Темы диссертаций по педагогике » Теория, методика и организация социально-культурной деятельности

автореферат и диссертация по педагогике 13.00.05 для написания научной статьи или работы на тему: Взаимосвязь средних и высших учебных заведений культуры и искусства в формировании профессионального мастерства руководителя музыкальной самодеятельности

Автореферат по педагогике на тему «Взаимосвязь средних и высших учебных заведений культуры и искусства в формировании профессионального мастерства руководителя музыкальной самодеятельности», специальность ВАК РФ 13.00.05 - Теория, методика и организация социально-культурной деятельности
Автореферат
Автор научной работы
 Майер, Андрей Андреевич
Ученая степень
 кандидата педагогических наук
Место защиты
 Москва
Год защиты
 1992
Специальность ВАК РФ
 13.00.05
Диссертация недоступна

Автореферат диссертации по теме "Взаимосвязь средних и высших учебных заведений культуры и искусства в формировании профессионального мастерства руководителя музыкальной самодеятельности"

МОСКОВСКИЙ ОРДЕНА ТРУДОВОГО КРАСНОГО ЗНАМЕНИ " ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ КУЛЬТУРЫ

На правах рукописи

МАЙЕР Андрей Андреевич

ВЗАИМОСВЯЗЬ СРЕДНИХ И ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВА В ФОРМИРОВАНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МАСТЕРСТВА РУКОВОДИТЕЛЯ МУЗЫКАЛЬНОЙ САМОДЕЯТЕЛЬНОСТИ

13.00.05 теория, методика и организация культурно-просветительной

деятельности »

АВТОРЕФЕРАТ диссертации' на соискание ученой степени кандидата педагогических наук

Москва - 1992

Работа выполнена иа кафедре педагогики и психологин Московского ордена Трудового Красного Знамени государственного института культуры

- кандидат .педагогических наук, доцент Н.К.Бакланова

- доктор педагогических наук, профессор А.С.Каргин

. - кандидат педагогических наук, профессор Ю.А.Лагутин

- Санкт-Петербургский государственный институт культуры

Защита состоится " 1992 г. в ^^ часов

на заседании специализированнон/совета К 092.07.01 в Московском ордена Трудового Красного Знамени государств энном институте культуры по адрЬсу: 141400, Московская область, Химки-6, ул.Библиотечная, 7.

С диссертацией мокно ознакомиться в научной библиотеке института.

Автореферат разослан " У* 1992 г.

Ученый секретарь специализированного совета, кандидат педагогических наук, доцент

Научный руководитель . Официальные оппоненты

Ведущая организация

Э.И.Петрова

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

I, Я. .¡сак.": Актуальность исследования. Фундаментальные ооциальио-эконони-преобразования 3 нашей стране по-новому ставят задачи пови-эффективно?ти работа учреждений культуры, их участия в решении проблем обновления общества, ого демократизация и гуманизации.

Человечество вступило в стадию становления принципиально новой социально-природной целостности, в которой общечеловеческие ориентир! I и проблемы становятся доминирующими, создают реальные предпосылки для возникновения того феномена, который получил название нового мшзления.

Формирование всесторонне развитой личности выступает как составная часть и условие осуществления социально-экономически: и культурных преобразований в пашем обществе, в связи с чем и стоит проблема совершенствования подготовки специалистов' в области худо-Еествеяной и, в частности,_ музыкальной культуры.

В документах' по вопросам перестройки высшего и среднего специального образования а стране* указывается на необходимость принципиально пового подхода к подготовке кадров, направленности- по на . форотрование профессионального пасторства.

Усиление роли культуры в условиях обновления нашего общества,-изменение социокультурной среди, гуманизация культурно-досу.говоЯ деятельности, демократизация клубис!1 работы делают проблему формирования профессионального мастерства специалиста весьма актуально'!.

Втастэ о тем, недостатка в организации и руководстве музшшль-ноЗ самодеятельностью и подготовке ее руководителей, неиспользованные возможности многочисленных в напей стране учебных заведений культуры а искусства разных ступеней, отсутствие необходимой преемственности в культурно-просветительного обравовании и недостаточная научная разработанность проблемы взаимосвязи средних к вистах учебных заведений культури и искусства в формировании профессии -пальпого мастерства руководителей нузыкалъ'кой самодеятельности обусловили зыбор данной тегаг.

Степень научной разработанности проблемы. Вопроси подготовки специалистов в учебных заведениях достаточно широко освощенл в не-

основные направления перестройки высиего и среднего специального образования в стране: Сб.документов и материалов. - Гл.: Высшая школа, 1937. - 77 е.; О ходе перестройки средне!! и выспей школы и задачах партии по ее осуществлению: Постановление ¡К ЮКЗС, 10 февраля 1980 г. // Правда. - I9BR. - 20 (Тевраля.

следованиях ведущих педагогов; Ю.К.Бабанского, В.С.Ирина, В.^.Кра-езского, Н.Е.Кузьшной, В.А.Сластёнина и др., психологов: Л.Н.Леонтьева, П.Я.Гальперина, Я.Ф.Талызиной, З.А.Решетовой и др.

