автореферат и диссертация по педагогике 13.00.05 для написания научной статьи или работы на тему: Теория и методика дирижерско-хоровой подготовки студентов к музыкально-просветительной деятельности
- Автор научной работы
- Безбородова, Людмила Александровна
- Ученая степень
- доктора педагогических наук
- Место защиты
- Москва
- Год защиты
- 1996
- Специальность ВАК РФ
- 13.00.05
Содержание диссертации автор научной статьи: доктора педагогических наук, Безбородова, Людмила Александровна, 1996 год
ВВЕДЕНИЕ.».-. 4
ГЛАВА I. ПРОБЛЕМЫ МУЗЫКМЫШ-ПРОСВЕТИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДШЖЕРА В СОВРЕМЕННОЙ ТЕОШИ МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
§ I, Личноотно-деятелъноетный подход в псйхолого педагогической литературе ♦♦-.Л,. 15 *
§ 2* Основные тенденций музыкально-просветительной деятельности педагога-хормейстера на современном этапе ♦. 30
§ 3» Эстетически! аспект дирижерской деятельности .»
§ -
§ 4. Содержание и структура дирижерско-хоровой деятельности . 62
Выводы по первой главе . . . 79
ГЛАВА II. ПЕДИГОШЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ДШЖЕРОКО-ХОРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕЛДГОГА-МУЗЫКАНТА
§ I* Направленность содержания и методов дирйжерско-хоровой подготовки студентов на эмоционально-смысловую интерпретацию музыки . 81
§ 2* Повышение значимости школьной хормейстерской практики.***.*«.*.«.***.***. 104 —
§ 3, Опора на выразительные возможности дирижерских жестов .131
§ 4. Подготовка студентов к музыкально-просветительной деятельности .*.-•.* 154
Выводы по второй главе.179
ГЛАВАМ» ПЕЛДГ01ИЧЕСКЙЕ ОСОБЕННОСТИ ДШЖЕРСКО-ХОРОВОЙ ПОДГОТОВКЕ СТУДЕНТОВ В УСЛОВИЯХ ФАКУЛЬТЕТА НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ
§ I. Базовая хоревая подготовка студентов факультета начальных классов к дальнейшему освоению предмета "Дирижирование1* . . Д82
§ 2. Ориентация на управление реальным вокально-хоровым звучанием * * *»»*.•**»*.•**«.«. *. ••.*.«»«•.*»•. Х
§ 3. Необходимость групповой формы обучения студентов основам техники дирижирования . 223. 4. Методика ускоренной постановки дирижерского аппарата и исправления недостатков мануальной техники. 236
Выводы по третьей главе *.♦. 252
ГЛАВА 1У. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА. ДЙШЖЕРА НАД
ХОРОВОЙ ПАРТИТУРОЙ
§ I» Дирижирование как особый самостоятельный вид художественно
296 31®'
- творческой деятельности человека*./.254
§ 2. Этапы подготовительной работы дирижера над партитурой .4.«.**«.»*
§ 3, Особенности изучения произведений крупной формы
284
§ 4. Анализ хоровых произведений 296
Выводы ио четвертой главе. 316
ЗА К Л Ю Ч Е НИ Е *«•.**••».•*».••*.•.•.•.•••«. 318 — БИ БЛИ О Г РА
§ И Я .♦ .*. 330
Введение диссертации по педагогике, на тему "Теория и методика дирижерско-хоровой подготовки студентов к музыкально-просветительной деятельности"
Стратегией обновления всей социально-культурной сферы сегодня всё более становится ориентация на общечеловеческие ценности, на решение задач духовного возрождения общества жри создании резальных условий для свободного и творческого развития личности. Среди этих условий важная роль принадлежит музыке* В настоящее время осмысляются судьбы музыкального искусства: всё большую актуальность приобретает реализация её возможностей в процессе формирования личности. Однако, сложный» во многом противоречивый процесс реформ породил ряд негативных явлений, идеологический, нравственный и экономический кризие, что привело к эволюции духовных ценностей, составляющих основу общенациональной культуры*
Современные требования общественной практика и приоритетные направления культурной политики в условиях рыночных отношений определяют актуальность научной разработки педагогических задач применительно к социально-культурной сфере* На фоне социальной напряженности общества музыкально-просветительная деятельность призвана удовлетворять и формировать эстетические и нравственные потребности личности. Тяготение к общечеловеческим гуманистическим ценностям и коррекция целей перспективного развития культуры обусловили возникновение острой потребности в формировании нового типа специалистов с высокой степенью творческого и профессионального потенциала» в подготовке кадров широкообразованных музыкантов-просветителей, Поэтому обращение к проблеме активизации просветительных тенденций в подготовке учителя-хормейстера закономерно и оправдано, Дирижеры-хормейстеры занимают в иерархий музыкантов высший уровень (затем следуют инструменталисты и далее вокалисты). В пользу такого общепринятого в среде музыкантов понимания свидетельствуют также факты г а) дирижер как организатор коллективного исполнения должен обладать более высоким уровнем общемузыкального развития в ©равнении с членами управляемого им коллектива; б) дирижер как давил© владеет несколькими музыкальными специальностями; в) исторически профессия дирижера возникла гораздо позднее и на основе развития других специальностей. Музыкально-просветительная деятельность учителя-дирижера влечет за собой качественные изменения в содержании установка на предстоящее выполнение просветительной миссии, выдвигая на передай план социально-культурный аепект.
Между тем, музыкальное образование заметно отстает от задач духовного и эстетического возрождения общества, от реальнш социокультурной обстановки в стране* Современная ситуация характеризуется неудовлетворительным состоянием обучения и воспитания средствами музыка. На этом фоне происходит отчуждение молодежи от общества, культуры и человека* Одним жз направлений преодоления создавшейся ситуации является изучение обширного материала но теории художественно-творческой деятельности» разработка ж проверка путей формирования профессионального мастерства учите-дя-х©|мейетера в условиях музыкально-просветительной деятельности.
Актуальность проблемы рассмотрения , теоретических ж методических аспектов дирижерско-хоровой подготовки студентов к музыкаль-но-нроеветительной деятельности обусловлена следующими щзотиво-тзечиями: а) между социальными потребностями общества в музыкально-просветительной работе и состоянием подготовки студентов к этой деятельности, которое не способствует реализации воспитательного потенциала музыкального искусства; б) между требуемым уровнем готовности учителя-хормейстера к музыкально-просветительной деятельности ж отсутствием теоретического обобщения и систематизации закономерностей, управляющих процессом формирования его профессионального мастерства; в) между потребностью в кадровом насыщении культурней отрасли и отсутствием необходимого числа квалифицированных учителей-хормейстеров © ориентацией на перспективу работы в социально -культурной с|ере.
Е&зрешение данных противоречий и стало проблемой нашего исследования. В поисках способов разрешения названных противоречий пробл'ема диссертации была сформулирована следующим образом: содержание, структура, педагогические условия ш методы системы эффективного формирования дирижерско-хорового мастерства-студентов в условиях музыкально-просветительной деятельности.
Степень научной разработанности проблемы: В отечественной и зарубежной педагогике утвердилось понимание того, что в формировании личности определяющее значение принадлежит деятельности человека (А.Н.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн, Л.С. Выготский* Б.М.Теплов, Д.Брунер, Б.СМмон и др.)
Содержанию учебно-педагогической деятельности, вопросам её организации в целях формирования личностных качеств человека посвятили свои труды В.В.Давыдов, Н.В.Кузьмина, Ю.Н.Кулюткин, В.С.Мухина, В.А,Сластешш, Ю.К.Бабанский и др.
К проблемам культурно-просветительного дела в педагогической науке обращались ЮЛДзаров, Н.К.Бакланова, В.Г.Бочарова» А.Л. Карамышев, В.С.Кузин, В.ИЛерниченко, раскрывающие особенности формирования художественной культуры молодежи как целостного педагогического процесса. В исследование проблемы воспитания личности в культурно-досуговой сфере в процессе самодеятельного творчества важный вклад внесли Т.И.Бакланова, А.ДЛ&рков, А.С. Каргин, Т.Г.Киселева, Ю.Д.Красильников, Ю.А»Стрельцов, В.Е.Триода, П.А.Черватюк. В ряде исследований отражены различные аспекты: научно-теоретическое обоснование художественной самодеятельности как явления, формирующего личность (Е.И.Смирнова, Т .И. Бакланова, А.Д.Жарков, Ю.Е.Соколовский, Ю.Д,Красильников), разработка методик работы в музыкальных коллективах (В.И.Закутский, А*С.Каргин, Л.В.Шашна), совершенствование подготовки кадров руководителей самодеятельных коллективов (Т.Н.Бакланова, М.Й.Дол-женкова, Т.С.Зиновьева, В.Ф.Чабанный, О.В.Сокол).
Однако, проблема актуализации просветительных тенденций в подготовке учителя-хормейстера не была предметом специального научного исследования. Особого внимания требует взаимодействие учебного процесса в педвузе с разными направлениями будущей профессиональной деятельности учителя.
Существенным фактором формирования социально значимых качеств личности человека является художественная деятельность. В работах Б.Т.Лихачева, В.К.Скатерщикова, В,А.Разумного, Л.Л.Лечко указывается на то, что такая деятельность формирует лучшие человеческие качества личности: познавательные, оценочные, творческие и коммуникативные. Между тем, дирижерская деятельность нуждается в научном осознании. Искусство дирижирования - наименее исследованная область музыковедения и музыкальной педагогики. Необходимость дирижерской техники, её роль и возможность воспитания до сих пор подвергается сомнению. Актуальность исследования приобретает особую остроту в связи с малой изученностью природы творчества дирижера в психологии и музыковедении.
