Темы диссертаций по педагогике » Теория, методика и организация социально-культурной деятельности

автореферат и диссертация по педагогике 13.00.05 для написания научной статьи или работы на тему: Становление и развитие самодеятельных оркестров и ансамблей гармоник

Автореферат по педагогике на тему «Становление и развитие самодеятельных оркестров и ансамблей гармоник», специальность ВАК РФ 13.00.05 - Теория, методика и организация социально-культурной деятельности
Автореферат
Автор научной работы
 Варламов, Дмитрий Иванович
Ученая степень
 кандидата педагогических наук
Место защиты
 Москва
Год защиты
 1994
Специальность ВАК РФ
 13.00.05
Диссертация недоступна

Автореферат диссертации по теме "Становление и развитие самодеятельных оркестров и ансамблей гармоник"

ООКОВСКИИ ГОСУДЛРСШ'ЖНЙ ИНСТИТУТ КУЛЬТУРЫ

рр^ фд На правах рукописи

ВАРЛАМОВ Дмитрии Иванович

СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТ!®. С АВДЙШЛШЫХ ОРКЕСТРОВ И ЖАМБПЕЙ ГАРШИК ' (На материалах Поволжья)

13.00.05 - Теория, методика и организация кул ьтурн О-ППОС ВС т;: то л т ой

ЛОЯТ'ОЛЫЮСТИ

Л в т'о р о ф е р а т диссертахрш-на соискание ученой степени кандидата педагогических наук

Москва - 1994

Работа выполнена на кафедре социально-культурной деятельности Московского государственного института культуры.

НаучниН руководитель

- Заслуженный деятель искусств России,доктор педагогических нау профессор К.И.Максимов

О фи ци чл ьн ш о шюн е н ты

- доктор педагогических наук, нро&зссор Т.И.Бакланова

Ведущая организация

- кандидат педагогических наук, доцент А.П. Юдин. .

- Самарский государственный инотит; искусств и культуры.

Защита состоится " /У"./-'/Лр^■ 1994 г. в /у* ч;юо» на заседании сп еп,и али зи р о ваш I о т1 с о гад та К.002.07.01 по иркоу^кдению ученой степени кандидата наук в.Московском государственном институте культур к по адресу: .141400, Московская обдасть, Хипкп-б, ул.Библиотечная,7«

С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке института.

Автореферат разослан " 1994 года.

Утопий секретарь специализированного совета кандидат педагогических наук,

доцент

_Э.И.Нетрот)а

Актуальность исследования.. В современном общества ощущаются . большие потери духовных и культурных ценностей, что требует зиа-~ чительных устий, направленных на восстановление национального опыта и традиций русского народа. В этих условиях особую значимость приобретают работы, иоторка а той шш иной степени решшот э ти проблемы.

В центре взимания большинства исследований остается человек и его духовкий мир. Вопросы воспитания и образования всегда были актуальны и своевременны, равно гак и средства, помогающие обогащению личности. В этой широком аспекте проблем одно »з важных направления занимает самодеятельное художественное творчество, в том числе и гф'зыкальноа непрофессиональное йзкусство. Его органичной час.тыо являотся народная янотрушнтальная музыка,епдцифн-ка и доступность которой являют действенное средство воздействия на самые широкие массы народа.

Одну из форм народного музыкального искусства, точнее, составную часть национального"оркестра русского' народа,представляют наиболее распространенные, еа следовательно, и такие действенные коллективный формирования, как оркестры и ансамбли гармоник. Основой, которая способствует распространению этого вида исполнительства, являотся популярность разновидностей гармоники в народе, их высокие художественные возможности. Самки своим существованием на протяжении более века оркестры и ансамбли гармоник доказывают соответствие социальным потребностям общества.Коллективы исполнителей на разновидностях гармоники является носителями неродных традиций и популяризаторам художественного творчества народа. Именно в этом заключается их важнейшая социальная роль.

К сокалению, глубокие процессы преобразований в художественной самодеятельности, вызванные объективно меняющимися потребностям обисства, .мало коснулись исследуемого жанра:

- по-прежнему основное внимании в оркестрах и ансамбл :х уделяется совершенствованию <$орм и методов учебной работы, ловшю.чию исполнительского мастерства, тем самым полный-приоритет отдаётся гносеологической функции самодеятельного коллектива в ущорб гедонистической и коммуникативной, сегодня не менее важным;

- несмотря на постоянное повышение худоаествешю-выразьтслд--нкх возмоглостей коллективов их уровень пока на соответствует соч-рзг.!й:шим требованиям; одна из причин этого явления - затянувшийся процесс становления структур»! ог.кгст^а;

- злободневными остаются вопросы развития репертуара и, в парную очередь, создания высокохудожественных оригинальных произведений, доступиих'для исполнения широкому кругу оркестроь и ансамблей.

