автореферат и диссертация по педагогике 13.00.06 для написания научной статьи или работы на тему: Развитие эмоционально-нравственной саморегуляции личности подростка в процессе эстетического образования
- Автор научной работы
- Резанович, Ирина Викторовна
- Ученая степень
- кандидата педагогических наук
- Место защиты
- Челябинск
- Год защиты
- 1998
- Специальность ВАК РФ
- 13.00.06
Содержание диссертации автор научной статьи: кандидата педагогических наук, Резанович, Ирина Викторовна, 1998 год
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНО-НРАВСТВЕННОЙ САМОРЕГУЛЯЦИИ ЛИЧНОСТИ ПОДРОСТКА КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА И
1. Сущность понятая «эмоционально-нравственная саморегуляция» в системе психолого-педагогических категорий
2. Современные аспекты эстетического образования подростков
3. Ситуация успеха: педагогический прием и условие развития эмоционально-нравственной саморегуляции подростков
Выводы
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОЦЕССА . РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНО-НРАВСТВЕННОЙ САМОРЕГУЛЯЦИИ ЛИЧНОСТИ ПОДРОСТКА
1 .Методика и организация экспериментальной работы
2.Структурно-функциональный анализ содержания экспериментальной работы по программе «В мире гармонии и красоты»
3.Результаты опытно-экспериментального исследования 98 Выводы
Введение диссертации по педагогике, на тему "Развитие эмоционально-нравственной саморегуляции личности подростка в процессе эстетического образования"
АКТУАЛЬНОСТЬ ИССЛЕДОВАНИЯ. . В условиях гуманизации образования, ставшей одной из ведущих тенденций в развитии школы, важная роль отводится нравственному становлению личности учащихся. В работе данного направления особую значимость приобретает решение проблемы развития эмоционально-нравственной саморегуляции, позволяющей человеку адаптироваться в сложных социальных условиях, мобилизовать потенциальные возможности в экстремальных ситуациях, сознательно контролировать и управлять своим поведением и деятельностью на основе личностных нравственных установок.
Проблеме саморегуляции личности посвящено немало работ. Среди них исследования О.АКонопкина, трактующего саморегуляцию как осознанное регулирование сенсомоторных реакций; ПХАнохина и Н.А,Берштейна, раскрывающих саморегуляцию на нейрофизиологическом уровне; Б.Ф.Ломова, рассматривающего саморегуляцию как основу поведенческой и деятельностной сферы людей; Ф.Е.Вилюнаса, КИ.Изарда, Г.М.Бреслава, рассматривающих саморегуляцию с точки зрения эмоций и определяющих как систему, обеспечивающую активные формы жизнедеятельности организма и гибкую адаптацию к окружающей среде. Результаты исследований В.К.Вилюнаса, Ю.Е.Виноградова, В.Л.Полужнова, В.АВасильева, О.КТихомирова послужили основой разработки теории эмоциональной регуляции мыслительной деятельности. Тенденции исследования волевой регуляции рассматривались В. А Иванниковым, М.Я. Басовым, Л.М. Веккером, В.К. Калиным. В трудах Д.С. Шимановского, В.Э. Чудновского раскрыты аспекты нравственной саморегуляции личности. В работах АН. Лутошкина, АЯ. Чебыкина, О.В. Дашкевича отражены поиски содержания и способов управления эмоциональным состоянием школьников в учебном процессе.
Несмотря на столь большое разнообразие в исследованиях проблема развития эмоционально-нравственной саморегуляции учащихся в научных трудах не рассматривалась.
Анализ психолого-педагогической, искусствоведческой литературы ( Б.Т. Лихачев, С.Т. Шацкий, Л.П. Печко, Г.П. Шевченко и т.д.) наглядно свидетельствуют, что предметы эстетического цикла обладают большими возможностями эмоционально-нравственного влияния на человека. В произведениях искусства исторически закреплены образцы нравственно-эстетического отношения к действительности, нравственного сознания. Поэтому в системе развития эмоционально-нравственной саморегуляции личности предметам эстетического цикла принадлежит особо значимая роль, недооцененная и не реализующаяся учителями в современном учебно-воспитательном процессе образовательных учреждений.
Таким образом, выявилось основное противоречие между необходимостью целенаправленного использования возможностей предметов эстетического цикла в развитии эмоционально-нравственной саморегуляции учащихся и отсутствием научно-обоснованных педагогических подходов к введению нравственно и эстетически ценного материала в содержание образования школы. Обозначенное противоречие определяет актуальность проблемы эффективного использования возможностей эстетического образования в развитии эмоционально-нравственной саморегуляции личности.
Теоретические положения о возрастных закономерностях психического развитая личности ( Л.И. Божович, Л.С. Выготский, Ж. Пиаже, К. Роджерс, 3. Фрейд, Г.А, Цукерман и т.д ) раскрывают появление в подростковом возрасте таких новообразований, как самосознание, становление ценностных ориентаций, самоопределение и т.д. Таким образом, данный возрастной период является сензитивным для развитая эмоционально-нравственной саморегуляции и от эффективности педагогического воздействия во многом будет зависеть осознание подростком своих внутренних резервов, развитие умения разумно использовать и управлять ими, утверждение значимости свосй личности.
Все вышеизложенное определило тему нашего исследования: Развитие эмоционально-нравственной саморегуляции личности подростка в процессе эстетического образования».
ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ - теоретически обосновать и экспериментально проверить педагогические условия эффективности использования предметов эстетического цикла в развитии эмоционально-нравственной саморегуляции личности подростка.
ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ - процесс эстетического образования личности.
ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ - развитие эмоционально-нравственной саморегуляции личности подростка в процессе эстетического образования.
ГИПОТЕЗА ИССЛЕДОВАНИЯ - развитие эмоционально-нравственной саморегуляции личности подростка в процессе эстетического образования может быть успешным, если:
• в учебно-воспитательном процессе реализуется единая комплексная программа, базирующаяся на синтезе различных видов искусства;
• используется ситуация успеха с учетом функций и психолого-педагогических условий ее создания;
• осуществляется организация художественно-практической деятельности подростков по творческой самореализации накопленного нравственного опыта.
ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ:
1. Выявить сущностную характеристику понятия «эмоционально-нравственная саморегуляция».
2. Изучить особенности развития эмоционально-нравственной саморегуляции подростков.
3. Выявить возможности предметов эстетического цикла в развитии эмоционально-нравственной саморегуляции учащихся.
4. Обосновать и экспериментально проверить педагогические условия, обеспечивающие наибольшую эффективность развития эмоционально-ирагствснной саморегуляции личности подростка в процессе эстетического образования.
