автореферат и диссертация по педагогике 13.00.05 для написания научной статьи или работы на тему: Взаимодействие учреждений культуры и кинопроката при организации досуга молодежи
- Автор научной работы
- Монастырский, Денис Викторович
- Ученая степень
- кандидата педагогических наук
- Место защиты
- Москва
- Год защиты
- 1999
- Специальность ВАК РФ
- 13.00.05
Содержание диссертации автор научной статьи: кандидата педагогических наук, Монастырский, Денис Викторович, 1999 год
Введение.стр. 4
Глава 1. Теоретическая основа исследования досуговой деятельности молодежи во взаимодействии учреждений культуры и кинопроката.стр. 15
1.1. Культурно-досуговая деятельность молодежи как социально-педагогическая проблема.стр. 15
1.2. Основные тенденции изменения социально-педагогической значимости учреждений культуры и кинопроката.стр. 35
1.3. Моделирование культурно-досуговой деятельности на основе взаимодействия культуры, образования и экономики.стр. 58
Глава 2. Педагогическая технология организации культур-но-досуговой деятельности молодежи во взаимодействии учреждений культуры и кинопроката.стр. 76
2.1. Особенности педагогической технологии в сфере организации культурно-досуговой деятельности молодежи.стр. 76
2.2. Педагогические модели досуговой деятельности молодежи во взаимодействии учреждений культуры и кинопроката.стр. 98
2.3. Анализ эффективности педагогических моделей досуговой деятельности во взаимодействии учреждений культуры и кинопроката.стр.118
Введение диссертации по педагогике, на тему "Взаимодействие учреждений культуры и кинопроката при организации досуга молодежи"
Стремительные перемены, происходящие в нашей стране, привели к изменению и переоценке культурных ценностей общества. Для современной культуры характерно изменение духовного спектра с акцентом на материальный фактор.
Возросший интерес к материальным ценностям приводит к усилению прагматических ориентации у людей, особенно у подрастающего поколения, ограничивает духовные запросы. Традиционные ценности, составляющие основу культуры, трансформируются, причем, зачастую не в лучшую сторону: этика трудолюбия перерождается в умение "добывать" деньги; стремление к образованию заменяется желанием любыми путями стать удачливым и предприимчивым в области зарабатывания материальных благ. Постепенно формируется облик молодого поколения, которому присущ культ потребительства, утрата интереса к прошлому и настоящему своей страны и отсутствие веры в будущее.
В этой связи возрастает роль образования молодежи. Общество всегда было заинтересовано в повышении уровня образованности молодых людей, поскольку именно от их знаний, качеств и умений зависят судьбы, духовно-нравственное здоровье общества и состояние культуры. Это отражено в исследованиях А. И. Арнольдова, А. А. Аронова, Н. Г. Воробьева, И. Н. Ерошенкова, Т.Г.Киселевой, Ю.Д.Красильникова, Ю.П.Лукина, В.П.Подвойского, В.С.Садовской, Ю.А.Стрельцова, Г.Н.Филонова.
Проблемы модернизации сферы досуга молодежи находится в поле зрения многих исследователей. Это объясняется тем, что деятельность традиционных центров культурной жизни (театров, кинотеатров, Домов и Дворцов культуры) претерпевает в настоящее время существенные изменения. Имеется большое число диссертационных исследований, научных статей, монографий, посвященных этой проблеме, среди которых можно отметить работы В. Н. Болховитинова, Л.Г.Брылевой, Г.Н.Будановой, Е.Н.Вороновой, Л.Г.Генералова, Ю.А.Грибкова, В.М.Клюева, В.Е.Нова-торова, С.В.Шишкина и др.
Результаты научных исследований показали, что происходит уменьшение активности культурно-досуговой деятельности традиционных центров досуга, и выявили ряд противоречий, возникающих при создании новых форм организации досуга в условиях рыночной экономики. Как отмечает Г.Н.Буданова <21>, с одной стороны, наблюдается снижение уровня рекреационных услуг в государственном секторе, а с другой - повышение его в негосударственном секторе, где создаются досуговые центры нового типа, на коммерческой основе, с использованием современной техники и технологий. В деятельности этих центров досуга просматривается синтез социально-культурных и образовательных функций, однако, имея коммерческую основу, они могут удовлетворить потребности в культурно-досуговой деятельности лишь ограниченной доли потенциального контингента.
Таким образом, коммерческие интересы отодвигают на задний план социальные и педагогические факторы, которые при организации культурно-досуговых мероприятий в учреждениях негосударственного сектора почти не учитываются. Между тем, как показывают исследования ряда ученых, эти важнейшие функции традиционных культурно-досуговых учреждений могут и должны быть восстановлены и усилены путем модернизации сферы досуга с учетом новых социально-экономических условий. В.Е.Новаторов в своей работе <91> раскрывает теоретические и методические основы досуговой деятельности, принимая во внимание происходящие преобразования в обществе. При этом большую педагогическую роль он отводит профессиональному работнику сферы досуга, подчеркивая значение активного взаимодействия педагога (работника-культуролога) и воспитанника (посетителя досугового учреждения) для самореализации личности в сфере свободного времени. Основное внимание В.Е.Новаторов уделяет просветительской направленности культурно- досуговой деятельности и, в меньшей мере, ее коммерческой стороне.
Эта сторона проблемы разрабатывается М.И.Кокоревым <64>, который исследует возможность оптимального сочетания культурно-образовательной и коммерческой направленности в деятельности досуговых учреждений, в частности, в области кинопроката. Им отмечается, что проблема кинобизнеса на сегодняшний день освещена в научной литературе недостаточно. Функционирование кинотеатров в условиях рыночной экономики значительно затруднено, сокращается объем кинопроизводства, отмечается тенденция закрытия кинотеатров. Эти обстоятельства вынуждают искать новые формы организации кинопроката, которые дают возможность кинотеатрам создать систему самофинансирования, не утрачивая при этом свои просветительские функции.
Одним из способов модернизации сферы досуга ученые видят в использовании моделирования процесса организации досуговой деятельности. Это новое в культурологической науке направление раскрывается в работе И.В.Парфеновой <96>. Технологию моделирования автор рассматривает как процесс создания новой или реконструкции имеющейся социально-культурной сферы, который предусматривает инвариантность различных процессов, объектов, структур, а также социальных отношений человеческого общения в сфере досуга.
Автор подчеркивает, что подавляющее большинство моделей культурно-досуговой деятельности находится в настоящее время еще в стадии разработки.
При создании моделей культурно-досуговой деятельности нельзя не учитывать возрастающее стремление молодых людей к творческой самореализации в досуговой сфере. В связи с этим усиливается роль дополнительного образования в области изобразительного и прикладного искусств, музыкальной жизни, физического самосовершенствования и др. В тоже время отсутствуют современные культурно-образовательные программы, разработанные специально для учреждений культуры инновационного, интегрированного типа, отвечающие целям и задачам формирования культурного, духовно и физически развитого человека.
