Темы диссертаций по педагогике » Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)

автореферат и диссертация по педагогике 13.00.02 для написания научной статьи или работы на тему: Формирование культуры самообразования будущего педагога-музыканта в процессе освоения дирижерско-хоровых дисциплин

Автореферат по педагогике на тему «Формирование культуры самообразования будущего педагога-музыканта в процессе освоения дирижерско-хоровых дисциплин», специальность ВАК РФ 13.00.02 - Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)
Автореферат
Автор научной работы
 Дыганова, Елена Александровна
Ученая степень
 кандидата педагогических наук
Место защиты
 Санкт-Петербург
Год защиты
 2014
Специальность ВАК РФ
 13.00.02
Диссертация недоступна

Автореферат диссертации по теме "Формирование культуры самообразования будущего педагога-музыканта в процессе освоения дирижерско-хоровых дисциплин"

На правах рукописи УДК 378.14:78

ДЫГАНОВА ЕЛЕНА АЛЕКСАНДРОВНА

ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ САМООБРАЗОВАНИЯ

БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА-МУЗЫКАНТА В ПРОЦЕССЕ ОСВОЕНИЯ ДИРИЖЕРСКО-ХОРОВЫХ

ДИСЦИПЛИН

Специальность: 13.00.02 - Теория и методика обучения и воспитания (музыка, уровни общего и профессионального образования)

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук

2 7 ФЕВ 2014

Санкт-Петербург 005545507

2014

005545507

РАБОТА ВЫПОЛНЕНА НА КАФЕДРЕ ТЕОРИИ ИСКУССТВ И МИРОВОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ ИСКУССТВ ИМЕНИ С.САЙДАШЕВА ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО АВТОНОМНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «КАЗАНСКИЙ (ПРИВОЛЖСКИЙ) ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Научный руководитель:

Официальные оппопепты:

Ведущая организация:

доктор педагогических наук, профессор

ЯВГИЛЬДИНА ЗИЛИЯ МУХТАРОВНА заведующая Высшей школы искусств имени С. Сайдашева, заведующая кафедрой теории искусств и мировой художественной культуры, Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Казанский (Приволжский) федеральный университет» доктор педагогических наук, профессор

СТУЛОВА ГАЛИНА ПАВЛОВНА, профессор кафедры пения и хорового дирижирования Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Московский педагогический государственный университет» кандидат педагогических наук, доцент

АСАТРЯН ОЛЬГА ФЁДОРОВНА, заведующая кафедрой хорового дирижирования, пения и методики преподавания музыки Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Мордовский государственный педагогический институт имени М. Е. Евсевьева» Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Уральский государственный педагогический университет»

Защита состоится « 2014 года в'^асов на заседании Совета по защи-

те диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук, на соискание ученой степени доктора наук Д 212.199.20, созданного на базе Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена по адресу: 199155, Санкт-Петербург, пер. Каховского, д.2, ауд.404.

С диссертацией можно ознакомиться в Фундаментальной библиотеке Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена по адресу: 191186, Санкт-Петербург, наб. реки Мойки, 48, корпус 5.

Автореферат разослан « 0 ^ _2014 года

Ученый секретарь Совета,

кандидат педагогических наук, профессор

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность исследования. Современные социально-экономические преобразования, модернизация системы отечественного образования повлекли за собой изменения в сфере профессионального образования и, в частности, педагогического образования. Суть новаций, происходящих в педагогической науке, может быть определена как переход от традиционных форм образования к инновационным, которые акцентированы на оснащение будущего специалиста технологиями самообразования, позволяющими осуществлять непрерывное профессиональное и личностное развитие.

Требования к уровню образования педагога-музыканта достаточно высоки: будущий специалист должеЕ! иметь определенную сумму знаний, умений, владеть синтезом общекультурных, профессиональных и специальных компетенций, осуществлять профессиональное самообразование и личностный рост, проектировать дальнейший образовательный маршрут и профессиональную карьеру. Высокие требования объясняются тем, что современный педагог-музыкант является носителем музыкального образования и культуры, поэтому он должен непрерывно работать над повышением общей и профессиональной культуры личности, раскрывать ее интеллектуальный, эмоциональный и творческий потенциал.

Однако, наряду с этим, современные условия в высшей школе характеризуются существенным сокращением индивидуальных часов, отведенных на подготовку будущего специалиста, что ведет к опасной тенденции снижения профессионального уровня обучаемых специалистов. Кроме того, как показывает практика в вузе, формирование культуры самообразования будущего педагога-музыканта осуществляется стихийно, без системной организации.

Несмотря на то, что данная проблема находится в центре внимания современной педагогической науки, необходимы исследования, предлагающие разработку новых технологий и путей эффективной профессиональной подготовки будущих педагогов-музыкантов, основанных на самообразовательной деятельности. Одним из них, на наш взгляд, может являться разработка технологии формирования культуры самообразования будущего педагога-музыканта средствами дирижерско-хоровых дисциплин и условий ее реализации в системе высшего профессионального образования. Однако до сих пор данное направление не являлось предметом специального изучения.

Степень научной разработанности проблемы. Проблема самообразования личности является предметом изучения различных областей науки. В частности, психологические основы самообразования школьников изучены Л. И. Божович, Н. Ф. Добрыниным, Н. А. Менчинской, С. Л. Рубинштейном и др.; философские и методологические аспекты самообразования в его связи с самовоспитанием и саморазвитием рассматривались в научных трудах В. И. Андреева, О. Н. Козловой, П. Н. Осипова и др.; работы А. К. Громцевой, А. Г. Ковалева, А. И. Кочетова, И. А. Редковец, М. Г. Тайчинова посвящены выявлению сущности самообразования школьников, методов и форм его развития; пути формирования потребности школьников в самообразовании обобщены в трудах Г. С. Закирова, И. И. Колбаско, М. И. Махмутова, М. Н. Скаткина,

Г. И. Щукиной и др.; отдельные аспекты самообразования студентов вузов изучены Ф. Н. Гоноболиным, С. Б. Елкановым, В. А. Сластениным, А. П. Тряпицыной и др.; проблемы развития педагогического самообразования отражены в исследованиях И. О. Ганченко, Ю. Н. Кулюткина, Н. В. Кузьминой, М. В. Николаевой, Г. С. Сухобской и др.

Значимыми для нашего исследования явились работы последнего десятилетия, в которых рассматриваются проблемы процесса самообразования (М. Б. Алиева, В. К. Буряк, Г. И. Гусев, И. Л. Наумченко, И. Н. Преображенская, Н. К. Тутышкин); условий развития саморазвивающейся личности (В. И. Андреев, Л. В. Ведерникова, Б. С. Гершунский, Л. А. Скопцова, Т. Я. Яковец); путей и средств управления и самоуправления познавательной деятельностью (А. Е. Агуреева, Е. А. Ганин, О. Ю. Поляничко); уровней развития различных формирований, которые образуются у индивида в самостоятельном познавательном процессе (Л. С. Гавриленко, О. В. Ноговицина).

Проблемы развития и совершенствования музыкально-педагогического самообразования с учетом специфики художественной дидактики рассматривались Э. Б. Абдуллиным, М. А. Кифером, Ж. Б. Кармазиной, Л. В. Школяр и др. В диссертационных исследованиях А. И. Бурениной, О. В. Дедюхиной, Н. В. Егоровой, Н. А. Рыбаковой, Н. Г. Тагильцевой предложены пути решения проблем творческой самореализации будущего педагога-музыканта. Вопросам формирования профессиональной культуры педагога-музыканта посвящены работы Ю. Б. Алиева, О. В. Грибковой и др.

Различные аспекты дирижерской подготовки будущего педагога-музыканта и вопросы специфики дирижерско-хорового искусства изучены Л. М. Гинзбургом, Н. М. Данилиным, Г. А. Дмитревским, А. А. Егоровым, Г. Л. Ержемским, В. Л. Живовым, А. П. Ивановым-Радкевичем, С. А. Казачковым, В. И. Краснощековым, Н. М. Лебедевой, П. П. Левандо, Н. А. Малько, И. А. Мусиным, К. Ф. Никольской-Береговской, К. А. Ольховым, К. К. Пигровым, К. Б. Птицей, В. А. Самариным, В. Г. Соколовым, Г. П. Стуловой, Б. Г. Тевлиным, П. Г. Чесноковым, О. О. Юргенштейн и др.

