Темы диссертаций по педагогике » Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)

автореферат и диссертация по педагогике 13.00.02 для написания научной статьи или работы на тему: Формирование сценических импровизационных умений у подростков в условиях театральной студии

Автореферат по педагогике на тему «Формирование сценических импровизационных умений у подростков в условиях театральной студии», специальность ВАК РФ 13.00.02 - Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)
Автореферат
Автор научной работы
 Стаина, Ольга Алексеевна
Ученая степень
 кандидата педагогических наук
Место защиты
 Екатеринбург
Год защиты
 2011
Специальность ВАК РФ
 13.00.02
Диссертация по педагогике на тему «Формирование сценических импровизационных умений у подростков в условиях театральной студии», специальность ВАК РФ 13.00.02 - Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)
Диссертация

Автореферат диссертации по теме "Формирование сценических импровизационных умений у подростков в условиях театральной студии"

005009320

СТАИНА Ольга Алексеевна

ФОРМИРОВАНИЕ СЦЕНИЧЕСКИХ ИМПРОВИЗАЦИОННЫХ УМЕНИЙ У ПОДРОСТКОВ В УСЛОВИЯХ ТЕАТРАЛЬНОЙ СТУДИИ

13.00.02 - Теория и методика обучения и воспитания (художественное образование и эстетическое воспитание; уровень дополнительного образования)

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук

Екатеринбург - 2012

005009320

Работа выполнена в ГБОУ ДПО Свердловской области «Институт развития образования»

Научный руководитель:

доктор педагогических наук, профессор Тагильцева Наталия Григорьевна

Официальные оппоненты:

доктор педагогических наук, профессор Задорина Оксана Сергеевна

доктор педагогических наук, профессор Яфальян Алла Федоровна

Ведущее учреждение:

ФГБОУ ВПО

«Алтайская государственная академия культуры и искусств»

Защита состоится 17 февраля 2012 г. в 14.00 часов в ауд. 316 на заседании диссертационного совета Д 212.283.05 при ФГБОУ ВПО «Уральский государственный педагогический университет» по адресу: 620017, г. Екатеринбург, пр. Космонавтов, 26.

С диссертацией можно ознакомиться в диссертационном зале информационно-интеллектуального центра научной библиотеки ФГБОУ ВПО «Уральский государственный педагогический университет».

Автореферат разослан 17 января 2012 г.

Ученый секретарь *

диссертационного совета Матвеева Л.В.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность исследования. В текстах «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России», «Национальной образовательной инициативы "Наша новая школа"» говорится о необходимости воспитания, социально-педагогической поддержки становления и развития высоконравственного, ответственного, инициативного, компетентного гражданина России, способного к творческой инновационной деятельности. Творческая деятельность является условием успешного самовыражения и адаптации личности в современном мире. По утверждению философов (А.И. Буров, М.С. Каган, С.С. Ступин, A.B. Шевель, М.Н. Эпштейн и др.), психологов (В.Н. Дружинин, П.Я. Гальперин, Я.А. Пономарёв, В.Н Пушкин, Б.М. Рунин и др.), искусствоведов (Н.В. Рождественская, A.B. Толшин и др.), педагогов (В.И. Загвязинский, JI.H. Мун, В.Н. Харькин и др.), изучавших проблему развития креативности, составляющей креативности является импровизационная деятельность, которая, как указывают исследователи, свойственна всем видам творчества, в том числе и художественного.

В художественном творчестве, способе действенного постижения реального мира, импровизация выражается в сиюминутном отображении этого мира в различных художественно-образных решениях (результатах) на основе индивидуального поиска, что ведет за собой желание по-новому увидеть известное, преодолевать стереотипность и репродуктивность поведения (Н.И.Лазарева, Е.В. Лукина, Б.М. Рунин, В.Н. Харькин, A.B. Шевель). Импровизация в художественном творчестве способствует формированию активное™ субъекта, который имеет возможность осуществить свободу выбора и принимать решения о тех или иных поступках на основе нравственного сознания

(A.B. Брушлинский).

При рассмотрении вопросов, связанных с проблемами использования импровизации в педагогическом процессе, основополагающими являются исследования (О.С. Буданова, Э.А. Гришин, С.П. Дудель, В.И. Загвязинский, В.А. Кан-Калик, И.Л. Масандилова, Н.Д. Никандров, В.А. Сластенин, В.Н. Терский, В.И. Хазан и др.), в которых импровизация рассматривается как деятельность, имеющая свои специфические особенности, оказывающая определенное воздействие на развитие мыслительных, эмоциональных, психофизических, художественных и социальных функций человека. В педагогической практике импровизация используется в качестве определенного инструмента воспитания и обучения (И.М. Бриль, Т.М. Джани-заде, Т.А.Диденко, О.С.Задорина, Л.П.Качалова, С.М.Мальцев, А.Ф.Назаров, A.A.Никитин, А.И. Петров), способствующего активизации знаний учащихся, формированию творческих устремлений учащихся и учителей.

В системе общего и художественного образования в последние годы произошли существенные изменения. На смену репродуктивным методам обучения приходят коммуникативно-игровые технологии (А.А.Вербицкий, H.A.Зайцев, E.H. Ильин, A.A. Окунев, ВБ. Петрусинский, П.И. Пидкасистый, Р.Г. Хазанкин,

Ж.С. Хайдаров В.Ф. Шаталов, С.А. Шмаков), в которых импровизация является одним из главных компонентов.

Многие исследователи художественной деятельности обращались к вопросам использования импровизации для успешного освоения детьми произведений искусства и создания творческих проектов. Еще в 20-е годы прошлого столетия JI.C. Выготский сформулировал положение о необходимости импровизационных форм работы с детьми и подростками. В середине XX века Б.П. Юсов высказывал идею о том, что раннее детское творчество носит импровизационный характер, поэтому включение импровизации в процесс художественного образования является сообразным психологическим особенностям детского возраста. В конце XX -начале XXI века вопросы формирования импровизационных способностей детей освещаются в работах по музыкальному образованию (Э.Куни, Л.Н.Мун, ДА. Раздобарина, В.О. Усачева, В.О. Шмалько, В.О. Шпаковская и др.), обучению изобразительному искусству (A.A. Качалова, Н.И. Лазарева, В.О. Родионова, и др.), по обучению хореографии (Ю.Г. Кинус, Н.В. Руссу и др.).

Богатейший опыт развития и воспитания творческой личности, способной к импровизационной деятельности, накоплен в театральной педагогике. Вопросы сценической импровизации в обучении и воспитании актеров-профессионалов рассматривались основоположниками русской театральной школы К.С. Станиславским, В.Э. Мейерхольдом, Е.Б. Вахтанговым, М.А. Чеховым и др. Основоположниками русского театрального искусства были определены условия развития способности к актерской импровизации в период обучения актера и намечены области ее применения в учебном процессе. К.С. Станиславский разработал методы действенного и этюдного анализа; комплекс упражнений, необходимый для психо-физического раскрепощения актера, формирования творческого самочувствия, развития фантазии и воображения, чувства пространства и времени. М.А. Чехов обратил внимание на определенные формы импровизации - коллективную и индивидуальную. Е.Б. Вахтангов выявил условия, необходимые для импровизационного самочувствия - особый моральный, этический климат в коллективе, основанный на доверии всех участников образовательного, воспитательного и творческого процесса. В творческом наследии В.Э. Мейерхольда можно отыскать приемы и способы импровизационного репетирования роли и спектакля, приемы подражания стилю эпохи, литературной манере, увидеть принципы единства физического и творческого самочувствия актеров при импровизации. Проблемам импровизационного самочувствия актеров и развития способности к импровизации посвящены работы С. А. Глушко, М. Кипниса, М.И. Кнебель, Н.В. Рождественской, A.B. Толшина и др. Однако в искусствоведческой и педагогической литературе недостаточное внимание уделено осмыслению понятий «импровизационное умение», «сценическое импровизационное умение» и способам развития указанных умений в педагогической практике.

Анализ многочисленных работ в русле обозначенной тематики позволил заключить, что вопросам формирования импровизационных умений у подростков в любительском театре не уделяется достаточного внимания несмотря на доказан-

ную эффективность использования театральной педагогики в процессе обучения и воспитания детей разного возраста, в том числе и подросткового (В.М. Букатов, Н.Ш. Владимирова, А.П. Ершова, И.Н. Фуйзенкова и др.). Принимая в театральной деятельности роль другого человека, действуя от его лица, подросток узнает и себя, и «другого», что в конечном итоге способствует развитию его самосознания. Все это делает театральную импровизацию эффективным средством развития личности (А.П. Ершова, А.Н. Леонтьев, А.Б. Никитина, И.С. Кон, Е.К. Чухман и др.). В исследованиях, посвященных использованию театрального искусства в работе с подростками, доказана необходимость воспитания общей культуры подростков средствами театра (О.Н. Антонова, И.А. Генералова, А.Б. Никитина, Т.Г. Пеня и др.). На воспитание зрительской культуры нацелены работы АЛ Михайловой, JIM. Некрасовой, М.П. Стуль. В ряде работ рассмотрены вопросы применения театральных методов на уроках в общеобразовательной школе (В.М. Букатов, A.B. Гребенкин, А.П. Ершова, О.С. Задорина), даны методические рекомендации по руководству детским самодеятельным театральным коллективом (Т.Ф.Завадская, Л.А.Никольский, Ю.И. Рубина, A.B. Руденко, RH. Шевелев). Однако никто из авторов специально не рассматривал методику, направленную на формирование сценических импровизационных умений у подростков в условиях театральной студии.

