автореферат и диссертация по педагогике 13.00.05 для написания научной статьи или работы на тему: Формирование творческих способностей подростков в театральной студии
- Автор научной работы
- Остривной, Василий Петрович
- Ученая степень
- кандидата педагогических наук
- Место защиты
- Москва
- Год защиты
- 2000
- Специальность ВАК РФ
- 13.00.05
Содержание диссертации автор научной статьи: кандидата педагогических наук, Остривной, Василий Петрович, 2000 год
ВВЕДЕНИЕ
Глава I. ТЕАТРАЛЬНАЯ СТУДИЯ ДЛЯ ПОДРОСТКОВ
КАК ОБЪЕКТ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ.
1.1. Теоретико-методологические предпосылки изучения процесса воспитания школьников в культурно-досуговом центре.
1.2. Психолого-педагогические теории способностей личности подростка.
1.3. Театральный коллектив как фактор творческого развития подростков.,.
Глава II. ПСИХОЛОГО-ГШДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ПОДРОСТКОВ.
2.1. Особенности подросткового возраста и их влияние на формирование творческих способностей.
2.2. Общение как основа творческой деятельности подростков в театральной студии.
2.3. Технологии формирования и развития театральных способностей подростков: условия, формы, методы и приемы.
Введение диссертации по педагогике, на тему "Формирование творческих способностей подростков в театральной студии"
В условиях политических и социально-экономических преобразований, демократизации и духовного обновления общества, гуманистической направленности в сфере культуры и образования особое значение приобретают проблемы воспитания подрастающего поколения. Философы и социологи, экономисты и демографы, медики и правоведы, психологи и педагоги, писатели и представители всех видов искусств активно работают над созданием новой гуманистической концепции воспитания и образования, включающей в себя содержание, формы, методы и технологии сложного процесса формирования личности.
Кризис системы воспитания как отражение общего кризисного состояния общества в определенной мере обусловлен тем, что процесс отказа от устаревших бюрократических норм, правил и ограничений, от абстрактных ценностей проходит значительно быстрее, чем создание новых типов учебно-воспитательных учреждений, новых форм взаимосвязи школы с социальной средой, новых, нетрадиционных возможностей для использования свободного времени детей, подростков, молодежи.
Результаты многих исследований социологов, культурологов, психологов и педагогов свидетельствуют о том, что общеобразовательная школа лишь в незначительной степени является сферой интеллектуального, творческого и межличностного взаимодействия педагогов и их воспитанников. В свободное от учебы время большинство школьников предоставлены сами себе (Ю.П.Лзаров, И.С.Кон, А.В.Мудрик, Э.В.Соколов, Д.С.Семенов, А.В.Толстых и др.). Об этом свидетельствуют публикации ученых, педагогов, психологов, социологов. Между тем, ведущие потребности подростков и школьной молодежи в сфере свободного времени, мотивы, побуждающие их включаться во внешкольную творческую деятельность, достаточно глубоко исследованы педагогами и психологами (работы И.А.Бестужева-Лады, С.Н.Иконниковой,
В.Т.Лисовского и др.). Ученые отмечают, что свободное время не только временное, но и социокультурное пространство, где подросток, молодой человек может проявлять себя в различных видах активности: социально-значимой или асоциальной. В свободное время возможно разная деятельность - творческая и потребительская, созидательная и разрушительная. Доминирование той или иной активности, характер самоценностного поведения определяется различными социально-педагогическими факторами, а также индивидуально-психологическими особенностями личности (Л.А.Бодалев, А.Н.Леонтьев, Ю.А.Стрельцов и др.).
Ученые выделяют две основные сферы, а значит и функции свободного времени: 1) отдых и развлечения; 2) развитие личности посредством творческой деятельности. В условиях педагогически организованной среды, охватывающей своим влиянием сферу свободного времени, осуществляется социальное воспитание подрастающего поколения. Успешная социализация -это важнейший фактор целостного процесса развития личности в различных сферах жизнедеятельности и отношениях с миром.
Педагогически организованная среда - это не только учебные заведения, но это также разного рода внешкольные объединения, которые в последние годы претерпевают серьезную реконструкцию. Меняется их суть и формы, создаются новые виды эстетических и культурно-досуговых центров, технических клубов (центров) для детей и подростков. Воспитание в этих новых учреждениях можно рассматривать как целенаправленное стимулирование (или как актуализацию) положительных сущностных сил личности в процессе совместной деятельности и педагогически целесообразного взаимодействия взрослых и воспитанников, как процесс создания условий для самореализации и самоактуализации личности.
Опыт подобных учреждений уже начали изучать психологи, педагоги, культурологи и социологи. Особый интерес вызывают исследования проблем деятельности учреждений культуры по развитию художественного творчества подростков и молодежи, по формированию их творческих способностей. Опираясь на работы известных ученых (Т.И.Бакланова, И.Ф.Гончаров, А,Д.Жарков, Д.Б.Кабалевский, А.С.Каргин, Т.Г.Киселева, В.Н.Назаров, Б.М.Неменский, В.А.Разумный, К.И.Славина, Г.И.Соколовская, и др.) можно утверждать, что в основном исследуются пути управления детскими коллективами свободного общения, развития творческих задатков и способностей в музыкальных, хоровых, литературных объединениях, в студиях изобразительного искусства.
Значительно меньше изучен опыт работы детских театральных коллективов, а также их роль в формировании и развитии творческих способностей школьников. В научных исследованиях детские театрализованные коллективы (студии) изучались и рассматривались в связи с историей эстетического воспитания (М.Г.Плохова), эстетическим и нравственным воспитанием школьников (А.Я.Михайлова, Б.Н.Нащекин), развитием у школьников творческих потребностей (Ю.И.Рубина, А.П.Ершов). При этом специально не исследовался опыт работы с подростками. В какой-то мере эта проблема затронута в исследовании В.Н.Харькина, которое посвящено школьному театру старшеклассников. Между тем, как отмечают ученые, подростковый возраст по своим психолого-педагогическим характеристикам является наиболее театральным.
