Темы диссертаций по педагогике » Теория, методика и организация социально-культурной деятельности

автореферат и диссертация по педагогике 13.00.05 для написания научной статьи или работы на тему: Педагогика формирования музыкальной культуры различных групп населения в условиях досуга

Автореферат по педагогике на тему «Педагогика формирования музыкальной культуры различных групп населения в условиях досуга», специальность ВАК РФ 13.00.05 - Теория, методика и организация социально-культурной деятельности
Автореферат
Автор научной работы
 Щирин, Дмитрий Валентинович
Ученая степень
 кандидата педагогических наук
Место защиты
 Санкт-Петербург
Год защиты
 1992
Специальность ВАК РФ
 13.00.05
Диссертация недоступна

Автореферат диссертации по теме "Педагогика формирования музыкальной культуры различных групп населения в условиях досуга"

МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ И ТУРИЗМА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ КУЛЬТУРЫ

на правах рукописи

ЩИРИН Дмитрий Валентинович

ПЕДАГОГИКА ФОРМИРОВАНИЯ МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ РАЗЛИЧНЫХ ГРУПП НАСЕЛЕНИЯ В УСЛОВИЯХ ДОСУГА

спсциалыюсть: 13.00.05 "Теория, методика и организации культурно-просветительной деятельности"

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук

Саикт-Петербург 1992

Работа выполнена на кафедре прикладной культурологии Санкт-Петербургского государственного института культуры

Научные руководители:

Заслуженный работник культры РСФСР,

профессор Е.Я. Зазерский

кандидат педагогических наук, профессор М.А. Ариарский

Официальные оппоненты -

доктор педагогических наук, доцент В.Ф. Чабанный

кандидат Педагогических наук доцент В.Г.Велединскйй

Ведущая организации - Челябинский государственный

институт культуры

Защита состоится 19 Май 1992 г. в часов на заседании Специализированного Ученого Совета Д 092.01.01. по присуждению ученой степени доктора наук в Санкт-Петербургском государственном институте культуры по адресу:

191065, Санкт-Петербург, Дворцовая наб., 2.

С диссертацией Можно ознакомиться в библиотеке института

Автореферат разослав 1992 г.

Ученый секретарь Специализированного Совета^ Сукало А.А.

■ X, ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность исследования. • Проблема формирования музыкальной и общей культуры населения в современных условиях глубокого кризиса приобретает особую значимость для педагогической науки и практики.

Обострение противоречий в политической, социальной, экономической , национальной сферах привело к тому, что интересы населения преимущественно переместились в область материального, уменьшилось количество времени,уделяемого дооуговой деятельности, снизился общекультурный уровень. Соединились две противоположные тенденции {' чвоть взрослого населения отошла от ценностей духовной культуры, одновременно у другой его части наметилось усиление потребности в них,в том числе в классической музыке,при отсутствии знаний и умений,позволяющих адекватно воспринимать эти ценности.

Б такой ситуации духовное возрождение народа через его культурное просвещение должно стать главной двянущей силой, способной не только сохранить наше общество, вывести его из глубочайшего кризиса, но и восстановить предназначение человека быть создателем и квалифицированным потребителем высших духовных ценностей.

Признавая воспитывающее и развивающее значение всех видов искусства, необходимо отметить, что музыка играет особую роль: она обладает-способностью сильно, тонко ц глубоко воздействовать на духовный мир человека, отражать его природу и бытие в гармонической целостности и единстве эмоциональной и рациональной сторон. Музыка обладает интернациональным языком, гюлифунк-диональностьи и может быть сопряжена практически со всеми видами искусства. Благодаря развитию технических средств, музыка-зтала одним из самых распространенных и доступных видов искусства, сопровождающих человека на протяжении всей его жизни,Вот гачему необходима целенаправленная работа по сформированию музы-<аяьной культуры общества, развитию музыкального восприятия тзличных слушательских групп, приведению всего мувыкально-про-¡ватнтельского, музыкально-педагогического процесса п ооответ->твие с требованиями времени.

Степень разработанности проблем». Вопросам культуры и куль-урной деятельности посвятили свои исследования А.И.Арнольдов, !.Н,Артановский, Э.А.Баллер, С.Н.Иконникова, М.С,Каган,Л.Н,Ко-

гаа, В.А.Разумны!!, Ю.У.еохг-Бабушшн и др. Проблемы музыкальной культуры, ее функций исследовались Б.В.Асафьевым, Б.Л.Яворским и др. Различные педагогические аспекты музыкально-эстетического воспитания, отдельных социальных групп слушателей рассматривались и трудах Н.А.Ветлугиной, Д.Б.Кабалевского, В.Н.Шацкой и др. Существенный вклад в развитие музыкальной психологии внесли А.Т.Кос-тюк, Е.В.Назайкпнский, .Б.М.Тегаов и др., музыкальной социологии -А.Н.Сохор, В.С.Цукермал, Ю.В.Капустин и др., музыковедения -Ю.Г.Кон, Л.А.Мазель, С.С.'Скребков, Ю.Н.Тшйя, В.В.Ыедушевский и др. Болыоэй литере с для нашей пройдеш представляют исследования в области досуга-М.А.Ариарского, В.А.Грушина, Е.Я.Зазерсхохо, Г.Л.Евтеевой, Э.В.Соколова, В.Е.Триодина, В.Ф.ЧаЗашюго ¡г Др.