Следствием этих процессов является снижение устойчивого интереса к данному виду музицирования. В условиях конкуренции с другими копрами самодеятельности и профессионального искусства . -решение I изданных проблем является делом первостепенным.

Та\«г образом, повсеместное распространение оркестров и ап-оомг'ллй г/фчо.ч^., их роль в воспитательной и художествояно-прос-вэтител^ил'. роботе гак пропагандиста национальной культуры н на-•"уЬйх трэда/зга вместе с тем, современные, проблемы яанра, а также недостаток теоретических разработок, изучающих оркестры и ансамбли гармоник как форму самодеятельного творчества, доказывает актуальность томи исследования и необходимость её научного ре-

ВйШМ.

Степан!, разработанности проблем». Роботы по изучению гармоники и её разновидностей начались в нашей стране в конце 20-х годов XX века. Результаты этих исследований отражены в материалах комиссии по усовершенствованию гармоник Государственного института музыкальной неуки (ПИ1). Б 30-х годах вь'шло несколько работ | АД.Новосельского, посвященных, в основном,- тэхнолегпи инструмента и организация кассового производства гармоник.

В 50-60-а годы начали разрабатываться методический вопросы организации коллективного исполнительства на гармониках, репертуара ,техники переложения для ансимбля баянистов (С.Н.Рубинштейн, Б.М.СтраннолюбскиЙ). Велись исследования истории гармоники (Г.". Благодатов, Л.Гурвич, А.Ы.Мирек),в том числе ансамблевого музицирования. Главную задачу, которую выполняли работы этого периода, кокно определить как методическое обеспечение деятельности .многочисленных коллективов, остро нуждающихся в практической по-иощи.

В современной научной литературе достаточно подробно изучена история оркестров и ансамблей гармоник, накоплен определённый фактический материал ой их деятельности, даны конструктивные характеристики инструментов, разработаны отдельные методические вопросы организации работа коллективов.

Но тории развития баяна и аккордеона, сольного и коллективного язводнительства па розаевдмостях гармоники и современному, до '■ ъо-отоянию оркестров в ансамблей гармоник посвящены

труду Е.Юоксимова и А.М.Мирака. Особый интерес для нашего исследования. представляет изложенный в них фактический материал о деятельности самодеятельных и профессиональных орксстров и он- . оамбляй гармоник за сто лет их существования.

Современные проблемы развития коллективного исполнительства на гармоника?: рассматриваются в работах В.М.Зиновьева и НчИ.Рязо-ля. В них анализируются вспросн монотембровости,репертуара, составов. '

Вместе с там, в специальной литературе недостаточно изучено место оркестров и ансамблей гармоник в классификации жанров искусства я самодеятельного" творчества,- ш воспитательны'! и худо-кествзнннЗ потенциал, тзорзтлческиа вопроси функционирования и тенденции развитая. Кромо того, работа по истории огкестроэ и ансамблей гармошж носят, преимущественно, этюател.янй характер и но затрагивают детерминированных связей в развитии объэкт-э, а значвтолашв взнвнекня, произоивдовв в этом вадо инструментальной ыузнтш в 7б-80-е года?, кзло проанализирован« в сопрошнной лято-рагура. Лктумхность прсбдог'л я недостаток теоретически разработок обусловили ьибор 1е;.а исследования.

Объектен его шя:<штая оркестра л шепгйот гзр?.»ник как вид оамодоятюшгаго художественного- ^творчества, преду а том - процесс их становления я развит;:-?.

Цель .доследования: ?>»«п8И*ь к науд'.о обосаоьать эакономвр-аоота сгаяогсгечпя н развитая саотдоятвлшлс бркестрзя и ансамблей гор'хншк. ■

В ходе гсслодовакид решалась слодукдас эздйНЕ:-

- изучи:.* п ссстадоггодошть кззорпэ оркестроз к аисекбдс.й гарконвк, ахи? работа сргреихтш коллвктквоя х» на ,кх основе ог-ределззть оскоелкз затоиокоршкгтя фуииксниро^аняя'Сйт.эята, проб-ломи а ';ендендкк разлитая?

- вкявкть специфику са:.яздвягзльнкх оркестров н ансамблей гаркояик как вкда коллекккаого Еспогшитбльсува русских народ;: их инструментах;

~ разработать для руководителей коллективов гговуи катоднку пягзщроваякя я орштоекп вегтюатвжмгой работу, свояве^вую" щу» современны,! условиям, и акшедояпгаявд» авроб?; задать ее эф-йоз:таЕ30сть;

~ обосяогзгь агрспзктешыэ направления я .вкрасотать намди-псскиа рекокаддеагя во сомряенсгаоваш» худозсественно-йсяол:,?;-твльской дтзятвянюети оркестров к аксамблой гармоник«

Методологической и теоретической основой исследования являются труды по рлософии, культуре, образованию и воспитанию.