Таким образом, несмотря на значительное количество трудов, в которых рассматриваются различные аспекты поставленной проблемы, специального исследования, посвященного формированию культуры самообразования будущего педагога-музыканта в процессе освоения дирижерско-хоровых дисциплин, до настоящего времени не проводилось.

Актуальность, значимость и целесообразность темы настоящего исследования обусловлена рядом противоречий:

- между социально-экономической потребностью общества в педагоге-музыканте, владеющим культурой самообразования, и отсутствием разработанной технологии ее формирования в системе высшего профессионального образования;

- между объективно высоким потенциалом дирижерско-хоровых дисциплин и неразработанностью проблемы педагогических условий его реализации в формировании культуры самообразования педагога-музыканта.

Выявленные противоречия позволили сформулировать проблему исследования, состоящую в необходимости определения педагогических условий и

механизмов формирования культуры самообразования будущего педагога-музыканта в процессе освоения дирижерско-хоровых дисциплин.

Объект исследования: процесс профессиональной подготовки педагога-музыканта в вузе.

Предмет исследования: педагогическое обеспечение формирования культуры самообразования педагога-музыканта в процессе освоения дирижерско-хоровых дисциплин.

Цель исследования: теоретико-методологическое обоснование формирования культуры самообразования будущего педагога-музыканта в процессе освоения дирижерско-хоровых дисциплин, разработка и экспериментальная апробация педагогического обеспечения.

Задачи исследования:

1. Уточнить сущностно-содержательную характеристику основного понятия исследования «культура самообразования педагога-музыканта» как педагогической категории, разработать структуру, критерии и показатели ее сформи-рованнности и выявить роль современных подходов в формировании культуры самообразования будущего педагога-музыканта в процессе освоения дирижер-ско-хоровых дисциплин.

2. Раскрыть педагогический потенциал дирижерско-хоровых дисциплин в формировании культуры самообразования педагога-музыканта.

3. Определить и дать научно-практическое обоснование комплекса педагогических условий, необходимых для формирования культуры самообразования будущего педагога-музыканта;

4. Разработать и экспериментально проверить эффективность авторской технологии формирования культуры самообразования будущего педагога-музыканта в процессе освоения дирижерско-хоровых дисциплин.

Гипотеза исследования: формирование культуры самообразования будущего педагога-музыканта в процессе освоения дирижерско-хоровых дисциплин окажется эффективным если:

1) определить сущность и значение культуры самообразования педагога-музыканта, разработать ее структурный состав и компонентные показатели;

2) выявить, теоретически обосновать и реализовать в образовательной практике следующие педагогические условия:

- структурирование содержания дирижерско-хоровых дисциплин для системной организации самостоятельной работы студента-музыканта;

- организация процесса формирования культуры самообразования студента-музыканта по индивидуальному образовательному маршруту в опоре на личностно-творческий потенциал;

- организация динамического характера учебно-педагогического взаимодействия в формировании культуры самообразования будущего педагога-музыканта в опоре на личный пример и авторитет педагога;

- реализация педагогической технологии формирования культуры самообразования педагога-музыканта в процессе освоения дирижерско-хоровых дисциплин;

3) разработать и экспериментально проверить эффективность педагогической технологии формирования культуры самообразования будущего педагога-музыканта с использованием потенциала дирижерско-хоровых дисциплин;

4) создать и внедрить в образовательный процесс авторские учебно-методические разработки, направленные на системную организацию самообразовательной деятельности будущего педагога-музыканта в процессе освоения дирижерско-хоровых дисциплин.

Методологической основой исследования на общенаучном уровне определены системный и целостный подходы, предоставляющие возможность исследовать такие сферы, как образование и культура. На конкретно-научном уровне избраны знаниево-ориентированный, личностно-деятелыюстный, культурологический, компетентностный подходы; теоретические концепции лич-ностно-деятелыюстиого образования (В. Ф. Шаталов, Ш. А. Амоношвили, Е. Н. Ильин, С. Н. Лысенкова, Л. В. Занков, А. К. Маркова, Н. Ф. Талызина и др.); положения о взаимосвязи культуры и образования (М. М. Бахтин, В. С. Библер, Е. В. Бондаревская, А. П. Валицкая, С. В. Кульневич, А. И. Щербакова и др.); концептуальные идеи о самообразовании и саморазвитии личности в учебно-воспитательном процессе (В. И. Андреев, Б. С. Гершунский, А. К. Громцева, Г. М. Коджаспирова, И. Л. Наумченко, П. Н. Осипов, Г. Н. Сериков и др.), позволяющие исследовать изменения в процессе формирования культуры самообразования педагога-музыканта.

Теоретическую базу исследования составили педагогические и музы-калыю-педагогические труды, заключающие в себе: теории профессионального педагогического образования (В. П. Беспалько, Н. В. Кузьмина, Л. М. Митина,

A. А. Остапенко, В. Д. Симоненко, В. А. Сластенин и др.); идеи проблемного и развивающего обучения (Ю. К. Бабанский, С. Л. Выготский, П. Л. Гальперин,

B. В. Давыдов, И. Я. Лернер, М. И. Махмутов и др.); теории музыкально-творческого развития личности и профессиональной подготовки будущего учителя музыки (Э. Б. Абдуллин, Ю. Б. Алиев, О. А. Апраксина, Д. Б. Кабалевский, Е. В. Николаева, Г. М. Цыпин, Л. В. Школяр, 3. М. Явгильдина и др.); исследования по проблемам дирижерско-хорового образования (Н. М. Данилин, А. А. Егоров, В. Л. Живов, А. П. Иванов-Радкевич, С. А. Казачков, К. А. Ольхов, К. К. Пигров, К. Б. Птица, В. Г. Соколов, Б. Г. Тевлин и др.).

Для решения поставленных задач и проверки результатов был использован комплекс методов исследования: а) теоретические - анализ философских, психолого-педагогических, музыкально-педагогических исследований по изучаемой проблеме; синтез; обобщение; моделирование; б) эмпирические - анкетирование, тестирование, педагогическое наблюдение, беседа, метод экспертных оценок, педагогический эксперимент; математическая обработка результатов исследования.

Организация и этапы исследования. Опытно-экспериментальное исследование проводилось в Высшей школе искусств им. С. Сайдашева Казанского (Приволжского) федерального университета, Казанском государственном университете культуры и искусств, Чувашском государственном институте культуры и искусств. Общее количество участников эксперимента составило 396 студентов.

Первый этап (2002-2005 гг.) включал проведение теоретического анализа философской, психолого-педагогической, музыкально-педагогической и дири-жерско-хоровой литературы по рассматриваемой проблеме; организацию эмпирического исследования по изучению педагогической практики ведущих специалистов в области дирижерско-хоровой подготовки; определение исходных методологических позиций и категориального аппарата исследования; разрабатывался инструментарий для проведения опытно-экспериментальной работы.

На втором этапе (2005-2008 гг.) конструировалась авторская технология формирования культуры самообразования будущего педагога-музыканта в процессе освоения дирижерско-хоровых дисциплин; выявлялись педагогические условия, необходимые для эффективного формирования культуры самообразования у студентов; разрабатывались авторские учебно-методические материалы; проводилось диагностическое обследование исходного уровня сформированное™ культуры самообразования будущего педагога-музыканта.

На третьем этапе (2008-2011 гг.) осуществлялась экспериментальная работа по внедрению в образовательную практику авторской технологии формирования культуры самообразования будущего педагога-музыканта в процессе освоения дирижерско-хоровых дисциплин, педагогических условий и авторских учебно-методических материалов; производилась обработка данных, систематизировался материал, полученный в ходе формирующего эксперимента; уточнялись теоретико-методические выводы.

