автореферат и диссертация по педагогике 13.00.08 для написания научной статьи или работы на тему: Педагогические пути формирования танцевальной культуры студента-актера
- Автор научной работы
- Ершова, Елена Вячеславовна
- Ученая степень
- кандидата педагогических наук
- Место защиты
- Москва
- Год защиты
- 2011
- Специальность ВАК РФ
- 13.00.08
Автореферат диссертации по теме "Педагогические пути формирования танцевальной культуры студента-актера"
На правах рукописи
ЕРШОВА Елена Вячеславовна
Педагогические пути формирования танцевальной культуры
студента-актера
Специальность 13.00.08 - теория и методика профессионального образования
АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук
2 9 СЕН 2011
Москва —2011
4853652
Работа выполнена в Учреждении Российской академии образования «Институт художественного образования»
Научный руководитель:
академик РАО, доктор искусствоведения, профессор Демин Вадим Петрович
Официальные оппоненты:
доктор педагогических наук, профессор
Нилов Вячеслав Николаевич
кандидат искусствоведения, профессор
Пуртова Тамара Валентиновна
Ведущая организация: ГОУ ВПО Московский институт
открытого образования
Защита состоится «18» октября 2011 г. в 15.30 на заседании Диссертационного совета Д 008.015.01 в Учреждении Российской академии образования «Институт художественного образования» по адресу: 119121, г. Москва, ул. Погодинская, дом 8, корп.1.
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Учреждения Российской академии образования «Институт художественного образования»
Автореферат разослан «16» сентября 2011 года
Ученый секретарь Диссертационного совета, кандидат педагогических наук
I • V г
Е.В. Волкова
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность исследования.
Развитие театрального искусства XX века, выраженное в разнообразии стилей и направлений, появлении новой драмы и режиссерского искусства, отразилось и на требованиях к профессиональному театральному образованию, а развитие театральной педагогики и актерских технологий открыло новые возможности в воспитании будущих актеров.
Проблемы танцевальной компетентности и воспитания исполнителей-актеров существовали уже в момент возникновения театра, как явления. Об этом свидетельствуют дошедшие до нас труды древнегреческого писателя и философа Лукиана.
Пластическое воспитание и танец традиционно рассматривались театральными режиссерами и педагогами как важная составляющая профессиональной подготовки будущего актера (Е.Д.Васильева, И.Э.Кох, В. Э. Мейерхольд, Г. С. Морозова, А. Б. Немеровский, К. С. Станиславский).
Как показывает практика театрального образования, формирование профессиональных актерских качеств невозможно без воспитания осознанного владения полученными навыками. Профессиональная подготовка будущих актеров по профилирующим предметам (актерское мастерство, сценическая речь, сценическое движение, танец, вокал) предполагает формирование таких личностных качеств и навыков, как творческая активность, осознанность и самостоятельность в решении поставленных режиссером задач.
Приходя в театральный ВУЗ, будущие актеры, как правило, имеют поверхностные представления о танце, его технике, языке и образной системе. О танце как части мировой художественной культуры сегодня почти не упоминается и в программах по предмету «Мировая художественная культура» для общеобразовательных школ. Приблизительность теоретических знаний, особенно об образной системе традиционной танцевальной культуры, затрудняет молодому актеру возможность ориентироваться в разнообразии танцевальных направлений и жанров, объективно оценивать состояние танцевальной культуры сегодня.
Выразительным средством в хореографическом искусстве является движение. Проблемы выразительности и действенности танцевальных движений, обозначенные еще Лукианом, всегда были предметом исследований не только педагогов-хореографов и балетмейстеров, но и режиссеров (Р. В. Захаров, Ф. В. Лопухов, А. М. Мессерер, Ж. Б. Мольер, Ж. Ж. Новерр, К. С. Станиславский, М. М. Фокин и др.). Они рассматривали танец в
драматическом спектакле как его составную часть, которую необходимо анализировать с точки зрения логики действия пьесы и отдельной роли.
Проблемам исполнительской выразительности в последние годы уделяли внимание многие исследователи и педагоги: в области балетного искусства -В. И. Уральская, Е. С. Максимова, Е. П. Валукин и др.; в области художественного движения - И. Е. Кулагина; в области детской хореографии -Ю. В. Ушакова. Вопросы определения специфики танца в драматическом спектакле и его роли в профессиональном образовании будущих актеров, необходимость разработки специальной методики преподавания танца в театральной школе и ее программного обеспечения рассматривались в научных и педагогических трудах педагогов-хореографов Е. Д. Васильевой, О. В. Всеволодской-Голушкевич, Ф. Ф. Кристерсона, А. В. Никифоровой.
Вместе с тем, вопросы формирования танцевальной культуры как части комплексного развития будущего актера до настоящего времени специально не рассматривались в педагогической теории и практике.
По-новому взглянуть на возможности методического обеспечения преподавателей предмета «танец» в системе высшего театрального образования позволяют разработанные П. М. Ершовым информационно-потребностная теория и технология актерского искусства, опирающаяся на систему К. С. Станиславского; исследования в области физиологии эмоций П. В. Симонова; вклад в развитие современной театральной педагогики В.М.Букатова, А.П.Ершовой; исследования Ю.И.Громова, связанные с определением роли танца в воспитании пластической культуры актера; исследования А. В. Гребенкина, связанные с применением актерских технологий на занятиях сценическим движением актеров, и Е. А. Аккуратовой, связанные с применением актерских технологий в руководстве музыкально-драматическим творчеством школьников.
В педагогической практике сегодня обнаруживаются существенные противоречия между требованиями современной режиссуры к профессиональной подготовке актера и уровнем его хореографической подготовленности; пониманием актером роли и значения танцевальной культуры как социального явления и полученными им в процессе обучения практическими танцевальными навыками.
Малое количество исследований в области хореографического образования драматических актеров; необходимость совершенствования методики обучения танцу, которые позволили бы ей соответствовать профессиональным требованиям драматического искусства; обнаруженные
противоречия между теоретическими и практическими разработками современной театральной педагогики и методическим обеспечением преподавания танца в системе высшего театрального образования определили проблему исследования - необходимость формирования танцевальной культуры будущих актеров в процессе развития их профессиональных навыков.
Педагогическая целесообразность применения актерских технологий в обучении танцу будущих актеров, а танцевальных навыков в обучении актерскому мастерству, обусловила выбор темы исследования «Педагогические пути формирования танцевальной культуры студента-актера».
Цель исследования.
Разработать теоретическое и методическое обоснование педагогической модели формирования танцевальной культуры студента-актера в системе высшего театрального образования, в основании которой лежит принцип целостности системы обучения.
Объект исследования.
Танцевальная культура актера в системе высшего театрального образования.
Предмет исследования.
Процесс преподавания танца, обеспечивающий сочетание освоения актерского мастерства с формированием основ танцевальной культуры будущего актера.
Задачи исследования:
1. На основе изучения и анализа историко-педагогической, научной, театрально-педагогической, учебной и методической литературы обобщить имеющийся опыт и выявить методические особенности формирования основ танцевальной культуры будущего актера, соответствующие требованиями современного уровня развития театральной педагогики.
2. Выявить возможности применения актерских технологий в преподавании танца и возможности танцевального искусства в освоении актерской профессии.
3. На основе выявленных возможностей разработать и экспериментально проверить педагогическую модель формирования танцевальной культуры будущего актера в процессе его профессионального образования.
4. Сформулировать методические рекомендации по формированию танцевальной культуры будущих актеров, адресованные преподавателям танца и преподавателям актерского мастерства театральных учебных заведений.
Гипотеза исследования основывается на том, что качественное формирование основ танцевальной культуры актера в системе театрального образования может быть достигнуто при следующих условиях:
- если проведение занятий будет основано на системности в теоретическом и практическом овладении хореографическим материалом;
- если внимание педагога и студента будет обращено на действенную природу актерской профессии, творческую и импровизационную активность студента;
- если обучение будет основано на закономерностях освоения актерского мастерства, и соблюдения логики создания сценического танца в условиях драматического спектакля.
Методологическая основа исследования базируется на философско-культурологических работах Р. В. Захарова, Ф. В. Лопухова, Ж. Ж. Новерра, М. М. Фокина, С. Н. Худекова, обосновывающих философско-эстетический аспект данной проблемы. Сущностную основу данного исследования составляют теоретическое наследие К. С. Станиславского; исследования психологии художественного творчества Л. С. Выготского; представления о художественной педагогике как о науке воспитания и обучения Б. М. Неменского, Б. П. Юсова и др.; информационно-потребностная теория, теория бессловесных элементов действия и логики действий П. М. Ершова; исследования в области физиологии эмоций П. В. Симонова; теория и методика обучения сценическому движению А. В. Немеровского.
Методы исследования.
1) метод теоретического анализа работ отечественных и зарубежных авторов, посвященных данной проблеме; 2) метод наблюдения, фиксации творческого процесса при помощи фотографии, аудио- и видеозаписи, их анализ; 3) метод педагогического эксперимента и проведения сопоставительного анализа творческих работ студентов экспериментальной и контрольной групп театрального вуза; 4) социологические методы исследования (тестирование, анкетирование, интервьюирование) и статистические методы обработки экспериментальных данных; 5) анализ собственного педагогического опыта работы в качестве преподавателя танца в течение 20 лет, в том числе и в системе высшего театрального образования.
Научная новизна.
В процессе исследовательской работы было сформулировано понятие «танцевальная культура актера», представляющее собой систему теоретических и практических знаний, которая включает в себя изучение истории возникновения и развития танцев, основных танцевальных направлений и их
сценических форм; изучение социальной значимости танцевальной культуры и хореографического искусства в разные периоды развития общества; освоение навыков самостоятельного анализа хореографических произведений и встраивания танца в пространство драматического спектакля наряду с изучением техники исполнения базовых танцевальных движений классического, характерного, народного, придворного танцев и элементов современной хореографии.