5. Разработать комплексную программу по эстетическому образованию подростков на основе синтеза различных видов искусств.
МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЙ ОСНОВОЙ ИССЛЕДОВАНИЯ являются психолого-педагогические положения о процессе саморегуляции личности ( В.П, Бояринцев, Г.М. Бреслав, К. Изард, Л.С. Славина, В.К. Вилюнас, Д.С. Шима-новский ); об искусстве как феномене культуры (М.М. Бахтин, B.C. Библер, Ю.Б. Борев, П.А Кропоткин); об единстве этического и эстетического как форм общественного сознания (А.И. Буров, А.Ф. Еремеев, М.С. Каган, В. А. Разумный. Б.Т. Лихачев, Е.В. Квятковский). Исследование базировалось на теоретических положениях о взаимодействии искусства и воспитания (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Б.Т. Теплов, СЛ. Рубинштейн), а также на этико-педагогических положениях развития нравственных качеств личности в процессе эстетической творческой деятельности ( К.В. Гавриловец, В.А. Левин, Б.М. Неменский ).
Для решения поставленных задач использовался комплекс теоретических и практических методов исследования: анализ философской, психологической, педагогической, искусствоведческой s научно-методической и учебной литературы по проблеме исследования; изучение и анализ опыта учителей по использованию предметов эстетического цикла в решении педагогических проблем; педагогическое проектирование, программирование и моделирование; опытно-экспериментальные методы исследования: наблюдение, тестирование, беседы, анкетирование, анализ результатов творческой деятельности учащихся, экспертные заключения
НАУЧНАЯ НОВИЗНА И ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ исследования состоит в следующем:
1= Выявлена сущностная характеристика понятая «эмоционально-нравственной саморегуляции», которая представлена как процесс, базирующийся на индивидуальных особенностях личностного развития, обеспечивающий гибкую адаптацию к окружающей среде, сознательное контролирование и управление своим поведением и деятельностью.
2. Обоснованы и экспериментально проверены педагогические условия, обеспечивающие наибольшую эффективность развития эмоционально-нравственной саморегуляции личности подростка в процессе эстетического образования: через реализацию в учебно-воспитательном процессе единой комплексной программы, базирующейся на синтезе различных видов искусств; использовании ситуации успеха с учетом функций и психолого-педагогических условий ее создания; осуществление организации художественно-практической деятельности подростков по творческой самореализации накопленного нравственного опыта.
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ исследования заключается в том, что разработанная программа и методические рекомендации по организации эстетического образования подростков на основе синтеза различных видов искусств используется в учебно-воспитательном процессе муниципальных образовательных учреждениях № 12, ведется подготовительная работа по использованию программы в МОУ № 46, 56, 80, 153 г. Челябинска. Результаты исследования включены в специальные курсы и семинары по подготовке учителей музыки в Челябинском педагогическом училище № 1, Челябинском государственном институте искусства и культуры и Челябинском высшем -музыкальном училище (вузе) им. П.И. Чайковского.
НА ЗАЩИТУ ВЫНОСИТСЯ СЛЕДУЮЩЕЕ:
1.Эмоционально-нравственная саморегуляция представляет собой процесс, базирующийся на индивидуальных особенностях личностного развития обеспечивающий гибкую адаптацию к окружающей среде, сознательное контролирование и управление своим поведением и деятельностью.
2.Комплекс педагогических условий эмоционально-нравственной саморегуляции личности подростка, основанный на введение в учебно-воспитательный процесс предметов эстетического цикла , базирующихся на синтезе различных видов искусств, использовании ситуации успеха, организации художественно-практической деятельности подростков по творческой самореализации освоенного нравственного опыта.
БАЗА ИССЛЕДОВАНИЯ. Исследование проводилось на базе муниципального образовательного учреждения № 12 и средней специальной школы при Челябинском высшем музыкальном училище им. П.И. Чайковского. В ходе исследования на различных этапах приняло участие 227 учащихся подросткового возраста. Исследование проводилось в три этапа: ПЕРВЫЙ ЭТАП /1992-1993гг./ - поисково-теоретический анализ философской, психолого-педагогической, искусствоведческой литературы; определение проблемы, цели, гипотезы и задач исследования; подготовка к опытно-экспериментальной работе.
ВТОРОЙ ЭТАП /1993-1996 гг./ - разработка программы опытно-экспериментального исследования и программы курса «В мире гармонии и красоты», первичная апробация содержания программы, проведение констатирующего и формирующего экспериментов.
ТРЕТИЙ ЭТАП /1996-1997 гг./ - теоретическое осмысление полученных в исследованиях данных, обобщение и корректировка материала, внедрение в практику работы образовательных учреждений разработанные технологий курса; составление методических рекомендаций для педагогов образовательной области
Искусство» по использованию предметов эстетического цикла в развитии эмоционально-нравственной саморегуляции личности учащихся.
ДОСТОВЕРНОСТЬ полученных результатов обеспечена реализацией комплекса взаимопроверяющих методов, адекватных природе исследуемого объекта, целям и задачам исследования; проведенным экспериментом и личным опытом работы исследователя в качестве педагога-экспериментатора.
АПРОБАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ исследования осуществлялись в ходе опытно-экспериментальной работы, в системе повышения квалификации педагогических кадров. Основные теоретические и методические положения исследования сообщались на научно-практических конференциях в городе Челябинске и Москве /1995-1998 гг./: на XI1 научно-методической конференции Челябинского государственного института искусства и культуры (6-7 февраль 1995 г.); на XI11 научно-методической конференции Челябинского государственного института искусства и культуры (4-5 февраля 1996 г. ); на Российской научно-практической конференции «Сотрудничество семьи, детских общественных объединений, социальных педагогов в процессе социализации личности ребенка» ( 23-24 апреля 1996 г.); на Международной научно-практической конференции «Ян Амос Коменский и современное образование: проблемы, поиски, решения» ( 25-28 марта 1997 г.); на Всероссийской конференции «Обновление эстетического образования учащихся и учителей» г.Москва (7-9 января 1998 г.).
Основные положения диссертации докладывались и обсуждались на заседаниях кафедры педагогики и психологии Челябинского государственного университета, кафедры методики обучения музыке и пению Челябинского государственного института искусств и культуры, кафедры общегуманитарных дисциплин Челябинского высшего музыкального училища (ВУЗа ) им. П.И. Чайковского.
СТРУКТУРА ДИССЕРТАЦИИ. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложений.