Однако в эти фундаментальных'работах не ставилась цель про анализировать во взаимодействии комплекс педагогических и социально-психологических факторов, присущих музшашю-просветытель ной деятельности как среди населения в целом,гак и среда отдельных групп в условиях досуга, В них но решались.вопросы соответствия сложившихся музыкальных предпочтении и особенностей музи-' кального восприятия различных слушательских групп специфике функционирования муэшш а иаегоядее время.1

Таким образом, необходимость формирования цузикольноЦ культуры различных групп населения как главного средства возрондешп духовной культуры п отсутствие работ,которые в единстве педагогического, социологического л музыковедческого подходов решали бы дачную проблему, предопределили цель нашего исследования.

. Цель исследования: разработка педагогических основ (¡ормиро-вшщя музыкальной кулыури различных групп населения в условиях досуга.

Задачи исследования:

- анализ' основные тенде/щый развития музыкальной культуры в Россяк в 20-90-х гг. XX в,;

~ рассмотрение музыкальных предпочтений огдельних слушатель саснх

групп?

- разработка методики классификации слушателей по уровням музыкального восприятия;

- построение модели классификации музыкальных, произведений по сложности восприятия;

- определение соответствия музыка, предлагаемой слушательской аудитории п реально ею воспринимаемой;

- выявление путей оптимизации музыкально-педагогического процесса в условиях досуга.

Объект исследования: различные группы населения,вовлеченные 1 музыкально-просветительную деятельность в условиях досуга.

Предмет исслодонания: педагогический процесс формирования узыкальной культуры населения в условиях досуга.

База исследования» Констатирующий эксперимент проводился в :анкт-Петербургском университете экономики и финансов (бывшем 'ФЭК), Техническом университете (бившем ЛПИ), СШ5ГУ, Музыкальном чилище при СПбГК, Радиополитехникуме, музыкальных коллективах ря-;а дворцов культуры, йормирущнй эксперимент - в Выборгском дворе культуры и техники, Дворце культуры им.Санкт-Петербургского со-ета (далее СПбсовета), Доме ученых в Лесном, а также в группах тудентов-хореографов ОТбШК,

Т^гютеза исследования. Формирование музыкальной культуры на-еленкя на основе развития музыкального восприятия и расширения узуального кругозора будет успешным, если:

1) существует реальное обеспечение множественности музыналь-ых интересов слушателей, сбалансированность этой системы при со-ранекяи приоритета классической музыки;

2) установлен исходный уровень музыкальной культуры огдель-ьк групп населения,вовлеченных в музыкально-просветительную дея*-зльяость в различных ее формах} разработана методика и проведе-

1 классификация населения по уровню музыкального восприятия;

3) разработана'методика классификации музыкальных произведе-1й по сложности их восприятия и найдено соответствие исполняемой реально воспринимаемой музыки различными слушательскими группа-

4) определены метода оптимизации музыкально-педагогического юцесса,позволяющие активизировать музыкальное мышление и аоспри-■ие в зависимости от фэрмы музыкально-просветительноЦ деятель- '.

|СТИ.

Методологические основы работы;

1, Учение о музыкальной интонации (Б.В.Асафьев) как явлении, язывающем индивидуальное творчество и восприятие с музыкальным . знанием и б итог.: всего общества ("интонационная система" ,"инто-ционный запас", "интонационный словарь").

2, Социокультурная концепция (А,Н.Сохор,Б,Л,Яворский), рас-ывающая связь музыкального искусства с жизнью страны, выявляю-

щая эволюцию идей,тем, музыкальных канров.

3. Концепция типологизации слушательской публики (А.Н.Сохор), основанная на сочетании внемузыкалышх (социально-демографических, социально-психологических'Л др.) и общемузыкальных характеристик, а такяе качества музыкального восприятия различных канров.

4. Современная концепция музыкального восприятия (В.П.Зннчеи-ко, Е.В.Назайкинский) как специфического вида музыкальной деятель-носий в которой актуализируется вся система личности.

5. Положение о мелодической направленности музыкального вое-

V

приятия человека, воспитанного в системе гомофонного музыкального мышления (А.Г.Костюк).

Методы исследования:

- теоретический анализ и обобщение философской,педагогической, социологической, психологической и ¡языковедческой литература по теме исследования;

- .педагогическое наблюдение,анкетирование, интервьюирование, беседа, экспертная оценка, изучение документации;

т статистическая обработка результатов исследования;

г- экспериментальная работа по оптимизации музыкально-педагогического процесса и формированию музыкальной культуры различных групп населения в условиях досуга.

Методика исследования. Исследование проводилось в три этапа.

