автореферат и диссертация по педагогике 13.00.05 для написания научной статьи или работы на тему: Японские традиционные искусства как средство совершенствования досуговой деятельности в России
- Автор научной работы
- Клейн, Павел Петрович
- Ученая степень
- кандидата педагогических наук
- Место защиты
- Санкт-Петербург
- Год защиты
- 2006
- Специальность ВАК РФ
- 13.00.05
Автореферат диссертации по теме "Японские традиционные искусства как средство совершенствования досуговой деятельности в России"
На правах рукописи
Клейн Павел Петрович
ЯПОНСКИЕ ТРАДИЦИОННЫЕ ИСКУССТВА КАК СРЕДСТВО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИИ
Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук
Специальность 13.00.05 «Теория, методика и организация социально-культурной деятел ьности»
Санкт-Петербург
2006
Работа выполнена на кафедре социально-культурной деятельности Санкт-Петербургского Государственного Университета Культуры и
Искусств
Научный руководитель:
Официальные оппоненты:
доктор педагогических наук, Н.В.Нагорский
доктор педагогических наук, доцент Котков В.М.
кандидат филологических наук, доцент И.И.Басс
Ведущая организация:
Московский Государственный Университет Культуры и Искусств
Защита состоится « 12 » сентября 2006 г. В на заседании диссертационного совета Д 210.019.02
часов о присуждению
ученой степени кандидата педагогических наук в Санкт-Петербургском Государственном Университете Культуры и Искусств по адресу: 191186, Санкт-Петербург, Дворцовая наб., д.2/4
С диссертацией можно ознакомится в научной библиотеке Санкт-Петербургского Государственного Университета Культуры и Искусств
Реферат разослан « » У/С Л Я_ 2006 г.
Ученый секретарь диссертационного совета, Кандидат педагогических наук, доцент Т.М.Казовская
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность исследования. Жизнь человека в современном высокотехнологичном мире связана с огромным количеством стрессовых ситуаций, психических, физических нагрузок, которые увеличиваются с развитием цивилизации; необходимостью постоянно подстраиваться к изменяющейся внешней среде, потоку информации, темпам жизни. В таких условиях особую значимость приобретает досуг как деятельность добровольно избранная человеком для проведения свободного времени, реализующая возможности не только восстановления сил, но и саморазвития, самосовершенствования и самореализации. Однако потенциал личностно-ориентированного досуга далеко не всегда реализуется на практике. Это обстоятельство обусловлено: с одной стороны, низким уровнем развития личностной культуры досуга, которым характеризуется российское общество, с другой стороны, недостаточным использованием таких форм досуга, которые содержат в себе потенциал ее целенаправленного формирования.
Поиск совершенствования культурно-досуговой деятельности в России, ориентированной органичное существование человека в современном мире, достижение гармоничного единства внутреннего и внешнего, духовного и физического, обусловил обращение к существующим на протяжении многих сотен лет практикам восстановления сил, снятия напряжения и развития личности, содержащимся в японских традиционных искусствах.
Несмотря на то, что социальная значимость японских традиционных искусств как целостной системы развития и совершенствования личности далеко вышла за пределы Японии, а такие искусства как Икэбана, чайная церемония, боевые искусства, живопись тушью и т.д. приобретают характерные черты досугоной деятельности, механизм их интеграции в культурно-досуговую деятельность России остается не изученным.
Таким образом, проблема данного исследования состоит в разрешении противоречий между:
- взаимосвязью сущности культуросозидающего досуга и японских традиционных искусств и отсутствием ее научного осмысления;
- потенциалом японских традиционных искусств в совершенствовании культурно-досуговой деятельности в России и отсутствием механизма их адаптации к особенностям российского менталитета и современным социально-культурным условиям;
- стихийным распространением отдельных японских традиционных искусств в культурно-досуговую деятельность России и необоснованностью их как специфических самостоятельных форм личностно-ориентированного досуга.
Степень разработанности проблемы предопределяется двумя направлениями научно-исследовательской деятельности: с одной стороны, культурологией досуга, научными разработками в области
педагогики, психологии досуга, теории и методики организации социально-культурной и культурно-досуговой деятельности и, с другой стороны, научными исследованиями с разных сторон раскрывающими сущность японских традиционных искусств и практик.
Существенный вклад в осмысление сущности досуга, аксиологии досуга, его места в общественной жизни внесли работы таких российских ученых как Л.А.Акимова, М.А.Ариарский, А.Ф.Воловик, А.Д. Жарков, Ю.Н.Кротова, Б.Г.Мосалев, Э.В.Соколов, Ю.А.Стрельцов, А.А.Сукало, ВЛ.Суртаев, Б.А.Титов, В.Е.Триодин, и др. Большую ценность для исследования представляют и научные работы таких зарубежных авторов, как: Дж.Дюмазедье, С. Де Гразиа, Дж.Кафка, Дж.Келли, Г.Кушман, А.Лейдлер, Дж.Нейлингер и др. Однако, как показал анализ научных работ, в настоящее время в научной среде существуют отличные друг от друга концепции досуга, в которых сама сущность досуга, его основные функции, принципы организации и другие ключевые моменты рассматриваются по-разному. Наибольшую ценность для исследования составили работы ученых, рассматривающих досуг как самоценную деятельность, добровольно избираемую человеком в свободное время для отдыха, восстановления сил и для дальнейшего духовного и физического развития (Дж.Дюмазедье, Дж.Келли, М.А.Ариарский, В.Е.Триодин, Б.А.Титов, Ю.Н.Кротова, и др.).
Анализ исследований, посвященных японской культуре, японским традиционным искусствам, позволил установить, что, несомненно, ценнейший материал представляют собой переведенные на русский язык сочинения Д.Т.Судзуки, Хакуина Экаку, Такуана Сохо и др., в которых раскрывается сущность учения «Дзэн». Большой вклад в понимание японских традиционных искусств как целостной системы самосовершенствования личности внесли работы таких японских, российских, европейских исследователей как М.Бишопа, С.Г.Гагонина, А.Н.Горбылева, Д.Г.Главевой, Д.Джонса, Д.Дрегера, Т.Дэсимару, О.Какудзо, А.Н.Мещерякова, А.А.Накорчевского, Е.А.Торчинова, Д.Экберта, и др, а также труды таких известных мастеров японских традиционных искусств как Г.Фунакоси, Морихэя и Киссёмару Уэсиба, Д.Кано, Г.Сиода и др.
Анализ степени разработанности проблемы позволил установить, что в научной литературе глубоко и всесторонне изучаются философские, культурные, религиозные, исторические предпосылки становления теории и практики японских традиционных искусств, методики саморазвития, саморегуляции и самоконтроля, содержащиеся и них. Однако раскрытие потенциала досуга в совершенствовании личности и роль японских традиционных искусств в данном процессе осмысливаются в научной литературе параллельно, не пересекаясь, что не позволяет в полной мере раскрыть единство их культуросозидающего потенциала как фактора совершенствования российской досуговой деятельности.
Цель исследования: обоснование и реализация концепции интеграции японских традиционных искусств в российскую культурно-досуговую деятельность как средства ее совершенствования.
Объект исследования: японские традиционные искусства как специфические формы досуга.
Предмет исследования: процесс интеграции японских традиционных искусств в российскую культурно-досуговую сферу.
Гипотеза исследования: состоит в предположении о том, что: Интеграция японских традиционных искусств в культурно-досуговую деятельность в России позволяет обогатить и расширить ее сферу при условии:
- раскрытия потенциала досуга в совершенствовании и развитии личности;
- обоснования японских традиционных искусств как специфических самостоятельных форм личностно-ориентированного досуга и их адаптации к российской досуговой деятельности;
- органичного включения элементов практик самосовершенствования, саморазвития и саморегуляции, на которых базируются японские традиционные искусства, в сложившиеся формы досуговой деятельности в России.