Известные хоровые дирижеры: А .А«Егоров, К.К.Шгров, К.Б#Птица, В»Г.Соколов, П.Г.Чееноков и другие освещали проблемы, ©вязанные © воспитанием хормейстера. Они ©ставили описание методических приемов работы с хором* Большинство исследований, проведенных в 70-е и 90-е годы, посвящены различным аспектам совершенствования дирижерско-хоровых навыков учителя музыки. В них предлагаются разные способы развития творческой активности студентов, в той или иной мере решается проблема формирования отдельных дирижерских навыков. Это работы Г.Г.Голыка, Р.Н.Ерман, Ж.М.Дебелой, В.И.Живова» Е.1иКрас©тйн©й, В.С.Елисеевой, Р.В.Пан-кевича, Т.А.Первушиной, Н.В.Соколовой, Э.К.Сэт, ТД.Эстриной.
Однако, целостный подход к дирижереко-хоровой деятельности этими авторами ш осуществлялся и научна не обосновывался, вопросы специфики и структуры дирижереко-хоровой деятельности подробно не рассматривалась.
Проблема формирования дарижерско-хорового мастерства студентов в условиях музыкально-просветительной деятельности не была предметом специального научного исследования. Вне решения этой проблемы невозможно ставить вопрос © полноценной профессиональной подготовке учителей к работе со школьной молодежью, © их музыкально-педагогическом и просветительном мастерстве.
Объектом исследования являются теоретические и методические основы дирижереко-хоровой подготовки студентов педвузов к музыкально-просветительной деятельности.
Нщдмет исследования - процесс формирования дарижерско-хорового мастерства студентов в условиях музыкально-просветительной деятельности.
Цель.-исследования состоит-в.разработке.нового.направления в теории и методике, культурно-просветительной работы: музыкально- просветительная.деятельность дирижера.
Задача исследования:
1. Исследовать теоретико-методологические, основы становления и. развития личностно^-деятельностного подхода в педагогической науке применительно к музыкальной деятельности-дирижера*.
2. -Выявить. основные. тенденции и проблемы, .современной практики музыкально-просветительной деятельности дирижера и определить её сущность,-. . . . . . . .
3. Разработать.теоретическую-модель профессионального мастерства дирижера,- раскрыв.-специфику-,.-структуру,, содержание, его деятельности , - художественног-интерпретационную. природу ^творчества дирижера,.параметры деятельности в контексте музыкально-просветительных задач,- .
4. 1&зработать концептуальные основы дирижерской подготовки учителя к музыкально-просветительной деятельности.
5. З&зработать методические основы формирования дирижерско-хорового мастерства студентов в условиях музыкально-просветительной деятельности.
6. Определить специфику внедрения разработанной методики в условиях факультета начальных классов.
7. Апробировать организацию процесса формирования дирижерско-хорового мастерства учителя в условиях педагогических учебных заведений.
Методы исследования: теоретический анализ литературы по философии, психологии, культурологии, педагогике, музыковедению; комплексный теоретический анализ проблемы, основанный на синтезе структурно-функционального, содержательного и деятельностного подходов; педагогическое наблюдение учебно-воспитательного процесса педвуза; опытно-экспериментальная работа, включающая анкетирование й беседы со студентами, констатирующий и формирующий этапы педагогического эксперимента, а также педагогический анализ музыкального материала.
Концепция исследования строилась на предположениях о том, что - изучение теории и методики дирижерско-хоровой подготовки студентов на основе целоетно-деятельностного подхода позволит повысить эффективность их музыкальнорфосветительной деятельности;
- высокий уровень сформированиеети слагаемых параметров музы-кальш-просветителышй деятельности учителя-хормейстера обеспечивается целенаправленным использованием специально разработанной системы обучения ж юешташя студентов в условиях педвуза; эта система должна учитывать особенности содержания и структуры дирижереко-хоровой деятельности;
- педагогичеекими условиями достижения высокого уровня соответствующей деятельности, являются: направленность содержания и методов дирижерско-хоровой подготовки на эмоционально-смысловую интерпретацию музыки» повышение значимости школьной хормейстерской практика, опора на выразительные возможности дирижерских жестов,, ориентация на комплексное воздействие различных видов искусства, управление реальным вокально-хоровым звучанием.
Общеметодологической основой исследования явились: теоретические концепции общей теории деятельности (М.С.Каган, А.Н.Леонтьев, Б.ГДнаньев, В.Н.Мясищев, С.Л.^бинштейн), теория педагогической деятельности и формирования личности (В.А.Сластенин, Н.В.Кузьмина, Ю.Н.Кулготкин, В.0,Мухина), теория и методика эстетической© воспитания (Б.Т.Лихачев, ВД.Вазумный, В.Н.Шацкая,Л.П. Печко), теория музыкальной педагогики (Э.Б.Абдуллин, О.А.Апраксина, Ю, Б. Алиев, Л.Г.Арчажникова, Г.М.Цыпин, Г.П.Стулова, Г.С. Вагина). Основу специальной методологии представляют теории: теория интонации Б.Асафьева, о музыкальном восприятии (В.В.Ме-душевсшй, Е.В.Назайкинекий, Л.А.Баренбойм).
Научная новизна и теоретическая ценность исследования заключается в подходе ко всей деятельности учителя-хормейстера с позиций культурно-просветительной работы, что предъявляет качественно иные требования к организации и содержанию учебного процесса в дирижерском классе в целях её просветительной направленности. Автором разработаны концептуальные основы, дирижерской подготовки, учителя к музыкально-просветительной деятельности, определившие новое направление в теории и методике культурно-просветительной работы. -Методологию, эт.ого. направления составил -целостный жчностно-деятельностный подход, в.: соответствии. с которым . аду зыкально-про све тите льная деятельность, дирижера рассматривается как органическая и. неотъемлемая чаеть профессионального музыкального. образования. В основу теории нового направления культурно-просветительной деятельности положено. рассмотрение процесса формирования дирижерского мастерства просветителя как психолого-педагогической проблемы , что включает,: изучение состояния теории .музыкального. образования и выявление.основных тенденций музыкально-просветительной .деятельности хормейстера на современном этапе; установление факта отсутствия единой психолого-педагогической теории музыкально-просветительной. деятельности. дирижера, и .определение. теоретических подходов к. .изучению. специфики,. содержания и .структуры дирижерско-хоровой - деятельности,. художе ственно-интерпрета-цаонной природы. творчества. .дирижера;, обоснование, и разработка теоретической модели музыкальной-просветительной деятельности . дирижера.,. включающей, описание содержания. этапов, .работы, дирижера над.хоровой .партитурой, составление. структурно^динамической характеристики -исполнительского процесса,; формулирование -параметров и показателей, дрофе ссионального.мастерства. дирижера, - утверждение понимания. дирижерского искусства как. особого. самостоятельного вида художественной-творческой деятельности .человека.,.~ . Автором, .предложено конкретное, содержание обучения студентов, новые методы-обучения;, метод ,комплексного воздействия-различных видов .искусства, и метод. эмоционально^-смысловой интерпретации,. авторская методика ускоренной. постановки дирижерского аппарата.
• В ход© опытно-экспериментальной части мооледовавия апробированы учебшепрограммы: "Подготовка оршнйзаторов мушшйыово досуга молодежи",."Искусство хоревого .пения."., , определены педагогические -условия-подготовки-. студентов -в педвузах* - -. ---- . Практиче ская .значимость - исследования заключается, в. .том,. что результаты проведенной работы открывают широкое поле для творческой практики дирижера~пр©еветителя, да педагогического применения в курсах г "Дирижирование", иП©дгот©вка организаторов музыкального досуга молодежи", "йскуоств© хорового иеш" в высших педагогических учебных заведениях, университетах культуры ж искусства. Результата исследования можно попользовать при расширении сферы деятельности учителя, в актуализащш социально-культурных ©оно® профессии учителя школы. В частности,это касается учителя музыки» учителя начальных классов, других учителей искусства а организаторов музыкального доеуга школьников. мо1ут быть использованы для поднятия уровня профессионального мастерства музыкально-педагогических кадров, так как основы музыкальной культуры - это неотъемлемой компонент профеосиональ-ного облика педагога, его важная личностная характеристика.
Достоверность, обоснованность и надежность научных результатов и выводов обеспечивается методологической обоснованностью и исходными теоретическими позициями, разнообразием источников информации; реализацией комплексной методика исследования, адекватной его логике и научному аппарату. Это подтверждено данными, свидетельствующими о позитивных изменениях в уровне подготовленности студентов к музыкально-просветительной деятельности в школе, а также определяется внедрением в практищг разработанных автором учебных пособии и их положительной оценкой преподавателями педвузов и институтов искусства.