Первый этап - поисковый (1985-1986 гг.). На основе анализа практики массового музыкального воспитания и изучения соответствующей литературы били выявлены главные проблемы и противоречия существующей системы музыкального- просвещения слушательских масс. Пробное обследование позволило определить состояние изучаемого объекта,сформулировать задачи к наметить пути.дальнейшей работы.

На втором этапе (1987-1989 гг.) осуществлялся констатирующий эксперимент по программе более широкой,чем на первом этапе исследования. Применились новые исследовательские методы: наблюдение, интервьюирование,контеиг-анализ музыкальных программ радио и тате видения. Обрабатывался многочисленный статистический и эксперимен тальныи материал.

Третий этап - формирующий (1988-1991 гг.). Входе эксперимея бши проверены предложенные принципы формирования музыкальной кул туры различных групп населения в процессе музыкашю-ледагошчеы

х Гомофония - многоголосный склад музыки с преобладанием од го голоса над другими, его сопровождающими.

тботп в ряде дворцов культуры Санкт-Петербурга,проведены повторные ¡¿следования и даяа оценка эффективности предлоясенных методик. Размотаны и внедрены рекомендация по оптимизации музыкально-педагога-[еского процесса в условиях досуга..

Достоверность исследования подтверждается методологической обоснованностью подхода к проблеме; длительным характером исследования; рименением комплекса методов,адекватных поставленным задачам; пс-ользовани'ем статистических методов обработки информации; итогами эк-периментальной педагогической работы; сопоставлением, с результатами ругих исследователей. -

Научная новизна проявляется в том, что:

- сформулированы теоретические положения и проведена классификация слушательской публики да уровню музыкального восприятия на основе зйтинга музыкальных предпочтений и знания музыкальных произведений азличных жанров;

. - установлены принципы и проведена классификация музыкальных зон зв еде нии по сложности восприятия, о снованная на сочетании музшсо-здческих и социально-психологлческих признаков;

- выявлено соответствие предлагаемой и реально воспринимаемой 'зшш (классификация населения соотносилась с группировкой предла- . гемого репертуара по сложности восприятия); определена зона блк-Шшего музыкального развития конкретных слушательских групп;

- разработаны принципы оптимизации музыкально-педагогического >оцесса,учитывающие форму включенности личности в музыкально-про-ютитеяьную деятельность в условиях досуга,

. Практическая значимость исследования: апробирован комплекс мер, язаицшс с повышением нуЕ¿сальной культуры населения; применены на актике предложенные классификации слушательской публики и музыкаль-х произведений по уровню восприятия; на их'основе разработан музы-льный репертуар, находящийся в."зоне ближайшего развития" различных ушательских групп; определены способы оптимизации музыкально-цро-етительного процесса и применены конкретные методики, активизирую-е музыкальноо восприятие; внедрены, рекомендации по музыкально^ освещению и воспитанию различных групп населения; намечены пути вершанетвования музыкально-педагогического процесса в системе куль-эно-просвегительных учреждений. Предложенные разработай могут быть гальзованы работниками системы культурно-просветительных учрезде-¡, преподавателями высших и средних учебных заведений,работниками ую,телевидения,концертных организация,- а такие специалистами,разрывающими единую программу,направленную на пел тенив общеД и му-

зыкальной культуры населения.

Апробация результатов осуществлялась в ходе экспериментальной работы во Дворце культуры им.СПбсовета, Выборгском дворце культуры и техники (далее ВДКиТ), Доме ученых в Лесном,а также на кафедрах фортепиано и хореографии СП61Ж; в выступлениях на Всероссийской конференции студентов и аспирантов "Культура в современном шре" (19Э0), ХХХУШ научной конференции профессорско-преподавательского состава "Досуг на рубеже ХХ-Ш веков" (1989), ХХУ научно-методаче-ской конференции профессорско-преподавательского состава "формирование творческой индивидуальности студента в вузе"(1991), при проведении .занятий на ШК с преподавателями фортепиано училищ культуры (1989, 1991), институтов культура (1990, 1992) преподавателями дирииерско-хоровых специализаций (1991); отражена в публикациях.

На защиту выносятся:

1. Концепция формирования музыкальной культуры различных групг населения в условиях досуга посредством развития и активизации музь кального восприятия »расширения музыкального кругозора, обогащения ул: тонационноп запаса слушателя,позволяпдах целостно воспринимать музыкальные произведения. Сущность концепции состоит во взаимодейств!: двух процессов - фучнкциониров^йя музыкального искусства как компонента культуры и активизации музыкального восприятия как одного из видов музыкальной деятельности.

2. Методика .классификации слушательской публики,основанная на рейтинге музыкальных предпочтений (популярность форм,видов,жанров произведений.показатели музыкальней активности респондентов п др.),

3. Классификация музыкальных произведений по слоаности воспри тия,учитывающая доступность музыкального языка массовому сознанию, средство исполнения произведения и сложность жанра.