Задачи исследования:
1) раскрыть сущность досуга как многоаспектной и многофункциональной категории; как фактора развития и совершенствования личности.
2) выявить тенденции развития российской досуговой практики, ориентированной на совершенствование личности.
3) Осуществить анализ учения Дзэн-буддизма как системы философских взглядов, целостной практической системы самосовершенствования, лежащей в основе японских традиционных искусств.
4) Раскрыть культурно-досуговый потенциал японских традиционных искусств и особенности их адаптации к условиям российской досуговой практики.
5) Разработать технологию организации досуга как средства совершенствования личности на основе японских традиционных методик саморазвития и саморегуляции.
Методологические основы исследования:
Методологической основой исследования стала концепция досуга как деятельности, добровольно осуществляемой человеком в рамках
свободного времени, деятельности, обеспечивающей рекреацию и дальнейшее духовное и физическое развитие личности (М.А.Ариарский, В.Е.Трнодин, Б.А.Титов, Ю.Н.Кротова и др.) В рамках данной концепции сущность досуга раскрывается как одна из наиболее благоприятных сфер для самосовершенствования личности, реализующей ее творческий потенциал формирования культуры свободного времяпрепровождения.
Исследование опирается на системный подход к изучению японских традиционных искусств (чайной церемонии, икэбаны, боевых искусств, живописи тушью), включающих в себя целостную совокупность практических методик самоконтроля, саморазвития и самореализации, позволяющих обогатить культурно-досуговые практики опытом организации свободной самоценной деятельности, ориентированной на совершенствование человека.
Основой для понимания сущности японских традиционных искусств как средства совершенствования личности стали идеи ведущих специалистов в области востоковедения и японской культуры (А.Н.Мещерякова, А.А.Накорчевского, А.Н.Игнатовича, А.Н.Горбылева, А.Маслова, Д.Г.Главевой, Д.Дрегера, М.Бишопа и др.), также самих мастеров японских традиционных искусств (Д.Т.Судзуки, О.Какудзо, Г.Фунакоси, М.Уэсиба и К.Уэсиба, Д.Кано и др.)
Методы исследования:
Для решения поставленных задач и проверки выдвинутой гипотезы использовались следующие методы:
Методы теоретического исследования: междисциплинарный анализ и синтез философской исторической, культурологической, педагогической, психологической литературы; обобщение, сравнение, абстрагирование, проектирование, прогнозирование.
Методы эмпирического исследования: включенное наблюдение за деятельностью российских культурно-досуговых учреждений, в которых практикуются японские традиционные искусства; изучение опыта овладения японскими традиционными искусствами и практиками в Японии (г. Оота, г. Тиба); беседы и интервью с мастерами японских традиционных искусств; педагогический эксперимент; методы экспертной оценки.
Этапы исследования:
Научно-исследовательская деятельность осуществлялась с 2002 по 2006 год.
На первом этапе (2002 — 2003 гг.) — аналитическом — изучалось состояние проблемы в теории и на практике; анализировались литературные отечественные и зарубежные источники (на английском и японском языках); разрабатывалась программа и методика исследования; формировался понятийно-категориальный аппарат исследования.
На втором этапе (2003 - 2004 гг.) — поисково-констатирующем -изучалось современное состояние досуговой практики в России (на примере Санкт-Петербурга), ориентированной на совершенствование личности, раскрывались противоречия, проблемы, позитивные и негативные факторы функционирования сферы досуга, его культуросозидающего потенциала; раскрывалась сущность и содержание японских традиционных искусств и практик; выявлялся их позитивный культуросозидающий, развивающий и рекреативный потенциал как самостоятельных систем самосовершенствования личности; выявлялись условия их интеграции в российскую досуговую практику.
На третьем этапе (2004 - 2005 гг.) — формирующем - в рамках обоснованной автором концепции интеграции японских традиционных искусств в российскую культурно-досуговую деятельность разрабатывалась социально-педагогическая технология организации досуга, обеспечивающая включение японских традиционных искусств как самостоятельных досуговых форм и элементов восточных практик в существующие формы досуговой деятельности; осуществлялась ее частичная апробация.
На четвертом этапе (2005 - 2006 гг.) — обобщающем -осуществлялась систематизация результатов теоретического и экспериментального исследования, обрабатывались и оформлялись материалы диссертационного исследования, формулировались выводы.
База исследования:
Экспериментальную базу исследования японских традиционных форм досуга составили: Оота-си Годзю.рю Каратэ до:дзё:' (зал Каратэ стиля Годзю-рю города Оота, Япония), кружки Садо: (изучения искусства чайной церемонии), Кадо: (Икэбаны - искусства композиции из цветов), Седо: (каллиграфии) города Оота, (Япония), также Тиба-си Ёсинкан Айкидо: до:дзё: (частный зал Айкидо стиля Ёсинкан, город Тиба, Япония). Для проведения частичной экспериментальной апробации разработанной нами технологии организации досуга как средства самосовершенствования личности (технологии, основанной на результатах анализа японских традиционных форм досуга) была избрана студия рисунка и живописи под руководством Т.И.Григорьевой (Санкт-Петербург); студия вокала, под руководством П.С.Александрова (Санкт-Петербург).
Теоретическая значимость исследования состоит в следующем:
- Раскрыт культурно-досуговый потенциал японских традиционных искусств, реализация которого обеспечивает развитие личностной культуры досуга и обогащение российской досуговой практики
1 Здесь и далее в японских терминах, записанных курсивом, двоеточие обозначает долготу гласных в соответствии с правилами фонетики японского языка
специфическими формами, ориентированными на совершенствование личности;
- Разработана концепция интеграции конструктивного опыта японских традиционных искусств в культурно-досуговую сферу России, обосновывающая как их дальнейшее развитие в рамках российской культурно-досуговой деятельности, так и опосредованное включение сущностных элементов японских практик в сложившиеся формы российского досуга;
- Выявлены возможности адаптации опыта японских традиционных искусств к особенностям российского менталитета, готовности россиян к восприятию зарубежного опыта.
Научная новизна диссертационного исследования состоит в постановке и решении на общенаучном, социально-педагогическом и эмпирическом уровнях проблемы расширения и обогащения сферы досуговой деятельности средствами японских традиционных искусств.
Разработана и обоснована технология организации досуга как средства совершенствования личности, базирующаяся на принципах опосредованного включения восточных методик саморазвития и саморегуляции (методик тренировки ума, контроля сознания, снятия стресса, дыхательных и оздоровительных методик и пр.) в существующие формы культурно-досуговой деятельности; формирования позитивной личностной культуры досуга.
Практическая значимость исследования состоит в том, что разработанная социально-педагогическая технология позволяет учреждениям социально-культурной сферы расширить свои функции за счет включения методик формирования культуры досуга, позволяющих человеку превращать свой досуг в эффективной средство самосовершенствования.
Положения диссертации дополняют сферу научного знания о роли досуга в совершенствовании и развитии личности, ценности японских традиционных искусств в гармоническом сосуществовании человека в современном мире и могут представлять большой интерес при разработке основных и специализированных курсов в процессе подготовки менеджеров социально-культурной деятельности.
