Темы диссертаций по педагогике » Теория, методика и организация социально-культурной деятельности

автореферат и диссертация по педагогике 13.00.05 для написания научной статьи или работы на тему: Научно-методические основы музыкально-ритмической подготовки руководителей самодеятельных оркестров в вузах культуры

Автореферат по педагогике на тему «Научно-методические основы музыкально-ритмической подготовки руководителей самодеятельных оркестров в вузах культуры», специальность ВАК РФ 13.00.05 - Теория, методика и организация социально-культурной деятельности
Автореферат
Автор научной работы
 Кущ, Валентина Савельевна
Ученая степень
 кандидата педагогических наук
Место защиты
 Москва
Год защиты
 1991
Специальность ВАК РФ
 13.00.05
Диссертация недоступна

Автореферат диссертации по теме "Научно-методические основы музыкально-ритмической подготовки руководителей самодеятельных оркестров в вузах культуры"

МОСКОВСКИЙ ОРДЕНА ТРУДОВОГО КРАСНОГО ЗНАМЕНИ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ КУЛЬТУРЫ

На правах рукописи

КУЩ Валентина Савельевна

НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МУЗЫКАЛЬНО-РИТМИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ РУКОВОДИТЕЛЕЙ САМОДЕЯТЕЛЬНЫХ ОРКЕСТРОВ В ВУЗАХ КУЛЬТУРЫ

13.00¿05 - теория, методика и организация • • • - культурно-просветительной деятельности

А в--т о р е.ф е р -а т диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук

Москва - 1991.

Работа выполнена на кафедре соннально-кульадриоц деятельности Московского ордена Трудового Красного Знамени государственного института нуль тури

Научный руководитель -Официальные оппоненты -

- Ведущая! органития

кандидат педагогических наук, профессор И,Максимов

доктор педагогических наук, профессор А.С.Каргин

кандидат ис^сствоведения, додант А.И,Смагер

Киевский государственный ИНСГИ5УТ культуры

: "¡За®85а(; состоится "Ж-Г 1992 года в

-К.'ЗО .часов ,на заседании специализированного сошта К'092.07.01 по присуждению ученой степени кандидата Наук в 3 3,1осковскоы ордена Трудового Красного Знашни государственном мянституте культуры по адресу: 141400, Московская область, ¿Химки-б, ул.Библиотечная, 7.

С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке института..

Автореферат разослан " / " 1992 г.

Ученый секретарь сдациалиэированвого совета, кандидат дадагохических наук доцент'

- э.И .Петрова

■"• , I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ИССЛЕДОВАНИЯ

'-.ЬГ'.''. "

I ■■ 1 Актуальность исследуемой проблематики обусловлена существуго-'■щей"'1шо^ходт.1остью повышения качества вузовской подготовки сго-^.'МйЖ^трв, в том числа и руководителей самодеятельных оркестров. —•—Современная ситуация, связанная с динамикой спада общественного интереса х оркестровому исполнительству, с тенденцией численного сокращения народных оркестров и ансамблей требует от сегодняшних руководителей оркестровой самодеятельности большей профессиональной мобильности, усиленной творческой отдачи, критического осмысления форм и методов работы с самодеятельными исполнителями. 1 •

В настоящее время устарела установка заниматься о музыкантами - любителями лишь технологией инструментальной подготовки с её однозначной ориентацией- на усложнение репертуара. -Первостепенное. значение приобретает коррекция воспитательной стороны процесса познания: развитие эстетической восприимчивости, эмоционально-чувственной культуры, художественного вкуса исполнителей; форми-__ рование у них необходимых качеств и особенностей - чувства.ритма, олуха, музыкальности. При этом важно, чтобы руководитель самодеятельного оркестрового коллектива ухе в студенческие годы сам овладевал- штодикой такого комплексного воспитания, осваивая различ-ныз.способы занятий, в том числэ и музыкально-ритмический. Музыкально-ритмическая, подготовка позволяет активизировать дро-цэсс формирования, у студентов познавательных интересов, формировать эмоционально-смысловую сферу, развивать слухо-двигательнуя координацию и независимость движений, свободу исполнительского аппарата,-ритмичность, пластичность, выразительность исполнения.