Четвертый этап (2011-2013 гг.) состоял в осуществлении контрольного обследования уровней сформированное™ культуры самообразования педагога-музыканта, анализе и обобщении результатов опытно-экспериментальной работы, формулировании выводов, оформлении рукописи диссертации.

Достоверность полученных результатов обеспечена обоснованностью исходных методологических позиций, опорой основных положений и научных выводов исследования на достижения философии, психологии, педагогики, привлечением к анализу большого фактического материала, в том числе собственного педагогического опыта исследователя, организацией экспериментальной работы с использованием методов, адекватных объекту, предмету, целям и задачам исследования, репрезентативностью объема выборки, статистической значимостью экспериментальных данных, практическим подтверждением основных положений в продолжительной опытно-экспериментальной работе.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Культура самообразования педагога-музыканта - это феномен системы отношений профессионального образования и личности педагога-музыканта, предполагающий высокий уровень научной организации умственного и творческого труда, достигаемый посредством музыкально-педагогического самообразования. Музыкально-педагогическое самообразование - самостоятельная систематическая, целенаправленная познавательная деятельность педагога-музыканта (студента-музыканта) в области педагогики и музыки на основе сформировавшихся мотивов и добровольных побуждений, способствующая развитию личности, осуществляемая в рабочее (учебное) и свободное (внеучеб-ное) время. Структуру культуры самообразования педагога-музыканта состав-

ляют взаимосвязанные компоненты: ценностно-мотивационный, когнитивно-операционный и контрольно-рефлексивный.

2. Педагогический потенциал дирижерско-хоровых дисциплин заключается в особенностях предварительной дирижерско-хоровой подготовки будущего педагога-музыканта, которая осуществляется в отрыве от «инструмента-хора»; интеграционной связи дисциплин дирижерско-хорового цикла; широком диапазоне аудиторных и внеаудиторных форм организации дирижерско-хорового образования педагога-музыканта; возможностях осуществлять полифункциональную учебно-профессиональную деятельность студента; преобладающей доле самостоятельной работы студентов, способствующей формированию опыта самообразования педагога-музыканта.

3. Технология формирования культуры самообразования будущего педагога-музыканта средствами дирижерско-хоровых дисциплин предполагает наличие следующих взаимосвязанных компонентов: целевой (цель); методологический (совокупность методологических подходов и принципов); содержательно-процессуальный (содержание, методы, формы работы, средства); диаг-ностическо-резулыпативный (структурные компоненты культуры самообразования педагога-музыканта, педагогические диагностики, уровни сформированное™ культуры самообразования педагога-музыканта и их показатели).

4. Эффективность формирования культуры самообразования педагога-музыканта средствами дирижерско-хоровых дисциплин обусловливается обеспечением таких педагогических условий, как: структурирование содержания дирижерско-хоровых дисциплин для системной организации самостоятельной работы студента-музыканта; организация процесса формирования культуры самообразования студента-музыканта по индивидуальному образовательному маршруту в опоре на личностно-творческий потенциал; организация динамического характера учебно-педагогического взаимодействия в формировании культуры самообразования будущего педагога-музыканта в опоре на личный пример и авторитет педагога; реализация авторской педагогической технологии формирования культуры самообразования педагога-музыканта в процессе освоения дирижерско-хоровых дисциплин.

5. Системная организация самообразования студентов обеспечивается внедрением авторского учебно-методического комплекта, созданного в форме печатных и электронных учебно-методических пособий, дистанционного курса в системе управления обучением МОСЮЬЕ.

Научная новизна исследования состоит в следующем:

- раскрыта сущность понятий «культура самообразования педагога-музыканта», «музыкально-педагогическое самообразование», выявлена структура культуры самообразования педагога-музыканта и обосновано их значение в профессиональном и личностном становлении педагога-музыканта;

- выявлен педагогический потенциал дирижерско-хоровых дисциплин (особенности предварительной дирижерско-хоровой подготовки будущего педагога-музыканта, которая осуществляется в отрыве от «инструмента-хора»; интеграционная связь дисциплин дирижерско-хорового цикла; широкий диапазон аудиторных и внеаудиторных форм организации дирижерско-хорового образования педагога-музыканта; возможности осуществлять полифункциональ-

ную учебно-профессиональную деятельность студента; преобладающая доля самостоятельной работы студентов, способствующая формированию опыта самообразования педагога-музыканта) и определены образовательные коммуникации с компонентами культуры самообразования педагога-музыканта;

- разработана, теоретически обоснована и внедрена в образовательный процесс авторская технология формирования культуры самообразования педагога-музыканта средствами дирижерско-хоровых дисциплин, позволяющая оптимизировать профессиональную подготовку будущего педагога-музыканта;

- обоснованы педагогические условия (структурирование содержания ди-рижерско-хоровых дисциплин для системной организации самостоятельной работы студента-музыканта; организация процесса формирования культуры самообразования студента-музыканта по индивидуальному образовательному маршруту в опоре на личностно-творческий потенциал; организация динамического характера учебно-педагогического взаимодействия в формировании культуры самообразования будущего педагога-музыканта в опоре на личный пример и авторитет педагога; реализация авторской педагогической технологии формирования культуры самообразования педагога-музыканта в процессе освоения дирижерско-хоровых дисциплин), необходимые для эффективного формирования культуры самообразования педагога-музыканта.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что:

- обосновано положение, согласно которому процесс формирования культуры самообразования педагога-музыканта в процессе освоения дирижерско-хоровых дисциплин основывается на комплексном применении системного, целостного, знаниево-ориентированного, личностно-деятелыюстного, культурологического, компетентностного подходов;

- уточнена сущность основной дефиниции исследования «культура самообразования педагога-музыканта»;

- определен структурный состав культуры самообразования педагога-музыканта;

- выявлен педагогический потенциал дирижерско-хоровых дисциплин в формировании культуры самообразования педагога-музыканта;

- разработана критериальная база для изучения эффективности разработанной педагогической технологии формирования культуры самообразования педагога-музыканта в процессе освоения дирижерско-хоровых дисциплин.

Сформулированные автором научные выводы расширяют научные представления о профессиональной подготовке педагогов-музыкантов в вузе и могут использоваться в последующих исследованиях в области профессионального становления и личностного развития педагога-музыканта.

Практическая значимость исследования определяется возможностью применения полученных в ходе исследования научных результатов с целью совершенствования процесса музыкально-педагогического образования:

- разработанная авторская педагогическая технология формирования культуры самообразования педагога-музыканта в процессе освоения дирижерско-хоровых дисциплин предполагает ее применение в высших учебных заведениях;

- созданные в учебно-образовательной практике педагогические условия формирования культуры самообразования педагога-музыканта в процессе освоения дирижерско-хоровых дисциплин позволяют оптимизировать профессиональную подготовку педагога-музыканта;

- реализованные авторские учебно-методические работы - методические рекомендации, учебно-методические пособия, электронный курс - способствуют системной организации самообразования в процессе дирижерско-хоровой подготовки;

- полученные материалы исследования могут быть применены в разработке учебно-методических программ средних и высших образовательных учреждений музыкально-педагогического образования, курсов повышения квалификации и переподготовки работников в сфере музыкального образования.

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные результаты исследования были обсуждены на заседаниях кафедры теории искусств и мировой художественной культуры Казанского (Приволжского) федерального университета (2005-2013 гг.). Актуальные идеи и выводы исследования были представлены научной аудитории на международных (Казань, 2005, 2006, 2007, 2009, 2012, 2013; Таганрог, 2009; Тюмень, 2011; Москва, София, 2012), всероссийских (Махачкала, 2009; Казань, 2010, 2011), ежегодных итоговых научно-практических конференциях профессорско-преподавательского состава и конференциях молодых ученых КГПУ-ТГГПУ-КФУ (Казань, 2002-2013). Результаты исследования были продемонстрированы на мастер-классах (Казань, 2010, 2012), на конкурсах вокально-хоровых коллективов (Казань, 2002-2012), на III Республиканском конкурсе по выявлению и поощрению лучших преподавателей учреждений высшего профессионального образования (Казань, 2012) и внедрены в образовательную практику в проводимых автором лекционных, практических и индивидуальных занятиях по дирижерско-хоровым дисциплинам. Результаты исследования отражены в 27 публикациях автора, в том числе:

5 учебно-методических работ, 4 публикации в журналах, рекомендованных ВАК РФ, 1 электронный курс.

