автореферат и диссертация по педагогике 13.00.05 для написания научной статьи или работы на тему: Развитие этнопедагогики досуга в регионах влияния ислама (на примере Йеменской Республики)
- Автор научной работы
- Абдульмагид Абдулькадер
- Ученая степень
- кандидата педагогических наук
- Место защиты
- Санкт-Петербург
- Год защиты
- 1995
- Специальность ВАК РФ
- 13.00.05
Автореферат диссертации по теме "Развитие этнопедагогики досуга в регионах влияния ислама (на примере Йеменской Республики)"
Pío СД
Министерство культуры Российской Федерации LHi-ст-'Петербургская государственная академия культуры
На правах рукописи
Абдульмагид Абдулъкадер
Развитие втнопедагогики досуга в регионах влияния ислама (на примере Йеменской Республики)
Специальность 13.00.05 -"Теория, методика и организация культурно-просветительной деятельности"
АВТОРЕФЕРАТ
диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук
Санкт-Петербург 1995
Работа выполнена на кафедре социально-культурной деятельности Санкт-Петербургской государственной академии культуры
Научный руководитель - профессор М.А.Ариарский Официальные оппоненты:
- доктор (философских наук, профессор Э.В.Соколов
- кандидат педагогических наук, допент Г.А.Анашкина /Соколова/
Ведущая организация: Московский государственный университет культуры
Защита состоится 19.12.35 в 12 часов на заседании Диссертационного Совета Д 092.01.01 по присуждению ученой степени доктора наук при Санкт-Петербургской государственной академии культуры по адресу: 191186, Санкт-Петербург, Дворцовая наб.,д.2 •
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Санкт-Петербургской государственной академии культуры.
Ученый секретарь диссертационного Совета
1. Общая характеристика работы
Актуальность проблемы. В,истории каждого народа есть непреходящие ценности, которые передаются из поколения в поколение, из рода в род, из семьи в семью. Особую роль в реализации этой задачи играет этнопедагогика как обусловленная спецификой и .традициями этноса совокупность представлений о. воспитании и системе сложившихся в их рамках средств и методов социализации личности. Принципиальная особенность современной этнопедагогики проявляется в том, что она интегрирует накопленный веками народный опыт и научные знания о закономерностях воспитания.
Ведущим звеном преломления принципов этнопедагогики является семья, фокусирующая в себе практически все основные аспекты жизнедеятельности, выступающая решающим, фактором формирования личности, передачи социального опыта и исторической памяти, воспроизводства трудовых ресурсов, сохранения и обогащения этнокультурных традиций. Преимущества семьи как института этнопедагогики проявляются в том, что в отличие от любой другой социальной сферы она позволяет обеспечить непрерывность воспитательного воздействия на всем протяжении жизни человека.
Этнопедагогика играет существенную) роль в жизни любого народа, но особую актуальность она обретает в регионах влияния ислама, где наряду с традиционными функциями принимает на себя пропаганду нравственных ценностей мусульманской религии, для Йемена как страны древнейшей цивилизации и непреходящих культурных традиций, . этнопедагогика веками закрепляла незыблемый приоритет старейшин ' рода и семьи в сохранении нравственных устоев общества и толковании принципов воспитания. Однако в силу исторически сложившихся особенностей этого региона, развитие этнопедагогики здесь в первую очередь фокусировалось лишь на нравственном и трудовом воспитании при явно недостаточном внимании к педагогике досуга. Это явилось следствием длившейся ряд веков недооценке рекреативно-развивающего потенциала свободного времени, негативного отношения ко многим принятый в Европе и Америке формам развлекательно-игрового досуга, отсутствия традиций приоритета активных видов отдыха, сохранения глубоких различий в характере и содержании досуга мужчин и женщин.
Глубокое противоречие между объективной потребностью всемерно использовать конструктивный потенциал народного опыта и исторически сложившихся национально-региональных традиций духовной жизни в фор-
мировании культуры досуга и реальным уровнем решения этой задачи в Йеменской Республике предопределило необходимость ж целесообразность осуществления соииалъно-педагогического исследования, и е л ь которого состоит в том, чтобы обосновать правомерность и социальную потребность развития в регионах'влияния ислама этнодедагогики досуга.
Из этой пели вытекали задачи :
1. Выявить традиции арабской культуры и их отражение в этнопеда-гогике.
2. Определить особенности этнопедагогики народов, исповедующих ислам.
3. Обобщить совокупный опыт реализации воспитательного потенциала празднично-обрядовой культуры арабских народов.
