автореферат и диссертация по педагогике 13.00.05 для написания научной статьи или работы на тему: Просветительская деятельность национально-культурных объединений как средство формирования культуры межнациональных отношений
- Автор научной работы
- Сапрыкин, Василий Павлович
- Ученая степень
- кандидата педагогических наук
- Место защиты
- Санкт-Петербург
- Год защиты
- 1992
- Специальность ВАК РФ
- 13.00.05
Автореферат диссертации по теме "Просветительская деятельность национально-культурных объединений как средство формирования культуры межнациональных отношений"
и П
мшистерство культуры м туриз:,1а российской звдпрацш сшигг-пвгегвургаай государственный институт культуры
На правох рукописи САПРЫКИН БАСИЛИ;! ПАВЛОВИЧ
просвегитшьшая деятельность национально-культурных объединения КАК СРЕДСТВО ФОРЖРОЗАНИЯ культуры
мешационляы ых отнаи ьлий
Специальность 13.СО.05 "Теория, методика и органипацлч культурно-просветительно;1, леятог.-'-ссти"'
АВТОР диссертации на степени кандидата
Е5ЕРЛТ соисканио ученой педагогических паре
Санкт-Петербург 1532
Диссертация выполнена на кацедре прикладной культурол Санкт-Петербургского института культуры.
НаучшЛ' руководитель -- кандидат философских наук, дои Рашрагсоич Б.Л.
Официалышз .оппоненты:
доктор философских наук, профессор Новиков Л. 11.;
J каедидат педагогических наук Козлов ■ Ф.М.
Ведущая организация - Санкт-Петербурга;::.'! гуманитарны университет профсоюзов.
Нч"
Защита состоится fi .CS.92 г. на заседании Спецнализир ванного Совета Д 092.01.01 по присунденшо ученой степени к дидата педагогических наук в Санкт-Петербургском институте культуру по адресу: 191065, Санкт-Петербург, Дворцовая iraö
С диссертацией но:кно ознакомиться в библиотеке Санкт-Петербургского государственного института культура.
Автореферат разослан /У. г.
v4°Hiiü секретарь. Специализированного
••'ОССИГ.ел/ ■ГЧСУД--
итдол
I. ОВЦАП ХЛРЛКТЕРИСША РАБОТЫ
Актуальность проблемы. Общественное распитие последних лет, рпвявл СССР, ие:кнационалыше конфликты, переросшие б открцтую войну, взрыв национально-сепаратистских настроений в ряде регионов Российской Федерации со псе« очевидностью показал»,' что длташПся более полувека социальной эксперимент по формированию единой социальной общности средствами идеологического диктата и политического волюнтаризма, основанного на массовой дооинформа" ции общественного мнения и искусственном приукрашивании реальной ситуации, не только не привел к решению рациональной проблем!, а еще более усугубил веками накапливавшиеся противоречии.
Сегодня совершенно ясно, что решающим условием разрешения волнующих человечество проблем может и должна стать культура, которая основывается на уважении к национальным ценностям, правам, обычаям, норма.'.!, фор.:ам еаношракеиия и шшм особенностям любого этноса, на признани;: вклада каждого народа п духовные ценности человечества.
Однако в сложившейся ситуации ¡.¡ало констатировать особую роль культур» меткнационалышх отдалений. Необходимо изыскать реальные резервы, найти конкретные механизмы разрешения сложившихся противоречий. Огромны!) потенциал формирования и функцио-шфсвашщ культур! межнациональных отношений' заложен в сфера досуга, которая интегрирует в себе динамику общественных отношений, остро реагирует на сложные социальные явления и процессы» В культурно-досуговой деятельности сегодня во всей полноте проявляются противоречивые и порою болозиеншв процессы поляризации мировоззренческих взглядов, развития национального самосознания» В одних случаях ~ это носит социально оправданный характер утверждения самобытности национальной культуры, п друпк - приобретает оттенки политической спекуляции на национальных чувствах лгдей и строится на раздувании национального эгоизма, приводящие к национальной розни и вражде»
Преодоление этих негативных явлений в сфера свободного времени разных групп населения может служить культура а пропаганди-рущие ее непреходящие ценности национально-культурных объединений. Однако их нравственно-эстетический потенциал {? культурно-
досуговой деятельности реализуется явно неудовлетворительно.
