Темы диссертаций по педагогике » Теория, методика и организация социально-культурной деятельности

автореферат и диссертация по педагогике 13.00.05 для написания научной статьи или работы на тему: Социокультурное развитие детей в процессе музыкального воспитания

Автореферат недоступен
Автор научной работы
 Чижова, Карина Игоревна
Ученая степень
 кандидата педагогических наук
Место защиты
 Москва
Год защиты
 2002
Специальность ВАК РФ
 13.00.05
Диссертация по педагогике на тему «Социокультурное развитие детей в процессе музыкального воспитания», специальность ВАК РФ 13.00.05 - Теория, методика и организация социально-культурной деятельности
Диссертация

Содержание диссертации автор научной статьи: кандидата педагогических наук, Чижова, Карина Игоревна, 2002 год

ВВЕДЕНИЕ 3

Глава 1. СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ ЦЕННОСТЬ МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ

1.1. Социокультурная природа детства 13

1.2. Социально-педагогические особенности детей дошко

I) льного возраста 25

1.3. Социокультурный аспект музыкального воспитания 48

Глава 2. СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ ОБУСЛОВЛЕННОСТЬ МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

2.1. Игра в процессе музыкального воспитания 67

2.2. Социокультурный портрет детей дошкольного возраста в процессе музыкального воспитания 81

2.3. Детский музыкальный театр как фактор социокультурного развития дошкольников 107

Введение диссертации по педагогике, на тему "Социокультурное развитие детей в процессе музыкального воспитания"

Актуальность темы диссертации связана с общественными изменениями ценностных ориентации, всевозможными социальными трансформациями, чрезмерной рационализацией бытия человека, кризисом культуры как социального выражения духовной жизни индивидов. На этом негативном фоне катастрофически сокращается мир детства, поскольку в него все больше входят принципы утилитарного технократического, виртуального мира взрослых: прагматизм, цинизм, жестокость, жажда легкой наживы денег, одиночество и т.п., когда духовность вытесняется рациональностью, которая, в конечном счете, выступает против самого человека.

Дети как зеркало отражают и лучшие, и худшие социальные черты общности, общества. В условиях значительной криминализации общества ребенок прямо или косвенно подвергается этому негативному влиянию. С одной стороны, он может стать жертвой насилия, с другой - велика опасность втягивания в преступные группы и действия. В этой связи научный интерес представляет исследование социокультурных механизмов, нивелирующих негативные асоциальные проявления. Одним из таких действенных механизмов является разностороннее многоуровневое образование, сориентированное на общечеловеческие ценности и позволяющее с наименьшими трудностями войти в социум.

Социализация в рамках образования ориентирует на различные виды деятельности, способствующие социальной адаптации, личностному становлению и вхождению в систему социально значимых отношений. Такие социализирующие механизмы потенциально содержатся и в общем музыкальном образовании. Ибо музыка имеет глубокий ценностный потенциал и обладает социализирующими свойствами. Через воздействие на эмоционально-чувственную сферу она влияет не только на процесс эстетического и духовно-нравственного воспитания, культуру чувств, но и на социокультурную адаптацию и развитие.

Музыкальное воспитание как компонент культуры содержит в себе проект человеческого существования, идей и ценностей, которые являются основой для развития гуманистической сущности человека. Культура через деятельность, диалог и общение способствует развитию и саморазвитию растущего человека. Интеграция образования и культуры ориентирует на воспитание "человека культуры", способного к творческой самореализации. Воспитание как общественное явление представляется нам как сложный и противоречивый процесс социального опыта, вхождения подрастающего поколения в жизнь общества и включения в систему социальных отношений.

Социальное и культурное развитие является результатом активного взаимодействия его внутренних природных сил и социальных условий. Воспитание становится социально значимым явлением, если включает в себя определенный комплекс воспитательных воздействий, оказываемых на ребенка общностью, обществом. Процесс социализации непосредственно связан с использованием различных социальных, воспитательных, культурных, образовательных и обучающих технологий, способствующих достижению общественно значимых целей.

Воспитание по отношению к развитию играет ведущую роль, поскольку оно определяет уровень, широту и глубину этого развития (Б.Т. Лихачев)1. Обучение и образование в сравнении с воспитанием являются его органическими составными частями и являются его духовной сердцевиной. Именно они формируют духовное ядро человека, его мировоззрение, нравственно-эстетическое отношение к действительности. Художественное образование как компонент культуры содержит в себе проект системно упорядоченной деятельности. Эта деятельность выступает в двух основных формах: целевых программах, содержащих определенную совокупность средств, способов и приемов организации человеческой деятель

1 Лихачев Б.Т. Простые истины воспитания. - М.: Педагогика, 1983. - с. 126. ности, а также типологии различных видов деятельности в контексте с заданной программой.

Каждый ребенок обладает определенной способностью к обучению и умением выбирать адекватные формы поведения. Но эти его потенциальные качества реализуются только при наличии воздействия извне, стимулирующего соответствующую перемену. При этом социокультурная эволюция неотрывна от изменяющейся внешней среды.

В связи с вышеизложенным актуальность данной проблемы определяется:

• потребностью современной педагогики в поисках действенных механизмов музыкального воспитания;

• новой парадигмой воспитания, в которой особую значимость приобретает усиление социокультурной компоненты;

• современным состоянием отечественного музыкального воспитания, которое требует современного осмысления;

• потребностью в инновационных авторских методиках музыкального образования и воспитания для более целостного социокультурного развития детей.

Степень разработанности проблемы: проблемное поле, контуры и суть нашего исследования очерчивают ключевые понятия в их логической последовательности и взаимосвязи. Назовем только некоторые из них: "детство", "социальное развитие", "социализация", "социокультурная адаптация", "социокультурное развитие", "художественная культура", "музыкальное воспитание". Названные понятия дают довольно целостное представление о различных сторонах музыкального влияния, при этом акцентируется внимание на более универсальные из них.

Фундаментальные основы этнографических особенностей детства достаточно подробно описаны в трудах И.Д. Демаковой, И.С. Кон, Э. Тейлор и др.; проблемы социализации личности рассматривались в работах Б.Г. Ананьева, Ф. Гиддингса, Я. И. Гилинского, П.О. Кенкманна, Б.Д. Пары-гина, М.Х. Титма и др.; вопросы дошкольного воспитания и образования изучались в работах A.M. Баркова, С.А. Горячкова, Н.Д. Епанчинцевой, Е.В. Рыбак, Е.И. Суховой и др.; вопросами музыкального воспитания детей дошкольного возраста занимались Е.В. Волкова, Е.В. Болотова, О.В. Грид-чин, В.В. Домогацких, Г.Т. Исхакова, Н.В. Карташов, Н.Г. Кононова, Т.Ю. Кулагина, И.Б. Нестерова, Г.П. Новикова, A.JI. Савушкина, Т.А. Серде, Е.М. Скотарева и др.; духовно-нравственное развитие ребенка изучалось в работах О.С. Борило, Т.Д. Красовой и др., личностное развитие ребенка - в работах В.А. Дергунова, Ф.И. Кевля, Т.В. Кузнецовой и др.; вопросы социализации, социального развития, социальной адаптации дошкольников изучались в трудах С.А. Быкова, Б.З. Вульфова, И.Д. Иванова, В.В. Игнатовой, Т.И. Левкиной, Т.Ю. Купач, М.Н. Нужновой, Д.В. Посхо-диевой, Е.В. Прима, С.М. Радзивиловой и др. Однако специального педагогического исследования социокультурного развития дошкольников в процессе музыкального воспитания не проводилось.