Положения, выносимые на защиту:
1. Феномен японских традиционных искусств как специфических форм досуговой деятельности, заключающийся в том, что данные искусства, оставаясь эффективной системой совершенствования человека, в настоящее время реализуют себя в качестве новых форм позитивного, развивающего досуга, способствующего формированию позитивной личностной культуры досуга;
2. Концепция интеграции конструктивного опыта японских традиционных искусств как средства совершенствования досуговой деятельности в России, которая предполагает:
- выявление сущностных организационных элементов японских традиционных искусств как системы совершенствования личности, методик саморазвития и саморегуляции, лежащих в основе этой системы;
необходимую адаптацию системы японских традиционных искусств к особенностям российского менталитета, и современным социально-культурным условиям,
предопределяющую эффективность дальнейшего развития этих искусств в качестве позитивной культурно-досуговой деятельности в России;
обогащение сложившихся форм российской культурно-досуговой деятельности, отражающих особенности российского менталитета, посредством органичного включения в них наиболее эффективных методик саморазвития и саморегуляции использующихся в японских традиционных искусствах.
3. Технология организации досуга как средства совершенствования личности, содержательным ядром которой являются методы психофизической саморегуляции и саморазвития, управления сознанием, а также методика их включения в досуговую деятельность как ее неотъемлемой части.
Достоверность результатов исследования определяется обоснованностью теоретических позиций, четким определением границ исследовательского поля и адекватным выбором теоретических и эмпирических методов его изучения, личным практическим опытом автора по овладению техниками, содержащимися в японских традиционных искусствах, репрезентативностью полученных экспериментальных данных.
Апробация результатов исследования:
Основные теоретические положения и выводы диссертационной работы изложены в ряде публикаций автора.
Разработанная автором технология прошла практическую апробацию на двух экспериментальных группах (всего 36 человек), на базе частной студии рисунка и живописи Т.И.Григорьевой (Санкт-Петербург); и кружка вокала, под руководством П.С.Александрова (Санкт-Петербург). Полученные позитивные результаты эксперимента подтверждают действенность данной технологии, также подтверждают и гипотезу, лежащую в основе данного исследования.
Структура диссертации обусловлена логикой исследования и включает введение, три главы (семь параграфов), выводы по каждой главе, заключение, список литературы (186 источников, в том числе 15 на японском и 26 на английском языках), приложения. Общий объем диссертационной работы составляет 1')5 страниц.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ:
Во введении обосновываются актуальность избранной темы, степень ее научной разработанности; формулируются цели и задачи, объект и предмет исследования; выдвигается гипотеза исследования и база исследования; обосновывается его практическая значимость и научная новизна; отмечается апробация результатов проведенного исследования.
В первой главе «Теоретические аспекты совершенствования досуга России на основе японских традиционных искусств» уточняется понятийный аппарат исследования; выявляется потенциал досуга как фактора развития и совершенствования личности; определяются основные проблемы, препятствующие его реализации в современной российской досуговой практике; раскрывается сущность японских традиционных искусств как специфических форм досуговой деятельности, их ценность как средства преодоления актуальных проблем современной российской досуговой деятельности, средство совершенствования досуга в России.
Сущность досуга раскрывается как многоаспектная и многофункциональная категория; как фактор развития и совершенствования личности. На основании проведенного анализа существующих концепций досуга (концепции досуга как свободного времени, концепции досуга как состояния души2, концепции досуга как отдыха и концепции досуга как определенного вида деятельности) обосновывается приоритет последней концепции, как включающей наиболее существенные положения других моделей досуга, существенно дополняющей их и являющейся наиболее полной и точной. На основании данной концепции в первой главе раскрывается сущность и потенциал досуга как средства развития, совершенствования личности.
Выявляются основные проблемы современного досуга России, также рассматриваются и тенденции развития российской досуговой практики, ориентированной на совершенствование личности. Для выявления основных проблем современного досуга (как в общемировом масштабе, так и в рамках России) проведен анализ научных публикаций, благодаря которому удалось определить, что одной из ключевых проблем
2 В англоязычной литературе "Leisure as a State of Mind"
современного досуга является проблема реализации его культуросозидающего потенциала, потенциала досуга как фактора позитивного развития и совершенствования личности. Для уточнения данного положения проведено диагностическое исследование жителей Санкт-Петербурга (методом случайной выборки), результаты которого подтвердили, что способы проведения свободного времени, избираемые опрошенными лицами, в большинстве случаев не позволяют в достаточной степени снимать накапливающееся напряжение, также в крайне малой степени способствуют дальнейшему саморазвитию личности. В качестве наиболее существенных препятствий, мешающих реализации рекреативного и развивающего потенциала досуга, были выявлены следующие факторы:
- недостаточный уровень развития личностной культуры досуга у населения, неумение эффективно организовывать собственный досуг, рационально использовать свободное время;
- высокая степень занятости исполнением рабочих и других непреложных обязанностей, высокая интенсивность утомляющих факторов в совокупности с ограниченными ресурсами свободного времени, позволяющими снимать накапливающееся напряжение и осуществлять эффективное саморазвитие.
Основываясь на результатах анализа проблемного поля современного досуга, выдвигается предположение, что выходу из сложившейся ситуации, помимо социальных изменений, связанных с повышением уровня жизни в нашей стране, могло бы существенно способствовать развитие таких форм досуга, которые:
- позволяют эффективно снимать накапливающееся напряжение,
- осуществляют позитивное развитие и совершенствование личности,
- формируют у личности умения и навыки саморазвития, саморегуляции, позволяющие эффективно выстраивать собственный досуг, рационально использовать свободное время (т.е. формируют позитивную культуру досуга).
В первой главе раскрывается сущность японских традиционных искусств как специфических форм досуга. На примере того, как японские традиционные искусства практикуются в настоящее время (в России, Японии, других странах), доказывается, что они все больше приобретают характерные черты досуговой деятельности (люди занимаются ими преимущественно в свое свободное время, руководствуясь такими мотивами, как удовольствие от занятий, стремление к личному совершенствованию и пр.). На основании анализа современного состояния японских традиционных искусств обосновывается правомерность их рассмотрения в качестве специфических форм досуга.
Раскрывается ценность японских традиционных искусств как форм досуга, которая заключается в следующем:
- японские традиционные искусства представляют собой уникальную систему развития человека;
- становясь специфическими формами досуга, они сохраняют свою значимость в качестве системы совершенствования личности, однако помимо этого также реализуют и основные функции досуговой деятельности;
синтез досуга и системы личностного совершенствования рождает новые, уникальные формы досуговой деятельности, которые способствуют как снятию усталости, восстановлению сил, так и личностному гармоничному развитию, способствуют формированию позитивной личностной культуры досуга.
Во второй главе «Японские традиционные искусства как целостная система развития личности» осуществляется анализ учения Дзэн-буддизма как системы философских взглядов, целостной практической системы самосовершенствования, лежащей в основе японских традиционных искусств; раскрывается сущность японских традиционных искусств как целостной системы развития личности на примере таких искусств. как Садо: (Искусство чая), Будо: (боевые искусства), Кадо: (искусство Икэбаны) и Суми-э (искусство живописи тушью).
Рассматривается учение школы Дзэн-буддизма, которая оказала основное формирующее влияние на развитие японских традиционных искусств, превратив их в уникальные системы совершенствования человека, раскрываются культурно-исторические, религиозно-философские основы данного направления буддизма, сущность школы «Дзэн», прежде всего как практической системы самосовершенствования, включающей действенные методики психофизической саморегуляции, духовного и физического саморазвития.
