автореферат и диссертация по педагогике 13.00.05 для написания научной статьи или работы на тему: Совершенствование деятельности сельских клубных учреждений по экологическому воспитанию молодежи на национальных культурных традициях Молдовы
- Автор научной работы
- Флоря, Вера Ильинична
- Ученая степень
- кандидата педагогических наук
- Место защиты
- Москва
- Год защиты
- 1991
- Специальность ВАК РФ
- 13.00.05
Автореферат диссертации по теме "Совершенствование деятельности сельских клубных учреждений по экологическому воспитанию молодежи на национальных культурных традициях Молдовы"
— ¿'14.
МОСКОВСКИЙ ОРДЕНА ТРУДОВОГО КРЛС1ЮП) ЗНАМЕНИ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ КУЛЬТУРЫ
По правах рукописи
ФДОРЯ Вера Ильинична
. СОВЕРШЕНСТВОВАШЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СЕЛЬСКИХ КЛУНШХ УЧРЕЖДЕНИЙ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ МОЛОДЕЖИ НА НАЦИОНАЛЬНЫХ КУЛЬТУРНЫХ ТРАДИЦИЯХ МОДНО Ш
13.00,05 - теория, методика и организация куль ту рн о-прос е е тительн ой д ея тез льн о о ти
А ВТОРЕ'ФЕРАТ диссертации на соискание ученой стеигзтш кандидата педагогических наук
Москва-1991
Работа выполнена на кафедре организации и методики самодеятельного творчества Московского ордена Трудового Красного Знамени государа таенного института культура
Ь'аучшш руководитель
кандидат педагогических паук, и.о. профессора В.И.Закутский
Офацаалыше оппонент
- доктор нодагошческих наук, профессор В.О.Кузин
кандидат педагогических наук, и.о. доцента Н.И.Аксютик
Ведупщл организация
Республиканский центр русского фольклора Министерства культури РОФСР и Академии наук РСйСР •
' Защита состоится на заседании специалиаиров
ировапноро сов
1992 г. в
л>
час
совета К 092.07.01 по присувде )!!») ученой степени кандидата паук в Московском ордена Трудовоцо Красного Знамени государственном институте культури по адросу: 141400, Московская область; г. Хкшш-6, ул. Библиотечная, 7.
С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке Московского государственного института культури»
Автореферат разослан
199^
учений секретарь специализированного совета, {сяндидчт педагогических наук, доцент
Э.Ц.Петрова
г
' ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
, Актуальность проблемы. Решение экологической проблемы в современных условиях невозможно боз высокой культуры дриродополь-"Зоьания и дальнейшего развития концепции экологического воспитания населения, в первую очередь молодежи. От эффективности и результативности воспитательной работы зависит не только решенио экологической проблемы, но и-экономический, социально-политический и культурный уровни нашего общества. Решению этих вопросов большое внимание уделяется в правительственных документах, в массовых выступлениях общественных движений и организаций.
Проблемк сохранения природной среды, формирования культуры природопользования, возрождения нравственных связей человека о землей, сельского уклада жизни стоят как перед'всем человечеством, .так и перед каддым народом. Обострение экологической ситуации в республике Молдова произошло, в основном, по причине бесхозяйственного отношения к земле. Республика не располагает особыми природными ресурсами. Рудных и горючих ископаемых" на ее ■ территории не открыто, источники поверхностных и подземных 'вод весьма ограничены, лесов шло. Главным природным ресурсом являются плодородные почвы. Но, к сожалению, бездумная химизация и мелиорация сельского хозяйства правели к эрозии, засолению, потеря гумуса отдельных участков плодородных почв, к загрязнению подземных вод, что актуализирует тему данного исследования.'
В экологическом воспитании людей особая роль принадлежит национальным культурным традициям. Среди учреждений досуга наиболее оптимальные условия для решения этой проблемы представляются клубным учреждениям, самостоятельный характер работы; которых и добровольное участие в них требуют эталонов, норм, канонизированных образцов поведения, реализации общепризнанных куль. турных ценностей, воплотивших в себе в той или иной степени исторический опыт человочества. ' ' ■'
Молдова с древних времен славится самобытными традициями бережного отношения к природе, которые являются важной частью духовной жизни народа, связующи® элементами мезду природой и человеком. Критическое и в то же время бережное отношение к ним, активное использование их позитивных начал является одним из условий успешности экологического воспитания современной моло-
дежи. Сегодня назрела необходимость выявления действительных возможностей национальных культурных традиций в сохранении и передаче накопленного опыта экологического воспитания. Поэтому в деятельности клубных учреждений необходимо выработать механизм функционирования национальных культурных традиций в социокультурной деятельности по экологическому воспитанию населения Модцовы.
