Темы диссертаций по педагогике » Теория, методика и организация социально-культурной деятельности

автореферат и диссертация по педагогике 13.00.05 для написания научной статьи или работы на тему: Реализация нравственно-эстетического потенциала досуга в Йеменской Республики

Автореферат по педагогике на тему «Реализация нравственно-эстетического потенциала досуга в Йеменской Республики», специальность ВАК РФ 13.00.05 - Теория, методика и организация социально-культурной деятельности
Автореферат
Автор научной работы
 Байдани, Самир Абдулла
Ученая степень
 кандидата педагогических наук
Место защиты
 Санкт-Петербург
Год защиты
 1992
Специальность ВАК РФ
 13.00.05
Диссертация недоступна

Автореферат диссертации по теме "Реализация нравственно-эстетического потенциала досуга в Йеменской Республики"

слпкт-петерпуп'скиП ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ' ИНСТИТУТ КУЛЬТУРЫ

На правах рукописи

БАЙДАНИ Самир Абдулла

РЕАЛИЗАЦИЯ НРАВСТВЕННО - ЭСТЕТИЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ДОСУГА В ЙЕМЕНСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ

Специальность: 13.00.05 -"Теория, методика и организация культурнопросветительной деятельности"

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук

Санкт-Петербург

1992

Работа выполнена , па кафедре прикладной культурологии Санкт-Петербургского государстоенного института культуры

Научный рукоподитсль:

- кандидат педагогических паук,

профессор М.А. Ариарский

Официальные оппоненты:

- доктор философских наук, профессор Б.Д. Парыгин;

- кандидат педагогических наук, доцент И.А. Новикова

Ведущая организации :

Московский государственный институт культуры

Зашита состоится " " 0 <1Л сУ^Г/^7 1992 г.

в / С/ часов на заседании Специализированного Совета Л.092.01.01 по присуждению ученой степени доктора наук при Санкт-Петсрбургском государственном институте культуры поадресу: 191065,Санкт-Петербург, Дворцовая наб.,л.2.

С диссертацией можно ознакомиться и научной библиотеке института.

Автореферат разослан " рГТ/ О 1992 г.

Ученый секретарь Специализированного совета

Актуальность исследования. Сущность проблемной ситуации.

Объединение Северного и Южного Йемена в единое нятнодцати-шллпоннее государство создало благоприятные продпосилкк для возрождения ;ї дальнейшего развития одной из древвеГшшх цивилизаций, в которой еще до появления нелепа функционпрооели круп-гаю порт к торговке города, существовала яррнглці'оііная система, пропдетали ремесло. Бп&рвне после уцоп''с веков плененной вразди, колонвллвмоГг пависимостп п оконо?/;гаескоГ; отсталости здесь ьовнкклз реальная подложность преодолеть перетатгси феодализма, занять достойное место в исламском чире и всем международное оодруве стое.

Как свидетельствует опыт '0:мjoií лоре», Тайваня, Таиланда, Турции, кувсйта и ряда других стран, где в последние десятилетия достигнут кевнданшй в истории пеловопоетап экономический прогресс . уопох научно-техішчоскоЯ резолюции кр'-етея в оперо*гз»эцем w' ... • .. на овет:;:. его кучьтугп, обрппопошш. нравственно-зете-тпчі.-с-;.- ' . •. -.осу:!. .’)?оу *.:в путь, яороятпо, дол:*зіа проіітн и

Немонскші рсокуо’лихп, но для того, чтобы он был достаточно эффективным уде сегодня необходимо определить его целевые установки, виявить дшгауцие силы, обосновать программу еоциально-оконо-ипческн:; преобразепшшй, раскріть потенциальные резерва, среди потерях, в частности, значительное место мохе г и тигдиг. занять культурно-досуговая деятельность.

Проблема реализации конструктивного рекрейтг.оно-развивакце-го потешщала досуга представляется для Йемена чрезвычайно актуальной п силу ряда исторически слохзтаихся факторов.

Во-першвс. в отлично от Европы, Америки и других чаете!! света, где сложилось понимание рекреативно-раьвиващеі! функции досуга и велично страви определяется богатством содорздшш и форм культурно-досуговой деятельности ее граждан, в регионах влияния ислама к любмм фор:им р?пвлеяательно-игрового досуга сегодня, как Правило; сохраняется негативное'отношение«

Зо-вторнх, в условиях, когда во всех развигих странах Ьаго,-да и Востока - от G3A до Японии - утвердился приоритет активного отдмха как основи здорового образа, эткнш, в арабского ¡tupe продол-

кает господствовать традиция пассивно-созерцательного отдыха, наиболее типичной формой которого все более становится просмотр телепередач.

В-третьих, свободное времяпрепровождение значительной части населения Йемена (до 002 нуагаин, ЗОЙ женщин и многих подростков) связано с "катом" - постоянным употреблением так назнваемо-го-5'ьт?етка рая", а по сути наркотика, постепенно убивакщего личность и парализующего ео активность.

D-четвертш:, в Йеменской республике, равно как и во исех странах, где все общественное развитие предопределяется исламом, сохраняются глубокие различия в характере и содержании досуга мужчин н йек^ип. Более того, само понятие досуг донщпш-сунруга и .яенпкни-матери представляется недостаточно оправдании, т.к. в принципе у отой категории населения его кет. А, осгш появляется свободный час, женщина мояет пронести ого яшь в обцении родственников или подруг.

В-готк, в Йемене практически нет материальной боен общественного досуга, не готовятся кадри его профессиональных организаторов, никто и нигде не форсирует умения и навыки культурнодосуговой деятельности, а главное, за многие века существования страны досуг ее грандам пе становился предметом государственной политики.