Недостаточная разработанность вопроса обусловила выбор темы диссертационного исследования: "Социокультурное развитие детей в процессе музыкального воспитания".

Цель исследования - создать целостную методику музыкального воспитания, влияющую на социокультурное развитие детей дошкольного возраста.

-------- Задачи исследования:

• определить социокультурную природу детства и выявить тенденции социокультурного воспитания в историческом контексте;

• дать социально-психологический портрет детей дошкольного возраста;

• определить социокультурную направленность музыкального воспитания;

• разработать и внедрить экспериментальную авторскую программу музыкального воспитания детей дошкольного возраста;

• определить зависимость социокультурного развития дошкольников от предлагаемого варианта музыкального воспитания.

Объект исследования: дошкольники в возрасте от 3 до 7 лет, организованные в группы для занятий музыкой.

Предмет исследования: социокультурное развитие детей дошкольного возраста в процессе музыкального воспитания.

Гипотеза исследования состояла из двух предположений:

• через погружение в активную музыкально-творческую деятельность обеспечиваются благодатные условия для овладения культурными общечеловеческими ценностями и вхождения в социум;

• создание условий для обогащения художественной среды и включение детей в различные виды музыкально-воспитательной деятельности будут плодотворно влиять на процесс социокультурного развития дошкольников: соединение в музыкальном театре основных задач дошкольного музыкального воспитания (слушание музыки, пение, игра на детских музыкальных инструментах, ритмика) происходит не только художественное развитие ребенка, но и активно осуществляется процесс социальной адаптации (осознание своей роли и места в группе) и социокультурного развития (выход в другие социумы).

Методология исследования; в современной научной литературе по проблемам дошкольного возраста содержится объемный материал о возрастной периодизации детства, психофизиологических функциях, влиянии музыки на человека, о ее воспитательно-эстетических, познавательных, креативных, компенсаторных, коммуникативных и других функциях (А. Вахе-мете, Ю. Давыдов, Н. Дмитриева, М. Коган, А. Катев, А. Сохор и др.).

Социально-философские аспекты этой проблемы с позиций формирования личностных качеств и взаимодействия дошкольников со средой в той или иной мере рассматриваются в работах Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна и др. В работах ученых-культурологов находят отражение проблемы развития коммуникативных навыков ребенка (И.С. Кон, Л.Н. Коган, М.И. Лисина, H.H. Поддьяков, С.Г. Якобсон и др.). р, В работе над поставленной проблемой мы опирались на труды по общей педагогике и психологии детского творчества JI.C. Выготского, Я.А. Коменского, В.А. Сухомлинского, С.Т. Шацкого, Д.Б. Эльконина и др.; музыковедческие труды Б.В. Асафьева, Ю.А. Кремлева, В.В. Медушевско-го, А.Н. Сохора; изучение зарубежных методов музыкального воспитания Ж. Далькроза, К. Орфа; теоретические работы, посвященные проблемам развития детей в музыкальной деятельности H.A. Ветлугиной, Г.М. Чуми-чевой и др.

Существенный вклад в научное осмысление и развитие социально-культурной деятельности, педагогики социальной работы, культурно-ц досуговой деятельности и самодеятельного творчества внесли Ю.П. Азаров,

Т.И. Бакланова, Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красильников, Б.Г. Мосалев, B.C. Садовская, Ю.А. Стрельцов и др.

Анализ научных исследований в области педагогики, психологии, музыкальной психологии (JI.C. Выготский, А.Л. Готснидер, А.Н. Леонтьев, В.В. Медушевский, Е.В. Назайкин, Б.М. Теплов и др.) приводит к убеждению в возможности активного воздействия музыки на формирование творческих способностей ребенка. Положительные эмоции и чувства, вызванные движением под музыку, пением, слушанием музыки, игрой на детских музыкальных инструментах, участием в спектаклях, озвученных самими ^ детьми, вводят их в состояние внутренней гармонии.

Исследования различных концепций психического развития человека, суть которых сводится к разработке концепций соотношения биологического и социального в психике, связаны с именами таких ученых, как П.П. Блонский, М.Я. Басов, В.М. Бехтерев, П.Я. Гальперин, А.Ф. Лазурский и др. Основу этих исследований составляет культурно-историческая психология развивающего образования.

Рядом мыслителей, ученых, практиков (П.Ф. Каптерев, Н.И. Пирогов, Л.Н. Толстой и др.) было доказано, что приоритетным является такое воспитание, которое ориентировано на общечеловеческие ценности: добро, V милосердие, любовь и др. Приобщение к данным ценностям создает благоприятную почву для вхождения в социум и осознания себя в нем, то есть делает человека социализированным.

Теоретико-методологической основой для диссертационного исследования послужили:

• теория дошкольного воспитания (JI.A. Венгер, A.B. Запорожец и др);

• теория развивающего обучения (JI.C. Выготский, В.В. Давыдов, В.В. Зеньковский, Д.Б. Эльконин и др.);

• гуманно-личностная педагогика (Ш.А. Амонашвили, В.А. Сухо-млинский, С.Т. Шацкий и др.);

• теория творческой педагогической деятельности (В.И. Звягинский, В.А. Кан-Калик, Н.Д. Никандров и др.);

• теория музыкального обучения и воспитания (Б.В. Асафьев, O.A. Апраксина, Д.Б. Кабалевский, B.JI. Яворский и др.);

• музыкальная психология (JI.C. Выготский, В.Н. Готсдинер, В.В. Медушевский, В.Н. Мясищев, Б.М. Теплов и др.).

Важное методологическое значение и сегодня имеет теоретическое наследие К.Д. Ушинского о методах обучения, которое основывается на глубоком философском и психологическом знании и выверенном в практической деятельности.

На фоне обозначенных научно-теоретических позиций в проблемное поле нашего исследования входит осмысление интегративных образовательно-воспитательных качеств и свойств в контексте их социокультурных проявлений, выявление характерных признаков ценностно-смысловых и структурно-функциональных взаимосвязей. В качестве основной методологической позиции нашего исследования выступает органическое сочетание индивидуального и социального начал, креативная педагогика, педагогика ненасилия, педагогика равноправного диалога и общения.