Анализ научной литературы выявил недостаточную разработанность вопросов взаимодействия культуры, образования и экономики в области культурологической науки. Не в полной мере освещены проблемы моделирования культурно-досуговой деятельности и создания интегрированных досуговых учреждений, синтезированно отражающих специфику различных отраслей культуры, в том числе такой важной, как кинопрокатное производство.
Отмеченные факторы обусловили выбор темы данного диссертационного исследования: "Взаимодействие учреждений культуры и кинопроката при организации досуга молодежи".
ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ - совместная деятельность учреждений культуры и кинопроката по организации досуга молодежи.
ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ - педагогический процесс, способствующий самореализации личности в досуговой деятельности во взаимодействии учреждений культуры и кинопроката.
ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ - разработать педагогическую модель организации досуга молодежи во взаимодействии учреждений культуры и кинопроката.
Данная цель требует решения ЗАДАЧ ДИССЕРТАЦИОННОГО ИССЛЕДОВАНИЯ:
1. Определить с социально-педагогических позиций теоретические основы организации досуговой деятельности молодежи в учреждениях культуры и кинопроката.
2. Раскрыть особенности организации досуга молодежи во взаимодействии учреждений культуры и кинопроката.
3. Определить критерии оценки деятельности учреждений культуры и кинопроката при организации досуга молодежи.
4. Экспериментально проверить эффективность функционирования педагогических моделей организации досуговой деятельности молодежи во взаимодействии учреждений культуры и кинопроката.
Поставленные задачи позволили выдвинуть ГИПОТЕЗУ ИССЛЕДОВАНИЯ, которая состоит в том, что взаимодействие учреждений культуры и кинопроката будет способствовать эффективному решению проблемы организации досуга молодежи, если:
- организационно-содержательная деятельность досуговых учреждений рассматривается как социально-педагогическая проблема;
- при организации досуговой деятельности молодежи во взаимодействии учреждений культуры и кинопроката проявляется системный подход, который предполагает создание комплекса досуговых мероприятий, обеспечивающих культурно-образовательные и образовательно-рекреационные услуги;
- обеспечивается формирование личностной системы культурных ценностей, качеств творческой личности; поиск и разработка новых организационно-методических форм культурно-до-суговых занятий.
МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЙ ОСНОВОЙ ИССЛЕДОВАНИЯ являются основополагающие концепции педагогики, психологии, культурологии о развитии личности, ее самореализации, о важности досуговых занятий, самостоятельного творчества в жизнедеятельности человека, исследования русских ученых-философов Н.А.Бердяева, С.Н.Булгакова, педагога Е.Н.Медынского, а также труды в области менеджмента американских ученых Мескока М.X., Альберта М.и Хедоури Ф.; законодательные и нормативные документы в области образования, предпринимательства в области культуры и досуга.
БАЗОЙ ИССЛЕДОВАНИЯ были определены московские кинотеатры "Дом Ханжонкова" ("Москва") и Имени Моссовета, а также учреждения культуры и кинопроката гг. Липецк, Кострома.
В исследовании использовался КОМПЛЕКС МЕТОДОВ:
- аналитические (анализ научной литературы, изучение традиционных и новых форм досуговой деятельности молодежи);
- диагностические (анкетирование, индивидуальные и групповые беседы, анализ результатов практической деятельности посетителей центров досуга);
- формирующие (моделирование культурно-досуговой деятельности молодежи, составление образовательных программ);
- методы статистического анализа деятельности учреждений культуры и кинопроката.
ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ: исследование проводилось с 1995 по 1998 гг. на базе учреждений культуры, кинопроката и образования гг. Москвы, Липецка, Обояни (Курская обл.) и Костромы и включало три этапа:
I этап (1995-1996 гг.) - поисково-экспериментальный. Изучалась теория и практика культурно-досуговой деятельности молодежи, определялись ее научные принципы, содержание. Были подготовлены базы для проведения исследования.
II этап (1996-1997 гг) - экспериментально-теоретический. На базе учреждений культуры и кинопроката в городах Москва, Липецк, Обоянь, Кострома, осуществлялось изучение мотивов досуговой деятельности молодежи в новых социально-экономических условиях, а также используемых организационных форм и методов работы досуговых центров. Было опрошено 410 респондентов среди посетителей этих учреждений молодежного возраста и 75 респондентов-руководителей и сотрудников учреждений культуры и кинопроката. Респондентам были предложены анкеты "Анализ досуговой деятельности молодежи" и "Анкета организатора досуговой деятельности", вопросы которой были направлены на выявление интересов и мотиваций молодежи при выборе досуговых мероприятий и степени значимости организационных и содержательных факторов организации досуга для работников учреждений культуры и кинопроката.
III этап (1997-1998 гг.) - опытно-экспериментальный и констатирующий. Разрабатывалось содержание досуговой деятельности молодежи в новых социально-экономических условиях, оформлялись результаты опытно-экспериментальной работы. На экспериментальных базах (кинотеатры "Москва" и Имени Моссовета) были организованы две модели организации досуга молодежи: "Дополнительные образовательные услуги" и "Образовательно-рекреационные услуги", проверена эффективность их работы на основе составленных критериев оценки. Результаты разработки были представлены в публикациях, а также, выступлениях на конференциях.
ДОСТОВЕРНОСТЬ РЕЗУЛЬТАТОВ исследования подтверждается методологической обоснованностью исходных теоретических позиций; применением комплекса методов, соответствующих объекту и предмету исследования и его задачам, репрезентативностью выборочной совокупности и полученных результатов
- J.C опытно-экспериментальной работы.
НАУЧНАЯ НОВИЗНА И ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ ИССЛЕДОВАНИЯ: - определены теоретические основы досуговой деятельности молодежи во взаимодействии учреждений культуры и кинопроката;
- с социально-экономических позиций разработаны педагогические модели организации досуговой деятельности молодежи во взаимодействии учреждений культуры и кинопроката;
- определены критерии оценки функционирования педагогических моделей организации досуговой деятельности молодежи во взаимодействии учреждений культуры и кинопроката.
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ ИССЛЕДОВАНИЯ: состоит в разработке содержания досуговой деятельности молодежи во взаимодействии учреждений культуры и кинопроката на основе разработанных моделей и разработке спецкурса, внедренного в образовательных учреждениях среднего профессионального образования.
