автореферат и диссертация по педагогике 13.00.05 для написания научной статьи или работы на тему: Развитие личности в клубной хоровой самодеятельности
- Автор научной работы
- Лаврентьев, Василий Петрович
- Ученая степень
- кандидата педагогических наук
- Место защиты
- Ленинград
- Год защиты
- 1989
- Специальность ВАК РФ
- 13.00.05
Автореферат диссертации по теме "Развитие личности в клубной хоровой самодеятельности"
а
и
ККШСТЕРСТБО КУЛьТУРЫ Р С <!• С Р
ЛЕНИНГРАДСКИЙ ОРДЕНА дружи НАРОДОВ ГОСУДАГСТаЕЗШШ! ИНСТИТУТ КУЛЬТУРЫ имени Н.К.КРЖКОП
На правах рукописи УДК /374.7.015.3:784.68.077.007-05/ (043.3) ЛАВРЕНТЬЕВ Василии Петрович
РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ В ЮГУБНОи ХОРОШ:; САШДВЯТВШГОСТИ
(индпвидуачьно-оощественнил аспект)
Специальность 13.00.05 "Теор:ш, методика и организация • куль т;р но-про св е тп т ?льпо И до я тельн ос ти"
АВТОРЕФЕРАТ
диссертация на соискание учено.', степени кандидата педагогических паук
Ленинград - 1УУ
Диссертация выполнена на кафедре культурно-просветительно!; работы Ленинградского ордена Дружбы народов государственного института культуры имени Н.К.Крупской.
Научный руководитель - доктор философских наук,
профессор ПАРЫГИН Б.Д.
Научный консультант - кандидат педагогических
наук ЕРШГЕВЛ Я.Г.
Официальные оппоненты - доктор психологических наук,
профессор СУХОБСКАЯ Г.С. - кандидат педагогических наук, доцент СОЛОШВГК Ф.А.
Защита диссертации состоится " 13 " ьарта 1990 года II I 4 часов на заседании специализированного совета Д 002.01.01 но присуждению ученой степени доктора педагогически;! наук при Ленинградском ордена Дружбы народов государственном институте культуры имени Н.К.Крупской по адресу: 191065, Ленинград, Дворцовая набережная, д.2.
С диссертацией южно ознакомиться в библиотеке института.
Автореферат разослан "/3 " февраля 1990 года.
Ведущее учреждение - Высшая профсоюзная школа
культуры
Ученый секретарь специализированного совета кандидат исторических наук,
профессор
i. сщля характеристика pacotü
Актуальность проблемы. Па современной отапе социалышх гц^.-обраиовапий умение педагогически храг.втло сопровождать процесс развития личности в сфере досуга немнелнло без учета интересов, запросов,потребностей-личности во всех областях се индцпидуалыю-общественной деятельности. К проблеме развития личности обращались ыаогие советские и зарубе.шпе последователи .однако вне поля их зрения остался чрезвичайно ва.шии аспект диалектики особенною и общего шш шщишдуашюго л общественного в это;;« развитии. I.ie,.:--ду тем клуб как институт досуга,учрездаеглпЛ. ойцестшц л представляющий собой инициативное образование,педагогической целевой ус'Хй-bobkoÍí которою является оптимизирование самореализации дичиосл! (Л.Г.Ърилеиа) .поступает регулятором индавпигальпо-ойщостпопш« от-асшешги MViiiociii л cacrcíjo ее рааяоофаз/шх связей с соцаашшш организациями,средством ео целостного швдшидуально-обществешгого развития. Это развитие обнаруживает себя как о'шолярпое стремление личности осуществить .вшюлшггь собственное предназначение в объективной мире.порождаемое одним из глазниц сегодня противоречий -противоречием личности и социума (общества) ,широ - человека':! мира,
Данное противоречие разрешается и единстве и борьбе двух типов направлениостеп личности в процессе ео самореализации: па себя самое (индшзидуалыши вектор развития) и социум,общность, другого человека (общественны]! вектор развития). lían проблема эффективного развития Л1ИН0СШ в сфере досуга указанное противоречие чрезвичайно актуально п требует специального лслхолого-педагопиоского рассмотрения. •
Худокественная самодеятельность как особенное культурло-доеу-говое явление изначально характеризуется противоречием моэду соб-ственншл, "самостно" - индивидуальным и коллектпвни-обществошшм развитием личностк, которое возникает и осуществляется на стыке потребностей, мотивов, интересов личности и социума в их взаимо-деятелыюеш посредством друг друга. Наиболее обострении.! образом это противоречие разрешается в коллективных видах художественной деятельности,в которых общественное как сторона развития личности присутствует в самой íopue организации совместного творчества индивидов. В внешен степени такое противоречие является актуальным для хоровой самодеятельности,!) которой до последнего времени практиковалась общественно-коллективистская направленность участников на "ми"-хора и недооценивалась истинная значимость направленности хориста па самого себя (на его "я"). К реализации именно "я"-иа-
цравлешюсти участника руководители хоровых самодеятельных коллективов оказались не готовы, усугубив и без того кризисную ситуацию в этом жанре любительского искусства.