Важное значение для разработки проблем культурно-просветительного образования имеют исследования данной сферы М.А.Ариарекого, Т.И.Баклановой, А.Д.Жаркова, В.И.ЗакутскоГо, А.С.Карпша, Ю.Д.фа-силышюва, В.Г.Кузнецова, Ю.А.Лахуиша, Е.И.Смирновой, Ф.А.Соло-моника, Ю.А.Стрельцова, В.П.Фомина, В.Ф.Чайанного и др.

Вопросам среднего культпросветобразования, его развития, совершенствования воспитания у учащихся профессиональных качеств посвящены исследования Л.С.Волобуевой, М.С.Гобеджишвили,. Р.Ы.ЙЬрдановой, В.Л.Чекулаенко, В.И.Черниченко и др. Проблема подготовки кадров в вузах культуры, в том числе руководителей музыкальной самодеятельности, разработана в большей.степени. Формирование профессиональных качеств будущих специалистов рассматривается авторами на примере отдельных направлений подготовки или учебных'предметов: сольфеджио - П.А.Черватюк, дирижирования - А.Я.Винокур, гармонии - Н.А.Дощечко, О.М.Ыятиева, дирижерско-хоровой практики - А.й.Фомефсо и др.

Применитально к нашей проблеме интерес представляют исследования' Н.Н.Макарцеиой - по формированию профессиональной направленности, В.М.Петрова - о развитии профессиональной ориентации, Л.М.Ыи- . хайло вой - о формировании мотивационной сферы студентов вузов кур-туры, д также Л.С.Азарцевой, М.Б.Еекмурадова - о формировании профессионального мастерства специалиста в вузе культуры.

Из анализа литературы следуегт, что культурно-просветительные училища и вузы культуры, как правило, рассматриваются изолированно, без учета взаимосвязи и преемственности, причем превалирует в значительной степени проблемы вуза. Изолированное изучение отдельных ступеней-системы "школа - училище - вуз" нарушает Целостный подход, преемственность и взаимосвязь в системе культурно-просветительного образования.

Особый интерес представляет исследование Н.Я.Лониной "Преемственность профессиональной подготовки клубных работников в системе культурно-просветительного образования", которое посвящено проблеме взаимосвязи КПУ и вузов культуры. Автор рассматривает культурно-просветительное училище'и институт культуры как два-взаимодополняю-сле друг друга звена единой системы образования. Основное внимание оптор сосредоточивает на исследовании содержания учебно-воспитательного процесса и обосновывает необходимость преемственности и г^аимоовяяк ХНУ и Оуза культей и его организации.

Положительно оценивая работы специалистов в области подготовки кадров, вместе с тем отмечает, что основная часть исследователей изучает отдельные факторы повышения Эффективности учебно-воспитательного процесса, этот процесс нэ рассматривается как целостный., но исследуются его закономерности в формировании профессионального мастерства специалиста.

Объект исследования: профессиональное мастерство руководителя музыкальной самодеятельности.

Предмет исследования: процесс взаимосвязи средних и высших учебных заведений культуры и искусства в формировании профессионального мастерства руководителя музыкальной самодеятельности.

Цаль исследования: теоретически обосновать и разработать модель взаимосвязи средних п внешне учебных заведений культуры я искусства в формировании профессионального мастерства руководителя музыкальной, самодеятельности на основе целостного подхода.

Задачи исследования:

1. Уточнить понятия преемственности, взаимодействия,взаимосвязи. применительно к деятельности средних и высших учебных заведений культуры в процессе подготовки руководителей музыкальной самодеятельности.

2. Определить роль, место л-специфшдг деятельности каядого звена в формировании профессионального" мастерства специалиста.

3. Выявить основные показатели формирования профессионального мастерства руководителя музыкальной самодеятельности-.

4. Проанализировать современное состояние д существущпо механизмы взаимосвязей в система подготовки руководителей,музыкальной самодеятельности в учебных заведениях' культуры разгопс ступеней в различных регионах, систематизировать'полученные результаты для учебных заведений Кыргызстана..

5. Разработать и проверить (на материала Кыргызстана) эффективность программы-совместной деятельности начальных,сродлих . и высших учебных заведений культуры п искусства по ориентации, на профессии руководителя музыкальной самодеятельности.

в. Разработать я апробировать методику развития профессионального мышления будущих специалистов кап основы формирования их профессионального мастерства.

