Темы диссертаций по педагогике » Теория, методика и организация социально-культурной деятельности

автореферат и диссертация по педагогике 13.00.05 для написания научной статьи или работы на тему: Развитие дирижерско-хоровой специализации в системе высшего культурно-просветительного образования

Автореферат недоступен
Автор научной работы
 Фомин, Виктор Павлович
Ученая степень
 кандидата педагогических наук
Место защиты
 Ленинград
Год защиты
 1984
Специальность ВАК РФ
 13.00.05
Диссертация по педагогике на тему «Развитие дирижерско-хоровой специализации в системе высшего культурно-просветительного образования», специальность ВАК РФ 13.00.05 - Теория, методика и организация социально-культурной деятельности
Диссертация

Содержание диссертации автор научной статьи: кандидата педагогических наук, Фомин, Виктор Павлович, 1984 год

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА I. ОБЩЕСТВЕННЫЕ ТРЕБОВАНИЙ К КАДРАМ КУЛЬТУРЮ-ПРОСВЕТИТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ И ИХ УЧЕТ В СОДЕРЖАНИИ ПОДГОТОВКИ РУКОВОДИТЕЛЕЙ САИВДЕЯТЕЛШЫХ . ХОРОВЫХ КОЛЛЕКТИВОВ

1.1. Особенности реализации ленинской концепции обучения и воспитания идеологических кадров на различных этапах становления и развития высшего культурно-просветительного образования • .••.

1.2. Современные общественные требования к кадрам культурно-просветительной работы как оонова построения модели руководителя самодеятельного хорового коллектива

Выводы.

ГЛАВА П. ИЗУЧЕНИЕ РЕАЛШОГО СОДЕРЖАНИЕ ТРУДА РУКОВОДИТЕЛЯ САМОДЕЯТЕЯШОГО ХОРОВОГО КОЛЛЕКТИВА КАК УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ . ДИРИЖЕРСКО-ХО РОВЭЙ СПЕЦИАЛИЗАЦИИ.

2.1. Содержательные и технологические аспекты деятельности руководителя самодеятельного . хорового коллектива

2.2. фактическая деятельность руководителя самодеятельного хорового коллектива как критерий содержания и форм его подготовки в вузе культуры . ^

Вывода.

ГЛАВА Ш. ПУТИ ООВЕРШЕНСТВОВАНШ ПОДГОТОВКИ КАДРОВ КУЛЬТУРНО-ПРО СВЕТИТЕЛШОЙ РАБОТЫ ВЫСШЕЙ

КВАЛИФИКАЦИИ С ДИРИНЕРСЮ-ХОРОВОЙ.

СПЕЦИАЛИЗАЦИЕЙ .,

3*1» Реализация возможностей учебных предметов по формированию знаний, умений и навыков будущего специалиста ~ руководителя . . самодеятельного хорового коллектива . • . • 135 3.2. Обеспечение единства профессии, специальности и специализации в процессе обучения и воспитания студентов дирижерскохоровой специализации • •••••••••••

Выводы . . •••.••••••.•

Введение диссертации по педагогике, на тему "Развитие дирижерско-хоровой специализации в системе высшего культурно-просветительного образования"

Актуальность и недостаточная разработанность проблемы позволили автору избрать тему исследования и поставить его цель: обосновать условия и пути развития дирижерско-хоровой специализации в системе высшего культурно-просветительного образования.

Данная цель обусловила необходимость постановки и решения следующих взаимосвязанных и в тоже время относительно самостоятельных задач:

I. Осуществить иоторико-педагогический анализ становления и развития художественных специализаций в системе высшего культурно-просветительного образования, обратив особое внимание на дирижероко-хоровую специализацию.

2. Вычленить современные общественные требования к руководителю самодеятельного хорового коллектива, изучить структуру, содержание, основные виды его деятельности.

3. Обосновать совокупность знаний, умений, навыков и личностных качеотв, необходимых и достаточных для реализации основных функций руководителя самодеятельного хорового коллектива.