На основе теоретических исследований и практического опыта преподавания танца автором диссертации разработана педагогическая модель формирования танцевальной культуры будущего актера, которая основана на интеграционных возможностях сценических искусств. Она ставит своей целью формирование у студента навыков самостоятельной работы по созданию характерных танцевальных образов, воспитание профессиональных навыков и умений, постижение логики танца в условиях создания спектакля в соответствии с режиссерским замыслом, т.е. всего того, что составляет существо танцевальной культуры будущего актера.
Теоретическая значимость исследования.
Обоснованы научно-методические пути и принципы педагогической работы, направленные на формирование танцевальной культуры актера: последовательность в изучении материала от простого к сложному и от истоков к современности, наглядность, доступность, выразительность движений, использование театральных технологий и теории действия, интегрированный подход при создании хореографического образа и изучении истории и техники танца, использование социо-игровых методов работы на занятиях.
Разработаны и обоснованы критерии сформированности танцевальной культуры актера, проявляющиеся во владении танцевальной техникой, в выразительности движений, в овладении логикой танца в драматическом спектакле, в создании художественного образа.
Разработанная педагогическая модель формирования танцевальной культуры студента-актера способствует развитию таких качеств, как активность включения в творческий процесс, целенаправленность в овладении танцевальной техникой и выразительностью движений, самостоятельность в творческом подходе к решению художественных задач.
Теоретически обоснована авторская система изучения хореографического материала, которая представляет собой последовательную цепочку поэтапного обучения танцевальным навыкам от формирования образа движения до овладения искусством танцевальной импровизации и основана на использовании творческой игровой природы актера.
Практическая значимость исследования.
Разработаны и апробированы новые для театральной школы разделы преподавания танца (партерная гимнастика, бытовой народный танец, танцевальные наблюдения, этюды и импровизация), и новые методические разработки (система работы над хореографическим материалом в рамках занятия и последовательность выстраивания логики танца в сценическом пространстве).
Разработаны методические рекомендации проведения курса практических занятий «Основы танцевальной культуры актера» для высших театральных учебных заведений и направления педагогической работы по применению в этих целях технологии актерского искусства.
Опытным путем подтверждена эффективность обучения танцу на основе авторской педагогической модели формирования основ танцевальной культуры будущего актера.
Данное исследование может быть использовано в дальнейшем для научно-исследовательской работы по созданию универсальной образовательной программы «Танцевальная культура актера» и учебно-методических пособий.
Научно-практические материалы, предложенные в диссертационном исследовании, могут стать основой для создания педагогами-хореографами программ, учебных курсов, пособий для студентов театральных учебных заведений, а так же, могут быть использованы при проведении курсов повышения квалификации педагогов-хореографов в системе профессионального образования и педагогов дополнительного образования.
Достоверность исследования обеспечена методологической обоснованностью исходных теоретических положений; применением методов, адекватных предмету, цели и логике исследования; положительными результатами внедрения разработанной автором модели формирования основ танцевальной культуры в системе высшего театрального образования. Теоретические разработки автора были проверены им в процессе непосредственной практической работы диссертанта в качестве педагога по танцу в системе высшего театрального образования, педагога-хореографа, балетмейстера-постановщика в драматических театрах, работы с учащимися профильных театральных классов и детских хореографических коллективов общеобразовательных школ.
Исследование осуществлялось в три этапа:
Первый этап (1991-1997 гг.) - изучение истории и теории хореографического и театрального искусства, опыта практической работы
педагогов-хореографов и балетмейстеров театральных школ и театров, хореографических и профессиональных балетных коллективов в свете изучаемой проблемы. Анализ программ по танцу, сценическому движению и современной пластике хореографических и театральных школ, авторских программ по хореографии и искусству движения, репертуарных сборников для детских хореографических ансамблей, и т.д.
Второй этап (1997-2006 гг.) - научное обоснование, разработка и апробация технологических основ модели формирования танцевальной культуры будущего актера в театральной школе, проведение экспериментальной работы и анализ ее результатов.
Третий этап (2006-2010 гг.) - систематизация и обобщение эмпирических данных, результатов опытно-экспериментальной работы, оформление результатов диссертационного исследования.
Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись в следующих формах: а) непосредственная педагогическая деятельность в качестве постановщика и главного балетмейстера Московского Открытого Студенческого Театра, педагога по танцу на актерском факультете Международного славянского института, педагога по танцу в профильном театральном классе, руководителя детского хореографического коллектива «Кабриоль»; б) выступления на научно-практическом обучающем семинаре по теме «Педагогика искусства в свете приоритетных направлений российских национальных проектов в области образования» с докладом «Образность в преподавании предметов театрального цикла» (ИХО РАО, Москва, 2009 г.); на курсах повышения квалификации для руководителей образовательных учреждений, методистов, преподавателей педагогических институтов, работников департамента образования, педагогов общего и дополнительного образования по теме: «Педагогика искусства в свете приоритетных направлений российских национальных проектов в области образования» (ИХО РАО, Москва, 2010 г.) и на курсах повышения квалификации для педагогических работников всех уровней по образовательной области «Искусство» по теме: «Педагогика искусства в условиях внедрения в практику образовательных стандартов нового поколения на всех ступенях образования» (ИХО РАО, Москва, 2011 г.) с докладом и семинарским занятием по теме: «Логика танца в сценическом пространстве»
Опытно-экспериментальная база исследования: актерский факультет Международного славянского института (г. Москва); профильные театральные классы, Детская театральная студия театра «111» и детский хореографический коллектив «Кабриоль» ГОУ Центра образования № 1811 «Измайлово» (г.
Москва); театр МОСТ ГУК (г. Москва). Всего к эксперименту было привлечено 275 учащихся и 35 преподавателей.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Формирование танцевальной культуры как часть комплексной системы обучения будущего актера в системе высшего театрального образования основано на использовании действенной природы актерской профессии.
2. Учебная дисциплина «Танец» в профессиональном обучении будущего актера рассматривается как часть системы воспитания личности будущего актера, направленная на формирование осознанного владения полученными танцевальными навыками в последующей его профессиональной работе в театре.
3. Педагогическое понятие «Танцевальная культура актера», включает:
- изучение истории возникновения и развития танцев различных эпох, их основных направлений, сценических форм и социальной значимости;
- изучение техники исполнения базовых танцевальных движений, упражнений и комбинаций классического, характерного, народного и бытового танцев, элементов современной хореографии;
- освоение навыков самостоятельной творческой работы, связанных, прежде всего, с наблюдательностью и импровизацией в танце;
- освоение навыков самостоятельного анализа хореографических произведений, логики танца в пространстве драматического спектакля.
4. Педагогическая модель формирования основ танцевальной культуры студента-актера нацелена на профессиональное овладение теоретическими и практическими знаниями в области хореографического искусства, развитие выразительности танцевальных движений и навыков самостоятельной работы с хореографическим материалом.
Структура диссертации отражает логику, содержание и результаты исследования. Диссертация состоит из введения, двух глав (шести параграфов), заключения, списка литературы (162 источника) и приложения.
Основное содержание диссертации
Во введении обоснована актуальность темы, определены объект, предмет, цель и задачи исследования, сформулирована его гипотеза, выявлены научная новизна, теоретическая и практическая значимость исследования, охарактеризованы его основные этапы, методы и результаты экспериментальной работы, изложены положения, выносимые на защиту.
В первой главе «Исторические п теоретические предпосылки формирования танцевальной культуры актера драматического театра»
освещаются исторические этапы развития танцевальной культуры и основных танцевальных направлений. Подчеркивается, что развитие танцевальной техники и движений, сценического танца и впоследствии танцевальных школ как части культуры было поступательным и соответствовало этапам социального и культурного развития общества.
Раскрываются формы и направления хореографического искусства, принципы воспитания и обучения танцовщика, разработанные еще в древнегреческой культуре.
Дается ретроспективный анализ поэтапного развития сценического танца в России. Рассматривается взаимовлияние профессиональной хореографии и развивающегося к началу XX века массового художественного движения в стране и за рубежом. При этом используется периодизация, принятая и используемая для характеристики эпох в мировой художественной культуре.
В главе представлены результаты системного анализа научной, историко-теоретической, педагогической и методической литературы по проблеме. Особое внимание уделено теории и практике обучения танцу в системе высшего театрального образования.
Показана роль воспитательных возможностей танцевального искусства на основе многостороннего анализа философско-культурологических и психолого-педагогических произведений, выявлена тенденция к усилению взаимовлияния профессиональной хореографии и актерского мастерства к началу XXI века.
Автором исследования рассматриваются факторы, которые повлияли на становление танцевального искусства и на достижения в педагогике искусства, способствовавшие его развитию. Рассмотренные исторические материалы дают представление о проблемах в танцевальном искусстве, существовавших в прошлые века и существующих сегодня; в первую очередь, это - техническая подготовка исполнителя и воспитание его как творческой личности, а также проблемы выразительности движений в сценическом танце и создания художественного образа.
Хореографическое образование будущих актеров рассматривается как неотъемлемая составляющая профессиональной подготовки будущего актера и шире, чем простое использование в спектакле разученных танцевальных движений. Знание разнообразия танцевального языка и направлений в хореографическом искусстве помогает актеру создавать на сцене образы и характеры людей, принадлежащих к различным социальным слоям общества различных эпох и культур.
