Темы диссертаций по педагогике » Теория, методика и организация социально-культурной деятельности

автореферат и диссертация по педагогике 13.00.05 для написания научной статьи или работы на тему: Традиционные формы досуга населения Афганистана как основной фактор развития культурно-досуговой деятельности

Автореферат недоступен
Автор научной работы
 Мохаммад Аслам
Ученая степень
 кандидата педагогических наук
Место защиты
 Москва
Год защиты
 1998
Специальность ВАК РФ
 13.00.05
Диссертация по педагогике на тему «Традиционные формы досуга населения Афганистана как основной фактор развития культурно-досуговой деятельности», специальность ВАК РФ 13.00.05 - Теория, методика и организация социально-культурной деятельности
Диссертация

Содержание диссертации автор научной статьи: кандидата педагогических наук, Мохаммад Аслам, 1998 год

ВВЕДЕНИЕ

Глава I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ШЬТУРНО-ДОСУГОВОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НАСЕЛЕНИЯ АФГАНИСТАНА

4 § I. Генезис культурно-досуговой деятельности населения Афганистана

§ 2. Формирование культурных традиций населения

Афганистана

§ 3. Культурно-досуговая деятельность населения

Афганистана как фактор исламского воспитания

Глава П. РАЗВИТИЕ ТРАДИЦИОННЫХ ФОРМ ДОСУГА НАСЕЛЕНИЯ АФГАНИСТАНА КАК ЦЕЛОСТНОЕ ССЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИ-ЧЕСКОЕ ЯВЛЕНИЕ

§ I. Празднично-обрядовая культура населения Аф-* ганистана как целостная система.

§ 2. Любительские объединения по интересам населения Афганистана как одна из эффективных традиционных форм досуга

§ 3. Фольклор как основа традиционных форм досуга населения Афганистана

Введение диссертации по педагогике, на тему "Традиционные формы досуга населения Афганистана как основной фактор развития культурно-досуговой деятельности"

Актуальность исследования обусловлена историческими особенностями Афганистана, непреходящими ценностями населения, которые передаются из поколения в поколение, из рода в род, из семьи в семью. Особую роль в этом играет культурно-досуговая деятельность, обусловленная спецификой и культурными традициями этноса, совокупностью представлений о воспитании и системе сложившихся в рамках общества средств и методов социализации личности. Принципиальная особенность современной культурно-досуговой деятельности населения Афганистана проявляется в том, что она интегрирует накопленный веками народный опыт и научные знания о эдльтурно-досуговой деятельности как важном институте воспитания.

Традиционные формы досуга населения Афганистана являются ведущим звеном, фокусирующим в себе практически все основные аспекты жизнедеятельности, выступая решающим фактором формирования личности, передачи социального опыта и исторической памяти, сохранения и обогащения этнокультурных традиций.

Куль турно-досуговая деятельность населения Афганистана характеризуется огромным влиянием ислама, который наряду с традиционными функциями принимает на себя воспитание нравственных ценностей у личности. Для Афганистана, как страны древнейшей цивилизации и непреходящих культурных традиций, яуль-турно-досуговая деятельность веками закрепляла незыблемый приоритет старейшин рода и семьи в сохранении нравственных устоев общества и толковании принципов воспитания. Однако в силу исторически сложившихся особенностей этого региона, развитие культурно-досуговой деятельности здесь приобрело кризисное, а порой и трагическое состояние. Это явилось следствием длившейся ряда веков недооценке развивающегося потенциала досуга, негативного отношения ко многим традиционным формам досуга , отсутствия традиций приоритета активных видов отдыха, сохранения глубоких различий в характере и содержании досуга мужчин и женщин.

В настоящее время ещё многие районы Афганистана находятся под контролем различных фракций и группировок, которых поддерживают соседние государства. Продолжается 1фовопролитная война, конца которой не видно, начавшаяся со времён правления Бабрака Кармала, землетрясения и другие стихийные бедствия. Продовольствия не хватает, а большая часть инфраструктуры Афганистана лежит в развалинах.

Около двадцати лет войны разрушили сельское хозяйство, фермы оказались заброшенными, а ирригационные системы разрушенными. Сельскохозяйственное сырье и запасные части в дефиците, поставки продовольствия контролируются вооруженными группами. За период с 1989 по 1998 год производство продуктов питания на душу населения снизилось на 39$, а в 1998 г. жители Афганистана могли удовлетворить только 36$ от требуемого ежедневного количества калорий на душу населения* В 1992 г. цены на продовольствие выросли в три раза, крестьяне не смогли воспользоваться выгодными ценами для увеличения производства (из-за опасности войны и разрушения инфраструктуры). за исключением производства опиума.

Ежегодный рост доходов на душу населения составлял только

0,6$.

Вместе с тем миролюбивый афганский народ на основе своих культурных традиций "Яояджирги" (Большого народного совета) ,без вмешательства других государств стремится к мировой жизни.

Вслед за свержением режима Наджибулы назвавшими себя исламскими моджахедами в апреле 1992 г. продолжаются этнические и фракционные конфликты. Миллионы оставленных в земле мин сделали инвалидом каждого шестого афганца.

Афганистан является крупнейшим получателем вооружений на душу населения среди наиболее бедных стран. За период с 1989 по 1998 г. он получил обычных вооружений на сушу более 600 долларов на душу населения.

Глубокое противоречие между объективной потребностью всемерно использовать конструктивный потенциал народного опыта и исторически сложившихся национально-региональных традиций духовной жизни в формировании культуры досуга населения Афганистана и региональным уровнем состояния культурно-досуговой деятельности предопределило необходимость и целесообразность осуществления специального исследования.

Отсюда, сель исследования состоит в том, чтобы обосновать правомерность и социальную потребность развития культурно- досугов ой деятельности населения Афганистана, выявить ее специфику и раскрыть традиционные формы досуга населения, как основной фактор сохранения и развития культурно-досуговой деятельности.

Из этой цели вытекали следующие задачи:

- выявить культурные традиции народа Афганистана и их отражение в культурно-досуговой деятельности;

- определить особенности культурно-досуговой деятельности населения Афганистана, исповедующего ислам;

- обобщить совокупный опыт реализации воспитательного потенциала празднично-обрядовой культуры народов Афганистана;

- рассмотреть состояние любительских объединений досуго-вой деятельности в республике Афганистан;

- раскрыть влияние фольклора на развитие традиционных форм художественного творчества.

Объектом исследования стали традиционные формы досуга населения Афганистана,

Предметом исследования явились традиционные формы досуга населения Афганистана как основной фактор сохранения и развития культурно-досуговой деятельности.

Базой исследования были избраны мусульманские общины, учреждения культуры и другие центры досугового общения в столице Афганистана г.Кабуле и региональное объединение афганских беженцев в г.Москве.

Источниками исследования послужили: Коран, сунна пророка Мухаммеда, шариат, программные документы Республики Афганистан по проблемам воспитания, по вопросам культуры, свободы творчества, воспитания, семьи и досуга, распивающие состояние и тенденции развития ^льтурно-досуговой деятельности и вытекающих из нее видов и форм воспитания; монографии, сборники научных трудов по данной проблеме, принятые в высших учебных заведениях Афганистана и России, стенограммы научных конференций и другие объективные материалы, которые отражают различные аспекты становления и развития культурно-досуговой деятельности в Афганистане.

Гипотеза исследования состоит в том, что для народа Афганистана исповедающего ислам традиционные формы досуга остаются важнейшим фактором сохранения и развития культурно-досу-говой деятельности на основе традиции мусульманской религии и шариата. Следовательно, совершенствование системы воспитания и организации досуга в Афганистане и других саранах правомерно осуществлять посредством традиционных форм досуга, через которые, сохраняя верность идеологии ислама, возможно последовательно обогащаться достижениями науки в области человекозна-ния. В первую очередь - это: - использование опыта других успешно развивающихся стран, где верность исламу эффективно соединяется с широким использованием в экономике, культуре и досугово-бытовой сфере;

- усвоение современных психологическо-педагогических знаний о здоровом образе жизни;

- преодоление средневеково-догматической недооценки аксиологии досуга и внедрение активно-развивающих форм досуга.

