Темы диссертаций по педагогике » Теория, методика и организация социально-культурной деятельности

автореферат и диссертация по педагогике 13.00.05 для написания научной статьи или работы на тему: Формирование дирижерского мышления в процессе подготовки руководителей самодеятельных оркестров русских народных инструментов

Автореферат по педагогике на тему «Формирование дирижерского мышления в процессе подготовки руководителей самодеятельных оркестров русских народных инструментов», специальность ВАК РФ 13.00.05 - Теория, методика и организация социально-культурной деятельности
Автореферат
Автор научной работы
 Дунаева, Ирина Дмитриевна
Ученая степень
 кандидата педагогических наук
Место защиты
 Москва
Год защиты
 1991
Специальность ВАК РФ
 13.00.05
Диссертация недоступна

Автореферат диссертации по теме "Формирование дирижерского мышления в процессе подготовки руководителей самодеятельных оркестров русских народных инструментов"

МОСКОВСКИЙ ОРДЕНА ТРУДОВОГО КРАСНОГО ЗНАМЕНИ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ШЮТИТУТКУЛЬТУРЫ

правах рукописи ' ДУНАЕВА Ирина Дмитриевна

ФОРМИРОВАНИЕ ДИРИЖЕРСКОГО МЫШЛЕНИЯ

В ПРОЦЕССЕ ПОДГОТОВКИ ; РУКОВОДИТЕЛЕЙ САМОДЕЯТЕЛЬНЫХ ОРКЕСТРОВ РУССКИХ НАРОДНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ '

13.00.05. - теория,'методйва й организация культурно-просветительной деятельности

АВТОРЕ Ф Е PAT

диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук

Москва -1991

Работа выполнена в Московском ордена Трудового Красного Знамени государственном институте культур

Научный руководитель '

Официальные оппоненты;

- 'кандидат педагогических наук профессор Е. И.МАКСИМОВ

- доктор педагогических наук доцент В.Ф.ЧЛШШЙ

- кандидат педагогических наук доцент О.М.ШШЕКИИ

Ведущая организация - Краонодарокий государственный шютигут культуры •

Защита диссертации оосюится "

Шй. /922 г

часов на заседании специализированного совета по присуждению ученой степени кандидата наук при Московском ордена' Трудового Краоного знамени государственном инотитуте культур« по адресу 141400 .Мооковокая ойлаоть.Хишси-б,ул.Библиотечная,?,

С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке Московского ордена Трудового Красного Знамони гооударотвоняого института культуры. V .

Автореферат разослан

¿¿1991г.

УченыА секретарь спедаадиэированнбго совета гандадат педагогических наук

Л0П9ЛТ

Хг.

Э.И.ПЕТРОВА

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРНОТИКА РАЮТИ .

1 . к»

. Ад 'уальность темы исследования. Современная эпоха характеризуется 'о в центре внимания самих различных научных исследований находится человек и его духовный мир,так как именно система нравственных ценностей и уровень культурного развития каждой личности в конечном счета определяют поступательное движение всей цивилизации.

Одним из факторов.влияющих на формирование личности,являетея искусство .которое моделирует жизненные ситуации в особой, форме,вызывающей эстетические и художественные эмоции,что заставляет человека но толь-го их осмысливать,но и переживать.Искусство оказывает глубокое воздействие на все стороны психики человека и поэтому играет значительную воспитательную роль в жизни общества.

Однако достаточно полно я глубоко постигать произведения искусства ногут только определенным-образом подготовленные люди,знающие его закономерности,язык,выразительные средства.Задача приобщения широких слоев населения к искусству успешно решается в сфере самодеятельного художественного творчества,которое активизирует развитие личности через участие в самом создании произведений искусства.В области музыкального искусства это,как правило,осуществляется в форма музыкального ссполнительства.

Одной пз распространенных форм музыкального исполнительства являот- • ся деятельность оркестров русских народных инструментов.которые пропагандируют русское народное музыкальное творчество.сохраняют его исполнительские традицин.Вопрос подготовки дирижеров - руководителей таких коллективов важен прежде всего потому,что оркестры с такой исполнительской направленностью сейчас могут рхазать существенное влияние на рост » национального самосознания,на усиление интереса к русской- история и музыкальной, культуре.

Перестройка высшего и среднего* образования хотя и вызвала ряд пзке-пани& в организации обучения дирижеров народных оркестров,но ош коснулись в основном административной сферы управления процессом обучения. Существом Ее гзктепения системы обучения должно стать повышение качества профессиональной, подготовки. .

Профессиональный уровень днрюара определится в первую очередь степенью организованности мышления,владэнйем разнообразными знаниями н навыками в области дирижирования,широтой музыкального кругозора.Зто объясняется тем,что сала сфера деятельности дирижера чрезвычайно раз-постороння и включает в себя на только художественно-иятерггротащтан-гше.но и организационные,педагогические,просветительские задачи.