4. Методы составления репертуара,относящегося к "зоне ближайвк го музыкального развития" слушательских групп,с учетом классификац; слушательской публики по уровням восприятия,а музыкальных произвед 1ШЙ - по слокности восприятия»

5. Способы оптимизации музыкально-педагогического процесса в вискмосги от формы вовлечения личности или группы лиц в музыкально просветительную деятельность (общее исполнительское, ориентационно сопутствующее,комплексное взаимодействие), конкретные методики акт визации музыкального восприятия (опора на "первичные" кайры, импрс визация). -

II, ОШОШОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ

Диссертация включает в себя введение,три главы (I.Соцяашю-лси-хологическио аспекты формирования музыкальной культуры различных групп населения в условиях досуга; 2. Классификация.слушательской публики и музыкальных произведений по уровням восприятия; 3» .'.йтоды опти-дазацгнг музыкально-педагогического процесса в условиях досуга), выводы приложения и список использованной литературы.

Во введении раскрывается актуальность исследования» оценивается степень разработанности проблемы; формулируются цель, задачи,объект', предмет,база исследования; определяются гипотеза исследования,методологические основы,методы и методика исследования и достоверность; выявляются научная новизна и практическая значимость; приводятся; данные об апробации результатов; называются основные полохгендя,.вшоскмыо на защиту, Особое внимание уделяется реализации требований,обеспечивающих достоверность доследования, репрезентативность получсшшх фактов, аргументированность сформулированных в его итоге выводов и рекомендаций,

В первой главе рассматривается комплекс попросов,связанных с процессом музыкального восприятия как специфического вида музшсачь-ной деятельности,благодаря которому развивается и совершенствуется личность; анализируются взгляды различных исследователей па -содержание понятийного аппарата. На основа публикаций ряда авторов о рейтинге отдельных жанров музыки и анкетных обследований,проведенных ламп в I986-I99I гг., охвативших демографически разнообразный круг л;щ (более 950 человек), построен прогностический графах развития академических ианров музыки,свидетельствующий об ожидаемом повынении их значимости в блинайшиэ 5-10 лет.

Оценивая качество музыкальных предпочтений,мы исходим из того, что при гармоничном развитии достаточное внимание должно уделяться кандому жанру. Сегодня зтого нет - приверженцев эстрадной музгал в 2,5 раза больше, чем любителей симфонической и камерной вместе взятых. Однако данные проведенных нами анкетных обследований показали,что в 1991 году по сравнению о 198G годом снизилась привлекательность эстрадной музыки и повысилась значимость академических жанров.

Цгзыкальные слушательские предпочтения характеризует и цосецае-мость театров,концертных залов. Материалы исследования свидетельст-зуют: I) среди студенческой молодежи крайне низка .посещаемость театров (п тлоп 65J» шцюжшнх "юобщв не посещают концертов и мугисаяь-

ншс спектаклей); 2) практически не посещаются концерты камерной и симфонической музыки, оперы и балеты советских композиторов .концерты народной музыки. Среда причин непосещаемости на первом месте -отсутствие интереса.

Репрезентативность исследования подтверждается также сравнением нашей информации с данными других исследователей,занимающихся проблемами музыкально-эстетического воспитания (Т.М.Синецкая, В.В.Модзинский). ...

Значительное внимание уделяется нами теоретическому обоснованию предлагаемого подхода к формированию музыкальной культуры,уточняется понятийный аппарат, анализируются подходы других авторов к музыкально-просветительной, музыкально-педагогической работе с отдельными группами населения; рассматривается роль средств массовой информации в музыкально-просветительной деятельности в современных усяови-ях,выявляется эффективность теле- и радиоведания в процессе формирования музыкальной культуры,объем и структура музыкальных передач телевидения и радио,их изменения в -динамическом разрезе, степень удовлетворенности отдельных групп населения этими передачами.

Во второй главе раскрываются теоретические основы классификации слушательской публики,анализируются классификации,предлагаемые философскими и социально-экономическими науками,рассматриваются проблемы классифицирования з музыкальной социологии. Главное внимание уделено наложению обедах принципов предлагаемой классификации слушательской . публики,оснований классификации,определению количественно-качественных показателей,характеризующих каждую слушательскую группу. Приводи] ся материал о применении предлагаемой методики в конкретном исследовании,которое проводилось в 2 этапа: 1-й в 1986-1937 гг.- студенты СПбУЭФ,Технического университета,СП61У, СГ16ГЛК, музыкального училища, Радаополитехникума (всего 504 чел.), 2-й- 1Э88-1989 гг.-участники музыкальных коллективов ВДКиТ, ДК им.С.-Петербургского совета, Дома уч них в-Лесном,слушатели Народной филармонии ЖКиТ (464 чел.).