Для подготовка руководителей оркестровой самодеятельности музыкально-ритмический подход интересен, преддо-всего том, что он не замыкается на узкую специализации в области дирижирования, а имеет выход на широкий комплекс духовно-личностных качеств специалиста, о учетом специфика его будущей профессиональной деятельности. В основэ этого подхода лзгат. общие гакономзрноота творчеокой деятельности, самодеятельности, отражаклно всеобщность проявлений закона ритма кап в деятельности представителей творческих профессий вообще, так и руководителей самодеятельных оркостров, в частности..

Оообую актуальность обротает в орпромэшшх условиях эмо-' циональная содержательность рптмоподагогачоокого процесса ло^нп-

ния. Именно данный фактор, не только существенно влияет на исполнительскую сторону познания, но и во многом определяет культуру поведения, интересы, яотивы деятельности руководителя оркестрового коллектива, характер его, взаииоотношении с участниками. При этом органично дополняется интеллектуальный аспект учебно-воспитательного процесса.

Практическая целесообразность применения метода актуализу-ется тем, что комплексный музыкально-ритмический подход способствует, в известной мере, разрешений противоречивости вузовской подготовки кадров, Еьфажащейся в ртсутствии взаимодействия между методикой, на основе которой студент обучается в вузе, и возможностью ее преломления в работе с самодеятельным коллективом. На разрешзние этого противоречия и направлено данное исследование.

Степень научной разработанности проблемы. Некотррые теоретические аспекты"общей музыкально-ритмической подготовки отражены в фундаментальной работе Б.И.Теллова ."Психология музыкальных способностей", в работах основоположника системы, швейцарского педагога-музыканта Э.ЖьК-Далькроза, в частности, известном 7руде "Ритмика, искусство,^, воспитание" , в исследованиях зарубежных учёных - Е.Иоловича^, Д.Брунера^, Р.Сессион4, Д.Пенниг-тон°, Б.Лендиса^. {^явленные психологические особенности имеют осиовопо-

X 5сЛе. отаву &

аеи^м Щ^Ч^п. • Ьиппь&кЯЪеълАМс-

- - Цеееегси^ 9l4--HLe.fi - /г

ша. - р. до- з'/ ■ ч . 3- Яхиыь / Сои**** С/ ОфиЬ'ое.

С Ц -Ут*. ггквп. РуъЬоЬфЪй. - (деч. - «'л ,

■ у . /в

I/. 5с}11'сгь /1с11*1 ■ '¿¡Не. Литкой ёхрсъ.'епсо

РеН^оттеч, игбелп — /Я6Ь~ - И . - р /?.

5 - Репп,'п с теп -А с^тпрс^ас*- &е<'* о

б^Лпсич , ЧчМгь р с

¿/г £Ыхе ес> ¿¡'сн . - На ,/?7г ¡п см

/ • Г>- >3-А-А- '

>

лагапцее значение для общих вопросов музыкально-ритмической подготовки, однако не охватывают всей совокупности научных аспектов интересующей нас проблемы.

Методика музыкально-ритмической подготовки освещена в некоторых диссертационных исследованиях, научных статьях (Н.П.Збруева, Е.Н.Михайлов, Е.В.Оганесян, H.A.Остапенко, Д.С.Озёроцковокий, Н.Г.Александрова, В.А.Гринер, Г.Н.Шипулин) обращенных к театральному искусству6, музыкальному воспитанию7 специальной лого-8, тифло-9 сурдо педагогике, изучению иностранных языков1*, художественной Гимнастике-^, педологии1^, невропатологии*4. Их содер-

6,. Збруева Н.П. Ритм в жизни актера: Дио. ... .канд.яскуоств. наук. - М., 1940. '

7. Александрова Н.Г. Ритмическое воопитание. М.- 1924.

8. Оганесян Е.В»'Логопедическая ритмика з корреляционно-педагогической работе оо взрослыми заикающимися'. Дис. ... канд.пед. наук.- М., 1981.

9. Остапенко H.A. Содержание и методика уроков ритмики а младппх классах школы для слабовидящих детей. Дис. ... канд.год.науп.-М., 1989. . .

10. 1^нина З.Е. Значенио ритмики в педагогическом процессе сколи глухонешх. М., 1936.

11. Бурденюк Г.М. Ритмогодия в обучении иностранным языкам. -Кишинев: Штйныца, 1924.

12. Михайлов E.H. Формирование адекватного отражения музыки п движении как условие музыкального развития младшие подростков: Дио. ... канд.пзд.наук.■ М., 1986. • *

13. Шппулин Г.П. Влияние ритмических упражнений на дотокий пол' лектпв о повышенной нервной раздрагонноотьп // Вопроси изучения и воопитанпя лпчнооти:-Педология и. дефектология. - 1928.