Вместе с тем анализ практики дает основание утвервдать, что в клубных учреждениях республики нет достаточного влияния национальных культурных традиций на формирование экологической ' культуры населения. Традиции как система народного опыта воспитания часто игнорируются, их возможности не оцениваются и не используются работниками культуры в своей деятельности. Отсутствует научное обоснование и методическое обеспечение экологического воспитания населения в клубных учреждениях на нацио- . нальных культурных градациях Молдовы.
Налицо противоречие между объективными возможностями по экологическому воспитанию населения Модцойы на национальных' культурных традициях и реальным уровнем их реализации в клубных учреждениях* Следовательно, актуальность данной проблемы определяется потребностью выявления уровня влияния национальных культурных традиций Молдовы на формирование экологической куль. туры молодежи в клубных учреждениях и согэршенствованием деятельное ты последних.
Степень научной разработанности проблемы. Современная экологическая ситуация включает в себя большое количество разнообразных, но тесно связанных друг с другом проблем социально-философского, политического, культурологического, педагогического, этнографического характера. В; советской и зарубежной литературе нашла свое отражение большая работа по выявлении и анализу этих основных: направлений современной экологии. Значительный вклад в разработку названных проблем внесли труды таких ученых,.как В.А.Анучин, С.Н.Артановский, Н.Г.Васйльев, В.И.Вернадский, Д.И.Гвишиани, Э.ВЛруеов, В.И.Козлов, А.Н.Кочорпш, Й.Д.Лаптев, Д.С.Лихачев, А.Ф.Лосев, Ю.Г.Марков, Н.Н.Моисеев, Н.Ф.Рвймерс, А.Д.Урсул, И.Т.Фролов и др.
Ценный вклад в развитие идеи теологического воспитания внес великий русский педагог, К.Д.Уиинский. Кто идри получили
»
дальнейшее развитие в творчестве выдающегося советского педагога В.А.Сухомлинского. В последующих работах сущность экологического воспитания и содержание воспитательного процесса в системе школьного образования раскрыли И.Д.Зверов, А.Н.Захлеб-ный, Л.П.Печко, И.Т.Фролов, А.П.Сиделковский.
Экологическое воспитание стало предметом социально-философского анализа в работах- В.С.Липецкого, Э.В.Гирусова, Э.А.Бе-ридзе, Е.А.Плеханова, М.Н.Фоминой и др. Они определили ого цели, средства, место .в системе общественного воспитания, обобщали опыт воспитательной работы, накопленный в пашей стране.
В философских исследованиях А.М.Галеевой, Э.В.Гирусова, Л.'Н.Когана, Д.С.Лихачева,' З.С.Марааряна и др. экологическая культура представлена как целостное образовайяе общественио-исторической практики. В работах И.Ю.Солдаткиной, Н.Н.Хрэменко-ва, Е.А.Плеханова внимание сконцентрировано но определении субъекта экологической культуры, на вопросах экологического ' воспитания.
Анализ проблем экологического воспитания на национальных культурных традициях Иодцош опирается на широкий круг исследовательских работ, посвященных. более обегал вопросам культурологии, зтаографпи, этнопедагогигл. Большой вклад в реиение этих проблем вносят труда татгх ученых, как В.И.Бруднцй, Г.Н.Волков, В.С.Зеленчук, С.II.Иконникова, Л.Н.Коган, В.И.Козлов, Э.С.Нар-карян, В.Мояуев, !0.В>Попович, И.В.Суханов и др.
В ход о лсследовэнга т опирались та1сгл на публикации известных советских специалистов в области педагогики и сонно-культурной деятельности: Ю.П.Азарова, А.И.Арнольдова, Л.И.Беляевой, Д.М.Гонкина, А.Д.Заркова, А.С.Каргзна, А.А.Консвича, Я.Л.Стрельцова, В.Е.Триодана ц некоторых других, названных в списке использованной литературы.
Реиепии ряда проблем подготовки и лсвшяенот квалификация работников культуры, руководителей коллективов художественной самодеятельности способствовали исследования Т.И.Баклановой, В.И.Ззкутского, Т.Г.Киселевой, и др.