Это, естественно, отразилось на степени разработанности проблемы. Среди йеменских ученых и просветителей мокло назвать таких, как Ахмед Лль-Сакаф, Хамза Али Лукман, Санд Аод-Баоязир, Салах Аль-Еакрк, Абдуль Рахман Горгора, Алаон Абдулла Тахер, .Уухамед Еень Ахмед Бень Аль-Шатри, Мухамед Гбрил, Мухамед Умар Аль-Хабапи, Хашам Абдулла, Принц Ахмед Зедлъ Аль Кумендан, Умар Йль-Гаон, Абдуль Шатах Исмаил, Анвар Алъ-Гуипи, Ахмед Мухамед Аль-Шами, Али Ради б, Султан Наги, Хшшч Али Вень Али, Абдулла Бадиб. Вместе с пццшацимкея учеными арабского мира Лбу Хлцуном • Сатеа Алъ-Хсари, Муниром Насзром, Загаром Лль-Хатибом, Мухамедом Эвадином Батруха, Луисом Ауадом они внесли существенный ъглад э разработку актуальных проблем философии, культурологии, педагогики, в исследования Иорана и других святынь ислама, в иаучьчй анализ многих сторон ч'руда, быта я досуга населения Среднего и Ближнего Зостокч, в .«'явление спет(и*и»и его уудочостиенчой ггу-.ьтурл ц

ііелуси'і'ліи и,і;і.ч¡;и іШН'іЧі из ;:чЧіРО порГ:’.'Л;;

ПО ,**1«. ІТрЛЧНСЛР.'і теорвтикАМ соо'етвенио культургіо-лосу-

голоіі доллт-льноп'.':. .

!: определенной мор': а соарвлзілюм ■Іо.'.-по ьрескл:г>рн<> ксполь-зог,;іть групи И.В.Лчетууевп-Лйдн, і і. Ба-.'.'.'ела. Ч.І’ордога, Н.Д.ГЬу-ііпгііа, Х\,Д|т.<ч:;ог;ье, Г.Л.л'їтаїЖоП, СЛІЛ^ончіпіоізо!! 5 М.Р'аплана > Д.'ізллл, С„Паркера, Ь.д .'Іаргітч, З.З.Ссжолола, Я.2.Тряо.іиня, и.Л.Ядопгі и других крупнеШшх спецчалгетом а области филоеофпі, СОЦЦОЗчті!;., СОЩКШ «ОГ- ІІС.'ІГЗЛОГІПІ, КуЛЬЛ'урОЛОПШ досуга. По он;-; не учшивао • оссбокіісг/.-н свободного вро:."іпропроосгдсіііУГ в исяз“-скси :<нірс, не огралдіот у;ш:с;ільнос’і’ь традиций ¡і обрана --/..піт п іісненсігої) рсепубтшо и, вптеетае-.:;,., нллїдаптся ь конкретапаціга за сЧ'іг разностороннего анчлияч сот:: плыю-культурной снтуацки д

рвІЛ'С;

і'луоо'сос- ііротлпоре'ік>- "З-ду обт.ога.чи у: іютробноатьп исполь-лозлл, лог”'о ім,".ї;і дооугл л ;глоїП!і! к^рдікіататоі*

іір,. ■: ! , .■ і: З’ІЛС-ГО РЛЯ)!І!':’ЛЛ р'Л'ІДЩ'і! Др-л!}ГОЛ'ЛЄГі

:ульгу, • урЗЛИОЛ СУ реіГИИЯ обуслсплло нообходл-

¡осп» осул'са-і.і.:.'.:;,:.. с;л];;лльііс-педгігоп!'гоо!;оі'о 'гоеледозач'ля, роль <0Г0’)0!іі рлл]:,іо:)і,і‘.л, оргі'ііигіаіїїошїо-ііедаї’огін^СіїПй оспепц репли-¡ации і{р--!Пс-'1!’■ •!;■!-:-осгатпчоского потеипталг, із Ііог'счской

■>псщ’бпі '.л- / представит,1, государатапнпп'л а об'^гг’чзг-тч”* оргатм ;гра:,ь соотзогстнулчу«-' ¡¡лпдомальн.у":; і:рогрлмпу. л:ї цзлолоі) услгшопки ьшелали р.адачп:

і. Г<;ОСЯООг*’і;. ИЄїҐ.ДОЛОПВО "і і:йТОДГЛ{у ИССЖ-уТГигшИЯ содерггдикя і т-л.! культуріїті-досуготтс:: дентальності! а споціу’-глсглснх условиях

іОВрОПОПНОГЛ /ОИІЛЛ

... !':лі'.2дєл!і',ч> єоо'їояішо и проблеж реалкуацич » Й8."ЄйС5:оЯ е«;иуол-/.:;з нраізствйніи.™эстетического потенциала дссугп,

ЛгрДи'ЛЛ-, культурі«!!«; традиции ислака п сомюшости их ис-ОКЬООВИІ’.ій 1? ООП};ЙІ*9НІІС:! организпдач досуг».

■і, Оцшіглч» роль і’ ї.іаа'Ги прикладного цедусо-г-'.п в системо уль'і'уріго-иосугоно;' ;іспїекьгіоеїи.

.'к Рглрйболать '’Нпцаонольну» ігротта'«;у роаянсапм аранста--”:-л-истогісїг^ского поті-ччгеіала досуга п йшєискоіЧ распуе'лі!:- о",

С€ьс:і:1 кселэдов/шия - содорл-лшто и фотелі сла:п;:;:ла!5аа :• і!;онек-.'!І рлзл;,бллі '.' снеге: и куяьтургіс-досуговоГ. ДЄЯГвЛ,«ЮСг’.'..

Лр.'-'» -ОгГ ПґіГгЛ,і:!.о.і^!;':ІГ - проис-сс РЄЗЯНЗЯЇ?!;: ИрЗКС'Гі!0‘і;!!'-?аг.--~

тического ¡¡оташглала досуга в условиях современного Йемена.

