автореферат и диссертация по педагогике 13.00.05 для написания научной статьи или работы на тему: Песенное искусство и его место в культурной жизни Йеменской республики
- Автор научной работы
- Анвар Абдулхалек Абдурраб
- Ученая степень
- кандидата педагогических наук
- Место защиты
- Санкт-Петербург
- Год защиты
- 1992
- Специальность ВАК РФ
- 13.00.05
Автореферат диссертации по теме "Песенное искусство и его место в культурной жизни Йеменской республики"
* О1 9
МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЩИГАЩП!
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ КУЛЬТУРЫ им. Н.К.КРУПСКОЙ
На правах рукописи
Л НИ А Р ЛЕД УЛХАЛЕК АБД УРРЛ П
НЕСЕННОЕ ИСКУССТВО И ЕГО МЕСТО Г! КУЛЬТУРНОЙ ЖИЗНИ ЙЕМЕНСКОЙ РЕСП.УБЛИКИ
Специальность: 13.00.05 •• "Теория, методика и организация культургго-нроспетительиой деятельности"
АВТОРЕФЕРАТ
диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических паук
Ссткт~Петербург 1992
Работа выполнена на кафедре теории и истории культуры Санкт-Петербургского государственного института культуры им. Н.К.Крупской
Научный руководитель:
- доктор философских наук, профессор Э.В. Соколов
Официальные оппоненты:
- доктор педагогических наук, доцент В.Ф. Чабанный;
- кандидат исторических наук, С.А. Французов
Ведущая организация :
Санкт-Петербургский гуманитарный ушшерситет профсоюзов.
Защита состоится
'О.' 1992г.
часов на заседании Специализированного Совета Д.092.01.01 по ирису жденшо ученой степени доктора наук при Санкт-Петербургском государственном шштитуте культуры им. Н.К.Крупской по адресу : 191065» Санкт-Петербург, Дворцовая наб.,д.2.
С диссертацией можно ознакомиться и библиотеке института.
Автореферат разослан " ^" >и. 1992 г.
Ученый секретарь Специализированного совета
АЛ.Сукало
' 7 ч л !
л,
■ 'ОЩАЯ' ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность исследования. Иузыкально-песвнноо искусство в йомене служи! одним из стэрнневых элементов культуры, своего рода индикатором духовно-нравственного здоровья народа и занимав!! важноа место в планах культурного развития сграны, ее культурной политике. Образование единой Йеменской республики пз двух самостоятельных государств, которые придерживались различных политических ориентаций, создает благоприятные возможности для развития и обогащения культуры, ее демократизации, но поро-гхдаег и сложные проблемы. В частности, изменяются условия музыкально-песенного творчества, исполнительства, возникают трудности с музыкальным образованием, поддержанием высокого художественного уровня массового искусства, финансированием тзорчео-ких организаций, производством и ремонтом музыкальных инструментов. Встает задача возрождения и укрепления музыкально-песенного культурного наследия, его обогащения за счет культурного опыта других сгргн, в том числе России, бывших среднеазиатских республик Советского Союза. В го но время усиливаются противоречия между массовизацией, коммерциализацией искусства и его народыл.» формами; возрождением национальных традиций п углубляющимися культурными контактами о внешним миром; особенностями нефиксированного в нотной записи творчеогва и задачами профессиональной подготовки певцов и музыкантов; свободно импровизационными формами исполнительства и требованиями к нему, исходящими со стороны средств массовой коммуникации, тиражирующих стандартные образцы музыкального искусства; интересами творческих работников и консерватизмом в исполнении и восприятия музыки; сгпхийно-шлпровизационными началами творчества в задачами перспективного планирования в сфера музыкальной культуры.
Современное арабское музыкально-песенное искуоотво далеко пэ является единым сплавом традиций, как это вмело место в опоху . средневековой класспчеокой цивилизаций. Сегодня арабокар кулыу-ра - сложный, многоликий организм, подверженный многочиола'щшм . в часто противоречивым влияниям со стороны воего комплекса социально-экономических и идейно-политических условий апзяп обдо-отва. Она находится в зоно культурной экспансии СЕ1А в запаяло-европейских стран, обладающих мощными срадотвеми роспроограно~
г■
ния культуры.
Сказанноо позволяет очертить избранную гему диссертации. Определение современного состояния музыкально-песенного искусства в Йомоно и ого системно-диагностическое исследование необходимы в силу следующих обстоятельств: потребности научного изучения в сохранения логко утрачиваемого пасенпо-музыкалъного наеладня; выяснения оптимальных условий его бытования, развития, распространения; выработки научно-обоснованно!! л соответствующей интересам народа культурной политики; целенаправленного воздействия па отяхпйно складывающиеся формы культурной кязпи.