Исследование включало три этапа.

Первый этап - информационно-поисковый (1992-1994). Анализировалось состояние проблемы, теории и практики. Изучалась и анализировалась философская, педагогическая, психологическая, социологическая, культурологическая, музыковедческая литература. Изучался опыт работы образовательных учреждений художественно-музыкальной направленности, отечественный и зарубежный опыт. Осуществлялось теоретическое осмысление и обобщение опыта работы специалистов различных профилей искусства. Определялась проблема, объект, предмет, цель и задачи исследования.

Второй этап - постановочно-преобразующий (1995-1996). Уточнены психолого-педагогические условия, обеспечивающие эффективность художественно-музыкальных занятий. Апробирована инновационная методика для определения уровня музыкального и социокультурного развития дошкольников. Начато поэтапное апробирование обучающей программы с вкраплением в нее социокультурных элементов. Проведена опытно-экспериментальная проверка эффективности программы, строящейся на коррекционно-педагогическом воздействии на детей.

Третий этап — итоговый (1997-2000). Проведен содержательно-методологический анализ авторской программы музыкального воспитания "Войди в мир музыки", коррекционных мер, направленных на эмоциональное, эстетическое музыкальное развитие. Обобщены и систематизированы результаты исследования, сформулированы выводы, осуществлено литературное оформление работы.

Научная новизна исследования:

• музыкальное обучение и воспитание рассматривается как педагогический процесс, способствующий социокультурному развитию ребенка;

• впервые применен термин "социокультурное развитие" к данной возрастной группе;

• выявлена ведущая роль музыкально-игровой деятельности и общения в социокультурном развитии и личностном становлении дошкольника;

• на основе опытно-экспериментальной деятельности разработана и апробирована инновационная методика музыкального воспитания, направленная на социокультурное развитие дошкольников.

Теоретическая значимость исследования: определена социокультурная природа детства; выявлены тенденции социокультурного воспитания в различные исторические эпохи; создан социально-психологический портрет детей; определена социокультурная направленность музыкального воспитания.

Практическая значимость исследования состоит в разработке и апробации авторских методик и программы музыкального воспитания в общем контексте социокультурного развития детей дошкольного возраста. Программа может быть использована в учебно-воспитательном процессе ДМШ, школ искусств, центров культуры и искусств, культурно-досуговых учреждениях.Базой для эксперимента стала эстетическая школа искусств при Центре детей и юношества "Россия молодая" г.Москвы.

Положения, выносимые на защиту. Основными условиями социокультурного развития ребенка в процессе музыкальных занятий являются:

• учет социально-психологических возможностей детей;

• развитие музыкальных способностей через вхождение в микросоциум, где взаимодействуют дети и взрослые;

• взаимосвязь знаний, умений и навыков с социальными нормами и духовно-нравственными ценностями;

• целостная совокупность разнообразных средств музыкально-педагогического влияния на социальное развитие личности ребенка;

• приобщение детей к музыке в сочетании с поэтическим словом, сюжетом и музыкально-игровым действием способствует социокультурному развитию дошкольников.

Апробация результатов исследования. Положения исследования нашли отражение на научных конференциях и в публикациях:

• Культура в контексте социализации личности // Культура России на рубеже столетий. Тезисы докладов Международной научно-практической конференции 22-23 февраля 1996 года. - М., 1996. -0,5 п.л.;

• Понятие, сущность и формы социализации личности. - МГСУ, 1996.-0,5 п.л.;

• Влияние музыкального творчества на социальное развитие ребенка. - МГУК, 1997. - 0,3 пл.;

• Культурно-гуманистические принципы образования в современной социокультурной ситуации. - МГУК, 1997. - 0,3 п.л.;

• Взаимодействие музыки и игры в детском творчестве // Духовные ценности и молодое поколение. Тезисы научно-практической конференции молодых ученых. Москва, 25-26 марта 1998 года. -М.,1998.-0,3 п.л.;

• Детство - социокультурный феномен // Методические рекомендации дошкольного воспитания. - М.: Изд. "Гриф-фонд", 1999. - 0,3 п.л.;

• Социально-педагогическое значение детства // Парадигмы XXI века: информационное общество, информационное мировоззрение, информационная культура. Материалы Международной научной конференции. Краснодар, 16-18 сентября 2002 года. - Краснодар, 2002. - 0,3 п.л.;

• Социально-педагогическая компонента культурного развития дошкольника // Социально-культурная деятельность: поиски, проблемы, перспективы. Сб. статей. -М.:, 2002. - 0,5 п.л.

Структура диссертации. Поставленная цель и задачи предопределили структуру диссертации, которая состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.

Заключение диссертации научная статья по теме "Теория, методика и организация социально-культурной деятельности"

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проведенное исследование показало, что проблема социокультурного развития в процессе музыкального воспитания дошкольников продолжает оставаться актуальной в аспекте как ее теоретической разработки, так и фактической ее реализации. Анализ педагогических основ музыкального воспитания в контексте социокультурного знания позволил выявить ряд важных его особенностей, специфику и характерные черты. Социальный смысл воспитательного воздействия обнаруживается в том, что индивидуальные качества личности не могут развиваться изолировано. Следовательно, воспитание должно исходить не от отдельного ребенка, а от социального целого, от того социального взаимодействия, которое лежит в основе его целостного развития. Это не устраняет и не отодвигает задач развития индивидуальных черт и свойств, способностей и особенностей ребенка, а придает этому развитию более содержательный смысл, поскольку только в обществе, межличностном общении человек становится личностью. И только живя в социуме, мы развиваем свою индивидуальность.

Социокультурное развитие и взросление ребенка происходят благодаря индивидуальным, психологическим, физиологическим, возрастным и другим факторам. При этом важно иметь в виду, что возраст понятие не только физиологическое, но и социальное, с ним связано выполнение определенных социальных функций и ролей. За возрастными группами закрепляется тот или иной социальный статус, поэтому социально-психологический смысл возрастного деления полнее проявляется в контексте развития ребенка в процессе общения и динамики его отношений к окружающему миру, его интересов и потребностей к различным видам деятельности, в том числе и музыкальной.

Дошкольный возраст - возраст образных форм сознания, сенсорных эталонов. На их уровне ребенок обобщает свой непосредственный опыт, выделяет наиболее важное, формирует свое отношение к реальности. Однако его социальное становление определяется его жизненным опытом. В процессе игровой деятельности, общения со сверстниками, взрослыми, совместной деятельности, освоения социокультурной среды и приобретения опыта у ребенка с возрастом происходит переход от начальной ступени к более высокому уровню развития, познания и мышления. На этой основе формируются новые социальные и культурные черты, позволяющие дошкольнику легче приспособиться к социальным условиям, социокультурным нормам и правилам жизни в социуме.