Глубокое противоречие мевду объективной потребностью использовать созидательную силу культуры и реальным уровнем решения этой задачи обусловило необходимость и целесообразность исследования, цель которого выявить объективные возможности .национально-культурных объединений в формировании культуры межнациональных отношений и обосновать механизм решения этой социально-педагогической проблемы.
■ Для осуществления поставленной цели автор выдвигает ряд задач:
1. Раскрыть сущность культуры межнациональных отношений, предпосылки и условия ее формирования в условиях свободного •времени.
2.>Определить состояние, проблемы и противоречия формирования культуры межнационалысых отношений в сфере досуга.
3. Выявить педагогические возможности общественно-инициативных национально-культурных обществ в формировании культуры межнациональных отношений.
4. Обосновать механизм формирования культура межнациональ-'ных отношений в процессе деятельности национально-культурных объединений. ' . ,
Объектом исследования явились национально-культурные объединения разных типов, функционирующие на базе культурно-досуго-вых учреждений.
Предметом - процесс формирования культуры межнациональных . отношения средствами просветительской-и художественно-творческой деятельности национально-культурных объединений.
Основными базами исследования были определены Национально-культурный центр при Дворца культуры им. Кирова в г. Санкт-Петербурге и национально-культурные объединения в г. Улан-Удэ. Базами сравнительного анализа стали национально-культурные объединения, функционирующие при культурно-досуговых учреждениях Краснодара, Казани,' Челябинска и сельских домах культуры Опекой, Орловской и Тамбовской областей.
Степень разработанности проблемы. Анализ литературы показывает, что интерес к межэтническим проблемам в нашей стране и за рубежом был. всегда. Исследования зарубежного опыта но да! ¡но? проблематике раширили наши знания как в об част: I »-тцлгнгир^аль-
них отношений в целом, так и о процессе формирования культуры межнационального общения, в частности. Практика Соединенных Штатов Америки, Канады, Новой Зеландии, Австралии и других стран показывает, что в рамках социальной системы воспитания мо»ет положительно и эффективно функционировать концепция "культурного плюрализма", который базируется на идее всеобщего и полного равенства всех народов независимо от расы, вероисповедания и социально-экономического статуса, где культура рассматривается как связующее звено мевду ними. Согласно этой концепции, культурные ценности всех этносов, проживающих в регионе, должны быть освоены всеми его жителями.' К сожалению, данная проблема но всегда рассматривалась в контексте единого процесса развития мирового сообщества. В первую очередь это относится к трудам советских исследователей и работам авторов из стран бывшего "социалистического лагеря", которые п полной мере носят иллюстративный характер, а порой стремятся выдать желаемое за действительность. Конструктивный вклад в научный анализ проблемы внесли исследования философов, историков, этнографов и других специалистов (А.А.Агаев, И.Ф.Аношкин, Э.А.Баграмои, В.И.Белоусов , Я.С.Пролил, Ю.В.Сромлей, Р.¡1.Арманд, Т.Ю.Бурмистрова, А.И.Головнев, В.Н.Гончарова, С.Т.Калтахчан и другие), которые обосновали понятие "культуры межнациональных отношений", рас-крлли судность интернационализации экономической и духовной жизни в различных республиках бывшего СССР, выявили тенденции развития межнациональных отпадений.
Анализу состояния теории и истории вопроса способствовали труды Л.И.Гумилева, Р.К.Грдзелидзе, М.П.Ким, И.И.Серовой и других исследователей проблем межэтнического взаимодействия и культуры метагационального'общения. Работы Ю.В.Арутюняна, Л.Л.Дробичепой,. .1.С.Кагана, П.С.Кона, Г.В.Старовойтовой помогли раскрыть специфику формирования культурл межнациональных отношений и сопиально-психологические условия реализации этого процесса.