Подводя итог вышеизложенному, можно сделать вывод, что в современной педагогической теории и практике недостаточно исследованы возможности использования в работе с подростками театрально-педагогических технологий, способствующих формированию сценических импровизационных умений. Формирование в процессе театральной импровизации данных умений не только необходимо для участия подростков в любительских театральных спектаклях, но и способствует их успешной социализации.

Перечисленные тенденции отражают имеющиеся противоречия:

- на социально-педагогическом уровне: между наличием социального заказа на формирование и воспитание ответственного, инициативного, компетентного гражданина России, способного к творческой инновационной деятельности, и недостаточной разработанностью проблемы воспитания подростков средствами театрально-педагогических методик и технологий;

- на научно-теоретическом уровне: между сложившимися подходами к обучению актеров-профессионалов художественному творчеству на основе импровизационных технологий и недостаточно разработанными подходами к формированию импровизационных умений у детей, посещающих любительские театральные студии;

- на методическом уровне', между необходимостью создания методик, направленных на формирование сценических импровизационных умений у детей подросткового возраста, и недостаточной разработанностью научно-практических рекомендаций в этой области.

Указанные противоречия обозначили проблему исследования, состоящую в необходимости определения путей формирования импровизационных умений у подростков в условиях театральной студии.

Проблема исследования обусловила выбор темы: «Формирование сценических импровизационных умений у подростков в условиях театральной студии».

Цель исследования - разработать методику формирования сценических импровизационных умений у подростков в условиях театральной студии и опытно-поисковым путем доказать ее эффективность.

Объект исследования - процесс художественного образования подростков в условиях театральной студии.

Предмет исследования - методика формирования сценических импровизационных умений у подростков в театральной студии.

Гипотеза исследования основывается на предположении о том, что процесс формирования сценических импровизационных умений у подростков в условиях театральной студии будет эффективным, если:

- вводить в данный процесс сначала групповые формы импровизации, способствующие формированию умений работать в малых группах, затем коллективные формы импровизации, позволяющие осваивать совместное творчество в едином театральном действе, и, наконец, индивидуальные формы импровизации, способствующие формированию свободного проявления индивидуальной творческой фантазии во взаимодействии с партнерами в конкретных творческих проектах;

- разработать методику формирования сценических импровизационных умений у подростков, включающую поэтапное овладение различными видами и формами импровизации, с комплексом педагогических методов, направленных на формирование навыков самоконтроля, развитие внимания, воображения, умения взаимодействовать с партнером, чувствовать пространство и время художественного действия;

- вводить в образовательный процесс взаимосвязь видов структурной импровизации, в которой могут быть заданы предполагаемые обстоятельства, место действия, время, образы и т. п., и спонтанной импровизации, где сами актеры определяют идею, выстраивают диалог, вводят изменения в развитии сюжета художественного действия.

В соответствие с целью, предметом и гипотезой исследования сформулированы следующие задачи:

1. Изучить литературу для определения степени разработанности проблемы исследования, уточнения понятия «импровизационные умения» и определения понятия «сценические импровизационные умения».

2. Выявить компоненты, критерии и показатели сформированное™ сценических импровизационных умений подростков.

3. Создать методику формирования сценических импровизационных умений и определить ее этапы, методы и формы.

4. Проверить результативность разработанной методики формирования сценических импровизационных умений у подростков в театральной студии.

Теоретико-методологическую основу исследования составили: философское учение о человеке как носителе творческого начала, свободном в познании

и деятельности (М.М. Бахтин, H.A. Бердяев, М. Бубер, Г.В. Гегель, М.С. Каган, И. Кант, Ж.-Ж. Руссо), личностно-деятельностный подход в педагогике (И.А. Зимняя, А.Н. Леонтьев, В.А. Петровский, СЛ. Рубинштейн), теоретические положения о развитии личности и индивидуальности человека в творчестве (Ш.А.Амонашвили, Б.Г.Ананьев, В.И.Андреев, А.Г.Асмолов, М.М.Бахтин, Д.Б. Богоявленская, JI.C. Выготский, В.В.Давыдов, В.П. Зинченко, Э.В. Ильенков, А. Маслоу, A.B. Петровский, Я.А. Пономарёв, C.JI. Рубинштейн и др.), концепции гуманитарно-художественного образования (A.A. Мелик-Пашаев, Б.М. Неменский, U.M. Предтеченская, Ю.С. Солодовников, Б.П. Юсов и др.), психолого-педагогические идеи о сущностных характеристиках импровизации (Л.Ю. Берикханова, В.И. Загвязинский, В.А. Кан-Калик, Л.Н.Мун, Н.Д. Никандров, Б.М. Рунин, В.Н. Харькин), положения о природе коллективной и индивидуальной сценической импровизации (К.С. Станиславский, М.А. Чехов), об этической составляющей импровизации (Е.Б. Вахтангов), о психофизической свободе импровизирующего актера (В.Е. Мейерхольд), положения исследователей, раскрывающие специфику подготовки актера-импровизатора (П.М.Ершов, Б.Е.Захава, М.О.Кнебель, Н.Р.Рождественская, А.В.Толшин, С.А. Глушко и др.); положения о гуманизации образовательного процесса театральными методами (O.A. Антонова, В.М. Букатов, A.B. Гребенкин, А.П.Ершова, Т.Ф.Завадская, О.С.Задорина, O.A.Лапина, А.Я.Михайлова, Л.М.Некрасова. А.Б.Никитина, Л.А.Никольский, Т.Г.Пеня, Ю.И.Рубина. Е.К. Чухман и др.).

Методы исследования: теоретические - анализ философской, педагогической, психологической, культурологической и искусствоведческой литературы по исследуемой проблеме, обобщение передового отечественного и зарубежного опыта, контент-анализ; эмпирические - наблюдение, анкетирование, беседы, анализ творческих продуктов деятельности учащихся, анализ программ педагогов дополнительного образования, опытно-поисковая работа, анализ результатов опытно-поисковой работы.

База исследования. Опытно-поисковая работа осуществлялась в Муниципальном образовательном учреждении дополнительного образования детей Центр детско-юношеский «Созвездие» (МБОУ ДОД ЦДЮ «Созвездие»), Детско-юношеский клуб «Игра» (ДЮК «Игра»), а также в системе внеклассной работы МБОУ СОШ № 22 г. Екатеринбурга. В исследовании приняли участие воспитанники театральных коллективов Орджоникидзевского района г. Екатеринбурга, участники районного фестиваля «Театральное путешествие».

Этапы исследования. Диссертационное исследование осуществлялось с 2006 по 2011гг. и осуществлялось в три этапа.

На первом этапе - 2006-2008 гг. - изучались и анализировались философская, психологическая, педагогическая литература, материалы по теории и истории театрального искусства, природе импровизационной деятельности, а также по особенностям сценической импровизации, на основе которых уточнялись теоретические положения исследования, его цель и задачи, осуществлялось понятийно-терминологическое обеспечение темы исследования. Проводи-

лась разработка диагностического материала по определению уровня сформированное™ импровизационных умений у подростков.

На втором этапе - 2008-2010 гг. - проводился констатирующий этап опытно-поисковой работы, осуществлялись разработка и внедрение методики, направленной на формирование сценических импровизационных умений у подростков, вводились и апробировались новые, усложненные формы театрально-творческой работы с детьми и подростками (фестиваль-импровизация, творческая театральная смена и т.д.), проводился промежуточный срез, позволявший определить уровни сформированное™ сценических импровизационных умений у подростков.

На третьем этапе - 2010-2011гг. - реализовался итоговый этап опытно-поисковой работы, выполнялись анализ, обработка, обобщение и интерпретация данных, полученных в ходе опытно-поисковой работы, формулировались выводы, осуществлялось оформление диссертационного исследования.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

1. Определено, что сценическая импровизация, в качестве специфического вида творческой деятельности, может формироваться во взаимосвязи таких ее видов, как структурная и спонтанная, при доминировании того или иного вида в зависимости от этапа обучения подростков.

2. Разработана методика формирования сценических импровизационных умений у подростков в условиях театральной студии, базирующаяся на социо-игровой технологии, реализующаяся в три этапа: 1) подготовительный этап, на котором основной задачей является формирование умения групповой импровизации, формирование навыков самопознания и коммуникативных умений, при доминирующей позиции структурной импровизации во взаимосвязи со структурно-спонтанной импровизацией, используются методы: репродуктивный, игровой, групповой и метод групповых упражнений; 2) этап интенсивного включения в театрально-импровизационную деятельность, на котором основной задачей является формирование умения коллективной импровизации с элементами индивидуальной, формирование чувства эмпатии и умения общаться с партнерами по сцене, структурная и спонтанная виды импровизации являются равнозначными при обучении, используются методы коллективного действия, «мозгового штурма», действенного анализа, коллективных этюдов, репродуктивного метода; 3) этап самостоятельной художественной деятельности, на котором основной задачей является формирование умений спонтанной импровизации в индивидуальной и коллективной форме, умения создавать художественный продукт, предъявляемый публике: театральное представление, уличное театральное представление (флеш-моб, перформанс, творческая акция и т.д.), основным является метод самостоятельной работы, групповой и коллективной этюдной импровизации, при использовании других, ранее названных методов.