а 2. .' '

14. Озерцовокий Д.С., Гршер В.А. Рптмичаогял гимнастика в перо-, нопсихиатричеоких стационарах // Сов, когропаталогил,- психиатрия и психогигиена. - 1933.' КЗ."

жательнйя направленность раскрывает модификационные особенности метода и не связана со спецификой педагогики дирижирования как таковой.

В диссертациях по специальности "Теория, методика и организации культурно-просветительной деятельности"1, близких к теме нашего исследования анализируются различные аспекты совершенствования методики дирижерской подготовки кадров оркестровой самодеятельности в вузах культуры, но ни в одном из них проблемы музыкальной ритмики не рассматриваются.

• В книгах, методических пособиях по подготовке оркестровых дирижеров (И.Мусина, К.Ольхова, П.Пазовского, А.Иванова-Радке-вича, Г.Ерлсемского) можно встретить рекомендации относительно занятий ритмикой, однако методика музыкально-ритмической подготовки в них не раскрывается. Наряду о этим имеются уникальные рукописные работа по ритайке Н.Г.Александровой и пособие Б.Диева , не связанные со спецификой культурно-просветительного образования. .

Таким образом, недостаточная научная разработанность цроб-лемы музыкально-ритмической подготовки дирижеров самодеятельных оркаогров определили выбор нашего исследования.

I. Азарцэва Л.С. Формирование основ профессионального мастерства будущих руководителей оркестровых коллективов в вузах культуры в процессе практики: Дис. ... канд.пед.наук. - М., 1989. -

■2. Винокур А.Я. Повышение эффективности дирижерской подготовки руководителей самодеятельных- оркестров народных инструментов в вузах культуры: Автореф.дис. ... канд.пед.наук.- М., 1979.24 с.

3. Грасеев Э.Н. Дидактичеокие особенности вузовской подготовки руководителей самодеятельных оркестров в классе инструментовки. Дис. ... канд.пед.наук. - M.f 1986. - 213 с.

4. Нежинский О.М. Научно-методические основы формирования профессиональных качеств руководителей самодеятельных оркестров: Дис. ... канд.пед.наук в форме научн.доклада.- М.,1985,- 53 с.

5. Дунаев А.И. Рационализация учебнр-творческой деятельности как фактор повышения эффективности профессиональной подготовки руководителей музыкальной самодеятельности: Дис. ... канд.пед. наук. - М., 1989. - 258 с.

6. Фоменко А.Ы. Педагогика условия стимулирования профессионального стяновлония руководителей музыкальной самодеятельности в институтах культуры. Дне. ... канд.п«д.наук. - М,, 1'988. -255 с.

7. Дглр Г. Дирдтарскзя рзтмя'ка.'М., 1966.

Цель исследования - разработка и обосновгние научно-методических основ музыкально-ритмической подготовки студентов оркестровой специализации вузов культури.

Задачи исследования: .

- проанализировать педагогические подходы к музыкально-ритмическому развитии личности в теории музыкального воспитания и культурно-просветительной деятельности, а также проанализировать опыт отечественной школы ритмистов и выявить ее возможности в сфере оркестровой самодеятельности;

- выявить особенности музыкально-ритмической подготовка дирижеров, руководителей самодеятельных.оркестров народных инструментов, разработать- адаптированную методику музыкально-ритмической подготовки студентов оркестровых специализаций вузов культуры; .•

- разработать научно-методические рекомендации по совершенствованию дирижерской подготовки студентов вузов культуры средствами музыкальной ритмики. . .....

Объектом исследования ', явился процесс дирижерской подготовки студентов оркестровых специализаций вузов культуры, а

предметом - методики музыкально-ритмического воспитания будущих руководителей самодеятельных оркэстров.

-Гипотезой исследования являотоя предположение о том, 'Что повышение эффективности дирияерокой подготовки студентов может быть, достигнуто на основе внедрения в учебный, процесс научно обоснованной методики музыкальнр-рйтмачеокой подготовки, которая выступает. условием повышения результативности педагогического руководства самодеятельным орнэотровым коллективом.

