Темы диссертаций по педагогике » Теория, методика и организация социально-культурной деятельности

автореферат и диссертация по педагогике 13.00.05 для написания научной статьи или работы на тему: Взаимодействие учреждений культуры и детских школ искусств в эстетическом развитии сельских школьников

Автореферат по педагогике на тему «Взаимодействие учреждений культуры и детских школ искусств в эстетическом развитии сельских школьников», специальность ВАК РФ 13.00.05 - Теория, методика и организация социально-культурной деятельности
Автореферат
Автор научной работы
 Маронова, Светлана Алексеевна
Ученая степень
 кандидата химических наук
Место защиты
 Москва
Год защиты
 1994
Специальность ВАК РФ
 13.00.05
Диссертация недоступна

Автореферат диссертации по теме "Взаимодействие учреждений культуры и детских школ искусств в эстетическом развитии сельских школьников"

Р Г Б ОД

г, 0КЇ . •

WOCKCBCKJrä ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ КУЛЬТУРЫ

На npss і; руютгли

’грошова О^Гі'л-жї Алоксеевпа

^СТБЯЕ ^РЩШїЙ КУЛЬТУРУ .

детских скол пскуєл.і з гсгспггскса р&шгия

сельсж-: : ;;:альїї?їі<ов ■ ■ '

13.C0.C3. - теория,- :*этЬлчго ¡t с,!ггг. ::гг.щи ■

. ку.гьтугнЬ-игясЕэуктела'.гой доятмьиости

ДВ Т О Р Е ? Е Р í,T

дкесертаап па со::с.{зкио учекой степэни ¡сзздггдата кздагегіяесгезс -наук .

itocKsa -

- г -

РЙСота выполнена на квфздро педагогют и пспховопш ¡’сасоЕского госудсрстпенкяго университета культуры.

Научянй руководасегь - члвп-норреспоядзкт РАО, лс:сгор педаго-ггдасгаи паук, профессор B.C.Kysrai.

OSniiRSSbKfô аапояевто - педггспргеяеи взук, профессор

■З.Л.Стрехьцсз

- кевдтат £юкусстаов-и*п«м В.В. *«яеев.

л

Вэг/гдя opriunœsir-i - îîxuo:!Ci«fl пе?*8Т0гкчс~5й ушт-^рсктет.

Зкет-а состо:г-сл " ^/ •’ ¿?¡3 ’'/'f !!3 »£С9ЛГ.ЯПЯ CRC!;.,rjE:5î‘pC?«?RÏCrO C03Cïa Л 092.07.02 jk> присуядо-*пя ученой стопо;;:! к23.ч«ч*га s r.-’oc:~*olck"J гсзудгретзезтг тззсчьжтате кугатуг-ы со ад?эгу: Mî-'Ov), ¡¿зсодск&а o&ïaciî», ХШ31-3, уЛ.БПбС"СЯвЧГ<2Ч. V'. '

9

С К1йиег-?ап;э:'? ¡¿опгз <7г;«.^»«ож?Ь’-з в еаучйоЯ Gtrfe;o. окэ. упсзор?ктс?а.‘.

ГЛгекйЗ ccr&sTv&i . ■ ^ -7^ , ;у ЭЛ.Пвтрога •

cs:irv!u^r:pcMra:ero согето,- ^ <¥/■£.■¿¿¿^'¿1*-^ . .

,;"";Лт'-."йг “'ЗДеГСЯ’КПЗСКГГ; !L~yiî, • ' ' -....•"

r.av-ïi'v ' ■ . ' • ‘

ЛП'";-й'Г'Эр.2Г рггССЕгЛ ^ ù' LAïrb'S

■ ' - 3 - ■

. 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ .

АКТУАЛі.'ОСТЬ ТЕНЫ. В период-формирования в стране но г. о Я о0цествекно-3й номической формации вопросам социально-культурного развитий населения сельской местности уделяется .наиболее пристальное •вниї, ние. Внедрение в визнь новых форм хозяйствования: арендный под,-яд.фермерство - -подразумевает одновременно вы-. соКий нравственный и культурный уровень тружеников села, в то же время диктует новые этические основы форк’-фования профессиональных отношений. И- под прессингом чуаой культуры, которая врывается ,аом селянина вместе с рыночной экономикой, возникает острая необходимость осознать свою самобытность, обратиться к народной ::ультуре. и.) истокам фольклору." • . .

СиьремшіУе процессы демократизации общества затрагивают и -.ЛГ-іСМУ эстегичйского воспитания школьников. Основное направление на гуманизации и гуманитаризацию народного образования позволяет выделить проблему взаимодействия учреждений культуры и 'г-тских школ искусств в вопросах'-воспитания личности, фсрмиро-вания мировоззрения молодежи. Процесс взаимодействия - это сложное многомерное явление, которое состоит из множества цепочек взаимодействия, внутри каждой цепочки имеются свои связи и противоречия; что соотношение формирование ценностей процесс взаимосвязанный. При соотношении ценностей в процессе . взаимодействия игнорирование Ііли манипулирование ценностями в одной из цепочек взаимодействия приводит к искажению цели ' (ожидаемому результату) взаимодействия.

■ Соотношзние ценностей в процессе 'психолого-педагогического взаимодействия является основой воспитания и образования личности. Эстетическое развитие ребенка позволяет не столько овладеть знаниями искусствознания, эстетики, сколько научиться соотносить свои личные ценности с ценностями других людей, народов, исторических культур, осознавая себя в контексте общественной морали, научиться управлять своими чувствами.

Актуальность работы объясняется также, недостаточным научным исследованием данной теми, отсутствием методических разработок по данной проблеме. ..

Главной задачей, на современном этапе является изучение и систематизация того'стихийного и разобщенного многообразия форм, него'">8 ■ музыкального. художественного, эстетического -воспитания, которое сформировалось в последние годы. Исследования обозначен-

■ - 4 - . .

