автореферат и диссертация по педагогике 13.00.02 для написания научной статьи или работы на тему: Теория и методика музыкальной подготовки руководителя любительского оркестрового коллектива в вузах Республики Корея
- Автор научной работы
- Кан Джи Дин
- Ученая степень
- кандидата педагогических наук
- Место защиты
- Москва
- Год защиты
- 2001
- Специальность ВАК РФ
- 13.00.02
Содержание диссертации автор научной статьи: кандидата педагогических наук, Кан Джи Дин, 2001 год
введение
глава i. основные этапы становления и развития подготовки специалиста-дирижера в россии и республике корея.
1.1. Музыкальное искусство и основные этапы становления дирижерской профессии.
1.2. Развитие методики обучения дисциплинам оркестровой специализации.
глава ii. педагогическая технология обучения в вузе руководителя любительского оркестрового коллектйва.
2.1. Учебно-воспитательный процесс и методика опытно -экспериментальной работы в детском духовом оркестре.
2.2. Музыкально-теоретические основы обучения руководителя любительского оркестрового коллектива в вузах Республики Корея.
Введение диссертации по педагогике, на тему "Теория и методика музыкальной подготовки руководителя любительского оркестрового коллектива в вузах Республики Корея"
Актуальность исследования. На рубеже XX - XXI веков учебные музыкальные заведения Республики Корея достигли значительных успехов в образовании и науке. Однако на сегодняшний день Республика Корея испытывает большую потребность в профессиональных музыкантах-исполнителях и руководящих кадрах, а музыкальное искусство, в свою очередь, нуждается в учебно-методических разработках, эффективных авторских системах и методиках обучения профессионалов различных специализаций и любителей музыкального искусства. Особый дефицит создался в Республике Корея в сфере подготовки руководителей-дирижеров любительских оркестров и ансамблей. Такая же ситуация наблюдается и в подготовке дирижеров-хоровиков. Известно, что дирижер оркестра, хора, руководитель инструментальных и вокальных ансамблей - одна из сложнейших профессий. Управление коллективом требует от дирижера высокопрофессиональных знаний, умений и навыков, которые формируются в процессе определенного опыта работы. Дирижер-руководитель должен иметь значительный арсенал подготовленных концертных программ, наработка которых осуществляется на протяжении многих лет творческой деятельности.
Подготовку дирижеров любительских оркестров и хоров, руководителей инструментальных и вокальных ансамблей осуществляют высшие специальные учебные заведения, которые должны иметь высокопрофессиональный профессорско-преподавательский состав, обладающий большим опытом подготовки творческих работников. Наличие острой потребности в современных научно-методических разработках по проблемам музыкального образования, с одной стороны, и недостаточная разработанность данной проблемы - с другой, в нашем случае - подготовки руководителя оркестровых коллективов, убедительно подтверждает ее актуальность.
Значение музыкального искусства в жизни человека чрезвычайно велико. Музыка не знает государственных границ и доступна человеку любой национальности. Здесь нет языкового барьера. Языком музыки может «разговаривать» все человечество планеты.
Музыкальное искусство, его развитие всегда находится в прямой зависимости от исполнительского процесса, людей, реализующих в жизни общества достижения народного музыкального творчества, и композиторов-профессионалов, сочиняющих музыку. Каждое музыкальное произведение при его исполнении должно быть осмыслено творчески. В роли исполнителя здесь может выступать либо отдельный солист-певец, либо исполнитель на музыкальном инструменте, либо целый творческий коллектив - оркестр или хор, где требуется еще один исполнитель - дирижер, руководитель. В нашем случае мы исследуем искусство дирижера-руководителя любительских духового и симфонического оркестров.
Дирижер оркестра - это едва ли не одна из сложнейших музыкальных профессий. Он должен обладать всем набором знаний и умений в музыкальном искусстве, быть мастером своего дела, как часто называют дирижера. Это серьезный, вдумчивый руководитель творческого коллектива. Начиная от высокой культуры исполнения оркестром музыкального произведения и до самого мелкого организационного вопроса - все это заботы дирижера. Настоящим дирижером становится, как правило, музыкант-художник, исполнитель первого пульта. В симфоническом оркестре это скрипач, а в духовом - корнетист, которые называются капельмейстерами (нем. Kapelle - хор, оркестр, Meister - мастер, руководитель). Эти музыканты занимаются настройкой оркестра, отрабатывают сложные в ритмическом художественно-техническом отношении фрагменты музыкального произведения, дают установки на преодоление возникающих затруднений, ну и, конечно же, следят за дисциплиной в оркестре. Без этого немыслима никакая высокохудожественная творческая работа в оркестре.
Капельмейстер - это второе лицо в оркестре, занимающееся непосредственным творческим воспитанием музыкантов оркестра. С момента, когда за пульт встал дирижер, прекращается вся предварительная, так называемая музыкально-техническая работа в целом и по группам, и начинается глубокая творческая работа над разучиваемым музыкальным произведением. Дирижер, проводя репетицию, широко применяя технику управления оркестром и весь необходимый арсенал дирижерского искусства, при этом должен быть подлинным художником — мастером своего дела.
Большой опыт подготовки дирижера, как нам известно, накоплен в учебных заведениях России. Здесь целая плеяда знаменитостей-дирижеров, от М.И.Глинки, П.И.Чайковского, А.Г. и Н.Г. Рубинштейнов, С.В.Рахманинова и до знаменитостей XX века и сегодняшнего дня. В итоге в России сложилась целая дирижерская школа, способная готовить современного широкопрофильного дирижера-руководителя творческого коллектива. Все это и привело нас к широкому исследованию данной проблемы в России, чтобы в дальнейшем применить накопленный российский опыт при подготовке специалистов - дирижеров-руководителей любительских оркестров и инструментальных ансамблей Республики Корея.
Оркестровые, как, впрочем, и хоровые произведения, как правило, являются многоголосными, а потому при подготовке дирижера оркестра большое значение приобретает гармоническое (многоголосное) сольфеджио, где целенаправленно развиваются интонационно-слуховые навыки исполнения многоголосных произведений, музыкальные способности будущих руководителей любительских оркестровых коллективов, их гармонический слух, обеспечивающий слышание многоголосной фактуры, заложенной в оркестровых партитурах.
Чтобы создать и разработать эффективную систему и методику подготовки руководителя-дирижера оркестра, мы проанализировали научную, учебно-методическую и нотную литературу по данной проблеме и попытались выявить объективную взаимосвязь между духовым и симфоническим оркестрами, соприкосновение принципов, приемов и методов подготовки специалиста-дирижера духового и симфонического оркестровых коллективов, найти единство и разницу в их подготовке. Кроме того, нами были рассмотрены учебные планы и программы высших учебных заведений по подготовке дирижера оркестра, различные аспекты преподавания оркестровых дисциплин, а также дисциплин музыкально-теоретического цикла и сольфеджио, что и явилось основной задачей нашего исследования.