Знание физиологических, возрастных, психологических особенностей дошкольника и общих закономерностей психологического развития детей позволяет социальным педагогам компетентно осуществлять их социокультурное развитие на основе использования воспитательных методов, адекватных названным чертам детского возраста. Ранняя социализация в дошкольном возрасте является одной из необходимых ступеней дальнейшего социокультурного развития, где есть взаимосвязь между социализирующим началом и культурным развитием в музыкальном учебно-воспитательном процессе. Социализация предполагает освоение человеком определенной системы знаний, ценностей и норм, позволяющих ему действовать в качестве полноправного члена общества. Социально-гуманистическая ориентация дошкольного учебно-воспитательного процесса способствует обозначению целостной картины детства как "колыбели" взрослого человека, со своими социальными и духовными потребностями.

Одним из условий эффективного духовно-нравственного и социального развития является не приспособление детей к общепринятым формам социального бытия, не формальная подгонка под определенный социальный стандарт, а ориентация на установление гуманистических отношений, основанных на знании индивидуальных психологических особенностей и интересов ребенка. От того, насколько педагогически целесообразно используются различные виды музыкальных занятий, соответствующие своим содержанием интересам ребенка, возможностям его индивидуальных проявлений, зависит базис личностной культуры, соответствующий общечеловеческим духовным ценностям. Ибо в сегодняшнем детстве закладываются предпосылки дальнейшего развития демократии в Российском обществе, для создания сообщества, основанного на принципах мира и согласия на основе развития эстетических, духовных и нравственных личностных черт ребенка. Отсюда в качестве целевых установок гуманистически сориентированной культурной политики может выступать не только умственное развитие детей, их творческих потенций, умений самостоятельно мыслить, пополнять свои знания, но и развитие способностей участвовать в совместной социокультурной деятельности.

Одним из важных условий социокультурного развития ребенка является постоянное воспитательное влияние и акцентирование внимания на его индивидуальную неповторимость, стимулирование элементов творчества во всех видах деятельности, в единстве ее уникальных и универсальных свойств. Реализация установки на социокультурное развитие в процессе музыкального воспитания на основе поиска, диагностики и передачи элементов творчества будет содействовать становлению и совершенствованию индивидуальных, социальных и культурных свойств личности ребенка.

Список литературы диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Чижова, Карина Игоревна, Москва

1. Абрелева М.М. Взаимосвязь самооценок детей и родителей в дошкольном возрасте: Дис. канд. псих, наук: 19.00.07. Л 1988. 2.

2. Азаров Ю.П. 100 тайн детского развития. М., 1

3. Азбука общения: Развитие личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками: (Для детей от 3 до 6 лет) Л.М. 1иипищ>1на и др. 2-е изд., доп. и перераб. СПб.: Детство Пресс, 2001. 380 с.

4. Александрова Н.С. Русские народные игрушки как этнопедагогический феномен: (На материале дошкольного образования): Дис. д-ра пед. наук: 13.00.01.-м., 2000. 356 с.

5. Амонашвили Ш.А. Как живете, дети? Кн. для учителя. 2-е изд. М.: Просвещение, 1991. 174 с.

6. Амонашвили Ш.А. Размышления о гуманной педагогике. М.: Издат. дом Шалвы Амонашвили, 1996. 497 с.

7. Ананьев Б.Г. Избр. психол. труды: В 2т. Под ред. А.А. Бодалева, Б.Ф. Ломова, Н.В. Кузьминой. М., 1980.

8. Ананьев Б.Г. К постановке проблемы развития детского самосознания Избр. психол. труды: В 2 т. М., 1980.

9. Андреева И.Г. Развитие творческой активности старших дошкольников в театрализованной деятельности: Дис. канд. пед. наук: 13.00.

11. Андреенкова Н.В. Проблема сощ1ализации личности. Социальные исследования. М.: Наука, 1970.

12. Апраксина О.А. Методика музыкального воспитания в школе. М.: Просвещение, 1983.

13. Аристотель. Поэтика. М., 1957.

14. Аркин Е.А. Ребенок в дошкольные годы. Под ред. А.В. Запорожца и В.В. Давыдова. М.: Просвещение, 1968. 445 с.

15. Арнольдов А.И. Живой мир социальной педагогики (В поддержку актуальной науки). М.,1999. 136 с. 15.

16. Артемова Л. Театрализованные игры дошкольников. М., 1

17. Асафьев Б.В. Музыкальная форма как процесс. Кн. 1 и

18. Борис Асафьев. София: Музыка, 1984. 379 с.

19. Бабунова Е.С. Формирование у детей старшего дошкольного возраста интересов к русской семейной традиционной культуре: Дис. канд. пед. наук: 13.00.07. М 1996. 166 с.

20. Баркова A.M. Социально-педагогический фактор воспитания детей средствами фольклора: Дис. канд. пед. наук: 13.00.05. М., 2000. 216 с.

21. Безбородова Л.А., Алиев Ю.Б. Merozpnca преподавания музыки в общеобразовательных учреждениях. М.: Академия, 2002. 430с.

22. Бердяев Н.А., Андреев А.Л. Искусство, культура, сверхкультура. М., 1991.

23. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Психология человеческих взаимоотношений; Люди, которые играют в игры. Психология человеческой судьбы: Пер. с англ. Общ. ред. М.С. Мауковского: Послесловие Л.Г. Ионина и М.С. Мауковского. СПб.: Лениздат, 1992. 400 с.

24. Бестужев-Лада И.В. Актуальные проблемы социального развития. М., 1981.

25. Бестужев-Лада И.В. Прогнозное обоснование социальных нововведений Рос. Акад. наук. Ин-т социологии. М.: Наука, 1993. 232 с. 24.

26. Бодалев А.А. Восприятие и понимание человека человеком. М., 1

27. Бодалев А.А. Личность и общение. М., 1983.

28. Бологова СЮ. Художественно творческое развитие детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с архитектурой: Дис. канд. пед. наук: 13.00.07. М., 1996. 174 с.

29. Болотина Л.Р., Комарова Т.С. и др. Дошкольная педагогика. М.: Изд. центр Академия, 1997.

30. Волкова Е.В. Воспитание интереса к музыке у детей старшего дошкольного возраста: Дис. канд. пед. наук: 13.00.07. М 2001. 250 с.

31. Болотова Е.В. Развитие интеллектуальных способностей детей в процессе формирования цветомузьпсальной синестезии: Дис. канд. пед. наук: 13.00.01. -Челябинск, 2000. 190 с. 30.

32. Борев Ю.Б. Эстетика 4-е изд., доп. М.: Политиздат, 1988. 495 с. Борило О.С. Педагогические условия раннего разностороннего духовнонравственного развития детей старшего дошкольного возраста: Дис. канд. пед. наук: 13.00.