Гипотезой исследования является предположение о том, ч-то формирование осноз профессионального тастерства руководителей музыкальной самодеятельности в средтох и высших учебннх заведениях культуры и искусства может быть дос?;ггнуто при условии:

- рассмотрения средних и высших учебных заведений культуры как звеньев единой системы непрерывного образования и осуществления взаимосвязи и преемственности всех звеньев этой системы (школа - училище - вуз);

- организации этого процесса как целостного, предполагающего единство общего и профессионального развития специалиста на основе осуществления диалектического единства и взаимосвязи трех основных направлений формирования профессионального мастерства: взаимосвязи начального, среднего и высшего звена "образования в технологии подготовки, в формировании отношений, в формировании духовно-личностных качеств профессионала-шстера - руководителя музыкальной самодеятельности;

- соответствия модели взаимосвязи учебных заведений модели формирования мастерства. '

Методологической основой диссертационного исследования явились положения ученых-классиков о формированйи всесторонне раз- • витой, гармонической личности, социальной обусловленности воспитания и образования; положения философов (Н.А.Гердя^в, В.И.Вернадский) о преемственности в развитии культурн; психологов (Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев) - о развитии личности и определяющей роли деятельности в этом процессе; положение о нравственном воспитании чвловека в процессе образования, усвоения им духовных, ценностей как средства для обнаружения смысла жизни (В.Франкл); концепция перестройки среднего и высшего специального образования.

Теоретическую основу исследования составила концепция целостного подхода к педагогическому процессу,.предполагающая единство общего к профессионального развития.личности (Ю.И.Азаров), разрабатывания коллективом кафедры педагогики и психологии МГИК. Мы опирались на разработки Ю.II.Азарова, Н.К.Баклановой, В.И.Чер-н ичонко,А.А.Чорнышова Д.С.Азарцевой,М.Б.Бекмурадова, Г.Э. Конради, Н.Л.Кузьминича, А.И.Фоменко и др.

Метода исследования. В процессе работы над решением выдвинутых й^ДТТншмШоаалнсь:

- теоретический анализ литературных источников по проблемам подготовки специалистов с высшим и средним специальным образованием;

- анализ документов архива Министерства культуры Киргизской ССР 1978-191.4? гг. (о распределении выпускников К11У и вуза; о ко-лэтоогаг-нком и глчептпониэч ссгтаев учасцася да, учпцихся К11У,

ггудонтг.л },гг-.'1 и-кугс.тв );

_ •¡•Г'";:- и—т',1|гг]1 ; культ,.74: УК-Т гг.

(отчетов КПУ; справок председателей государственных квалификационных комиссий о проведении государственных экзаменов в КПУ, вузах культуры);

- анализ учебных планов вузов культуры 1983 г. (срок обучения 4 года), 1988 г. (срок обучения 5 лет), экспериментального плана МГИК 1990-1991 уч.г.; анализ учебных планов КПУ 1983 г. (срок обучения 2,5 года на базе 10 кл.),' 1984 г. (срок обучения 3 года на базе 8 кл.), 1988 г. (срок обучения 4 года на базе 8 кл.); анализ учебных планов ДМШ 1987 г.;

- изучение и обобщенно передового опыта учебно-воспитательной работы в средних и высших учебных заведениях культуры и искусства;

• - наблюдение за. развитием личности и формированием основ профессионального мастерства руководителя музыкальной самодеятельности в процессе подготовки в..средних и высших учебных заведениях культуры н искусства;

- анкетирование преподавателей и студентов;

- беседы с преподавателями, руководителями оркестров народш.ч; инструментов, хоровых коллективов;

- опытно-экспериментальная работа;

- педагогический эксперимент.

Исследование проводилось в период с 1978 по 1991 гг.

Первый этап (1978-1988 гг.) - в Киргизском.государственном .щга~ титуте искусств, где автор работал в качестве старшого Преподавав теля кафедры оркестрового дирижирования факультета КПР, в<Дяэлал-Абадском техникуме культуры, на базе учебной практики.студентов (Дом культуры колхоза- "Красная Заря" Сокулукского района Киргизия). На этом этапе на основе наблюдений за ходом учебно-воспитательного процесса, а также анализа отчетов, справок ГЭС, документальных материалов Министерства культуры Киргизской ССР я др. были сформулированы гипотеза, задачи и общий замысел исследования и проведен психодого-педагогический эксперимент, направленный на формирование профессионального мышления будущих специалистов как основы их профессионального мастерства.

На втором этапе исследования (1988-19*91 гг.) анализировалась деятельность по подготовке руководителей музыкальной-самодеятельности в средне-специальных и высших учебных заведениях культуры и искусства Рйссии, Беларуси, Казахстана, Кыргызстана, в том числе в России- Московского государственного института культуры,.Рязанского филиала МШС, Куйбышевского государственного института культур!!, Московского областного училища культуры, Владимирского училища

культуры, Тульского училища культуры, в Беларуси - Минского института культуры, Минского училища искусств и культуры, в Казахстане - Чимкентского педагогического института культуры, Каскеленского КШГ, в Кыргызстане - факультета КНР. Киргизского государственного института искусств, Джалад-Абадского техникума культуры. Собрано и обработано 374 анкеты студентов и 105 анкет преподавателей указанных учебных заведений.

Такой выбор был обусловлен поставленной задачей анализа и соотнесения регионов, обладающих различными социально-экономическими условиями, самобытными национальными особенностями. Особое внимание было удалено учебным заведениям Кыргызстана, где наряду с деятельностью средних и высших учебных заведений культуры проанализировано начальное звено музыкального образования - детские музыкальные школы.