Основные положения, выносимые на защиту: Личностно-деятельностный подход, разработанный в современной концепции д сихолого-педагогачеокого образования позволяет моделировать процесс формирования у студентов дирижерско-хорового мастерства . Основания для. его. формирования - лежат. в - целостном, подходе к музыкальной.деятельности, при котором.просветительная направленность-творчества .дирижера рассматривается.как органическая и неотъемлемая чаеть системы профессионального музыкаль Музыкальноггпросветительная . деятельность, дирижера это педагогически ориентированное в условиях свободного, времени, интеллектуальное, д .эмоциональное.воздействие на. личность, .школьной молодежи . средствами хоровой музыки, сопряженное с задачами реальной социокультурной. ситуации .Музыкально-просветительная, деятельность учителя-хормейстера повышает. её - социальную. значимость . и является т.ем фундаментом, на котором решается целый. комплекс. задач:. специальных, .образовательных^ и воспитательных. Эта деятельность заключается в. целенаправленном. приобщении школьной молодежи к современной, .музыкальной, .культуре и осуществляется в форме общения при . создании необходимых условий (организационно-педагогических и. художественно-творческих) для более полного саморазвития и .самореализации школьников. —. .— . Профессиональное мастерство дирижера .представляет. собой - высокий уровень, сформированасти слагаемых - параметров .соответст-. вующей. деятельности музыканта.Это мастерство,.будучи предпосылкой эффективной музыкально^просветительной деятельности. дирижера, является, результатом .дирижерско-хоровой подготовки, студентов как соединение интегрированных качеств, знаний, навыков и умений., .направленности личности.,-., . . .Слагаемые параметры такой деятельности содержат; а)дели и. . задачи ^ которые решае.т хормейстер (музыкальное.просвещение школь ников .через пропаганду, хоровой, музыки, овладение .их. музыкальным восприятием,, формирование их музыкальности); б).функции.,. .выполняемые хормейстером.(организаторские.,. коммуникативные,- диагностические.,. .прогностические); в) .направленность .личности, .дирижера на • практическую реализацию .воспитательного потенциала музыкального искусства; г), .качества, дирижера. (дар педагогического общения,. .дирижерская техника,, вера в успех,- стремление к. самообразованию , музыкальность); д) знания и.умения,, используемые дприже ром для .решения художественно-педагошческих задач. . . .
Педагогическими условиями совериенствования дирижерской подготовки учителя к музыкально-просветительной деятельности являются:-направленность, содержания-и методов-такой подготовки на эмоционально-смысловую. интерпретацию музыки, .повышение значимости, школьной-хормейстерской практики, .опора на выразительные возможности дирижерских жестов, ориентация на комплексное воздействие различных, видов-искусства, управление реальным вокально -хоровым, звучанием ансамбля. -Характеристика такого-сложного явления как. дирижерско-хоровое мастерство - специалиста требует, использования комплекса, интегрированных показателей, реализация которых обеспечивает.системный подход к обучению студентов: а) качество исполнения хоровой музыки и песен школьного репертуара;, б) вокально-техническое освоение .хоровой партитуры; в) интерес и желание.овладеть профессией учителя; г) подготовка программы культурного мероприятия;. д) самостоятельность в отборе выразительных дирижерских жестов; е) наличие "техники репетирования".
Пути комплексной подготовки студентов к музыкально-просветительной деятельности .включают: использование таких методов обучения как: метод эмоционально-смысловой. интерпретации хоровой . музыки, метод комплексного воздействия различных.видов искусства, внедрение авторской методики ускоренной постановки.дирижерского .аппарата и учебных курсов. "Подготовка организаторов музыкального досуга молодежи", "Искусство хорового пения".
Специфику внедрения разработанной методики. в .условиях -факультета .начальных классов составляют следующие педагогические особенности: а) .устранение пробелов,в музыкальном-образовании.студентов.® процессе хорового пения; б) необходимость групповой формы обучения студентов.дирижированию; в), использование методики исправления недостатков мануальной техники при острой нехватке учебного .времени. . . .- - . Одна из важнейших задач музыкального образования состоит в воспитании у. студентов активного и самостоятельного отношения к хоровому произведению.» которое обучаемые самостоятельно, осмысливают во - всех деталях, Это. требует, умения передать собственное понимание .образно-эмоционального, содержания музыкального материала, превращая тем самым.работу дирижера над воплощением замысла композитора в творчество.
Заключение диссертации научная статья по теме "Теория, методика и организация социально-культурной деятельности"
ОБЩИЕ ВЫВОДЫ проведенного исследования выражаются в следующих основных положениях:
Диссертационное исследование посвящено актуальной проблеме вузовской педагогика мастерства ¿^шшёж^х&рмейетщж- и нацелен©:/ , на решение задач совершенствования дирижерскочхоровой подготовки студентов в высших учебных заведениях.
- ш
Обобщая изложенные в диссертации положения ж результата исследования, есть ©снование сделать вывод о том, что поставленные перед исследованием задачи выполнены и цель решения избранной проблемы «* совершенствование дирижерско^хоровой деятельности студентов и их подготовка к профессии педагога-хормейстера * .просветителя достигнута.
Лжчностно-деятельностный подход, разработанный в современной концепции психолого-иедагогического образования позволяет моде-* лировать процесс формирования у студентов дирижерско-хорового мастерства, который представляет собой высокий уровень сформи-рованности слагаемых параметров соответствующей деятельности музыканта. Это мастерство будучи предпосылкой эффективной музы« кально-ирюветитеЛБной деятельности, является результатом дари-жерско-хоровой подготовка студентов как соединение интегрирован« ных музыкально-педагогических качеств, знаний, навыков, умений и направленности личности.
Содержание дирижерско-хорового мастерства объединяет в себе осознание начинающим дирижером высокой роли, социальной ответственности и престижа своей профессии, его любовь к хоровой музы« ке, стремление к самовыражению в творческом выполнении художест-венногиедагогических задач, установку на мобилизацию приобретен^ них в вузе качеств, знаний, навыков и умений для создания собственной эмоционально-смысловой интерпретации хоровой музыки.
Слагаемыми параметрами дирижерско-хоровой деятельности педагога-музыканта являются: а) цели и задачи, которые решает дирижер в процессе практической работы в школе (музыкальное просвещение школьников через пропаганду хоровой музыки, овладение их музыкальным восприятием и формирование их музыкальности); б) функции, выполняемые дирижером (коммуникативные, организационные, диагностические и прогностические); в) направленность личности дирижера на практическую реализацию воспитательного потенциала музыкального искусства; г) музыкально-педагогические качества личности дирижера; (дирижерская техника, музыкальность, дар педагогического общения,стрейленйд^1сш9образо.щщю^с1ара в уепех); д) музыкально-педагогические зншшя, навыки и умения, используемые дирижером для решения художественно-педагогических задач*
Педагогическими условиями совершенствования дирижерское хоровой деятельности студентов педвузов являются: направленность содержания и методов дирижерско-хоровой подготовки на эмоционально- смысловую интерпретацию хоровой музыки; повышение значимости хормейстерской практики в школе; опора на выразительные возможности дирижерских жестов; ориентация на управление реальным вокально-хоровым звучанием,комплексное воздействие различных видов искусства.
Характеристика такого сложного явления как дарижерско-хоровое мастерство студентов потребовала использования комплекса интегрированных показателей, реализация которых обеспечивает системный подход к профессиональному обучению будущих учителей-хормейстеров: а)качество исполнения хоровой музыки и песен школьного репертуара; б) вокально-техническое освоение хоровой пар-' титуры (владение нотным текстом); в) интерес и желание овладеть профессией учителя-хормейстера; г) дирижерский показ ауфтактов; д) самостоятельность в отборе выразительных жестов; е репетиционная подготовка к разучиванию партитуры с хором (наличие "техники репетирования" )ч ж) подготовка программы культурного мероприятия (соответствие тематики музыкального, литературного и ви~ ауадашеге дшаршза вешраешш особенностям школьников). целесообразно трактовать как самостоятельный вид художественно-т ворческой деятельности человека, творческая сторона которой ироявляется в форме эмоциональной-образной интерпретации. Эта интерпретация является главной специфической чертой искусства дирижирования и может быть понята как творчество, направленное на создание дирижером собственного музыкально^исполнительского образа (замысла).
Конечная цель творчества дирижера заключается в создании собственного музыкально-исполнительского замысла для достижения которого ему необходимо владеть искусством интерпретации. В основе искусства интерпретации лежит целостно-личностное состояние дирижера, или установка, выработанная ыа основе специфического проникновения в воображаемую ситуацию, исходящую из содеян жания хоровой партитуры,
Дирижерская техника развивается в неразрывной связи с постижением эмоционально-смыслового содержания каждого нового хорового произведения при активном "вчувствовании" в него. На основе этого у начинающего дирижера возникает установка, способствующая выработке непринужденных и ненавязчивых технических навыков.
Полноценное освоение музыкального произведения возможно при использовании таких методов обучения как: метод эмоциональное смысловой интерпретации и метод комплексного воздействия различных видов искусства. Суть метода эмоционально-смысловой интерпретации в комплексном подходе к хоровому произведению при наличии усилий студентов на всех этапах разучивания сочинения на создание целостного эмоционально-художественного образа, собственного музыкально-исполнительского замысла. Это возможно при сохранении главной установки на воплощение образно-эмоционального содержащая хоровой музыка. Сохранение этой установки на всех этапах работы дирижера над музыкальным произведением способствовало более высокому качеству исполнения и формированию мастерства студентов. Метод комплексного воздействий различных видов искусства означает использование на занятиях по дирижированию ассоциаций от знакомых образов литературы, поэзии, изобразительного искусства, кино; показ взаимосвязи этих искусств при постижении одного художественного образа. При таком подходе' учитываются: вопросы стилистической ж хронологической близости художественных произведений, единств© эстетических позиций авторов, сюжетно-тематическое родство произведений, показ многообразия в единстве. Идейно-образная сущность изучаемых хоровых произведений явлнетея главной установкой, а другие виды искусства играют подкрепляющую роль.
