автореферат и диссертация по педагогике 13.00.05 для написания научной статьи или работы на тему: Социально-культурное творчество участников молодежных объединений в формировании института волонтерства
- Автор научной работы
- Васильковская, Маргарита Ивановна
- Ученая степень
- кандидата педагогических наук
- Место защиты
- Казань
- Год защиты
- 2015
- Специальность ВАК РФ
- 13.00.05
Автореферат диссертации по теме "Социально-культурное творчество участников молодежных объединений в формировании института волонтерства"
ВАСИЛЬКОВСКАЯ Маргарита Ивановна
СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЕ ТВОРЧЕСТВО УЧАСТНИКОВ МОЛОДЕЖНЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ В ФОРМИРОВАНИИ ИНСТИТУТА
ВОЛОНТЕРСТВА
Специальность 13.00.05-теория, методика и организация социально-культурной деятельности
Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук
3 МАР 2015
005559834
005559834
ВАСИЛЬКОВСКАЯ Маргарита Ивановна
СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЕ ТВОРЧЕСТВО УЧАСТНИКОВ МОЛОДЕЖНЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ В ФОРМИРОВАНИИ ИНСТИТУТА
ВОЛОНТЕРСТВА
Специальность 13.00.05 - теория, методикам организация социально-культурной деятельности
Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук
Работа выполнена на кафедре социально-культурной деятельности ФГБОУ ВПО «Кемеровский государственный университет культуры и искусств»
Научный руководитель: Пономарев Валерий Дмитриевич,
доктор педагогических наук, доцент
Официальные оппоненты: Оленина Галина Владимировна,
доктор педагогических наук, профессор кафедры социально-культурной деятельности ФГБОУ ВПО «Алтайская государственная академия культуры и искусств»
Трегубова Татьяна Моисеевна,
доктор педагогических наук, профессор, заведующая лабораторией компаративных исследований ФГНУ «Институт педагогики и психологии профессионального образования» Российской академии образования
Ведущая организация: ФГБОУ ВПО «Санкт-Петербургский государственный институт культуры».
Защита состоится «17» апреля 2015 г. в 10.00 часов на заседании диссертационного совета Д 210.005.03 ФГБОУ ВПО «Казанский государственный университет культуры и искусств», по адресу: 420059, г. Казань, Оренбургский тракт, д. 3, зал диссертационного совета.
С диссертацией и авторефератом можно ознакомиться в научной библиотеке ФГБОУ ВПО «Казанский государственный университет культуры и искусств». Электронная версия автореферата размещена на официальных сайтах www.kazguki.ru и http://vak.ed.gov.ru
Автореферат разослан «17 »февраля 2015 г.
Ученый секретарь диссертационного совета кандидат педагогических наук, доцент
Р. И. Турханова
I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ИССЛЕДОВАНИЯ Актуальность исследования. Социально-культурное творчество молодежи является стратегически важным направлением государственной концепции инновационного развития современной России. Современному российскому обществу нужны образованные, нравственные, предприимчивые люди, способные самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, способные к сотрудничеству, отличающиеся мобильностью, конструктивностью, ориентированные на творческую самореализацию во всех сферах жизнедеятельности общества, способные не просто адаптироваться в окружающем мире, а творчески его преобразовывать. Именно эти факторы личностного развития будут определять успешность социально-экономического и культурного развития страны, обеспечивать социальную стабильность российского общества и повышение качества жизни населения.
В современных условиях именно социально-культурная деятельность, выполняя культуротворческую, просветительскую, культуроохранительную функции, функцию инкультурации и культурной преемственности и др., обеспечивает сохранение, развитие и освоение культурных ценностей, направленных на культурную реформацию и гуманизацию социальной системы современного российского общества. В этом случае формирование и развитие института молодежного волонтерства, как эффективной модели вовлечения молодежи в социально-культурную практику, решение социально значимых проблем общества, снижения барьеров разобщенности, укрепления доверия и сотрудничества в молодежной среде, относится к важнейшим приоритетам государственной молодежной политики России.
В этой реальной потребности социально-культурного развития молодежи в современном российском обществе остаются не исследованными вопросы социально-педагогической и социально-психологической поддержки социально-культурного творчества личности в условиях молодежных объединений, проектных технологий, направленных на развитие ценностно-ориентированных форм молодежного досуга на основе волонтерской деятельности, духовно-творческой активности молодежи в процессе социально-культурного творчества.
Актуальность настоящего исследования определяется наличием следующих противоречий в современной отечественной социально-культурной теории и практики в сфере досуга:
1. социально-педагогического характера: между потребностью общества в инновационных педагогических моделях развития социально-культурного творчества молодежи и недостаточным использованием развивающего потенциала института молодежного волонтерства как эффективной модели вовлечения молодежи в социально-культурную практику;
3
2. научно-теоретического характера: между общественной потребностью в научном осмыслении и теоретическом обеспечении реализации социально-культурного творчества участников молодежных объединений в формировании и развитии института волонтерства современного российского общества и недостаточной теоретико-методологической разработанностью функционирования института волонтерства как эффективной структурно-функциональной модели реализации и развития социально-культурного творчества участников молодежных объединений;
3. научно-методического характера: между имеющимся развивающим потенциалом современных социально-культурных технологий в сфере досуга и недостаточной разработанностью методики формирования и развития института волонтерства, как социально-педагогической практики творческой самореализации личности в условиях молодежных объединений.
В тоже время, социально-культурное творчество молодежи является стратегически важным направлением модернизации современной России, которое задает основной вектор общественного развития и определяет духовный климат страны в первой половине XXI века.
Учитывая определяющий статус социально-культурного творчества молодежи в современном российском обществе, для современной социально-педагогической теории и практики социально-культурной деятельности проблема развития духовно-творческой активности молодежи в сфере досуга является актуальной.
Цель исследования - теоретическое обоснование и апробация структурно-функциональной модели социально-культурного творчества участников молодежных объединений в формировании и развитии института волонтерства.
Объект исследования - социально-культурное творчество участников молодежных объединений в сфере досуга в формировании и развитии института волонтерства.
Предмет исследования - создание структурно-функциональной модели социально-культурного творчества участников молодежных объединений в формировании и развитии института волонтерства.