3. С учетом этапов формирования сценических импровизационных умений у подростков, разработана структура занятий, включающая разминку, групповые формы структурной и элементы спонтанной импровизации (подготовительный этап); разминку, коллективные формы структурной импровизации (ре-

петиция спектакля, включающая коллективную импровизацию с приемом «активных изменений») и спонтанную импровизацию (этап интенсивного включения в театрально-импровизационную деятельность); разминку, этюдную работу по спонтанной импровизации, самостоятельную индивидуальную импровизацию (этап самостоятельной импровизационной деятельности).

Теоретическая значимость исследования:

1. Уточнено понятие «импровизационные умения» - это спонтанные, непосредственные, коммуникативные, творческие действия в короткий промежуток времени, выполняемые для создания субъективно нового творческого продукта на основе личностного опыта и воображения.

2. Определено понятие «сценические импровизационные умения» - это действия актёра по созданию сценического образа и сочинению собственного художественного текста на заданную тему в структурной импровизации или на свободную тему в спонтанной импровизации, выполняемые без предварительной подготовки.

3. Выделены педагогические принципы, положенные в основу методики, обеспечивающие непрерывность и последовательность процесса формирования импровизационных умений от групповой формы, через коллективную к индивидуальной форме: личностно ориентированного обучения и воспитания, активного включения в художественную деятельность, коллективной деятельности как стимулирующей индивидуальную творческую активность подростков.

Практическая значимость работы заключается в разработке критериев сформированное™ сценического импровизационного умения; в разработке системы упражнений на импровизацию для занятий с подростками на каждом этапе реализации методики, в разработке листов экспертной оценки, программы «Творческая театральная смена», в которой дано описание игр и методические рекомендации по организации импровизационных форм работы. Основные положения методики формирования сценических импровизационных умений у подростков могут быть использованы педагогами дополнительного образования для составления программ внеурочной деятельности подростков в соответствии с требованиями, предъявляемыми к программам Федеральным государственным стандартом общего образования.

Обоснованность и достоверность результатов исследования обеспечиваются теоретико-меггодологическими позициями, использованием комплекса теоретических и эмпирических методов на всех этапах исследования, адекватных объекту, предмету, цели и задачам исследования, систематической проверкой промежуточных результатов на различных этапах опытно-поисковой работы, использованием математических методов обработки данных и возможностью воспроизведения результатов опытно-поисковой работы.

Апробация и внедрение результатов исследования. Результаты исследования были опубликованы в сборниках научных трудов и журналах (15 публикаций), в том числе в журналах, рекомендованных ВАК РФ (3 статьи); обсуждались на научно-практических конференциях международного (Новосибирск, 2010; Уфа, 2010) и всероссийского (Екатеринбург, 2009; Уфа, 2011; Но-

восибирск, 2011) уровней, а также на заседаниях кафедры гуманитарного образования ГБОУ ДПО Свердловской области «Институт развития образования».

Результаты исследований внедрены в учебно-воспитательный процесс средних общеобразовательных учреждений и учреждений дополнительного образования г. Екатеринбурга: МБОУ ДОД ЦДЮ «Созвездие», ДЮК «Игра», МБОУ СОШ № 22, программы используются педагогами МБОУ ДЮЦ «Контакт», МБОУ ЦО № 224. Результаты демонстрировались на мастер-классах для педагогов системы учреждений дополнительного образования в сфере молодежной политики г. Екатеринбурга и Свердловской области.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Сценические импровизационные умения являются действиями актёра по созданию сценического образа и сочинению собственного художественного текста на заданную тему в структурной импровизации или на свободную тему в спонтанной импровизации, выполняемые без предварительной подготовки.

2. Педагогическими принципами, положенными в основу методики, обеспечивающими непрерывность и поэтапность процесса формирования сценических импровизационных умений от групповой формы, через коллективную к индивидуальной форме являются: принципы личностно ориентированного обучения и воспитания, активного включения подростка в художественную деятельность, принцип коллективной деятельности как стимулирующей индивидуальную творческую активность подростков.

3. Методика формирования сценических импровизационных умений у подростков в условиях театральной студии, базирующаяся на социо-игровой технологии, реализуется в три этапа: 1) подготовительный этап, на котором решается задача формирования умений групповой импровизации, навыков самопознания и коммуникативных умений и используются методы: репродуктивный, игровой, групповой и метод групповых упражнений; 2) этап интенсивного включения в театрально-импровизационнную деятельность, основная задача которого - формирование умения коллективной импровизации с элементами индивидуальной, формирование чувства эмпатии и умения общаться с партнерами по сцене - решается с помощью методов коллективного действия, «мозгового штурма», действенного анализа, коллективных этюдов, репродуктивного метода; 3) этап самостоятельной художественной деятельности, основная задача которого - формирование умений спонтанной импровизации в индивидуальной и коллективной форме, формирование умения создания художественного продукта, предъявляемого публике - решается с помощью методов самостоятельной работы, групповой и коллективной этюдной импровизации, при использовании других, ранее названных методов.

Объем и структура диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложений, содержащих таблицы, иллюстрирующие результаты опытно-поисковой работы, лист экспертной оценки, программу «Творческая театральная смена».

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во введении обоснована актуальность исследования, определены проблема и степень ее разработанности, объект и предмет исследования, сформулированы цель, гипотеза, задачи, охарактеризованы этапы и методы исследования, раскрыта научная новизна, теоретическая и практическая значимость исследования, представлены положения, выносимые на защиту.

В первой главе «Теоретическое обоснование проблемы формирования сценических импровизационных умений у подростков в условиях театральной студии» рассматривается история развития и становления форм и методов театральной работы с детьми в системе образования России с XVII века до наших дней; исследуется импровизация как вид художественно-творческой деятельности, определяются особенности подросткового возраста, которые являются основанием для введения импровизационной деятельности в образовательный процесс, уточняются понятия «импровизационное умение», «сценическое импровизационное умение», раскрываются педагогические принципы формирования сценических импровизационных умений подростков

В основе взаимодействия школы как образовательного учреждения и театра как вида искусства лежит глубинная историческая связь. На протяжении тысячелетий театр брал на себя образовательные функции, а образовательные учреждения становились местом художественного воспитания и образования средствами театрального искусства. Видные деятели педагогической науки и практики: С.Т. Шацкий, A.C. Макаренко, A.A. Брянский, В.А. Сухомлинский и др. - использовали театральную импровизацию как определенную художественную форму воспитания детей. Психологическое обоснование игровой природы импровизации было дано JI.C. Выготским, по утверждению которого, импровизационные формы работы с детьми способствуют формированию у них творческой фантазии и воображения. В наши дни вопросы включения театральной деятельности и театральной импровизации в образовательный процесс являются предметом изучения многих авторов (O.A. Антонова, В.М. Букатов, Н.Ш. Владимирова, A.B. Генералова, A.B. Гребенкин, А.П. Ершова, О.С. Задорина, O.A. Лапина, Л.М. Некрасова, Т.Г. Пеня, Е.К. Чухман и др.). Несмотря на различные подходы к введению театральных методов обучения и театральной импровизации данные авторы сходятся в одном: театральная импровизация является и фактором, и способом, и конечным результатом развития творческих способностей детей, которые в свою очередь стимулируют ребенка на включение в процесс творческой деятельности.

При распространенности и древности своей истории импровизация остается одним из наименее изученных явлений в современной науке. Под импровизацией авторы понимают первотворчество, в котором в свернутом виде присутствуют все этапы творческого процесса (Б.М. Рунин), она связана с процессом творчества (В.Н. Харькин), которое реализуется в общении (М.Н. Эпштейн), зритель, воспринимающий импровизацию является со-творцом замыслов и устремлений импровизатора (С.С. Ступин). Обобщение различных определений

сущности импровизации позволило уточнить определение: импровизация - вид публичной творческой деятельности, содержащий процесс творчества и его результат, в импровизацию включаются импровизатор и зритель.

С.А. Глушко, исследовавший возможности и особенности театральной импровизации в подготовке актера, выделил следующие ее виды: «спонтанная» и «структурная». В спонтанной импровизации актеру не задается текст, не определяются мизансцены, отсутствуют костюмы, декорации и т.д. Актер сам определяет «идею» (тему), выстаивает «диалог» с партнером по импровизации, сам вводит изменения действия. Владение таким видом импровизации является, по мнению С.А. Глушко, «высшим пилотажем» актерского мастерства. Некоторые исследователи актерской импровизации (Н.Ш. Владимирова, О.Ф. Липцын) называют такую импровизацию «игровой». Импровизация, ограниченная заданием, местом действия, идеей спектакля, костюмом, музыкой и другими составляющими театрального действа, называется «структурной импровизацией». Результатом «структурной импровизации» становится индивидуальное, групповое или коллективное действие в рамках, заданных педагогом, режиссером, автором, пьесой, местом действия, идеей, мизансценами и т.д. Результатом же «спонтанной импровизации» является творческое импровизационное действие, сочиненное и исполненное индивидуально «на ходу». A.B. Гребенкин и A.B. Толшин указывают на парадокс сценической импровизации, который состоит в том, что она является и спонтанным творчеством, когда проводится без предварительной подготовки, и творчеством, которое может быть подготовлено и заранее спланировано.