Поскольку шубная педагогика вплотную лодошла к самореализационной, самодвиаенческо!! парадигме и начала активно ее разрабатывать (Исследование £.Г.Бршхевой "Самореализация личности в профессионально;! и любительской художественной деятельности").развитие личности в хоровой общности как системе ее особенного самоосуществления во взаимодействии с другой личностью - другом,воспитателем, педагогом в общем предмете реализации приобретает актуальный тео-. ретическип л практически.! смысл. Вот почему в качестве объекта исследования избрана клубная хоровая самодеятельность,а в качестве предмета после/;ованля - индивидуально-общественное развитие личности в клубном хоровом коллективе.
Цель исследования - дать теоретическое обоснование понятия . ивдпвпдуатьно-обцественнох'о развития личности,доведя его операцдо-ншшзаадэ вплоть до уровня программных последовательно-коррекцион-ных действий руководителе!! клубных хоровых коллективов. Для осуществления данной цели автором бнли поставлены и поочередно решены следующие задачи: I) рассмотрение клубной хоровод самодеятельности как социально-культурного ¡тления; 2) изучение психологических и социатьно-психологаческих особенностей клубно!! хоровой само деятельности,в том числе психолого-псдагогпчеекпх характеристик личности участника,обусловливаюг+пх целостное индивидуально-общественное развитие личности; 3) раскрытие условии индивидуально-общественного развития личности в клубной хоровод самодеятельности; 4) обоснование программа псшхолого-педахогаческои коррекции индивидуально-общественного развития личности в клубнем хоровом коллективе.
I'о то до до глче ско >1 о си оно;! исследования псслуаили: положения классической (¡илосо^п,исследования современных ученых об активной, деятельной природе личности,о противоречивости ее развития и роли в этом развитии соответствия как отношения к как "необходимо«! предпосылки гардюнш1"(Б.Т.1,1оп1ерлков), о гармонизация разнообразных общественных отношении,в том числе отаоаеякЦ гдасду социумом и личностью с точки зрения иидивидуалъио-об^естЕСНнаго развития; плодотворная идея об опосредствовании как "преломлении свойств одних предметов и явлении через свойства других" .диалектически рпсегют-рсацая Г.Гегелем,методологлчес::н развернутая Марксом я Ь.;!.Лениным,с. в раг.х.ах охечееттшо» социально*! психологи.! шюрьпо агрике-нонлад и многоаспектно :;г-учг>:<'[;\.г Г".Д.Ггт; игрсно-'.".:; тая па-
радигма самореализационной педагогики.выдвинутая и успешно разрабатываемая Л.Г.Брш1евой и группой сотрудничающих с ней ученых. В этой парадигме (для целей данного исследования) методологически существенным является положение о том,что личности успешного педагога и воспитуемого устанавливают соответствие между собой и посредством друг друга взаиморазвиваются,взаимореализугатся в общем предмете деятельности.
В теоретическом плане"автор опирался на работы: современных советских философов и социальных психологов - Г.С.Батищева,Б.Д.Па-рыгина,Б.Ф.Поршнева,А.В.Петровского,С.Н.Смирнова; психологов Б.Г.Ананьева.Л.И.Анциферовой,С.Л.Рубинштейна; искусствоведов и фольклористов - Б.В.Асафьева,И.И.Зещовского,Л.М.Ивлевой,Б.Н.Путилова; ученых,развивающих психолого-педагогическое направление в педагогике - Л.Г.Брплевой,И. П. ,1ванова,И.А. Малг ковской,Г. С. Сухоб-ской. Изучены публикации о воспитании и формировании личности в самодеятельных коллективах: Г.А.Евтеевой.В.К.Крючека, А.П.Маркова, В.Н.Силакова.Е.И.Смирновой,Ф.А.Соломоника и др., в том числе в хоровых общно стях: Т.И.Баклано во й, Р. П. ГУдялиса, Н. II. Народно¡1, Г.В.Скотниковой, В.Ф.Чабанного, П.П.ЧяпулисаД.В.Шаминой и др.