Гипотеза исследования заключается в предположении, что формирование и развитие института волонтерства в условиях молодежного объединения обеспечивается следующими социально-культурными условиями:
— реализацией и развитием социально-культурного творчества участников молодежных объединений при их активном включении в волонтерскую деятельность;
— определением молодежного общественного объединения в сфере досуга как основы включения личности в социально-культурные процессы формирования и развития института волонтерства;
4
- обоснованием теоретико-методологических и прикладных аспектов формирования и развития института волонтерства как структурно-функциональной модели развития и реализации социально-культурного творчества участников молодежных объединений;
- созданием структурно-функциональной модели социально-культурного творчества участников молодежных объединений в формировании института волонтерства, позволяющей экспериментально доказать, что данная модель способствует эффективному развитию и реализации социально-культурного творчества участников молодежных объединений в условиях волонтерской деятельности;
- разработкой и апробированием ряда социально-культурных проектов и акций, целью которых является создание условий для реализации и развития социально-культурного творчества молодежи, формирование собственного опыта творческой деятельности и устойчивой мотивации на творческую активность молодежи.
Для реализации поставленной цели диссертационного исследования автором определены следующие задачи:
1) раскрыть сущность и содержание процесса социально-культурного творчества участников молодежных объединений в условиях волонтерской деятельности;
2) определить и обосновать теоретико-методологические аспекты молодежного общественного объединения в сфере досуга как основы включения личности в социально-культурные процессы формирования и развития института волонтерства;
3) рассмотреть и обосновать теоретико-методологические и прикладные аспекты формирования и развития института волонтерства как структурно-функциональной модели развития и реализации социально-культурного творчества участников молодежных объединений;
4) разработать на основе проектного подхода структурно-функциональную модель социально-культурного творчества участников молодежных объединений в формировании института волонтерства;
5) апробировать авторскую модель и экспериментально доказать, что разработанная структурно-функциональная модель формирования и развития института волонтерства способствует эффективному развитию и реализации социально-культурного творчества участников молодежных объединений в условиях волонтерской деятельности.
Степень научной разработанности проблемы. Значительный опыт изучения творчества накоплен в отечественных психолого-педагогических исследованиях (К. А. Абульханова-Славская, Л. С. Выготский, Н. С. Лейтес,
5
A. Н. Лук, А. М. Матюшкин, А. А. Мелик-Пашаев, В. Н. Мясищев,
B. Д. Шадриков и др.), в том числе творческого потенциала личности (Г. С. Альтшуллер, Е. А. Глуховская, В. В. Давыдов, М. В. Колосова, В. А. Моляко, Г. Л. Пихтовников, В. Г. Рындак, Т. А. Саламатова, Л. Ю. Си-роткин, Д. Б. Эльконин и др.). Возможности и развитие творческих способностей личности в условиях социально-культурной среды, использование ее педагогического потенциала рассмотрены в работах по социально-культурной деятельности (М. А. Ариарский, А. И. Арнольдов, Т. И. Бакланова, А. Д. Жарков, Т. Г. Киселева, Ю. Д. Красильников, Е. А. Сергеев, Е. И. Смирнова, Ю. А. Стрельцов, Р. И. Турханова, 3. М. Яв-гильдина и др.). Изучению направленности творческого развития личности в педагогической деятельности посвящены работы Ш. А. Амонашвили, В. И. Андреева, И. П. Иванова, В. С. Шубинского; в социально-культурной деятельности - Т. И. Баклановой, Н. И. Гендиной, Е. И. Григорьевой, М. И. Долженковой, В. П. Исаенко, Ю. Е. Окуневой и др.
Педагогика гражданского воспитания детей и молодежи на основе социально-культурного творчества представлена в работах отечественных педагогов А. А. Жарковой, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинского, К. Д. Ушинского, С. Т. Щацкого. Наше внимание также привлекли диссертационные исследования И. Н. Ерошенкова, В. К. Крючека, В. Ш. Масленниковой, Е. М. Могалюк, П. А. Попова, С. В. Тетерского, посвященные различным аспектам деятельности молодежных социокультурных объединений, а также работы С. Ю. Гацук, Р. X. Гильмеевой, А. П. Маркова, Г. В. Олениной, С. Б. Синецкого по проблемам социально-культурного творчества молодежи, формированию и продвижению социально-творческих инициатив молодежи на основе соответствующей социально-культурной проектной технологии.
В работе использованы исследования, посвященные теории, методике и практике социально-культурной деятельности, следующих авторов: Р. С. Гари-фулиной, А. Д. Жаркова, Л. С. Жарковой, Т. Г. Киселевой, Ю. Д. Красильникова, Е. Л. Кудриной, А. П. Маркова, Б. Г. Мосалева,
A. С. Орлова, Ю. А. Стрельцова, А. В. Соколова, В. Я. Суртаева, Т. М. Тре-губовой, П. П. Терехова, В. Е. Триодина, Д. В. Шамсутдиновой, Н. Н. Ярошенко и др. Технология социально-культурного проектирования различных форм социально-культурной деятельности и социально-культурного творчества раскрыты в исследованиях Г. М. Бирженюка С. Б. Брижатовой, Н. А. Запесоцкой, А. П. Маркова, В. Е. Новаторова, Э. А. Орловой,
B. Д. Пономарева, А. И. Пригожина, А. В. Соколова и др.
Теоретическое и методологическое обоснование волонтерства как социальной активности, исследуется в трудах: Л. В. Вандышевой, С. Г. Екимовой, И. Н. Емельяновой, У. П. Косовой, Л. А. Кудринской, Е. Н. Митрофановой и др. Особенности волонтерской деятельности рассматривали такие отечественные и зарубежные исследователи как Р. Баден-Пауэлл, В. А. Воронов, О. А. Вотинова, И. Е. Городецкая, С. И. Григорьев, С. Г. Екимова, У. П. Косова, Г. В. Оленина, Н. А. Потапова, Д. Майерс, М. Очман, П. Джордан, Л. Е. Никитина, Н. А. Низовских, Л. С. Савинова, Л. Е. Сикорская, О. П. Фетисова, Е. Шекова и др.