Педагогическими особенностями дирижерско-хоровой подготовки студентов в условиях факультета начальных классов педвуза являются: а) устранение пробелов в музыкальном воспитании и образовании студентов в процессе хорового иешя; б) необходимость групповой формы обучения студентов технике дирижирования; в) использование методики ускоренной постановки дирижерского аппарата и исправления недостатков мануальной техники, в условиях резкой нехватки учебного времени, В процессе хорового пения можно успешно осуществлять предварительную базовую подготовку студентов к последующему овладению курса "Дирижирование" в рамках специализации "Музыка". Благодаря хоровому пению можно ослабить против©реше между сложностью задач дирижерско-хоровой подготовки и трудностью ж решения из-за ограниченности учебного времени на предмет "Дирижирование", а также отсутствием элементарной музыкальной подготовки студентов факультета начальных классов. Внед* рение учебных программ;? "Искусство хорового пения"^Подготовка оргашваторовг.музышл^тго ^осугасмолодеш": жвишэсь\ре обеспечения . целостности учебно-воспитательного хорового процесса, качественного взаимодействия основных его компонентов: определился более высокий статуе хоровых занятий на факультете; стабилизировался весь комплекс музыкальных предметов в аспекте их педагогического воздействия; повысилась степень организованности хоровых занятий в рамках обязательных музыкальных дисциплин; установилось системное единство и целостность учебно-воспитательного процесса в хоре, - все это повлияло на эффективность вокально-хоровой подготовки студентов факультета начальных классов. Вокально-хоровой практикум в форме певческого ансамбля является эффективным средством формирования навыков репетиционной работы в условиях групповой учебной деятельности студентов факультета начала ных классов, он обеспечивает сознательность, целеустремленность в достижении поставленной цели, дает знание практически! приемов и способов работы над хоровой партитурой с певцами ансамбля.
Дирижерская техника формируется в комплексе специально подобранных упражнений, которые делятся на пластико-гимнастические и метроритмические. Разработанная методика постановки дирижерского аппарата и исправления недостатков мануальной техники может быть использована в учебном процессе для контроля за развитием технического аппарата студентов, выявления их предрасположенности к мышечной "зажатости" ж планирования учебного репертуара»
Одна из важнейших задач музыкального образования состоит в воспитании у студентов личностного, активного и самостоятельного отношения к хоровому произведению, которое дирижер самостоятельно осмысливает во всех деталях. Это требует умения передать собственное понимание образно-эмоционального содержания хорового материала, превращая тем самым работу начинающего дирижера над воплощением замысла композитора в творчество. .Это является главной целью подлинного профессионального мастерства дирижера* В итоге можно представить ход формирования дирижерекошхорового мастерства студентов как управляемый целостный творческий процесс, в результате которого формируется личность педагога-музыканта, активно проявляющая себя в практической реализации воспитательного потенциала музыкального искусства в школе и в профе ссиональу-ной компетентности.
Данное исследование не исчерпывает всех сторон рассматриваемой проблемы. Более глубокого подхода требует изучение вопросов, свя«^ занных с психологическим обеспечением профессионально-личностного развития дирижера, с обоснованием путей и средств формирования готовности дирижера к концертному выступлению и к самообразованию, с использованием мотивации дарижерско-хоровой деятельности в ориентации молодежи на профессию учителя-хормейстера, с разработкой гибких и надежных тестов для определения одаренности молодежи в области дирижирования и совершенствования системы отбора музыкантов в вузы.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
1 ©©временной пеихолого-педагогической литературе фактор деятельности стал рассматриваться как главная детерминанта, обусловливающая изменение и развитие личности. Деятельностный подход стал господствующим, ©н определил понятийный аппарат, методы и направления исследования личности. О позиций личностно-деятельно стного подхода была раскрыта сущность, специфика,, содержание ж структура дирижерско-хоровой деятельности учителя-просветителя.
Применяя основные положения теории установки по Д.Н.Узнадзе к деятельности дирижера, можно считать, что эта деятельность также является поведением личности и следовательно, должна протекать на базе личностной установки.
Музыкально-просветительная деятельность учителя-хормейстера повышает её социальную значимость и является тем фундаментом, на котором решается целый комплекс задач: художественно-творческих, образовательных и воспитательных.
Музыкально-просветительная деятельность учителя-хормейстера - это педагогически ориентированное в условиях свободного времени интеллектуальное и эмоциональное воздействие на личность школьников средствами хорового искусства, сопряженное © задачами реальной социокультурной обстановки. Она заключается в целенаправленном приобщении школьной молодежи к современной музыкальной культуре и осуществляется в форме общения при создании необходимых условий (организационно-педагогических и художественно-творческих ) для более полного саморазвития и самореализации школьников.
Теория дарижерско-хоровой деятельности представляет собой систему взаимосвязанных закономерностей деятельности дирижера и необходимых для неё условий и качеств, а также путей, ведущих к формированию профессионального мастерства. К характерным призна-. кам дирижерскс-хоровой деятельности можно отнести: а) направленность на эмоционально-смысловую интерпретацию хоровой музыки; б) опора на выразительные возможности дирижерских жестов; в)орт** ентация на управление вокально-хоровым звучанием; г) значимость хормейстерской практики »в школе.
Дирижерско-хоровая деятельность в целом и её отдельные компоненты характеризуются внутренней вариативной последовательностью и проявляются в поэтапной работе дирижера над музыкальным произведением, в формировании компонентов дирижерского мастерства. Среди этих компонентов можно выделить: а) цели ш задачи, которые решает дирижер в процессе практической работы (музыкальное просвещение слушателей через пропаганду хоровой музыки); б)функции, выполняемые дирижером (коммуникативные 9 организаторские, диагностические и прогностические); в) направленность личности дирижера на практическую реализацию воспитательного потенциала музыкального искусства; г) музыкально-педагогические качества (водя, дирижерская техника, дар педагогического общения, артистизм, музыкальность, интуиция, вера в успех); д) знания, навыки и умения, используемые дирижером для решения художественно-педагогических задач* Профессиональная деятельность дирижера включает в себя подготовительную работу над собой и музыкальным произведением, а также концертное выступление*
Все периоды подготовительной работы дирижера над хоровой дар* титурой: вокальный, инструментальный, аналитический и дирижере-*-кий органично связаны между собой. Первый период посвящен созданию музыкально-слухового представления путем пропевакия всех хоровых голосов и аккордов по вертикали. Второй ~ знаменует собой постепенное углубление в сущность изучаемого произведения путем воспроизведения композиторского нотного текста на фортепиано» Третий - необходим для создания общего представления о произведении путём анализа. И наконец, в четвертом периоде происходит отбор дирижерских жестов и овладение пластическими средствами выражения, необходимыми для реализации музыкального содержания. Творческим результатом всей этой самостоятельной работы дирижера над хоровой партитурой является предположительный исполнительский замысел. Формирование такой творческой гипотезы предполагает создание общих чувственных представлений об изучаемом сочинении, его образно-эмоциональном строе, характере, форме, структуре, стиле, драматургическом развитии образов путем познания творческой истории создания музыки, творческого облика композитора, ху~ дожественно-эстетических концепций той исторической эпохи, когда было создано произведение.
Особенности изучения ж исполнения произведений крупной формы (кантаты, оратории, развернутой оперной сцены и т.д.) состоят в том, что дирижеру необходимо охватить музыкальную форму как единое целое, понять драматургию всего произведения и закономерности развития его музыкальных образов. Дирижеру нужно уметь выделить главное на фоне второстепенного в звуковой массе, чтобы оно не потонуло в обилии деталей, и сохранить при этом единство музыкально-исполнительского замысла, добиться согласованности в звучании всех исполнительских груш музыкального коллектива.
Анализ методических приемов и практических путей совершенствования методов воспитания дирижера показывает, что в большинстве их отчетлив© прослеживается тенденция приближения преподавания дирижирования к условиям практической работы в будущем: введение новых компонентов в содержание обучения, психологическая подготовка начинающего дирижера, моделирование репетиционного процесса, создание ж решение педагогических ситуаций, типичных для вокально-хоровой работы с исполнительским коллективом. Полноценное освоение музыкального произведения, по нашему мнению возможно при наличии усилий студентов на всех этапах разучивания произведения - на создание целостного эмоадонально-художественного образа благодаря методам эмоционально-смысловой интерпретации, метода комплексного воздействия различных видов искусства. Содержание хоровой музыки является источником пластической выразительности дирижерских жестов, отбора дирижером необходимых музыкально-осмысленных движений, поэтому наш использовались следующие пути работы над выразительностью мануальной техники: изучение закономерностей выразительного воздействия теша, динамики, тембра, артикуляции, фразировки; постижение стиля и характера музыки; отбор дирижерских средств, которые соответствуют исполнительским задачам. Владение искусством ауф-такта позволяет дирижеру передавать исполнителям свою трактовку музыкального образа. Ауфтакты предвосхищают реальное звучание певцов исполнительского коллектива, служат источником инфор-* мации о характеристиках звука» помогают достичь согласованности* исполнения, его единообразия ж ансамбля звучания. Обучение управлению звучанием с помощью дирижерских действий становится возможным, если обучаемые практически работают с исполнительским . коллективом. Этому способствует объедднение студентов в вокально-хоровой ансамбль для освоения репетиционной техники: -. Управление дирижером детским коллективом необученных певцов требует умения учить и знание .методики разучивания школьных песен. Социальная направленность личности дирижера наилучшим образом реализуется в процессе педагогической хормейстерской работы студентов в школе в качестве учителя, поэтому главным в подготовке . студентов к хормейстерской работе в школе должно стать формирование коммуникативных умений, обучение искусству общения на занятиях по дирижированию* рассмотренные основные этапы исторического развития, искусства дирижирования дают возможность понять саму природу дирижирования, которая заключается в общечеловеческой значимости мануальных жестов и мимики, воздействующих на коллектив исполнителей В процессе своего исторического развития, а также в связи с по-стенвным изменением композиторского искусства и появлением новых принципов исполнения инструментальной и хоровой музыки дирижирование прошло несколько стадий, пока наконец не сложилась его современная форма - язык жестов и мимики. Современный язык дирижерского искусства - результат использования одного из-щровврен-ных многовековой практикой способов человеческого общения, вызывающих непосредственный эмоциональный отклик, богатые ассоциации
Техника дирижирования как единое понятие сложилась в результате длительного отбора целесообразных выразительных движений, посредством которых осуществляется воплощение музыкальноеопол-нительского замысла дирижера и управление музыкальным коллектив вом в процессе исполнения музыкального материала» Дирижерская техника формируется в комплексе специально подобранных упражнений, которые делятся на плаотико^тамнастичеокне и метроритмические. Основная цель плаетико-гимнаетических упражнений состоит в освобождении мышц рук и плечевого пояса от излишнего напряжен ния, а метроритмически!' упражнения предназначены для развития внимания и умения распределять его на несколько объектов (для чувства ритма и метра, координации разнородных движений обеих рук, выработки точной и быстрой реакции), Умение воплотить музы?* кальное содержание произведения средствами мануальной техники включает усложняющуюся последовательность двигательных навыков, в процессе формирования этих навыков, происходит развитие эмоционально-образной выразительности и пластичности дирижерских движений,
Список литературы диссертации автор научной работы: доктора педагогических наук, Безбородова, Людмила Александровна, Москва
1.Абдуллин Э.Б. Содержание и организация методической подготовки учителя музыки в системе высшего педагогического образования. Автореф. дис. . д-ра пед. наук, М., 1991, - 43 с.