Цалью диссертации является разработка социально-педагогических основ культурной-политики Йемена в области музнкалыю-несан-пого искусства. Эта цаль реализуется в диссертации, исхода из анализа национальной специфики этого вида искусства;, ого исто- . рай, социокультурных функций, ситуации в стране и задач музыкального и общекулыурного развития народа.
Данная цель обусловила необходимость постановки и рошения ряда взаимосвязанных задач, касающихся, в частности:
- основных черт арабской цивилизации, влияющих на музыкально-песонную культуру;
- состояния арабского культурного наследия и характера его взаимодействия с европейской музыкой;
- социокультурных, в часгнооти, религиозных условий, влияющих на ход'развития песенно-музыкального искусства;
- новых и традиционных форм общения, способствующих рождении и распространению йеменской поспи;
- успехов и трудностей в развитии арабского пасенного искусства;
- соошопения фольклора и профессионального искусства в арабской музыка;
- оценки ладовой системы арабской глузыки в связи с новыми факторами и перспективами развития музыки;
- состояния и современных форм музыкального с^розования, воспитания и творчества;
- взаимовлияния культур в арабском мире в-его воздействия на песенное искусство в Йемена;
■ - развитие псоенно-музыкального творчества в предреволюционный в послереволюционный периоды в Йемене;
- оптимальных форм современной организации песенно-музыкаль-ного творчества.
Объект исследования: музыкально-песенное искусство в йомена.
Предкаг исследования: традиционные и современные формы организации музыкально-песенного искусства, как основа для вырабог-кп перспективных направлений развития музыкальной культурной жизни.
Методы исследования: решение поставленных в диссертации задач сгало возможным на основа изучения научной литературы на араб- . ском и европейских языках, материалов из периодики, нормативных актов, партийно-правительственных документов, мемуарной литературы п систематического наблюдения за развитием песенного искусства Йеменской республики в процесса участия автора з международных конференциях, концертах, музыкальных теле- и радиопередачах, других мероприятиях руководства самодеятельными музыкальными коллективами, личного знакомства о повцамп-пеполнягадями, как главными носителями а пропагандистами песенно-музыкольной культура.
Предварительный анализ проблемы позволил сформулировать гипотезу, сссге.ицул в том,что реалистическая и перспективная политика. в области песенно-музыкальной культуры долина отроиться с учетом всего комплекса факторов, влияющих на ое развитие, опираясь при этом на специфические национальные традиции арабской музыкальной культуры и тактичное использование новых технических и организационных форм.
Методологической основой исследования послужили:
- средневековые трактаты о музыке,
- идеи ученых-арабистов, касающиеся своеобразия арабской культуры и музыки;
- труды арабских музыковедов и 1фИтвков искусства, ограничив специфику понимания роли музыки в арабском миро;
- труды зарубешых (советских и др.) авторов, касающиеся'проблем арабской музыки.
Большое значение для анализа исследуемой проблемы имели средневековые трактаты о музыке (Ибн ал-Чунадяаа,. ал-Кппди, ал-Фара-ба, аг-Туаи и др.); работы, посвященные проблемам арабокой культуры (Махмуд Мин ал-Алем, Салах Кансо, лани Фате. Оно гпг-Лкпг!'
в др.); теории и истории арабской музыки (Х.Дх. Фармер, И.Р.Еолян, §арук Хаоан Аммар, Махмуд Ахмад ал-Хифни, Самха Амин ал-Холи, Хабиб Хассан Тума, Салех ал-Махди, Джамил Ганам, ГЛухаммад Мур-шед Наги и др.); анализу структуры, поэтики музыки (Абдалазиз ая-Ыукалех, Абдаллах а л-Бара донн, Мухаммад Абдо Ганем, Ахмад Фадл ал-Хумендан, Хусайн Лбу б акр ал-Г.1ихдар и др.); социализация песни в условиях традиционного п современного укладов жизни и социальных функций музыки в ритуально-обрядовой культуре (И.А. Александров, Х.Хольфриц, И.Л.Сосонкин, Л.А.Рыбак, В.Виноградов, И.С.Брагинский и др.); духовно-культурному содержанию музыки и . ее образовательно-воспитательным возмошостям (Салим ал-Холв, Махмуд Каттат, Нури Дкафар, Хусам И а куб Исхак, Алави Абдаллах Тахор, Ахмад Мурси, .Аблалхамид йунес, Масри Абдалхамид, Азиз аш--Шавван и др.). -
Кроме Того, использовался анализ специальных журналов, п которых рассматриваются вопросы развития и совершенствования пе-оенно-музыкального творчества ("Ал-мусика ал-арабпйо" (Арабская музыка), '"Ал-Фунун" (Искусства), "Ал-хайат ас-сакафийа" (культурная жизнь), "Ал-Фекр" (Мысль), "Ал-Китара" (Лира), "Ал-Нах-дц" (Подъем) и др.),а гакзд журнальных статей в журналах "Ас--сакафа ал-дкадида" (Новая культура), "Ал-Хикма" (Мудрость), "Ат-тарпийа ал-даадида" (Новое воспитание), "Лл-фаджр ал-дкадид" (Новая заря), "Ал-Иклиль" (Вэнок), "Ал-Араби" (Араб) и др. Были использованы материалы газотных публикаций ("Арбаташар Уктобар" (14 октября), "Ас-Саура" (Революция), "Ас-Саури" (Революционер) И др.).