Структура работы: диссертация состоит из введения, двух глав, включающих 6 параграфов, заключения, библиографии (180 наименований), 16 приложений.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ

Во введении обоснована актуальность темы исследования, определены проблема, цель, объект, предмет, задачи и гипотеза; дается информация о методологической базе исследования, методах и этапах исследовательской работы,

06 апробации и внедрении результатов исследования; раскрыта научная новизна, теоретическая и практическая значимость исследования; выдвигаются положения на защиту.

В первой главе «Теоретические основы формирования культуры самообразования личности» дана сущностно-содержательная характеристика основного понятия «культура самообразования педагога-музыканта»; определены методологические подходы и принципы формирования культуры самообразования педагога-музыканта; раскрыт и обоснован педагогический потенциал

дирижерско-хоровых дисциплин в формировании культуры самообразования педагога-музыканта.

В первом параграфе первой главы «Сущностно-содержательная характеристика ключевых понятий исследования» для выявления сущности основного понятия культура самообразования педагога-музыканта проведен последовательный анализ сопряженных понятий: самообразование, профессиональное самообразование, педагогическое самообразование, самообразование педагога-музыканта, культура и педагогическая культура.

Анализ различных подходов к понятию «самообразование» (Е. А. Ганина, А. К. Громцевой, Г. М. Коджаспировой, Л. Н. Павловой, Т. Я. Яковец) позволил дать определение самообразования, как самостоятельной систематической, целенаправленной познавательной деятельности субъекта на основе сформировавшихся мотивов и добровольных побуждений, способствующей развитию его личности, осуществляемой в рабочее (учебное) и свободное (внеучебное) время.

При изучении работ ученых (Е. Д. Бездениско, Ю. Н. Кулюткина, Н. В. Кузьминой, М. В. Николаевой, Г. С. Сухобской и др.), нами обнаружено, что педагогическое самообразование трактуется исследователями как целенаправленная самостоятельная деятельность учителей (или студентов педвуза) по усовершенствованию имеющихся и приобретению новых психолого-педагогических и методических знаний и их творческому использованию в соответствии с характером выполняемой работы.

Музыкально-педагогическое самообразование является разновидностью профессионального педагогического самообразования. Основываясь на полученных ранее выводах, анализе исследований, посвященных музыкально-педагогическому самообразованию (В. Б. Арюткина, Г. И. Батыршиной, Т. Н. Пацунковой, Е. В. Тихоновой) мы пришли к пониманию музыкально-педагогического самообразования как самостоятельной систематической, целенаправленной познавательной деятельности педагога-музыканта (студента-музыканта) в области педагогики и музыки на основе сформировавшихся мотивов и добровольных побуждений, способствующей развитию его личности, осуществляемой в рабочее (учебное) и свободное (внеучебное) время. В результате проделанной работы выявлено, что содержание самообразования педагога-музыканта представляют пять направлений: общеобразовательное, психолого-педагогическое, методическое, музыкальное и специальное (по направлениям подготовки).

Анализируя понятие «культура», было обнаружено, что данное сложное междисциплинарное общеметодологическое понятие предполагает собственную трактовку в различных отраслях знания. В педагогике (по Г. М. Коджаспировой) «культура» употребляется в сочетании «культура личности» и определяется как уровень развития и реализации сущностных сил человека, его способностей и дарований; совокупность компетенций: информационных, мировоззренческих, социальных, политических, нравственных, поведенческих и т.д. Педагогическая культура (по В. Д. Симоненко) — «интегратив-ное качество личности педагога-профессионала, условие и предпосылка эффективной педагогической деятельности, обобщенный показатель профессиональ-

ной компетентности педагога и цель его профессионального самосовершенствования».

Результатом обобщения вышеизложенного явилось следующее определение основного понятия исследования: культура самообразования педагога-музыканта — это феномен системы отношений профессионального образования и личности педагога-музыканта, предполагающий высокий уровень научной организации умственного и творческого труда, достигаемый посредством музыкально-педагогического самообразования.

На основе обобщения результатов проведенной работы, была определена структура понятия «культура самообразования педагога-музыканта», состоящая из трех взаимосвязанных компонентов: ценностно-лютивационного (система педагогических ценностей, личностных смыслов, мотивов, интересов, потребностей специалиста, которая формирует личностно-ценностную установку педагога-музыканта и способствует развитию музыкально-педагогического самообразования); когнитивно-операционного (базовая культура личности; достаточное количество профессиональных и специальных знаний и умений их применять, умения выбирать источники познания и формы самообразовательной деятельности, дополнительные знания по музыкальной и педагогической наукам, полученные преимущественно в самообразовательной деятельности); контрольно-рефлексивного (система саморегуляции личности специалиста своей самообразовательной деятельности, в составе которой наличествуют контрольно-рефлексивные операции: самонаблюдение, самоанализ, самооценка, самокоррекция, самоконтроль).

Процесс формирования культуры самообразования педагога-музыканта представляется в поэтапной динамике: стремление к самообразованию; потребность в самообразовании; готовность к самообразовательной деятельности; самообразовательная деятельность; саморазвитие и самореализация личности, владеющей культурой самообразования.

Во втором параграфе первой главы «Методологические подходы и принципы формирования культуры самообразования будущего педагога-музыканта» осуществлен анализ основных методологических подходов к пониманию самообразования в контексте зарубежных и отечественных психологических, философских и педагогических исследований. Для возможности исследовать такие системы, как образование, культура, теория и методика профессиональной подготовки педагога-музыканта на общенаучном уровне нами были определены системный и целостный подходы.

Учитывая то, что организацию педагогического процесса формирования культуры самообразования педагога-музыканта следует рассматривать в контексте определенных методологических подходов, мы полагаем, что данный процесс будет наиболее эффективно осуществляться в интеграции следующих подходов: знаниево-ориентированного, при котором в центре внимания находятся знания (общеобразовательные, психолого-педагогические, музыкально-профессиональные) как духовное богатство человечества, приобретенное в процессе научно-творческих поисков и накопления исторического культурного опыта; личностно-деятельностного, заключающегося в отношении педагога к воспитаннику как личности, самостоятельному и ответственному субъекту соб-

ственного развития и в то же время как субъекту воспитательного воздействия; культурологического, согласно которому образование является педагогической технологией, которая реализует идеи об образовании в человекообразующем, культуротворческом, самоорганизующемся, сМыслопорождающем процессе; компетентностного, в основе которого лежит принцип самообразования, позволяющий личности непрерывно преобразовывать собственную жизнь и профессиональную деятельность.

Эффективность реализации обозначенных подходов определяется опорой на принципы системности (системной организации многонаправленного профессионального образования и широкого диапазона форм), научности (научного содержания дисциплин), направленности про11есса обучения на всестороннее и гармоническое развитие личности (учет универсальности профессии и различных видов профессиональной деятельности), сознательности и самостоятельности (активное использование личностного потенциала, творческого отношения к познавательной деятельности, личную инициативу студента и самостоятельность в учебно-профессиональной, творческой и научно-исследовательской деятельности).

В третьем параграфе первой главы «Педагогический потепцпал ди-рнжерско-хоровых дисциплин в формировании культуры самообразования будущего педагога-музыканта» для выявления общего и различного в деятельности учителя музыки и хорового дирижера был проведен сравнительный анализ содержания профессиональных видов деятельности учителя музыки (по Э. Б. Абдуллину, Е. В. Николаевой) и хорового дирижера (по В. Л. Живову, С. А. Казачкову). Полученные результаты о совпадении многих позиций доказывают целесообразность выявления педагогического потенциала дирижерско-хоровых дисциплин в формировании культуры самообразования будущего педагога-музыканта.