ней нами проблемы взаимодействия учреждения культуры ■ и Детских икол искусств в эстетическом развитии сельских школьников поможет найти эффективные решения и самой проблемы, и наметить под-ходы в систематизировании передового педагогического опыта. Реяние проблемы позволит развить творческие навыки, воспитать ркусы и нравстзеиные ориентиры сельских школьников, значительно расширит зону воздействия и явится необходимым фактором з повышении эМективнсстп воспитательных возможностей учреждений культуры и Детских школ искуастз.

СТЕПЕНЬ РАЗРАБОТАННОСТИ ПРОБЛЕМЫ. Несмотря на огр -нный интерес к проблеме зстгтичзского воспитания яко1-.-.ников, 'лалнз диссертационных исследования показывает, что тек i выбрани гл для защити мало разработана. В основном ксследовшпи касались специфики каждого выбранного объекта в отдельности. Например, Брылев Л. Г. "Психолого'педагогг.ческие услозия самореализации личности в клубном художественно» коллектива“. Владимиров Е.'А. “Совершейот-»ование сути государстзенгых клубгшх учреждений и повышение уровня их организацконко-нетояичоскоГ* работа s условиях оела". Еелоккмовз !!. А. "КдеПно • зостггателькая деятельность советски? латышских клубных учрездешФ в ?o-.íú гг. ".ларгин к. i', "Социальнопедагогические проблемы •стаиовдзнкя и развития худояественнез самодеятельности р клубных у-фсвдеивях РСФСР 13х7-32гг. *. Сало«-нккова A.A. “Пути соверге-нсгвсванпя работы клуба по воспитанию эстетической культур?! седьской*колоде5я\ Триодин В. Е. "Тгсрзтя-чссхяе основы поспигатзяъной дзчтелькоста Советского клуба" •• а зтих работах рйскр:гг5зта?. спсц^.фяха проблем эстетического веп-литаккя в учрпздеяюис культуры. ряссж?р;:?еетсл истсричсск. Д .. аспект деятельности этлг, учреждений,. показаны механизмы решения' ¡троблен эстетического воспитания з даикис учрвддениях. •

С другоЗ стороны, тгпио работа., кап Еоргалзе О.Ш. ••Зстети-чзское всспитазглэ стар$ек?.асс!жков б условиях- свободного' временя". Якубовская Т. Л. "Вопросы Теории и практики нузыкально-гстэ-•течосшч) зоспатанкя в пвдзгогнчзсхеи каслядна В. И. Шацкой", 25.-гейлячеико о.з. "Соззршенстгозание эстетического восшп *.кия подрос ir.cD so внеклассной • работе средствами искусства". Шгхдинаро-К В,- “Комплексное нссясдовапйо яекус.втз как условие дзеизет -•^•/»тиваьсти оссшггакь'я стар^увсск^гог'- а т.п.. - расгмзтрк?’ дз -.обьехт псслалэзгккя в предок •!«:«:» к обкпс-?рззоьйтельной 'íkoj . лялойскт искусства ira госпи?-ап.-з р-Ссж •« s ;.’v:bo;' ясс-цессе

. ' - 5 - ’

в свободноз вг. мя, комплексное ВОЗДеПСТЕИе отдельными видами искусства на пр 'цесс воспитания.

■ Что касает -я работ обращенных к проблемам музыкальных школ, щкол искусств, то »се они затрагивают узко профессиональные вопроси предметов и специальных навыков. Одно из последних исследсват кий. предпринятое Смирновым Б. Ф. на тему "Педагогическое взаимо-действ!’! клуба и музыкальных школ как средство ориентации учащихся ла самодеятельное худокественное творчество", рассматриваем од.1Н из аспектов деятельности ДМШ в области общеэстетического лбрезовапп;; и воспитания. Наша цель рассмотреть проблему взаимо-унрзаделий культуры й Детских школ искусств в полном объеме и определенном контексте.

Наиболее 'близкой к теме'нашего исследования является работа Ахметова К.И. "Теоретические основы и методика взаимодействия культурно-просветительных учреждений и общеобразовательных школ по эстетическому воспитанию школьников". Фундаментом взаимодействия этих учреждений является пятилетнйй и годовой план совместной деятельности, а механизм организации■и контроля возложен на вневедомственные комиссии. В настоящее время, когда создается новая хозяйственно-экономическая основа взаимодействия всех общественных к государственных структур, необходимо обновление и-методической, и организационной основы такого взаимодействия.

Специфика осуществления связи поколений в плане преемственности культуры заключается в воспитании культурной среды. На нравственное. духовное воспитание ребенка влияет не только педагогическое воздействие, а весь процесс культурной шзни народа. Одной из объективных причин, тормозящих процессы перестройки.общественной формации, является сознание людей, их. действия и поведение.. Создание системы взаимодействия учреждений культуры ' и. Детских школ искусств поможет целенаправленно влиять на процессы эстетического воспитания сельских школьников через воздействие объектов-11 субъектов, участвующих в.'Плане реализации обозначенных отношений в сельской местности. , . ...

Разработке указанной проблемы в педагогической науке и посвящено настоящее диссертационное исследование.

ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ - совместная ’деятельность .учреждений культуры и Детских школ искусств по эстетическому развитию сельских школьников. . • ■ . ■ '

ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ - процесс взаимодействия учреждений и

Детских школ искусств по эстетическому развитию сельских школьников. .

ЦІЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ - научное обосновать и экспериментально • проверить психолого-педагогические основа и методику взаимодействия учреждения культуры и Детских школ искусств по эстетическому развитии сельских школьников. ■

ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ

1. Установить обкее и специфическое в эстетической воспитании п художественном образовании сельских скольникоп. осуществляемом з учрегдеиипх культур:! Детских сколах искусств.

2. Раскрыть особзішоста эстетического do..питания ? худсгсст-

езйисго образования в развитая обдеа культури тчолышч.'В в результата целенаправленного взаинодзЗстэия учрс&зннй культуры и Детских вкол искусств. .