4. Определить основные направления, соде Екание и формы развитая дирижерско-хоровой специализации в системе высшего культурно-просветительного образования.

Основной базой исследования стали Ленинградский и Алтайский инотитуты культуры, а также культурн^просветительные учреждения Ленинградской области: клубы и РДК Тосненского, Выборгского, Приозерокого районов Алтайского края: клубы, Дома и Дворцы культуры г.Барнаула, клубы и РДК .Алтайского, Первомайского,Троицкого районов. Сравнительной базой исследования стали Хабаровский, Кемеровский, Куйбышевский, Челябинский, Казанский,Московский, Пермский институты культуры и культурно-просветительные учреждения, где работают выпускники дирижероко-хоровых отделений этих вузов.

Объект исследования: студенты и выпускники отделений хорового дирижирования вузов культуры как носители комплекса знаний, умений, навыков и личностных качеств, сформированных в процессе общей и специальной подготовки; предмет:дирижерско-хоровая специализация как компонент специалиста культурно-просветительной работы высшей квалификации.

Методологическую основу исследования составили труды классиков марксизма-ленинизма, материалы ХХУТ оъезда КПСС, решения и постановления ЦК КПСС и Советского правительства по проблемам образования, улучшения идеологической, политико-воспитательной работы, развития самодеятельного творчества трудящихся, культурно-просветительной работы и.коммунистического воспитания* В работе использовались труды М.И.Калинина, Н.К.Крупской, А.В.Луначарского, внесших существенный вклад в развитие теории и практики высшего культурно-просветительного образования.

Теоретическую основу исследования составили труды по проб- * лемам высшего образования (С.И.Архангельский,. Т.А.Ильина, И.Я. Конфедератов, Н.В.Кузьмина, Е.Э.Смирнова, П.И.Пидкасиотый и др.); по общим проблемам оптимизации учебного процесса (Ю.К.Бабанский, А.В.Даринский, С.И.Зиновьев, И.Я.Лернер, А.Г.Молибог, Б.П.Черкаг сов и др.); по психолого-педагогическим проблемам обучения и воспитания (М.А.Дмитриева, А.Г.Ковалев, В.Н.Масищев, Г^С.Сухобо-кая и др.); методологии, методике и технике социологических исследований (А.Н.Алексеев, А.Г.Здравомыслов, В.А.Дцов и др.); по общим проблемам, культурно-просветительной работы (М.А.Ариарский, Д.М.Генкин, Е.Я.Зазерский, Ю.А.Стрельцов, А.Г^Соломоник, В.Е. Триодин и др.); по актуальным проблемам самодеятельного творчества (Т.И.Бакланова, Ю.П.Кустов, Е.И.С&яирнова, Ю.Е.Соколовский, Ф.А.Соломоник, Т.Г.Томашевская и др.).

В определении позиции автора по отдельным аспектам рассматриваемой проблемы существенную роль сыграли вывода и положения ранее осуществленных исследований: истории становления культурно-просветительного образования в первые годы Советской власти (М.Б.Клемантович), профориентации студентов вузов культуры (В.М.Петров), особенностей личности клубного работника (2wB.Beрещагина, З.Е.Менжилиевская), преемственности высшего и среднего культурно-просветительного образования (Н.Я,Лонина ), путей и средств педагогического воздействия клубного работника на аудиторию (А.П.Хачатурян), мотивационной сфере деятельности студентов вузов культуры ( Л.И.Михайлова), совершенствованию подготовки кадров руководителей художественной самодеятельности (P.M.Йордан ова), психолого-педагогическим условиям управления самодеятельным хоровым коллективом I В.Ф.Чабанный ) , отдельным частным вопрооам обучения и воспитания культурно-просветительных работников с музыкальной специализацией С А.Я.Вино-кур, Д.А.Черватюк).