Опираясь на педагогические взгляды ведущих дирижеров-педагогов, мы обнаружили три подхода к определению содержания хорового дирижирования:

1) как вида деятельности, существующего для дешифровки-«раскодирования» взаимодействия нотного и поэтического текстов и перевода их в язык жестов;

2) как вида управления хоровым коллективом; 3) как вида музыкально-исполнительской деятельности. В профессиональной реализации все три позиции находятся в тесном взаимодействии и каждая из них является соответствующим разделом в процессе профессиональной подготовки педагога-музыканта.

В параграфе раскрываются возможности каждой дисциплины дирижер-ско-хорового цикла («Хоровой класс и практическая работа с хором», «Класс хорового дирижирования и чтения хоровых партитур», «Хороведение», «История и теория хорового исполнительства» и др.), которые осваиваются будущими педагогами-музыкантами в опоре на классическую подготовку хорового дирижера комплексно, с учетом специфики вокально-хоровой работы в общеобразовательной школе. Обозначена роль хоровых практикумов, рамки которых позволяют будущим педагогам-музыкантам в реальных условиях применять опыт самообразовательной деятельности.

В системном изложении представлен широкий диапазон форм обучения по дирижерско-хоровым дисциплинам: лекции, практические занятия, семинары, практикумы, индивидуальные занятия; в аудиторных и внеаудиторных формах отражены направления дирижерско-хоровой подготовки, по которым студент-музыкант осуществляет самообразовательную деятельность.

В результате было определено, что педагогический потенциал дирижер-ско-хоровых дисциплин, рассматриваемый с позиции самообразования и саморазвития, заключается в особенностях предварительной дирижерско-хоровой подготовки будущего педагога-музыканта, которая осуществляется в отрыве от «инструмента-хора»; интеграционной связи дисциплин дирижерско-хорового цикла; широком диапазоне аудиторных и внеаудиторных форм организации дирижерско-хорового образования педагога-музыканта; возможностях осуществлять полифункциональную учебно-профессиональную деятельность студента; преобладающей доле самостоятельной работы студентов, способствующей формированию опыта самообразования педагога-музыканта.

Во второй главе «Разработка и апробация педагогического обеспечения формирования культуры самообразования педагога-музыканта в процессе освоения дирижерско-хоровых дисциплин» представлена технология формирования культуры самообразования будущего педагога-музыканта; дано научно-практическое обоснование педагогических условий формирования культуры самообразования будущего педагога-музыканта; проанализированы ход и результаты опытно-экспериментальной работы по проверке эффективности педагогического обеспечения формирования культуры самообразования педагога-музыканта с использованием потенциала дирижерско-хоровых дисциплин.

В первом параграфе второй главы «Технология формирования культуры самообразования будущего педагога-музыканта средствами дирижерско-хоровых дисциплин» представлена авторская педагогическая технология реализации выявленного педагогического потенциала дирижерско-хоровых дисциплин, в составе которой следующие структурно-функциональные компоненты: целевой, методологический, содержательно-процессуальный, диагностическо-результативный.

В целевом компоненте культура самообразования будущего педагога-музыканта выступает как итоговый ориентир. Методологический компонент содержит совокупность методологических подходов и педагогических принципов, опираясь на которые проводилось данное исследование. Основополагающим подходом нами определен компетентностный, как интегрирующий в себя системный, целостный, знаниево-ориентированный, личностно-деятелыюстный и культурологический подходы, ориентированный на новое видение целей и оценку результатов профессионального образования и включение студентов-музыкантов в разные виды деятельности. Реализация подходов осуществляется в опоре на совокупность следующих принципов обучения: системности, научности, направленности процесса обучения на всестороннее и гармоническое развитие личности студента, сознательности и самостоятельности.

Содержательно-процессуальный компонент реализуется через выявленный педагогический потенциал дирижерско-хоровых дисциплин и структу-

рированный в виде пяти дидактических блоков: теоретического, технологического, исследовательского, исполнительского, педагогического; методы стимулирования, мотивации и самомотивации учения, организации и самоорганизации, контроля и самоконтроля эффективности учебно-познавательной деятельности; формы работы: аудиторные: лекции, практические занятия, семинары, практикумы, индивидуальные занятия, самостоятельная работа студентов; внеаудиторные: самостоятельная работа студентов, подготовка докладов и участие в научно-практических конференциях, публикации в научных сборниках и журналах, участие в специальных конкурсах, тематических концертах, музыкально-образовательных лекториях и фестивалях, систематические посещения концертов, театральных спектаклей, музеев, выставок, лекториев, мастер-классов и т.д.; средства обучения: традиционные: учебники, нотную литературу и учебные пособия, наглядные средства обучения и демонстрационные устройства, технические средства преподавания и т. д.; специальные: авторские учебно-методические работы в печатном и электронном формате, дистанционный курс «История и теория хорового исполнительства» в системе управления обучением MOODLE (Modular Object-Oriented Dinamic Learning Environment, Модульная объектно-ориентированная динамическая обучающая среда). Диаг-ностическо-резулыпативпый компонент служит определению результативности технологии формирования культуры самообразования будущего педагога-музыканта в процессе реализации педагогического потенциала дирижерско-хоровых дисциплин. Уровни культуры самообразования педагога-музыканта определяются разработанным диагностическим инструментарием в соответствии с показателями структурных компонентов.

Во втором параграфе второй главы «Научно-практическое обоснование педагогических условий формирования культуры самообразования будущего педагога-музыканта» рассматриваются педагогические условия, способствующие совершенствованию образовательной практики с целью усиления мотивации самообразования, формирования готовности к самообразовательной деятельности и приобретению опыта музыкально-педагогического самообразования педагога-музыканта. Опираясь на теоретические источники по проблеме исследования, анализ образовательного процесса в Высшей школе искусств Казанского (Приволжского) федерального университета (КФУ), обобщение опыта собственной педагогической деятельности, были разработаны и обоснованы следующие педагогические условия:

- структурирование содержания дирижерско-хоровых дисциплин для системной организации самостоятельной работы студента-музыканта (создание «дидактических блоков» содержания дирижерско-хоровых дисциплин: теоретический, технологический, исследовательский, исполнительский, педагогический и отражение их образовательных коммуникаций с компонентами культуры самообразования педагога-музыканта);

- организация процесса формирования культуры самообразования будущего педагога-музыканта по индивидуальному образовательному маршруту в опоре на личностно-творческий потенциал (использование индивидуальных качеств студента как эффективных рычагов управления профессиональным об-

разованием, с помощью которых происходит развитие способности к самообразовательной деятельности);

- организация динамического характера учебно-педагогического взаимодействия в формировании культуры самообразования будущего педагога-музыканта в опоре на личный пример (три стадии динамического развития студента: наблюдатель, сотрудник, главное действующее лицо; три позиции преподавателя: главное действующее лицо, сотрудник, консультант) и авторитет педагога (владение «педагогическим репертуаром», в составе которого пять основных ролей преподавателя высшей школы: преподаватель как субъект процесса передачи знаний, формирования профессиональных компетенций и организации данного процесса; педагог как научный деятель и руководитель научно-исследовательской работой студентов; преподаватель как организатор прак-тико-ориентированной деятельности студентов; преподаватель как субъект системной, целенаправленной деятельности единого профессорско-преподавательского коллектива, субъект коллективного взаимодействия, направленного на достижение единого результата; преподаватель как субъект глобализации и интернационализации, субъект международного образовательного и научного сотрудничества);

- реализация педагогической технологии формирования культуры самообразования педагога-музыканта в процессе освоения дирижерско-хоровых дисциплин (системная организация процесса самообразования педагога-музыканта при освоении дирижерско-хоровых дисциплин: «Хоровой класс и практическая работа с хором», «Класс хорового дирижирования и чтения хоровых партитур», «История и теория хорового исполнительства»).

В третьем параграфе второй главы «Организация и результаты опытно-экспериментальной работы по проверке эффективности педагогического обеспечения формирования культуры самообразования будущего педагога-музыканта с использованием потенциала дирижерско-хоровых дисциплин» освещаются содержание и результаты всех этапов экспериментальной работы. Наше исследование имеет лонгитюдный характер (2002-2013 гг.); всего в эксперименте приняло участие 396 студентов, мы приводим результаты последних четырех лет (2008-2012 гг.).