АПРОБАЦИЯ И ВНЕДРЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ: Основные идеи разработки теоретических и практических вопросов по проблеме организации досуговой деятельности молодежи были обсуждены, одобрены на научно-практических конференциях, проходивших в Москве 25-27 февраля 1997 г., 25-26 марта 1998 г и 25-26 февраля 1999 г. Результаты исследования опубликованы в сборниках материалов конференций и других научных изданиях: "Проблемы отечественной культуры и судьбы молодого поколения"-М., 1997, "Духовные ценности и молодое поколение"- М., 1998, "Российская культура накануне нового столетия: итоги и перспективы развития"- М., 1999, "Российская культура глазами молодых ученых". С-П., 1998 ( сборник трудов молодых ученых).
В Московском областном высшем училище (колледже) искусств прочитан спецкурс "Инновационные методы деятельности учреждений культуры и кинопроката с молодежью" в 1997-98 учебном году.
НА ЗАЩИТУ ВЫНОСЯТСЯ: 1. Принципы научного моделирования организации культурно-досуговой деятельности молодежи во взаимодействии учреждений культуры и кинопроката.
2. Педагогические модели организации культурно-досуговой деятельности молодежи во взаимодействии учреждений культуры и кинопроката.
3. Критерии оценки эффективности педагогических моделей организации досуговой деятельности молодежи во взаимодействии учреждений культуры и кинопроката.
СТРУКТУРА ДИССЕРТАЦИИ:
Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.
Заключение диссертации научная статья по теме "Теория, методика и организация социально-культурной деятельности"
ВЫВОДЫ ПО 2-ой ГЛАВЕ.
Таким образом, анализ эффективности педагогических моделей досуговой деятельности подтвердил возможность объединения работы клубного учреждения и кинотеатра, Процесс "врастания" социально-культурных учреждений нового типа в традиционные центры досуга сопровождается ростом номенклатуры предлагаемых культурных услуг, созданием новых форм дополнительного образования школьников и старшей молодежи.
Рост потребления продукции и услуг в сфере культуры, приведшей к созданию новых форм образовательно-рекреационной деятельности, позволяет восстановить активную работу традиционных учреждений культуры, находящихся в последнее время в относительном упадке. При этом в их возрожденной деятельности просматривается синтез функций различных типов учреждений, работающих как на коммерческой, так и на некоммерческой основах, и объединенных стремлением к максимально полному удовлетворению культурных потребностей населения.
Решая совместно со школой проблему дополнительного образования, комплексные центры досуга предоставляют возможность учащимся, работающей молодежи, студентам участвовать в интенсивной творческой деятельности, требующей общих и специальных знаний в какой-либо области, позволяют развивать навыки общения в процессе творчества.
Цивилизованная организация свободного времени школьников, студентов и работающей молодежи формирует у них осознание ценности собственной личности, позволяет удовлетворить творческие потребности, развивает интересы и предоставляет возможность приобрести разнообразные знания, навыки и умения.
I1U
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
1. Социально-экономические преобразования в нашей стране вызвали значительные изменения в области культурно-досуговой деятельности молодежи. Модернизация сферы досуга сопровождается появлением ряда противоречий. С одной стороны, наблюдается снижение уровня рекреационных услуг в государственной сфере, с другой стороны - его повышение в негосударственном секторе, который ориентирован, главным образом, на обслуживание материально обеспеченных слоев населения. В этой ситуации большая часть молодежи лишается возможности пользоваться рядом рекреационных услуг. Меняется также направленность досуговой работы культурных учреждений - усиливается культ потребительства и снижается ориентация на духовные ценности, культуру и образование. Для создания цивилизованной системы досуговой деятельности молодежи необходимы культурные учреждения, выполняющие одновременно образовательные, социальные и воспитательные функции. Такими культурными учреждениями являются комплексные центры досуга.
2. Комплексные центры досуга рассматриваются как учреждения, в которых осуществляется синтез различных направлений образовательно-рекреационной деятельности, объединенных идеей максимально полного удовлетворения культурных потребностей населения.
Культурно-досуговая деятельность, являясь научно-теоретической основой содержания работы комплексных центров досуга рассматривается, как социально-педагогическая проблема. Использование досугового времени для социально ценных занятий дает положительный эффект в создании нравственных, духовных, эстетических и патриотических ориентиров, как для личности так и для всего общества в целом.
Данная научная основа культурно-досуговой деятельности определяет ее главную практическую цель - самореализацию личности в сфере свободного времени.
3. В нашем опытно-экспериментальном исследовании разработка содержания культурно-досуговой деятельности молодежи была направлена на активизацию личностного развития молодых людей, повышение их культурного и образовательного уровней.
Установлено, что усиление педагогической направленности деятельности центров досуга взаимосвязано с развитием личностной мотивации молодых людей. Личностная мотивация человека является источником и движущей силой его творческой деятельности. Изучение мотивов культурно-досуговой деятельности молодежи позволяет смоделировать адекватное рекреационное обслуживание на базе комплексных центров досуга.
В нашем исследовании выявлено, что центры культуры слабо удовлетворяют запросы юношей и девушек. В основном, в них функционируют кружки художественной самодеятельности, дискотеки, книжные ярмарки и библиотеки. Огромные резервы получения дополнительного образования молодежью в центрах досуга не используются.
Среди нереализованных потребностей в досуговой деятельности значимыми для юношей являются следующие:
- спортивные оздоровительные мероприятия (57 %);
- изучение компьютерной техники ( 54 %);
- игра на музыкальных инструментах (51 %);
- X 4 I
- туризм (48 %);
- посещение казино ( 45 %);
- посещение видеосалона (42 %);
- посещение залов игровых автоматов ( 33%);
- участие в хоровом пении (33 %);
- изучение иностранных языков (30 %);
- посещение кафе-бара (30 %).
У девушек неудовлетворенные потребности в досуговой деятельности затрагивают следующие области:
- занятия туризмом (72 %);
- изучение иностранных языков (60 %);
- игра на музыкальных инструментах ( 59 %);
- занятия в спортивно-оздоровительных секциях (49 %);
- посещение кафе-бара (40 %);
- посещение казино (43 %);
- посещение вернисажей (34 %);
- изучение компьютерной техники (28 %);
- изготовление изделий декоративного искусства (28 %);
- посещение лекций по воспитанию детей в семье ( 40 %).
Сравнительный анализ запросов юношей и девушек в досуговой деятельности показал, что готовность к освоению культуры, дополнительного образования, спорта у молодежи имеется и нужны соответствующие формы и методы их удовлетворения.
4. В нашем исследовании установлено, что оптимальным видом учреждения культуры является досуговый центр интеграционного типа, который одновременно выполняет культурные, социальные и воспитательные функции.
Это подтвердили данные обследования досуговых центров,
- 1 -±о проведенного нами в г. Липецке и г. Костроме. Из 75 руководителей этих центров 55% осознают необходимость создания многофункциональных универсальных учреждений культуры. При этом большой значение придается проведению образовательной и воспитательной работы со школьниками ( 60 % ), развитию духовно-нравственных и культурно-образовательных потребностей, а также признается необходимость влияния на досуговую деятельность молодежи и контроля ее (65 %).