В процессе опытно-экспериментальной работы на материале Кыргызстана апробирована модель взаимосвязи средних и высших учебных •саведеций культуры по формированию профессионального мастерства руководителей музыкальной самодеятельности и щхлрам^а совместной деятельности начальных, средних и высших учебных заведений культуры и искусства по ориентации на профессию руководителя самодеятельного музыкального.коллектива. ....... -

Научная новизна и теоретическая значимость исследования соото-ит в следующем:

■ - уточнено понятие преемственности, взаимодействия, взаимосвязи применительно, к. деятельности, средних и высших учебных заведений, культуры в процессе подготовки руководителей музыкальной самодеятельности •

- выявлены содержание и специфика деятельности каждого звена по формированию- профессионального мастерства руководителя музыкальной. самодеятельности ; ........

. - определены основные показатели профессионального мастерства руководителя музыкальной самодеятельности (профессиональная направленность, профессиональное мышление, профессиональное самосознание);

- разработана с позиций целостного подхода научно обоснованная модель взаимосвязи.средних ж высших учебных заведений культуры и искусства в формировании мастерства специалиста, определявшая основные направления и условия взаимодействия средних и высших учебных заведений.культуры.и.искусства.....

Практическая значимость исследования. Разработанные рекомендации по ияакг/освяяп учебных заведений культуры и искусства Кыргыз-счч»"" |-««1'чт стуцимкК и конуп'птя прттпммч по профессиональной

ориентации для начальных, средних и высших учебных заведений внедрены в практику деятельности на факультете культурно-просветительной работ Киргизского института искусств, Джалал-Абадского техникума культуры, используются .методическим кабинетом учебных заведений Министерства культуры республики Кыргызстан и республиканским методическим кабинетом Государственного комитета Казахстана по культуре. Разработанные рекомендации и программа могут быть применены в различных регионах страны. ;

Выявленные в ходе исследования данные, характеризующие систему подготовки руководителей музыкальной самодеятельности в различных регионах страны, состояние и роль отдельных ступеней, их взаимосвязь и др. могут быть использованы в управлении подготовкой кад- -ров и повышении их квалификации.

Разработанная-и внедренная программа и методика по специальному инструменту в группах музыкальных специализаций КПУ и вузов культуры позволяет формировать важнейшее качество профессионала- • мастера - профессиональное творческое мышление.

Разработанная и апробированная методика формирования профессионального мышления будущих руководителей музыкальной самодеятельности может быть использована на разных ступенях их подготовки, обеспечивая таким образом преемственность методов обучения, что и будет способствовать становлению профессионального мастерства специалистов.

Апробация работы проводилась на республиканской научно-практической конференции "Актуальные задачи учебных'заведений культуры и искусства республики по коммунистичёскому воспитанию молодежи в свете решений Ш съезда КПСС" (Фрунзе, октябрь 1986 г.);,на республиканской научно-практической конференции "Актуальные проблемы совершенствования подготовки кадров для учреждений культуры и искусства в свете решений ХХУП съезда КПСС" ^Фрунзо, ноябрь 1987 г.); на научно-методической конференции аспирантов "Революционная перестройка и актуальные проблемы библиотековедения, книговедения, , ' культурно-просветительной работы, теории культуры, эстетики" (Москва, апрель 1989 г.); на межвузовской -науздо-практической конферен-. ции "Актуальные проблемы современной музыкальной культуры" (Куйбы- * Шеп, май 1939 г.), а также посредством публикаций в периодической печати.

Цель п задачи исследования определили структуру лисоертагапт. которая состоит из введения, двух глав, заключения, библиогрзф'п*:— ского списка и прило.теий.

Первая глава ссдзр~:т теоретико-ргетололоппо^кЛ лнлллз гр:?"'-

лемц с позиций концепции целостного подхода, на основе которого обосновывается теоретическая модель взаимосвязи средних и высших учебных заведений культуры и искусства в формировании профессионального мастерства руководителя музыкальной самодеятельности.

Во второй главе излагаются результаты эмпирического исследования выявленных направлений взаимосвязи, определяются основные условия взаимодействия учебных заведений культуры и искусства в формировании профессионального мастерства руководителя музыкальной самодеятельности.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ

Во введении диссертации обосновываются актуальность проблемы, цели, методология, методика и организация исследования, его научно-теорешческая и практическая значимость.

Первая глава "Теоретические проблемы формирования профессионального мастерства руководителя музыкальной'самодеятельности в системе средних и высших учебных заведений культуры и искусства" состоит из трех параграфов. В § I проведен анализ теоретико-методологических источников и концепций подготовки специалистов (Ю.К.Ба-банский, В.С.Илыш, В.В.Краовский, В.А.Сластенин и др.).