Научная новизна исследования заключается в том,что впервые комплексно разработаны п сформулированы с учетом современных условий гаорегвко-методологические основания политики в области посонно-музыкального искусства и задачи учревдзнпй культуры в Йеменской поспублике. При этом выявлены и оценены: . - худозэдствешю-содержагельная и художосгвшшо-сгилисгпчос-кая стороны йеменской песни;
- ее воспигательные возможности;
- особенности ее социального функционирования;
- перспективы и особенности развития различных музыкальных жанров;
- характеристики педагогического и художественного руководства музыкальными коллективами в Йемена;
- оптимальные формы пропаганды песни;
- условия эффективного функционирования самостоятельных коллективов и творческих союзов музыкантов.
В диссертации даны рекомендации по дальнейшему совершенствованию форм и содержания руководства песешю-музыкальннм творчеством. Рассмотрены критерии оценки посонно-музыкального искусства. Проанализированы и оценены по их значимости и влиянию различные формы традиционной и современной музыкальной жизни.
Практическая, значимость исследования состоит в том, что ого результаты могут быть использованы в музыкально-педагогической практике школ и самодеятельных коллективов, при организации союзов деятелей искусства, в работа средств массовой информации.
Материалы исследования могут стать основанием для разработки специального предмета "Песенно-музыкальное творчество как основа руководства самодеятельными и полупрофессиональными коллективами", предназначенного для студентов, обучающихся в Институте Изящных Искусств (Аден п другие провинции).
Дан?: о о пссгодование может быть использовано руководителями разлпчнг'.': голлокгивов и отдельными исполнителями традиционных йеменских песен для совершенствования их творческой деятельности.
Апробация работы осуществлялась путем: а) опубликования иэзэ-риалов, выводов п. рекомендаций исследования в печати; б) эйорг-. иге выступлений на: симпозиуме в Корейской Народв ик Демократической республике (1988 г.), на научно-теоретических конференциях, посвященных проблемам арабской музыки и музыкального образования (^нио - 1985 г., Хартум - 1987 г., Багдад - 1987, 1988 гг.)
На защиту выносятся следующие положзнэд:
1. Политика, направленная на развитие и пропаганду йеменской песни, может быть успешной при широком использовании традиционных форм общения и яополнигельсгва, современных методов музыкальной педагогики, а также направленности концертно-исполни-тельской деятельности на просвещение народа п укрепленпз. культурного единства арабов.
2. Для успеха педагогической работы в музыкальных оксигаз. в руководства самодеятельными ьузыкалышми коллективами: пообзсадз.-
мо попользовать системно-диагностический подход к развитию пасенного творчества, учитывать худокесгвенно-содеркагелышо, стилистические в функциональные характеристики произведения, сочетать традиционные формы обучения на основа личного контакта с использованием нотной записи и фонограмм.
3, В работе по совершенствованию организационных форм и методического руководства песенным творчеством следует походить из важности непосредственного контакта композитора и исполнителя пасни, опираться на местную специфику песенного творчества, стимулировать интересы участников конкурсных и фестивальных мероприятий, помогая самореализации творческой личности,
4,. Усилить воспитательное воздействие на участников самодеятельных и полупрофессиональных коллективов коню на основе целостной концепции подготовки педагогических кадров с кадров руководителей коллективов.
5. Деятельность частных и локальных музыкальных школ доляиа опираться на культурную активность, уровень и вкуси населения данной местности и одновремешю популяризировать общеарабское музыкальное наследие.
. 6. Разработка новой педагогической программы музыкального образования и программ музыкального просвещения, учитывающих различные уровни музыкального исполнительства, многоланровый характер песенного творчества, задачи сохранения фольклора и повышения профессионализма в работе с музыкальным наследием, а такта современные методы психолого-педагогического воздействия на учащихся должна быть задачей специального института искусств. В ее решении должны участвовать лучшие кадры теоретиков, исполнителей и даугих деятелей музыкальной культуры.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
Работа состоит из введения, четырех глав, заключения и списка литературы, включающей в себя 335 наименований.