Уровень знаний и развития профессионального мышления музТканта-ис-

иоллителя на русских народных инструментах,на чинящего обучение В'специальных. учебных заведениях .выпускавдих дирижеров-руководителей самодеятельных оркестров русских народных инструментов,обычно недостаточен для овладения такой, сложно! музыкальной профессией .какой является дирижирование .Однако используемая в настоящее время методика начального обучения дирижированию направлена не на повышение этого уровня,а на изучение дирижерских приемов - мануальной техники.

Первоочередно! задачей, педагогики на начальной этапе обучения дирижированию должно стать освоение фундаментальных теоретических знаний, . развитие специфической, дирижерской направленности мышления учащихся. Профессиональный подход к освоенйю оркестрового дирижирования,сформированный. в начале-о бучения, изменяет характер занятий по дирижированию ! в течение всего процесса подготовки дирижера-руководителя оркестра русских народных инструментов и значительно повышает качество профессионализма будущих специалистов этого профиля.

Степень научной разработанности проблемы. Оркестровое дирижирование . как особый вта профессионального музыкального исполнительства ведет свою истории с начала ИХ ьека.Становление дирижерской педагогики относится к концу XIX века,так как первоначально обучение дирижерскому ис- 1 кусству проходило только в рамках передачи практического опыта и музы-калъш-исполнительских традиций. *

Изучение специальной литературы,связанной с дирижерским исполнительством, убеждает в том,что отнюдь не все аспекты профессии достаточно" освещены,особенно в плане теоретических обобщений.Наиболее полно работы, посвященные теории дирижирования,представлены в сборнике "Дирижерское исполнительство"/1^ :Музыка,1975/, подготовленном известным дирижером-педагогом Я.Гинзбуртом,однако в них по. большей части затрагиваются вопросы художественной интерпретации, репеАционяой работы .концертного исполнения и почти ве ставятся проблемы обучения дирижированию.

Начиная с 50-х годов профессия дирижера становится объектом научных исследований.В диссертационных работах рассматриваются особенности психологии оркестрового дирижера/И.Еукреев,Г.Ер*емский,В.Ражников/,исто-рия дирижерско-оркестрового исполнятельства/В.Акулович.Ы.Бахтадзе,С.Борисов .М.Лисенко,Л.Синельников/,вопросы информационной стороны мануаль-чо? технжки/0.Поляков/,функций деятельности дирижёра/Р.Бояджиева/.

В последние годы появились интересные работы,изучаияие особенности подготовки дирижера-руководителя самодеятельного музыкального коллектив. В них рассматривается не только профессиональная ориентированность учебного процесса,но.и возможность его интенсификации/Я.Азарце-

ва, А. Винокур, Э.Грасеов, А. Дунайв. Т. Лушшкова,О.Сокол, А. Фогдашо/. Однако в этих работах не анализируется начальный этап профессиональной подго-товки.Тем более tía ставится проблема формирования дирижерского мышления в процессе обучения,не определяется само понятие,из изучается специфика этого вида профессионального мышления.

Ближе всего к постановке и решению этой проблемы подходит И.Мусил. В своей книге "О воспитании дирижера" /1.:Музыка,1986/ он внимательно в подробно разбирает ошибки в учебной работа молодого дарккора,предлагает точные способы борьбы с ними,ставит вопрос о необходимости аналитического подхода к освоению профессии.Но о методика педагогического воздействия в этом.направлении он говорит мало.

Серьезный анализ вопросов методики обучения проведен в работе "Теоретические основы дирижерской техники "К.Ольхова /Л. :Музыка,1984/.Автор излагает некоторые теоретические принципы дирижирования,говорит о продуманной система методики обучения,даат построение программы по этой системе,подробно описывает сам процесс занятий, в дирижерском классе. К сожалению,его методика рассматривает работу с начинатаими дирижера-юг гора,поэтому при обучении оркестровому дирижированию возможно ис-полгзование только некоторых наиболее общих моментов методики.

' Учебно-методическая литература по оркестровому дирижированию/пособия,учебники,программы/ скорва даат совоты по освоении мануальной техники,описание отдельных приемов работы с оркестром,списки репертуара, чем теоретические обобщения специфики профессии.Литературы,посвященной педагогике и ттодика начального обучения дирижированию,практически па существует.

Цель исследования - разработать и научно обосновать интенсивную штодкку начального обучения руководителей самодеятельных оркестров русских народных инструментов,направленную па формирование профессионального дирижерского мышгения. .

Задачи исследования: -,.'..

- выявить наиболее устойчивые,исторически сложившиеся традиции дирижерской. педагогики,пг связь с современной системой подготовки дирнк-о-ров - руководителей, самодеятельных оркестров русских, народных инструментов;

- определить понятие "дирижерское ишаланиа",выявить принципы,па кото-■ puo оно опирается и качества,которые оно формирует;

- изучить значение дирижерского мышления для всего целостного процесса профессиональной подготовки дирижера-руководителя сагюдзятолъного оркестра русских народных инструментов,последовать возможность пода--

гогического воздействия в этом направлении;

- обосновать необходимость применения в дирижерской педагогике идей развивающего обучения,опоры в учебном процессе на принцип пробяемяо-сти обучения,на алгоритмизацию изучения учебного материала и методики преподавания дирижирования;

- экспериментально проверить предлагаемую методику формирования дирижерского мышления на различных формах учебной работы;

- разработать ме»одические рекомендации по интенсификации обучения дирижированию на начальном этапе профессионального образования руководителей' самодеятельных оркестров русских народных инструментов.