4. Разработать Программу развития этнопедагогикк досуга в йеменскс Республике.
Объектом исследования стала сложившаяся в регионах влияния ислама совокупность представлений о воспитании' и системе используемых для этого в условиях досуга средств и гетодов.
П у е д м е т о м исследования явился cat; процесс развития от-нопедагогики досуга как-фактора иостиления прингапов исламской культуры и воспитания.
Базой исследованы° были избраны мусульманские общины, мечети, учреждения культуры и другие центры досугового общения в городах Сана, Аден и сельских регионах ~эыенской Республики.
Источника м и исследование послужили: Коран, сунна пророка Мухаммеда, шариат, программные документы "еменско"; Республики, Египта, Саудовской Аравии и других арабских стран по проблемам воспитания, документы ЮНЕСКО и Лиги арабских государств по вопросам культуры, свободы творчества, 'воепктанкр, семьи и досуга, директивы Министерства образования Йеменской Республики, раскрывающие состояние и тенденции развития этнопедагогики и вытекающих из нее видов и аорм воспитания средствами культурно -до с '.тобой деятельности; монографии, сборники научных трудов, принятые в выслих учебных заведениях арабских стран учебники психологии и педагогики, стенограммы научных конференций и другие. объективные материалы, которые отражают различные аспекты становления и развития этнопедагогики досуга в арабском мире, начиная с yil века.
Г и поте за исследования исходила из того, что при самом -успешном развитии в конце XX века научных основ педагогики для
ародов, исповедующих ислам, решающим фактором воспитания останется гнопедагогика, основанная на традициях мусульманской религии и тре-эваниях шаолата. Следовательно, i овэршенствэванле системы воспита-ия и организации досуга в Йемене и других арабских странах право-ерно осуществлять посредством этнопедагогики, которая, сохраняя зрность идеологии ислама, будет последовательно обогащаться дости-ениями науки в области человзкознания. В первую очередь - это: использование опыта Турции, Индонезии и других успешно оазвиваю-ихся стэан, где верное ¡ь исламу эффективно соединяется с широким сполъзэванием б экономику культуре и•досугово-бытовой сфере дости-ении научно-технического прогресса конца XX века; усвоение совозменндх медицичских, санитарно-гигиенических и пси-одэгическо-педагогидеских знаний о з родовом образе :изни; тео Э!хз.1й»г ерз-лэвеково-.чотаауи .scкой дедооценки акежэлогзи до-уга 'л внеч;ечяе актиечо-эазин&за да ••: орм свэЗэдного возмяпрепро-О'гСДЗД -я.
степень паз о а б о т а н н о с т л_п.обде.'лч. ьопоосы разЕИ-
ля тоаддций эткопедагоги''"и хосуга в /женской Республике специаль-о не :пзод'5дт:-:вдл.:сь. 5 процессе анализа исторлл я теории Еопооса .тт щлэсь опираться на общз^яwcoJ екзе и соц ^азьно-педагогические ссле ;о 'îниа опосредстЕЭ'-'но зат^-г^васдаз те или иные аспекты этло-:ечаг.зп'ки. В пеову,; о -е-зз^ь - .зю и'отм зцухамкед Злн Мухаммед 1хь.*; :'-<>ао, а, Султан нмггл, Я/Д'ДА.ед Аддудь iu:.sp Ба-матраф, в ко-•от-х ада газируются поэ"де\:м тоуда о «та и сгеры досуга Йемена; Аб-;ддла MyjcaH")S3, Лазт$и l'a'ар Аман, научные -публикации ведущих куль-д/оздогое, педагогов просветите/.емеяа, Мухаммед "аид Гарада, !уса-.?д:д А та '¡удаан, ла\д/д ад.>-А.уди, иамир А>далла Бакцани, Ахмед Одмд ас-Сггл'.п, Ахмед с'умлгди, Сатах эль-Дакри, Абдаяла Салем На-ja -ïirp, Зе> и аль-СакаФ. Омар аль-Гауи, Сайд Ауадь Аки, лишам Ала Бин 1д/, Дбдалла Ба.зиб. Использовались иссдедордн д1 Коэана и других : с -т-'чь .кнама, осуцзстыенндз такими классиками философии, как 1бн А.заби, аль-линдн, ал^-2?арабд, Ибн сина /Авлценна/, Ибн Рузд Чзе.>роэс/, аль-Газата. иуде^твеннмл источником исследования стали заботы ученых йгипта, Сирии, саудовской Аравии, Туниса, Марокко, Шлира, и->ака, Йемена, иордании и цоугих аоабских стран, в которых определилась специфика куль тупы и воспитапяя на Ближнем Востоке, эсобоз место в этом анализе привадлз 'ит тают* философам, психологам, педагогам и кудьтуродогам как: Абцульмагид АЛцульрахим, дли
ч
Фуад Ахмед, Ахмед Али аль-Аадж, Ибрагим. Насер, Махмуд мандур, Махмуд ас-Саид Султан. махмуд Тантауи Дунь я, Мухаммед Мунир Музеи, Над яуа хаоек гад-Алда, назми Саяех Ахмед, ласан Дхамидь тахха, Ридуан ас-Саид, Хусейн Мухаммед Юсеф.