Особое место в процесое работы над диссертацией заняло обобщение и осмысление методики, выводов и подхода к изучению кадров культурно-просветительной работы научным коллективом НИИ культуры Шнистеротва культуры РСФОР, осуществившего многолетнее комплексное социологическое исследование "Клубный работник сегодня и завтра. Профессиограмма клубного работника".

Методика и организация исследования

Для проверки исходной гипотезы исследования была разработана методика, объединившая методы, последовательность и техника реализации которых предопределялась конкретными задачами, решаемыми на калщом из этапов исследования в соответствии с его программой.

На первом этапе исследования осуществлялись: а) проблемно-тематический анализ опубликованных и архивных материалов, отражающих сущность, характер и особенности различных этапов развития выошего культурно-просветительного образования, который дал возможность выявить тенденции подготовки кадров с дирижерско-хоровой специализацией; контент-анализ 692 докуменtob о целью выявления общественных требований к культурно-просветительным работникам (публикации в журналах: "Культурно-просветительная работау "Клуб и художественная самодеятельность", газете "Советская культуpay материалы научно-практических конференций, семинаров, другие научные публикации, посвященные проблемам подготовки кадров и содержащие суждения, относящиеся в целом к культурно-просветительной работе, так и конкретно к специалистам с музыкальной специализацией).

На втором этапе были осуществлены: а) почтовый опрос Ш7 руководителей самодеятельных хоровых коллективов, выпускников Ленинградского, Московского, Казанского, Челябинского, Куйбышевского, Пермского, Кемеровского, Алтайского, Хабаровского государственных институтов культуры, работающих в различных культурно-просветительных учреждениях краев и областей РСФСР.

Опрос проводился по районированной выборке. Районирование осуществлялось в несколько стадий. На первой было отобрано девять вузов культуры, осуществляющих выпуск кадров с дирикерско-хоровой специализацией в течении длительного времени и где учебный процесс на соответствующих отделениях типичен для системы культурно-просветительного образования в целом. На второй стадии, из общего количества полученных адресов выпускников, было отобрано методом случайной выборки 50 процентов. Целью опроса было получение информации о соответствии знаний, умений и навыков полученных в институте требованиям и условиям повседневного практического руководства самодеятельным хоровым коллективом, ориентацией выпускников институтов культуры на те, или иные аспекты своего труда и т.д.; б) опрос 150 участников хоровых коллективов в целях определения особенностей восприятия характеристик руководителей хоров, а также оценки их профессиональных и личностных качеств; в) самофотографирование 29 руководителей хоровых коллективов, позволяющие уточнить характер, особенности, функциональное содержание деятельности и временных затрат на отдельные ее виды, связанные с руководством самодеятельным коллективом; г) создание монографических портретов 25 руководителей самодеятельных хоровых коллективов, что позволило получить целоствое представление о личности и деятельности современного специалиста - выпускника дирижерско-хо-рового отделения вуза культуры.

На третьем этапе выводы, положения и рекомендации исследования использовались в разработке нового учебного плана и программ по ряду предметов^ Одновременно проводились дополнительные исследования по результатам внедрения разработанных в процессе исследования спецкурсов.

Контент-анализ документов включал в себя: а) отбор документов для анализа; б) предварительное знакомство с документами и их дальнейший отбор по критериям информативности и кредитности; в) индицирование текстов и составление на основе этого "инструкций шифровальщику" и перечня основных индикаторов; г) проверку методик на вали1 дность; д) кодировку текстов шифровальщиками на основе разработанных и откорректированных в процессе проверки инструкций; е) обобщение кодировальных листов; ж) систему операций, связанных с подготовкой информации для предъявления экспертам.

