автореферат и диссертация по педагогике 13.00.02 для написания научной статьи или работы на тему: Формирование готовности учителя предметной области "Искусство" к организации волонтерской деятельности
- Автор научной работы
- Рошко, Галина Алексеевна
- Ученая степень
- кандидата педагогических наук
- Место защиты
- Екатеринбург
- Год защиты
- 2015
- Специальность ВАК РФ
- 13.00.02
Автореферат диссертации по теме "Формирование готовности учителя предметной области "Искусство" к организации волонтерской деятельности"
На правах рукописи
Рошко Галина Алексеевна
ФОРМИРОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ УЧИТЕЛЯ ПРЕДМЕТНОЙ ОБЛАСТИ «ИСКУССТВО» К ОРГАНИЗАЦИИ ВОЛОНТЕРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
13.00.02. - Теория и методика обучения и воспитания (художественное образование и эстетическое воспитание; уровень профессионального образования)
АВТОРЕФЕРАТ
диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук
Екатеринбург - 2015
005563096
-7 0КТ
005563096
Работа выполнена в ФГБОУ ВПО «Уральский государственный педагогический университет»
Научный руководитель:
доктор педагогических наук, профессор Тагильцева Наталия Григорьевна
Официальные оппоненты:
Оленина Галина Владимировна, доктор педагогических наук, профессор, ФГБОУ ВО «Алтайский государственный институт культуры», профессор кафедры социально-культурной деятельности
Овсянникова Оксана Александровна, кандидат педагогических наук, доцент, ФГБОУ ВО «Тюменский государственный университет», доцент кафедры искусств
Ведущая организация:
ФГБОУ ВПО «Дальневосточный государственный гуманитарный университет»
Защита состоится 20 ноября 2015 г. в 13.00 часов на заседании диссертационного совета Д 212.283.05 на базе ФГБОУ ВПО «Уральский государственный педагогический университет» по адресу: 620017, г. Екатеринбург, пр. Космонавтов, 26, ауд. 316.
С диссертацией можно ознакомиться в диссертационном зале информационно-интеллектуального центра - научной библиотеки ФГБОУ ВПО «Уральский государственный педагогический университет» и на сайте Уральского государственного педагогического университета http://sciense.uspu.ru.
Автореферат разослан «07» октября 2015 г.
Ученый секретарь диссертационного совета
Матвеева Лада Викторовна
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ИССЛЕДОВАНИЯ
Актуальность исследования. Современная система образования России находится в процессе активных преобразований. Основным трендом образовательных реформ является создание системы, позволяющей готовить профессиональные высококвалифицированные кадры, востребованные развивающимся российским обществом. В русле образовательных реформ важным направлением является создание условий для формирования у молодежи социальной активности, инициативности, гражданской позиции. Одним из таких условий является включение молодежи в общественные организации (патриотические, экологические, социальные и др.), к которым относится и волонтерское движение.
В Концепции содействия развитию благотворительной деятельности и добровольчества в Российской Федерации от 30.07.2009 г. подчеркивается, что добровольчество (волонтерство) являются такими формами благотворительной деятельности, которые способствуют воспитанию социально значимых качеств личности у подрастающего поколения. Эти же идеи относительно добровольчества встречаются в содержании Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г. от 17.11.2008 г. Волонтерская деятельность реализуется в различных направлениях: социальная помощь, спорт, экология, образование. Но одной из активно развивающихся и актуальных сфер развития волон-терства является сфера культуры и искусства.
В вузах, средних специальных учебных заведениях, школах все больший акцент ставится на культурном просвещении обучающихся. В различных государственных документах указывается на необходимость формирования у учителя способности к поддержанию активности и инициативности, самостоятельности, креативности учащихся. Выполнение профессиональных задач по развитию данных качеств и способностей школьников может осуществляться учителем посредством организации волонтерской деятельности, в том числе и в такой сфере, как культура и искусство.
Волонтерство в сфере культуры и искусства широко распространено в Западной Европе и США. Проблемы, связанные со спецификой волонтерской деятельности, изучались зарубежными авторами: К. Бидерман, К. Кэмпбел, С. Маккурлей, С. Дж. Эллис, Л. Саламон и др. Основной акцент в данных работах сделан на истории возникновения и развития добровольчества в Европе и США. В настоящее время волонтерство становится чрезвычайно популярным и в России. Однако подготовка студентов к данному виду добровольной, социально и культурно ориентированной деятельности ведется в различных учебных заведениях недостаточно активно. Необходимость такого обучения особенно актуальна для педагогов, которые преподают в школе музыку, изобразительное искусство, мировую художественную культуру в рамках предметной области «Искусство» в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта основного общего образования. В качестве задач профессиональной деятельности этих учителей выступают: создание культурного пространства школы, района, города, разработка просветительских программ, включающих демонстрацию различных видов художественного творчества учащихся, вовлечение школьников в активную деятельность по оказанию помощи учреждениям культуры и искусства.
Современные отечественные исследователи рассматривают исторические предпосылки и опыт добровольческой деятельности в России (Г. П. Бодренкова, Е. А. Воронова, М. Р. Мирошкина, В. В. Решетников, Н. Ю. Слабжанин,
И. И. Фришман и др.), при этом они ссылаются на отечественных философов: Н. А. Бердяева, И. А. Ильина, В. О. Ключевского, Н. О. Лосского, В. С. Соловьева, В. Н. Ярской и др., - которые считали, что для русского менталитета характерны доброта, милосердие, взаимопомощь, что является доказательством перспективности волонтерских движений в России. Теория и практика волонтерской деятельности раскрываются в работах Т. Н. Арсеньевой, А. Б. Бахарева, Н. А. Потаповой и др. На специфические направления педагогической деятельности, связанные с волонтерством, указывают Н. В. Маковей, Г. В. Оленина и др. Волонтерскую деятельность как фактор развития социальной активности молодежи изучала Л. П. Конвисарева. Указанные авторы обращали внимание на добровольческую деятельность в социокультурной среде (Е. В. Великанова, Л. Ф. Козодаева и др.), на социальную работу с воспитанниками детских домов, инвалидами, детьми-отказниками и т. д. (С. Г. Екимова, Л. Е. Сикорская, И. А Степанова, И. Н. Руклинская), добровольчество в экологическом образовании (О. Н. Корнева, Т. В. Кугушева), волонтерство в спорте (И. Ф. Файзуллин), на ценностные аспекты волонтерства в образовании (Д. И. Орлов).
Вопросы методического обеспечения подготовки как волонтеров, так и специалистов-организаторов добровольческого труда изучают в разных аспектах многие авторы. Исследователи рассматривают педагогические условия подготовки специалистов по работе с добровольцами (Л. В. Болотова, Н. М. Маковей), формирования гражданской позиции молодежи посредством волонтерской деятельности (И. Н. Григорьев). Однако современные отечественные ученые уделяют мало внимания исследованию организации деятельности волонтеров в сфере культуры и искусства. Исключение составляют работы Е. Л. Шековой, в которых изучаются вопросы мотивации и организации добровольцев сферы культуры в России и в США,
В практической деятельности школьных учителей волонтерское движение реализуется при сотрудничестве с учреждениями культуры. Организация такого движения учителем предметной области «Искусство» может считаться одной из форм его обязательной культурно-просветительской и воспитательной работы. Как правило, работа по организации волонтеров реализуется учителями спонтанно, по личной инициативе, в виде привлечения школьников к добровольческой работе на мероприятиях, проводимых учреждениями культуры и искусства. Все это позволяет говорить о недостаточной готовности учителей предметной области «Искусство» к организации такой работы.
Перечисленные аргументы позволили сформулировать противоречия:
- между необходимостью формирования социальной активности, инициативности детей и юношества посредством добровольчества и недостаточной подготовкой студентов к организации волонтерской деятельности в сфере культуры и искусств;
- между необходимостью привлечения молодежи к волонтерству в сфере культуры и искусства и отсутствием теоретических разработок для решения данной проблемы;
- между востребованностью организации волонтерской деятельности в сфере культуры и искусства и недостаточной методической оснащенностью подготовки к данной деятельности учителя предметной области «Искусство» на этапе высшего педагогического образования.
Данные противоречия позволили сформулировать проблему исследования, заключающуюся в поиске теоретических и методических оснований формирования готовности учителя предметной области «Искусство» к организации волонтерской деятельности школьников.
Цель исследования - теоретически обосновать, разработать и апробировать методику формирования готовности будущих учителей предметной области «Искусство» к организации волонтерской деятельности школьников.
Объект исследования - процесс формирования готовности будущих учителей предметной области «Искусство» к организации волонтерской деятельности школьников в педагогическом вузе.
