автореферат и диссертация по педагогике 13.00.05 для написания научной статьи или работы на тему: Теория и педагогические технологии формирования личности руководителей художественных специализаций (режиссеров)
- Автор научной работы
- Нефедова, Елена Георгиевна
- Ученая степень
- доктора педагогических наук
- Место защиты
- Москва
- Год защиты
- 2000
- Специальность ВАК РФ
- 13.00.05
Содержание диссертации автор научной статьи: доктора педагогических наук, Нефедова, Елена Георгиевна, 2000 год
Актуальность исследования. Реформирование современного общества, изменения в сфере культуры в целом и в практической деятельности учреждений культуры, непрерывно меняющаяся реальная действительность обусловливают потребность в художественно-педагогических кадрах культуры, специалистах народного художественного творчества - личностях не только профессионально компетентных, ориентированных на творчество, но и обладающих развитым профессиональным самосознанием, креативностью, четкими мировоззренческими позициями.
Однако, как показывают эмпирические исследования, многие практические работники культуры художественного профиля недостаточно сознают творческую сущность своей профессии, некоторые не обладают творческим потенциалом, творческой активностью, стремлением к самопознанию и профессиональному самосовершенствованию, не ориентированы на экономическую сторону своей деятельности. Уровень профессиональной деятельности специалистов культуры не соответствует новым условиям.
Высокие требования к качествам личности и уровню профессиональной подготовленности специалистов культуры обусловливают необходимость формирования определенного "профиля личности" у студентов в процессе вузовской подготовки, что вызывает потребность в разработке ее теоретических основ и современных педагогических технологий.
В особом положении сегодня находятся провинциальные вузы культуры и искусства. Устойчивая тенденция резкого падения рождаемости, сокращение миграции населения, ограниченность в выборе учебного заведения, финансовые трудности - эти и другие причины обусловливают необходимость разработки принципиально иных подходов к подбору и подготовке кадров в регионах России.
В связи с этим перед учебными заведениями культуры и искусств, готовящими режиссеров и актеров для театральных коллективов, стоят сложные и ответственные задачи — совершенствование учебно-воспитательного процесса в вузе, поиски более эффективных путей формирования профессиональных и личностных качеств будущих специалистов, вооружение их всей совокупностью знаний и навыков, необходимых для плодотворной творческой деятельности. При этом разработка методологических и педагогических основ обучения имеет первостепенное значение. Учитывая специфику преподавания режиссуры и мастерства актера в институтах культуры и искусства, необходимо разрабатывать вопросы последовательного применения во всем учебном процессе принципа воспитывающего обучения. Этот принцип диалектически соединяет в себе проблемы содержания, форм и методов обучения с задачами, формами и методами воспитания.
Исследование вписывается в международную программу ЮНЕСКО "Традиционная культура и образование".
Коренные преобразования в обществе создали реальные предпосылки для демократизации и гуманизации высшей школы. Приведен в действие механизм ее саморазвития, в основе которого лежит творчество преподавателей, их инновационная деятельность. Для отечественной педагогики традиционны исследования инновационной деятельности педагога с точки зрения теории и практики внедрения передового педагогического опыта в области формирования личности специалиста художественного профиля.
В методологическом плане проблему инновационной деятельности правомерно рассматривать в параметрах конструирования системы учебно-творческого процесса в контексте общей стратегии образования.
Инновационная творческо-педагогическая деятельность определяется отказом от известных штампов, стереотипов в обучении, воспитании и развитии личности студентов, выходит за рамки сложившихся нормативов, создает предпосылки для разработки новых педагогических технологий, реализующих эту деятельность.
Сегодня, как никогда, актуальна разработка стратегии, прогнозирование и перспективное моделирование новых технологий обучения и воспитания в высшей школе, отражающие актуальные направления в дидактике высшей школы, связанные с концептуальными основами активизации познавательной деятельности студентов вузов культуры и искусств путем совершенствования всех элементов системы "субъект воспитания— средства воспитания— объект воспитания" в изменяющихся условиях.
Благодаря системному представлению творческой сферы деятельности одновременно в качестве объекта изучения и моделирования, как целостной, сложной структуры, обладающей определенными функциями и динамикой творческого развития, появляется целый ряд возможностей формирования личности специалиста художественного профиля. Профессиональная подготовка таких специалистов нуждается в новом осмыслении как на теоретико-методологическом, так и на практическом уровне.
В контексте вышесказанного, суммируя все имеющиеся точки зрения относительно сущности творчества, можно выделить два основных подхода: гносеологический и аксиологический, которые подчеркивают неразрывность творчества с судьбами цивилизации, со смыслом человеческой жизни и истории.
Отсюда можно сделать вывод, что творчество —это процесс человеческой деятельности, создающий качественно новые материальные и духовные ценности в интересах общественного прогресса.
В связи с этим, существенным признаком истинного творчества является принципиальная новизна и ценность полученных результатов, принятие нестандартного решения для достижения социально-значимых целей.
Однако все вышеизложенное не исключает лучшие традиции отечественной культуры в поиске нестандартных решений.