Близкими к нашему исследованию являются работа Н.И.Аконита и Д.Ф.Глеба, которого рассматривают специфику и процесс экологического воспитания в клубе как аспект различных неправ-
доний воспитания*. Однако, экологическое воспитание средствами рациональных культурных традиций рассматривалось в основном в философской литература, но только в связи с другими проблемами более глобального масштаба. В педагогическом плане эта проблема мало изучена. Наша работа -является первой попыткой раскрытия воспитательного потенциала национальных культурных традиций в экологическом воспитании молодежи в условиях сельского клуба.
Целью исследования является научное обоснованно совершенствования деятельности сельских клубных учреждений Молдовы по экологическому воспитанию молодели на национальных культурных традициях, разработка педагогической программы и методики ео реализации.
Цель определила следующие задачи исследования.;
1. Проанализировать теоретическую и историческую разработанность исследуемой проблемы, развитие прняту.йно-тврминологи-ческого аппарата.
2. Раскрыть в историческом аспекте воспитательные возможности национальных культурных традиций Молдовы п<3 экологическому воспитанию.
3. Определить систему национальных культурных традиций Молдовы, обеспечивающих формирование экологической культуры населения в сельских клубных учреждениях.
■ 4. Изучить механизм функционирования клубного учреадения по экологическому воспитанию на национальных культурных традициях. •
5.-Разработать и апробировать педагогическую программу по совершенствовании деятельности сельских клубных учреждений по экологическому воспитанию молодежи на национальных культурных традициях.
6. Исследовать эффективность и достоверность предлагаемой . методики в ходо экспериментальной работы и предложить рекомендации по ее внедрению в деятельности сельских клубных учреждений.
* См.: Ахсютик Н.И. Клуб в система экологическогр воспитания: Автораф. дне. ... канд. под. наук. - Л., 1905; Глеба Д.Ф. Теория и методика вкологлчнекого воспитания старшеклассников в условиях сельских клубных учреждений: Автороф. дис, ... канд. под. наук. - М., 1985.
На основе теоретического анализа проблемы и.изучения практической деятельности клубных учреждений Молдовы била .разработана следующая гипотеза: совершенствование деятельности клубных учреждений по экологическому воспитанию на национальных культурных традициях Молдовы может быть достигнуто при условии учета потенциальных возможностей сельского клуба, способного вести активное возрождение'национальных культурных традиций в экологическом воспитании и определении соответствующего механизма влияния национальных культурных традиций на формирование экологической культуры молодежи.
Объект исследования - деятельность сельских клубных учреждений Молдовы по экологическому воспитанию молодежи на национальных культурных традициях.
Предмет исследования - процесс совершенствования деятельности сельских клубных у^реадэний по экологическому воспитанию молодежи на национальных культурных традициях Молдовы.
Методологическую основу исследования составило диалектико-материалистическое учение о взаимодействии общества и природы^ о сущности экологического воспитания, об исторических корнях л своеобразии национальных культурных традиций.
Особое значение для исследования имеет созданная великим русским ученым В.И.Вернадским биогеохииическая'концепция биосферы и идея перехода биосферы в ноосферу. Б работе широко используются результаты исследований советских и зарубежных ученых, посвященных различным'аспектам экологической проблемы.
Диссертант в своей работе использовал труды французского ученого палеонтолога П.Тейяр де Шардена, физика и математика Э.Леруа.
Базам исследования явились сельские клубные учреждения Ниспоренского и Орхейского районов Молдовы, отобранные на основании случайной внбортш и составляющие 10 % от количества сельских клубных учреждений этих районов, что позволяет считать данную выборку достаточной для получйпия.достоверных и обоснованных результатов.
Экспериментальная работа проводилась в Доме культуры оела Кукурузенн Орхейского района (экспериментальный) и в Доме культуры села Грозеготы Ниспоренского района (контрольный). Ш'исходили. из того, что в выбранных базах исследования .накоплен положительный опыт яоепптэнлл молодежи на национальных кулътур'шх
•традициях Молдовы, заслуживающий обобщения. Анализ работы вышеназванных 1слубных учреждений позволяет определить типичные чорты экологического воспитания и с большей вероятностью определить закономерности его совершенствования. Эти клубные учреждения расположены в центральной зоне республики и характеризуются одинаковыми демографическими, материально-техническими, кадровыми дэшшдш, а такяе являются наиболее типичными учреждениями культуры сельской местности республики.