2. Абульханова Славская К. А. Деятельность и психология личности, М.: Наука, 1980, - 334 с.
3. Алексеев А. Д. Методика обучения игре на фортепиано. М.: Музыка, 1978, 286 с.
4. Алиев Ю.Б. Формирование музыкальной культуры школьников -подростков. Автореф. дис. . д-ра пед. наук, М., 1988, 31 с.
5. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды: в 2-х т., М.: Просвещение, 1980, Т.1, 230 с.
6. Андреева Л.М. Методика преподавания хорового дирижирования. М.: Музыка, 1969, -120 с.
7. Анисимов А. Дирижер хормейстер. Л.: Музыка, 1976.
8. Анохин П.К. Принципиальные вопросы общей теории функциональных систем. М.: Изд. АН СССР, 1971 г.
9. Арановский М.Г. Мышление, язык, семантика. В сб."Проблемы музыкального мышления". М.: Музыка, 1974, с 90 -128.
10. Арнаудов М. Психология литературного творчества. М.: Прогресс, 1970,-235 с.
11. Архангельский С.И. Лекции по научной организации учебного процесса в высшей школе. М.: Высшая школа, 1976 г.
12. Архангельский С.И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерные основы и методы. М.: Высшая школа, 1980 г.
13. Асафьев 1.В. Музыкальная форма как процесс. I.: Музыка,1971, 375 с.
14. Вабанский ©.К. Оптимизация процесса обучения. I. î Педагогика, 1977, 251 с.
15. Бабанский В.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса: Методологические оешвн. 1.: Мроевещение, 1982
16. Вагриновекий S.A. Основы техники дирижирования. M., 1963
17. Бакланова H.I. Проблемы целостного процесса общей и жрофес-сиональшй подготовки специалистов в вузах, культуры. I., 1987
18. Бакланова Т.1. Педагогика художественной самодеятельности.1. М., МШК, 1992, 160 с.
19. Бакланова T.I. Теоретические основы педагогического руководства художественной самодеятельностью. Дисс. . д-ра пед. наук. M., 1990, 476 е.
20. Бакланова T.I. Музыкально-образовательная работа в самодеятельном хоре и нуги повышения её эффективности. Дасе. . канд.жед.наук. I., 1979, 210 с. .
21. Баренбойм I.A. Путь к музицированию. I.: Оов. композитор,1973, 270 с.
22. Баренбойм Л.А. Музыкальная педагогика и исполнительство.1. Л., Музыка, 1974, 336 е.
23. Баренбойм Л.А. Вопросы фортепианной педагогики и исполнительства. 1*: Музыка, 1969
24. Басов М.£. Физиология. М-Л., 192? г.
25. Щ. Бахтин 1.1. Эстетика словесного творчества./Подред.Е.В.
26. Гиппиус, I.: Искусство, 1979, 423 с* 31* Безбородова IJU Дирижирование. Учеб.пособие для етуд. педвузов. I*: Щроевещенае, 1985,'- 176 е.
27. Безбородова Л.А. Дирижирование. Учеб.пособие для студ*педвузов. I.: Просвещение, I99Q, IS9 с,
28. Безбородова Л.А. Активизация творческого мышления студентов на практических занятиях хорового класса, дирижирования и фортепиано./В об."Активизация творческого мышления студентов" Киев, Вища школа, 1976, с. II8-I28 (в соавторстве)
29. Безбородова Л.А. Музыкальное воспитание молодежи. Материалы научн. сессии по итогам ШР за 1991 г. /Об.научн. тр.ШГУ,1., Прометей, 1992, сЛ69-171
30. Безбородова Л.А. Музыкальный досуг молодежи. Сб. I 15, Щ: Просвещение, 1987, g. 123 135 (в соавторстве).
31. Березин А. Дирижер и хор./ Хоровое искусство.I. :Музыка»1967
32. Берлиоз Г. Дирижер ©ркеотра. M., 1962 г., с»68-88
33. Берлиоз Г. Большой трактат © ©©временной инструментовке и оркестровке. М.: Музыка, 4.2, 1972, 308 с.
34. Берли©з Г. Мемуары. I., 1962, 265" е.
35. Берн© Р. Развитие Я концепции и воспитание. I.,1986,-420с.
36. Бернштейн I.A. Очерки по физиологии движений и физической активности. SL: Медицина, 1966 г.
37. Бирмак A.B. G художественной технике пианиста. М.: Музыка,1973, ir. 141 е.
38. Блинов М.Б. Эффективность ©бучения. I.i Педагогика, 1976?192<
39. Блинова M.I. Музыкальное творчеств© и закономерности высшей нервной деятельности. 1.: Музыка, 1974, 144 ©.
40. Ежонский I.I. Избранные педагогические и психологические ©©чинения./Под ред.А.В.Петр©вског©, T.I, М.,1979, 304 е.
41. Богоявленская Д.В. Интеллектуальная активность как проблема творчества. Ростов н-Д, 1983, 176 с.
42. Бодалев A.A. Личность в общении. М.; Педагогика, 1983 г.
43. Бодалев A.A. Восприятие и понимание человека человеком.1. M., 1982, 164 с.
44. Бодана Е.А. Творческая природа музыкального исполнительства. Автореф.ди©. . канд.иокусствовед. Киев, 1976, 22 е.
45. Бодина В.А. Воспитательная функция музыки: эволюция и современные тенденции реализации. Автореф.дио. . д-ра иед.наук.1., 1992, 32 с.
46. Бочкарев I.I. Психологические аспекты музыкальной деятельности. Автореф.дде. . д-ра иеихол.наук. 1., 1981, 48 е.
47. Брилева 1.Г. Дсихолого-недагогические условия самореализации личности в клубном художественном коллективе. Автореф.дис. . канд.пед.наук. I., 1988, 16 с.
48. Брушлинский А.В. Мышление ж прогнозирование. М. ,1979,- 230 е
49. Будшшва Е.А. Философские проблемы в советской психологии.1. М.: Щука, 1972, 336 с.
50. Буева JLI. Человеческая деятельность ж общение. М.: Мысль,1978, 325 с.
51. Буева Л.П. Человек: деятельность и общение. М.,1978, 216 с
52. Вербицкий А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход. М., IS9I, 250 с.
53. Вертгеймер I. Жродуктивное мышление: Перевод с англ./Под ред С.Ф.Горбова, В.Н.Зинченко, I.: Прогресс, 1987, 335 е.
54. Вейжгартнер #. Советы дирижерам. М.: Музыка, 1965 г.
55. Ветлу гина I.A. Музыкальное развитие ребенка. I.: Просвещение1968, -415 с.
56. Виноградов K.I. Работа над дикцией в хоре. М.: Музыка,1967, 148 е.
57. Восприятие музыки: Сб. ©татей /Иод ред. В.Н. Максимова,1.: Музыка, 1980, 256 с.
58. Выготский I.G. Психология искусства. Жзд. 2-е, I.: Искусство1969,.- 575 с. .
59. Давыдов В.В. Виды обобщения в ©бучении. 1.: Педагогика,1972, -424 е.
60. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. I.: Педагогика, 1986, 239 с.
61. Дирижерское исполнительстве. М.: Музыка, 1975, 629 с»
62. Дебелая 1.®. fармирование самостоятельности студентов в классе ©бучения дирижированию на музыкально-педагогическом факультете. Автореф.дие. . канд.жед.наук. М., 1977, 16 с.
63. Дштревский ГЛ. Хороведение и управление хором. Жзд*2-е,1. М.: Музгиз, 1953 г.
64. Должежкова I.I. Социальжо-жедагогаческие особенности становления и развития системы подготовки кадров для музыкальной самодеятельности. Автореф.ди©. . канд.пед.наук. I.t 1993, 16 с
65. Дурай-Новакова I.I. Формирование профвгсшояальной готовности студентов к педагогической деятельности. Автореф.дис. . д-ра нед.наук. 1.» 1983, 32 с.