Степень разработанности проблемы. Вопросы развития традиционных форм кулыурно-досуговой деятельности населения Афганистана специально не разрабатывались. В процессе анализа истории и теории вопроса приходилось опираться на общефилософские и социально-педагогические исследования опосредованно затрагивающие те или иные аспекты иультурно-досуговой деятельности Афганистана.

Существенным источником исследования стали работы ученых России, в которых определена сущность культурно-досуговой деятельности. Особое место в этом анализе принадлежит философам, психологам, педагогам и ^льтурологам Московского государственного университета культуры.

Из широкого спектра проблем, рассматриваемых в трудах российских ученых, наиболее разработаны вопросы религиозного и семейного воспитания населения Афганистана. В публикациях по проблемам культуры затрагиваются вопросы развития этносов, ограничивающее культурно-досуговую деятельность параметрами традиций и опыта. Что касается предмета и объекта исследования, их связи с культурологией, социологией и другими смежными науками - приходится констатировать, что традиционные формы куль турно-д осуговой деятельности населения Афганистана драктически нигде и никем не разрабатывались.

В определенной мере в сегодняшнем Афганистане для развития культурно-досуговой деятельности правомерно изучение и использование трудов афганских и российских мыслителей С.Г. Афганиского, А .Беноваского, А .Б.Драгинского,Б .Рахманского, А.Хатакского, Х.Хатакского, труды по народной педагогике П.Улфатсхого, А.Пажвакского,М.Задранского, М.Садкского, исследования цо культурологии досуга А .Зарине кого, С.Н.Иконниковой, Э.В.Соколова, Ж.Тихинской, культурно-досуговой деятельности М.А.Ариарского, А.Д.Жаркова, Б.Сафаралиева, В.Е.Триоди-на, В.А.Ядова и других специалистов, адаптируя и конкретизируя их за счет разностороннего анализа социально-культурной ситуации исламского региона.

Методология исследования опиралась на признание Корана энцтклопедией человеческой мудрости, отразившей исторически сложившиеся взгляды на проблемы культуры и воспитания всего исламского мира» Широкое и осмысленное прочтение Корана позволило констатировать, что в силу духовной ограниченности многих его толкователей, в основном из числа недостаточно образованных лиц, этот первоисточник ислама во многом воспринимается упрощенно-догматически. Между тем, до сих пор в полной мере не раскрыта его гуманистическая природа, нравственно-созидательный потенциал.

Важной методологической предпосылкой исследования стала и идея возможности и необходимости интеграции в культурно-досуговой деятельности населения Афганистана непреходящих ценностей ислама и достижений современного человекознания, что не только не ущемляет, а обогащает культурные традиции мусульманской религии и морали.

Кроме того, использовался анализ специальной литературы по вопросам культуры, воспитания, образования, культурно-до-суговой деятельности населения Афганистана.

Методологическую и методическую основу исследования предопределили средневековые трактаты по педагогике и философии, идеи ученых-афганистов, касающиеся своеобразия культуры Афганистана, труды современных исламистов, позволившие увидеть проявления общечеловеческих принципов культурно-досуговой деятельности в специфических условиях исламского мира.

На стратегию исследования оказала влияние разработанная в Московском государственном университете культуры, концепция, интегрирующая культуру и духовное развитие личности в условиях досуга (Бакланова Т.И., Жарков А.Д., Гасильников Ю.Д., Киселева Т.Г., Стрельцов Ю.А.» Чижиков В.М.).

Непосредственное участие диссертанта в осуществлении национальных культурно-досуговых программ Министерства культуры Афганистана, подготовке и проведении фестивалей народного творчества, участия в фольклорно-этнографических экспедициях.

Среди источников предопределивших методологию и методику исследования, - ряд документов по статистике и планированию Министерства культуры Республики Афганистан, рекомендации Первого национального семинара "Ислам и культура", заключения Ассоциации по образованию, воспитанию, культуре и науке при Лиге арабских государств по вопросам культурного развития народов Среднего Востока и Северной Африки.

Организация исследования. Исследование осуществлялось в течение 13 лет (с 1986 по 1998 гг.) и включало зри этапа, основанных на использовании системы различных методов социально-педагогического исследования в соответствии с характером решаемых на каждом этапе задач.

На первом - ознакомительном - этапе в Афганистане (19861993 гг.) диссертантом изучались история и теория вопроса. В частности, было проанализировано свыше 30 монографий на арабском и русском языках, более 40 справочно-информационных материалов, сборников, научных трудов и других публикаций, позво-лягощих обобщить теоретико-методологические аспекты проблемы культурно-досутовой деятельности. Здесь были апробированы и первые диссертационные материалы, когда автор служил в афганской армии.

Второй - московский этап (1994-1995 гг.) был связан с анализом деятельности мусульманских общин, мечетей, культур-но-досуговых учреждений, детских и молодежных организаций в г.Москве.

На третьем - аналитическом этапе (1995-1998 гг.) осуще-* ствлялась работа, в ходе которой анализировались полученные диссертантом материалы развития культурно-досуговой деятельности как средства сохранения традиционных форм досуга в Афганистане.

Однако на всех этапах исследования и, в первую очередь, на его заключительной стадии в 1997 году особое внимание уде лялось анализу более 60 трудов современных педагогов и культурологов-исламистов , которые раскрыли нравственно-гуманистические основы мусульманской религии и культуры, позволили увидеть непреходящие общечеловеческие формы досуга в специфических условиях Афганистана. с

Достоверность исследования обеспечена четкостью исходных методологических позиций, типичностью научного анализа, широтой его источников; соответствием методики цели, задачам, объекту и предмету исследования.

Научная новизна исследования проявилась в анализе Корана, как системы, исламского воспитания, вытекающих из него программных документах ислама и основополагающих трудов культурологов и педагогов-исламистов с позиции отражения в них культурно-досуговой деятельности.

В результате исследования в научный оборот был включен значительный массив культурологических и педагогических фактов, которые никогда ранее не были предметом изучения как в исламиситике, так и в теории культуры и педагогике, а ныне могут рассматриваться как методологическая основа досуга народов, исповедующих ислам.

Исследование позволило расгфыть специфику воспитания в мире ислама, ще религиозные, государственные и семейные принципы восцриятия человека и путей формирования личности соединились в едлыурно-досуговой деятельности, которая наиболее полно проявляет себя в условиях гражданской войны.

Практическая значимость исследования выразилась в разработке и обосновании "Программы развития культурно-досутовой деятельности Афганистана", которая позволяет объединить усилия государств, мечети, школы, социально-культурных институтов и семьи в решении национальных задач воспитания подрастающих поколений и рационального использования нравственно-эстетического потенциала досуга.

В результате исследования разработаны рекомендации, которые способствуют социальному сознанию необходимости дальнейшего развития традиционных форм досуга населения Афганистана как средства совершенствования деятельности учреждений культуры по рациональной организации досуга разных групп населения.

Апробация результатов исследования осуществлялась посредством публикаций автора и их общественного обсуждения, выступлений диссертанта на:

- научно-практической конференции молодых учёных. Москва, ЩУК, 25-26 марта 1997 г.;

- научно-практической конференции молодых ученых. Москва, МГУК, 25-26 марта 1998 г.

4 Теоретико-эмпирическое исследование сохранения и развития традиционных форм досуга в регионах влияния ислама, осуществленное по Афганистану позволяет вынести на защиту:

- традиционные формы досуга населения Афганистана как явление культуры, органически соединяет в себе традиции мусульман, требования шариата, менталитет этноса и современные достижения человекоэнания в решении комплекса иультурно-досуговых проблем, связанных с реализацией системы воспитания;

- развитие 1уманистических традиций ислама проходит на + основе прав и свобод личности, и в отличии от бытующих на уровне обыденного сознания представлений использует досуг как мужчин, так и женщин для просвещения развития любительского творчества, развлечений и других традиционных форм иультурно-досуговой деятельности;

- традиционные формы досуга населения Афганистана позво-, лягот вести пропаганду санитарно-гигиенических, медицинских, психолого-педагогических и культурологических знаний о здоровом образе жизни и значимости активного досуга в развитии личности;

- преодоление проявляющейся со времен средневековья дог

1 матической недооценки традиционных форм досуга населения Афганистана и внедрение активно-развивающих форм свободного времяпрепровождения разных групп населения способствует возрождению национальных традиций объединению культуры как ведущего направления досугового времяпрепровождения;

-13- вовлечение всех групп населения, включая девушек и женщин в традиционные формы досуга стимулирует развитие индивидуальности личности позволяет раскрыть целевые ориентиры и характеристику субъектов кулыурно-досуговой деятельности;

- приоритетные направления культурно-досуговой деятельности, обеспечивающие эффективное использование традиционных форм досуга должны базироваться на организационно-методические, правовые, финансово-экономические и кадровые основы.