Заключение диссертации научная статья по теме "Теория и методика воспитания (по направлениям и сферам деятельности)"
ВЫВОДЫ
Экспериментальная работа по теме исследования проводилась с целью проверки достоверности выдвинутых нами теоретических положений, наполнения конкретным содержанием каждого педагогического условия, определения его места в комплексе условий и подтверждения необходимости их реализации в целях повышения эффективности процесса воспитания развития эмоционально-нравственной саморегуляции личности подростка.
Технология развития эмоционально-нравственной саморегуляции личности подростка в процессе эстетического образования видится нам следующим образом:
• погружение подростков в проблематику нравственных ценностей и современных общечеловеческих приоритетов; понимание и чувствование подростком самого себя, своего Я с позиций общечеловеческих нравственных ценностей; выявление эмоционально-ценностного отношения к себе - этап погружения;
• овладение языками различных видов искусств на основе их синтеза; познание общечеловеческих нравственных ценностей средствами искусства; моделирование эмоционально-нравственной сферы на материале искусства - этап специализации;
• организация художественно-практической деятельности подростков на основе синтеза искусств по творческому самовыражению, самореализации накопленного нравственного опыта, представлений о высших ценностях человеческого бытия; ценностное осознание подростком своих эмоционально-нравственных резервов, развитие умения разумно использовать и управлять ими, утверждение значимости своей личности - этап творческой самореализации.
Введение в учебно-воспитательный процесс единой комплексной программы по эстетическому образованию подростков дало следующие результаты:
В экспериментальном классе высокий уровень эмоционально-нравственной саморегуляции увеличился на 20%, достигая от общего числа учащихся 28%; доля учащихся, отнесенных к низкому уровню сокращается с 32% до 16%. Средний уровень составляет 56%.
Эффективность развития эмоционально-нравственной саморегуляции личности подростка в процессе эстетического образования достигалась при использовании различных видов ситуации успеха: «Сбывшаяся радость», «Неожиданная радость», «Радость познания», «Общая радость», способствующих осознанному включению подростков в активную нравственную деятельность, обеспечивающих эмоционально-оптимистическую перспективу в школьном коллективе, выступая фактором оптимизации творческого развития и саморазвития подростков, программируя их на гармонизацию, созидание, самопознание и саморегуляцию своего эмоционально-нравственного потенциала.
Результаты педагогического эксперимента позволили выделить произошедшие качественные изменения в эмоционально-нравственной саморегуляции подростков : осознанное усвоение нравственных норм поведения ; готовность и умение действовать в соответствии с общечеловеческими нравственными ценностями , регулируя их проявление в повседневной практической деятельности и в нестандартных ситуациях; регулирование своими эмоциями и чувствами; наличие представления об ответственности за собственную деятельность.
Работа по развитию эмоционально-нравственной саморегуляции личности подростка в процессе эстетического образования осуществлялась с учетом деятель-ностного подхода, в системе, при поддержке педагогического коллектива.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Теоретический анализ и практическая работа по теме исследования подтвердили необходимость педагогической работы по развитию эмоционально-нравственной саморегуляции личности подростков.
Именно в этот возрастной период, в связи с появлением таких новообразований, как самосознание, самоопределение, становление ценностных ориентаций и т.д., возрастает значимость педагогического воздействия на процесс осознания подростком своих внутренних резервов, развития умения разумно использовать и управлять ими, утверждению значимости своей личности на базе накопленного и осмысленного нравственного опыта.
Используя сравнительный анализ на каждом этапе экспериментальной работы, многоотраслевой критерий сформированности эмоционально-нравственной саморегуляции, мы установили прямую зависимость эффективности процесса развития эмоционально-нравственной саморегуляции подростков от полноты и качества выполнения заданных педагогических условий.
Данные наблюдения и результаты контрольных срезов в процессе исследования показали, что поведение подростков экспериментального класса по мере возрастного развития становится все более осознанным и регулируемым - они все чаще действуют осмысленно, совершают поступки на основе активного включения самосознания, чувства долга, ответственности, контроля и самоорганизации собственной деятельности.
Такие результаты объясняются тем, что учащиеся экспериментального класса систематически, в течении трех лет занимались по предложенной нами единой комплексной программе, базирующейся на синтезе различных видов искусств. В образовательном учреждении были созданы и выполнялись разработанные нами педагогические условия, способствующие эффективности использования предметов эстетического цикла в решении поставленной педагогической проблемы исследования.
В контрольном классе в течении этих трех лет также велась учебно-воспитательная работа с подростками средствами искусства, но она основывалась преимущественно на объяснительно-иллюстративном методе, на принципах «мероприягийной» педагогики, без использования передовых педагогических технологий. Учащиеся контрольного класса посещали предметы эстетического цикла, запланированные в учебном плане образовательного учреждения : литература, музыка, изобразительное искусство. Каждый из этих предметов преподавался по своей изолированной от других предметов программе. Наблюдения за педагогическим процессом на данных занятиях показало, что умениям и навыкам овладения каким-либо техническим приемам придается доминирующее значение в ущерб воспитательным задачам. А значит средство занимает место целей, и огромный эмоционально-нравственный потенциал предметов эстетического цикла в образовательном процессе не смог реализоваться.
Теоретическое изучение проблемы и педагогический эксперимент подтвердили правильность выдвинутой гипотезы и позволили сделать следующие выводы:
1.Историко-логический и теоретический анализ проблемы показал, что до сих пор в психолого-педагогических исследованиях рассмотрены лишь отдельные ее аспекты, а вопросы развития эмоционально-нравственной саморегуляции личности подростков недостаточно отражены в педагогической теории.
2.Эмоционально-нравственная саморегуляция личности подростков представляет собой процесс, базирующийся на индивидуальных особенностях личностного развития, обеспечивающий гибкую адаптацию к окружающей среде, сознательное контролирование и управление своим поведением и деятельностью.
3.Опытно-экспериментальная работа подтвердила положение о том, что для эффективности развития эмоционально-нравственной саморегуляции личности подростков процесс эстетического образования необходимо построить на синтезе различных видов искусств при организации художественно-практической деятельности учащихся по творческой реализации накопленного нравственного опыта.
4.Данные эксперимента показали, что создание ситуации успеха в процессе эстетического образования способствует эмоциональному раскрепощению учащихся, осознание подростком своих нравственных позиций, развитию умения разумно использовать и управлять ими, утверждению значимости своей личности.