Во второй'главе, анализируется также проблема классификации музы^ каяьных произведений, в музыкознании и предлагаемая классификация музыкальных произведений по сложности восприятия, В настоящее время " прш{цаш класси$йкац1ш,выработанные музыкознанием,опираются на.форцу способ изложения или развития материала^ также состав исполнителей. При всей их значимости они не позволяют установить,на какие слушательские. группы ориентированы данные произведения,их трудно использовать при целенаправленном музыкальном развитии больших групп слушателей,отличающихся по уровню музыкального восприятия. Достоинство

предлагаемых классификаций музыкальных произведений и слушательской публики состоит в том,что каждое музыкальное произведение получает свой "адрес",музыка,предлагаемая слушателям,соотносятся с музыкой,реально ими воспринимаемой.■

В третьей главе, излагаются основные метода оптимизации цузыкаль-яо-педагогичесного процесса в условиях досуга в зависимости от формы их включения в музыкально-просветительную деятельность,рассматриваются основные этапа и содержание работы,выполненной в 1983-1931 гг. в 12 музыкальных кружках и коллективах и в группе студентов немузыкальной специализаций, В ходе, экспериментадьпо-педагогаческой работы уточнялось содержание и проверялась результативность основные предлагаемых нами способов музыкально-педагогического взаимодействия. Анкетное обследование, проведенное по окончании эксперимента и. охватившее более 200 человек,выявило положительные тенденции в отпопениях реципиентов к разным жанрам музыки,увеличение доли активных форм общения с музыкальным искусством,расширение знания гяузыкальннх произведений.

Проведенное исследование позволило вынесга па защиту ряд принципиально новых положений,которые вносят существенные коррективы в. понимание природы и специфики формирования музыкальной культуры в условиях досуга.

Прежде всего, это концепция формирования музыкальной культуры различных 1рупп населения .в условиях досуга,которая опирается на взаимодействие функционирования музыкального искусства как. компонента культуры ж активизации музыкального восприятия как одного из видов щ— зыкальной деятельности. Само понятие "музыкальное восприятие" долгое время ограничивалось,в основном, пределами пассивного слугания музыки. Однако о развитием педагогики данное явление стало рассматриваться еек специфический вид музыкальной, деятельности,благодаря которому развивается и совершенствуется личность. Это-положение согласуется гакаа с -современной психологической теорией перцептивной де.'ггельноста^ЧА.В.ЗЕь» [1орояец,В.Е.З;щченко,Е.В.Наза!аишскии,О.П.Руд!1иц}сая),характеризугщеЙ-музыкальное восприятие как эмоциональное и интеллектуальное осынсле-. яие художественного произведения на основе всего имеющегося у человека .духовно-практического опыта.

Практическое решение предлагаемой концепции подразумевает единство следующих принципов: сочетание массового музыкального просвещения и музыкального воспитания, надавленного на отдельную личное»; сочетание интенсивных и экстенсивных способов формирования муэыкаль--¡ой культуры каждой слушательской группы; признание значимости все* музыкальных жанров при сохранении приоритета классической музыки;

систематическое выявление обшзкультурного и музыкального уровней развития различных групп населения и установление на этой основе "зон ближайшего, музыкального развития" эгрх групп,

. -В рамках предлагаемой.концепции разработали,апробированы и-внедрены; методика классификации слуиательской публики,принципы классификации музыкальных произведений,метода составления репертуара,относящегося к зоне ближайшего музыкального развития,способы оптимизации музыкально-педагогического процесса в.зависимости от формы вовлечения личности или группа лиц в музыкально-просветительную деятельность в условиях досуха. .

.Методика классификации слушательской публики является важным составным пунктом реализации нашей концепции. Она построена таким обра-зам,чтобы любой регион пли заинтересованная музнкально-просветптель-ная организация могли провести классификационную группировку населения п определить его отношение к классической музыке, Уровень музыкального восприятия и культуры определяется по ответам на специально разработанную анкету. Использовались вопросы о предпочитаемых жанрах музыки,об активности "общения" с музыкальным искусством,о качестве музыкального восприятия, В связи'с тем,что некоторые ответы респондентов могут выходить за рамки установленных групп,в классификацию ■ введены переходные группы,'Основными группами являются (терминология А.И,Сохора); "квалифицированные,серьезные слушатели"- груша "А", "культурные дилетанты"- группа "Б", "малокультурные дилетанты"-группа "В".

Отнесение респондента к конкретной группе производится по совокупности ответов на ряд вопросов,сформулированных таким образом,чтоб! тип слушателей определялся не из прямых ответов,^ косвенно,т.е. через вопросы,которые реципиент не воспринимает как главные. По значимости вопросы в анкете расположены в обратном порядке; наиболее значимые вопросы находятся в конце анкеты. Бее вопросы собраны в 3 группы: I) отношение респондента к разним жанрам музыки} 2) уровень его музыкальной культуры; 3) конкретное знание музыки. Такое построение анкеты позволяет решить поставленную перед наш задачу: установить взаимодействие функционирующей музыкальной культуры и конкретных слушательских,групп.