В первой главе подчеркнуто, что народный танец как явление культуры имеет свой танцевальный язык, свою символическую и образную систему, уходящие корнями в глубокую древность. Появление же придворных танцев неразрывно связано с историей развития общества в средние века. Становление балетного искусства дало развитие возвышенному танцевальному языку, на основе которого выработалась система обучения классической хореографии, позволяющая совершенствовать не только танцевальные способности человека, но и способствующая развитию его физических возможностей (выворотности, высоте танцевального шага, плавности и грации движений). Необходимое внимание автор уделяет влиянию предшествующих эпох на появление и развитие таких современных танцев, как джаз-модерн, стэп, брейк-данс, айрен-би, хип-хоп и другие.
Рассматриваемый в главе опыт выдающихся балетмейстеров и педагогов-хореографов, разработки в системе театрального образования, опыт педагогов по актерскому мастерству и сценическому движению, явились основой для поиска новых педагогических путей развития пластической выразительности будущего актера, создания художественного образа в танце и использования сценической образности в решении творческих, в том числе хореографических, задач.
Необходимость создания новых методических разработок для преподавания танца в современной театральной школе подтверждена содержанием научных трудов X. X. Кристерсона (1958), Ю. И. Громова (1972, 1997), О. В. Всеволодской-Голушкевич (1979).
В основе существующего на сегодняшний день преподавания предмета «танец» в системе высшего театрального образования лежит практическое обучение будущих актеров навыкам классического и характерного экзерсисов (у станка и на середине зала) и набору элементов танцевальных движений народно-сценических, придворных и современных танцев. При этом существующие методики преподавания танца не в полной мере соответствуют современному развитию театра, режиссуры и театральной педагогики, а полученные студентом-актером танцевальные навыки не дают ему преимуществ свободного владения выученными танцевальными движениями на сцене.
В главе обосновывается понятие «танцевальная культура актера» как система базовых теоретических и практических знаний будущего актера в области танцевального искусства.
Это система включает в себя изучение истории возникновения и развития танцев, основных танцевальных направлений, их сценических форм и
социальной значимости танцевальной культуры и хореографического искусства в разные периоды развития общества; изучение техники исполнения базовых танцевальных движений, упражнений и комбинаций классического, характерного, народного и придворного танцев, элементов современной хореографии; освоение навыков самостоятельной творческой работы, связанной с развитием наблюдательности и навыков танцевальной импровизации; освоение навыков анализа хореографических произведений и логики танца в пространстве драматического спектакля.
Чтобы сформировать у будущего актера танцевальную культуру как у творческой личности, нельзя рассматривать «танец» только как предмет по заучиванию набора танцевальных движений. Изучение танца как части традиционной народной культуры, с одной стороны, и изучение танца как вида сценического искусства, с другой, - два направления, требующие особого внимания при формировании танцевальной культуры будущего актера.
В главе подчеркивается, что воспитание профессиональной потребности студента-актера в самостоятельном творческом применении полученных знаний распространяется и на другие дисциплины актерского образования.
Во второй главе «Методика формирования основ танцевальной культуры актера драматического театра в театральной школе»
описывается применение авторской педагогической модели формирования танцевальной культуры актера-студента в системе профессионального образования (схема 1).
Эта педагогическая модель позволяет педагогу воспользоваться всеми функциями учебного процесса (развивающей, формирующей и интегративной) с учетом имеющихся разработок в области театральной педагогики и театральных технологий. Разработанная модель позволяет не только развить танцевальные навыки студента, но и сформировать его представления о месте танца в жизни людей различных социальных слоев в разные времена, что дает ему возможность самостоятельно использовать полученные знания при работе над ролью в драматическом спектакле.
Формирование основ танцевальной культуры студента-актера и владение танцевальными навыками и логикой танцевальных движений при решении профессиональных задач в драматическом театре рассматриваются как цель разработанной педагогической модели. В соответствии с этой целью определяются основные задачи: овладение выразительностью движений, интеграция танцевальных и актерских навыков, развитие навыков самостоятельной работы с хореографическим материалом.
Схема 1
Педагогическая модель формирования танцевальной культуры
__студента-актера_
Цель: формирование основ танцевальной культуры, владение танцевальными навыками и логикой танцевальных движений при решении
___профессиональных задач в драматическом театре_
Задачи: овладение выразительностью движений, интеграция танцевальных и актерских навыков, развитие навыков самостоятельной работы с
___хореографическим материалом_
Критерии сформированности танцевальной культуры актера: владение танцевальной техникой, выразительность движений, владение логикой танца в драматическом спектакле, создание художественного образа
-_на сцене._
Формы педагогической деятельности:
- теоретическое и практическое обучение танцевальным навыкам;
- работа по созданию целостности образа; - применение театральных технологий в обучении; - проведение самостоятельной творческой работы актера;
- просмотр и анализ творческих работ профессиональных театров и
__студентов творческих вузов._
Принципы и методы педагогической работы: последовательность и логика в изучении материала: от простого к сложному, от истоков к современности; образность и импровизационность освоения движения; опора на интегрированный подход и теорию действия в изучение истории и техники танца;
_использование социо-игровых методов._
Авторская программа «Основы танцевальной культуры актера» Средства: актерские навыки сценического действия, хореографические экзерсисы, бессловесные элементы действия. Этапы формирования основ танцевальной культуры:
1. развитие психофизического аппарата
2. развитие выразительности движений
3. овладение танцевальными навыками
4. овладение навыками самостоятельной работы с хореографическим материалом на основе актерской технологии 5. развитие навыков владения логикой танца в драматическом спектакле
Результат: Сформированность танцевальной культуры студента-актера при _профессиональной работе в драматическом театре_
В качестве принципов педагогической работы рассматриваются: последовательность и логика в изучении материала: от простого к сложному, от истоков к современности; образность и импровизационность освоения движений; опора на теорию действия; опора на интегрированный подход при изучении истории и техники танца. В качестве одного из важных методов педагогической работы рассматривается использование социо-игровых методов.
Основные принципы педагогической работы отражены в разработанной и апробированной в процессе исследования авторской системе разучивания хореографического материала на занятиях. Эта система, направленная на развитие актерских способностей студентов, профессиональных навыков и использование творческой природы будущего актера драматического театра представляет собой последовательную цепочку в обучении студента-актера: от формирования образа движения и образа исполнителя к импровизационным этюдам, через импровизационные этюды к изучению самого танцевального движения, и от овладения танцевальным движением к свободному владению им (схема 2).
Схема 2
Последовательность в разучивании хореографического материала при обучении студента-актера
образ!-* импровизация-игра! Сдвижения ~>импровизация-игра2 *образ2
Система разучивания хореографического материала предусматривает, помимо широко распространенного в хореографии принципа наглядности в обучении танцу, использовать образные выражения при формулировке заданий и теорию действия. Она позволяет развивать импровизационные навыки студента, работать над выразительностью его танцевальных движений, активно использовать его актерские способности и воображение при изучении языка танца, осуществлять интегрированный подход при создании образа и изучении истории и техники танца.
Формы педагогической деятельности, необходимые для формирования танцевальной культуры будущего актера, включают в себя теоретическое и практическое обучение танцевальным навыкам, работу по созданию
целостности образа, показы самостоятельных творческих работ учащихся и танцевальных наблюдений, применение театральных технологий в обучении, просмотр и обсуждение спектаклей.
В программе «Основы танцевальной культуры актера» автор диссертации определяет следующие этапы формирования основ танцевальной культуры: развитие психофизического аппарата, развитие выразительности движений, овладение танцевальными навыками, овладение навыками самостоятельной работы с хореографическим материалом на основе актерских технологий, развитие навыков владения логикой танца в драматическом спектакле через использование актерских навыков сценического действия, хореографических экзерсисов и актерских технологий, и как итог: сформированность танцевальной культуры студента-актера при профессиональной работе в драматическом театре.
Особое внимание во второй главе уделено выстраиванию логики танца, составляющими компонентами которой в драматическом действии являются замысел танца и его сюжет, цель исполнения танца актером и персонажем (кто, что, для чего и как), музыкальный образ заданного музыкального произведения, танцевальный образ исполнителя танца как основа театрального образа, психофизические данные исполнителя, сценография, танцевальный язык, лексика танца. Логика танца в драматическом действии является необходимым условием целостности создаваемого произведения сценического искусства и целостности зрительского восприятия. Изучение истории танца способствует формированию у будущих актеров наиболее полной и объективной картины развития танцевального искусства и культуры, связи между танцами разных веков, их социальной значимости.
При разработке авторской программы обучения танцу, наряду с воспитанием общих и частных танцевальных навыков, развитием музыкального слуха и музыкально-образного мышления, была учтена важность развития самостоятельности мышления студента. Раздел самостоятельной работы студента рассматривается в программе как неотъемлемая часть обучения танцу, необходимая актеру и присущая актерской природе. В этот раздел входят показы самостоятельных танцевальных наблюдений и этюдов, импровизация в национальных танцах и свободная импровизация. Так же в программу обучения включены в качестве обязательного практического раздела занятия партерной гимнастикой.
Система специальных упражнений, разработанных автором и использование принципиально новых методических разработок в обучении танцу студента-актера, основанных на применении элементов актерской
технологии и театральной педагогики, позволяют воспитать в студенте естественную духовную потребность применять полученные навыки в своей профессиональной деятельности и использовать полученные навыки для обогащения танцем создаваемого художественного образа.
В основе проводимого эксперимента лежало выявление эффективности разработанной педагогической модели формирования танцевальной культуры студента-актера, и сравнение результатов ее внедрения с результатами обучения танцу на основе имеющейся традиционной методики.