Диссертант избрал научной концепцией своей диссертационной работы выработанную кафедрой культурно-досуговой деятельности Московского государственного университета культуры теоретическое понятие кулыурно-досуговой деятельности, сформулированное в предмете.

Предметом культурно-досуговой деятельности является изучение различных содержательных механизмов общественного сознания, существующего как целостное отражение общественной жизни, её материальных и духовных аспектов. Культурно-досуговая деятельность есть способ индивидуального самоутверждения личности, осмысления своего бытия в прошлом, настоящем и будущем".1

Традиционные формы культурно-досуговой деятельности населения Афганистана геополитическим положением, однако вышеприведённое определение предмета отвечает менталитету и исторической практике, испытанной временем культурно-досуговой деятельности населения Афганистана.

Лариса Рейснер, известная российская писательница так отзывалась о культурных традициях пуштунов: "Там, где маленький народец без поддержки извне и без надежды на решительную

I. Культурно-досуговая деятельность. Учебник. Под ред.

Жаркова А.Д., Чижикова В.П. М., ЩУК, 1998, с.76. победу в течение ста лет с лишком защищал свою независимость против сильнейшего в мире завоевателя - Великобритании, не могло не сложиться наравне с оригинальным бытовым укладом эпическое национальное искусство".1

Добившись значительных успехов в порой доскональном изучении отдельных явлений культуры, сопутствовавших конфетным периодам общественного подъема в Афганистане культурология продолжает и поныне оставаться в неведении о том, что же происходит в культурно-досуговой деятельности Афганистана. Первые "рейды-броски" в этот мир исследователей носили случайный характер и не смогли внести достаточной ясности в этот вопрос.

Здесь следует прежде всего напомнить о решительной отповеди колониалистской теории "неполноценности" народов Афганистана, которую дает культурология: "Империалистическая политика на всех континентах - лишать народы прав на свободу под предлогом, что эти народы отстали, игнорировать очевидные факты, свидетельствующие о существовании древних культурных традиций, восходящих к более отдаленным временам, чем те, на которые может претендовать сама империалистическая держава. Вот почему афганы были представлены внешнему миру как народ, почти полностью лишенный цивилизации, живущей в самом глухом и диком районе мира"

Утверждения идеологов колониализма опровергают культурные традиции народа Афганистана, оказавшие существенное воздействие на развитие афганской культуры, протекавшее под влиянием сложных общественно-исторических процессов.

1. Рейснер Л. Литературные записки. М.-Л., 1933, с. 28.

2. Гире Г.Ф. Литература непокоренного народа. М., Наука, 1966, с.9.

Развитие классовых отношений в недрах афганского общества, укрепление многообразных связей между разрозненными племенами способствовали консолидации различных народностей. Существенные перемены происходят также в процессе развития языка. Нивелли-ровке подвергаются многочисленные диалекты, наречия, говоры.

• Постепенно возникают два крупных наречия: западное на основе дуранийского диалекта (район Кандагара) и восточное, воспринявшее халило-момандский диалект (район Пешвара). В дальнейшем эти наречия обретают литературные формы, сохранившиеся до настоящего времени.

Усиление экономического и культурного единства племен во многом подготовило почву для их политической концентрации, завершившейся в середине ХУШ в. созданием империи Ахмад-шаха Дурани, впервые объединившей афганские земли в составе единого независимого государства.

Общность территории языка, единство сложившихся культурных традиций и исторических судеб создали предпосылки для утверждения в афганской ^льтуре общих закономерностей, единых средств художественного выражения, определенных идейно-эстетических идеалов.1

Большую популярность среди афганцев богатого и разнообразного по формам и жанрам фольклора отмечали в своих работах многие исследователи. Важную роль в распространении фольклорных произведений сыграли племена повинда, в течение веков занимавшиеся караванной торговлей. По мнению французского учено

I» го-ираниста Дж.Дармстетера, "единство репертуара афганского народа устанавливается сорока тысячами повинда, которые дважды в год переваливают со своими караванами Сулеймановы горы,

I. Тул Падшах Олфат. История происхождения пуштунов. М., 1968, с.230. привозя среднеазиатские товары".*

Здесь диссертант считает необходимым подчеркнуть, что главным экономическим и жизнеопределяющим объектом культурно-досуговой деятельности населения Афганистана является базар. Это самое оживленное место в городах и селениях. Здесь, среди земляков, можно рассчитывать на внимательное и чуткое отношение к покупателю и в то же время покупатель выступает здесь как зритель или слушатель, особенно если предание, сказка, стихотворение или песня были привезены из районов, недоступных местным жителям. Тогда собираются все, от мала до велика, и, словно зачарованные, упивались красочностью изложения сюжета, необычностью свершенных героями подвигов, взволнованностью и искренностью чувств и переживаний рассказчика. Аудиторию обычно не интересует, при каких обстоятельствах и где было сложено предание, поэтическая миниатюра, главное, чтобы они были понятны людям и выражали их мысли и чувства.

Произведения фольклора, слагавшиеся часто неграмотными сказителями, передаваемые из уст в уста людьми, никогда не державшими в руках калыма, сохранялись навыки в памяти народной как единое достояние всех народностей Афганистана.

Традиции письменной литературы Афганистана сыгравшие огромное влияние на развитие иультурно-досуговой деятельности населения восходят несомненно к отдаленным эпохам. Но первое наиболее достоверно датируемое из дошедших до нас произведений письменности на пушту - это хроника начала ХУ в. "Кадастровая книга шейха Мали" ("Ды шейх Мали дафтар"), посвященная захвату юсуфзайскими племенами живописной и плодотворной долины Свата.

I. Дармстетер Дж. Афганский фольклор. М., 1991, с.19.

Фольклор и письменная литература обогатили культуру в целом и культурно-д осу гову ю деятельность в частности Афганистана расширили её социальные функции, значимость которых возрастали по мере развития феодальных отношений, обострения классовой борьбы, обнажившей острые социальные противоречия между верхушкой племени и низами, а также с усилением развернувшегося повсеместно освободительного движения против сефе-видских правителей Ирана, захвативших западные земли пуштунов, и империи Великих Моголов, подчинившей восточные районы сараны.

В ХУ1-ХУП вв. культура населения Афганистана становится важнейшим орудием в руках представителей различных социальных группировок. И рошанийцы (во главе с Баязидом Ансари) - наиболее последовательные и непримиримые борцы против местных и могольских феодалов, и их противники из среды клерикалов и знати племен пытались средствами художественного слова привлечь на свою сторону народные массы афганцев. В народе жили и живут жгучие проповеди Баязида Ансари, написанные для большей доходчивости рифмованной прозой.

Однако события, которые произошли вскоре на востоке Афганистана, губительно отразились на судьбах афганского народа.

Создание Ахмад-шахом дуранийской державы совпало с одной из величайших трагедий в истории народов Востока - началом широкой английской колониальной экспансии. Угроза завоевания вскоре нависла и над афганскими районами.

В начале XIX в. в результате внутренних раздоров и междоусобной борьбы Дуранийское государство распалось на самостоятельные феодальные княжества. Раздробленность страны облегчила сикхским правителям Панджаба покорение части афганских земель по правобережью Иида.

В 1823 г. глава государства сикхов Ранджит Сингх, подстрекаемый англичанами, овладел Пешаваром. В 1849 г. афганские области, захваченные ранее сикхами, перешли к Британской Индии и были включены в состав англо-индийской провинции Панджаб.

