Темы диссертаций по педагогике » Теория и методика дошкольного образования

автореферат и диссертация по педагогике 13.00.07 для написания научной статьи или работы на тему: Развитие творчества в рисовании детей 3-х и 7-ми лет под влиянием художественных эталонов

Автореферат недоступен
Автор научной работы
 Погодина, Светлана Викторовна
Ученая степень
 кандидата педагогических наук
Место защиты
 Москва
Год защиты
 2001
Специальность ВАК РФ
 13.00.07
Диссертация по педагогике на тему «Развитие творчества в рисовании детей 3-х и 7-ми лет под влиянием художественных эталонов», специальность ВАК РФ 13.00.07 - Теория и методика дошкольного образования
Диссертация

Содержание диссертации автор научной статьи: кандидата педагогических наук, Погодина, Светлана Викторовна, 2001 год

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В РИСОВАНИИ ПОД ВЛИЯНИЕМ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ЭТАЛОНОВ.

1.1 Генезис понятия «художественные эталоны».

1.2 Психологические основы усвоения детьми дошкольного возраста художественных эталонов в процессе рисования

1.3 Художественные эталоны, доступные детям дошкольного возраста.

ГЛАВА 2. МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСТВА В РИСОВАНИИ ДЕТЕЙ 3-х и 7-ми лег ПОД ВЛИЯНИЕМ ХУДОЖЕСТВЕНЫХ ЭТАЛОНОВ.

2.1 Содержание и методика эксперимента.

2.2 Анализ состояния практики развития детского изобразительного творчества:'.

2.3 Обоснование и разработка дополнительной экспериментально-вариативной программы, направленной на развитие творчества детей 3-х и 7-ми лет в рисовании под влиянием художественных эталонов.

2.4 Усвоение детьми 3-х и 7-ми лет художественных эталонов в процессе рисования (анализ результатов эксперимента).

Введение диссертации по педагогике, на тему "Развитие творчества в рисовании детей 3-х и 7-ми лет под влиянием художественных эталонов"

Актуальность темы исследования. Гуманизация образования как одна из проблем современной науки предполагает сосредоточение внимания на становлении творческой индивидуальности каждого ребенка. Особое значение в этом процессе имеет определение наиболее эффективных условий развития детского изобразительного творчества, которые стали предметом изучения многих психологов и педагогов Н.С.Александровой, Б.Г.Ананьева, А.В.Бакушинского, Н.А.Ветлугиной, Л.С.Выготского, В.В.Домогацких, Е.И.Игнатьева, Р.Г.Казаковой, Т.Г.Казаковой, Т.С.Комаровой, Г.В.Лабунской, А.Н.Леонтьева, Б.Т.Лихачева, В.А.Петровского, С.Л.Рубинштейна, Н.П.Сакулиной, Б.М.Теплова, Е.А.Флериной, Р.М.Чумичевой и прочих.

Одним из таких условий является передача художественного опыта, от поколения к поколению как систему исторически сложившихся, общепринятых «художественных» свойств и отношений, выработанных многими поколениями художников и усваиваемых конкретной личностью в качестве художественно-изобразительного инструментария. В художественный опыт включены как индивидуальные открытия -бессмертные произведения, так и технология их создания, которая совершенствуясь, перешла в закономерности и законы изобразительного искусства. Эти законы и передаются последующим поколениям художников, а также и детям с целью стимулирования их детского изобразительного творчества. Эти закономерности можно назвать эталонами, но художественными, так как они включают в себя изобразительно выразительные художественные средства. Мы предположили, что из всех художественных эталонов наиболее доступны детям такие как: цвет, форма, величина, композиционные закономерности: формат, композиционный центр, линия горизонта, симметрия и асимметрия, равновесие, ритм, свет, динамика; традиционные (акварель, пастель, гуашь, мозаика, уголь, сангина, соус) и нетрадиционные техники рисования (монотипия, кляксография, пальцеграфия, линотипия, набрызг, тампонирование, рисование по мятой бумаге, рисование пластилином, эстамп, граттаж, печатки, штампы, матрицы, клише, батик, восковые мелки). Изучению особенностей передачи этих художественных эталонов и посвящена наша работа.

Исследователи, занимающиеся решением проблемы развития детского изобразительного творчества, подчеркивают важность и необходимость целенаправленного обучения детей дошкольного возраста основам изобразительной грамоты. При этом теоретический анализ показал, что в основном исследования посвящены изучению особенностей усвоения детьми дошкольного возраста какого-либо одного художественного эталона (Н.Н.Волков - цвет; В.Ф.Котляр - ритм, Т.С.Комарова, А.А.Лукашова -техники рисования; Е.К.Ривина - композиция и т.д.) Системно художественные эталоны недостаточно изучены как педагогическая проблема. При этом отмечено, что эксперименты осуществлялись с детьми старшего дошкольного или младшего школьного возраста, а возраст 2-3-х лет считается еще не сенситивным для восприятия и усвоения основы изобразительной грамоты, т.е. некоторых художественных эталонов. В связи с чем в нашей работе поставлена задача изучить особенности усвоения художественных эталонов детьми 3-х лет и уточнить возрастной уровень сенситивности.

Важным средством активизации процесса развития детского изобразительного творчества является искусство. Произведения изобразительного искусства, созданные на основе художественных эталонов, представленные в художественно-образной форме отражения действительности, положительно воздействуют на детскую эмоциональную сферу, способствуют формированию у детей эстетического восприятия действительности, трансформации и интерпретации художественных эталонов в процессе рисования. В теории эстетического воспитания имеются исследования (Н.А.Вершинина, Е.В.Виноградова, А.А.Грибовская, Е.Б.Горунович, Н.М.Зубарева, Л.В.Компанцева, Ю.В.Максимова, О.П.Радынова, Р.Н.Смирнова, Н.Б.Халезова, Р.М.Чумичева и многие другие), посвященные вопросам приобщения дошкольников к изобразительному искусству. Однако недостаточно уделялось внимания определению степени доступности детям дошкольного возраста понимания содержания, выразительных средств произведений различных видов и жанров, выделению художественных эталонов, в качестве инструментария, необходимого для создания детьми собственных художественных образов. Изучение проблемы своеобразия использования детьми, особенно 3-х лет художественных эталонов и особенностей усвоения направлено на выявление новых возможностей и путей художественного освоения детьми действительности, раскрытие их способностей и самореализации творческого потенциала под влиянием художественных эталонов.

Постановка проблемы определения художественных эталонов как детерминирующего фактора развития изобразительного творчества детей 3-го и 7-го года жизни требует рассмотрения ее в нескольких аспектах: изучение генезиса понятия «художественные эталоны»; определение характеристики психологических механизмов восприятия, усвоения и использования детьми 3-го и 7-го года жизни художественных эталонов в процессе создания художественных образов; выявление художественных эталонов, доступных овладению детьми 3-го и 7-го года жизни; определение особенностей развития детского изобразительного творчества в рисовании под влиянием художественных эталонов.

Художественные эталоны являются объективным условием, так как цвет, форма, величина, композиционные закономерности, техники рисования выделены художниками в качестве «художественного инструментария», с помощью которого создаются произведения изобразительного искусства и субъективным условием, так как каждый эталон индивидуально усваивается ребенком, интерпретируется детском изобразительном творчестве как результат, обладающий эстетической ценностью, как продукт взаимодействия объективного и субъективного в сознании, как переживания самого ребенка в ходе рисования.

Структуру художественных эталонов наполняет и раскрывает ряд компонентов, абсолютизация одного из которых приводит к одностороннему пониманию этого понятия и процесса усвоения их детьми 3-х и 7-ми лет.

Существует мнение, что эталоны представляют собой некий образец, который не может способствовать развитию изобразительного творчества детей. Мы предполагаем, что художественные эталоны не затормаживают творческий процесс, а наоборот стимулируют, поскольку они есть художественно-изобразительный опыт, накопленный многими поколениями художников. Художественные эталоны расширяют изобразительные возможности детей и поэтому утверждение о негативном их влиянии на детское рисование является необоснованным. В качестве доказательства можно привести факты: 1) ребенок не знает нотной грамоты, не владеет техникой игры на музыкальных инструментах, не слышит гармонии звукоряда, следовательно он не сможет использовать музыкальные эталоны для составления звукоряда, исполнения музыкального произведения, сочинения мелодии. То же можно сказать и о художественных эталонах, если ребенок не видит гармонию разнообразных цветовых оттенков, не видит красоту формы предметов (объектов), композиционное построение, не владеет техниками рисования, то он не может создать выразительный рисунок и теряет интерес к рисованию. Мы утверждаем, что художественные эталоны служат языком в изобразительном искусстве и инструментом в детском изобразительном творчестве, с помощью которого ребенок строит собственный художественный образ.