Опытно-экспериментальная работа проводилась в течение 4 лет на базе актерского факультета Международного славянского института, и включала в себя апробацию и внедрение педагогической модели формирования танцевальной культуры студента-актера в системе высшего театрального образования. В эксперименте участвовали студенты одного курса, обучавшиеся на актерском факультете с 2006 года по 2010 год (художественный руководитель курса - народная артистка России Л. И. Иванова). При проведении эксперимента учащиеся были разделены на две равные группы -экспериментальную и контрольную.
На каждом этапе эксперимента результаты фиксировались по выделенным критериям сформированное™ танцевальной культуры студентов (изучались их творческие работы, проводились опросы). Результаты оценки творческих работ студентов показали, что уровень танцевальной культуры студентов экспериментальной и контрольной групп в начале обучения был практически одинаков (диаграмма 1). В конце обучения результаты оценки уровня танцевальной культуры в экспериментальной группе оказались выше, чем в контрольной группе (диаграмма 2).
Представленные в виде диаграмм и сводных таблиц, результаты опытно-экспериментальной работы подтвердили эффективность разработанной педагогической модели, показали положительную динамику развития творческой активности учащихся, более качественный уровень владения техникой танца и выразительностью танцевальных движений в экспериментальной группе.
Глава завершается описанием и систематизацией педагогических результатов экспериментальной работы, основанных на оценивании, анкетировании и обсуждении творческих работ учащихся. Сравнительный анализ результатов овладения техникой и выразительностью танца в экспериментальной и контрольной группах представлен в виде диаграмм и таблиц.
Экспертной комиссией было отмечено, что достигнутые результаты по овладению навыками импровизации в танце в экспериментальной группе в большей мере соответствуют требованиям, создаваемого художественного образа и позволяют студентам-актерам раскрыть свои способности как исполнителям. Это наблюдалось в более выразительном исполнении танцев, в оправданности поз и танцевальных движений, в яркости создаваемых характеров в народных танцах, в техничности исполнения, высоком уровне включенности в учебный процесс (таблица).
Таблица
Творческая активность студентов_
Показатели В группах:
экспериментальной контрольной
Количество самостоятельных номеров 11 3
Количество показанных номеров в экзаменационном концерте 21 11
Количество импровизационных номеров 5 0
Диаграмма 1
Успеваемость в экспериментальной и контрольной группах за первый
семестр обучения
Количество пятерок, четверок и троек после первого семестра в 1 и 2 группах
4)
= 8 , -----------------------------
0 I 4 7 3
В Ряр? 4 6 4
1 - "отлично", 2 - "хорошо", 3 -"удовлетворительно"
Ряд 1 - показатели в экспериментальной группе. Ряд 2 - показатели в контрольной группе.
Диаграмма 2
Успеваемость в экспериментальной и контрольной группах в конце
обучения
Количество пятерок, четверок и троек в группах на момент сдачи госэкзамена в 1 и 2 группах
ОЙ!Д1 11 | 3 О
■ Ряд2_5__7 2
1 - "отлично", 2 • "хорошо", 3 - "удовлетворительно"
Ряд 1 - показатели в экспериментальной группе.
Ряд 2 - показатели в контрольной группе.
Проведенное исследование подтвердило преимущество авторского подхода к формированию основ танцевальной культуры актера в процессе его профессионального обучения.
В заключении представлены следующие итоги и выводы исследования:
1. Накопленный опыт преподавания танца позволил рассмотреть танец как отдельный вид сценического искусства и как одну из составляющих профессиональной подготовки драматического актера и впервые сформулировать и ввести в педагогическую практику понятие «танцевальная культура актера».
2. Обозначенные педагогические пути по формированию танцевальной культуры будущего актера, включающие в себя ряд теоретических и практических разработок, позволили полнее использовать творческую индивидуальность студента и дополнить методику преподавания танца элементами театральной педагогики.
3. Обобщение научного опыта и педагогической практики легли в основу разработанной автором диссертации педагогической модели формирования основ танцевальной культуры студента-актера, которая представляет собой
целостную систему обучения танцу, отвечающую запросам современного театра, построенную на углубленном изучении хореографического материала и принципов выстраивания логики танца в драматическом спектакле.
4. Проведенное экспериментальное исследование подтвердило, что применение театральных технологий, использование закономерностей освоения актерского мастерства и логики действия при формировании танцевальной культуры студента-актера способствует совершенствованию личности будущего актера, и позволяет сформировать у него навыки самостоятельной работы, необходимые в дальнейшем в его профессиональной деятельности.
По содержанию исследования соискателем опубликовано 7 работ общим объемом 2,7 п.л., в том числе, в изданиях, соответствующих списку ВАК РФ:
1. Ершова Е. В. Проблемы образности в исполнительском танцевальном искусстве // «Искусство в школе». - 2010. - № 1. - С. 43-45. -0,4 п.л.
2. Ершова Е. В. Логика танца в сценическом пространстве // Педагогика искусства: Электронный журнал - URL: http://www.art-cducation.ru/AE-magazine/new-magazine.htm. - 2010. - № 3. - 0,6 п.л.
3. Ершова Е. В. Особенности формирования навыков общения на языке танца в процессе обучения хореографии студентов-актеров // Педагогика искусства: Электронный журнал - URL: http://www.art-education.ru/AE-magazine/new-magazine.htm. - 2011. - № 3. - 0,4 п.л.
4. Ершова Е. В. Развитие импровизационной свободы при изучении хореографического материала в театральной школе // Современные представления о творческом развитии личности в свете гуманистической парадигмы образования. - М.: ИХО РАО, 2010. - С. 207-211. - 0,3 пл.
5. Ершова Е. В. Основные трудности в обучении танцу студентов театральной школы // Педагогика и психология творчества. Материалы И Межрегиональной конференции, посвященной 40-летию научно-педагогической деятельности секретаря-академика Отделения психологии МПА А. JL Гройсмана (18-20 декабря 2003 г.). - Стерлитамак-Москва: «МПА-Пресс», 2003. - С. 75-81.
- 0,3 п.л.
6. Ершова Е. В. К вопросу о модернизации программ музыкально-двигательного развития в дошкольных учреждениях // Педагогика искусства как новое направление гуманитарного знания. Материалы I международной научной сессии (29-31 мая 2007г.). - Часть 3. - М.: ИХО РАО, 2007. - С. 61-64.
- 0,3 п.л.
7. Ершова Е. В. Творческая самореализация ребенка в танцевальном искусстве II Творческая самореализация личности как антропоцентрический эталон здоровья в современной культуре. - М.: ИХО РАО, Высшая школа консалтинга, 2007. - С. 228-232. - 0,4 п.л.
Заказ № 448. Объем 1 п.л. Тираж 100 экз.
Отпечатано в ООО «Петроруш». г.Москва, улЛалиха 2а.тел.(499)250-92-06 www.postator.ru
Содержание диссертации автор научной статьи: кандидата педагогических наук, Ершова, Елена Вячеславовна, 2011 год
ВВЕДЕНИЕ.
ГЛАВА 1. ИСТОРИЧЕСКИЕ И ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ФОРМИРОВАНИЯ ТАНЦЕВАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ АКТЕРА ДРАМАТИЧЕСКОГО ТЕАТРА.
1.1 Исторические основы формирования танцевальной культуры актера драматического театра.
1.2 Теоретические основы формирования танцевальной культуры студента-актера
1.3 Специфика обучения танцу актера драматического театра.
Выводы по 1-ой главе.
ГЛАВА 2. МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ ОСНОВ ТАНЦЕВАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ АКТЕРА ДРАМАТИЧЕСКОГО ТЕАТРА В ТЕАТРАЛЬНОЙ ШКОЛЕ.
2.1 Педагогическая модель формирования основ танцевальной культуры актера драматического театра.
2.2 Методика формирования основ танцевальной культуры актера драматического театра.
2.3 Результаты апробации педагогической модели формирования основ танцевальной культуры.
Выводы по 2 главе.
Введение диссертации по педагогике, на тему "Педагогические пути формирования танцевальной культуры студента-актера"
Актуальность исследования.
Развитие театрального искусства XX века, выраженное в разнообразии стилей и направлений, появлении новой драмы и режиссерского искусства, отразилось и на требованиях к профессиональному театральному образованию, а развитие театральной педагогики и актерских технологий открыло новые возможности в воспитании будущих актеров.
Проблемы танцевальной компетентности и воспитания исполнителей-актеров существовали уже в момент возникновения театра, как явления. Об' этом свидетельствуют дошедшие до нас труды древнегреческого писателя и философа Лукиана.
Пластическое воспитание и танец традиционно рассматривались театральными режиссерами и педагогами как важная составляющая профессиональной подготовки будущего актера (Е. Д. Васильева, И. Э: Кох, В. Э. Мейерхольд, Г. С. Морозова, А. Б. Немеровский, К. С. Станиславский).
Как показывает практика театрального образования, формирование профессиональных актерских качеств- невозможно- без воспитания осознанного владения полученными навыками. Профессиональная подготовка будущих актеров по профилирующим предметам (актерское мастерство, сценическая речь, сценическое движение, танец, вокал) предполагает формирование таких личностных качеств и навыков, как творческая активность, осознанность и самостоятельность в решении поставленных режиссером задач.
Приходя в театральный ВУЗ, будущие актеры, как правило, имеют поверхностные представления о танце, его технике, языке и образной системе. О танце как части мировой художественной культуры сегодня почти не упоминается и в программах по предмету «Мировая художественная культура» для общеобразовательных школ. Приблизительность теоретических знаний, особенно об образной системе традиционной танцевальной культуры, затрудняет молодому актеру возможность ориентироваться в разнообразии танцевальных направлений и жанров, объективно оценивать состояние танцевальной культуры сегодня.