3. Разработать п экспериментально проверить технологию взаи-!»ОЯОЙСТВЙЯ уЧрвЗДИЯЙ» rV^Yt-n И Д&ТСКИХ ШКОЛ искусств по '.‘СТй-точескеиу развита» зяолмаякэ.

П'ПОТЕЗОй 11ССЛЕ202.К№) СУЛ?ИГййТСЯ предположение о том, • что разработал научно о9оспо?гшгых пспяолого-пслягогкческях принципе? и католаки взаіяодействзд учрездзигп культури п Детусях вчол кс-хузетв по зстетячоскет/ разг.г;тив школьников саяьсхой кестностн аЗзспэчнт значительное погг/г-зкчз sJScrtpbhocth ранения этой пс-'.'.ї-

■''YU.

НЕГОлОЛіРАЧЕСКОії ССНОїЗЯ . дкссергаикокнсго исследоаания ягя-лгсь ребош отзчо&їічтних учених Э. П. Агароаа. Д. АрчаяниксгсЯ,

Н. С. Кои, В. .V. Разуклого Г. Н.йчюнов*. г>. Л. Леонтьеве. Д.з.Элько-нтгтм. B.C. Кугана. ?>. Д. Сухс.чсзисксго. С. У. Еигкого, 3. S. №луж*-ка. В. S. Ллкелз - рпекг.ыза^'яч проблемы эотлипезхого йсспятакия н хулозостззяпсго образования вкольннкез.. отравзгй5»9 различннз

Явлхагн 9 КЗіЧіЯГЛ ПСИХОЛОГО-фЯЛОСОфСКЙХ 0СП98 ЗОСЮТвККЯ твор-

чзстаг, предигаэдке козые кояизптуашм» подход педагогической тяхколопи прсфссснонаньного образования; а такте работы по об-С-:-Я кзмгогякз. культурно-просветительной работе, обгей возраст- ‘ ;'с-П а пглагогичаской психологии худозеотвениегд тзорчрстоа. ея. ' базы і:сс.тйдс?дт;.ч

іУспгриксгіальнсй базой иазего исследования Си. ш -• ::;.-£ьтуры и Детская вхола искусств п/х Воскресенское Москобс* >h с-^лаотк Лек’п:ского района. Обаяй контингент школьников, участей

• - 7 -

Еавших в з -хперименте составил 200 человек.

Котро ьной базой исследования явились учреждения культуры и Детские ш олы искусств (музыкальные школы) Красноармейского района Красно арского края (8 станиц. 225 учащихся).и Псковской области (3 дер вни, 102 учащихся).

В процессе исследования были использованы следующие методи:

' 1. Изучение и анализ литературы по педагогике, психологии,

эстетике, культурно-просветительной работе, диссертационных иссле. .опаний по проблемам эстетического воспитания к художест-венн'гс образования школьников, творческом развитии личности, педагогических -.ехнологий активного обучения.

?- Найяпде»пе за процессом эстетического воспитания и разви-гаолы-и^ба учащихся Детских школ искусств, участников ху-докеотвекко-чворческой самодеятельности Дворцов и Домов культуры.

3. Различные .методы опроса: беседы и анкетирование участни-

ков кружков художественно-творческой самодеятельности, руководителей кружков, учащихся и преподавателей Детских школ искусств, на выставках, концертах, встречах с художниками, писателями, музыкантами.

4.Педагогический эксперимент, который проводился в 1S69-31 гг, с целью .проверки гипотезы исследования и выработки практических рекомендаций по взаимодействию учреждений куль тури и Детских школ искусств в эстетическом развитии сельских школьников. В эксперименте приняли участие 120 учащихся Детской школы искусств, 80 детей и подростков - участников кружков художественно-творческой самодеятельности и посетите/а: Дворца культуры п/х Воскресенс/се Ленинского района Московской области. A raíate било опрошено 327 сельских школьников Красноармейского района Краснодарского края Псковской области.

Научная новизна и гпеорепшеская зпачшлоспь исследования состоит в следующем:

1. Определены параметры общего и специфического в эстетическом воспитании и художественном образовании сельских шкильни-ков. осуществ 1яемом в учреждениях культуры и Детских школах искусств, через методологию психолого-педагогичеокоги взаимодействия, которая имеет несколько аспектов- а) оскевныг факторы, вл-чющие на Формирование процесса взаимодействия, гд- главенствующую роль играет закономерность соотношения ценностей в Про-

цессе взаимодействия, предполагающего наличие единой проблемы и результата взаимодействия как решения данной проблемы; 5) психологические закономерности эстетического развития сельских школьников. которые Формируются под воздействием социокультурной среды. соотношения уровней психологического развития школьников к уровню его творческого развития к в результате психологии взаимодействия учитель-ученик: в) педагогические основы управления

эстетическим воспитанием и художественным образованием школьников страу&віцие тркздинсіг.о цели-объскта-сферу Бездействия, раз-счботэнн критерии оФФективкостч вза>:модействи. учрегле. ий дуль-TypU и Детских скол искусств.

г. Выявлены особенности эзтетического Босг'-;тани?! к художественного образования D рагпнтии оС«гП культ-у; ч школьников в результате ие7енопрс'РЛе!>иогс взачнодействия учреждений кугьтуры и Лнгских школ искусств, с зтоа цель» нсададовалн основні;- компоненты изимодсйстбі;.': ч^-чкг.ыч’Ъ ; ¡‘оторичэгкгП, •г.счхор.ого-пе.а-гоп’ческил. гидачтси-:'лшЧ} гззго.-пп^э раскрыть »еханизмы йгз>:-коылр.к'ля про^еоспоизльнсго оС-г-’-зо-’а.1:':.'! ■; с^епроссссиоиалыго-го. которые легли Г' •xv.":.ст!хо'..-го-пзд.ігогичг^::оп

рзп;::':дсл^?й';я; рагріС'-тль”-' кіЛ'ї:.-р,;.: 7ро£‘! з л эстетичсоко/з рь ,-еитил :':ко;,ьн:і!:?? на npr.-i^it.v- -спт'':-с7:оге п ::зя';елы!0’лн<г’з п: пхо::св о?-разсс*;<нл.