Теоретико-методологическую основу исследования составили идеи синергетического и интегративного подходов, имеющие цель создания структурно-функциональной модели социально-культурного творчества участников молодежного объединения в формировании института волонтерства, включающая содержание, принципы, критерии и показатели, позволяющие определить эффективность социально-культурного творчества участников молодежных объединений на основе волонтерской деятельности.
В работе автор опирался на положения о социально-детерминированной сущности творческой деятельности и развития человека, проявляющихся в высшей степени его активности, инициативы и самодеятельности (Г. С. Батищев, Н. А. Бердяев, С. Н. Иконникова, М. С. Каган и др.); об определяющем значении деятельности в формировании направленности развития личности (Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн и др.).
Методологической основой для разработки проблем развития творческого потенциала участников молодежных объединений послужила концепция культуротворческих возможностей социально-культурной деятельности (Т. И. Бакланова, Г. М. Бирженюк, Т. Г. Киселева, Ю. Д. Красильников, А. П. Марков, И. А. Новикова, В. Я. Суртаев, Б. А. Титов, Н. Н. Ярошенко и др.), а также ряд теоретических положений о развитии творческого потенциала личности в психологии, педагогике (В. И. Андреев, А. Маслоу, А. М. Матюшкин, Я. А. Пономарев, К. Роджерс и др.).
Значительную часть методологической базы исследования составили теоретические концепции в области социально-культурной деятельности. Исследование опирается на понимание социально-культурной деятельности как пространства для социализации, инкультурации и творческой самореализации личности, общественно-значимой и нравственно-мотивированной деятельности по созданию, творческому освоению и сохранению культурных ценностей (М. А. Ариарский, Т. Г. Киселева, Ю. Д. Красильников, В. Е. Триодин и др.).
Интегративная природа педагогического моделирования, позволяющая сочетать теоретическое и эмпирическое при обосновании модели института
7
волонтерства в настоящем диссертационном исследовании, раскрывается на основе научных концепций В. Г. Афанасьева, Б. А. Глинского, И. Б. Новик, В. А. Штофф и др. В основу технологии педагогического моделирования института волонтерства положена концепция проектирования гражданских инициатив и их институционализации, раскрываемая в исследовании Г. В. Олениной.
Научная новизна результатов исследования заключается в следующем:
1) теоретически обоснована сущность и содержание социально-культурного творчества участников молодежных объединений в процессе формирования и развития института волонтерства;
2) сформулировано определение понятия «институт волонтерства» в современной социально-культурной деятельности;
3) создана и экспериментально апробирована структурно-функциональная модель социально-культурного творчества участников молодежных объединений в формировании института волонтерства, включающая содержание, принципы, критерии и показатели, позволяющие определить эффективность социально-культурного творчества в условиях молодежного объединения;
4) внедрена структурно-функциональная модель социально-культурного творчества участников молодежных объединений в формировании и развитии института волонтерства в практику социально-культурной работы с молодежью;
5) разработаны и теоретически обоснованы социально-педагогические условия формирования и развития института волонтерства в условиях социально-культурного творчества участников объединений.
Методы исследования:
теоретические: анализ философской, культурологической, педагогической литературы и литературы по социально-культурной деятельности отечественных и зарубежных авторов, метод системного анализа, информационно-целевой анализ педагогических работ, социокультурное моделирование;
эмпирические: анкетирование, опрос, беседа, включенное наблюдение, опытно-экспериментальная работа, методы математической статистики.
Базой опытно-экспериментальной работы выступили: ФГБОУ ВПО «Кемеровский государственный университет культуры и искусств», МБОУ ДОД «Центр развития детей и юношества Кировского района города Кемерово», Ассоциации Общественных Объединений Кемеровской области «Молодёжь 42». Всего на различных этапах исследования и опытно-экспериментальной работы участвовало более 500 человек.
8
Организация исследования осуществлялась в несколько этапов.
На первом этапе (2009-2010 гг.) был осуществлен теоретический анализ научной и учебно-методической литературы, изучены законодательные и нормативные документы и публикации по проблеме исследования, а также определены методологические подходы к исследованию, проведены социологические опросы.
На втором этапе (2010-2011 гг.) формировалась общая концепция научно-педагогического исследования; анализировались результаты социологического исследования; разрабатывалась модель и программа опытно-экспериментальной работы.
На третьем этапе (2011-2014 гг.) автор проводил формирующий эксперимент в экспериментальных группах; им осуществлялся сбор, обработка и обобщение результатов опытно-экспериментальной работы; были подведены итоги опытно-экспериментальной работы, сформулированы выводы по итогам исследования, оформлены тексты диссертации и автореферата.
Теоретическая значимость исследования заключается:
в теоретическом обосновании психолого-педагогических основ социально-культурного творчества молодежи в условиях формирования и развития института волонтерства; в этом случае социально-культурное творчество рассматривается как интегративное целостное свойство личности, являющееся мощным психолого-педагогическим фактором, способствующим эффективному раскрытию и реализации ее творческих потенциальных возможностей в процессе волонтерской деятельности в молодежном объединении;
- в создании и теоретическом обосновании структурно-функциональной модели социально-культурного творчества участников молодежных объединений в формировании и развитии института волонтерства, позволяющей оптимизировать технологии социально-культурной работы с молодежью;
- в разработке и формулировке комплекса психолого-педагогических условий, способствующих созданию и реализации структурно-функциональной модели социально-культурного творчества участников молодежных объединений в формировании и развитии института волонтерства; развитию социально-культурного творчества участников молодежных объединений, ориентированного на саморазвитие личности.
Практическая значимость исследования заключается: во внедрении разработанной и экспериментально проверенной структурно-функциональной модели социально-культурного творчества участников молодежных объединений в формировании и развитии института
9
волонтерства, включающая содержание, принципы, критерии и показатели, позволяющие определить эффективность социально-культурного творчества участников молодежных объединений;
в разработке и апробировании ряда социально-культурных проектов и акций молодежных объединений, целью которых является создание условий для реализации и развития социально-культурного творчества молодежи, формирование собственного опыта творческой деятельности и устойчивой мотивации на творческую активность молодежи на основе институализированной волонтерской деятельности.