5.Использование в учебном процессе содержание единой комплексной программы по эстетическому образованию подростков, осуществляемой через три логически выстроенных этапа (погружение, специализация, творческая самореализация) привело к значительному изменению уровней развития эмоционально-нравственной саморегуляции подростков, что нашло отражение в сознательно-целенаправленных действиях и поступках учащихся осуществляемых в условиях нравственного выбора.
6 .Результатом проведенной работы явилось исследование лишь некоторых вопросов развития эмоционально-нравственной саморегуляции личности подростков. В переспективе дальнейшие исследования, на наш взгляд, затронут : изучение влияния на процесс развития эмоционально-нравственной саморегуляции других средств воспитательного воздействия; изучение устойчивости и воспроизводимости результатов исследования в вариативных психолого-педагогических условиях; разработку вопросов подготовки педагогических кадров по освоению технологии развития эмоционально-нравственной саморегуляции личности подростков.
Данная работа не претендует на исчерпывающую полноту характеристики исследования, многоаспектность которой открывает перспективу дальнейшей работы по ее изучению. Проблема обладает большим научно-педагогическим потенциалом и может в дальнейшем разрабатываться в методологическом и методическом аспектах.
Список литературы диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Резанович, Ирина Викторовна, Челябинск
1. Абульханова-Славская Н.А. Деятельность и психология личности. М.: Наука, 1980. 230 с.
2. Азаров Ю.П. Искусство воспитывать : Кн. для учителя. 2-е изд., испр. и доп.- М.: Просвещение, 1985. 448 с.
3. Алексеева В.В. Изобразительное искусство и школа. М. : Сов. Художник, 1968. 286 с.
4. Алексеева В.В. Что такое искусство. Вып. 2.- М.: Сов. Художник, 1979.- 335 с.
5. Алексеева В.В. Эстетическое и художественное воспитание / Искусство в школе : Сб. науч. тр. М., 1990. С 18 - 39.
6. Аминов Н.Н. Искусство в школе или школа искусств ?: Приоритеты художественного воспитания и личность педагога // Искусство в школе, 1993. № 5.-С 18-20.
7. Амосова Р.Г. Формирование нравственного опыта младших школьников в коллективной деятельности : Автореф. дис.канд. пед.наук. М.Д971.- 21с.
8. Ананьев Б.Г. Психология чувственного познания. М. : Изд-во АПН' РСФСР, I960.- 486 с.
9. Ананьев Б.Г. Человек как предмет воспитания // Сов. Педагогика. 1965. №1. С 36 42.
10. Анохин П.К. Принципиальные вопросы общей теории функциональных систем / Принципы системной организации функций. М., Педагогика. 1973. -323 с.
11. Аплетаев М.Н. Формирование нравственных понятий как условие осознания поведения старшими подростками : Автореф. дис.канд. пед. наук. М.,1979.-17 с.
12. Аргеткина К.М. Процесс воспитания гуманных чувств, убеждений и привычек поведения у учащихся 5-6 классов: Автореф. дис. . канд. пед. наук.- Калининград, 1966.- 21с.
13. Асафьев Б.В. Музыкальная форма как процесс. Л., Музыка. 1971. 97 с.
14. Асеев В.Г. Мотивация поведения и формирование личности. М., Педагогика. 1976.-157 с.
15. Бабанский Ю.К Методы обучения в современной общеобразовательной школе. М.: Просвещение, 1985.- 208 с.
16. Бакушинский А.В. Исследования и статьи : Избр. искусствовед, тр. М. : Сов. Художник, 1981.- 352 с.
17. Бакушинский АВ. Художественное творчество и воспитание. М. : Новая Москва, 1925.-240 с.
18. Басов М.Я. Воля как предмет функциональной психологии. М. : Новая Москва, 1922. -122 с.
19. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М.: Искусство,1986,- 445 с.
20. Безрукова B.C. Педагогика : Учеб. Для учащихся индустр.-пед. техникумов и студентов инж.-пед.спец. Екатеринбург, 1993. 316 с.
21. Безрукова B.C. Словарь нового педагогического мышления / Свердл. Обл. Ин-тусоверш. Учителей. Екатеринбург, 1992,- 93 с.
22. Белкин АС. Знаете ли вы своего ребенка ? М. -: Знание, 1986,- 80 с.
23. Белкин АС. Основы возрастной педагогики : В 2ч. /Урал. гос. пед. ин-т. Екатеринбург, 1992.
24. Белкин А.С. Ситуация успеха. Как ее создать : Кн. для учителя. М. : Просвещение, 1991. -176 с.
25. Белкин АС., Зимина И.С., Яковлев В.И. Технология развивающих игр -занятий у детей младшего школьного возраста : Метод.реком. Екатеринбург : УГПУ, 1995. 48 с.
26. Белов В.И. Лад : Очерки о народной эстетике. М.: Мол. Гвардия, 1982. 293
27. Бернштейн Н.А, Очерки по физиологии движений и физиологии активности. М.: Медицина, 1966. 413 с.
28. Битинас Б.П. Структура процесса воспитания : Методол. аспект. Каунас : Швиеса, 1984. -190 с.
29. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М. : Просвещение, 1968. 484 с.
30. Борев Ю.Б. Эстетика. М.: Политиздат, 1988. - 496 с.
31. Бреслав Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве ; Нормы и отклонения. М.: Педагогика, 1990. 144 с.
32. Брунер Дж. Процесс познания. М.: Педагогика, 1977. -132 с.
33. Вагнер Г.К. Древнерусский ансамбль как образ мира: К постановке вопроса // Искусство ансамбля. Художественный предмет интерьер - архитектура -среда / Сост. И научн. Ред. МАНекрасова. М. : Изобразит. Искусство, 1988.- с.97-140
34. Вагнер Г.К. В.М.Василенко исследователь народного творчества / В.М. Василенко. «Народноеискусство : Избр. тр. о народ, торчестве Х-ХХ веков». М.: Сов.художник, 1974. - С 7-15.
35. Вагнер Г.К. О соотношении народного и самодеятельного искусства / Проблемы народного искусства / Под ред М. А,Некрасовой и К. А.Макарова. М. : Изобразит. Искусство, 1982. С 46 - 55.
36. Вагнер Г.К. Трудности мнимые и истинные //Декор. Искусство СССР. 1973. №7.-С 15-20.
37. Вальдман А.В. Эмоциональное напряжение как детерминатор функциональной системы поведенческого акта : Тезисы докладов XXI11 совещания по проблемам высшей нервной деятельности. Горький, 1972. -101 с.
38. Василенко В.М. Русское прикладное искусство. Истоки и становление. М. : Искусство, 1977. 464 с.