Предметом исследования является методика формирования готовности будущих учителей предметной области «Искусство» к организации волонтерской деятельности школьников.
Задачи:
1. Уточнить определения понятий «волонтерская деятельность в сфере культуры и искусства», «готовность к организации волонтерской деятельности в сфере культуры и искусства».
2. Выявить структуру готовности учителя предметной области «Искусство» к организации волонтерской деятельности школьников.
3. Разработать модель формирования готовности учителя предметной области «Искусство» к организации волонтерской деятельности школьников.
4. Определить этапы, тематические блоки и подблоки, методы и формы, составляющие методику формирования готовности учителя предметной области «Искусство» к организации волонтерской деятельности школьников.
5. В ходе опытно-поисковой работы проверить результативность разработанной методики.
Гипотеза исследования заключается в том, что формирование готовности учителя предметной области «Искусство» к организации волонтерской деятельности школьников будет результативным, если:
— обеспечить включение студентов в активную волонтерскую и организаторскую деятельность в условиях вуза, что позволит им приобрести знания о теории волонтерской деятельности в сфере культуры и искусства, способах вовлечения школьников в данную деятельность, знания основ мировой художественной культуры и маркетинга в сфере культуры, приобрести умения вовлекать школьников в добровольческую работу, развивать личностные качества и способности, необходимые для организации волонтерского движения учащихся;
— обучать студентов основам организации волонтерской деятельности на основе методики, имеющей теоретическую, тренинговую, практическую составляющую, с учетом специфики работы учреждений культуры и искусства;
— предоставлять студентам возможность свободного выбора учреждений культуры и вида деятельности в сфере определенного искусства для приобретения знаний о волонтерской деятельности, умений, навыков данной деятельности и апробации их на практике в школе и в учреждениях культуры и искусства.
Теоретико-методологическую основу исследования составили: философские положения о ценностях добровольческого движения (Н. А. Бердяев,
B. О. Ключевский, В. С. Соловьев, В. Н. Ярская), теоретические положения о сущности и специфике волонтерской работы за рубежом (К. Бидерман, С. Маккурлей,
C. Дж. Эллис, Л. Саламон и др.), положения об исторических предпосылках и опыте добровольчества в России (Г. П. Бодренкова, М. Р. Мирошкина, В. В. Решетников, Н. Ю. Слабжанитг и др.), о теории волонтерской деятельности (Л. В. Ваидышева, Л. П. Конвисарева, Н. В. Маковей, И. Ф. Файзуллин и др.), о волонтерской деятельности в сфере культуры и искусства (Л. В. Шекова), идеи о просветительской
направленности профессиональной подготовки учителя предметной области «Искусство» (Ю.Б.Алиев, Э. Б. Абдуллин, Л. Г. Арчажникова, А. А. Мелик-Пашаев, Б. М. Неменский, Л. В. Пешикова, Л. А. Рапацкая, С. Н. Токарев, Л. В. Школяр).
Основными методами исследования являлись:
• теоретические: анализ психологической, педагогической литературы по проблеме исследования; моделирование, контент-анализ, изучение продуктов деятельности студентов;
• эмпирические: опытно-поисковая работа, тестирование, анкетирование, статистическая обработка результатов исследования (критерий Фишера).
Диссертационное исследование проводилось в три этапа в течение 2010-2015 гг.
На первом этапе (2010-2012 гг.) проводился анализ литературных источников по проблеме диссертации, были определены цель, объект, предмет, концептуальная основа, научный аппарат исследования. Определялись теоретические положения о волонтерской деятельности в сфере культуры и искусства, о готовности учителя предметной области «Искусство» к организации волонтерской деятельности школьников.
На втором этапе (2013—2014 гг.) была разработана процессная модель формирования готовности учителя предметной области «Искусство» к организации волонтерской деятельности школьников, обоснована ее структура, временные рамки реализации. Проведены констатирующий и формирующий этапы опытно-поисковой работы, в ходе которых обосновывались критерии, показатели и методы диагностики указанной выше готовности, реализовалась в опоре на процессную модель методика формирования готовности учителя предметной области «Искусство» к организации волонтерской деятельности школьников.
На третьем этапе (2014-2015 гг.) реализовался итоговый этап опытно-поисковой работы в виде диагностики уровня готовности студентов к организации волонтерской деятельности школьников. Проводился анализ ее результатов, формулировались выводы, оформлялся текст диссертационного исследования.
Научная новизна исследования:
1. Выявлена структура готовности учителя предметной области «Искусство» к организации волонтерской деятельности школьников, включающая мотивационный (разнообразие желаемых видов деятельности в сфере культуры и искусства, мотивация к добровольческой деятельности в сфере культуры и искусства), ориентационный (знания о теории добровольчества в сфере культуры и искусства, способов вовлечения школьников в данную деятельность, знания основ мировой художественной культуры и маркетинга в сфере культуры), личностный (комплекс личностных качеств и способностей: коммуникативная толерантность, эмпатия, креативность, организаторские способности, готовность к работе в коллективе), операциональный (умение вовлекать школьников в волонтерскую деятельность в сфере культуры и искусства), рефлексивный (рефлексивность, самокритичность) компоненты.
2. Обоснована и разработана процессная модель формирования готовности учителя предметной области «Искусство» к организации волонтерской деятельности школьников, включающая такие этапы, как: проведение комплексной диагностики (констатирующая оценка уровня сформированности готовности студентов к данной деятельности по выявленным критериям, изучение состояния образовательной среды), выявление концептуальной основы процесса обучения (подходы, принципы), формулирование целей обучения, направленного на формирование у будущего учителя готовности к организации волонтерской деятельности школьников, отбор содержания учебного материала, выбор форм и методов обучения, организация
учебно-познавательной деятельности студентов, итоговая комплексная оценка уровня сформированное™ у будущего учителя готовности к организации волонтерской деятельности учащихся с последующей коррекцией образовательного процесса.
3. На основе процессной модели разработана модульно-блочная методика формирования готовности студентов к организации волонтерской деятельности школьников, имеющая в составе три модуля, каждый из которых содержит цель, задачи, методы, формы, самостоятельную работу. Теоретический модуль нацелен на формирование знаний о волонтерской деятельности в сфере культуры и искусства, о способах вовлечения школьников в данную работу, знаний основ мировой художественной культуры, маркетинга в сфере культуры, мотивирование студентов к добровольческой деятельности в сфере культуры и искусства посредством беседы, дискуссии, проблемного обучения, размышлений о произведении искусства. Форма: лекция. Задания для самостоятельной работы: тесты, ответы на заданные вопросы. Тренинговый модуль направлен на развитие качеств и способностей личности, необходимых для организации волонтерской деятельности в сфере культуры и искусства посредством активных методов обучения: имитационно-моделируклцих игр, мозгового штурма. Форма: тренинг. Задания для самостоятельной работы: творческие проекты. Практический модуль нацелен на формирование умения вовлекать школьников в волонтерскую деятельность в сфере культуры и искусства посредством бесед, творческих проектов. Формы: установочная консультация, концерт, выставка, акция. Задания для самостоятельной работы: создание творческих проектов, организация волонтерской деятельности школьников, рефлексия результатов своей работы.
Теоретическая значимость исследования:
1. Уточнено понятие «волонтерская деятельность в сфере культуры и искусства», трактуемое как добровольная помощь в реализации культурных проектов и мероприятий посредством активного личного участия волонтера, направленная на приобщение населения к художественным явлениям.
2. Сформулировано определение понятия «готовность учителя предметной области «Искусство» к организации волонтерской деятельности школьников». Готовность учителя предметной области «Искусство» к организации волонтерской деятельности школьников - комплекс мотивационно-ценностных установок, знаний о теории волонтерской деятельности в сфере культуры и искусства, способах вовлечения в нее школьников, знаний основ мировой художественной культуры, маркетинга в сфере культуры, качеств, способностей и умений, необходимых для реализации данной деятельности.
3. Определено, что основными подходами к процессу формирования готовности учителя предметной области «Искусство» к организации волонтерской деятельности школьников являются: пнтегративно-деятельностный (интеграция студентов различных специальностей в процесс реализации волонтерской деятельности в сфере культуры и искусства на базе различных учреждений культуры, интеграция личного опыта волонтерской деятельности в сфере культуры и искусства и опыта вовлечения в данную практическую деятельность детей), личностно ориентированный (индивидуальный подход при распределении видов практической волонтерской деятельности в учреждениях культуры, к самостоятельной работе студентов, личной и групповой рефлексии), культурологический (стимулирование самостоятельности, активности личности в процессе волонтерской деятельности и инициативности при организации волонтеров-школьников, включение их в разные виды художественно-творческой деятельности и добровольчества в разных видах искусства).