Степень разработанности проблемы. Профессия дирижёра формировалась в недрах общего развития музыкального искусства в России, а во второй половине XIX века дирижерское мастерство активно проявляется в деятельности композиторов «Могучей кучки» и молодых композиторов -П.И.Чайковского, А.Г. и Н.Г. Рубинштейнов, Н.А.Римского-Корсакова, С.В.Рахманинова и др.
С 1925 года на базе исполнительского факультета Ленинградской консерватории открывается дирижёрское отделение, а к 1975г. уже были созданы отдельные композиторский, дирижёрский и оркестровый факультеты. Такие же отделения и факультеты открываются и в Московской консерватории, а позже и в других высших музыкальных учреждениях России. Со второй половины XX века профессия дирижёра становится объектом исследования, появляются работы по подготовке дирижёра-профессионала и руководителей самодеятельных музыкальных коллективов: Л.С.Азарцевой, А.Я.Винокура, Э.Н.Грасеева, А.И.Дунаева, Т.П.Лушниковой, О.В.Сокол, А.И.Фоменко и др., однако в этих работах не рассматриваются проблемы начального обучения дирижёра-руководителя любительского духового и симфонического оркестров и, тем более, применительно к музыкальным руководителям любительских коллективов Республики Корея.
Актуальность, недостаточная разработанность данной проблемы и большая заинтересованность корейской молодежи - музыкантов к дирижёрской профессии обусловили выбор темы и ее детальное исследование.
Объект исследования - профессиональная подготовка в вузе специалиста-дирижера, руководителя оркестра.
Предмет исследования - процесс преподавания дисциплин оркестровой специализации, музыкально-теоретического цикла и сольфеджио в высших учебных заведениях.
Цель исследования - разработать систему и методику подготовки в вузе дирижера духового и симфонического оркестров - руководителя любительских оркестровых коллективов, создать педагогическую технологию обучения студентов оркестрового факультета.
Задачи исследования:
- обобщить опыт подготовки руководителей оркестров в вузах России и Республики Корея;
- дать критический анализ развития методики подготовки в вузе дирижера оркестровой специализации;
- определить педагогические основы, разработать содержание и методику комплексного обучения студентов Республики Корея дирижерской профессии;
- создать педагогическую модель подготовки дирижера любительского оркестрового коллектива в вузе, основанную на интеграции музыкально-теоретических дисциплин, сольфеджио и предметов оркестровой специализации, формировании профессионально-педагогической направленности;
- выявить специфику преподавания оркестровых дисциплин и предложить новый подход к современным педагогическим технологиям, активизирующим деятельность студентов в процессе опытноэкспериментальной работы, обеспечивающей эффективность дирижерско-оркестровой подготовки.
На базе изученных трудов российских ученых по рассматриваемой проблеме и проведенной нами предварительной опытно-экспериментальной творческой работы мы сформулировали гипотезу исследования, согласно которой подготовка специалиста-руководителя духового и симфонического любительских оркестровых коллективов в вузе проходит успешнее, если студент:
1) обладает широким кругозором, общей и специальной подготовкой;
2) в достаточной мере владеет основным музыкальным инструментом -фортепиано, а также одним или несколькими инструментами, входящими в состав духового или симфонического оркестра;
3) владеет глубокими знаниями в области музыкально-теоретических дисциплин и сольфеджио;
4) активизирует художественно-творческое мышление, развитие которого определяется комплексным подходом к изучению специальных -оркестровых и музыкально-теоретических дисциплин, сольфеджио и практической дисциплины - фортепиано с их широкой межпредметной связью и проблемно-поисковыми творческими ситуациями.
Это тот фундамент, без которого, по нашему глубокому убеждению и практическому опыту, не может быть успешной высокопрофессиональной подготовки дирижера оркестровой специализации в вузе.
Профессия «дирижер» среди всех музыкальных специализаций -особая. Она требует качественной технической подготовки, широкой эрудиции во всех областях, высокого уровня музыкальной образованности, глубокого понимания своих функций, владения высоким уровнем культуры общения с участниками оркестрового коллектива, чуткостью к исполнителям. Дирижер должен быть изобретательным и артистичным на концертах, уметь вызывать у исполнителей и слушателей чувство художественного удовлетворения, ибо музыкальное искусство призвано именно это и осуществлять - повышать культуру человека.
Методологической основой исследования являются диалектический метод познания, комплексный и системный подходы к обучению и воспитанию, теория межпредметных связей в образовательном процессе, принципы гуманизма, достижения в области философии - идеи выдающихся русских философов Н.А.Бердяева, В.В.Зеньковского, И.А.Ильина,
A.Ф.Лосева, Н.О.Лосского, В.В.Розанова, Вл.С.Соловьева, Г.П.Федотова, П.А.Флоренского.
Теоретическую основу исследования составили основные дидактические принципы и положения, выдвинутые ведущими учеными в различных областях. Значительное место здесь занимают работы: по педагогике - Ю.К.Бабанского, В.В.Краевского, И.Я.Лернера, М.Н.Скаткина,
B.А.Сластенина; в области психологии - Н.К.Баклановой, П.Я.Гальперина, В.Д.Давыдова, Б.М.Теплова; по эстетике - С.М.Кагана, И.В.Квятковского, Н.И.Киященко, Л.П.Печко, М.Г.Плоховой; по музыкознанию - Б.В.Асафьева, Б.С.Штейнпресс, Б.Л.Яворского; по теории и методике музыкального образования - Э.Б.Абдуллина, Ю.Б.Алиева, Л.Г.Арчажниковой, О.А.Апраксиной, Т.И.Баклановой, Е.И.Максимова, В.И.Петрушина, Г.М.Цыпина, П.А.Черватюка, Л.В.Шаминой; по этнографии - Б.Н.Волкова, Л.Н.Гумилева, Н.Ф.Финдейзена; в области культурологии - А.А.Аронова, Л.С.Зориловой, А.Я.Флиера, В.М.Чижикова.
Особое место в нашем исследовании уделено трудам по оркестровому дирижированию, музыкально-теоретическим дисциплинам и сольфеджио, а также по искусству обучения игре на фортепиано: А.П.Агажанова,
A.Д.Алексеева, А.В.Александрова, М.Б.Багриновского, Л.А.Баренбойма,
B.О.Беркова, В.М.Блажевича, Е.Ф.Вилковира, А.В.Гаука, Э.Г.Гилельса, Н.С.Голованова, А.Б.Гольденвейзера, М.Д.Готлиб, С.С.Григорьева, И.И.Дубовского, С.В.Евсеева, Н.Н.Зряковского, Н.П.Иванова-Радкевича,
К.Н.Игумнова, С.Я.Левина, С.Е.Максимова, Н.А.Малько, И.А.Мусина, М.П.Мусоргского, Г.Ф.Мюллера, А.Н.Мясоедова, Г.Г.Нейгауза, А.А.Николаева, А.В.Николаева, Н.Г.Привано, Н.А.Римского-Корсакова, А.Г. и Н.Г.Рубинштейнов, О.Л.Скребковой, С.С.Скребкова, И.В.Способина, А.А.Степанова, Ю.Н.Тюлина, Г.М.Цыпина, П.И.Чайковского, П.А.Черватюка, С.А.Чернецкого, А.В.Черных, М.И.Чулаки, Ю.Н.Шишакова.