Несмотря на то, что за последние годы число исследований, посвященных влиянию внешкольных, клубных коллективов на личность, возросло (работы А.И.Аверьянова, И.П.Волкова, Б.З.Вульфова, И.А.Генераловой, А.Д.Жаркова, В.И.Козловского и др.), до сих пор не изучена специфика воспитательных возможностей театральной студии для подростков, не выявлены условия и способы активизации ее влияния на развитие их творческих способностей. При этом надо иметь в виду особое учреждение клубного типа - культурно-досуговый центр, в составе которого находится театральная студия для подростков.
Все сказанное выше определило актуальность и обусловило целесообразность проведения исследования на тему «Формирование творческих способностей подростков в театральной студии».
Объектом нашего исследования является театральная студия для подростков культурно-досугового центра.
Предмет исследования - процесс формирования творческих способностей подростков средствами театрального искусства.
Цель исследования - выявить и научно обосновать средства, формы, методы и технологии, т.е. научную концепцию формирования творческих способностей личности подростка в театральной студии культурно-досугового центра и ее реализации.
Для осуществления поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1) опираясь на результаты анализа исследования в области педагогики, психологии, культурологии, обосновать теоретико-методологические основы и специфику использования театрального искусства в системе художественного воспитания подростков;
2) определить содержание, организацию и методы деятельности в театральной студии и их роль в творческом развитии подростков;
3) исследовать роль и возможности театральной студии в совершенствовании межличностных отношений подростков, способствующих самореализации их личности;
4) научно обосновать критерии формирования и развития творческих способностей подростков средствами театрального искусства.
Гипотеза исследования состоит в том, что формирование и развитие творческих способностей подростков средствами театрального искусства может быть эффективным процессом в том случае, если будут учитываться особенности развивающейся личности подростка, его возрастные и личностные качества; вся творческая деятельность в студии будет соответствовать интересам подростков; будут установлены гуманные, доверительные взаимоотношения в системе «педагог - воспитанник»; будет использован соответствующий интересам студийцев репертуар и творческие методы театральной педагогики.
Методологической основой исследования являются философские психологические, педагогические теории об особенностях формирования личности подростка, о роли театрального искусства в развитии его творческих способностей, о влиянии коллектива как фактора усиливающего осознание собственного «я», а также о возможностях самосовершенствования творческой личности. В исследовании мы опирались также на современные теории личности и ее творческого развития в процессе деятельности, на идеи социализации молодежи, на достижения в области театральной педагогики.
Личностно-деятельный подход в педагогике означает, что учебно-воспитательный процесс рассматривается с учетом его личностной обусловленности, с учетом личностных позиций его участников - и педагогов и воспитан целенаправленной (знания, умения, навыки, мировоззрение, миропонимание и т.д.) и вообще развитие личности воспитанников достигается в результате деятельности и в одной из ее форм - в общении (работы Л.П.Буевой, Л.А.Бодалева, А.Б.Добрович, В.А.Кан-Калик, И.С.Кон,
A.А.Леонтьев, Б.Г.Мосалев, А.В.Мудрик, В.С.Садовская, Ю.А.Стрельцов и
ДР-)
В исследовании был активно мною использован исторический подход, который предусматривает рассмотрение конкретно - исторического генезиса и развития объекта исследования (работы А,Я.Айзенберга, Н.К.Крупский,
B.А.Куманева, Т.Г.Киселевой, А.В.Луначарского, Е.Ю.Стрельцовой, Ю.А.Стрельцова и др.).
Диалектический принцип историзма предполагает единство логического и исторического способов познания в процессе исследования развивающих объектов (работы Ф.Ф.Королева, З.И.Равкина, Ф.А.Фрадкина и др.) Поэтому в нашем исследовании был применен логико-исторический подход. В этом случае раскрытие изучаемой проблемы, например проблема личности коллектива, соединяло в себе как исторический подход (работы
A.С.Макаренко, А.П.Пинкевич, С.Т.Щацкого и др.), так и логический подход, т.е. современное состояние данного явления, теорий и идей, относящихся к понятию и сущности «личность и коллектив» (А.Г.Асмолов, А.И.Донцов,
B.Т.Иванов, Я.Л.Коломинский, Х.Й.Лийметс, Л.И.Новикова, А.В.Петровский, Л.И.Уманский и др.).
Логико-исторический подход был использован и при рассмотрении проблемы личность, творческая личность и одаренная личность (работы Л.И.Божович, Р.Бернс, Л.С.Выготского, Э.В.Ильенков, И.С.Кон, А.В.Мудрик, А.В.Петровский, А.В.Сухомлинского и др.).
В данном исследовании был применен целостный подход, философский принцип которого подразумевает несводимость целого к простой сумме частей, т.к. целое обуславливается объединением частей в сложные комплексы например, (формирование творческих способностей подростков в театральной студии) с взаимовлиянием всех частей.
Научная новизна и теоретическая значимость работы состоит в том, что впервые предпринята попытка целостного исследования формирования и развития творческих способностей подростков в условиях театральной студии культурно-досугового центра. При разработке концепции нашего исследования, развития творческих способностей, которые позволили сформулировать инновационные подходы ученых к концепции духовно-творческого развития личности на основе синтеза искусства, науки и культуры. В этом научная новизна и уникальность нашей работы.
Практическая значимость исследования состоит в том, что в разработанных методических рекомендациях и выводах предложена своеобразная модель процесса формирования и развития творческих способностей подростков на занятиях в театральной студии. Разработаны и апробированы на практике конкретная диагностика театральных способностей подростков, а также содержание, форма, методы и технологии воспитания школьников средствами театрального искусства.
Результаты и основные выводы исследования используются в практике работы творческих объединений культурно-досугового центра, в р.н.Излучинск, ЦЦО «Спектр» Нижневартовского района, в процессе внеучебной деятельности учащихся в школах Краснодарского края и Ханты-Мансийского Автономного Округа.