Во Введении обосновывается социально-практическая и научно-гаорагическая актуальность проблемы, формулируются цель, задачи; говорится о методологической основе и новизне исследования.
Подчеркивая, что музыкально-песенное искусство в арабских странах является стеркневым и вместе с тем динамичным, подверженным противоречивым влияниям, элементом культуры, автор обосновывает
необходимости его научного изучения, сохранения и выработки педагогически ц социально обоснованной программы его дальнейшего развития.
, В главе Первой "Музыкальная культура в арабском мирз: традиции и современность" рассматриваются основные черты арабской цивилизации и художественной культуры; соотношение фольклора и профессионального искусства в арабской музыке; взаимоотношения арабского музыкального искусства и западной музыки; взаимовлияние национальных форм музыки и песни в самом арабском миро; социальные и специфические художественные факторы, создающие трудности в развитии музыкального искусства; взаимоотношение арабской песанно-музнкальной культура в современных технических средств массовой информации.
Музыкально-песенное искусство арабов зародилось зо втором тысячелетии до н.э. Оно отразило в своей эволюции мнонество нацио-яально-племешшх традиций, религиозных, интеллектуально-философских и художественных влияний, С древнейших времен и До сегодняшнего дня поэзия, которая служит основой песенного творчества, пронизывает все стороны адзнл арабов. Песня занимает вэдущоо положение в поэзии. Наиболее известны такие песенные формы, как пеенп сракенгл, плачи, прославления, сатирические песни и поспи погонщике.: верблюдов. Вокальное исполнительство является излюбленным видом музыкальной деятельности, а инструмента входят в практику музицирования, в'основном, как аккомпанирующие. Стилистика арабской вокальной культуры отмечена строгостью, опирается на музыкальный канон и ритмы древнего стихосложения. Это прядает вокальному искусству сходство с речитативом,
Арабам свойственно откликаться стихотворным экспромтом на казненное событие. Песня как бв вплетена в нпзпь. В нвй отражаются бытовые, лирические в философские шла и настроения. Богатству поэтического содержания соответствует в песне богатство музыкальных интонаций.
В качества особенностей арабского музыкального фольклора отмечаются: связь песни о ритуально-мвфологпчесхвш воззрениями; ее регионально-ландшафтная специфика; синкретизм песенного, поэтического и танцевального творчества; преобладание сольного исполнительства; импровизация, как основа формообразования; присутствие в музыке жесткого организующего рвшичэского стертая.
Процесс консолидации арабских племен в раннем средневековье, обусловленный принятием ислама, вызвал мощный всплеск культурного творчества. Однако проблемы, связанные с взаимоотношением ис-хсуссгва в религии в арабском мире, весьма сложны и не получили в науке однозначного решения. Ислам в какой-то мере регламентируем художественное творчество. Но в Коране нет прямых указаний, запрещающих искусство, в частности музыку. Кроме того, музыкаль-по-поэтические элементы играют немалую роль в самом культе. Запрещение открыто изображать в искусстве человека и его душевные переживания в сочетании с большой силой народного темперамента порождает в отранах ислама напряженность чувств, которая в музыке проявляйся в эмоциональной открытости, гонкой нюансировко темы в ее музыкального воплощения.
Арабы создали необычайно богатое музыкально-песенное наследие. Пренебрегая до известной степени пластическими и изобразительными формами, арабская культура должна была расширять диапазон своей выразительности в музыке.
В западном искусствознании долгое время господствовало представление, согласно которому воя музыка востока квалифицировалась, как фольклор. Отрицался профессионализм восточной музыки. В сознании западных ученых деление культуры на народную и профессиональную совпадало с ее делением на бесписьменную и письменную. Но если на Западе бесписьменность - действительно признак фольклора, отграничивающий народное искусство от элитарного и профессионального, то на Востоке глубокий профессионализм присущ и устной традиции. Восточное искусство импровизационно, по на кустарно. Импровизационность не есть следствие неразвитости яанров В приемов музицирования. Скорее наоборот: своеобразие ладовой организации, нетемперированного строя музыки, наличие в звукорядах особой дробной интонации, сложная нюансировка не давали моста закрепленному, нотированному творчеству.
Интересно отметить, что в эпоху Ренессанса в Европе инструментальная музыка выдвинула великих мастеров импровизации, в чем нередко усматривают влияние Ближнего Востока на европейское искусство. В арабской музыке специалисты разграничивают народную, профессиональную а культовую ветви. Но в какдой из них кивая звучащая форма музыки является главкой.