Для проведения опытно-экспериментального исследования был разработан диагностический инструментарий, направленный на выявление уровней сформированное™ культуры самообразования будущего педагога-музыканта в процессе освоения дирижерско-хоровых дисциплин. Исходя из структурных компонентов культуры самообразования педагога-музыканта, выступающих в качестве критериев ее сформированнности (ценностно-мотивационного, когнитивно-операционного, контрольно-рефлексивного) и показателей, отражающих наблюдаемые и фиксируемые характеристики, мы определили три уровня: высокий, средний, низкий (см. таблицу).

_17_

Культура самообразования педагога-музыканта

Ценностно-мотивациопный компонент

Когнитивно-операционный компонент

Контрольно-рефлексивный компонент

Установка на связь самообразования с личными и профессиональными интересами; мотивированная направленность на саморазвитие и освоение новаторского опыта в педагогике музыкального образования; понимание необходимости владения методами научного познания; стремление состояться в профессии и завоевать авторитет._

Разносторонние знания по дирижерско-хоровым дисциплинам в единстве с осознанными межпредметными связями; свободное применение умений самообразовательной деятельности: целе-полагания, работы с источниками информации, оценивание информационного материала, обработки полученных результатов; владение мыслительными операциями (анализом, синтезом, сравнением, расчленением, обобщением, классификацией и т.д.); умение интерпретировать хоровое сочинение на основе комплексного анализа; применение базовых и дополнительных знаний по методике работы с хором; владение навыками репетиционной работы_

Наличие осознанных целей, идеалов, смыслов, стремлений личности педагога-музыканта; владение умениями личностно-профессионапьного самоанализа, самооценки уровня самообразовательной деятельности в области музыкальной педагогики и исполнительства; владение механизмами самоконтроля и саморегуляции самообразовательной деятельности

е-

Понимание связи самообразования с личными и профессиональными интересами; неустойчивая потребность в саморазвитии и освоении новаторского опыта в музыкальной педагогпке; недостаточное понимание необходимости владения методами научного познания; недостаточная потребность состояться в профессии и завоевать авторитет.

Базовые знания по дирижерско-хоровым дисциплинам вкупе с неосознанными межпредметными связями; затруднительное применение умений самообразовательной деятельности: це-леполагания, работы с источниками информации, оценивание информационного материала, обработки полученных результатов; частичное владение мыслительными операциями (анализом, синтезом, сравнением, расчленением, обобщением, классификацией и т. д.); не ярко выраженное умение интерпретации хорового сочинения на основе комплексного анализа; применение базовых знаний по методике работы с хором; не ярко выраженное владение навыками репетиционной работы._

Понимание целей, идеалов, смыслов, стремлений, необходимых личности педагога-музыканта; частичное владение умениями личностно-

профессионапьного самоанализа, самооценки уровня самообразовательной деятельности в области музыкальной педагогики и исполнительства; эпизодическое проявление владения механизмами самоконтроля и саморегуляции самообразовательной деятельности.

Отсутствие понимания связи самообразования с личными и профессиональными интересами; отсутствие стремления к саморазвитию и освоению новаторского опыта в музыкальной педагогике; отсутствие понимания необходимости владения методами научного познания; слабо выраженное желание состояться в профессии и завоевать авторитет.

Базовые знания по дирижерско-хоровым дисциплинам носят изолированный характер; отсутствие умений самообразовательной деятельности: це-леполагания, работы с источниками информации, оценивание информационного материала, обработки полученных результатов; слабо выраженное владение мыслительными операциями (анализом, синтезом, сравнением, расчленением, обобщением, классификацией и т.д.); отсутствие умения интерпретировать хоровое сочинение на основе комплексного анализа; эпизодическое применение базовых знаний по методике работы с хором; слабо выраженное владение навыками репетиционной работы._

Недостаточное понимание целей, идеалов, смыслов, стремлений, необходимых личности педагога-

музыканта; слабо выраженное владение умениями личностно-профессионального самоанализа, самооценки уровня самообразовательной деятельности в области музыкальной педагогики и исполнительства; недостаточное владение механизмами самоконтроля и саморегуляции самообразовательной деятельности.

Для определения состояния проблемы в практике вузовского образования и выявления состояния сформированнности культуры самообразования педагога-музыканта у студентов, получающих музыкально-педагогическое образование в вузах городов Казани и Чебоксары, нами было проведено письменное анкетирование «Наличие культуры самообразования педагога-музыканта». Распределение студентов-музыкантов по уровням отражено в таблице.

Уровни сформированнности культуры самообразования педагога-музыканта на констатирующем этапе

Уровни культуры самообразования Выпускники ссузов муз.-пед. профиля 204 чел. (51,5%) Выпускники ДМШ и школ искусств 192 чел. (48,5%) Всего 396 чел. (100%)

Кол-во студ. (чел.) Кол-во студ. (%) Кол-во студ. (чел.) Кол-во студ. (%) Кол-во студ. (чел.) Кол-во студ. (%)

Низкий 147 37,1 165 41,7 312 78,8

Средний 39 9,9 21 5,3 60 15,2

Высокий 18 4,5 6 1,5 24 6

В ходе опытно-экспериментальной работы на формирующем этапе были сформированы равные по своим исходным уровням экспериментальная (47 студентов) и контрольная (48 студентов) группы. Для определения исходного уровня сформированное™ культуры самообразования будущего педагога-музыканта в процессе освоения дирижерско-хоровых дисциплин у студентов КГ и ЭГ были использованы опросники, практические и письменное исследовательское задания. Кроме того, за результатами самообразовательной деятельности студентов осуществлялось наблюдение на текущих занятиях по дирижер-ско-хоровым дисциплинам.

Результаты начальной стадии формирующего эксперимента показали, что 63,1 % студентов КГ и 65,3 % студентов ЭГ имеют низкий уровень культуры самообразования; средний уровень - 26,5 % студентов КГ и 27% студентов ЭГ; 10,4% студентов КГ и 7,7% студентов ЭГ показали высокий уровень. Результаты данной стадии эксперимента продемонстрировали преобладание низкого уровня сформированное™ культуры самообразования педагога-музыканта, что подтвердило необходимость создания педагогического обеспечения формирования культуры самообразования будущего педагога-музыканта.

Целью формирующего эксперимента являлось повышение уровня культуры самообразования педагога-музыканта по всем показателям трех компонентов, на достижение которых направлено решение следующих задач: 1) обеспечение педагогических условий, способствующих эффективному формированию культуры самообразования; 2) внедрение технологии формирования культуры самообразования будущего педагога-музыканта в процессе освоения дирижерско-хоровых дисциплин; 3) использование в образовательном процессе авторских учебно-методических разработок, позволяющих эффективно организовывать студенческое самообразование.

Формирование культуры самообразования будущего педагога-музыканта представляется как динамичный, поэтапный процесс учебно-педагогического взаимодействия. В процессе наблюдения за профессиональной деятельностью преподавателя у студента-музыканта формируется осознанная установка лич-ностно-профессиональной значимости самообразования; в учебно-

педагогическом взаимодействии происходит стимулирование самостоятельной познавательной активности во всех видах деятельности студентов-музыкантов. Далее спланирован индивидуальный маршрут самообразования, где студенту были предложены различные виды и формы самообразования, в которых осуществлялась работа по формированию и регулированию взаимосвязей самообразования и профессионального практического опыта. Для студентов ЭГ была системно организована самостоятельная работа студентов по освоению дири-жерско-хорового репертуара преимущественно в исследовательско-творческой деятельности. Занимая позицию хормейстера, студент-музыкант проходит путь от создания модели хорового произведения в различных видах познавательно-творческой деятельности (исполнение хоровой партитуры на фортепиано, вокальное исполнение голосов хоровых партий, дирижирование исполнением хоровой партитуры на фортепиано концертмейстером) до реальной репетиционной работы со студенческим хоровым коллективом и дирижированию в условиях концертного выступления.

