематические вечера "Моё и нате", сделать их индикатором воздействия, в котором удачно применяется различные выразительные средства я педагогические возможности. Особенно тяштельному анализу било подвергнуто влияние трех системообразующих элементов в подготовке и проведении культурчс-дсоугг--вих программ:финансирование .иэтериалъио-тохиичэскля база п pe;-jm;u
Эксперимент показал, что качество разработки эскизов »jc^m«-ния сшнн, фойо, фасада учреждения культуры и приветен а г wm ялоталяя, а то гае гЛи:а, прагласитольных билетов на 60 - гь V согласуется о та там счстсмообраауюизи элементом гак ние. Л использование тагого систомообрезуятаго ялотггп r-nrj•«■ ¡r- • л.чптся млтеркпльно-тохличоская база происходит нсегэ 3"-4P.í. чат'о пространстгогко-тохничрскоэ ргтанио обеднена и ра pie: ¡
ваат педагогический потенциал учреждения культуры.
Следовательно, сценарно-режиссерский замысел реализуется всеми системообразующими элементами в равной степени, начиная от материально-технической базы и финансовых возможностей оргкомитета, уровня подготовки специалистов культурно-дооуговой деятельности, которые создают рекламу, в кляча сдую художественное оформление района, учреждений культуры и спортивных сооружений, тематические выставки, выпуск плакатов, афиш, объявлений в газетах и на радио.
В третьем параграфе "Экономический фактор - важнейший системообразующий элемент методики культурно-дооуговой деятельности", обосновывается его значение в технологическом процессе подготовки а проведения культурно-досугових программ.
Определение этого системообразующего элемента методики как системного, целостного объекта состоит в конечном счете не в перечислении его различных свойств, а выделейии основного системообразующего качества, обуславливающего его сущность.
Экономический фактор - это интегральное понятие, выражающее особую форму бытия режиссера-постановщика, который обладает внутренней целостностью и относительной самостоятельностью, неповторимым свойством творческого сознания в предпринимательских качеств, способного к самоопределению, саморегулированию, самосовершенствованию в условиях рыночных, отношений.
Только па такой ооыово можно не формально, а органически включить экономический фактор в общие связи, показать его место и роль в системе методлки культурыо-досуговой деятельности, элементом которой он является.
8 процессе эксперимента, на различные программы в зависимости от их себестоимости продавались билеты.стоимость которых предусматривала, даже при 80? запсишяемости зала, 15$ прибыль, это сказалось на качестве проводимых культурно-досугових программ поскольку появился новый стимул у специалистов и активистов учреждений культуры. По окончанию программ 74? опрошенных зрителей ответили, что такое количество их вполне удовлетворяет, а стоимость билета, почти соответствует их качеству.
Основными: причинами неудовлетворенности качеством культурно-досуговвх программ эксперты считают несоответствие содержания и формы - 53?,плохую организацию и проведение - 28?,недостаточное информирование населения (реклама о проведении программы). Предпочтение зрителей было отдано активности формам проведения досуга, ибо 33? ответили, что мало демократичности в выборе формы
проведения культурно-досуговой программы.
С учетом этого был изменен технологический процесс подготовки и проведения экспериментальных программ.Он бол условно разделен на три этапа: а) подготовка экономической стороны программы специалистами учреждений культуры и их активом; б) подготовка творческой части программы, анализа результатов проведения программы о целью неповторения ошибок а органического соединения мезду собой всех системообразующих элементов. Совокупность педагогических аспектов всех системообразухицих элементов методики подготовки и проведения экспериментальных программ'позволяет определять их взаимодействие в соответствии с разработанным оцанарно-режиссерским планом.
Экономический фактор в ходе исследования, показал эффективность различных форм культурно-досуговых программ, где критерием был рост предпринимательской активности специалистов в их подготовке и проведении.