На защиту выносятся следующие положения:
1) социально-культурное творчество является мощным психолого-педагогическим фактором, способствующим эффективному раскрытию и реализации творческих возможностей участников молодежных объединений в формировании и развитии института волонтерства.
2) волонтерская деятельность в условиях молодежного объединения выступает эффективным социально-педагогическим приемом вовлечения молодежи в социально-культурную практику, способствующую эффективному раскрытию и реализации социально-культурного творчества молодежи в формировании и развитии института волонтерства;
3) институт волонтерства является социально-культурным институтом, представляющим собой самостоятельное общественное образование, которое имеет свою логику развития, систему ценностей, норм, идеалов, а также образцов поведения людей в общественно-полезной деятельности на принципах безвозмездности; институт волонтерства — общественная система, объединяющая волонтерские центры Российской Федерации, с целью оказания добровольной и безвозмездной помощи нуждающимся социальным категориям населения;
4) структурно-функциональная модель социально-культурного творчества участников молодежных объединений в формировании и развитии института волонтерства, рассматривается как ряд взаимосвязанных компонентов (когнитивно-мотивационный, личностно-деятельностный и рефлексивно-аналитический). Комплекс педагогических условий успешного формирования и развития института волонтерства в условиях социально-культурного творчества участников молодежных объединений, обеспечивает эффективную реализацию созданной модели.
Основные теоретические положения и полученные результаты были внедрены в ходе экспериментальной работы, отражены в статьях автора, докладывались и обсуждались на международных, всероссийских и региональных научно-теоретических и научно-практических конференциях:
ю
ежегодных межрегиональных научно-практических конференциях аспирантов, соискателей и преподавателей «Актуальные проблемы социокультурных исследований» (Кемерово, 2009-2014 гг.); Международном научно-практическом семинаре «Толерантность как норма глобального мира и готовность постсоветских обществ к ее освоению» (Москва, 20-21 июня 2009 г.); Всероссийской (с международным участием) научно-практической конференции «Научные проблемы образования третьего тысячелетия» (Самара, 17 июня 2011 г.); 1 Международной научно-практической конференции «Проблемы современности: человек, культура, общество» (Рязань, 22-24 декабря 2013 г.); Международной научно-практической конференции «Наука, образование, общество: проблемы и перспективы развития» (Тамбов, 28 февраля 2014 г.)
Результаты исследования внедрены в учебно-воспитательный процесс ФГБОУ ВПО «Кемеровский государственный университет культуры и искусств», МБОУ ДОД «Центр развития детей и юношества Кировского района города Кемерово», Ассоциации Общественных Объединений Кемеровской области «Молодёжь 42».
Основные положения и результаты исследования отражены в 15 научных публикациях автора общим объемом 14,32 п. л.
Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, четырех параграфов, заключения, списка литературы и приложений.
II. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ
Во введении обоснована актуальность проблемы исследования, дана характеристика степени ее научной разработанности, рассмотрены его теоретические и методологические основы, определены цель, объект, предмет, гипотеза, задачи и методы исследования; раскрыты научная новизна, теоретическая и практическая значимость работы, сформулированы основные положения, выносимые на защиту, приведены сведения об апробации результатов исследования.
В первой главе «Педагогические основы социально-культурного творчества участников молодежных объединений» на основе междисциплинарного подхода осуществлен анализ исследуемой проблемы в контексте различных областей научного знания - психологии, педагогики, социологии и др. раскрыты сущность и содержание социально-культурного творчества молодежи, проблемы и особенности его развития в условиях социально-культурной деятельности.
В первом параграфе «Социально-культурное творчество современной молодежи как предмет педагогического исследования: междисциплинарный подход» осуществлен анализ отечественных и зарубежных исследований, направленных на изучение феноменологии социально-культурного творчества и творческих возможностей человека, что позволило выявить и конкретизировать специфику, направленность, а также условия и средства развития социально-культурного творчества молодежи в сфере досуга (М. А. Ариарский, Н. А. Бердяев, В. Л. Дранков, И. Н. Ерошенков, А. Д. Жарков, Ю. Д. Красильников, А. Маслоу, К. Роджерс, Э. В. Соколов, Ю.А. Стрельцов, В. Я. Суртаев, Б. А. Титов, В. Е. Триодин и др.):
социально-культурное творчество необходимо рассматривать как развивающуюся в коллективе способность личности к самостоятельным, целенаправленным, активным поэтапным социально-значимым действиям, основанным на глубокой потребности личности к приобщению к социальным ценностям, на сформированное™ ее морального и делового облика, на осознанном и ответственном поведении и деятельности;
• специфика социально-культурного творчества личности проявляется в его целеоринтированном характере, в самостоятельной постановке целей и организации действий, направленных на достижение этих целей. Установки, принципы, умения и навыки должны демонстрировать творческий подход личности к решению поставленных задач.
При этом показано, что социально-культурное творчество — это комплексное понятие, направленное на самообразование личности, освоение социально-культурного опыта предшествующих поколений, на формирование социально-культурной среды обитания, а также на совершенствование и создание новых форм общественных отношений.
На основе изложенных подходов определена аксиологическая сущность и природа молодежных творческих инициатив как разновидности социально-культурного творчества. В молодежном социуме творческие инициативы обладают следующими характеристиками:
1. Новизна: наличие новых концептуальных идей, форм и методов организации. Виды новизны: абсолютная (не имеет аналогов); относительная новизна, в которой выделяют местную новизну (то есть нововведение уже использовалось в других регионах, но в конкретной территории рассматривается впервые) и частную новизну (нововведение предполагает изменение одного элемента социально-педагогической системы, ее обновление), а также условную новизну (нововведение само по себе не ново, но не характерно для представительной конкретной социальной группы молодежи, на которую оно направлено).
2. Совместимость с традиционным (существующим) состоянием: проект, предполагая ту или иную инновацию, учитывает социально-экономические, социокультурные и прочие факторы, которые рассматриваются как постоянные и неизменные условия в момент его внедрения.
3. Простота апробации: идея, заложенная в основу проекта, способы и средства ее реализации должны соответствовать реальным возможностям организаторов и участников проекта.
4. Коммуникативность инноваций — возможность ее пропаганды, распространения по различным каналам общения, в том числе и неформального.