Апробация предложенной методики осуществлялась на нервом этапе в совокупности студентов музыкальных и немузыкальных специальностей. Уровень музыкального развития студентов немузыкальных специальностей (кшс наиболее крупной совокупности) невисок: группа "А" составляет 6$,"А-Б"- 14%, "Б"- 1 "Б-В"- Более '¿?:Г. относятся к

"фанатикам легкой музыки" ("Г") и тяготеющим к ним. Это те,кто практически не воспринимает и не знает классическую музыку,35» респондентов отрицают любые музыкальные жанры. Разработка анкетных материалов позволила не только определить структуру населения по уровню музыкальной культуры и музыкального восприятия,но и перейти .к следующему ..этапу реализации нашей концепции - к классификации музыкальных произведений яо слондасти восприятия.

Основой музыкального восприятия человека',воспитанного а свсгеиа гомофонного музыкального мшленля.является направленность на недодай» Однако мелодия воспринимается не изолированно,е вместе с rapisjmieü» ритмом, фактурой ¿тембром, которые составляют качественное единство музыкального языса, музыкального стиля,обусловленное единством íмузыкального мшиеаня. Предлагаются 3 основания классификации: с1тпзость музыкального языка произведения к языку, бытующему в данное- время; средство исполнения произведения; сложность жанра. По калдому из оснований выделяются группы музыкальных произведений по принципу усложнения восприятия. Каждой ipynne присваивается соответствувщя цифра классификационного tan Фра (в дальнейшем - пи). Чем больпе сумма цифр, составляющих шифр по всем основаниям классификации,тем вше долаен быть уровень музыкального восприятия слушательской группы» . . ..

По первому основанию- определяется соответствие интонационного словаря композитора интонационному запасу слушателя,живущего а атмосфере интонационного строя национальной культуры а совретендсл. .эпохи. Установлены 4 блока музыки: "базовый"; традиционный цузшсальшй язык; старинная музыка} "авангардная"музыка. -

В базовом блоке выделены нулевой и первый уровня - народная музыка (ш.-О) и старинные романсы,эстрадные песня (ш»-1). Они явдтазтса основой музыкального восприятия большинства слусателей. . . -

В блок традиционного музыкального языка включены произведения» преимущественно гомофонного склада,основанные на диатонике. Влс:: делится на три груши: "открытая мелодичность"- произведения П.Л.Чайковского, М.Н.Глинки, близкие интонационному запасу большинства слушателей (2-й уровень сложности; и.-2); "отход от открытой мелодично сги" - произведения русских композиторов с преобладанием речевой • интонации в мелодике над кантиленяостыо (А.С.Даргомыжский,M.n.fitycop-гский) и зарубежных "мелодистов" (Д.Верди,а.Еизе,Ф.Шопен)'(3-й уро-' векь сложности; ш.-З); "наиболее сложный гармонический язык" - произведения С.В.Рахманинова,А.К.Скрябина, а таюкй А.Брукнера,Р.Штрауса,К.Дебюсси (4-ví уровень сложности; а.-4).

В блоке старинной музыка существуют свои уровни.сложности. Митральное положение занимает музыка И.С.Баха и Г.В.Ф.Генделя (4-й вровень слошюсти;

К блоку авангардной, "дассокантной" музыки относятся произведе-здацоснованные на непривычных дагя градационного слушателя гармониях, ритмах, Наиболее доступны в этом блоке произведения С.С.Прокофьева [5-й уровень сдокносгя; и.~5).

Второе, основание классификации - средство исполнения. Цифра классификационного шифра увеличивается по мере усяоанения восприятия, [{а основа ряда экспериментов установлены следующие уровни: 1-й - произведения для голоса; 2-й - для солирующего инструмента; 3-й - для ансамбля^ 4-й - для хора шш (к) оркестра.

Третье основание - слоенокгь музыкального кайра: 1-й уровень -пьеса (миниатюра)* 2-й «- цикл пьес,сюита,вариации; 3-8 - сонатное ал-дедро,'развернутое одночастное произведение; 4-й - сонатно-симфониче-скиа цикл,крупное многочастное произведение.

Установлено,что наиболее простые для восприятия произведения имеют балл (т.е. сумму цифр шифра) равный 2, что соответствует низшему уровни сложности. Баз остальные уровни определяются методом добавления "равного иага" (правило 1рущшровок) к исходному уровню (суше). Принцип соединения классификационных оснований и сложившаяся на их основе "адресность" указаны во фрагменте классификационной схемы на примере группы произведений "открытой ыелодийностп" блока традиционного музыкального языка (по сложности музыкального языка ш,~2).

Таблица!.

Средство исполнения Сложность кайра Классиф. шифр Балл Уровень сложности

Солирующий инструмент (ш.2) Пьеса (ш,-1) Цикл пьес, сюита, вариации (ш,-2) 2.2.1. 2.2.2. б 6 2 2

Сонатное аллегро» развернутое одночастное произведение 2.2.3. 7 3

Сонатно-симф.цикд. крупное многочастное прои зв едение( ш ,-4) 2,2.4, 8 3

В дассертации рассматривается вопрос о введении в ряде случаев корректировочных признаков: частота исполнения, степень преломления первичных аанров, наличие программности. Отдельно рассматриваются

опера и балет как синтетические аанры.