Полученные в исследовании результаты могут быть использованы в подготовке специалистов - театральных педагогов, социальных работников в области культурно-досуговой деятельности, институтах повышения квалификации, а также при получении дополнительного образования.
Методы исследования. Для решения поставленных задач был использован комплекс взаимосвязанных и взаимообогащающих друг друга методов исследования: теоретический анализ трудов ученых - философов, социологов, культурологов, педагогов и психологов, анализ литературы по театральному искусству, по методике преподавания основ театрального мастерства; изучение нормативных документов, программ и учебных пособий; диагностические методы (тестирование, анкетирование, наблюдение), естественный эксперимент театральной студии для подростков культурно-досугового центра; анализ собственного многолетнего опыта.
База исследования. Исследование осуществлялось на базе первоначально Краснодарского государственного университета культуры и искусств культурно-досугового центра рабочего поселка Излучинск Тюменской области, Ханты-Мансийского округа, Нижневартовского района. Работа проводилась (1990 - 1999 гг.) в три этапа.
На первом этапе (1990-1992 гг.) изучалась литература по проблеме исследования (философская, психологическая, педагогическая, специальная -по педагогике театрального искусства); анализировались современные психолого-педагогические и культурологические теории формирования личности школьников, развития их творческих способностей средствами искусства.
На втором этапе (1993-1996 гг.), в основном, проводилась работа по исследованию творческих интересов подростков, по выявлению их отношения к театральной деятельности. Начало работы в театральной студии для подростков (подбор репертуара, обоснование организационных форм и методов работы, осуществление конкретной работы по театральным постановкам и т.д.).
На третьем этапе (1997-1999 гг.) уточнялись методы и приемы работы на разных этапах подготовки спектаклей; осуществлялось наблюдение за характером и особенностями развития творческих способностей участников театральной студии, становлением их как личностей и как членов творческого сообщества. Завершение педагогического эксперимента, его анализ и обобщение дало возможность оформить результаты проводимого исследования.
Достоверность проведенной работы определялась научно-обоснованным методологическим подходом к изучению проблемы, целостным монографическим изучением театрального коллектива (студии) подростков, использованием адекватных целям и задачам, исследования методов (взаимопроверяющие и взаимодополняющие), организацией опытно-экспериментальной работы на репрезентативном уровне.
На защиту выносятся следующие основные положения:
1) эффективное воздействие театрального коллектива (театральной студии в системе КДЦ) на подростков возможно в том случае, если студия является таким воспитательным центром, который усиливает интеллектуальное, эстетическое, нравственное развитие подростков, формирует и развивает их творческие способности;
2) специфика театральной студии подростков состоит в том, что она, учитывая возрастные и личностные особенности подростков, гармонизирует интересы, увлечения, межличностные отношения в подростковой среде;
3) педагогическое значение театральной студии состоит не в профессиональной подготовке подростков к театральной деятельности, а в формировании и развитии их творческих задатков и способностей; совершенствовании социально полезного самоутверждения и самоопределения личности, ускорения процесса ее социализации;
4) театрально-педагогическая технология включает в себя, с одной стороны, диагностическое изучение театральных способностей подростков, а с другой - совокупность таких дидактических приемов театральной педагогики как сочинительство, фантазирование, импровизация, что значительно активизирует сам процесс художественно-творческого и духовного развития подростков;
5) организация театральных студий для подростков в системе учреждений культуры (в нашем случае - культурно-досуговом центре), их взаимосвязь с общеобразовательными школами способствуют формированию духовно-нравственной, гармонически развитой личности, демократического гражданского общества.
Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялась в выступлениях перед педагогической общественностью общеобразовательных школ и учреждений культуры, на кафедрах режиссуры и актерского мастерства, режиссуры театрализованных представлений в процессе социально-культурной деятельности Краснодарского государственного университета культуры и искусств, на заседаниях ученого совета КГУКИ, научно-практических конференциях молодых ученых и педагогов в г.Краснодаре (1994-1995 гг.), международной научной конференции (г.Краснодар, 1996 г.).
Результаты исследования нашли отражение в разработанных практических рекомендациях для руководителей детских и юношеских театральных студий, а также в научных публикациях.
Структура диссертации определяется логикой исследования, поставленными целями и задачами и состоит из введения, двух глав, списка использованной литературы и приложений.
Заключение диссертации научная статья по теме "Теория, методика и организация социально-культурной деятельности"
Выводы по II главе.
Итак, в процессе исследования психолого-педагогических условий формирования и развития творческих способностей подростков в театральной студии были выделены следующие направления:
- особенности подросткового возраста и необходимость их учета при организации работы педагога-режиссера театральной студии;
-использование разнообразных форм, методов, технологий формирования и развития творческих способностей должно опираться не только на достижения в области театральной педагогики, но и на знание данных психологии подросткового возраста;
- основой творческой деятельности подростков в театральной студии является их общение с педагогом-режиссером и другими взрослыми, работающими в КДЦ, а главное, общение студийцев между собой; особое внимание было уделено рассмотрению трех взаимосвязанных сторон общения: коммуникативным, интерактивным и перцептивным формам общения;
- основной практической частью исследования является раздел -технология формирования и развития творческих способностей подростков. Здесь представлен опыт организации специфических форм и особенностей методов и приемов, применяемых автором исследования в своей педагогической режиссерской работе в театральной студии подростков КДЦ.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Обобщенные результаты проведенного исследования, позволяют сделать некоторые теоретические выводы, а также изложить сформулированные практические рекомендации, которые способствуют эффективному формированию и развитию творческих способностей подростков в процессе их деятельности в театральной студии культурно-досугового центра.