Изучение арабской ыузыкально-песонной культуры в европейски ориентированном музыкознании затрудняется отсутствием соотвег-
сгвующей терминологии. Такие понятия, как "концерт", "произведение", "исполнение", "творчество", используемые на Запада, как самоочевидные, далеко не всегда отражают смысл аналогичных явлений в восточной музыкальной культуре. В частности, для восточного концертирования характерна гораздо меньшая официальность и гораздо большая вовлеченность аудитории, чем для западного.
Европейская нотная запись не воссоздает тембрового колорита арабской музыки и ее звуковысотной шкалы. Однако практика котирования нужна сегодня арабским музыкантам и постепенно она входит в быт.
Отмечая все более активное вторжение Запада в культурное пространство Востока, автор указывает на опасность утраты наиболее значимых черт восточной музыкальной культуры и ставит задачу инвентаризации, систематизации и научной документации всего музыкально-песенного наследия. При этом не отрицается возможность плодотворного синтеза восточных и западных традиций, в музыке. Условиями такого синтеза должны быть, по мнению автора, серьезный сопоставительный анализ систем музыкального мышления на Западе н Востоке и преодоление слуховой инерции как восточного, так п западного слушателя.
Что касается часто обсуздаемого вопроса о кризисе музыкально-песенного творчества, то автор усматривает его причины не в самом факте взаимодействия восточной и западной культур, а в противоречиях современной арабской действительности, в которой отсталость соседствует с современностью, роскошь - с пищетой, слова о свободе и демократии - с насилием, религиозный фундаментализм - с бурным научно-техническим развитием.
Отрицательную тенденцию в развитии музыкально-пасенной культуры автор обозначает как "расплав традиций" и связывает ее с . подражательством, насильственным навязыванием пароду чужеродной культуры, усилением коммерческих мотивов музыкального творчества, расширением продажи видеокассет, которые вызывают порчу музыкального вкуса. "Расплав" и деградация культуры объясняются также музыкальной необразованностью значительной части арабского общества, отсутствием верных критериев у организаторов музыкальной жизни и неразвитостью музыкальной критики, ое низким уровнем и пристрастностью.
Среди факторов, воздействующих на оостояние музыкально-песен-
ной культуры, выделяются средства массовой информации. СШ отличаются особой экспансивностью, стремятся вовлечь в свою орбиту максимальное количество исполнителей, слушателей и зрителей. Однако они но только расширяют круг потребителей музыки, но и влияют на их уровень вкуса, избирательность, музыкальные потребности. Расширяя сферу распространения музыкальных произведений, они перемешивают музыкально-худокесгванные ценности самого различного порядка, способствуют одновременно и демократизации культуры и культурной нивелировке.
Автор отмечает, что работа арабских СМИ, в частности йеменского радио и телевидения, недостаточно эффективна в силу ряда технических, организационных и кадровых причин. Количество транслируемых национальных песен - велико. Но качество их звучания оставляет желать лучшего. Государство заявляет о необходимости .аащигы музыкального наследия, но низкий уровень исполнения, характерный для радио и телевидения, влечет за собой разочарование в национальной песне. Радио и телевидение не. привлекают консультантов, которые могли бы оценить качество записей. Отсутствует продуманная и дифференцированная система поощрений музыкантов, цроизведения которых транслируются по радио и телевидению. Слаба обратная связь СМИ с публикой. Нуждаются в серьезном улучшении музыкальные передачи, адресованные детям. При телевидении нет своего оркесцэа, который бы мог существенно и систематически воздействовать на вкусы слушателей образцовым исполнением.
Указывая на зги и другие противоречия в развитии пэсенно-му-зыкальной культуры, автор отмечает и существенные успехи. К ним относятся: распространение музыкального образования в большин-' огве арабских стран: создание исследовательских центров по араб-окой музыка; формирование ансамблей традиционной музыки; обмен музыкально-песенными программами и коллективами между арабоки-цп станами; организация музыкальных фестивалей; учреждение национальных комитетов по музыке'; обрегание частью арабских стран членства в Международном совете по музыке.
Во Второй главе "Теория музыки в контексте музыкального образования, исполнительства и распространения пеони в арабских странах" речь идет о необходимости глубокого теоретического осмысления специфики арабской музыки, ее строения и результатов взаимодействия арабской и европейской музыкальных систем. Автор
пишет об особенностях ладовой системы в арабской музыке; специфических формах музыкального образования, просвещения и воспитания в арабских странах; особенностях музыкального творчества и исполнительства.
Известно, что интервал в целый тон в темперированном строе европойокой музыки содержит два равных полутона (т.е. большая секунда делится на две малые секунды). В арабской музыкальной теории и практике тон содерхэдг четыре четверти, следовательно, существуют четыре вида сзкундовых интервалов: а) малый интервал = двум четвертитонам (т.е. 1/2 тона); б) средний интервал (нейтральный) = 3/4 тона; в) большой интервал = 4/4 тона (т.е. I тону); г) увеличенный интервал = 6/4 тонов (т.е. 1^/2 гонам).