39. Василенко В.М. Народное искусство : Избр. тр. о народ, творчестве X XX веков. М.: Сов.художник, 1974. - 294 с.
40. Васильев Н.А. Эмоции и мышление. М.: Просвещение, 1980.-190 с.
41. Вейт М.А. Формирование гуманных отношений в коллективе учащихся общеобразовательной школы : Дис. .д-рапед.наук. М., 1987.- 404 с.
42. Веккер JI.M. Психологические процессы. Т.З. М.: Наука, 1981. 246 с.
43. Взаимодействие и интеграция искусств в полихудожественном развитии школьников / Под ред. Г.ПШевченко, В.П.Юсова. Луганск : Изд-во НИИ Худ.восп. АПН СССР, 1989. -178 с.
44. Вилюнас В.К. Основные проблемы психологической теории эмоций /Психология эмоций. М.: Педагогика, 1984. -С 3 28.
45. Вилюнас В.К. Психология эмоциональных явлений. М. : Педагогика, 1976, -142 с.
46. Возрастая и педагогическая психология /Под ред. АВ.Петровского. 2-е изд. Доп. и перераб. М.: Просвещение, 1976. 228 с.
47. Вопросы художественного развития школьников на занятиях изобразительным искусством /НИИ общ. Педагогики АПН СССР, Под ред. Б.П.Юсова. -М., 1981. -159 с.
48. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. М.: Просвещение, 1991. 93 с.
49. Выготский Л.С. Избранные психологические исследования. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1956. 519 с.
50. Выготский JI.С. Педагогическая психология. М.: Педагогика, 1991.-479 с.
51. Выготский Л.С. Психология искусства. М.: Искусство, 1965. 379 с.
52. Выготский Л.С. Собр. Соч. в 6-ти т. Т.4. М.: Просвещение, 1982.
53. Гавриловен К.В. Теория и методика воспитания у школьников гуманного отношения к людям : Дис. д-ра пед.наук. Минск, 1989.- 372 с.
54. Глотова Г. А- Виды знаково-символической деятельности и их становление у ребенка: Дис. канд.пед.наук. М., 1983. 183 с.
55. Горяева Н.А. Первые шаги в мире искусства. М.: Просвещение, 1991.-160 с.
56. Горяева Н.А Нравственно-эстетические основы приобщения школьников к народному декоративному искусству: Дис. канд.пед.наук. М., 1991.-230 с.
57. Гумманистические ценности европейских цивилизаций и проблемы современного мира / Под ред. В.Л.Полякова, Н.И.Элиасберг. М. : Просвещение, 1992. -192 с.
58. Давыдов В.В. Категория деятельности и психологического отражения в теории АНЛеонова // Вестник МГУ. Сер.14. Психология. 1979. № 4. С 25-46.
59. Давыдов АН. Опыты экспериментально-психологического исследования волевых проявлений у детей раннего возраста // Учебные записки ЛГУ. № 214. Вып. 9. Л., 1956, С 29-44.
60. Даль В.И. Толковый словарь живиго великоруссого языка : В 4-х т. Т.З М.: Русский язык, 1989. 779 с.
61. Дарвин Ч. Выражение эмоций у человека и животных. Соч. М. : Изд-во АН СССР, 1953. - т.5. - 231 с.
62. Дашкевич О.В. Эмоциональная регуляция деятельности в экстремальных условиях: Автореф. дис.д-ра псих.наук. М., 1985, 33 с.
63. Домодедов В.А , Бояринцев В.П., Богомолова Н.Э. Особенности световос-питания в ситуации психологического стресса / Вопросы психофизиологической активности и саморегуляции личности. Свердловск : СГПИ, 1979. -186 с.
64. Загвязинский В.И. Методология и методика дидактических исследований. М.: Педагогика, 1982. -160 с.
65. Загвязинский В.И. Педагогическое творчество учителя // Сов. Педагогика. !988. № 1. с. 70-75.
66. Зосимовский А.В. Формирование общественной направленности личности в школьном возрасте. М.: йзд-во МГУ, 1982. -198 с.
67. Зубарева C.JI. Ситуация успеха как средство воспитания интереса к профессиональной деятельности у будущих учителей : Автореф.дис. . канд.пед.наук. Екатеринбург, 1996. 21 с.
68. Изард К. Эмоции человека: пер. с анг. М.: Изд-во МГУ, 1980.-440 с.
69. Изобразительное искусство и художественный труд : 1-8 классы : Прогр. с крат. Метод, рекомендациями / Под ред. Б.М.Неменского. М. : Просвещение, 1992. -130 с.
70. Изобразительное искусство : Прогр. Для 1-9 классов / Под ред. В.С.Кузина. М.: Просвещение, 1994. -159 с.
71. Каган М.С. Музыка в мире искусства. Санкт-Петербург, ИТ, 1996. 232 с.
72. Калинин В.К. Воля, эмоции, интеллект // Эмоционально-волевая саморегуляция поведения и деятельности. Тезисы Всесоюзной конференции молодых ученых. Симферополь, 1983. С. 175-179.
73. Канцедикас А.С. Уроки народного искусства. М.: Знание, 1986.- 48 с.
74. Карпова Г.А. Педагогическая диагностика эмоционального самочувствия школьника: Метод, реком. Екатеринбург: УГПУ, 1997. 35 с.
75. Карпова Г.А. Педагогическая диагностика самосознания учащихся : Метод, рекомендации. Екатеринбург: УГПИ, 1995. 36 с.
76. Кеннон В. Физиология эмоций. Л.: Медицина, 1970. -114 с.
77. Кичитинова Н.А Основные проблемы воспитания гуманности у подростков : Автореф. дис. канд.пед.наук. Иркутск, 1971. 21 с.
78. Конопкин О. А Психологические механизмы деятельности. М. : Наука, 1980. -195 с.
79. Конопкин О. А Функциональная структура саморегуляции деятельности и поведения / Психология личности в социалистическом обществе : Активность и развитие личности. М.: Наука, 1989. -183 с.
80. Концепция воспитания учащейся молодежи / Сост. ААБодалев,
81. АМалькова, ЛИ.Новикова, В.А Караковский // Педагогика. 1992. № 34.-С 11-19.
82. Коротаева Е.В. Активизация познавательной деятельности учащихся : Учеб. Пособие / Урал.гос.пед.ин-т. Екатеринбург, 1995. 36 с.
83. Коршунова Л.С. Пружинина Б.И. Воображение и реальность : Опыт мето-дол. анализа познавательных функций воображения. М. : Изд-во МГУ, 1989. -182 с.