Экспенсионистская политика англичан встретила решительный отпор афганского народа. Стихийные волнения прокатились по всей территории страны, подпавшей под власть британской короны. Как вынужденное признание звучат слова английского историка Х.Л.Невилля, автора книги "Операция на северо-западе": "Присоединение Пенджаба в 1849 г. вызвало серию столкновений почти с калщым племенем вдоль северо-западной границы".*

Действуя по испытанному принципу "разделяй и властвуй", колонизаторы всячески стремились помешать объединению народов Афганистана, усугубить тенденции племенного сепаратизма,обострить вражду между отдельными племенами. В ряде случаев они пытались подачкой заглушить вспыхнувшее недовольство, но нередко, чтобы внушить страх и в назидание другим, жестоко подавляли непокорные племена. Продолжая экспансионистскую политику, англичане посредством шантажа, угроз, провокаций в конце XIX в. захватили Дир, Сват, Баджаур, Вазиристан, Хайберский проход и другие районы страны.

С установлением северо-западной границы Британской Индии по "линии Люранда" были нарушены экономические и культурные связи между различными районами Афганистана. В результате происходит размежевание путей развития культуры в Афганистане и в Британской Индии.

Уже с начала 1894 г. на афганских землях вспыхивают вооруженные столкновения. Слово зарницы надвигающейся грозы, эти

I. Невилля Х.Л. Операция на северо-западе. Лондон, 1958, с.49. разрозненные выступления племен переросли летом 1897 г. во всеобщее восстание от Свата до Вазиристана.

На защиту свободы поднялись афридии, моманды, оракзаи и вазиры, масуды и саларзаи.

И здесь большую роль удалось сызтрать патриотической поэ-4- зии конца XIX века, становлении освободительных мотивов, особенно сильно зазвучавших в афганской литературе после тридцатых годов XX века. Волнующие события 1897 г. и сейчас вдохновляют писателей и поэтов создавать произведения, в которых вновь и вновь воскрешается в памяти антианглийское восстание.

Из поколения в поколение передавались глубоко патриотические идеи служения родине и народу. Облеченные в форму стихотворений, песен и других жанров устного творчества, эти идеи прошли сквозь грозные бури минувших десятилетий и донесли до наших современников мечты их предков о свободе многострадальной отчизны.

Эпическая поэзия и лирика думов не только продолжали и развили фольклорную традицию афганов. Эти популярнейшие виды устного творчества подготовили почву к подъему новой письменной литературы и культурной жизни в целом афганского народа.

Великий русский мыслитель H .А .Добролюбов в статье "Взгляд на историю и современное состояние Ост-Индии", написанной в 1857 г. отмечал неудачи англичан в первой англо-афганской войне и мужественное сопротивление афганского народа захватчиков,* проявил глубокое уважение к древней афганской культу-1 ре. Написанная по предложению Н.Г.Чернышевского, эта статья получила самую высолю его оценку.

Свободолюбивый афганский народ как и каждый народ имеет

I. Г.Ф.Гирс. Вост. литература. M., 1958 г. с. 5. свой менталитет.

Интересы в этом смысле высказывания об афганцах П.Арит-тиха. В книге "Афганский вопрос": "Афганцы высокого роста. Мускулисты, красивы с орлиным носом, с выдающимися скулами,с черной, редко русой длинной густой бородой. С длинными до плеч волосами. Восточные племена имеют темную кожу,западные -более светлую".*

Великий Абдул Рахман-хан "Баба" считал, что они храбры, умны, любят знание и образование, преданы свободе и независимости, очень желают реформ и просвещения, нет суеверий и предубеждений против иностранцев и их идей, как,например, у индусов. Многие одеваются нарядно, как европейцы. В общем .большинстве афганские племена находятся в стадии родового быта с различными вариациями в формах, из которых две главные: демократическое родовое устройство керларнийских племен и де-могическая патриархальная организация западных племен".2

Афганцы действительно поразительно красивы. Женщины в большинстве случаев показываются без покрывала, в особенности женщины различных горных племен. Как и другие женщины востока они преимущественно брюнетки с большими выразительными глазами, обрамленными густыми и длинными ресницами. У них продолговатое лицо с матовой кожей лица, нежный вспыхивающий румянец. Все они обыкновенно великолепно сложены, гибки и движения их полны грациозности. Голос - звонкий, нежный и немного гортанный. Встречаются афганки а блондинки,но это большая редкость, зато брюнетки с совершенно голубыми глазами не могут не вызывать чувства восторга.

1. Ариттиха П. Афганский вопрос. 1997. с.6.

2. Там же, с.12.

Афганка чистоплотна, любит употреблять душистые травы, мыла, втирает в свое лицо, тело розовое масло и вообще щредс-тавляет собой полную противоположность capтянкам и таджичкам, но главной прелестью афганки являются волосы - длинные, густые, словно шелковые волны расстилаются они по мраморным плечам красавицы, блестая своим сизо-черным переливом.

Все афганки, если это требуется для защиты их дорогого отечества, могут встать в ряды Армии вместе со своими мужьями".*

Жаркий и сухой климат страны сделал афганцев выносливыми, упорными и гордыми. Им присущи Ж1учий темперамент, вспыльчивость и горячность.

Анализируя происхождение афганцев, большинство ученых признают их арийцами, которые строго соблюдают все цредписания религии и кодекса чести паштунвали.

Афганцы - гордый, мужественный, свободолюбивый и воинственный народ. Все эти качества мы можем найти в сказках, пословицах и поговорках, а также в народных песнях, которые являются отражением быта, нравов и обычаев народа.

Вся история афганцев - это история борьбы за свободу и независимость своей Родины от иноземных захватчиков.

Для афганцев бегство с поля брани позор. Позор тому, кто ранен в спину. При этом пятно позора ложится не только на этого человека, но и на всю его семью.

В народных песнях - ландый (двустишиях) говорится "пусть тебя смертельно ранят в бою,но только бы не получить весть о

I. Тачеев И.М., 1904, С.32 твоем позоре". Девушки и женщины, подбадривая мужчин в песнях призывают их к борьбе.

Вот, что писал по этому поводу известный российский афга-нист К.А.Лебедев: "В "паштынвал" входит соблюдение слова, взятого на себя обязательства. Дав слово, паштун обязательно выполнит его, иначе он нарушит обычай. Паштун должен быть стойким, упорным и настойчивым или его не считают паштуном. Пашту-ны гордятся своим народом, уважают всех и каждого. Они также требуют уважения к себе и не допускают каких-либо действий, унижающих их национальное или личное достоинство".*

Среди паштунов до сего времени сохранились кочевые племена численностью до тфех миллионов человек. Летом они поднимаются в Кабул, а зимой перекочевывают на юг страны. Жизнь кочевников красочно описана в книгах многих афганских авторов. Естественно, при таком укладе жизни и уровне общественного развития паштунов, вся личная и общественная жизнь подчинена законам шариата и кодексу чести паштунов - паштунвала.

Основные положения диссертации опубликованы в следующих публикациях:

1. Деятельность традиционных объединений культуры по интересам в Афганистане / В сб.: "Национально-этнические проблемы современной культуры". Тезисы к научно-практической конференции молодых учёных (Москва, 25-26 марта 1997 г.) факультета по подготовке иностранных специалистов. 0,8 п.л.

2. Актуальные проблемы социальной защиты молодой семьи.

В сб.: "Духовные ценности и молодое поколение". Тезисы научно-практической конференции молодых учёных. Москва, 25-26 марта 1998 г.

I. Лебедев К.А. Обряды, традиции афганских паштунов. Традиции, обряды. М., Ин-т Востоковедения, 1997. с.4.

Заключение диссертации научная статья по теме "Теория, методика и организация социально-культурной деятельности"

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Настоящее диссертационное исследование посвящено изучению традиционных форм досуга населения Афганистана как основной фактор развития культурно-досуговой деятельности.

Все поставленные задачи в исследовании успешно решены.

Теоретически обоснована и аналитически проверена гипотеза исследования, согласно которой определяющим фактором развития традиционных форм культурно-досуговой деятельности Афганистана является их опора на культурные традиции и мусульманскую религию.

Поскольку традиционные формы досуга населения Афганистана во многом определяют весь ее облик, диссертант сосредоточил свое внимание на проблеме их всестороннего анализа.

Теоретическое обоснование проблемы велось на основе широкого изучения исторических, философских и педагогических исследований природы и культурных традиций, и процесса развития традиционных форм культурно-досуговой деятельности. Концептуальная схема диссертационного исследования обеспечивалась теоретическими положениями деятельности ого подхода как основы формирования личности в условиях досуга.