Из широкого спектра проблем, рассматриваемых в трудах вышеуказанных ученых, наиболее разработаны вопросы религиозного воспитания детской и подросткоеой педагогики, семейного воспитания. в пубяикап по проблемам народной педагогики и культузы затрагиваются вопоосы а письменного периода развития этносов, ограничивающего этнопедагоги! параметрами традиция и опыта. Что касается предмета и объекта этко-педагогики, ее связи с этнографией, традиционно;- педагогикой, этнической психологией, культурологией, социологией и другими скетчами науками - приходится констатировать, что эти проблемы практически нигде и никем не разрабатывались.
Е опое,;е 1е?-:но;, мепе в сего-шине:.'. Йемене для разьлтил этнопедэ гогики правоверно изучзняе и -лспользовзние этнических ко::цопиии пус ских %шслителеи а.¿.Данилевского, К.Н.Леонтьева, а.А. --,:ерд~ев'1, г.г. Шпета, Ю.Ь.Ьромле-, л.нлумпдеЕа, труды по наоодной пе.'.агогике к. д. У пинского, г. А.'иухомлинского, г.и.шг-югр.а -ова, Г. л.яаооховского исследования по культурологии досуга о. и.:'! кон и говор., а. а ж ар с кого, 1'.н.КрэтоБОл, в. ''.луганского, ь.Д..;ажтинз, "¡.М.Попдавского, Э.И."околова, В. У. Триод1;'ча, л.л.Лдова и гругих специатлстов, адаптируя и кояюетизи>уя их за счет разностороннего чнаказа соцяатьно-хультуриоя ситуации исдамского чегаэна.
У; е т о д о л о г ч и яссдедокгчил к. одята г.-? ~г/ш: зияя Вотана )::цикдопздкегг :*е лвэдэстпг. гудюсти, отач/ГБиея :-с тор-чзсяи гдо-■ившиеся взгя'-: да на проблема культуры и роспигачкя. пую коз и ос/.-сде'-'ггоэ пчочтение Коозча ~оч~ол:»ло •■онстапт*"ЮЕт:,ь> что в сяду чу-хэв юр. эгр?л-г~еч;;эсти многих его тоткэватс , /г-авнти о шпатом -,з чгсла чз",остаточно спрачокданкх у т.от пе с.гч-ю-гтяк исл&'*г вэ ««оггнг гз.к.:" е :'ся уп'Ю е'';-:о- 'ОГ7;".тичес: •. ■/,э'тту тем, до с«** по о в полной мере не вскрыта его гуманлети зская г-рэ;а, его н-аьстгзн-но-созидательннй потенциал.
Варной методологи- зскол предпосылкой нсслздоб-лнл- стала идея возможности я нэобхэд ¡мости интеграции в зт.-юледагоглке досуга н-эп: ход .дих цэ-:нос;ей лслама .-: дост и-.заий еэвоеменного человзкознаяил,
что не только не ущемляет, а обогащает гумзниетлчаскяе традиции мусульманской религии и морали. Решение поставленных в диссертации задач стаю возможным на основе изучения научной ллтературы на арабском я европейских языках, материалов ÏHECK0, Лиги арабских государств, нор-лативнях актов, правительственных и ведомственных документов-. а такт.е непосредственного участят диссертанта в пазработке и осудгствязнии чацлональных культурно-досуговмх программ Министерства кухьтура МЦРЯ, подготовке и проведении Фестивалей народного творчества /"ежегодно с 1J36 по 1330/, участия в ?'ольклорно-этнограТ:и-чссгакс экспеп; ¡ца:-гк.