Выразительным средством в хореографическом искусстве является движение. Проблемы выразительности и действенности танцевальных движений, обозначенные еще Лукианом, всегда были предметом исследований не только педагогов-хореографов и балетмейстеров, но и режиссеров (Р. В. Захаров, Ф. В. Лопухов, А. М. Мессерер, Ж. Б. Мольер, Ж. Ж. Новерр, К. С. Станиславский, М. М. Фокин и др.). Они рассматривали танец в драматическом спектакле как его составную часть, которую необходимо анализировать с точки зрения логики действия пьесы и отдельной роли.
Проблемам исполнительской выразительности в последние годы уделяли внимание многие исследователи и педагоги: в области балетного искусства - В. И. Уральская, Е. С. Максимова, Е. П. Валукин и др.; в области художественного движения - И. Е. Кулагина; в области детской хореографии - Ю. В. Ушакова. Вопросы определения специфики танца в драматическом спектакле и его роли в профессиональном образовании будущих актеров, необходимость разработки специальной методики преподавания танца в театральной школе и ее программного обеспечения рассматривались в научных и педагогических трудах педагогов-хореографов Е. Д. Васильевой, О. В. Всеволодской-Голушкевич, Ф. Ф. Кристерсона, А. В. Никифоровой.
Вместе с тем, вопросы формирования танцевальной культуры как части комплексного развития будущего актера до настоящего времени специально не рассматривались в педагогической теории и практике.
По-новому взглянуть на возможности методического обеспечения преподавателей предмета «танец» в системе высшего театрального образования позволяют разработанные П. М. Ершовым информационно-потребностная теория и технология актерского искусства, опирающаяся на систему К. С. Станиславского; исследования в области физиологии эмоций П. В. Симонова; вклад в развитие современной театральной педагогики В. М. Букатова, А. П. Ершовой; исследования Ю. И. Громова, связанные с определением роли танца в воспитании пластической культуры актера; исследования А. В. Гребенкина, связанные с применением актерских технологий на занятиях сценическим движением актеров, и Е. А. Аккуратовой, связанные с применением актерских технологий в-руководстве музыкально-драматическим творчеством школьников.
В педагогической практике сегодня обнаруживаются существенные противоречия между требованиями современной режиссуры к профессиональной подготовке актера и уровнем его- хореографической подготовленности; пониманием актером роли и значения танцевальной культуры как социального явления и полученными им в процессе обучения практическими танцевальными навыками.
Малое количество исследований в области хореографического образования драматических актеров; необходимость совершенствования методики обучения танцу, которые позволили бы ей соответствовать профессиональным требованиям драматического искусства; обнаруженные противоречия между теоретическими и практическими разработками современной театральной педагогики и методическим обеспечением преподавания танца в системе высшего театрального образования определили проблему исследования - необходимость формирования танцевальной культуры будущих актеров в процессе развития их профессиональных навыков.
Педагогическая целесообразность применения актерских технологий в обучении танцу будущих актеров, а танцевальных навыков в обучении актерскому мастерству, обусловила выбор темы исследования -«Педагогические пути формирования танцевальной культуры студента-актера».
Цель исследования.
Разработать теоретическое и методическое обоснование педагогической модели формирования танцевальной культуры студента-актера в системе высшего театрального образования, в основании которой лежит принцип целостности системы обучения.
Объект исследования.
Танцевальная культура актера в системе высшего театрального образования.
Предмет исследования.
Процесс преподавания танца, обеспечивающий сочетание освоения актерского мастерства с формированием основ танцевальной культуры будущего актера.
Задачи исследования:
1. На основе изучения и анализа историко-педагогической, научной, театрально-педагогической, учебной и методической литературы обобщить имеющийся опыт и выявить методические особенности формирования основ танцевальной культуры будущего актера, соответствующие требованиями современного уровня развития театральной педагогики.
2. Выявить возможности применения актерских технологий в преподавании танца и возможности танцевального искусства в освоении актерской профессии.
3. На основе выявленных возможностей разработать и экспериментально проверить педагогическую модель формирования танцевальной культуры будущего актера в процессе его профессионального образования.
4. Сформулировать методические рекомендации по формированию танцевальной культуры будущих актеров, адресованные преподавателям танца и преподавателям актерского мастерства театральных учебных заведений.
Гипотеза исследования основывается на том, что качественное формирование основ танцевальной культуры актера в системе театрального образования может быть достигнуто при следующих условиях:
- если проведение занятий будет основано на системности в теоретическом и практическом овладении хореографическим материалом;
- если внимание педагога и студента будет обращено на действенную природу актерской профессии, творческую и импровизационную активность» студента;
- если обучение будет основано на закономерностях освоения актерского мастерства, и соблюдения логики создания сценического танца в условиях драматического спектакля.
Методологическая основа исследования базируется на философско-культурологических работах Р. В. Захарова, Ф. В. Лопухова, Ж. Ж. Новерра, М. М. Фокина, С. Н. Худекова, обосновывающих философско-эстетический аспект данной проблемы. Сущностную основу данного исследования составляют теоретическое наследие К. С. Станиславского; исследования психологии художественного творчества Л. С. Выготского; представления о художественной педагогике как о науке воспитания и обучения Б. М. Неменского, Б. П. Юсова и др.; информационно-потребностная теория, теория бессловесных элементов действия и логики действий П. М. Ершова; исследования в области физиологии эмоций П. В. Симонова; теория и методика обучения сценическому движению А. В. Немеровского.
Методы исследования.
1) метод теоретического анализа работ отечественных и зарубежных авторов, посвященных данной проблеме; 2) метод наблюдения, фиксации творческого процесса при помощи фотографии, аудио- и видеозаписи, их анализ; 3) метод педагогического эксперимента и проведения сопоставительного анализа творческих работ студентов экспериментальной и контрольной групп театрального вуза; 4) социологические методы исследования (тестирование, анкетирование, интервьюирование) и статистические методы обработки экспериментальных данных; 5) анализ собственного педагогического опыта работы в качестве преподавателя танца в течение 20 лет, в том числе и в системе высшего театрального образования.
Научная новизна.
В процессе исследовательской работы было сформулировано понятие «танцевальная культура актера», представляющее собой систему теоретических и практических знаний; которая включает в себя изучение1 истории возникновения и развития- танцев, основных танцевальных направлений и их сценических форм; изучение социальной значимости танцевальной культуры и хореографического искусства^ в разные периоды развития общества; освоение навыков самостоятельного анализа хореографических произведений и встраивания танца в пространство драматического спектакля наряду с изучением- техники исполнения базовых танцевальных движений классического, характерного, народного, придворного танцев и элементов современной хореографии.
На основе теоретических исследований и практического опыта преподавания танца автором диссертации разработана педагогическая модель формирования танцевальной культуры будущего актера, которая основана на интеграционных возможностях сценических искусств. Она ставит своей целью формирование у студента навыков самостоятельной работы по созданию характерных танцевальных образов, воспитание профессиональных навыков и умений, постижение логики танца в условиях создания спектакля в соответствии с режиссерским замыслом, т.е. всего того, что составляет существо танцевальной культуры будущего актера.
Теоретическая значимость исследования.
Обоснованы научно-методические пути и принципы педагогической работы, направленные на формирование танцевальной культуры актера: последовательность в изучении материала от простого к сложному и от истоков к современности, наглядность, доступность, выразительность, движений, использование театральных технологий и теории действия, интегрированный подход при создании хореографического образа и изучении истории и техники танца, использование социо-игровых методов работы.на,занятиях.
Разработаны и обоснованы критерии сформированности танцевальной* культуры актера, проявляющиеся во владении танцевальной» техникой, в выразительности движений, в овладении логикой танца в драматическом спектакле, в создании художественного образа.
Разработанная педагогическая модель формирования танцевальной культуры студента-актера способствует развитию таких качеств, как активность включения в творческий процесс, целенаправленность в овладении танцевальной техникой и выразительностью движений, самостоятельность в творческом подходе к решению художественных задач.
Теоретически обоснована авторская система изучения хореографического материала, которая представляет собой последовательную цепочку поэтапного обучения танцевальным навыкам от формирования образа движения до овладения искусством танцевальной импровизации и основана на использовании творческой игровой природы актера.
Практическая значимость исследования.
Разработаны и апробированы новые для театральной школы разделы преподавания танца (партерная гимнастика, бытовой народный танец, танцевальные наблюдения, этюды и импровизация), и новые методические разработки (система работы над хореографическим материалом в рамках занятия и последовательность выстраивания логики танца в сценическом пространстве).
Разработаны методические рекомендации проведения курса практических занятий «Основы танцевальной культуры актера» для высших театральных учебных заведений и направления педагогической работы по применению в этих целях технологии актерского искусства.
Опытным^ путем подтверждена эффективность обучения танцу на основе авторской педагогической модели формирования основ »танцевальной культуры будущего актера.
Данное исследование может быть использовано в дальнейшем для научно-исследовательской работы по созданию универсальной образовательной программы «Танцевальная культура актера» и учебно-методических пособий.
Научно-практические материалы, предложенные в диссертационном исследовании, могут стать основой для создания педагогами-хореографами программ, учебных курсов, пособий для студентов театральных учебных заведений, а так же, могут быть использованы при проведении курсов повышения квалификации педагогов-хореографов в системе профессионального образования и педагогов дополнительного образования.
Достоверность исследования обеспечена методологической обоснованностью исходных теоретических положений; применением методов, адекватных предмету, цели и логике исследования; положительными результатами, внедрения разработанной автором модели формирования основ, танцевальной культуры в системе высшего театрального образования. Теоретические разработки автора были проверены им в процессе непосредственной практической работы диссертанта в качестве педагога по танцу в системе высшего театрального образования, педагога-хореографа, балетмейстера-постановщика в драматических театрах, работы с учащимися профильных театральных классов и детских хореографических коллективов общеобразовательных школ.