Проведенное нами исследование показало, что создание инновационных культурно-досуговых программ требует от сценариста и режиссера-постановщика формирования нового экономического мышления, что предполагает отказ от стереотипов мышления - уотойчивых стандартизованных образов или представлений.
В заключении'подводятся основные итоги исследования, соотносятся поставленные задачи со степенью их реализации, уточняются характеристики, позволяющие судить о степени новизны а мере практической значимости осуществленного исследовательского проекта.
Наряда о этим делается попытка очертить круг задач, которые выявились в ходе анализа и которые хдут своего разрешения в дальнейшем. В частности, автор отмечает, что выявление педагогических аспектов системообразующих элементов методики культурно-досуговой деятельности вызвало к жизни универсальные досуговыо программы различных типов учревдени!! культуры.
До теме диссертации опубликованы работы общиц объемом 14 печатных листов, в том числе:
1. "К вопросу о значении художественности в повышении эффективности клубной пропаганды". Тезисы в сб."5 Всесоюзная конференция аспирантов вузов и НИИ искусства и культуры". Ленинское теоретическое наследие и актуальные проблемы культур» и искусства развитого социализма" г.Ташкент,Узб.ССР,18-20 ноября,1980,0,2 п.л.
2. "Выразительные средства документальной композиции как . фактор идейного воспитания аудитория". !,!.: Ш!К,1984, 44 с.
Рукопись депонирована в НИИ Информ,культуры, Государственный Орде-' на Ленина библиотеки СССР, им Ленина, IS 663, 2 п.л.
3. "Основы режиссуры клубных массовых представлений". Методические указания для студентов заочников 4-5 курсов культурно-просветительского факультета (специализация организатор-методист клубной работы). !,!.: ШЖ, 1987, 1,5 п.л. (в соавторстве о Карамышевым A.M. и Карковым A.Z.).
4. "Организация и методика культурно-просветительной работы: художественно-массовая работа"^ Методические указания по руководству самостоятельной работы студентов 2-го курса факультета культурно-просветительной работы, специализация: "Организация и методика КПР". f.!.: Ш!К, I9B7, 0,5 п.л. (в соавторстве с Еарковым А.Д.),
5. "Внесение элемента художественности в сценарии масоового мероприятия на основе методики иллюстрирования. В учебном пособии "Организация и котодика художественно-массовой работы". Под редакцией Лауреата Гос.премии, профессора ¿¡иМ.Генкина. Ы•: Просвещение, 1987, 1,5 п.л. (в соавторстве с Коновичеы A.A.).
6. "Организация и методика культурно-просветительной работы". Методические указания для абитуриентов, поступающих на специализацию: "Организация и методика КПР", (Злочные подготовительные курсы, подготовительное отделение). М.: М1ИК, I9S8, 1,5 п.л, (в соавторстве с Жарковым А.Д.),
7. "Организация и методика культурно-дооуговой деятельности". , Методические указания для абитуриентов, поступающих на специализацию "Организация и методика КИЕ" (Заочные подготовительные курсы, подготовительное отделение). И.: МШК, 1930, 2 п.л. (в соавторстве
с Жарковым А.Д.).
8. "Режиссура культурно-развлекательный программ". Рабочая программа для студентов культурно-просветительного факультета (специализация "Организатор - методист культурно-досуговой деятельности). М.: МПЖ, 1991, 1,5 п.л. (в соавторстве о Жарковым А.Д. и Паршиным В.Ф.).
9. "Основы режиссуры клубных массовых представлений". Методические указания для студентов заочников культурно-просветительного факультета (специализация "Организатор-методист клубной работа"). М., Н1ИК, 1984, - 1,5 п.л. (в соавторстве о Жарковым АХ).
10. "Основы режиссуры й мастерства актера?. Рабочая npoir~M-ыа для студентов л культурно-просветительного факультета (специализация "Организатор-методист КДД").М.: МГЙК,1990, 1,5 п.л. (в соавторство о Еарковым А.Д. и Паршиным В.Ф.).