Методы исследования:
- изучение литературы по философии, психологии, музыкознанию, общей и музыкальной педагогике, этнографии и культурологии, оркестровому дирижированию, музыкально-теоретическим дисциплинам, сольфеджио, искусству обучения игре на фортепиано;
- наблюдение за преподаванием специальных дисциплин в классах: оркестровом и оркестровых дисциплин, фортепиано, музыкально-теоретического цикла и сольфеджио, изучение и обобщение опыта работы;
- анализ учебных планов, программ, учебников и учебно-методических пособий;
- проведение констатирующего и обучающего экспериментов и опытной работы, направленных на формирование умений и навыков в области гармонизации музыкальных построений и обработка результатов эксперимента;
- обобщение опыта и результатов практической работы со студентами в классе оркестровой специализации и проведение анкетирования по исследуемой проблеме.
Достоверность и обоснованность результатов исследования подтверждены: применением комплекса методов, направленных на подготовку профессионала оркестровой специализации, и экспериментальной работой, где важнейшим компонентом профессионального мастерства является музыкально-исполнительская и методическая подготовка. Здесь тщательно рассматривались приобретенные студентами оркестровой специализации умения и навыки, их соответствие требованиям, предъявляемым к специалисту-выпускнику вуза.
Научная новизна:
- в исследовании на основе критического анализа выявлены педагогические основы музыкальной подготовки руководителей духового и симфонического любительских оркестровых коллективов в учебных заведениях Республики Корея;
- разработаны содержание и методика комплексного обучения студентов и в процессе экспериментальной методики предложен новый подход к подготовке специалиста-музыканта, включающий совокупность методов и приемов преподавания музыкально-теоретических дисциплин и сольфеджио с учетом широких межпредметных связей и поэтапного систематизированного усвоения знаний;
- создана педагогическая модель подготовки дирижера любительского оркестрового коллектива в вузе, основанная на интеграции музыкально-теоретических дисциплин, сольфеджио и предметов оркестровой специализации, формировании профессионально-педагогической направленности;
- выявлена специфика преподавания оркестровых дисциплин и предложен новый подход к современным педагогическим технологиям, активизирующим деятельность студентов в процессе опытно-экспериментальной работы, обеспечивающей эффективность дирижерско-оркестровой подготовки.
Практическая значимость исследования заключается:
- в предложенной комплексной технологии подготовки руководителей оркестровой специализации;
- в разработке высокоэффективной методики, способствующей интенсификации обучения дирижера духового и симфонического любительских оркестров, которая может широко использоваться в вузах Республики Корея, активно влиять на эстетическое воспитание обучаемых, формирование их музыкальной культуры;
- в создании доступного, полноценного учебного пособия по обучению дирижеров любительских оркестров в корейских учебных заведениях, базирующегося на российской дирижерской школе.
Апробация и внедрение. Результаты опытно-экспериментальной методики, ее эффективность проверялись в кружке любительского детского духового оркестра, созданного нами при учебно-воспитательном комплексе Кореи, являющимся центром культурно-просветительной работы с детьми и юношеством, в классе дирижирования и чтения оркестровых партитур, на индивидуальных занятиях по инструментовке в Московском государственном университете культуры и искусств, в муниципальном лицее №6 г.Химок, а также через опубликованные статьи по исследуемой проблеме и выступление по вопросу обучения дирижера - руководителя любительских духового и симфонического оркестров в вузе Республики Корея на международной научно-практической конференции в г.Москве.
На защиту выносятся:
- модель специалиста - дирижера, руководителя любительского оркестра;
- методика обучения дирижера любительских духового и симфонического оркестров с поэтапным и систематизированным усвоением знаний;
- разработанная педагогическая технология, предполагающая интеграцию музыкально-теоретических дисциплин, сольфеджио и предметов оркестровой специализации вуза с опорой на основные требования дидактики;
- принцип поэтапного и систематизированного усвоения знаний, составляющий основу предложенной методики обучения в классе дирижирования и инструментовки, что способствует фундаментализации профессиональной подготовки дирижеров - руководителей любительских оркестровых коллективов Республики Корея.
Диссертация состоит из введения, двух глав (четырех параграфов), заключения и списка использованной литературы.
Заключение диссертации научная статья по теме "Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)"
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В настоящее время как в корейском, так и в российском обществе остро стоит вопрос о поиске путей развития любительского музыкального творчества и коллективного исполнительства, организации коллективных форм самодеятельной музыкально-творческой деятельности населения, а также массового, но в то же время высококачественного распространения музыкально-эстетического просвещения, обучения и воспитания. Однако проблемы корейского общества в сфере любительского музыкального творчества и образования по истории возникновения и своему характеру отличаются от проблем, возникших сегодня в российском обществе.
Так, в России в переломный период 90-х годов XX века в масштабе массового общественного сознания такие формы коллективной досуговой деятельности в области музыкального искусства перестали пользоваться популярностью и практически исчезли из жизни людей. Причин здесь несколько. Во-первых, экономический кризис подорвал деятельность досуговых учреждений, многочисленных самодеятельных коллективов, финансирование которых осуществлялось из государственного бюджета. Мизерные отчисления не позволяли содержать здание, штат специалистов, покупать новые инструменты и необходимое оборудование, предоставленная же государственным учреждениям культуры и искусств свобода экономических действий не помогла достичь процветания - с одной стороны, работники культуры не были готовы к экономическим отношениям, не знали законов управления, маркетинговой деятельности, с другой стороны, у населения стал ощущаться дефицит свободного времени и финансовых средств. Кроме того, коллективные любительские занятия музыкально-художественным творчеством стали ассоциироваться с прошлой жизнью, пропагандой марксистско-ленинской идеологии широким массам, коллективистскими отношениями и стали игнорироваться как напоминание о старом режиме - это вторая существенная причина. Все негативные изменения в социально-экономических структурах свели к нулю старания многих специалистов культуры и деятелей искусства, энтузиастов музыкально-творческой работы с населением. Усилиями общественных организаций и частных лиц в России сегодня возрождается музыкально-художественная работа с населением, и особенно с детьми, которые оказались оторванными от искусства, музыкального творчества, художественной самодеятельности.
В отличие от России, в Корее не происходило резкой смены отношения к музыкальному искусству в целом и к самодеятельному музыкальному творчеству, в частности со стороны населения. Однако экономический кризис начала 90-х годов XX столетия негативно отразился на деятельности музыкальных коллективов, причем не только любительских, но и профессиональных. Количество концертных выступлений было значительно сокращено, так как спонсоры потеряли возможность помогать музыкальным коллективам, а потенциальные слушатели - платить за входной билет.