Организация и методы исследования. Исследование проводилось в течение четырех лот (1987-1991 гг.), в три этапа.
Порви!! этап (1987-1989 гг.) предусматривал изучение и анализ философской, исторической, этнографической, социологической, педагогической и илубоведческой научной литературы с целью теоретического анализа состояния проблемы. На этом этцпе происходила разработка концепции, программы, инструментария и методики исследования, подбор баз для проведение экспериментальной работа. На основе анализа документов, ма-териглов, периодической печати, монографий и др. публикаций по интер зсующим автора проблемам была сформулирована методологическая часть программы исследования и намечен ео процедурный раздел. Это составление социологической документации - анкет, опросных листов, карт, планов бесед, которые, впоследствии проводились со всеми категориями молодело!.
• На дтопом этапе (1989-1990 гг.), носившем характер экспериментального исследования, в обоих сельских домах культуры проводилось изучение объективных, возможностей совершенствования деятельности сельских клубных учреждений по экологическому воспитанию молодеет на национальных "культурных традициях Мол-дорн, а также степени реализации этих возможностей на практике.
Но основе контонт-анализа документации было изучено состояние деятельноего сельских клубных учрездоний по экологическому воспитанию молодежи на национальных культурных традициях, ■осуществлялся практический поиск форм и методов экологического воспитания, изучался народный опыт берекного отношения к пргро-до. Наряду с этим был выявлен и реальный уровень деятольнгн'тч контрольного и околериментпльного домов культуры.
Опрос• 440 молодых «гголой сел Орхейского и ?{испорвнккогр р.яЯонор рпс'пу^лига! поптншгл .уточнить возможности соиертонотро--
вания деятельности сельских клубных учреждений* по экологическому воспитанию молодолш на национальных культурных традициях. Тагае опросом охвачено 230 сельских клубных работников, что со-ставляот около 10 % от общего количества.
Проведенный опрос позволил получить социологический материал об отношении населения к сохранения национальных культурных традиций, экологии и деятельности клубных учрегдепгЛ в этих направлениях и послуяил основой поясково-констатиругаюто исследования. Вяцслодстюш била разработана лрогр.?м:.га совершенствования деятельности сельских клубных учреждений по экологическому. воспитан™ на национальных культурных традициях Ыолдош на экспериментальной базе, предложенной диссертантом в виде календаря' экологического воспитания.
На третьем этапе (1990-1991 гг.), носирием формируюгцнй характер, проводилась опытно-экспериментальная работа по внедрению в практику разработанной овтороч прогрет,та совортаонстоова-штя деятельности сельских клубных учреждений по экологическому тсвютглпп колоде, ли
Ссциально-подсгогкчосз^З знсперкмонт зкяочал проведение угасла ;^льт?г-"0-врозветлтс!.,7>нчх пзрепрплгй с -.сонкротныш цоло-тг:?.I устокопт-г/п. рпссгсташ'лг'тт на рэзллчшю талы зудатор;«,!. Поело ктдого мероприятия проводился опрос, выяснялось гаогста его учесипгпов, сорздахзлась стошшь ео вопдейсизяя на зрато-3 процоссо экслср'Г'зптз, и подготовка и проведении иоро-¡¡Плг.'й оопоплое ггтазшмв уделялось созданию условий 'для наибо-л-7о эффективного зоздсйствяя нзцзонзлымх культурных традиций п экологическом гемшталгл молодея!.
В азгуото-соятябрз 1991 г. подводились окончательные пто-ггг тхаг.здссглкя. Г?оч»1Г.:еь основные георатичоекпо паода, сопоставились с даюпхя начального этапа исследования, ооуг.естп-лялаот» проверка походаоЛ гипотеза и конкретных результатов спутпо-экспериментальной работ:?. С этой цедыэ бил произведен лолтпосгветшЯ л тотестгетшй анализ* рогультатоп, их гато'птгг-чзскоя обработка, сттряретадая полученных данных. Цделоик сбобсзпчпэ заключения ло результатам исследования.
