автореферат и диссертация по педагогике 13.00.05 для написания научной статьи или работы на тему: Психолого-педагогические условия организации социального взаимодействия в театральном объединении подростков
- Автор научной работы
- Аверьянов, А. И.
- Ученая степень
- кандидата педагогических наук
- Место защиты
- Москва
- Год защиты
- 1994
- Специальность ВАК РФ
- 13.00.05
Содержание диссертации автор научной статьи: кандидата педагогических наук, Аверьянов, А. И., 1994 год
ВВЕДЕНИЕ.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
УЧАСТНИКОВ ТЕАТРАЛЬНОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ.
1.1. Сущностная характеристика теорий социального взаимодействия различных психологических школ и ориентаций.
1.2. Общие основы и трансактный анализ социального взаимодействия в театральной педагогике.
1.3. Особенности социального взаимодействия в театральном объединении подростков.
ГЛАВА 2. ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРОЦЕССА СОЦИАЛЬНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В ТЕАТРАЛЬНОМ ОБЪЕДИНЕНИИ ПОДРОСТКОВ.
2.1. Методические аспекты организации процесса социального взаимодействия.
2.2. Педагогические условия совершенствования процесса социального взаимодействия.
2.3. Особенности психолого-педагогической подготовки руководителя любительского театра.
Введение диссертации по педагогике, на тему "Психолого-педагогические условия организации социального взаимодействия в театральном объединении подростков"
Актуальность исследования. Одной из самых сложных проблем, с которой приходится сталкиваться любому педагогу, социальному работнику, работнику культу рно-досуговой сферы, является проблема организации социального взаимодействия в коллективе. Сложность ее заключается в том, что данный процесс требует учета не только коллективного интереса, но и интереса каждой конкретной личности.
Важнейшим, центральным аспектом всякой педагогической деятельности является организация такого социального взаимодействия в коллективе, которое позволило бы каждому его участнику, сотрудничая с другими, в наиболее полной мере реализовать свои потребности, интересы, желания. Такой подход требует не только глубоких знаний педагогических и социально-психологических закономерностей, определяющих формирование, становление, изменение характера взаимодействия, целенаправленного управления этим процессом, но и практических умений и способностей. Однако, анализируя особенности реальной педагогической практики, имеющие место в системе культурно-просветительных и образовательных учреждений, следует отметить, что большинство специалистов не обладают такими знаниями и умениями.
В связи с этим особую тревогу вызывает положение дел в детских и юношеских творческих объединениях. Наряду с наметившейся тенденцией переноса детского творчества из культурно-просветительных учреждений в систему школьного образования, что само по себе можно расценивать как позитивный факт, до сих пор российские средне-специальные и высшие учебные заведения не готовят профессионалов в данной сфере деятельности.
В наиболее сложном положении сегодня оказалось любительское театральное творчество. Наряду с многофункциональностью (гедонистическая, рекреационная, просветительская, коммуникативная, творческая, самореализационная, прокреативная, мировоззренческая, профориентационная и др.) театральная деятельность еще и позволяет в силу своей специфики экстраполировать отдельные приемы взаимодействия и общения из ситуаций игры в ситуации повседневной жизни, что, на наш взгляд, представляется наиболее важным. Поэтому мы сочли необходимым остановиться на проблемах организации социального взаимодействия в любительском театральном объединении подростков, выявить психолого-педагогические условия, способствующие их оптимальному решению.
Степень разработанности проблемы. Социальное взаимодействие представляет собой комплексный процесс и предусматривает всестороннее его рассмотрение. Сегодня в отечественной социально-психологической и педагогической науке сам термин "социальное взаимодействие" широко не используется, в то время как западная наука активно развивает это понятие. Прежде всего сюда относятся такие психологические школы и ориентации, как бихевиоризм, позитивизм, психоанализ, когнитивизм, трансакционализм, интеракционизм, социальная драматургия, этогенический подход, этнометодология и др.
Однако нельзя не отметить, что ряд крупных отечественных исследователей в своих работах рассматривали отдельные аспекты социального взаимодействия: общение, межличностное взаимодействие, межличностные отношения, контакт и др. Так теоретические проблемы общения рассматриваются в фундаментальных работах Андреевой Г.М., Бодалева А.А., Коломинского Я.Л., Ломова Б.Ф., Парыгина Б.Ф. Проблема взаимодействия в детской среде освещена в работах Азарова Ю.П., Лебединского В.В.,МудрикаА.В., Петровского А. В., Ольшанского В. Б., Тарновского С. А., Щепаньского Я. и др. Вопросам, связанным с межличностными отношениями в различного рода группах посвящены работы Е.С.Кузьмина, В.Н.Мясищева, Н.Н.Обозова и т.д. Во многих работах последних лет наряду с общением и взаимодействием рассматриваются вопросы коммуникации: А.А.Будный, Л.И.Новикова, Ю.А.Щерковин, Э.Д.Шукуров и др. Особое внимание обращается на контакты как средство сближения, преодоления барьеров и средства построения взаимоприемлемых отношений в условиях совместной деятельности: Аргентова Т.Е., Залюбовская Е.В., Орлова Э.А., Сафонова B.C., Филонов Л.Б. и др.
Проблема формирования межличностных отношений, развитие контактов между людьми вызывает интерес и у исследователей, изучающих различные аспекты культурно-просветительной и культурно-досуговой деятельности. Так, в работах Т.В.Лавровой, Г.И.Маленкович, В.К.Назарова, З.И.Никулиной, А.Г.Подоленко, Е.И.Смирновой, Ю.А.Стрельцова, В.Ф.Чабанного анализируются место общения в клубных объединениях, их возможности в удовлетворении коммуникативных потребностей членов коллектива, роль руководителя объединения в организации общения, контактирования и пр. Вопросы воспитания культуры общения в условиях культурно-досуговой деятельности рассматривают Даниленко О. И., Иконникова С.И., Кобляков В.Н. и др. Особенностям взаимодействия с подростками, в том числе и в театральных коллективах, посвящены работы Говорун Т.В., Дымова Е.И., Плоткина В.И., Приходько Ю.А. и др.