Базы исследования ~ учреждения культуры, мечети и крутое центры досугового общения в г, Адене и ого окрестностях. Базой сравнительного анализа послужили аналогичные центры в г» Сане и прилегающих к столице сельских районах.

Гипотеза исследования исходила из того, что реализация нравственно-эстетического потенциала досуга в современном Йемене не ью:яет быть достигнута путем механического перенесения в этот регион принципов организации культурно-досуговой деятельности в развитых странах мира. Эффективность этого процесса на Юго-Западе Аравийского полуострова может быть достигнута при условии:

максимальной опоры на культурные и гуманистические традиции ислама;

концентрации культурно-досуговой деятельности на исторически сложившихся в этой части планеты традиционных формах прикладного искусства;

творческого использования опыта Турции и быстро рапвивакгцих-ся стран Юго-Восточной Азии, где обеспечено.опережающее развитие культурно-образовательных факторов социального, духовного и научно-технического прогресса.

Методологическую основу исследования предопределили труды современных исламистов, которые раскрыли гуманистическую природу и нравственный потенциал мусульманской религии; позволили увидеть проявление ойцечелопоческих принципов культурно-досуговой деятельности в специфических условиях арабского мира. Особое значение имела концепция взаишобогащакщей интеграции традиций ислама и светских форм свободного времяпрепровождения, получившая развитие в трудах Каирского и Анкарского университетов и Исламского гуманитарного центра в Маниле.

Существенное влияние ко стратегию исследования оказала разработанная в Санкт-Петербургском государственном институте культуры концепция досуга как фактора рекреации и явления культур?, интегрирующего отдых и дальнейшее физическое и духовное развитие личности (ОД.А.Ар/арский, Б.Г>.Кирсанов, П.Д.Лутансккй, М.М.Попла-вский, Э.В.Соколов и др.).

Ва:шими источниками, обусловившими методологию исследования, послужили:

"Программа Союза йеменской молодели", ориентирующая кр духовное обогащение досуга подрастапцнх поколенпГг; '

документы ШГСКО и Лиги арабских стран по проблемам культу-р:х, досуга п свобода творчества;

публикации отделов статистики к планирования Аденского университета и Министерства. образования йемзнской республики, рас-крлващно тенденции развития седврвэння и форм культурно-досуговой деятельности разним групп населения1;

обобщенные данима Центрального статистического управления :1 Архива управления по ликвидации неграмотное?')«

Диссертант широко использовал публикации журналов "Лта-Зк-иинь", "йеменская мудрость", "Новое воспитание", "Новая варя", 'Будущая культура"^ газет "20-е сентября", "14-е октября" по 5опроеан культурп, образования, кульуурно-досугопой деятельности, золи государства и религии в реализации нравственно-остетпяеско-:’о потенциал;- досуги,

Методика исследования мангала;

• г•<ч-■-'Ч"1'' анплив теории и истории вопроса, вклинивший )Ол«н V ... >■ !,уч;г'.'.-: н спрапочно-итат'пг-'сичоскчк публи--

:ации;

лоучглии: состояния проблемы, основанное на обобщении дирзк-’ипно-пвавовнх паданий, государств спьггх орглноз, программ, пла-.он, спран'Я.., отчетов и других докзменгплыа.’х материалов (в об-еК массе прешск.гш-с 600), дополнении: пряммм п он -а: ованпнм аблиденис!!!

диагностический а.налис: на бааа к исследования в Адене, Сон о прилегамдих районах, основ пшшй на испольпсвании снстеха сов-омй'мегх методов социологического и педагогического исследования: обладание. логпческум и лптературн.уй обработку материалов ас1'и'П!чог,'/о1’о и практического шшлиг-а;

разработку к ечоароезчг'е осудогльденче .чед!1"ог«чесчой про--ран:::.г розлппации нраветвнвно-акаге'гвваггкаго потенциала' досуг;;, опмгначоа подготовит;-. та..Д' лреагаг.гму д>ч> шн.-дронн.а нл урав'”

.к а огромт лак п.-н.чорал.лю-юсз'дар.йткек.гуи.

а процессе исоаодепап'л применялись есциеаюппгаскпе метода .роса в различима аормаа ага модификации, псполъаавэ.ляоъ ме';о--¡ка ап "Пча а снят-..'-;, пОволтпвисП ¡¡¡'^ораацкн, ачойэсааоча'ьнег •‘'у'"') .нчвя аглнаеткаа4 но ведуде.'К в система научлоно анаг.а

за 6iтли по7дroi’iUii'CH/ie метода и в первую очередь арамее ч ouc~ средовашоо: про ft-? ’'..кгроваклое наблюдение.

Достоверность исследования обеспечивалась широтой иыборки ого объекта, охватившей более 10л от обпей нассн социальных институтов страны, связанных с организации? досуга, длительностью (почти б лет) оватно-эксперимоитэлькой работа ка типичных для Немана базах досугового духовного общения, эффективность» исчоль-

i.'onaiuioii ’з нем системы методов научного потека.

Научная новизна исследования выразилась п обосновании сущности нравственно-эстетического потенциала досуга в условиях современного Йемена, внражагдегося в способности интегрировать гунанисыпзекне традиции ислама, этнопедагохиги и народного творчества, соедшшть рекреацию с духовннм обогащением личности, яозрокдатв утаения и кавнки прикладного искусства, преодолевать увлечение "катол!" и другими деструктпвнтаи формами свободного вре\!япрспровоуденпя, стимулировать участие кег’цип о чудьтурно-досуговом творчестве, вносите, худокестaes¡но-эстеткчески* начала в быт, сеиемно-брячнне отно.ненпя и досугозое общение.