3. ?лзрзботг::л :ех::о.~ ьзая*:0;че!1с:'?!;я у .решений 'ультурч

" Еегс/пх усе л"; г-. ’ ;-с7е’пчес::о;;у раз'-лтк» свльсп’л

гкс;’ъкн>:оз= н1 прннцнигх соьшсизныо: социміііс'і ;.-

нол-згли - іпркотмчг:. ¡...:.-їл' ..-т.. ПаСлик Рї:лл;'-;нз, і'>;злогпче>-”jV зснссу которой с..- :а• :■ «зтоднкз ¡к-чхолоп:-по*? о.?ес> езмкогрйстгл:.ч. Экг-сернг'^ну-гльш? путец ^ямэка с<Й.?::г-ішмсть •; іг'сГі •

Пі'СН. 'іче^'СОІ! Kicv-uacx чослеС-сстия ГОСГСЛТ 9 гсч. что разработанная технология вз;л:;'одсЛс;і;;:я учроз.і^ігнЯ культуры •; Летсч!'^ жол искусств пс эстетическому разегшэ езльеккх п:коль-ииігг.в бигд внедрена в практику работы Дворца культуры и Лете, гой г.:с.м ііс’сусстз п/х Воскресенского Московской области -еиинслого ї-ГЬііЯ. методические рекомендзщпі ДЛЯ РУКЛВ05ЙТЙЙГГІ j -р&НДЭКлл культуру ;> Детских скол i;c;:vccTB нгкя?-; прггмс-Ь’егше т --ррі!торклх Кр;‘:-;сдарского края и ІІскозсксЯ oOjujct:!. Результата ксглааозагг т быть такжз использованы в руководства деятельности учра- -

. - 9 - '

дений культуры, Детских школ искусств, музыкальных и художественных школ, в де: тельности научно-методических центров народного творчества, общ; ■зтвенных организация, занимающихся эстетическим развитием шко. чников. методических слунбах Министерства культуры РФ. • ■

Апробация работы осуществлена автором на Всероссийском совещании Министерства образования РСФСР 21 кая 1391 г. в г.Москве в Форме до;- ида "Совместная деятельность школы, семьи и культурнопросветительных учреждений в развитии творческих способностей школьнике ¡", на кугсах Республиканского института повышения ква-лифиа-.ц'.и рьс'отьиков образования МО РФ в декабре 1992 г. в форме и на курсах Института повышения квалификации работников С ;,,зсз:,икя РАС в йниаре. марте 1993 г.

НА ЗАЩИТУ ВЫНОСЯТСЯ: •

. I. Положение о том, что раскрытие и научное обоснование об-щег; 11 специфического в эстетическом воспитании и художественном образовании сельских школьников, осуществляемом в учреждениях культуры и Детских школах искусств, лежит в основе методики психоло-го-педагогического взаимодействия этих учреждений и к:шет ряд органически связанных аспектов: .

- научно-теоретическое обоснование явления "взаимодействие” , выявление основных.факторов, влияющих на формирование процесса взаимодействия и определение закономерности соотношений цел.;!!, выражающей суть процесса взаимодействия;

психологические закономерности эстетического развития сельских школьников, которые формируются под воздействием социокультурной срепы. соотношения уровней психологического развития школьников к уровню его. творческого развития и в результате психологии взаимодействия учитель-ученик; ■

- педагогические основы управления эстетическим воспитанием и художественным образованием школьников отражающие триединство цели-объекта-сферы воздействия. .

II. Положение о том. что особенности эстетического Боепитания ц худоаествешюгч образования в развитии общей- культуры школьников в результате целенаправленного взаимодействия учреа-лади8 культур;; и Дьтсм-ч. ь.лОЛ искусств находят свое выражение во дзяшоалиянии профессионального . и общепрофессиональногс обраьо-5а!;::я. Р- шцмщм этого процесса взаимовоздействия прсфоссио-" ;* *г •-"•'1г.1«осио;1алыюго-образования способствует разра-

Мотанная нетоли ка пс л х с л с і -о -:; еда го і -и чс с к о гс »заимодАйсты№, ос повними разделами которой стали 1. Педагогически;! зкалнз эсте-

тического рааыппя учащихся с учетом уровня ясмхологиче:когс развития гколіникое каждой ы^рэстной і рупій.. і. Аьалис; промесса субъект-субъектного взаимодействия учитель-ученик. Ьилрление характеристик педагогического взаимодействия. 3. разработка Лрог-рс'.;::-'ы взаимодействия учреждения культури и детских вкол искус-та с учетом содержания учеСно-педагоглческого пронесла этих учрек-

III. Положение' с тем. чте структура разработанной днссерсап т".: технологии в:>зимодейе~г;и „.•чрехг.с-ний культуры я Летних :;;ко/ искусств по эстетическому ; чЗі:;ітяк- сельских ц;кс.">..киков наноолое полно отвечает ;..ьр»мектл реОосаниям а >Яспечкгест вкооч>у,.

элективное/ь воспитательной н разовзтальнои рЮотн с уодши-ся 1-7 классов сельской местности.

Технология ооаимолеЛСіЕіія учр*чгден!'.а культуры л ,‘07Сі^;х . ШКОЛ искусств ВКГХЧЗРТ ь сеґя-

1. Анализ ситуации.

!. 1 Социокультурен ан.ілн.)

- мёстнке услория. культурны* традиции.

- уровень культурного ¡дошил населения.

- потребности населения з с-+.ере эстетического ых:лтн.:я и худоа* ственнега образования.