34. Братухина М.Н. Устное народное творчество как средство формирования творческой активности детей 5-6 лет: Дис. канд. пед. наук: 13.00.07.-м., 2000.-189 с. 33.

35. Бриске И.Э. Ритмика и танец. Челябинск, 1

36. Вакуленко О.В. Игровой тренинг как средство формирования гуманных отношений старших дошкольников к сверстникам: Дис. канд. пед. наук: 13.00.

37. Екатеринбург, 2000. 216 с.

38. Венгер Л., Запорожец А.В. Гуманизация дошкольного воспитания Дошкольное воспитание. М, 1996. №3. 8.

39. Ветлугина М.Д. и др. Методика музыкального воспитания в детском саду. М Просвещение, 1984.

40. Ветлугина Н.А. Возраст и музыкальная восприимчивость. Восприятие музыки. М., 1980.

41. Возрастная и педагогическая психология. Томск, 1

42. Возрастные особенности развития познавательных способностей в дошкольном детстве. М., 1986.

43. Волкова Е.В. Произведение искусства в мире художественной культуры. М.: Искусство, 1988. 239с. 41.

44. Волкова Т. А. Логопедическая ритмика.- М., 1

45. Вопросы методики начального музыка1п>ного образования. М.: Музыка, 1981.

46. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте: Психол. очерк: Кн. для учителя. 3-е изд. М.: Просвещение, 1991. 90 с. 44.

47. Выготский Л.С. Детская психология. Собр. соч. в 6 т. Т. 4 М.,1

48. Выготский Л.С. Игра и ее роль в психологическом развитии Вопросы психологии. 1996. Х96.

49. Выготский Л.С. Психология искусства. 3-е изд. М.: Искусство, 1986. 572 с.

50. Гавризян Г.М. О. Шпенглер, И. Хейзинга: Две концепции кризиса культуры. М., 1989.

51. Генералова И. А. Развитие художественно-творческих возможностей младших ппсольников средствами театрального искусства: Дис. канд. пед. наук: 13.00.05. М 1997. 188 с.

52. Гилинский Я.И. Стадии социализации. Человек и общество. Проблемы социализации индивида. Л.: Изд. Лен. ун-та, 1971.

53. Голубева Н.В. Мзвыкальное воспитание как компонент "лечебной педагогики" в условиях детского реабилитационного учреждения: Дис. канд. пед. наук: 13.00.

55. Грановская P.M. Элементы практической психологии. Л., 1988.

56. Гридчин О.В. Развитие музыкальности детей в условиях комплексного взаимодействия искусств: (На материале дошкольного обучеЕшя): Дис. канд. пед. наук: 13.00.01. -Орел, 2001. 187 с.

57. Гуманизация педагогического процесса дошкольного учреждения: Межвуз. сб. науч. тр. -Магнитогорск: Из-во МПГУ, 1995. 54.

58. Гуревич П.С. ПСРКОЛОГИЯ. Учеб. псобие. М.: Знание, 1999. 304 с. Демакова И.Д. Воспитательная деятельность педагога как фактор гуманизации пространства детства: Дис. д-ра пед. наук: 13.00.01. М., 2000.-353 с.

59. Дергунов В.А. Социально-педагогические условия саморазвития личности ребенка в детской организации: Дис. канд. пед. наук: 13.00.

61. Добролюбов Н.А. Избр. пед. произв. М., 1

62. Домбровский Э. А. Проблемы социализации человека. М., 1

63. Домогацких В,В. Развитие цветомузыкального восприятия у детей старшего дошкольного возраста: Дис. канд. пед. наук: 13.00.07. М., 2000.-176 с.

64. Достоевский Ф.М. Искания и размышления: [Сборник] Ф. Достоевский. М.: Сов. Россия, 1983. 462 с.

65. Дошкольная педагогика Под ред. В.И. Логршовой, П.Г. Саморуковой: В 2 ч.-М., 1988. 62.

66. Дошкольная педагогика: Теорет. курс. М.: МЭГУ, 1

67. Дошкольное образование в России: Сборник действующих нормативноправовых документов и научно-методических материалов. Редакторсоставитель Р.Б. Стернена. М., Изд-во ACT, 1997.

68. Дуброва В.П., Милашевич Е.П. Организация методической работы в дошкольном учреждении. М., 1995.

69. Дуков Е.В. Вопросы социологии музыки. М., 1

70. Дуков Е.В. Социальное общение и музыка. Некоторые проблемы искусства и искусствознания. М 1981. С 151-170.

71. Дуков Е.В. Социальное объединение как фактор преобразования музыкального жанра. М., 1982. 190 с.

72. Ермаков Г.А. Музыка в системе культуры Искусство в системе культур.-Л.: Наука, 1987.

73. Ермолова А. Социальная адаптация детей на материале русской народной инструментальной музыки: Дис. канд. пед. наук: 13.00.05. М., 1996.-244 с.

74. Ерошенков И.Н. Культурно-воспитательная деятельность с детьми и подростками: Учеб. пособие. М.: МГУКИ, 2000. 202 с.

75. Запорожец А.В. Главные направления научных исследований в области педагогики и психологии дошкольного детства Общественное дошкольное воспитание на современном этапе Под ред. Журавлевой М.И. М., 1981.-С. 47-61.

76. Запорожец А.В. Избр. психол. труды: В 2 т. Под ред, В.В. Давыдова, В.П. Зинченко. М., 1986. 73.

77. Землянская Б.Я. О музыкальной педагогике. М., 1

78. Зеньковский В.В. Психология детства: Учеб. пособие для вузов. Екатеринбург: Деловая кн., 1995. 346 с.

79. Зеньковский В.В. История русской философии: [В 2 т.] В.В. Зеньковский. М.: ACT; Ростов н/Д: Феникс, 1999.

80. Ивакина И.О. Руководство творческими сюжетно-ролевыми играми допжольников: Учеб.-метод. пособие. Пенза, 1995. 77. Из жизни людей дошкольного возраста: Дети в меняющемся мире М.С. Егорова и др. СПб.: Алетейя, 2001. 238 с.

81. Иоффе И.И. Мистерия и опера. Л., 1

82. Искусство и социальная психология: Сб. статей М., 1

83. История зарубежной дошкольной педагогики: Хрестоматия: Учеб. пособие Под ред. Ф. Егорова. М.: Издат. центр Академия, 2000. 436 с.

84. История социальной педагогики: Хрестоматия: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений Под ред. М.А. Галагузовой. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. 544 с.

85. Исхакова Г.Т. Педагогические условия художественно-музыкального развития детей 5-7 лет: Дис. канд. пед. наук: 13.00.

87. Кабалевский Д.Б. Как рассказывать детям о музыке? 3-е изд., испр. М.: Просвещение, 1989. 187 с.