Также в диссертационном исследовании раскрыты основные концептуальные подходы к определению сущности творчества, выявлены общие и специфичные характеристики, отличающие такие научные понятия, как «творчество» и «креативность», даны определения понятий «творческая инициатива» и «социально-культурное творчество» современной молодежи, как разновидности инновационной деятельности в молодежном объединении.
В исследовании автор определяет «молодежь» как социально-демографическую группу, возрастные критерии которой могут колебаться от 14 до 35 лет. Данная группа имеет мощный инновационный потенциал, которой при определенных условиях может иметь как конструктивную, созидательную направленность, так и являться источником деструктивных воздействий, способных нанести ущерб государству, обществу и самой молодежи. По мнению автора, ответственное понимание в обществе важнейших социально-демографических и психологических характеристик молодежи определяет новое отношение к молодому поколению, являющемуся важнейшим ресурсом развития любого современного государства.
Во втором параграфе «Молодежное общественное объединение в сфере досуга как основа включения личности в социально-культурные процессы на основе волонтерской деятельности» отражено многообразие молодёжных объединений, уточнена формулировка понятия «молодежное объединение», а рассмотрение специфики деятельности молодежных объединений позволило отразить их характерные признаки, функции и различные классификации.
Анализируя деятельность общественных объединений молодежи, автор показывает типы объединений. Объединения первого типа определяют своей главной задачей удовлетворение интересов и потребностей молодежи, передачу ей знаний, умений и навыков и включение в социально-культурную практику. К объединениям этой группы относятся клубы общения, клубы, вводящие участников в современные экономические отношения, творческие коллективы.
13
Объединения второго типа предлагают молодежи различные виды деятельности, включая её в социально-значимую деятельность. Наиболее типичными среди них являются профильные организации военно-патриотической и военно-спортивной, туристической и краеведческой, юнкоровской, экономической, миротворческой, волонтерской направленности и т. д. Объединения третьего типа предлагают систему ценностей, на основе которой строится деятельность. К ним относятся религиозные объединения, национальные организации, скаутские, коммунарские группы.
В соответствии с направлениями деятельности автор приводит примеры деятельности молодежных объединений, особое место определяя социально-культурным общественным объединениям, которым присущи следующие характеристики: наличие цели, ориентированной на активное включение в процессы социально-культурной сферы, ориентация на социально-культурные особенности региона и включение в его социально-культурную деятельность через организацию и реализацию социально-культурных акций, проектов, коллективно-творческих дел, для позитивного преобразования социально-культурной среды. Одним из примеров общественного молодежного объединения социально-культурной направленности автор считает молодежное клубное объединение «Фотокульт» КемГУКИ (руководитель Л. В. Фуре). Участники клубного объединения в течение ряда лет (с 2009 г. по 2014 г.) осуществляли социально-культурные проекты волонтерской направленности: социально-культурный фотопроект «Университет: формула творчества», результатом которого стала фотовыставка молодежных творческих работ; I Международный фестиваль творческих индустрий современного полиса «С любовью к городу», инициатором которого явился Кемеровский университет культуры и искусств; международный социально-культурный проект «Местное время», посвященный 20-летию падения Берлинской стены. Проект реализован Кемеровским государственным университетом культуры и искусств, НИИ толерантности и межкультурных коммуникаций КемГУКИ совместно Департаментом культуры и национальной политики Кемеровской области, Центром изучения немецкого языка - партнером немецкого культурного центра им. Гёте.
При этом автор отмечает, что в среде общественных объединений отмечается активное участие молодежи, преимущественно, в волонтерских проектах и акциях. Так же, проявляется устойчивая тенденция к развитию молодежных волонтерских программ, которые ориентированы на широкую общественную пользу, что способствует формированию института волонтерства, как эффективной модели вовлечения молодежи в социально-культурную практику, решение социально значимых проблем общества,
14
снижения барьеров разобщенности, укрепления доверия и сотрудничества в молодежной среде, что относится к важнейшим приоритетам государственной молодежной политики России.
Осуществленный автором в рамках научного исследования сравнительный анализ свидетельствует о том, что в социокультурном пространстве современной России начиная с 80-х годов XX века получили развитие молодежные объединения и организации, реализующие волонтерскую деятельность. При этом сравнительный анализ показал, что эти молодежные объединения осуществляют различные социокультурные функции, тем самым, обеспечивая осуществление целого спектра социально-культурных приоритетов, задач в молодежной политике и социальных проблем российского общества.
В диссертации показаны три основные педагогические функции, присущие молодежным объединениям: развивающая — обеспечение гражданского, нравственного становления личности, развитие навыков в области социального творчества, умений взаимодействовать с людьми, выдвигать и достигать общественно-значимые цели; ориентационная — обеспечение условий для направленности молодежи в системе социальных, нравственных, политических ценностей; компенсаторная - создание условий для реализации социально-культурных потребностей, интересов, актуализации творческих возможностей субъекта, не востребованных в других общностях, членом которых он является; устранение дефицита общения.
Изучение общественных объединений как социального феномена опирается на теоретико-методологическую и эмпирическую базу, сформированную различными гуманитарными науками в результате длительного генезиса научных идей и концепций в этой области. В этом случае автор определяет молодежное общественное объединение в сфере досуга как социально-педагогическую форму включения личности в социально-культурные процессы общества, тесно связанные с необходимостью решения социально-культурных приоритетов и задач в молодежной политике, напрямую относящихся к сфере духовной культуры. В числе таких задач - воспитание молодежи в духе интеллектуальной свободы и гражданской ответственности. Осуществлению задач и приоритетов в сфере социально-культурной деятельности в полной мере отвечает волонтерская деятельность и творческая инициатива молодежи.
Во второй главе «Педагогика формирования и развития института волонтерства в деятельноспш молодежных объединений» автором разрабатывается и дается описание структурно-функциональной модели
социально-культурного творчества в формировании и развитии института волонтерства, приведены результаты опытно-экспериментальной работы, определены педагогические условия, актуализирующие развитие социально-культурного творчества личности:
- погружение участников молодежных объединений в практико-ориентированную, социально-значимую деятельность, способствующую развитию личностных качеств;
- обращение процесса развития института волонтерства в режим саморазвития в условиях молодежного объединения;
- разработка и внедрение инновационных форм, методов и технологий развития института волонтерства молодежи посредством социально-культурного творчества в условиях молодежного объединения.