Позитивные тенденции в современной образовательной и культурной политике России, связанные с повышением внимания к общечеловеческим ценностям, а также фундаментальным ценностям отечественной культуры, создают благоприятные предпосылки для более эффективного использования достижений психологии, педагогики, культурологии, теории театрального искусства в целях формирования творческих способностей подрастающих поколений. В условиях интеграции образовательной и культурно-досуговой деятельности школьников возможно более эффективное решение широкого спектра задач духовно-нравственного развития личности, ее творческих способностей.
Опираясь на современную психолого-педагогическую теорию деятельности, в ходе исследования были рассмотрены проблемы способностей подростков в широком аспекте и в аспекте творческих способностей, обосновано влияние особенностей подросткового возраста на формирование и развитие их театральных способностей в условиях участия в работе театральной студии КДЦ.
В процессе исследования, были определены и сформулированы основные психолого-педагогические условия формирования и развития творческих способностей подростков. Проведенное исследование и анализ полученных результатов позволяют сделать следующие выводы:
1. Театральная студия для подростков культурно-досугового центра -может быть рассмотрена как объект психолого-педагогического исследования.
Теоретико-методологической основой формирования и развития творческих способностей подростков в театральной студии являются классические педагогические и психологические теории общения и воспитания и современные инновации в этой области.
2. Особенности подросткового возраста оказывают исключительно важное влияние на формирование и развитие как общих, так и специальных творческих (театральных) способностей участников театральной студии, поэтому их учет необходим и обязателен в работе режиссера-педагога.
3. Одним из основополагающих направлений деятельности театральной студии подростков является формирование культуры общения, которая охватывает как нравственно-психологические основы общения, так и его социальные регуляторы. Педагогическая задача здесь заключается в том, чтобы способствовать воспитанию в подростках понимания отношений в системах «человек - общество», «человек - человек».
4. Основой творческой деятельности подростков в театральной студии является общение, которое возможно лишь в творческом коллективе. Поэтому в системе культурно-досугового центра необходимо создавать театральный коллектив для подростков (театральную студию), который бы являлся средством их творческого развития. При этом следует делать упор на личность, индивидуальность каждого студийца, учитывать его психологические и возрастные особенности, а также место каждой личности в творческом коллективе («личность в коллективе», а не «коллектив и личность»).
5. В концептуальную основу всей работы театральной студии были положены общечеловеческие ценности, достижения из области всех наук о человеке, и, в первую очередь, - психологии, общей педагогики, теории и практики театральной педагогики, опыт выдающихся отечественных режиссеров-педагогов.
6. В процессе формирования и развития творческих способностей подростков в театральной студии необходимо создавать определенные психолого-педагогические условия, обеспечивающие эффективность всей работы:
- психологически и педагогически целесообразная система отбора подростков-абитуриентов в театральную студию;
- творческое использование передовых педагогических технологий в процессе учебных занятий, репетиций и т.п.;
- гармоническая подготовка к творческой деятельности предполагает ориентацию на определенную систему качеств подростка (личных и профессиональных), которые формируются и развиваются последовательно и поэтапно (этапы: исследовательский, конструктивный, исполнительский, корректирующий);
- четкая психологическая и педагогическая целесообразная программа занятий, обеспечивающая взаимосвязь теоретических знаний, практических умений и основ актерского мастерства;
- творческое использование тренинга актерской психотехники, учитывающего особенности подросткового возраста; обязательное завершение определенного цикла занятий и доброжелательная оценка творческих достижений студийцев.
7. Формирование и развитие творческих способностей подростков в театральной студии является сегодня важным аспектом культурно-образовательной гуманистической парадигмы, смысл которой в самореализации личности. Личность и ее творческий потенциал - вот что является главным для современного этапа развития нашего общества.
Таким образом, задачи решены, гипотеза подтверждена. Содержание диссертации отражено в публикациях.
Список литературы диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Остривной, Василий Петрович, Москва
1. Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. М.: Мысль, 1991.229 с.
2. Аверьянов А.И. Психолого-педагогические условия организации социального взаимодействия в театральном объединении подростков. Автореф. дис. . канд. пед. наук. М.: МГУК, 1994 г. - 17 с.
3. Азаров Ю.П. Радость учить и учиться. М.: Политиздат, 1989. - 333 с.
4. Азаров Ю.П. Искусство воспитывать. М.: Педагогика, 1987. - 193 с.
5. Айзенберг А.Я. Самообразование: история, теория и современные проблемы. -М.: Высш. шк., 1986. 126 с.
6. Ананьев Б.Г. Очерки психологии. М.: Педагогика, 1994. - 270 с.
7. Ананьев Б.Г. Проблемы способностей. М.: Наука, 1962. - 165 с.
8. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. Л.: ЛГУ, 1986. - 339 с.
9. Ананьев Б.Г. Задачи психологии. Л.: ЛГУ, 1986. - 152 с.
10. Арнольдов А.И. Введение в культурологию. М.: Нар. акад. культуры и общечеловеч. ценностей, 1993. - 349 с.
11. Асмолов А.Г., Петровский А.В. Личность // Российская педагогическая энциклопедия. В 2 т. М., 1993. - Т.1. - с. 524.
12. Андреева Г.М. Социальная психология: Учебник для вузов. М.: Наука, 1994.-324 с.
13. Арнаудов М. Психология литературного творчества. М.: Искусство, 1970.-368 с.
14. Артемьева Т.И. Методологический аспект проблемы способностей. -М.: Наука, 1997.-52 с.
15. Бабанский Ю.К. Избр. педаг. труды. М.: Педагогика, 1989. - 558 с.
16. Бакланова Н.К. Профессиональное мастерство работника культуры: Учеб. пособие для студентов худож. спец. вузов культуры и искусств и пед. ин-тов. М.: Изд-во МГИК, 1994. - 118 с.
17. Бартон А., Акаэтис Дж. Голос режиссера. Нью-Йорк, 1988. - С.1-19.
18. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества: Сб. избр. тр. М., 1979.-423 с.