84. Кропоткин П.А. Этика. М.: Политиздат, 1991. 496 с.
85. Крутецкий В.А Психология. М.: Просвещение, 1980. 352 с.
86. Куриленко Л.В. Взаимосвязь уроков музыки и чтения как важнейшее условие гармоничного развития учебно-познавательной деятельности младших школьников / Начальная школа, 1994. № 4. с.27.
87. Ларионова И. А Ситуация успеха в учебной деятельности как фактор развития отношений сотрудничества в системе учитель ученики : Автореф. Дис. . канд.пед.наук. Екатеринбург, 1996. - 28 с.
88. Левин В.А Воспитание творчества. М.: Знание, 1977. 98 с.
89. Лейбсон В.И. Аспектный подход к организации эстетического образования // Магистр. 1991. № 1. с. 51-63.
90. Лейтес Н.С. К проблеме сензитивных периодов психического развития человека // Принципы развития психологии. М. : Педагогика, 1978. с. 115121.
91. Лейтес Н.С. На пути к изучению самых общих предпосылок способностей / Проблемы дифференциальной психофизиологии. М. : Просвещение, 1972. -т.8. с. 43-90.
92. Лейтес Н.С. Способность и одаренность в детские годы. М. : Знание, 1984. -с.33-42.
93. Леонтьев АН. Деятельность. Сознание. Личность./ Хрестоматия по психологии. М.: Просвещение, 1977. -140 с.
94. Литвиненко АА. Развитие гуманистических представлений подростков средствами художественной литературы в процессе внеклассной работы : Автореф. дис. канд.пед.наук. М., 1973. 26 с.
95. Лихачев Б.Т. Теория эстетического воспитания школьников : Учеб. Пособие для студентов пед. ин-тов. М.: Просвещение, 1985. -176 с.
96. Лихачев Д.С. Земля родная: Книга для учащихся. М. : Просвещение, 1983^ -256 с.
97. Ломов Б.Ф. К проблеме деятельности психологии / / Психологический журнал. 1981. т.2. - № 6. - с. 23-27.
98. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М. : Наука, 1984. -161 с.
99. Лутошкин АН. Эмоциональная жизнь детского коллектива. М. : Знание, 1978. 48 с.
100. Майнова М.М. Развитие художественно-образных представлений младших школьников в изобразительной деятельности : Дис. . канд. Пед.наук. М., 1993. -148 с.
101. Маковский Н.А Чувственное восприятие и практика : Дис. .канд.фил.наук. Киев, 1973. 194 с.
102. Мастеров Б.М. Психология саморазвития : психотехника риска и правила безопасности. М.: Интерпракс, 1994. -160 с.
103. Марьенко И.С. Основы процесса нравственного воспитания школьников : Учеб. пособие для студ. пед.ин-тов. М.: Просвещение, 1980. -183 с.
104. Медушевский В.В. О закономерностях и средствах художественного воздействия музыки. М.: Музыка, 1976. 91 с.
105. Мелик- Пашаев А А Педагогика искусства и творческие способности. М. : Знание, 1981. 96 с.
106. Мелик- Пашаев А А Психологические проблемы эстетического воспитания и художественно-творческого развития школьников // Вопросы психологии. 1989. №1.-с. 22-45.
107. Мелик- Пашаев АА, Новлянская З.Н. Психологические особенности среднего школьного возраста и руководство художественным творчеством подростка / Эстетическое воспитание и экология культуры. М. : Педагогика, 1988. С. 44-57.
108. Монич К.И. Процесс воспитания гуманистических убеждений и гуманного поведения учащихся старших классов : Автореф. дис. . канд.пед.наук. М., 1967. 29 с.
109. Мудрик АВ. Общение как фактор воспитания школьников. М. : Педагогика. 1984. -11 с.
110. Наживин Ю.С. Оценка качества психической саморегуляции / Теоретические и прикладные исследования психической саморегуляции. М. : Просвещение, 1976. с. 81-123.
111. ИЗ. Небылицын В.Д. Психофизиологические исследования индивидуальных различий. М.: Наука, 1976. 71 с.
112. Некрасова М. А Ансамбль как образная система // Искусство ансамбля : Художеств, предмет интерьер - архитектура - среда / Сост. И науч. рук. М.АНе.фасова. М.: Изобраз. Искусство, 1988. - С. 43-96.
113. Некрасова М.А Народное искусство России : Народ, творчество как мир целостности. М.: Сов.Россия, 1983. 220 с.
114. Некрасова М.А Народное искусство России как часть культуры. М. : Изобраз.искусство, 1983. 344 с.
115. Некрасова М.А Народное искусство как часть культуры : Теория и практика : Автореф.дис. д-ра искусствоведения. М., 1985. 51 с.
116. Неменская Л.А Эстетический характер самосознания // Сов.педагогика. 1990. Ж 12. с. 71 - 76.
117. Неменский Б.М. Искусство школа - формирование личности. М, : Просвещение, 1983. - 286 с.
118. Неменский Б.М. Мудрость красоты : О пробл. эстет, воспитания : Кн. для учителя. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Просвещение, 1987. 255 с.
119. Новицкая М.Ю. Введение в народоведение //Вестник образования, 1993. № 6. с. 80-91.
120. Нововлянская З.Н. Почему детя фантазирует ? М.: Знание, 1978. 48 с.
121. Общая психология: Учеб. Пособие для студентов пед. институтов / Под ред. В.В. Богословского и др. М.: Просвещение, 1981. 383 с.
122. Одуева И.К. О переходе от ощущений к мысли : К истории умственного развития ребенка. М.: Изд-во АПН СССР, 1963. -120 с:
123. Ожегов С.И. Словарь русского языка / Под ред. Н. Ю. Шведовой. 14-е изд, стереотип. М.: Рус.яз., 1982. - 816 с.
124. Орнамент сквозь века / Из беседы с академиком Б.АРыбыковым // Юн.художник, 1980, №2. с. 17-22.
125. Основы народного и декоративно-прикладного искусства для школ с углубленным изучением предметов художественно-эстетического цикла : Прогр. для нач. школы / Под ред. Т.Я.Шпиналовой. М.: Просвещение, 1992. -120 с.
126. Основы художественного ремесла : Пособие дон учителя. В 2-х ч. / Под ред. В.АБарадулина и О.В.Танкус, 2-е изд.,дораб. М.: Просвещение, 1986.-238 с.
127. Основы эстетического воспитания : Пособие для учителя / Шд ред. Н.АКушаева, М.: Просвещение, 1986. 240 с.