Леоледование позволило выявить принципиальные особенности культурно-досуговой деятельности в Йеменской республике, которая з условиях неразвитости материальной баон и традиций общественного досуга, в основе своей, за исклпчоние\5 мепоти, не вн-ходит за рамки сал'ъч п органически вплетается в ciony труда, быта, воспитания. Значительная часть результатов досугового творчества, связанного с прикладним искусством, способствует обустройству быта пли становится товарной продукцией.

Практическая значимость исследования проявилась в разработке концепций "Национальной программ реализации нравственно-эстетического потенциала досуга а Ломейской республике", представ» понпой Министерству культуры ч тури?:<а для вне.'тшя в практику в 9 Ох годах XX века.

Программа предусматривает обоснование принципов государственной политики в области культурно-пасуговой деятельное-’;:; создание современно:! мягениальной базы обществе''кого досут; подготовку хадрог. оршнипаторов досуга, 'млсобинх обеспечить эффективную реализацию нрстстаеннл^-остотпчзсгот потенции; л досуга; рпзВИТПО ГуМГНЧС»’'ЧОвЧКУ ТРО.ППС# ■ Г* ИС(10Г.Ь:»«ЛП,'.Ч'

свободно"'! пре';0'’И "пол I'-.nu и, :s uomyr. 'чет;сдь р

¿¡и возроздиш.ь истор»ч«(як» слоалтлихся иациоиильдах: форм народного творчества; всвяечсшю .аег.ерщ в различный виды обдестзекно-io досуга; преодоление деструктивных (pop:.! свободного времялре-лрсвоадения; внедрение снсте:.:и о<Ь|ествешго-государственного контроля за качество” оргапнзтрли культурно-доеуговоГ: деятельности, апробация рабо’вяг материалов г. выводов исследования. осуществлялась посредством A оо'-чеегаенчнх обсулсденгл пуош’чациМ диссертанта, выступлении автор.;) на 3 межрегиональных науадгс конфе-ре: пр-игл ¡1 двух экспертиз, оеуцестплигапах ипрщнлкстами землячеств арабских стран в ?Joci№o а Сзшсз'-Летербургч.

¡дадаи "НаиЕ'.юг.альаой лрогрскш раалпзлцкь нравстленно-эстетлчесхеао потенциала досуа в Йеменской республике" направ-ляласо на экспертизу специалистам Улнксторства культу:« и турии-ма Пэ: .•«некой республик:; и получи;;.-: и:: ноанципаалькое одобрение.

В нпстоя.",бо врамя х^ах-стся практпчосипе, л первую очередь орга-* mi:jantiomio-4ua:uicr®:ie иоппесп, свизапы.'о а ее знадреиш...

Tf'ojxivi'r.c-aiiiiiipwiimKi’1- аеследованно, .ха'.'ествленноа наап г Тезр.-С' j,j. noniiOTO'i'r а'и- Г" ааингу

■ ■ "■ !■ -а..,, га ; а совращенного досуга. клк ([штор:;

аскрс.аI:: ..........................,, алтегрануацего активны/! отдых с

г.альнеклн:; {'лглвналла. а духовнин раавлтне.н лпчноста,

li. ¡]0'!0.:-;н:10 о супностп ¡павстаанпо-зстетачаского потеш£1*~ ;а досуг,'i я ус ¡олшг: :'!е::енско;: респуолнха, у;отоуь;а находит свое iap.»i;oimr. а епоссбноета;

лр:пдт1. па гооруаонне г.унаннетпч&екао тралалл .. --ана, ос-юванане иг* приоритета прав и свобод лпчпоста, а позволявшие в 'тла.чао от еитущхгх на уровне обиденного соапглгдк представлеии.г; спотьао”ат5. свободное ер'лаг как муллган, так я лянцш! для про-любительского чморчоства, рзпвлечеппП п друга-: фора улвтурни-дооуноБа,^ доательпостн;

лоаролкть нонколальнчо и-радшуш прикладного искусства tear ц-гл<31 а нанрпвлы ал лультурно^цосунового творчества, «очетап^е-о отлил. оотатачаагое няслалдетю :т обустреПство опта:

вовлечь равные гаушп няселевия, вхлнчая дкзуаек п .-"ощин-vrepeii a copunJibuo-a.yjibTj ,’ноо творчество, сткиулярущсс» духо;->о обогащение н развитие дшз ил уаль но ста*

арзелолетл пассивность п доегруэтлтмп Лор:": евгболного лл.нгарнпополденлл;

содействовать соодапки благоприятных условий раэоишн еош-~ ально-кульхурпо'и активности во всех сферах жизнедеятельности.

Ш. Концепцию "Национальной программы реализации нравственно-эстетического потенциала в Йеменской республике”«

Концепция включает:

1. Принципы государственной политики в области культурно-досугов ой деятельности.

2. Деловые ориентира 1! задачи реализации нравст»онно-эсто-тического потенциала досуга.

3. Характеристику субъектов осуществления программы.

4. Мери по развитию материальной базы общественной организации досуга. Создание условий, обеспечивающих общедоступность и привлекательность культурно-досуговой деятельности.

5. Приоритетные направления культурно-досуговой деятельности, обеспсчииагацие эффективное использование свободного вреконя разных групп населения, йорлирование необходимого нравственно* иснхологкчзского климата, способствующего воБяочешш в разнообразные (ГОр.'й! общественного досуга детей, подростков, кектик-мп--терей,

5. Правовое и финансово-экономическое стимулирование соцк-ншно-культурнои деятельности и капиталовложений в область дозу га. Государственные гарантии прав и свобод челосеча в сфере досуга. -

7. Организационно-методические предпосылки внедрения программы в повседневную практику духовной тонн,

0. Систему подготовки п повнпения квалификации сиоц-:алие~ тон сферн досуга.