В обучении актеров театральные педагоги (С.А. Глушко, О.Ф. Липцын и др.) предлагают такую последовательность освоения импровизации: от простых ограничений в спонтанной импровизации (добавляется один компонент) - к сложным (добавляется комплекс компонентов), что дает возможность осуществить главную цель импровизационного театра - «самоорганизующийся спектакль», поэтому при обучении актера импровизации следует сначала освоить спонтанную импровизацию, являющуюся базой для освоения структурной импровизации. Мы же в своей работе исходим из того, что начальным видом импровизации, предложенной для освоения подросткам, является структурная импровизация. В этом предположении мы опираемся на тот факт, что в структурной импровизации подростки получают информацию о месте театрального действия, времени; они воспринимают и осознают значение той или иной декорации, им объясняется смысл выполняемого действия. В спонтанной импровизации подросткам не даются никакие сведения, они находятся в общем импровизационном творчестве, осуществляемом партнерами по сцене, а значит, не знают заранее о их действиях, что значительно усложняет для подростков решение творческих задач. Однако при организации системы обучения подростков, все-таки следует учитывать тот факт, что структурная и спонтанная импровизация являются двумя сторонами одного процесса, разделение их достаточно условно, поэтому процесс обучения импровизации представляется как взаимодополняю-

щий и взаимопроникающий с доминирующим видом импровизации на том или ином этапе формирования импровизационного умения.

В практике современного театрального образования используются различные формы занятий: индивидуальные, групповые и коллективные, - что обусловлено спецификой театрального искусства. Групповая форма импровизации более доступна начинающим актерам, т.к. количество участников импровизации ограничено (от 3 до 5 человек) и есть возможность обговорить с каждым партнером условия заданной импровизации. Коллективная импровизация предполагает определенную структуру (заданную спектаклем, пьесой, текстом, ролью, режиссерским заданием и т.д.) и большее количество участников импровизации, при этом, конечно, предполагается осуществление индивидуальной импровизации. Основываясь на существенных признаках данных форм занятий, полагаем, что наиболее успешным путем обучения подростков импровизации является следующий: от групповой формы через коллективную к индивидуальной. Соответственно, в групповых и коллективных формах импровизации доминирующей становится структурная импровизация с поддержкой игрового начала спонтанной импровизации, а на этапе самостоятельной импровизации доминирующей становится «спонтанная» импровизация с включением элементов структурной импровизации.

Современные исследователи сценической импровизации (С.А. Глушко, A.B. Гребенкин, О.Ф. Липцын, A.B. Толшин), опираясь на творческое наследие основоположников театральной педагогики, выделяют качества «импровизирующего актера»: эмпатия, воображение, которые определяют продуктивность актера; непосредственность как способность воссоздать быструю, естественную жизнеподобную реакцию, но в придуманных условиях, которая выражается в наивности, открытости, способности увлечься задачей, образом и т.д.; пластичность связана с артистичностью - качеством воздействия на публику. Для актера, умеющего импровизировать, важен психомоторный компонент — мышечная свобода, скорость реакции, гармоничность движения (пластичность, координация различных частей тела, владение центром тяжести).

В процессе импровизационной деятельности, по мнению Н.В. Рождественской и A.B. Толшина, происходит развитие специальных умений, необходимых актеру-импровизатору. При этом одни авторы под умением подразумевают высшее человеческое свойство, формирование которого является конечной целью процесса, его завершением (К.К. Платонов), другие как использование имеющихся знаний и навыков для отбора и осуществления приемов действия в соответствии с поставленной целью (К. Колбасов). Умение понимается авторами и как способность человека выполнять определенную деятельность или действие в новых условиях, и как подготовка к выполнению определенной деятельности (В.А. Сластенин). Некоторые ученые (Л.Ю. Берикханова, В.И. Загвязинский, В.А. Кан-Калик, В.Н. Харькин и др.) рассматривают в своих работах импровизационные умения, которые являются частью специальных умений и входят в состав способности говорить, спонтанно общаться, быстро ориентироваться в ситуации взаимодействия с партнёром.

Опираясь на вышеуказанные позиции, мы уточняем определение импровизационных умений, понимая их как спонтанные, непосредственные, коммуникативные, творческие действия, осуществляемые в короткий промежуток времени для создания нового на основе опыта и воображения. Исходя из основных видов сценической импровизации, спонтанной и структурной, мы сформулировали определение сценических импровизационных умений: это действия актёра по созданию сценического образа и сочинению собственного художественного текста на заданную тему в структурной импровизации или на свободную тему в спонтанной импровизации, выполняемые без предварительной подготовки.

Сценические импровизационные умения доступны для освоения не только будущим актерам-профессионалам, но и детям, участвующим в любительских театральных проектах, подросткам, для которых общение, столь необходимое для театральной импровизации, является ведущим видом деятельности и составляет основу формирования личностных качеств. В переходном возрасте у подростков начинается мощный подъем воображения и первые начатки созревания фантазии (JI.C. Выготский). К периоду отрочества у человека созревает и подытоживается его большой опыт, формируются постоянные интересы. Развитие воображения неразрывно связано с развитием мышления и памяти, что также является немаловажной предрасположенностью к развитию импровизационных умений. Ряд авторов указывают, что подросток способен к выполнению серьезных художественных задач, но он не владеет средствами, решения этих задач, (Н.Э. Тараканова), что вызывает необходимость вооружения подростка средствами. В.Н. Дружинин отмечает, что в период отрочества значимую роль играет позитивный образец творческого поведения. Этому образцу подросток стремится подражать, а иногда он даже отождествляет себя с образцом. Образцом для подражания может стать герой художественного или литературного произведения. В таком подражании, по мнению A.A. Мелик-Пашаева, происходит плодотворное освоение ребенком художественной культуры человечества.

Импровизационные умения, как считает С.О. Вальдес Альенде, являются многокомпонентным феноменом. Данный автор выделяет такие взаимосвязанные компоненты, как коммуникативный, поведенческий и адаптационный. Под коммуникативным компонентом автор понимает способность «считывать информацию» и достоверно передавать ее в процессе коммуникации. Поведенческий компонент, по ее мнению, включает в себя процессы, связанные с навыками самоконтроля и эмоциональной устойчивости. Разделяя позицию автора относительно многокомпонентности импровизационного умения, а также характеристики коммуникативного и поведенческого компонентов, мы считаем, что адаптационный, предполагающий умение «подстроиться» под логику действия другого человека, входит в поведенческий компонент. В то же время к выделенным С.О. Вальдес Альенде компонентам импровизационного умения мы добавляем такой компонент, как «нравственные установки», проявляющийся в направленности на другого человека, что в конечном счете приводит к партнерским отношениям, к развитию эмпатии, которые и обеспечивают появление единого ценностного творческого продукта. Продуктивный компонент позволяет

актеру находить свое собственное видение роли, что помогает ему создавать в процессе привлечения импровизационных действий конечный художественный продукт, предъявляемый зрителю.

Для определения путей формирования сценических импровизационных умений у подростков необходимо было выбрать определенные педагогические принципы, регламентирующие основное направление деятельности педагога и участников любительского театрального коллектива. Одним из основополагающих принципов организации учреждений системы дополнительного образования, к которому относятся и любительские театральные коллективы, является принцип доступности. В театральную студию приходят дети и подростки с разным уровнем творческих способностей, из разных семей, с разными нравственными установками и художественными вкусами. Чтобы процесс формирования сценических импровизационных умений соответствовал их возможностям, необходима реализация принципа личностно ориентированного образования. Каждый подросток, пришедший в театральную студию, имел свою индивидуальную траекторию развития, спроектированную педагогом. Формирование импровизационных умений, происходило с учетом индивидуальных способностей и склонностей ребенка.

Не менее важным для системы дополнительного образования является принцип активного включения подростка в художественную деятельность. Именно тогда процесс художественного творчества принесет подростку удовлетворение, что, несомненно, будет способствовать становлению его личности как творческого субъекта. Театральное творчество носит выраженную коллективистскую направленность, поскольку служит целям совместной художественной деятельности, объединяя индивидуальные усилия каждого отдельного участника. Коллективная деятельность стимулирует индивидуальную активность, формируя и поддерживая при этом в творческом коллективе отношения ответственной творческой взаимосвязи партнеров по сцене. Поэтому, именно принцип коллективной деятельности был взят нами в качестве руководящего при формировании сценических импровизационных умений у подростков.

Выделенные теоретические основания позволили разработать методику формирования сценических импровизационных умений у подростков в условиях театральной студии, которая раскрывается во второй главе исследования.

Во второй главе «Опытно-поисковая работа по формированию сценических импровизационных умений у подростков в условиях театральной студии» определены цель, задачи опытно-поисковой работы, выделены критерии, показатели и уровни сформированное™ сценических импровизационных умений, раскрыта методика формирования сценических импровизационных умений у подростков, представлен анализ констатирующего, формирующего и итогового этапов опьггно-поисковой работы.

Опытно-поисковая работа по формированию сценических импровизационных умений (далее - СИУ) у подростков осуществлялась в течение 2008-2011 г.г. автором диссертационного исследования в театральных студиях ДЮК «Игра» МБОУ ДОД ЦДЮ «Созвездие» г. Екатеринбург и театральной студии МБОУ

СОШ № 22 г. Екатеринбург. Всего в опытно-поисковой работе принимали участие 115 подростков. Частично элементы методики апробировались в работе с воспитанниками театральных коллективов Орджоникидзевского района г. Екатеринбурга, а также с участниками ежегодного районного фестиваля «Театральное путешествие». История существования студии, в условиях которой протекала опытно-поисковая работа, насчитывает более 50 лет. В студии существуют традиции и определенная структура самоорганизующегося творческого коллектива (совет театра, актив театра), выделяются младшая группа (первый год обучения), средняя группа (от 2-х до 3-х лет обучения), старшая группа (от 3-х до 5 лет обучения), молодежная группа (от 5 лет обучения и более). В опытно-поисковом исследовании принимали участие воспитанники первого года обучения.