. Для понимания рассматриваемой проблемы суцественную помощь оказали работы С.Н.Артановского, Н.Б.Барановского, М.И.Байчука, Л.П.Веревкина, Л.Л.Рыбаковского и других, посвященные миграционным и этнокультурным процессам; работы, отракащЮ практику функционирования различны^ этнокультурных формирований в уело-
с
виях полиэтнической среды (Л.П.Базиянц, Ю.В.Вартанов, М.А.Ван-штейн И другие)$ трупы ряда зарубежных авторов (Е.Аурбургер, Л.Бажилов, М.Эншан, С.Унгар и другие).
Многочисленные исследования до последнего времени в своей методологии опирались на марксистское учение о классах. Именно класоовый "пролетарский интернационализм" был положен в основу построения всех национальных отношений, выдвигал на первый план приоритеты классового характера перед национальными. С подобных позиций рассматривалась данная проблема и в работах авторов» исследующих сферу культурно-просветительной работа, где проблема интернационального воспитания высвечивалась в рамках ойцей концепции коммунистического воспитания личности. Подробная классификационная таблица диссертационных исследований, посвященных интернациональному воспитанию, приведена в диссертации Д.Н»Латыпова. Она дает полное представление о масштабах этих исследований и о том внимании, которое уделялось данной проблеме в советский период.
Значительная'часть исследований, внесших определенный вклад в разработку проблем межнационального контактирования, в большинстве своем подгонялись под вульгарно-метафизические формулы: "расцвет и сближение наций" и "национальная по форме и социалистическая по содержанию культура", что не отражало существующей сложности этнокультурных процессов.
Работы последних лет, лишенные необходимости выполнять пропагандистские функции, но не снимающие сложности проблем межнациональных отношений, заняты, в основном, анализом происходящее в обществе межэтнических процессов, выявлением причин и противоречий в возникшей сегодня в регионах бывшего СССР и стран Восточной Европы кризисной ситуации, поиском оптимальных способов урегулирования нациоипяьнчч конфликтов.
Это обусловило'необходимость, п частности, проанализировать состояние и проблемы формирования культуры межнациональных отношений в сфере свободного времени средствами культурно-досуговой деятельности общественно-инициативных объединений национально-культурной направленности.
С этих позиций раскрывается роль национально-культурного объединения, создающего психолого-педагогические условия для формирования культуры межнациональных отношений, где оно пред-
отделяется шш как специфическая общность лвдой, объвдинящих-ся по этнокультурному признаку и стаиящэе цзльм ивучонио, сохранение и дальнейяве развитие национально культура« традиций и их обогащение за счет использования опыта других народов, широкую пропаганду достижений культур« данного народа, раскрытия роли и маета национальной культур! в духорньрс ценностях человечества,
Могодояогия исследования опиралась на понимание культур» мвшациоиалыщх отнесений, кал системы взаимоотношений -представителей различных этносов, основанной на глубоком уважении к национальным ценностям, правам, обычаям, традициям, нормам, формам, на признании вклада каждого народа в духовные ценности человечества и учете обога'цащего характера взаимопроникновения и взаимодействия различных культур.
Ключ к решению проблем межнациональных отношений ш видели не в территориально-национальной модели ее реализации, а в национально-культурной автономии, в рамках которой предстали- ■ толь любого этноса получает возможность удовлетворять свои потребности идентифицироваться в сфере культуры со своим народом, принять участив в пропаганде лучших образцов национальной культуры, ее духовных ценностей и традиций.
141 учитывали особую роль культуры, как фактора интеграции народов; опирались на конструктивные возможности искусства, которое не знает границ и способно пропагандировать культурные достижения любого этноса {М.М.Бахтин, Н.А.Бердяев, В.С.Соловьев, Н.О.Лосский, П.П.Чаадаев и другие). Для понимания рассматриваемой проблемы существенную помощь оказали работы представителей западной философии Гадамера Г.-Г., Гелена А., Хайдогера М., Честертона Т.К., подчеркивавших роль духовного опыта человечества, обеспечиваюцего непрерывность культурного наследования и определяющего его жизнеспособность.