Предмет исследования - процесс формирования дирижерского мышления при обучении оркестровому дирижированию.

Объект исследования - методика начального обучения дирижированию руководителей самодеятельных оркестров русских народных инструментов.

Гипотезой исследования послужило предположение,что на начальном этапе обучения дирижированию главной педагогической задачей должно . быть формирование дирижерского мышления,так как оно является основополагающим профессиональным качеством»

Методологической основой исследования является марксистско-ленинская теория познания.теоретические источники - труди по психологии и философии,связанные с проблемами "мышление" и "творчество",работы по музыкознанию,педагогике .культурно-просветительной работе.

Поставленные задачи определили и ¡методы исследования - анализ специальной литературы,изучение программ и репертуара,опыта работы педагогов ,анкетирование,беседы с учащимися и преподавателями,наблццвнив, проведение экспериментальных занятий,обобщение результатов. • Исследование осуществлялось на базе Московского государственного института культуры и проводилось в 2 arada:

I. - Констатирующий,направленный на изучение современного состояния проблемы и послуживший основанием для выбора формы проведения эксперт ментальных. заиятий.В процессе исследования дважды было проведено анкетирование абитуриентов МГИК - в 1981 и в 1989 годах/опрошено Е37 человек/. Вопросы анкеты были сориентированы на выяснение уровня их л [wfессионально-музыкальной эрудиции и степени осознания специфики дирижерского исполнительства." этой же целью анализировались и про-гра\гмы по дирижированию,представленные на вступительных экзаменах. ÍI. - Зкспериментально-контролируиций.где проведение занятий сочеталось с контролем гас результатов,что позволяло свободно оперировать различными способами воздействия на учащихся,мобильно изменяя сам

ход эксперимента,проверял теоретические выкладки.Зксперименталышэ занятия,ставившие своей целью форллрование дирижерского мтллешм в процессе обучения дирижированию,проводились в двух вариактахирупповде /со студентами-заочниками I курса,общим числом 77 человек/ п индииа-дуалыше/31 слушатель подготовительного отделения ШК/. 11чдит"цушгь-енз занятия проводились ежегодно/раз в 2 недели в течение 9 месяцев/ в период 1981-1989 ГЛ-. по специально разработанной методике.

' Еяупная новизна п теоретическая значимость исследование заключает- ■ ся в том,что обобщены и систематизированы теорот;пескле разработки и практический опыт в области дирижерского образованиями основании этого выводится положение о необходимости сознательной целенаправленной организации методики начального обучения дирижированию,основу которой составляет работа по формирований дирижерского таоша в процессе обученшг будущих руководителей самодеятельных 'оркестров, -изучена история становления дирижерского образования в нашей с трака, отмечено постепенное усиление тенденции к переходу от чисто эмпири-чсского принципа в передаче дирижерского опыта к выявлению теоретических основ профессионального мастерства и использованию :.тих знаний в дирижерской педагогике.

- введено понятно "дирижерское мышление";дирякерское г,молото рассматривается как вид профессионального музыкально-исполнительского мютенпя ■ которое носит практический и продуктивный харзктор и дает в результате деятельности на толы<о идеальную модель исполнительской интерпретации,но и точное знание конкретных музыкально-исполнительских средств, необходимых для еа реализации.

- разработана модель структуры деятельности дирижера,состомая из

3 блоков,различных по временной и предметной направленности -• подготовительная, реализующая л перспективно-планиругацая деятельность;рассмот-реш механизмы организации мышления для первого блока/подготоълтоль-ная деятельность/,требующего наибольшей активности и самостоятельности в индивидуальной работа диризера. . ,

- выявлена базисная роль дирижерского мышления во всех сферах диретер. ской деятельности,отмечено значение аналитического компонента как • основы для организации (¿целительных действий.При исследования специфики проявления дирижерского мышления в ¿профессиональной деятельности обращается внимание на его опережагаций характер,на практическую сторону мнзигенпя,которая проявляется в-функциональном восприятии музыкальной ткани,в распределении и направленности внимания по отноаеппэт

к разным группам оркестра,в точности и конкретности выбора средств

управления,б волевом характере исполнительского контакта.

- исследовали особенности деятельности дирижера-руководите ля самодеятельного оркестра,которые заключаются в первую очередь в необходимости большего внимания к коммуникативным и педагогическим аспектам профессия ;отмочается также и социальная потребность в специалистах,офшдак

щих глубокими профессиональными музыкальными знаниями,ток как разнообразные формы общения с коллективом и слушателями,возросший уровень культуры населения требуют от дирижера как гибкого творческого мшвле-шя.так и эрудиции.

- теоретически обоснована возможность формирования дирижерского мыш- -. ления на начальном этапе профессионального образования,подчеркнута значимость такого подхода к методике обучения для всего целостного процесса подготовки руководителей, самодеятельных оркестров. '

- на основания проводимого в течение ряда лег экспериментального обучения была создана научно обоснованная методика начального обучения дирижированию руководителей самодеятельных оркестров русских' народных инсвруиентов,подобран специальный учебный материал,разработаны приемы развития дирижерского мышления в процессе обучения.