. Исследование опиралось на теорию развития личности и коллектива, получившую обоснование в работах Ю.П.Азарова, Ю.К.Бабанско-го, Б.Т.Лихачёва, А.С.Макаренко, Г .Л .Смирнова, В.А.Сухомлинского и методолопго научного познания культура и искусства в трудах Б.В. Асафьева, М .С .Кагана, Л .Н.Когана, А.Н.Сохора и др.

Характер исследования потребовал изучения большого круга научной Л1т<зратуры по проблемам народности искусства и теории народности музыкального инструмвнтария,в ■ частности,работ А.А.Агажа-ковп, Ю,Е.Бойко, Г.О.БританоЕа, И.В.Мацяевского, а также зарубежных учёных Л .Белявского, И.Мачака, Э.Штокмана, О.Эльшека.

Теоретическую основу диссертации составили исследования кол-л;ж?.^ного исполнительства на русских народных инструментах в работах В.В.Андреева, С.В.Борисова, К.А.Верткова, М.И.Имханицкого, В.Б.Попонова, В Л .Розанова, А.М.С тороженко, Ю.Н .Еишокова и других авторов. Кроме того», были проанализированы труда по истории и современной практике музицирования на разновидностях гармоники В.Р. Завьялова, В.М.Зиновьева, Е.И.Максимова, А.М.Мирека,- Н.И.Ризоля, а такяо теории культпросветработы в исследованиях ИЛ .Ерошенкова, Ю.'Д.Красшшшкова, А.С.Каргина, Е.И.Смирновой,, Ф.А'.Соломоника, Ю.А.Стрельцова.

Существенное место в диссертации занимает использование и творческая разработка идей, сформулированных в ходе изучения различных яшров самодеятельного и профессионального искусства К.Х. 'Аджемовым, Н.С.АгамовоЗ, Т.И.Баклановой, К.А.Барсовой, Д.Д.Благим, А.Д.Готлибом, ¡0.В .Капустиным, В.В.Квлдтем.Н.И.Нароиюй, Б.а.Чайанным и др.

Методика исследования..Данное диссертационное исследование проводилось на протяжении 10-ги лег, носило теоретико-экспериментальный характер, определялось поставленными задачами и включало чвтире условн¡а этапа.

Базами исследования били избраны оркестры и ансамбли гар-гэник региона Поввляья - 54 соврэлюнных коллектива Волгоградской, Нижегородской, Оренбургской, Самарской,. Саратовской и Ульяновской обл&стоЯ, а такте 6 выборочно из различиях районов с граны, с общим «пело« участников более ШЗО человек. Кроко того,в диссертации кл-.м:ьэо:«-н«- г«зличнея информация о деятельноетг более чем 50-ти 1-„,!..!:гткн1Г.ц-';'йх ранее к сокреиошюс оркестров и ансамбле»" гарно-

Широкая постановка педагогических и художественных проблем потребовала изучения не только самодеятельных, но и учебных коллективов, т.к. многие вопросы функционирования являются для них-общими. Разнообразная выборка оркестров и ансамблей гармоник позг волила выявить общие закономерности и тенденции в развитии вида.

На первом этапе осуществлялась теоретическая разработка проблемы: анализ литературных источников по проблемам худокест- ■ венной самодеятельности, с целью выявить закономерности функционирования и тенденции развития объекта, его взаимодействие о другими жанрами. Собирался эмпирический материал с помощью специально разработанного диссертантом социального паспорта оркестра гармоник, в котором отражены социальные портреты руководителей и участников, организация учебной и воспитательной работы, творчос-ки-исполяитвльская деятельность, инструментальный состав, репертуар, организационно-материальное обеспечение, традиции и задача коллектива. ;

Определялись принципы, формулировались цель к задачи,разрабатывались программа и инструментарий исследования.

На втором этапа проанализированы социальные паспорта коллективов (60), документы, отражавшие деятельность оркестров и ансамблей - дневниковые записи, афиши, газетные и курнальньа рецензии, рефераты, - проведён лилотаянкй эксперимент и экспертный опрос ве-душих деятелей народно-ннструментальйого искусства (15 человек).

На третьем этапа проводился педагогический эксперимент. Опытно-экспериментальная работа осуществлялась последовательна на протяжении трёх периодов: - констатирующемдиагностика исходного состояния воспитательной работы в коллективах и уровня эф- ... фективности деятельности руководителей и участников; - формирующем - ачедрение новой методики планирования воспитательной работы и контроль за целенаправленностью деятельности руководителей; -проверочном - диагностика итогов эксперимента.