Для понимания рассматриваемой проблемы автор обратился к трудам В.И.Ленина, посвященным национальному строительству советского государства. Многие положения марксизма по национальному вопросу не вызывают сомнения. Однако ряд поступков В*И.Ленина и его последователей (о приоритете территориально-национальной автономии, о подчинении национальных отналЫий классовым и т.д.) оказались глубоко ошибочными и во-многом предопре-
о
делили усиление национальной вравды в настоящий период.
Методика и организация исследования строилась на системе взаимодополняющих методов научного анализа и включала разностороннее изучение теории и истории вопроса, контент-анализ документов, научных публикаций, периодической литературы, методических материалов. Сочетание психологических, социологических (анкетирование, интервьюирование) и педагогических (программированное наблюдение) методов позволило осуществить на базе 9 национально-культурных объединений формирующий эксперимент и получить необходимые результаты, обеспечивающие их объективную оценку и репрезентативность.
Исследование включало в себя три этапа. На первом этапе была подготовлена теоретическая база научного поиска, где наряду с изучением теории вопроса проводился анализ опыта организации и деятельности национально-культурных объединений путем знакомства с положениями, уставами, регламентирующими их работу. На этом этапе применялись аналитические методы, позволившие сформулировать основные направления исследования, выдвинуть цель, задачи и исходную гипотезу. На этом этапе исследования изучено более 800 документов и 340 монографий и других научных работ, отражающих проблему формирования культуры межнациональных отношений во всем мире, состояние и уровень ее разработанности.
На втором этапе осуществлялась экспериментальная работа, и которую входило определение путей формирования культуры межнациональных отношений средствами культурно-досуговой деятельности и педагогических возможностей национально-культурных объединений в этом процессе. D эксперимент были вовлечет 9 национально-культурных объединений: латышское, немецкое, грузинское, украинское - в г. Санкт-Петербурге и русскоязычное, татарское, тувинское," якутское, бурятское - в г. Улан-Удэ.
На заключительном этапе исследования был осуществлен формирующий эксперимент, связанный с созданием и стимулированием деятельности национально-культурных объединений, в результате которого подтверждена обоснованность выдвинутых положений, выявлен механизм формирования культуры межнациональных отношений в сфере досуга.
Гипотеза исследования исходила из того, что просветительская деятельность национально-культурных объединений может стать средством формирования культура межнациональных отношений в том случав, если она будет являться одним из направлений государственной досуговой политики с учетом специфики национальных проблем в отдельных регионах и если цели общественно-просветительского движения будут направлены на сохранение, дальнейшее развитие национально-культурных традиций этносов, их обогащение за счет использования опыта других народов; на включение конкретных этносов в социальную жизнь региона;.на стимулирование общественных инициатив этнокультурного характера; на правовое, материально-техническое и организационно-методическое обеспечение этих инициатив .нкретных формах социокультурной деятельности.
Научная новизна исследования проявилась в уточнении и обосновании понятия "куьтура межнациональных отношений; в определении особой роли досуга, создающего широкие возможности для сохранения, развития и обогащения традиций национальной культуры и утверждения духовных ценностей народов.
В результате исследования разработана типология национально-культурных объединений, классифицированная по признакам: этнически коренного населения, составлящего большинство в данном регионе; этнически коренного населения, составляющего меньшинство в данном регионе; национальных меньшинств, постоянно проживавших в данном регионе; национальных меньшинств, временно проживающих в данном регионе; различных национальностей, связанных единой целью раэрепения проблем формирования культурц межнациональных отношений. Итогом исследования явилась разработка механизма формирования культуры межнациональных отношений, основанного на создании в сфере свободного времени условий для каадого этноса в сохранении, развитии и обогащении национальной культуры, ее традиций.
„.Практическая значимость проявилась в определении путей формирования культуры межнациональных отношений в условиях свободного времени, которые позволяют создать национально-культурные объединения всех проживаюцих в регионе этносов й обеспечить условия для оптимального развития национально^-куль о эных традиций, пропаганды достижений, своего народа, установления творчес-
ких взаимосвязей с другими национально-культурными объединениями, а через них и с этносами, которые они представляют.