В своей совокупности работы вышеназванных авторов имеют важное теоретическое и практическое значение, позволяют нам говорить о том, что отечественной наукой созданы все предпосылки для того, чтобы, интегрируясь в науку мировую, легализовать на своем уровне понятие "социальное взаимодействие", включив его в научный лексикон.
Объектом данного диссертационного исследования является любительское театральное объединение подростков.
Предмет исследования - психолого-педагогические условия организации процесса социального взаимодействия в театральном объединении подростков.
Цель исследования - раскрыть теоретические основы социального взаимодействия в любительском объединении и научно обосновать педагогические условия, необходимые для организации процесса социального взаимодействия в театральном объединении подростков.
Задачи исследования: выявить сущностные характеристики понятия "социальное взаимодействие" в наиболее известных в отечественной и зарубежной науке теориях социального взаимодействия;
- выявить общие основы процесса социального взаимодействия в театральной педагогике и определить его особенности в подростковых театральных объединениях;
- создать подростковое театральное объединение, провести на его базе формирующий эксперимент; разработать и апробировать методику организации социального взаимодействия;
- выявить взаимосвязь и взаимозависимость современной практики социального взаимодействия в любительских театральных объединениях с подготовкой профессиональных кадров в учебных заведениях культуры;
- разработать спецкурс для студентов театральных специализаций вузов культуры "Теория и практика социального взаимодействия в любительском театре".
В ходе диссертационного исследования проверялась гипотеза о том, что процесс социального взаимодействия в театральном объединении подростков может проходить наиболее эффективно при следующих условиях:
- применения определенной методики, базирующейся на принципах: доминирования личностного подхода, учета интересов коллектива и интересов отдельной личности, прошлого и сложившегося опыта социального взаимодействия подростков; соавторства - игры "по мотивам" произведения; взаимозаменяемости - нераспределенности ролей (все играют всех);
- целенаправленного и психологически грамотного педагогического анализа процесса социального взаимодействия, направленного на обмен информацией и эмоциями, организацию деятельности и восприятие человека человеком;
- соответствующей психолого-педагогической подготовки специалистов в сфере любительского художественного творчества.
Такая постановка вопроса позволила нам проверить общее предположение о том, что эти педагогические условия являются необходимыми и достаточными для того, чтобы в равной мере были реализованы интересы личности и интересы коллектива, эффективно строился процесс социального взаимодействия в подростковом театральном объединении.
Методологической и теоретической основой исследования являются фундаментальные положения о сущности человека, становления духовных общечеловеческих ценностей личности отечественных и зарубежных философов (Бахтин М.М., Бердяев Н.А., Горелов А.А., Каган М.С., Кант И., Мамардашвили М.К., Франкл В., Фромм Э.), социологов (Кон И.С., Смелзер Дж.Н., Сорокин П.), психологов (Б.Г.Ананьев , Андреева Г.М., Асмолов А.Г., Берн Э., Бодалев А.А., Л.П.Буева , Гоффман Э., Мид Дж., Петровская Л.А., Фрейд 3., Харре Р. и др.), педагогов (Азаров Ю.П., Дистервег А., Дьюи Дж., Коменский Я.А., Корчак Я., Макаренко А.С., Сухомлинский В.А. и др.).
В исследовании мы ориентировались на идеи, разработанные отечественной наукой о развитии личности в общении и деятельности (Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев), о субъектности личности (К.А.Альбуханова-Славская, А.В.Брушлинский, Л.П.Буева, А.Ф.Лазурский, Б.Ф.Ломов, В.Н.Мясищев, С.Л.Рубинштейн и др.)
Значительное внимание в исследовании уделено теоретическим и прикладным идеям театральных педагогов, режиссеров, актеров
Е.Б.Вахтангов, М.О.Кнебель, З.Я.Корогодский, Вс. Э.Мейерхольд, А.Д.Попов, К.С.Станиславский, М.А.Чехов и др.).
Выбор комплекса психолого-педагогических методов исследования определялся целями и задачами диссертации. В работе использовались методы теоретического анализа и синтеза; аналогия, моделирование; системный подход, а также эмпирические методы: опытная и опытно-экспериментальная работа; тестирование, анализ документов, биографический метод; наблюдение, анкетирование, опрос, статистическая обработка данных и другие.
Исследование проводилось в три взаимосвязанных этапа.
На первом этапе (1990-1992 гг.) изучалась научная и научно-методическая литература, анализировались различные подходы отечественных и зарубежных школ и ориентаций к понятиям "общение", "коммуникация", "взаимодействие", "социальное взаимодействие", их сущности, а также реально используемые в любительских театральных объединениях модели взаимодействия его участников. На этом же этапе формировалась теоретическая концепция исследования, разрабатывалась программа ее опытно-экспериментальной проверки.
На втором этапе (1992-1994 гг.) проходила опытно-экспериментальная работа. С учетом социальной ситуации развития коллектива и его участников были апробированы в реальных ситуациях общения теоретические положения различных психологических школ и ориентаций о социальном взаимодействии. Выявлялись методические аспекты организации и педагогические условия совершенствования социального взаимодействия в любительском театральном объединении подростков. Разрабатывался и проходил частичную апробацию спецкурс для студентов театральных специализаций "Теория и практика социального взаимодействия в любительском театре".
На третьем этапе (1994 г.) анализировались и обобщались результаты исследования, осуществлялась литературная обработка
Р диссертационного исследования. С учетом замечаний студентов и педагогов завершена работа над программой спецкурса для студентов режиссерских специализаций "Теория и практика социального взаимодействия в любительском театре".