Досторерпость исследования обеспечивалась пеполъзолашюм пи вое" ?талах ядепгачного инструментария, лрямонепа^м птпгЪ-.•¡"лолчл г'згоди-:, организацией р^сяерт.тгп.-гьио-огттосД ра-
Научная новизна и теоретическая значимость исследования состоя* в следующем:
- настоящая работа является одной из первых попыток анализа теоретических основ деятельности учреждений культуры по экологическому воспитанию на национальных культурных традициях Модцовы. Диссертант уточняет и высказывает свою точку зрения
на определение понятий "экологическая культура" и "экологическое воспитание";
- ретроспективно рассмотрены культурные традиции Модцовы, их корни, социально-исторические условия возникновения и развития, некоторые предпосылки их возрождения;
- впервые рассмотрены роль и значение' национальных культурных традиций Молдовы в экологическом воспитании молодежи, механизм функционирования клубного учреждешш в данном направлении;
- осуществлен новый подход к методике подготовки и проведения мероприятий экологической направленности, с этой целью разработана педагогическая программа, а в ее рамках календарь экологического воспитания, предполагающий 'обогащение аграрно-обрядового календаря экологическим содержанием.'Разработанная методика экологического воспитания на национальны« культурных традициях.широко используется в республике л дает положительные результата;
- определены основные направления деятельности учрездений культуры по охране памятников природы, истории и культуры:
а) через туриотско-краеведческую деятельность; б) путем широкого взаимодействия учреждений культуры с общественными движениями;
- рассмотрены основные требования, предъявляемые к клубному работнику в области экологического воспитания на национальных культурных традициях, высказаны предложения по совершенствованию их профессионально-квалификационной подготовки.
Практическая значимость исследования состоит в разработке педагогической программы деятельности сельских клубных учреждений по экологическому воспитанию молодежи на национальных культурных традициях Модцовы, в выработке научно обоснованных рекомендаций, по ее совершенствованию.
Внедрение разработанной мотодигл экологического востгннкя но национальных культурных традициях Молдовы покапало" ее продуктивность, успешно применяется сельскими клубными учреждениями
Орхейского, Страшоиского, НиспоренскоГб районов республики и может бить внедрена в сельских ¡слубних учреждениях другах регионов страны.
Материалы, подученные в ходе исследования данной проблемы, могут быть использованы и в институтах культуры в процессе преподавания курсов "Теория и история социокультурной деятельности", "Методика социокультурной деятельности", "Фольклор и этнография", "Организация и методика народного творчества", "Охрана природа в деятельности КДУ".
Содержание диссертации послужит подспорьем для чтения лекций на курсах повышения квалификацш! кадров культуры и искусства системы Министерства культуры и культов Молдовы,' н подготовке и проведении научно-практических семинаров республиканского центра народного творчества.
Апробация результатов исследования осуществлялась путом:
- публикации его материалов в печати;
- обсуждетш результатов исследования на Всесоюзной научной конференции "Национальные и социально-культурные процессы в СССР" (Омск, 1990 г.), в выступлениях на республиканской научно-практической конференции иа тему "Роль искусств в воспитании .творческой личности" (Кировоград, 1990 г.), на Всероссийской конференции студентов и аспирантов вузов культуры и искусства (Ленинград, 1990 г.), на общенаучной конференции аспирантов и студентов (Москва,.1991 г.), но итоговой нвучно-практиче-ской конференции Молдавского государственного института искусств за 1990 г. (Кишинев, 1991 г.).
Структура диссертации подчинена логике научного поиска и последовательного изложения его результатов. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литерату-рн и нрилоурний.
Во введении рассматривается актуальность теш, анализируется степень научной разработанности проблемы, определяется объект, предмет, цель, задачи, методика исследования, обосновываются новизна, теоретическая и практическая значимость диссертации.
р первой гласе анализируются и обосновываются методологические и тлорогичоскип ооиоктн темы, ретроспективно рассматриваются »пцншпльнчо культурник традиции Модцоры р специфика
клубной деятельности по экологического воспитанию молодежи села.
ГЬ ртрпг-П глпео описанн результата экспериментальной работы по шлвленюз наиболее объективных форм и методов совершенствования деятельности клубных учрездоний в исследуемой области, рассматриваются основнне направления их деятельности по охране памятников природы, истории и культури, выявляются резерву подготовки и 'повышения квалификации кадров.
В згп-тячонли подводятся теоретические и практически итоги исследования. Определен;! перспективы дальнейшей разработки проблем экологического воспитания на национальных культурных традициях, высказаны рекомендации.
Ирплогенгш вытачают пнетрумоитарий исследования.
ССЮШОЕ С0дг?2Л1С1Е ДИССЕРТАЦИИ
Глава I "Теоретические основ;! экологического воспитания г.;олодо-'Л1 на национальных кульгурнцх традициях в сельских глуб-¡П1Х учреждениях Молдов::" состоит из трех параграфов.