Исследование позволило использовать выводы социально-педагогического эксперимента при разработке региональных культурно-досуговых программ, ориентировать на использование культурного и творческого потенциала,как фактора укрепления межнациональных отношений.
Материалы исследования дали возможность обогатить лекционные и практические занятия в учебных заведениях культуры и системе повышения квалификации новым массивом фактов, отражающих конструктивную деятельность по формированию культуры межнациональных отношений.
Апробация работы осуществлялась посредством общественного обсувдения публикаций автора, раскрывших ход опытно-экспериментальной деятельности, выступлений диссертанта на 3-х республиканских и'региональных научно-практических конференциях, внедрение выводов исследования в программу спецкурса "Культурная практика многонационального региона" в Восточно-Сибирском государственном институте культуры.
.Наследование позволило вынести на защиту:
1. Положение о специфике досуга, где в отличие от профессионально-трудовой и учебно-образовательной деятельности, детерминируемой едиными общечеловеческими технологиями и вытекаю-, щими из них отношениями, проявляются наибольшие различия в обу-оговкенных национальной уникальностью нравах, обычаях и формах самовыражения, но в то же время раскрываются широкие возможности для сохранения этнокультурных традиций и утвервдения духовик- ценностей своего народа.
2. Типологию национально-культурных объединений, интегрирующую в своей структуре представителей: коренного населания, составляющего большинство в данном регионе; коренного населения, составляющего меньшинство в данном регионе5 национальны; меньшинств, постоянно проживающих в данном регионе; национальных меньшинств, временно проживающих в данном регионе; различных национальностей, связанных единой целью разрешения проблем формирования культура межнациональных отнаиений, которая представляет особенности их социально-культурной деятельности и методику ее стимулирования.
3, .Условия формирования культуры межнациональных отношений средствш.ш культурно-досуговой деятельности, включапцие в севпг
уважение к национальным традициям и обычаям каждого народа, признание его вклада в развитие человечества; учет особенностей быта и досуга каждого этноса; пропаганду достижений различных народов в экономической и духовной жизни общества;
создание благоприятных ситуаций для проявления лучиих черт, отличающих данный этнос; стимулирование творческого состязания з различных видах физкультурно-оздоровительного, художественного и прикладного творчества, искусство духовного насыщения досугов о го общения;
всестороннее содействие межнациональному социально-культурному общению.
4. Технологию организационно-методического стимулирования процесса формирования культуры межнациональных отношений, основанную на последовательном решении педагогических задач, суть которых заключается: в выявлении психологической готовности к совместной деятельности представителей определенного относа, направленная на сохранение и преумножение национально-культурных традиций; в преобразовании этой - психологической предрасположенности в социокультурную инициативу; в правовом и матери-» альнснтехническом обеспечении инициативного движения, которое доляно перерасти в общественно-значимую социокультурную деятельность, удовлетворянцую потребности людей в общении с представителями своего этноса? в совместной деятельности по восприятию, воссозданию и пропаганде достижений национальной культуры; оказание постоянного содействия в планировании и организации социально-культурных акций, способствующих формированию потребности в активном и созидательном межнациональном общении. ■
П. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЯ РАБОТЫ
Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав (I. Культура межнациональных отношений, как предмет педагогического исследования. 2. Пути формирования культуры межнациональных отношений), заключения, списка основной использованной литература и приложений, отражающих методику и процедуру
исследования.
Во введении обоснована, актуальность темы исследования, раскрывается'степень изученности ее в педагогике и смежных науках, определяются цель, задачи, предмет, объект, базы исследования. Формируются исходная рабочая гипотеза, методология, методика и организация научного поиска. Раскрываются теоретическая и практическая новизна работы, ее достоверность,.формы апробации. В заключении приводятся положения, выносимые на защиту.
В I главе разносторонне анализируется сущность и природа культуры межнациональных отношений, раскрывается ее духовно-нравственная основа, прослеживаются педагогические условия ее формирования в сфера досуга, подчеркивается особая роль культуры межнационального общения, направленного на освоение новых' смыслов, и значений других этнических культур.