_ Теоретико-методологической основой исследования явились: системно-структурный подход к изучаемому явлению, обоснованный Б.Г.Афанасьевым, В.С.Раппопортом и др., положения о единотш сознания и деятельности А.Н.Леонтьева, С.Л.Рубинштейна и др., закономэрности художественного творчества, выявленные Л.С.Выгод- ' ским, А.Б.Запорожцем, и др., учение о процессе формирования умений и навыков П.Н.Гальперина; Н.Ф.Талызиной и др., идеи целостного подхода к обучению Ю.П.Аэарова, Ю.К.Бабанского,теоретическая модель и концепция подготовки кадров руководителей художественной самодеятельностью Т.И.Баклановой, Ю.С.Сокллопстч'о. Закономерности пвдпготччского процесса в сямопадтрлмюм художественном коллективе, освещенных в исследования^ А.С.Клр;'лнп,

Е.И. Смирновой -

Базами исследования были избраны учебные заведения культуры: Краснодарский государственный институт культуры и искуоств, училище .культуры; детский оркестр русских народных инструментов Краснодарского хора радио и телевидения, самодеятельный оркестровый коллектив ДК Профтехобразования.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования: - выявлены имеющиеся научно-методические подходы к музыкаль-но-ритыичеокой подготовке отудентов, отражающей особенности педагогического руководства самодеятельными оркестрами; дан критический анализ современного состояния методики музыкально-ритмического воспитания в системе музыкальной педагогики и культурно-проо-ветителъной работе;

: - исследованы специализированные принципы музыкально-ритмической подготовь руководителей самодеятельных оркестров в вузах культуры, основанные на синтезе воспитательных, познавательных, исполнительских сторон -метода:

принцип воеотороннего воздействия ритмики на личность дирижера самодеятельного оркеотра, принцип адекватного отражения музыки в движении, принцип оинтева средств музыкальной выразитель-нооти ,; .

• - разработана экспериментальная штодика музыкально-ритмической подготовки дирижеров самодеятельных оркестров народных инструментов в вузах культуры; в соответствии о учением Н.А.Бернштейна доказано влияние слух о-двигательной координации на оовершенотво-ванаа дирижерской техники руководителя - самодеятельного оркеотра. Организация и методы исследования. Исследование проводилось в течение 1983-1990 гг. Методы исследования: анализ документальных материалов личного архива Н.Г.Александровой, экспертные оценки и самооценки студентов, наблюдение, педагогический эксперимент. -

На первом этапаС 1983-84 гг^ определялся 1фуг иооледоватед.ша: эадач, формировались рабочие гипотезы, изучались материалы личного архива Н.Г.Александровой, выявлялись творческие возможности применения ритмики в работе о самодеятельным оркеотровым коллективом, проводилооь наблюдение за процеооом дирижирской подготовки студентов в учебных заведениях культуры.

. На втором Еташ(1984-87 гг.) проводилаоь экспериментальная работа оо отудентамя первых-вторых куроов оркестровых специали-

зиций Краснодарского института, училища культуры. В эксперимента задействованы в целом студенты численностью 110 чел. За период проведения экспериментальной работы было получено 360 экспертных оценок и 1080 самооценок студентов.

На заключительном этапе (1987-1990 гг.) ' обобщались результаты экспериментального исследования, проводилась статистическая обработка материалов исследования., . -

Практическая значимость исследования соотоит в том, что разработаны научно-методические основы музыкалъно-ритмичеокой подготовки введены в содержание курсов дирижирование.на-культурно-просветительном и музыкально-педагогическом факультетах Краснодарского института и училища культуры ^используются .в самодеятельном оркестровом коллективе народных инструментов ДК Профтехобразования, детском оркестре Радио д телевидения г.Краснодара.

Материалы исследования могут быть использованы в система подготовки и повышения квалификации руководителей, художественной -. самодеятельности , в практика работы клубных музыкальных коллективов, в работе научно-методических цзнтров народного творчества и культурно-просветительной работе. .

Апробация результатов исследования осуществлялась в процессе экспериментальной работы на культурно-просветительном и музыкально-педагогическом факультетах Краснодарского института -культуры, через опубликование научно-исследовательских материалов.