128. Основы эстетического воспитания : Учеб.пособие / Под ред. А.К.Дремова. М,: Высш.школа, 1975. 327 с.
129. Павлов И.П. Полное собрание сочинений. 2-е изд.,доп. М. : Изд-во АН СССР, 1951. т.З. - кн.2. - с. 188.
130. Пасынкова АВ. Взаимосвязь показателей психомоторной саморегуляции с особенностями фоновой ЭЭГ и свойствами нервной системы / Психологические исследования интеллектуальной саморегуляции и активности. М. : Просвещение. 201 с.
131. Педагогика искусства и школа / Сост. Е.КЛухман, Н.Н.Михайлова. М. : Сов.художник, 1982. 292 с.
132. Педагогическая энциклопедия / Под ред. И. А Кайрова. В 4 т. Т.З. М. : Сов.энциклопедия, 1966. 879 с.
133. Пестриков С.Г.Тенденции развития гуманистически ориентированных педагогических технологий в теории и практике отечественной школы ( 1960-е 80-е гг.) : Автореф.дис. кнд.пед.наук. М., 1994. -19 с.
134. Петровский В. А К проблеме активной личности в познавательной деятельности. Ульяновск, 1981. -157 с.
135. Петрушин В.И. Музыкальная психология. М.: Музыка, 1994. 205 с.
136. Петрушин В.И. Моделирование эмоций средствами музыки / Вопросы психологии. 1988.-№5.-с. 141-146.
137. Печко Л.П. Эстетическая культура и воспитание человека. М. : ВНМЦНТ и КПР МКСССР, 1991. -102 с.
138. Пиаже Ж. Избранные психологические труды. М.: Просвещение, 1969. -189с.
139. Пилипенко Д.Г. Исследование эстетико-воспитательных возможностей занятий декоративным искусством в общеобразовательной школе : Автореф.дис. . канд.пед.наук. М., 1972. 24 с.
140. Подласый И.П. Педагогика / Учеб.пос. для высш.пед.учеб. заведений- М. : Владос, 1996. 630 с.
141. Полунина В.Н. Искусство и дети. М.: Просвещение, 1982. -191 с.
142. Полунина В.Н. Эстетическое воспитание детей и подростков в общении с народным иекуством : В помощь клубным работникам. М. : ВНМЦ НТ МК СССР, 1989. -144 с.
143. Полуянов Ю.А. Воображение и способности. М.: Знание, 1982. 96 с.
144. Поблемы эстетического воспитания подростков: Сб.науч.метод.ст./ Под ред. JI.B. Богомоловой. М.: Новая школа, 1994. 96 с.
145. Прядейн А.П. Философские аспекты проблемы активности самосознания // Психология и психофизиология индивидуальных различий в активности и саморегуляции поведения человека. Свердловск: СГПИ, 1986. с. 3-10.
146. Психология : словарь (под общ.ред. А.В.Петровского, М.Г.Ярошевского. 2-е изд.исп. и доп.) М.: Политиздат, 1990. - 494 с.
147. Психологический словарь / Под ред. В.В.Давыдова и др. М. : Педагогика, 1983. 448 с.
148. Психология межличностного познания / Под ред. А.А.Бодалева. М. : Педагогика, 1981. 224 с.
149. Психофизиологические исследования интеллектуальной саморегуляции и активности. М.: Наука, 1980. -182 с.
150. Равкин З.И. Актуальные вопросы педагогического стимулирования 11 Сов.педагогика. 1974. № 10. с.69-79.
151. Разумный В.А. Эстетическое воспитание. Сущность. Формы. Методы. М. : Мысль, 1969. -190 с.
152. Ражников В.Г.Диалоги о музыкальной педагогике. М.: Музыка, 1989. 81 с.
153. Раппопорт С.В. Искусство и эмоции. 2-е изд. М.: Просвещение 1972.-198 с.
154. Революция искусство - дети : Материалы и документы : Из историй эсте-тич.воспитания сов.шк.: Кн. для учителя. В 2 ч. Ч.П., 1924-1929 / Сост. Н.П.Старосельцева. 2-е изд., дораб. М.: Просвещение, 1988. - 368 с.
155. Рейковский Я.JI. Экспериментальная психология эмоций : Пер. с польск. М. : Прогресс, 1979. -154 с.
156. Ремпель Л. Роль поэтической метафоры и символа в декоративно-прикладном искусстве // Советское декоративное искусство. М. , 1983. -с. 170-182.
157. Рождественская С.В. Русская народная художественная традиция в современном обществе. М.: Наука, 1981. 208 с.
158. Романов Н.И. О задачах и методах экскурсий по искусству // Экскурсион. Вестник. М., 1916. № 2 . с.5-13.
159. Ронднели Л.Д. Народное декоративно-прикладное искусство : Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1984. -144 с.
160. Рубинштейн СЛ. Основы общей психологии. М.: Педагогика, 1973. -319 с.
161. Русалов В.М. , Кошман С.А Дифференциально-психологический анализ интеллектуального поведения человека в вероятной среде / Психофизиологические исследования интеллектуальной саморегуляции и активности. М. : Педагогика, 1985. 147 с.
162. Рыбаков Б.А Макрокосм в микрокосмосе народного искусства // Декор. Искусство. 1975. № 3. с.39-92.
163. Рыбников Н.А Юношеские дневники и их изучение // Психология т.1, вып.2,1928. - 202 с.
164. Рылова Л.Б. Изобразительное искусство в школе : дидактика и методика : Учеб. Пособие. Ижевск: Изд-во Удм. Ун-та, 1992. 310 с.
165. Савенкова Л.Г. Эстетическое воспитание учащихся средствами декоративно-прикладного искусства в советской школе (1917 1980 гг.) : Дис.канд.пед.наук. М., 1984. -186 с.
166. Савонько Е.И. Возрастные особенности соотношения ориентации на самооценку и оценку другими людьми // Изучение мотивации поведения подростков. М.: Педагогика, 1982. -111 с.
167. Салмина Н.Г. Знак и символ в обучении. М.: Изд-во МГУ, 1988. 288 с.
168. Салтыков А.Б. Самое близкое искусство. М.: Просвещение, 1968. 296 с.
169. Салтыков А.Б. Проблема образа в прикладном искусстве // Салтыков А.Б. Избранные труды. М., 1962. с.43-80.
170. Самохин В.Н. Эстетическое восприятие : Вопр. Методол. и критики. М. : Мысль, 1985. 208 с.
171. Селиванов В.И. Воля и ее воспитание. М.: Просвещение, 1976. -196 с.