В первом параграфе «Институт волонтерства как педагогическая структурно-функциональная модель социально-культурного творчества участников молодежных объединений» диссертантом дается определение метапонятия «институт волонтерства»:
- институт волонтерства - социально-культурный институт, представляющий собой самостоятельное общественное образование, которое имеет свою логику развития, систему ценностей, норм, идеалов, а также образцов поведения людей в общественно-полезной деятельности на принципах безвозмездности;
- институт волонтерства — это общественная система, объединяющая волонтерские центры регионов РФ, с целью оказания добровольной и безвозмездной помощи нуждающимся социальным категориям населения.
На основе обобщения и анализа зарубежного и отечественного опыта проектной деятельности волонтерских центров автор выделяет три базовых типа волонтерских проектов: социально-культурные, информационно-консультативные, экологические. Особое внимание уделяется сущности социально-культурных проектов, которые подразумевают осуществление организации и проведения мульти-культурных фестивалей, акций, театральных и АРТ-проектов, концертов, выставок и пр., Делая вывод, автор указывает, что участие в социально-культурных проектах позволяет:
осуществлять социально-культурное воздействие на личность участников молодежного объединения при их активной включённости в волонтерскую деятельность при формировании института волонтерства;
- выявлять факторы, способствующие оптимизации развития социально-культурного творчества в процессе организации волонтерской деятельности в молодежном объединении;
способствовать реализации структурно-функциональной модели социально-культурного творчества участников молодежных объединений в формировании и развитии института волонтерства.
На основе анализа научной литературы, сделаны выводы, обосновывающие влияние волонтерства на формирование творческой личности молодежи в социально-культурной сфере:
1. Учитывая, что волонтером может стать любой молодой человек, вкладывая по доброй воле свое время, энергию или таланты в улучшение окружающей жизни, решение проблем общества, становится очевидным, что создание условий и возможностей для волонтерской деятельности открывает ему дорогу для развития творческой социально-активной личности и реализации своего лидерского потенциала.
2. Системное развитие волонтерства в деятельности молодежного объединения решает задачу развития как личности участника молодежного объединения, так и его руководителя/организатора.
3. Программы поддержки и стимулирования волонтерства в деятельности молодежного объединения создают возможности предоставления для молодых людей интересной работы, приобретения полезного опыта, способствующего выстроить будущую карьеру и достойную продуктивную жизнь.
4. В сообществах, где работа с молодежью выстраивается таким образом, что она включает волонтерскую деятельность, как органичную часть жизни молодого человека в социально-культурной сфере, эти сообщества становятся местом, где теория получает свой практический выход в реальную жизнь.
В параграфе автором описывается структурно-функциональная модель социально-культурного творчества в формировании и развитии интитута волонтерства, в которой, структура развития института волонтерства рассматривается как ряд взаимосвязанных компонентов (когнитивно-мотивационный, личностно-деятельностный и рефлексивно-аналитический) (рис. 1).
Каждая задача целевого блока отвечает за развитие определенного компонента формирования института волонтерства в условиях социально-культурного творчества молодежных объединений. Первая, из поставленных задач, соответствует когнитивно-мотивационному компоненту. Вторая задача отвечает за развитие личностно-деятельностного компонента волонтерской деятельности молодежи. В этом же блоке определен комплекс педагогических условий успешного формирования и развития института волонтерства в условиях социально-культурного творчества молодежных объединений, обеспечивающий эффективную реализацию созданной модели.
Рисунок 1
Структурно-функциональная модель «Социально-культурное творчество участников молодежных объединений в формировании и развитии института волонтерства»
: Социальная заказ
Цель: вовлечения молодежи в социально-культурную практику, решение социально значимых проблем общества, снижения барьеров разобщенности, укрепления доверия и сотрудниц!:стал в молодежной среде
Задачи: ■
ревя _i
Стимулирование Развитие социально- Воспитание молодежи в духе
социально-культурнои активной личности интеллектуальной свободы и
активности молодежи гражданской ответственности
Методологическая основа: системный, личносгно-деягельностный, информационно-коммуникативные подходы
ШШ
ш
Я
I -
I '
_(компоненты:
i;
г
?!
Содержание: программы деятельности молодежных объединений (авторские, модифицированные, адаптированные), социально-кугсьтурные, творческие APT-проекты, социально-значимые акции, креативные технологии
Педагогические условия успешного развития института волонтерства , в условиях молодежного объединения
Погружение в социально-значимую деятельность молодежного объединения
Интенция процесса развития института волонтерства молодежи в режим саморазвития волонтерства в условиях социально-культурного творчества молодежного объединения
Методы
активного включения в творческую и социально-значимую деятельность, проектного обучения, создания ситуации успеха
Разработка и внедрение инновационных форм развития
института волонтерства посредством социально-культурного творчества молодежи
Формы
проектирования, презентации творческих работ и проектов,
мастер-классы, социально-культурные акции и проекты, благотворительные концерты и агитбригады
Функции
о
Технологии: проектные, креативные, информационные, возрастные технологии социально-кульчурной сферы
Прогностическая
Содержательно-деятельностная
Регулирующая
Аналитическая
- . | м ■'" - 'У. ■■
ф ф
Уровни развития соцмялмю-куаыурнпш творчсста R формировании инспиута вотсшсрстна
Ф
Репроду ктивный
т
Продуктивный (средний)
т
Творческий (высокий)
РЕЗУЛЬТАТ: переход на более высокий уровень развития социально-культурного творчества участников молодежных объединений в формировании imcimyia *
¿водонтерстиа
В параграфе отмечается, что содержательно-организационный блок структурно-функциональной модели социально-культурного творчества участников молодежных объединений в формировании и развитии института волонтерства включает методы, формы и технологии процесса развития института волонтерства.
Выделенные компоненты взаимосвязаны и взаимообусловлены, что проявляется в функциях модели развития института волонтерства в условиях социально-культурного творчества молодежных объединений. Прогностическая, содержательно-деятельностная, регулятивная, аналитическая функции определяют внутреннее поведение моделируемой системы. Обозначенные функции объединены в функциональном блоке модели.