88. Кабалевский Д.Б. Педагогические размышления: Избр. ст. и докл. М.: Педагогика, 1986. 188 с. 86.

89. Кабалевский Д.Б. Сила искусства. М.: Мол. гвардия, 1984. 142 с. Кабалевский Д.М. Воспитание ума и сердца. 2-е изд. М.: Просвещение, 1984.

90. Каган М.С. Мир общения: проблемы межсубъектных отношений. М.: Политиздат, 1988. 315 с.

91. Каган М.С. Взаимодействие искусств в педагогическом процессе. Межвуз. сб. науч. тр. Л.: Наука, 1989. 90.

92. Каган М.С. Философия культуры. СПб.: Петропис, 1996. 414 с. Как обновить педагогический процесс в дошкольном образовательном учреждении: Метод, рек. СПб., 1996. 92. Кан-Калик В.А. Педагогическое общение. М., 1986.

93. Карташев Н.В. Социально-педагогические основы музыкального воспитания детей в семье: Дис. д-ра пед. наук: 13.00.06. М 1997. 412 с.

94. Качалова Л.П., Телеева Е.В. Педагогические теории, системы и технологии., ч. II. Метод, рекомендации по курсу: "Теория воспитания. Теория обучения и образования". Шадринск, 1996.

95. Кевля Ф.И. Прогнозирование личностного развития ребенка в де5ггельности социального педагога. Вологда: ВГПУ, 2000. 158 с.

96. Киселева Т.Г. Социальная активность женщины в российском обществе как предмет социопедагогического исследования: Автореф. дис. д-ра пед. наук. 13.00.05. -СПб., 1996. 50 с.

97. Киселева Т.Г., Красильников Ю.Д. Основы социально-культурной деятельности. М., 1995.

98. Клейберг Ю.А. Социальная работа и корреляция девиантного поведения подростков. Кемерово, 1996. 164 с. 99. 100.

99. Коган Л.Н. Мир общения. М., 1

100. Коган Л.Н. Человек и его судьба. М., 1

101. Когнитивные и аффективные аспекты развития личности на разных возрастных этапах: Сб. наз. ст. Шадринск, 1996. 102. 103. 104.

102. Коломинский Я.Л. Психология детского коллектива. Минск, 1

103. Коменский Я.А. Педагогическое наследие. М., 1987. Кон И.С. Этнография детства. М., 1

104. Кононова Н.Г. Музыкально-дидактические игры для дошкольников: Из опыта работы музьпсального руководителя: М.: Просвещение, 1982. 96 с.

105. Кононова Н.Г. Обучение дошкольников игре на детских музыкальных инструментах.: Кн. для воспитателя и музыкального руководителя детского сада: Из опыта работы. М.: Просвещение, 1990. 157 с.

106. Концепция художественного образования в Российской Федерации на период до 2025 года. Утв. Мин-вом образования и Мин-вом культуры РФ 28.12.01.-6 с.

107. Копейкин Е.Ю. Субкультура детства: Дис. канд. культурологии: 24.00.

109. Корепанова М.В. Теория и практика становления и развития образа "я" дошкольника: Монография. Волгоград: Перемена, 2001. 239 с. ПО. Корнев СМ. Педагогические условия и средства поддержки социализации личности в комплексном центре образования: Дис. канд. пед. наук: 13.00.

111. Короткова Н.А. Современные исследования детской игры Вопросы психологии. М., 1985. №2.

112. Красова Т.Д. Педагогические основы нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности: Дис. канд. пед. наук: 13.00.01. -Липецк, 2001. 178 с.

113. Кремлев Ю.А. О месте музыки среди искусств. М.: Музыка, 1966. 63 с. 114.

114. Кремлев Ю.А. Познавательная роль музыки. М.: Музгиз, 1963. 60 с. Кривцун О.А. Ценности культуры и судьбы искусства. М.: Знание, 1989.-63 с.

115. Кузанов Ф. Музыкальное мышление в аспекте проблемы антологии музыки. М., 1993. 23.

116. Кззнецова Т.В. Оптимизация развития личности ребенка в условиях социально-культурной среды: Дис. канд. пед. наук: 13.00.05. М 1999. -270 с.

117. Кулагина Т.Ю., Серде Т.А. На пути к музьпсе: Метод, рекомендации для муз. Руководителей и воспитателей допшольных учреждений. Ульяновск, 1999.-71 с.

118. Культурологическое образование детей доппсольного возраста. Вып. 6. Мир игры; Игровые технологии формирования основ детских культур: Метод, пособие Бочкарева Л.П. и др.: Ин-т повышения квалификации и переподготовки работников образования. Ульяновск, 2000. 120 с.

119. Кунецова Е.Р. Обогащение содержания образа мира у дошкольников: Дис. канд. пед. наук: 13.00.07. М 1997.-243 с.

120. Купач Т.Ю. Педагогические основы социального воспитания дошкольников на культурно-исторических традшщях: Дис. д-ра пед. наук: 13.00.06.-м., 2000.-389 с.

121. Лангмейер К., Матейчик

122. Психическая депривация (изоляция) в детском возрасте. Прага, 1984.

123. Левкина Т.И. Воспитание социальной активности детей и подростков в учреждениях дополнительного образования в процессе художественнотворческой деятельности: Дис. канд. пед. наук: 13.00.

125. Леонтьев А.Н. Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста. М., 1995. 125.

126. Леонтьев А.Н. Избр. психол. произв.: В 2 т. М., 1

127. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. 4-е изд. М.: Изд-во МГУ, 1981.-584 с.

128. Лисрша М.И. и др. Развитие общения доппсольников со сверстниками М.: Педагогика, 1989.

129. Лисина М.И. Исследования по проблемам возрастной и педагогической психологии: Сб. науч. тр. М., 1980.

130. Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. М., 1

131. Лисина М.И., Сильвестру А.И. Психология самопознания у дошкольников. -Кишинев, 1983.

132. Лист Ф., Шопен Ф. [Пер. и примеч. А. Семеновского. Общ ред. и вступ. статья Я.И.Мильштейна, с 3-66]. 2-е, перераб. изд. М.: Мзиздат, 1956.-428 с.

133. Лист Ф.; Сб. творчества юных: Для детей. 5-е изд. М.: Рус. медведь, 1995.

134. Литвинова Н. Формирование игрового взаимодействия детей 5-го года жизни в сюжетно-ролевых играх: Дис. канд. пед. наук: 13.00.07. М., 1997.-170 с. 134.

135. Лихачев Б.Т. Педагогика: курс лекций. 2-е изд., испр. и доп. М., 1

136. Лихачев Б.Т. Простые истины воспитания. М.: Педагогика, 1983. 192 с.

137. Луговская П. Ритмические упражнения, игры, пляски. М.: Совет, композитор, 1991.