Кроме того, в корейском обществе появляются новые проблемы социального и личностного характера. Корейский народ всегда слыл трудолюбивым, рабочие дни современных корейцев длятся намного дольше, чем трудовые дни большинства европейцев, причем с минимальным количеством отпусков и выходных. Те редкие свободные от работы дни и часы корейцы стали проводить в кругу семьи или на природе. Что касается подавляющего большинства молодежи, то значительное количество свободного времени они проводят за компьютером, в мировой сети Интернет. По сведениям информационных агентств, население Республики Корея лидирует по количеству часов, проведенных в Интернет. Однако подобное времяпрепровождение рождает множество проблем, одна из которых - проблема личностной изоляции, остро стоящая сегодня в европейском обществе. Люди все больше обращают свое внимание на коллективные формы музыкально-творческой досуговой деятельности, во-первых, ради общения, а во-вторых, в целях знакомства с достижениями мирового музыкального искусства, доступными сегодня корейскому обществу, в-третьих, приобретения специальных музыкальных умений и навыков, а также с целью общего музыкально-эстетического просвещения и воспитания.
В связи с этим возникает потребность в разработке новых образовательных теорий, систем и методик музыкально-эстетического воспитания и обучения основам музыкального искусства, теории музыки, игре на музыкальных инструментах, хоровому и сольному пению корейских детей, подростков и юношества, а также взрослого населения Кореи.
Осуществленное исследование посвящено актуальной проблеме в сфере музыкальной педагогики - совершенствованию подготовки руководителей любительских оркестровых коллективов в Республике Корея. Целью исследования явились разработка системы и методики подготовки в вузе дирижера симфонического и духового оркестров - руководителя любительского коллектива, создание педагогической технологии обучения студентов оркестрового факультета.
В проведенном нами исследовании определенные музыкально-теоретические основы вузовской подготовки руководителя оркестрового коллектива в Республике Корея базируются на российской теории и практике профессионального обучения оркестровых дирижеров. Представленная в исследовании модель подготовки специалиста названного профиля призвана систематизировать обучение руководителей любительских оркестров в Республике Корея.
В соответствии с задачами данное исследование явилось многоуровневым. Представленная педагогическая технология обучения руководителей оркестровых коллективов детерминирована спецификой их функционирования в сфере любительского (в нашем случае детского) музыкального искусства. В диссертации подробно изложена методика осуществления опытно-экспериментальной работы с детским любительским оркестром, проанализированы результаты обучения участников духового оркестрового коллектива.
В работе также представлена профессиограмма руководителя любительского оркестрового коллектива, осуществлена ее конкретизация применительно к современной ситуации, сложившейся в Республике Корея в сфере музыкального искусства, а также любительского музыкального творчества и коллективного исполнительства.
Результаты проведенного исследования показывают необходимость продолжения работы в этом направлении. Особое внимание следует уделить содержанию и организации довузовского обучения в подготовке специалистов рассматриваемого профиля. Указанная проблема является общей для России и Республики Корея, ее решение может быть обеспечено интеграцией научной мысли наших стран и тесным сотрудничеством в области практической деятельности в сфере профессиональной подготовки специалистов оркестровых отделений.
Список литературы диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Кан Джи Дин, Москва
1. Абдуллин Э.Б. Методологический анализ проблем музыкальной педагогики в системе высшего образования: Учебное пособие к специальному курсу: Основы методологической культуры учителя музыки / Науч. ред. В.А.Сластенин.- М.: Прометей, 1990.- 186 с.
2. Абдуллина О. А. Общепедагогическая подготовка учителя в системе высшего педагогического образования. Изд. 2-е, перераб. и доп. - М.: Просвещение, 1990.- 103 с.
3. Абдуллина О.А. Комплексная педагогическая практика в системе профессионально- педагогической подготовки студентов // Материалы научной конференции. Ч. 1. Владимир, 1972.- С. 27-32.
4. Абдильдин М., Абишев К.А. Формирование логического строя мышления в процессе практической деятельности.- Алма-Ата: Наука, 1981.-211 с.
5. Абульханова Славская К.А. Деятельность и психология личности. -М.: Наука, 1990.-335 с.
6. Аганисьян В.М. Развитие творческого мышления студентов -педагогов // Вопросы психологии. 1982.- № 6. - С. 97-100.
7. Азарцева Л.С. Формирование основ профессионального мастерства будущих руководителей самодеятельных оркестровых коллективов в вузах культуры в процессе практики: Дис. . канд. пед. наук. М., 1988.-222 с.
8. Азаров Ю.П. Искусство воспитывать: Книга для учителя. 2-е изд., испр. и доп. - М.: Просвещение, 1985.- 448 с.
9. Алексеев А.Д. Методика обучения игре на фортепиано. Изд. 3-е, доп. - М.: Музыка, 1978. - 288 с.
10. Ю.Алексеев Б., Мясоедов А. Элементарная теория музыки. М.: Музыка, 1986.-240 с.11 .Алиев М.И. Межпредметные связи как условие активизации учебной деятельности студентов: Автореф. дис. . канд. пед. наук. Тбилиси, 1986.-21 с.
11. Аминев Г.А., Кудашев А.Р. Структура динамических показателей интеллектуальной деятельности студентов // Вопросы психологии. -1990.- №6.- С. 140-143.
12. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды. М.: Педагогика, 1980. -280 с.
13. Ананьев Б.Г. Комплексное изучение человека и психологическая диагностика // Вопросы психологии. 1986. - № 6. - С. 23-33.
14. Андреев И.Д. Теоретическое мышление: сущность и основные принципы. М.: Знание, 1982. - 64 с.
15. Арановский М.Г. Мышление, язык, семантика // Проблемы музыкального мышления. М., 1974.
16. Арнхейм Р. Новые очерки по психологии искусства. М.: Прометей, 1994.-352 с.
17. Архангельский С.И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерности, основы и методика. М.: Высшая школа, 1980.-234 с.
18. Арчажникова Л.Г. Профессия- учитель музыки // Книга для учителя. -М.: Просвещение, 1984. 111 с.
19. Асафьев Б.В. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании. 2-е изд. - Л.: Музыка, 1973.- 143 с.
20. Ахмешев Б.А. Становление личностной профессиональной позиции учителя музыки в процессе методической подготовки: Дис. . канд. пед. наук. М., 1995.- 124 с.
21. Бабанский Ю. К. Педагогический процесс. М.: Просвещение, 1983.
22. Бабанский Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса: Методические основы. М., 1982. - 192 с.
23. Багриновский М. Дирижерская техника рук. М.: ВУВД, 1947. - 296 с.
24. Бакланова Н.К. Психолого-педагогические основы профессионального мастерства специалистов культуры художественного профиля: Автореф. дис. . доктора пед. наук. М., 1997. - 54 с.
25. Бакланова Н.К. Профессиональное мастерство работника культуры: Учебное пособие для вузов культуры и искусств и пединститутов. М.: МГУК, 1994.- 118 с.
26. Баренбойм J1. А. Музыкальная педагогика и исполнительство. JI.: Музгиз, 1974.- 336 с.
27. Безбородова J1.A. Теория и методика дирижерско-хоровой подготовки студентов к музыкально-просветительской деятельности. М., 1996.