Такоо деление интервалов в арабской музыке послужило причиной множества тональных позиций (ладов-макамов). Кандому "мака-глу" соответствует комплекс музыкальных звуков, определенным образом упорядоченных, имеющих особенный оттенок звучания. Звуки каждого глакама отдалены друг от друга различными интервалами, "зависящими от характера макама и ого мелодического оттенка. Если у европейцев два основных вида музыкальных ладок - макор и минор, го в арабской музыке количество видов макамов достигает нескольких сот. При этом одни и то но макам имеют разные назван!«! в зависимости от региона. Большинство этих названий персидского или тюркского происхождения. Они плохо произносимы. Это затрудняет изучение арабской музыки и подталкивает молодеяь к изучению западной, которая проще для овладения и понимания.
В арабском музыкознании в течение веков обсуждался вопрос о ' значении четверти тона в ладовой системе арабской музыки, у которой были как сторонники, так и противники. Некоторые музыканты и теоретики стали ярыми прпварпегцами европейской музыкаль-' ной системы, утверждая, что она позволяет использовать все .технические и художественные достижения современной музыки. Однако деятельность композиторов-новаторов, опирающихся на европейскую систему, не дала ничего кроме низкосортных подражаний. Народ не принял этих новаций и продолжает предпочитать старинные музыкальные стили.
Современными исследователями музыки народов Востока неоднократно ставился вопрос о многозначности термина макам. Действительно, применительно к различным национальном музыкальным куль-
¡рурам, термин макам может быть связан как с понятием лада, гак и обозначать характерные жанры устной традиции, народного пения, среди которых иракские маками, закавказский мугам, индийская para, персидский достях, среднеазиатский маком. И все же, для современной арабской музыки макам - это прежде всего ладово-ме-лодическая модель, представляющая собой комплекс попевок, подчиненных закономерностям определенного лада.
Проблемы музыкальной теории и связанные с ней вопросы музыкального образования и исполнительства обсуждались на Первой конференции по арабской музыке в Каире в 1932 году. Но участники ее ве выработали единого мнения. Целостность арабской музыки поддерживается сегодня не благодаря опоре всех музыкантов на единую теорию, которой, по сути дела, не существует, а благодаря общим стилевым, исполнительским приемам. Высокая художественная ценность арабской ладовой системы доказывается, по мнению диссертанта, тем, что выдающиеся европейские и русские композиторы, например Ив.Вышнеградский, Дж.Эпплбай, Н.А.Римский-Корсаков, А.Г.Ру-б1рншгойн неоднократно использовали ее в своих произведениях.
Принятие той или иной музыкальной•системы важно, поскольку она определяет конструкцию музыкальных инструментов, которые, в свою очередь, задают тип обучения и творчества.
Предпринимались небезуспешные попытки усовершенствовать на . европейский манер арабские музыкальные инструменты и реконструировать европейские инструменты таким образом, чтобы на них можно было играть восточные маками. Однако эти "гибридные" инструменты не получили широкого распространения.
Из сказанного делается вывод о том, что музыка, будучи тесно связанной с характером, темпераментом, душевным строем того или иного народа, не поддается нивелировке и не может быть вырааена в единой системе нотации. Подобно тому, как литературы сохраняют всю полноту своего духоИного содержания лишь в гом языке, в каком они первоначально родились, музыкальные произведения сохраняют аугенгичносгь в специфически национальной форме. Это на значит, чго не следует вообще заниматься "переводами" музыкальных произведений из одной системы в другую, но надо отдавать сабо отчет втом, чго сложностей здесь возникает еще больше, чем •при переводах литературных произведений.
Говоря о. проблемах музыкального образования и проовощания,
автор отмечает, что учебным завэденшш недостает специальных программ, которые бы соответствовала особенностям арабской музыки. Использование европейских программ приводит к ряду непредсказуемых эффектов, часть которых негативна.
Особенность обучения музыке в арабских странах состой? в том, что искусство пения передается непосредственно от учителя к обучаемому. Иначе говоря, только мастер может быть настоящим учителем. Только он мокет привить ученику настоящий вкус, музыкальное чувство, способность к творчеству. Однако в современных условиях необходимо различать, по млению автора, музыкальное образование ради развития личности, ее культурного уровня и образование творческих работников. Лишь в этом втором случае необходимо строго придерживаться традиционных методов обучения. Современная япэнь не. позволяет ученику, как это бывало встарь, жить в дома у своего маэстро. Поэтому не остается ничего другого, кроме соединения непосредственного устного обучения и современных образовательных систем, в которых в качестве вспомогательного средства' применяются нотные и кассетные записи.