Своими корнями понятие «художественные эталоны» уходит к концепциям первых натурфилософов, которые устанавливали непосредственную взаимосвязь «эталона» с космосом, его совершенством, непостижимостью. Универсальность эталона, как такового, занимает одно из важных мест в исследованиях современных авторов (К.З.Акопян, И.Л.Голованова, О.А.Кривцун, И.К.Кузьмичев, В.А.Петровский, В.М.Радугин, О.П.Радынова, Р.М.Чумичева и другие), определяющих это понятие с позиции достижений науки и техники. При этом специально вопросы использования художественных эталонов в процессе развития творчества детей дошкольного возраста в рисовании не ставились и не решались. Не уделялось достаточного внимания ряду вопросов, во-первых, изучению своеобразия использования детьми 3-х лет цвета, формы, композиционных закономерностей и, во-вторых, выявлению влияния художественных эталонов на детское изобразительное творчество в целом.

Актуальность проблемы заключается в выявлении и разрешении противоречия между наличием богатого педагогического и художественного опыта, накопленного в области изобразительного искусства, педагогики, и недооценкой его в обучении детей как 3-х, так и 7-ми лет основам изобразительной грамоты. С целью изучения и преодоления этого противоречия сформулирована проблема: «Каковы педагогические условия развития детского изобразительного творчества под влиянием художественных эталонов?» Решение проблемы является целью нашего исследования.

Объектом исследования выступает эстетическое воспитание детей 3-х и 7-ми лет посредством художественных эталонов

Предметом исследования являются методы и средства развития творчества в рисовании детей 3-х и 7-ми лет под влиянием художественных эталонов.

Гипотеза исследования. Художественные эталоны, определяемые как система художественных свойств и отношений, выработанная многими поколениями художников в ходе исторического развития, являются языком изобразительного искусства и будут выступать в качестве художественно-изобразительного инструментария для детей 3-х и 7-ми лет при условии, если:

•теоретически обосновать эффективность развития творчества детей 3-х и 7-ми лет в рисовании под влиянием художественных эталонов;

•разработать и экспериментально апробировать вариативную программу, направленную на усвоение детьми 3-х и 7-ми лет доступных художественных эталонов в процессе развития изобразительного творчества в рисовании;

•выявить критерии доступности художественных эталонов детям 3-х и 7-ми лет.

Задачи исследования:

1. Теоретически обосновать доступность некоторых художественных эталонов детям 3-х и 7-ми лет и их значение для развития детского изобразительного творчества в рисовании.

2.Разработать вариативную программу и экспериментально проверить ее эффективность в работе с детьми 3-х и 7-ми лет.

3. Определить сенситивный период и особенности усвоения художественных эталонов дошкольниками на основе сопоставления детей 3-х й 7-ми лет.

Методологической основой является теоретический анализ философских, педагогических, психологических исследований, раскрывающих сущность понятия эталон, также фундаментальные положения и идеи:

•о ведущей роли деятельности в развитии и формировании личности (Б.Г.Ананьев, А.Г.Асмолов, Л.В.Занков, В.П.Зинченко, А.Н.Леонтьев, Н.Н.Поддьяков, С.Л.Рубинштейн);

•об общекультурном характере произведений изобразительного искусства и их общечеловеческой ценности (К.З.Акопян, А.В.Бакушинский, В.С.Библер, Ю.Б.Борев, О.А.Кривцун, О.П.Радынова, Л.Н.Столович); •о «постулате сообразности» (В.А.Петровский); •о зоне ближайшего развития (Л.С.Выготский);

•о единстве умственного, нравственного, эстетического воспитания и развития (Л.А.Венгер, Л.С.Выготский, П.Я.Гальперин, В.В.Давыдов, А.В.Запорожец, АА.Люблинская, Н.А.Менчинская);

•о сущности детского изобразительного творчества (А.В.Бакушинский, Н.А.Ветлугина, Г.Г.Григорьева, Е.И.Игнатьев, Р.Г.Казакова, Т.Г.Казакова, Т.С.Комарова, Г.В.Лабунская, Н.П.Сакулина, Е.А.Флерина, Р.М.Чумичева). Методы исследования:

•теоретический анализ философской, искусствоведческой, психологической и педагогической литературы по проблеме исследования;

•изучение и анализ программ обучения и воспитания детей дошкольного возраста с целью определения методики развития детского изобразительного творчества под влиянием художественных эталонов; •стандартизированное наблюдение, направленное на получение объективной информации об особенностях усвоения детьми 3-го и 7-го года жизни художественных эталонов в процессе изобразительного творчества;

•беседы с методистами, воспитателями, студентами; •педагогический эксперимент, состоящий из трех этапов: констатирующий, формирующий, контрольный;

•анализ процесса овладения детьми 3-го и 7-го года жизни системой художественных эталонов;

•количественный и качественный анализ детских работ; •статистические методы обработки материала.

Научная новизна и теоретическая значимость заключается в: •теоретическом обосновании терминологического аппарата понятия «художественные эталоны»;

•выявлении доступных овладению детьми 3-х и 7-ми лет художественных эталонов (цвет; форма; величина; композиционные закономерности: формат, композиционный центр, линия горизонта, симметрия и асимметрия, равновесие, ритм, свет, динамика; традиционные (акварель, пастель, гуашь, мозаика, уголь, сангина, соус) и нетрадиционные техники рисования (монотипия, кляксография, пальцеграфия, линотипия, набрызг, тампонирование, рисование по мятой бумаге, рисование пластилином, эстамп, граттаж, печатки, штампы, матрицы, клише, батик, восковые мелки);

•определении психологических механизмов (избирательность, предметность, апперцепция, осмысленность, константность, гибкость, адаптивность, целостность, динамичность) и уровней усвоения детьми художественных эталонов в процессе изобразительного творчества;

•установлении зависимости выразительности создаваемых детьми художественных образов от степени усвоения художественных эталонов;

•определении возраста детей, сенситивного для усвоения художественных эталонов, на основе сопоставления двух возрастов (3-й и 7-й год жизни), позволяющего определить степень доступности художественных эталонов детям раннего возраста, охарактеризовать общие и отличительные особенности усвоения художественных эталонов детьми 3-х на образно-чувственном уровне и 7-ми лет на сознательном уровне, установить закономерности процесса овладения художественными эталонами и наметить перспективы их внедрения в практику дошкольных образовательных учреждений.

•разрешении противоречия между теоретической разработанностью проблемы развития детского изобразительного творчества и невостребованностью художественных эталонов в практике работы дошкольных учреждений.

Практическое значение исследования состоит в разработке диагностирующих методик, выявляющих доступность каждого компонента художественных эталонов детям 3-го и 7-го года жизни; составлении и практической реализации экспериментально-вариативной программы, направленной на овладение детьми 3-го и 7-го года жизни цветом, формой, величиной, композиционными закономерностями в процессе развития изобразительного творчества в рисовании.

Положения диссертационного исследования обогащают практику развития детского изобразительного творчества качественной характеристикой художественных эталонов, описанием особенностей их усвоения детьми 3-го и 7-го года жизни; дополняют материалы вузовского курса «Теория и методика развития детского изобразительного творчества»; включены в программы специализации, спецкурсов, спецсеминаров, преподаваемых на факультете дошкольного воспитания МГПИ им. М.Е.Евсевьева (г.Саранск), Mill У (г. Москва), Институте высшей школы «Универсум» (г. Москва), Педагогическом колледже № 15 (г. Москва).

Выводы и рекомендации исследования проверены на базе дошкольных образовательных учреждений и подтверждена их эффективность в том, что, усваивая художественные эталоны, дети 7-ми и особенного 3-х лет добиваются значительных результатов в рисовании, достигают выразительности художественных образов.

Полученные результаты эксперимента используются в массовой практике дошкольных образовательных учреждений, государственных и негосударственных студиях детского изобразительного творчества, на курсах повышения квалификации педагогов, при чтении курса «Теория и методика развития детского изобразительного творчества» в качестве иллюстративного практического материала.