1.2 Полнтико-эксноннческпй ¿нализ:

• экономическая характеристика даш-оя ксотни-л.« (региона }, ’

-■ ЗГ^ЙОКИЧеСК!!« ресурсы.

- ург.рено ¡¡снимания местными органам:) унраьле ни,. значимости г.роблечгі эстетического развития юкпльннков.

1.3 Ледагсгичоский

- №>тод*: м стену лздагогич-ггкогэ зоздепстепя на школьни-

ков с ^слїп чотсгччесчс! о по'-::итани£, ;; худеУ'.тройного оСросо-акия, ■

■ - метод:; •'¡ору;.: .оейсто-'чя из уча і'‘ля (руководителя

кружков; э С'р:;ир,^-;а:;ия раззивающегося педагога.

2. '?аьраГ'Отк.з Лрограл-ъ' и плане, ^закмодействия учрекдений культуру и Детских ¡дал •-.-кугстб на базе Договора.

:}. Реализация Прогреми взаимодействия с учетом контроля ее эффективности чепез:

: ' - и -

’ - диагностику •»стетаческого развития учашхся.

- лнллил; тик, зМ^кгленсстй взаамодействия учреждений к,. Л: .\-;и и Д^гч’к::? и:кол искусств ;:! г-^г-.т. о том. что зс:<гкткьнос?ь эстетического раЗЕ'ИТИЯ

С'\т,.оких ::к~г.: н.:.чс- тСуллоалгьа раскрытием и учетом теоретически ■: л-.о: ; ^йстьип учрекдс-киЯ культуры и Детских школ ис-

кугстЕ ¡;.-1 ссшьс разработанной технологии

и сила-.: исследования епределнли стру|'.туру диссертации ".стор:-.я т зет ••пт из 2-х глав, заключения. спичка

и паль-, л-л л-л I .л': лп'сратурь; ,оиСгноггприлохэкиА.

’Л.ОШСВКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТ/ДШ:.

... ;•••;.. в:; •-лди. чтс прелосс взам<*'.¡действия ■ это

’-г--;:.. мл.. ...-л лее >л;.л; лете:се состоит из множества Ц^ГЫ'-

-.1-г '.Г::.:ьнугри калдеЛ лелочли имеется его;: связи и

:; :г::ч; ■ ле-зллелл.:-; и С .рмпроьзьие л’-нлостеЯ процесс ',л”лль "-л,;-л;л Л'-.иьач/е или ма.чплулиров'шио ценностями

ь Л:: Л’ из цел;’.': геелуллеллтьлл приводит к искажен:!») цели

I л,’ .--л.- ~ л.. • г-ааи'.--'- •;:ст?!,.я Сс'лтн.аолие цсннзетгП г

:.Г'ЧЛ : л'л л:;.л..;.валнмсльЬлеллл мьляетсл ссно-

:л л ' ;л -л. и:-: л • гглз;л.л:;:я •улк'.'Г.;-;*.. Кл’л.ьлуру ;:з н;аретьенлоге

.-ллл'; . л л ; ~_с н .Л:= .: л;:. узт ; .л'.чл.ич'л'кл • кепнтание к худс-

..

}____л л,,. ;-;■ ллч-екис оспезь; изаллопе^етшл;

■ . • .••• лл :; Л1. . и лаг. гллл л илг.ус''7л в зетотичоекеч р::е •

ьитии .ель лл лл\'л...¡■'•'■••з". -сселит из 3-г прзгрз^в.

л л-;л ■: лл: .глл;;- глл:г; ре-л^зааТ'?» нсторилелксд рстре-'.■Ле'Ч"-.!.! л 1лгзел:пл ает^тичгзко:о воспитанна и хул^члтьллчэгс

• >С'ра : ; ьл.лънлг.ез я ль :е.>.з уч. лулчуеы ллгел;,/:

. :ллл- и.к; , л:ь '

Прю.лль: сехралекин кул;.ту;:яого ласд^лл« и сср:зо?а;:п'• •,л...-ног-алл культур-;. & нчте^лн:¿¡-лля к..сли рсеглг. Проявлял злОэту л: организации этих ферм деятельнеели •'парод:-, л деле, бесплатн‘:ь* ¡*у • з-.ьал^н:;е *л:олл :: т.п./. еки теч самый вноеллн сесЛ; ркллд л. э;тс--тпч'-льсо ьоепитачис народа. К ег.лзденнл прлхе/чться клне;атлгч;" вать ест ёакт. чтс лплто";Нссть '-тих yчpe¿Дl.:ниЛ в дсгл;1з.(гг.нп елнлоп цел:; на г.игс гогдаспя. Крочь того на развитий пг'лелесл стз:-:г.'.еч;:я ег.гтеми учлегдон;^ кулилуры и ^ятгк:а ллсл иелусс-ее в.;ля:;л аСьективиле нлторлч-.лы? уеллел^. V. изц^-к-:-нл-. л- г:^ ч:: лодили в е стране.. Сй;:сставлс"4?

о

данных на современном этапё развития нашей страны •' 1&-90 г. „• данными 1970 г.}, показывает, чти количество ¿кол искусств .ум еньшилось а 2 рсла ; в 10.?г. • -1000. в :930г. - л;30;. а количество учащихся сократилось 3. 3 раза 'в !Э70г. ■ 600000, .

1990 г 178 400} Такая тона-лшля к звсрачпванн^ сета '’сносится и х учреждениям культур;.', мсаио сказать, чтс. г- >дной стороны, учреждения культуры и Лотские дколы искусств не оыгл готова юлктико-экономически.м 'изменениям общества. с другой стороны, государство, свернув программу Оакансирозакия. не готоес бы- ' :т чип- значимость *:->я гслиюсти этих ооцлал'-ных ;:нституюв.

3 СВЯЗИ С ЭТИМ происходят внутри И ТОП. И друг за СПСТС.ЧЫ ссис-

. ■ ч

£’;.т :санию в сло:к;:вг:пхся условиях: смена ^ункционаса, п-зре-

оценка целен и л-мл».