Изменение направленности деятельности центров досуга, появление новых форм культурно-образовательных и рекреационных услуг требует адекватного подхода к их реализации, основанного на взаимодействии культуры, экономики и образования. Успешное функционирование комплексных центров досуга во многом зависит от развития предпринимательства в сфере культуры, оперативного реагирования на требования современного рынка. При этом должны соблюдаться этические и нравственные нормы и сохраняться культурные и национальные традиции.
5. Для разработки педагогической модели досуговой деятельности во взаимодействии учреждений культуры и кинопроката нами были определены следующие исходные принципы:
-образовательный, предполагающий ориентацию на социально-ценностные отношения молодежи к окружающей действительности; учет уникальности личности, признание ее индивидуальности; педагогическое общение, направленное на развитие личностных качеств молодого человека; организацию учебно-познавательной деятельности школьников; педагогическую оценку, обеспечивающую позитивный характер дальнейшего сотрудничества педагога и обучаемого;
- культурологический, направленный на самореализацию личности в досуговой деятельности вариантами которой в центре досуга являются использование игровой технологии, органи- ■ зация туризма, физическое воспитание; ознакомление с народными традициями, фольклором, использование видеофильмов;
- экономический, способствующий повышению коммерческой эффективности деятельности культурно-досуговых центров, включающую: изучение спроса потребителей на культурные услуги, поиск и разработку новых форм культурно-досуговых занятий, планирование производства культурных услуг, рекламу в сфере досуга, самофинансирование культурно-досуговых мероприятий
Установлено, что руководители комплексных центров досуга в своей работе учитывают не все приведенные выше принципы. В оценке значимости последних при организации культурно-досуговой деятельности преобладает средняя оценка. Это свидетельствует о том, что значительные резервы остаются неиспользованными.
В свою очередь, это указывает на недостаточный профессионализм руководителей центров досуга и, как следствие, на необходимость совершенствования профессиональной переподготовки культурологических работников с ориентацией на новые формы досуговой современной техники и технологии.
6. Указанные принципы культурно-досуговой деятельности создают определенную систему действий, которая позволяет реализовать комплекс целей, методов и средств данной деятельности, т.е. построить модель изучаемой системы.
Нами разработаны две модели досуговой деятельности молодежи во взаимодействии учреждений культуры и кинопроката. Первая модель "Дополнительные образовательные услуги", созданная на базе кинотеатра "Москва", рассчитана на школьников. В организованном киноклубе проводились занятия по следующим темам "Архитектура как вид искусства" (дополнение к школьной программе 9-11 классов по истории); "Драматургия кино" (дополнение к школьной программе по литературе 9 -И классов); "Школа здоровья" (дополнение к школьной программе по физвоспитанию); "Дети и дорога (дополнение к школьной программе по основам безопасности жизнедеятельности).
Первая модель содержала следующие компоненты (или систему признаков):
- цели обучения - пробуждении чувства гражданственности, формировании интересов и способностей в различных сферах деятельности, развитии потребности в физическом самосовершенствовании, формировании навыков и умений в самоорганизации безопасной жизнедеятельности;
- задачи обучения, включающие ознакомление школьников с художественными и литературными ценностями отечественной культуры, повышение уровня грамотности в вопросах естественного оздоровления, раскрытие основных правил дорожного движения и поведения на дорогах;
- методы обучения - словесный, наглядный, практический;
- организационные формы ученой работы - беседы, игры, лекции, киноклуб, просмотр кино- и видеофильмов, физкультурно-оздоровительные занятия;
- средства обучения, содержащие учебные (общественные и естествонаучные предметы), технические (аудио- и видеоаппаратура), пособия в виде слайдов, видео- и диафильмов, графические наглядные пособия (плакаты, схемы);
- содержание обучения, предполагающее дополнительное образование по школьным предметам, практические занятия по формированию умению и навыков в естественном оздоровлении, обеспечении безопасности жизнедеятельности;
- условия успешного осуществления образовательной функции центра - наличие квалифицированных кадров, материально-технической базы, сотрудничество центров досуга с общеобразовательными учреждениями заключение договоров.
Вторая модель "Образовательно-рекреационные услуги" (центр досуга на базе кинотеатра им. Моссовета) разработана для студентов и работающей молодежи. В созданном киноклубе проводились следующие занятия: цикл лекций "Рок как музыка времени" и "Музыкальная видеокультура"; тренинговые занятия "Развитие коммуникативных умений".
Вторая модель имела следующую систему признаков:
- цели образовательно-рекреационной деятельности, направленные на реализацию творческого потенциала молодежи, формирование ее эстетических потребностей и организацию общения, получение прибыли от оказания образовательно-рекреационных услуг;
- задачи - формирование эстетических потребностей, развитие коммуникативных умений, повышение экономической эффективности образовательно-рекреационной деятельности;
- содержание - дополнительное образование в области современной музыки, формирование умений и навыков в сфере делового общения, организация музыкальных вечеров для молодежи;
- методы: словесный, наглядный, практический, практически-игровой;
- организационные формы: лекции, игровые занятия и деловые игры, тренинги, просмотр видеоклипов, музыкальные вечера;
- средства: аудио- и видеозаписи, фильмы, слайды, аудио- и видеоаппаратура.
Условия успешного осуществления образовательно-рекреационной деятельности наличие квалифицированных кадров разработка бизнес-плана, осуществление рекламной деятельности, наличие материально-технической базы.
7. Оценка эффективности работы учреждений культуры интеграционного типа, организованной по первой и второй моделям осуществлялась по следующим критериям:
- культурологическому, характеризующему уровень развития потребностей личности в культурном отношении, ориентации ее на художественно-творческую деятельность, усвоение духовных ценностей;
- педагогическому, предполагающему формирование культурной личности; оценку интенсивности творческой деятельности молодого человека, которая требует общих и специальных знаний, навыков общения в процессе творчества. Значимым показателем педагогического критерия является помощь в самовоспитании личности, повышении ее социальной активности, возрождении физических и духовных сил, определении жизненной перспективы и приоритетов;
- экономическому, определяющему постоянное и целенап
- i JO равленное изучение реального и потенциального спроса потребителей на культурные услуги, как льготные, так и бесплатные; поиск и разработку новых организационных-методических форм культурно-досугоъых занятий, планирование производства культурных услуг для различных слоев населения.
8. Экспериментальная проверка моделей показала, что наиболее значимыми показателями эффективности первой из них "Дополнительные образовательные услуги" являются следующие: по культурологическому критерию: собирание и прослушивание аудиозаписей, а также обмен ими, занятия спортом, приобретение полезных знаний о драматургии кино, знакомство с архитектурой как с видом искусства, воспитание культуры поведения на дорогах; по педагогическому критерию - формирование дополнительных знаний по учебным предметам, помощь в самовоспитании, знакомство с компьютерной техникой, развитие способностей к какому-либо виду деятельности; по экономическому критерию - заключение договоров с учреждениями образования, изучение запросов населения микрорайона, укрепление материально-технической базы, распределение прибыли, анализ работы за определенный период.