Достоверность подтверждена результатами исследования; теоретическими положениями в области философии, эстетики, искусствоведения, психологии и педагогики, раскрывающими роль и значение изобразительного искусства, изобразительной грамоты в развитии детского творчества в рисовании; методологическим подходом к обоснованию понятия «художественные эталоны»; реализацией комплексной методики исследования, адекватной его задачам и природе изучаемого явления; экспериментальной проверкой и апробацией результатов в сочетании с качественным и количественным анализом теоретических и экспериментальных данных в рамках исследуемой проблемы.

Апробация: основные положения диссертации обсуждались на заседаниях кафедры эстетического воспитания МПГУ, кафедры методики дошкольного воспитания МГПИ им. М.Е.Евсевьева, на ежегодных научных конференциях МПГУ и МГПИ им. М.Е.Евсевьева. Материалы исследования использовались при проведении республиканских семинаров и семинаров-практикумов для заведующих и воспитателей дошкольных образовательных учреждений №1276 (г. Москва), №№ 125, 122, 20, 112, 76, 78, 111, 54 (г.Саранск), РИПКРО и ГУО (г.Саранск).

Положения, выносимые на защиту: Художественные эталоны, под которыми понимается система исторически сложившихся, общепринятых «художественных» свойств и отношений, выделенная многими поколениями художников в ходе исторического развития и включающая в свою структуру отдельные виды сенсорных эталонов (цвет, форма, величина), композиционные закономерности; традиционные и нетрадиционные техники рисования, доступны для усвоения их детьми 3-го и 7-го года жизни.

Изучение психолого-педагогических исследований позволяет определить процесс овладения художественными эталонами детьми 3-го как чувственно-образное и 7-го года жизни как сознательно-эстетическое отражение. Сопоставление особенностей овладения художественными эталонами детьми 3-го и 7-го года жизни позволило установить, что наиболее сенситивный период усвоения приходится на период раннего детства, когда чувственно-образные представления являются преобладающими.

Овладение художественными эталонами является важным звеном и механизмом постижения детьми 3-го и 7-го года жизни эстетических свойств окружающего мира и отражения его по определенным закономерностям изобразительного искусства в собственных художественных образах.

Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, насчитывающего 216 источников и многочисленных приложений.

Заключение диссертации научная статья по теме "Теория и методика дошкольного образования"

Результаты работы с цветом представлены в таблицах 19,20.

2 занятие: «Черно-белый мир».

Цель - вызвать интерес детей 3-го и 7-го года жизни к контрасту и желание составлять контрастные композиции, используя ахроматические цвета.

В качестве предварительной (подготовительной) работы с дошкольниками 3-х лет было проведено упражнение «Два брата», сущностью которого было то, что они, взяв в обе руки кисти с разной краской (на одной кисточки была белая краска, на другой - черная), наносили на лист бумаги одновременно, но с разных сторон листа, мазки обеими кисточками, как только они доходили до середины листа, они меняли кисточки и продолжали наносить мазки только теперь не к центру, а к краям бумаги до того момента пока не будет плавного перехода, тем самым получилась тоновая растяжка от светлого к темному. Ко всему тому же, дети научились получать серый цвет, ранее им не знакомый.

После этого упражнения они приступили к созданию художественных образов на основе контраста. Важно отметить, что почти все детские рисунки отличались выразительностью. Каждый из них был индивидуален и неповторим. Примером служит работа Маши Я. «Бабушка» (рис. 20; Приложение 7). Маша работала «от пятна», т.е. нанесла сначала хаотично мазки, затем объединив их в большое пятно (кляксу), посмотрев внимательно на него сказала, что оно очень похоже на бабушку, которая танцует, после этого она дорисовала пятно до образа. «Получилась такая смешная и веселая бабушка».

В работе с контрастными цветами дошкольники 3-го года были выявлены некоторые закономерности. Во-первых, ахроматические цвета способствовали развитию у них умения целостно воспринимать образ, обобщать формы в единую композицию, во-вторых, использование контрастных цветов является подготовительным этапом к усвоению композиционных закономерностей (композиционный центр, правило контраста, декоративность).

С детьми 7-го года занятие строилось в форме сюжетной игры «Фотографы», где им необходимо было выполнить негативы и позитивы художественных образов. Дошкольники с удовольствием приняли правила игры, и приступили к созданию образов, кто-то выполнял на белом фоне черным цветом образ, а кто-то наоборот. Художественные образы были не только выразительными, но и передавали различные эмоциональные оттенки. Так, в работе Маши С. «Снеговик» (рис. 21; Приложение 7) сам образ был очень мрачный, как объяснила Маша «.снеговик рассержен на то, что ему приходится одному стоять по долгу на улице и с ним никто не играет». Если проанализировать образ и сопоставить его с рассказом Маши, то можно понять, что снеговиком она представляет себя, через его эмоциональное состояние, она передала свое мироощущение.

Игра в фотографов расширяла представления о силуэтном рисовании и его выразительных возможностях. Таким образом, изучая специфику работы с ахроматическими цветами дети 7-го года постепенно осваивали основы графики, познакомились с техникой гризайли, гравюры, учились с помощью двух цветов создавать целостный выразительный художественный образ.

Полученные в ходе этого занятия результаты внесены в таблицы 19,20.

3 занятие.«Абстрактная композиция».

Цель - вызвать интерес детей 3-го и 7-го года жизни к абстрагированию посредством цвета.

Занятие состояло из двух частей. Первая часть была посвящена анализу художественных образов в различных видах наглядности, с целью определения значения в них цвета. Вторая часть заключалась в самостоятельном создании дошкольниками абстрактных образов.

Почти все дети 3-го года смогли выделить в художественных образах уже знакомые им цвета и оттенки. При этом они с легкостью подбирали карточки с цветами, используемыми в том или ином образе. Многие их них не объясняли свой выбор, однако это не мешало им без затруднений находить нужные карточки и вкладыши. Отсюда вывод, что в раннем возрасте дети способны воспринимать большое количество оттенков и в большей степени интуитивно использовать их при составлении образов (рис. 22, 23; Приложение 7). Упражнения по цвету на предыдущих занятиях обусловили формирование умения в этом возрасте находить гармонию между различными цветами и составлять очень выразительные абстрактные цветовые композиции.

Давая характеристику художественным образам дошкольников 7-ми лет, важно отметить, что они с легкостью называли цвета и оттенки, определяли значение цвета для того или иного образа. Однако на практике, т.е. при создании собственных абстрактных цветовых композиций, они не всегда соблюдали правила цветовой гармонии. Как показал анализ, не все детские работы являются гармоничными и выразительными. Эти рисунки выполнены путем неосознанного смешения цветов и поэтому не содержат в себе какого-либо абстрактного образа. После того как работы были закончены, дети не смогли объяснить, что именно они хотели изобразить. Из этого следует, что для некоторых оказалось недоступным определение цвета как выразительного средства, необходимого для создания художественного образа.

Однако в результате выполнения третьего задания были выявлены работы, отражающие умение дошкольников заключать в абстрактную форму посредствам цвета определенную идею, смысл, образ.

Количественные показатели успешности выполнения задания детьми 3-го и 7-го года жизни представлены в таблицах 19, 20 (Приложение 5).

С целью объективности оценки уровня овладения детьми 3-го и 7-го года жизни цветом были выделены соответствующие критерии (таблица 21).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

По результатам проведенного нами исследования можно сделать вывод, что одним из средств успешного развития творчества в рисовании детьми 3-х и 7-ми лет являются художественные эталоны.

Художественные эталоны как некая функциональная система, исторически сложившихся, общепринятых «художественных» свойств и отношений, выработанных многими поколениями художников и усваиваемых конкретной личностью в качестве художественно-изобразительного инструментария, имеет общечеловеческую и субъективную ценность и способствует развитию детского изобразительного творчества. В ходе исследования нами доказано, что из всех художественных эталонов наиболее доступны детям такие как: цвет, форма, величина, композиционные закономерности: формат, композиционный центр, линия горизонта, симметрия и асимметрия, равновесие, ритм, свет, динамика; традиционные (акварель, пастель, гуашь, мозаика, уголь, сангина, соус) и нетрадиционные техники рисования (монотипия, кляксография, пальцеграфия, линотипия, набрызг, тампонирование, рисование по мятой бумаге, рисование пластилином, эстамп, граттаж, печатки, штампы, матрицы, клише, батик, восковые мелки). Изучению особенностей передачи этих художественных эталонов и была посвящена наша работа.