Б первом параграфе "Экологическое воспитанно молодев на национальных культурных традиции в клубных учреждениях как. предают исследования" подчеркивается, что диалектико-кзторна-лиотячвекое ученио о вэьжодо11спз:к общества и природа, концепция В.П.Езрпздского о переходе биосфари в ноосферу ясляптея фуцдамепталышкп для данного исследования. Преодоление современного экологического кризис и возмогло только на бззе формирования окологлчоской культура кок отдельных дикоГ», таг. к общества в целом. Такой подход, при плкилиС. непростой экологической ситуации е миро, отззочаот интересам социального прогресса, таг. как псторкчесш человек развивал собственную культуру в гармонии с природой, о слоливлаяся глобальная экололпоская обстановка - ото рэзудьтат нарушения равновесия мс<г.цу достигну-там уровнем.человеческой культура и законами развития природа.
Подввргротся анализу и в.чявляются достоинства и недостатки сувяоп'укшмх » науке определишь экологической культуры. Сна определяется как. яарзктеристяка взаимодействуя человека г при-
роди, которая предполагает осознашш'сть не только закономерностей, но и последствий этого взаимодействия. Под экологино-ской культурой понимается синтез экологических знаний, умений, навыков и нравственных качеств, проявлявшийся в процессе экологической и социокультурной деятельности личности. Автор не ставит себе задачу охватить полностью все философские аспекты экологической культуры, а попытался рассмотреть сс как основную цель экологического воспитания личности молодого человека, •тлеющую свою специфическую структуру. Аргументированный анализ ее основных структурных элементов, по мнению автора, поможет придать организационной деятельности клубных учреждений по ее формированию более целенаправленный характер.
Делаотся вывод, что форсированно экологической культуры .личности но сгладывается стихийно, ео необходимо воспитывать. Подчеркивается, что в. основу концепции экологпчоского воспитания в клубе должно быть положено принципиально раяноо положение марксизма о примате общечеловеческих ценностей над классовыми. Это означаит, что эффективность преодолсшш современных социально-экологических трудностей зависит от степени интягри- . рованпостл национальной экологической стратегии с глобальной стратегией (обссчоловечоской). Национальная экологическая отрз-тогая определяется как программа действий отдельного региона, направленная но сохранение общечеловеческого достояния (природ;; планеты), скоординированная в планах своего развития с задачами и нормаг.и международной экологической практики и последовательно реализуемая с учетом социокультурных ocodeiiHOCTeü данного рогиона, народа,
В мчтодилопппоком плапо рассматриваются основополагающие педпгогачостаю фактор», формирующие экологическую культуру в процессе целенаправленного воспитания в клубе. Б качестве педагогических факторов экологического воспитания молодеет автор выделяет науку, искусство, национальные культурные традиции.
Если наука оказывает благоприятное воздействие на формирование экологического сознания, п искусство в силу своей специфики действует на гмтеоюпплт-но-тутчтетгм восприятии прекрасного, ТО ППНИОНПЯМШ" культурнно ТРЯДШСН! ОПДСГГ-П 71 соб" программу поведется n<vionw> в г.'ире .jpaj'ími. 0тмг'Ч1"гся, что тглда-И'.'Н' становятся ,!гг>|!ст»"!нпым (Тч/тср'" " Форглр-'тгти эиплпт-нчпекг'ч
культури личности в том случае, когда к ним подходят диалектически, творчески, с учетом моста, времени, обстоятельств. Сама традиция при этом рассматривается как деятельный процесс воспроизведения той социокультурной и природной среда, в которой формируется личность.
Выявляя роль и место национальных культурных традиций в обиой системе факторов, влияющих на формирование экологической культуры, автор определил их черты и особенности с позиций концепции, развиваемой в диссертации.
Во втором параграфе "Историко-этнографичоский анализ развития национальных культурных традиций Молдовы" ретроспективно рассматриваются национальные культурные традиции Молдовы, их корни, социально-исторические условия возникновения и развития, некоторыо предпосылки их возрождения. Обосновывается возможность и целесообразность использования национальных традиций в формировании экологической культуры. Воспитательные возможности национальных культурных традиций Молдовы, их место и роль в экологическом воспитании молодежи, обусловленные нравственно-экологическим опытом народа и поддержанные силой общественного мнения, связаны с включением молодого поколения в реальные общественные отношения.