Экспериментальная проверка второй модели "Образовательно-рекреационные услуги" показала, что наиболее значимыми показателями ее эффективности являются следующие: по культурологическому критерию - коллекционирование записей рок-музыки разных стилей, посещение лекций о рок-музыке, общение с друзьями и коллегами, чтение книг, занятия видеотехникой, посещение театров и кинотеатров; по педагогическому критерию - формирование духовных потребностей и интересов личности, развитие умений и навыков общения, помощь в самосовершенствовании, выработка стиля поведения, развитие творческой свободы и независимости в суждениях, игра на музыкальных инструментах, знакомство с западной музыкальной культурой; по экономическому критерию: составление бизнес-плана, сдача площадей в аренду, создание у сотрудников заинтересованности в своей работе, распределение прибыли.
9. Таким образом, разработка педагогических моделей досуговой деятельности молодежи во взаимодействии учреждений культуры и кинопроката, а также их экспериментальная проверка доказали, что процесс интеграции возможен и необходим. Он обеспечивает условия для самореализации личности в практической образовательной деятельности; стимулирует расширение номенклатуры предлагаемых культурных услуг; позволяет восстановить активную деятельность традиционных центров досуга, пришедших в последнее время в относительный упадок.
Проведенное исследование подтвердило также, что цивилизованная организация свободного времени молодежи является сложной и многогранной проблемой. Она актуальна для развития отечественной культуры и духовного развития подрастающего поколения и нуждается в дальнейших исследованиях.
Список литературы диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Монастырский, Денис Викторович, Москва
1. Анашкина Г. П. Формирование профессиональной направленности студентов вузов культуры средствами культурно просветительской работы: Автореф. дисс. канд. пед. наук -Л., 1983.
2. Арнольдов А. И. Образование и судьба молодого поколения: тревожные коллизии// Проблемы отечественной культуры и судьбы молодого поколения: Тез. докл. Междунар. науч. -практ. конф. -М., 1997.
3. Артамонова Р.И. Совершенствование системы повышения квалификации культурно-просветительных работников в условиях непрерывного образования: Автореф. дисс. канд. пед. наук М, 1990.
4. Асперов М. С. Педагогические условия совершенствования художественно-публицистической деятельности в учреждениях культуры: Автореф. дисс. канд. пед. наук М.,1993.
5. Атаянц Ж. Г. Клубные объединения высшей школы как фактор социализации студентов: Автореф. дисс. канд. пед. наук М., 1995.
6. Ахметов К. Н. Теоретическая основа и метлика взаимодействия культурно-просветительных учреждений по эстетическому воспитанию школьников: Автореф. дисс. канд. пед.- 1 и и наук М., 1986.
7. Бакланова Т.Н. Педагогика художественной самодеятельности: Учебное пособие. -М., 1992.
8. Белюнас С.Ю. Видеоискусство в России//Российская культура глазами молодых ученых: Сб. науч. трудов. Вып.5. -С.-П., 1997.
9. Бердяев Н.А. Экзистенциальная диалектика божественного и человеческого//Мир философии-М., 1991.
10. Берлин С.И. Экономический потенциал рекреационной зоны Красноярского края.- С.-П., 1997.
11. И. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии . М., 1989.
12. Бобков М.Н. Особенности преобразования в духовной среде российского общества//Духовные ценности и молодое поколение. Сб. науч. тр.-М., 1998.
13. Бойченко А. Страшный суд для ангела//Московский комсомолец. 1998, 18 декабря.
14. Болджиева Л.Г. Перспективы развития искусства. Методы прогнозирования. -М., 1996.
15. Болховитинов В.Н. Твое свободное время-М.,1997.
16. Бортникова Т. Г. Целостный подход к учебно-воспитательному процессу в вузе культуры как условие формирования личности специалиста: Автореф. дисс. канд. пед. наук. -М., 1993.
17. Борев В. Видео: техника, досуг, культура. -М.,1990.
18. Борев В. Видеокино проблемы становления//Техника кино и ТВ.-М., 1987, N 3.
19. Бруднов А. Стратегия развития государственных и муниципальных учреждений дополнительного образования детей// Воспитание школьников. -1994.- N 5.
20. Брылева Л.Г. Психолого-педагогические условия самореализации личности в клубном художественном коллективе: Автореф. дисс. канд. пед. наук. Л., 1988.
21. Буданова Г.Н. Свободное время: за и против подрост-ков//Воспитание школьников.-М., 1996.- N 1.
22. Васильева Т.Г. Специфические черты ток-шоу в молодежной среде//Проблемы отечественной культуры и судьбы молодого поколения: Тез. докл. Междунар. науч. -практ. конференции. М., 1997.
23. Василевская Н.Ф. К вопросу о проблеме молодежи и студенчества//Проблемы отечественной культуры и судьбы молодого поколения: Тез. докл. Междунар. науч. -практ. конференции М., 1997.
24. Верещагина Ж.Ф. Исследования особенностей личности клубного работника: Автореф. дисс. канд. пед. наук. -Л., 1971.
25. Взаимодействие клуба с другими учреждениями и организациями по совершенствованию досуга населения в условиях культурно-спортивного комплекса/Министерство культуры СССР.- М., 1987.
26. Викторова Л. Второе дыхание "Руси"/Ять, 1998, 17 декабря.
27. Волосова 0.И. Активизация формирования эстетической потребности у студентов институтов культуры в процессе обучения режиссуре театрализованных представлений: Автореф. дисс. канд. пед. наук. М., 1988.
28. Воронова Е.Н. Экономика культуры: Учебное пособие.- Рязань, 1997.
29. Генералова Л. Д. Совершенствование культурно-спортивного комплекса организации оздоровительной деятельностис населением: Автореф. дисс. канд. пед. наук Л., 1990.
30. Герасимова В.В. Программный туризм в системе обучения менеджеров туризма вузов культуры//Духовные ценности и молодое поколение-М., 1998.
31. Гольман И. А. Рекламное планирование. Рекламные технологии. Организация рекламной деятельности. М., 1996.
32. Грибков Ю.А. Психолого-педагогические условия активизации досуговой деятельности участников самодеятельных музыкальных коллективов: Автореф. дисс. канд. пед. наук. -М.,1990.
33. Дашков Л.П., Брызгалин А.В. Коммерческий договор: от заключения до исполнения. М., 1995.
34. Дзиов А.Х. Социально-педагогические аспекты организации деятельности парка культуры и отдыха: Автореф. дисс. канд. пед. наук М., 1997.