Результата работы позволяют ориентировать каждую группу музыкаль-пых произведений на определенную слушательскую грувду.так как

сна может адекватно воспринять, произведения» по уровню сложности соответствующе уровню своего музыкального восприятия. Все произведем , ешя сгруппированы по уровню сложности исходя из следующего: '

1. На базе классификационных шифров рассчитаны махсзшагшшй в. шнпмальяый балл произведения го сложности восприятия. В напей классификации - гто 2 п 14.

2. Размах мезду "балла!,и распределен "разным шагом" на шесть слушательских групп..В результате получается': группа "А" воспринимает 1дузнку либо 11 сложности (13-14 баллов и меньше); - "Л-Б" - пятого урог-» ня сложности (11-12 баллов); "Б" - четвертого уровня (9-Ю баллов); "Б-В" - третьего (7-8 баллов); "В" - второго (5-6. баллов); "В-Д",

"Д" - первого я нулевого (до 4-х баллов). Разработанная тазсгл обрезом классификация подтвердилась данным! .контенг-вналаза гаге? л рг-зультатамл педагогического эксперимента.

Достоинство предлагаемых классификаций музыкальных прсппвгдсяпЗ и слупатедьскай публики состоит в тем, что каждое музыкальное лропз». ведение получает свой "адрес"; ыузнкаг предлагаемая слушателям, - соотносится с музыкой, реально ими во спрлншаемай. На рис*1 приводится сзсема,характерпзующая структуру блоков музыки по слоаыбстл их восприятия различи ими .группами слушателей.

Урсвш! сложности

(балл) 6 (13-14) 5 (11-12) 4 (9-10) 3 (7-8) 2 <&-б) I (3-4) О (2)

Базовж! Традац.

блоя 1.г/з.яз;

Старинная Авангард- Группа музыка пая музыка сдушт.

Зона Еоспрл-ятия куапа

Классифицирование слушательской публики и музыкальных произведений, комплексное применение полученных классификаций составляют, основу навей концепции формирования музыкальной. культуры различных групп населения. Полученные данные позволяют определить конкретные

шосабы музыкально-педагогического взаимодействия в зависимости от [ормы включенности личности или группы лиц в музнкально-педатогиче-жую деятельность,

Практическая реализация нашей концепции формирования муаыкадь-юй культуры различных групп населения в условиях досуга завершается выбором конкретных способов музыкально-педагогического взаимодействие; общее исполнительское, ориентационное, сопутствующее, комплексное, а также конкретных методик индивидуальной работы,

"Общее исполнительское музыкально-педагогическое взаимодействие" заключается в определении соответствия предлагаемого и воспринимаемого репертуара и расширении исполняет го репертуара за- счет более простых произведений,но разных жанров и стилей. Этот наиболее традиционный способ применим там,где профиль исполнительской деятельности й музыкальной подготовленности дает возможность собственного исполнения различной музыки, В хоровой капелле ВДКиТ уровень музыкального развития достаточно высок; группы "А","А-Б" и "Б" составляют 35$, Здесь были выбраны! "Лес" Мендельсона, "Цыганская казнь" Шумана, "Про татарский полон" Риыского-Коре акова (сложность - 8 и 10 баллов). Исполнители как бы возвращались к более знакомому для них музыкальному языку,ко в произведениях более сложных по форме (Римский-Корсаков), Затем в работу включались более сложные и по форме, и по музыкальному языку произведения наряду с более простыми по восприятию,но различных стилей и направлений (обработки народных песен,старинных романсов, небольше произведения Чайковского, Даргомыяского),

"Ориантационное взашодейстше" применили в любых группах,кол-лективах,но является основным в тех,где участники саш не могут исполнять произведения разных стилей и какров. Характеризуя,например, Русский народный хор ДК им.СПбсовета, отметим,что участники при общей любви к народной музыке (Г00$ респондентов) "открыты" и другим кайрам; онеру и балет предпочитают Ь3%, симфоническую музцку - 265», камерную - 1052, Однако до начала эксперимента 47$ респондентов не смогли назвать ни одной оперы или балета Чайковского, 1С0$ - ни одного романса. В таком коллективе оптимальным будет ориентационное взаимодействие. В основе зтого способа - методический прием накоп-лекия музыкальных впечатлений с последующим их осмыслением и постоянным возвращением к похожему образному строю цузыки в творчестве различных авторов и с постеленным расширением репертуара. Использовала рь музыка с ярко выраженной "мелоднйностыо" композиторов,близких я народной песне: Глинки, Чайковского, Рахлшшнова, а также Ыо-

пена, Шуберта, Скрябина (сложность - 5-'~8 баллов). В заключенно перед вторичным анкетированием исполнялся Вальс фа диез шпор П.И.Чайковского (ор.40 15 3). Предлагалось высказать свое мнение об этой музыке (сложность восприятия - 5 баллов). Если при персом ашсетироваюш . только 5% смогли дать музыкально-образную характеристику исполненного произведения,то прсле.эксперимента - почти половина слушателей. Данный метод, был использован и в.группах немузыкальной специализации*