В третьем параграфе "Специфика педагогического процесса в -клубных учреждениях по экологическому воспитанию молодежи на национальных культурных традициях" подчеркивается, что специфика клубной деятельности по экологическому, воспитанию молодежи па национальных культурных традициях состоит в том, что личт ность молодого человека формируется в традициях как в конкретных ценностях социума. Окружающая природа, существующие тради-.ции создают вокруг молодежи "поле педагогического воздействия", определенную культурную среду, которая служит питательной средой для экологического воспитания.
Важнейший показатель экологической культуры - практические действия человека по сохранению и совершенствованию природно-' культурной среды. Только в такого рода деятельности происходит интериоризацил природоохранных традиций народа в сознание, переход знаний в убеждения. &тдэча клубных учреждений состоит в правильной организации педагогического процесса, в выборе самых ценных традиций и наиболоо оптимальных путей их освоония.
Глава Ц "Основные направления совершенствования деятельности сельских клубных учреждений Ноддовц по экологическому воспитанию молодежи на национальных культурных традициях" состоит из трех параграфов.
В первом параграфе "Сравнительный анализ форм и методов ■ деятельности сельских клубных учреждений Молдовы по формированию экологической культуры молодежи" рассматриваются результаты эксперимента по выявлению наиболее эффективных форм и методов деятельности учреждений культуры по экологическому воспитанию молодежи на национальных культурных традициях. Модцовы.
Исходя из теоретических основ исследования, автор обосновывает необходимость углубления педагогического содержания современных форм социокультурной деятельности по формированию ' экологической культуры, обогащение их нравственно-экологическим опытом предшествующих поколений.
В этих целях на экспериментальной базе была^ разработана и внедрена программа совершенствования деятельности сельских клубных учреждений по экологическому воспитанию на национальных культурных традициях Модцовы, а в ее рамках праздничный календарь эколох'ичоского воспитания. Последний представляет собой последовательный по времени, сложившийся в практике свод социальных норм и практических действий, гармонизирующих взаимоотношения мевду человеком и природой, Календарь отражает современный- механизм функционирования нравственно-экологических ценностей прошлого и призван обеспечивать содержательную, нравственную сторону 'градаций, указывая продпочтйтелыша формы экологической деятельности в текущей экологической ситуации.
Проведенный эксперимент но только подтвердил, но и обогатил гипотезу исследования. Опираясь на оценки экспертов, беседы с участниками, отзывы в печати и полученные от директора районного управления культуры экспериментальной базы исследования, можно сказать, что разработанная методика использования национальных культурных традиций в экологическом воспитании молодежи села оправдала себя.
Об успешности эксперимента свидетельствует рост удовлетворенности молодеют работой дома культуры по экологическому воспитанию. Доля респондентов, положительно оцвнигшшх его деятельность, возросла'с 49,32 % п 1990 г, до '72,58 % в 1991 г. Возросло количество молодежи, жолнмЦ'эД «статься и дпльшо ?чт> в
родном селе, от 49,09 % в 1990 г. до 64,08 % в 1991 г. и снизилось количество желающих уехать из села от 20,45 % в 1990 г. до 18,38 % в 1991 г., с 18,18 % до 14,68 % снизилась доля респондентов, желающих уехать на постоянное жительство в город.
Эффективность эксперимента подтверждается также сравнительным анализом респондентов опрошенных групп, участвовавших в эксперименте, и контрольной по основным параметрам экологической культуры, разработанных автором в процессе исследования.
Эксперимент показал, что демократизация клубной деятельности, предполагающая взаимодействие национальных культурных традиций и новаторства, расширила представление о возможностях использования нравствешю-эколбгнческого опыта в современной социокультурной деятельности по формированию экологической культуры молодеот села, а также обогатила арсенал форм и методов 1мубнсй деятельности по экологическому воспитанию населения.
Совершенствование деятельности сельских клубных учреждений по экологическому воспитанию молодекк на национальных культурных традициях возможно при условии: " •
1) популяризации народно-эмпирического опыта взаимодействия человека и природы, традиций бережного отношения к природе в кулътурно-досуговой деятельности клуба;
2) учета местных культурных традиций, особенностей хозяйствования и гязнедоятельности конкретного села, региона;
3) использования костного материала, связанного с охраной прзродно-культурно" среда данного села, .региона, учет мастной экологической ситуации; . .