Экспериментальной базой исследования являлись: средняя | общеобразовательная школа-интернат г.Сходня Московской области, школа-интернат № 3 г.Тамбова, а также Московский государственный институт культуры.
Научная новизна и теоретическое значение исследования состоит в обосновании понятия "социальное взаимодействие" как процесса взаимосвязанных и взаимообусловленных между собой социальных действий участников общения, основу которого составляют обмен информациями и эмоциями,организация деятельности и восприятие человека человеком. До сих пор в отечественных психологических словарях термин "социальное взаимодействие" отсутствует.
Впервые при теоретическом анализе процесса социального взаимодействия в любительском театральном объединении наряду с отечественными использованы положения зарубежных социально-психологических теорий (Э.Берна, Э.Гоффмана, Р.Харре и др.), социальное взаимодействие рассмотрено всесторонне (режиссер-актер, актер-актер, актер-зритель, педагог-учащийся, учащийся-учащийся). Предпринята попытка синтезировать в этом анализе знания из области философии, а также социальной и возрастной психологии, психологии творчества, театральной педагогики.
В исследовании получили новое теоретическое обоснование педагогические условия, необходимые для организации процесса социального взаимодействия в детском театральном объединении: доминирование личностного подхода н определении в качестве главной ценности процесса личности ребенка; учет в деятельности объединения прошлого и сложившегося
I опыта социального взаимодействия подростков; освоение педагогами новых методик организации процесса и усиление прагматического элемента в подготовке педагогических кадров.
Практическая значимость заключается в том, что методика организации процесса социального взаимодействия в детских театральных объединениях используется в работе руководителей творческих объединений Сходненской школы-интерната и практической деятельности студентов-заочников МГИК, а также в разработке на основе результатов эксперимента программы спецкурса для студентов режиссерско-театральной специализации колледжей и вузов культуры по организации социального взаимодействия в любительском театральном объединении. Данный спецкурс значительно обогащает знания студентов в области практической социальной психологии и, как показал проведенный среди них опрос, может стать неотъемлемой частью целостного процесса общей и профессиональной подготовки специалиста.
Основные положения, выносимые на защиту.
1. Процесс социального взаимодействия в театральном объединении подростков, который представляет собой взаимосвязанные и взаимообусловленные социальные действия его участников, направленные на обмен коммуникациями и эмоциями,организацию деятельности,восприятие человека человеком.
2. Комплекс социально-педагогических условий (личность участника коллектива - главная ценность процесса социального взаимодействия; учет социальной ситуации развития участников творческого объединения, ведущей деятельности и психических новообразований, характерных для подросткового возраста; педагогическая диагностика психологических состояний участников любительского театрального объединения; формирование разносторонних психолого-педагогических знаний и усиление прагматического элемента, в профессиональной подготовке педагогов-режиссеров), позволяющих эффективно организовать процесс социального взаимодействия в театральном объединении между его участниками.
3. Формы и методы педагогической работы по организации процесса социального взаимодействия в подростковом театральном объединении и профессиональной психолого-педагогической подготовки руководителей любительских театров в колледжах и вузах.
Апробация работы. Основные результаты исследования отражены в материалах межвузовской республиканской научно-практической конференции "Проблемы подготовки режиссеров самодеятельных театральных коллективов" (Тамбов, 1990 г.), межрегиональной научно-практической конференции "Проблемы гуманитаризации вузовского образования" (Тамбов, 1992 г.), международной научно-практической конференции "Народная художественная культура России: перспективы развития и подготовки кадров" (Москва, 1994 г.), а также изложены на научно-практической конференции молодых ученых "Новые пути наук о культуре" (МГИК, 1994 г.).
Основные положения диссертационного исследования были использованы при проведении занятий по курсам "Педагогика" и "Социальная психология" со студентами ряда художественных специализаций (театральной, хореографической, музыкальной) всех форм обучения во МГИК.
Цели и задачи исследования определили структуру диссертации, которая состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и одного приложения. Кроме текстовых материалов в работу включены четыре таблицы.
Заключение диссертации научная статья по теме "Теория, методика и организация социально-культурной деятельности"
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В результате теоретического анализа проблемы и опытно-экспериментальной работы в нашей исследовании понятие "социальное взаимодействие" оформляется как сравнительно новая категория педагогики. Всякий реальный педагогический процесс рассматривается нами как социальное взаимодействие педагога и учащегося, всех участников этого процесса.
Исследование показало, что одной из серьезнейших и труднейших задач любой педагогической деятельности является организация такого социального взаимодействия в коллективе, где бы в результате сотрудничества с другими могли реализоваться интересы, желания и потребности каждой отдельной личности одновременно с реализацией общих. Мы установили, что это достигается, прежде всего, при условии определенных знаний и владения конкретными приемами и технологиями.
При общей развитости отечественной педагогической мысли, при сегодняшней ее ориентации на общечеловеческие ценности мы, одновременно с этим, не можем не признавать того факта, что западная педагогика во многом опередила нас в области педагогической технологии, конкретных методов и приемов воспитания, в так называемом "прагматическом элементе". Интегрируясь в науку мировую, что совершенно для нас необходимо, мы не можем игнорировать опыта американской, западноевропейской и других школ. Не отдавая предпочтения ни одной из них, мы все же попытались в своем диссертационном исследовании обратиться к тем теоретическим положениям и практическим наработкам, которые могут быть приемлемы и полезны нашей, российской науке и практике.
В результате проведенной работы мы еще раз убедились, что человек не может не быть включенным в какую либо общность, не может не взаимодействовать с другими людьми. Это объясняется несколькими причинами. Прежде всего тем, что он получает от взаимодействия с другими удовольствия, а также удовлетворяет одну из своих глубинных потребностей -потребность в персонализации.