Для проведения констатирующего этапа опытно-поисковой работы в 2008 году были разработаны критерии и показатели сформированное™ сценических импровизационных умений (далее СИУ) у подростков. Анализ литературы, произведенный в первой главе исследования, позволил выделить компоненты импровизационного умения: коммуникативный, поведенческий, компонент нравственных установок и продуктивный. Названные компоненты дали возможность определить критерии сформированности СИУ, соответствующие содержанию каждого из них. Компоненту «коммуникативный» соответствуют критерий «спонтанное общение», показателем которого является «умение легко вступать во взаимодействие» и критерий «эффективное общение», показателем которого является «умение достоверно принимать и передавать информацию и взаимодействовать в диалоге». Компоненту «поведенческий» соответствуют критерий «уверенность в себе», показатель - «умение быстро реагировать на смену ситуаций, обстоятельств и партаеров», и критерий «эмоциональная устойчивость», показатель - «умение выходить из одних эмоциональных состояний и входить в другие, диктуемые обстановкой». Компоненту «нравственных установок» соответствует критерий «способность к эмпатии», показателями которого является «умение понимать отношения другого к себе» и «умение понимать эмоциональное состояния другого». Компоненту «продуктивность» соответствует критерий «создание художественного продукта в совместном импровизационном действии», показатель которого - «умение создать новый художественный продукт на основе опыта и воображения».

Для определения сформированности каждого критерия были выбраны методики, адагггированные для нашего исследования. Так, критерий «уверенность в себе» (поведенческий компонент) замерялся при помощи методики «Изучение направленное™ личности» В. Смекала и М. Кучера и методики измерения уровня тревожности (Шкала Дж. Тейлора), критерий «эмоциональная устойчивость» (поведенческий компонент) измерялся при помощи методики «Исследование волевой саморегуляции» (A.B. Зверьков и Е.В. Эйдман). Критерий «способность к эмпатии» (компонент нравственные установки) измерялся по методике «Опросник для диагностики способности к эмпатии» А. Мехрабиена и Н. Эпштейна. Критерии «эффективность общения» и «умение спонтанного общения» (коммуникативный компонент) замерялись по методике «Оценка ком-

муникативных и организаторских склонностей» (методика КОС В.В. Синявского и Б.А. Федоришина). Критерий «способность создания художественного продукта в совместном импровизационном действии» (компонент продуктивность) замерялся с помощью методики «Самооценка творческого потенциала личности» (Н.П. Фетискин, В.В. Козлов, Г.М. Мануйлов). Полученные результаты оценивались от 0 до 4 баллов: 0-1 балл - низкий уровень, 2-3 балла-средний уровень, 4 балла - высокий уровень. Результаты высчитывались в процентах. Для подтверждения валидности методики дополнительно вычислялся коэффициент корреляции между показателями каждого критерия СИУ, и показателями, полученными с помощью вышеперечисленных методик. Обработка полученных данных производилась с помощью компьютерных программ: Microsoft Excel, SPSS-16, атак же STATISTICAL.

Анализ результатов констатирующего этапа опытно-поисковой работы позволил определить, что уровень сформированности СИУ у подростков, пришедших в театральную студию, был в основном низкий и средний. Наиболее высокие результаты были получены по критерию «способность к эмпатии», что связано с желанием детей участвовать в коллективном творчестве, в процессе которого актер должен вступать во взаимодействие с партнером по сцене и проявлять ему сочувствие. Результаты по компоненту «поведенческий» (критерии «уверенность в себе» и «эмоциональная устойчивость») позволили заключить: уровень тревожности подростков является высоким, это, очевидно, связано с незнакомым коллективом и видом художественного творчества. Результаты по компоненту «коммуникативный» свидетельствовали о низком уровне его сформированности, что обусловлено недостаточно сформированным умением принять и понять информацию и передать ее другому. Отметим, что при выполнении диагностического задания подростки не могли спонтанно вступить в диалоговое общение, проявляли неуверенность и зажатость. При подготовке и проведении упражнений на коллективную импровизацию и на индивидуальное творчество никто из подростков не создал художественного продукта.

Теоретическое освоение материала по проблеме формирования СИУ у подростков, а также результаты констатирующего этапа опытно-поисковой работы дали основание для разработки методики, которая реализовалась на формирующем этапе опытно-поисковой работы в 2008-2010 гг. В процессе реализации методики были произведены промежуточные и итоговые срезы сформированности СИУ у подростков для разработки индивидуального плана работы с каждым из них. Основой методики формирования СИУ послужили положения социо-игровой технологии (В.М. Букатов и А.П. Ершова), разработанной в опоре на философские идеи A.A. Потебни, педагогические принципы Е.Е. Шулешко, К.С. Станиславского и М.А. Чехова, а также в опоре на положения «теории действий» П.М. Ершова. Социо-игровая технология базируется на положениях: о реализации двигательной активности обучающихся, о необходимости обязательной смены деятельности, ролей, темпо/ритма деятельности, рабочих мизансцен, о необходимости включения обучающихся в работу малыми группами;

Разработанная методика СИУ включала три этапа: подготовительный, на котором подростки обучались первичным умениям самоконтроля, саморегуляции, умениям управлять своим телом, голосом, понимать эмоции свои и своих партнеров по общению. На этом же этапе подростки учились продуктивно строить взаимоотношения с партнером, включаться в диалог с партнерами по сцене. Основное внимание уделялось умениям, помогающим подростку понять самого себя, узнать и принять правила поведения и стиль общения в коллективе. Следовательно, на подготовительном этапе, в первую очередь, формировался «поведенческий компонент» СИУ.

На этом этапе (продолжительность 2 месяца) доминирующими являются групповые формы организации (малые группы), которые позволяют подросткам осваивать структурную импровизацию, но с обязательным включением упражнений по приобретению навыков «спонтанной» индивидуальной импровизации. Для данного этапа был разработан комплекс упражнений - творческих заданий, названных «Программа тренинга вводного этапа». В процессе реализации этой программы подростки выполняли задания на формирование навыков саморегуляции, внимания, смены настроений и эмоций в процессе импровизации, взаимодействия с партнерами по сцене, на развитие фантазии и воображения. На последующих этапах данный комплекс упражнений вводится как обязательная разминка на каждом занятии. Основные методы на данном этапе: репродуктивный, игровой, метод групповых упражнений. Репродуктивный метод применяется на самых первых занятиях, когда дети только овладевают правилами поведения и выполнения тех или иных упражнений. Формы проведения занятий: урок-тренинг, посещение занятий старшей группы, просмотр спектаклей старшей группы, творческое действие-самопрезентация вновь пришедших подростков в коллектив «Смотрите, кто пришел...». В итоге прохождения подростками подготовительного этапа они овладевали навыками самоконтроля, умениями снимать мышечное напряжение, владеть своими эмоциями, понимать эмоции партнера по импровизации, а также уметь взаимодействовать в структурной импровизации в малых группах. Структура занятия по формированию СИУ подростков на подготовительном этапе: разминка (упражнения на психотехнику), упражнения на включение групповых форм структурной импровизации, этюды, включающие спонтанный вид импровизации.

Следующий этап - интенсивное включение подростков в театрально-творческую деятельность (6 месяцев), его целью было оказание помощи подростку в формировании умения «увидеть и понять другого». Этот этап характеризуется освоением навыков взаимодействия, навыков коллективного взаимодействия по созданию творческого продукта. У подростков происходило развитие чувства эмпатии, совершенствование умения работать в коллективе, формирование навыков общения, что соответствует коммуникативному компоненту и компоненту нравственных установок СИУ. На этапе интенсивного включения подростка в театральную деятельность приобретается опыт публичного выступления в условиях традиционного театра (публика-актер) и осуществляется обучение подростка структурной импровизации. Основными методами, опре-

деленными социо-игровой технологией (работа малыми группами, частая смена деятельности, темпо/ритма, рабочих мизансцен, двигательная активность каждого участника), являются: метод коллективного действия, «мозгового штурма», действенного анализа, коллективных этюдов, метод погружения, репродуктивный метод.

На данном этапе доминировала коллективная импровизация, вид - структурная импровизация. В этюдной работе уделялось внимание выработке умений включаться в спонтанную импровизацию. Этому способствовали такие формы работы, как репетиция и демонстрация спектакля-импровизации, театральный КВН, «театральный капустник», интерактивная игра «Театральный марафон», фестиваль-импровизация «Театральное путешествие», творческие акции (флеш-моб, хепенинг, перфоманс). В итоге интенсивного включения в театральную деятельность подросток научился импровизировать (действовать) от лица героя, а именно: отвечать на вопросы, задавать вопросы, выражать свое отношение к действию и т.д. Он освоил умение быстро реагировать на реплики и действия партнера по сцене, выходить из затруднительных, незапланированных ситуаций. Все это способствовало формированию у ребенка коммуникативных умений. Занятие на этапе интенсивного включения в театрально-импровизационную деятельность включает следующие структурные элементы: разминку, групповые формы структурной импровизации, репетицию спектакля (или другого театрального действия), коллективную импровизацию, с приемом «активных изменений», когда педагог постоянно вводит новые условия и обстоятельства театрального действия, меняет актерские задачи до отрицания уже отрепетированного материала, упражнения на спонтанную импровизацию, например, «Неожиданное обстоятельство» или «Неожиданное слово».