Особое внимание в исследовании уделяется подробному анализу конкретных практик школы «Дзэн», направленных на развитие человека, которые в последствии вошли в систему японских традиционных искусств (практика «сидячей медитации» Дзадзэн, метод парадоксальных задач «коанов» (Ко.ан - яп.), практика динамической медитации и пр.). Раскрывается их значение для современного человека, возможности их использования вне восточной культуры (здесь особенную ценность представляют современные научные исследования, посвященные изучению психологических, физиологических аспектов медитативных практик Дзэн). Доказывается ценность данных методов для развития личностной культуры досуга, которая заключается в следующем: освоение данных методов позволяет человеку эффективно восстанавливать силы, снимать напряжение, усталость, эффективно управлять собой и собственным свободным временем. Правильное использование данных методов способствует развитию положительных лнчностных качеств, которые предопределяют и более высокий уровень досуговых потребностей. Так, например, повышается общий уровень стрессоустойчивости личности, уровень самоконтроля и самосознания,
благодаря чему человек во время отдыха не испытывает стремления к таким форсированным методам эмоциональной разрядки и стимуляции как употребление алкоголя, бездумное удовлетворение низших потребностей и т.п.
Во второй главе подробно представлены традиционные японские искусства (Икэбана, Чайная церемония, боевые искусства, японская живопись Суйбоку-га) как системы развития и совершенствования личности. Рассматривается история их возникновения, их связь с практикой и философией школы «Дзэн», уделяется большое внимание тем методам развития человека, которые традиционно используются в японских традиционных искусствах (методы тренировки ума, саморегуляции, физического и психического развития). Осмысление сущности японских традиционных искусств осуществляется в направлении их взаимосвязи и единства, как целостной системы самосовершенствования человека, имеющей единые культурные, философские и практические корни.
Системный анализ японских традиционных искусств позволил выявить сущностные элементы, объединяющие эти искусства единую, целостную систему совершенствования человека:
К таким элементам относятся:
1. Общая ориентация японских традиционных искусств на совершенствование личности, глубокое самоизменение человека как необходимое условие достижения мастерства в изучаемом искусстве. Особенность подобного влияния японских традиционных искусств на совершенствование личности состоит в том, что они затрагивают практически все сферы его существа, включая и морально-нравственное, и физическое, и психическое, интеллектуальное развитие человека. Достижение только технического мастерства в том или ином искусстве, является недостаточным. Во многом эти изменения направлены на преодоление человеком собственного эгоистического начала - источника корыстных стремлений, страхов, беспокойств и прочих проявлений «замутненного сознания» (здесь четко прослеживается влияние учения Дзэн-буддизма). Таким образом, совершенствование в искусствах становилось не самоцелью, но средством для глубокого личностного изменения человека, без которого он не мог считаться настоящим мастером.
2. Единство духовного и технического развития в японских традиционных искусствах: благодаря духовному преодолению эгоистических зависимостей личности человек приобретал такие важные для любых японских искусств качества как спокойствие, хладнокровие, невозмутимость, миролюбие, доброжелательность, ясное видение ситуации и пр. Подобные изменения личности становились предпосылкой для достижения наиболее высоких уровней мастерства в изучаемом искусстве (это касается и боевых искусств, и искусства чая, искусства Икэбаны, живописи, каллиграфии и т.д.).
3. Практическим средством достижения подобных качественных изменений личности помимо специфических тренировок, характерных для каждого конкретного искусства, служила развитая система методов психофизической саморегуляции и саморазвития, интегрированных в общий процесс изучения того или иного искусства (большая часть из которых пришла в японские искусства благодаря влиянию Дзэн-буддизма). К таким методам относятся:
а) практики глубокой ментальной релаксации, пассивного сосредоточения сознания (сродни техникам «Дзадзэн», медитации в состоянии покоя);
б) практики концентрации на выполняемых действиях (сродни техникам динамической медитации, «медитации в состоянии действия»);
в) практики психофизического саморегулирования при помощи дыхания, воображения, контроля мыслительной деятельности (сродни техникам работы с внутренней энергией «Ки» и дыхательным методикам).
4. Также японские традиционные искусства объединяют и некоторые специфические особенности передачи традиции, которые позволили сохранить наследие японских традиционных искусств на протяжении столетий вплоть до наших дней, которые обуславливают адекватность передаваемых знаний, способствуют накоплению и совершенствованию опыта многих поколений, что и предопределяет уникальность японских традиционных искусств как целостной системы развития человека:
Огромную роль в передаче традиции играет мастер, получивший знания в полном объеме и способный передать их дальше. Его авторитет для учеников непререкаем и каждое его действие является выражением мастерства, которому следует учиться, что обуславливает крайне внимательное отношение учеников к любым действиям, замечаниям мастера, обуславливает стремление постичь глубинную суть искусства в каждой мелочи.
Во многом благодаря такому отношению учеников мастера японских традиционных искусств передавая знания, стараются ориентировать учеников не на интеллектуальное постижение знания, а на внутреннее понимание, которое приходит с опытом. Поэтому объяснения даются лишь когда ученик уже достиг определенного уровня, а до того для постижения мастерства ученику предлагается раз за разом повторять некие формальные упражнения, базовые действия с минимальными комментариями в отношении их исполнения. Такой метод хоть и эффективен (сущность движений, действий постепенно постигается глубоко, интуитивно, человек сам для себя открывает на определенном уровне их значение), однако они требуют много времени. В этом состоит еще одна особенность японских традиционных искусств.
В японских традиционных искусствах ученика стараются ориентировать не на результат (скорейшее овладение техническим мастерством), но на сам процесс. Дня человека, воспринявшего такую
установку, искусство становится не целью его действий и стремлений, но способом существования, путем жизни. Подобный подход также связан с преодолением эгоистичных побуждений в овладении искусством, ориентирует человека на осознанное постоянное самосовершенствование, позволяет понять многие нюансы, которые неизбежно теряются при попытке овладеть мастерством форсировано.
Передачу традиции от мастера к ученику обуславливает принцип долга («Гири») и принцип возвращения благодарности («он-гаэси»), согласно которым получить традицию от мастера - величайшее благодеяние, которое ты должен оплатить таким же благодеянием -передать традицию дальше, во всей ее целостности и в полном объеме. Мастер не мог допустить, чтобы на нем традиция прервалась или выродилась.
В третьей главе «Реализация культурно-досугового потенциала японских традиционных искусств в российской досуговой практике»
раскрываются перспективы адаптации опыта японских традиционных искусств к условиям российской досуговой практики; формулируется концепция интеграции японских традиционных искусств в российскую социально-культурную деятельность; предлагается технология организации досуга как средства совершенствования личности на основе японских методов саморегуляции и саморазвития.
Рассматривая перспективы адаптации японских традиционных искусств к условиям российской досуговой практики подробно рассматриваются общие тенденции, существующая динамика развития японских традиционных искусств в России, На основе этого выявляются факторы, способствующие и препятствующие интеграции японских традиционных искусств в российскую досуговую деятельность.
К факторам способствующим интеграции японских традиционных искусств в российскую культурно-досуговую деятельность относятся следующие:
История успешного развития японских традиционных искусств в России уже насчитывает около 40 лет (в 60-70 гг. прошлого века в СССР впервые появляются такие японские искусства как Икэбана, развивается любительское Дзюдо, появляются первые секции каратэ). За это время накоплен достаточно большой опыт в этом направлении, систематизация которого способна в значительной степени способствовать дальнейшей интеграции японских традиционных искусств в российскую культурно-досуговую сферу.
- Японские традиционные искусства достаточно популярны среди населения. И их популярность продолжает расти (только за последние 5-6 лет в Санкт-Петербурге открылось около 200 новых клубов, где преподаются различные японские традиционные искусства).
- Качественный уровень преподавания японских традиционных искусств также растет (в настоящее время в Петербурге насчитывается около 30
клубов, которые являются официальными представительствами японских школ и имеют прямые связи с японскими мастерами).