Исследование осуществлялось в три этапа:
Первый этап (1991-1997 гг.) - изучение истории и теории хореографического и театрального искусства, опыта практической работы педагогов-хореографов и балетмейстеров театральных школ и театров, хореографических и профессиональных балетных коллективов в, свете изучаемой проблемы. Анализ программ по танцу, сценическому движению и современной пластике хореографических и театральных школ, авторских программ по хореографии и искусству движения, репертуарных сборников для детских хореографических ансамблей, и т.д.
Второй этап (1997-2006 гг.) — научное обоснование, разработка и апробация технологических основ модели формирования танцевальной культуры будущего актера в, театральной школе, проведение экспериментальной работы и анализ ее результатов.
Третий этап (2006-2010 гг.) - систематизация и обобщение эмпирических данных, результатов опытно-экспериментальной работы, оформление результатов диссертационного исследования.
Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись в следующих формах: а) непосредственная педагогическая деятельность в качестве постановщика и главного балетмейстера Московского Открытого Студенческого Театра, педагога по танцу на актерском факультете Международного славянского института, педагога по танцу в профильном театральном классе, руководителя детского хореографического коллектива «Кабриоль»; б) выступления на научно-практическом обучающем семинаре по теме «Педагогика искусства в свете приоритетных направлений российских национальных проектов в области образования» с докладом
Образность в преподавании предметов театрального цикла» (ИХО РАО, Москва, 2009 г.); на курсах повышения квалификации для руководителей образовательных учреждений, методистов, преподавателей педагогических институтов, работников департамента образования, педагогов общего и дополнительного образования по теме: «Педагогика искусства в свете приоритетных направлений российских национальных проектов в области образования» (ИХО РАО, Москва, 2010s г.) и на: курсах повышения квалификации . дляv педагогических работников? всех уровней? по образовательною области «Искусство» по теме: «Педагогика: искусства в условиях внедрения в практику образовательных стандартов нового поколения на всех, ступенях образования» (ИХО РАО,". Москва; 2011 г.)' с докладом и семинарским занятием по теме: «Логика танца в сценическом пространстве» .
Опытно-экспериментальная¡база исследования: актерский факультет Международного славянского института (г. Москва); профильные театральные классы,. Детская театральная; студия театра «111» и детский хореографический коллектив ■ «Кабриоль» FOY Центра образования № 1811 «Измайлово» (г. Москва); театр: MOGT ГУК (г. Москва); Всего к эксперименту было привлечено 275 учащихся и 35 преподавателей.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Формирование танцевальной: культуры как часть комплексной системы обучения будущего актера в системе высшего театрального образования« основано на использовании действенной природы актерской профессии.
2. Учебная дисциплина «Танец» в профессиональном обучении будущего актера рассматривается как часть системы воспитания личности будущего актера, направленная на формирование осознанного владения полученными танцевальными навыками в последующей его профессиональной работе в театре.
3. Педагогическое понятие «Танцевальная культура актера», включает:
- изучение истории возникновения и развития танцев различных эпох, их основных направлений, сценических форм и социальной значимости;
- изучение техники исполнения базовых танцевальных движений, упражнений и- комбинаций классического, характерного, народного и бытового танцев, элементов современной хореографии;
- освоение навыков самостоятельной творческой работы, связанных, прежде всего, с наблюдательностью и импровизацией в танце;
- освоение навыков самостоятельного анализа хореографических произведений, логики танца в пространстве драматического спектакля.
4. Педагогическая модель формирования основ танцевальной культуры студента-актера нацелена на профессиональное овладение теоретическими и практическими знаниями в области хореографического искусства, развитие выразительности танцевальных движений и навыков самостоятельной работы с хореографическим материалом.
Структура диссертации отражает логику, содержание и результаты исследования. Диссертация состоит из введения, двух глав (шести параграфов), заключения, списка литературы (162 источника) и приложения.
Заключение диссертации научная статья по теме "Теория и методика профессионального образования"
Выводы по второй главе
Подводя итоги второй главы исследования, которая посвящена методическим проблемам формирования танцевальной культуры актера драматического театра, автор диссертации делает следующие выводы:
1. Проведенное экспериментальное исследование показало, что применение театральных технологий при формировании танцевальной культуры оказывает положительное воздействие на совершенствование личности будущего актера, позволяет ему сформировать навыки самостоятельной работы с полученными знаниями, умение анализировать и объективно оценивать произведения хореографического искусства, обогащать себя профессионально.
2. Разработанная автором диссертации педагогическая модель формирования танцевальной культуры студента-актера представляет собой целостную систему обучения танцу. Это обусловлено тем, что она основана на научном обобщении и изучении педагогического опыта ведущих мастеров искусства и педагогики, авторской системе изучения студентами хореографического материала и выстраивании логики танца в драматическом спектакле.
161
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В результате проведенного исследования, которое подтвердило исходную гипотезу, автор диссертации пришел к следующим выводам:
1. Накопленный опыт преподавания танца позволил рассмотреть танец как отдельный вид сценического искусства и как одну из составляющих профессиональной подготовки драматического актера и впервые сформулировать и ввести в педагогическую практику понятие «танцевальная культура актера».
2. Обозначенные педагогические пути по формированию танцевальной, культуры будущего актера, включающие в себя ряд теоретических и практических разработок, позволили полнее использовать творческую индивидуальность студента и дополнить методику преподавания танца элементами театральной педагогики.
3. Обобщение научного опыта и педагогической практики легли в основу, разработанной автором диссертации педагогической модели формирования основ танцевальной культуры студента-актера, которая представляет собой целостную систему обучения танцу, отвечающую запросам современного театра, построенную на углубленном изучении хореографического материала и принципов выстраивания логики танца в драматическом спектакле.
4. Проведенное экспериментальное исследование подтвердило, что применение театральных технологий, использование закономерностей освоения актерского мастерства и логики действия при формировании танцевальной культуры студента-актера способствует совершенствованию личности будущего актера, и позволяет сформировать у него навыки самостоятельной работы, необходимые в дальнейшем в его профессиональной деятельности.
Проверка основополагающих дидактических положений, на которых базируется данное исследование, позволило сделать вывод о правильности выдвинутой гипотезы. Вместе с тем автор считает, что данная работа по вопросу формирования танцевальной культуры актера драматического театра не претендует на то, чтобы ответить на все вопросы в области методики преподавания танца будущим актерам. Идея данной работы заключается в том, чтобы обратить внимание педагогической теории и практики на проблемы профессионального образования будущих актеров и формирования их профессиональных знаний и навыков в области танцевальной культуры.
Направлениями дальнейшей работы диссертанта может стать создание комплексной программы и методики формирования основ танцевальной культуры для педагогов-хореографов, работающих в системе высшего театрального образования, учебных и методических пособий по данному вопросу, а также для тех актеров, кто работает сегодня в профессиональном театре.
Настоящий актер учится профессии всю жизнь. Следовательно, формирование его танцевальной культуры продолжается до тех пор, пока он не уходит со сцены.
Список литературы диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Ершова, Елена Вячеславовна, Москва
1. АлпатовМ. В. Всеобщая история искусств. Русское искусство с древнейших времен до начала XVIII века. Том 3. М.: Государственное издательство «Искусство», 1955.-470 с.
2. Актуальные проблемы художественного образования // По материалам диссертационных исследований, выпуск 2. М.: ИХО РАО, 2006.-216 с.
3. Аристотель Сочинения. В 4 т., Т. 4 (Серия «Философское наследие»): М.: Мысль, 1983. 832 с.
4. Атитанова Н. В. Танец как смысловая' универсалия: от выразительных движений к «движению» смыслов: Дис. . канд. филос. наук. Саранск, 2001. - 163 с.
5. Баженова Л. М., Некрасова Л. М., Курчан Н. Н., Рубинштейн И. Б. Мировая художественная культура. XX век. Кино, театр, музыка (+СВ). Спб.: Питер, 2008. - 432 с.
6. Базарова Н. П., Мей В. П., Азбука классического танца, учебно-методическое пособие. 2-е изд., - Л.: «Искусство», 1983. - 208 с.
7. Балет: Энциклопедия // Гл. ред. Ю. Н. Григорович. М.: Советская энциклопедия, 1981. - 623 с.
8. Бальный танец в общеобразовательной школе, учебно-методическое пособие // Сост. С. В. Шанкина, Ю. В. Шанкин. — Тамбов, 1999.-53 с.
9. Бахрушин Ю. А. История русского балета. М.: «Советская Россия», 1965. - 249 с.
10. Бахтин М. М. Автор и герой. К философским основам гуманитарных наук. // Сост. и авт. вступ.статьи — С. Г. Бочаров. — СПб.: Изд. «Азбука», 2000. 336 с.
11. Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества. 2-е изд. — М.: Искусство, 1986. 444 с.
12. БерезкинВ. И. Искусство сценографии мирового театра. Том 1. От истоков до середины XX века. М.: «Эдиторил УРСС", 1997. - 544 с.
13. Березкин В. И. Искусство сценографии мирового театра. Том 2. Вторая половина XX века: В зеркале Пражских Квадриенталле 1967-1999 годов. М.: «Эдиторил УРСС", 2001. - 807 с.
14. БерезкинВ. И. Искусство сценографии мирового театра. Том 3. Мастера XVI XX. - М:: Эдиториал УРСС, 2002. - 296 с.
15. Блок Л. Д. Классический танец. История и современность. М.: «Искусство», 1987. — 556 с.