28. Беркман Т.Д. Музыкально-педагогическая подготовка учителей в педагогическом институте // Сов. педагогика. 1962. - №1.
29. Берков В.О. Гармония. Изд. 2-е. - М.: Музыка, 1970. - 672 с.
30. Бершадская Т. Лекции по гармонии. Л.: Музыка, 1985. - 240 с.
31. Бершадская Т. О методике преподавания гармонии в музыкальных училищах. Л.: Музыка, 1969. - 38 с.
32. Беспалько В.П., Татур Ю.Г. Системно-методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса подготовки специалистов: Учебно-методическое пособие. М.: Высшая школа, 1989. - 144 с.
33. Блауберг И.В., Юдин Э.Г. Становление и сущность системного подхода. М.: Наука, 1973. - 270 с.
34. Браже Т.Г. Из опыта развития общей культуры учителя // Педагогика. -1993,-№2.-С. 70-74.
35. Брушлинский А.В. Проблема развития в психологии мышления // Принципы развития в психологии. М., 1978.- С. 38-63.
36. Брушлинский А.В. Психология мышления и педагогическая практика // Вопросы психологии. 1969. - № 3. - С. 161-163.
37. Буй Конг Тхань. Развитие мелодического интонирования на скрипке в аспекте тоновой специфики вьетнамской речи: Дис. канд.искусствовед. Магнитогорск, 1998. - 212 с.
38. Бурьянек И.К. К историческому развитию теории музыкального мышления // Проблемы музыкального мышления / Под ред. М.Г. Арановского. М.: Музыка, 1974. - С. 29-58.
39. Валлон А. От действия к мысли. М.: Иностранная литература, 1956. -238 с.
40. Варфоломос А.Д. Пение в курсе сольфеджио. Д.: Музгиз, 1962. - 63 с.
41. Васильев В.А. Очерки о дирижерско-хоровом искусстве. Л.: Музыка, 1991.-118 с.
42. Васильев. И.А., Поплужный В.Л., Тихомиров O.K. Эмоции и мышление. М.: Изд-во МГУ, 1980. - 190с.
43. Вахромеев В. Элементарная теория музыки: Учебник. М.: Музыка, 1964.-252 с.
44. Венгловский В. Специфические особенности звукоизвлечения и звуковедения на медных духовых инструментах // Современное исполнительство на духовых и ударных инструментах: Сб.тр. Вып. 103.-М.: ГМПИ им.Гнесиных, 1990. 144 с.
45. Вербицкий А.А. Деловая игра как метод активного обучения // Современная высшая школа. № 3. - С. 130-131.
46. Ветлугина Н.А. Детский оркестр. М.: Музыка, 1976. - 96 с.
47. Ветлугина Н.А. Музыкальное развитие ребенка. М.: Просвещение, 1968.-414 с.
48. Вилковир Е.Б. Практический курс инструментовки для духового оркестра. М.: Музгиз, 1963. - 304 с.
49. Владимиров В., Оксер С. Музыкальная литература. -М.: Музыка, 1964.
50. Волобуева Л.С. Вопросы исполнительской подготовки учителя музыки // Межвуз. сб. науч. Трудов / Ред. А.И. Николаева. М.: МГПИ, 1982.-155с.
51. Восприятие и действие / Под ред. А.В.Запорожца. М.: Просвещение, 1967.-323 с.
52. Восприятие музыки / Под ред. В.Н.Максимова. М.: Музыка, 1980. -255с.
53. Выготский Л.С. Воображение и творчество в школьном возрасте. М., 1930.
54. Выготский Л.С. Педагогическая психология / Под ред. В.В. Давыдова. М.: Педагогика - Пресс, 1996. - 536 с.
55. Выготский Л.С. Проблемы развития психики // Собр. соч. в 6 т. М.: Педагогика, 1983. - Т. 3. - 367 с.
56. Гальперин П.Я. Введение в психологию. М.: Изд-во Московского университета, 1976. - 150 с.
57. Гальперин П.Я., Данилова В.Л. Воспитание систематического мышления в процессе решения малых творческих задач // Вопросы психологии. 1980.- №1. С. 31-38.
58. Гармония: Программа курса для студентов музыкальных специализаций / Сост. Иванченко Т.В., Мятиева О.М. М.: МГУКИ, 2000. - 48 с.
59. Гаук А.В. Мемуары. Избранные статьи. Воспоминания современников / Сост Гаук Л.П., Глезер Р.В., Милынтейн Я.И. М.: Сов. композитор, 1975.-263 с.
60. Гильбурд Г. Исполнительское искусство сфера проявления художественной идеи. - Томск, 1984.- 168 с.
61. Глинка М.И. Заметки об инструментовке. СПб.: Изд. Н.Финдейзена, 1895.-30 с.
62. Григорьев Л.Г., Платек Я.М. Евгений Светланов. Творческий портрет. М.: Музыка, 1979. - 32 с.
63. Григорьев С.И. Проблема университетского педагогического образования // Педагогика. 1994.- № 6.- С. 31-37.
64. Григорян К.К. Формирование психологической культуры специалиста в вузе // Совершенствование учебно-воспитательного процесса в вузе культуры. М.: МГИК, 1989. - Вып. 89. - С. 59-69.
65. Гриценко Ю.И. Роль объективных и субъективных факторов в исполнительстве на валторне // Современное исполнительство на духовых и ударных инструментах: Сб.тр. Вып. 103. Москва: ГМПИ им.Гнесиных, 1990. - 144 с.
66. Дирижерское исполнительство / Ред.-сост. Л. Гинзбург. М.: Музыка, 1975.-632 с.
67. Дмитревский Г.А. Хороведение и управление хором. Изд. 2-е. - М.: Гос.муз.изд-во, 1957. - 108 с.
68. Дмитриева М.С. Управление учебным процессом в высшей школе. -Новосибирск, 1971. 143 с.
69. Днепров Э.Д. Школа и общество // Новое пед. мышление / Под ред. А.В. Петровского.- М.: Педагогика, 1989.- С. 36-63.
70. Долматов Н. Музыкальная грамота и сольфеджио. М.: Советская Россия, 1962.-224 с.
71. Досжанов А. Эстетическое воспитание- веление времени // Средне -спец. образование. 1991.- №7.- С. 18-19.
72. Дубовский И.И., Евсеев С.В., Способин И.В., Соколов В.В. Учебник гармонии. М.: Гос.муз.изд., 1962. - 440 с.
73. Дунаева И.Д. Формирование дирижёрского мышления в процессе подготовки руководителей самодеятельных оркестров русских народных инструментов: Дис. . канд. пед. наук. -М., 1991. 153с.
74. Зелинский В. Курс гармонии в задачах. М.: Музыка, 1982. - 295 с.82.3ряковский Н. Общий курс инструментоведения. Симфонический оркестр и партитура. М.: Музгиз, 1963. - 544 с.
75. Ившина З.И. Инновационные формы воспитательной работы // Специалист. 1996.- №11-12. - С. 32-33.
76. Из истории музыкального воспитания: Хрестоматия / Сост: О.А.Апраксина. М.: Просвещение, 1990.-253 с.