138. Лурия А.Р., Юдовргч Р.Я. Речь и развитие психических процессов у ребенка. М 1956. 138.

139. Макаренко А.С. О воспитании. М., 1

140. Марцинковская Т.Д. История детской психологии: Учебник для студ. пед. вузов. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1988. 272 с. 140.

141. Медушевский В.В. Интонационная форма музыки. М., 1

142. Методика музыкального воспитания в детском саду. Учеб. для учащихся пед. уч-щ. М.: Просвещение, 1989. 142. 143. Мид М. Культура и мир детства. М., 1

143. Мосалев Б.Г. Досуг: методология и методика социологических исследований.-М., 1995.-96 с.

144. Мосалев Б.Г. Социокультурное многообразие: Опыт целостного осмысления. М.: МГУК, 1998. 145. 146. 147.

145. Музыка средство объединения молодого поколения. Познань, 1

146. Музыка и движение. М., 1

147. Музыка и поэзия. М.: Музыка, 1

148. Музыкальное воспитание в детском саду. Спецкурс Рос. акад. образования. Ассоциация проф. образ. М., 1994. 149.

149. Музыкальное искусство и формирование нового человека. Киев, 1

150. Музыкальное образование личность культура: Сб. науч. трудов. Моск. гос. консерватория им. П.И. Чайковского. М., 1987. 151.

151. Музыкальное развитие детей от 3 до 7 лет. Екатеринбург, 1

152. Мусницкая Е.В. Сто вопросов к себе и к ученику: 1Сн. для учителя. М., 1996.

153. Надолинская Т.В. Педагогические основы драматизации в музыкальном воспитании младших школьников: Дис. канд. пед. наук. 13.00.01 Ростов-н/Д, 1996.

154. Нейгауз Г.Г. Об искусстве фортепианной игры: Зап. педагога Генрих Нейгауз. 6-е изд., испр. и доп. М.: Классика-ХХ1, 1999. 228 с.

155. Нестерова И.Б. Педагогические условия формирования социокультурных ориентации детей средствами музыкального театра-студии: (На примере Республики Марий Эл): Дис. канд. пед. наук: 13.00.01. М., 2000. 198 с.

156. Николаев А.В. Реализация социально-педагогического потенциала в центрах детского и юношеского творчества: Дис. канд. пед. наук: 13.00.05. СПб, 1995. 229 с.

157. Ницше и др. Сумерки богов. М., 1990.

158. Новикова Г.П. Музыкальное воспитание дошкольников: Пособие для практических работников дошкольных образовательных учреждений. М.:АРКТИ,2000.-202с.

159. Нужнова Н.М. Комплексная игра как средство социализации детей младшего школьного возраста: Дис. канд. пед. наук: 13.00.

160. УланУдэ, 2000. 150с. 160. О положении детей в РФ. Государственный доклад 1997 г. М.: Синергия, 1997.-С. 4-11; 25-32.

161. Оснач В.П. Организационно педагогичес1дае условия непрерывного профессионального музыкального образования. М.,1996.

162. Основы дошкольной педагогики Под ред. А.В. Запорожца, Т.А. Марковой.-М., 1985.

163. Основы педагогического мастерства Под ред. Зазюна И.А. М.: Просвещение, 1989.

164. Парыгин Б.Д. Основы социально-психологической теории. М.: Мысль, 1971. 165.

165. Пиаже Ж. Избр. психол. труды. М., 1

166. Писанина Т.Н. Теоретические основы социального воспитания второй половины XIX в. Общество, образование, человек. Ярославль, 1998.

167. Поддьяков Н.Н. Творчество и саморазвитие детей дошкольного возраста: Концептуал. аспект. Волгоград: Перемена, 1994. 168.

168. Полуянов Ю.А. Воображение и способности. М., 1

169. Посходиева Д.В. Социальная адаптация старших дошкольршков средствами народных игр: Дис. канд. пед. наук: 13.00.01. М., 2000. 158 с.

170. Практикум по допгкольной педагогике: Пособие для сред, и высш. учеб. заведений. М.: Анделия, 1996. 245 с.

171. Прима Е.В. и др. Воспитание социально-адаптированного поведения у дошкольников: Метод, пособие. Н. Новгород, 1998. 249 с. 172.

172. Радынова О.П. Слушаем музыку. М., 1

173. Раевский Е.П., Руднева Д. Музьпсально двигательные упражнения в детском саду. М.: Просвещение, 1989.

174. Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного воспитания Под ред. Л.А. Венгера. М., 1986.

175. Развитие самостоятельности и активности в дошкольном возрасте: Сб. науч. тр. СПб., 1996.

176. Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста Под ред. А.В. Запорожца, ЯЗ. Неверович. М., 1986.

177. Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста. М.: Педагогика, 1986.

178. Раненко М.Э. Общее музыкальное образование как средство социализации учащихся средней школы: Дис. канд. пед. наук: 13.00.01. Новгород, 1999.

179. Рерих Н.К. Культура и цивилизация. М.: Междунар. центр Рерихов: Фирма Бисан-Оазис, 1994. 146 с.

180. Римский-Корсаков Н.А. Летопись моей музыкальной жизни. 8-е изд. М.: Музыка, 1980. 453с. ("Снегурочка". "Сказка о царе Салтане". "Золотой петушок").

181. Российская педагогическая энциклопедия Под ред. В.В. Давыдова. М., 1993.

182. Ротерс Т.Т. Музыкально ритмическое воспитание и художественная гимнастика. "Физическая культура". М Просвещение, 1989. 183.

183. Рубинштейн Л. Основы общей психологии. М., 1

184. Руководство по раннему обучению. 3-6 лет. СПб., 1995.

185. Рыбалко Е.Ф. Возрастная и дифференциальная психология. СПб.: Питер, 2001.-224 с.

186. Рыбкин А.Т. Художественно-творческая деятельность детей дошкольного возраста: Учеб.-метод. пособие Пенз. гос. пед. ун-т им. В.Г. Белинского. Пенза, 2000. 123 с.

187. Рытков Д.А. Традиции народной инструментальной культуры в организации детского музыкального досуга: Дис. канд. пед. наук: 13.00.05. СПб., 1996.-201 с. 188.

188. Сабиров Х.Ф. Человек как социологическая проблема. М.: Наука, 1

189. Саванович И. В. Психологические условия гуманизации общения в образовательном процессе пед. вуза: Дис. канд. психолог, наук. Ставрополь, 1996.

190. Савинова М.В. Педагогические возможности художественного творчества в формировании музыкальной культуры подростков: Дис. канд. пед. наук: 13.00.05. СПб., 1995. 232 с. 191. Сав5Ш1кина П.Л. Эволюция детского творчества в условиях экспериментального совмещения вербальных и музыкальных компонентов познавательной деятельности дошкольников: Монография. СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2001. 48 с.