Практическая значимость
1. Определен и реализован диагностический инструментарий, включающий пять критериев оценки уровня сформированности готовности учителя предметной области «Искусство» к организации волонтерской деятельности школьников: моти-вационный, личностный, ориентационный, операциональный, рефлексивный, и входящие в них показатели, представляющие необходимые личностные качества, знания, способности, умения для реализации данной деятельности.
2. Разработана программа подготовки будущих учителей предметной области «Искусство» к организации волонтерской деятельности школьников «Организация волонтерской деятельности школьников в сфере культуры и искусства» в педагогическом вузе.
3. Предложены раздаточные материалы для студентов различных профилей направления «Педагогическое образование»: методические памятки, рекомендации и задания для самостоятельной работы учителей предметной области «Искусство» при организации волонтерской деятельности учащихся.
Достоверность и обоснованность полученных результатов и выводов обеспечивается совокупностью теоретических и методологических подходов и принципов, объемом и непрерывностью опьггно-поисковой работы, применением методов, адекватных предмету и задачам исследования, использованием математических методов обработки данных констатирующего и итогового этапов опьггно-поисковой работы по критерию преобразования Фишера.
База исследования - ФБГОУ ВПО «Уральский государственный педагогический университет». В ходе опытно-поисковой работы принимал участие 151 студент, обучающийся по профилю «Музыкальное образование», «Культурология», «Дизайн и компьютерная графика», «Экранные искусства», «Хореографическое искусство», «Музыкально-компьютерные технологии».
Апробация основных положений исследования проходила посредством участия автора в международных (Москва 2008, Барнаул 2010, Липецк 2008, Саратов 2010) и всероссийских (Екатеринбург 2007, 2008, 2011) конференциях, во всероссийских, региональных и межвузовских конкурсах научных работ, связанных с добровольческим движением, в результате которых автор стал дипломантом и лауреатом. Результаты исследования обсуждались на заседаниях кафедры музыкального образования ФГБОУ ВПО «Уральский государственный педагогический университет».
Внедрение основных положений исследования в практику проходило в процессе опытно-поисковой деятельности автора диссертации в ФГБОУ ВПО «Уральский государственный педагогический университет», г. Екатеринбург, в рамках работы «Молодежного добровольческого центра УрГПУ», в процессе волонтерской деятельности студентов на базе Свердловской областной государственной академической филармонии, Свердловского областного краеведческого музея, МОУ СОШ № 32 г. Екатеринбурга.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Готовность учителя предметной области «Искусство» к организации волонтерской деятельности школьников представляет комплекс мотивационно-ценностных установок, знаний теории волонтерской деятельности в сфере культуры и искусства, способов вовлечения в нее школьников, знаний основ мировой художественной культуры, маркетинга в сфере культуры, качеств, способностей и умений, необходимых для реализации данной деятельности.
2. В структуре готовности учителя предметной области «Искусство» к организации волонтерской деятельности школьников выделяются мотивационпый, личностный, ориентационный, операциональный, рефлексивный компоненты, включающие в себя необходимые для организации волонтерской деятельности в сфере культуры и искусства личностные качества, способности, знания, умения: мотивационный компонент - разнообразие желаемых видов деятельности в сфере культуры и искусства, мотивация к добровольческой деятельности в сфере культуры и искусства; личностный компонент - коммуникативная толерантность, эмпатия, готовность к работе в коллективе, творческие и организаторские способности; ориентационный компонент - знания о теории добровольчества в сфере культуры и искусства, способов вовлечения школьников в данную деятельность, знания основ мировой художественной культуры, маркетинга в сфере культуры; операциональный компонент - умение вовлекать школьников в волонтерскую деятельность в сфере культуры и искусства; рефлексивный компонент -самокритичность, рефлексивность.
3. Процессная модель формирования готовности учителя предметной области «Искусство» к организации волонтерской деятельности школьников включает в себя такие этапы, как: проведение комплексной диагностики (констатирующая оценка уровня сформированности готовности студентов к ОВД школьников по выявленным критериям, изучение состояния образовательной среды), выявление концептуальных основ процесса обучения (подходы, принципы), формулирование целей обучения, направленного на формирование данной готовности, отбор содержания учебного материала, выбор форм и методов обучения, организация учебно-познавательной деятельности студентов, итоговая комплексная оценка уровня сформированности готовности к организации волонтерской деятельности школьников с последующей коррекцией образовательного процесса.
4. На основе процессной модели формирования готовности учителя предметной области «Искусство» к организации волонтерской деятельности школьников реализуется модульно-блочная методика, включающая теоретический, тренинговый и практический модули, состоящие из структурных подблоков и тематических блоков, содержание которых добровольно выбирается студентами для углубленного или базового объема освоения. В рамках реализации каждого модуля применяются соответствующие методы (беседа, дискуссия, метод проблемного обучения, метод размышления о предмете искусства, имитационно-моделирующие игры, мозговой штурм, практические методы) и формы (лекция, тренинг, установочная консультация, концерт, выставка, акция) обучения.
Структура и объем диссертации
Диссертация включает введение, две главы, заключение, библиографический список, приложения, содержащие примеры диагностических материалов, результатов творческих работ студентов.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ
Во введении обосновывается актуальность темы исследования, ее цель, объект, предмет, формулируются гипотеза и задачи, раскрывается методологическая основа исследования; определяются научная новизна, теоретическая и практическая значимость работы, этапы исследования; формулируются положения, выносимые на защиту.
В первой главе «Теоретические основы подготовки будущего учителя предметной области «Искусство» к организации волонтерской деятельности школьников» уточняются понятия «волонтерская деятельность в сфере культуры и искусства» и «готовность учителя предметной области «Искусство» к организации волонтерской деятельности школьников» (далее — ОВД школьников), обосновывается структура данной готовности и описывается процессная модель, направленная на ее формирование.
Волонтерство представляет собой массовое движение, активно развивающееся и изучаемое авторами за рубежом (К. Бидерман, С. Маккурлей, С. Дж. Эллис и др.) и в России (Г. П. Бодренкова, Л. В. Болотова, Е. А. Воронова, М. Р. Мирошкина, В. В. Решетников и др.) и имеющее определенные исторические предпосылки. Обобщение и анализ трактовок понятия «волонтерская деятельность», сформулированных Л. П. Конвисаревой, В. В. Решетниковым, Р. Стеббинсом, Е. Л. Шековой, позволил определить данную деятельность как форму благотворительной безвозмездной социально-значимой помощи другим людям и организациям.
Волонтерская деятельность может реапизовываться в различных сферах, в том числе в сфере культуры и искусства. А И. Кравченко, Э. В. Соколов, Г. Л. Тульчинский, Е. Л. Шекова считают, что сфера культуры как составляющая жизни социума, в первую очередь, предстает в виде системы учреждений культуры, образовательных учреждений, в которых люди могут получить доступ к тем или иным видам искусства. Также авторы обращают внимание на мотивацию личности (Н. В. Маковей), описывают работу с волонтерами в системе образования (Л. В. Вандышева). Опираясь на работы этих авторов и на положения Закона РФ «Основы законодательства Российской Федерации о культуре», утвержденного 09.10.1992 г. N 3612-1, в редакции от 01.01.2015 г., было определено, что сфера культуры и искусства представляет собой совокупность, учреждений культуры и искусства и художественно-эстетического образования, реализующих различные культурно-просветительские, творческие проекты, с цепью сохранения и сохранения, создания, распространения и освоения культурных ценностей. Волонтерская деятельность в сфере культуры и искусства представляет собой добровольную помощь в поддержке культурных проектов и мероприятий, направленных на приобщение населения к лучшим мировым образцам искусства, реализуемую посредством активного личного участия волонтера.
Е. Л. Шекова, изучая деятельность волонтеров в сфере культуры и искусства в России и за рубежом, определяет виды их деятельности: культурное просветительство, переводческая деятельность, организация мероприятий, фотографирование событий, исполнение произведений, реставрация экспонатов и т.д. На основе перечня видов деятельности волонтеров, приведенного Е. Л. Шековой, а также исследований Л. П. Ковисаревой, Н. Ю. Слабжанина, описывающих образовательную, культурно-просветительскую, маркетинговую деятельность волонтеров, были выявлены и структурированы по компонентам виды деятельности организаторов волонтеров в сфере культуры и искусства: образовательная, воспитательная, культурно-просветительская, организационная, маркетинговая, творческая.