формулируя гипотезу диссертант исходил из следующего положения: хоровая самодеятельность как специфическое культурно-досуго-вое явление на сегодняшний день характеризуется особо острой противоречивостью направленностей личности на индивидуальное и общественное развитие,что находит выражение в реализации потребностей сохранения или изменения ее индивидуализированных и общесоциальных свойств,сторон,отношений в системе всех ее связей с социумом. Автор допускает,что: I) по.отношению к личности клубная хоровая самодеятельность,сохраняя традиционные функции искусства, в современной художественной культуре,выступает в качестве психолого-пе-дагогдческого средства ее индивидуально-общественного развития, оптимизируя отношения личности и социума; 2) в хоровой самодеятельности условия индивидуально-общественного развития личности участника должны стать предметом деятельности педагога досуга; 3) одним из суцествепнис условий индивидуально-общественного развития в клубной хоровой самодеятельности являоюл соответствие -напраиленнос^ей личное,."! хориста па "я1' и "г.ш"-сбщ!госгь (на трех уровнях струкгури -.социальной, оолпг л^1Г)-пси:;о.ьи71г-:ес7;о;; я психологически 0 слец!Г1л-о ато1ч> -> -да дзятп длпотл; 4) указанное соответствие достигается в проц*. ас*- ас:.::ол(Л':)-педагогической гор- -ректировки экспрассиыю-;шструменкиьнш;: отношений участников хо-
р£>.
Для решении ^¿мопаг.иих задач и проверка гипотезы использован комплекс кетоьоп.позволяющих рассмотреть процесс развития личности на различных ею урогнял: иетодц наблюдения,неформализованного опроса,оценки и саиооцскка свойств личности^ том числе удовлетворенности н успешности в разнообразных видах деятельности,16-ти факторный лищостнпи опросит; Р.Б.Г.еттела (16-5Л0) .адаптированный ПСИ М1 СССР и ЛГУ,экспресс-метод изучения структуры ценностных ориентации,метод экспертных оценок,методика выявления мотивов црихода в самодеятельный коллектив,участил в нем и ухода (беседа) и другие.
Исследование осуществлялось в несколько этапов, важнейшими из которых являются: ознакомительный,то есть сбор сведений о состоянии хоровой самодеятельности,которой располагают официальные учреждения культуры (его результат - уточнение цели,постановка задач и формулировка программы исследования); предварительный,или "пилотажный".когда хоротшз коллективы,отобранные по единой системе показателей,прослушиваются и изучаются в процессе их репетиционной и концертной деятельности (на этом этапе уточнялась про- -грамма исследования,выстраивалась его гипотеза,упорядочивался категориальный аппарат); основной (целевой), или монографический,то есть исследование значительной частью названных методик всех отобранных коллективов,а одного из них - модельного с использованием полного комплекса средств изучения»раскрывающих сущностные стороны развития личности в клубной хоровой самодеятельности; дополнительный, или проверочный (смцсл исследования на этом этапе заключался в проверке всех полученных данных,в обработке и уточнении некоторых предварительных выводов с целью выработки таких рекомендаций,которые могли бы оказаться полезными практикам-администраторам учреждений культуры и искусства,методистам,организаторам, педагогам досуга,руководителям клубных самодеятельных объединений).
Научная новизна диссертации. Основываясь на объективном противоречии индивидуального и общественного .в самодеятельном творчестве .связанного с соответствующими противоречиями потребностей личности,вида деятельности,процессов их осуществления и результатов,выявляя своеобразие индивидуально-общественного развития личности в клубной хоровой самодеятельности,автор теоретически постулирует возможность такого- развития методом коррекционно-педаго-гических действий руководителя.
На защиту выносится: I) теоретическое положение о целостное-
ти процесса индиввдуально-оопеотвенного развития личности в клубной хоровой самодеятельности; 2). выявленная в клубной хоровой самодеятельности направленность личности участника на выделение ее "я" в "мы"-хора; 3) классификация хоровых общностей,участников, руководителе;! по критерию экспрессивгю-ияструментатьной направленности их деятельности; 4) программа психолого-педагогической коррекции экспрессивно-инструментальных стясшепЬи как средство индивидуально-общественного развития личности в клубном хоровом коллективе (данная программа предполагает определенную последовательность действий руководителя: диагностирование экспрессивно-инструментальных отношений в коллективе,анализ я оценку руководителем себя и своей деятельности по реализации этих отношений,прогнозирование и осуществление перспективных линий взедморазвития коллектива и личности,учет внутренних и внешних условий самореализации, выявление и устранение дефицитов в развитии экспрессивно-инструментальных отношений, нахождение оптимальных способов рефе-рентации участников и коллектива,принятие точных и своевременных мер для разрешения экспрессивно-инструментальных противоречий и др.); 5) психолого-педагогическая специфика академического хора.