В качестве предмета исследовался процесс совершенствования традиционных форм досуга, в которых личность активно осуществляет свою культурно-досуговуго деятельность.

Рассмотрение основных традиционных форм культурно-досу-говой деятельности населения Афганистана в диссертации осуществлялось на исторических принципах, что выражается в последовательном анализе:

- генезиса культурно-досуговой деятельности и источников ее развития;

- процесса развития культурно-досуговой деятельности, механизмов ее осуществления;

- субъекта культурно-досуговой деятельности, в качестве которого- выступает участник конкретной традиционной формы: праздника, обряда, любительского объединения по интересам или участника художественной самодеятельности;

- организации традиционных форм досуга, трактуемых двояко: как находящих выражение вовне, так и проявляющихся в формировании нового, более высокого уровня организаторской деятельности.

Диссертант рассматривал культурно-досуговую деятельность населения Афганистана как сложный цротиворечивый процесс, на развитие которого оказывают своё воздействие различные факторы.

Диссертант исходил из того, что культурно-досуговая деятельность развивает не только рациональную, но и эмоциональную сферу человека, опираясь прежде всего на культурные традиции населения Афганистана.

ГВ общетеоретическом плане диссертант рассматривал эволюцию традиционных форм культурно-досуговой деятельности населения Афганистана через закрепление границ, где эта деятельность остается самостоятельной, будучи включенной в единую систему культурного цроцесса.

Результаты,полученные в ходе исследования»показывают, что традиционные формы культурно-досуговой деятельности Афганистана развивается под все усиливающимся воздействием борьбы различных вооруженных и политических группировок. Разрушительный характер действий приводит к уничтожению культурно-досуговой деятельности населения Афганистана, постоянному изменению их образа жизни. И только традиционные формы уупътурно-досутовой деятельности населения Афганистана выживают в самых сложных социально-культурных ситуациях. Кочевые племена в любой обета- ^ новке проявляют себя в песенном творчестве, фольклоре, а те кто ведёт оседлый образ жизни имеют хоть и слабую, но сеть учреждений культуры. Этому способствует и изменение соотношения общественно регулируемых и индивидуально регулируемых форм потребления традиционной культуры.

Исследование показало, что происходящий кризис культурно-досуговой деятельности в Афганистане привел к утрате ориентиров, составляющих ранее основное содержание официальной политики, распаду массового сознания на различные самостоятельно существующие поселения, группировки и фронты. Понятия, которыми пользуется современная культурно-досуговая деятельность Афганистана при проведении научных исследований носят лишь конкретно описательный характер. Практически нет системы показателей, с помощью которых можно было бы рас1фыть связь и степень влияния объективных и субъективных факторов на структуру основных направлений и форм культурно-досуговой деятельности населения Афганистана. Именно здесь переплетаются и взаимодействуют многочисленные стихийные моменты и целенаправленное, сознательное воздействие специалистов культурно-досу-говой деятельности на население Афганистана в основном с помощью ислама.

Поэтому всё очевидней становится необходимость сохранения исламского воспитания, сложившихся стереотипов, эквивалентных основным направлениям культурно-досуговой деятельности населения Афганистана.

Традиционные формы досуга населения Афганистана не вступают в противоречие с новым поскольку в основе лежит подход к исламу.

Как показало наше исследование самосознание населения Афганистана практически не меняется к новым формам в сфере досуга.

Отсюда исходной предпосылкой решения практических задач п организации традиционных форм досуга является система религиоз ных представлений в конкретном регионе и поселении.

Пути развития этого направления ^льтурно-досуговой деятельности населения Афганистана подвергается давлению религии, а педагогика досуга стала получать все более политическое содержание и утвердила соответствующую досуговую практику.

Сегодня неоднозначность современной социокультурной ситуа ции в Афганистане, нарастание негативных явлений и процессов особенно в молодежной и подростковой среде, ставит вопрос о пересмотре существующих традиционных форм досуга. Глубокое осмысление и разрешение этих проблем возможно лишь в контексте мирового педагогического опыта.

Во-первых, наблюдается тенденция к понижению профессионального подхода во всех областях кулътурно-досуговой деятельности населения Афганистана. Основная причина такого положения - фактическое отсутствие системы подготовки кадров для сферы культуры и досуга.

Поэтому самодеятельная организация традиционных форм досуга реализуется силами людей, занимающихся этим в порядке добровольного желания, а так же людей, занимающихся организацией досуга в порядке поручения.

Инициатива в организации традиционных форм досуга населения Афганистана - понятие близкое к понятию "самодеятельная организация досуга". В данном случае имеется в виду, что инициатива в организации традиционных форм досуга является для субъектов его организации актуальным проявлением самодеятельности. Она проявляется в постоянном поиске ноеых условий, средств и форм организации досуга. Для нее характерны почин, основанный на внутреннем побуждении человека. Творчество в традиционных формах досуга проявляется прежде всего в деятельности порождающий высокий уровень песенно-танцевальной культуры населения Афганистана, отличающееся неповторимостью, оригинальностью и общественно-исторической уникальностью. Творчество в процессе организации традиционных форм досуга диссертант определил как характеристику самодеятельной инициативы, выражающуюся в создании новых социально-педагогических условий и средств. Это понятие из всех приведенных выше самое сложное.

Поскольку каждый человек обладает в потенции всеми сущностными силами, присущими человеческому роду, но реализовать, развить их он может только в соответствующих условиях. Сложность здесь состоит в том, что на население Афганистана воздействует множество разрушительных влияний .И удержать традиционные формы проведения досуга на соответствующем уровне чрезвычайно тяжело. Поэтому обилие факторов оказывающих влияние на личность, осложняет низкий уровень жизни, который осложняет способы включения человека в культурный процесс.

Поскольку хотя бы теоретически в Афганистане человеку удаётся получить интеллектуальные, психолого-педагогические, образовательно-развивающие услути на основе свободного самоопределения, то культурно-досуговая деятельность заполняет тот "вакуум", который постоянно образуется в системе досуга в следствии неустроенности жизни в целом слабо профессионально-кадрового потенциала. Отсюда велика роль культурных традиций в Афганистане.

Полученные нами результаты исследования показывают, что основу культурных традиций населения Афганистана составляет фольклор. Фольклор стимулирует развитие праздника и обряда, способствует взаимообогащению культур народов Афганистана. А празднично-обрядовая культура обеспечивает специфику культурных традиций, которая способствует выявлению, сохранению и популяризации лучших образцов фольклорного наследия; возрождению и развитию народных бытовых традиций семейного художественного творчества; широкое включение стариков, людей среднего возраста, молодежи и детей к участию в любительских фольклорных объединениях, ансамблях, клубах энтузиастов собирателей фольклора.

Как показало проведенное исследование вся цразднично-обрядовая культура населения Афганистана посвящается важнейшим религиозным событиям, сельскохозяйственному календарному циклу, памятным Еехам трудовой, личной и семейной жизни.

Именно в силу сказанного следует акцентировать внимание на закономерности использования выразительных возможностей в замысле традиционных народных праздников, в которые наряду с элеменами, специфичными для определенного праздника, входили и элементы общие, переходящие из одного обрядового цикла в другой. Рассматривая значение таких общих элементов праздника Жаркой А.Д. подчеркивал: "При сравнении праздников между собой обнаруживается, что частично они состоят из одинаковых слагаемых, иногда различно оформленных, а иногда и просто тождественных"-''.

В Афганистане как и в России празднично-обрядовая культура есть целостная социально-педагогическая система, которая функ-ционируется на основе сложившихся значений, устоявшихся традиций, отобранных норм и образцов.

I. Жарков А.Д. Государственные и общественно-политические праздники. М., 1989, С.17.

Целостность празднично-обрядовой культура населения Афганистана обусловлена совокупностью духовных ценностей накопленных на протяжении всего исторического развития. Поэтому процесс духовного обновления в Афганистане зачастую осложняется трудностями связанными с инерцией человеческого поведения в конкретном празднике или обряде, неумением людей "войти" в целостный процесс ггразднично-обрядовой культуры.