Анализ показал, что достоинствами каждой из рассмотренных концепций обладает, на наш взгляд, концепция целостного процесса формирования личности. Целостный процесс обеспечивается благодаря единству и взаимосвязи трех подсистем: технологической или органи-згчшлшо-недагогической, социально-психологической, психолого-педагогической. При атом технологическая подсистема включает мзториаль-Но—техническое и правовое обеспечение учебно-воспитательного процесса, 'ого содержание, формы и методы, единую систему планирования, руководства и контроля, всо виды деятельности обучаемых и мастерство преподавателей; социально-психологическая - отношения личности к предметному шру, людям, самому себе; ноихологи-недагогичеокая -направленность, нравственно-волевые свойства, иитоллектуэльно-осте-тичосккй потенциал личности будущого специалиста и ого психолого-фпяиологическое состояние.

Щцаяшеея русские и советские педагоги рассматривали формирование шсаирства как процесс, рключамний технологические (А.С.Ма-хярунко), соэдпльно-поихологические (В.А.Сухомлински»), духолно-.лпшостнио ко;.шопснты (К.Д,Уи;ннскиЛ, В.А.Сухошшскпп), что отвечает структурп целсстнсго пророс со и поптвор'тчЦ'шт правомерность

целостного подхода к формированию профессионального мастерства.

В настоящее время проблема формирования мастерства специалиста в большей степени разработана применительно к деятельности учителя, музыканта. Исследования по формированию профессионального мастерства работников культуры ведутся на кафодро педагогики и психологии М1ИК.

Проблема преемственности и взаимосвязи ступеней подготовки специалистов в большей степени разработана применительно к системе педагогического (Б.Г.Ананьев, С.И.Архангельский, Н.В.Кузьмина, Г.И.Щукина и др.), музыкального (Ю.Н.Рагс, В.Г.Ражников и др.) образования, нежели культурно-просветительного.

Анализ показывает, что основное внимание направлено на исследование преемственности учебных заведений разных ступеней в техно-■ логии обучения, при этом отмечается несогласованность целей, отсутствие преемственности в содержании, формах, методах обучения; качества личности будущего специалиста исследуются в меньшей степени. Взаимосвязь учебных заведений разных ступеней, в том числе применительно к культпросветобразованию, рассматривается безотносительно к формированию профессионального йастерства.

В § 2 уточняется понятийный аппарат исследования, раскрываются сущность, структура и показатели профессионального мастерства руководителя музыкальной самодеятельности.

В психолого-педагогической литературе профессиональное мастерство определяется как совокупность профессиональных знаний, умений, навыков, способностей, качеств личности, необходимых для деятельности профессионала-мастера (Н.В.Кузьмина, Н.Ф.Талызина и др.). Мы подходил к пониманию профессионального мастерства руководителя музыкальной самодеятельности на основе анализа его профессиональной деятельности (Н.К.Бакланова) и опираемся на определение деятельности профессионала-мастера как профессионально целесообразной, далее --индивЦауэльно-тиорческой и, наконец, оптимальной в выборе средств (Ф.Н.Гоноболпн, Н.В.Кузьмина, В.А.Слэстепин, А.К.Маркова, С,В.Кондратьев а, В.А.Кян-Калик, Б.О.Ломов и др.). На основе этого ва:кней-пптгг,! качествам личности профессионала-мастера п показателями его г.тастеротпз являются профессиональная направленность, нрофосспональ-лое мышление и профессиональное самосознание.

В соотяотсушга с цолостным подходом к формирования мастерства рукоподитоля музнкзлъиого самодеятельного коллектива ого структур;? т>;'лнчг)?т три р^аичсоняпашиис ¡шправлония:

- оргпииг^ципипо-прпяг'опиюскяо или тихнологачсокп»« кг>«ю!|пнг!

мастерства, которче обеспечивают эффективность организатерской, педагопгческой, художественно-творческой деятельности;

- соцпально-психологичоскиэ компоненты, реализующиеся в управлении отношениями, общением в коллективе и системе отношений личности к себе, людям, профессии;

- психолого-педагогические кошоненты - профессионально важные качества и свойства личности.

§ 3 посвящен рассмотрению средних и высших учебных заведений культуры и искусства в формировании профессионального мастерства руководителя музыкальной самодеятельности как звеньев единой системы непрерывного образования.

Под взаимосвязью звеньев мы понимаем их взаимообусловленность, взаимодействие и взаимозависимость. В отличие от преемственности, характеризующейся односторонней связями (от предшествующего звена к последующему), ш рассматриваем двусторонние связи между звеньями (от предшествующего звена к последующему и от последующего к предыдущему).

Каждое звено в формировании профессионального мастёрства имеет свою специфику. Для начального звена (клубные студии, ДМШ) - это правде всого элементарное музыкальное развитие. В среднем звено (КПУ, училища культуры) - это дальнейшее общее и профессиональное развитие личности и прежде всего практических профессиональных знаний, умений, навыков. В вузе - высший уровень теоретической, методической, практической подготовки специалистов для решения профессиональных педагогических, организаторских, художественно-творческих и др. задач.