Практическая значимость исследования заключается: I) в обнаруженной автором специфике экспрессивности хоровой деятельности, определяемой базальной направленностью ее участников на "ми"-общность, 2) в создании диссертантом предпосылок для изменения устаревших мировоззренческих и методологических основ деятельности работников всех звеньев системы культурно-просветительных учреждений; в переводе знаний о специфике экспрессивности клубной хоровой самодеятельности,полученных в русле новой самореализационной парадигмы, на язык практики; 3) в формулировке на основе самореализационной педагогики соответствующих методических рекомендаций, состоящих: а) в определении механизмов.направленности личности участника на "мы"-общности, включая распространенную ныне ориентацию личности на выделение ее "я" в "ш"-хора; б) в дифференцированном подходе к каждой "я"-личности,имеющей наряду с психологической направленностью особенности характера,темперамен-та и другое; в) в актуализации экспрессивно-инструментальных отношений как средства предупреждения и исправления нежелательных для личности хориста и хорового коллектива отклонений в их развитии; г) в разработке способа псдхолого-педагогдческой коррекции этих отношений в хоре,состоящего из ряда нашков-умений руководителя учитывать,и зменять,соо тносить,прогнозировать,компенсировать
эти отношения в процессе индивидуально-общественного развития личности хориста и хора в целом.
Основные положения работы апробированы на шести всесоюзных, всероссийских и вузовских конференциях по проблемам развития лич--ности,самодеятельного творчества,в деятельности Ленинградского камерного хора,ансамблей "Тоника" и "Доминанта" (город Гатчина), в работе инновационного консультативного предприятия "Ыайнор-Нева" и хозрасчетного Научно-медицинского центра АН СССР (Ленинград). Ав-. гор постоянно консультировал такие учасгников.и руководителей ряда-самодеятельных коллективов,работников учреждений культуры,учащихся школ Ленинграда и области. Теоретические выводы и методические рекомендации используются на Межобластных курсах Леноблсовпрофа, в . Ленинградском областном научно-методическом центре народного творчества и культурно-просветительной работы.на факультетах повышения квалификации и культурно-просветительной работы Ленинградского государственного института культуры имени Н.К.Крупской в процессе преподавания таких предметов,как "Методика организации самодеятельного творчества и любительских объединений", "Методика самореализации личности в культурно-досуговой деятельности". ■
Структура диссертации: диссертация состоит из введения, двух глав ("Теоретическое исследование клубной хоровой самодеятельности", "Педагогика индивидуально-общественного развития .личности в клубном хоровом коллективе"), заключения и списка использованной литературы. '
II. ОСНОВНОЙ СОДСРЖАНЙЗ РАБОТЫ
Во введении обосновывается актуальность проблемы,определяются объект, предмет, цель и задачи псследочания,формулируется гипотеза, указываются методологические основы работы, методы, этапы исследования, научная новизна и практическая значимость.
3 первой главе производится социально-культурный анализ различных направлений хоровей самодеятельности с точки зрения индивидуально-общественного развития личности, особо исследуется специфика академических хоров Ленинградского певческого региона; рассматриваются психологические и социально-психологические особенности хоровой деятельности, динамика соотношения "я" и "мы" в хоровой общности.
В 1.1 наибольшее внимание уделено социально-культурному аспекту клубной хоровой самодеятельности; подчеркивается стабиль-
носгь потребности в такого рода духовной деятельности у 1,1% населения страны в течение последних 18 лет; показана неравномерность участия личностей в хоровых объединениях различных направлений. Ее причина в том,что как и любой вид общественного движения хоревое пение отражает тенденции, развитая и общества, и личности. На разных этапах развития социума более благоприятним образом реализуются те потребности личности,которое соответствуют вектору общественного движения в целом. Так акадешческое или строго классическое, смешанное или, так называемое, "народное" пение, эстрадное или релаксационно-компенсаторное находятся в кризисном состоянии, рокоьое или концентрированно-энергетическое перекило свой пик популярности и переходит к стабилизации,а народное или фольклорное испытывает подъем.
Педагогически самой сложной областью самодеятельного пения является акадешческое. Обладая мощным потенциалом духовности, устремленности к всечеловеческим идеалам, выступая носителем, ^ормоЁ и способом единения людей, академическое пение находится сейчас в состоянии кризиса, нуждается в"научной, методической, педагогической поддержке. Стабильная тенденция-к сокращению самодеятельных академических хоров в целом по стране и Ленинградскому региону в частности (на 50$ за последние 15 лет) обхясня-егся. специфическими трудностями жанра, а именно - тройной его оио-средствованносгью: а) необходимостью изначального, уровня лерера= ботанной личностью общечеловеческой культуры (он должен быть достаточно высоким, а это требует от личности участника и педагога энергии и времени); б) особой (снятой) манерой исполнения (должна быть выработана хористами совместно с руководителем ибо в естественном состоянии она, как правило, отсутствует; в) пеочевид-ностью, непроявленностыо смысла общечеловеческих ценностей, заложенных в содержании певческого материала дпя нукд текущего момента (эти ценности должны бить извлечены поющими на основе найденного ими и руководителем соответствия общечеловеческих идеалов идеалам национальным). Врет требует быстрого реагирования на события жизни, а ;;санр академического иесчя как опосредствование непосредственного, проявляющегося в прямом выражении чувств, эмоций, состояний личности через непрямой канал их реализации, не позволяет участнику л руководителю это сделать оперативно. Больше того, руководители проявили некомпетентность в решении задач такого рода. Отсюда сгущение "дурной" архаики в жанре, который1 /.юг стать,по массово не стал залоге.; духовною возрождения
населения.