77. Кабалевский Д.Б. Воспитание ума и сердца. М.: Просвещение, 1984. -96 с.
78. Каган М.С. Музыка в мире искусств. СПб., 1996.- 132 с.
79. Калмыкова З.И. Продуктивное мышление как основа обучаемости. -М.: Педагогика, 1981.-200 с.
80. Кан Э. Элементы дирижирования. Л.: Музыка, 1980.
81. Карастоянов А. Полифоническая гармония. М.: Музыка, 1964. - 160с.
82. Келдыш Ю.В. История русской музыки. М.: Музгиз, 1954. - 531 с.
83. Кириллова В., Попов В. Сольфеджио, часть I. М.: Музыка, 1971. — 328с.
84. Кобзев М.С. Психолого-педагогические основы профессиональной подготовки учителя // Советская педагогика. 1978. - № 9. - С. 87-92.93 .Ковалёв А.Г. Психология личности. М.: Просвещение, 1979. - 392 с.
85. Коджаспирова P.M. Культура профессионального образования педагога. М., 1994.- 206 с.
86. Колесса Н.Ф. Основы техники дирижирования. М.: Музична Украша, 1981.-208 с.
87. Коменский Я. А. Избранные педагогические сочинения. М.: Педагогика, 1939. - Т. 1. - С. 181.
88. Корнилов Ю.И. Мышление руководителя и методы его изучения: Учебное пособие. Ярославль: Яросл. гос. ун-т, 1982.- 77с.
89. Кротова Н.В. Воспитательная работа в клубном самодеятельном коллективе: Учеб.пособие.- М.: МГИК, 1987. 47 с.
90. Крутецкий В.А. Психология. М.: Просвещение, 1980. - 236 с.
91. Кузнецов В.Г. Теория и методика учебно-творческого процесса в любительских эстрадных оркестрах и ансамблях. М.: Музыка, 2000. -248 с.
92. Кузьмина Н.В. Способности, одарённость, талант учителя. Л.: Знание, 1985.-32 с.
93. Кузьмина Н.В. Методы исследования педагогической деятельности. -М.: Просвещение, 1979. 392 с.
94. Кулюткин Ю.Н., Сухобская Г.С. Мотивация познавательной деятельности. Л.: Педагогика, 1972. - 117 с.
95. Курс инструментовки для духового оркестра. I часть. Инструментоведение / Под общ.ред. Н.П.Иванова-Радкевича. М.: Госэнергоиздат, 1951.- 191 с.
96. Кхол И. Соотношение индивидуального и типичного в мышлении // М.: Наука, 1989.- С. 172-180.
97. Ланьков А.Н. Корея: будни и праздники. М.: Международные отношения. - 476 с.
98. Лаптев И.Г. Оркестр в классе? Да! Астрахань: Изд. Астраханского пед. ин-та, 1993. - 110 с.
99. Левин С.Я. Духовые инструменты в истории музыкальной культуры. Часть вторая. Л.: Музыка, 1983. - 190 с.
100. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М.: Изд-во МГУ, 1972.-575с.
101. Леонтьев А.Н. Проблема деятельности в психологии // Вопросы психологии. 1972.- № 9. -С.95-108.
102. Ш.Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. М.: Педагогика, 1981. - 186 с.
103. Лихачёв Б.Т. Педагогика: Курс лекций: Учебное пособие для студентов и слушателей ИПК и ФПК. М.: Прометей, Юрайт, 1998. -464 с.
104. Лихачёв Д.С. Нельзя уйти от самого себя. Историческое самосознание и культура России // Новый мир. 1994. - № 6. - С. 113-120.
105. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М., 1984. - 444 с.
106. Лук А.Н. Мышление и творчество. М.: Политическая литература, 1976.
107. Лукин А.Н. Преемственность и изменчивость в социокультурном развитии // Проблемы отечественной культуры и судьбы молодого поколения: Сб.тезисов. М.: МГУК, 1997. - С.72.
108. Лысань Г.А. Чтение партитур и инструментовка для духовых оркестров. -М., 1961. — 115 с.
109. Мазель JI.А. Статьи по теории и анализу музыки. М.: Музыка, 1982.-328с.
110. Максимов В.Г. О формировании профессионально-педагогического интереса// Советская педагогика. 1975. -№ 12. -С. 75-81.
111. Максимов Е.И. Русские народные оркестры и ансамбли: Автореф. дис. . .д-ра пед.наук. М., 1993. - 57 с.
112. Максимова В.Н. Межредметные связи как дидактическая проблема // Советская педагогика. 1981. - № 8. - С. 78-84.
113. Малько Н.А. Воспоминания. Статьи. Письма. Л.: Музыка, 1972. -384 с.
114. Малько Н.А. Основы техники дирижирования. М.-Л.: Музыка, 1965.-220 с.
115. Маркова А.К. Психологические критерии и ступени профессионализма учителя // Педагогика. 1995. - № 6. - С. 55-63.
116. Масалович С.Ф. Экспериментальные методики // Средне-спец. обр. -1991.-№6.-С. 8-9.
117. Маслоу А. Психология бытия. Пер. с англ. М.: Рефл-бук, К.: Ваклер, 1997.-304 с.
118. Матюшкин A.M. Вопросы методики экспериментального исследования психологических закономерностей творческого мышления // Научное творчество / Под ред. С.Р. Минулинского. М.: Педагогика, 1969.- С. 375-380.
119. Мейкшан И. Важнейшие свойства умственной деятельности. Рига: Звайцне, 1970. - 99 с.
120. Мелик-Пашаев А.А. Гуманизация образования: проблемы и возможности //Вопросы психологии. -1989.-№5.-С. 11-18.
121. Мерлин B.C. Очерк теории темперамента. Пермь, 1973. - 299 с.
122. Методика преподавания историко-теоретических дисциплин: Сборник трудов. Вып. XXVI. М.: ГМПИ им. Гнесиных, 1977. - 162 с.
123. Методы формирования музыкального мышления студентов заочников в процессе обучения: Метод, рек. / Отв. ред. Л.Г. Арчажникова. М.: МЗПИ, 1980. - 51с.
124. Моносзон Э.И. Комплексный подход к воспитанию важнейшее условие всестороннего развития школьников// Советская педагогика. -1977.-№4.-С.20-28.
125. Музыкальное воспитание в странах социализма / Сост. и ред. А.Л. Островского. Л.: Музыка, 1975.- 247 с.
126. Музыкальная педагогика. Исполнительство: Сб. статей. Вып.2 / Науч. ред. Зорилова Л.С., Сидорова М.Б. М.: МГУК,1998. - 229 с.
127. Музыкальная педагогика. Исполнительство: Сб. статей. Вып.З / Науч. ред. Зорилова Л.С., Сидорова М.Б. М.: МГУК, 1999. - 230 с.
128. Музыкальная жизнь. 2000. - № 8.
129. Музыкальная жизнь. 2000. - №12.
130. Музыкальная энциклопедия. В 6 т. / Гл.ред. Ю.В.Келдыш. — М.: Советская энциклопедия, 1976.