9. Критерии эффективности роалилоцни пр--'отиеппоостотп-ческого потенциала досуга,

10. Об.'цественно-госудпрстоонннй контроль •••! ! : иестл л: пр:;.--пизйции к у л ь тур г 1 о-* д с су г о б о и деятельности.

«ЩЕНОК адзржпн диссагРА:^^!

'•■'рук'гура диссертации включает введение, три главы (I. Сос-•очнко ч проблеш организации досуга о Петенеко55 республике.

<3?л>гдосбопщпщиЙ процесс гогеогращи гацкопаяьных и обцечело-•ел'оеккх традиций культурно-досуговсП деятельности. Ш. Разработ-м концепции национальной программы реализации нрапственно-эсто-ччесчого потенциала досуга), заключение, список использованной "'птетатурн, прплотекне.

'о введении показаны актуальность исследования, суть продленной ситуации, степень разработанности истории и теории вопро-'•1. Определяются цель, задачи, объект, предмет, базы исследования} .■■О’оснопиваптся ого гипотеза, методология, методика, организация; 'ьормулируится теоретическая новизна, практическая значимость, по~ г.чения, Е’пгоси^'ыэ на залциу,

'^¡одение раскривает также исходны!'! ионятиипнй аппарат, дает ■ч ектовки ключевых понятии, "свободное время", "отдых", "досуг", члтодпео творчество", "народная педагогика", "отнопедагогика".

■ п¡’I главе на основе разностороннего изучения более чем

¡СО лекугагталькт.к материалов, дошдншншх анализом 630 научных н/блглепций и системой методов прямого и опосредованного иедагоги-•■"пкого наблюдения, выявлены состояние организации досуга в

■'•-спупЛ'.ЯО и нроблемч, снязгнпгне с коренным соверлеп-

;1:1тпл:Ч'С'! ■■.ТО;*. ДСЛТОЛЬНОСТН.

*0 -пт (анализ осуществлялся с сентября 19€2 г.) в строка лосгм:гчут г.пределеюий прогресс духовной яизтп. Утроилось ко-шчее.гно пкал, которые ОСУ1ССТВПЯ7:Т бесплотное обучение. Более •:0 тмелч человек старте 20 лег с помечью государства и различ-т: чп'М'яогч'гпльннх центров проодсл эли нсгра?/.отность и малогра-’‘ел лг'Нио, по достаточно последовательно расширяется - м». ои.;.:пот.:;:, кинотеатров, нндасеалокоп; проводятся фестивали., '.--ч!:■'■ ■. • есмлатнне таатплль'но п тедстанлення? осуществляются

• и-Vк-';тпаннке дотации ’онлгоиздатольстпа, недель литература,

: ¡к ¡кпздок кг. ¡лекглП'"-. а- родного творчества. Вместе с

■ . ■ -.чщупю е '■.■••иг'..: '.ьешу’-ч’ культуролога и специалисты

■■■ . смог ""мпуг^лг'кг лроп.с"лт>ет испытывать острыП

". -Г-н, . I.' I '■ . о С;.-ШО л сохранении бЗЗГрЛМОТ-

' •:. ■!*;' а: ■ •г'тт1 ю :ноН сети культурно-

просветительных учреждении, недопустимом отставания системі подготовки специалистов культурно-досуговой «іферії от рвпвитпх стран планеты и большинства арабских государств, неразвитость» средсто массовой информации; литзратурно-худо.«єственноП критики, тскпх жанров искусств! как живопись, скульптура и т.д.

Неправильное толкование Г.орана и других сведенных документов искала привело к тому, что многие шейхи отвергают увлечения музыкально-песенным и другши вцдами искусства, видя в них проявление "осуждаемой аллахом праздности”. Сохранение в стране подавляю;! его большинства неграмотного населения практически исключило из структуры свободного времени такую категории культури как чтение.

Следует учитывать разное понимание сути и природа досуга, утвердившееся в различных регионах мира, Для Европы, Америки> Австралии и Юго-Восточной Азии (в первую очередь Япошш, Йжіюіі Кореи4 Таиланда, Сингапура, Филиппин, мусульманской Индонезии) характерно восприятие досуга как форми активной физической и со циаяьно-культурнои деятельности; для Бликнего и Среднего Востока нано'олее типичной представляется пассшню-сооерцателъная с,ор - * свободного времяпрепровождения, выступающая, как пргыпло, преимуществе МуЬЧи, 1,

В Йеменской республике принята именно эта, пассивная <jc;r досуга. Но проблема реализации еге иравсувеино-эететичгексп* но тенциала впходит за пределы исторически сяогившогося понимание птой форма жизнедеятельности человека. Гораздо ванное тс. m.. вопросы досуга как фактора рекреации и явления культу;;:; ;iih:i.;v,-

НЄ СТаНОВИЛПСЬ ЗДесЬ ПреднеТСМ Государственной ПОЛИТИКИ, Ь 1->1а

sax имамов, да и многих руководителей, приледлих j; нллети поо 1962 г,, досуг выступал как нечто деентоотопенпоо, и для ион,му; ЛЄШШ слокпшегося ІфОЇШіОрЗЧИЯ ИНН*» НЄоОХОДИМО іфО„Ді.. ч-.-...- ч. шать практические вопроси его роцпоіюяьііого испояьяо.чош'л, и:г;о нить о&цестпенное сознание, раскрыть о'оггтеГааий потелциил v.vih,-турно-досуговоіі деятельности, ГОЖМ-НТЬ ее Oi'pOMHVH її КОІІСЧ'ГЛ Г.-тшшум роль в решении кап/п'кальнп; иациоаи;.ьнт: пре,'’;:....