Данные компоненты могут быть реализованы учителями предметной области «Искусство»: это обучение новьм знаниям добровольцев-школьников, посетителей культурно-просветительских мероприятий (образовательный компонент), приобщение учеников к высшим ценностям: добро, милосердие, сопереживание, взаимопомощь (воспитательный компонент), приобщение школьников и населения к мировому культурному наследию (культурно-просветительский компонент), организация культурно-
просветительских проектов с участием добровольцев-школышков (организационный компонент), поиск добровольцев, оповещение населения о событиях в сфере культуры посредством средств маркетинга (маркетинговый компонент), вовлечение школьников в творческую деятельность по сопровождешпо культурных проектов (творческий компонент).
Проблема готовности личности к профессиональной педагогической деятельности освещается в различных аспектах: акцентируется внимание на мотивационно-ценностном отношении учителя к деятельности (Н. В. Болтенков), учете потребностей личности (Н. Д. Левитов, Б. Ф. Ломов, Д. Н. Узнадзе, В. А. Ядов), психическом состоянии учителя (Г. А. Алферова, Л. Ф. Афонченко, Г. Н. Ильина, Л. В. Романенко). Термин «готовность учителя к профессиональной деятельности» рассматривается авторами как комплекс определенных установок, качеств личности (А. А. Деркач, М. И. Дьяченко, Л. А. Кандыбович, В. А. Сластенин), как самостоятельное качество личности (К. М. Дурай-Новакова).
В педагогике художественного образования готовность учителя к деятельности рассматривается как результат его подготовки в различных областях, самоподготовки (Ю. Б. Алиев, Л. А. Рапацкая), как комплекс специфических и неспецифических качеств и умений педагога предметной области «Искусство» (Э. Б. Абдуллин, Л. Г. Арчажникова, С. С. Гармашова, Г, В. Двойнина, Е. А. Киндлер, Л. Л. Малинская, Л. А. Рапацкая, Ю. В. Слепкина и др.).
На основе анализа различных трактовок термина «готовность к деятельности», определения «готовности» с позиции личностно-деятельностного подхода готова ность учителя предметной области «Искусство» к организации волонтерской деятельности школьников определена как комплекс мотивационно-ценностных установок, знаний теории волонтерской деятельности в сфере культуры и искусства, способов вовлечения в нее школьников, основ мировой художественной культуры, маркетинга в сфере культуры, личностных качеств, способностей и умений, необходимых для реализации данной деятельности.
Структура готовности, по мнению М. И. Дьяченко и Л. А. Каидыбовнча, включает мотивационный, ориентационный, операционный, волевой и оценочный компоненты. В опоре на данную структуру готовности, элементы которой встречаются в исследованиях, посвященных подготовке учителей музыки (Г. Б. Двойнина,. Н. М. Дресвянникова, Е. Н. Коренева, М. И. Петухова, О. Н. Пикалова, Н. Г. Тагильцева), изобразительного искусства (С. С. Гармашова, А. Г. Герасимова, Л. Л. Малинская), культурологии и мировой художественной культуры (С. В. Камка, Е. А. Кнндлер, Г. Н. Тьшише), была разработана структура готовности учителя предметной области «Искусство» к ОВД школьников, состоящая из мотивационного, личностного, ориентационного, операционального и рефлексивного компонентов. Структура обусловлена выявленными видами деятельности учителя предметной области «Искусство» по ОВД школьников: образовательной, воспитательной, культурно-просветительской, организационной, маркетинговой, творческой. Мотивационный компонент включает разнообразие желаемых видов деятельности в сфере культуры и искусства, мотивацию к добровольческой деятельности в сфере культуры и искусства; личностный - комплекс личностных качеств и способностей: коммуникативная толерантность, эмпатия, креативность, организаторские способности, готовность к работе в коллективе; ориентационный - знания теории добровольчества в сфере культуры и искусства, способов вовлечет« школьников в данную деятельность, основ мировой художественной культуры и маркетинга в сфере культуры; операциональный - умение вовлекать школьников в волонтерскую деятельность в сфере культуры и искусства; рефлексивный - самокритичность, рефлексивность.
С учетом выявленной структуры готовности учителя предметной области «Искусство» к ОВД школьников была разработана процессная модель формирования данной готовности. Такой тип модели позволяет отслеживать всю работу организации вплоть до частных задач, выполняемых с учетом временного фактора (Ф. У. Тейлор). Этот же тип модели активно используется авторами в педагогических исследованиях (В. И. Кузьминова, Ф. М. Монгиной, Нго Ван Ань, А, И. Суетиной и др.).
Процессная модель позволяет рассмотреть и изучить процесс формирования готовности учителя к ОВД школьников, разделив его на следующие этапы: проведение комплексной диагностики (констатирующая оценка уровня сформированности готовности студентов к ОВД школьников по выявленным критериям, изучение состояния образовательной среды), выявление концептуальных основ процесса обучения (подходы, принципы), формулирование целей обучения, отбор содержания учебного материала, выбор форм и методов обучения, организация учебно-познавательной деятельности студентов, итоговая комплексная оценка уровня сформированности готовности с последующей коррекцией образовательного процесса. Модель формирования готовности учителя предметной области «Искусство» к ОВД школьников представлена на рисунке 1.
В качестве концептуальной основы процесса обучения при разработке модели были использованы основные подходы к обучению студентов, выбор которых обусловлен спецификой волонтерства как движения, основанного на свободном выборе личности, погружением студентов в атмосферу культуры и искусства, факультативностью курса обучения.
Так, интегративно-деятельностный подход (Л. С. Выготский, А. Я. Данилюк, К. М. Дурай-Новакова, В. И. Загвязинский, В. В. Краевский, А. Н. Леонтьев, Е. В. Яковлев) реализуется на двух уровнях: объединение студентов различных профилей при обучении и в практической реализации волонтерской деятельности в сфере культуры и искусства на базе различных учреждений культуры и синтез личного опыта волонтерской деятельности студентов в сфере культуры и искусства и опыта вовлечения в данную практическую деятельность детей.
Личностно ориентированный подход (Ш. А. Амонашвили, В.В.Сериков, В. А. Сластенин, А. В. Хуторской, И. С. Якиманская) реализуется в виде принципов свободного выбора (Т. А Меняйлова) и образовательной рефлексии (В. В. Краевский) посредством опоры на потребности, интересы студента при распределении видов волонтерской деятельности в учреждениях культуры, включения в методику большого количества заданий для самостоятельной работы, использования индивидуальной и групповой рефлексии результатов тренинговой и практической деятельности.
Культурологический подход к обучению студентов (В. Л. Бенин, В. С. Библер, Б. С. Гершунский, М. С. Каган) предполагает опору на сформированные в системе культуры ценности и реализуется через социально-культурные практики, в том числе посредством стимулирования самостоятельности, активности личности в процессе волонтерской деятельности и инициативности при организации волонтеров-школьников (принцип самореализации: О. А. Степанова), включение студентов в разные виды художественно-творческой деятельности и добровольчества в различных видах искусства (принцип полихудожественности: Е. П. Кабкова, Л. Г. Савенкова, Б. П. Юсов).
Во второй главе «Практика формирования готовности учителя предметной области «Искусство» к организации волонтерской деятельности школьников» содержится описание модульно-блочной методики формирования готовности учителя
предметной области «Искусство» к ОВД школьников, констатирующего, формирующего и итогового этапов опытно-поисковой работы, хода и результатов проверки достоверности исследования с помощью метода математической статистики (критерий Фишера).
Проведение констатирующей комплексной диагностики
Выявление образовательных потребностей студентов: • Мотивация студентов к волонтерской деятельности в сфере культуры и искусства; • Предпочтительные виды деятельности (мотивацион-ный критерий) Выявление структурных компонентов готовности студентов к ОВД школьников: 1. Личностные качества и способности (личностный, рефлексивный критерии); 2. Знания (ориентационный критерий); 3.Умения (операциональный критерий). Изучение состояния образовательной среды: • Университета (наличие свободных аудиторий, оборудования и т.д.); • Учреждений культуры (готовность учреждения принять волонтеров).