Во втерем пзраграО-, определив специфику гелей и :-т;ич у ,-pessohsift. дается оценка осогс-ннс.'.:тей ьззамодеЯсТгНЯ :-чр».у;ек::Л как -^лИНОЙ структур!!. выявлены С'дие ПСКХОДСГИЧССКИе ЗсССНеМер-■ногти процесса

В результате всестороннего анализа клллния со:;,к культурно;: среды; ;о.т:>-ошенал уровне:! гснхолс:-кчо;к>,го р.ч?1;г.\:.ч ц кольки:.?. :: урознк его творческого ра'-зитня; анализа психодегчи гзаа:.!о.'тчо-!сени;. учитель-ученик - м.'и.не сделать .-.ыйсд. ч/о на Си-.-..-ксш:ом этапе развития нааего о&цествд обеими психологическими закономерностям/, г^стр’.рпия вза;:мо’'оисты1л Цетских l:k3J. искусств и учреждении культуры являются-

направление- м«тогое психологического воздействия на личность учаЦ-егсся с под! с оазвитпя его творческого потенциала;

- коррекция педагогических методов ич веспнсакие оочаокуль-тур.Ч'.и ориентации учащегоел. куда зхедиг умение выстраивать мен-личностные отнесения, уи-гни* ориентироваться в социуме;

- чсихологическа' гогознс :ть учителя (руководите "л) и ученика габсчать в рекимо педагогического диалога в система

"CvCl,‘- T-OVOI.th г‘"

агихоло! -:че-:га:Л Г;ьр-х;>д -а коллективной чтььтстйениости к индиьидуа.’ьно:: от .¡асскьнсета i зтвегсгьенноси!.

';нса1!4ика с.-ь:£^с0^л:-;;т.’>на(!ьнгй ориентации деятельности учреждении культур»; t- cOca-crH ;■ статического развития ребенка объясняй тяготение в :-т.ь< учреждениях к коллективным формам занятий, npc..;’eccre;;a':i.'.'..f~ направленность Детских школ искусите - к индивидуальным.

- ІЗ -

Р 3-е‘м п^-агра.:* уделяется внимание педагогическим основам y¡;pw,c;:;i4 эст^тйчо.'хпм воспитанием и художественным образованием сельских Ci.. ЛЫШКОВ П УЧреЛКЖИЯХ хультуры и Детских школах 4CKVCC7V ВЦГС-ЛЯЬТСЙ oí-ііай ооера воздействий (эстетическое раз-ки~ ив ). c.'iíiíuí объект исследования - деятельность названных учрсхденгй и сдинстоо цели - развития творческой активности личности сельского ЕКСЛЬНИКа.

В р-.зульткте исследования педагогических основ управления гст^тич^ки.ч вос;і:ігячяєм и худоьестегшшн образованием сельских г учреждениях культури и Детских сколах искусств мы приели к вюозу. что эт« педагогические основы управления состоит ил

т; r:v:-:K.)ïо разаит«я школьника). cpv^.-ть (П'-^згс'іт.ч'.-ска? технология),

- zy-гм 1 у i тої-ил пог%гопіч«^ко:-о воздействия),

- іг.їоіо.тг':;:;'. í пєдігегики кізи:;;.

- суО'ок::;с (учнгспь. уч.'нчи;.

оораиепне к история развития Детских нкол искусств и учрез-Kitii’.?. кульгу позьолїл--' г'ам сдздать вывод, что разделение их на сг.о’.с?п-.твекно <;рої<;ссйокальиое а оОкепрофессяоиашгсе образова->sjw їмло золок^иьое с г.-.-рвкх ;гги» стакоплглш: этих учр«№:н:ід.

И кера гр.a í«c cj-.oh.v.v.;oí; «г.зролеиности в облает/. оСразош:йй psc-ска‘»р.іїі-;ких iwm учреждений ;•£ влияет на кдг.‘Олог«чоскуй оеи-'ьу і'.ігиулош:^ Осйо;.к:»-:і! С'^:та»гі.ч Соршіруїзия; эту ідаолот. ;;зля-

s. сос/лсемс закснон^рнестя состояния ценностей в процессе езгимоссПїтсйя <измгге-н'«;д ценностей б одной влечет к коррзтг:», sr.ix ценностей в друг«:).

г. КдтсД'". "<гич0ский контекст пелй;ог;”!йскш: ос:::.о управления.

КЛГ.ЧОгКі'і: «скатки ЯВЛЯЮТСЯ: ГОНЙЧие Г.ОЇҐГРОЛЬ tas OfcpOíiíCtüiá цели ДЄЯТєЛЬНОСГ.І, BOSKOJSHtl/. »'іККИЦ OTKEf-rf&ifiiS ТрвСуЄі-ГзХ результатов от целевих: осознания своей профессиональной с&с-Оозы в процессе децентрализации власті; черзз дгдапфов&іие определенных прав подчиненный; очгдовочйваюн» Фглкайй улрааяяаи. обращение ее воздействий на результат дггггслыюста челег^'л t но непосредственно на сачого человпла.

Традиционный набор фунадкй упраиркка был пополнен возой' функцией - маркетинг. Каркетииговц; иссдодозаквя: онелаз сятуглаї в целом, затем диагностика и прогноз перспек^ек раззктиг? ■- при-

• - и -

обрели одно л:, наиболее ьааних значения з управлении эстетическим роспитаннеч и художествен«!» образованием ьхолэникси з условиях взаимодействия учреждений культури а Дотских ысол аскуссть.

Отличительной чертой такс го управления взаимодействием является наличие обратной связи в каждой составляющей педагоги«ес .них основ.