35. Договор как средство рыночных отношений//Экономика и жизнь-1994. N 27,29.
36. Доронкина Е.Г. Рекреационная деятельность: системный подход//Проблемы отечественной культуры и судьбы молодого поколения-М., 1997.- X и и 37. Досуг в Москве. М.,1991.
37. Евтеева Г.А. Что полезно знать клубному работнику. -Л. 1976.
38. Ефимец Л.В. Особенности работы в детском фольклорном коллективе//Проблемы отечественной культуры.-М., 1997.
39. Жаркова Л. С. Творческая деятельность как феномен развития личности в учреждениях культуры//Проблемы отечественной культуры. -М. , 1997.
40. Жизнь сцены и контрактный мир: Сборник.- М., 1994.
41. Закон Российской Федерации "Основы законодательства Российской Федерации о культуре" от 9 октября 1992 г. N 3613-1 М., 1992.
42. Заплетина Н. И. Мода как фактор формирования культуры внешнего облика молодежи условиях клуба: Автореф. дисс. канд. пед. наук-Л.,1991
43. Зоркая Н. Зрелищные формы художественной культуры-М., 1981
44. Игин А. Н. Эстетическое воспитание молодежи средствами народного декоративно-прикладного искусства в условиях клубной работы: Автореф. дисс. канд.пед. наук. М., 1988.
45. Кабалевский Д. Б. Музыка и музыкальное воспитание. -М,. 1984.
46. Касимов М. С. Вопросы рекреационного обеспечения населения Бакинской городской агломерации. -Баку, 1996.
47. Карпишина Е. В. Проблемы становления российского предпринимательства и его профессиональная подготовка//Духовные ценности и молодое поколение: Сб. научных тру-дов-М.,1998.
48. КПСС в резолюциях, т. 1, с. 451.
49. Кафаров Г.М. Развитие платных услуг в культурно-просветительных учреждениях. Методическое пособие. -М.,1988.
50. Куюмчан Н.Ю. Проблемы развития творческой индивидуальности подрастающего поколения в сфере досуга//Проблемы отечественной культуры и судьбы молодого поколения.-М., 1997.
51. Кино: прокат, реклама, методика проката: Опыт кинообслуживания населения в кинотеатрах. -Л.-М., 1986.
52. Киноаудитория на этапе перехода к рынку. -М., 1994.
53. Киновидеоменеджмент:Программа для студентов.-М.,1995.
54. Кино: Энциклопедический словарь.-М., 1986.
55. Кириллов А.Т., Волкова Л.А. Маркетинг в туриз-ме-С. -П., 1996.
56. Киселева Т.Г., Красильников Ю.Д. Основы социально-культурной деятельности.-М.,1995
57. Кифле А.П. Историография рекламы//Духовные ценности и молодое поколение: Сб.науч. трудов.-М., 1998.
58. Клуб друзей кино: Методические рекомендации для организаторов и руководителей любительских объединений при клубах, Домах и Дворцах культуры.-Куйбышев, 1984.
59. Клуб в новых условиях хозяйствования: Методические рекомендации/Министерство культуры УССР.-Киев,1989.
60. Клеппер Е.В. Основы экономики культурно-просветительных учреждений: Учебное пособие.-М., 1989.
61. Клюско Е.М. Культурно-досуговая деятельность населения России. -М., 1997
62. Кобин Н.А. Развитие эстетических потребностей рабочей молодежи в клубных учреждениях: Автореф. дисс.канд. пед. наук. -М., 1984.
63. Кокарев М. Кино как бизнес. -Минск.1991.
64. Криштул Б. Профессия-директор фильма.-М.,1990.
65. Кулинин И. В. Правовое образование менеджеров туризма//Духовные ценности и молодое поколение М., 1998
66. Кэмпбелл Д. Модели экспериментов в социальной психологии и прикладных исследованиях.-М.,1980.
67. Левшина Е.А. Форимирование зрительской аудитории театров.-Л., 1989.
68. Лившиц А. Я. Введение в рыночную экономику: Учеб. пособ.-М., 1992.
69. Липсиц И. В. Бизнес-план основа успеха. -М., 1992.
70. Липков А. На пороге видеокомпьютерной эры.-М., 1988.
71. Любошиц С. "Вечный" студент ищет работу//Московский комсомолец. 1998, 21 декабря.
72. Макеева Ю. Б. Совершенствование эстетического воспитания средствами кино в клубных учреждениях: Автореф. дисс. канд. пед. наук.-М.,1981.- J. и*
73. Массовые виды искусства и современная художественная культура: Сб. ст. -М., 1986.
74. Маршак М. И. Педагогические основы сценарного творчества в культурно-досуговой деятельности: Автореф. дисс.канд. пед. наук.-М., 1994.
75. Менеджмент: Программа для студентов факультетов культуроведения. -М., 1997.
76. Мескок М.X., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. -М. ,1992.
77. Методические рекомендации по организации любительских клубов на принципах самоокупаемости/Министерство культуры СССР. -М. ,1989.
78. Методические материалы по организации эстетически развивающего молодежного клуба / Министерство культуры РСФСР.-М., 1988.
79. Мирошникова Е.А. Принципы и формы регуляции и саморегуляции региональных культурных процессов//Российская культура глазами молодых ученых: Сб. науч. трудов.-С.П., 1997.
80. Молодежные клубы по интересам одна из форм гуманизации воспитания студентов в средних учебных заведениях: Методические рекомендации. -М.,1993.
81. Монастырский В.А. Киноклуб "Контакт".Неокончательные итоги. -Тамбов,1995.
82. Монастырский Д. В. Педагогические функции центров досуга//Проблемы отечественной культуры и судьбы молодого поколения: Тез. докл. Междунар. науч. -практ. конферен-ции-М.,1997.
83. Монастырский Д.В. Центры досуга: новые формы//Духовные ценности и молодое поколение Сб. научн. трудов. -М., 1998.
84. Монастырский Д. В. Педагогические функции центров досуга//Российская культура глазами молодых ученых: Сб. научных трудов. Вып. 5. -С. -П. , 1997.
85. Музыка и молодежь: В помощь лектору.-М., 1986.
86. Направления дальнейшего развития и перестройки культурно-просветительного образования: Метод, рекомендации /Российский творческий союз работников культуры.-С. -П., 1996.
87. Немировский П. Кто добьет Памелу?/Московский комсомолец. 1998, 27 сентября.
88. Неценко Г.А. Вводные лекции по спецкурсу "Психолого-педагогические основы культурно-просветительной работы". -Минск, 1988.
89. Никитина Г. Я. История культурно-досуговой деятельности.-М., 1998.
90. Новаторов В.Е. Культурно-досуговая деятельность: Словарь-справочник.-Омск, 1992.