Выявление концептуальной основы процесса обучения
(выбор подходов и принципов, на основе которых стоится процесс формирования готовности учителя предметной области «Искусство» к ОВД школьников)
Формулирование целей обучения (постановка диагностических целей на основе результатов констатирующего этапа диагностики для формирования готовности учителя предметной области «Искусство» к ОВД школьников я рамках курса «ОВД в сфере культуры и искусства»)
Отбор содержания учебного материала
(выбор тематических блоков в рамках теоретического и тренингового модулей с целью формирования необходимых знаний и умений; отбор материала для формирования личностных качеств и способностей студентов в рамках тренингового модуля)
Выбор форм и методов обучения, организация учебно-познавательной деятельности студентов
(выбор форм и методов в зависимости от специфики модуля, особенностей волонтерской работы и деятельности по организации добровольцев-школьников)
Итоговая комплексная оценка уровня сформировапности готовности
(комплекс качественных методов диагностики: тестирование, анкетирование, исследование творческих работ студентов и элементы квалимегрического анализа, в том числе контент-анализа, метод «критерий Фишера»)
Рис. 1. Модель формирования готовности учителя предметной области «Искусство» к ОВД школьников
Опытно-поисковая работа по формированию готовности учителя предметной области «Искусство» к организации волонтерской деятельности школьников включала пробный этап, который реализовался сначала на занятиях со студентами профилей «Культурология», «Музыкальное образование» в марте 2014 г., затем констатирующий, формирующий, итоговый этапы. Пробный этап предполагал апробацию различных видов самостоятельных заданий, содержания лекционных и практических занятий, что в дальнейшем позволило произвести их корректировку и включение в содержание теоретического, тренингового и практического модулей. В результате был дополнен перечень методов и форм, входящих в методику.
С сентября 2014 г. по май 2015 г. был реализован констатирующий и формирующий этапы опытно-поисковой работы, внедрялась методика формирования готовности учителя предметной области «Искусство» к ОВД школьников в молодежном добровольческом центре ФГБОУ ВПО «Уральский государственный педагогический университет» (далее - УрГПУ) с привлечением студентов Института музыкального и художественного образования, Института филологии, культурологии и межкультурной коммуникации.
В рамках констатирующей комплексной диагностики проводилось выявление образовательных потребностей студентов, структурных компонентов готовности студентов к ОВД школьников, изучение состояния образовательной среды (на уровнях университета и учреждений культуры). В первичном исследовании участвовал 151 респондент разных профилей направления подготовки «Педагогическое образование»: «Музыкальное образование», «Культурология», «Хореографическое искусство в образовании», «Экранные искусства в образовании», «Дизайн и компьютерная графика в образовании», «Музыкально-компьютерные технологии в образовании», «Театральное искусство в образовании».
В опоре на определение и структуру готовности учителя предметной области «Искусство» к организации волонтерской деятельности школьников были выявлены 5 критериев оценки уровня ее сформированное™, соответствующие пяти компонентам готовности, и 14 показателей, входящие в данные критерии. Это были критерии: мотивационный (показатели: степень сформированности мотивации к добровольческой деятельности в сфере культуры и искусства; разнообразие желаемых видов волонтерской деятельности в сфере культуры и искусства), личностный (показатели: уровень развитости коммуникативной толерантности, эмпатии, степень готовности к работе в коллективе, уровень развитости организаторских и творческих способностей), ориентационный (показатели: уровень сформированности знаний: о теории волонтерства в сфере культуры и искусства, способах вовлечения школьников в волонтерскую деятельность в сфере культуры и искусства, знаний основ мировой художественной культуры, основ маркетинга в сфере культуры), операциональный (показатели: уровень сформированпости умения вовлекать школьников в волонтерскую деятельность в сфере культуры и искусства), рефлексивный (показатели: степень развитости самокритичности, рефлексивпости).
Для измерения первого показателя первого критерия использовались метод контент-анализа, исследования творческих работ студентов. Студентам было дано задшше по написанию эссе «Волонтерская деятельность в сфере культуры и искусства». Количественный контент-анализ позволил определить общую тенденцию в отношении студентов к добровольческой деятельности в сфере культуры и искусства посредством автоматического подсчета наиболее часто упоминаемых слов. Результаты контент-анализа не входили в комплексную оценку готовности, а явились предварительной оценкой отно-
шения студентов к волонтерсгву. Второй метод исследования (анализировались эссе студентов) также позволил произвести оценку уровня сформированное™ мотивации студента к волонтерской деятельности в сфере культуры и искусства по разработанной шкале. Методом замера уровня сформированное™ мотивации студентов явилось анкетирование, благодаря которому выявились виды деятельности, привлекательные для студентов. Студентам были предложены на выбор культурно-просветительская, организационная, маркетинговая, творческая деятельность. Уровень сформированности личностных качеств и способностей выявлялся с помощью тестирования: оценивалась коммуникативная толерантность (методика В. В. Бойко), готовность к работе в коллективе (методика О. С. Анисимова), эмпатия и креативность (методика Н. Ф. Вишняковой), организаторские способпости (методика Н. П. Козлова, Г. М. Мануйлова, Н. П. Фегискина).
Для исследования уровня сформированности знаний о теории волонтерской деятельности в сфере культуры и искусства, способах вовлечения школьников в данную деятельность, знаний основ мировой художественной культуры, маркетинга в сфере культуры, в рамках ориентационного критерия использовалось тестирование по авторским опросным листам и методикам Г. Л. Тульчинского и Е. Л. Шековой. Для замера уровня сформированности знаний о способах вовлечения школьников в волонтерскую деятельность, теории волонтерской деятельности в сфере культуры и искусства студентам предлагался тест, содержащий вопросы о методах работы с волонтерами-школьниками, их мотивировании и поощрении, о теории волонтерства в сфере культуры и искусства.
Для оценивания знаний студентов об основах мировой художественной культуры был предложен тест, который включил 10 заданий, направленных на выявление уровня знаний студентов о временных рамках культурных эпох, о композиторах, художниках и их творчестве. Так как в качестве основных площадок волонтерской деятельности студентов в рамках практики были запланированы филармония и музей, в тест были включены одно визуальное и одно звуковое программированное задание. Студентам были предложены репродукции художественных произведений, после просмотра которых они должны были указать жанр, автора, название изображенной картины. Тем студентам, которые выразили желание работать в качестве волонтеров в филармонии, было предложено 10 музыкальных фрагментов произведений разных композиторов и музыкальных периодов длительностью от 15 до 20 сек., воспроизводящихся с СО-носителя в реальном времени. Методом исследования уровня сформированности рефлексивности и самокритичности в рамках пятого, рефлексивного критерия явилось тестирование по методике О. С. Анисимова.
Проведенная диагностика показала, что респонденты обладают низким уровнем мотивации к волонтерской деятельности в сфере культуры и искусства, не осознают ее культурно-просветительской миссии, актуальности, хотя большинство участников заявило о том, что они хотят работать волонтерами. Оно осознают важность культурного просветительства и желают быть полезными для общества. Но студенты обладают недостаточным уровнем организаторских способностей, редко проявляют инициативу в организации социально-важных мероприятий, хотя они достаточно креативны, занимаются творчеством в рамках профиля подготовки (что является основой для мотивации их к творческой добровольческой деятельности). Студенты недостаточно информированы о способах вовлечения школьников в волонтерскую деятельность в сфере культуры и искусства: не обладают знаниями о планировании и организации культурно-просветительских мероприятий, о мотивации школьников к добровольчеству в сфере культуры и искусства.
Из общего числа респондентов (151 человек) были сформированы экспериментальная и контрольные группы (далее - Э- и К-группы), включившие 52 и 45 человек соответственно, обучающихся по 3-м профилям, определившим названия подгрупп: «Культурология» (по 10 человек в обеих подгруппах), «Музыка» (21 и 20 человек соответственно), «Дизайн» (21 и 15 человек соответственно).
Дифференцированный анализ результатов констатирующего этапа опытно-поисковой работы показал, что готовность к ОВД в сфере культуры и искусства сформирована преимущественно на среднем уровне (50% респондентов) у подгруппы «Культурология» (низкий уровень - у 30% студентов), тогда как у подгруппы Дизайн» - на среднем (43%) и низком (43%), у подгруппы «Музыка» - на низком (62%).
Методика формирования готовности будущих учителей предметной области «Искусство» к ОВД школьников направлена на приобщение их к добровольчеству, обучение способам вовлечения в эту деятельность учащихся школ. Методика была воплощена в рамках программы «ОВД в сфере культуры и искусства», разработанной автором исследования, и реализована в Молодежном добровольческом центре УрГПУ.
Данная методика имеет модульно-блочную структуру (И. Б. Сенновский, П. И. Третьяков, М. А. Чошанов). Ее выбор обусловлен, во-первых, факультативностью курса и возможностью варьирования порядка блоков в рамках модуля или даже их параллельного изучения, во-вторых, тем, что модуль как целостная единица позволяет структурировать процесс обучения студентов по видам образовательной деятельности: изучение теоретических основ волонтерской деятельности в сфере культуры и искусства, развитие необходимых личностных качеств и способностей в практике тренинга и непосредственная реализация практической добровольческой и организаторской деятельности. В опоре на работы М. Р. Мирошкиной, И. И. Фришмана были разработаны теоретический, тренинговый и практический модули. На основе структуры обучающего модуля (П. И. Третьяков и др.) была выстроена инвариантная структура каждого модуля, включившая подблоки: цель, задачи, методы, формы, самостоятельная работа. Целеполагание в каждом модуле необходимо для достижения конкретных результатов, методы и формы - для обеспечения преподавателя инструментарием для последующей работы с волонтерами-школьниками.