Исходя из наших рассуждений об управлении процессом згаймо деЯстгия и опираясь на зыявленну» чами закономерность самого процесса взаимодействия. понят;:е "взаимодействие-' нами сіоркулнрс-ь^нс сл-дующим образок -' взаимодействие это согласованно* действие (людей. ОрГаНИЗЗННЙ. учреждений Я Т.Д.) В реі-енуи 1‘і.еЛ проблеми. Наличие общей цели. оСиціх иаучнс-ютодологических основ для построения отношений я создание путем планирогакля ча основании маркетинговых исследований благоприятной ситуации • являются условиями эффективности взаимодействия.

' г глава "Технология взаимодействия'учреждений культур;: и Детских школ искусств " состоит из ч~х параграфов. 3 первом параграфе дается описание и научно-теоретическое обосноьгнпе экспериментальных исследований. Эксперимент проходил на безо учреждений культури и Детских ькол искусств Московской области. Краснодарского края и Псковской области в ДЭ89-1591гг. и строился в три этапа. I этап - аналитический . исследовался уровень эстетического развития учащихся. 1-7 классов, занимающихся б Детской школе искусств и кружках Дверца культури п/х Воскресенского,' проводились маркетинговые иссдедовгния знешчих и внутренних Факторов, формирующих и влияющих на процесс взаимодействия учреждений. Изучались педагогические методи, подходи в образовании, проводились анкетирования. беседы, письменное опроси уча-ЩІХСЯ, родителей, участников СОБИ£СТНЫХ мероприятий скол? ис-.туест. и Двор'т культура. Педагогически” "недив эстетического развития учаїдася, ксторнй проводило’ на основании сформулированных нами критериев уровней эстетического развития учащихся составил основу ралаботаклой нами методики п^холого-педагогического взаш-!0действ;;г .

'2 этап - разработка и апробация технологии и методики психоло-■’о-пвдагопіческог'.і аз^.'.одейстзлч учреждений культури ч Детских школ искусств о оотетк'-'зскоч развитии сельских школьников.

Технология гзаккодействкем учреждения культуры и Детских школ искусстс имеет ряд органически связанных аспектов, раскры-

ти? н лаучро»'? оОі'.ч глмие которых определяет успех эстетического-Р-ОСтаТИ!!ИЯ С.'ЛЬ’.ЧИХ жальников. Перьиа из'них это социаль-Зуиг.ции уч^жденкй культури к Детских школ искусств ь ;.ук:л;сяс~ьі: »¡заимодейстькем этих учреждений по эстетическому воспитанию екоЛ.нккоь і социально-правовые Функции учреждений куль ;-уі.і; >1 ¿етских вкол искусств при целенаправленной взаимодействии уравновешиваются и отражаются в гоговсре о сотрудни-че-сты:- •: з координационном план« мероприятий но эстетическому яоспитмнш ©ельников:<

Вторая 3~>:-'Г7 технологии вззкмодеЯствгек учреждения культури И ДеТ’КИХ :.кпл иску-.-ств - это психслого-педагсгическиЯ.' пред-тодамсй'й „рганнзааи» и руководство взаинодеЯствием учреждений 1;улг:ури ч ¿е.сках ¡-кол искусств на основе учета уронил психсло-пческог- р\2г;пия игкслі-никоі? каждой возрастной группы, органи--еск.Д связи аоо.тптатедъних и учебных задач в обкей системе эс-тстг.ческогс с>сс?.;уг-чнйя. подраставшего поколения. Данный аспект обуславливает солер.*-.ат> льну» сторону програний взаимодействия учрежден-/й культуры и Детогз'х скол искусств по эстетическому ьост:т^г.!»> икольнинсв к составил основу методики психолого-педа-гогнческого взапмолеЯс гйил

Третий аспект лялахтическай, прсаполагшк»:Я обязательный уч=г принципе!; лилзктикй лік 2 содс'ркаиии программ эг-школей-стиш. -ак и яри ксігольгогзчви методов, прненов воспитания,

.'учен.ііі глодышоб. • ■ ■

З ?Г:‘ІП - і.розерка ЗфІЮКТИВНССТ»! технологии >: иетодкки ПСНХОДО-го-пеяагогического вз;«модгЯствял.. В процессе ксслздоаат«гльскр2 работы бияк определены критерии оценю: эффективности взаииодейс-твіш учреждений, ка осиоьаккк которах Сили проведень: сравкнтєль-чьй исследований на эксперимента«.*'^ * контрольной базах.

Одними из саиых убедительных язяяапся данина. приведенный -ь диссертации в Таблице динамика развития кружковой деятельности Дзорца культуры и специализаций Детской вйоді искусств п/х йосн-ресенское, где рост контингента обучаьмхся в этах учрозшенкАх п процентном соотношении к общему контингенту ¿’¡сольников. качг-иая с 1539 г. и кончая 1991 г .. соответственно состагяз- 21? - 35 К по сравнен;;» со средними стагистичослка ягшкїфш по территориям. России. где эта цифра не превышает 4*. нолю гое^рйть’с--'; ■

тивнсстй разработанной технологии взаздалгЗотвкя. ■

В параграф; 2 на оскозс г.розздшшого зкся»р-и?«!-!*. лы»с

иесл-д. ьанин 1 ¡¿д.-лякп ся с'-.-ні; с:и гн;т-~ич~ г.ого р,"..->1-.‘тн:’ сель

ских !гко::ьніїк. !■ средствами х^-ограСи'^-ск . чуложг „• ;'В*.ч;к>г; музыкального искусств і Прс-в гдит .'я с.'по'тчиление принципов про ■іесси.снаг.і нсг;: цосиитания и '»Лучс-ния ' кружксной рСп-г^Я преемственность И НеГ.рерКВН- СТЬ ¡Гіа;!МЗЛііК:.'КН,і^ Сі?ух З.І.ЧИИГЛС'ЯСТСУЮ сих- учреждений. лкцег. прется и!::м ¡чи.- на силу рі:зл».£і тм? местной культури. сг Хр СИКИЙ. :.Лі.КД;ра ІІЗ -/рГОНІІЗиЦМ; •-.сьместной деятельно;-н ні .■ с!р^з■ є.¡тильний гич.;:?.,; Зг.н.ім и:; с<..коыио і.і;гї-.;д'к:;Т -¡ и-і о :л-іся • '„'Тим чгс .'риеи-