Сегодня особенно остро встает вопрос о возрождении празднично-обрядовой культуры каждого народа Афганистана.

СледоЕательно необходимо, чтобы культурная политика государства была подвергнута к восстановлению культурно-праздничного многообразия народов Афганистана. Это - сложная задача, ибо целостность культурных систем многих народов Афганистана нарушена.

Афганский опыт показывает, что утрата народных и национальных истоков культуры делает ее беззащитной перед натиском коммерческой культуры, приводит к победе бездуховности.

В процессе осмысления нашей истории пока еще фактически нет суждений о судьбах народного празднично-обрядового действа, народного искусства, составляющих основу культуры, ее корни. '

Существенное значение для понимания природы, сущности и других особенностей празднично-обрядовой культуры как одной из традиционных форм досуга позволяет говорить тот факт, что она является формой проявления культурной самодеятельности масс, определяет не только педагогическую, но и социально-эстетическую сущность.

Однако следует отметить, что большое внимание изучению празднично-обрядовой культуре населения Афганистана чем специалисты культурно-досуговой деятельности уделяют этнографы.

Опубликовано значительное число работ о фольклоре, обрядах и праздниках различных регионов Афганистана. Словом, неоднородность в общественной сфере и в семейном быту порождают и различный подход к развитию фольклора и цразднично-обрядовой культуры.

Сезонность сельскохозяйственных работ, повторяясь из года б год, четко распределяясь по циклам позволяла создать условия для развития фольклора. Практическую помощь крестьянам оказывало соотнесение сроков работ с явлениями природы или различными памятными датами, которые и составляли основу народного календаря. Основные элементы, отмечаемые в народном календаре праздники, устойчиво сохранялись, ибо приурочивались к годовым явлениям, для которых региональные различия не были существенны.

Придя из глубокой древности были широко распространены у земледельческого населения всего Афганистана.

Анализируя художественное творчество населения Афганистана автор диссертации увидел двустороннее взаимодействие человека и творчества, которые функционируют на социально-психологическом и культурном уровне.

На наш взгляд, чтобы исследовать характер любительских объединений и клубов по интересам Афганистана необходимо выяснить два направления отношений к данному объекту деятельности. С одной стороны учреждения культуры характеризуются самодеятельной деятельностью, а с другой они осуществляют црямое производство услуг и удовлетворения потребностей населения через эти традиционные формы досуга.

Рассматриваемый нами цредмет традиционные формы досуга населения Афганистана настолько широк, что его трудно обозначить даже простым перечислением тех сторон жизни Афганистана, которые составляют материал для культурно-досуговой деятельности.

Таким образом, традиционные формы досуга населения Афганистана как основной фактор развития культурно-досуговой деятельности заключается в:

- расширении возможностей самореализации каждого участника досутового действия за счет предоставления каналов выражения своего отношения к происходящему;

- создание условий для постоянного диалога между инициаторами и организаторами досуга с одной стороны, и зрителями и участниками, с другой стороны;

- опоры на ислам, жизненный опыт и интересы широких народных масс,отражающиеся в содержании события, которое лежит в основе традиционной формы досуга;

- тесной связи с мировоззренческой позицией личности и ее социальной активностью, отражающейся в выборе типа культур-но-досугового действия;

- стимулирования участников самодеятельности и любительского объединения как главного источника творчества.

Автор диссертации зафиксировал наличие многообразных связей и отношений, характеризующих взаимодействие традиционных форм досуга населения Афганистана на культурно-досуговую деятельность.

Традиционные формы досуга населения Афганистана являются той первичной структурой практической деятельности, на базе которой формируется культура афганца. Здесь развиваются способности личности на основе альтернатив, содержащихся в самой объективной действительности её умении ставить цели, определить средства, необходимые для реализации этих целей.

Кроме этого здесь вырабатывается умение планировать свою культурно-досуговую деятельность, комбинировать и соединять отдельные воспитательные акции в единый процесс достижения поставленной цели и вырабатывается умение предвидеть результаты деятельности.

Как показало наше исследование, традиционные формы досуга населения Афганистана есть сложная целостность, способная влиять на формирование всей культурно-досуговой деятельности.

Список литературы диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Мохаммад Аслам, Москва

1. Абдалати X. Взгляд на ислам /Пер.С.И.Хемков, Всемирн. Ислам ун-т. Исламабад - Новосибирск, 1995.

2. Абуали Ибнисина Балхи. Хорошее здоровье. Кабул, 1952.

3. Асланов М.Г. Афганская литература. "Краткая литературная энциклопедия", Т.1. М., 1962.

4. Асланов М.Г. Народное движение рошани и его отражение в афганской литературе ХУ1-ХУП вв., "Советское востоковедение", 1955, № 5.

5. Асланов М.Г. О формировании афганского национального языка, сб."Этнические процессы и состав населения в странах Передней Азии", М.-Л., 1964.

6. Асланов М.Г., Очерки и рассказы современных афганских писателей, часть П (на восточном наречии), М., 1949.

7. Асланов М.Г. Афганский фольклор и его изучение е СССР.-"Труды Московского института востоковедения",1947, № 5. С.341-348.

8. Аграрные отношения в странах Юго-Восточной Азии: Сб.ст. /Отв.ред.Г.Г.Котовский.- М.: Гл.ред.восточ.лит. изд-ва "Наука", 1968. 236 с.

9. Арцеулов, Город мастеров (Пешавар) "Вокруг света", 1956, £ 7.

10. Ахрамович Р.Т. Новые явления в развитии общественной мысли в Афганистане. М., Сов.востоковедение, 1978, № 4.

11. Ахмад Алихан "Оморатикас будан бамиян", Кабул, 1936.

12. Ахмат Али Кахзар. Культура, наука и литература Афганистана. Кабул, 1991.

13. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. Л.: Изд-во ЛГУ, 1969, 339 с.

14. Андреев А.Л. Актуальные проблемы развития советской художественной культуры. М.: Знание, 1987.

15. Афанасьев В.Г. Системность и общество.- М.: Политиздат, 1980, 34 с.

16. Аристотель. Об искусстве поэзии. М.: 1957, 457 с.

17. Барсук В.Л. Культурная деятельность как предмет социального планирования. В кн.: Культурная деятельность. Опыт социологического исследования.- М.: Наука, 1981.

18. Балеева Л.В. Русские народные игры. М.: Сов .Россия, 1988, 126 с.

19. Бахтин М. Творчество Франсуа Рабле и Народная культура средневековья и ренесанса. М., Худ.лит-ра, 1965.

20. Бог, человек, общество в традиционных культурах Востока, М., Наука, 1993.

21. Бахтин М. Эстетика словесного творчества. М.: ВТО,1979.

22. Берг Э. Игры, в которые играют люди, люди, которые играют в игры. Пер. с англ., изд.Прозресс,1988, 136 с.

23. Беляева Л.И., Никончук Л.Н. Опыт социологического исследования клуба как системы. В кн.: Массовая коммуникация в социалистическом обществе. - Л.: 1979, с.217-230.

24. Беседина В .А. Опыт системного исследования педагогического процесса в клубе. Автореф.дисс. . канд.пед. наук.-М.: 1980, 20 с.

25. Бирженюк Г.М. Единство общих и специфических принципов деятельности культурно-просветительных учреждений. Авто-реф. дисс. . кавд.пед.наук.- Л.: 1980, 19 с.

26. Блинова С.П. Клубная деятельность как способ проявления и реализации общественной активности лкщей // Воспитательная деятельность клубных учреждений: содержание и методы

27. НИИ культуры: Сб. научн. трудов Jfc 123. М.: 1983, с.12-16.

28. Вирабов А.Г. "Марокко: основные проблемы экономического развития: М., 1975.

29. Волк С.С., Левин Ш.М. "Краткий очерк истории русской культуры". Л.-Л., 1967.

30. Вяткин А.Г. Юго-Восточная Азия: демографический анализ. Гл.ред.восточ.лит.изд-ва "Наука",1984.- 216 с.

31. Волькоштейн В. Драматургия. М.: Сов.писатель, 1969,98 с.

32. Выскова Ж. Художественная культура социализма как объект уцравления. В кн. Научное управление обществом. М.: 1975, Вып.9, с.209-234.