Осуществления етоіі аа.іі/.ч:; на основе лореоешсяош.'я і^ус; стическіа; традиций ¡¡слина, учета с:клід;пки исторически одсл.»ц*п(:1: ся на Югй Аравнііскс.ї'0 покуле-їроап г/ки.ледш зі’іп'.п испольг конструктивного пгщта ї.\ґп;к другкл ус,.;-^ ря;.!’!і!Р-;я:с>.ег стра

;елл":г;о:л> л;рл. олу:лпт птлллл лллля ппссертаїуп;.

'••гголгороіияЛ лпг.;г.:л .Іорпиа и исследований совремешпос ко-'ЯІ'Н.СТОВ ПОРЗОЯїЧ ПНОСЇ'Л су’~~ТЗЄНШЄ коррективы в слоиішкеся іроде гав лолля об оїпс.аєнхі’.ї ^уоульуанскоії религии к досугу. Более •’ого. ''З'пп.згснталыяю ^селел'лл;”:;' гужлистипвских принципов'По-пг’Л лродопредэлили во.тю’£чсс?& опровергнуть ^нтущие на уровне •){!ыдснкого оолнштат мнения о глч, что мусульманская религия ли-•лег нокчгсну нрава на развдга-.тегыздй досуг, участие з объест— 'стик ‘ї'ор:.!лх тудонссгоешюіі v~‘одеятелькости.

• ^обосодовакие со 122 ел•^бпнослу’Зітеляли МЄЧЗТЄГі, с 14 уче-•югчмтеяы.'ксгзми и 88 стлр'5;"'і'Г“':.?.',:;т советов махал»й з Сане, Дцене л сольск:тх регионах Оет/зіда что низкий уровень общей

лультурп по позволяет 1<нопг: •.•усульизнам, включая отдельных соя-leHKOCiiFewowoii, по все” по г отч пенять гулчанистичеекуп сущность .’.слп>?«*. ряде случаен. но разобраться п природе .явления,

-.ельС'П:Й мул? л гс ¡годит г'л лл.-лл'ла: "лучне гоппетить, чел поззо-•пть тсч",- V ото часто чх.і~ї2і~ ■: игэр’-цеикп язглядоз на досуг сомеііі'о-б:-тт(>--че отно ло-'<л л.

■■ ^ivrnno оі(лті;гіп .пл.-л- '! лгун:;-: гх-г.лслсточлллоп ислама в .лпо ллслілллілітег! осілл :с '~ендя мусульманской религии и віь-•••гптгеянич лгллллка Мохл'.-лег л '• лдллстзо духп и тола человека и .утях ого сопоглюногяолалил". 'л лллсеосбгллнссти плнлтпі! uysrç-ЛІ- -1 гтліШГл’* , "О борСЛЛЛ: Л --л;лаТЕ!ЛЫ!0'! ОТг'О’Зе’^ЛГТ Я ^СН"'ИНО",

' ■ ^л;.ло';лчл :<г'л9стл~ло ¡.г.,-: лл буб.чах в ’.'лчетлх’’, "о необхе-•л''->'ГіЦ --бут^лхл доте;: ллллл.лл. еллчхзм на ”очпх, танцам, иг-■пи -л зпуіп-« белл’лм досуге". ’* ссо’гзоїлтз’.:" пошлкпчногэ досуга ''ЛЛПІОЛИОЛ лорзли” г. др.

■■ :лпл лягод uve.o? оллл дл:лгу:.;-г^-д-,оугсяьіз трод:чдгл. В ЛГПЛКЛХ ЛСТЛ'Л Л0Д7'!СЙ ■’■ор-.'-Л-0.УГ‘> ЛСО'ЛЛЛ Л'Л.ТО прпкляцное тзор-г'луггг). лтглгпл лргл-іічлол:: :.л л : : л-:п " о г/гдчх и труд но Слзгсусг— '.'•■‘:л>7 'бл-баллр-”- “-л ■ л.лгл!"о, лалекъ, ЖОЛЗРС *гуг—

лтлчлло;. Л'! Л " ■ л .ЛТЛОЛЛТОЛЬСЛЛе ЦОШОСТД.

■ л- ’" Г7,-Ч!.г'л еллглл-лт *• :ч:гг. лої'ороя л cnos сэсбсд-

-т:л', -.-¡г’:": л ■ - .лл .!■ у-пилоч л.ллгпдного

. • - ■ , ,1 •• : z’-~ ^ 7 ' >,

форми досуга, в частности, художественную самодеятельноеіь, іи. практическое радение данной задачи упирается в критическое: состояние материальной базы культуры зі общественного досуха, не-.развитость ряда жанров профессионально го искусства (от опери до скульптура), отсутствие специалистов, способных квалифицирован но возглавить эту деятельность, а главное - очень низкий уровень досуговой культурі населения, ограниченность ее духовно-эстетических потребностей и способов ИХ УДОБЯеТИОренПЯ,

Преодолению отого противоречия в значительной пере МОЬ:е'| служить опыт Турции, Египта и других стран зоны влияния Ислама., где исторически сложившиеся мусульманские традиции успешно дополняются обцечеловеческиии ценностями, наиболее характерными для европейских государств, США, России, Японии и другій расшит«:-: Стран современного мира.

В Турции 90-зг годов XX века создана саше благоприятные п приоритетные условия для прикладного творчества и других традиционных форм культурно-досуговой деятельности, но в то ;:с- время активно развивается танцевальное, песенное, пугшалыюе иск.• ство; устраиваются фестивали эстрадного искусства, выставки картин и скульптури; внедряются компьютерные игра и ишь, ■

яые для Европн развлечет!:'..

Шесть экспертных оценок, осуществленных в 1Г-89-1У9:-’ го.ч«:-., с участием 35 крупнейших учеш-:х~культурологов и ведущих практиков, единодушно констатировали, что магастралыяй путь рациональном использовании нравственно-остеглчеекогс. поч'ошрмяо досуга р.аключается в интеграции і! ииашоооогачешгк нацпопаль.-мл и общечеловеческих традиций культурно-досугоией дшітоиь.-пс.-;).