131. Мусин И.А. О воспитании дирижера. Л.: Музыка, 1987. - 248 с.
132. Мюллер Т. Полифония: Учебник. М.: Музыка, 1988. - 236 с.
133. Мысли, помогающие нам жить / Сост. В.П.Скородумова, А.И. Сутормин. М.: СП «Парамедикл», 1992. - 192 с.
134. Мясоедов А. Учебник гармонии. М.: Музыка, 1980. - 319 с.
135. Назайкинский Е.В. О психологии музыкального восприятия. М.: Музыка, 1972.- 383 с.
136. Нежинский О.М. Детский духовой оркестр. М.: Музыка, 1989. -128с.
137. Никандров Н.Д. Методологическое знание в педагогике. М.: Советская педагогика, 1984. - № 8. - 238 с.
138. Орлов А.А. Формирование педагогического мышления // Сов. педагогика. 1990. - № 1. - С. 82 - 86.
139. Осипова Е.К. Структура педагогического мышления основа проекта интеллектуализации педагогического процесса вуза. - Л.: Изд-во ЛГУ, 1973.-С. 72-73.
140. Основы педагогического мастерства / Под ред. И.А.Зязюна. Киев: Вища школа, 1987. - 208 с.
141. Островский А. Методика теории музыки и сольфеджио. Л.: Музыка, 1970.-296 с.
142. Павлов И.П. Условный рефлекс II Полн. собр. соч. 2-е изд. - М. - Л.: Изд- во АН СССР, 1951. - Т.З, кн. 2.
143. Пазовский A.M. Записки дирижера. М.: Музыка, 1966. - 562 с.
144. Педагогика: Учебное пособие для студентов пед. учебных заведений / Сост. В.А.Сластенин, Н.Ф.Исаев, А.И.Мищенко, Е.Н.Шиянов. М.: Школа- Пресс, 1988. - 512 с.
145. Петрушин В.И. Музыкальная психология. М.: Пассим, 1994. - 303с.
146. Пиаже Ж. Избранные психологические труды. Психология интеллекта. Генезис числа у ребёнка, логика и психология. М.: Просвещение, 1969. - 659 с.
147. Платонов Н.К. Проблемы способностей. М.: Наука, 1972. - 312 с.
148. Пономарёв Я.А. Психология творчества и педагогика. М.: Педагогика, 1976.- 280 с.
149. Пономарёв Я.А. Знания, мышление и умственное развитие. М.: Просвещение, 1967.- 264 с.
150. Пономарёв Я.А. Психика и интуиция. М.: Политиздат, 1967.- 256 с.
151. Практическая психология для преподавателей / Коллектив авторов под рук. М.К.Тутушкиной. М.: ИИД «Филинъ», 1997. - 328 с.
152. Психология: Учебник. М.: Проспект, 1999.- 584 с.
153. Радина К.Д. Эмоционально-нравственное воспитание личности. М., 1980.-168 с.
154. Радынова О.П. Музыкальное развитие детей: В 2 ч. — М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 1997. 1ч.- 608 с; 2 ч. — 400 с.
155. Ражников В. Диалоги о музыкальной педагогике. М.: Музыка, 1994. - 139 с.
156. Развитие самостоятельной и творческой активности учащихся в обучении // Под ред. И.Т.Огородникова. М., 1971.-327 с.
157. Рапацкая Л.А. Основы общехудожественной подготовки учителя музыки: Учебное пособие по курсу «История русской музыки». М.: МГОПУ, 1996. - 146 с.
158. Рапацкая Л.А. Формирование художественной культуры учителя музыки в условиях высшего музыкально-педагогического образования: Дис. . д-ра пед. наук. -М., 1991. -450 с.
159. Режиссура и мастерство актера (классические основы): Программа для студентов I и II курсов. М.: МГУКИ, 2001. - 51с.
160. Республика Корея: карманная энциклопедия / Сост. С.В.Волков, Т.М. Симбирцева. М.: ИД «Муравей-Гайд», 2000. - 512 с.
161. Решетова З.А. Психологические основы профессионального обучения. М.: Изд-во МГУ, 1985. - 208 с.
162. Римский-Корсаков Н.А. Основы оркестровки. М. - Л.: Музгиз, 1946.- 123 с.
163. Римский-Корсаков Н.А. Практический учебник гармонии. Л.: Музгиз, 1949.- 172 с.
164. Рогаль-Левицкий Д.Р. Беседы об оркестре. М.: Госуд. муз. изд., 1961.-288 с.
165. Розанов В.В. Сумерки просвещения / Сост. В.Н.Щербаков. М: Педагогика, 1990. - 642 с.
166. Рубинштейн С.Л. О мышлении и путях его исследования. М.: Изд-во АН СССР, 1958.- 147 с.
167. Румянцева З.В. Формирование профессиональной готовности учителя к музыкально-педагогической деятельности в школе: Дис. . канд. пед наук. М., 1987.
168. Рябов В.Ф. Искусство как общественная потребность. Л.: Музыка, 1977.- 165 с.
169. Савицкая Э. Закономерности формирования модели культурного человека// Вопросы философии. 1990. -№ 5. - С. 61-74.
170. Сайгушина О. Художественный образ в творчестве музыканта-исполнителя. Л.: Музыка, 1980. - 208 с.
171. Сергиевский В. Путь к творческому мышлению // Вестник высшей школы. -1991.-№7.-С. 12-15.
172. Серединская В.А. Развитие внутреннего слуха в классе сольфеджио. М.: Музгиз, 1962. - 92 с.
173. Сеченов И. М. Рефлексы головного мозга. М.: АМН, 1952. - 232 с.
174. Симонов П.В. Диагностика личности и профессионального мастерства преподавателя: Уч. пособие для студентов педвузов, учителей и слушателей ФПК. М.: МПА, 1995. - 192 с.
175. Скребкова О.Л., Скребков С.С. Практический курс гармонии: Учебник для вокальных факультетов консерватории. М.: Гос.муз.изд-во, 1952.-200 с.
176. Скребков С.С. Художественные принципы музыкальных стилей: Музыка и современность. М.: Музыка, 1973.- Вып. 3. - 440 с.
177. Сластенин В.А. Гуманитарная культура специалиста // Магистр. -1991. -№ 1.-С. 16-25.
178. Сластенин В.А. Проблемы подготовки учителя в советских психолого-педагогических исследованиях // Сов. педагогика. — 1978. -№1.-С. 86-94.
179. Сластенин В.А. Формирование личности учителя советской школы в процессе профессиональной подготовки. М.: Просвещение, 1976.-160с.
180. Смирнов С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности. -М.: Аспект- Пресс, 1995.- 271 с.
181. Совершенствование подготовки учителя музыки на музыкально-педагогическом факультете: Сб. науч. трудов / Отв.ред. Н.Н.Немыкина. -Свердловск, 1991. 127с.
182. Совершенствование процесса профессиональной подготовки учителя музыки в условиях высшего педагогического образования: Сб. науч. трудов / Отв. ред. Л.Г.Арчажникова. М.: МГЗПИ, 1982. - 170 с.