Содержание научно-исследовательской работы нашло отражение в выступлениях автора на научно-практической конференции Краснодарского краевого отделения педагогического общества -"Знание" -"Пути совершенствования учебно-воопитательного процесса в условиях перестройки высшей школы" (1988, Краонодар). на региональной научно-практической конференции по Сибири и Дальнему. Востоку "Художественное воспитание, подраотавдего пЬколения: проблемы и перстективыГ" . (Новосибирск, 1988).-

На защиту выносятся положения, характеризующие, систему взглядов автора на. музыкальнсь-ритмиче_скую подготовку студентов оркестровых специализаций вузов культуры; в том числе:

I. Положение о оущностй цузыкально-ритмичеокой подготовки, лоторая заключается в формировании и развитии у дирижеров самодеятельных оркестров педагогических умений и навыков освоения и передачи участников ритмических основ музыкальных произведений, способствующие повышению эффективности музыкально-воспйтатель-

ного процесса в самодеятельном коллективе.

2. Положение об эффективности дирижерской подготовки руководителей оркестровой самодеятельности, которая повышается при использовании экспериментальной методшси музыкально-ритмического воспитания и позволяв!' развивать творческую активность студентов и их профессиональные умения и навыки.

2. СТРУКТУРА И ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ

Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, спиока литературы и цриложения.

Во введении обосновывается актуальность темы, анализируется степень научной разработанности проблемы, формулируется объект ? .предмет, цель, гипотеза, задачи и методы исследования, определяется его научная новизна и практическая значимость, излагается методика исследования, положения, выносимые на защиту, апробация исследования. , . .. ..... Первая глава - "Педагогические проблемы музыкальной ритмики в сфере самодеятельности и в системе учебных заведений вузов культуры". •

В первом параграфе - "Актуальные вопросы теории и методики музыкально-ритмического воопитания участников оркестровой самодеятельности" - анализируется современное состояние традиционной мелодики работы о -самодеятельными исполнителями в оркестре руо-оких. народных инструментов, излагаются особенности ее взаимодействия с музыкальной ритмикой, дается теоретический анализ системы музыкально-ритмического воспитания (Э.Жак-Далькроз, Н.Г. Александрова) - в цэлом.

,В русле современной направленности диссертационных исследований на совершенствование форм и методов работы в самодеятельных музыкальных коллективах - диссертации Т.И.Баклановой, М.Т.Картав-цэвой, Н.С.Агамовой-.автором рассматриваются культурологические, музыкально-педагогические, эмоционально-двигательные особенности процесса ¡музыкально-ритмических занятий с самодеятельным коллективом исполнителей обосновывается целесообразность использования музыкально-ритмической подготовки в самодеятельном оркестровом коллективе в шине активизации познавательного интереса участников оркестра, привития исполнительской культуры. Теоретическим обоснованием является система данных совромашшх наук о необходимости рпзнития эмоционально-смысловой активности личности (Л,С.

Выгодский, Д.Брунер), о тесной взаимосвязи мивду художественными потребностями и уровнем эстетической воспришгшвости (Р.Сессион).

Ретроспективный анализ позволил автору выявить рад упущений современной методики музыкально-ритмического воспитания:, замена импровизационной основы занятий готовыми образцами музыки, переосмысление далькрозовского понимания термина "ритм" во взаимосвязи с пластической его реализацией, недооценка воспитательных возможностей метода. При этом диссертантом обосновывается выразительная основа занятий ритмикой через ритмопластику движений, сочетание двигательной активности исполнителей с темпом, ритмом, динамикой, содержанием, характером музыки, разнообразными музыкально-игровыми ситуациями, спонтанным дирижированием. В делом же, занятиям ритмикой свойственна творческая, неформальная направленность и в этом, по мнению диссертанта их непреходящая цэннооть как в работе с самодеятельными исполнителями, так и подготовка кадров для оркестровой самодеятельности, поскольку только творческий подход способствует саморазвитию, самосовершенствованию,. самодеятельности личности. Творческая перспектива использования подобных занятий связана с изучением научных основ методики музыкально-ритмической подготовки руководителями самодеятельных ' оркестров русских народных инструментов.

Во втором параграфе первой главы - "Перспективы зовершен-ствования дирижерской подготовки студентов средствами музыкальной ритмики" - рассматривается теоретический аспект специализированного (дирижерского) преломления научных основ ритмики в с$еру традиционной методики дирижерской подготовки, обоснование научно-методического аспекта методики музыкально-ритмической подготовки студентов в вузах культуры с ее одновременной экстраполяцией в сферу оркестровой самодеятельности. Музыкально-ритмичеокая подготовка исследуется в диссертации как часть дирижерской подготовки руководителей самодеятельных оркестров народных инструментов.