Автор рассматривает формирование основ профессионального мастерства специалиста в системе учебных заводений разных ступеней как целостный процесс общей и профессиональной подготовки, поэтому модель взаимосвязи учебных заведений культуры разных ступеней должна отражать модель формирования мастерства и включать организационно-педагогическое, социально-психологическое и психолого-педаго-гическоэ направления взаимосвязи.

В организационно-педагогическом направлении условиями взаимосвязи ступеней подготовки диссертант считает взаимосвязи по субъекту, производящему учебно-воспитательные воздействия (творческие, методические контакты, повышение квалификации руководителей клубных студий, преподавателей КПУ и вузов); по субъекту, иоспршшмахь гпгу учебко-воспитательнне воздействия (профессионально ориэнтиро-рткп-'.-'г г.г.чтпнгент, ксгца участника клуСпих студий, выпускники

становятся учащимися КПУ, студс-нташ! вузов культуры; выпускники Ш1У - студентами, вузов); взаюлосвязи в самом учебно-воспитательном процессе - это преемственность целей, содержания, форм, методов подготовки между ступенями. В параграфе изложены такяе условия, обеспечивающие другие направления взаимосвязи учебных заведений разных ступеней: для социально-психологического направления - это направленность учебно-воспитательного процессе'! во всех ступенях на формирование системы отношений; для психолого-педагогического -формирование существенных для профессионального мастерства качеств личности будущего специалиста и преемственность этого формирования.

Во второй главе диссертации "Основные направления взаюлосвязи средних и высших учебных заведений культуры и искусства в формировании профессионального мастерства руководителя музыкальной самодеятельности" иэлояен ход и результата эмпирического исследования.

В §1 на основе результатов анкетирования исследовались компоненты и условия осуществления организационно-педагогического направления взаимосвязи учобных заведений равных ступеней.

■ Результаты проведенного анкетирования показали, что взаимосвязь КПУ и вузов культуры по контингенту крайне мала. Выпускники КПУ музыкальных специализаций в вузаз? культуры'составляют лишь 11,8$ от всего количества опрошенных. Основной контингент музыкальных специализаций вузов" культуры по всем регионам - внпусгапгкп музыкальных училищ (52,8$ от общего числа опрошенных).

Количество обучающихся, имещих начальное музыкальное образование,' в КПУ и вузах культуры республик Казахстана,Кыргызстана, Беларуси,России весьма различно. В России- это 62,6% от количества опрошешшх учащихся и студентов музыкальных специализаций. В Беларуси - 88$. В Кыргызстане (институт искусств факультет КЛР, Дяса-лал-Абадсюй техникум культуры) -' только 36%*

Проблема взаимосвязи средних и высших учебных заведений в подготовке специалистов - руководителей музыкальной самодеятельности особо актуальна для Кыргызстана. Резкое сокращение количества самодеятельных хоров и оркестровых коллективов в Кыргызстане находится в остром противоречии с потребностями возрождения национальных тра~ 1 диционных форм музыкальной самодеятельноетя. 74,1 опрошенных преподавателей в Киргизском институте искусств и 67# преподяпчтелпй в Дяалал-Абадском техникуме культуры отметили необходимость создания специализация "Руководитель национального фольклорного коллектива". Специальный анализ всех ступеней подготовка спетчшхстоп я Кпрпп-стагм, г'слючая и нтпльпоа (Ир-п?'* «то, 'нлл::л пояпос с-оут.....ч"1

преемственности начального и среднего звена, недостаточную профориентацию в клубных студиях, ДЩ Кыргызстана на профессию руководителя музыкальной самодеятельности. Так, в Республиканском КПУ выпускники клубных музыкальных студий и ДМШ составляли от всего количества учащихся лишь 16,3 %, т.е. 33 человека, в то время как всего в Кыргызстане в ДМШ обучались по состоянию на 1588-1989 гг. II 214 учащихся.

Анвлиз учебных планов, программ ДМШ Кыргызстана выявил отсутствие ориентации их на единство общего и профессионального развития учащихся, несоответствие набора специальностей потребностям развития в республике традиционно национальных видов самодеятельного творчества, а отсода неудовлетворение потребностей и интересов учащихся. Последнее и является причиной отсутствия преемственности по контингенту.

Опрос учащихся и студентов, а также преподавателей средних и высших учебных заведений культуры всех исследуемых регионов показал, что профориентационная работа если и ведется, то весьма эпизодически, без использования многообразия форм, методов и специфических возможностей регионов, причем отсутствует взаимосвязь учебных заведений разных ступеней в ее проведении. Наиболее остро этот Еопрос стоит в Кыргызстане, что потребовало разработки специально для этой республики программы по ориентации на профессию руководителя музыкальной самодеятельности. Особенность программы в том, что она не ограничивается традиционно принятым начальным этапом (до поступления в среднее пли высшее учебное заведение) и включа- ■ ет изучение профориентируемых, их просвещение, предварительную теоретическую и практическую подготовку к работе'руководителя музыкальной самодеятельности, профконсультирование и контроль. Помимо подготовительного, основного, уточняющего этапов, которые осуществляются до поступления в специальное учебное заведение, она предполагает профориентацию как в среднем специальном учебном заведении или вузе, так и после их окончания.