Цтукттч^ская значимость исследования определяется тем,что создана специальная методика формирования дирижерского мышления для начальной стадии профессионального обучения,способствующая интенсификации подго-топси дирижера-руководителя самодеятельного оркестра русских народных тушнтов.Основные положения,выводы и рекомендации внедрены в уче<£> '.ый прхщесо очного,заочного и подготовительного отделений ШЖ,частично использованы в работе со слушателями курсов повышения квалификации я ¡ж Министерстве культуры РСССР.

• По результатам работы опубликованы."Методические указания" Для , студентов I курса,используемые в заочных филиалах МГИК.

Материалы по истории дирижерского образования используются при чте-учо.бного курса "Методжа работы с самодеятельным оркестром". Разработанная методика может быть.использована на младаих курсах культурно-просветительных я музьиальных училищ,в институтах культуры «г только яия учащихся специализация "дирижер-рукеводитель самодеятель '•лгр оркестра 'русских народных инструментов",но также .на эстрадно -х г.цг отдшгзкия;!. ,

»атеряв-ы-дазс^ртагат могут Сыть использованы специалиста',« в ®б-.тапк музыкальной педагогики,теории е методики дирижерского ко полни- • тс¿Vотгд.музыкальной психологии,а также для подготовки специалистов ■ и атутах нуля:ура и культурко-птосвагихельных училищах при чтении

локилй по курсам "Педагогика","Пслхологля","История искусств","Сик-пеятельное художестве нше творчество", "Методика работы с самодеятель- ■ нкм коллективом"; па занятиях: по повышению квалификации.

Алиобапиа. Результаты исследования обсуждались на заседаниях- кафзд-ры оркестрового дирижирования,а также кафедры педагогики-и психологии МГЖ.По проведеяюо п результатам исследования • были сделаны доклады на межвузовских, конференциях:"Совершенствование учебно-воспитательного процесса на заочных и вечерних отделениях, институтов культуры" -М.,1983, "Применение активных, методов обучения в институтах культуры" '

- М,,1985, "Совершенствование учебно-воспитательного процесса в свата речений XXIII съезда КПСС" - М-, 1986,"Перестройка учебно-восшггатвлыга--ГО' процесса в-вузе:опыт,проблемы.перспективы" - М.,1987. ■

• На-- зодитт ■ выносится г ■

- Ьоложокпе о том,что базисной основой всей профессиональной деятельности дирижера является специально организованное мышление; *

- утверждение,что формирование дирижерского мышления должно стать, главной педагогической задачей начального этапа обучения дирижера;

- йрвдполежепиз.что разработанная исследователем методика начального обучения дирюированпв,нацеленная на формирование дирижерского мыяиэ-нт»;способствует интенсификации всего, целостного' процесса- подготовки, руководителя самодеятельного орсестра русских народных инструментов.-

СТРУКТУРА. И ОСНОВНОЕ СОДЕРЗАИЕ ДИССЕРТАЦИИ

■ Диссертация состоит из. введения.двух, глав,заключения,описка лето-ратуры п приложений.

'Во введении обосновывается актуальность тош исследования,ее тесь->-тическая и практическая значимость.отмечается степень научной-разработанности проблеш,определяются пэль и задачи исследования.

В первой главе - "Развитие диргаарского. мьшвнии катс необходимое условие, готовности к профессиональной деятельности" теорзтическя разрабатывается концепция базисного значения Ьтрияерскогз шлшюнтя, изучаются исторические аспекты постановки проблем!,определятся-основные свойства дирижерского идилоняя,обосновывается необходимость ого формирования в процессе обучения дарижироваииа,анализируются возможности интенсификации. занятий, в дирижерских: классах..

■ В первом патагтаДю гот^р:*тся-об истории становления дихоттерекпго образования в аспекта развития педагогики и методики обучения.

Дирижерское исполнительство как особый вид профессиональной

кальаой деятельности начало складьшаться в начале ИХ века. Первые дирижеры оркестров искали технику управления коллективами музыкантов чист эмпирически,передача опыта такяе шла практическим пугем.По мере . развития.дирижерского искусства возникает мысль о необходимости специальной подготовки дирижеров.В России в конце XIX века начинается обучение дирижирования в композиторских классах консерватории,правда,оно носит характер общего ознакомления с основами дирижирования.

После Октябрьской революции на исполнительских отделениях консерватора! был открыт прием в специальные дирижерские классы.Однако руководителе . самодеятельных оркестров русских народных инструментов,широко распространенных в те года,не имели достаточных знаний для обучения в консерваториях.Для них были открыты инстружторско-педагогические отделения на рабфаках,в музыкальных техникумах и консерваториях.В программу обучения ттслючались прежде всего обахие музыкальные дисциплины,специальные - чтение партитур,оркестровка,изучение инструментов оркестра чзсто изучались в плане ознакомления с предметом.Большее количество учебного. времени отводилось практическим навыкам - игре в оркестре русски народных, инструментов и дирижированию оркестром.Индивидуальны м занят -ял по дирижированию уделялось мало внимания,дале в консерваториях на инструкторских отделениях дирижерской техникой занимались всего 40 .асов■за весь курс обучения. ' . , .