3 параграфа, посвященном творчеству и исполнительству, подчеркивается, что арабская музыка - это, проязде всего, пение, т.е. языкоеня и голосовая деятельность, которая пронизывает собой все сферы пгзни человека. Автор перечисляет разновидности традиционных и современных песен, огмечвя, что исполнительство и творчество в арабском мире неразделимы. Импровизация на основе извесгно-,го всем канона служит ваянейаим источником эстетического наслаядз-чпя дли слушателей.
С начала прошлого века арабский мир испытал период подъема в различных сферах духовной культуры. Человек,как бы пробудивиись о г длительного сна, заново ощтпл значение я ценность индивидуальной жизни. Этот культурный подьоы отразился на песенном творчестве. Возникли различные школы пения, участились поездки певцов в соседние арабские страны, многие песни, известные раньше только в отдельных регионах, стали звучать по всому арабскому чиру. Были предприняты попытки модернизировать фольклорные фор-ми. Несмотря на некоторые успехи, большинство попыток такого рода были безрезультатны. Причину неудач авгор видит в том, что композиторы-модернисты не имели достаточного знания особенностей, ^ор.л, эсгоунчосках мпгонов фольклорной песни. Они не уде-
ляли достаточного внимания поиску и сбору фольклорного материала.
■Новые направления в песенном творчестве характерны для последних десятилетий. Большинство из них опирается на национальное песенное наследие. Современные формы используются для более полного раскрытия богатств арабской песни. Новые направления привели к формированию групп, отличающихся высоким профессионализмом. Наметилось возвращение К. песенному театру, объединение ритма и слова, движения и речи, пения и ганца в едином театральном действии. Увеличилась популярность политической песни, хотя не раз высказывались опасения по поводу преувеличения роли политической позиции певца по сравнению с худоиэственными' элементами пения.
Глава Третья "Музыкально-песенное наследие Йемена в культурно-историческом процессе" посвящена истории йеменской песни.
Во многих директивных документах НДРй и ЙАР'и в Генеральном курсе йеменской культуры говорится о необходимости сохранения музыкально-песенного наследия и о его развитии. Но действия в этих направлениях носят случайных характер.
, Необходимо создать научно-методический центр, задачей которого будет организация фольклорных экспедиций, изучение иогорпи песни и песенного наследия, издание специальных публикаций. Практические проблемы приходится решать совместно с теоретическими. Вак-по, в частности, выделить признаки профессионализации песни, этапы этого процесса, роль отдельных композиторов-исполнителей.
Исследуя социокультурные предпосылки развития в Йемене несенного искусства, автор подчеркивает, что исламские установления не запрещают мусульманину работать в области наук и искусства. Однако толкования этих установлений различными правителями бывали ' произвольными и от этого произвола зависела нередко судьба песни в тог или иной период.
Рассматривая историю йеменской песни, автор характеризует роль отдельных выдающихся творцов-исполнителей в ее развитии, говорит об ее региональных разновидностях, подчеркивает значение праздничных традиций для активизации песенного творчества. Отмечаются и иные факторы, повлиявшие на развитие песни: наличие музыкальных коллективов в землячествах; открытие кинотеатров и показа в них иностранных фильмов музыкального жанра; распространение граммофонов; военные оркестры.
Появление музыкальных собраний, клубов, оркестров в 30-е - 60-е годы обогатило песенную тематику. В этот период впервые на театральные подмостки выходят яевдины-певивд, что, по мнению автора, шзилось валкой предпосылкой развития современной песни, помогло оформиться искусству несенного диалога. Революционное двикение вызвало к япзнл патриотическую песню, которая" оказала большое влияние па развитие политического самосознания народа.
Прослекшзая историю музыкально-песенной культуры, автор отмз-. чает: изобретение арабами ряда музыкальных инструментов; развитие ими музыкально-песенной сиотеш; влияние арабской музыки на западноевропейскую / использование в ней инструментов арабского проис-хокдепия, система такта, арабесок /, при этом автор опирается на высказывания европейских музыковедов, например, англичанина Х.Дк. Фармара, считающего, что арабы опередили европейцев также и в развитии музыкальной гармонии»
Характеризуя современное развитие песни в период революции п объединения страны, автор отмечает не только обновление несенных Форм, по ц усилившееся у публики предпочтение старим песням. Была как бы заново открыта духовная' сила старше певцов, которые, не пользуясь техникой, но относясь с большой ответственностью к своему искусству, достигли вершин исполнительского мастерства.
Расширение песенной аудитории и использование современной'техники. увеличило количество песен низкого художественного уровня. В этой связп, по мнению автора, должна усилиться роль художественной критики, которая призвана востшшать вкусы публики.