Автором анализируются педагогические, л"ихо-физиологическио предпосылки методического обеспечения дирижерской подготовки руководителей самодеятельных оркестров, современное состояние научной разработанности основ традиционной мчтодики в условиях культурно-просветительного образования, актуализируются тормож-нооти погар'иенствованяя методики средствами му:>нкялын.Ч1 ритмики. Через отправные* моменты муянклльного и тпптччсчкн <\ тм^п'очрть иого и рационального, физического и поихичч'.и-лго - гопп'ч-ппчро

вана сущность начального этапа традиционного и музыкально-ритмического способа занятий. Автором анализируются причины формализации занятий с начинающими дирижерами: репродуктивное, неосознанное отношение к выполнению учебных заданий, рефлексия и т.д. При этом, одной из основных причин является, по мнению автора, сам механизм формирования двигательной активности начинающего дирижера оркестра, построенный на абсолютизации отдельных сторон дирижерской подготовки. Музыкально-ритмичеокий способ развития начинающего дирижера в отделенной степени противостоит существующей разобщенности средств методического воздействия, дополняет традиционный споооб занятий, сообщая начинающим дирижерам дейот-венный механизм изучения на.отдельных действий, а общих закономерностей процесса познания. Такой метод не ориентирует на жесткие образцы двигательных моделей, а основан на вариативности усваиваемых знаний, умений и навыков студентов. При этом, как подтверждают специальные исследования американского ученого. Р.Хедца не только музыка способна вызывать необходимые движения, но и само движение, в свою очередь, становится обучапцим фактором и оказывает влияние на характер вооприятия м/зыки, на образную ее сферу. Естественная последовательность "осмысления" двигательных действий исполнителя происходит, к тому же, в том случае, если в него включаются качественные компоненты движения (динамические, пространственно-временные, кинестетичеокие). Именно этот путь в соответствии о учением М.Ы.Сеченова предполагает оперу на природу естественных движений, детерминированных внутренней психической их необходимостью.

Основной принцип музыкальной (дирижерской) ритмики - изложен в диссертации в контекоте психологических воззрений Б.Ы.Теп-лова на метроритмнку движений и развитие эмоциональной сферы исполнителя, на связь слухо-двигательной координации с ритмичной работой оознания, мышечной системы исполнителя, на перенесение ритмопластической выразительности движений о крупной моторики (движений всего тела) - на ивлкуп (исполнительскую) моторику. Уровни формирования движений дирижера" даны в преломлении к физиологическому осмыслению механизма движений Н.А.Бернштейном, теоретическим положениям целесообразности музыкально-ритмической подготовки, основанной на единстве психофизической подготовки (А.Н.Леонтьев), психофизического обоснования адекватности отражения музыки в движении на основе учения Н.Бехтеревой, теории поэ-

тапного управления усвоением знаний, формированием действий и понятий П.Я.Гальперина (подробно раскрывается во второй глава диссертации).

В результате анализа и теоретического осмысления проблемы автор приходит к мыоли о целесообразности моделирования идеомо-торного акта, активизации слухо-двигательного восприятия движения, заложенного в музыке, ритма моторных ощущений. Данные условия наиболее эффективны в коллективной форме занятий музыкальной ритмикой, поскольку существенно дополняют традиционные ансамблевые формы работы, развивают коммуникативные особенности жестов дирижера -руководителя самодеятельного оркестрового коллектива.

В третьем параграфе - "Сущность и значение музыкально-ритмической подготовки руководителей оркестровой самодеятельности" -рассматриваются содержательные основы занятий ритмикой о начинающими дирижерами, определяемые совокупностью знаний, умений и навыков, качеств и способностей, необходимых руководителю самодеятельного оркестра в работе по избранной специалвности, а также последовательно раскрываются дидактические и специализированные принципы муаыкально-ритмической.подготовки студентов.

- Сущность дидактического принципа систематичности и последо-' вателъпости музыкально-ритмической подготовки заключается в строго логическом порядке усвоения исполнительских умений, Навыков дирижерами, в последовательном усвоении студентами материала Кфса ритмики. Принцип сознательности и активности реализуется в дирижерской ритмике через специфичность методики начальной дирижерской подготовки, посредством усвоения механизма творческого •развития музыканта.

Принцип доступности и индивидуализации предполагает такой про-цесо музыкально-ритмического обучения, при котором учебный материал по содержанию, объему, методам преподавания соответствует возможностям обучающихся, уровням их индивидуального развития.