В 1.2 под педагогическим углом зрения рассматриваются психологические и социально-психологические особенности клубной хоро-воП самодеятельности. Для этого выявляется существующая историче-сш1 связь труда и пения, пения и обряда, дается психолого-физиологическое обоснование хора как "эхолалии, уплотненной до одновременности" (Б.Ф.Поршнев).
По представлению автора хоровая деятельность является одним из самых архаичных духовных производств па Земле. В ней отражается определенный архетип общности с присущими ему родовыми связями и отношениями, характеризующими как общность в целом, Taie и отдельные ее элементы - личности. Многочисленные,особенно коренные повороты истории непременно обостряли поиск ее носителями - субъектами деятельности духовных опор в общностях, сохранивших архе-типичние свойства социума.
liait известно, любое развитие есть одновременное изменение и сохранение объекта развития (В.А.Геодакян). При всех изменениях в развитии ваяно, не разрушив объекта, сохранить сущность изменяемого, то есть опереться на питающие его корни. Автор диссертации полагает, что одной из наиболее оптимально сохраняющих корневые свойства "мы"-общности в современном социуме является общность "мы"-хора. Эта общность, особенно в ее непрофессиональной разновидности (хоровая самодеятельность), оказываясь в эпицентре остро разрешающегося между личностью и социумом противоречия,обнаруживает удивительною к нему стрессоустойчиЕость.ибо обладает не только способностью сохранить в себе Исконные социально-личностные отношения (их она несет в себе изначально), но и адаптировать сегодняшние.
Если исторически на первых порах в хоре преобладала категория "мы", противопоставленного "они", и индивид не мог отчленить себя от "мн"-массы, то на более позднем этапе произошла автоно-мизация "я"-личности,выделенной из "ми"-общности. Возникла необходимость шщивидуально-ойдественного развития этого "я". Хоровая деятельность, обладая уникальной способностью к групповому сплочению, к организации духовного пспхо-фызиологического "мы"-ионолнта, в новых условиях социализации через индивидуализацию не может столь ке эффективно как раньше осуществлять эту сплоченность, не развивая.в личности одновременно и otfcpcïsenuoe, п г нднгиг.уалъно е начала.
О знпчнгллы-юй сгопснг: ирпиш-ч ,'ur:nyv:-j v хоровой
самодеятельности есть не столько приобщение ее к "ш"-хора,сколько подготовляемый с помощью руководителя выход личности "вовне", за цределы конкретной хоровой общности; в конечном итоге это -педагогическая деятельность, направленная на производство и воспроизводство "человека культурного", общественного. Таким образом, хор формирует условия, максимально способствующие слиянию как отдельного хориста, так и "мц"-хора с континуумом "мы"-рода - общностью, которая зовется человечеством.
' Вторая глава посвящена педагогике индивидуально-общественного развития личности в клубном хоровом коллективе. В ней дается анализ проблемы субъекта-объекта,субъектно-объектных отношений; рассматривается опосредствование субъектом объекта как взапмо-раскрытие,осуществление,обусловленность субъекта и объекта тождественными л противоположными себе свойствами,сторонами,отношенпя-ки; объясняется системный подход к развития личности как активному осуществлению "через другого" всей совокупности собственных субъектно-объектных отношений; подчеркивается,что субъектно-объ-ектная активность личности проявляется в се взаимодействии не только с другими субъектами-объекташ мира,но и с нею самой как собственным предметом деятельности - целью сущностного преобразования; изучен один из аспектов субъектно-объектного соответствпя-экспрессивно-ппструмсптальные отношения; приводятся данные комплексного (разноуровневого) исследования участников хоровой самодеятельности; последовательно представлены и проанализированы личностные свойства хористов,типологические свойства хоровых коллективов по степени выраженности в их деятельности элементов экспрессии-инструментализма; прослежена динамика экспрессивио-инст-рументальных отношении - их этадность,фазовость,системность; рассмотрела коррекция экспрессивно-инструментальных отношений в качестве методического условия индивидуально-общественного развития личности; даны педагогические рекомендации по гармонизации этого развития л клубном хоровом коллективе.
В 2.1 на материале самодеятельных хоров Ленинградской и i/frP" мапскоп областей раскрывается педагогическое содержание окспрес-сивно-инструмэнталышх отношений личности и коллектива на всех уровнях их операционального взаимоопосредствованпя.