33. Волкова Л. Вечера и дни отдыха в клубе. М.: Сов. Россия, 1984, 136 с.

34. Велединский В.Г. Развитие самодеятельного художественного творчества в трудовом коллективе. Автореф.дисс. . канд.пед.наук. Л.: 1984, 16 с.

35. Ворошилов В. Феномен игры. М.: Сов.Россия, 1982, 128 с.

36. Вопросы социального функционирования художественной культуры. М.: Наука, 1984.

37. Вопросы воспитания: системный подход. Под общей редакцией Л.И .Новиковой. М.: Прогресс, 1981, 134 с.

38. Гачев Г.Д. Содержательность художественных форм. М.: Просвещение, 1968, с.115.

39. Ганков Ю.В. История, экономика, культура Афганистана. Сб.статей. М., Вост.литер., 1989.

40. Герасимова A.C., Гире Г.Ф., Дворянков H.A., Дорофеева Л.Н. Общественные мотивы в современной литературе Афганистана, М., 1981.

41. Герасимова А., Гире Г. Литература Афганистана, Краткий очерк, М., 1963.

42. Генкин Д.М., Конович A.A. Сценарное мастерство культпросветработника. М.: Сов.Россия, 1984, 126 с.

43. Генкин Д.М., Соломоник А.Г. Художественная пропаганда е клубе. М.: Сов.Россия, 1977, 133 с.

44. Гире Г.Ф. Литература непокорённого афганского народа Пуштуны. М., Восточн. литер. 1966.

45. Гире Г.Ф. "Пушту хунари наср" Кабул, 1986.

46. Голод С.И., Соколов Э.В. Досуг и культура молодого рабочего. Л.: Знание, 1977 , 39 с.

47. Гришина A.M. Литература о странах Азии, Африки. М., Восточн.литер. 1987.

48. Грайворонский В.В. Страницы братской дружбы. М.,1981.

49. Горанов К. Художественный образ и его историческая жизнь. М.: Искусство, 1970.

50. Грин М. Публицист на эстраде. (Заметки эстрадного драматурга). М.: Искусство, 1981, 84 с.

51. Дворянский H.A. Цикл цроизведений Абулрауфа Бекова. Кабул, 1959.

52. Дзадрак Абдулрахим. Пуштуны-учёные, борцы, выдающиеся люди. Кабул, 1978.

53. Довженко А.П. Лекции по сценарному мастерству. М.:1954.

54. Документальное и художественное в современном искусстве. М.: Мысль, 1975, 23 с.

55. Ершов П.М. Режиссура практическая и психология. М.: Искусство, 1972, 236 с.

56. Дранков В.Л. В природе художественного таланта. Авто-реф. дисс. . на соиск.док.филос.наук. Л.: 1973.

57. Ермоленко И.Н. Пособие по развитию навыков, научной речи. М., Русский язык. 1990.

58. Евтеева Г.А. Психолого-педагогические основы использования свободного времени. Автореф.дис. . д-ра пед.наук, Л. 1980, 32 с.

59. Жарков А.Д. Организация культурно-просветительной работы. Учеб.пособие для студентов ин-тов культуры. М.: Просвещение, 1989, 182 с.

60. Жаркова Л.С., Жарков А.Д., Чижикое В.М. Культурно-до-суговая деятельность: теория, практика и методика научных исследований. М., ЖУК, 1994.

61. Жарков А.Д. Организационно-методические основы культурно-просветительной деятельности. Дисс.на соиск.ученой степени докт.пед.наук. Л.: 1990 , 440 с.

62. Жалдак H.H. Интерес субъекта как единство его сущностных сил и потребностей. Вестник МГУ, 1975, № 4. с.132-135.

63. Захава Б. Мастерство актера и режиссера. М.: Просвещение, 1978, 322 с.

64. Занесоцкий A.C. Дискотека как форма организации досуга молодежи. Автореф. дисс. . канд.пед.наук, Л.: 1986, 184 с.

65. Зевелёв И.А. Юго-Восточная Азия урбанизация и проблемы социального развития. - М. Гл.ред.Восточ.мет.изд-ва "Наука", 1985. - 184 с.

66. Иконникова С.Н. Диалог о культуре. Л.: 1987, 128 с.

67. Искусство е системе культуры. Л.: Наука,1987, 381 с.

68. Исторические песни пуштунов. Сост.и перевод с пушту Г.Ф.Гирса. М., 1984.

69. Кемеров В.Е. Проблемы личности: методология исследования и жизненный смысл. М.: 1977.

70. Коган Л.Б.Проблемы урбанизации: город и культура. М.: 1981, / Информкультура. Обз.информация. Вып.З/, 40 с.

71. Козюренко Ю.И., Тгомилин Ю.Л. Музыка и досуг, М.: Сов.Россия, 1987, 56 с.

72. Конович A.A. Театрализованные праздники и обряды в СССР. М.: Высш.шк., 1980, 156 с.

73. Клочковский Л.Л. Страны общего рынка и Юго-Восточная Азия. М.: Гл. ред. восточ. лит. изд-ва "Наука", 1966. - 184

74. Крыстов С.С. Массовый праздник как средство реализации социальных функций трудового коллектива. Автореф.дис. . канд.пед.наук. Л.: 1980, 16 с.

75. Культурно-досуговая деятельность. Под ред.Жаркова А.Д., Чижикова В.М. Учебник, М., МГУК, 1998.

76. Культура, наука и литература Афганистана. М.,Наука,1989.

77. Культурная деятельность. Опыт социологического исследования. Под ред. Л.Н.Когана. М.: Наука,1981, 238 с.

78. Кураретин В.М. Сельская агитбригада. М.: ВНМЦНТ и КПР, 1983, 64 с.

79. Лебедев К.А. Афганский народ пуштуны. М., Вост.литер.1997.

80. Леонтьев А.И. Проблемы развития психики. М.: Наука, 1972, 286 с.

81. Леонтьев A.A. Общение как предмет психологического исследования. В кн.: Методологические проблемы социальной психологии. М.: Наука, 1975, с.165-194.

82. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1977, 304 с.

83. Лихачев Б.Т. Законы воспитания и их обусловленность законами общественного развития. Сов.педагогика, 1991, № 3, с.86-94.

84. Мазаев А.Н. Праздник как социально-художественное явление. М.: Наука, 1978.

85. Макаренко А.С. Педагогическая поэма. Соч.,т.1, 699 с.

86. Макеева М.А. Социально-психологический климат трудового коллектива. Саратов, 1983, вып.4, с.107-118.

87. Мамиконов А.Г. Управление и информация. М.: Мысль,1975.

88. Маршак М.И. Кто придумал вечер. М.: Сов .Россия, 1988, 112 с.

89. Маасарский С.М. Сценарий рождается в клубе. М.: ЕНМЦ НТ и КИР, 1988, 56 с.

90. Марков О.И. Методика создания сценария клубного театрализованного представления. Барнаул, 1985, 53 с.

91. Марков О.И. Сценарно-режиссерские основы художественно-педагогической деятельности клуба. М.: Просвещение, 1988.

92. Марков М.Е. Искусство как процесс: Основы функциональной теории искусства. М.: Искусство, 1970.

93. Марков Е. Современная зарубежная пантомима. М.: Искусство, 1985.

94. Межибовская Р.Я. Играем мюзикл. М.: Сов .Россия,1988.

95. Массон В.М., Рододин В.А. История Афганистана. Т.2. Афганистан и новое время. М., 1965.

96. Муххамат Алён Данешвар. Кабул. Университет. 1986.

97. Михайлова Н.Г. Социальный портрет участника художественной самодеятельности. В кн.: Социология культуры, вып.З. М.: НИИ культуры, 1980.

98. Момов В. Человек. Мораль, Воспитание / Теоретико-методологические проблемы/. М.: Прогресс, 1975.

99. Молчанов В.В. Миража массовой культуры. Л.: Искусство, 1984.

100. Моль А. Теория информации и эстетическое воспитание. M.: 1966.

101. Моль А. Социодинамика культуры. М.: Прогресс, 1973,54 с.

102. Монахов Н.И. Изучение эффективности воспитания: теория и методика. /Опыт экспериментального исследования/. М.: Педагогика, 1981.