- Развитие японских традиционных искусств, в настоящее время, отвечает существующей в нашей стране тенденции к поиску более гармоничных моделей существования, к поиску средств, способных сделать повседневную жизнь более уравновешенной, способных эффективно справляться с агрессивными условиями внешней среды. Учитывая, что японские традиционные искусства действительно в состоянии решать подобные задачи, можно предполагать их дальнейшее успешное развитие.
К факторам препятствующим интеграции японских традиционных искусств в российскую культурно-досуговую сферу, относятся следующие:
- Глубокий культурный подтекст японских традиционных искусств, являющийся важной частью формирования обучающей среды, не может быть адекватно воспроизведен для людей не принадлежащих к японской культуре. Для того, чтобы этот элемент не был утерян, необходимо найти адекватную замену, соответствующую современному российскому менталитету, культуре современного человека.
- Разница в менталитете не позволяет также эффективно использовать в России некоторые методы обучения, характерные для традиционных японских искусств: например неукоснительное следование наставлениям учителя, без всякого творческого элемента, многократное повторение формализованных упражнений без дополнительного разъяснения смысла этих действий будет скорее всего вызывать скуку, утомление и пр.
- Важнейшую роль в японских традиционных искусствах играет квалифицированный мастер, носитель традиции, который в состоянии не только передать техническую сторону дела, но и обеспечить адекватное восприятие культурного, философского смысла, лежащего в основе изучаемого искусства. В настоящее время мастеров такого уровня вне Японии достаточно мало. Это также препятствует адекватному развитию японских традиционных искусств в России.
На основании анализа имеющихся тенденций, с учетом тех факторов, которые благоприятствуют развитию японских традиционных искусств в России, а также тех факторов, которые препятствуют этому, в третьей главе обосновывается концепция интеграции японских традиционных искусств в российскую социально-культурную деятельность как средства ее совершенствования.
Данная концепция базируется на следующих идеях:
- совершенствование российской культурно-досуговой деятельности средствами. японских традиционных искусств возможно за счет дальнейшего осознанного развития японских традиционных искусств как специфических форм досуга (что возможно при условии обоснования
японских традиционных искусств как специфических самостоятельных форм личностно-ориентированного досуга и их адаптации к российской досуговой деятельности);
- также совершенствование российской культурно-досуговой деятельности средствами японских традиционных искусств возможно за счет обогащения сложившихся форм российской культурно-досуговой деятельности, отражающих особенности российского менталитета, посредством органичного включения в них наиболее эффективных методик саморазвития и саморегуляции использующихся в японских традиционных искусствах.
Как практическое приложение данной концепции разрабатывается технология организации досуга как средства совершенствования личности на основе японских традиционных методов саморазвития и саморегуля ции.
Данная технология основана на результатах анализа японских традиционных искусств и представляет собой совокупность методов психофизической саморегуляции и саморазвития, а также механизмов включения их в досуговую деятельность как ее неотъемлемой части.
Основной целью данной технологии является формирование позитивной личностной досуговой культуры, представляющей собой систему знаний, умений и навыков эффективной саморегуляции и саморазвития, эффективной организации своего свободного времени. Также данная технология направлена на то, чтобы максимально реализовать потенциал досуговой деятельности как средства самосовершенствования личности.
Сущность технологии состоит в постепенном включении в досуговую деятельность различных методик саморазвития и саморегуляции как неотъемлемого элемента самой этой деятельности. Таким образом, человек, включенный в досуговую деятельность, помимо удовольствия от самой деятельности, получает необходимые знания, умения, навыки саморегуляции и саморазвития, которые постепенно становятся фундаментом позитивной личностной культуры досуга. Благодаря особенностям досуга (присутствие личностного интереса к деятельности, увлеченность ею) усвоение навыков саморегуляции и саморазвития, интегрированных в досуг, происходит более естественно, легко, сопровождается позитивными эмоциями, не требует дополнительных временных затрат.
Содержательным ядром технологи организации досуга как средства совершенствования личности являются методы психофизической саморегуляции и саморазвития, а также методика интеграции этих методов в досуговую деятельность как неотъемлемой ее части.
Методьг саморегуляции и саморазвития были сформулированы благодаря анализу японских традиционных искусств, а также методов психофизической саморегуляции буддийской школы «Дзэн», которые вошли в арсенал японских искусств. Учитывая разницу в менталитете.
образе жизни российского населения и японцев проводится адаптация этих методов для российской аудитории (здесь учитывался опыт США, Франция, Великобритания, где существуют центры Дзэн, ориентированные на западного человека). Все эти методы, по сути, являются действенными методами тренировки ума и тела, методами достижения душевного равновесия и раскрытия творческого потенциала личности. Эти методы могут быть широко применимы в досуговой сфере как дополнительное средство обучения любительскому творчеству, любительскому спорту (другим формам развивающего досуга), для достижения более высоких личностных результатов в этих видах деятельности, а главное - для формирования личностной культуры использования досуга как средства самосовершенствования.
Методика интеграции этих методов саморегуляции и саморазвития в досуговую сферу строится на принципах опосредованного их включения в такие формы культурно-досуговой деятельности, которые, с одной стороны, близки российскому менталитету, а с другой стороны, создают необходимые условия для формирования позитивной личностной культуры досуга. Такими видами культурно-досуговой деятельности, в наибольшей степени отвечающими нашим требованиям, являются различные любительские виды спорта, прикладное любительское творчество, оздоровительные виды досуга, другие виды досуга предполагающие активную деятельность личности, ориентированные на достижение личностно значимых некорыстных результатов. Благодаря использованию методик саморегуляции и саморазвития как базового компонента досуговой деятельности, у человека, включенного в такую досуговую деятельность, помимо достижения конкретных личностно значимых результатов, связанных с этой деятельностью, помимо получения удовольствия от самой деятельности формируются знания, умения и навыки, позволяющие выстраивать свой досуг как эффективное средство саморазвития и саморегуляции. То есть у человека формируется определенная культура досуга, позволяющая превращать свой досуг в эффективное средство самосовершенствования личности.
В третьей главе приводятся результаты практической апробации данной технологии (проведена на двух экспериментальных группах -всего 36 человек - на базе частной студии рисунка и живописи Т.И.Григорьевой и кружка вокала, под руководством П.С.Александрова. Санкт-Петербург) которые подтверждают действенность данной технологии, гипотезу, лежащую в основе данного исследования. Данная технология позволяет культурно-досуговым учреждениям обогатить свою деятельность, формируя у личности, включенной в эту деятельность, знания, умения и навыки, необходимые для осознанного использования потенциала досуга как фактора самосовершенствования.
В заключении» диссертации подчеркивается, что в результате осуществленного теоретико-эмпирического исследования исходная гипотеза в основе своей подтверждена, однако логика научного поиска обусловила возможность значительно расширить первоначальные представления о путях совершенствования досуга средствами японских традиционных искусств. Проведенное исследование убедительно показало, что японские традиционные искусства являются специфическими формами досуговой деятельности, которые позволяют эффективно снимать накапливающееся напряжение, способствуют позитивному развитию и совершенствованию личности, формируют умения, навыки саморазвития и саморегуляции, рационального использования свободного времени. Анализ существующих тенденций развития культурно-досуговой сферы показал, что японские традиционные искусства достаточно популярны среди российского населения и их популярность продолжает расти. Основываясь на понимании сущности и ценности японских традиционных'искусств как специфических форм конструктивного досуга, делается вывод, что они могут быть успешно использованы как средство совершенствования досуговой деятельности в России;
Совершенствование российской культурно-досуговой деятельности средствами японских традиционных искусств возможно при условии дальнейшего осознанного развития японских традиционных искусств как специфических форм личностно-ориентированного досуга и их адаптации к российской специфики; также за счет обогащения сложившихся форм российской культурно-досуговой деятельности посредством органичного включения в них наиболее эффективных методик саморазвития и саморегуляции использующихся в японских традиционных искусствах. Органичное включение в досуговую деятельность японских традиционных методов саморазвития и саморегуляции будет способствовать: позитивному развитию личности, более эффективному восстановлению сил, формированию основ личностной культуры досуга.