Для формирования опыта самообразовательной деятельности студентам были предложены иные формы функционирования самообразования в учебно-педагогической деятельности, такие как подбор песенного и хорового репертуара, подготовка научных докладов и выступления на семинарах и конференциях, выполнение письменных аннотаций на вокально-хоровые произведения, подготовка рефератов, курсовых работ и их защита, подготовка научных публикаций.

Студенты ЭГ в качестве специальных средств обучения имели разработанное нами методическое сопровождение в виде учебно-методических пособий «Самостоятельная подготовка студента-музыканта к практической работе с хором», «Сабантуй. Концертный репертуар молодежных хоровых коллективов» и методических рекомендаций «Самостоятельная работа студентов по выполнению аннотаций на вокально-хоровые произведения» в печатном и электронном формате, позволяющих организовать самостоятельную работу по освоению дисциплин «Хоровой класс и практическая работа с хором» и «Класс хорового дирижирования и чтения хоровых партитур». Учитывая современные возможности информационных технологий и электронного образования, для организации самообразовательной работы студентов по дисциплине «История и теория хорового исполнительства» нами разработан электронный курс в системе управления обучением МОСЮЬЕ.

В ходе формирующего эксперимента студенты ЭГ явились активными участниками фестивалей и конкурсов различных форматов, позволяющих максимально раскрыть интеллектуальные и творческие ресурсы студента-музыканта. В процессе самостоятельной подготовительной работы к конкурсу, воплощая творческую идею в совершенную форму, будущий педагог-музыкант вырабатывает и оттачивает необходимые ему качества: стремление и достижение цели, трудолюбие, дисциплина, воля, развитие различных граней таланта, адаптация к ситуации, преодоление сценического страха перед публикой, формируется опыт саморегуляции. Результаты и достижения студентов были отмечены дипломами таких конкурсов, как: Всероссийский конкурс научно-педагогических работ студентов вузов художественно-педагогического профи-

ля, Всероссийский Фестиваль молодежных (студенческих) вокально-хоровых коллективов и хоровых дирижеров образовательных учреждений музыкально-педагогического профиля имени Л. Ф. Панькиной, Казанская универсиада, Фестиваль хоровой музыки имени С. В. Смоленского, Международный конкурс-фестиваль «Виктория», фестиваль «Студенческая весна» и др.; специальные конкурсы (конкурс аннотаций на хоровое произведение, смотр-конкурс «Работа над школьной песней», конкурс на лучшее исполнение хоровой партитуры и т.д.).

На заключительном, контрольном этапе экспериментального исследования проводилась повторная диагностика уровня сформированнности культуры самообразования будущего педагога-музыканта. В исследовании использовался диагностический инструментарий, который применялся на стадии начальной стадии формирующего эксперимента.

Уровни исходные результаты итоговые результаты

КГ (48 чел.) ЭГ(47 чел.) КГ (48 чел.) ЭГ(47 чел.)

чел. % чел. % чел. % чел. %

Высокий 5 10,4 3,6 7,7 7 14,6 И 23,4

Средний 12,7 26,5 12,7 27 17 35,4 23 49

Низкий 30,3 63,1 30,7 65,3 24 50 13 27,6

Сравнительный анализ полученных данных показал существенное повышение уровня культуры самообразования педагога-музыканта в ЭГ, в то время как в КГ он не претерпел значительных изменений, что служит доказательством эффективности разработанного педагогического обеспечения в формировании культуры самообразования педагога-музыканта.

В заключении обобщены и изложены основные теоретические положения и общие выводы проведенного исследования, намечены дальнейшие перспективы исследования данной проблемы.

Таким образом, итоги экспериментальной работы по применению в образовательной практике авторской технологии формирования культуры самообразования педагога-музыканта в процессе освоения дирижерско-хоровых дисциплин и ее педагогического сопровождения, подтверждают выдвинутую гипотезу исследования и позволяют сделать следующие выводы:

1. Теоретический анализ философской, психологической и педагогической литературы позволил сформулировать основное понятие исследования «культура самообразования педагога-музыканта».

2. Обобщение современных представлений о методологических подходах и принципах формирования культуры самообразования позволило определить и обозначить роль каждого подхода в формировании культуры самообразования будущего педагога-музыканта в процессе освоения дирижерско-хоровых дисциплин.

3. Установлено, что содержание дирижерско-хоровых дисциплин при определенной организации учебного материала обладает достаточным педагогическим потенциалом для формирования культуры самообразования будущего педагога-музыканта.

4. Разработана, теоретически обоснована и внедрена в образовательный процесс авторская технология формирования культуры самообразования будущего педагога-музыканта.

5. Определен и теоретически обоснован комплекс педагогических условий, позволяющий обеспечить процесс формирования культуры самообразования будущего педагога-музыканта средствами дирижерско-хоровых дисциплин.

6. В качестве педагогического сопровождения разработаны и внедрены в учебный процессе авторские учебно-методические работы в печатном и электронном форматах.

7. Результаты проведенной экспериментальной работы доказали эффективность педагогического обеспечения формирования культуры самообразования будущего педагога-музыканта в процессе освоения дирижерско-хоровых дисциплин.

Основные положения диссертации отражены в следующих публикациях автора:

1. Дыганова, Е. А. Формирование самообразовательной компетенции будущего учителя музыки в процессе освоения дирижерско-хоровых дисциплин / Е. А. Дыганова // Образование и саморазвитие. - 2011. - № 4 (26). - С. 17-22 (0,4 пл.).

2. Дыганова, Е. А. Формирование самообразовательной культуры будущего педагога-музыканта / Е. А. Дыганова // Вестник Татарского государственного гуманитарно-педагогического университета. - 2011. -№ 3(25). - С. 245-250 (0,4 п.л.).

3. Дыганова, Е. А. Модель формирования самообразовательной культуры студента-музыканта в процессе дирижерско-хоровой подготовки / Е. А. Дыганова // Вестник Казанского технологического университета. 2011. - № 24, Т. 14. - С. 227-235 (0,6 п.л.).

4. Дыганова, Е. А. Педагогические условия формирования культуры самообразования будущего педагога-музыканта в процессе освоения ди-рижерско-хоровых дисциплин / Е. А. Дыганова, 3. М. Явгильдина // Филология и культура. Philology and Culture (старое название — Вестник Татарского государственного гуманитарно-педагогического университета). -2013. - № 4(34). - С. 278-285 (0,5 п.л. / 0, 25 п.л.).

5. Дыганова, Е. А. Хоровой класс и практическая работа с хором (учебно-методический комплекс) / Е. А. Дыганова // Учебно-методические комплексы по дисциплинам предметной подготовки по специальности 050601.65 «Музыкальное образование». - Казань: ТГГПУ, 2008. - С.35-43 (0,6 п.л.).

6. Дыганова, Е. А. История и теория хорового исполнительства (учебно-методический комплекс) / Е. А. Дыганова // Учебно-методические комплексы по дисциплинам предметной подготовки по специальности 050601.65 «Музыкальное образование». - Казань: ТГГПУ, 2008. - С. 89-104 (1 п.л.).

7. Дыганова, Е. А. Самостоятельная работа студентов по выполнению аннотаций па вокально-хоровые произведения / Е.А. Дыганова // Методические рекомендации. - Казань: ТГГПУ, 2010. - 28 с. (1,75 п.л.).

8. Дыганова, Е. А. Самостоятельная подготовка студентов-музыкантов к практической работе с хором / Е.А. Дыганова // Учебно-методическое пособие.

- Казань: ИФИ К(П)ФУ, 2011. - 52с. (3,25 пл.).

9. Дыганова, Е. А. Сабантуй. Концертный репертуар молодежных хоровых коллективов / Е.А. Дыганова // Учебное пособие. - Казань: Институт филологии и искусств Казанского (Приволжского) федерального университета, 2011.

- 52 с. (3,25 пл.).

10. Дыганова, Е. А. «История и теория хорового исполнительства» электронный курс в системе управления обучением MOODLE [электронный образовательный ресурс] / Е.А. Дыганова // Электронный курс. URL: http://edu.cnoir.ru/course/category.p1ip?id=477

11. Дыганова, Е. А. Самообразование - приоритетное направление подготовки учителя музыки / Е. А. Дыганова // Инновационное образование: проблемы, поиски, решения: пленарные, обзорные доклады и программа IV Междун. науч.-метод, конф. / Под общей редакцией д-ра физ.-мат. наук, профессора Ю. Я. Петрушенко. - Казань: Казан, гос. энерг. ун-т, 2006,- С.86-88 (0,2 пл.).