Проведенный нами теоретический анализ литературы по проблеме исследования, позволил установить, что художественные эталоны обладают уникальной культурогенной способностью образовывать вокруг себя относительно автономную сферу всех видов деятельности ребенка-дошкольника (преобразовательной, познавательной, коммуникативной и ценностно-ориентационной), что подтверждает наше предположение о доступности художественных эталонов не только детям старшего, но и раннего дошкольного возраста. Это обусловлено наличием у детей, особенно 3-го года, ряда потребностей, стимулом для которых выступают сами художественные эталоны. Условно можно выделить следующие потребности: •потребность усвоить своеобразие использования художественных эталонов при построении художественных образов;

•потребность познания с помощью художественных эталонов многообразия реального мира и выразительных средств, позволяющих отобразить его;

•потребность активно воздействовать на окружающих в целях формирования их эстетического вкуса;

•потребность интерпретировать художественные эталоны, переводить их из одного ряда в другой с целью их эффективного функционирования;

•потребность в поиске новых способов комбинирования художественных эталонов.

Нерешенный комплекс вопросов, связанных с определением условий более эффективного развития творчества детей 3-го и 7-го года жизни в рисовании повлиял на разработку содержательного и процессуального аспектов вариативно-экспериментальной программы, направленной на усвоение дошкольниками 3-х и 7-ми лет художественных эталонов, под которым мы подразумеваем процесс создания детьми индивидуального художественно-выразительного образа, обладающего субъективной ценностью, выполненного на основе восприятия, усвоения, синтеза и трансформации художественных эталонов с привлечением личного опыта в области изобразительной грамоты и внесением нового элемента.

Содержание художественных эталонов было определено многообразием известных художникам цветов (оттенков), форм, величин, композиционных закономерностей, традиционных и нетрадиционных техник рисования. Вся система художественных эталонов имеет вид разветвленного дерева, стволом которого является творческая активность крупные ветки - основные компоненты художественных эталонов (цвет, форма, величина, законы и правила композиции, техники рисования), более мелкие веточки, отходящие от крупных ветвей - подструктурные элементы каждого компонента, в качестве корня, можно обозначить художественные задатки.

В процессе реализации программы эксперимента применялись методы и приемы, исторически сложившиеся в педагогике, направленные на реализацию личностно-ориентированной модели воспитательно-образовательного процесса, предполагающую построение субъект-субъектных связей, наличие позиции ненасилия у педагога по отношению к детям. При этом ребенок рассматривается как самобытная субкультура, обусловленная возрастными и индивидуальными особенностями, являющаяся показателем определенного уровня развития внутреннего «Я» и особого способа взаимодействия с «миром» художественных эталонов, окружающих предметов, объектов, миром других «Я».

В качестве средств выступал стимулирующий материал, включающий: репродукции произведений западноевропейских и отечественных художников, работы педагога, разноуровневые педагогические эскизы, детские работы, разнообразные виды ТСО. Освоение художественных эталонов основано, прежде всего, на использовании разнообразных форм ориентировочных действий, в которых художественные эталоны давались ребенку в виде опорных схем, макетов и раскрывались посредством художественных образов. Экспериментально доказано, что чем шире диапазон стимулирующего материала, предоставляемого дошкольникам, тем выразительнее получались художественные образы. Появившаяся возможность выбирать, варьировать художественные эталоны, материалы положительно сказывалась не только на процессе творчества, но и на его результате.

Операционально-деятельностный компонент программы раскрывал ряд форм (стержневую, пластообразную, спиралевидную, сравнительную, индивидуально-дифференцированную), реализующих педагогические условия усвоения художбественных эталонов.

Важно отметить, что на основе анализа отдельных компонентов выделенных художественных эталонов были определены критерии доступности каждого из них для детей 3-го и 7-го года жизни.

Критерии доступности художественных эталонов детям 3-го года жизни:

1.Интерес к художественным эталонам, выраженный в эмоциональном отклике детей.

2.Неосознанное использование художественных эталонов, их подструктурных элементов при создании художественных образов.

3.Искренность, правдивость, непосредственность переживаний испытываемых детьми при использовании художественных эталонов.

Критерии доступности художественных эталонов детям 1-го года жизни:

1.Познавательный интерес к художественным эталонам.

2.Сознательное использование художественных эталонов в процессе создания детьми собственных художественных образов.

3.Искренность, правдивость, непосредственность переживаний испытываемых детьми при использовании художественных эталонов.

4. Самостоятельны поиски дополнения, изменения, вариации преобразования и интерпретации художественных эталонов.

Это позволило объективнее подойти к оценке целесообразности введения художественных эталонов в практику дошкольного образования и выявить особенности их усвоения детьми.

Количественные и качественные показатели констатирующего этапа эксперимента позволили проанализировать состояние развития детского изобразительного творчества на современном этапе и подтвердить наше предположение о том, что в дошкольных учреждениях не уделяется достаточного внимания целенаправленному обучению детей, особенно 3-го года, основам изобразительной грамоты, являющейся основанием художественных эталонов. В этой связи рисунки у детей получились стереотипными, невыразительными, воспроизводящими единый образец, предоставляемый педагогом.

В проведенном исследовании подтверждена правильность нашего предположения о взаимообусловленности и взаимокорреляции художественных эталонов и эстетических качеств личности ребенка при соблюдении следующих условий: если эта связь всеобща, т.е. художественные эталоны представляются ребенку как на специально организованных занятиях, так и в повседневной жизнедеятельности; если художественные эталоны соизмеряются между собой и включаются в систему ценностей самого ребенка.

В ходе реализации формирующего этапа педагогического эксперимента были получены количественные и качественные результаты, демонстрирующие успешность овладения детьми 7-ми и особенно 3-х лет художественными эталонами. Проведенное исследование показало, что в основе эстетического усвоения дошкольниками раннего возраста жизни цвета лежит формирующаяся в процессе фило - и онтогенеза способность избирательно реагировать на красоту окружающего мира, распознавать ее в художественных образах и переносить ее в собственное творчество. Было установлено, что цвет в изобразительном творчестве этих детей занимает значительное место в силу большего эмоционального воздействия и выразительных возможностей. В отличие от них дети 7-ми лет воспринимали и использовали каждый цвет отдельно, не выделяли в нем самостоятельную эстетическую ценность, что повлияло на распределение детей по уровням (большая часть достигла только базисного уровня).

В период экспериментирования с цветом дети, особенно 3-х лет, не только получали и использовали разнообразные цвета в процессе создания художественного образа, но и прочувствовали изменчивость цветовой гаммы окружающего мира в зависимости от времени года, суток, собственного настроения. Мы считаем, что чем раньше у дошкольников будут сформированы представления о многообразии цвета в природе, искусстве и поливариативности его передачи в художественных образах посредством техник и стилей живописи, тем выразительнее станут их рисунки.

В результате изучения особенностей изображения формы было установлено, что стилизованное изображение выступает одной из характерных черт детского рисунка, поскольку оно явилось более доступным при овладении детьми раннего возраста формой, необходимой им для создания художественного образа. Дети 7-ми лет хотя и освоили на достаточно высоком уровне форму, но образы, ими создаваемые, были обеднены, по сравнению с детьми 3-х лет, как в содержательном, так и техническом плане. Они акцентировали внимание в основном только на передаче характерных особенностей той или иной формы, забывая при этом о корреляции ее с другими художественными эталонами.

Данные формирующего этапа эксперимента свидетельствуют также и о том, что дошкольники 3-х лет овладели изображением величины успешнее, чем предыдущими художественными эталонами. Во-первых, при усвоении нового эталона они начинают использовать ранее накопленные знания о других эталонах и чем шире круг изученных эталонов, тем легче осваиваются новые их виды, во-вторых, изучение величины осуществляется в рамках других методик (математики, элементарной геометрии и др.). Однако дети 7-ми лет несмотря на то, что в достаточной степени овладели изображением величины, все же не достигли таких результатов как малыши, что объяснялось уже имеющимся у них опытом художественной стереотипности, проявляющейся в изображении конкретных чувственно воспринимаемых величин ранее изученных предметов.