183. Современная школа: опыт, проблемы, поиски: Сб. научн. трудов / Сост. И.И.Валеева. М.: МПА, 1997.- 124 с.
184. Сокол О.В. Формирование музыкально-педагогических умений руководителей самодеятельных коллективов: Дис. . канд.пед.наук. -М., 1989.- 168с.
185. Сольфеджио: Программа курса для культ.-просвет. факультетов институтов культуры. М.: МК РСФСР, 1976. - 45 с.
186. Сон Син Чжун. Корейская опера. Национальная идея и мировой опыт: Дис. . канд. искусствовед. СПб., 2000.
187. Сохор A.M. Логическая структура учебного материала- М.: Педагогика, 1974. 192 с.
188. Степанов А.А. Методика преподавания гармонии. -М.: Музыка, 1984. -134 с.
189. Сухова Л.Г. Педагогические принципы Н.Г.Рубинштейна и их реализация в современной практике преподавания музыки: Автореф. дис. . канд. пед. наук. М., 1997. - 26 с.
190. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. Киев: Народная асвета, 1981.
191. Талызина Н.Ф. Совершенствование обучения в высшей школе // Сов. педагогика. 1973. - № 7.
192. Тарасов Г.С. Проблемы музыкального мышления и воспитания // Вопросы психологии. 1973. - № 1. - С. 186-190.
193. Тарасова Е.В. Онтогенез музыкальных способностей. М.: Педагогика, 1988. - 176 с.
194. Татур В.Ю. Тайны нового мышления. М., 1990.- 200 с.
195. Тельчарова Р.А. Уроки музыкальной культуры: Из опыта работы. -М.: Просвещение, 1991. 154 с.
196. Теплов Б.М. Избранные труды: В 2 т. М.: Педагогика, 1985,- Т.1. -329 с.
197. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей // Проблемы индивидуальных различий. -М.: АПН РСФСР, 1961. -С.39 251.
198. Терентьева Н.А. Теоретические основы высшего музыкально-педагогического образования. СПб.: РГПУ им. Герцена, 1995. - 80 с.
199. Тилес Б.Я. Дирижер в оперном театре. Л.: Музыка, 1974. - 88 с.
200. Тихомиров O.K. Психология мышления. М.: МГУ, 1984.- 270 с.
201. Трубецкая А.В. Тезаурус как необходимый компонент формирования творческой индивидуальности студента // Актуальные проблемы музыкальной педагогики. М.:МГУК, 1997. - С.27-28.
202. Тюлин Ю., Привано Н. Учебник гармонии. М.: Музыка, 1964. -436с.
203. Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания // Пед. соч. в 6 т. / Сост. С.Ф.Егоров. М.: Педагогика, 1990. - Т.1. - 639 с.
204. Ушинский К.Д. Избранные пед. сочинения: В 2 т. М.: Учпедгиз, 1939.-Т.1.-639 с.
205. Фейгин М.И. Индивидуальность ученика и искусство педагога. Изд. 2-е. - М.: Музыка, 1975. - 110 с.
206. Фомин А. Духовая музыка на новом этапе развития музыкального искусства // Современное исполнительство на духовых и ударных инструментах: Сб.тр. Вып. 103. М.: ГМПИ им.Гнесиных, 1990. -144с.
207. Формирование музыкально-исполнительского мастерства. М.: МГПИ, 1981.- 158 с.
208. Фридкин Г. Музыкальные диктанты. — М.: Музыка, 1981. 208 с.
209. Фридкин Г. Практическое руководство по музыкальной грамоте. -М.: Музыка, 1968. 290 с.
210. Фромм Э. Психоанализ и этика. М.: Изд-во Республика, 1993. -415с.
211. Хайкин Б.Э. Беседы о дирижерском ремесле: Статьи. М.: Сов.композитор, 1984. - 240 с.
212. Халабузарь П., Попов В. Методика музыкального воспитания. М.: Музыка, 1990. - 173 с.
213. Цыпин Г.М. Музыкант и его работа: Проблемы психологии творчества. М.: Советский композитор, 1988. - 384 с.
214. Цыпин Г.М. Проблема развития обучения в преподавании музыки: Дис. . доктора пед. наук. М., 1977. - 382 с.
215. Черватюк П.А. Гармоническое сольфеджио и методика его преподавания: Уч.-методическое пособие. Краснодар: Краснодарское кн.изд., 1983. - 64 с.
216. Черватюк П.А. Научно-методические основы преподавания гармонии системой алгоритма. М.: Сов. композитор, 1990.- I часть - 120 е., II часть - 320 с.
217. Черватюк П.А. О методике преподавания гармонического сольфеджио. Майкоп: Адыгейское отд-е Краснодарского кн.изд., 1973.-40 с.
218. Черватюк П.А. Развитие музыкального слуха и других музыкальных способностей учащихся в классе сольфеджио. — Краснодар: Краснодарское кн.изд., 1982.-31 с.
219. Чтение партитур: Программа по специальности 05.11.00 «Дирижирование» / Сост. А.А.Крючков, Черных А.В. — М.: МГУКИ, 1996.- 13 с.
220. Чулаки М.И. Инструменты симфонического оркестра. М.: Музгиз, 1956.-188 с.
221. Шамина JI.B. Работа с самодеятельным хоровым коллективом. — 4-е изд. М.: Музыка, 1988. - 173 с.
222. Шапошникова М. Постановка амбушюра саксофониста // Современное исполнительство на духовых и ударных инструментах. Сб.тр. Вып. 103. М.: ГМПИ им.Гнесиных, 1990. - 144 с.
223. Шатова Г.И. Исследовательский подход в управлении школой. М.: АПИЦИГП, 1992.-64 с.
224. Шацкая В.Н. Музыкально-эстетическое воспитание детей и юношества. М.: Педагогика, 1975. -200 с.
225. Шендерович Е.В. В концертмейстерском классе: Размышления педагога. М.: Музыка, 1996. - 206 с.
226. Штейнпресс Б. Музыка XIX века. М.: Сов.композитор, 1968. - 487с.
227. Щукина Г.И. Педагогические проблемы формирования интересов учащегося. М.: Педагогика, 1988. - 208 с.
228. Эльконин Д.Б. Психология игры. -М.: Просвещение, 1979. 304 с.
229. Юдин А.П. Новый музыкальный материал в структуре обучения музыкальному искусству: сущность, методы учебной работы намузыкально-педагогических факультетах: Дис. . канд. пед. наук. М., 1990.- 175 с.
230. Якобсон П.М. Чувства, их развитие и воспитание. М.: Знание, 1976. -64 с.
231. Яковлев В. Избранные труды о музыке. М.: Советский композитор, 1970. -Т.2.-450 с.
232. Яконюк B.JI. Музыкант. Потребность. Деятельность. Минск: МГК, 1993.-146 с.
233. Якунин В.А. Психология учебной деятельности студентов. — М. — СПб.: Логос, 1994. 167 с.