66. Егоров A.I. Теория и практика работы' с хором. I-I»: Музгиз,1951, & 236 с.
67. Егоров А .И. Очерки по методике преподавания хоровых дисциплин. 1.: Музгиз, 1958 г.
68. Ерш P.I. Оптимизация дирижерско-хоровой подготовки студентов музыкально-педагогического факультета в условиях заочного обучения. Автореф.дио. . канд.пед.наук. М.,1988, 16 с.-
69. Ермакова Г. Музыка в системе культуры/Дскуеетво в системе культуры. I., 1987, о.148-155♦
70. Жарков А.Д. Клуб в дни всенародных праздник©®. 1.: Нрофиздат, 1983, 80 с. 96.- Жарков АД. Организация культурно-просветительной работы. Учеб.пособие душ етуд.ин-тов культуры, I.: Просвещение,1989, - 239 с.
71. Жарков А.Д., Жаркова 1.0. и др. Культурно-досутовая деятельность: Теория, жрактика ж методика научных исследований.1,1994 9?. Живов 1.1. Трактовка хорового произведения. I.: Сов. Россия, 1986, 138 с.
72. Живов В.Л. Исполнительский анализ" хорового произведения.1.: Музыка, 1987, 95 е.
73. Зависимость ©бучения от типа ориентировочной деятельности. /Мод ред.Шльнерина 1.Я., Талызиной !.#., 1. »МГУ, 1968
74. Загвязинский В.1. Педагогическое творчеств© учителя.1., 198?, 160 е.
75. Закутский В.1* Совершенствование учебно-восштательног© процесса в самодеятельно©!! академическом хоре. Учеб.пособие.1., 1986, 56 с.
76. Занков 1.В. Дидактика ж жизнь. 1.: Просвещение,1968,-175 е<
77. Захарова 1.Е. Мастерство актера и режиссера. I.:1. Просвещение, 1978, 334 с.
78. Захарова Л .А. Психологиче екая подготовка учителя.
79. Нижний Новгород, 1992, 212 с.
80. Зеленов Л.А, Структура эстетической деятельности. Методологический анализ проблемы. Автореф.дис. . д-ра философ.наук, Свердловск, 1971, 39 е.
81. Ивашв-Вадкевич А.1. 0 воешташи дирижера. 1.: Пузыка,1973, 78 с.
82. Шванов-Вадкевдч АЛ. Практическое руководств© для начинающих дирижеров. 1.: Музыка, 1977 г.
83. НО. Ильина Г.А. 0труктурн©-систем1н1 н©дх©д к организации обучения. Внн.1, М.: Знание, 1972, 96 е.
84. Ингенкаш К. Педагогическая диагностика. 1.Д991, 239 с.
85. Искусств© Артур© Тосканини. Воспоминания. Биографические материалы./Оост.1.Танеев, Л.: Музыка, 1974 г.
86. Исследования мшления в советской психологии./©тв.ред. Е.В.Шорохова, М.: Наука, 1966, 476 с.
87. Исполнительское искусств© зарубежных страж. Бруно Вальтер.
88. Вып. 4, 1.: Музыка, 1969, 362 с.
89. Исполнительское искусств© зарубежных стран. Артур© Тосканини. Вып. 6, 1.: Музыка, 1971, 311 с.
90. Жтельоож 1.В. Психологические основы ©бучения. Выи Л 5,1. ГЛ.: Знание, 1972 г.
91. Каган М.С. Шир общения: проблема межеубъектных отношений.1. М., 1983, 339 о. .;
92. Каган М.С*.Человеческая деятельность.//©шт системного анализа. М.: Политиздат, 1974, 328 с.
93. Кадащ 1.М. Творчеств© слушателей. Механизмы елуховог© восприятия инструментального произведения. Автореф.дис. .- 3.39 д-ра искусствовед. Киев, 1989, 46 с. I2Q, Кадцыж 1.1, Музыкальное мекуеотв© и творчество елуште-лей. М.: Высшая школа, 1989, - 480 с.
94. Казачков б .А. Дарите реши аппарат ж его постановка.1. М.: Музыка, 1967, II© е.
95. Калмыкова ЭЛ. Продуктивное мышление как ©снова обучаемости. I.: Педагогика, 1981, 200 с.
96. Калошина И, П. Структура и механизмы творческой деятельности. 1,, 1983, -"166 ©.
97. КанерштеЁж 1.Ш. Вопросы дирижирования. 2-е изд. М.:1. Музыка, 1972 г.125* Капустин Ю. Музыкант-исполнитель и публика. I.: Музыка, 1985, 160 с.
98. Карашшев АЛ» Ж.Н.Ульянов в воспоминаниях современников. 2-е изд. ,/состав, и авт. нредиел./,®. : Сов.Россия,1989, с.7-44
99. Каргин A.C. Воспитательная работа в самодеятельном художественном коллективе; Учеб.пособие для етуд.культ.-нросв.фак. вузов культуры и искусств. I.: Просвещение, 1984, 223 с,
100. Картан A.C. Народное художественное творчество: структура, формы, свойства. 1,: Музыка, 1990, 141 е.
101. Каргин A.C., Цагарелла Ш.А* Призвание и мастерство. I.: Советская Россия, 1986
102. Каргин A.C. Жбота с самодеятельным оркестром русских народных инструментов. 2-е изд.,М. : Музыка, 1987, 158 е.
103. Каргиж A.C. Самодеятельное художественное творчество: История. Теория. Практика. Учеб,пособие для студ, вузов культуры и искусств. М.: Высшая школа, 1988, 270 с.
104. Киселева Т.Г. Народнее творчеств© ж средства массовой коммуникации. I,, 1987 г.
105. Киселева Т.Г. Новые пути науки о культуре, M., 1995 г,
106. Киселева Т.Г., Красильников Ю.Д* Основы социально-культурной деятельности: Учеб.пособие для студ. вузов культуры1.: МЖК, 1995, 133 с.
107. Киселева Т. Г. ©©временные проблемы культурШюшчееког© образования, 1., 1993 г.
108. Киселева Т.Г. Теория досуга за рубежом: Жевдии по курсу нКультуршо-д0суговая деятельность0, М,: 1ШК, 1992, 50 с.
109. Кислицкий В .И. Педагогические аспекты системообразующих элемент©! методики культурно-доеуговой деятельности. Автореф» до. . канд*цед.наук. i., 1996 г* 16 с.
110. Киященко 1,1., Лейзеров 1*1, Эстетическая деятельность в социалистическом обществе. 1.: Искусств©, 1986, 208 с,
111. Ковалев 1.И. Мотивы поведения ж деятельность.!. ,1988,-192с.
112. Коган Г.1. 1 вр&Ф мастерства. I., Музыка, 1961 г.
113. Кондрашн Кл1. Мир диржже|а, 1.: Музыка, 1976, 190 с,
114. Конопкин 0.А. Психологичесщагмеханизмы регуляции деятельности. М.: Наука, 1980, 256 е.
115. Королев Ф.Ф. Системный подход и возможности его применения. //Проблемы теории воспитания* I.: Педагогика^1974,с,209-222
116. Корыхалова I.I. Йнтерпретшря музыки. I.: МузыкаД979,-2Ш8е
117. Корнхаяова Н.Н. Бытийный статус музыкального произведения и проблемы музыкально-исполнительского искусства .Автореф. дис. . д-ра искусствовед. M., 1981 , 36 с.
118. Котова Й*Б. Идея личности в российской психологии. Автореф, дис. . д-ра психол.наук. Ростов н/Д, 1994, 32 с.- m
119. Жостж A.Г, Культура музыкального военриятия/Дудожествен-ное восприятие.G6.1/1©д ред.Б. OJte&saxa Д. : Маука,1971, ©. 334-347
120. Кременштейн Б*Л. О педагогике Нейгауза.//Вопросы фортепианной педагогики. Выи. 3, 1*: Музыка, 1971, с. 270-277
121. Кузш B.C. Психология. Учебник для худож*училищ. I,:
122. Высшая школа, 1974, 280 с,
123. Кузин В.О* Вопросы изобразительного творчества, М. :1. Просвещение, 1971, 144 е.
124. Кузьмина Н.В. Методы исследования педагогической деятельности. Л.: 1ГУ, 1970 г,
125. Кузьмина Н.В.Основы вузовской подготовки. Л.,1972, -305 е.
126. Кулюткин Ю.Н. Психология обучения взрослых.!.: Просвещение, 1985, 128 с.161, Ладыгин Л.А. Теоретические основы исполнительской практики концертмейстера балета. Автореф.дйе. канд.иекусотвовед.1. М., 1988, 16 с*
127. Левандо 1,1» Дирижер хора: музыкант-воепитатель-нросвети-тель. , 1988 г.1.â* Леванд© Ж.П. Дроёлеш х@р®вед@шя. I*: My зава, 1974,- 282 е*
128. Левина МЛ. Проблемное ©бучение в педагогическом вузе.1., 1986, -71 с.
129. Леонидов Р.Л, Взаимодействие интонационно-выразительногои ©нерационального уровней в исполнительском процессе* Авторе^« дис, . канд.искусствовед. Л., 1989, 16 с.
130. Леонтьев A.I. Пребяемщ развития психика. Изд. 4-е, I.: МГУ,1981, 584 с.
131. Леонтьев А.Н. Жоихшшгические воззрения Выготского Л* С. //I.С.Выготекий.Жзбрашше психологические исследования.1,1956, с.6
132. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание.Личность. 2-е изд.