Как видно из количественных показателей усвоения детьми 3-х и 7-ми лет композиционными закономерностями, достаточно хорошо овладели ими обе группы (большой процент детей, относится к промежуточному и надбазисному уровням). Однако несмотря на то, что в использовании композиционных закономерностей дошкольники 7-ми лет проявили большую осознанность, в отличие от детей раннего возраста, выразительности художественных образов достигли не все. У детей 3-х лет показатели усвоения композиционных закономерностей несколько выше, что связано с тем, что у в старшем дошкольном возрасте наличествует уже сформированная стереотипность изображений, проявляющаяся в разрозненности полученных теоретических знаний и практических умений, т.е. на словах, на теоретическом уровне они демонстрируют высокие результаты усвоения художественных эталонов, а на практике иногда забывают их использовать, поэтому им приходится постоянно напоминать о них, направлять. В целом процесс трансформации и интерпретации композиционных закономерностей в собственном творчестве являлся длительным и развивающимся на протяжении всего периода эксперимента.

Сравнивая показатели диаграмм, отражающие уровни овладения детьми экспериментальных групп различными видами художественных эталонов, можно сделать вывод, что техниками рисования они успешнее всего овладели. При чем дошкольники 7-ми лет, в отличие от детей 3-го года жизни при создании художественных образов чаще всего использовали традиционные техники. На наш взгляд, это связано с тем, что ранний возраст наиболее благоприятен для расширения представлений о технических возможностях рисования, поскольку в этот период закладываются основы художественно-изобразительного опыта На основе анализа проводимых исследований удалось установить, что чем шире и разнообразнее диапазон техник предоставляется ребенку для усвоения, тем выразительнее получается художественный образ. Появившаяся возможность выбирать, варьировать техники, материалы положительно сказывается не только на результате творческой деятельности, но и на самом процессе, в ходе которого дети раннего возраста с помощью выразительных средств различных техник узнали специфику других художественных эталонов. Так, при изучении лессировочного письма они определили роль линии горизонта при построении художественного образа и наоборот. Освоения матриц и штампов способствовало овладению ритма в композиции, владение монотипией обеспечило усвоение симметрии и т.д.

Дети 7-го года жизни, в отличие от дошкольников раннего возраста, не смогли в достаточной степени продемонстрировать умение использовать выразительные возможности традиционных и нетрадиционных техник рисования при создании художественных образов. В связи с чем их рисунки не полностью раскрыли своеобразие каждой из изучаемых техник.

По данным исследования можно также сделать вывод, что художественно-изобразительные навыки и умения имеют двигательный характер, поэтому их развитие и формирование зависит от психофизиологии детей. Движения составили основу формирования представлений о цвете, форме, величине, пространстве, ритме, равновесии, динамики, симметрии, техниках рисования и т.д. Об этом свидетельствуют данные таблиц и диаграмм, раскрывающие уровни сформированности умения использовать усвоенные художественные эталоны при создании художественных образов.

Также анализ детских работ показал, что художественные эталоны способствуют формированию духовной жизни ребенка, развитию интеллектуальной, эмоциональной сфер, воспитанию эстетических потребностей и способностей, содействуют проявлению ребенком индивидуального своеобразия в изобразительном творчестве.

Характеризуя экспериментальную часть диссертационного исследования, необходимо указать, что для оценки детских работ были определены критерии и соответствующие им баллы по каждой серии занятий, с учетом которых высчитывались уровни овладения детьми художественными эталонами. Важен и тот факт, что в ходе экспериментальной работы дети исследуемой группы, в отличие от контрольной, продемонстрировали свою способность не только воспринимать художественные эталоны и, но и активно использовать их в собственном творчестве.

Новизна исследования состояла в том, что в своем эксперименте нам удалось доказать возможность достижения высоких результатов при целенаправленном обучении детей с раннего возраста особенностям использования художественных эталонов в процессе рисования, а не со старшего возраста, которому присуще наличие художественной стереотипности. Уставлено, что при традиционном обучении детей рисованию к 7-ми годам у них формируется множество графических стереотипов, которые очень трудно преодолеваются, в связи с чем, овладение художественными эталонами осложнено и качество их усвоения не достигает максимально возможных высоких показателей.

В ходе контрольного эксперимента была выявлена несформированность у детей контрольных групп представлений о художественных эталонах. Это обусловлено тем, что с ними не осуществлялось целенаправленного обучения особенностям использования художественных эталонов в процессе рисования, поэтому детям, как 3-го, так и 7-го года жизни, не удалось достигнуть выразительности создаваемых художественных образов, о чем свидетельствует анализ их работ. Самые низкие результаты, выявленные у детей 3-х лет контрольной группы, позволяют заключить о неоправданном их исключении из общего процесса обучения основам изобразительной грамоты в рамках традиционной педагогики.

В результате диссертационного исследования наметился ряд направлений, требующих дальнейшей разработки:

1.Выявление степени свободы в использовании художественных эталонов детьми 4-х и 5-ти лет при создании художественных образов.

2.Разработка вопроса о педагогической эффективности применения художественных эталонов в работе с детьми, относящимися к группе педагогически запущенных и детей ЗПР.

3.Расширение и углубление содержания экспериментально-вариативной программы, включив дополнительные серии занятий (различные виды и жанры изобразительного искусства).

4.Выявление особенности владения детьми 3-го и 7-го года жизни художественными стилями и использования их при создании художественных образов.

Список литературы диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Погодина, Светлана Викторовна, Москва

1. Абрамян Д.Н. Общепсихологические основы художественного творчества. -М., 1994.-321 с.

2. Азаров Ю.П. Педагогика любви и свободы. М.: Топикал, 1994. - 607 с.

3. Акбашев Т.Ф. Непрерывное образование и развивающаяся кооперация // Вестник высшей школы .-1988. -№2.

4. Акопова А.А. Эстетический идеал и природа образа. М. Ереван, 1994. -221 с.

5. Акопян К.З. Структура эстетического. Автореф дис. д.ф.н. М.,1996.

6. Александрова Н.С. Детское эстетическое отношение к дымковской народной игрушке. Учебное пособие. Киров: Изд. ВПГУ, 1997. - 67 с.

7. Александрова Н.С. Этнопедагогический феномен русских народных игрушек / Под ред. Н.С. Александровой. Киров: ВГПУ, 1998. - 31 с.

8. Алиев Ю.Б. Художественное образование в школе // Педагогика.-1991.-№10.

9. Амонашвили Ш.А. Единство целей. М.: Просвещение, 1987. - 206 с. Ю.Амонашвили Ш.А. Размышления о гуманной педагогике.-М.: Педагогика,1996. 494 с.

10. И.Ананьев Б.Г. Пространственные различия чувственного познания. М:

11. АПИ РСФСР, 1955.- 188 с. 12.Ананьев Б.Г. О проблеме современного человекознания. М.: Наука, 1977.- 380 с.

12. З.Андреев А.Л. Место искусства в познании мира. М.: Политиздат, 1980. -201 с.

13. Андреев А.Л. Художественный образ и гносеологическая специфика искусства : Методологические аспекты проблемы. М.: Наука, 1981.-192 с.

14. Античные мыслители об искусстве. 2-е изд. доп. М.: Искусство, 1938. -348 с.

15. Аристотель. Сочинения: в 4 томах. М.: Мысль, 1981-1983, т. 4. - 830 с.

16. Арнольдов А.И. Человек и мир культуры. М.: МГИК, 1992. - 237 с.

17. Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие. М.: Прогресс, 1974. -289 с.

18. Арнхейм Р. Новые очерки по психологии искусства. М.: Прометей, 1994.- 352 с.

19. Арончик И.Л. Искусство и эстетическое воспитание личности в условиях развитого социализма. Саратов: СГУ, 1980. - 95 с.

20. Аугсберг де Реско Лео. Новая школа рисования. М.,1909. - 160 с.

21. Аугсберг де Реско Лео. Рисование по американской системе. Руководство для учителей и родителей. / Пер. с англ. СПб., 1905. - 100 с.

22. Афанасьева Р.И. Преемственность в обучении рисованию детей подготовительной группы детского сада и учащихся первого класса общей школы. М.: Педагогика, 1979. - 26 с.

23. Бабанский Ю.К., Поташник М.М. Оптимизация педагогического процесса в вопросах и ответах: 2-е изд. Киев: Радаанска школа, 1982. - 198 с.

24. Бакушинский А.В. О задачах и методах художественного воспитания // Искусство в трудовой школе. М.: Новая школа, 1926. - 172 с.

25. Бакушинский А.В. Исследования и статьи: избранные искусствоведческие труды. Сост. Либерфорт и др. М.: Сов. Художник, 1981.-351 с.