Ршение отой целевой уставопки ш видели в разработке и ¡. .*< • лиаации "Нэцноиалтя'ой провра.’/иы реализации нроі. стьгш іотс-іч,•.: ■. кого потенциала досуга“, концепция которой раекритг. ь їтав :>,

цель програм н состогла и тоа, чтобы утвордить в ои (есты/г лом сознании научные взглрьч і-:,' кудмур^ькосу»с-вук /ісцуиігиіосіч. раскрцть основин? луччі и сї>щатп г«зглкізлчі;*ї и ппяет-.: ческою потенциала досуг а і, условия-: гн-кг-е^екно:'. Копен-':>-а о си-”

Еавок рол}!;,Г!.1Ц П. про ■.■■ I •'■■■;; ! :Кг\ >,• ч'. ■ •• •

оійвИ'Сі'єіі; и:: - -пь..; , 7<>5' :;ч-\ , а; ; ¡в-т

pï, туризма, спорта; кахоа, мабразы.

Субъектами её осуществления выступили Министерство культура п туризма, Министерство образования, Министерство здравоохранения и другие государственные органы и подведомственные їм органи-■чэггкп, рстащие задачи культура, образования, воспитания н сохранения здоровья нации; Союзы йеменских кеіцин я молодежи, любые шив государственные к общественные институты, советы старейшин махоллей, священнослужители, деятели культурі, образования, здравоохранения, осознающие необходимость рационально использовать рекреативний и развивакгцчй потенциал досуга.

Программа предусматривала объединение усилий государства, мечети, политических партий и кассовых объединений культурнопросветительной направленности на приоритетное обеспечение:

неотъемлемого права каждого человека на свободу культурно-досугоясн деятельности В соответствии СО СВОИМИ интересами, склонностями, способностями независимо от национального и социального произхоздения, пола, языка, места жительства, образоза-чип. профессии, религии, политических и иных убезздений;

права человека на личнув культурную самобытность, на сво-■'іодшш пцбор нравственных, эстетических и других идеалов досугового творчества; на приобщение к национальным культурным ценностям, на доступ к библиотечным, музейным, архивным фондам и иннм формам интеграции и хранения сокровиц отечественной » мировой культуры?

право на гуманитарное к художественное образование, раскры-вагхцее аксиологию культуры н досуга и формкрущее умения и навики культурной деятельности в сфере свободного времени, на выбор ого содержания и форм а соответствии со своїми интересами, пристрастиями, иаклонностям'л и способностями;

право создавать объединения, ассоциации, творческие сопзн, гильдии, товарищества ’-і иные культурные сообщества, способстзузо-;ип организации различных форм иутатурно-досуговой деятельности, После рабочих обсуждений проечта программу з Министерстве •:у>:увдрм и туризма, Мг'нистерстзе образования и Союзе йеменской !чг;оле-кп, и котармх примяло участиз болео 130 специалистов она пог.ллнг»?!? рядом о праве на собственность в сфере

■.■/¡ьтурм. mr-ae на ічтг ’родько к.у ^тур^ке контакта и содапльно*

■ ViV’\-y-r • , :-г^.т..іе:71ИХ !>' рубежом.

' Сопоставление nepuoro ¡¿ар-:... <_ :. с г^іь-ілл i.tí;irj.1,:• ,ik.

куцентаиі:, принято:.«! fi ра:ч!0"; ъу~-■ ~ cvjkuíuí. йипдцной topera і, Японии я Турции заставило оорй'тл. . ¡ «а ти, что ¡¡ропо:-.-Х’лааение люоьк upas требует coo .i>r: ¿tj,; і-гдого цліціпивсиого п.-крепления посродс-гйо:« захоксдоі-слг.:^. ыаь. праьгш-л/. гглч>.

учетом этого и в сооч'а&тствш. с и... .. ¡.доіися; Зо о;:опер ¿o.........

Йемена, Сирии, ‘Лордашгл и г- пера>>. «...»редь і'оссші ь проект про-граюы бик вкяьчен раздел "Право:.;..- ;>_...егіечеішо культурно--, косугоііе1 деятельности". Рааеніщ отой при:лі/і'----'лт; виааюй з;дачл ирйднил; гаяоеь достичь посредство«: ¡’осу,.-, с-л чльлх гарьн'гш» снй&оиь и общедоступности куяьтуршіх цвнис-ег-т.. ганлитоацяа «тноленни ли> пост::, кульаурко-досуговнх объедл.^ .;._л і. государства. ьіатердааи--ной поддержки социально и нацией« чь;..:, аьрчії-.яке фор.,: культур, и.-досугового общения и творчества, т>=г- клроп-'ииш отношении соостнон-НОСТИ, протекционизм-;, r¡ ОИк\ЛЄНлЛ ч-С'. ОЦ^ІМНШХ ДОГСЙ , . !iíV-f'"C-;s

доступности культур*’о-досугоьо.‘> : С..-.-: •..... ,lu:¡: ііоцра«; с. 1-і і'! с

поз;о,леиііл, иенеион-греш, кшалігд: ¡група, іі-/„ ¡uüі

социальной поддерг^е; обесиечекле- .'..лджн-о виоог <:сч'<зі„.-.і! >;¡ і фара культурно-досуі'озоі: деятель ,і.ст. -і.ь оспоьь мк.м-..-. • взглядов, идеологий, веровании, ат.л«сішх ы; 'сь