По класспфш'.ации Л.Г.Брцтевой и автора реферируемого исследования, огс::р'!С'.".'нчо-и,:струг!еита-1Ы!Ы'з отношения (РЛ.Бейлз) г»:о— гут ö''Ti ир^лег; •". "vr :-.r. irt слзвсдицо от узтодолоппески всеоб-.jis. к: ч"» птноа-.пиЛ. ¡3 цанл анализа о:;спрсссавнс-
<•• 1Üп ''нгя ри лгл'лояч т> кхщ^оспипнз (ого-
циональние), .субъектно направленные и инструментальные (рациональные), объектно ориентированные. Сущность первых состоит в целостном отождествлении их носителей - личности,коллектива,общества с собой и внутренне-внешней целокупносгью предметного мира. Сущность вторых есть отчувдение,разделение,обособление себя,своего и к себе отношения через отдельные свойства,стороны,связи ди^ ференцированной субъектно-объектной природы. За теми и другими стоят типологические свойства их носителей: целостность, неразде--лимость, синкретизм и синергетика одних; частичность, парциаль-ность, операционализм и дискретность других.
■ По содержанию к экспрессивным отношениям в психолого-педагогическом их прочтении можно отнести все открытые, прямонаправ-ленные контакты личностей,осуществляющих между собой через общий, находящийся "внутри них самих" предмет деятельности - свойства личности, свободную чувственную взаимосвязь. Данная взаимосвязь способна отразить всю полноту (спектр, амплитуду) эмоциональных переживаний,вступивших во взаимодействие индивидов, в том числе: выразительность и непосредственность их личностных реакций на себе близкое, подобное; доверительность совместных поисковых состояний в цредцверш сочувствия, сопереживания; встречную резонансную развернутость участника и руководителя друг на друга¡готовность к полной душевной обнаженности, а значит и незащищенности в момент глубинного,интимноличяостного контакта. (Верховенство целостной личности над предметом - отдельными ее свойствами и отношениями).
По содержанию к инструментальным отношениям в исихолого-пе-дагогическом их прочтении можно отнести все непрямые контакты личностей,осуществляющиеся через находящийся как бы между ними более конкретный предмет-посредник - голос личности. В данном случае проявляются и осуществляются личностью те ее свойства, стороны и отношения, которые соответствуют лрешде всего предмету и только во вторую очередь взаимодействующей с этим же предметом другой личности. (Верховенство предметных свойств личности над общеличностными).
Экспрессивные отношения не только не исключают инструментальные, но, наоборот, сопровождая последние, улучшают,а в некоторых случаях, как например, в художественной самодеятельности, даае усиливают их протекание, повышают совокупный эффект осуществления личности, слулаг предтечей, а иногда и основой (например, в хорегей ецмодьлгшетрумен мш&ыа. Они стш.цуш-
руют возникновение инструментальных отношений,а в ряде случаев выступают стабилизатором и даже разрядником инструментальной напряженности хориста, ослабляя "зашкаливающие", "пиковые" нагрузки и,компенсируя их избыточность энергетикой личностной экспрессии.
Инструментальные отношения в системе личностных взаимодействий в хоре,как правило,в чистом виде не существуют, иначе бы они представлял:! собой не человеческие,но узкофункциональные.роботи-зированно-голосовые отношения. Созидательный характер инструмен-. тальных отношений вызывается их конкретной предметностью, констг-руктивностыо. Б-дачном случае природные психосоматические свойства личности поющего обусловливают общую ее потребность в самореализации, осуществляющуюся посредством собственного голоса личности и голосов других поющих.
Природа клубной хоровой самодеятельности экспрессивна как вид: а) искусства; б) самодеятельного, нерегламентированного искусства; в) музыкального искусства, реализующегося через певческий голос - голос души человека. Качественно-количественными методами автором выявлены следующие закономерности. У отдельных . коллективов,личностей хористов»руководителей степень выраженности и соотношение экспрессивных и инструментальных компонентов их деятельности различны. Сочетание, соотнесение этих компонентов определяет характер и преобладающий тип деятельности хорового коллектива к личн' ,:ти. В процессе развития носителей деятельности постоянство соотношения экспрессии-инструментализма нарушается,что обусловливается внутренними и внешними причинами. Скорость изменения соотношения поддается педагогической коррекции. -
Хоровая самодеятельность может не только сохранить личность как культурное образование,но и позволять ей в изменившихся условиях пространства и времени через экспрессивно-инструментальные отношения гармонизировать свое индивидуально-общественное развитие, достичь в нем субъектно-обьектного тождества с социумом и тем самым установить оптимальное соответствие его и личности - . этих противоречивых начал цивилизованного мира. В качестве одного из сильных средств индивидуально-общественного развития современная клубная (институциональная) хоровая самодеятельность могла бы способствовать оптимальному самоосуществлению соответствующей ей личности в разных аспектах хорового бытия.