91. Овчинникова О.Ю. Фольклор как важнейшее средство воспитания детей//Проблемы отечественной культуры и судьбы молодого поколения.-М., 1997.
92. Осипов П.Н. Новые социально-экономические условия переходного периода и общественные требования к личности. -Казань, 1996.
93. Основы предпринимательской деятельности в кинематографии: Учеб. пособ.-М., 1990.
94. Орлов Ю.М. Московский художественный театр: легенды и факты (опыт хозяйствования), 1898-1917гг. -М., 1993.
95. Парфенова И. В. Модель не истина, а прогноз//Рос-сийская культура глазами молодых ученых: Сб. науч. трудов. Вып. 5.-С. -П. ,1997.
96. Педагог досуга: Учебно-методические материалы отделения педагогики досуга факультетов КПР вузов культу-ры-Л., 1989.
97. Печко Л.П. Эстетическая культура и воспитание человека: Пособие для клубных работников.-М.,1991.
98. Питюков В. Что такое педагогическая техноло-гия//Воспитание школьников.-1995- N 1.
99. Планирование в театре/Сост. Сорокин Б.Ю., Орлов Ю. М., Левшина Е. А. -М., 1990.
100. Попов В.Д. Психология и экономика.-М. ,1989.
101. Положение об основах хозяйственной деятельности и финансировании организаций культуры и искусства от 26 июля 1995 г. N 609. М., 1995.
102. Проблемы отечественной культуры и судьбы молодого поколения: Тез. докл. Междунар. науч.-практ. конф.-М., 1997.
103. Прусакова Т.П. Реклама будущего: от унификации к персонификации//Духовные ценности и молодое поколение. -М.1998.
104. Пучкова Е.И. Маркетинг в сфере театрального искусства/ /Духовные ценности и молодое поколение: Сб. науч. трулио дов.-М. 1998.
105. Развитие платных услуг в сфере досуга в больших го-родах/Сост. Черняк В.3. -М., 1989.
106. Российская культура глазами молодых ученых: Сб. науч. трудов. Вып. 5 -С.-П., 1997.
107. Российские и зарубежные досуговые рынки: Метод. указания-М., 1996.
108. Сатинов К. А. Маркетинг сферы образовательных услуг. М., 1998
109. Силласте Г. Г. Ценностные ориентации молодежи в условиях социальной трансформации российского обществах/Проблемы отечественной культуры и судьбы молодого поколения: Тез. докл. М., 1997.
110. Симонов В. П. Педагогический менеджмент:50 Ноу-хау в области управления образовательным процессом:Учеб. пособие.-М., 1997.
111. Ситников В. И. Теоретико-методические основы совершенствования подготовки руководителей коллективов фольклорной самодеятельности: Автореф. дисс. канд. пед. наук. -С. -П., 1992.
112. Смирнова Н. А. Педагогические возможности клубных форм в образовательном процессе современной школы: Автореф. дисс. канд. пед. наук.-С.-П., 1995.
113. Соколов К. Б. Долгосрочное планирование в сфере культуры.-М., 1987.
114. Столяров И. А. Управление культурой: организационно-экономический механизм.-М., 1989.
115. Стороженко A.M. Формирование творческой активности личности в музыкальной самодеятельности клуба: Автореф. дисс. канд. пед. наук.-Л., 1986.
116. Скелл Ф. Искусство делового общения- М., 1990.
117. Социальные проблемы труда и производства /под ред. Осипова Г. В., Щепаньского Я.-М., 1969.
118. Теория и практика досуговой деятельности за рубежом: Методические рекомендации.-М.,1997.
119. Теоретические основы и опыт организации художественно-творческой деятельности детей и подростков в клубе: Учебно-метод. материалы.-Л., 1990.
120. Триодин В.Е. Педагогика клубной работы.-М., 1984.i I и
121. Тюнина E.H. Концепция управления персоналом организации/Духовные ценности и молодое поколение: Сб. науч. трудов.-М., 1998.
122. Уинтри С. Джаз: Генезис. Музыкальный язык. Эстетика. -М., 1987.
123. Управление и экономика в социально-культурной сфере: Метод, указания.-М., 1995.
124. Усенко С. Б. Педагогика информационно-досуговых учреждений: Автореф. дисс. .канд. пед. наук. С.-П. ,1991.
125. Филонов Г.Н. К вопросу обновления парадигмы воспи-тания//Проблемы отечественной культуры и судьбы молодого поколения: Тез. докл. междунар. науч.-практ. конф.-М., 1997.
126. Форд Г. Моя жизнь, мои достижения. М., 1990.
127. Хазанова В. Э. Клубная жизнь и архитектура клуба. -М.,1994.
128. Хусейнов Р.А. Преемственность системы "колледж-вуз" в подготовке кадров для базовых учреждений культуры. Автореф. дисс. канд. пед. наук.-М., 1998.
129. Цымбаленко С. .Щеглова С. Какие они, недостатки де-вяностых?//Воспитание школьников. -1990. -N 9.
130. Чернова Р.И. Игровая технология обучения//Духовные ценности и молодое поколение : Сб. Науч. трудов.-М.,1998.
131. Черепанова Э.М. Престиж профессии.-М., 1988.
132. Черниченко И.В. Стратегия рекламной деятельности менеджера социально-культурной сферы//Духовные ценности и молодое поколение: Сб. науч. трудов-.М., 1998.
133. Чикомасова И. Видеорынок: затишье перед бурей//Те-лерадиоэфир. -1991-N 1.
134. Чурилова С.В. Новое и передовое в клубной работе: Методика поиска и распространения: Метод, пособие.-М., 1991.
135. Шишкин С.В. Экономика и управление в сфере культуры.- М., 1992.
136. Щека И.Б. Финансирование развития материально-технической базы культурно-просветительных учреждений: Автореф. дисс канд. эконом, наук.-М., 1989.
137. Щуркова Н.Е. Педагогическая технология.-М., 1992.
138. Ядов В. А. Социологические методы исследования клубной работы. -М. 1986.
139. Якобсон Л. И. Экономические методы управления в социально-культурной сфере.-М., 1991.форма 1
140. АНАЛИЗ ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МОЛОДЕЖИ
141. Инструкция: из перечисленных ниже вариантов досуговой деятельности выберете сначала желательное занятие, а затем реальное . Отметьте свой выбор знаком "+" (выбор неограничен). -1-1-1
142. Варианты досуговых мероприятий
143. В каких вариантах досуга Вы хотели бы принять участие?
144. В каких досуговых мероприятиях реально участвуете?