Кроме того, использовался аяаллз специальных журналов: "Аль-1:уяун" /""скусство"/, ''Ать-хайат аль-такаТийа" /"Культурная извь"/, "Aîb-такаТ-а алъ-гадтда" /"Новая культура"/, "Аль-тарбийа • ачь-гэл та" /'"с'эвое воспитание"/"Аль-ба::ет" /"Исследователь"/, "Аль-мустаюаяь аль-ара¡и" /"Арабское будущее"/, "Аль-килима" /"Олово"/, "Аль-\1угаяла аль-така'ийа" "Аль-така^а" /"Культура"/, "Аль-ча'ао'Гга" /"Знание"/, "Алъ-Пкляль" /"Взчок"/ и другие, а также аналяз газетптх статей из "14 Октобар" /14 0кт>т5р"/, "Лс-Саури" /?^гот.-циоч )о/, "Соут аль-амать" /Голос оаЗочего/, "22 Г'ньо" /22 йт~ нУ, "Аль-у.итак" /Хартия/, "Ооут аяь-йеяея" /Голос Йемена/, "Ас-Сахуа" /Пообутдечие/ по вопросам культуры, воспитания, образования, культурно- 'Рс/гоЕой деятельности.
■лета \о гогмческус и метоп/лческуо основу исследования пэедопоеде-якли ое давековне тоактаты по педагогике и гллософли, идеи ученнх-аоаблсгов, каса<чиеся своеобразия арабской ну хьтурн, труды совое-меагпх ас,:а.-нстов, позволивоие увидеть проявление общечеловеческих пэлчципов яу*этуо.чо-цосуговой деятельности в специфических условиях адского мира. На стратегию ис лодованич оказала едание раз-т: 'отачяач i-Сантст-Петербуогской государственной Академик культуры, пн ■■¿so'/.jy.'&ïro 01'дкх и дальнейшее Физическое и дудовяое развитие тич:юс.ти /Ч.А.АриаосгаШ, Б.::. Кирсанов, ¿.".Марков, У.А.Новикова, 3.А.Т.-.тов, 3.В.Соколов и -дугие/. . ,
Спели источников,предопределивших методологию и методику иссле-доран 'ч, - ряд документов по статистике и планирован/.« министерства культуон и Министерства образования йеменской Республики; оекоментицми-Первого национального семинара "Детское будущее", по п:облеуам детского воспитания, ¡аключения Ассоциации по образовании, воспитанию, культуре и науке при Лиге арабских государств по вопроса« культурного развития народов Среднего Востока'и
о
Северной АТроси.
исследование осуществлялось в течение пяти лет /с 1991 по 1995 гг.Л и включало три этапа, основанных на использовании системы различных методов социально-педагогического исследования в соответствии с характером решаемых на каждом этапе задач.
На первом - аналитическом - этапе /1 ЗУ1 - 1992 гг./ изучалась история и теория вопроса. В частности, было проанализировано свыше 380 монографий на арабском и русском языках, более 40 сп -авочно-инач рма ионных материалов, сборников, научных трупов и других публикаций, позволяющих обобщить теоретико-методологические аспекты проблемы этнопедагогики досуга.
Второй - диагностихо-^иксиоуяиий, поискоьо-констатирухщий - этап /19У2 - 1УУб/ был связан с анаяхзоч: деятельности мусульманских общин, мечете;:, культу нэ-досугов .х учре-.;де.-;ии, '.энских, детских и мояоце.кн'х организаций в городах Аден, иана, 366, Таизз, к'лчя, а так. е селах Аденской провинции.
На третьем - -то лшруадем - этапе / (уЙЗ - ¡995/ осудесгЕ т'- *ась опытно-экспериментаяьпая работа, в ходе которой апвотировалась и внедэ-лась-разработанная диссертантом поог -¡амма лазнити:' этнопедагогики о,оеута как с черства -.Г-эомаооЕэни - культуры эеадкзацли аравствгняо-эстетического по?^нц -ака сзэ.'одного воемеяи б йеменской Распублике.
Однако на всех о 1-аиах исслецэ,-пяня^и, г; пе зву.; очаэздь,1 ад его закгсчительяой с гадил в 1305 году осоЗое вн -.мание удедмюс:э ¿на-дкзу "ол-зе '¿"У: т.эудов современных пе ;агэг)Б и куату^о гэгов-ас^а-мистов, /отээые раскрыли нравстБеяло-гумаяистичз-. кие о. чоь • -у-сулшанскай религии и культуоы, позводиди увидеть •-•епэечо .д.-ле общечеловеческие принципы этнопедагогики досуга т= с .еца*п .есках условиях а за1ского мира.