Основные положения диссертации отражены в следующих публикациях автора:
1) Совершенствование личности средствами японских традиционных искусств. - СПб.: СПбГУКиИ, 2006. - 94 с.
2) Ценность и своеобразие японских традиционных искусств как специфических форм досуга. - СПб.: СПбГУКиИ, 2006. -105 с.
3) Актуальные проблемы современного • досуга // Российская культура глазами молодых ученых (сборник трудов молодых ученых), Вып.15. - СПб.: Культ-информ-пресс, 2006. - С. 4452
191 186 Санкт-Петербург, Дворцовая наб., 2 СПбГУКИ 24.06.2006 Тир. 100. Зак. 105
Содержание диссертации автор научной статьи: кандидата педагогических наук, Клейн, Павел Петрович, 2006 год
Теоретические аспекты совершенствования досуга России на tfjf основе японских традиционных искусств.
1.1 Сущность и основные подходы к определению Досуга.
1.2 Современные проблемы реализации потенциала досуга как средства совершенствования личности.
1.3 Ценность и своеобразие японских традиционных искусств как специфических форм досуговой деятельности.
Глава
Японские традиционные искусства как целостная система развития и совершенствования личности.
2.1 Философия и практика школы «Дзэн» как основа японских традиционных искусств. 2.2 Сущность и содержание японских традиционных искусств как средства совершенствования личности.
Глава 3.
Реализация культурно-досугового потенциала японских традиционных искусств в российской досуговой практике.
3.1. Перспективы адаптации опыта японских традиционных искусств к условиям российской досуговой практики.
3.2. Концепция интеграции японских традиционных искусств в российскую досуговую деятельность как средства ее совершенствования
Введение диссертации по педагогике, на тему "Японские традиционные искусства как средство совершенствования досуговой деятельности в России"
Жизнь человека в современном высокотехнологичном мире связана с огромным количеством стрессовых ситуаций, психических, физических нагрузок, которые увеличиваются с развитием цивилизации; необходимостью постоянно подстраиваться к изменяющейся внешней среде, потоку информации, темпам жизни. В таких условиях особую значимость приобретает досуг как деятельность добровольно избранная человеком для проведения свободного времени, реализующая возможности не только восстановления сил, но и саморазвития, самосовершенствования и самореализации. Однако потенциал личностно-ориентированного досуга далеко не всегда реализуется на практике. Это обстоятельство обусловлено: с одной стороны, низким уровнем развития личностной культуры досуга, которым характеризуется российское общество, с другой стороны, недостаточным использованием таких форм досуга, которые содержат в себе потенциал ее целенаправленного формирования.
Поиск совершенствования культурно-досуговой деятельности в России, ориентированной органичное существование человека в современном мире, достижение гармоничного единства внутреннего и внешнего, духовного и физического, обусловил обращение к существующим на протяжении многих сотен лет практикам восстановления сил, снятия напряжения и развития личности, содержащимся в японских традиционных искусствах.
Несмотря на то, что социальная значимость японских традиционных искусств как целостной системы развития и совершенствования личности далеко вышла за пределы Японии, а такие искусства как Икэбана, чайная церемония, боевые искусства, живопись тушью и т.д. приобретают характерные черты досуговой деятельности, механизм их интеграции в культурно-досуговую деятельность России остается не изученным.
Таким образом, проблема данного исследования состоит в разрешении противоречий между:
- взаимосвязью сущности культуросозидающего досуга и японских традиционных искусств и отсутствием ее научного осмысления;
- потенциалом японских традиционных искусств в совершенствовании культурно-досуговой деятельности в России и отсутствием механизма их адаптации к особенностям российского менталитета и современным социально-культурным условиям;
- стихийным распространением отдельных японских традиционных искусств в культурно-досуговую деятельность России и необоснованностью их как специфических самостоятельных форм личностно-ориентированного досуга.
Степень разработанности проблемы предопределяется двумя направлениями научно-исследовательской деятельности: с одной стороны, культурологией досуга, научными разработками в области педагогики, психологии досуга, теории и методики организации социально-культурной и культурно-досуговой деятельности и, с другой стороны, научными исследованиями с разных сторон раскрывающими сущность японских традиционных искусств и практик.
Существенный вклад в осмысление сущности досуга, аксиологии досуга, его места в общественной жизни внесли работы таких российских ученых как Л.А.Акимова, М.А.Ариарский, А.Ф.Воловик, А.Д. Жарков, Ю.Н.Кротова, Б.Г.Мосалев, Э.В.Соколов, Ю.А.Стрельцов, А.А.Сукало, ВЛ.Суртаев, Б.А.Титов, В.Е.Триодин, и др. Большую ценность для исследования представляют и научные работы таких зарубежных авторов, как: Дж.Дюмазедье, С. Де Гразиа, Дж.Кафка, Дж.Келли, Г.Кушман, А.Лейдлер, Дж.Нейлингер и др. Однако, как показал анализ научных работ, в настоящее время в научной среде существуют отличные друг от друга концепции досуга, в которых сама сущность досуга, его основные функции, принципы организации и другие ключевые моменты рассматриваются по-разному. Наибольшую ценность для исследования составили работы ученых, рассматривающих досуг как самоценную деятельность, добровольно избираемую человеком в свободное время для отдыха, восстановления сил и для дальнейшего духовного и физического развития (Дж.Дюмазедье, Дж.Келли, М.А.Ариарский, В.Е.Триодин, Б.А.Титов, Ю.Н.Кротова, и др.).
Анализ исследований, посвященных японской культуре, японским традиционным искусствам, позволил установить, что, несомненно, ценнейший материал представляют собой переведенные на русский язык сочинения Д.Т.Судзуки, Хакуина Экаку, Такуана Сохо и др., в которых раскрывается сущность учения «Дзэн». Большой вклад в понимание японских традиционных искусств как целостной системы самосовершенствования личности внесли работы таких японских, российских, европейских исследователей как М.Бишопа, С.Г.Гагонина, А.Н.Горбылева, ДГ.Главевой, Д.Джонса, Д.Дрегера, Т.Дэсимару, О.Какудзо, А.Н.Мещерякова, А.А.Накорчевского, Е.А.Торчинова, Д.Экберта, и др, а также труды таких известных мастеров японских традиционных искусств как Г.Фунакоси, Морихэя и Киссёмару Уэсиба, Д.Кано, Г.Сиода и др.
Анализ степени разработанности проблемы позволил установить, что в научной литературе глубоко и всесторонне изучаются философские, культурные, религиозные, исторические предпосылки становления теории и практики японских традиционных искусств, методики саморазвития, саморегуляции и самоконтроля, содержащиеся в них. Однако раскрытие потенциала досуга в совершенствовании личности и роль японских традиционных искусств в данном процессе осмысливаются в научной литературе параллельно, не пересекаясь, что не позволяет в полной мере раскрыть единство их культуросозидающего потенциала как фактора совершенствования российской досуговой деятельности.
Цель исследования: обоснование и реализация концепции интеграции японских традиционных искусств в российскую культурно-досуговую деятельность как средства ее совершенствования.
Объект исследования: японские традиционные искусства как специфические формы досуга.
Предмет исследования: процесс интеграции японских традиционных искусств в российскую культурно-досуговую сферу.