Теоретический модуль методики направлен на формирование у студентов знаний о волонтерской деятельности в сфере культуры и искусства, способствующих их мотивированию к организации волонтеров-школьников; знаний в области мировой художественной культуры, маркетинга в сфере культуры, теории волонтерской деятельности в сфере культуры и искусства и способов вовлечения школьников в добровольческую деятельность через освоение трех тематических блоков: «Волонтерская деятельность школьников в сфере культуры и искусства» (изучение теоретических основ волонтерской деятельности в сфере культуры и искусства, способов вовлечения школьников в волонтерскую деятельность: проведение культурно-просветительских мероприятий для школьников, общения с ними с учетом мотивации учащихся и их возрастных особенностей, обучение детей основам волонтерской деятельности в сфере культуры и искусства), «Искусство и мировая художественная культура» (введение понятий «культура», «искусство», виды искусств, знакомство с основными жанрами в музыке и изобразительном искусстве, ключевыми произведениями мирового искусства и их авторами), «Маркетинг в сфере культуры» (изучение методов привлечения волонтеров и продвижения культурно-просветительских мероприятий: реклама, public relations, директ-маркетинг и др.). Основные методы: беседа, дискуссия, проблемного обучения, размышления о предмете искусства, форма обучения - лекция. Самостоятельная работа включает выполнение разработанных по тематике каждого блока заданий в свободное
время с целью закрепления пройденного материала, описанных в памятке для домашнего прочтения и структурированных по тематическим блокам: выявление существующих и предложение новых видов волонтерской деятельности в сфере культуры и искусства, перечисление учреждений культуры города, в которых требуются добровольцы-школьники, перечисление основных особенностей организации волонтерской деятельности школьников (Блок «ОВД в школе»), соотнесение произведений различных эпох и авторов для формирования знаний в области культуры и навыков самоконтроля (блок «МХК»), задания по средствам маркетинговых коммуникаций с целью привлечения волонтеров и зрителей на мероприятия (блок «Маркетинг в сфере культуры»),
Тренинговый модуль методики направлен на формирование и развитие необходимых качеств и способностей организатора волонтерской деятельности: эмпатии, коммуникативной толерантности, организаторских, творческих способностей, готовности работе в коллективе. Методы - имитационно-моделирующая игра и мозговой штурм. Основные формы: игровая практика, тренинг, обусловлены необходимостью учета главных характеристик тренинга — интенсивного характера обучения, нацеленности на развитие тех или иных качеств и способностей личности, краткосрочность. Мозговой штурм был направлен на решение проблемы организации волонтерской деятельности школьников (первый блок теоретического модуля): «Методы и формы работы с волонтерами-школьниками», «Современные технологии и волонтеры-школьники в сфере культуры и искусства», «Виды деятельности волонтеров-школьников в сфере культуры и искусства», «Особенности волонтерсгва в школе».
Опираясь на идеи Е. А. Левановой, А. Г. Волошиной и др., автор исследования адаптировал для будущих учителей предметной области «Искусство» имитационно-моделирующие игры, нацеленные на формирование способности к работе в коллективе, на развитие эмпатии, креативности, развитие организаторских способностей. Примером игр, адаптированных для учителей предметной области «Искусство», являются: «Концерт», «Говорящая скульптура», «Музыкальное произведение», «Три музыкальных слога», «Художник-музыкант-поэт». Освоив данный метод, студенты в рамках практического модуля проводили такие игры с детьми в МОУ СОШ № 32 г. Екатеринбурга.
На занятиях Школы волонтеров было предусмотрено задание по созданию творческого проекта, который выполнялся студентами самостоятельно. Студенты-культурологи должны были разработать проект мероприятия с участием волонтеров. Алгоритм их действий в группе: самостоятельно выбрать тему проекта (выбранные темы: выставка «Машина времени. XIX век. Возвращение в эпоху» в Свердловском областном краеведческом музее, фотовыставка «Улыбки города» в Галерее современного искусства), распределить ответственность в проектной команде в зависимости от направлений деятельности, определить нормативную базу проекта (проект приказа, положения о волонтерах), выявить виды деятельности волонтеров-школьников, количество площадок, на которых они будут работать, необходимое количество волонтеров, необходимые личностные качества, навыки для выполнения данной работы, спланировать рекрутинг волонтеров (сроки, место проведения рекру-тинга и используемые маркетинговые коммуникации, статьи расходов, критерии отбора волонтеров), разработать занятие для обучения волонтеров, продумать методы и формы их обучения, мотивирование их к деятельности; продумать систему поощрения, учесть особенности распределения видов деятельности между добровольцами.
Студентам подгруппы «Музыка» предлагалось творческое задание - сочинение рассказа по музыкальному произведению с целью привлечения внимания к современной музыке. Музыкальный материал для выполнения задания - А. Г. Шнитке «Concerto grosso № 1», Rondo; В. Тормис «Отблески солнца» из хорового цикла
«Осенние пейзажи»; Дж. Гершвин «Рапсодия в стиле блюз». Студентам предлагался следующий алгоритм действий, отраженный в памятке: прослушать произведение без указания его названия, определить количество частей, средства выразительности: темп, тембр, тональную окраску, ритм, метр и др.; на основе выделенных средств выразительности сочинить сюжет о звучащем фрагменте, интересный для школьной аудитории; представить рассказ участникам волонтерской группы.
Задание для подгруппы «Дизайн» предполагало создание рисунка формата 15x15 см для школьной выставки «Музыка на холсте». Данным студентам были предложены для восприятия те же произведения, что и студентам подгруппы «Музыка». Это было сделано для того, чтобы впоследствии студенты разных профилей подготовки представили свои работы для школьников в виде триады: текст произведении литературы, музыка, художественное изображение. Для студентов подгруппы «Дизайн» также была разработана памятка с алгоритмом выполнения задания: прослушать музыкальный фрагмент (в памятке нет названия произведений, чтобы «задавать» студентам определенную тему для рисунка, зато дается описание их композиции, тональности, темпа), выделить яркие музыкальные средства выразительности, которые можно отразить в рисунке (интересный пассаж, четкий ритмический рисунок, мрачная тональность и т.д.), определить общий эмоциональный тон произведения при первом прослушивании, определить оттенки настроения при втором прослушивании, выбрать цветовую гамму для рисунка, составить перечень вопросов по рисунку для школьников. По результатам всех творческих работ, выполненных по заданному алгоритму, была проведена индивидуальная и групповая рефлексия, что давало возможность автору улучшить или скорректировать свою работу. Результаты творческих работ студентов подгрупп «Музыка» и «Дизайн» в виде культурно-просветительского проекта для детей были представлены в МОУ СОШ № 32 в рамках практического модуля.
Практический модуль методики был реализован на базе Свердловской филармонии, Свердловского областного краеведческого музея, МОУ СОШ № 32, во дворах города во время Культурного десанта «Выбирай культуру с детства», организованного Управлением культуры Администрации г. Екатеринбурга. Студенты также проводили мероприятия в рамках добровольческой работы Молодежного добровольческого центра УрГПУ. Практический модуль направлен на формирование навыков реализации всех компонентов готовности учителя предметной области «Искусство» к организации волонтерской деятельности школьников. Перед практической работой предлагалась консультация, на которой студенты получали разработанные автором исследования задания для практической (реализация просветительского, творческого, маркетингового, организаторского видов деятельности в учреждении культуры) и самостоятельной работы (выполнение Заданий для выявления индивидуальной и групповой рефлексии в результате выполненной работы). Данные задания включают три тематических блока, выделяемых в теоретическом модуле и варьируются с учетом профиля подготовки.
По первому блоку «Волонтерская деятельность школьников в сфере культуры и искусства» студентам было предложено подготовить и провести ряд мероприятий, направленных на повышение интереса детей к волонтерской деятельности в сфере культуры и искусства. Студенты подгрупп «Музыка», «Дизайн» должны были совместно разработать и провести в МОУ СОШ № 32 занятие для учешпеов старших классов, используя созданные в тренинговом модуле рисунки и рассказы. При этом студентами использовались такие методы вовлечения школьников в волонтерскую деятельность, как рассказ о ближайших интересных мероприятиях в филармонии, о собственном опыте добровольчества, дискуссия об актуальности волонтерской деятельности в сфере культуры и искусства, демонстрация разработанных творческих проектов. Также про-
ходила реализация методов работы студентов со школьниками, изученных и апробированных в процессе тренингового модуля: проведение имигационно-моделирующих игр, в том числе таких, в которых школьники выступали в качестве волонтеров, а студенты—в качестве посетителей учреждений культуры и искусства.