достоверность исследования обеспечена четкостью исходных методологических позиций, типичностью баз научного аначяза, •зй'-ююй его источников; соответствием меточики и оогая.--'зац "-к не; лецоь&нйя его цели, задачам, о;ьекту и предмету.
Научна я новизна иссде ¡ования проявилась в системном анализе Кооана, выгекащах из него • поог важных документах ис дама и основополагающих трудов культу по .-югов л педагогоЕ-ислаекстов с позиции отра ения в н х и геологии этнопедагогики досуга.
в результате исследования в научный оборот включен значительный массив культурологических и педагогических сТактов, кототые
никогда ранее не были цредметом изучения как в исламиситике, так и в теории культуры и педагогике, а ныне могут рассматриваться как методологическая основа этнопедагогики досуга народов, исповедующих исл да.
Исследование позволило раскрыть специфику воспитания в мире ислама, где религиозные, государственные и семейные прнншпы восприятия человека и путей формирования личности соединились в этнопедагогике, которая наиболее полно проявляет себя в условиях быта и досуга.
Практическая значимость исследования выразилась в разработке и обосновании "Программы развития этнопедагогики досуга в ЙеменскоИ Республике", которая позволяет объединить усилия государства, мечети, школы, сошально-культурных институтов и семьи в решении национальных задач воспитания подрастающих поколений и рационального использования нравственно-эстетического потенциала досуга.
В результате исследования разработаны рекомендации, которые способствуют социальному осознанию необходимости дальнейшего развития этнопедагогики досуга как средства совершенствования семенного воспитания и деятельности учреждений культуры по рациональной организации свободного времени разных групп населения.
Апробация результатов исследования осуществлялась посредством публикаций автора и их общественного обсуждения, выступлений диссертанта на четырех научно-практических конференциях; профессиональной общественной экспертизы "Программы развития этнопедагогики 'досуга в Йеменсвой'Республике" в Министерстве культуры Йемена.
Теоретико-эмпирическое исследование развития этнопедагогики досуга в регионах влияния ислама, осуществленное в 1931-.995 гг. позволяет вынести на защиту:
1. Обоснование этнопедагогики досуга в регионах влияния ислама как средства воспитания и явления культуры, органически соединившего традиции мусульман, требования шариата, спегисоику этноса и современные достижения человеконнания в решении комплекса соииально-педагогических проблем, связанных с реализацией нравственно-эстетического потенциала досуга.
2. Положения об условиях дальнейшего развития этнопедагогики досуга в Йеменской Республике, которые предполагают:
- развитие гуманистических традиций ислама, основанных на приоритете прав и свобод личности, и позволяющих в отличие от
бытующих на уровне обыденного сознания представлений использовать свободное время как мукчин, так и женщин для просвещения, любительского творчества, развлечений и других <Фюрм культурно-досуговой деятельности;
- пропаганду.современных медицинских, санитарно-гигиенических психолого-педагогических и культурологических знаний о здоровом образе жизни и значимости .активного досуга;
- преодоление проявляющейся со времен средневековья догматической недооценки ценностей досуга и внедрение активно-развивающих Ф>орм. свободного воемяпрепоовоадения разных груш населения;
. - возрождение национальных традиций прикладного искусства как ведущего направления свободного времяпрепровождения;
- вовлечение всех групп населения, включая девушек й женщин-матерей в .социально-культурное творчество, стямулируютее развитие индивидуальности;
- использование опыта развитых стран Бостока, где приверженность исламу эффективно сочетается с широким использованием в экономике и достгово-бытовой ссбеое достижении научно-технического прогресса конца УХ века;
- содействие созданию благоприятных условий развития социально-культурной активности во всех сферах жизнедеятельности.
3. концепцию ,,т-Тациональной программы реализации нравственно-эстетического потенциала этнопедагогики досуга в йеменской Республике", которая включает:
- раскрытие целевых ориентиров и задач реализации нравственно-эстетического потенциала досуга;
- характеристику субъектов осуществления программы;
- меры по созданию правовой, 'Финансово-экономической и материальной базы общественной организации досугя;
- приоритетные направления кудьтурно-досугово1" деятельности, обеспечивающей эгЕйективное использование свободного времени;
- организационно-методические предпосылки внедрения программ в повседневную практику духовной «сизни;
- систему подготовки и повышения квалификации специалистов -социальных педагогов досуга;
- критерии эффективности реализации нравственно-эстетического потенциала досуга.