Гипотеза исследования: состоит в предположении о том, что:
Интеграция японских традиционных искусств в культурно-досуговую деятельность в России позволяет обогатить и расширить ее сферу при условии:
- раскрытия потенциала досуга в совершенствовании и развитии личности; п
- обоснования японских традиционных искусств как специфических самостоятельных форм личностно-ориентированного досуга и их адаптации к российской досуговой деятельности;
- органичного включения элементов практик самосовершенствования, саморазвития и саморегуляции, на которых базируются японские традиционные искусства, в сложившиеся формы досуговой деятельности в России.
Задачи исследования:
1) раскрыть сущность досуга как многоаспектной и многофункциональной категории; как фактора развития и совершенствования личности.
2) выявить тенденции развития российской досуговой практики, ориентированной на совершенствование личности.
3) Осуществить анализ учения Дзэн-буддизма как системы философских взглядов, целостной практической системы самосовершенствования, лежащей в основе японских традиционных искусств.
4) Раскрыть культурно-досуговый потенциал японских традиционных искусств и особенности их адаптации к условиям российской досуговой практики.
5) Разработать технологию организации досуга как средства совершенствования личности на основе японских традиционных методик саморазвития и саморегуляции.
Методологические основы исследования:
Методологической основой исследования стала концепция досуга как деятельности, добровольно осуществляемой человеком в рамках свободного времени, деятельности, обеспечивающей рекреацию и дальнейшее духовное и физическое развитие личности (М.А.Ариарский, В.Е.Триодин, Б.А.Титов, Ю.Н.Кротова и др.) В рамках данной концепции сущность досуга раскрывается как одна из наиболее благоприятных сфер для самосовершенствования личности, реализующей ее творческий потенциал формирования культуры свободного времяпрепровождения.
Исследование опирается на системный подход к изучению японских традиционных искусств (чайной церемонии, икэбаны, боевых искусств, живописи тушью), включающих в себя целостную совокупность практических методик самоконтроля, саморазвития и самореализации, позволяющих обогатить культурно-досуговые практики опытом организации свободной самоценной деятельности, ориентированной на совершенствование человека.
Основой для понимания сущности японских традиционных искусств как средства совершенствования личности стали идеи ведущих специалистов в области востоковедения и японской культуры
А.Н.Мещерякова, А.А.Накорчевского, А.Н.Игнатовича, А.Н.Горбылева, А.Маслова, Д.Г.Главевой, Д.Дрегера, М.Бишопа и др.), также самих мастеров японских традиционных искусств (Д.Т.Судзуки, О.Какудзо, Г.Фунакоси, М.Уэсиба и К.Уэсиба, Д.Кано и др.)
Методы исследования:
Для решения поставленных задач и проверки выдвинутой гипотезы использовались следующие методы:
Методы теоретического исследования: междисциплинарный анализ и синтез философской исторической, культурологической, педагогической, психологической литературы; обобщение, сравнение, абстрагирование, проектирование, прогнозирование.
Методы эмпирического исследования: включенное наблюдение за деятельностью российских культурно-досуговых учреждений, в которых практикуются японские традиционные искусства; изучение опыта овладения японскими традиционными искусствами и практиками в Японии (г. Оота, г. Тиба); беседы и интервью с мастерами японских традиционных искусств; педагогический эксперимент; методы экспертной оценки.
Этапы исследования:
Научно-исследовательская деятельность осуществлялась с 2002 по 2006 год.
На первом этапе (2002 - 2003 гг.) - аналитическом - изучалось состояние проблемы в теории и на практике; анализировались литературные отечественные и зарубежные источники (на английском и японском языках); разрабатывалась программа и методика исследования; формировался понятийно-категориальный аппарат исследования.
На втором этапе (2003 - 2004 гг.) - поисково-констатирующем -изучалось современное состояние досуговой практики в России (на примере Санкт-Петербурга), ориентированной на совершенствование личности, раскрывались противоречия, проблемы, позитивные и негативные факторы функционирования сферы досуга, его культуросозидающего потенциала; раскрывалась сущность и содержание японских традиционных искусств и практик; выявлялся их позитивный культуросозидающий, развивающий и рекреативный потенциал как самостоятельных систем самосовершенствования личности; выявлялись условия их интеграции в российскую досуговую практику.
На третьем этапе (2004 - 2005 гг.) - формирующем - в рамках обоснованной автором концепции интеграции японских традиционных искусств в российскую культурно-досуговую деятельность разрабатывалась социально-педагогическая технология организации досуга, обеспечивающая включение японских традиционных искусств как самостоятельных досуговых форм и элементов восточных практик в существующие формы досуговой деятельности; осуществлялась ее частичная апробация. ,
На четвертом этапе (2005 - 2006 гг.) - обобщающем - осуществлялась систематизация результатов теоретического и экспериментального;, исследования, обрабатывались и оформлялись материалы диссертационного исследования, формулировались выводы.
База исследования:
Экспериментальную базу исследования японских традиционных форм досуга составили: Оота-си Годзю:рю Каратэ до:дзё: (зал Каратэ стиля Годзю-рю города Оота, Япония), кружки Садо: (изучения искусства чайной церемонии), Кадо: (Икэбаны - искусства композиции из цветов), Седо: (каллиграфии) города Оота, (Япония), также Тиба-си Ёсинкан Айкидо: до:дзё: (частный зал Айкидо стиля Ёсинкан, город Тиба, Япония). Для проведения частичной экспериментальной апробации разработанной нами технологии организации досуга как средства самосовершенствования личности (технологии, основанной на результатах анализа японских традиционных форм досуга) была избрана студия рисунка и живописи под руководством Т.И.Григорьевой (Санкт-Петербург); студия вокала, под руководством П.С.Александрова (Санкт-Петербург).
Теоретическая значимость исследования состоит в следующем:
- Раскрыт культурно-досуговый потенциал японских традиционных искусств, реализация которого обеспечивает развитие личностной культуры досуга и обогащение российской досуговой практики специфическими формами, ориентированными на совершенствование личности;
- Разработана концепция интеграции конструктивного опыта японских традиционных искусств в культурно-досуговую сферу России, обосновывающая как их дальнейшее развитие в рамках российской культурно-досуговой деятельности, так и опосредованное включение сущностных элементов японских практик в сложившиеся: формы российского досуга;
- Выявлены возможности адаптации опыта японских традиционных искусств к особенностям российского менталитета, готовности россиян к восприятию зарубежного опыта.
Научная новизна диссертационного исследования состоит в постановке и решении на общенаучном, социально-педагогическом и эмпирическом уровнях проблемы расширения и обогащения сферы досуговой деятельности средствами японских традиционных искусств.
Разработана и обоснована технология организации досуга как средства совершенствования личности, базирующаяся на принципах опосредованного включения восточных методик саморазвития и саморегуляции (методик тренировки ума, контроля сознания, снятия стресса, дыхательных и оздоровительных методик и пр.) в существующие формы культурно-досуговой деятельности; формирования позитивной личностной культуры досуга.
Практическая значимость исследования состоит в том, что разработанная социально-педагогическая технология позволяет учреждениям социально-культурной сферы расширить свои функции за счет включения методик формирования культуры досуга, позволяющих человеку превращать свой досуг в эффективной средство самосовершенствования.
Положения диссертации дополняют сферу научного знания о роли досуга в совершенствовании и развитии личности, ценности японских традиционных искусств в гармоническом сосуществовании человека в современном мире и могут представлять большой интерес при разработке основных и специализированных курсов в процессе подготовки менеджеров социально-культурной деятельности.