В послевоенные годы система подготовки руководителей оркестров народных инструментов стала развиваться более интенсивно.В ряде училищ', в институтах искусств и консерваториях были открыты народные отделен^ которые строшш программу обучения с .ориентировкой на профессиональные коллективы.Подготовка, дирижеров для сферы самодеятельности осуществлялась в культурно-просветительных училищах и институтах культуры.'

Специальная дирижерская подготовка становилась более фундаментальной, расширился крут изучаемых дирижерских, дисциплин - чтение партитур, инструыентоведение,инструментовка,дирижирование и дирижерская практика.В последние годы к ним добавились дирижерская ритмика,орсестровая литература,методика работы с оркестром народных инструментов. Дирижирование стало отдельной дасциплиной.которая преподается в течение всего курса обучения в форме индивидуальных, занятий,на нее выделено значительное количество часов.:

При изучении программ по курсу "Дирижирование" можно выявить два пс..то да л задачам обучения:

- осиовнсе внимание уделяется развитию мануальной техники;

- г*арная роль отводится формированию профессиональной направленности.

Особенно характерна концентрация внимания к технической стороно дирижирования дал' начального этапа обучения.Практичсски все программы по дирижированию для К П У и музыкальных. училищ предлагает начинать обучение с постановки дирижерского ^аппарата и в дальнейшем в них плшшруется только работа над мануальной технлсой.

Исключонпе. составляет программа для К П У 1961 года/М. .составэтель А.Иванов-Радкевич/.в которой автор предлагает на индивидуальных занятие: по дирижированию работать по следующим направлениям: Г. Интерпрстационно-художественное/здесь ставится задача музыкального

воспитания через дирижерское исполнительство/; . II. Изучение элементов музыкальной речи и их двигательное выражение в технике дирижирования/основной ачцент в этой работе'делается на анализ музыкальных задач/; 1П. Работа над мануальной техникой дирижирования.

Изучение истории развили дирижерского образования в нашей стране позволяет сделать следущив выводы:

- обучение дирижированию проило путь от эмпирического,подражательного способа освоения дирижерской техники до специального,планомерно оргагазованного обучения различным сторонам профессии;

- к '30-ым годшл складывается система подготовки дирижеров/училище, консерватория, аспирантура/, в это же в рог/л из обшей системы выделяется направление-спсци'ализация подготовки дирижеров - руководителей самодеятельных орсестров'народных инструментов со своей программой обучения и особым кругом дисциплин;

- в пословоешше годы.предмет "дирижирование" становится ведущей дисциплиной, во всех звеньях подготовки дирижёров;

- программы по курсу "дирижирование",в том числе и современные,в основном ориентированы на развитие мануальной техники;на начальном этапе обучения не ставится задача формирования профессиональной направленности мызшепия.

Во втором' параграфе анализируется специфика профессиональной деятельности дирижера,дается схема ее структуры,определяется понятие "диртаорскоо мышление",отмечаются особенности его проявления в прак- • тическоЯ работе дирижера,изучается способы формирования двигательных действий в направлении выражения в них волевого характера.

Обучение дирижированию начинается на базе какого-либо музыкально-, го образования ^ предполагает наличие профессионально-иополштельско-го опыта игры на инструменте.Соответственно при обучении дирижирование можно опираться на музыкально-профессиональные знания и навыки.

В этом смысло руководители самодеятельных, оркестров русских народных инструментов .находятся в сложном положении,так как они оСучаится в начальном звене обычно не более 5-ти лет.В своей исполнительской практике во время обучения они знакомятся с ограниченным кругом авторов, музыкальный язык и форла исполняемых ими произведений несложны.

• В связи с этим главной, задачей их обучения должно являться не столько овладение чисто техническими навыками дирижирования.как часто бывает на практике.сколько овладение профессиональным подходом к исполнению музыкального произведения - умением создать продуманный план передачи музыкантам информации о музыкально-исполнительском представлении дирижера.Решение, этой задачи в процессе обучения зависит от того,насколько ясно педагог представляет себе те качества .которые в первую очередь нужно воспитывать и развивать у начинающего дирижера.

Определение этих качеств возможно только на основании глубокого анализа профессиональных особенностей деятельности дирижера.Для этого, важно рассмотреть саму структуру деятельности. Немногочисленные исследователи этой проблсмыЛ\Ержемский,О.Шжинский,К.Ольхов/ предлагай варианты,в ряде моментов существенно отличающиеся. ■'

К.Ольхов решает вопрос с позиций теории информатики,выделяя стадии: моделирование, информирование .контролирование .корректировала.

Концепция 0.Нежинского опирается на различные виды практической деятельности дирижера - подготовительная работа с партитурой,разучивание музыкального произведения с исполнителями.учебно-воспитательная работа на репетиции,концертное исполнение,организаторская работа.