Как показано в главе проблему формирования культуры межнациональных очищений невозможно рассматривать вне их специфики, накладывающей отпечаток на этнокультурный облик отдельных регионов. Поэтому особое внимание было уделено анализу миграционных, демографических и этнографических аспектов этой проблемы, а также методам и формам социокультурной адаптации мигрантов, представ лящих различные этнические группы.
Теоретический анализ, осуществленный в процессе исследования, направленный на выявление объективных возможностей формирования культуры межнациональных отношений средствами культур-но-досуговой деятельности, позволил оценить состояние проблемы и привел к выводу о том, что достигнутые результаты являются не столько решением проблемы, сколько представляют из себя основу к ней. В этих условиях перед нами встала задача проанализировать состояние практики национального строительства, как в бывшем СССР, тал и Ьбобщить передовой опыт организации межэтнического взаимодействия за рубежом и, прежде всего, в ША, Канаде, странах Западной Гвропы. .
. Этот анализ показал, что наиболее эффективным ср>едством формирования культуры межнациональных отношений в многонациональном обществе является сложившаяся во многих странах и.оп- , равдавшая себя система общественно-просветительского движения, действукцая в рамках обще?. государственной концепции "культурного плюрализма".
Отсутствие подобной целенаправленной культурологической концепции в бывшем Союзе привело к тому, что в обществе резко снизился.уровень общей культуры, все чаще входят в практику нецивилизованные методы и форы межличностного, межэтнического воздействия, проявляющиеся в пропаганде насилия, вратгда, ненависти, часто приводящие к вооруженным конфликтам и человеческим жертв ам.
Теоретический анализ и поисково-констатирупций эксперимент позволили выявить педагогические, правовые и социально-культурные факторы, влияпцие на процесс формирования культуры межнациональных отнесений, на его направленность, содержание и формы.
Долгие года решащее значение имели идеологические и политические, факторы, под влиянием которых национально-культурные центр! были превращены в идеологические службы для обработки населения. Негативные последствия этой подмеш сущностной природы этнокультурного взаимодействия и взаимообогащения общеизвестны: многие этносы, выполняя социальный заказ на формирование новой исторической общности "советский народ", теряли свой неповторимый этнический облик, подвергаясь жесткому контролю и регламентации. И только высвобождение этих социальных институтов от несвойственных их природе функций позволило им заняться позитивной общественно-значимой просветительской деятельностью, на- ■ правленной на пропаганду духовных ценностей.своего народа.
Наблюдая многочисленный опыт деятельности национально-культурных объединений, мы заметили, что она имеет различную направленность (интравертную, направленную на деятельность внутри себя, и экстравертнуга, направленную на деятельность ¡внешнюю). Анализ этих двух видов деятельности привел нас к выводу, что интравертная деятельность приводит национально-культурные объединения к изоляции, замкнутости и в конечном итоге сказывается на этнокультурных ориентациях членов объединения, формируя у них этноцентрическое мировоззрение. Зкстравертная направленность деятельности предполагает широкие контакты с внешней средой и, в том числе, с многочисленными представителями других этнических групп и объединениями подобного типа, где доминирующей формой деятельности становится широкое просветительство, даптзе всзмодаость распространи-', знания по всем вопросам истории и р/к-вития мировой цивилиз'.-;.:-,!, национальной культуре народов,
о тесных взаимообогащанцих контактах и связях с соседствующими народами и культурами.
Рассматривая куль турно-д осу гсвую деятельность, как эффек-тившй путь формирования культуры межнациональных отношений, мы прдали к выводу, что качественно новый подход в решению этой проблемы станет возможным с созданием региональных программ социокультурной деятельности и, предо всего, развития ее монокультурной и интегративной (поликультурной) сфер.
Во второй главе раскрывается содержание и подводятся итоги опытно-экспериментальной работа на базе 8 национально-культурных: объединений. В качестве основных путей формирования культуры межнациональных отношений были определены следующие;
создание условий, слособствупцих формированию культуры межнациональных отношений;
стимулирование процзсса создания и функционирования национально-культурных объединений как базы общения, обмена информацией и просвещения;
обеспечение педагогического влияния на аморфные, не определившие своих целевых установок национально-культурные объединения с целью стимулирования социально-оправданно го развития своей позиции, направленности деятельности;
формирование общественного мнения вокруг национальных объединений, подменялцих идеи национально-культурного развития на основе дружбы и взаимодействия с другими народами политической игрой, используюцей национализм для удовлетворения политических амбиций отдельных лиц.