Анализ отчетов ГЭК КПУ, техникумов культуры на музыкальных специализациях подтвердил отсутствие преемственности в содержании обучения, дублирование, несогласованность теоретической и практиче- -ской подготовки, требований выпускных экзаменов в КПУ и вступительных в вуз, выявленные ранее в процрссе анализа учебных планов и программ.

С цплью выявления взаимосвязи учебных заведений по субъекту, производимому учебнс-воспитательное воздействие, был проведон опрос

преподавателей. Оп показал отсутствие такой взаимосвязи. В частности, преподаватели КПУ но регулярно повышают квалификацию (в 2,5 раза реже, чем преподаватели вузов), недостаточно часты их контакты с вузами культуры.

Таким образом, исследование организационно-педагогического направления взаимосвязи учебных заведений разных ступеней позволило наметить в качестве основных условий ее осущаствления:

- преемственность по контингенту, которая требует целенаправленной согласованной профориентационной деятельности учебных заво-дений всех ступеней подготовки;

- преемственность по учебно-воспитательному процессу, включающую преемственность содержания, форм, методов подготовки, ее соответствие национальным особенностям и традициям;

- взаимосвязь по субъекту, оказывающему учебно-воспитательное воздействие, повышение квалификации преподавателей всех ступеней, их взаимообогащаюндае контакты.

Б § 2 исследовалось социально-психологическое направление взаимодействия учебных заведений в формировании мастерства, гдо выявлялись особенности понимания учащимися КПУ и студентами вузов культуры существенных качеств личности профессионэла-мастера руководителя музыкальной самодеятельности соответствующих специализаций, пх отношение к будущей профессии, определяющее профессиональную . направленность, а также отношение учащихся и студентов к циклам изучаемых дисциплин, к себе как будущему специалисту, желание и потребность самосовершенствоваться.

Результаты анкетирования подтвердили наше предположение о том, что студенты,. тлеющие специальное культпросветобразование до по-ч ступлония в вуз, обладают более устойчивой профессиональной направленностью по сравнению с остальными студентами. Так, 71,4 % от количества опрошенных, имеющих'среднее культпросветобразогзпт, "в большей степени" готовя к работе в качестве руководителя самодеятельного коллектива, в то время как по основному массиву (с учетом и этих студентов) данные ниже - 65,2 %.

Исследование роли взаимосвязи учебных заведений разных ступеней в формировании .важнейшего для профессионального мастерства качества - профессионального самосознания показало, что у студентов, имекщи средней культпросвотобразотзание, оно значительно вышо. По данным опроса они более активны в своем развитии, сзмосоворшгшог-вовпнип. "Хотят продолжить обучит;?" 23,В %, в обком мчссила о;п">-- только "'.

Анализ социально-психологического направления взаимосвязи учебных заведений в формировании мастерства подтвердил в целом недостаточную профессиональную направленность и профессиональную готовность учащихся и студентов, неудовлетворенность большинства профессиональной подготовкой. "Не совсем оправдались'надежды в плане профессиональной подготовки" у 60,7 % учащихся и 59 % студентов; "не оправдались" - соответственно у 11,7 % и 18,5 %. Студенты, окончившие КПУ, .'иглеют более высокие показатели.

Результаты исследования социально-психологического направления взаимосвязи учебных заведений позволила определить в качестве условий преемственности:

- совершенствование профессиональной подготовки в плане удовлетворения интересов и потребностей учащихся и студентов, специаль ного формирования отношений личности будущего специалиста (к себе, профессии, самосовершенствованию и др.) в учебных заведениях разных ступеней и обеспечения преемственности этого формирования;

- дальнейшую демократизацию учебно-воспитательного процесса во всех ступенях подготовки, расширение сферы общения преподавателей и студентов, которое необходимо строить как сотрудничество на ос- • hobs диалога, исключающего авторитарность в преподавании, т.е. переходя от субъект-объектных отношений к субъект-субъектным.

В § 3 исследовалось психолого-педагогичёскоэ направление взаимосвязи учебных заведений в формировании личности специалиста-мастера. Здесь выявлялось мнение учащихся и студентов об их профессиональной подготовленности, в том числе овладении профессиональными знаниями, умениями, навыками; о желаемой сфере деятельности • после окончания учебного заведения; удовлетворенности теоретической н практической подготовкой. Были заданы вопросы, косвенно характеризующие сформированноеть профессиональной направленности, удовлетворенность общим и профессиональным развитием и др.