тация ні развит«« ч'-с<:оікох.7кЛ актккнсги твсрчнпв* у учеж:ла прпв ч ;:?«і-нон!!іс ::е'!іход-л\. і; ■:г-цч^-’ксЯ установки полаг-.г-з, ,ч-ч>і.?т методику . ’ •

Зтсріг: • іС!^-л--■-* ^г:і-.-.-т од*-дуюи~-'- утн^раде.чне. что

дгй.тг’.іе П! и,н:;иі;, в ; її ..Сучічіи.’:. іімудир-ноікиіі?. Цжи

ш.’у, раснрост; аняе,-;і :і>- : . ' і; і і-^:а,у.л:л ч^-; ч'раз^-зни:. ¡о

на всю .-нсгі-му •г.Гі.'ТКЧосі;:':':'! .і худи«»..гв-.-ниого о'-рз-

зования.

.В ?-м параіуа;«? речь идет ■'• взаимодействии вилои искусств как важнейшем Факторе и ¡ієоСхс.іимсм условии зсієтичєскогс воспитания й ху;:.'»єсїбр:!!і-'.го ¡г.-р із^анил сельских школышкслз. Комплексное эзаимЬдеис гр;їг? рядов иску-'сти открывает пирские По-г.глшк • ТИБЫ для проявления ■•: вирз»:сч;:ч личне-ли рс-Оеняі. чти. б С80>, очередь. СНЯЗ-іНО с ПСи!&)ЄШ1ЄМ '.-і :- еОзей эстети-а-оксй :-.у,-ьтуры и приобретеяии ССДІШеи ,.ч:ТГОТ!і !• :іі ИСКуССіГ-а <- СаЧОЯ

жизни. Взаимодействие ВЯДЫ* ИСКУССТВ может пре ЯВЛЯТЬСЯ Я В ИНТе-грироьанном подходе, и в углублении стеізшиззцик. Понятие комплексного воздсйст.' к ’- .-.сответстаус-т .суммарному воздействию различных видов искусств ¡¡а базе их специфических сос£е-нност«й.

■ Иіпегрир- : зн.ное гегаимокейптьие различных доі- искусств происходит на блз-з их 'лЩ!'пст:!. Не здгсъ ми ипрсделлии возможность интеграции ¡12 Трі’Х уі.'ССН-'/ ^рсг'-хт-учитс-.-^ -/¡сПИК. Именно И.ЧТегрсПИЯ вилов искусств, их сішгфетизация .. аизяыо является основой нового і:очі:«в.к!!.і экологи'гссксго ьсспитания, как.мк уже упоминали раны«? йзш'одеЯ'ЛТпи? Ьпдоь искусит;; ¿а^-г чязч для осознания рсбе&’з.*: олегсзсго процесса взаимодействия культур. Позволяет оценить с->кстпо;<'!!с-,з ’•Я" ч сопостарить свои тонкости с общекульгурными. Впс-пят аииз "•»кодгл ии да**- ■ ;то ¡¡о только воспитание чувств т примерах "нежкьей природы" (искусстве:. эго »ЯНГСКИ» ПСКУСьТЄ:і •. ілйой : -мЬ» через ОГ'ІЦОНИС ‘яло^ка - едру-

• 17 - ■

ясаю^‘.к его миром. ладьми. Р условиях сельской местности этот .•'/•¡.тор приобретает и-лосслг-ькое значение. Возрождение чувства !!•? г.отр«бит«мк - ло тоже функции ЭСТСТИЧОСКОГО БОС' ••!ит>«»!й и худсгасгпсакогс образования. ’

? оок.,ючен::и подводится основные итога исследования, подтверждался егс актуальность я формируются вьшоди. Результаты д-^зн.:.': говорят г;С- эффективности кзлокениых выше технологии «ето;.:-:Ки ?.:иу.^логс-педагогпческогс ьзоинодеЯствик учреждений КУГЛУри я детских скол искусств в эстетическом развитии сельских ¡¿к*..’ьни::эе и. таким образом яодтсерглаот исходнув гипотезу

;ЛО:.ч у,:1;;. ,

С/ОкО'.^с--' сс 'ей*<л.;л? йдосесяяиии игдогекс о ■ следуюси:-: работах аг-" '¡р а: ■

. "¡-осг>''<:; у^г^'ка^н^гч. лсииталпя а;.-. 'лзрексшюм. этапе реоргани-

закч.! сгл.еосрлась^тчлйной :::кэли. //Материалу Всероссийского соес цани/, •теср;:/: •; практика лудохественко-эстетичоского еоспитеяия '--..•.'.•.¡п-ос'.Г.. Арчт-.>«!:.ова. С.Хэрокс&а.Н. 1952!'-.. "Ыколп* РйПКРО. 15 с:

' Создание sapaar.uit.yx щюи.'-лну, Л. Арчшашкоьа. С. аароаова. СЗ-к .'.ч:сгмл::пя йсерос.муз. ООЦ-БО,К. 1692. й 3/19/, С.?1-34.

• ги: ко крнгорк.чм ¡:р^есси^цп"ькзП компетенции пропед^спиЛл чу::;кк ^ОпеоСрэзамтеше»* скол для аттестата/ »риподссатсльскогс '5ст?.гь. В Алеев, Г. Шароков*. ллоцн^аия; "Содруг-оство'К.. 29ЭЗг. •

'

м-лодические рексуеь4^а»ш го внсдраикз канс-сатек:; ь ооразсг.&::;:». С.^.«г.онсва.м.: Кгсдедозатедьжп цнпр проолзк качества по^готога. сле!:лал;-стза . 1254.^ .