Эксперимент проводился на базе Саратовского областного научно-методического центра культуры. Кроме того, опитао-зксперимен-твлшая работа по выявлению художественных возможностей оркестров и ансамблей гармоник к наблюдение за теоочоскдм развитием учэтт-иикоа проводилась в учебных'коллективах Самарского государотв«г<-пого института культуры (1985-07 гг.) и Саратовской государственной консерватории им.Л.В.Собинова (1963-92 гг.), руководителем которых являлся диссертант.

Иа чотг''ргом этапе лодгед.ипмь итогл кесл.иоэаншг, Лчрэгп-

_ б -

-.зеки обосновывались результаты опытно-экспериментальной работы, анализировались современные тенденции развития, разрабатывались пути совершенствования работы пимодоятшшшх оркестров и ансамблей гармоник, внедрялись результаты исследования в практику.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования состоит в следующем: .

. - применён комплексный подход в изучении оркестров и ансамблей гармоник, рассматривающий педагогическую и художественную деятельно :ть коллективов в неразрывном единстве, взаимосвязи и взаимообусловленности;

- систематизированы .многообразные виды оркестров и ансамбле!! и пувдд<псона их' кла«- чи кадия по трем различным признакам: форм организация, шшр&аяуиноогя работа и составу;

прогедмш коррекция понятия народности музыкального инструментария, сущность которого заключается в постоянном возрастании социального фактора и трансформации его из этнографического в культурологическое; обоснована принадлежность исследуемых'коллективов к жанру исполнительства на русских народных инструментах;

- выявлены основные закономерности и тенденции развития самодеятельных оркестров и ансамблей гармоник, специфика их Функционирования, которая заключается: в своеобразии форм функционирования, в. национальной окраске социальных функций, в особенностях становления структуры оркестра и его репертуара; .

- разработана новая методика планирования и организации воспитательной работы в самодеятельном оркестре, основанная на единстве' целей и задач на различных этапах работы коллективов, принципов1 воспитания и подсистем целостного процесса (социально-психологической, духовно-личностной и технологической);

- выработана система оценок эффективности педагогического эксперимента, проведенного по новой методике, сущность которой-в нетрадиционном применении коэффициента корреляции, в использовании его для определения меры связи в появлении одинаковых признаков, но з двух различных условиях;

- обоснованы важнейшие требованиям формированию инструментального состава оркестра и релертуара; к ним откосятся: развитие тенденции к расширению тэмброво-шразкгальных и художественных возможное тай я, одновременно» сохранение жанровой чистоты вида..

Практическая .значимость состоит в том, что исследование позволило разработать конкретные методические рекомендации по сопор-еекегвоаана» деятельности изучаемых коллективов. Вь-юды и продло-

иония, излошшнв в диссертации, нашли применение в практике работ» оркестров и пнсомблой Самарской и Саратовской областей. Ма ториалн исследования используются а курсе лезший по истории исполнительства на русских народных инструментах и оркестровом ■ классе Саратовской государственной консерватории им.Л .В .Собинова и музыкальном учтите.

Апробация работа. Ход исследования, основные положения диссертации, теоретические выводи и практические рекомендации сообщались автором на научных конференциях: Международной (Москва, ноябрь 1992 г.), Всесоюзной (Ульяновск, май 1979 г.),региональной (Москва, декабрь 1937 г.), областных (Куйбышев,алроль 1985, март 1987, апрель 1988, май 1989 г.), внутрипузовегак (Куйбышев, КШ(, 1977-86 гг.), о такта региональных и областных методических семинарах клубню: работников и преподавателей отдЛлов народных инструментов (Оренбург, апрель 1981 г., Куйбышев, февраль 1987 г., Саратов, фовраль 1993 г.). . '

Структура работа. Цель к задача исследования определили логину композшшовното поогрошсач дгявсертатга» которая состоит из введения, двух глав: "Оркестру и'ансамбли гармоник как специфический вид коллективного исполнительства на русских нйроднкх инструментах" и "Яаучно-методпчоскиэ основы соверяенг.таотшил работы самодеятельных оркестров и яислмблэй гармоник", заключения и списка использованной литературу. .'

3 первой главе даётся анализ оркестров и ансамблей гармскяк кок самобытного явления отокоотаенной культура, рассматриваются гаорвгтюокие вопроса их Фушашонкрогания, определяются зажопо-мсрноста стпяовявнпя и развитая а различные хгсторЕ'тзскив парно-. .. дн, анализируются современное состояние и тенденции.

Комплошю» изучение объекта "потребовало включения в структуру второй главы трёх параграфов, соответствующих направлениям исследования: педагогический процесс, художественно-исполнительская доятехьнс'сть и репертуар.