16. Богаткова Л. Н. Танцы разных народов. Изд-во ЦК ВЛКСМ «Молодая Гвардия», 1958. - 280 с.
17. Богомолова Л. В. Основы танцевальной-культуры. М.: Нов.школа, 1993. - 78 с.
18. Бродецкий А. Я. Внеречевое общение в жизни и в искусстве. Азбука молчания: учебное пособие для творческих учебных заведений, факультетов педагогики и психологии. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. - 192 с.
19. Брусницына А. Н. Воспитание танцевальной культуры школьников в хореографических коллективах учреждений дополнительного образования детей: личностно-деятельностный подход: Дис. . канд. пед. наук. Москва ВАК, 2008. - 208 с.
20. Букатов В. М., Ершова А. П. Я иду на урок: Хрестоматия игровых приемов обучения. Книга для учителя. М.: «Первое сентября», 2000. - 224 с.
21. Бычков В. В. Эстетика: учебник. 2-е изд., переработанное и дополненное. - М.: Гардарики, 2006. - 573 с.
22. Ваганова А. Я. Основы классического танца. Вступительная статья И.И.Соллертинского. Л.: ГИХЛ, Ленинградское отделение, 1934. -192 с.
23. Валукин Е. П. Система мужского классического танца. М.: ГИТИС, 1999.-360 с.
24. Валукин Е. П. Система обучения мужскому классическому танцу: Автореф. дис. . д-ра пед. наук. М.: Рос. акад. театр. Искусства, 1999. - 52 с.
25. Васильева Е. Д. Танец. М.: «Искусство», 1968. - 248 с.
26. Васильева-Рождественская М. В. Историко-бытовой танец. М.: «Искусство», 1963. - 390 с.
27. Вахтангов Е. Б. Сборник. М.: ВТО, 1984. - 571 с.
28. Вачьянц А. М. Введение в мировую художественную культуру («Вариации прекрасного»). Учебное издание. 3-е изд. - М.: Айрис-пресс, 2007.-224 с.
29. Волконский С. М. Человек как материал искусства // Ежегодник Императорских театров. 1911. - №4. - С. 28-47.
30. Волконский С. М. Человек и ритм. Система и школа Жака Далькроза // Аполлон. 1915. - № 4. - С. 33-50.
31. Волконский С. М. Выразительный человек. Сценическое воспитание жеста (по Дельсарту). СПб.: "Аполлон", 1913.-219 с.
32. Волынский А. Л. Книга ликований. Азбука классического танца. Л.: Хореографический техникум, 1925. - 330 с.
33. Вопросы воспитания балетмейстеров в театральном вузе: Сборник научных трудов. М.: ГИТИС, Министерство Культуры РСФСР, 1980.-184 с.
34. Всеволодская-Голушкевич О. В. Танец в театральной школе // Вопросы театральной педагогики. -М.: ВТО, 1979 г. С. 204-245.
35. Выготский Л. С. Психология искусства / Под ред. М.Г.Ярошевского. М.: «Педагогика», 1987. - 344 с.
36. Выготский Л. С. Психология развития человека. М.: ЭКСИМО-«Смысл», 2003. - 1136 с.
37. Гачев Г. Д. Ментальности народов мира. М.: «ЭКСМО», 2003.544 с.
38. Гегель Г. В. Ф. Эстетика, т.З. М.: «Искусство», 1971. - 621 с.
39. Гиппиус С. В. Гимнастика чувств: Тренинг творческой психотехники. Л.; М.: Искусство, 1967. 296 с.
40. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования в области культуры и искусства. Специальность: 050100 «Актерское искусство». — 2002. — 23 с.
41. Гомер «Илиада»; пер. с древнегреч. Н. Гнедича. М.: Дюна, 1993.-432 с.
42. Гомер «Одиссея», пер. с древнегреч. В. Жуковского. М.: Дюна, 1993.-320 с.
43. Гребенкин А. В. «Сценическое движение». М.: ИХО РАО, 2003 г. - 128 с.
44. Григорович Л. А., Марцинковская Т. Д. Педагогика и психология: Учебное пособие. М.: Гардарики, 2003. - 480 с.
45. Гройсман А. Л. Основы психологии художественного творчества. М.: Когито-Центр, 2003. - 187 с.
46. Гуревич П. С. Популярный психологический словарь. М.: изд. «Знание», 2001. - 272 с.
47. Громов Ю. И. Танец и его роль в воспитании пластической культуры актера. Спб.: ИГУП, 1997. - 256 с.
48. Дрознин А. Б. Физический тренинг актера по методике А.Дрознина. М.: ВЦХТ («Я вхожу в мир искусства»), 2004. - 160 с.
49. Ершова А. П. Уроки театра на уроках в школе: Театральное обучение школьников 1-Х1 кл./НИИ ХВ АПН СССР. Изд. 2-е. - М., 1992. -70 с.
50. Ершова А. П., Букатов В. М. Актерская грамота — подросткам. — М.: «Ивантеевка», 1994. 160 с.
51. Ершова А. П., Букатов В. М. Режиссура урока, общения и поведения учителя. М.-Воронеж, 1995. - 272 с.
52. Ершова Е. В. Проблемы образности в исполнительском танцевальном искусстве // Искусство в школе. 2010. - № 1. - С. 43-45.
53. Ершов П. М. Технология актерского искусства. М.: ТОО «Горбунок», 1992.-288 с.
54. Ершов П. М. Искусство толкования. Часть первая. Дубна: Изд. Центр «Феникс», 1997. - 608 с.
55. Ершов П. М. Искусство толкования. Часть вторая. Дубна: Изд. Центр «Феникс», 1997. - 352 с.
56. Жан д'Удин, Искусство и жест / Перевод с франц. кн. С. М. Волконского. СПб.: Аполлон, 1911. - 252 с.
57. Заикин Н. И., Заикина Н. А. Областные особенности русского народного танца. Орел, 1999. - 552 с.
58. Записки о театре. Л.-М.: «Искусство», 1958. - 256 с.
59. ЗахаваБ. Е. Мастерство актера и режиссера. М.: «Просвещение», 1973. - 320 с.
60. Захаров Р. В. Записки балетмейстера. М.: «Искусство», 1976.352 с.
61. Захаров Р. В. Сочинение танца. Страницы педагогического опыта. М.: Искусство, 1983. - 224 с.
62. Зацепина К., Климов А., Рихтер К., Толстая Н., Фарманянц Е. Народно-сценический танец. Часть первая. Учебно-методическое пособие для средних специальных и высших учебных заведений искусств и культуры. М.: «Искусство», 1976. - 224с.
63. ЗисьА. Я. В поисках художественного смысла. М.: «Искусство», 1991. - 350 с.
64. История мирового искусства. М.: БММ АО, 1998. - 720 с.
65. Иванов И. С., Шишмарева Е. С. Воспитание движения актера. -М.: «Художественная литература», 1937. — 468 с.
66. Ивановский Н. П. Бальный танец ХУ1-Х1Х вв. Л.-М.: «Искусство», 1948. - 215 с.
67. Кабалевский Д. Б. Про трех китов и про многое другое. Книжка о музыке. Рис. Р. Вольского. М.: «Дет. лит.», 1972. — 224 с.
68. Карп П. М. О балете. М., 1974. - 227 с.
69. Классики хореографии. Л.-М.: «Искусство», 1937. - 357 с.
70. КлимовА. А. Русский народный танец. Выпуск 1. Учебное пособие. М.: Издательство МГУК, 1996. - 40 с.
71. Кнебель М. И. Поэзия педагогики. М.: ВТО, 1976. - 527 с.
72. Королева Э. А. Ранние формы танца. Кишинев: Штиинца, 1977. -215 с.
73. Костровицкая В., Писарев А., Школа классического танца. 2-е изд. Л.: «Искусство» Ленинградское отделение, 1976. - 270 с.
74. Кох И. Э. Основы сценического движения. Учебное пособие для театр.училищ. М.: Просвещение, 1976. - 219 с.
75. Красовская В. К. История русского балета: Учебное пособие. — Л.: «Искусство», 1978. -231 с.
76. Красовская В. К. Русский балетный театр начала XX века. Часть 1. Хореографы. М.: Искусство, 1971. - 528 с.
77. Красовская В. К. Русский балетный театр начала XX века, ч. 2. Танцовщики. — Л.: Искусство, 1972. — 456 с.
78. Красовская В. К. Западноевропейский балетный театр: Очерки истории: От истоков до середины XVIII века. М.: Искусство, 1979. - 296 с.
79. Красовская В. К. Русский балетный театр второй половины XIX века. -М.: Искусство, 1963. 552 с.
80. Красовская В. К. Русский балетный театр от возникновения до середины 19 в. М.: Искусство, 1958. - 308 с.
81. Красовская В. К. Западноевропейский балетный театр. Очерки истории. Предромантизм. Л.: «Искусство», 1983.-431 с.
82. Красовская В. К. Западноевропейский балетный театр. Эпоха Новерра. Л.: «Искусство», 1981. —285 с.
83. Красовская В. К. Статьи о балете. Л.: «Искусство» Ленинградское отделение, 1967. - 340 с.
84. Краткий словарь понятий, терминов, определений, используемых в современной педагогике искусства // Сост. Л. Г. Савенкова. — М.: ИХО РАО, 2008. 44 с.
85. Кристи Г. В. Воспитание актера школы Станиславского. М.: «Искусство», 1968. - 394 с.
86. Кристерсон X. X. Танец в спектакле драматического театра. М.: «Искусство», 1957. - 176 с.