Результативный блок модели содержит уровни социально-культурного творчества участников молодежных объединений в формировании института волонтерства и ожидаемый результат внедрения и реализации модели.
Диссертантом выделено три уровня развития социально-культурного творчества: репродуктивный (низкий), продуктивный (средний) и творческий (высокий). Названные уровни взаимосвязаны между собой и при этом каждый предыдущий обуславливает последующий, что обеспечивает плавность перехода от низшего уровня к более высокому. Представленная автором структурно-функциональная модель социально-культурного творчества участников молодежных объединений в формировании института волонтерства носит целостный характер. Все компоненты модели взаимосвязаны и служат достижению результата — переходу на более высокий уровень. А это, в свою очередь является решением приоритетных задач в воспитании социально-активных граждан Российской Федерации.
Во втором параграфе «Формирование и развитие института волонтерства в социально-культурной деятельности молодежных объединений (анализ результатов опытно-экспериментальной работы)» поэтапно анализируются полученные данные педагогического эксперимента, проведенного в 2009-2014 годах на базе молодежных социокультурных объединений ФГБОУ ВПО «Кемеровский государственный университет культуры и искусств», МБОУ ДОД «Центр развития детей и юношества Кировского района города Кемерово», Ассоциации Общественных Объединений Кемеровской области «Молодёжь 42».
В процессе проведения формирующего педагогического эксперимента основное внимание уделяется созданию и апробации системы педагогических условий для целенаправленного развития и проявления социально-культурного творчества участников молодежных объединений в формировании института волонтерства:процесс организации деятельности становиться объектом
19
совместного творчества руководителей и участников молодежного объединения; осуществление педагогического сопровождения становления субъектности участника молодежного объединения; в условиях деятельности молодежного объединения поддерживается организационная культура, которая основана на самостоятельности, ответственности, креативности, волонтерской деятельности.
Цель формирующего педагогического эксперимента заключается в актуализации формирования института волонтерства посредством осознания и реализации потребности участников молодежных объединений в творческой деятельности.
В рамках данного эксперимента решались следующие задачи:
- внедрение и апробация структурно-функциональной модели социально-культурного творчества участников молодежных объединений в формировании и развитии института волонтерства;
- конкретизация и обоснование форм и методов развития социально-культурного творчества молодежи, способствующих формированию и развитию института волонтерства и его компонентов.
Для проведения формирующего педагогического эксперимента, на основе разработанной и описанной автором в параграфе 2.1 структурно-функциональной модели социально-культурного творчества участников молодежных объединений в формировании и развитии института волонтерства были разработаны ряд социально-культурных проектов и акций, ориентированных на развитие социально-культурного творчества личности молодежи в волонтерской деятельности.
Экспериментальная работа осуществлялась в следующих группах. Группа № 1 - экспериментальная - молодежное объединение «Мы и время» (г. Белово Кемеровской области), входящее в состав Ассоциации Общественных Объединений Кемеровской области «Молодёжь 42» (26 человек), руководителем которого является Шарманова Елена Анатольевна. Группа № 2 -экспериментальная - молодежное клубное объединение «Алый парус» Центра развития творчества детей и юношества Кировского района г. Кемерово (25 человек, руководитель Климакина Татьяна Викторовна). Группа № 3 -контрольная - волонтерский отряд (объединение) Кемеровского государственного университета культуры и искусств (91 человек), члены которого являются студентами института социально-культурных технологий и института музыки КемГУКИ. Деятельность данного волонтерского отряда направлена на добровольное участие в творческой, социально-значимой деятельности в свободное от учебы в вузе время, включающей: подготовку и проведение социально-культурных и творческих АРТ-проектов, социального
значимых акций, викторин, конкурсов и других массовых мероприятий для людей всех возрастных категорий; проведение РЯ-кампании, социальной рекламы, благотворительных акций различной тематической направленности. Руководитель отряда - Васильковская Маргарита Ивановна.
Первый этап формирующего эксперимента заключался в диагностике первоначального уровня развития социально-культурного творчества испытуемых во всех группах.
Определение исходного уровня социально-культурного творчества участников эксперимента на данном этапе осуществлялось на основе диагностических методик, которые, по мнению автора, с наибольшей степенью достоверности позволяли выявить необходимый комплекс качеств и способностей, необходимых участникам молодёжных объединений для реализации социально-культурного творчества в формировании институт волонтерства.
Основой первой методики, автором которой является Л. Москвина, положен тест на выявление уровня социально-культурного творчества личности. Участники эксперимента, отвечая на вопросы, могли выбрать несколько вариантов ответа на каждый. Таким образом, по сумме набранных баллов осуществлялось определение уровня социально-культурного творчества участников экспериментальных групп.
Для перепроверки полученных данных и наиболее обобщенной диагностики уровня развития социально-культурного творчества участников эксперимента, автор использовал методику оценки творческого потенциала личности, разработанную В. И. Андреевым. Данная методика, позволила на основании самооценки респондентов по девятибалльной шкале выявить степень выраженности личностных качеств и частоту их проявления. Согласно методике, совокупность этих показателей характеризует уровень развития социально-культурного творчества участников молодежных объединений, так же позволяет установить как самые слабые, так и сильные качества, необходимые личности для осуществления творческой деятельности.
Важно отметить, что основное внимание в эксперименте автором было уделено выявлению комплекса педагогических условий, необходимых для целенаправленного развития и реализации социально-культурного творчества участников молодежных объединений.
Цель второго этапа формирующего эксперимента заключалась в разработке и реализации участниками эксперимента социально-культурных проектов и акций на основе волонтерской деятельности, среди которых волонтерская социально-культурная акция «Сделаем мир ярче», социально-культурные проекты «Лесная поляна», «Местное время» и др., осуществленные
21
в Кемеровском государственном университете культуры и искусств совместно с Администрацией города Кемерово, Департаментом здравоохранения Кемеровской области, Центром изучения немецкого языка «Гёте - институт» и др.
Результаты наблюдений фиксировались в сводной таблице, в которой главное внимание уделялось динамике сформированности мотивационного компонента в целом по группе и по каждому участнику в отдельности.