Метод экспертной оценки применялся на разных стадиях исследования и в различных модификациях. Вначале эксперты участвовали в дифференциации общественных требований к культурно-просветительному работнику с дирижерско-хоровой специализацией по признаку широты действия данных требований. Затем, из всех требований, вычлененных из литературы, с помощью экспертов, были отобраны те, что отражали различные аспекты функционирования специалиста и использовались в дальнейшем при формировании функциональной модели, В качеотве другой группы экспертов выступили преподаватели вузов культуры в количестве 73 человек, которые по специальному вопроснику формулировали полный перечень знаний, умений и навыков формирующих у студентов в процессе преподавания тех или иных предметов. Наконец, третью группу экспертов составили 507 руководителей самодеятельных хоровых коллективов, которые оценили степень важности с точки зрения практической деятельности конкретных знаний, умений,навыков и личностных качеотв специалиста,

В процессе исследования учитывалось, что контент-анализ столь большого числа текстов, привлечение к исследованию значительного числа экспертов, еще не обеспечивает целостного взгляда на предмет исследования, ибо полученная информация носила опосредованный характер и, как всякая опосредованная информация, отражала практику не в полной мере.

Как показало знакомство о проанализированными текстами, в них шла речь как о реально происходящих ообытиях, так и о желаемой ситуации, вцдвигалиоь прогнозы. Если для выявления общественных требований к культурно-просветительному работнику эти особенности текстов не имели существенного значения, то применительно к функциям их нельзя уже было игнорировать. В этой связи перед нами вотала задача: соотнести функции, полученные методом теоретического анализа проблемы и методом изучения документов, о функциями, проявляющимися в реальном содержании труда культурно-просветительных работников - руководителей самодеятельных хоровых коллективов.

В этих целях наш был разработан соответствующий инструментарий, основу которого составила "Анкета культпросветработника?

Анкета (объем в 17 с.) была отпечатана ротадринтннм способом и сброшюрована, включала в себя 4 блока вопросов (всего 53 вопроса и 987 альтернатив ответов).

Блок $ I. Учеба в вузе. Сюда вошли вопросы, цель которых -выяснить предпочтение в учебных дисциплинах, изучаемых в вузе, роль практики в ознакомлении будущего специалиста с условиями и характером его будущей работы, уровень его учебной, общественно-политической активности в вузе, степень удовлетворенности знаниями, умениями и навыками, полученными в вузе и т.д.

Елок № 2. Практическая работа в культпросветучреждении. Вопросы, вошедшие в этот блок, преследовали двоякую цель. С одной стороны, они дали информацию о соотношении представлений о будущей профессии, специальности и специализации, имевшихся в вузе, с реальностью; о реальном содержании труда специалиста^ трудностях объективного и субъективного характера и т.д. С другой стороны, ряд вопросов этого блока можно рассматривать как контрольные по отношению к вопросам первого блока.

Блок № 3. Знания, умения, навыки и личностные качества культурно-просветительного работника. В этот блок вошли вопросы, адресованные реципиенту как к эксперту . Вопросы делятся на три группы: связанные с его профессиональными знаниями на уровне профессии, специальности и специализации; связанные с практическими умениями и навыками для выполнения вышеперечисленных уровней. Эти вопрооы во многом дублируют (в несколько иной фовме) вопросы, касающиеся знаний, умений и навыков культпросветработника, включенные в другие блоки, что дает возможность, во-первых, проверить ответы на аналогичные вопросы, во-вторых,попытаться замерить разрыв, существующий в представлениях реципиента относительно личностных качеств, знаний, умений и навыков на уровне профессии, специальности и специализации, с его оценкой себя по этим критедаям.

Блок В 4, Социально-демографические данные. В этот блок были включены вое вопрооы, связанные с социально-демографическими данными опрашиваемых (возраст, пол, партийность и т.д.).

Для проведения социологического исследования нами был использован метод почтового опроса. Следует отметить, что в нашей стране почтовый опрос, как метод сбора первичной социоло- . гической информации пока не получил достаточного распространения1/337/.