2. Основное содержание диссертации.
Логика исследования предопределила структуру диссертации, которая состоит из введения, трех глав / 1. Традиции арабской культуры и их отражение в этнопедагогике досуга» 2.Этнопедаго-гкка как фактор исламского воспитания. 3. Реализация воспитательного потенциала празднично-обрядовой культуры./, заключения, списка использованной литературы, включающего345 источников, . приложения.
Во введении раскрывается актуальность, цель, задачи исследования, его объект, предмет и база исследования, источники; рассмотрена степень разработанности проблемы и выдвигаемая гипотеза, определена методологическая и методическая основа исследования и ' обоснованы теоретическая и практическая новизна, формулируются положения, выносимые на защиту.
Первая глава диссертационного исследования "Традиции арабской культуры и их отражение б этнопедагогике досуга" рассматривает эволюцию развития традиций арабской культуры и воспитания, а также нашонально-культурные особенности современного Йемена, вытекающие из специфики аравийского искусства и исторического развития .йеменской Республики. Однако подчеркивается, что при всем том Йемен является субъектом арабского мира, в котором ислам выступает не только как религиозная концепция, но как образ жизни и стиль мглленин.
Вг.есте со все?.: арабским мдгром культурологи и педагоги современного Йемена приняли на вооружение и научное поникание бновных закономерностей развития цивилизации, которые получили теоретическое обоснование в работах российских, европейских и американских ученых, представителе:' других культ .урологических школ и педагогических направлений.
приводимое понятие культуры у арабского философа Ибн Халдуна является пинонимом понятия человеческой цивилизации. Болыи'йство определении культуры сходятся в том, что она представляет собой способ жизни общества, и этот способ включает стандарты поведения, менталитет, убеждения и ценности, изобретения и открытия,которые привели к адаптации членов этого общества к природной и общественной среде.
Благодаря тому, что культура воплощается в деятельности и объективируется в знаках, символах, предметах и других формах,стано-
вится возможным:
- зафиксировать и структурировать исторический опыт йеменского общества; ■
- передавать культуру, ее смыслы и значения, технологию и .навыки другим поколениям йеменпев.
Тем самым, рассматривая культуру арабского общества в иелом и наиионально-культурные традиции Йемена в частности, становится возможная не только понимание культ,уры в настоящем, но и прогнозирование будущего в тесной связи с прошли.:.
Анализ эволюции развития культуры Йемена показывает, что она необычайно богата традициями, привержена стабильности, устойчивости и предсказуемости. В то же время справедливо будет отметить ее консерватизм, недоверие к новому и зачастую явное неприятие социального риска, которое блокирует инновации и тем самым обрекает культурные традиции йеменского общества на отставание.
Ка непросвещенный взгляд, тормозом в 'развитии новаторства являются строгие рамки исламских традиций. Обычаи и практика жизни человеческого сообщества, направленность интересов людей подвержены изменен:® и развитию: чго было приемлемым два или более века назад, сейчас может ке приниматься общество«. Культура древних арабов в значительной мере отличалась от культуры после появления ислама. Возникшая религия имела огромное влияние и глубокое отражение на всех сторонах общественно- и личной, жизни. Новая культура, возникнув на основополагающих принципах ислама, опиралась на религиозные начала, которые в то же время согласовывались с врожденными человеческими качествами. Под исламской культурой подразумевалась культура, осью которой являлся ислам, его основополагающие учения и знания, с ним связанные и из него высекающие. Однако вышесказанное не означало, чго пела;екая культ\-ра опиралась только на религиозную основу, что она навязывалась душе человека и он вынужден был -принимать ее так же непреложно, как закон.
Исламская культура соединяет материальное и духовное: науку и религию, государство и религию, человека и природу, природу и Творца. Охват исламской культуры представляет собой не совокупность разрозненных изолированных явлений и элементов сущего, а органическую связь между человеком и его материальным и духовным окружением. '
Таким-образом, исламское воспитание никогда не было чисто религиозньм, как в средневековой христианской Европе или у не-
которых суфиев. Оно никогда не бьшо чисто светским и обращенным к радостям жизни, как у греков и римлян. Оно изначально являлось религиозно-светским, духовно-материальным одновременно. В Коране сказано: "Лучшие из вас не те, кто предпочел этот мир загробному, и не наоборот, а лучшие те, кто взял для себя из того и другого".
Целью исламского воспитания является создание сильной, мыслящей, добродетельной и сознательной личности.