В основе опытно-экспериментальной работы оказалось определение реального уровня культуры межнациональных отншаний у членов национально-культурных объединений, который выразился:
а) в знании суте, природы, достоинств и специфики культуры народов, проживающих в регионе;
б) в знании достоинств своего народа, его национальных традиций и культурного наследия;
в> в умении продемонстрировать нациотльнсмсульуурмые традиции, выраженные в песнях, танцах, изобразительном искусстве, костюме, народных иршцсдох»
• Испсльвуя метод анализа работ объединений, вкяг.чедаого и опосредованного наСтщеггля, ш сделали вывод, что участники
объединений не в полной мера способны принять чужую, не смежную с ними культуру, а также в отдельных случаях и родственную смежную культуру, используя иногда в жизненной практике в качестве тщикатора этнический признак. В то же время большинство участников национально-культурных объединений (82%) положительно высказались за участие в совместных мероприятиях с другими национально-культурными объединениями подобного типа, что дает повод для оптимизма.
В результате эксперимента было выявлено, что участники объединений не обладают достаточным уровнем культуры меянатио-нальных отношений, и причиной тому - не используемые до конца педагогические возможности национально-культурных объединений.
Это»проявляется в том, что просветительская деятельность слабо стимулируется, ведется без учета особенностей аудитории, к организации деятельности привлекается незначительное количество участников, недостаточно организована пропаганда культурного наследия народов, не налажена связь с другими социальными институтами и в особенности с педагогической направленностью (детскими,садами, школами, среднеспециальными и высшими учебными ¡заведениями).
Выводы 2 главы обосновывают возможности национально-культурного объединения, как наиболее перспективные для формировав нил культуры межнациональных отношений й условиях свободного времени, где средством этого процесса выступает просветительская деятельность; определяют технологии организационно-методического стимулирования процесса формирования культуры межнациональных отношений.
Главным результатом исследования стало обоснование четырех научных положений, которые выносятся на защиту.
Первое раскрывает специфику досуга. В процессе обойцения истории и теории вопроса и особенно на этапе поисково-констати-руюцего и формирущего эксперимента было установлено, что в современных условиях технология производства и метода обучения в начальной, средней, выспей школах приобретают общечеловеческое значение. Здесь почти исчезают национальные отличия, различия вытекают' лияь из общего уровня развития производства или образования. В сфере досуга национально-культурные различия оказались значительно более живучими, кроме Того, по мере развития
различных этносов именно в свободное время В- максимальной степени проявляются уникальность, самобытность, национально-культурные традиции и своеобразный почерк в поведении и отношениях лкдей. Это позволило сделать вывод о том, что сфера досуга объективно становится центром, фиксирующим национальные различия и в силу этого требуицем свободного внимания, как область, Где в радаюцей мере должны реализовъшаться объективные возможности формирования культуры межнациональных отношений.
' Широта баз исследования предопределила возможность обоснования типологии национально-культурных объединений, в основе которой дожит принцип учета региональной специфики демографического состава населения и динамики его развития. П киадом регионе ш столкнулись с наличием групп коренного населения, составляющего большинство, национальных меньшинств, постоянно проживающих' и данном региона или меньшинств, временно живущих в данной местности в связи с получением' образования, вербовкой на работу и т.п. Серьезную проблему представила ситуации, при которой население, юридически определяющее название данной республики или округа, сцставляет. как и иарелии, Бурятии, Коми, Хакассии и других регионах Российской Федерации явное меньшинство от общего количества. В этой ситуации приходилось учитывать ряд социально-культурных и политических факторов, приведших к данной ситуации и требуици;: специальных мер, которое обеспечивали бы широкое национально-культурное развитие коренного относа, но вместе с тем не мацали бл свободе проявления национального самосознания иных народов, прожиьакщих в регионе.