87. Кулагина И. Е. Художественное движение (Метод Л.Н.Алексеевой). Часть II. Пособие для преподавателей общеобразовательных школ и учреждений дополнительного образования. Учебное издание. М.: ИХО РАО, 2002. - 118 с.
88. Леонтьев А. А. Языкознание и психология. — М.: Наука, 1966.80 с.
89. Лопухов А. В., Ширяев А. В., Бочаров А. И. Основы характерного танца. Л.-М.: «Искусство», 1939. - 188 с.
90. Лопухов Ф. В. Хореографические откровенности, М.: «Искусство», 1971.- 214 с.
91. Лукиан. О пляске. Собр. соч. Т. 2. М.-Л.: ACADEMIA, 1935.740 с.
92. Люком Е. М. Моя работа в балете. Л.: Издание Ленинградского отд. ВТО, 1940.-32 с.
93. Мейерхольд В. Э. Статьи, письма, речи, беседы, в 2-х томах. -М.: Искусство, 1968.
94. Мессерер А. М. Уроки классического танца. СПб.: Издательство «Лань», 2004. - 400 с.
95. Мировая художественная культура. 10 кл.: Учебник для общеобразовательных учебных заведений / Сост. Г. И. Данилова и др. М.: Издательство «Интербук», 2001. - 240 с.
96. Мировая художественная культура. 11 кл.: Учебник для общеобразовательных учебных заведений / Сост. Г. И. Данилова и др. 2-е изд. - М.: Издательство «Интербук», 2000. - 256 с.
97. Михневич В. О. Исторические этюды русской жизни. Т. 2. Пляски на руси. В хороводе, на балу и в балете (Историчесие очерки). -СПб., 1882.-376 с.
98. Мориц В. Э., Тарасов Н. И., Чекрыгин А. И., Методика классического тренажа. -M.-JL: «Искусство», 1940. 188 с.
99. Морозова Г. В. Пластическое воспитание актера. М.: «Терра. Спорт», 1998. - 240 с.
100. Немирович-Данченко В. И. Рождение театра: Воспоминания, статьи, заметки, письма. — М.: Правда, 1989. — 576 с.
101. Немеровский А. Б. Пластическая выразительность актера: Учеб, пособие для театр, вузов. 2-е изд., испр. и доп. — М.: Искусство, 1987. 191 с.
102. Никитин В. Ю. Модерн-джаз» танец: История. Методика. Практика. М.: Изд-во «ГИТИС», 2000. - 440 с.
103. Никифорова А. В. Советы педагога классического танца. СПб.: Искусство России, 2002. - 112 с.
104. Нилов В. Н. Северный танец. Традиции и современность, 2-е изд., доп. М.: Северные просторы, 2005. - 168 с.
105. Нилов В. Н. Дух и пластика танца: Хореография коренных народов Красноярского края. М.: Век информ., 2009. - 300 с.
106. Новерр Ж.-Ж. Письма о танце / Пер. А. А. Гвоздевой, примеч. и статья И. И. Соллертинского. Л.: Academia, 1927. - 316 с.
107. Новерр Ж.-Ж. Письма о танце и балетах / Пер., ред. и вступит, статья, с 7-36, Ю. И. Слонимского. М.: «Искусство», 1965. - 376с.
108. Ожегов С.И. Словарь русского языка. М.: «Советская энциклопедия», 1970. - 762 с.
109. Пестов П. А. Уроки классического танца; 1 курс. Учебно-методическое пособие. М;:, Издательский дом «Вся Россия», 1999. - 428 с.
110. Платон. Законы.-М;: «Мысль», 1999. 832 с.
111. Проблемы и перспективы социокультурной адаптации детей* и юношества средствами художественного творчества. (Коллективная монография). М., 2006. - 346 с:.
112. Симонов П. В. Метод К. С. Станиславского и физиология эмоций. JL: Академия наук СССР, 1962. - 140 с.
113. Симонов П. В., Ершов П. М. Темперамент. Характер. Личность. -М.: Наука, 1984.-160 с.
114. Симонов П. В., Ершов П. М., Вяземский Ю. П. Происхождение духовности. М.: Наука, 1989. - 352 с.
115. Современный словарь-справочник по искусству / Науч. ред. и сост. А. А. Мелик-Пашаев. -М.: ACT, Олимп, 2000. 816 с.
116. Станиславский К. С. Собр. соч. в 8 томах. Т. 2. М.: Искусство, 1954.-424 с.
117. Станиславский К. С. Собр. соч. в 9 томах. Т. 3. М.: Искусство, 1990.-460 с.
118. Станиславский К. С. Моя жизнь в искусстве. — М.: Искусство, 1966. 575 с.
119. Станиславский К. С. Этика (главы из книги «Работа актера над собой», послесловие народного артиста СССР А.Попова). — М.: Искусство, 1956.-44 с.
120. Степанова Л. Г. Народные сюжетные танцы. М.: «Советская Россия», 1969. - 108 с.
121. Стуколкин Л. П. Опытный распорядитель и преподаватель бальных танцев. СПб.: Губинский ценз., 1885. - 180 с.
122. Стуколкин Л. П. Преподаватель и распорядитель бальных танцев (3-е испр. и доп. изд.). СПб.: Губинский ценз., 1894. — 208 с.
123. СтуколкинаН. М. Четыре экзерсиса. Уроки характерного танца. (Запись и пояснит.указания А. Л. Андреева). М.: Всероссийское театральное общество, 1972. - 380 с.
124. СыркинаФ. Я., Костина Е. М. Русское театрально-декорационное искусство. — М., 1978. 246 с.
125. Тарасов Н. И. Классический танец. Школа мужского исполнительства (2-е изд., испр. и доп.). М.: «Искусство», 1981. - 480 с.
126. Тарасова О. Г. Праздник: его радостные и тревожные уроки // Советский балет. 1991. - № 1.
127. Творческая самореализация личности как антропоцентрический эталон здоровья в современной культуре. М.: ИХО РАО, Высшая школа консалдинга, 2007. — 363 с.
128. Теория эстетического воспитания. Сборник научных трудов. -М.: НИИ общей педагогики АПН СССР, 1978. 112 с.
129. Ткаченко Т. С. Народный танец. М.: Искусство, 1954. - 683 с.
130. Ткаченко Т. С. Народные танцы: болгарские, венгерские, немецкие, польские, румынские, сербские и хорватские, чешские и словацкие. М.: Искусство, 1975. — 351 с.
131. Топорков В. О. К.С.Станиславский на репетиции. М.: Искусство, 1950. - 192 с.
132. Устинова Т. А. Русские танцы. М.: Изд. ЦК ВЛКСМ «Молодая Гвардия», 1955.-264 с.
133. Устинова Т. А. Русский народный танец. М.: Искусство, 1976.152 с.
134. Устинова Т. А. Лексика русского танца: Основные элементы русских танцев и плясок. М.: Редакция журнала «Балет», 2006. - 207 с.
135. Ушакова Ю. В. Педагогические особенности занятий образной хореографией с детьми младшего возраста: Дис. . канд. пед. наук. М., 2001. - 153 с.
136. Филатов С. В. От образного слова к выразительному движению. - М.: «N6 Магистр», 1993. - 132 с.
137. ФирилеваЖ. Е. Са-фи-дансе. Танцевально-игровая гимнастика для детей. Учебно-методическое пособие для педагогов дошк. и шк.учреждений / Ж. Е. Фирилева, Е. Г. Сайкина. СПб.: Детство-пресс, 2000. -321 с.
138. Фокин M. М. Против течения. Воспоминания балетмейстера. Статьи, письма. -JI.-M.: «Искусство», 1962. 638 с.
139. Фортепианная игра. 1-2 классы детской музыкальной школы / Под общей редакцией А. Николаева, сост.: В. Натансон, JI. Рощина, перераб и дополненное. М.: «Музыка», 1987. - 188 с.
140. Философский энциклопедический словарь. М.: ИНФРА-М, 2003. - 576 с.
141. Философский словарь / Под ред. И.Т.Фролова. 5-е изд:,- М.: Ф56 Политиздат, 1987. 590 с.
142. Худеков С. Н. История танцев. Ч. 1. СПб, 1913. - 309 с.
143. Худеков С. Н. История танцев. Ч. 2. СПб, 1914. - 371 с.
144. Худеков С. Н. История танцев. Ч. 3. СПб, 1915. - 401 с.
145. Худеков С. Н. История танцев. Ч. 4. СПб, 1918. - 309 с.
146. Чистяков А. Д. Методическое руководство к обучению танцам в средне-учебных заведениях. СПб., 1893. - 180 с.
147. Шацкий С. Т. Избранные педагогические сочинения, в двух томах. Том 2 / Под ред. Н. П. Кузина, M. Н. Скаткина, В. Н. Шацкой. М.: «Педагогика», 1980. — 416 с.
148. ШторкК. Система Далькроза. Л.: Изд-во «Петроград», 1924.134 с.
149. ШулешкоЕ. Е., Ершова А. П., Букатов В. М. Социо-игровые подходы к педагогике. — Красноярск: ККИУУ, 1990. 117 с.
150. Эльяш Н. Образы танца. М.: Знание, 1976. - 338 с.
151. Юсов Б. П. Взаимосвязь культурогенных факторов в формировании современного художественного мышления учителя образовательной области «Искусство». — М.: Компания Спутник+, 2004. — 254 с.
152. Юхвидин П. А. Мировая художественная культура. От истоков до XVII века. М.: «Новая школа», 1996 г. - 288 с.
153. Yakim М., Broadman М. Creating a character: a physical approach to acting. NEW YORK: APPLAUSE, 1990. - 242 c.
154. Blasis C. The Code of Terpsichore (Üb.: R. Burton), London: J. Bulcock, 1828.177