После реализации этапа интенсивного включения в импровизационную деятельность, проводился промежуточный срез, позволявший определить уровни сформированное™ СИУ. Его результаты давали возможность провести корректировку содержания последнего этапа методики, а также проектировать индивидуальную программу формирования СИУ у каждого подростка в зависимости от уровня усвоения им содержания уже реализованных этапов методики. Данные промежуточного среза показали, что в основном сформированность СИУ у подростков находится на среднем уровне. Промежуточный срез позволил выявить и тех детей, СИУ у которых находились на высоком уровне.

Этап самостоятельной импровизационной деятельности подростка (продолжительность 4 месяца) характеризовался тем, что не все воспитанники, прошедшие обучение на этапе интенсивного включения в театральную деятельность, выходят на уровень самостоятельной импровизации. Те воспитанники, у которых уровень СИУ средний и низкий, продолжают заниматься в театральном коллективе наряду со всеми по программам «Основы актерского мастерства», «Основы вокала и сценической речи», «Хореография и сценическое движение». Такие воспитанники участвуют в качестве зрителей в театральных мероприятиях, помощников, создающих театральный реквизит и декорации, участников коллективных структурных импровизаций в театральных действах. Ими посте-

пенно осваивается умение осуществлять спонтанную импровизацию под руководством педагогов и воспитанников, у которых уровень СИУ является высоким. Последние, продолжая обучение по программам «Основы актерского мастерства», «Основы вокала и сценической речи», «Хореография и сценическое движение» (т.к. высокий уровень импровизационных умений не является единственным и достаточным условием для овладения актерским мастерством), дополнительно берут на себя функцию обучающего и вместе с педагогом являются организаторами таких форм театральной работы с детьми, как спектакль-импровизация, фестиваль-импровизация и собственно «спонтанная импровизация», выражением которой могут быть различные формы «уличного театра». Занятие на этапе самостоятельной импровизационной деятельности включает разминку, этюдную работу по спонтанной импровизации, самостоятельную индивидуальную импровизационную деятельность.

В задачи контрольного этапа опытно-поисковой работы входило проведение итогового среза. Диагностирование учащихся осуществлялось с помощью методов, используемых на констатирующем этапе. Результаты показали, что наблюдается позитивная динамика сформированное™ коммуникативного, поведенческого и продуктивного компонентов СИУ, что выразилось в увеличении числа подростков, чей уровень импровизационного умения повысился от среднего до высокого. На итоговом этапе не зафиксировано ни одного проявления низкого уровня СИУ.

Результаты констатирующего, промежуточного и контрольного этапов опытно-поисковой работы отражены в таблице I. Данные результаты были получены исходя из уровней сформированное™ сценических импровизационных умений у каждого подростка по каждому критерию. Эти результаты складывались и высчитывались в процентном отношении. Анализ результатов, полученных на констатирующем, промежуточном и итоговом этапах, позволяет сделать вывод об успешности формирования у подростков сценических импровизационных умений и эффективности разработанной методики.

Таблица 1.

Сведения о распределении подростков по уровням СИУ на констатирующем, промежуточном, контрольном этапах опытно-поисковой работы (в %)

Уровни Констатирующий этап Промежуточный этап Контрольный этап

Высокий 10% 15% 33%

Средний 50% 70% 67%

Низкий 40% 15% -

Теоретическое изучение проблемы, итоги опытно-поисковой работы подтвердили выдвинутую гипотезу и позволили в заключении сделать следующие выводы:

1. Формирование сценических импровизационных умений является способом решения задачи воспитания инициативного, творческого человека, умеющего принимать решения в быстро меняющихся обстоятельствах.

2. «Импровизационное умение» рассматривается нами как спонтанное, непосредственное, коммуникативное, творческое действие, осуществляемое в короткий промежуток времени для создания нового на основе опыта и воображения.

3. Сценические импровизационные умения - это действия актёра по созданию сценического образа и сочинения собственного художественного текста на заданную тему в структурной импровизации или на свободную тему в спонтанной импровизации, выполняемые без предварительной подготовки.

4. Сценические импровизационные умения включают в себя следующие компоненты: коммуникативный, поведенческий, компонент нравственных установок и продуктивный. Компоненту «коммуникативный» соответствуют критерий «спонтанное общение», показателем которого является «умение легко вступать во взаимодействие», и критерий «эффективное общение», показателем которого является «умение достоверно принимать и передавать информацию и взаимодействовать в диалоге». Компоненту «поведенческий» соответствуют критерий «уверенность в себе», показатель которого - «умение быстро реагировать на смену ситуаций, обстоятельств и партнеров», и критерий «эмоциональная устойчивости», показатель - «умение выходить из одних эмоциональных состояний и входить в другие, диктуемые обстановкой». Компоненту «нравственных установок» соответствует критерий «способность к эмпатии», его показателями являются: «умение понимать отношения другого к себе» и «умение понимать эмоциональное состояния другого». Компоненту «продуктивность» соответствует критерий «создание художественного продукта в совместном импровизационном действии», показатель которого - «умение создать новый художественный продукт на основе опыта и воображения».

5. Сценическая импровизация как специфический вид творческой деятельности может формироваться во взаимосвязи таких ее видов, как структурная и спонтанная, при доминировании того или иного вида в зависимости от этапа обучения подростков.

6. Методика формирования сценических импровизационных умений у подростков в условиях театральной студии базировалась на социо-игровой технологии и реализовывалась в три этапа: 1) подготовительный этап, на котором основной по форме являлась групповая импровизация, реализуемая в творческих этюдах, на этом этапе формировались навыки самопознания и коммуникативные умения, использовались репродуктивный, игровой методы, метод групповых упражнений; 2) этап интенсивного включения в театрально-импровизационную деятельность, на котором основной по форме являлась коллективная импровизация с включением индивидуальной, формировалось чувство эмпатии к партнеру и умение общаться с партнерами в процессе создания театрального спектакля, использовался метод коллективного действия, метод «мозгового штурма», метод действенного анализа, метод коллективных этюдов, метод погружения, репродуктивный метод; 3) этап самостоятельной импровизационной деятельности,

задача которого - формирование умений спонтанной импровизации в индивидуальной и коллективной форме, формирование умений создания художественного продукта (театральный фестиваль-импровизация, социальные акции, реализуемые через виды уличного театра, где импровизационная деятельность является главной), основным является метод самостоятельной работы, групповой и коллективной этюдной импровизации, при использовании других, ранее названных методов.

8. Сопоставление результатов диагностики сценических импровизационных умений у подростков в условиях театральной студии на констатирующем, промежуточном и контрольном этапах опытно-поисковой работы дает основание говорить о результативности разработанной методики.

Исследование может быть продолжено в направлении изучения вопросов применения сценической импровизации в педагогической практике для старших школьников, не имеющих опыта участия в театральной деятельности, а также в направлении использования сценической импровизации для создания единого творческого продукта в условиях «уличного театра».

Основные положения диссертации отражены в следующих публикациях автора:

Статьи е научных изданиях, рекомендованных ВАК РФ:

1. Стаина, O.A. Театральная педагогика в развитии импровизационных способностей подростков [Электронный ресурс] / O.A. Стаина // Педагогика искусства: электрон, науч. журн. Учреждения РАО «Институт художественного образования». - 2011. - №1. Режим доступа: http://www.art-education.ru/AE-magazine/archive/nomer-1-201 l/staina_07_03_2011 .pdf / (0,6 п.л.).

2. Стаина, O.A. Становление и развитие форм и методов театральной работы с детьми в народном образовании России / O.A. Стаина // Педагогическое образование в России : Уральский государственный педагогический университет. - 2011. - № 4. - С.106-115. (0.8 п.л.).

3. Стаина, O.A. Формирование импровизационных умений как условие воспитания подростков в театральной студии / O.A. Стаина И Педагогические науки. Известия Южного федерального университета. - 2011. - № П.- С 97105. (0,6 пл.).

Научные статьи в прочих изданиях:

4. Стаина, O.A. Театральные методы педагогики как средство субъектива-ции обучения. / O.A. Стаина // Дети, театр, образование: материалы Междунар. науч. пракг.конф. - Екатеринбург, 1996. - С.25-28. (0,2 п.л.).

5. Стаина, O.A. Программа «Использование театральных технологий в процессе обучения» / O.A. Стаина// Материалы регион, науч.-пракг. конф. «Социально-гуманитарное образование в высшей и средней школе: методологические и методические проблемы». - Екатеринбург, 2000. - С.66-71.(0,3 п.л.).

6. Стаина, O.A. Театр и школа (исторический анализ взаимоотношений) / O.A. Стаина // Материалы практико-ориентированной конф. «Актуальные проблемы развития дополнительного образования», 18 ноября 2000 г. - Екатеринбург: ИД «Гриф», 2004. - С. 174-177. (0,3 п.л.).

7.Стаина, O.A. Творческая деятельность в театральном коллективе как путь повышения социальной активности молодого человека / O.A. Стаина // Социальная активность молодежи как условие развития современного общества: сб. науч. тр. по итогам Всерос. социально-пед. чтений им. Б.И. Лившица, 2-3 февр. 2010 г., Екатеринбург : в 2-х ч./ Урал. гос. пед. ун-т. - Екатеринбург, 2010. -Ч. 1.-0226-234.(0,5 пл.).