Ь процессе исследования удалось выявить оптимальна« условия формирования культуры межнациональных отношений, которые отражают как общечеловеческие требования к обеспечению свободы ' социально-культурного развития любого этноса, так и учет специфики конкретной социально-культурной ситуации, возникшей в данное время и в данном регионе.
Особое значение в этом аспекте приобрел фактор системного подхода к этим условиям. Мы убедились, что достижение поставленной цели требует реализации не отдельных условий, а совокупности всех перечисленных условий, включающих и себя:
•унижение к национальным традициям и обычаям каждого народа, признание его вклада в развитие человечества;
учет особенностей быта и досуга каждого этноса; пропаганду достижений различных народов в экономической и духовной жизни общества;
создание благоприятных ситуаций для проявления лучших черт, отличащих данный этнос; стимулирование творческого состязания в различных ввдах физкультурно-оздоровительного, художественного и прикладного творчества, искусство духовного насыщения до-сугового о&цения;
всестороннее содействие межнациональному социально-культурному общению.
Суть технологии организационно-методического стимулирования процесса формирования культуры межнациональных отношений мы видели в единстве методики и организации педагогического процесса, в котором особое значение приобрела проблема последовательности действий.. .
Попытка организации совместной деятельности национально;' -, различных этнических обцностей/культурных объединений'в"ходе эксперимента значительно осложнилась-, так как потребовало предварительного изучения психологической готовности участников к включению в эту деятельность. Использование отдельных положений концепции формирования культуры межнациональных отношений не дает сколько-нибудь ощутимых результатов, подтверждая тем самым, актуальность решения этой сложной социально-педагогической задачи, требущей всестороннего ее изучения» поиску наиболее эффективных путей ее реализации, выработке конкретных механизмов формирования культурных межнациональных отношений.
Как подчеркнуто в диссертации, исследование, в основном, подтвердило исходную гипотезу. Однако логика научного поиска потребовала выйти за пределы первичной гипотезы и обратить внимание на ряд аспектов', которые на первоначальном этапе не стояли на повестке дня. Это, в первую очередь, проблема общественной государственной поддержки' развития культур! народов, кото-р:е в границах своей республики, ¡¿як округа составляют меньшинство. -
Серьезную проблему представляет направленность деятельности национально-культурных объединений. Исследование показало, что в ситуации, когда эт1/ объединения не находят культурно-творческие стимулы сзоехразвития, они часто нисходят к поли-
тиканству, теряют гуманные традиции и вырождаются в ситуативные Политические группировки, содействующие удовлетворению политических амбиций отдельных лиц.
. К счастью, такие объединения не типичны. Они появляются ни короткий период п предвыборные кампании во время повышенно!! социально-политической активности населения.
Исследование не ставило своей задачей изучить весь комплекс проблем развития культуры .межнациональных отношений. Б последующих работах предстоит ответить на многие вопросы, возникающие в ситуации бурных национально-политических конфликтов на этнической, религиозной или иной почве, но осуществленное нами исследование способствовало разрешении рада злободневных вопросов социально-культурного развития народов Российской Федерации. Его выводы должны содействовать радению одной из узловых социально-политических проблем современности - формированию культуры межнациональных отношений.
' ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ диссертации отражены в следующих пубян-нациях:
1, Национально-культурные объединения в духовной жизни молодежи, Методические рекомендации в помощь организатора!.! клубноЯ работы. Рига. Республиканский совет профсоюзов.- 1989. 1,2 или
2. Национальные отношения, как предмет педагошки досуга* // Национальное и' общечеловеческое в культуре XX века. Материалы научной конференции. Ереван. Педагогический институт им. Лбовл-на.- 1990, с. 88-96.
3» Общественно-инициативные объединения как социальный ш' статут формирования национального самосознания. // Проблема на. ционального и интернационального в развитии советского Востока, Материалы Всесоюзной конференции. Душанбе.- 1990, с. 16-194, формирование культуры межнациональных отношений учащих. ся профтехучилищ. Ленинград.- 1991. 1,8 п.л.
СП61ИК. Зак. 306, Тир. 100. 11.8.1992.