19. Белинский В.Г. Избр. филос. соч. М.: Наука, 1980. - 360 с.
20. Берне Р. Развитие «Я»-концепции и воспитание. М.: Прогресс, 1986. -420 с.
21. Бернштейн А.Н. Очерки по физиологии движения и физиологии активности. М., 1966. - 126 с.
22. Бернштейн М.С. Психология творчества: Об исследованиях американских психологов // Вопросы психологии. 1965. - №3. - С.25-34.
23. Бестужев-Лада И.В. Молодость и зрелость. Размышления о некоторых социальных проблемах молодежи. М.: Политиздат, 1984. - 207 с.
24. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. М.: Педагогика, 1989. - 191 с.
25. Бехтерев В.М. Коллективная рефлексология. Л.: ЛГУ, 1965. - С.43-60.
26. Бехтерев В.М. Проблемы развития и воспитания человека. М.Воронеж, 1997.-416 с.
27. Блюменталь Э. Раскопки души. Театр Америки. 1992. - С.24-26.
28. Богат Е. Вечный человек. М.: Мысль, 1973. - 280 с.
29. Бодалев А.А. Восприятие и понимание человека человеком: Автореф. дис. д-ра психол. наук. Л.: ЛГУ, 1965. - 24 с.
30. Бодалев А.А. Формирование понятия о другом человеке как личности. -Л.: ЛГУ, 1970.- 180 с.
31. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1968.- 178 с.
32. Бондаренко С.М. Педагогика творчества. М.: Знание, 1976. - 95 с.
33. Борисов А. Роскошь человеческого общения. М., 1998. 184 с.
34. Братусов Б.С. Психология. Нравственность. Культура. М., 1994. - 206
35. Брехт Б. Собр.соч.: В 5-ти т. -М.: Искусство, 1965.-Т.5.-4.1. — 527 с. Т.5.-4.2.-560 с.
36. Брехт Б. Избр. произв. М.: Искусство, 1976. - 239 с.
37. Брук Питер. Пустое пространство. М.: Прогресс, 1976. - 239 с.
38. Буева Л.П. Человек, деятельность, общение. М.: Мысль, 1978. - 216 с
39. Бунге М. Интуиция и наука. М.: Наука, 1967. - 186 с.
40. Буров А.Г. Режиссура и педагогика. М.: Сов. Россия, 1987. 157 с.
41. Бушев A.M., Слепцов Н.С. Диалектика творческой деятельности и развитие человека. М.: Молодая гвардия, 1989. - С. 30-32.
42. Василюк Ф.Е. Психология переживания. Анализ преодоления критических ситуаций. М.: Изд-во МГУ, 1984. - 200 с.
43. Волков И.П. Приобщение школьников к творчеству. М.: Просвещение, 1982. - 135 с.
44. Воробей Ю.Д. О практически-духовной природе художественного творчества. М.: Наука, 1982. - 123 с.
45. Вульфов Б.З., Харькин В.Н. Педагогика рефлексии. М.: Магистр, 1995.- 111 с.
46. Выготский J1.C. Развитие высших психических функций. М.: Медицина, 1960. - 186 с.
47. Выготский JT.C. Психология искусства. М.: Искусство, 1968. - 343 с.
48. Выготский Л.С. Мышление и речь. М.: МГУ, 1975.- 186 с.
49. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. — СПб., 1997.-96 с.
50. Гаспарян Г.С. Теоретический анализ проявления интуиции в музыкальном творчестве: Автореф. дис. .канд. психол. наук. Киев, 1985. -15 с.
51. Гегель Г.В. Работы разных лет // Избр.соч.: В 2-х т. М.: Мысль, 1973. -Т.1.-678 е.; Т.2.-763 с.
52. Генералова И.А. Развитие художественно-творческих способностей младших школьников средствами театрального искусства. М.: МГУК, 1997.0 15 с.
53. Гиппиус С.В. Гимнастика чувств. Тренинг творческой психотехники. -М.-Л., 1967.-295 с.
54. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. М., 1997. - 334 с.
55. Гозман Л.Я. Психология эмоциональных отношений. М.: Изд-во МГУ, 1987.- 176 с.
56. Гончаров И.Ф. Воспитание школьников средствами искусства и действительности. М.: Педагогика, 1986. - 128 с.
57. Голубовский Б.Г. Наблюдения. Этюд. Образ. М., 1990. - 128 с.
58. Гройсман А.Л. Психология: личность, творчество, регуляциясостояний. М.: NB магистр, 1993. - 4.2. - 120 с.
59. Гройсман А.Л. Психогигиена творческого труда студентов. 1993. М.: Знание, 1982.-66 с.
60. Грузенберг С.О. Гений и творчество. Л., 1934. - 60 с.
61. Давыдов В.В., Зинченко В.П. Принципы развития в психологии // Вопросы философии. 1980. - № 12.-48 с.
62. Давыдов В.В. О понятии личности в современной психологии // Вопросы психологии. 1988. - №4. - С.8.
63. Даниленко О.И. Воспитание культуры общения средствамитеатральной самодеятельности: Автореф. дис. . канд. пед. наук. Л., 1982. -16 с.
64. Демин В.П. Молодой режиссер приходит в театр. М.: ВТО, 1982. -120 с.
65. Диалектика процесса познания / Под ред. A.M. Коршунова, Н.К. Монатова, П.М. Михайлова. М.: Политиздат, 1985. - 360 с.
66. Долинов К.Б. Самодеятельное творчество путь формирования творческой личности: Автореф. дис. . канд. пед. наук. - Л., 1976. - 16 с.
67. Донцов А.И. Психология коллектива. М.: Педагогика, 1984. - 168 е.; 100 с.
68. Дранков B.JI. О природе художественного таланта: Автореф. дис. . д-ра психол. наук. JL, 1973. - 16 с.
69. Дранков В.Л. Природа таланта Шаляпина. Л.: Музыка, 1973. - 213 с.