Специализированные принципы музыкально-ритмической подготовки рассматриваются в диссертации в кон те то те многообразного влияния ритмики на организм обучающихся (В.А.Гилярорский, М.Гуре-лич, И.П.Сеченов, Г.А.Ильин^, и адекватного отражения музыки в движении (С.М.Волконский, Е.Н.Михайлов).

Через взаимодействие исполнительской и мотивячиопной efop личности студента в диссертации определены oohofiinh Фякториаль- • ные 'зависимости музыкально-ритмической подготовка руководителей самодеятельных оркеотров. Иц основой яяляютп" комшнонги музы-

кальной выразительности: ритм, темп, динамика, характер музы-кялыюго произведения.

Содержательной характеристикой данного пара1рафа диссертации является также классификация основных типов заданий и упражнений музыкально-ритмического способа занятий.

Вторая глава - "Сравнительная характеристика традиционной и экспериментальной.методик дирижерской подготовки руководителей оркестровой самодеятельности" - представляет собой анализ хода и результатов экспериментальной работы, целью которой было доказательство экспериментальной методики.

Экспериментальное исследование проводилось в Краснодарском государственном институте культуры со студентами 1-2 курсов оркестровой специализации. Предварительные замеры показали, что студенты контрольной и экспериментальной 1рупп имела примерно одинаковую дирижерскую подготовку.

Первый параграф - "Технология развития дирижерских умений студентов на основа адаптированной методики муэыкал^но-ритмичес-кого воспитания" - посвящен теоретико-практическому.осмыслению технологии музыкально-ритмической подготовки студентов в процессе поэтапного усвоения знаний, формирования навыков и умений на основе учения Ц.Я.Гальперина.

В основе экспериментальной методики (ее музыкально-ритмического, пла стико-гимнастяческого разделов) лежит положение теории П.Я.Гальперина о том, что всякое действие может быть сформировано лишь в том случае, если определена его полная ориентировочная основа действия (00Д), которая, в свою очередь, выполняется сначала в материализованной форме, а потом путем поэтапной доработка становиться внутренне обоснованной информацией испол-нигеля. ...

Теоретическая колцзшепя последовательного, закономерного чередования этапов усвоения действия строится, таким образом, на интериоризацип внешнего и переход его во внутренний (психи-чэский) план: первый этап - формирование схемы ориентировочной основы дейстпия, второй - усвоение действия в материализованной .формо, третий - усвоение де йота ял в форме внесшей речи и четвертый - перс-ход к усвоению действия'в форме внутренней речи (про себя).

Для музыкально-ритмической подготовки студентов данная последовательность действий по приобретении умений и навыков заклю- ' чалась в исполнении различных трактовок музыкального произведения в движении (жесте), в модификационном исполнении и ощущении темпа, динамики, метро-ритмической организации звучащей1музыки. Основой исполнения является координационная независимость движений, релаксационная работа мышц, а также сукцэссивное. (развернутой) восприятие действия в уме, а затем - симультанное (свернутое), сощ>ащенное во времени выполнение действия.

На основа теории поэтапного формирования'действия начинающего дирижера музыкально-ритмический материал фиксируется о помощью учебных карт, где отражено задание,- ориентировочная основа действия.

Отдельно, по каждому разделу методики музыкальной ритмики <в контекста практического выполнения заданий), а диссертации рассматривается процессуальная сторона занятий с начинающими дирижерами, руководителями самодеятельных оркестров русских народных инструментов.

Для установления исходного уровня развития музыкально-рит- ' шчерких умений и навыков студентов были разработаны специальные задания по разделам методики музыкальной ритмики,- а такта соответствующие критерии экспертных оценок и самооценок студентов.

Результаты опытно-экспериментальной работы в соответствии о уровням? и динамикой развития профессиональных качеств и способностей изложены автором во втором параграфе второй главы диссертации - "Уровни-и динамика развития профессиональных умений и качеств руководителей русских народных оркестров".

Результаты исходного замера уровней развития музыкально-ритмических умений студентов и в контрольной, и в эксперимент^" ной группах оказались довольно низкими: студенты не могли ггрэзч"" -но организовать овои действия, использовали, в основном рвярогу.-тивные 'способы перенесения прошлого исполнительского отит? г решение экспериментально созданных музнкально-риткичосю'.х ге'-л-*— ний, действия студентов осуществлялись методом "проб п п-ч-г/м? без определенной системы.