12. Дыганова, Е. А. Педагогические условия формирования навыков самообразования у будущих учителей музыки / Е. А. Дыганова // Музыка и педагогика: сб. Материалов IV Междун. науч.-практ. конф. «Музыка и педагогика: проблемы профессиональной подготовки педагога-музыканта» (г.Казань 13 ноября 2007 г.). Вып. 4 / Редкол.: Ф. Ш. Салитова (отв. ред.) [и др.]. - Казань: ТГГПУ, 2007. - С. 140-142 (0,2 пл.).

13. Дыганова, Е. А. Самостоятельная работа как основа развития самообразования будущего учителя музыки / Е. А. Дыганова // Искусство и педагогика в современном образовательном пространстве: сборник науч. ст. / Чуваш, гос. пед. ун-т. - Москва - Чебоксары: ЧГПУ, 2009. - С. 60-64 (0,3 пл.).

14. Дыганова, Е. А. Значение самообразования в подготовке будущего учителя музыки / Е. А. Дыганова // Музыкальное искусство и музыкальное образование в современном мире: материалы иауч.-практ. конф. 12 ноября 2009. - Махачкала: ДГПУ, 2009. - С. 71-73 (0,2 пл.).

15. Дыганова, Е. А. Предварительная подготовка хорового дирижера к репетиционной деятельности / Е. А. Дыганова // Модернизация дирижерско-хоровой подготовки учителя в системе профессионального образования: сборник науч. тр. / Под ред. М. В. Кревсун - Таганрог: Изд-во Ступина А. Н., 2009. - С.75-78 (0,25 пл.).

16. Дыганова, Е. А. Психологическая подготовка дирижера хора к концерту / Е. А. Дыганова // Национальная художественная культура: опыт, проблемы, перспективы: материалы Междун. науч.-практ. конф. "Национальная художественная культура народов России и зарубежья" (г.Казань, 19 апреля 2009 г.) / КГУКИ; редкол.: 3. М. Явгильдина, Г. И. Фазылзянова (отв. ред.) [и др.]. - Казань: КГУКИ, 2009,- С. 413-417 (0,3 пл.).

17. Дыганова, Е. А. Самостоятельная работа как важнейшее условие подготовки студентов к практической работе с хором / Е. А. Дыганова // Искусство и педагогика: сборник материалов V Междун. науч.-практ. конф.

«Искусство и педагогика: проблемы художественного и музыкального образования» (г.Казань, 24-25 ноября 2009 г.). Вып.5 / Редкол.: Ф. Ш. Салитова (отв. ред) [и др.]. - Казань: ТГГПУ, 2009. - С. 230-233 (0,25 п.л.).

18. Дыганова, Е. А. Роль музыкального анализа в интерпретации хорового произведения / Е. А. Дыганова // Новые педагогические технологии в художественном образовании: сборник науч. ст. - Москва; Чебоксары: ЧГПУ,

2010.-С. 63-67 (0,3 п.л.).

19. Дыганова, Е. А. Формирование репетиционных навыков студентов факультета художественного образования в хормейстерской деятельности / Е. А. Дыганова // Педагогика художественного образования: история, методология, практика: материалы Всероссийской научно-практической конференции (с международным участием) «Педагогика художественного образования: история, методология, практика» (Казань, 9-10 декабря 2010 г.). В 2 ч. Ч. 1 / Отв. ред. 3. М. Явгильдина, Л. Г. Сафиуллина, Г. И. Батыршина. - Казань: ТГГПУ,

2011.-С. 51-55 (0,45 п.л.).

20. Дыганова, Е. А. К вопросу об особенностях дирижерско-хорового исполнительства / Е. А. Дыганова // Педагогика художественного образования: история, методология, практика: материалы Всероссийской научно-практической конференции (с международным участием) «Педагогика художественного образования: история, методология, практика» (Казань, 9-10 декабря 2010 г.). В 2 ч. Ч. 1 / Отв. ред. 3. М. Явгильдина, Л. Г. Сафиуллина, Г. И. Батыршина. - Казань: ТГГПУ, 2011. - С. 377-380 (0,25 п.л.).

21. Дыганова, Е. А. Влияние педагога на формирование самообразовательной культуры будущего педагога-музыканта / Е. А. Дыганова // Искусство и образование в современном мире: сборник статей Международной научно-практической конференции, 20 октября 2011 г. / Науч. ред. Н. В. Грузинцева; отв. ред. Л. Ф. Балина, А М. Шевцова. - Тюмень: РИЦ ТГАКИиСТ, 2012. - С.49-51 (0, 2 п.л.).

22. Дыганова, Е. А. Фестивали и конкурсы как эффективные формы развития одаренных студентов-музыкантов / Е. А. Дыганова // Актуальные проблемы теории искусства и художественного образования: сб. науч. трудов. Вып. 3 / Отв. ред : 3. М. Явгильдина, Г. И. Батыршина, Л. Г. Сафиуллина, Г. Р. Муртазина. - Казань: ИФИ КФУ, 2013. - С. 81-83 (0,2 п.л.).

23. Дыганова, Е. А. Роль личностного потенциала студента в формировании самообразовательной культуры будущего педагога-музыканта / Е. А. Дыганова // Материали за 8-а международна научна практична конференция, «Образованието и науката на XXI век», Том 22. Педагогически науки - София: «Бял ГРАД-БГ» ООД, 2012. - С. 41- 47 (0,45 п.л.).

24. Дыганова, Е. А. Аннотация на хоровое произведение как аналитиче-ско-творческая форма самостоятельной работы студента-музыканта / Е. А. Дыганова // Искусство и художественное образование в аспекте межкультурного взаимодействия: Материалы Международной научно-практической конференции «Искусство и художественное образование в аспекте межкультурного взаимодействия» (Казань, 6-7 декабря 2012 г.) / Отв. ред. 3. М. Явгильдина, Д. Ф. Хайрутдинова. - Казань: Изд-во «Отечество», 2013 - С. 74-78 (0,3 п.л.).

25. Дыганова, Е. А. Значение дирижерско-хоровой подготовки в профессиональном становлении будущего учителя музыки / Е. А. Дыганова // Музыкальное образование в современном мире: теория и практика. Материалы XI международной научно-практической конференции / Под науч. ред.

B. А. Есакова, Л. С. Майковской. - М.: ООО «Издательство Ритм», 2013 —

C. 189-195(0,45 п.л.).

26. Дыганова, Е. А. Использование электронно-образовательных ресурсов в формировании самообразовательной культуры студентов-музыкантов / Е. А. Дыганова // Искусство и художественное образование в контексте межкультурного взаимодействия: материалы Международной научно-практической конференции «Искусство и художественное образование в контексте межкультурного взаимодействия» (Казань, 17-18 октября 2013 года) / Отв. ред. 3. М. Яв-гильдина. - Казань: Изд-во «Отечество», 2013,- С. 532-536 (0,3 п.л.).

27. Дыганова, Е. А. Аннотация на хоровое произведение как форма научно-исследовательской работы студента-музыканта / Е. А. Дыганова // Творческие факультеты в структуре классического университета: проблемы и перспективы развития: материалы Всерос. науч.-практ. конф. (Омск, 28 февраля 2013 г.) / [отв. ред. Н. П.Монина]. - Омск: Изд-во Ом. гос. ун-та, 2013. - С. 170174 (0,3 п.л.).

Подписано в печать 03.02.2014. Формат 60x84/16. Печать цифровая. Усл. печ. л. 1,0. Тираж 100. Заказ к-176.

Отпечатано с готового оригинал-макета, предоставленного автором, в типографии Издательства Политехнического университета. 195251, Санкт-Петербург, Политехническая ул., 29. Тел.:(812)550-40-14 Тел./факс: (812) 297-57-76