На первом этапе почтового опроса нами был осуществлен сбор адресов выпускников институтов культуры различных регионов страны, которые окончили очное отделение и работают в учреждениях культуры в качестве руководителей самодеятельных хоровых коллективов. Были составлены письма в адрес ректоров, начальников отдела кадров, заведующих кафедр хорового дирижирования девяти институтов культуры РСФСР с просьбой оказать помощь в проведении социологического опроса. Таким образом было получет х Одним из первых исследователей, применивший почтовый опрос при изучении населения, был П,Грэй. В 1977-1978 годах этот метод был применен сотрудниками ИСЭП Ж СССР для изучения общественного мнения. но 1300 адресов. При сопоставлении адресов, полученных от наг чальников отдела кадров и заведующих кафедр хорового дирижирования, мы уточняли фамилии, места работы, должности выпускников и отобрали для персональной рассылки анкет по 789 адресам. Учитывая, что использование почты при опросе облегчает доставку анкет респонденту, но и пропорционально уменьшает возврат опросных листов, которые порой составляют 4 процента от их первоначального количества, мы предусмотрели в организационном плане исследования соответствующие меры. За неделю до начала опроса, по отобранным адресам, были высланы письма, где респонденты уведомлялись о том, что они попали в статистическую выборку данного исследования и приглашались принять в нем участие, Сама анкета высылалась спустя неделю. Таким образом,респондент был психологически подготовлен к опросу, в известной мере введен в его проблематику. Высланная анкета сопровоздаг лась конвертом возврата, где для удобства респондента написан адрес института и наклеена марка, что упрощало действие респондента, связанное с возвратом анкеты. При этом, в анкету вкладывалась красочная открытка, либо календарь с видами Ленинграда и словами благодарности за участие в почтовом опросе. Спустя неделю после рассылки анкет, по тем же адресам, высылалось напоминание, в котором внимание опрашиваемого вновь привлекала к опросу и тактично напоминали о необходимости соблюдения сроков возврата анкеты.

Все эти меры оказались достаточно эффективными, о чем свидетельствует 64 процента возврата анкет.

Опрос вызвал большой интерес у практических работников ¿Наряду с высоким процентом возврата анкет и отсутствие в анкетах пропущенных вопросов, а также наличие различного рода писем , открыток, приписок в конце анкет. В них излагались наболевшие вопросы, приносились извинения за несвоевременный возврат анкеты, давались советы по поводу улучшения подготовки студентов и т.д.

При подготовке полученных анкет к обработке, было обнаружено, что из 507 анкет, 30 заполнены выпускниками вузов искусств, работающих в культурно-просветительных учреждениях в качестве руководителей самодеятельных хоровых коллективов. Это дало возможность рассматривать данную группу как контрольную по отношению к выпускникам вузов культуры. Обработка анкет проводилась на ЭВМ по специальной программе о использованием методов факторного анализа.

В процессе исследования широко использовалась научная информация, источником которой стала собственная многолетняя деятельность диссертанта в качестве преподавателя культурно-просветительного училища и института культуры в г.Барнауле, а также непосредственного руководителя самодеятельных хоровых коллективов и участие в качестве члена жюри районных, городских, краевых, областных смотров художественной самодеятельности; в административных и общественных проверок культпросветучрежде-ний в Алтайском крае и Ленинградской области.

Данный комплекс методов позволил получить взаимодополняющую и взаимоконтролирующую информацию и обеспечить тем самым репрезентативность исследования в целом.

Заключение диссертации научная статья по теме "Теория, методика и организация социально-культурной деятельности"

192 ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Исследование, осуществлявшееся в течение четырех лет (включая поисковый этап, втечение семи лет) позволило выявить реальные противоречия как в сфере хоровой самодеятельности, так и в системе подготовки кадров, призванных руководить этим жанром любительского творчества трудящихся. Тем самым оно подтвердило исходную гипотезу и показало, что одним из существенных источников противоречия между общественными требованиями к кадрам культурно-просветительной работы и наличным уровнем знаний, умений, навыков и личностных качеств руководителей самодеятельных хоров выступает рассогласование между номинальным и реальным содержанием труда этой категории работников.