Г.Ерхемский дает вариант структуры деятельности дирижера с учетом психологического аспекта.Он выделяет следующие основные стороныгэври-стическуга.реалгауквдую,корректирующую,педаготачес^

Отмечая ряд положительных моментов в рассмотренных выше вариантах-следует сказать,что ни один из них не охватывает весь разнообразный < . спектр дирижерского исполнительства,в частности,не выделяется аналитическая сторона работы дирижера,являющаяся' базисной основой профессии.

В предложенном автором исследования варианте деятельность дирижера представлена в виде 3-х блоков,различающихся по временной и предметной направленности. - подготовительная,реализующая,перспективко-пла-нирупцая деятельность.В тексте диссертации дается развернутая схема.

Подготовительная деятельность является предпосылкой, практических исполнительских действий дирижера,ее основная задача - создание исполнительского замысла,художественной интерпретации.В данном контексте понятие "художественная интерпретация"'рассматривается как единство

- п -

"процесса построения в сознании артиста собственной исполнительской концепции и особ0го"среза" исполнительских действий,направленных на ее реализацим"/Е;1Уренко.Проблемы художественной интерпретации. - Новосибирск, Наука, 1982 /.

Дирижерское исполнительство является искусством управления орсе-стровым исполнением.Ряд различий в деятельности дирижера и исполнителя - инструменталиста определяется проблемой передача информации об . идеальной модели звучания в сознании дирижера музыкантам оркестровово коллектива.Это обусловливает необходимость внимания к средствам воздействия на оркестр,причем не только мануальным,но л вербальным.В связи с этим возрастает роль мышления в подготовительной деятельности дирижера.Сложность- исполнительского инструмента дирижера/оркестр/ требует особой организации мышления и на репетициях и на концертах.

Определение особенностей, дирижерского шшвния возможно только на основе общих законов теории познания.Дирижерское мышление можно представить как структуру,опиращутся на обобщефше виды мышления л обладающую определенной спецификой по схеме:общее - психология мышле-ния,особенное - музыкальное мышление,единичное - дирижерское мышление. На основании анализа психологии'мышления и особенностей музыкального мышления можно вывести следующее определение:

ДИРИЖЕРСКОЕ МЫШЛЕНИЕ есть практическое продуктивное мышление, результатом которого является не только идеальная модель исполнительского воплощения музыкального произведения,но и точное знание конкретных. музыкально-исполнительских средств,необходимых дая ее реализации.

Основой, деятельности диртаера и важной стороной проявления в пей специфики мыпшения является аналитическое начало особенностью исполнения следует считать опережающий характер как мышления,так и двигательных, действий и,кроме того,волевой,организующий момент,необходимый для убедительной, передачи исполнительского зймысла.Практнческая сторона дирижерского мышления выражается в принципах функционального восприятия музыкального материала,распределенля л направленности внимания, точности и конкретности выбора.средств управления,организованности и экономичности исполнительских действий.

Установка на освоение теоретической основы профессии - структуры деятельности,специфики организации мышления,принципов дирижерского исполнителсьва с самого начала обучения дирижированию дает нужную ориентацию в течение всего процесса профессиональной подготовки.

Говоря о практической стороне дирижирования.связанной с мануальной. техникой,отметим,что наименее изученной проблемой является ала-

лиз выражения волевого начала в дирижерском жесте.Изучение теории 'деятельности/по-концепции Л.Леонтьева/ и теорип построения двтаений /по Н.Еернитейну/ однозначно приводит : выводу о необходимости обучения двигательным действиям на основе их подчпнения сознанию.Для дирижерского искусства это правило распространяется не только на передачу в жесто музыкальных задач,но и на сам процесс освоения двигательной. техники.Волевой характер жеста дирижера также связан с сознательной постановкой исполнительской задачи,так как для любого волевого действия,по .определена» психологов,характерно решающее значение моти-ва,направлошюго на достижение цели.

Анализ волевого жеста дирижера необходим,чтобы разобраться в механизме его организации, выработать методику его тренировки, надо лить внимание молодого дирижера на логическую завершенность жеста,на взаимосвязь скорости движения руки с физической силой в точке возникновения звучания.Такс". подход к освоению мануальной техники формирует не только управленческий характер жеста,по и волевой компонент мышления.

р третьем патчггаиЬь ¿слагаются некоторые обоснования возможности шптусп.^жац'.щ начального обучения дирижированию.Основной идеей'является применение принципов развивавшего обучения к 'дприяерскоцу исполнительству.

В концепции учебной деятельности, разработанной В. Давидов и/, и Д.Элькониным,отмечается необходимость,особенно на начальном этапе обучения.усвоения всеобща способов и принципов оперирования в изучаемой области. Наиболее эффективно это усвоение -происходит при использовании педагогом методики развивающего обучения.Известпые психологи и педагоги/Л.Выготский,П.Гальперин,В.Давидов,Э.Занков,З.Калмыкова, Н.Талызина и др./ отмечают,что использование этой мотодпки увеличивает продуктивность обучения,формирует качественно новое восприятие материала, увеличивает фонд действенных знаний,способствует самостоятельности и активности в их применении.