172. Сеченов И.М. Избр. произв. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1953. 345 С;
173. Соломоник А. Язык как знаковая систма. М.: Наука, 1992. 223 с.
174. Стоуне Э. Психопедагогика: Пер. с англ. М.: Педагогика, 1984. 240 с.
175. Сухомлинекий В. А О воспитании. М.: Политиздат, 1973. 272 с.
176. Сухомлинекий В.А. Рождение гражданина. М.: Мол.гвардия, 1979. 335 с.
177. Театр и подросток / Под ред. Ю.И. Рубиной. М. :Просвещение, 1970. 208 с.
178. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей / Избр. труды в 2-х т. М. :Просвещение, т. 1. - с.81-94.
179. Тутомилин А.В. Взаимосвязь и единство нравственного и эстетического воспитания в деятельности детского разновозрастного художественного коллектива: Автореф. дис. канд.пед.наук. М.,1991. 23 с.
180. Тюлин Ю.Л. Строение музыкальной речи. 2-е изд. М.: Музыка, 1969.-123 с.
181. Федь AM. Воспитание прекрасным. М.: Мол.гвардия, 1984. -191 с.
182. Философский словарь / Под ред. Н.Т.Фролова. 5-е изд. М. : Политиздат, 1987. - 590 с.
183. Хворостов АС. Единство трудового и эстетического воспитания школьников в процессе занятий декоративно-прикладным искусством : Автореф. дис. . д-ра пед.наук. М., 1983. 29 с.
184. Художественное образование и эстетическое воспитание : Проблемы и перспективы. М.: ВНИК Школа, 1989. 28 с.
185. Художественное воспитание подрастающего поколения : проблемы и перспективы. Новосибирск : Министерство культуры РСФСР, АПН СССР, Но-восиб.гос. консерватория, 1989. -198 с.
186. Цукерман Г.А. Мастеров Б.М. Психология саморазвития. М. : Интерпрайс, 1995. 288 с.
187. Чебыкин АЯ. Проблема эмоциональной регуляции учебно-познавательной деятельности учащихся // Вопросы психологии,1987. № 7. - с.44-57.
188. Человек : Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии / Под ред. И.Т.Фролова. М. ".Политиздат, 1991. 464 с.
189. Чеснокова Н.Н. Проблема самосознания в психологии. М. : Наука, 1977. -144 с.
190. Шалис Л.Я. Методологические принципы изучения организации художественного восприятия: Дис. канд.филос.наук. Л., 1979. -122 с.
191. Шаров Ю.В. Проблемы формирования духовных потребностей. М. : Учпедгиз, 1969. 200 с.
192. Шевченко Г.П. Эстетическое воспитание в школе : Учеб.-метод.пособие.К. : Рад.шк., 1985. -144 с.
193. Шестаков В.П. Отэцоеа к аффекту. М.: Просвещение, 1975. 81 с.
194. Шенкман Я.Н. Музыка, ставшая виртуальной реальностью / Будь здоров. 1997. № 3. с.31-35.
195. Шимановский Д.С. Моральное самосознание.Киев:Вища школа, 1986. 143 с.
196. Шмит Ф.И. Искусство как предмет обучения. Харьков, 1923. 90 с.
197. Шмит Ф.И. Искусство его психология, его стилистика, его эволюция. Харьков : Союз, 1919. - 328 с.
198. Шмит Ф.И. Почему и зачем дети рисуют. М.: Госиздат, 1924. -196 с.
199. Шпикалова Т.Я. Развитие детского творчества средствами декоративно-прикладного искусства: Автореф. дис. .д-ра пед.наук. М., 1988.-346с.
200. Шпикалова Т.Я. Народное искусство в художественном образовании и эстетическом воспитании в средней общеобразовательной школе : Теоретическое обоснование системы обучения и воспитания, пути ее реализации : Дис. . д-ра пед.наук. М., 1988. 346 с.
201. Штерн Э. Психическая структура подростка // Педология юности. M.-JL, 1931.-254 с.
202. Щукина Г.И. Роль деятельности в учебном процессе. М. : Педагогика, 1986. -144 с.
203. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. М. : Педагогика, 1989. -560с.
204. Эльконин Д.Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте // Вопросы психологии, 1974. № 4. с.6-21.
205. Югай Е.С. Роль представлений в формировании научных понятий : Дис. .канд.пед.наук. М.,1986. -138 с.
206. Юрьева М.В. Эмоциональные стимулы развития гуманных чувств и представлений младших школьников : На материале внеклассной работы : Авто-реф.дис. канд.пед.наук. йошкор Ола, 1980. - 20с.
207. Юсов Б.П. Проблема художественного воспитания и развития школьников : Автореф.дис. д-ра пед.наук. М.,1984. 32с.
208. Якобсон П.М. Психология художественного восприятия. М.: Искусство, 1964. 86 с.
209. Якобсон П.М. Психология художественного творчества. М.: Знание, 1971. -48 с.
210. Якобсон П.М. Психология чувств. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1961. 216 с.
211. Яновская М.Г. Эмоциональные аспекты нравственного воспитания : Кн. для учителя. М. :Просвещение, 1986. -160 с.
212. Alvinoj. Philosophy for Children. Teacher. 1980. V. 97. # 6
213. Anderson N. Creativity and its Cultivation N. Y. : Harper and Brothers, 1959. 217 p.
214. Arastch A., Creativity in the Life Cycle, vol. 2; An interpretative Account of Creativity in Childhood, Adolescence and Advlthood . Leiden : E. J. Brill, 1968, 110 p.
215. Barnes E. A study in Childrens Drawing // Pedagogical Seminary, 1992, vol.2
216. Benson С., Doane M. Project BASIC : building arts systems into curriculum //Art education. 1982. #5. P. 35 48.
217. Blach M., Models and Metaphors//Studies in Language and Philosophy. N.Y.: Hhasa, 1962, 267 p.
218. Buber M. Ich und du. Heidelberg, 1977. -112 p.
219. Herbert P. Education Through Art London.: Faber and Faber, 1961. 328 p.
220. Phelan A The impact of technology and post modern art on Studio art education // Art education. 1984. # 2. 97 p.
221. Mc. Yowan J. A description of an Arts in Education Project // Journal of Research in Music Education 1988, vol. 36. #1. P. 56 - 82.
222. Musikj. philosofie svetovy nazor-spolesnost. Pr.: Svoboda, 1986. 93 p.
223. Tillich P. Christianity and the encounter of world religions. N.V.L.: Columbia unit. Press, 1963. 97 p.Ф