Неправильное толкование Корана и других священных источников, собственно, и способствовало предвзятости в отношении инноваций, абсолютизации устойчивости и неизменности культуры, о чем идет речь во втором параграфе главы. Здесь же подчеркивается важность положения, чтобы в культуре традиции разумного консерватизма сочетались с поддержкой'новаторства, к чему сейчас и приходит большинство арабских стран, в числе которых и Йеменская Республика. В документах Йеменского государства отмечается, что культура завтрашнего дня должна быть модернизированной, иметь мировой размах и гуманный характер, сохраняя шесте с тем свою оригинальность и обеспечивая самобытность!
Культура обеспечивает для йеменского общества ту степень исторической преемственности, которую не могут дать политическая и экономическая сГерн. Она предстает как хранительница опыта, который является одной из важнейших предпосылок существования йеменского народа и арабской наши.
Во втором параграфе последовательно излагаются задачи развития йеменского общества на современном этапе, среди которых: распространение культуры до охвата всех слоев населения, справедливое географическое распределение культурных средств, предоставление культурной продукта! по пенам, соответствугацим материальному .уровню жизни, повьшение культурного уровня и защита культуры от упрощения, .углубление творческого начала.
Глава вторая "Этнопедагогика ъ,ак фактор исламского воспитания" рассматривает особенности этнопедагогики народов исламского региона и субъекты реализации педагогической политики арабских стран.
Этнопедагогпка любого народа вбирает в себя всю его культуру, образ жизни, традиции .и обряды, но в наибольшей степени ее специфика проявляется во влиянии религии. Ислам, как никакая другая религия, охватывает все сферы жизнедеятельности мусульман: эко-
номическое и социальное устройство, управление, семейно-граж-данские отношения, бит. Все это в совокупности приводит к тот му, что ислам выступает как образ жизни, всецело определяющий мировоззрение и поведение людей. Следует оговорить, что это касается не только Исламской Республики Иран, но в одинаковой степени характеризует к такие светские государства, как Турция, Узбекистан, Туркменистан, где в экономике и политике проявляется плюрализм и веротерпимость, а в области воспитания полностью господствуют законы шариата.
В первом параграфе главы подчеркивается, что воспитание во все времена являлось формированием человеческой личности в соответствии с культуросообразностко и представлениями определенной эпохи. Идеалы и принципы, господствующие в обществе на определенном этапе, становились законом для каждого вступающего в жизнь поколения. Ислам воспринял и дополнил существовавшие до него нормы и добродетели в соответствии со'своими ценностными установками. Педагогика и этика Корана являлись совокупностью отраженных в чем норы и правит поведения, выраженных и ниспосланных в воде откровения. В соответствии с Философской логиков Корана человек является наместником Бога на земле, он разумное, живое и богоизбранное существо. Поэтому человек, познавая Бога, дож-сен подражать ему, следовать его атрибута«, таким как жизнь, сила, истина, красота, добро, любовь и справедливость. Их смысл заключается в том, чтобы человек в процессе общения или 'общественных отношений - решении семенных, коллективных, нравственных, социальных и иных вопросов должен следовать добру, справедливости, честности. "Поистине, Аллаху угодны справедливость, благодеяния и дары близким: Он удерживает от мерзости, гнусного и преступления" /Коран,ХСП,16/.
На основе кораничееккх проповедей шариат сформулировал определенные правила поведения, которые обязшают мусульман помогать друг Другу, одобрять хорошее, запрещать злое и пороки; нормы шариата в полной мере предопределяют отношения человека с друзьями, соседями и другими людьми, диктуют правила поведения в семье, в мечети и за ее пределами, в трудовой и общественной жизни.
В диссертационном исследовании достаточно подробно рассматриваются источники и задачи исламского воспитания: как религи-
гиозная, так и светская. Два основных источника ислама - священный Коран и сунна Пророка - являют собой фундамент, на котором строится система исламского воспитания; на них базируется и вся этнопедагогика арабского мира.
Этнопедагогика народов, исповедующих ислам, рассматривает педагогический процесс в первую очередь как процесс воспитания или социализации личности, то есть формирование личности прежде всего как носителя, воспреемника и продолжателя культуры. В диссертационном исследовании рассмотрены механизмы социализации личности, принятые в регионах распространения ислама, обеспечивающие самовозобновляемость общества, духовное замещение одного поколения другим.