В заключении диссертации даются выводы.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДССЕРТАВДИ

Во введении обосновывается актуальность темы, анализируется степень её разработанности, определяются цель, задачи, объект, предмет исследования, раскрывается научная новизна,теоретическая к практическая значимость, характеризуются этапы и методы работы.

Первая глава состоит из трёх параграфов. Первый параграф посвящён теоретическому анализу-объекта исследования определению границ и содержания понятия - оркестр или ансамбль гармоник и форм их функционирования, классификации многообразных коллективов, расгоктто системы взаимодействия социальных функций, разработке по.шгяя народности музыкального инструментария и докаэа-' тольств/ пр1шад.1года6сти исследуемых коллективов к канру народного исполнительского искусства, выявлению их специфики.

Лвтор показывает, что оркестры и ансамбли гармоник являются сдной из разновидное гей исполнительства на русских народных му- . зыкальных инструментах. К данному вэду относятся любые коллективные формирования,в состав которых входят инструменты семейства гармоник - баяны, аккордеоны, тембровые, оркестровые либо фольк-_ лориые гармониг® - и представляют в них основную группу.

Разработка понятия народности инструментария показала, что. в определении отношения музыкального инструмента к группе народных всё большее и'решающее значение приобретает социальный компонент, что главным является не его происхоадение и даже не распространённость, а его роль в истории народа, в отракенки и выражении социальной сущности нации. Гармоника в процессе своей эволюции' ярко отразила особенности национальной культуры,в развитии которой, одновременно, сыграла значительную роль. Совершенствование художественно-исполнительского уровня на разновидностях гармоники происходило шесте с повышением их социального статуса и потому эти инструменты относятся к группе народных,а оркестры и ансамбли гармоник - к разновидностям коллективного исполнитель ства на русских народных музыкальных инструментах.

В диссертации показаны различия и общность самодеятельных, ."тебйых и профессиональных коллективов, проанализированы многообразные функциональные связи в различных по'форме организации самодеятельных и учебных'оркестрах и ансамблях гармоник,выделена центральная функция - социально-педагогическая. Сопиальнай йгпак? .заключается в деятельности изучаемых коллективов так ор-гшкасигв воспитания личности, .как-носителей яацяойгдшшх'тра-

;иций и пропагандистов культуры народа. Педагогический - в кон-дан трации воспитательного и образовательного содержания во всех ¡ддах и формах работы. В конечном счёте, именно в педагогической функции раскрывается главное еоциачьноо предназначение самодоя-•ельных оркестров и ансамблей гармоник, поэтому автор рассмзтри-*ает их социально-педагогическую ¡функцию как метасистему по отно-|ению ко всем другим.

Отношение исследуемых коллективов к;дару народного исполни-:ельского искусства выделяет их специфику в реализации социсдьно-[едагогическоА функции, которая заключается: в своеобразии форм . >ункционированпя, в национальной окраске социальных функций, в особенностях становления структуры ор; :стра и его репертуара, в воеобразии закономерностей и тенденый развития.

Во втором параграфе предпринята лопытка анализа историческое закономерностей развития оркестров и ансамблей гармоник,как •енот на которой формируются современные тенденция.

Автор доказывает объективность процессов создания в последуй трети XIX века в России народных оркестров и ансамблей, покя-оывает •причины-объединения в коллективы исполнителей на гармони-' юх не гак случайные, а как естественный путь реализации социальна потребностей и художественных возшшюстей исполнителей.Обо-:Новывается положение о том, что оркестры и ансамбли гармоник ото времени выполняли различные функции и представляли собой дао временно клуб, учебно-методический центр и концертную оргзтг-1эцию. На этом основании утвергщается об относительном равног.еспи 1 значении и реализации их социальных функций.

Впоследствии, в связи с изменявшимися ОбЕЗСТЕЗННО-ИСТОрПЧОС--шми условиями и в соответствии с внутренними процессами развитей сакра, происходили изменения внутри социальных функций коллекти-юв. Так, сложившееся в 20-х годах нашего столетня противоречие юзду необходимостью выполнить важную задачу подъема культуры пагода и невозможностью едзлать это существовавшим:; в то время хупо-сественно-исполпнтельскиш ресурсами оркестров и ансамблей гармо-1ик,' объективно легло в основу смещения актантов мезду социальным функциями исследуемых коллективов в пользу гносеологической в сультурно-проовэтительиой. Однако, центральная - соцкалыга-пздого-тачеокая функция - оставалась вэдуаей на всех этапах истории.

Стремление к объединению и развитии стало осиовоползг-вшвЗ 18кономерностью функционирования оркестров и ансамблей гармония, 'на проявилась в росте составов коллапглъоп, уволкчоняк ях тр.гя-

чпстио и раоккпвиш; контактов на можголлоктивпоМ урошо. Результатами.его стали: совершенствование О^орм и методой работы, повышенно про-[ясспокс1льного мастерства руководителей, участников и в целом коллективного исполнительского уровня.