8. Стаина, O.A. Инновационные технологии в школе - театр импровизаций / O.A. Стаина // «Актуальная проблемы современной науки и образования. Общественные науки: материалы Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием. - Уфа: РИЦБашГУ, 2010. Т.7, Ч. I. - С. 281-285. (0,3 пл.).

9.Стаина, O.A. Инновационные методы в дополнительном образовании. / O.A. Стаина // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения: сб. материалов ХП Междунар. науч.-практ. конф., 14 апр. 2010 г.: в 2-х ч. - Новосибирск: СИБПРИНТ, 2010. - 4.1. - С.215-219. (0,3 пл.).

10. Стаина, O.A. Театрально-импровизационная деятельность как метод воспитания и образования школьников / O.A. Стаина // Воспитание в целостном педагогическом процессе / под ред. Л.Д. Стариковой. - Екатеринбург: Издательский Дом «ИздатНаукаСервис», 2010. - Вып. 1. - С. 158-165. (0,.5 пл.)

11. Стаина, O.A. Педагогический артистизм как неотъемлемая составляющая культуры учителя / O.A. Стаина // Культура и образование: сб. ст. под ред. В.Л. Бенина. - Уфа: Изд-во БГПУ, 2010. - Вып.11. - С.118-123. (0,4 п,л.).

12. Стаина, O.A. Формирование коммуникативной компетенции воспитанника с помощью социоигровой методики в условиях учреждения дополнительного образования / O.A. Стаина // Роль педагога в формировании социальной компетентности воспитанников клубов по месту жительства: материалы практ.-ориентированного семинара / под ред. Заикиной O.A. - Екатеринбург: ГБУ СО «Дом молодежи», 2010. - С. 63-65.(0,2 пл.).

13. Стаина, O.A. Образовательное пространство театральной педагогики / O.A. Стаина // Образовательная среда как фактор качественной профессиональной подготовки: материалы Всерос. науч.-метод. конф. / СГУПС, НТИ МГУДТ. -Новосибирск: Изд-во СГУПСаЮ, 2011. - 0141-143.(0,2 пл.).

14. Стаина, O.A. Организация театральных занятий, направленных на развитие способности к импровизации / O.A. Стаина // Дополнительное образование и воспитание. 2011. - № 8 (142). - С.35-40. (0,5 пл.).

Учебно-методические работы:

15. Стаина, O.A. Театральный КВН. Театральный марафон / О.А.Стаина // Сценарии и материалы по профилактике зависимого поведения среди детей и подростков для социальных педагогов клубов по месту жительства: метод, пособие. - Екатеринбург, 2009. - С.6-9. (0,3 пл.).

Подписано в печать 12.01.2012.Формат 60 х 84/16. Бумага для множ.ап. Печать наризографе.Ус.п.л.1. Тираж 100 экз. Заказ ФГБОУ ВПО «Уральский государственный педагогический университет» Отдел множительной техники. 620017,Екатеринбург, пр. Космонавтов,26. E-mail: uspu@uspu.ru

Текст диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Стаина, Ольга Алексеевна, Екатеринбург

61 12-13/777

ГБОУ ДПО

«Институт развития образования Свердловской области»

На правах рукописи

СТАИНА Ольга Алексеевна

ФОРМИРОВАНИЕ СЦЕНИЧЕСКИХ ИМПРОВИЗАЦИОННЫХ УМЕНИЙ У ПОДРОСТКОВ В УСЛОВИЯХ ТЕАТРАЛЬНОЙ СТУДИИ

13.00.02 - Теория и методика обучения и воспитания (художественное образование и эстетическое воспитание; уровень дополнительного образования)

ДИССЕРТАЦИЯ на соискание ученой степени кандидата педагогических наук

Л

V1

Научный руководитель: доктор педагогических наук, профессор Н.Г. Тагильцева

Екатеринбург - 2011

СОДЕРЖАНИЕ

Введение.......................................................................................3

Глава 1.Теоретическое обоснование проблемы формирования сценических импровизационных умений у подростков..........................

15

1. 1.Формы и методы театральной работы с детьми в народном

образовании России..........................................................................................................................15

1. 2.Импровизация как вид творческой и художественной

деятельности.........................................................................

1. 3.Особенности сценической театральной импровизации..........................48

1.4. Сценические импровизационные умения и принципы их

формирования у подростков................................................................68

Выводы по I главе...............................................................................

Глава 2.0пытно-поисковая работа по формированию сценических импровизационных умений у подростков в условиях театральной студии.............................................................................................

2. 1.Критерии, показатели и уровни сформированности сценических импровизационных умений у подростков..............................................88

2.2.Театральная студия как условие формирования импровизационных умений у подростков........................................................................100

2.3. Методика формирования сценических импровизационных умений у подростков в условиях театральной студии..........................................112

2.4. Итоговая диагностика сформированности сценических

импровизационных умений у подростков............................................136

Выводы по II главе.........................................................................149

Заключение ..................................................................................150

Список литературы...........................................................................153

Приложение

Введение

Актуальность исследования. В текстах «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России», «Национальной образовательной инициативы "Наша новая школа"» говорится о необходимости воспитания, социально-педагогической поддержки становления и развития высоконравственного, ответственного, инициативного, компетентного гражданина России, способного к творческой инновационной деятельности. Творческая деятельность является условием успешного самовыражения и адаптации личности в современном мире. По утверждению философов (А.И. Буров, М.С. Каган, С.С. Ступин, A.B. Шевель, М.Н. Эпштейн и др.), психологов (В.Н. Дружинин, П.Я. Гальперин, Я.А. Пономарёв, В.Н Пушкин, Б.М. Рунин и др.), искусствоведов (Н.В. Рождественская, A.B. Толшин и др.), педагогов (В.И. Загвязинский, JI.H. Мун, В.Н. Харькин и др.), изучавших проблему развития креативности, составляющей креативности является импровизационная деятельность, которая, как указывают исследователи, свойственна всем видам творчества, в том числе и художественного.

В художественном творчестве, способе действенного постижения реального мира, импровизация выражается в сиюминутном отображении этого мира в различных художественно-образных решениях (результатах) на основе индивидуального поиска, что ведет за собой желание по-новому увидеть известное, преодолевать стереотипность и репродуктивность поведения (Н.И. Лазарева, Е.В. Лукина, Б.М. Рунин, В.Н. Харькин, A.B. Шевель). Импровизация в художественном творчестве способствует формированию активности субъекта, который имеет возможность осуществить свободу выбора и принимать решения о тех или иных поступках на основе нравственного сознания (A.B. Брушлинский).

При рассмотрении вопросов, связанных с проблемами использования импровизации в педагогическом процессе, основополагающими являются исследования (О.С. Буданова, Э.А. Гришин, С.П. Дудель, В.И. Загвязинский,

В.А. Кан-Калик, И.Л. Масандилова, Н.Д. Никандров, В.А. Сластенин, В.Н. Терский, В.И. Хазан и др.), в которых импровизация рассматривается как деятельность, имеющая свои специфические особенности, оказывающая определенное воздействие на развитие мыслительных, эмоциональных, психофизических, художественных и социальных функций человека. В педагогической практике импровизация используется в качестве определенного инструмента воспитания и обучения (И.М. Бриль, Т.М. Джани-заде, Т.А. Диденко, О.С. Задорина, Л.П. Качалова, С.М. Мальцев, А.Ф. Назаров,

A.A. Никитин, А.И. Петров), способствующего активизации знаний учащихся, формированию творческих устремлений учащихся и учителей.

В системе общего и художественного образования в последние годы произошли существенные изменения. На смену репродуктивным методам обучения приходят коммуникативно-игровые технологии (A.A. Вербицкий, H.A. Зайцев, E.H. Ильин, A.A. Окунев, В.В. Петрусинский, П.И. Шдкасистый, Р.Г. Хазанкин, Ж.С. Хайдаров В.Ф. Шаталов, С.А. Шмаков), в которых импровизация является одним из главных компонентов.

Многие исследователи художественной деятельности обращались к вопросам использования импровизации для успешного освоения детьми произведений искусства и создания творческих проектов. Еще в 20-е годы прошлого столетия Л.С. Выготский сформулировал положение о необходимости импровизационных форм работы с детьми и подростками. В середине XX века Б.П. Юсов высказывал идею о том, что раннее детское творчество носит импровизационный характер, поэтому включение импровизации в процесс художественного образования является сообразным психологическим особенностям детского возраста. В конце XX - начале XXI века вопросы формирования импровизационных способностей детей освещаются в работах по музыкальному образованию (Э. Куни, Л.Н. Мун, Л.А. Раздобарина, В.О. Усачева,

B.О. Шмалько, В.О. Шпаковская и др.), обучению изобразительному искусству (A.A. Качалова, Н.И. Лазарева, В.О. Родионова, и др.), по обучению хореографии (Ю.Г. Кинус, Н.В. Руссу и др.).