Анализируя различные подходы к понятию "социальное взаимодействие", отметим, что оно предполагает: во-первых, какую-либо социальную активность, деятельность; во-вторых, некоторую взаимосвязь, взаимообусловленность и взаимовлияние; в-третьих, координацию, обмен, общность, солидарность, соглашение.
Таким образом, применительно к нашему исследованию, социальное взаимодействие мы определили как процесс взаимосвязанных и взаимообусловленных между собой социальных действий участников творческого объединения, направленный на обмен коммуникациями и эмоциями,организацию деятельности и восприятие человека человеком. Социальное взаимодействие служит основой реализации общения и развития межличностных отношений в творческой группе.
Рассматривая социальное взаимодействие в театральном объединении подростков, нельзя не отметить того сходства, которое наблюдается при сравнении ряда ролевых теорий с основными положениями театральной педагогики. Это позволяет нам говорить о том, что любительские театральные объединения обладают огромным потенциалом для обучения детей психологически грамотному взаимодействию с другими людьми, что оказывается чрезвычайно важным и необходимым для их последующей социализации.
Наше исследование показало, что взаимодействие не может считаться эффективным, если его участники не способны понимать и воспринимать друг друга. Однако это достигается лишь тогда, когда они могут диагностировать свои собственные психические состояния и состояния партнеров. Диагностика включает в себя не только понимание на вербальном уровне, но и грамотную интерпретацию невербальных знаков ( мимика, жесты, телодвижения, дистанция и пр.). Театральное творчество в силу своей специфики предполагает владение психодиагностическими приемами, ибо сценическое взаимодействие всегда многоуровневое, строящееся одновременно с учетом социального (текста) и психологического (подтекста) элементов. Исходя из этого, мы в своей экспериментальной работе большое внимание уделяли отработке у участников театрального объединения умений и навыков, позволяющих оперативно определять свое психическое состояние и состояние партнера. Эффективно решить данную задачу нам позволила теория трансактного анализа Э.Берна. Подросткам в доступной форме излагались характеристика каждого из состояний ("Родителя", "Взрослого", "Ребенка"), его отличительные вербальные и невербальные признаки, а затем в процессе учебно-творческой деятельности в игровой форме тренировались и закреплялись умения распознавать эти состояния у себя и других участников взаимодействия.
В ходе исследования было доказано, что процесс организации социального взаимодействия в подростковом объединении, чтобы быть эффективным, должен строиться с учетом социальной ситуации развития коллектива его участников, ведущей для этого возраста деятельности и характерных психических новообразований.
В своем исследовании мы учитывали, что социальная ситуация развития для экспериментального коллектива характеризуется системой отношений ребенка и взрослых, которая на макроуровне связана с тем, что Россия относит себя к демократическому типу государства и позволяет говорить о том, что человеку предоставлена возможность свободно избирать для себя жизненные ориентиры и жить в соответствии с ними, руководствуясь общечеловеческими ценностями. Россия взяла на себя обязательства в связи с этим выполнять все международные соглашения и декларации, связанные с обеспечением прав и свобод человека, прав ребенка.
Однако, рассматривая конкретных детей, обучающихся в Сходненской школе-интернате (экспериментальный коллектив), мы учитывали, что многие из них принадлежат к многодетным, неполным или неблагополучным семьям. Современная ситуация в нашей стране поставила эти семьи на грань бедности и нищеты, а потому школа-интернат помогает ребятам выжить в этих тяжелейших условиях. Кроме того, в ситуации значительного падения престижа образования, в том числе и среднего, повального устремления к материальному благополучию любыми средствами, она пытается противостоять негативным тенденциям, используя для этого все доступные ей возможности.
Более пяти дней в неделю дети безвыездно находятся в школе. Приоритетная роль в воспитании детей принадлежит учителям и воспитателям, так как родители практически выключены из этого процесса.
Учитывая сложившуюся социальную ситуацию развития, в программу занятий с подростками нами были положены педагогические принципы, основанные на гуманистических ценностях: уважении, любви, свободе, радости. Именно эти ценности, на наш взгляд, могли благотворно повлиять на создание микросоциальной среды, необходимой для занятий творчеством в самом широком смысле этого слова.
Как мы уже отмечали, социальная ситуация развития включает в себя систему отношений ребенка со взрослыми, которые во взаимодействии выступают своеобразными проводниками требований общества к детям. Именно поэтому мы сочли необходимым уже на первом этапе совместной деятельности с подростками определить права и обязанности каждого из участников коллектива, включая и руководителя театрального объединения.
В процессе организации социального взаимодействия в театральном объединении подростков исследование еще раз нас убедило в том, насколько важным оказывается для руководителя изначально ориентироваться на ведущий вид деятельности, удовлетворяющий самые актуальные их потребности. Такой деятельностью выступает в нашем исследовании общественно-полезная деятельность, составной частью которой наряду с другими являются и занятия в любительском театре.
Наше исследование подтвердило, что "чувство взрослости" представляет собой стержневую психическую особенность возраста, его структурный центр, так как выражает новую жизненную позицию подростка по отношению к себе, людям и миру.
Учет социальной ситуации развития детей, ведущего вида деятельности и психических новообразований является необходимым педагогическим условием и при выборе стратегий взаимодействия с подростками.
Исследуя проблему эффективного выбора стратегий поведения во взаимодействии детей и взрослых в театральных объединениях, мы пришли к выводу, что и самим подросткам необходимы подобные знания. Наше исследование показало, что даже элементарное овладение подростками знаниями о таких стратегиях, как сотрудничество, игра, компромисс, давление, манипулирование, уступка и уход от решения вопроса помогает им более эффективно строить отношения как между собой, так и со взрослыми.