Б художоствениой деятельности с:«л постоянный процесс поис-"ков оптимашю!' структуры оркестра, поправленный на преодоление монотекбровести и уняйзканир 'составов, на усовершенствование инструментария, освоении жанрового многообразия репертуара.

На ршлмизэ оркестров и ансамбля!! гармоник оказывали сушост-шпноо аяйшщо три фактора, которые, с одной стороны, отрадакт сп?.ц:;угку в w го ыда исполнительства и тондопции развития, с дру-roll - сбликакт его с тред;шкошшуд яанраки фольклора. Это: саморазвитие в творчества (основной движущей силой развития коллективного исполнительства mi пнрмониках является творчество самих* "нуосдни'-:ов") ; многообразие конструкций инструментов одного вида и, отсюда, многовариантность составов; отсутствие профессиональных оркостроя гармоник.

Б третьем параграф аналпзгфугтел организация, содержание и Термы работы современных оркестров и ансамблей гармоник, определяются тендочыки их резг-пткя. Здесь используется омпиричоский матерксл, собранный с потаю социальных паспортов, из. различию: дополнительных источников я иаблгдешгй диссертант;.!. Анализ ярится ж\ч критяне данные о количестве оркестров и ансамблей в 4-х городах Поволжья, социальные портреты руководителей п участники«, учебио-тюрчпекзя работа, репертуар, составы. Материал дается в сравнении, выделяется спед')«ка каждого-региона, определяется обююсть и не aro;: основе ¿©рмулируются оовремоникв тенденция.

Настоящий период характеризуется высоким уровнем профессиональной квалификации руководителей, совершенствованном (¡орм работы, методики обучения, повышением исполнительского мастерства как у час тиков, так к коллективов в иелом.

Отмечено дальнейшее сбдккеияб и консолидация самодеятельных оркестров и ансамблей гармоник с профессиональным искусством, разтжтпо неорганизованного любительского муэтшроэдняя в ^ортла cov.eiíHaX ансамблей, временных объединений музыкантов.

Продолжается устойчивая тенденция поисков оптимальной струг -■yp-¿ оркестра. Кок естественный процесс согс^энствовэцвя слппуст рассматривать укеншешне составов, увлвчеяко камэрнкпи $ср<&хч ислодиитольотва, т.х, они имеют большие перспектив«.

Значительные измонония произошли в репертуаре оркестров и нсамблей гармоник. Расширяются ропертуарнио направления: проводит активное освоение традиций эстрадной музыки, пояпяяотся яд оригинальных сочинений (что особенно отражает янзнесиособ-остъ жанра).

Одновременно в этот период углубился разрыв в уронив пепол-ительского мае торс гна между ведущими коллективами и основной ассой оркестров и ансамблей.

Анализ социального и возрастного состава участников пока-ал отсутствие преемственности мегду- поколениями аисамблистов, то является результатом снижения устойчивого интереса к оркоот-ам и ансамблям гармоник. В диссертации предлагается ойосво^в.пе того явления.

й настоящее время" происходит переориентация мотивов участия художественно}! самодеятельности, наблюдаемая исследователями и ало учитываемая практиками, которая должна вносить существенную оррвкцию -в изменение социалмпяс фунмгоЛ коллективов, И сивре-енных условиях ьедушво зяпчонио приобретал коммуникативная и одонистическая функции, что.обуславливает поименно роли восш:-ательной робот.

И то рая глава ггасвяи;ена разработке }шу'шо-мотод к дао ких основ овериишетнования деятельности самодеятельных оркестров а ансемб-ей гармоник. Теоретической базой для оиитно-лкспорименталтлю;! аботн по исправлению негативных и развитию позитивных тендшппь! ослужили выводы, изложеннка в первой глава.

Л в^рвом параграфе даётся описание подготовки, проведения к сдведеиия итогов педагогического экспориг.,ек,га,центральной задней которого стала перестройка целевых усганояок » сознании руко-одителей коллективов, их переориентация на совершено твон/пшо оспитательной работы с помощью повой методики планирования .Псд-отовка эксперимента и его практическое проведение показали,что уществуюшио методики составления планов слабо ориентирует рукя- . одиталей на амидазвшт воспитательной роботы, а проктита ее яонарования в самодеятельных оркестрах и ансамблях гармоник яме-, т низкую эффективность воздействия на организацию пелонгшрашонт ого воспитательного процесса. Причины итого явления заключатся:. ) в исторических традициях данного вида творчества, ориентире- . анкого, преимущественно, на районке задач просвотителыю-шепи-ательного, обучагплго характера; б) в надое те то'гном вникании к рганЕээшш воспитательной работп, заложенном в некоторых г.рог-

реммах; в) в просчётах существующих методик планирования и организации воспитательной работы, проявляющихся в недооценке целенаправленности, комплексности, творческого и диалектического подходов, которые чаще констатировались, нежели реально присутствовали.