Положительные качества развивающей методики обучешш привлекли внимание педагогов-музыкантов.Наиболее полно концепция применения этой методики к музыкальной педагогике изложена профессором Г.Цыпи-ным.Он определяет следузацие музыкально-дидактические принципы:

- увеличение объема'используемого в уче.бной работе материала,

- ускорение темпов прохождения определенной части учебного материала,

- увеличение меры емкости теоретических знаний музцкакта-лс..л"шитсля,

- необходимость формирование самостоятельности,творческой активности ученика./Г.Цшин. Обучение игре на фортепиано.-М. :Просв:г;с!ие ,1984 /

Обучение дирижированию вдет более сложюш путем к освоошш профессиональных навыков,так как при самостоятельно? дождине;"! работе лнр;кор ош!рается только 'па свои внутронние представления или мыгзсчныо опущения,не имея возможности проверить их на своем инструменте - орсестро. Поэтому особенно волной задачей дирижерской педагогики ст.тюпится вос-иитшше у начинающих дирижеров аналитического отноивг.ия как к работе над партитурой,так и к работе над тохнисо.'! передачи.Процесс ¿огми^лла-ная аналитического дирижерского м1шигония опирается на :

- широкое использование абстрактно-^теоретичоского мышления - высшей стации развития мышления человека;

- владение различными методами анализа/сравпо1ше,обобщение,вычленение отдельных элементов и т.д./;

- направленность анализа на различные сферы деятельности д;;р::::ора /музыкаль]10-теоротическую,образно-око1ц:о!1£У1Ы1у1о,у11раш1е1пескуз/;

- обязательную взаимосвязь анализа с музыкально-исполнительск^'л интерпретационными задачами.

Ддя выполнения этих задач начинающему дирижеру вазаю уметь планомерно организовывать порядок аналитических действии,то есть владеть алгоритмическими приемами организации умственных действий. Возможный, вариант алгоритма дирижерского анализа партитуры,приведенный в исследовании,помогает быстрейсему изучению и запоминанию музыкального материала, используемого на занятиях по дирижированию.При освое.ши мануальной техники также желательно использование алгоритма,так как это дает необходимую уверенность и точность в использовании сходных дирижерских приемов в сходных исполнительских ситуациях.

Одновременно следует развивать,и эвристический тип умственных действий.Ддя дирижера он является основополагающим,так как в процессе работы с оркестром ему приходится сталкиваться с постоянно -ленящейся репетиционной ситуацией и сразу же на нее реагировать - находить сродстза воздействия на оркестр,необходимые именно для данного момента репетиций.

Во второй глава - "Интенсификация, обучения дирижеров-руководителей самодеятельных оркестров русских народных инструментов" предлагается путь внедрение в практику обучения теоретических разработок, изложенных в первой главе.описывается экспериментальная методика .начального обучений дирижированию,анализируются ее результаты.

В первом параграфе рассматриваются психологические особенности дирижерской деятельности в сфере самодеятельного музыкального творчества. Это проявляется уже в подготовительной работе,где руководитель

самодеятельного коллектива уделяет значительное внимание органлзаци-' онной сторона.Еще Соло о ощутима особенность реализующей деятельности,' где успех в большой мере зависит от коммуникативных способностей дирижера. Усиливается такг.о и значение педагогического аспекта деятельности руководителя самодеятельного коллектива,так как одна из основных задач самодеятельного художественного творчества - воспитание и развитие личности через участие в работе коллективам связи с этим руководитель оркестра использует не только форму исполнения музыки, . но и беседы,лекции,встрочи,направленные на общомузыкалыюе и культурное развитие участккхоп коллектива.Репетиционный процесс также'проходит в других <5ор.'лх,чем в профессиональных коллективах - дирижером часто кспользуптся Форслл показа,рассказа,объяснения.

Всо зти сла-норти работы в самодеятельности ни в коем случае не должны метать дирижеру-руководителю вести свой коллектив в направлении повышения музыкально-исполнительского уровня. Органичное сочетание высокого музыкального профессионализма и владения всеми сторонами практической работы з самодеятельности'- вот те качества .которые необходимы для специалиста -руководителя самодеятельного оркестра. ■

Во втором параграфе дается анализ степени готовности будущих руководителей самодеятельных оркестров русских народных инструментов к профессиональной деятельности/имеется ввиду уровень музыкальной эрудиции и понимание специфики дирижерского исполнительства/.

С этой целью было проведено анкетирование абитуриентов МП К в IS8I и 1989 г.г. /137 человек/. В анкету были-включены вопросы по знанию классической и народной музыки,по спещфк! дирижерского исполнительства,по музыкальному анализу произведений,продставленных на экзамен по дирижированию.Изучение ответов на вопросы дало возможность' представить состояние дирижерской педагогики в различных регионах страны.В диссертации приводятся таб1лпцы,отракащие уровень знаний, владение навыками дирижерского анализа,понимание структуры личности дирижера.В анкету 1989 года был вклвчен вопрос об освоении навыков дирижерского анализа.Выяснилось,что Щ? опрошенных таким анализом не занимались,25,8* - проводили его в начале занятий,58$ -в процессе работы над произведением,3,2£ - на итоговых занятиях.