В главе Четвертой "Песешю-музыкалъная культура современного Йемена, как социально-педагогическая система", говорится о различных формах песенной культура, их взаимосвязи, воздействии на слушателя, путях поддержания и развития новых песенных форм, совершенствовании системы подготов1Ш исполнителей песен.
Отмечается особая роль массовых празднеств, которые способствовали формированию многих известных артистов. На этих празднествах лозшкади движения помойников того пли иного певца, происходили соревнования певцов и завязывались меяду ними творческие связп. Расцвету песни способствовали радио, телевидение, музыкально-кри-сическио журналы. Автор раскрывает значение традиционных форм домашнего, и бытового общения в распространении песен, роль содружества поэта а композитора в творческом процессе.
¡3 главе рассматриваете:' проблемы' музыкального образования,
опектр мнений по этому вопросу, задачи подготовки учителей пения.
Специальное внимание удаляется деятельности Института Изящных Искусств , открытого в 1973 году.
Полноценная кизнь песни во многом зависит от положения и функционирования музыкальных коллективов, оркестров. Автор отмечает недостатки в управлении оркестрами, в подборе кадров руководителей. Важно обеспечить постоянное повышение квалификации музыкантов, многие из которых не владеют в достаточной степени нотной грамотой.
Пагубно сказывается на музыкально-песенной культуре ее "огосударствление". Привлекая певцов и композиторов к участию в оркестрах, государство не учитывает их профессиональных данных, не контролирует их деятельность. Наблюдается отход' от участия в музыкальной аизни выдающихся певцов, которые не имеют стимулов для работы и подвергаются давлению со стороны чиновников.
Вместе с тем, развитие коллективного пения в 70-х годах, появление новых вокальных коллективов служат подтверждением того, что песенное искусство в Йемене живет в развигается. Новые ансамбли выполняют роль школ традиционного пенпя, пропагандируют фольклор, ояивляя в народной памяти забытые мелодии. .
Концерты, проходящие в жанре сценической песни, "музыкальные картины", включающие в себя элементы хореографии, возроздают синкретическую основу арабского песенного фольклора.
Анализируются различные организационные формы концертов. Подвергаются критике стремления превратить концерт в официальное казенное мероприятие, сделать'его" коммерческим зрелищем, политическим спектаклем. Подчеркивается, что главным критерием оценки концерта доладн быть худоадстванный уровень исполнения. Вместе о тем, автор полагает, чю отмена платы за концерт приводит к снижению художественного уровня концертов и ослабляет их воспитательное воздействие.
■ Автор рассматривает юридические аспекты проведения концертов, проблема авторского права, рекламы, стимулирования труда артистов, привлечения спонсоров, установления связей между музыкальдами коллективами и цромышленно-горговыма предприятиями.
Значительный интерес представляет новая культурная традиция л форме народных музыкальных фестивалей, на которых предотавля-егоя возможноо^ь всоы провинциям продемонстрировать свои песни
И позпакоыигьсл о.песнями других провинций.
Указывая па значение фестивалей п конкурсов, помогающих собирании песенного наоладия я стимулировании творчества, автор высказывает ряд предложений по совершенствованию их организации.
Заключигельний параграф посвящен Союзу йеменских деятелей вокуссгва, который нуждается, по мысли автора, в обновлении и do-лес четком определении своих функций.
В Заключении подводятся итоги исследования, кратко формулируются основные черты арабского песногворчеотва и исполнигельсгва. На основа системно-диагностического исследования песенного искусства предлагается ряд социально-педагогических рекомендаций, которые могут быть использованы руководителями музыкальных кол-лективов^ государственными организациями, несущими ответственность за развитие искусства.
Автор предлагает, в частности: организовать дегскио музыкальные школы; создать специализированный центр по производству, продажа и ремонту музыкальных инструментов; работать над созданием специальной серии концертных программ; создать оркестр радио и телевидения; организовать студию вокальных записей; открыть филармонии в крупных городах; ввести аттестации артистических кадров; пересмотреть систему оплаты груда артистов.
По томе диссертации автором опубликованы следующие работы:
1. Положение йеменокой песни в течение 20 лаг после завоевания независимости НДРИ (I9S7-I987). Опубликовано в книго "Исол'а-дования и изыскания по театру, музыка, пению и народному искусству". Издано исследовательской комиссией Высшего подготовительного комитета 4-го съезда Союза йеменских деятелей искусств, состоявшегося в Адене 23-24 января 1988 г. - Г.п.л.
2. Арабская песня - проблемы оригинального и современного. Из документов а исследований 10-й кон1ер<энцаи Арабской академии музыка, состоявшейся в Хартуме в феврали 1987 г., Багдад 1987. -- I п.л.
СПСШК.Зак.384.Т. 100. 27.10.92.