70. Дранков В.Л. Искусство быть человеком. М.: Сов. Россия, 1984. - 124е.
71. Ершов П.М. Технология актерского искусства: Очерки. М.: Всеросс. театр, общество, 1959. - 308 с.
72. Жарков А.Д. Технология культурно-досуговой деятельности. М.: МГУК, 1998.-247 с.
73. Жаркова Л.С. Деятельность учреждений культуры. М.: МГУК, 1998. -224 с.
74. Захава Б.И. Мастерство актера и режиссера. М.: ВТО, 1973. - 280 с.
75. Завадский Ю.А. Учителя и ученики. М.: Искусство, 1975. - 245 с.
76. Ильенков Э.В. Об эстетической природе фантазии. М., 1964. - 123 с.
77. Ильенков Э.В. Об идолах и идеалах. М., 1968. - 317 с.
78. Исследование художественных интересов школьников / Под ред. Е.В. Квятковского, Ю.У. Фохт-Бабушкина. -М.: АПН СССР, 1974. 185 с.
79. Кабалевский Д.Б. Воспитание ума и сердца. М.: Просвещение, 1981. — 192 с.
80. Каган М.С. Мир общения. М.: Политиздат, 1988. - 915 с.
81. Кан-Калик В.А. Учителю о педагогическом общении. М.: Педагогика, 1987.- 186 с.
82. Кан-Калик В.А. Педагогическая деятельность как творческий процесс. Грозный: Чечено-ингуш. изд-во, 1976. - 286 с.
83. Киселева Т.Г. и др. Культура и революция: историческая хроника первых послеоктябрьских десятилетий: Курс лекций для студентов гуманитарных вузов. М.: МГУК, 1998. - 204 с.
84. Кнебель М.О. Поэзия педагогики. М.: ВТО, 1976. - 370 с.
85. Козловский В.И. Педагогические условия творческого развития0 участников школьного театра-студии. Автореф. дис. . канд. пед. наук. М.:1. МГУК, 1998.- 18 с.
86. Колесов Д.В., Мягков И.Ф. Учителю о психологии и физиологии подростка. М.: Просвещение, 1986. - 78 с.
87. Коломинский Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах: общие и возрастные особенности. Минск: Изд-во БГУ, 1976. - 350 с.
88. Кон И.С. Открытие «Я». М.: Мысль, 1978. - С. 70-71.
89. Кон И.С. В поисках себя: Личность и ее самосознание. М., 1984. - 64с.щ 90. Кон И.С. Психология ранней юности. Книга для учителя. М.:1. Просвещение, 1989. 74 с.
90. Коршунов A.M. Отражение, познание, творчество. М.: Политиздат, 1982.-370 с.
91. Косов Б.Б. Личность и педагогическая одаренность: новый метод. -Москва-Воронеж, 1998. 128 с.
92. Краевский В.В. Социальная сущность объекта педагогики как методологический ориентир в разработке педагогической теории (философия, социология, педагогика). М., 1984. - 126 с.
93. Р 94. Кристи Г. Воспитание актера школы Станиславского. М.: Искусство,1968.-456 с.
94. Культурно-досуговая деятельность. Учебник / Под ред. А.Д. Жаркова, В.И. Чижикова. М.: МГУК, 1998. - 461 с.
95. Леонтьев А.И. Проблемы развития психики. М., 1965. - С. 501-502.
96. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1975.-303 с.
97. Леонтьев А.Н. Потребности, мотивы, эмоции. М.: МГУ, 1971. - 38 с.
98. Леонтьев А.Н. Философия психологии: Из научн. наследия. М.: МГУ, 1994.-285 с.
99. Леонтьев Д.А. Очерк психологии личности. М.: Смысл, 1997. 64 с.
100. Ливнев Д.Г. Сценическое перевоплощение. М.: ГИТИС, 1991. - 224 с.
101. Лилов А. Природа художественного творчества. М.: Искусство, 1981.-548 с.
102. Ломов Б.Ф. О путях развития психологии // Вопросы психологии. -1968-№ 5.-40 с.
103. Лук A.M. Психология творчества. М., 1978. - 127 с.
104. Макаренко А.С. Избр. пед. соч.: В 7 т. М.,1967. - Т.5. - С. 268-269.
105. Маслоу А.Г. Мотивация и личность. СПб: Евразия, 1999. - 479 с. 4 107. Мейлах Б.С. Эстетика и процессы творческой деятельности. - М.:1. Педагогика, 1973. 274 с.
106. Методологические и теоретические проблемы оптимизации учебно-воспитательного процесса. М., 1984. - 80 с.
107. Михайлова А .Я. Театр в эстетическом воспитании младших школьников. М.: Просвещение, 1975. - 128 с.
108. Мосалев Б.Г. Социокультурное многообразие: опыт целостного осмысления. Москва: МГУК, 1998. - 169 с.
109. Мудрик А.В. Коллектив, общение, личность. М.: АПН СССР, 1983.149 с.112.
110. Мудрик А.В. Личность школьника и ее воспитание в коллективе. М., 1983.-96 с.
111. Мудрик А.В. Общение как фактор воспитания школьников. М.: Педагогика, 1984. - 111 с.
112. Мудрик А.В. Социализация и воспитание подрастающих поколений.1. М., 1990. -39 с.
113. Немов Р.С. Психология. Пособие для учащихся. М.: Просвещение, 1995.-238 с.
114. Никандров Н.Д. На пути к гуманной педагогике // Сов.педагогика.1990.-№9.-47 с.
115. Новикова Л.И. Педагогика детского коллектива. Вопросы теории. М.: Педагогика, 1978. - 143 с.
116. Новицкая Л.П. Изучение элементов психотехники актерского мастерства: тренинг и муштра. М.: Советская Россия, 1969. - 272 с.
117. Общая психология / Отв.ред. В.В.Богословский. М.: Педагогика, 1980.-287 с.