В ходе экспериментальной работа решались ирп!;т;"':"'-'..ю эячч- • чи - сформировать гфофессиональнке нчадки и уулчш! п7уд?т!тсл: свобода п остемплятость пеполниттгьотспх " Гют-

ИОС ТЬ, Координационную ЯвЗГ.ЦЯ'П'.МПСТЬ, умч»'№» 21-

пении выразительные особенности темпа, метроритмической основы музыкального произведения, динамические и штриховые особенности изложения предлагаемого произведения.

Особым образом обращалось внимание на формирование отчв> кально-педагогических умений - умение учитывать специфику работы о самодеятельным оркестровым коллективом, методичеоки осмысливать учебный материал. -

Контрольные замеры, с помощью которых определялся уровень • умений и навыков студентов контрольной и экспериментальной 1рупп проводились в конце семеотра и в конце учебного года.

При сравнении результатов обнаружились заметные преимущества у отудентов экспериментальной группы: студенты экспериментальной группы не просто приобретали профессиональные умения и навыка, но и обладали высокой вариативностью навыка в постоянно изменяющихся условиях музыкально-ритмической заданности;

Их действия отличались большей выразительностью, стабильностью с творческой направленностью, положительной мотивацией учения. В цзлом, результаты отудентов контрольной и экспериментальной групп разнятоя до полутора раз.

. Объективность полученных результатов проверена методом математико-статиотического анализа по признаку отклонения нулевой гипотезы на основе критерия Вилкоксона - Манна * • Уитни.

Данные о динамике- овладения студентами профессиональными ' навыками и умениями сравнивались по следующим показателям: творческая направленность приобретаемых знаний, умений и навыков, . скорость приобретаемых умений; автоматизированность навыков, обоснованность исполнительских дирижерских трактовок, вариативность приобретаемых умений, наличие установка на применение приобретаемых умений и навыков в самодеятельном оркестре. Во £сех, практически, случаях оцэнки испытуемых экспериментальной группы статистических отличались от:оценок отудентов контрольной группы, что позволило сделать вывод об отклонении нулевой тапоте-зы и принятия альтернативной гипотезы о том, что в экспериментальной группе уровень умений отудентов выше.

Таким образом, данные эксперимента подтвердили эффективность предложенной методики музыкально-ритмической подготовки и ее влияние на подготовку руководителей самодеятельных оркестров. Результаты контрольного эксперимента, который проводился на другом соотавз студентов показал близкие к аналогичным результаты.

Проведенное исследование позволило сделать следующие выводы:

- на основе научно-методического обеспечения процесса музыкально-ритмической подготовки студентов выявлена высокая эффективность дирижерской подготовки руководителей оркестровой самодеятельности. Экспериментальная методика занятий ориентирует студентов на активное, творческое изучение учебного материала;

- значительную роль в формировании познавательной музыкально-ритмической активности студентов играет формирование в единстве исполнительской и мотивационной сферы студентов, вовлечение в-этот продасс определенного объема научно-практических знаний;

, . - основополагающую роль .в формировании профессиональных уыений и навыков студентов играет активная аналитическая работа по осознанию методики ской направленности обучения, возможности интерпретации методики в работа о самодеятельным оркоогром.

Основное содержание дисоертации отражено в публикациях:

I. Предмет "ритмика" в музыкальном воспитании /история п теория // Художественное воспитание' подрастающего поколения: проблемы и перспективы. Сб. науч. тр. Новосибирск, 1989, -0,5 п.л.

2;. Совершенствование исполнительских движений начинащего дирижера: Методические рекомендации для.студентов оркестровых специализаций. - Краснодар, 1988. - I п.л.

3. Н.Г. Александрова и система музыкально-ритмического воспитания, в нашей стране. Деп..и ШЮ Информ^ультура Гос. б-ки СССР им. Ленину № 1164, 1986. - I п.л.

4. К вопросу о методах совершенствования двигательной техники дирижера // Пути совершенствования учебно-воспитательного прояэоса в лузе в овете перестройки ВШ краевого отделения педагогики. - Краснодар, 1988. - 0,3 п.л.

Б« Дирижерская ритмика Н.Г.Александровой. Деп..в НИО Ин-формкультура Гоо. б-ки СССР им. Ленина * 2068 от 18.07.1989. -II п.л.