191. Севастьянова О.А. Психолого-педагогические условия развития творческих способностей детей дошкольного возраста в учреждениях культуры: Дис. канд. пед. наук: 13.00.05. М., 1996. 136 с. 193. 194.

192. Семенов В.Е. Социальная психология искусства. Л., 1

193. Сеченов И.М. Избранные произведения. М., 1

194. Сидорова Л.А. Использование народных сказок в нравственном воспитании детей старшего дошкольного возраста.: Дис. канд. пед. наук: 13.00.01. -Чебоксары, 2001. 191с.

195. Силе В-Я. Формирование индивидуальности в процессе социализации. Рига, 1980.

196. Синцова Л.К. Социализация личности и ее исторические формы. Л., 1986. 198.

197. Система детского музыкального воспитания Карла Орфа. Л., 1

198. Скотарева Е.М. Становление субъектности у дошкольников в музыкальной деятельности: Дис. канд. пед. наук: 13.00.

200. Снежко Л.М. Диалектика объективных условий и субъективных факторов в процессе социализации личности: Автореф. дис. канд. филос. наук. -Киев, 1971. 201.

201. Соколова Н.Д. Гуманизация воспитания учапщхся. Шадринск, 1

202. Сохор А.Н. Теория музыкальных жанров: задачи и перспективы Вопросы социологии и эстетики музыки. Л.: Сов. композитор, 1983. 203.

203. Социально-исторический подход в психологии обучения. М., 1

204. Социология на пороге ХХГ века. Новые направления исследований. [Под ред. СИ. Григорьева (Россия), Ж. Кожен-Хуттера (Швейцария).] М.: Интеллект, 1998. 272 с.

205. Спецкурс: Вариативные и альтернативные программы воспитания и обучения детей дошкольного возраста. М., 1994.

206. Спецкурс: Вариативные и альтернативные программы воспитания и обучения детей дошкольного возраста. М., 1996. 207.

207. Спок Б. Ребенок и уход за ним. Красноярск: Кн. изд-во, 1990. 441 с. Сухомлинский В.А. О воспитании. 5-е изд. М.: Политиздат, 1985. 270 с. 209.

208. Тарасова К.В. Онтогенез музыкальных способностей. М., 1

209. Теплов Б.М. Избр. труды: В 2 т. М., 1985.

210. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей. М., 1

211. Титма М.Х. Жизненные пути одного поколения [М.Х. Титма, О.Н. Балакирева, Ф.К. Веэрман и др.; отв. ред. М.Х. Титма]; Рос. АН, Ин-т социол. М.: Наука, 1992. 184 с.

212. Титов Б.А. Социализация детей, подростков и юношества в сфере досуга. СПб., 1996. 245 с.

213. Тихеева Е.И. Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста). М., 1981.

214. Ткачев Гуманизация педагогики Дошкольное воспитание. 1996. №3. 8.

215. Толстой Л.Н. Что такое искусство? Сост., вступ. ст. и коммент. ВВ. Основина. М Современник, 1985. 592 с.

216. Учитель, который работает не так: (опыт развития индивидуальности учеников и учителя). М.: Парсифаль, 1996.

217. Ушакова Т.Н. Функциональные структуры второй сигнальной системы. М 1979.

218. Ушинский К.Д. Воспитание человека: Статьи, произведения для детей К.Д. Ушинский; Сост. и авт. встзш. ст. Ф. Егоров. М.: Карапуз, 2000. 2 5 5 с.

219. Ушинский К.Д. Детский мир: Хрестоматия: Для детей, родителей и педагогов: В 2 ч. К.Д. Ушинский. Новосибирск: Мангазея: Дет. лит., 1998. 574 с. 221. 222.

220. Файнбург З.И. Коллективность в современном обществе. Пермь, 1

221. Фохт-Бабушкин Ю.У. Искусство и духовный мир человека. М., 1

222. Филиппова Л.В. Социализация личности и педагогическая деятельность общества: Дис канд филос. наук. Горький, 1985.

223. Филонов Г.Н. Формирование личности: проблемы комплексного подхода в процессе воспрггания школьника. М., 1983.

224. Франко Г. Роль ритмики в эстетическом воспитании детей. М.: Сов. композитор, 1989.

225. Холопова В.Н. Музыка как вид искусства. М.: Изд. Моск. Гос. консерватории им. Чайковского, 1990.

226. Хрестоматия по философии: Учеб. пособие МГУ им. М.В. Ломоносова. Филос. фак.; Сост.: проф., д-р филос. наук. П.В. Алексеев, доц., канд. филос. наук А.В. Панин. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Проспект, 1997. -571с. 228.

227. Чайковский П.И. Поли. собр. соч. Т.7. М., 1

228. Чиркова Т.Н. Методы изучения общения воспитателя с детьми дошкольного возраста: Учеб.-метод. пособ. к спецкурсу для дошкольных педагогов-психологов. Нижний Новгород, 1996.

229. Чумичева P.M. Взаимодействие искусств в формировании личности старшего доыпсольника Рос. гос. пед. ун-т. Юж. отд-ние РАО. Ростовн-Д.: Изд-во Рос. гос. пед. ун-та, 1995. 271 с.

230. Шаграева О.А. Детская психология: Теоретический и практический курс: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. 368 с.

231. Шацкий СТ. Избранные педагогические сочинения: В 2 т. Под ред. Н.П. Кузина и др.; Сост. Скаткин Л.Н. и др. М.: Педагогика, 1980. Т.1. 1980. 304 с. Т.2. 1980. 414с.

232. Шацких В.Н. Методика рштегративного обучения иноязьпшой культуре детей дошкольного возраста на примере интеграции французского языка, рисования, ритмики и музыки: Дне. канд. пед. наук: 13.00.

234. Шиппсина В. А. Движение движение. М.: Просвещение, 1

235. Шпикалова Т.Я. Волшебный мир народного творчества. М., 2

236. Штейнер Р. Педагогика, основанная на познании человека 7 лекщш, прочитанных в Торки (Англия). М., 1996. 237.

237. Шторк К. Система Далькроза. М., 1

238. Щербакова А.А. Музыка как способ человеческого общения. Л., 1986. -178 с. 239.

239. Эльконин Д.Б. Игра и психическое развитие ребенка. М., 1

240. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды Под ред. В.В. Давыдова, В.П. Зинченко; сост. Б.Д. Эльконин. М.: Педагогрпса, 1989. 554 с.

241. Эльконин Д.Б. Особенности психологического развития детей 6-7 летнего возраста. М., 1988. 242. 243.

242. Энциклопедический словарь юного музыканта. М., 1

243. Эриксон Э.Г. Детство и общество. СПб., 1

244. Якобсон Г. Психологические проблемы этического развития детей. М., 1984.