В 2.2 проанализирован материал, полученный в шести академических певческих коллективах Ленинградского региона; количест-
венныш методами выявлены разноуровневые исихолого-педагогичес-кие характеристики личности участников хоровой самодеятельности; экспертным путем определены типы коллективов по степени наличия в их деятельности элементов экспрессии-инструментализма; дана содержательная характеристика индиввдуально-обществвнного развития личности в системе педагогически изменяемых экспрессивно-инструментальных отношений,
социально-демографический и психолого-педагогический анализ выявил направленность хористов на: значимые для них общности "мы"- общества, государства (направленность на "большую группу1'), хора, работы, семьи, компании (направленность на "малую хруппу"); менее значимую категорию "я" - субъект деятельности и экспрессию; незначимые модщпкаты субъекта - позиционно-престианое и гедоническое "я". В показателях 16-МО это выглядит так: озабоченность общественными нормами,• зависимость от мнения людей, потребность в общении^ Ярко выраженной индивидуализации у среднестатистического хориста (154 испытуемых) не обнаружено, зато отдельные коллективы такую направленность демонстрируют. Их отличают большая доминантность, чувствительность к вине, тревожность, сензитив-ность. •
Осуществлена типологйзация хоров по виду направленности их деятельности-на индивидуально-общественное развитие личности. Представлены модельные хоровые коллективы: Домов культуры работников пищевой промышленности, связи, имени И.Таза. Личность инструментального коллектива инструментально-экспрессивна: умна, самодостаточна, эмоционально стабильна, не стремится к широкому общению, мечтательна, доминантна, обладает напряженностью в реализации потребностей. Личность экспрессивного коллектива экспрессивно-экспрессивна (специфически для хоровой деятельности): доверчива, доброжелательно-общительна, несмела в контактах (деликатна), недоминантна, мечтательна, консервативна, негревожна,не-напряжена в реализации'имеющихся потребностей. Личность "смешанного" экспрессивно-инструментального коллектива содержит с некоторой модификацией черты обоих вышеназванных типов. Знание типологии направленности личности, коллектива и психологических свойств, обусловливающих эту направленность на тот или иной вид экспрессивно-инструментальных отношений позволяют руководителю педагогически грамотно осуществлять процесс индивидуально-общественного развития^личности участника.
В 2.3 показана динамика экспрессивно-инструментальных отно-
шений на примере монографически исследованного объединения - Ленинградского камерного хора Дома культуры работников пищевой промышленности.раскрывается способ психолого-педагогической их коррекции; предлагаются рекомендации руководителям хоровых коллективов.
Под педагогическим углом зрения в хоре на протяжении 13 лет исследовались спады,иодъемы,кризисные моменты развития коллекти-ва,участников,руководителя. Выявлены: «азовость их самодвижения, цротиворечгшость этапов развития личности и коллектива этапам развития руководителя. На первом этапе экспрессивно-инструментальная деятельность хора усиливала стремление участников к объединению. Элементы экспрессии (шутки,лирические отступления,воспоминания) насыщали репетиции хористов. Следующий этап характеризовался наращиванием инструментализма. В ходе совместной деятельности коллектив сплачивался,а потребность в высоком исполнительском мастерстве росла,что приводило.к интенсификации инструментальных компонентов деятельности участников: рост числа занятий в неделю,обязательное посещение класса.вокала,выведение межличностной экспрессии за. пределы репетиций, перенесение инструментализма как метода в другие сферы жизни хористов - работу, семью, учебу.
В дальнейшем первые два этапа с характерным для них тождеством в направленности руководителя и участников, сменяются этапом рассогласования. I участников наступает избыток инструментализма - дополнительного их основной (также инструментальной) работе. Руководитель же хочет и способен идти дальше в прежнем направлении. Возникшая конфликтная ситуация могла быть педагогически грамотно разрешена нескольким! способами: I) поиском компромиссного, приемлемого и для участников, и дач руководителя соотношения экспрессии-инструментализма в деятельности коллектива; 2) путем нахождения руководителем (для оптимального протекания собственной самореализации) второго.,дополнигельного коллектива с нужной себе фазой экспрессивно-инструментальных отношений; 3) подготовкой руководителем дополнения себе в лице экспрессивного помощника - . второго руководителя,лидера,активиста. Практически,после многолетних педагогических трудностей и неудач были реализованы: вначале вариант Г» 2, а затем,видоизмененный № 3. Руководителем,удачно совместившим сегодня в коллективе функции руководителя-создателя и его помощника, стал воспитанный в этом не коллективе его первый заместитель.