В исследовании разработана методика работы с подростками, определены ее основные принципы и аспекты. Как показывают результаты контрольного эксперимента, при организации социального взаимодействия в театральном объединении подростков по авторской методике значительно улучшилась не только психологическая атмосфера в коллективе, но, что особенно важно, приобрели иной характер отношения подростков со сверстниками и взрослыми. Так в Сходненской школе-интернате 40% подростков отметили улучшение отношений с товарищами, 60% - с учителями и воспитателями, 80% - с родителями.
В процессе учебно-воспитательной и творческой работы в любительском театре в результате формирующего эксперимента подростки также овладели навыками и приемами, позволяющими им более успешно осуществлять социальное взаимодействие. Так 70% подростков заявили, что после занятий в театре им стало легче общаться со сверстниками, 41% - с учителями и воспитателями, 56% - с родителями. Все это не могло не сказаться и на самочувствии самих детей. 70% участников театрального объединения отметили появившееся у них чувство уверенности.
Анализируя педагогические условия совершенствования социального взаимодействия, мы пришли к выводам, что нельзя эффективно построить реальный процесс социального взаимодействия, если в практической деятельности педагога-режиссера не будут выполняться следующие условия:
1. Рассмотрение личности конкретного ребенка в качестве главной ценности этого процесса, а личностного подхода как доминирующего в организации всей учебно-творческой деятельности.
Чтобы это условие выполнялось, в нашем экспериментальном коллективе автором была разработана и использована специальная методика работы с детьми, базирующаяся на трех основных принципах:
- принципе тождества интересов отдельной личности и интересов коллектива;
- принципе соавторства, игры по "мотивам" произведения;
- принципе взаимозаменяемости - нераспределенности ролей (все играют всех).
Личностный подход нам представляется наиболее целесообразным в силу того, что каждый отдельный ребенок представляет собой явление уникальное, требующее учета и анализа не только его настоящего, но и прошлого, сложившегося опыта социального взаимодействия.
2. Умение педагога-режиссера эффективно строить и развивать социальное взаимодействие участников коллектива как со сверстниками, так и со взрослыми.
Все это в итоге оказывается невозможным без психологически подготовленного педагога-руководителя театрального объединения. На сегодняшний день проблема подготовки таких кадров стоит наиболее остро. Руководство любительским объединением требует от специалиста не только узко профессиональных знаний (режиссура, работа над ролью и др.), но и глубоких психолого-педагогических знаний. Однако до сих пор, не смотря на присваиваемую выпускникам вузов культуры квалификацию "педагог", дисциплины психолого-педагогического цикла не стали для них профилирующими. Более того, в учебных программах отсутствует, на наш взгляд, чрезвычайно важный раздел практической социальной психологии, что безусловно ослабляет прагматический элемент образования.
С учетом вышеизложенного, нами была составлена программа спецкурса для студентов театральных специализаций "Теория и практика социального взаимодействия в любительском театре", цель которой - выявить и развить у будущих педагогов-руководителей театральных объединений их потенциальные возможности и способности в сфере общения и управления коллективом, отработать у них умения и навыки, позволяющие эффективно организовывать и совершенствовать процесс социального взаимодействия. Спецкурс также направлен на активизацию у студентов позитивных моментов самосознания, самоуважения и самооценки. Он призван помочь научить их управлять собой, своими состояниями, выражать свои эмоции и чувства, ориентироваться в себе и других людях, устанавливать с ними тесные личные отношения.
Как показывает наша опытно-педагогическая работа, данный спецкурс вызвал живой интерес у студентов, признан ими как необходимый для их дальнейшей профессиональной деятельности. В результате проведения занятий значительно улучшается психологический климат в учебной группе, повышается компетентность в общении, развивается способность к рефлексии и эмпатии, раскрываются новые возможности и резервы и т.д.
В результате анализа данных, полученных в процессе проводимой нами теоретической и опытно-экспериментальной работы, была подтверждена связь успешности педагогического руководства театральным объединением подростков и выявленными и обоснованными автором исследования психолого-педагогическими условиями.
В своей основе результаты исследования подтвердили выдвинутую гипотезу и обосновали положения, выносимые на защиту, позволили нам достичь цели и эффективно решить поставленные задачи.
Список литературы диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Аверьянов, А. И., Москва
1. Аверьянов А.И. Стратегии социального взаимодействия и их значение для гуманитаризации общения//Проблемы гуманитаризации вузовского образования: Материалы межрег. науч.-практ. конф.-Тамбов, 1992.-С.34-35.
2. Агеев B.C. Межгрупповое взаимодействие:Социально-психологические проблемы.-М.:Изд-во МГУ,1990.-239с.
3. Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии.-М.:Изд-во "Прагма", 1993.-176с.
4. Азаров Ю.П. Семейная педагогика. Педагогика Любви и Свободы.-М.: АиФ, 1993.-608с.
5. Азаров Ю.П. Радость учить и учиться: Педагогика гармоничного развития. -М.: Политиздат, 1989. -333с.
6. Алемаскин М.А. Воспитательная работа с подростками.-М.:Знание, 1979.-48с.
7. Ананьев Б.Г. Личность,субъект,деятельность,индивидуальность //Избр.психол.тр.:В 2-х т.-М.:Педагогика,1980.-Т.1.-С.7,217.
8. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. Л.: Изд-во ЛГУ, 1968.-339с.
9. Ю.Андреев Д. Роза мира.-М.:Изд-во "Иной мир",1992.-575с.
10. Н.Андреева Г.М. Социальная психология.-М.:Изд-во МГУ, 1988.-429с.
11. АндрееваГ.М.Современная социальная психология на Западе (Теоретические направления)//Т.М.Андреева,Н.Н.Богомолова,Л. А.Петров-ская.-М.:Изд-во МГУ, 1978.-270с.