26. Бакушинский А.В. Линейна перспектива в искусстве и зрительном восприятии пространства // Исследования и статьи: избранные искусствоведческие труды. Сост. Либерфорт и др. М.: Сов. художник, 1981.-352 с.

27. Басин Е.Я. Психология художественного творчества. М.: Знание, 1985. -64 с.

28. Батшцев Г.С. Введение в диалектику творчества. СПб: Русский гуманитарный институт, 1997. - 463 с.

29. Беда Г.В. Основы изобразительной грамоты. М.: Просвещение, 1989. -188 с.

30. Белякова Л.Г., Казакова Р.Г. Особенности проявления эстетической одаренности у детей в процессе рисования. Воспитание свободной, независимой, ответственной личности. СПб., 1994. - 123 с.

31. Бердяев Н.А. Философия творчества, культуры и искусства : В 2т. М.: Искусство, 1994, т. 1. - 508 с.

32. Беспалько В.П. Основы теории педагогической системы. Воронеж: Изд. ВГУ, 1977. - 304 с.

33. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. М.: Педагогика, 1989. - 190 с.

34. Бечак Б.А. Воспитание искусством. М.: Просвещение, 1981. - 162 с.

35. Библер B.C. От наукоучения к логике культуры. М.: Политиздат, 1991. -402 с.

36. Богоявленская Д.Б. Пути к творчеству. М.: Просвещение, 1981. - 96 с.

37. Богоявленская Д.Б. Опыт построения методики исследования активности в изобразительной деятельности // Вопрсы психологии. 1987. - № 1.

38. Болыная советская энциклопедия : В 30 т. 3-е изд. - М.: Сов. энциклопедия, 1974, т. 5,7.

39. Борев Ю.Б. Эстетика. В 2-х т. 5-е изд., допол. - Смоленск: Русич, 1997, Т.1.-576 с.

40. Брядов К. Формирование эстетического вкуса в старшей группе детского сада. // Приобщение личности к эстетической культуре в педагогическом процессе. М., 1991.

41. Бюлер К. Очерки духовного развития ребенка. М.: Работник просвещения, 1930. - 222 с.

42. Ванслов В.В. Всестороннее развитие личности и виды искусства. М.: Сов. Художник, 1963. - 111 с.

43. Венгер JI.A. Педагогика способностей. М.: Знание, 1973. - 96 с.

44. Венгер JI.A. Восприятие и обучение : Дошкольный возраст. М.: Просвещение, 1980. - 365 с.

45. Ветлугина Н.А. Методы эстетического отношения и художественного обучения // Основы дошкольной педагогики. М.: Педагогика, 1980.

46. Вовчик-Бланитная М.В. Формирование эстетического отношения детей дошкольного возраста к рисункам. // Доклад АПН РСФСР, 1959.- №5.

47. Волков Н.Н. Восприятие предмета и рисунка. М.,1950. - 508 с.

48. Волков Н.Н. Восприятие картин. М.: Просвещение, 1969. - 32 с.

49. Волков Н.Н. Восприятие картины / Под ред. И.П.Глинской. 2-е изд. доп. -М.: Просвещение, 1976. 32 с.

50. Волков Н.Н. Цвет. Композиция в живописи. М.: Просвещение, 1977. -263 с.

51. Выготский JI.C. Детская психология / Под ред. Д.Б.Эльконина. М: Педагогика, 1984. - 433 с.

52. Выготский J1.C. Воображение и творчество в детском возрасте. М.: Просвещение, 1991. - 96 с.

53. Выготский JI.C. Психология искусства. 5-е изд., заново сверенное с оригиналом, исправленное и дополненное. М.: «Лабиринт», 1997. - 416 с.

54. Гальперин М.П. Понятие прекрасного : материалы в помощь лектору. -Орел, 1978. 19 с.

55. Гегель Г.В. Лекции по эстетики: В 2-х т. СПб: Наука, 1999. - 621 с.

56. Генезис сенсорных способностей. / Под ред. Венгера Л.А. -М., 1976.-256 с.

57. Гизбург И.П. П.Чистяков и его педагогическая система. М.,1940. - 278 с.

58. Голованова И.Л. Активизация творческих способностей дошкольников и младших школьников в процессе работы с различными художественными материалами : Автореферат дис. к-та пед. Наук. М.: МПГУ, 1995.

59. Гончаров И.Ф. Эстетическое воспитание школьников средствами искусства и действительности. М.: Педагогика, 1986. - 126 с.

60. Гращенков А. Жизненная судьба пространственного искусства // Вопросы искусствознания. -1996. -№2.

61. Грек В.А. Рисую штрихом. Минск: Скарына, 1992. - 40 с.

62. Грибовская А.А. Образец в обучении детей изобразительной деятельности // Дошкольное воспитание. 1976.- № 1.

63. Григорьева Г.Г .Изобразительная деятельность дошкольников. :Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений. М.: Издательский центр: «Академия», 1997. - 263 с.

64. Григорьева Г.Г. Игровые приемы в обучении дошкольников изобразительной деятельности. М.: Просвещение, 1995. - 61 с.

65. Григорьева Г.Г. Развитие дошкольников в изобразительной деятельности: Уч. пособие для студентов высших педагогических учебных заведений / Под ред. Г.Г.Григорьевой. М.: Академия, 2000. 242 с.

66. Гройсман А.Л. Психология: личность, творчество. Регуляция состояний. В 3-х томах. М.: Магистр, 1992, т. 1. -119 с.

67. Громов Е.С. Основные эстетические категории. М.: Знание, 1981. - 64 с.

68. Гроссул Н.В. Художественный замысел в системе занятий с детьми изобразительной деятельностью. М., 1990. - 64 с.

69. Давидчук А.Н. Развитие у дошкольников конструктивного творчества. -М., 1976. 79 с.

70. Давиташвили Э.Р. Психологические основы действия по образцу у детей 6-ти летнего возраста. Автореф. дис. к.п.н. Тбилиси, 1982.

71. Делакруа Эжен. Мысли об искусстве. Ознаменитых художниках./ Пер. с фр. М.: Изд. АХ СССР, 1960. - 282 с.73 .Детское творчество. Сб. Научных трудов. / Ред. Конина М.М. М.: МПГУ, 1970.-201 с.

72. Дмитриева Е.И. Педагогические условия формирования изобразительного творчества у детей среднего дошкольного возраста: Автореферат дис. к-та пед. наук. М.: МПГУ, 1990.

73. Доронова Т.Н., Якобсон С.Г. Обучение детей 2-4 лет рисованию, лепке, аппликации в игре. М.: Просвещение, 1992. - 142 с.

74. Достоевский Ф.М. Собрание сочинений. В 30 томах. JL: Наука, 1980, т. 3. - 254 с.

75. Дошкольникам о художниках детской книги. / Сост. Доронова Т.Н. М.: Просвещение, 1991. - 124 с.

76. Дьяченко О.М. Воображение дошкольника. М.: Знание, 1986. - 94 с.

77. Евдокимова Е.С. Формирование гуманистической направленности у детей дошкольного возраста в процессе изобразительной деятельности. Автореф. дис. к.п.н. Волгоград, 1996.

78. Езикеева В.А. Картина как средство эстетического воспитания детей дошкольного возраста.// Вопросы эстетического воспитания в детском саду.М.,1960.

79. Зубарева Н.М. Дети в мире изобразительного искусства. М.: Просвещение, 1969.

80. Зубарева Н.М. Изобразительное искусство как средство эстетического воспитания детей 5-7 лет. Автореф. дис. д.п.н. Д., 1983.

81. Иванникова С.В. Формирование выразительного образа в аппликации у детей 6-го года жизни. Автореферат, дис. к-та пед. наук. М.: МПГУ, 1991.

82. Ивашкин А.В. Канон в музыке как эстетический принцип. Автореф. дис. к.п.н. -М., 1978.

83. Игнатьев Е.И. Психология изобразительной деятельности детей. М., 1965. - 188 с.

84. Игра и развитие ребенка в дошкольном возрасте. М.: МПГУ, 1990.-152 с.

85. Игры и упражнения по развитию творческого воображения у дошкольников / Сост. В.И. Лукьяненко, Н.И. Титаренко. Ростов: А.О. Центр печати, 1994. - 62 с.

86. Изобразительное искусство и художественный труд: 5 -8 кл.: Кн. для учителя / Н.Н.Фомина А.А.Дмитреева Н.А.Горяева и др.; Сост. Н.Н.Фомина М.: Просвещение, 1995. - 272 с.