На заключительном этапе экспериментального исследования, чтобы оценить изменения, произошедшие с участниками в результате проведенной работы, вновь был применен комплексный замер уровня социально-культурного творчества испытуемых. Обобщенные данные результатов по методикам Л. Москвиной и В. И. Андреева приведены в таблицах приложения. Достигнутая позитивная динамика результатов экспериментальной работы свидетельствует об эффективности предложенной автором модели, включающей социально-культурные проекты и акции, ориентированной на формирование и развитие института волонтерства. Комплексное и систематическое применение средств, форм и методов организации творческой деятельности участников эксперимента обеспечило положительную тенденцию в развитии всех уровней условно выделенных компонентов социально-культурного творчества.
Таким образом, синтез результатов экспериментального исследования, их практическая реализация позволяют сделать вывод о том, что разработанная и апробированная структурно-функциональная модель социально-культурного творчества участников молодежных объединений в формировании и развитии института волонтерства способствует эффективному развитию и реализации социально-культурного творчества участников эксперимента в процессе социально-культурной деятельности. Предложенная модель может быть широко внедрена в практику социально-культурной работы с молодежью.
В заключении исследования отражены общие результаты исследования, которые подтвердили достоверность выдвинутой гипотезы. Основное содержание диссертации отражено в следующих публикациях автора:
Публикации в изданиях, рекомендованных ВАК РФ:
1. Васильковская, М. И. Социокультурное развитие личности в деятельности молодежного объединения / М. И. Васильковская // Международный научный журнал «Мир науки, культуры и образования». - Горно-Алтайск: АлтГПА, 2010. - № 4. - С. 239-241.
2. Васильковская, М. И. Развитие творческих инициатив участников молодежных объединений / М. И. Васильковская // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. - Кемерово: Кемеровский государственный университет культуры и искусств, 2014.-С. 176-183.
3. Васильковская, М. И. Институт волонтерства в деятельности молодежных объединений / М. И. Васильковская // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. - Кемерово: «Кемеровский государственный университет культуры и искусств». Выпуск№4, ч. 1.-2014.-С. 141-149.
4. Васильковская, М. И. Педагогика формирования и развития института волонтерства в деятельности молодежных объединений: анализ результатов опытно-экспериментальной работы / М. И. Васильковская // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. - Кемерово: Кемеровский государственный университет культуры и искусств». Выпуск № 4, ч. 2. -2014. - С. 176-185.
Научные статьи, опубликованные на международных, всероссийских и региональных научно-практических конференциях:
1. Васильковская, М. И. Социально-культурное проектирование как метод формирования творческой инициативы молодежных объединений / М. И. Васильковская // Актуальные проблемы социокультурных исследований. - Кемерово: КемГУКИ, 2009. - С. 297-308.
2. Васильковская, М. И. Молодежь в контексте глобальных проблем развития мирового сообщества / М. И. Васильковская // Диалог культур: глобализация, традиции, толерантность. - Кемерово: КемГУКИ, 2009. -С. 308—415.
3. Васильковская, М. И. Молодежь в эпоху / М. И. Васильковская // Культура как предмет комплексного исследования. - Кемерово: КемГУКИ, 2010. -С. 21-27.
4. Васильковская, М. И. Молодежное объединение в сфере досуга как основа включения личности в социально-культурные процессы» / М. И. Васильковская // Актуальные проблемы социокультурных исследований. - Кемерово: КемГУКИ, 2010. - С. 212-222.
5. Васильковская, М. И. Участники молодежного студенческого объединения как субъект формирования опыта творческий деятельности / М. И. Васильковская // Перспективы развития современного научного знания: сборник научных трудов. - Чебоксары: Учебно-методический центр, 2011,- С. 65-70.
6. Васильковская, М. И. Волонтёрская деятельность творческой молодежи в социально-культурной сфере / М. И. Васильковская // Научные проблемы образования третьего тысячелетия: сборник научных трудов. Выпуск 5. По материалам V Всероссийской научно-практической конференции-Самара: Инсома - Пресс, 2011. - С. 26-31.
7. Васильковская, М. И. Создание педагогической модели развития института волонтерства в условиях социально-культурного творчества молодёжных объединений / М. И. Васильковская // Актуальные проблемы социокультурных исследований. Часть 2. - Кемерово: КемГУКИ, 2012. -С. 60-71.
8. Васильковская, М. И. Технология формирования личности. Проектный подход [Электронный ресурс] / М. И. Васильковская // Культура и образование. - Январь 2014. -№ 1. - URL: http://vestnik-rzi.ru/2014/01/1225.
9. Васильковская, М. И. Формирование социально-активных качеств личности участников молодежных объединений в проектной деятельности / М. И. Васильковская // Наука, образование, общество: проблемы и перспективы развития: сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 28 февраля 2014 г.: в 12 частях. Часть 7: М-во образования и науки РФ. -Тамбов: Изд-во ТРОО «Бизнес-Наука-Общество», 2014 - С. 163-164.
10. Развитие творческих способностей подростков средствами КДД. Теоретические аспекты и практический опыт культурно-досуговой деятельности подростков в клубном объединении [Электронный ресурс] / М. И. Васильковская // LAPLambertAcademicPublishing - ISBN: 978-3-659-55127-7. - URL: https://www.lap-publishing.com/catalog/search.-2014 г.-121 с.
11. Васильковская, М. И. Формирование и развитие института волонтерства в условиях молодежного объединения / М. И. Васильковская // Актуальные проблемы социокультурных исследований: сб. науч. ст. по итогам Межрегиональной научно-практической конференции аспирантов и соискателей «Актуальные проблемы социокультурных исследований» (17-21 февраля 2014 г.) / Кемеровский государственный университет культуры и искусств. - Кемерово: КемГУКИ, 2014. -С. 176-185.
Подписано в печать 11.02.2015. Формат 60x84'Лб. Бумага офсетная. Гарнитура «Тайме». Уч.-изд. л. 1,4. Усл. печ. л. 1,4. Тираж 100 экз. Заказ № 1029.
Издательство КемГУКИ: 650029, г. Кемерово, ул. Ворошилова, 19. Тел. 73-45-83. E-mail: izdat@kemguki.ru