12. Асмолов А.Г. Психология личности: Принципы общепсихологического анализа.-М.:Изд-во МГУ, 1990.-367с.
13. Атватер И. Я Вас слушаю.'Советы руководителю, как правильно слушать собеседника.-М.:Экономика, 1988.-111с.
14. Байярд Р.Т., Байярд Д. Ваш беспокойный подросток. Практическое руководство для отчаявшихся родителей.-М.".Просвещение, 1991.-224с.
15. Барро Ж.-Л. Размышления о театре.-М.: Изд-во ин.лит-ры,1963.
16. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М.: Искусство, 1986.-444с.
17. Бердяев Н.А. Философия свободы. Смысл творчества,- М.:Правда, 1989.-607с.
18. Бердяев Н.А. Философия творчества, культуры и искусства:В 2-х т,-М.: Искусство, 1994.
19. Берн Э. Секс в человеческой любви.-М.: Московский кадровый центр, 1990.-111с.
20. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Психология человеческих взаимоотношений; Люди, которые играют в игры. Психология человеческой судьбы. М.: Прогресс ,1988.-400с.
21. Берн Э. Трансактный анализ и психотерапия. СПб.: Братство, 1992.-224с.
22. Берн Э.Введение в психиатрию и психоанализ для непосвященных.-СПб.:Изд-во МФИН, 1991.-448с.
23. Берне Р.В. Развитие Я концепции и воспитание.-М.: Прогресс, 1986.-420с.
24. Блонский П. П. Избранные педагогические и психологические сочинения:В 2-х т.-М.'.Педагогика, 1979.
25. Бодалев А.А. Психология о личности.-М.:Изд-во МГУ, 1988.-187с.
26. Бодалев А.А.,Малькова 3. А.,Новикова Л.И. и др. Концепция воспитания учащейся молодежи //Педагогика.-1992.-№3-4.-С.11.
27. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте: Психологическое исследование. -М.: Просвещение, 1968. -464с.
28. Брехт Б.О театре:Сб.статей.-М.:Изд-во иностр.лит-ры, 1960.-363с.
29. Буева Л.П. Человек: деятельность и общение.-М.:Мысль, 1978.-216с.
30. Бютнер К. Жить с агрессивными детьми.-М.:Педагогика, 1991.-141 с.
31. Вивьен Л. С. Индивидуальное воспитание творческой личности //Условия формирования творческой личности.-Л.:Изд-во ЛГИТМиК,1976.-Вып.2.-С.207.
32. Внутренний мир ребенка //Америка.-1992.-№432.-С.21-23.
33. Возрастные и индивидуальные особенности младших подростков/ Под ред. Д. Б. Эльконина.-М.: Просвещение, 1967.-360с.
34. Возрастная и педагогическая психология:Учебник для студентов педагогических институтов.-М.: Просвещение,1979.-288с.
35. Вульфсон Б.Л. Эрих Фромм о воспитании//Советская педагогика.-1991.-№11.-С.114.
36. Выготский Л.С. Психология искусства.-М.:Педагогика, 1987.-344с.
37. Выготский Л. С. Проблемы возрастной периодизации детского развития//Вопросы психологии.-1972.-№2.-С. 114-123.
38. Выготский Л.С. Педагогическая психология. М.: Педагогика, 1991.-479с.
39. Выготский Л.С. Собрание сочинений в 6-ти т.-М.:Педагогика, 1984.-Т.4 .-433с.
40. Гончаров И. Школа отживающая и восходящая//Народное образование. -1993. -№ 1. -С. 12-17.
41. Горелов А.А. Расщепленный человек и целостная система. М., 1990.-255с.
42. Гуткина Н.И. Психологические проблемы общения учителя с подростком/ / Вопросы психологии.-1984.-№ 2. -С. 99.
43. Демидов Н.В. Искусство жить на сцене.-М.:Искусство, 1965.-383с.
44. Дистервег Ф.А. Избранные педагогические сочинения А.Дистервега (1830-1836 гг.).-СПб.:Изд-во ж-ла "Семья и школа", 1885.-Т. 1.-248с.
45. Дьюи Дж. Школа и общество.-М.:Гос.изд-во, 1924.-174с.
46. Ершов П.М. Режиссура как практическая психология: Взаимодействие людей в жизни и на сцене.-М.:Искусство,1972.
47. Жуков Ю.М.,Петровская Л.А.,Растянников П.В. Диагностика и развитие компетентности в общении.-Киров:Изд-во "ЭНИОМ", 1991.-96с.49.3имбардо Ф. Застенчивость.-М.:Педагогика, 1991.-208с.
48. Каган М.С. Мир общения:Проблема межсубъектных отношений.-М.: Политиздат ,1988.-319с.
49. Каган М.С. Человеческая деятельность.-М.:Политиздат, 1974.-328с.
50. Каган М.С. Некоторые вопросы взаимосвязи философии и педагогики//Советская педагогика.-1981.-№10.-С.56-63.
51. Каган М.С. Проблемы субъект-объектных отношений в марксистско-ленинской философии//Философские науки.-1980.-№4.-С.40-49.
52. Кан-Калик В. А. Как овладеть элементами театральной педагогики//Учителю о педагогической технике.-М.:Педагогика, 1987. -С.102-107.
53. Кант И. Сочинения в 6-ти т.-М.:Мысль, 1965.-Т.4.-544с.
54. Карнеги Д. Как завоевать друзей и оказывать влияние на людей. -М.:Прогресс, 1989.-720с.
55. Кле М. Психология подростка: Психосексуальное развитие.-М.: Педагогика, 1991.-171с.
56. Кнебель М.О. Поэзия педагогики.-М.:Изд-во ВТО, 1984.-527с.
57. Коклен Б.К. Искусство актера.-М.-Киев, 1909.-84с.