118. Одаренные дети / Под общ.ред. Г.В.Бурменской, В.М.Слуцкого. М.: Прогресс, 1978.-21 с.
119. Орлов Ю.М. Восхождение к индивидуальности. М.: Просвещение,1991.-287 с.
120. Остривной В.П. Когнитивно-воспитательные функции театрального искусства и его значение в формировании личности // Развитие социально-культурной сферы Кубани. Тез. докл. Краснодар, 1994. - С. 28-30.
121. Остривной В.П. Особенности педагогического общения в развитии творческих способностей студентов // Развитие социально-культурной сферы Кубани. Тез. докл. / Под ред. В.И.Чистякова. Краснодар, 1995. - С. 14-15.
122. Остривной В.П. Специфика информационного обеспечения в театральном образовании // Информационная культура личности: прошлое, настоящее, будущее. Тез. докл. Краснодар, 1996. - С. 330-332.
123. Парыгин Б.Д. Основы социально-психологической теории. М., 1971.-302-302 с.
124. Педагогика: Учебное пособие. -М.: Просвещение, 1983. 537 с.
125. Педагогические условия организации самодеятельного творчества: Сб. науч. тр. ЛГИК. Л., 1982. - 163 с.
126. Петровский А.В. Личность, деятельность, коллектив. М.: Политиздат, 1989.-222 с.
127. Полукаров В.В. Теория и практика организации клубной деятельности школьников. М.: МГГПУ, 1994. - 235 с.
128. Поляков С.Д. Психопедагогика воспитания. М.: Новая школа, 1996. -159 с.
129. Пономарев Я.А. Психология творчества. М.: Наука, 1976. - 304 с.
130. Поплавский М.М. Социально-педагогические основы организации досуга учащейся молодежи: Автореф. . дис. д-ра пед. наук, 1990. 30 с.
131. Поташник М.М. Как развивать педагогическое творчество. -М.: Знание, 1987.-78 с.
132. Поташник М.М. Педагогическое творчество: проблемы развития и опыт. Киев: Радяньска шк., 1988. - 189 с.
133. Психологический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1985. - 635 с.
134. Психология делового общения: технологии самокоррекции и регуляции межличностных взаимоотношений: Программа курса / Сост. B.C. Садовская, В.А. Ремизов. 2-е изд. - М.: МГУКИ, 2000 г. - 40 с.
135. Психология развивающейся личности / Под ред. А.В. Петровского. -М.: Педагогика, 1987. 238 с.
136. Психология современного подростка / Под ред. Д.И.Фельдштейна. -М.: Педагогика, 1987. 236 с.
137. Пуанкаре А. Математическое творчество. Юрьев, 1909. - 54 с.
138. Разумный В.А. Воспитание нравственной культуры в процессе любительской деятельности. М., 1986. - 84 с.
139. Разумный В.А. Творчество народа и современность. М., 1990. - 125 с.
140. Разумовский В.Г. Развитие творческих способностей учащихся. -М.: Просвещение, 1975. 186 с.
141. Резерв успеха творчество / Под. ред. Г.Нойнера, В.Калвейт; Пер. с нем. - М., 1989.-21 с.
142. Репин И.Е. Письма к художникам и художественным деятелям. М.: Искусство, 1963. - 352 с.
143. Роль искусства в развитии способностей школьников / Под. ред. Е.К.Чухман. -М.: Педагогика, 1985. 141 с.
144. Романов А.П. Детские и подростковые клубы в системе общественного воспитания. Автореф. дис. д-ра пед. наук. М., 1990. - 30 с.
145. Рубинштейн C.JI. Бытие и сознание. М., 1957. 157 с.
146. Рубинштейн C.J1. Основы общей психологии. М.: Педагогика, 1989. -Т.2. - 328 с.
147. Рубинштейн C.JI. Проблемы общей психологии. М.: Педагогика, 1976.-415 с.
148. Сапегин Б.В. Перспективы развития театральной самодеятельности: Сб. тр. ЛГИК. Л., 1981. -Т.55. - С. 12-27.
149. Сапегин Б.В. Режиссер самодеятельного театрального коллектива. Л.: ЛГИК, 1985.- 115 с.
150. Семенов В.Д. Взаимодействие школы и социальной среды. Опыт исследований. М.: Педагогика, 1986. - 112 с.
151. Семенов И.Н., Степанов С.Ю. Рефлексивная психология и педагогика творческого мышления. Запорожье: ЗГУ, 1992. - 221 с.
152. Симонов П.В. Метод К.С.Станиславского и физиология эмоций. М.: АПН СССР, 1962.-126 с.
153. Симонов П.В. Теория отношения и психофизиология эмоций. М.: АПН СССР, 1970.-275 с.
154. Слабодчиков В.И., Исаев Е.И. Психология человека. Введение в психологию объективности. -М., 1995. 127 с.
155. Смирнов А.А. Психология восприятия. М.: Учпедгиз, 1948. - 354 с.
156. Смирнова Е.И. Теория и методика организации самодеятельного творчества трудящихся в КПУ. М.: Просвещение, 1983. - 192 с.
157. Смирнова Е.И. Изучение структуры ориентации участников художественной самодеятельности // Педагогические условия организации самодеятельного творчества. Л.: ЛГИК, 1982. - С. 125-148.
158. Соколов Э.В. Свободное время и культура лосуга. Л., 1977. - 207 с.
159. Соколов Э.В. Досуг как составная часть образа жизни // Молодежь и культура. Л., 1997. - 52 с.
160. Соловейчик С.Л. Воспитание творчеством. М.: Знание, 1978. - 98 с.
161. Соловейчик С.Л. От интересов к способностям. М.: Знание, 1968. -93 с.
162. Социально-культурная деятельность: поиски, проблемы, перспективы: Сб. статей / Ред. колл.: Т.Г. Киселева, Б.Г. Мосалев, Ю.А. Стрельцов. М.: МГУК, 1999.- 133 с.