145. Художественная самодеятельность1. Фольклорный ансамбль
146. Кружок по изучению I иностранного языкаb1.искотека
147. Лекторий по воспитанию детей в семье1. Клуб кинолюбителя1. Казино1. Видеосалон1. Кинотеатр
148. Спортивно-оздоровит. секция1. Компьютерная секция1. Кафе-бар
149. Книжная ярмарка, библиотека1. Игровые автоматы1. Игра на музыкальныхинструментах1.Хоровое пение -1Литературно-Iмузыкальный салонЬ
150. Изготовление изделий (прикладного искусстваЬ1.Туризм1.АукционЬ1.Вернисаж1.ругие варианты: I(впишите) I
151. Пожалуйста, представьтесь: Ваш возрастПол1. Город.
152. ВНИМАНИЕ! При желании Вы можете оставить анкету анонимной. Если Вы хотите принять участие в повторных социологических исследованиях, оставьте, пожалуйста, свои контактные координаты для высылки анкет:ш
153. Варианты досуговых мероприятийb
154. Создание многопрофильных (универсальных культурных центров1. Степень значимости0
155. Постоянное обновление репертуара I кинотеатров h-
156. Образовательная и воспитательная (работа со школьникамиh
157. Планирование работы комплексного I центра досуга
158. Использование авторских проектов I образовательно-развлекательных1.программ-1.ополнительное образование впроцессе досуговой деятельности |
159. Развитие духовно-нравственных 1 и культурно-образовательных I потребностей1. Ьb
160. Управление досуговой деятельностью молодежи
161. Другие варианты: (впишите):
162. При желании, представьтесь, пожалуйста.1. Ваш возраст.1. Ваша профессия
163. Вы можете оставить анкету анонимной!
164. Если Вы хотите участвовать в других социологических опросах, оставьте, пожалуйста, Ваши контактные координаты:
165. СПАСИБО ЗА УЧАСТИЕ В СОЦИОЛОГИЧЕСКИОМ ИССЛЕДОВАНИИ!1. ВНИМАНИЕ*%1. ПО , С да УЧИТЕЛЕЙ, ПРЕдни недели/ /начало/ .
166. ПОДАВАТЕЛЕЙ И ДРУГИХ СОТРУДНИКОВ НАШЕЙ ШКОЛЫ ПРОЕЗДЯТСЯ ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЕ ЗАНЯТИЯ ПО ПРОГРАММЕ "ЗДОРОВЬЕ УЧИТЕЛЯ".
167. В ПРОГРАММУ ВКЛЮЧЕНЫ ЭЛЕМЕНТЫ РИТМИЧЕСКОЙ ГИМНАСТИКИ, ОЕЩЕРАЗВИБАЮЩИЕ УПРАЖНЕНИЯ, КОРРЕКЦИЯ ОСАНКИ И ВЕСА ТЕМ, О&'ЧЕНИЕ ПРПЕМАМ МАССАЖА И САМОМАСС^КА, со^гечие НОРМ И ПРАВИЛ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ И ДР.
168. ЗАНЯТИЯ ПРОВОДЯТСЯ КВАЛИФИЦИРОВАННЫМИ СПЕЦИАЛИСТАМИ В СОПРОВОЖДЕНИИ МУЗЫКАЛЬНЫХ МЕЛОДИЙ, С ИЗМЕРЕНИЕМ ПУЛЬСА И КРОВЯНОГО ДАВЛЕНИЯ, АНТРОПОМЕТРИЧЕСКИМИ И ФУНКЦИОНАЛ ЛЬНЫМИ ЗАМЕРАМИ.
169. ДЛЯ ПОСЕЩЕНИЯ ЗАНЯТИЙ НЕОБХОДИМО ИМЕТЬ:
170. ЖЕЛАНИЕ СОХРАНИТЬ, УКРЕПИТЬ, ПРИУМНОЖИТЬ CEQE ЗДОРОВЬЕ / прежде всего/;2. ТРЕНИРОВОЧНУЮ ФОРМУ;О
171. КОВРИК /160 X 60 см/ ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ УПРАЖНЕНИЙ НА ПОЛУ.
172. НЕ ТРАТЬТЕ БРЕМЯ НА РАЗДУМЬЯ, О ТОМ: ИДТИ ИЛЬ НЕ ИДТИ, СМЕЛЕЙ К ВЕРШИНАМ ДОСТИЖЕНЬЯ, В ОЗДОРОВИТЕЛЬНОМ ПУТИ!"1. Дирекция школы $fi
173. Московское городское физкультурно-спортивное объединение
174. Московский Комитет Образования
175. Московское городское физкультурно спортивноеобъединение
176. Центр физкультурного образования
177. СЕМИНАРСКИЕ ЗАНЯТИЯ по курсу "ЗДОРОВЬЕ УЧИТЕЛЯ"
178. Приглашаются учителя, воспитатели, преподаватели, другие сотрудники учебных и воспитательно-образо-вате"ьных учр»%&еичй.
179. Занятия проводятся с октября по июнь 1997-98 уч,г
180. Лекционно-консультативные занятия /Основа-компоненты, нормы и правила"Здорового Образа Жизни'.'/ Конференц.зал МГФСО на Н.РадицевскойЕ ci .метро "Таганская" кольцевая по ВТОРНИКАМ с 15.оо
181. Практические занятия /Основа двигательная физкультурно-оздоровителлная активность/ Спортивный комплекс "Трудовые резервы" на 11-ой Парковой 49. ст.метро "Щелковская"по ЧЕТВЕРГАМ с 10.оо л.а. манеж по СУББОТАМ с 9.оо - бассейн
182. Дополнительно проводятся занятия в лесной зоне учебно-спортивной базы "Измайлово" ст.мет-о "Измайловский парк"
183. Окончиводи» полний курс семинарских замятии и успе-* — шно прошедшим выпускные собеседования выдаются удостоверения "Инструктор - методист Здорового Образа Жизни".
184. Основные виды деятельности1, Описание проекта, являющегося предметом настоящего бизнес-плана1. Характеристика проекта
185. Уникальность, оригинальность
186. Характеристика конкурентов
187. П, Анализ реальной аудитории, для которой создается проект
188. Анализ и прогноз сбыта культурной продукции, услуг- 180
189. Стратегия сбыта / каким образом будет осуществляться сбыт продукции, услуг/
190. Цена на продукт / себестоимость, прибыль, ценообразование, расходы и т.д./,1.I.
191. План рекламной кампании /аеенень мероприятий, расходы/
192. Материально-техническая база /состояние, стратегия модернизации/
193. Потребность в оборудовании и технических средствах, необходимых для реализации проекта
194. Виды работ и сроки их выполнения.1У. Оценка риска
195. Субъективный риск /"человеческий"/.1. Объективный риск:финанс о выйобщеэкономический маркетинговый1. Альтернативные действия
196. У. Стратегия финансирования
197. План привлечения финансовых средств1. Реальные инвестиции
198. Стоимость реализации проекта
199. Источники финансирования/ с указанием сумм, которые предполагается получить из источника, или статей расходов, которые будет финансировать источник/