87. Индивидуальный подход к детям в воспитательно-образовательном процессе детского сада / Под ред. Котырло В.К., Кулачковской С.Е. -Киев: Радзянска школа, 1989. 85 с.

88. Инжестойкова В.А. Формирование художественного образа в изобразительной деятельности старших дошкольников. Автореферат, дис. к-та пед. наук. М., 1987.

89. Искусство в жизни детей / Под ред А.П. Ершова и др. М.: Просвещение, 1991. - 127 с.

90. Искусство в системе культуры / Сост. М.С.Каган. Д.: Наука, 1987. - 272 с.

91. Каган М.С. Искусство как феномен культуры // Искусство в системе культур. Л.: Наука, 1987. 272 с.

92. Каган М.С. Философия культуры. СПб, 1996. - 416 с.

93. Казакова Р.Г. Формирование первоначальных основ способности рисовать с натуры у детей 6-7 лет: Автореферат дис. к-та пед наук. М.: МПГУ, 1968.

94. Казакова Р.Г. Эстетическое воспитание. Подготовительная к школе группа в детском саду. / Ред. Залужская М.В. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Просвещение, 1975. - 122 с.

95. ЮО.Казакова Р.Г. Занятия рисованием и лепкой. Воспитание и развитие детей раннего возраста. / Ред. ЛяминаГ.М. -М.: Просвещение, 1981.-101 с.

96. Казакова Р.Г. Актуальные проблемы теории и методики изобразительной деятельности. М.: Прометей, 1985. - 68 с.

97. Ю2.Казакова Р.Г. Рисование, лепка, аппликация. // Воспитание детей в старшей группе детского сада. / Сост. Лямина Г.М. М.: Просвещение, 1984.- 134 с.

98. ЮЗ.Казакова Р.Г., Белякова Л.Г. «Детская одаренность».Учебное пособие. -М.: МПГУ, 1997.-98 с.

99. Казакова Т.Г. Изобразительная деятельность и художественное развитие дошкольников. -М.: Педагогика, 1983. 111 с.

100. Казакова Т.Г. Развивайте у дошкольников творчество. М.: Просвещение, 1985. - 192 с.

101. Юб.Кальнинг А.К. Акварельная живопись. М.: Искусство, 1968. - 76 с.

102. Кандинский В.В. О духовном в искусстве. Л., 1990. - 66 с.

103. Ю8.Кант И. Сочинения. В 6 томах. / Под общ. ред. В.Ф.Асмуса и др. М.: Мысль, 1966, т. 6. - 743 с.

104. Ю9.Кирцер Ю.М. Рисунок и живопись. Практическое пособие. М.: Высшая школа, 1992. - 269 с.

105. ПО.Колков А.И. Гармония и творчество / Под общ. ред. Л.И. Рудич. Кемерово, 1990. - 84 с.

106. П.Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду: обучение итворчество. М.: Педагогика, 1990. - 144 с.

107. Комарова Т.С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду. М.: Просвещение, 1991. - 175 с.

108. З.Комарова Т.С. Обучение детей технике рисования. М.: АО «Столетия», 1994. - 142 с.

109. Комарова Т.С. Дети в мире творчества. М.: Мнемозина, 1995. - 160 с.

110. Косминская В.Б. Развитие эстетического восприятия в связи с обучением рисованию. //Вопросы эстетического воспитания в детском саду. М.,1960.

111. Пб.Косминская В.Б., Васильева Е.И., Казакова Р.Г. Теория и методика изобразительной деятельности в детском саду. Учебное пособие для студентов. М.: Просвещение, 1981. - 255 с.

112. Косминская В.Б., Халезова Н.Б. Основы изобразительного искусства и методика руководства изобразительной деятельностью детей. М.: Просвещение, 1981. - 128 с.

113. Коссов Б.Б. Творческое мышление, восприятие и личность. Москва-Воронеж, 1997. - 47 с.

114. Котляр В.Ф. Формирование чувства ритма в изобразительной деятельности у детей дошкольного возраста Автореферат дис. к-та пед наук. -М., 1975.

115. Краткий психологический словарь -хрестоматия. Сост. Б.М.Петров / Под ред. К.К.Платонова. М.: Высшая школа, 1974. -134 с.

116. Кривцун О.А. Актуальный вид искусства в истории культуры. // Проблемы методологии современного искусствознания. М.,1989. - 266 с.

117. Кривцун О. А. Эстетика: Учебник. М.: Аспект Пресс, 1998. - 430 с.

118. Кузин B.C. Психология. Учебник. 3-е изд. допол. и перераб. М.: АГАР, 1997.-304 с.

119. Кузьмичев Введение в эстетику художественного сознания. Нижний Новгород, 1995. - 287 с.

120. Лашпин И.И Художественное творчество. М., 1923. - 332 с.

121. Лейзеров Н.Л. Образность в искусстве. М., 1974. - 207 с.

122. Леонтьев А.И. Проблемы развития психики. 2-е изд. М.: МГИ, 1972. -218 с.

123. Леонтьев А.И. Деятельность. Сознание. Личность. 2-е изд. М.: Политиздат, 1977. - 195 с.

124. Леонтьев А.И. Избранные психологические произведения. М., 1983. -324 с.

125. Лихачев Б.Т. Теория эстетического воспитания. М.: Просвещение, 1985. -175 с.

126. Лук А.И. Мышление и творчество. М.: Политиздат, 1976. - 144 с.

127. Лукашова А.А. Формирование выразительного образа в рисунках старших дошкольников средствами нетрадиционных художественных техник. Автореф. дис. к.п.н. -М., 1998.

128. Любимов Л.Д. Искусство Древней Руси. М.: Просвещение, 1981. -320 с.

129. Мастера искусства об искусстве / Под. ред А.А.Губера и др. М.,1967. -269 с.

130. Мейлах Б.С. Процесс творчества и художественное восприятие. М.: искусство, 1985. - 318 с.

131. Мелик-Пашаев Л.В. Способность к применению цвета в качестве выразительного средства как компонент художественной одаренности. -М., 1976.- 115 с.

132. Мелик-Пашаев А.А., Новлянская Э.Н. Ступеньки к творчеству. М.: Педагогика, 1987. - 120 с.

133. Мелик-Пашаев А.А. Как развивать художественное восприятие у школьников. М., 1988. - 126 с.

134. Мелхорн Г., Мелхорн Х.Г. Гениями не рождаются. Общество и способности человека. Пер. с нем. М.: Просвещение, 1989. - 159 с.

135. Мерошкина Р.А. Формирование выразительности рисунка старших дошкольников на основе восприятия иллюстраций детской книги. Автореферат, дис. к-тапед. наук. М.: МПГУ, 1979.

136. Михайлов М.И. Основные эстетические категории: опыт систематизации. Саратов, 1990. - 141 с.

137. Молчанов Л.В. Пространство мира и пространство картины. М.,1983. -152 с.

138. Мухина B.C. Изобразительная деятельность ребенка как форма социального опыта. М.: Педагогика, 1981. - 245 с.

139. Народное искусство в воспитании детей / Под ред. Т.С. Комаровой. М., 1997.-209 с.

140. Неизвестный Э. Катакомбная культура и власть. // Вопросы философии.-1991.-№10.

141. Неменский Б.М. Мудрость красоты. М.: Просвещение, 1981. - 192 с.

142. Овсянников Ю.М. Рассказы об архитектуре. М.: Детская литература. 1985. - 191 с.

143. Основные современные концепции творчества и одаренности / Под ред.

144. Д.Б. Богоявленской. М.: Молодая гвардия, 1997. - 402 с. 149.0сновные философские термины. Учебное пособие / Санкт-Петербург

145. М.С.Каган / Под ред. И.М.Рогова. СПб : СПб ГТУ,1995. - 41 с. 150.0сновы эстетики и искусствознания. / Под ред.Люблинского И.А., Скатерщикова В.К. - М.: Просвещение, 1979. - 302 с.

146. Пантелеева Л.В. Развитие чувства цвета у детей 5-7 лет. Автореферат, дис. к-та пед. наук. М., 1970.

147. Петров В.М., Бояджиева Л.Г. Перспективы развития искусства: методы прогнозирования. М.,1996. - 158 с.

148. Петровский В.А. Психология неадаптивной активности. М.,1992.-223 с.