133. М.: Политиздат, 1977, 304 с.
134. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения* В 2-х. томах./Под ред.В.В.Давыдова, T.I, М.,1983, 391 с.179« Леонтьев A.I. Потребности, мотивы и эмоции»' 1, МГУ,1971,-40с,
135. Леонтьев А.Н. Восприятие и деятельность. I., Ï976 г.
136. Лернер Й.Я. Проблемное обучение. 1.: Знание, 1974 г.
137. Лернер И .Я. Дидактические основы методов обучения. М»:1. Педагогика, 1981, 185 с.
138. Лшшв А, Природа художественного творчества. Л.: Искусство,1981, 476 е.
139. Лихачев B.Ï. Эстетика воспитания.!.: Педагогика,1972,- 152 е.176* Лихачев Б*Т* Теория эстетического воспитания школьников* M.î Просвещение, 1983, 178 с*
140. Лихачев БЛ» Воспитательные аспекты обучения. М.: Просвещение, 1982, 192 е.
141. Ломов Б.Ф. I проблеме деятельности в психологии./Психологический журнал, Т.2, 1 5, M., 1981, с.З 22
142. Ломов Б.§*, Бурков !*Н* Антиципация в структуре деятельности. M., 1980, 277 е.
143. Ломсв Б*Ф* Методологические и теоретические проблемы психологии. I.: Наука, 1984, 446 с.
144. Лук А.Н. Психология творчества. М.: Наука., 1978, 125 с*
145. Мазель Л.А. О природе ж средствах мудыки: теоретический очерк1. М*: Музыка, 1983, 72 с.
146. Медушевекий В.В. © закономерностях и средствах художественного воздействия музыки. М.: Музыка, 1976, 256 о*
147. Медушевекми В.В. Ижтонавдонш-фабульная природа музыкальной #©рмы.Автореф.дие. д-ра искусствовед. 1., 1981, 36 е.
148. Мейлах Б.О. Жроцеес творчества и художественное восприятие: комплеконши подход*!.: Искусств©, 1985, 318 е.
149. Мелик Пашаев А.А, Педагогика искусства и творческие способности. М.: Знание, 1981, - 96 е.
150. Мельников B.I. Двигательные представления ж их значение в управлении двйженжй.Автореф.дис.,.д~ра психол.наук,1.,1973, -32с.
151. Менабени А.I5.-Методика ©бучения сольному пеникиM. : Просвещение, 1987, 95 с.
152. Методы ©иетемного педагогического исследования./П<э ред. Н.В.Кузьшшй, S., 1980, 172 е.
153. Минин B.I. Хор нажег© времени.//Клуб и художественная самодеятельность., & I, 1982, с. 29-31
154. Мищенко A.I. Формирование профессиональной готовности учителя к реализащи целостного педагогического процесса. Автореф. дне. . д-ра пед.наук. 1., 1992, 31 е.
155. Монтеяь М. Опыты. I.: Правда, 1991,- 653 е.
156. Морозов В.Н.- Биофизические основы вокальной речи. 1*:1. Наука, 1977, 232 е.
157. Мусин I.А. Техника дирижирования. Д. : МузыкаД967, 352 с.204. 1уха.А.И. -Процесе.композиторского.иекуоетва* Проблемы ипути исследования. Киев, 1979, 269 с.
158. Я дирижер., I.: Музыка, 1965, - 84 с.
159. Иазайкймеки! Е.В* 0 психологии музыкального восприятия.1.: Музыка, 1972, 383 с.
160. Назайкжнский Е.В. Логика музыкальной композиции. I.: Музыка,1982, 319 с,21©. Назайкшский Е.В. Звуковой шр музыки. I.: Музыка, 1988,-254с.
161. Народное творчество. Вопросы хоровой самодеятельности. Внн. Вшп. 5, Труда аШ культуры,, Й7, 1976,
162. Нейгауз Г.Г» ©б~искуеетве фортепианной игры.1.:1узыка,1987, 310 с.
163. Нечепоренко I.G* Педагогическая система совершенствования процесса формирования будущих учителей в университете. Автореф. да©. д-ра нед,наук. Харьков, 1992, 32 с,
164. Л.: Музыка, 2 1984, г. 219» Орлов А.Ж. Организационно-педагогичеокне ©еновш управления подготовкой учителей. Авторе!.дно. .д-ра жед.наук.1.,1992,-32с.
165. Орлова 1.1. Интонационная теория Асафьева как учение о специфике музыкального мышления. Й*s Музыка» 1984, 302 е.
166. Основы эстетики и искусствознания./1©д ред.1.1.Любмнск©г©, В.К.Скатерщикова, И.: Просвещение, 1973, 270 с.
167. Оетроменский В.Д. Восприятие музыки как педагогическая проблема» Киев, Пузична Украина, 1975, 199 с.
168. Лазовский A.I* Записки дирижера. I.: Музыка, 1968, 295 е.
169. Петрушин В.Й. Музыкально-эстетическое воспитание старшеклассников в условиях свободного времени. Автореф. . д-ра пед.наук. M., 1991, 32 с.
170. Пигров К,К. Руководство хором. 1.; Музыка, 1964 г.
171. Пшдк&систый I.I. Самостоятельная познавательная деятельность школьников в ©бучении: Теоретико-экономическое исследование. I.: Педагогика, 1980, 240 с.
172. Пидкаеистый I.M. Самостоятельная деятельность учащихся.1. М.: Педагогика, 1972 г.
173. Шличкауокас A.A. Познание музыки как воспитательная проблема. Автореф.дис. .д-ра пед.наук. I., 1991, 44 с.
174. Платонов К.К. Система психологии ж теория отражения.1. M.î Наука, 1982, 309 с.
175. Платонов S.S. Структура и развитие личности. I.: Наука,1986, 255 е.231* Платонов КД* Проблемы способностей.!.: Педагогика, 1977,-272е.
176. Познавательные задачи в обучении гуманитарным наукам./Иод ред* И.Я.Лернера, 1.: Педагогика, 1972 г.
177. Поляков 0.1. Некоторые аспект, семиотики дирижирования. Автореф.дис. .канд.искусствовед. Киев, 1975, 16 с.
178. Пономарев I.A. Психология творчества и педагогика* I.i1. Наука, 1976,- 278 ©.
179. Пономарев I.A. Психология творчества. 1.:1аука,1976, 303 е.
180. Проблема ценности в философии. Дод ред.Харчева A.I.1.: Наука, 1966, 261 с.
181. Проблемы методологий педагогики и методики исследований./Под ред.i.A.Данилова,И.М.Болдырева, М.¡Педагогика,1971, 349 е.
182. Проблемы музыкального мышления.-06. етатей/1од ред.Арановско-го Й.Г.,1.г Музыка, 1974, 336 с.
183. Психодиагностика: теория и практика. Перевод с немецк. /Под ред. Талызиной Н.§., Ii.: Прогресс, 1986, 208 е.
184. Птица К.В. Очерки но технике дирижирования. хором.М-Л, 1948
185. Птица К.В. Мастера хорового искусства в Московской консерватории. М.: Музыка,. 1970, 119 с.
186. Пушкин В.Г, Жроблема надежности. I.: Наука, 1971, 191 е.
187. Няоковский И.Б. Логико-конструктивные принципы музыкального мышления. Автореф.дис. .д-ра искусствовед.Киев, 1989, 35 е.
188. Пяековекий 1.Б. Логика музыкального мышления. Киев, Музична Украина, 1987, 180 о.
189. Еабота в хоре. Об.статей/Под ред.Д.Д.Локшна, 1,1960, 296 с246. .%бота дирижера над хоровой партитурой.М.:Сов.Россия,I985 г•
190. Р&зуодшй B.À. Эстетический всеобуч. I., 1987, 87 с.
191. Разумный В*!. Эстетическая деятельность клуба. Mv: Сов. Россия, 1988, 151 с.
192. Р ахимбаева I.A. Творческая самостоятельность как фактор формирования музыкально-педагогической деятельности студентов -заочников. Автореф.дис. .канд.пед.наук. М., 1979, 16 с.
193. Раиишорт G.X. Гносеологические проблемы художественного мншевдш. Автореф.дис. .д-ра фйг©е©#*наук. M., 1968, 48 с.
194. Р&тнер G .А. Элементарные основы дирижерской техники. Минск,1961 г.
195. Ришна Г.С. Творческая деятельность младших школьников в ' системе музыкального воспитания. Автореф.дис. .д-ра не д. наук»1. M., 1992, -36 с.
196. Ройтерштейн.М.!, Практическая полифония. Щ. : Просвещение,1. И., 1988, 158 с.
197. Рубинштейн €.1. Проблема способностей и вопросы'психологической теории// Проблемы общей психологии. I.: Педагогика,1976, с.219-234
198. Савостьянов А.Й. Психологическое обеспечение нрофеесщшаль-но-личностного развишш актера. Автореф.дие. . д-р. психол.наук. M., I99Î, 31 с.260* СавшноЕйй 0*1. хобота пианиста над музыкальным произведением. I.: Музыка, 1964 г.
199. Сайгуютна 0.1. Художественный образ в творчестве музыканта исполнителя.Автореф.дио. .канд.искусствовед.1., 1980 Гч-16©
200. Саймон В. Обществ© ж образование. Пер. © англ,/Общ»ред. и предисловие В .Я .Пшшювеког©, М»: Прогресс» 1989, 200 ©.
201. Свечков Д. Основные элементы даражерско! техники.!., 1966 г.