"Сопутствующее взаимодействие" применимо в коллективах достаточно высокого уровня музыкальной культуры и восприятия. Этот способ прибликается к модели саморазвивающейся системы. Цель данного метода заключается не столько в расширении, общего музыкального кругозора, сколько э шстяяеихш образного мира,.стиля исполняемого.произведения па основе изучения других произведений этого Ее автора, стиля, эпохи. На это!! ступени музыкального .развития (вокальные классы ЭДКаТ л ДК -СПбсовета) равными становятся и исполнительское мастерство, л.умение анализировать произведения. Здесь зозмокно применение п фортепианных произведений, и вокальных, исполняемых сагами учешткампВокальный репертуар содержал произведения Бетховена, Шуберта, Мзцарта, Мэтпера (сходность - 5-7 баллов), сопутствусшяй фортепианный - произведения Бетховена, Моцарта, Шуберта, Црсоргшэго, Баха, Прокофьева-(сложность - 6-10 батлов). Беседы, интервью, анкетирование, а такяе "заинтересованное слушание" говорят о том, что исполненная глузкка была воспринята.

Применялось такта комплексное взаимодействие, т.е. сочетание перечисленных основных способов "преподнесения" музыки. -

В ходе экспериментальной рабом-нал? не удалось .уточнить некоторые аспекты предлагает'! отасазф;псацш1. музыкальных произведений (в частности по третьему основанию и по взцкмодействто .корректировочных признаков), определить-оптимальные формы музыкально-педагогического воздействия для разных музыкально-просветительных учрездёнпйЧцрезде всего для радио и телевидения).

Представляется,что в процессе дальнейшей работы над темой следовало бы: I), определить менее трудоемкие способы классификации населения по уровню музыкального-восприятия', 2) продолжить разработку способов оптиказацпи музыкально-педагогического процесса в условиях досуга,методов активизации музыкального ¡,шлепал и восприятия в зава кшости от степени включенности-личности в'музыкально-просветительна деятельность. 1

Проведенное исследование позволяет сделать сяедуищаэ выводи.

X, В настоящее вреда возможно формирование музыкальной культуры в условиях досуга, Соцкологаческие опросы .дадут характеристики музыкальных предпочтении,музыкальной активности,тенденций их изменения, обеспечения разносторонности" музыкальных интересов,

2. На основе этих данных мэшю провести классификацию реслон-' денгов до уровням музыкального .восприятия л сориентировать музыкаль-но-цросветительнус деятельность на эти группы.

3« Применение классификация музыкальных произведений будет способствовать формировании сбалансированного репертуара,доступного конкретным слуштельсшш грушам,

4« Проведенный эксперимент доказал возможность установления на базе названных классификаций "зон ближайшего музыкального развития" и подтвердил действенность методов оптимизации музыкально-педагогического цроцесса.в условиях досуха (методов "преподнесения" музыки в конкретных методик,активизирующих музыкальное восприятие) .учитывающих форму вовлечения личности в музыкально-просветительную деятельность,

-В ходе исследования нам удалось установить количественно-качественные показатели классификации населения по уровням музыкального восприятия, якспериментально проверить предлагаемую методику классификации, сформулировать принципы классификации музыкальных произведений ш сложности восприятия^ проверить эффективность разных способов цузшально-педаготческого взаимодействия,: основанных на применении названных классификаций, и тем самым провести апробацию предложенной концепции формирования музыкальной культуры различных групп населения в условиях досуга как на уровне отдельных классов и музыкальных коллективов, гак и на уровне взаимодействия между ниш в рамках единой прохрамлы.

По тема диссертации опубликован^ следующие работы:

1. Активизация музыкального мышления дри изучении танцевальных жанров в курсе фортепианоI Методическая разработка (в соавт.) /ЛШ им.Н.К.Крупской. - Л., 1990. - 21 о.

2. Музыкальное оформление уроков классического танца! .Методическая разработка (в соавт.) /ЛГИК им,Н.К.Крупской. - Л.,1990.-19 О.; /слот им.Н.К.КрупскоЙ, - Шб, 19914 - 19 с.

3. О создании музыкальной атмосферы и ее влиянии на активизацию музыкального мьшленйя //Тез.донл, XX/ науч.-метоА.конф, проф.-прея,состава /ШК им.Н.К.Круяской. -Л., 1991, - 0.18-19.

4. К вопросу о воспряятия музыкальных произведены (на примере музыки Прокофьева) //Творческое наследив С.С.ПрокофЬева{ Материалы к обусвдению на педагогическом семинаре /ШЖ им* К.К.Крупской» - Л.» 1991. - С.21-24»

5. К вопросу о реализации плана культурного просвещения масс на современном этапе (по работам Н.К.Крупской). - В печати.

\

СПбШК. Зек. 126. Т. 100. 7.04.92.