На основании предположения 'о том, что формирование педагогической направленности деятельности руководителей самодеятельных коллективов иа совершенствование воспитательной работы возможно с помошь» введения активной методики её планирования, дис-сертацтом был разработан экспериментальный типовой "Комплексный план воспитательной работы' в самодеятельном оркестре или ансамбле гармоник". Комплексный подход в нём осуществляется через единство целей п задач по различных этапах работы, принципов' воспитания и подсистем целостного процесса.

Следующий этап эксперимента включал проверку эффективности ргзроботеило;') методики. С этой целью группа руководителей народных оркестров (17 человек) провела контрольное и экспериментальное плакирование. Для подводения итогов была разработана оригинальная система оценок количественных и качественных показателей с помощью вычисления коэффициента корреляции и медиана. Вместо традиционного применения коэффициента корреляции для отражения мары связи между резными признаками, мы использовали его для определения меры связи в пояатении одинаковых признаков, но в двух различных услових.

Эксперимент доказал э.Кектквность разработанной методики, возрастание качества планирования в организации-воспитательной работы, так:

- в ходе эксперимента качественный рост целенаправленности плакирования составил 36£, системности - 42%, творческого подхода -

- значительно больше внимания руководите.™ стали уделять таким вопросам,как направленность'на формирование коллектива и воспитанно личности в нём, организационное обеспечение воспитательных мероприятий, единство направлений воспитания.

Второй параграф посвящбн исследованию путей совершенствования художосгвекно-яополиительокой деятельности самодеятольнкх оркестров и ансамблей гармоник. Анализ и щхлпозироЕанив развитая основываются на материалах экспертного опроса 15-ти ведущих спзци::л;:стов народно-исполнительского искусство, данных сог.паль-ии паспортов коллективов и практических изысканиях диссертанта.

Обрабора материалов экспортного опроса показала глубокое гротиворзчие, сложившееся мезду высоким пвдагогачэским потедадиа-[ом оркестров гармоник и их художественными возможностями. Выход [3 этого противоречия - в совершенствовании худояественно-испол-[ИтельскоЛ деятельности коллективов и на этой основе создание ¡лагоприятнюс условий для полной реализации социашго-педагоги-[еской функции.

Одним из путей повышения художественно-исполнительского уровня оркестров гармоник является совершенствование его инструментальной структуры, объективно влияющей на художественный ре-¡ультат, На формировании структуры оркестра сказываются несколько тротиворочивых тенденций: поиски пут-;й преодоления монотемброио'с-га звучания задер-жвсют унификацию состава, что оказывает-негатив-юе влияние на расширение репертуара, развитие которого непосред-:тзенно влияет на художественно-исполнительскую .деятельность кол-зективов.

• Чтобы ускорить пропосс разрешения сложпкегося противоречия, диссертант определяет ваянейшее требование, к -¡оржрозпншо художественно:) структуры оркестра: стимулирование тенденции к расширению темброво-выразптельных возможностей коллективов пол сохра-Ш1ул жшровой чистоты вида.

В диссертации обосновывается целесообразность использования различных инструментов, их функции, значение в оркестре, даётся-анализ существующих составов и-предлагаются рекомендации.

В третьем параграфе репертуарная проблема оркестр в и ансамблей гармоник исследуется с двух сторон: развитие самого репертуара и совершенствование его сопиально-яодагогпческой направленности. В диссертации даётся анализ репертуара современник коллективов, выделяются основные направления и высказывается предположение, что в будущем его развитие пойдёт по пути увеличения удельного веса оригинальных сочинений и сократит лерелояени;! при постоянно высоком уровне внимания' к фольклору, как живому источнику, породившему этот вид искусства.

Социально-педагогическая направленность деятельности самодеятельных оркестров и ансамблей гармоник определяет ряд требований к формированию репертуара: комплексный подход; учёт осяокпк принципов обучения и воспитания; напрапленноегь на решение текущих к перспективных. педагогических задач; художественная и жанровая ориентация на удовлетворение потребностей к н» по «этап-нив культурного уровня, интересов к вкусов участников и пуЛгакя;

связь с местными традициями, самобытность и оригинальность; опора па ¿ольхлор.

В ззкшчании диссертации подводятся основные итоги исследования, формулируются выводы и практические 'рекомендации. Главные из них слядужшле:

1. Развитие иэлдоктивкого исполнительства на гармониках подчиняется общим закономерностям эволюции искусства и самодеятельного худояе?тзеяиого творчества к, вместе с тем, имеет свою специфику, которая выражается в особенностях развития и проявляется в многообразии ч'орм функционирования в различных сфзрах, в реализации социальных функций и тенденциях развития. ■ •

Отношение оркестров и ансамблей гаргюник к напру народной гаструрнтальной музыка накладывает значительный отпечаток на все ниды их деятельности.