149. Петровский В.А. Психология воспитания / Под ред. В.А. Петровского. 2-е изд. М.: Аспект-пресс, 1995. - 151 с.

150. Петровский В.А. Личностно-развивающее взаимодействие. Ростов н/Д: АО «Цветная печать», 1996. - 85 с.

151. Петровский В.А. Личность в психологии: парадигма субъективности. -Ростов -на- Дону: Феникс, 1996. 512 с.

152. Петровский В.А., Кларина Л.М., Смывина Л.А., Стрелкова Л.П. Построение развивающей среды в дошкольном учреждении. М.: Новая школа, 1993.- 102 с.

153. Поддьяков А.Н. Творчество и саморазвитие детей дошкольного возраста. Волгоград: Перемена, 1994. - 47 с.

154. Приобщение личности к эстетической культуре в педагогическом процессе: Сб. Научных трудов. М.: НИИ художественного воспитания, 1991.- 109 с.

155. Приходько Е.Г. Методические основы формирования представлений о цвете у детей пятого года жизни. М., 1993. - 96 с.

156. Проблемы методологии современного искусствознания. М.:Наука, 1989.-266 с.

157. Программа «Развитие» (Основные положения). М.: Новая школа, 1994.

158. Программа воспитания и обучения в детском саду. / Отв. Ред. М.А.Васильева. М.: Просвещение, 1985. - 174 с.

159. Программа работы дошкольных учреждений : Младшие группы. М.,Л.: Учпедгиз, 1932.

160. Прохорова Л.Н. Развиваем творческую активность дошкольников. -Владимир, 1995. -112 с.

161. Психологические проблемы развития творческих способностей в условиях гуманизации образования. М., 1995. - 119 с.

162. Радугин В.М. Эстетический идеал и его воплощение в искусстве. Автореф. дис. д.ф.н. М.,1995.

163. Размыслова А.В. Педагогические условия формирования чувства цвета у детей старшего дошкольного возраста в изобразительной деятельности. Автореф. дис. к.п.н. М.,1997.

164. Раппорт С.Х. Искусство и эмоции. М.: Музыка, 1972. - 168 с.

165. РепинИ.Е. Об искусстве. -М., 1960. 189 с.

166. Рисунок. Живопись. Композиции : Хрестоматия: Учебн. пособие для студентов худож.-граф. фак. Пединститутов /Сост. Н.Н.Ростовцев и др. -М.: Просвещение, 1989. 207 с.

167. РодариД. Грамматика фантазии. -М.: Прогресс, 1990. 191 с.

168. Розет И.И. Психология фантазии. Экспериментально-теоретические исследования внутренних закономерностей продуктов умственной деятельности. Минск: Университетское, 1991. - 339 с.

169. Роль искусства в развитии способностей школьников / Под ред. Е.К.Чухмана. М.: Педагогика, 1985, - 141 с.

170. Роль искусства и культуры в воспитании в духе ненасилия. М.: Ассоциация «Педагогика ненасилия», 1992. - 199 с.

171. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. В 2 т. М.: Педагогика, 1989, т. 2.-322 с.

172. Руубер Г.Э. О закономерностях художественно-визуального восприятия. Таллин: Валгус, 1985. - 344 с.

173. Савенков А.И. Детская одаренность: развитие средствами искусства. -М.: Педагогическое общество России, 1999. 220 с.

174. Сакулина Н.П. Рисование в дошкольном детстве. М., 1965. - 214 с.

175. Сиднева М.Б. Произведения искусства как нравственно-эстетическая ценность: Автореф. дис. к.ф.н. Л., 1987.

176. Ситаров В.А., Моралов В.Г. Психология и педагогика ненасилия. М.: Клуб « Реалисты», 1997. - 336 с.

177. Скляренко С.Ф. Рисунок для малыша / Под ред. Э.В. Рущенко. -Севастополь, 1993. 97 с.

178. Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство. В 4-х т. Обнинск, 1996.

179. Соловьев B.C. Философия искусства и литературная критика. М.: Искусство, 1991.-699 с.

180. Столович Л.Н. Жизнь творчество - человек. - М.: Политиздат, 1985. -415 с.

181. Столович Л.Н. Красота. Добро. Истина. Очерк истории эстетической аксиологии. М.: Республика, 1994. - 463 с.

182. Стор И.Н. Научно-практические основы живописи : Учебное пособие. -М.:МГТА, 1992.- 116 с.

183. Теплов Б.М. Проблемы индивидуальных различий. М.: Академия пед. науки, 1961. - 40 с.

184. Теплов Б.М. Избранные труды. В 2 т. М.: Педагогика, 1985, т. 1. - 328 с.

185. Торшилова Е.М., Морозова Т.В. Развитие эстетических способностей детей 3-7 лет. М.: Б.И., 1994. - 114 с.

186. Фаас Н.Э. Формирование взаимоотношений дошкольников в процессе изобразительной деятельности в условиях разновозрастной группы. Автореф. дис. к.п.н. М., 1991.

187. Фельдштейн Д.И. Проблем возрастной и педагогической психологии. -М.: Межд. Пед. академия, 1995. 368 с.

188. Флерина Е.А. Изобразительное творчество детей дошкольного возраста. М.: Учпедгиз, 1956. - 160 с.

189. Флоренский П. Сочинения в 4-х томах / Под ред. Игумены Андроника. М.: Мысль, 1990, т.1. 797 с.

190. Халезова Н.Б. Народная пластика и декоративная лепка в детском саду. -М.: Просвещение, 1984. 112 с.

191. Халезова Н.Б., Курочкина Н.А., Пантюхина Г.В. Лепка в детском саду. -М.: Просвещение, 1986. 141 с.

192. Художественное творчество и психология. М.: Наука, 1991. - 189 с.

193. Художественное творчество и ребенок / Под ред. Ветлугиной Н.А. М.: Просвещение, 1974. - 175 с.

194. Художественные модели мироздания. Взаимодействие искусств в истории мировой культуры. В 2 т. / Бондаренко И.А., Виноградова Н.А., Володина Т.И. и др. / Под. общ. ред. В.И.Толстого. М.: НИИ PAX, 1997, т.1,-399 с.

195. Чумичева P.M. Взаимодействие искусств в развитии личности старшего дошкольника. Ростов н/Д, 1995. - 271 с.

196. Чумичева P.M. Дошкольникам о живописи. М.: Просвещение, 1992. -122 с.

197. Шибанова Н.Я. Воспитание у детей дошкольного возраста самостоятельности рисования. Пермь, 1974. - 78 с.

198. Шорохов Е.В., Козлов Г.Г. Композиция. М.: Просвещение, 1978. -159 с.

199. Шпикалова Т.Я. Народное искусство на уроках декоративного рисования. М.: Просвещение, 1979. - 192 с.

200. Эстетика: Учебное пособие для вузов / Научный редактор А.А.Радугин. -М.: Центр, 1998. 240 с.

201. Эстетический идеал и проблема художественного многообразия. М.: Мысль, 1969.-359 с.

202. Юнг К.Г. Феномен духа в искусстве и науке. / Пер. с нем. Собрание сочинений в 15 томах. М.: Ренессанс, 1992, т. 15.-341 с.

203. Яковлев Б.Я. Рисование как общеобразовательный предмет. М.,1896. -56 с.

204. Яковлев Е.Г. Эстетика: Учебное пособие. М.: Гардарики, 1999. - 464 с.

205. Ю.Ястребова Н.А. Формирование эстетического идеала и искусство. -М., 1976.-295 с.

206. Яусс Х.Р. К проблеме диалогического понимания. //Вопросы философии. -1994.-№12.

207. Arnheim Rudolf. Art and visual perception. Apsychologuofe creative eye. By Rudolf Amheim. London, 1967. - 289 c.

208. Cognitive prosses in the perception of art / Ed. By W. Pay Croziera. Antony J. Chapman. Amsterdam etc: North-Holland, cop. 1984. - 350 c.

209. Dufrene K. Auyourd huiencore la creation. Proceedings of the Innational Congress of Aesthetics, vol 1969. 256 c.

210. Xaylor Y.A. The nature of creative progress in : Smith P. (ed) Creative. An examination of creative progress. Hasting Youse N.Y., 1959.-341 c.

211. Torrance E.P. Education and creativity. In : Taulor C.L. V (ed) Creativity : Progress and potential Me Graw Hill N.Y., 1964. - 247 c.195