163. Способности. К 100-летию со дня рождения Б.М.Теплова. Дубна: Феникс, 1997. - 392 с.
164. Станиславский К.С. Собр. соч.: В 8-ми т. М.: Искусство, 1954. - Т.1. -369 е.; Т.2.-388 е.; Т.6.-287 с.
165. Станиславский К.С. Работа актера над собой. М., 1951. - 84 с.
166. Станиславский К.С. Об искусстве театра (Избранное). М., 1982. -301 с.
167. Стефанов Н. Общественные науки и социальная технология. М., 1976.- 183 с.
168. Столович Л.Н. Жизнь творчество - человек. - М.: Политиздат, 1985. -387 с.
169. Стрельцов Ю.А. Методика воспитательной работы в клубе: Учеб. пособие. М.: Просвещение, 1979. - 227 с.
170. Стрельцов Ю.А. Общение в сфере свободного времени. М.: МГУК, 1991.- 116с.
171. Стрельцов Ю.А. Человек в мире общения: основы досуговой синергетики: Учеб. пособие. М.: МГУКИ, 1999. - 200 с.
172. Сухомлинский В.А. Рождение гражданина. М.: Мол. гвардия, 1971. — 336 с.
173. Теплов Б.М. Избр. тр.: В 2-х т. М.: Педагогика, 1985. - Т. 1. - 468 е.; Т.2.-583 с.
174. Теплов Б.М. Психологические вопросы художественного воспитания. -М.: Педагогика, 1946. 138 с.
175. Теплов Б.М. Способности и одаренность // Психология. М.: Учпедгиз, 1948. - С.380-420.
176. Толстых В.И. Сократ и мы. М.: Мысль, 1986. - 374 с.
177. Толстых А.В. Подросток в неформальной группе. М.: Знание, 1991. -80 с.
178. Толстых А.В. После детства. М., 1982. - 71 с.
179. Толстых Н.Г., Прихожан A.M. Подросток в учебе и в жизни. - М.: Знание, 1990. - 72 с.
180. Триодин В.Е. Педагогика клубной работы. М.: Сов. Россия, 1984. -150 с.
181. Товстоногов Г.А. Круг мыслей. Л.: ВТО, 1972. - 264 с.
182. Уманский Л.И. Психология организаторской деятельности школьников. -М.: Просвещение, 1980. 160 с.
183. Ухтомский А.А. К проблеме развития личности. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1952.-237 с.
184. Ухтомский А.А. Физиология нервной системы. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1952.-364 с.
185. Файн А.П. Подростковый экстремизм // Человек. 1990. - №4. - С.49-55.
186. Фейербах Л. Основы философии будущего. М., 1937. - Т. 1. - 149 с.
187. Фельдштейн Д.И. Психологические основы общественно-полезной деятельности подростков. -М.: Педагогика, 1982.
188. Философский энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1983. - 987 с.
189. Формирование личности в переходный период от подросткового к юношескому возрасту / Под. ред. И.В. Дубровиной. М.: Педагогика, 1987. -181 с.
190. Франк В. Человек в поисках смысла. М.: Прогресс, 1990. - 368 с.
191. Харламов И.Ф. Саморазвитие личности и воспитание // Сов. педагогика. 1990. - №12. - С.34.
192. Харькин В.Н. Воспитательное воздействие театрального коллектива в школе на личность старшеклассников. Автореф. дис. . канд. пед. наук. М., 1981.-18с.
193. Харькин В.Н. Школьный театр // Сов. Педагогика. 1991. - №5. - С. 26.
194. Чудновский В.Э. Воспитание способностей и формирование личности. М.: Знание, 1986. - 80 с.
195. Чудновский В.Э. Нравственная устойчивость личности: Психол. исслед. М.: Педагогика, 1981. - 208 с.
196. Шадриков В.Д. Способности человека. М.-Воронеж, 1997. - 286 с.
197. Шадриков В.Д. Психология деятельности и способности человека. -М., 1996.-320 с.
198. Шаляпин Ф.И. Литературное наследие: В 2-х т. М.: Искусство, 1957. -Т.1.-635 с.
199. Шевченко Л.Л. Педагогическое творчество: Учеб.-тренажер. М.: Изд-во Соборъ, 1996.-118 с.
200. Шекспир В. Избр. произв. М.: Искусство, 1965. - 384 с.
201. Шепель В.М. Социально-психологические проблемы воспитания. М., 1987.- 100 с.
202. Штейнер Р. Искусство воспитания. Методика и дидактика / Пер. с нем. -М.: Парсифаль, 1996. 176 с.
203. Шубинский B.C. Педагогика творчества учащихся. М.: Знание,1988.-77 с.
204. Шумилин А.Г. Проблема теории творчества. М.: Высшая школа,1989.- 143 с.
205. Щепкин М.С. Жизнь и творчество. М.: Искусство, 1984. - 547 с.
206. Эльконин Д.Б. Психология игры. М.: Владос, 1987. - 358 с.
207. Эльконин Д.Б. Психология формирования личности и проблемы обучения: Сб. науч. тр. М.: АПН СССР, 1981. - 266 с.
208. Эрме И.Ф. Ценностные ориентации в сфере досуга школьной молодежи. Автореф. дис. . канд. пед. наук. Таллин, 1987. - 16 с.
209. Юсупов И.М. Психология взаимопонимания. Казань: Татар, кн. изд-во, 1991.-191 с.
210. Юсупов И.М. Учителю об искусстве общения. Фрунзе: Мектен,1990.-44 с.
211. Якобсон П.М. Психология художественного творчества. М.: Знание, 1971.-С.7-15.
212. Якобсон П.М. Психология чувств и мотивации: Избр. психолог, тр. М.; Воронеж, 1998.-304 с.
213. Якобсон П.М. Психология художественного творчества. М.: Знание, 1971.-46 с.
214. Якобсон П.М. Эмоциональная жизнь школьников. М.: АПН СССР, 1977.