Студенты подгруппы «Культурология», реализуя внешкольную работу с детьми, должны были продумать и организовать работу с детьми в рамках акции «Культурный десант», которая проводилась во дворах г. Екатеринбурга. Главной целью работы было привлечение детей во дворах к творческой деятельности. В качестве методов работы с детьми выступали: рассказ, беседа, демонстрация приемов рисования, оказание помощи при выполнении работы, размещение работ на выставке для горожан.
По второму блоку «Искусство и мировая художественная культура», студенты получили два задания для практической работы. Первое - посетить лично концерт или выставку и составить диалоги (методика Н. Г. Тагильцевой): автор художественного произведения - слушатель, композитор - исполнитель - слушатель. Данная методика основана на положениях М. С. Кагана о художественном общении зрителя или слушателя с произведением искусства.
Второе задание (для проходивших практику в филармонии) включало проведение беседы с заинтересовавшимися слушателями о музыкальном содержании концертов, интересных фактах создания произведений, биографии авторов и исполнителей. Такие беседы студенты проводили, например, на фестивале «Bach-fest». Студенты подгруппы «Дизайн» производили фотосъемку творческой встречи с музыкантами. Фото таких встреч размещались на сайте филармонии, в социальных сетях. Студенты подгруппы «Культурология» работали на выставке в Свердловском областном краеведческом музее. Они принимали участие в творческих и культурно-просветительских видах деятельности при монтаже выставки («Искусство путешествий», 2014 г.). Ими производился монтаж экспонатов, реставрировались фотоальбомы, оказывалась помощь в проведении экскурсий.
По третьему блоку «Маркетинг в сфере культуры» студентам было предложено выполнение задания по маркетинговой деятельности учреждения культуры: рекламной деятельности, работе са11-центра, проведении промо-акций. Студенты подгрупп «Музыка» и «Дизайн» (с ноября 2014 г. по февраль 2015 г. в Свердловской филармонии) совместно с автором исследования разработали опросные листы для слушателей, включающие вопросы о желаемом репертуарном наполнении концертов на базе филармонии, организовали социологическое исследование перед концертами, производили обработку аикет и опросников. Кроме того, студенты получили опыт работы в Call-центре и навыки общения со слушателями по вопросам предстоящих мероприятий по телефону, рассказывая слушателям о предстоящих мероприятиях, авторах, исполнителях, произведениях, отвечая на вопросы о месте, времени, репертуаре концертов. Студенты подгруппы «Культурология» принимали участие в продвижении выставки «Искусство путешествий»: подготовка приглашений и их распространение по списку туристов города, фотографирование процесса монтажа выставки, размещение фотографий и комментариев о ходе работы на сайте выставки и в группе «Искусство путешествий» в социальной сети ВКонтакте.
Задание для самостоятельной работы было общим для всех трех блоков методики и подгрупп студентов - рефлексия собственной практической деятельности. Студенты должны были ответить на вопросы о положительных и отрицательных результатах своей работы, о динамике своего отношения к волонтерской деятельности в сфере культуры и искусства, обсудить в группе впечатления, пожелания, выявить наиболее эффективные методы вовлечения школьников в волонтерскую деятельность.
Итоговый этап опытно-поисковой работы позволил выявить положительную динамику развития сформированное™ готовности студентов к ОВД школьников, значительный рост значений показателей мотивационного и операционального критериев и повышение уровня ориентационного и рефлексивного критериев. Результаты констатирующего и итогового этапов опытно-поисковой работы отражены в таблице 1.
Таблица 1
Результаты констатирующего и итогового этапов формирования готовности студентов к ОВД школьников (показатели в % отношении к общему числу студентов)
Этап, уровень Моти-вацион- ный критерий Личностный критерий Ориен-тацион-ный критерий Операциональный критерий Рефлексивный критерий Готовность
Констатирующий этап КГ ЭГ КГ ЭГ КГ ЭГ кг ЭГ ЮГ ЭГ КГ ■ эг
Низкий 22 26 4 5 40 40 16 18 4 5 47 48
Средний 64 60 41 37 50 52. 46 52 43 38 38 38
Выше среднего 10 9 49 52 6 5 28 22 33 34 9 а
Высокий 4 5 : 6 6 4 3 10 • 8 20 23 7 6
Итоговый этап КГ ЭГ КГ ЭГ КГ ЭГ юг ЭГ ; КГ ЭГ КГ ЭГ
Низкий 20 3 4 0 38 5 35 5 2 3 44 8
Средний 64 20 32 22! 52 12 41 15 30 22 40 21
Выше среднего 11 37 56 : 43 4 47 18 37 42 38 9 40
Высокий 5 : 40 8 35 6 36 6 42 26 38 7 31
Студенты, получив опыт волонтерской деятельности, высказывали желание продолжить свою работу в учреждении культуры. Знания студентов, необходимые для просветительских консультаций слушателей и зрителей, стали более полными. Работа в маркетинговом отделе филармонии, во время организации выставки в музее и соответствующие лекции позволили студентам лучше ориентироваться в вопросах привлечения добровольцев и посетителей на мероприятия. Благодаря проведенным тренингам и практике, студенты получили возможность развивать коммуникативную толерантность, эмдатию, креативность, организаторские способности (для этого необходим больший период времени и данные показатели не проявились в динамике так ярко, как знания и мотивация). Повысился уровень знаний о способах привлечения школьников к волонтерской деятельности в сфере культуры и искусства, об основах мировой художественной культуры, маркетинга в сфере культуры/
Данные диагностики были проверены на достоверность методом «критерий Фишера», в результате применения которого был получен результат эмпирического значения ф=5,78, который находится в установленных в психологии пределах уровней статистической значимости, что говорит о статистической достоверности диагностических результатов.
Таким образом, теоретическое изучение вопроса формирования готовности учителя предметной области «Искусство» к ОВД школьников, итоги опытно-поисковой работы подтвердили гипотезу исследования и позволили сформулировать в заключении диссертации следующие выводы:
1. Деятельность по организации волонтеров-школьников актуальна для учителя предметной области «Искусство» как одна из сфер его профессиональной культурно-просветительской работы, обязательной согласно Федеральному государственному стандарту высшего профессионального образования по направлению подготовки «Педагогическое образование».
2. Волонтерская деятельность в сфере культуры и искусства - это добровольная помощь в поддержке культурных проектов и мероприятий, направленная на приобщение населения к лучшим мировым образцам искусства, реализуемая посредством активного личного участия волонтера. Готовность учителя предметной области «Искусство» к ОВД школьников - это комплекс мотивационно-ценностных установок, знаний о теории волонтерской деятельности в сфере культуры и искусства, способах вовлечения в нее школьников, знаний основ мировой художественной культуры, маркетинга в сфере культуры, качеств, способностей и умений, необходимых для реализации данной деятельности. Структура готовности учителя предметной области «Искусство» к ОВД школьников включает пять взаимосвязанных компонентов: мотивационный, ориентационный, личностный, операциональный и рефлексивный.
3. Процессная модель формирования готовности учителя предметной области «Искусство» к организации волонтерской деятельности к ОВД школьников предполагает проведение комплексной диагностики (констатирующая оценка уровня сформированное™ готовности студентов к ОВД школьников по выявленным критериям, изучение состояния образовательной среды), выявление концептуальной основы процесса обучения (подходы, принципы), формулирование целей обучения, направленного на формирование у будущего учителя готовности к организации волонтерской деятельности школьников, отбор содержания учебного материала, выбор форм и методов обучения, организация учебно-познавательной деятельности студентов, итоговая комплексная оценка уровня сформированное™ готовности с последующей коррекцией образовательного процесса.