2. К основным закономерностям развития коллективного исполлз тодьства на разновидностях гаршники мозно отнести:

- постоянное повышение художественно-исполнительского уровня ведущих коллективов, профессионального масюрства'руководителей и участников;

- развитие неорганизованного любительского музицирования в £одев семейных ансамблей, временных, объединений самодеятельных 1.:уз;<калтой;

- отрешение к унификации составов л, одяозремеяво, поискам тембрового разнообразия, к .совзравнствовашга структуры оркестр а и обогащения ого художостленно-виразитольних возг.кягюстей;

- расширение репертуарных направлений, увеличение количества оригинальных сочинений, активное 'осьоение фэлычюра к трада-

&отродно!; музыки, повышение художественного уровня исподняе~ ммх произведений.

3. В деятельности оркестров и ансамблей гарлонгк проявились и негативные тенденции, которые являются частью о б ¡¡их процессов, .гронеходяикк в современной художественной самодеятельности, К ним относятся: енвкзнив устойчивого интереса к датюму вид? музп-пкроваш*я; отсутствие проеьвтвояностя между коголонклглс участи;;-. кое; разрыв введу уровнем художеетзонно-язтягагтеяьской деятель*-аоств луззп: оркестров и адсамолеЗ к значительной чести; другие; весоотаатотЕиа урошк воспитательной работе в ясшвктзгге соврекзиаьм 5рббоваккям, потенциальны» педагогзчвоккк возшшзс-тлм к сотрпЗзоаш? учаезиаков; отсутствие профессионалшех ор-

¡строи.

4. Внутренние проблемы инструментария, составов, репертуа-I сдоряшвгнт развитие жанра, обуславливают сукествутео проти-фечие, заключающееся в отставании темпов ¡юста общего худохе-:'венного уровня оркестров гармоник от постоянно возрастете« 1Требносте;1 участников к слушателей.

5. Социально-педагогическая функция бкли и остается цент-иыюа на всех этапах истории сомодвятолышх оркестров и ансвмб-1Й гармоник. Исторические традиции привел:! к внутреннему проти-•речаю меяду уровнем учебной и госпвтотодмюй работи в вссле-■емих коллективах, что, в свою о чар од- , становится противорот.:-

[ из'.'йняйэнмся потребностям общества.

Нормирование педагогической липр-^-лониоста доятодиш-'.тя РУ-ьодктелоЛ на совершенствование воспитательного ипоцясса возмог-о помойьп активно;! методики планиролечия. К: *«л<*о'тгчз таге Л медики может быть использовав роэраСотшшнй д" ."чрг^нтом и ыентаяьно проверенный "Комплексный пл«и я'>-:пнт'»Т9лыго;! ри&т л модзягйльном коллектива".

По теме диссертации овубднкошш слялуггчге расат:»*

1. Оркестр гармоник - разновидность народного оркестр/г. еОное пособие. - Саратов, 1990. ~ 36 с.

2. Планирование и организация воспитательно!', работа в са-деятельиом оркестре русских народна Инструментов: .Четоднчяс-е рекомендации. - Саратов, 19С9, - 25 с.

3. Коллективное исполнительство так соелстю развития трлр-ской индивидуальности студента // Ак'тивЦэдция еамостояг>\*;ь-сти студентов в учебном процессе-. •-'КуМь-шей, '1987.'- '.'.10:?--2. '

4» Педагогической'требование) как метод развития самостОя-льностя учащихся (в классе дирижирования и специального цист-мен та) //Пути совершенствования культур« педагогического, уда. - Куйбшев, 1985. -С.54-57.

5. Особенности формирования исполнительских нависов сту-нтов э классе специального инструмента и оркестровом класса ' Мажпредмотные связи как средство совершенствования учебпо-спитательного процесса в ВУЗе. - Куйбышев, 1986,-С,57-58. .

6. Оркестры и ансамбли гармоник как средство пропаганды народного исполнительского искусства // Актуальные вопросы музыкальной пропаганды в свете решений ХХУГ1 съезда КПСС. - Куйбышев, 1987. - С.45-46.

7. Место оркестра гармоник в системе подготовки культпросветработников и практике самодеятельного творчества // Совершенствование подготовки специалистов на основе укрепления связи выспей школы с практикой. - Куйбышев, 1988. - С.95-96.

8. Актуальные вопросы .теории народности музыкального инструментария // .Актуальные проблемы современной музыкальной культуры. -Куйбышев, 1989. - С.48-50.