103. Мудрик A.B. Коллектив, общение, личность. Сб. научн. трудов. М.: АПН СССР, 1982.

104. Мялчук K.M. Свободное время, как объект и средство социального регулирования. Киев, 1985.

105. Назаров В.К. Общение как фактор воспитания личности в коллективе художественной самодеятельности.- Автореф. дисс. . канд.пед.наук. Л.: 1979.

106. Народное творчество и современность. Вопросы методологии изучения. М.: ВНИИ ис^сствознания. 1982.

107. Никулина З.И. О повышении культуры клубного общения. Труды МГИК, вып.27, M.: 1975, с.69-99.

108. Новикова Н.Г. Педагогические условия совершенствования воспитания воздействия клубной работы на культурные интересы сельской семьи. Дисс. на соиск. уч.степени канд.пед. наук. M.: 1987.

109. Новикова Л.И. Коллектив и личность как педагогическая проблема. Автореф.дисс .д-ра пед.наук. Л.: 1977 , 48 с.

110. Общение: структура и процесс. Сб. ст. Ред.Е.Ф.Тарасов. М.: Наука, 1982, 156 с.

111. ПО. Общение: теоретические и црагматические цроблемы. Об.ст. М.: 1978, с.180.

112. Организационно-педагогические основы перестройки культурно-цросветительной работы.Сб.науч.тр. Л.: 1988. 153 с.

113. Организация и методика художественно-массовой работы: Учебное пособие для студентов ин-тов культуры. Под ред. Д.М.Генкина. М.: Просвещение, 1987, 237 с.

114. Парыгин В.Д. Социально-психологический климат коллектива. Л.: Наука, 1981.

115. Петров Н.В. 50 и 500. Массовые представления. М.: ВТО, i960.

116. Петров Б.Н. Становление и развитие режиссуры массовых спортивно-художественных театрализованных представлений. Уч.пособие. Л.: ЛШК, 1985.

117. Пиотровский А. Театр, кино, жизнь. М.: Искусство,1969.

118. Пирогов Г. 1фльтурная агрессия. М.: Сов.Россия,1986.

119. Плотников С.Н. Социология культуры. Научно-исследовательский институт культуры, 1980, с.18-44.

120. Поспелов П. Искусство и эстетика. М.: ВТО, 1984,67 с.

121. Плеханов Н.В. Искусство и общественная жизнь. -собр.соч. в 2-х т., Худож.лит.,1958, т.1, с.133-197.

122. Подоба Л.Н. Самодеятельное художественное творчество в системе формирования общественной активности трудящихся. Автореф. дисс. .кацд.пед.наук. Л.: 1979, 16 с.

123. Попов В.Д. Экономика плюс педагогика. М.: Молодая гвардия, 1996.

124. Пригожин А.И. Социология оргэнизаций.М.: Наука,1980.

125. Принципы организации социальных систем: норма и црак-тика. Сб.: Свердловск, 1987.

126. Психология формирования и развития личности. М.: Наука, 1981, 366 с.

127. Пушкин A.C. "Стихотворения" М., "Русский язык", 1989 г.

128. Пурецкий Б.Д. Поэтическое творчество афганцев. -"Новый мир", 1927, $ 4, с.141-151.

129. Разумный В.А. Творчество народа и современность. М.: ВНМЦ НТ и КПР, 1990.

130. Ратнер Я.В. Эстетические проблемы зрелищных искусств. М.: Искусство, 1980.

131. Региональная и историческая адаптация культур в Юго-Восточной Азии: Сб.ст. / Отв.ред. В.А.Тюрин; Сост. Б.Б.Парникель. М., 1982. - 127 с.

132. Рейснер И.М. К вопросу о складывании афганской нации. "Вопросы истории", 1949, # 7.

133. Рейснер И.М. Развитие феодализма и образование государства у афганцев, М., 1954.

134. Рейснер Л., Афганистан Избранные произведения. Очерки. Рассказы. 1958, c.III-200.

135. Ромодин В.А. Из истории изучения афганцев и Афганистана в России в кн.: "Очерки по истории русского востоковедения", (вып.I), М., 1953, с.148-184.

136. Сахаров И.П. Состав, изд-вом "Дружба народов". Народные праздники. М., 1991г. с.3-177.

137. Савельев В.В. Социальные проблемы даьтурной активности. В кн.: Социология ^льтуры, т.29, вып.2, М.: НИИ культуры, 1985.

138. Салимоз Ю., Становление жанра сказочной црозы в перс идс ко-таджике кой литературе. Автореф. кацд.дисс. - М., 1964.

139. Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности. Под ред. В.А.Ядова, Л.: Наука, 1989.

140. Сообщение. Выпуск XX. М., Наука, 1989.

141. Сычёв В.Л. Сообщения выпуск ХУ , М., 1973.

142. Силин А.Д. Театр улиц и площадей. М.: Сов. Россия,1980.

143. Смирнова Е.И. Теория и методика организации самодеятельного творчества трудящихся в культурно-просветительных учреждениях. М.: Просвещение, 1963.

144. Соколовский Ю.Е. Коллектив художественной самодеятельности. М.: Сов.Россия, 1934, 239 с.

145. Социально-творческие проблемы худа-явственной самодеятельности. М.: 1981.

146. Социально-экономическая эффективность культуры. М.: ВИПК РК, 1982.

147. Столович Л.Н. Жизнь творчество - человек: функции художестэенной деятельности. М.: Политиздат, 1985.

148. Теплинский Л.Б. "История советско-афганских отношений". М., Мысль, 1988.

149. Ткаченко П. "Афганистан болит в душе моей". Москва, "Молодая гвардия", 1990.

150. Тихомиров Д.В. Беседы о режиссере театрализованных праздников. М.: Сов.Россия, 1977. 68-69 с.

151. Товстоногов Г.А. К£уг мыслей (статьи). Л.: Искусство, 1972, 132 с.

152. Товстоногов Г.А. Зеркало сцены. T.I-П.Л.: Искусство, 1980, 84 с.

153. Токарев G.А. Ранние формы религии. М., Политиздат,1990.

154. Туманов И.М. Режиссура массового праздника и театрализованного концерта. М.: Просвещение, 1975, 54 с.

155. Триодин З.Е. Педагогика клубной работы. М.: Сов. Россия. 1983, 128 с.

156. Триодин В.Е. Клуб и свободное время. М.: Профиз-дат, 1982, 135 с.

157. Угринович Д.М. Обряды. За и против. М.: Политиздат,1985.

158. Уледов А.К. Духовная жизнь общества. М.: Наука,1989.

159. Халфин H.A., Проблема Пуштунистана. "Краткие сообщения Института востоковедения". M., 1959, № 35, с.35-38.

160. Халфин H.A. Проблема развития Афганского государства в ХУШ XX вв. в советской историографии. - "Доклад на ХХУ Международном конгрессе востоковедов", М., i960.

161. Халфин H.A., Провал британской агрессии в Афганистане (XIX в. начало XX в.) M., 1959.

162. Хелемендик B.C. Союз пера, мшфофона и телекамеры. Опыт системного исследования. М.: Мысль, 1987.

163. Художественная культура: понятия, термины. М.: Знание, 1978.

164. Художественная культура и развитие личности. М.: Наука, 1987.

165. Хачатурян А.П. Пути повышения эффективности педагогического воздействия клубного работника на аудиторию. Авто-реф. дисс. . канд.пед.наук, M.; 1980.

166. Чеботаревская А. "Любовь в письмах выдающихся людей ХУШ и XIX вв." Москва, Политиздат, 1990.

167. Чечетин А.И. Основы драматургии театрализованных представлений. История и теория. М., Просвещение, 1981, 258 с

168. Чечетин А.И. Искусство театрализованных представлений. М., Сов. Россия, 1988, 156 с.

169. Цибин Ю., Голубев В. Молодежь. Досуг. Музыка. М.: МГУ, 1988.

170. Шароев И.Г. Режиссура эстрады и массовых цредставле ний: Учебн. пособие для студентов высш.учебн.заведений. М.: Просвещение, 1986, 562 с.

171. Шаститко П.М. События и судьбы: Из истории становле ния советского востоковедения. М.: Гл.ред. восточ. лит. изд-ва "Наука", 1985. - 135 с.