Таким образом, наше исследование с самого начала было ориентировано как на учет реальных противоречий, так и на изучение реального труда как фактора, нормативирующего содержание и формы подготовки специалистов культурно-просветительной работы с дирижерско-хоровой специализацией высшей квалификации, ¿то соответствует требованию, зафиксированному в материалах Июньского (1983 г.) Пленума ЦК КПСС, сосредоточить усилия на анализе явлений и фактов реального социализма, многие аспекты развития и совершенствования которого требуют углубленного научного изучения.

Как уже отмечалось, данное исследование выполнялось как часть комплексной научной теш "Совершенствование высшего культурно-просветительного образования", головной организацией по разработке которой Постановлением Коллегии Министерства культуры СССР от 27 июня 1977 г. № 50 был определен ЛГИК им,Н.К.Крупской, а соисполнителями Московский, Кемеровский, Клайпедские факультеты Вильнюсской государственной консерватории, Хабаровский, Алтайский, Чимкентский и Киевский институты культуры. Это обусловило постановку как целей и задач нашего исследования,так и определение его объекта. Как наше, так и другие исследования, выполнявшиеся в рамках комплексной темы, опирались на ряд документов, отражавших предыдущие этапы работы над комплексной темой. Об этих документах достаточно подробно говорилось в соответствующих разделах диссертации,

В то же время исследование, посвященное совершенствованию дирижерско-хоровой специализации культпросветработников, позволило в ряде случаев подтвердить наиболее общие положения упомянутых документов, а в ряде случаев их дополнить и обогатить конкретным содержанием, учитывающим специфику конкретной специализации. Сказанное в первую очередь относится к обоснованию уровней профессиональной подготовки, включающих: профессию,под которой понимается культурно-просветительная работа; специальность, под которой понимается руководство самодеятельным творчеством; специализация, под которой понимается руководство конкретным коллективом того или иного жанра самодеятельного творчества в данном исследовании хоровым коллективом, а также сущностных и профессионально-технологических функций культурно-просветительного работника с дирижерско-хоровой специализацией.

Таким образом, мы вправе утверждать, что в процессе исследования были:

- осуществлен историко-педагогический анализ становления и развития художественных специализаций, прежде всего, дирижерско-хоровой, в системе высшего культурно-просветительного образования;

- вычленены современные общественные требования к кадрам культурно-просветительной работы;

- изучена практическая деятельность руководителя самодеятельного хорового коллектива выпускника вуза культуры;

- обоснованы пути совершенствования подготовки кадров культурно-просветительной работы высшей квалификации с дирижерско-хоровой специализацией;

- обоснованы основные направления обеспечения единства профессии, специальности и специализации в процессе обучения и воспитания студентов дирижерско-хоровой специализации.

Вое это позволяет говорить о реализации основной цели исследования, состоящей в обосновании условий и путей приведения содержания и форм обучения и воспитания руководителей самодеятельных хоровых коллективов высшей квалификации в более полное соответствие с требованиями практики.

Исследование показало, что подобное приведение содержания и форм обучения и воспитания руководителей самодеятельных хоровых коллективов высшей квалификации в более полное соответствие с требованиями практики выступает ведущим и непреложным условием развития дирижерско-хоровой специализации как составной части современной системы высшего культурно-просветительного образования .

Уже сейчас у нас есть основания утверждать, что данное исследование и новый учебный план, в основу которого легла современная концепция высшего культурно-просветительного образования носит более прогрессивный характер, чем предыдущие планы. Основанием для такого утверждения служит, во-первых, то, что наше исследование опиралось на учет не просто требований практики, а практики, отражающей особенности культурной ситуации 1980-ЗЭ8Э годов, т.е. наиболее актуальных требований. Во-вторых, мы попытались более полно и более подробно адаптировать к условиям культурно-просветительного образования положения и выводы, выработанные педагогикой высшей школы и до сих пор недостаточно учитываемые в практике работы вузов культуры. Наконец, нельзя игнорировать и то, что многие рекомендации, спецкурсы и т.п. уже прошли апробацию и дали положительные результаты.

Таким образом, на основании исследования можно сформулировать :