Для осуществления психолого-педагогической коррекции экспрессивно-инструментальных отношений коллектива и личности автор предлагает следующее: диагностирование экспрессивно-инструментальных отношений в коллективе доступным любому педагогу методом наблюдения и анализа деятельности отдельных участников во всех сферах их хорового бытия и внехоровой деятельности (социально-демографические сведения, беседы с друзьями,, родственниками хористов, товарищами по работе и учебе); оценку руководителем себя и своих деист--вий по реализации указанных отношений; прогнозирование и осуществление перспективных линий развития коллектива и личности путем совмещения педагогом своих знаний о себе, социально-психологической црироде участников и коллектива (их желания, потребности, интересы), экспрессивно-инструментальных отношениях, сложившихся на данный момент в коллективе,с задачами индивидуально-общественного развития участников, репертуарным планом их развития, педагогической программой реализации коллектива в целом; своевременное внесение руководителем в общее самореатизационное движение коллектива содержательно-необходимых изменений в цели, задачи, средства, планы индивидуального и коллективного развития участников в соответствии с их собственными ценностями, устремлениями, возможностями, постоянный учет в педагогическом строительстве экспрессивно-инструментальных отношений личности ее внутренних условий (потребности) и внешних обстоятельств (групповые, коллективные, институциональные, общесоциальные интересы); систематическое выявление руководителем дефицитов в экспрессивно-инструментальном развитии коллектива и личности и поиск им педагогических эквивалентов. - дополнений,.замещений,компенсаций в виде художественных образов, персонажей,реальных героев-референтов как в деятельности внутри коллектива, так и за его пределами; принятие профилактических, упреждающих мер педагогического воздействия на экспрессивно-инструментальные отношения в коллективе с целью предотвращения антагонистического, кризисно-разрушительного решения существующих в нем противоречий.
В-заключении отмечается, что:
I. Гипотеза диссертационного исследования нашла сзое подтверждение в теоретической и» практической ого частях. По отношению к личности клубная хоровая самодеятельность действительно выступает в качестве психолого-педагоги^еского средства ее целостного ¡шдипидуалыю-общественного' развитии; одним из существенных условий этого развития является соответствие наиравленностей
личности хориста на "я" и "мы" -общность специфике хоровой деятельности; указанное соответствие достигается в процессе психолого-педагогической коррекции экспрессивно-инструментальных отношений как. методического условия индивидуатьно-общественного развития личности в клубном хоровом коллективе. -
2. Б личности успешно реализующегося хориста (в отличие от неуспешного) присутствует содержательное соответствий между социальными, социально-психологическими и психологическими ее свойствами, которое требует от руководителя особо углубленного понимания их причинно-следственных связей и педагогического мастерства в расшифровке и операционализации.
3. В хоропих коллективах экспрессивно-инструментальное соответствие как педагогическое средство дач реализации целостного индивидуально-общественного развития участников практически не используется, в сад' чего отношения внутри коллектива и каждой отдельной личности могут доходить до тяжелого, педагогически неразрешимого противоречия. (Например, если в начальной фазе взаимодействия руководителя, участника и коллектива может наблюдаться соответствие их природных свойств, то в момент максимального расхождения экспрессивно-инструментальной направленности субъектов хоровой деятельности их соответствие друг другу может бить разрушено до основания, а межличностные отношения отчуздены до антагонизми-ческого конфликта).
4. Большинство руководителей не готово к коррекции экспрес-сизно-инструмента^ышх отношений в типологически разных коллективах, с разными участниками, на разных этапах их разлития и стадий собственного к ним отношения. Хуке того, из-за своей психолого-педагогической неграштности они самп становятся причиной возникновения многих холпликтншс ситуаций и проблем с драматическим течением и не менее драматическим исходом для личности, коллектива в целом. Особенно в академической хоровой самодеятельности, которая в силу многократно;! опосредствованности жанра оказалась практически самоотчуздепной от решения острейших задач общества.
5. Преодоление психолого-педагогических дефицитов в руководстве возможно только при условии изменения традиционной парадами педагогики па самореализационную, что влечет за собой переориентацию внимания руководкт?лен с собственной персоны, с создания коллективного продукта - песни, пения как первопричины деятельности - на личность хориста как цель педагогической деятельности, на кядяшлуалЬ!ю-обг;ествонпо-: развитие личности как генеральное на-
правление усилий педагога.
6. Результаты исследования, предложенный автором методический материал свидетельствуют не только о необходимости,но и воз-моаности эффективно осуществлять эту переориентацию через учебные заведения, курсы повышения квалификации, творческие семинары, лаборатории, школы сашреализацпонной педагогики, которые могут быть открыты при ныне существующих научно-методических центрах или вновь создаваемых центрах досуга.
По теме диссертации опубликованы следующие работы:
1. Некоторые социально-психологические аспекты хоровой деятельности // Культурно-просветительная работа л коммунистическое воспитание трудящихся.. - Л.: ЛИК, 1У77. - С.67-82.
2. Субъектно-объектные отношения и их учет в планировании деятельности клубного хорового объединения // Научные основы планирования и прогнозирования идойно-воспитательной работы клубш;х учреждений. - Л.: ЛШК, 1979. - С.Ш-129.
3. О соотношении категорий "мы" и "я" в деятельности современных хоровых объединений // Педагогические условия организации самодеятельного творчества. - Л.: ЛШК, 1У8Й. - С.65-73.