В процессе исследования были также проанализированы программы по дирижированию, представленще абитуриентами на экзамен. Из 143-х программ только в 33-х случаях встретились произведения крупной формы /12 из них было сонатное аллегро/,79 абитуриентов дирижировали пьесы для народного ор<естра,но они были не'больаиул и несложными по форме.

Изучение анкет,беседы с абитуриентами.анализ программ по дирнжпро-ванию позволили сделать следующие выводи:

- общий объем эрудиции абитуриентов ограничен,

- пройденный за- время обучения репертуар несложен по ¿орле к языку,

- навыки дирижерского анализа не выработаны,

- дирижерская техника применяется неосознанно,

- представление о специфике профессии на сформировано,

- в методике начального обучения дирижированию нот специальной направ- . ленности на формирование аналитического подхода к занятиям.

В третьем параграфе описывается проведение экспериментальных занятий, направленных на формирование дирижерского мышления учшугхся в начальный период обучения дирижированию,оцениваются их результаты.даются некоторые методические рекомендации.

Формирующий эксперимент проводился на групповцх занятиях студентов I курса заочного отделения ШЖ и в Рязанском филиале/участвовало 77 студентов/ и на подготовительном отделении МГЖна индивидуальных занятиях по дирижированию/всего было охвачено 31 человек /.

Групповыо занятия проводились с целью освоения навыков дирижерского анализа.Студентам была предложена подробная схема анализа,построенная по алгоритмическому принципу - структурный анализ.дирижерский анализ.мануально-техническая работа.Внутри каждого из этих блоков также действовал определенный порядок-анализа.Занятия со студентами носили практический характер - вместе с педагогом про во/сися разбор небольшого произведения по клавиру и по партитуре.Занятия заняли 4 часа.Принцип алгоритмизации использовался но только для анализа музыкального текста,но и для освоения мануальной техники/на занятиях излагался порядок действий при выработке новых двигательных навыков/.

Проверкой результатов воздействия занятий на развитие дирижерского мышления явилось проведение контрольных работ по дирижированию в межсессионный период.Анализ программных пьес делался студентами по тому жа плану-схеме,что и на экспериментальных занятиях.Результаты изучения контрольных работ показали,что студенты достаточно глубоко освоили методику дирижерского анализа,точно и детально умеют определить дирижерские трудности,могут объяснить исполнительские задачи. .

Индивидуальные занятий по дирижированию со слушателями подготови-' тельного отделения проходили по более развернутой программе.Главной задачей обучения было развитие аналитической стороны дирижерского мышления,как одной из его фундаментальных составляющих.В процессе зацяткй внтлние било направлено на связь теоретического и практичес-

кого олеыоптоп дир;гки:оваюш,на постановку музыкальных задач,на сознательное откозонис к освоению двигательных навыков,щорабатнвались и спосоои самостоятелыпис домаззних занятий;

С первого яо занятия изучения материала строилось по алгоритмическому принципу - анализировалось, тактовое строение,яорла,определялись элементы музыкально!! выразительности.Поело этого ставились дирижерские задачи и освоение мануальной техники ставлюсь в зависимость от них. 'При работе над мануально!! техникой таюге применялся алгоритм организации дьигатслыщх действий.Широко использовался мотод эскизного изучения производо:яЕ.1!о море услат.ненил изучаемого репертуара,особонно при работе над партитурой для оркестра народных инструментов,менялись музыкальные задачи,но принцип подхода к занятиям не изменялся.

В результате таких занятий учазийся за короткий срок/12 - 15 часов/ осваивал значительная репертуар/9-16 произведений/,на экзамен представлялась партитура для народного оркестра и произведение крупной ¿ормы по клавиру.Еылп сортированы основы про^ессионатьного подхода к работе - освоены принципы структурного и дирижерского анализа,выработаны навики самостоятельной работы,в том числе и над мануальной техникой, изменилось представление о комплексе проТесскона'тьннх качеств, наметилось стремление к вдумчивой интерпретационной работе.

В зпклгчетгк подводятся основные итоги исследования .формулируются теоретические выводы.уточняется принципы организации и проведения экспериментальных занятий,даются рекомендации по пспользовании новой методики в целях интенсификации обучения дирихихизангаэ.

В приложении приводятся анкеты для абитуриентов,дается схема тактового строения,примерный список репертуара подготовительного отделения, пример выполнения контрольной работы по дирижированию.

Основные положения диссертации отражены в следуюсих публикациях:

1. Из истории дирижерского образования в Россш:.//Оркестр русских па-родных инструментов и проблемы воспитания дирихера. - М. :Г£П1 им.Гне-синых.вкп.85,1386 - с.79 - 104.

2. С первых шагов дирижирования. - К. :Культурно-просветитолышя работа 1983,й 3. - с.20 - 22.

3. Яор.ирование навыков самостоятельно!! работы у студентов-заочников на занятиях по оркестровому дирижирование. //Вопросы совершенствования учебно-воспитательного процесса на заочных отделениях институтов культуры,- М.:ШЖ,1986 - С.13Г - 138.