Анализ результатов опроса учащихся КПУ и вузов на предают выявления взаимосвязи учебных заведений (школа - училище - вуз) в формировании профессиональных и духовно-личностных качеств специалиста показывает, что если в вузах культуры студенты ориентированы па значимость прежде всего профессиональных качеств (студенты КГШ, необходимыми мастеру качествами, назвали "организаторские способ-, ности" - 66,7 % ответов, "общительность" - 43,6 %, "талантливость" -Я9,8 р, далее "демократичность" - 7 %, "отзывчивость" - 1,8 %), то уча;иI'icsi 1ШУ в зпэчи-ошюй степени ориентирован« и на духовно-ирппстгкшадо кач'.'г-т •• лрофзссяонала-мастора (учащиеся Дкалал-

Абадского техникума культуры назвали "доброту" - 51,5 % ответов, "честность" - 37,8 %, "общительность" - 24,3 %). Эти данные показывают, что для Кыргызстана целесообразно сохранение преемственности в вузе той направленности учебно-воспитательного процесса, которая имеет место в КПУ.

Анализ результатов опроса свидетельствует о том, что существенные для формирования профессионального мастерства качества -профессиональная направленность, профессиональное мышление, профессиональное самосознание - недостаточно осознаются как учащимися, так и студентами, на являются предметами специального внимания и формирования. Эти результаты подтвердили анализ справок ГЭК училищ и вузов, который выявил недостаточный уровень общего развития некоторых учащихся и студентов и необходимость специального формирования их профессионального мышления.

В ходе исследования был проведен психолого-педагогаческий эксперимент по формированию профессионального мышления студентов в классе специального инструмента (аккордеон). Эксперимент включал констатирующий, формирующий, контрольный ртапы. В экспериментальной труппе было 16 студентов 1-1У курсов Киргизского института искусств факультета КНР'кафедры оркестрового дирижирования, в контрольной - 12 студентов; все студенты ре имели Начального музыкального образования.'

В формировании профессионального мышления мы опирались на ос-ковы методики формирования умений выразительного исполнения произведения, разработанной Н.К.Баклановой. В остове обучения в экспериментальной группе было усвоение ориентиров, позволяющих самостоятельно решать исполнительские и педагогические задачи. Студентам давались задания на собственную интерпретацию, на оценку исполнения произведешш другим студентом и др'. Обучение проводилось в соответствии с разработанной автором и утвержденной кафедрой рабочей программой. В качества материала заданий использовались доступные по музыкальному языку произведения А.Малднбппва, К.Молодо-басанова, Н.Давлосова п др. Студенты контрольной группы занимались по традиционной программе. На преддипломной практики и госчняямо-пах по дирижированию и работе с самодеятельным оркестровки коллективом иопнтуемю экспериментально!! группы значительно лучше, чом контрольной, справились с решением исполнительских и педагогических задач.

Эксперимент показал, что разработанная программа и гшробиропян-

пая методика могут служить основой формирования профоссионально-' го мышления будущего специалиста от началышх к высшим ступеням его подготовки.

Исследование психолого-педагогического направления взаимосвязи учебных заведений,разных ступеней позволило выявить в качество основных условий его организации необходимость формирования существенных для профессионального мастерства качоств личности будущего специалиста:- профессиональной направленности, профессионального мышления, профессионального самосознания и преемственности этого формирования.

В заклмчошш диссертации подтверэдаотся гипотеза исследования, излагаются выводы и практические, рекомендации, вытекающие из основных результатов исследования.

По теме диссертации опубликованы следующие работы:

1. Возрастающее значение и роль СОЛ в повышении социально-политической активности студенческой молодели // Актуальные задачи учебных заведений культуры и искусства республики по коммунистическому воспитанию молодели, в света решений ХХУП съезда КПСС: Тез. докл. респ. науч.-практ. конф. - Фрунзе, 1986. - С,- 57-59.

2. Кто получит диплом культпросветработника // Пропагандист и агитатор Кыргызстана. - 1987. - JS 9. - С.' 16-17»

3. Организационно-педагогические основы совершенствования подготовки руководителей самодеятельно оркестров народных инструментов // Актуальные проблемы совершенствования подготовки кадров для учреадений культуры и искусства в свото решений ХХУП съезда КПСС: Тез. респ. науч.-практ. конф. - Фрунзе,' 1987. - С. 138-140.

4. Почему нелегко легкому жанру? // Пропагандист н агитатор Кыргызстана. - 1988. - 3. - С. 20-21.

5. Абитуриент, который "не вписался..." // Hofîeo Лебон. -1989. - J5 2. - С. 2.

6. К проблеме преемственности в подготовке руководителей музыкальной самодеятельности в системе школа - училище - вуз // Актуальные проблема современной музыкальной культуры: Тоз. обл. местуз. нзуч.-теор. конф. - Куйбышэр, 1989. - С. 75-77.

7. Проблемы проомствеиносш и взаимосвязи в подготовке руководителей музыкальной самодеятельности // Совершенствование учпбно-ГистпчтгльНОГЧ) 1Тр~ЦОСС£1 п гузэ культури. - I0F V.. - С. КК-111!. - С'ияюуз. сб. кзуч. vp. Мое«, гос. пнет, i-улт-тури).