202. Серегин I.B. Лсихолого-педагогнчеекие аспекты подготовке студентов вузов культуры к художеетвенно-жросветительной деятельности. 1., I99Q, Дао* . канд.пед.наук. 232 е.
203. Симонов П.В. Метод I.G. Станиславского а физиология эшоййн.1.60, 140 с.
204. Скатки 1*1*. Совершенствование нродесоа обучения. М.:1. Педагогика, 1971 г.
205. Скребков С.С. Художественные принципы музыкальных стилей.1.: Музыка, 1973 г.
206. Слаетенин В.А. Армирование личности учителя советской школы в процессе профессиональной подготовки. М., 1976, -.160 с.
207. Слаетенин В.А. Гуманитарная культура специалиста//Магистр: независим.научн.-жед.журнал, № I, 1991, с.16-25
208. Смирнова I.I. Художественная самодеятельность как социально« педагогическое явление. Дис* . д-ра пед.наук. Л., 1989, -488с,
209. Советские хоровые дирижеры./Сост. Э.Елисееш-Шмидт, и др.
210. М.: Сов. композитор, 1986, 304 о.
211. Современные дирижеры./Соот. Григорьев 1.Г., Платек Я.1.
212. М.: Сов. композитор, 1969, 323 с. 273* Содружество науки и тайна творчества. М. "Шут", 1968 г.
213. С@к©л®в В.Г. Вабота © х@р@м. М.: Музыка, 1967, 228 с. 275» е@к@л©в©кйй I.E. Коллектив художественной самодеятельности: вопросы теории и практики* Й,: Сов.Роеожя, 1984, - 157 е.
214. Соловьев В«@* Философия искусства и литературная критика.
215. Ш.: Искусство, 1991, 761 с.
216. Соротокина I.A. Оптимизация учебного процесса на факультете дополнительного образования в вузах культуры. Автореф.дио. . канд.пед*наук. 1., 1994, 17 е.
217. СОхор А.И. Социальная обусловленность музыкального мышления и восприятия, M.î Музыка, 1974, е.59-74
218. Сохор А.I. Теория музыкальных жанров; Задачи и перспективы. / Теоретические проблемы музыкальных форм и жанров. 1,, I97I г. 28©. еохор A.I. Социология и музыкальная культура. M., 1975 г. 281* Столович JLH. Природа эстетической ценности. M., 1972 г.
219. Стрельцов I.A. Деятельность клубов по организации массового самообразования трудящихся. Учеб.поеобие. M.: MIHK, 1987, 64 с,
220. Стрельцов i.A. Научно-методаческие основы культурно-просветительной работы. Учеб.пособие. I. : МШК, 1988, 74 с.
221. Стрельцов I.A. Общение в ефере свободного времени. Учеб.мое.1.î МШК, 1991, 116 с.
222. Стромов Ю.А. Жуть актера к творческому перевоплощению.1.: Просвещение, 1975, 80 с.
223. Стулова Г.П. Хоровой класс. I.: Просвещение, 1988, 126 о.
224. Стулова Г.1. Развитие детского голоса в процессе ©бученияпенив. М.: ШГУ, Прометей, 1992, 270 с.
225. С©т Э.К. Развитие творческой активности студентов в классе хорового дирижирования музыкально-педагогического факультетанедагогиче ского института* Автереф.дис. . канд, пе д * наук. М.,1973
226. Тарасов Г.С. Проблема духовной потребности (на материале музыкального восприятия), 1.: Наука, 1079, 191 с.
227. Тарасова К.В. Онтогенез музыкальных способностей. I.:
228. Педагогика, 1988, 176 е. 291» Творческий процесс и художественное восприятие. М», 1978 г.
229. Тешая B.I. Формирование целостного восприятия музыкальных произведений (в процессе обучения хоровому дирижированию) .Автореф дйс, . канд.пед.наук. М,, 1986, 16 с.
230. Теплов В.Ш. Избранные труды; в 2-х томах, М."Педагогика",1985, 328 с.
231. Тихомиров O.K. Актуальные проблемы развития психологической теорш вдишения/Дсихологические исследования творческой деятельности. М.: Наука, 1975, с. 5 22
232. Толстой H.H. Художественное мышление. М., I96S г.296» Трепоухова Л.А. Формирование личности учителя в процессе общественно-педагогической практики студентов. Автореф.дис» . канд.пед.наук. М., 1983 , 16 с.
233. Триодин В.Е. Педагогические основы культурно-шросветитель-ной работы» Учеб.пособие, I., 1980, 119 с.
234. Триода В.Е. Педагогика клубной работы. М.:Сов.Россия,1984
235. Триодин В,Е. Организация и методика работы клубных объединений, Учеб.пособие. Л., 1982, 116 с.
236. Триода В.Е. Клуб и свободное время. М.:Профиздат,1982,-135с
237. Триодин В»Е. Воспитание увлечением, Ш., 1987
238. Узнадзе Д.Н. Психологические исследования, М.: Наука, 1966,
239. Узнадзе Д.Н. Экспериментальные основы психологии установки.1. Тбилиси, 1981, 210 е.
240. Фейшн М.Э. Индивидуальность ученика и искусство педагога.2.е изд., 1.: Музыка, 1975, 528 с.
241. ФеЗтш М.Э. Воспитание ж совершенствование музвканта-медагога.-М.: Сов. композитор, 1973, 158 с. , 308 . Фесуненко О.Л. Подготовка студентов университета к социаль-не-жедагогичеекой деятельности. Автореф.дис. .,.канд.пед.наук. Одесса, 1992, - 16 с*
242. Флиер Я.В. Статьи. Воспоминания» Мнтервьи. M., 1983 г.
243. Франселла #. , Банниетер Д. Новый метод исследования личности. М.: Прогресс, 1987, 236 с.
244. Фресс Поль, Пиаже Жан. Экспериментальная психология.1.: Прогресс, 1973 г.
245. Фомин B.I. .&звйтие дирижереко^хоровой специализации в системе висшего культурно-просветительного образования с 191? по 1983 годы. Автореф.до. .канд. не д. наук. I., 1984 г., 16 с*
246. Цагарелли I.A. Психология музыкально-исполнительской деятельности. Автореф.дис. . д-ра психол.наук. Казань, 1989, -46с.
247. Цепколенк© К.С. Совершенствование фора и методов учебной работы в композиторском классе. Автореф.дае. . канд.пед,наук,1. M., 1990, 16 с.
248. Цеханекжй В.1. Влияние целостного звукового образа на восприятие основных характеристик музыкальной композиции. Автореф. дрш. . канд.психол.наук. 1., 1979, 17 с.
249. Цыпин Г.1. ©бучение игре на фортепиано. М.: Просвещение,1984, 176 с.311* Букерман В »В* Пушка и слушатель: Ош® еощшждеачеекоЕ©исследования. I., Музыка, 1972 г.
250. Чабанный В.§. Педагогическое руководств© хоровой самодеятельностью. Автореф.дис. .д-ра пед.наук. 1., 1990, 32 о.
251. Чабанный В.Ф. Исихолого-недагошчеекже условия управления самодеятельным хоровш коллективом. Автореф.дис. . кандпед. наук. I., 1977, 16 с.
252. Черватюк П.А. 1&рмоничеекое сольфеджио ш методика его преподавания. Краснодар, 1988- г.
253. Чередниченко Ï.B. Методологические проблемы музыкальной эстетики (на материале зарубежных концепций II века). Автореф* дне. . д-ра искусствовед. Ш., 1990, 32 с.
254. Чесноков 1*Г. Хор и управление им. М.: Музыка, 1961, 222
255. Чернушеш© В.А. Племя одержимых // Могучее средств© воспитания. Об.статей, I., Музыка, 1978, с.88 106
256. Чшгиро! I. Дирижирование. Ростов н/Д. 1972 г.
257. Политиздат, 1987, 447 с. 337* Эстрана Т*А. Реализация навыков, полученных в классе дирижирования, в практической работе с хором. Автореф.дис. *.» канд.пед*наук. I*, 1981, - 16 с*
258. Юцин А.П. Новый музыкальный материал в структуре обучения музыкальному исполнительству: сущность, функции, методы работы. Автореф.дис. . канд.нед.наук. М., 1990, 16 с.
259. Юсов Б.П. Проблема творчества в американской теории художественного воспитания.- Искусство и дети. М.: Искусство,1988, с.13
260. Юссон Вауль. Певческий голое. М.:. Музыка, 1974, 262 с,
261. Юцевич 13.Е. Педагогическое обоснование содержания вокальной подготовки учащихся педучилищ. Автореф.дис. .о канд.пед.наук., Киев, 1985, 23 с.
262. Якобсон П.М. Проблемы художественного творчества. М.,1972, 70 с.
263. Якобсон D.M. Психологические проблемы мотивации поведения человека. М.: Просвещение, 1969 г.
264. Яковлев A.B. Физиологические закономерности певческой атаки. Л.: Музыка , 1971, 64 с.
265. Яковлев В.В. Избранные труды о музыке. Том 2, М.: Сов.композитор, 1971, 447 с„
266. Ярославцева Л.К. Особенности дыхания у певцов. Автореф. дис. . канд. пед.наук. М., 1974, 16 с.
267. Ядрихинская Й.Е. Формирование эстетических потребностей школьников старшего подросткового возраста средствами художественной литературы. Новосибирск, 1973, 23 с.
268. Яеер Ф.М. Педагогические идеи К.Н.Игумнова и совершенствование профессиональной подготовки учителя музыки на современном этапе. Автореф.дис. .канд.пед.ваук. М., 1987, 17 с.