Богатейший опыт развития и воспитания творческой личности, способной к импровизационной деятельности, накоплен в театральной педагогике. Вопросы сценической импровизации в обучении и воспитании актеров-профессионалов рассматривались основоположниками русской театральной школы К.С. Станиславским, В.Э. Мейерхольдом, Е.Б. Вахтанговым, М.А. Чеховым и др. Основоположниками русского театрального искусства были определены условия развития способности к актерской импровизации в период обучения актера и намечены области ее применения в учебном процессе. К.С. Станиславский разработал методы действенного и этюдного анализа; комплекс упражнений, необходимый для психо-физического раскрепощения актера, формирования творческого самочувствия, развития фантазии и воображения, чувства пространства и времени. М.А. Чехов обратил внимание на определенные формы импровизации - коллективную и индивидуальную. Е.Б. Вахтангов выявил условия, необходимые для импровизационного самочувствия - особый моральный, этический климат в коллективе, основанный на доверии всех участников образовательного, воспитательного и творческого процесса. В творческом наследии В.Э. Мейерхольда можно отыскать приемы и способы импровизационного репетирования роли и спектакля, приемы подражания стилю эпохи, литературной манере, увидеть принципы единства физического и творческого самочувствия актеров при импровизации. Проблемам импровизационного самочувствия актеров и развития способности к импровизации посвящены работы С.А. Глушко, М. Кипниса, М.И. Кнебель, Н.В. Рождественской, A.B. Толшина и др. Однако в искусствоведческой и педагогической литературе недостаточное внимание уделено осмыслению понятий «импровизационное умение», «сценическое импровизационное умение» и способам развития указанных умений в педагогической практике.

Анализ многочисленных работ в русле обозначенной тематики позволил заключить, что вопросам формирования импровизационных умений у подростков в любительском театре не уделяется достаточного внимания несмотря на

доказанную эффективность использования театральной педагогики в процессе обучения и воспитания детей разного возраста, в том числе и подросткового (В.М. Букатов, Н.Ш. Владимирова, А.П. Ершова, И.Н. Фуйзенкова и др.). Принимая в театральной деятельности роль другого человека, действуя от его лица, подросток узнает и себя, и «другого», что в конечном итоге способствует развитию его самосознания. Все это делает театральную импровизацию эффективным средством развития личности (А.П. Ершова, А.Н. Леонтьев, А.Б. Никитина, И.С. Кон, Е.К. Чухман и др.). В исследованиях, посвященных использованию театрального искусства в работе с подростками, доказана необходимость воспитания общей культуры подростков средствами театра (О.Н. Антонова, И.А. Генералова, А.Б. Никитина, Т.Г. Пеня и др.). На воспитание зрительской культуры нацелены работы А.Я. Михайловой, Л.М.Некрасовой, М.П. Стуль. В ряде работ рассмотрены вопросы применения театральных методов на уроках в общеобразовательной школе (В.М. Букатов, A.B. Гребенкин, А.П. Ершова, О.С. Задорина), даны методические рекомендации по руководству детским самодеятельным театральным коллективом (Т.Ф. Завадская, Л.А. Никольский, Ю.И. Рубина, A.B. Руденко, H.H. Шевелев). Однако никто из авторов специально не рассматривал методику, направленную на формирование сценических импровизационных умений у подростков в условиях театральной студии.

Подводя итог вышеизложенному, можно сделать вывод, что в современной педагогической теории и практике недостаточно исследованы возможности использования в работе с подростками театрально-педагогических технологий, способствующих формированию сценических импровизационных умений. Формирование в процессе театральной импровизации данных умений не только необходимо для участия подростков в любительских театральных спектаклях, но и способствует их успешной социализации.

Перечисленные тенденции отражают имеющиеся противоречия:

-на социально-педагогическом уровне: между наличием социального заказа на формирование и воспитание ответственного, инициативного, компетентного гражданина России, способного к творческой инновационной деятельности, и недостаточной разработанностью проблемы воспитания подростков средствами театрально-педагогических методик и технологий;

- на научно-теоретическом уровне: между сложившимися подходами к обучению актеров-профессионалов художественному творчеству на основе импровизационных технологий и недостаточно разработанными подходами к формированию импровизационных умений у детей, посещающих любительские театральные студии;

- на методическом уровне: между необходимостью создания методик, направленных на формирование сценических импровизационных умений у детей подросткового возраста, и недостаточной разработанностью научно-практических рекомендаций в этой области.

Указанные противоречия обозначили проблему исследования, состоящую в необходимости определения путей формирования импровизационных умений у подростков в условиях театральной студии.

Проблема исследования обусловила выбор темы: «Формирование сценических импровизационных умений у подростков в условиях театральной студии».

Цель исследования - разработать методику формирования сценических импровизационных умений у подростков в условиях театральной студии и опытно-поисковым путем доказать ее эффективность.

Объект исследования - процесс художественного образования подростков в условиях театральной студии.

Предмет исследования - методика формирования сценических импровизационных умений у подростков в театральной студии.

Гипотеза исследования основывается на предположении о том, что процесс формирования сценических импровизационных умений у подростков в условиях театральной студии будет эффективным, если:

- вводить в данный процесс сначала групповые формы импровизации, способствующие формированию умений работать в малых группах, затем коллективные формы импровизации, позволяющие осваивать совместное творчество в едином театральном действе, и, наконец, индивидуальные формы импровизации, способствующие формированию свободного проявления индивидуальной творческой фантазии во взаимодействии с партнерами в конкретных творческих проектах;

- разработать методику формирования сценических импровизационных умений у подростков, включающую поэтапное овладение различными видами и формами импровизации, с комплексом педагогических методов, направленных на формирование навыков самоконтроля, развитие внимания, воображения, умения взаимодействовать с партнером, чувствовать пространство и время художественного действия;

-вводить в образовательный процесс взаимосвязь видов структурной импровизации, в которой могут быть заданы предполагаемые обстоятельства, место действия, время, образы и т. п., и спонтанной импровизации, где сами актеры определяют идею, выстраивают диалог, вводят изменения в развитии сюжета художественного действия.

В соответствие с целью, предметом и гипотезой исследования сформулированы следующие задачи:

1. Изучить литературу для определения степени разработанности проблемы исследования, уточнения понятия «импровизационные умения» и определения понятия «сценические импровизационные умения».

2. Выявить компоненты, критерии и показатели сформированности сценических импровизационных умений подростков.

3. Создать методику формирования сценических импровизационных умений и определить ее этапы, методы и формы.

4. Проверить результативность разработанной методики формирования сценических импровизационных умений у подростков в театральной студии.

Теоретико-методологическую основу исследования составили: философское учение о человеке как носителе творческого начала, свободном в познании и деятельности (М.М. Бахтин, H.A. Бердяев, М. Бубер, Г.В. Гегель, М.С. Каган, И. Кант, Ж.-Ж. Руссо), личностно-деятельностный подход в педагогике (И.А. Зимняя, А.Н. Леонтьев, В.А. Петровский, С.Л. Рубинштейн), теоретические положения о развитии личности и индивидуальности человека в творчестве (Ш.А. Амонашвили, Б.Г. Ананьев, В.И. Андреев, А.Г. Асмолов, М.М. Бахтин, Д.Б. Богоявленская, Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, В.П. Зинченко, Э.В. Ильенков, А. Маслоу, A.B. Петровский, Я.А. Пономарёв, С.Л. Рубинштейн и др.), концепции гуманитарно-художественного образования (A.A. Мелик-Пашаев, Б.М. Неменский, Л.М. Предтеченская, Ю.С. Солодовников, Б.П. Юсов и др.), психолого-педагогические идеи о сущностных характеристиках импровизации (Л.Ю. Берикханова, В.И. Загвязинский, В.А. Кан-Калик, Л.Н. Мун, Н.Д. Никандров, Б.М. Рунин, В.Н. Харькин), положения о природе коллективной и индивидуальной сценической импровизации (К.С. Станиславский, М.А. Чехов), об этической составляющей импровизации (Е.Б. Вахтангов), о психофизической свободе импровизирующего актера (В.Е. Мейерхольд), положения исследователей, раскрывающие специфику подготовки актера-импровизатора (П.М. Ершов, Б.Е. Захава, М.О. Кнебель, Н.Р. Рождественская, A.B. Толшин, С.А. Глушко и др.); положения о гуманизации образовательного процесса театральными методами (O.A. Антонова, В.М. Букатов, A.B. Гребенкин, А.П. Ершова, Т.Ф. Завадская, О.С. Задорина, O.A. Лапина, А .Я. Михайлова, Л.М. Некрасова. А.Б. Никитина, Л.А. Никольский, Т.Г. Пеня, Ю.И. Рубина. Е.К. Чухман и др.).

Методы исследования: теоретические — анализ философской, педагогической, психологической, культурологической и искусствоведческой литературы по исследуемой проблеме, обобщение передового отечественного и зарубежного опыта, контент-анализ; эмпирические - наблюдение, анкетирование, беседы, анализ творческих продуктов деятельности учащихся, анализ программ

педагогов дополнительного образования, опытно-поисковая работа, анализ результатов опытно-поисковой работы.

База исследования. Опытно-поисковая работа осуществлялась в Муниципальном образовательном учреждении дополнительного образования детей Центр детско-юношеский «Созвездие» (МБОУ ДОД ЦДЮ «Созвездие»), Детско-юношеский клуб «Игра» (ДЮК «Игра»), а также в системе внеклассной работы МБОУ СОШ № 22 г. Екатеринбурга. В исследовании приняли участие воспитанники театральных коллективов Орджоникидзевского района г. Екатеринбурга, участники районного фестиваля «Театральное путешествие».

Этапы исследования. Диссертационное исследование осуществлялось с 2006 по 2011гг. и осуществлялось в три этапа.

На первом этапе - 2006-2008 гг. - изучались и анализировались философская, психологическая, педагогическая литература, материалы по теории и истории театрально