Второй параграф главы особенно подробно рассматривает субъекты реализации воспитательной политики арабских стран, среди которых - важнейшие институты культуры и социализации: семья, образование, мечети, художественные, и общественные учреждения. Именно они и являются наиболее устойчивыми, четко регламентированными формами взаимодействия по поводу укрепления, создания и распространения арабской культуры, социализации молодого поколения, овладения культурными ценностями арабского общества.
Принципиальная особенность этнопедагогики народов, исповедующих ислам, проявляется в том, что благодаря теоретика?/] и практикам обучения и воспитания подрастающих поколений, осуществлена органическая интеграция ценностей мусульманской религии и достижений прогрессивной педагогической политики. Соединение принципов ислама с основами современной фундаментальной педагогики позволило подкрепить выводы к рекомендации педагогической науки высоким престижем мусульманской идеологии, а законы шариата-научно обоснованными психолого-педагогическими методиками.
Исследования проблем развития этнопедагогики досуга в Йемен- , ской республике показало, что при самом успешном развитии научно-педагогических знаний в обозримом будущем народов, исповедующих ислам, ведущим звеном воспитания останется этнопедагогика, поскольку именно она представляет собой наиболее успешную и эффективную интеграцию требований мусульманской религии, нравственных традиций народного восприятия принципов формирования человека и достижения современного человекознания.
Решение этой целевой установки представлено в разработке и реализации "Национальной программы реализации нравственно-эстетического потенциала этнопедагогики досуга в Йеменской Республике", концепция которой раскрыта в заключительной главе. •
Третья глава "Реализация воспитательного потенциала празднично-обрядовой культуры раскрывает объективные возможности этнопедагогики в реализации рекреативно-развиваощего потенциала религиозных, гражданских, семейно-бытовых обрядов и праздников.
К концу XX века в арабских странах сложилась определенная система религиозных традиций и праздников, каждый из которых отражает общественно значимые явления и процессы в жизни народов, исповедующих ислам, а научные исследования в области культурологии, содагологии, психологии и в первую очередь педагогики определяют объективные возможности их использования в системе нравственно-эстетического воспитания. Религиозные традиции и праздники арабов представлены в первом параграфе этой главы.
Второй параграф третьей главы рассматривает этнопедагогику гражданской и семейно-бытоЕой обрядности. В нем подчеркивается» что этнодедагогика арабских стран органически связана с идеологией ислама, его законами, принципами, традициями, по в наибольшей мере она проявляется в стере семейно-бытовых отношений, в гражданских обрядах, свадебных обычаях, в ритуалах, сопровождающих рождение человека п этапные события его жизни, ¿тнопедагогика выступает к как важны", регулятор поведения и деятельности люде" б сТере досуга.
Последние десятилетия /особенно для Южного Йемена/ связаны с расширением палитры празднично-обрядовой культуры за счет организации профессиональных, национально-патриотических и международных праздников, за счет использования международного опыта пропаганды национального искусства посредством фестивалей, конкурсов, смотров и других комплексных Форм культурно-просветительной деятельности. Любое массовое мероприятие воздействует на общество и осуществляет одновременно несколько функций, причем обязательно - воспитательную. Такие праздники национальной культуры способствуют формированию ценностных ориентации, чувств, нравственных привычек, Формированию патриотического сознания.
Основные нравственные критерии извечны: любовь к родине, взаимопомощь, честность, трудолюбие, скромность и т.д. В условиях современного общества стоит задача не только по закреплению положительных нравственно-эстетических качеств личности, но и воспитание демократических и гуманистических идеалов.
На примере Йемена были рассмотрены некоторые религиозные и гражданские праздники, дающие огромный эмпирический материал о прошлом и настоящем Йемена, его духовной жизни и культуре. Дальнейшие исследования в плане описания различных явлений и процессов в духовной жизни Йемена на идеологическом, религиозном, литературном, лингвистическом, информационном и тому подобном материале, а также изучение мирового опыта развития культурологии будут способствовать дальнейшей реализации воспитательного потенциала празднично-обрядовой культуры Йемена.
В Заключении представлены итоги исследования, намечены возможности дальнейшего развития разработанных направлений этно-педагогики, сделаны выводы.
По теме диссертации опубликовано:
1. Проблема культуры и воспитания в трудах арабских ученых. -СПб.,1993.- 1,2 п.п.
2. Традиции арабской педагогики.- СПб.,1994.- 1,1 п.п.
3. Становление и развитие этнопедагогики досуга в арабских странах.-СПб. ,1994.- 2п.п.
Бесплатно СПбГАК. Зак. 343. Тир. 100. 13.II.1995.