58. Коломинский Я. Л. Человек среди люд ей.-Минск: Народная асвета, 1987. -237с.61 .Коломинский Я.Л. Психология детского коллектива: Система личностных взаимоотношений.-Минск:Народная асвета, 1984.-239с.
59. Комаровский Б.Б. Педагогика Дьюи:В 2-х кн.-Баку, 1926.
60. Коменский Я.А. Избранные педагогические сочинения:В 2-х т.-М.: Педагогика, 1982.
61. Кон И.С. Ребенок и общество:(историко-этнографическая перспектива). -М.: Наука, 1988. -269с.
62. Кон И.С. Психология ранней юности.-М.:Просвещение, 1989.-254с.
63. Корогодский З.Я. Репетиции, репетиции, репетиции.-М.:Советская Россия, 1978.-111с.
64. Королев Ф.Ф. В.И.Ленин и педагогика.-М.:Педагогика, 1971.-400с.
65. Корчак Я. Как любить ребенка.-М.:Политиздат, 1990.-493с.
66. Корчак Я. Воспитание личности.-М.'Просвещение, 1992.-286с.
67. Кошманова Т.С. Проблемы общения в современной американской школе//Советская педагогика.-1991.-№4.-С. 136-139.
68. Красовский Ю.М. Некоторые проблемы театральной педагогики В.Э.Мейерхольда (1905-1907 гг.):Лекция.-Л.:Изд-во ЛГИТМиК, 1981.-47с.7 2. Критика современной буржуазной теоретической социологии. -М.: Наука, 1977.-С.71.
69. Ладанов И.Д. Мастерство делового взаимодействия:(Пособие для менеджера).-Владикавказ:Изд-во "ИР", 1990.-186с.
70. Лебединский В.В. Детское демократическое движение. Современный скаутизм. М.: ВКШ при ЦК ВЛКСМ, 1979. - 87с.
71. Левыкин И. Т. Анализ общения как комплексной проблемы / /Социально-психологические и психолого-педагогические проблемы общения.-М.:Изд-во АОН при ЦК КПСС, 1981.-С.35.
72. Ленский А. П. Статьи. Письма. Записки.-М.: Искусство, 1950.-371 с.
73. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М.: Изд-во МГУ, 1972.-575с.
74. Леонтьев А.Н. Деятельность.Сознание.Личность.-.:Политиздат, 1977.-304с.
75. Личность и коллектив: поиск гармонии//Педагогика.-1992.-№1-2.-С.42-49, 85-89.
76. Лучшие психологические тесты для профотбора и профориентации.-Петрозаводск:Изд-во "Петроком", 1992.-319с.
77. Макаренко А. С. Педагогические сочинения: В 8-ми т.-М.: Педагогика ,1983.-Т.4.-399с.
78. Макаров С.Ф. Менеджер за работой. М.: Молодая гвардия, 1989.-239с.
79. Мамардашвили М.К. Мысль под запретом //Вопросы философии.-1992.-№4.-С. 70-78.
80. Мамардашвили М.К. Как я понимаю философию. М.:Прогресс, 1992.-415с.
81. Мейерхольд В.Э. Статьи. Письма. Речи. Беседы.-М.-Л.:Искусство, 1968.-4.1.-350с.
82. Методологические проблемы социальной психологии.-М.:Наука, 1975.-293с.
83. Московиси С. Общество и теория в социальной психологии/ /Современная зарубежная социальная психология. Тексты.-М.:Изд-во МГУ,1984.-С.210.
84. Мудрик А.В. Социализация и "смутное время".-М.:Знание, 1990.-79с.
85. Мы живем среди людей: Кодекс поведения. М.:Политиздат, 1989.-383с.
86. Ниренберг Д., Калеро Г. Читать человека как книгу.-М.: Экономика, 1990. -47с.
87. Обозов Н.Н. Межличностные отношения.-Киев: Изд-во "Лыбидь", 1990.-191с.
88. Общение людей как социально-психологическая проблема.-М., 1973.
89. Особенности обучения и психического развития школьников 1317 лет. -М.: Педагогика, 1988. -190с.
90. Парилис С.Э.,Либин А.В. Психология Вашего сознания.-М.: Мысль, 1991.-221с.
91. Педагогика.(Макет для обсуждения).-М,-Берлин: Просвещение, 1978.-512с.
92. Перевалов В. Искусство слушать и слышать//Информационный сборник "Безопасность" .-1992. -№ 5. -С. 62-66.
93. Перре-Клермон А.-Н. Роль социальных взаимодействий в развитии интеллекта детей. -М. :Педагогика, 1991.-248с.
94. Песталлоцци И.Г. Избранные педагогические сочинения:В 2-х т.-М.: Педагогика, 1981.
95. Пиз А. Язык тело движений.-М.: Изд-во "Ай Кью", 1992.-262с.
96. Пирогов Н.И. Избранные педагогические сочинения. -М.: Педагогика, 1985. -496с.
97. Попов А.Д. Из режиссерских записей.-М.:Искусство, 1967.-113с.
98. Проблемы зарубежной социальной психологии.-М.: Изд-во ИНИОН,1976.
99. Проблемы освоения театральной педагогики в профессионально-педагогической подготовке будущего учителя:Материалы Всесоюзной научно-практической конференции. Полтава, 1991.-383с.
100. Проблемы целостного процесса общей и профессиональной подготовки специалистов в вузах культуры: (Методол. и метод. аспекты ): Межвуз. сб. науч. тр. -М., 1987. -150с.
101. Психологические условия социального взаимодействия. -Талинн, Изд-во ГПИ,1983.-135с.
102. Психология развивающейся личности. -М.: Педагогика, 1987. -240с.
103. Психология. Словарь. -М.: Политиздат, 1990. -С. 51,246.