4) формирования умений и навыков рационального природопользования, природоохранительной деятельности через традиционные формы клубной деятельности;
5) существенного расширения географии клубных мероприятий с целью охвата колодеш не только в клубе, но и в традиционных местах проведения досуга на селе - на площади, улице, в парко, в лесу;
6) широкого привлечения молодежи к подготовке и проведению клубных мероприятий по экологическому воспитанию с использованием национальных культурных традиций.
Во втором параграфе "Совераенствоппнио жолого-культурной деятельности учрогздоиий культуры Молдовы по охрани памятников
природы, истории и культуры" рассматриваются некоторый предпосылки возникновения зколого-культурной деятельности, высказываются предложения по еа организации и развитию ы условиях учреждений культуры республики. Автор предлагает учреждениям культуры строить свою деятельность пр охране памятников природы, истории и культуры по днум основным направлениям: а) чероз туристско-краоведческую деятельность; б) путем широкого взаимодействия учреждений культура с общеетвешшш движениями.
Анализируется эколого-культурная деятельность общественных движений республики на примере Экологического движения Молдовы и эколого-культурного объединения "Феникс". Обосновываются их потенциальные возможности а решении проблем выявления, изучения и сохранения природного и культурного наследия конкретной местности и национального достояния в целом. Подчеркивается, что они играют большую роль в удовлетворении потребности изучения •прошлого, познании окружающей действительности, в приобщении населения к культурным традициям Молдовы. Действуя на общественных.началах, они представляют возможность для творческой деятельности, направленной на улучшение приро,дно-культурной среды родного крап, на формирование экологической культуры.
Третий параграф "Подготовка и повышенно квалификации кадров - наглейшее направление совершенствования деятельности сельских клубных учрождений в экологическом воспитании молодея! на национальных культурных традициях" посвящен анализу проблем профессиональной подготовки, клубных работников республики в аспекта данного исследования.
Опрос солъских клубных работников показал, что только 17,83 % респондентов проводят работу по экологическому воспитанию на национальных культурных традициях и связанных с ними формах клубной деятельности; 44,34 % опрошенных работников культуры но удовлетворены'работой своего клуба по экологическому воспитании. Культработники республики в своей массе недостаточно зна^т м'ддмлску» народную культуру и местные традиции, в частности, 71,34 1- опрошенных признали, что у них недостает рнпний п облР(,,г!! [юльклоргтетики, народных традиций. Такое поло-" жппие обусловлено низким уровнем подготовки специалистов п учебных заведения^ республики и слабым методическим обеспечением сельских клубных учреждений в пблпети экологического воспитания на национал!, гшх культурных традициях Молдовн. .
Автором высказываются предложения по улучшению деятельности учебных заведоний, республиканских курсов повышения квалификации сельских клубных работников, центра народного творчества Министерства культуры и культов республики, методических служб районных управлений культуры в аспекте исследуемой проблемы. •
В заключении подводятся основные итоги исследования, сопоставляются с исходной гипотезой исследования, формулируются выводы и рекомендации, предлагаются дальнейшие направления в изучении этой проблею!.
По томе диссертации опубликованы следующие работы:
1. Национальные культурные традиции как фактор .формирования экологической культуры // История культуры советского общества: Всесоюзная научная конференция "Национальные и соцналь-но-культурные процессы в СССР". Тез. докл. - Омск, 1990. -
С. 172-174.
2. Некоторые аспекта становления и развития экологии культур! // Conferíate de totalizara t Euncii etllntiílcoMaetodice
a profeoorllor. Institutulul do arto pe anuí..... 1990
22-2Gaprilio 1991 (Tétele rajportuailor »1 commioirllor} Instltutul de arte die Moldova.- Cbislimu, . ~ c» 32-
33.
3. Роль искусства в экологическом воспитании личности // Республиканская научно-практическая конференция на тему "Роль искусств в воспитании творческой личности". (26-30 ноября 1990 г. в г. Кировограде): Тез. докл. и выступлений. - Кировоград, 1990. - С. 63.
4. Традиции и новации // Информация Всероссийского музыкального общества. - Н., 1991. - йхп. 1(13). - С. 55-57.
5. Экологический подход как условие дальнейшего развития национальных культурных традиций (на примере Молдовы) // Актуальные проблемы культуры: Общенаучная копферчнция 1В-26 апреля 1991 г.: Тез. докл. аспирантов и студентов / МШК. - М., 1991. -С. 76-77.