Положения, выносимые на защиту:
1. Феномен японских традиционных искусств как специфических форм досуговой деятельности, заключающийся в том, что данные искусства, оставаясь эффективной системой совершенствования человека, в настоящее время реализуют себя в качестве новых форм позитивного, развивающего досуга, способствующего формированию позитивной личностной культуры досуга;
2. Концепция интеграции конструктивного опыта японских традиционных искусств как средства совершенствования досуговой деятельности в России, которая предполагает:
- выявление сущностных организационных элементов японских традиционных искусств как системы совершенствования личности, методик саморазвития и саморегуляции, лежащих в основе этой системы; необходимую адаптацию системы японских традиционных искусств к особенностям российского менталитета, и современным социально-культурным условиям, предопределяющую эффективность дальнейшего развития этих искусств в качестве позитивной культурно-досуговой деятельности в России; - обогащение сложившихся форм российской культурно-досуговой деятельности, отражающих особенности российского менталитета, посредством органичного включения в них наиболее эффективных методик саморазвития и саморегуляции использующихся в японских традиционных искусствах.
3. Технология организации досуга как средства совершенствования личности, содержательным ядром которой являются методы психофизической саморегуляции и саморазвития, управления сознанием, а также методика их включения в досуговую деятельность как ее неотъемлемой части.
Достоверность результатов исследования определяется обоснованностью теоретических позиций, четким определением границ исследовательского поля и адекватным выбором теоретических и эмпирических методов его изучения, личным практическим опытом автора по овладению техниками, содержащимися в японских традиционных искусствах, репрезентативностью полученных экспериментальных данных.
Апробация результатов исследования:
Основные теоретические положения и выводы диссертационной работы изложены в ряде публикаций автора. Разработанная автором технология прошла практическую апробацию на двух экспериментальных группах (всего 36 человек), на базе студии рисунка и живописи Т.И.Григорьевой (Санкт-Петербург); и студии вокала, под руководством П.С.Александрова (Санкт-Петербург). Полученные позитивные результаты эксперимента подтверждают действенность данной технологии, также подтверждают и гипотезу, лежащую в основе данного исследования.
Заключение диссертации научная статья по теме "Теория, методика и организация социально-культурной деятельности"
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
По результатам диссертационного исследования можно сделать следующие выводы:
- досуг является многоаспектной и многофункциональной категорией; является эффективным средством восстановления сил, снятия напряжения, также средством развития и совершенствования личности;
- в современной российской досуговой практике данный потенциал досуга не реализуется в полной мере. Основные причины этого заключаются в недостаточном уровне развития личностной культуры досуга, которым характеризуется наше общество; в недостаточном использовании таких форм досуга, которые содержат в себе потенциал для ее целенаправленного формирования. Досуговая деятельность в России нуждается в дальнейшем совершенствовании и устранении данных противоречий;
- японские традиционные искусства являются специфическими формами i. досуговой деятельности, которые позволяют эффективно снимать накапливающееся напряжение, осуществляют позитивное развитие и совершенствование личности, формируют у личности навыки саморазвития, саморегуляции, знания, позволяющие эффективно выстраивать собственный досуг, рационально использовать свободное время (т.е. формируют позитивную культуру досуга). Кроме того, анализ существующих тенденций показывает, что японские традиционные искусства достаточно популярны среди российского населения и их популярность продолжает расти. Учитывая данные тенденции, основываясь на понимании сущности и ценности японских традиционных искусств как специфических форм досуга, делается вывод, что они могут быть использованы как средство совершенствования досуговой деятельности в России;
- совершенствование российской культурно-досуговой деятельности средствами японских традиционных искусств возможно при условии дальнейшего осознанного развития японских традиционных искусств как специфических самостоятельных форм личностно-ориентированного досуга и их адаптации к российской досуговой деятельности; также за счет обогащения сложившихся форм российской культурно-досуговой деятельности посредством органичного включения в них наиболее эффективных методик саморазвития и саморегуляции использующихся в японских традиционных искусствах;
- основанная на данной концепции технология организации досуга как средства совершенствования личности благодаря органичному включению в досуговую деятельность японских традиционных методов саморазвития и саморегуляции способствует: позитивному развитию личности, более эффективному восстановлению сил, формированию основ личностной культуры досуга. Реализация данной технологии на практике, в процессе организации культурно-досуговой деятельности, будет позитивно влиять на общий уровень развития досуговой культуры у населения, будет способствовать совершенствованию досуговой деятельности в России.
Список литературы диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Клейн, Павел Петрович, Санкт-Петербург
1. Акимова Л.А. Социология досуга: учеб. пособие / Л.А.Акимова. М.: МГУКИ, 2003.- 123 с.
2. Ариарский М.А. Прикладная культурология / / М.А. Ариарский; С.-Петерб. гос. ун-т культуры и искусств, Ассоц. музеев России. 2-е изд., испр. и доп. - СПб.: Эго, 2001.-287 с.
3. Аристотель. Политика / Аристотель; Пер. С. А. Жебелева, М. Л. Гаспарова. М.: ACT, 2002. - 393 с.
4. Арнольдов А.И. Введение в культурологию : Курс лекций / А.И. Арнольдов, А.Н. Лазарева, Е.Г. Балагушкин.; Моск. гос. ин-т культуры, Лаб. философии культуры Ин-та философии Рос. АН. М.: МГИК, 1993. -116с.
5. Ахмедов Т.И. Психотерапия в особых состояниях сознания: история, практика / Т.И. Ахмедов, М.Е. Жидко. М.: ACT, 2000. - 768 с.
6. Белова Л.Б. Путешествие с Белым журавлем. Цигун. Практическое знакомство / Л.Б. Белова. СПб.: ТЦ Борей-Арт, 1999. - 127 с.
7. Бибарцева Т.С. Методика стимулирования творческих способностей игровыми средствами. / Т.С. Бибарцева. СПб.: СПбГАК, 1995. — 48 с.
8. Бирженюк Г.М. Методическое руководство культурно-просветительной работой / Г.М. Бирженюк, Л.В. Бузене, Н.А. Горбунова. М.: Просвещение, 1989. - 172 с. а
9. Бирженюк Г.М. Клуб и здоровый образ жизни / Г.М. Бирженюк. М.: Сов. Россия, 1987.- 131 с.
10. Бишоп М. Окинавское каратэ: учителя, стили, тайные традиции и секретная техника школ воинского искусства / М. Бишоп М.: Фаир-пресс, 2001.-302 с.
11. Бодалев А.А. Психология личности / А.А. Бодалев. М.: Изд.МГУ, 1988.- 187 с.
12. Бодхидхарма. Трактат о созерцании ума / Бодхидхарма.: Пер. с англ.. -М.: Либрис, 1996. 142 с.
13. Большая советская энциклопедия : в 30 т.; гл. ред. A.M. Прохоров. 3-е изд. - М.: Сов. энциклопедия, 1970. - Т. 3. - 1970. - 640 с.
14. Буддизм : словарь / Абаева Л.Л. и др.; Вступ. ст. Н.Л. Жуковской, В.И. Корнева, с. 5-26. М.: Республика, 1992. - 285 с.
15. Буддийская философия в средневековой Японии : Сб. / Отв.ред. к.филос.н. Ю.Б. Козловский. М.: Янус-К, 1998. - 392 с.
16. Буксбазен, Джон Дайшин. Дзэн-медитация : базовые практики / Джон Дайшин Буксбазен; пер. с англ. Е. Кисленковой. Киев : София, 2004. -173 с.
17. Ван Лин. Китайское искусство чаепития / Ван Лин; Пер. с англ. Л.А. Калашниковой. М.: Центрполиграф, 2003. - 239 с.
18. Виногродский Б. Б. Идеология чайного действа / Б.Б. Виноградский // Культура перемен : альм, клуба чайной культуры. М., 2002. - С. 10-15.19,20,21,22,23,24,25,26,27,28,29,30,31,3233,34