Учитывая, что прало человек. учгштьсі>лт. і- гуль іур

но-досуговой деятельности само nr* cr.s недостаточно л u'p.rovíj* >;¡> ответстзущей материальной бази, г-п^ь;: , улешій, ааі'нпон я я*-*«. ході&іоіі оргшшааіщл, прогоаУі'а міз^лп í:í¡ того, чт- > Кк.г/л.чі'лт..’ и ойцветво пріяьс-іают ни ссбл jiі- етслудиравони»*

ДУХОЗНОЙ .Míi&im, mo npeiíyc.-.:a‘r;..;:. >..■

1. Разработку и шіедрс,>;;;,-_- и .>:■:) ■и.о.. а цеыоооя ио.лпл •■■■і, uysupyix¡a¡¡ кулЬіур;ю-доеугоіі\і. ; „-•«•..».«nowi, ьсо;. груш. п. к:- .... :

(Н Ь Гіерьуи ОЧйрОЩЬ Д01ЧД!) Л Язаь.: \ Є ;¡ IiO¡;J:-J4b ü>. I' " ;¡t

npsjtüiioro проспьщоїшц, синадел-ы о«-иьш4іі :<удо.!;ос'и!в«по1 о -win чесіїзг», ааіш-і;ш спорюй, ii*.-:;ycs^. лх^пліно-і!i-po.’í.j.-ui іхон: .і’.--.

Aooyjc.

2. СргашіЕліши oCT¿iai;i,ji.(.i v ¡ и >:нссо.>о:\: іиі-иіньи':-

Гі> іудО/-Сйíбеннjго зосі'іі,.к':;о.іст;1..-.! i.'j рїссьаігля, распіилі! сзііі 'лі:ол К-, ч-.- і - сігл!-,;:, гу. cj;-

СХУ.Х Я другій сп:;п:!0-.;іГі-:;;;-:.: - 1 > - м: ■. i.v.,-. . /■,>. :

НіГЛ, íj :и.. у <v¡/; '.І . І ■ : : ■ ,

Осемсрноз содействие развитию инициативы и самодеятельности подростков и молодежи в сфере техники и прикладного искусства.

'i. Развитие общественно-государственной системы библиотек, "узеев, парков, стадионов, учрсвдениП искусств п других центров общественного досуга, доступных каздому :жтолю страны.. •

I. Государственное и общественное стимулирозание меценатства, спонсорства и благотворительности в сфере культурно-досуговой деятельности. -

На заключительно:! этапе общественного обсуждения проекта программы по инициативе 12 экспертов - специалистов в области , экономики культура в нее били включены положения о создании по примеру Японии, США и Канады системы стимулирования капиталовложений в сферу культурно-досуговой деятельности с тем, чтобы пто было экономически выгодно.

наибольшую сло.чиость представляет. вычленение приоритетных направлении культурно-досуговой деятельности. С одной сторона, oTn’í¡ojm свободного времяпрепровождения практически безгранична и государство не вправе диктовать его содержание и формы. С фугой - ив отого многообразия, несомненно, есть такое, что представляет наибольшую ценность и нуждается с стимулировании.

О результате многочисленных экспертиз, опросов и рабочих, обсуждении >ч! остановились на пяти направлениях, которые по рейтингу социально!! значимости получили лаиболылее количество баллов. Это:

поиск, сохранение и дальней ее развитие памятников матери-'Н1ьной u духовой пупьтурц йеменского народа;

'■’•опролпенио чсяоричоски г'ло:хиьм,хся традиционных форм куль-турпо-досугоппЛ деятельности; •

!>язрпбот**а и внедрение « практ.ччу праздничного кплевдаря, {•иксируклого.наиболее значигътз соболя в истории арабского мира, "Г''ПИ1, рол’.т’огиой и семенной лй”";

(■'ззепигие художественной культуры;

пропаганда и внвдрэяиз в ¡rparíray здорового образа хизни. .¡рогг\'!?.:::ч предуе:'Г-т';пзяа т?к~е систему мер по организацн-.нпо-методкческо.чу и кадровому обеспечения культурно-досугово?! ззятельности.

;ш: подчеркивается т. -аклпчек:*.:', исследование полностью

подтвердило исходную рабочую гипотезу, основанную на пеооходь-ыости обеспечить реализацию нравственно-эстетического потанциа-ла досуга путем:

' максимальной опори на гуманистические традиции ислама;

развития традиционные форы культурло-досуговоі: деятельности

творческого использования .мирового опыта духовного наполнения досуга,

Вместе с тем логика исследования обусловила необходимость выйти за рамки первоначально сфориулиршашой гипотезы и учесть принципиальные особенности культурно-досуговой деятельности ь Йеменской республике.

В результате исследования разработана н внедрена -научная концепцияпНациональноп програмуй реализации нравственно-эстетк-ческого потенциала досуга в Пемекской республике"; обослованп принципы государственной политики в сферо досуга; раскрыт моха--нкзм взаимообогащения национального и интернационального в сфере свободного времени.

Вместе с тем в процессе исследования не удалось рулить ин.н организационно-методических вопросов осуществления зстоттюочого всеобуча и пропаганды культуры досуга в шеоие. В далыкзГлнх исследованиях необходимо выявить технологию пзанмодеДс'лш;; юсу дарства и религиозних институтов в осуществлении единой культур но-досуговои политики.

Основане положения диссертации отракони в следу інубип-кациях:

1. Национальная про гра; імь реализации иравс№еш1С/-:л:’Л! гч-ад.

кого потенциала досуга в Кегючсігоіі республике.- Л., п.«

2. Потенциал досуга и пути ого репликации.- Г.І., 1'И.- ■ ¡и' п ¡С 1591,- 1,6 и,л.

3. Взачмообогацоние культурно-досуговой деятельности в /ело виях интеграции национальных и общечеловеческих традиції;'; // Диалектика национального и обп.ачалопеч-чского в культуре современного Востока." Ташкент, ЇГ9І,- с. /•'