104. Психология современного подростка /Под ред.Д.И.Фельдштейна,-М. .Педагогика, 1987. -240с.
105. ЮЭ.Робер М.-А., Тильман ф. Психология индивида и группы.-М.: Прогресс, 1988.-255с.
106. О.Рождественская Н.В. Психологический анализ некоторых компонентов способности к сценическому перевоплощению :Дисс. .канд. искусствоведения .-Л.,1975.-192с.
107. Розен Г.Я. Роль самосознания в социальной перцепции//Проблемы зарубежной социальной психологии.-М., 1976.-С. 150.
108. Романова Е. С., Потемкина О.Ф. Графические методы в психологической диагностике. -М.: Дидакт, 1992. -256с.
109. З.Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание. М.: Изд-во АПН СССР, 1957.-328с.
110. Рубинштейн С. Л. Проблемы общей психологии. -М.: Педагогика, 1976. -416с.
111. Руссо Ж.-Ж. Педагогические сочинения: В 2-х т,-М.: Педагогика ,1981.
112. Сабитова Г. В. Психолого-педагогические аспекты деятельности детских общественных организаций в современных условиях :Дисс. .канд.пед.наук.-М., 1992.-176с.
113. Сатир В. Как строить себя и свою семью.-М.: Педагогика-Пресс, 1992.-192с.
114. Словарь по прикладной социологии.-М., 1984.
115. Смелзер Дж.Н. Социология// Социологические исследования.-1992.-№8.-С.89-98.
116. Собкин B.C. Опыт исследования личностных характеристик студента-актера//Психо лого-педагогические аспекты обучения обучения студентов творческих вузов.-М.:Изд-во ГИТИСД984.-С.26.
117. Современная западная социология: Словарь. М.: Политиздат', 1990.-С. 52.
118. Современная зарубежная социальная психология. Тексты.-М.:Изд-во МГУ, 1984.-255с.
119. Сорокин П.А. Система социологии:В 2-х т.-Пг.:Изд-во "Колос", 1920.Т. 1.-360с.
120. Социально-психологические и психолого-педагогические проблемы общения.-М.:АОН при ЦК КПСС,1981.-101с.
121. Станиславский К.С. Общение//Работа актера над собой.-М.-Л., i 978. -Ч. \. -С.337-338.
122. Станиславский К. С. Статьи, речи, беседы, письма.-М.: Искусство, 1953. -783с.
123. Сухомлинский В.А. Неотложные проблемы теории и практики воспитания//Народное образование.-1961.-№10.-С.55-56.
124. Сухомлинский В.А. О воспитании.-М. Политиздат, 1988.-269с.
125. Сценическая педагогика: Сб. трудов.-Л. :Изд-во ЛГИТМиК,1988.-Вып.3.-177с.
126. Товстоногов Г.А. Зеркало сцены: В 2-х т.-Л.:Искусство, 1980. -Т. 1.-303с.
127. Толстой Л.Н. Из писем и дневников (1865-1902 гг.) //Полн.собр.соч.:В 90 т.-М.,1928-1958.-Т.68.-С.279-280.
128. Учителю о педагогической технике.-М.:Педагогика, 1987.-160с.
129. Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения: В 2-х т. -М., 1976.
130. Фельдштейн Д. И. Психологические закономерности развития личности//Вопросы психологии.-1984.-№2.-С.50.
131. Фельдштейн Д.И. Формирование личности ребенка в подростковом возрасте. Душанбе ,1973.-138с.
132. Филонов Л.Б. Психологические аспекты установления контактов между людьми. -Тушино, 1982.
133. Философский энциклопедический словарь.-М.: Советская энциклопедия, 1989. -С. 88.
134. Франкл В. Человек в поисках смысла.-М.:Прогресс, 1990.-368с.
135. Фрейд 3. Я и Оно. Труды разных лет:В 2-х т.-Тбилисси:Изд-во "Мерани", 1991 .-Т. 1 .-399с.
136. Фромм Э. Иметь или быть?-М.:Прогресс, 1990.-336с.
137. Фромм Э. Бегство от свободы.-М.:Прогресс, 1990.-272с.
138. Харрис Т. Я хороший, ты хороший.-М.:Изд-во "Соль",1993.-176с.
139. Хоманс Дж. Социальное поведение как обмен/ /Современная зарубежная социальная психология.Тексты.-М.:Изд-во МГУ, 1984.-С.90.
140. Хорни К. Невротическая личность нашего времени.Самоанализ.-М.:Прогресс, 1993.-480с.
141. Чернышов А.А. Педагогические проблемы возрастного подхода к деятельности пионерской организации: Дисс. . канд. пед. наук.-М., 1980.-196с.
142. Чехов М.А. Литературное наследие:В 2-х т.-М.:Искусство, 1986.
143. Чухман Е. Дети и театральное искусство в школе.-1993.-№3.-С.6.
144. Шихирев П.Н. Современная социальная психология США.-М.:Наука,1979.
145. Шихирев П.Н. Современная социальная психология в Западной Европе.-М.: Наука, 1985.-175с.
146. Штангль А. Язык тела.-Баку, 1992.
147. Шутц У. К. Комплементарная функция лидера// Современная зарубежная социальная психология.Тексты.-М.:Изд-во МГУ, 1984.-С. 167.
148. Эльконин Д.Б. Психология игры.-М.:Педагогика, 1978.-301с.
149. Эфрос А.В. Профессия: режиссер.-М.:Искусство, 1979.-367с.
150. Юнг К.Г. Архетип и символ.-М.:Изд-во "Ренессанс", 1991.-304с.
151. Якобсон П.М. Эмоциональная жизнь школьника.-.:Просвещение, 1966.-291с.
152. Ярошевский М.Г., Анцыферова Л.И. Развитие и современное состояние зарубежной психологии.-М.:Педагогика, 1974.-303с.