4. Модульно-блочная методика формирования готовности учителя предметной области «Искусство» к ОВД школьников, разработанная на основе процессной модели, включает три модуля, которые могут реализовываться последовательно или параллельно: теоретический, тренинговый, практический, состоящие, в свою очередь, из структурных подблоков: цель, задачи, методы, формы, самостоятельная работа и тематических блоков («Волонтерская деятельность школьников в сфере культуры и искусства», «Искусство и мировая художественная культура», «Маркетинг в сфере культуры»),
5. Критериальный аппарат оценки уровня сформированное™ готовности учителя предметной области «Искусство» к ОВД школьников имеет в своем составе 5 критериев, соответствующих пяти компонентам готовности: мотивационный (степень сформированное™ мотивации к добровольческой деятельности в сфере КиИ, разнообразие желаемых видов волонтерской деятельное™ в сфере КиИ), личностный (уровень
развитости коммуникативной толерантности, эмпатии, степень готовности к работе в коллективе, уровень развитости организаторских и творческих способностей), ориен-тационный (уровень сформированности знаний о теории волонтерсгва в сфере культуры и искусства, способах вовлечения школьников в волонтерскую деятельность в сфере культуры и искусства, знаний основ мировой художественной культуры, маркетинга в сфере культуры), операциональный (уровень сформированности умения вовлекать школьников в волонтёрскую деятельность в сфере культуры и искусства), рефлексивный (степень развитости самокритичности, рефлексивности).
6. Результаты итоговой диагностики уровня сформированности готовности студентов к ОВД школьников, проверенные на достоверность при помощи критерия Фишера, позволяют утверждать об эффективности разработанной методики формирования данной готовности, применение которой позволяет не только расширить теоретические знания учителя предметной области «Искусство» в вопросах культурного просветительства посредством волонтерства, но и получить практический опыт участия в тренингах, волонтерских мероприятиях на площадках учреждений культуры.
Дальнейшая перспектива исследования может быть связана с разработкой методики привлечения школьников и их родителей к совместной волонтерской деятельности в сфере культуры и искусства.
Основные положения диссертационного исследования отражены в следующих публикациях автора:
Статьи в рецензируемых научных изданиях, включенных е реестр ВАК МО и НРФ:
1. Макарова (Рошко), Г. А. Эстетическое воспитание старших школьников посредством волонтерской деятельности в учреждениях искусства / Г. А. Макарова // Педагогика искусства: электронный научный журнал .- 2009. - №2. - URL: http://www.art-education.ru/AE-magazine/archive/nomer-2- 2009/makarova_07_06_2009.htm (0,4 пл.).
2. Рошко, Г. А. Готовность будущего учителя музыки к организации волонтерской деятельности в сфере искусства / Г. А. Рошко // Наука и школа. - 2012. -№ 2. -С. 40-44 (0,5 п. л.);
3. Рошко, Г. А. Диагностика готовности учителя предметной области «Искусство» к организации волонтерской деятельности школьников / Г. А. Рошко // Педагогическое образование в России.-2014.-№ 11.-С. 132-137(0,6 п. л.).
4. Рошко, Г. А. Методика формирования готовности учителя предметной области «Искусство» к организации волонтерской деятельности школьников / Г. А. Рошко // Педагогическое образование в России. -2015. -№ 6. - С. 120-125 (0,6 п. л.).
Работы, опубликованные в других научных изданиях:
5. Макарова (Рошко), Г. А. Волонтерство как фактор нравственного воспитания студента / Г. А. Макарова // Человек в мире культуры: материалы науч. конф. молодых ученых, Екатеринбург, 15 апреля 2007 г./ Урал. гос. пед. ун-т. - Екатеринбург, 2007.-С. 66-67 (0,1 п. л.).
6. Макарова (Рошко), Г. А. Волонтерское движение в России (исторический аспект) / Г. А. Макарова // Свой мир мы строим сами: социокультурное пространство вуза и города: мат-лы студ. науч. практ. конф., Екатеринбург, 5 дек. 2007 г. / Урал, гос. пёд. ун-т - Екатеринбург, 2007. - С. 59-62 (0,2 п. л.).
7. Макарова (Рошко), Г. А. Музыкальное воспитание школьников посредством волонтерской деятельности в учреждениях искусства / Г. А. Макарова // Музыкаль-
ное и художественное образование детей и юношества: проблемы и поиски : мат-лы Всерос. науч.-практ. конф. студентов и молодых ученых, Екатеринбург, 24-25 апр. 2007 г. / Урал. гос. пед. ун-т. - Екатеринбург, 2008. - С. 253-255 (0,2 п. л.).
8. Макарова (Рошко), Г. А. Волонтерская деятельность в учреждениях искусства как перспективное направление коррекции музыкальных предпочтений молодежи / Г. А. Макарова // Роль звуковой среды в формировании мснтальности молодежи : мат-лы междунар. науч.-практ. конф., Липецк, 5 дек. 2008 г. / Липецкий гос. пед. ун-т. - Липецк, 2008. - С. 207-210 (0,2 п. л.).
9. Макарова (Рошко), Г. А. Мотивация студентов к добровольческой деятельности / Г. А. Макарова // Свой мир мы строим сами: студенческое самоуправление вчера, сегодня, завтра : мат-лы всерос. студ. науч.-практ. конф., Екатеринбург, 3-4 дек. 2008 г. / Урал. гос. пед. ун-т. - Екатеринбург, 2008. - С. 44-^7 (0,3 п. л.).
10. Макарова (Рошко), Г. А. Волонтерская деятельность как способ выхода из нравственного кризиса населения РФ / Г. А. Макарова // Мат-лы IX Междунар. науч. конф. «Россия - ключевые проблемы и решения», Москва, 11-12 дек. 2008 г. - URL: http://vvww.rim.inion.ru/ras/vie\v/publication/general.html?id=100011557 (0,4 п. л.).
11. Макарова (Рошко), Г. А. Опыт волонтерской деятельности как фактор успешного трудоустройства молодого педагога / Г. А. Макарова // Профессиональная самореализация личности: профессиональное воспитание и самовоспитание студентов и школьников : мат-лы студ. науч.-практ. конф., Екатеринбург, 22 апр. 2009 г. / Урал. гос. пед. ун-т. - Екатеринбург, 2009. - С. 85-88 (0,1 п. л.).
12. Рошко, Г. А. Подготовка учителя музыки к маркетинговой деятельности в сфере музыкального образования / Г. А. Рошко // Глобализация социума и современное образование : мат-лы междунар. науч.-практ. конф., Саратов, 11 нояб. 2010 г./ ЦПМ «Академия бизнеса». - Саратов, 2010. - С. 149-151 (0,3 п. л.).
13. Рошко, Г. А. Профессиональная подготовка учителя музыки к рг-деятельности в сфере музыкального образования / Г. А. Рошко // Менеджмент качества в системе профессионального образования: становление, инновации, проблемы, перспективы : мат-лы I Междунар. заочной науч.-практ. конф. - Барнаул : Азбука, 2010. - С.41-44 (0,2 п. л.).
14. Рошко, Г. А. Ценностный подход к анализу волонтерской деятельности в России / Г. А. Рошко // Философия и наука : мат-лы X Междунар. науч.-практ. конф. молодых ученых, Екатеринбург, 19 апр. 2011 г. / Урал. гос. пед. ун-т. -Екатеринбург, 2011. - С. 211-215 (0,2 п. л.).
15. Рошко, Г. А. Волонтерская деятельность в Свердловской государственной академической филармонии г. Екатеринбурга / Г. А. Рошко // Культура мегаполиса как пространство коммуникации городских сообществ : регион, студ. науч.-практ. конф., Екатеринбург, 22 апр. 2011 г. - Екатеринбург: Изд-во ЕАСИ, 2011. -С. 132-135 (0,2 п. л.).
16. Рошко, Г. А. Привлечение учащихся музыкальных школ к волонтерской деятельности в сфере культуры посредством инструментов онлайн-маркетинга / Г. А. Рошко // Современные научные исследования за рубежом : сб. мат-ов II заочн. науч.-практ. конференции, Екатеринбург / Урал. гос. пед. ун-т. — Екатеринбург, 2011.-С. 72-76(0,3 п. л.).
17. Рошко, Г. А. Организация волонтерской деятельности учащихся в сфере дополнительного музыкального образования / Г. А. Рошко // Актуальные проблемы развития гуманитарных наук : сб. тезисов науч. работ призеров XIV Областного конкурса научных работ студ. учреждений среднего и высшего профессионального образования Свердловской области «Научный Олимп» по направлению «Гуманитарные науки» / Урал. гос. пед. ун-т. - Екатеринбург, 2011. - С. 77-78 (0,05 п. л.).
Подписано в печать 18.09.2015. Формат 60 х 84 1/16. Бумага для множительных аппаратов. Печать на ризографе. Усл. печ. л. 1,2. Уч.-изд. л. 1,8. Тираж 100 экз. Заказ № 4549 ФГБОУ ВПО «Уральский государственный педагогический университет» Отдел множительной техники. 620017, Екатеринбург, пр. Космонавтов, 26. E-mail: uspu@uspu.ru